Определяем глубину водоема... по растениям. Определите растения водоема
Определяем глубину водоема... по растениям — МегаЛекции
Водные растения и рыбы
Любой представитель царства Нептуна так или иначе тяготеет к зарослям водной растительности - рыбьему столу и дому. Молоди рыб среди растений легче укрываться от хищников, тут же вместе с взрослыми "мелюзга" находит себе корм; в самую жару многие виды прохлаждаются среди зарослей тростника и рогоза, где температура воды всегда чуть ниже, чем вне их...
Роль водных растений в жизни водных обитателей огромна и ее трудно переоценить.
Разнообразие водной растительности
Высшие водные растения в любых водоемах выполняют очень важные функции. Хара, кладофора, улотрикс, лютик ядовитый, калужница, вахта трехлистная, стрелолист, рогоз, касатик, кубышка, водокрас и многие другие растения, произрастающие под водой, на поверхности водоемов или на мелководьях, - убежище для водных животных, субстрат для нереста фитофильных ("растениелюбивых") рыб, естественный фильтр между водосбором и водоемом.
Кроме того, растительность играет важнейшую роль в процессе самоочищения водохранилищ, рек, прудов, она является конкурентом водорослей, вызывающих "цветение" воды. На заросших тростником и камышом мелководных участках водоемов происходит выплод и нагул водоплавающих и болотных птиц...
В морях и океанах водные растения часто растут вокруг коралловых рифов, защищая их от загрязнения океанских вод (растения служат естественным фильтром, поглощая загрязнения). Корни водных трав замедляют эрозию, помогая стабилизировать береговые линии.
Водные растения могут достигать в длину от нескольких сантиметров до десятков метров. Они формируют настоящие морские луга в прибрежных водах от Арктики до тропиков. Около восточного побережья Северной Америки существуют самые большие подводные пастбища площадью несколько сотен квадратных километров. Подводные луга произрастают в австралийских прибрежных водах. Один такой луг около Аделаиды занимает площадь в 4000 км2, причем этому лугу насчитывается более тысячи лет.
В составе флоры днепровских водохранилищ насчитывают более 1000 видов растений, из которых сугубо водных или "водолюбивых" - около 200 видов. Ниже приведем описание некоторых растений, которые имеют немаловажное значение в жизни рыб.
Рогоз (куга)
Рогоз - растение с плотным и крепким стеблем, окруженным широкими листьями. Его увенчивает сверху бархатистый темно-бурый початок (часто ее называют "качалочкой") с созревшими плодами. Это растение иногда неправильно называют камышом.
На водохранилищах в рогозе прекрасно ловится карась, плотва, красноперка, карп.
Ряска
Ряска - это крохотное свободно плавающее растение. На поверхности стоячей воды в озерах и прудах ряска часто образует сплошной светло-зеленый налет.
Благодаря высокому содержанию белка ряска может соперничать с бобовыми растениями. Поэтому ею с удовольствием лакомятся и водоплавающие птицы, и разнообразные рыбы.
Камыш
Камыш - имеет длинный гладкий стебель темно-зеленой расцветки, который совершенно лишен листьев. Часто образует сплошные заросли в воде недалеко от берега. Внизу стебель достигает толщины с палец. В верхней части различают коричневое соцветие, состоящее из нескольких колосков. Длина камышины достигает пяти и более метров.
Стебли камыша пористые, заполнены массой, похожей на самый легкий пенопласт. Растение густо пронизано сетью воздухоносных каналов.
Тростник
В отличие от камыша стебли тростника снизу и до самого верха покрыты плоскими, линейно-ланцетные, до 7 см шириной, по краям острошероховатыми листьями. На вершине стебля различают метелку длиной 20-50 см. Изобретательные рыболовы из отдельных сухих тростинок изготавливают чудесные легкие 3-4-метровые удилища.
Элодея
Элодею часто называют "водяной чумой" из-за способности стремительно разрастаться и "захватывать" свободную акваторию. Элодея - исторически "не наше" растение, оно пришло к нам из Северной Америки, освоив по пути водоемы Западной Европы.
В рыболовной литературе встречается утверждение, что рыба избегает густых зарослей элодеи и ее там не поймать. Однако это не так. "Водяной чумой" с удовольствием питается белый амур и некоторые другие рыбы.
Нитчатка, или шелковник
Нитчатка - ярко-зеленая нитчатая водоросль. Ее пряди одним концом прикрепляются к свае, камню, коряге или другим подводным предметам и свободно "полощутся" или развеваются на течении. При сильном зарастании водоема, нитчатка всплывает на поверхность, образуя обширные участки зеленой тины. Это растение любимо многими видами рыб.
Гречиха земноводная
Гречиха земноводная - глубоководное растение, несколько похожее на наземную гречку, имеющее длинный шнуровидный стебель. Как правило, растет на глубине 3-4 метра.
Хара
Хара - подводное растение с тонкими стеблями с мутовками листьеподобных иголочек. Иногда хара может образовывать целые подводные луга. Это растение особенно любит воду, насыщенную кальцием.
Определяем глубину водоема... по растениям
По характеру водной растительности рыболов может достаточно точно (при условии, что он может отличить хотя бы рогоз от тростника) судить о рельефе дна.
В прибрежном поясе находят благоприятные условия обитания темно-зеленые осоки, вех, лютик ядовитый. У самой воды сплошной ковер иногда образует калужница.
0,5-1,0 метра. На границе воды и суши растут земноводные растения: вахта трехлистная, стрелолист, заросли частухи, череды, хвощей, рогоза.
1,0-1,5 метра. Следующий пояс составляют наполовину погруженные растения: манник, осока, водяная гречиха растут на отмелях с глубинами до одного метра. Рдесты и хара поселяются несколько глубже - на глубине 1-2 метра.
1,5-2,0 метра. Куга (озерный камыш) и тростник на водохранилищах с переменным уровенным режимом растут на глубинах до 2 метров, в реках и озерах - до 1,5 метров.
2,0-3,0 метра. Это пояс растений с плавающими на поверхности листьями: белая кувшинка, желтая кубышка, рдесты, гречиха земноводная, водокрас. Кубышка и белая кувшинка (любительницы чистой и проточной воды) на реках и озерах растут на глубинах до 2,5 метров, в водохранилищах - до 3-х метров.
3,0-4,0 метра. На глубинах до 4-х метров растут харовые водоросли - роголистник, уруть, элодея (отдыхающие на пляжах хорошо знакомы с этими растениями). Хотя наиболее плотные заросли наблюдаются на метровой-полутораметровой глубине.
4-е метра и глубже. Глубже 4 метров на водохранилищах жесткая растительность скудна, встречается небольшими "кустиками" растительность мягкая.
Каждая рыба любит "свои" растения
Разные виды рыб предпочитают "свою" растительность. Карась и линь любят кормиться в зарослях осоки и рогоза, нередко ловятся на глубине 20-30 см. Около тростников и камышей поселяются окунь, плотва, красноперка, часто на глубине 1-2 метра в засадах стоит щука. В реках и озерах среди зарослей кубышек кормятся плотва и красноперка; заросли урути населены разнообразной рыбой, как мирной, так и хищной.
Среди побегов роголистника взрослой рыбы практически не бывает. Личинки водяных насекомых - пища рыб - не поселяются на листьях этого растения "благодаря" выделению растением дубильного вещества - танина. Кроме того, в научной литературе встречается утверждение, что тонкая пыльца роголистника во время его цветения попадает с водой в жабры рыб и засоряет их.
Очень много взрослых рыб и "рыбят" в зарослях рдеста и урути, где она находит обильную пищу, мечет икру и с успехом скрывается от хищников. Сазан часто откладывает икру на заросли рдестов, где насыщение воды кислородом и днем и ночью значительно выше, чем в окружающих открытых участках водоема.
Весь световой день летом и в начале осени можно ловить красноперку, плотву, линя, ельца, карася и небольшогосазана в окнах между листьями кувшинок, на границе зарослей камыша и рогоза.
Наблюдательные рыболовы заметили, как много иногда рыб собирается поздней осенью и зимой в зарослях хвоща. Считается, что эти растения обладают способностью подщелачивать воду вокруг себя. Кроме того, зимой вода обогащается кислородом, поступающим из воздуха через пустотелые стебли растений.
Белые кувшинки и желтые кубышки не только внешне красивы. На листьях растений обитает разная беспозвоночная живность. Сами большие круглые листья служат рыбам укрытием в жаркую и солнечную погоду. Кроме того, в корневищах кувшинок много крахмала, белка и сахара, ими лакомиться любят плотва, красноперка и окуни.
На мелководье заросли стрелолиста притягивают "белую" рыбу, питается здесь карп, голавль, язь, плотва. Здесь же охотятся и хищники. В побегах стрелолиста в полтора раза больше крахмала, чем в клубнях картофеля!
megalektsii.ru
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| |
- Вспомните название водоёма - Определите, какой это водоём (река, ручей, озеро, пруд, др.), обоснуйте свою точку зрения. | Записывают в блокноты название водоёма: «Река Северная Двина» Ученики вспоминают характерные особенности водоёмов, устанавливают принадлежность наблюдаемого водоёма к одному из них, называют признаки |
Определение местонахождения водоёма по отношению к географическому или социальному объекту: | |
- Определите по компасу, в каком направлении от нашей школы (если она в поле зрения), от населённого пункта находится водоём. Запишите данные в блокнот. | Ученики при помощи компасов определяют направление местонахождения водоёма, составляют и записывают предложение, например: «Река располагается в северо-западном направлении от школы». |
Исследование внешнего облика водоёма | |
- Установите, есть ли течение, каково его направление. - Запишите наблюдения. | Ученики оглядывают берега водоёма, анализируют их вид, растительность; Пример записи: Правый берег реки крутой, поросший лесом. После слоя почвы (в котором коренятся деревья, кустарники и травы) заметны песок и глина. Левый берег пологий, на нём обнаружены луговые травы. Мы знаем, что весной река выходит из берегов – разливается и подтапливает левый берег. Течение имеет направление на северо-запад. |
Исследование воды в водоёме | |
- Исследуем воду в нашем водоёме. Зачерпнём пластиковым стаканчиком воды и посмотрим её на свет. Какой мы её видим, опишите (чистая, прозрачная, мутная) | Ученики записывают предложение, в котором характеризуются внешние качества воды. |
Микровывод | |
- Дайте характеристику водоёма, пользуясь своими записями. - Оцените красоту водоёма и растительности вокруг него. | Ученики составляют устный рассказ на основе своих записей. |
Наблюдения за растениями водоёма | |
Сачком дети могут выловить ряску, водоросли, элодею. - Рассмотрите водные растения, вспомните их названия. В том случае, если ученики не знают названия растений, учитель предлагает им работу с карточками: - Рассмотрите растение, найдите похожее на карточках, установите его название. -Запишите названия растений. Их можно зарисовать или сфотографировать. | Соотносят натуральные растения и эскизы или рисунки, устанавливают названия растения. При желании дети могут его сфотографировать или зарисовать. Примеры водных растений: осока дернистая, рогоз, камыш, кувшинка, кубышка и др. |
Наблюдения за животными водоёма | |
- Приглядитесь, вокруг много животных. Кто живёт возле водоёма? В том случае, если ученики испытают затруднения, им также предлагается работа с карточками. - Рассмотрите воду из реки в лупу, что обнаружили? (Можно принести образец воды в класс и рассмотреть под микроскопом). Запишите названия животных, которые обитают в водах нашего водоёма и возле него | Ученики могут заметить стрекоз, комаров, лягушек, водоплавающих птиц и насекомых (жук-плавунец, водомерка и др.), мальков различных рыб, моллюсков (прудовиков и улиток). Рассматривая воду через лупу, ученики увидят движущихся существ. Это рачки. Ученики составляют предложения о животных водоёма. |
Деятельность людей | |
- Для чего люди используют этот водоём? Как он охраняется? Какой вред наносят люди водоёму? Можно ли, на ваш взгляд, устранить вредное влияние человека? (Какие природоохранные мероприятия проводятся на этом водоёме). - Составьте и запишите несколько предложений об этом. | Ученики размышляют о значении водоёма для людей, записывают предложения: «Вода людям очень нужна для жизни.Воду люди берут из природных водоёмов…» |
Вывод | |
- У нас с вами есть все данные, чтобы составить рассказ о нашем водоёме. | Ученики составляют рассказ. |
studfiles.net
"Жизнь прекрасного водоема"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема;
- ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека;
- развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе ранее полученные знания;
- учить рассуждать и делать выводы.
Оборудование:
- плакат-схема "Пресный водоем";
- гербарий растений луга и водоема;
- атлас-определитель А. А. Плешакова;
- рисунки с изображением животных водоема.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
У. Послушайте стихотворение и определите слово, которое будет ключевым на нашем уроке.
Плакат-схема "Пресный водоем".
Посмотрите вот сюда. Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка и тростник. Есть беззудка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит.
У. Какое слово будет главным на уроке?
Д. Водоем.
У. Обведи названия водоемов, которые есть в нашем крае.
река океан озеро море
У. Что относится к озеру? К реке? Соедини стрелками.
РЕКА
- вода течет
- стоячая вода
- два берега
- со всех сторон
- окружено сушей
ОЗЕРО
У. Сейчас вы увидите на экране фрагменты, в которых показаны река и озеро. Определите, где какой водоем. Докажите свою мысль.
Д. Я думаю, что это река Вязьма. У реки есть течение...
У. Найдите ее на карте Ивановской области.
Д. Я думаю, что это озеро, потому что водоем окружен лесом, и в нем много растений.
У. Хорошо! Убедили. Это лесное озеро. Может вы знаете, как оно называется?
Д. Рубское озеро.
У. Найдите его на карте Ивановской области.
У. Что объединяет эти водоемы?
Д. Они естественные, пресные.
3. Формирование новых знаний и умений.
У. Определите тему нашего урока.
Д. Жизнь пресного водоема.
У. Какую цель поставим перед собой на уроке?
Д. Наша сегодняшняя цель на уроке – выяснить, является ли пресный водоем домом, природным сообществом, т.е. все ли его обитатели живут совместно и тесно связаны между собой.
У. Лучше всего изучать жизнь пресного водоема летом, когда растения цветут, а животные наиболее активны. Предлагаю совершить заочную экскурсию на летний водоем.
План работы: (В презентации)
1 группа. Рассмотри гербарии растения пресного водоёма. Определи их с помощью Атласа-определителя “От земли до неба”. Приложение 1.
У. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
Д. Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.
2 группа. По рисункам на карточках познакомьтесь с животными пресного водоема. Заполните таблицу "Животные водоема". Приложение 2.
Животные водоема |
|||||
Моллюски |
Земноводные |
Насекомые |
Грызуны |
Рыбы |
Птицы |
3 группа. В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой. Приложение 3.
Вывод: растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями.
4группа. Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме?
Прочитайте текст. Сделайте вывод. Приложение 4.
Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор.
4. Физкультминутка.
5. Продолжение изучения материала.
Защита исследований.
6. Обобщение и систематизация знаний.
У. Как живут все обитатели водоема?
Д. Они живут сообща.
У. Какой вывод можно сделать из сказанного?
Д. Пресный водоем - это природное сообщество.
У. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. Что надо делать,
чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? Сформулировать правила поведения у водоёма, используя знаки-рисунки. Приложение 5.
Д. Сократить отлов рыбы.
Д. Надо охранять редкие растения кубышку и кувшинку.
Д. Нельзя ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров.
У. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделают воду мутной, что поставит под угрозу существование многих растений и животных.)
Д. Нельзя губить головастиков и лягушек - будет много комаров и мошек.
У. Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.
7. Рефлексия.
Закончите синквейн.
У. Водоем.
Д. Естественный, пресный.
Живут, растут, дышат.
Пресный водоем – природное сообщество.
Дом.
Домашнее задание
"Прочитать текст, ответить на вопросы "Проверь себя" (с. 191-200).
Выполнить задания № 2,4 (с. 199).
Выполнить задания № 9,10 в рабочей тетради (с. 67).
Подготовить ответ на вопрос "Надо ли охранять болота?".
Использованная литература
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: "Академия развития", 1999.
2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 4 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2006.
3. Плешаков А. А. "Зеленые страницы". М.: Просвещение, 2007.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Растения прудов и водоемов: украшение или необходимость?
Растения прудов и водоемов условно можно разделить на группы:
Роль растений в водоеме трудно переоценить. Они – его часть, способ его существования. И от того, насколько правильно подобрано их сочетание состоит успешность искусственного водоема и здоровая жизнедеятельность натурального.
Пруд – естественный или искусственный природный водоем, который сформировался в определенных условиях и требует их для своего нормального существования. К таким условиям относится, например, растительность.
Растения прудов и водоемов условно можно разделить на группы:
• произрастающие непосредственно в воде;
• окружающие пруд по суше.
Особенности, растений, живущих в водоемах
Растения, живущие в водоемах, имеют разные корневые системы и поэтому произрастают на разных участках. Так, лотос и кувшинка укореняются в грунте дна водоема, а его листья свободно плавают по поверхности. При этом глубина пруда должна быть не менее 40 см.
Красивые цветы с множеством тычинок располагаются в центре пруда и придают ему неповторимую красоту. Кроме того, широкие листья затеняют гладь водоема и тем самым замедляют процесс размножения бактерий в верхнем слое воды. пленке для прудов и водоемов
Примером корневищного многолетнего растения является рдест. Он служит убежищем и питанием для водных жителей, обогащает воду кислородом, являются ценным удобрением.
Вторым вариантом растений пресноводных водоемов являются свободно плавающие по поверхности азола, волфия, водяной орех и прочие. Они также являются естественными солнцезащитными козырьками, и, кроме того, помогают водной среде бороться с органикой.
Это функция является очень важной, поскольку позволяет регулировать экологическое равновесие. Такие растения для искусственных водоемов очень быстро размножаются и полностью могут покрыть поверхность водоема. Поэтому для начала их высаживают в незначительном количестве.
Интересно растение роголистник. Это свободноплавающие многолетние растения без корней, полностью погруженные в воду. Побеги могут достигать в длину полутора метров и подниматься над водой.
Третий вариант водных растений – это подводные экземпляры. К ним относятся кладофора, элодея, перистолистник, кабомба, валиснерия и другие.
Растения для искусственных водоемов
Эти растения не имеют корневой системы и питаются за счет веществ, растворенных в воде. Высота средних растений от 20 до 30 см.
Эти растения являются натуральными легкими мини водоема. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, столь необходимый для роста другой флоры и существования фауны. Кроме того, они предотвращают цветение водоема и наличие неприятного запаха.
Очень оригинальным растением является кладофора шаровидная. Она растет в виде мягких зеленых подвижных шаров, покрывающих дно водоема. Является эффективным природным фильтром, питаясь веществами, загрязняющими водоем.
Украшение пресноводного водоемаОбщераспространенным болотным растением является ряска – самое маленькое цветковое растение. Способно зимовать на дне водоема. Разносится насекомыми и птицами, хорошо приживается на открытых водных поверхностях.
Существуют растения, которые хорошо приспособились к жизни в водоеме с какими-либо загрязнениями. Так, телорез хорошо растет в водоемах с наличием извести. Растение зимует, глубоко укоренившись в земле ниже места промерзания грунта.
Обеспечить гидроизоляцию дна искусственного водоема от вредных примесей позволит пленка для прудов и водоемов.
Особенности прибрежных растений возле водоемов
Сохранить биогеоциноз водоема помогают и растения возле водоема. Они являются влаго- и тенелюбивыми, часто имеют яркую красивую окраску и могут послужить достойным выбором декорации озера или пруда. Например, разросшийся папоротник только выиграет от соседства с ирисом либо золотистой купальницей.
Растением, поддерживающим чистоту воды в пруду, является аир. Он красив и зелен в любой фазе развития. Имеет специфичный пряный запах, саблевидные листья ярко зеленого цвета.
Возможно вас заинтересует
Как сделать красивый водоем из ванны своими руками
Роль растений в водоеме трудно переоценить. Они – его часть, способ его существования. И от того, насколько правильно подобрано их сочетание состоит успешность искусственного водоема и здоровая жизнедеятельность натурального.
houseadvice.ru
|
|
|
naperekate.narod.ru