Общая характеристика растений 7 класс. Урок для 7 класса по теме: «Характеристика класса Однодольные. Изучение растений семейства Лилейные. Лекарственные декоративные растения»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация "Общая характеристика покрытосеменных и их классификация" 7 класс. Общая характеристика растений 7 класс


Общая характеристика голосеменных растений 7 класс, жизненный цикл сосны обыкновенной

При размножении голосеменные растения производят не споры, а семена, поэтому их относят к семенным растениям. Семенными растениями также являются цветковые, или покрытосеменные, растения. Отличие голосеменных от покрытосеменных связано с тем, что голосеменные не образуют плодов, их семена как бы ничем не покрыты, они лежат на поверхности чешуй шишек. Представителями голосеменных являются ель, сосна, лиственница, кедр и другие растения.

Семена голосеменных развиваются из семязачатков. Оплодотворение происходит внутри семязачатка, там же развивается зародыш. В отличие от спор, у семян есть запас питательных веществ, защита в виде семенной кожуры. Это дало преимущество голосеменным перед споровыми растениями.

Среди голосеменных нет трав. Все они деревья, кустарники (можжевельник, эфедра) или лианы.

У голосеменных развиты все ткани. Есть фотосинтезирующая, покровная, проводящая, механическая, запасающая и образовательная.

У большинства голосеменных листья имеют вид иголок (хвоинок) или чешуек. Среди голосеменных выделяют большую группу хвойных растений. Хвойные растения образуют леса, участвуют в почвообразовании, используется их древесина, хвоя, семена и др.

Около 150 млн лет назад хвойные преобладали в растительном покрове планеты.

С точки зрения теории эволюции возникновение высших растений связано с освоением новой среды обитания — наземной. Приспособление к совершенно иным условиям привело к значительному усложнению организации. Это выразилось в появлении четко дифференцированных тканей, специализированно выполняющих конкретные функции (подробнее об этом рассказано в разделах, посвященных тканям и органам растений).

В связи с этим тело высших растений уже не представляет собой слоевище, а расчленено на вегетативные органы, главными из которых будут побег и корень. Наличие большого числа тканей и расчленение тела на вегетативные органы является отличительной чертой высших растений.

Другой особенностью являются всегда многоклеточные органы полового и бесполого размножения.

Органы полового размножения — гаметангии: мужские — антеридии и женские — архегонии. Все они защищены оболочкой, образованной стерильными (т. е. бесплодными) клетками, что резко отличает половые органы высших растений от многоклеточных гаметангиев водорослей, в которых все клетки способны трансформироваться в гаметы.

В антеридиях, как правило, образуется большое количество мелких мужских гамет, их называют сперматозоидами (неподвижные мужские гаметы большинства голосеменных называют спермиями).

В архегониях, напротив, развивается лишь одна крупная неподвижная яйцеклетка. В отличие от мужских гамет яйцеклетки снабжены значительным запасом питательных веществ.

Степень развитости гаметангиев у высших растений напрямую связана с уровнем организации гаметофита: чем он выше, тем лучше развиты половые органы. У мхов они многочисленны, у папоротникообразных их меньше, у голосеменных они подвергаются значительной редукции, а у некоторых из них и у всех цветковых не образуются вовсе.

Образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет зигота у высших растений всегда дает начало группе недифференцированных клеток, которые в своей совокупности называются зародышем.

Все они генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении. Напомним, что у низших многоклеточных растений образовавшиеся в результате деления зиготы клетки практически сразу же используются для построения слоевища и в последующем изменяются мало.

Всем высшим растениям свойственно наличие двух жизненных фаз, закономерно сменяющих друг друга, — гаметофита и спорофита.

Вместе они образуют жизненный цикл высшего растения. Гаметофит развивается из споры и представляет собой поколение, способное размножаться половым способом, т.

Общая характеристика голосеменных

е. посредством слияния гаплоидных клеток-гамет с образованием диплоидной зиготы. Поскольку гаметы у высших растений всегда образуются в результате митоза (что принципиально отличает их от животных), само тело гаметофита также построено из гаплоидных клеток. Поэтому фазу гаметофита еще называют гаме- тофазой, или гаплофазой. Следует отметить, что на одном растении одновременно могут развиваться как мужские половые органы, так и женские. Такой гаметофит называют однодомным.

В других случаях гаметофиты растений, относящихся к одному и тому же виду, формируют либо только мужские органы, либо только женские. Такие гаметофиты называются двудомными.

Спорофит развивается из зиготы. Он размножается бесполым путем (посредством спор), и его тело образовано клетками с диплоидным набором хромосом (соответственно другое название этого поколения — диплофаза). Спорофит не образует половые органы, и споры развиваются в особых многоклеточных структурах — спорангиях.

Наиболее просто устроенные спорангии имели риниофиты — древнейшие высшие растения, которые давно вымерли. Полагают, что они возникли в результате концентрации спорогенной ткани на верхушках теломов (верхушечных веточек примитивных высших растений). С точки зрения эволюционной теории в дальнейшем те- ломы прогрессивно уплощались (для увеличения фотосинтетической поверхности) и дали начало теломным листьям, которые в настоящее время наиболее широко распространены среди высших растений.

Первоначально споры продуцировали все теломные листья, но в последующем в большинстве случаев произошло разделение листьев на образующие споры — спорофиллы и не образующие их — трофофиллы, или вегетативные листья, обеспечивающие только процессы фотосинтеза. Однако нередко один и тот же лист выполняет обе функции — и снабжения растения первичными органическими веществами, и продукции спор (например, листья папоротников).

Следует помнить, что, несмотря на то что спорофит образован диплоидными клетками, споры гаплоидны и всегда образуются в процессе мейоза из материнских клеток-предшественников. Количество образовавшихся при этом дефинитивных спор зависит от того, какое это растение — равноспоровое или разноспоровое.

У рав- носпоровых в результате мейотического деления возникает четыре споры (тетрада), причем все они имеют одинаковое строение и размеры и на развивающихся из них гаметофитах формируются как мужские, так и женские половые органы. У разноспоровы1х образуются споры двух типов — мегаспоры/, и микроспоры/.

Мегаспоры имеют более крупные размеры (о чем говорит и их название). В мега- спорангиях, которые формируются на мегаспорофиллах, в результате мейоза образуется лишь по одной мегаспоре (другие три клетки меньшего размера погибают).

Мегаспоры традиционно называют женскими спорами (употребление этого термина в прямом смысле некорректно, поскольку спорофит представляет собой бесполое поколение, поэтому отдельные особи изначально нельзя делить на мужские и женские), а развивающийся из них гаметофит формирует только женские половые органы — архегонии.

В процессе мейоза образуются по четыре микроспоры.

Они развиваются в микроспорангиях на микроспорофиллах. Их по традиции считают мужскими спорами, поскольку на развивающихся из них гаметофитах формируются только мужские половые органы — антеридии. Гаметофит равноспоровых, как правило, хорошо развит, и его фотосинтетическая активность вполне обеспечивает органическими веществами половые органы. Напротив, у разноспоровых гаметофит в значительной мере редуцирован. Часто он не выходит за пределы споры, а потому не фото- синтезирует.

Необходимые для развития половых органов (которые формируются в значительно меньших количествах по сравнению с разноспоровыми) органические вещества изначально запасаются в споре за счет спорофита.

В зависимости от преобладания гаплоидной или диплоидной фазы высшие растения делят на две группы. Первую составляют растения, у которых преобладает гаметофит, а спорофит развит слабо. Ими являются мохообразные. Вторая группа значительно больше и включает в себя растительные организмы, у которых превалирует спорофит, гаметофит при этом в большей или меньшей степени подвергается редукции.

Сюда относят папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные.

Организм высших растений образован специализированными клетками, которые выполняют определенную функцию (или функции), но при этом их жизнедеятельность зависит от функционирования других клеток. Наличие дифференцированных тканей ведет к расчленению тела растения на вегетативные органы. Поэтому, прежде чем начать рассматривать отдельные систематические группы высших растений, целесообразно детально изучить организацию растительных тканей и строение вегетативных органов.

Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Голосеменные произошли от первичных папоротников. В настоящее время эта группа включает всего около 700 видов деревьев и кустарников. Отдел голосеменных растений включает отделы: саговниковые, гинкговые, хвойные, эфедровые.

Наибольшее распространение имеют хвойные. Почти все они – деревья. Хвойные имеют хорошо выраженный ствол, листья у большинства хвойных жесткие, игольчатые (хвоя) и не опадают; заменяются почти в течение всей жизни. Строение голосеменных имеет характерные особенности.

Среди голосеменных большое количество древесных форм, имеющих подчас крупный, хорошо выраженный ствол. Для хвойных характерна наибольшая продолжительность жизни. В стебле на поперечном разреза различают тонкую кору, хорошо развитую древесину (проводниковую ткань) и плохо выраженную сердцевину, состоящую из рыхлой паренхимной (основной) ткани. В старых стволах сердцевина едва заметна.

Древесина голосеменных устроена проще, чем у цветковых растений, она состоит в основным из трахеид – мертвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками, выполняющих проводящую и опорную функцию.

 

Паренхимы в древесине очень мало или она совсем отсутствует. У многих видов в коре и древесине очень мало или она совсем отсутствует. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами.

Испарение этих веществ создают характерный аромат хвойного леса.

 

Листья у большинства хвойных жесткие, игольчатые (хвоя) и не опадают в неблагоприятное время года. Они покрыты толстой кутикулой – слоем особого вещества, выделяемого покровными тканями.

 

Устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды: замена игл происходит постепенно в течение всей жизни растения.

 

Размножение хвойных на примере сосны

 

 

Это обоеполое ветроопыляемое растение.

На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Мужские шишки расположены у основания молодых побегов, имеют ось, к которой прикреплены чешуйки.

На нижней стороне чешуек находятся по два пыльцевых мешка, в них формируются микроспоры (мужские споры) с одинарным гаплоидным набором хромосом. Из микроспор формируются мужские гаметофиты – пыльцевые зерна, несущие половые клетки – спермии.

 

Маленькие красноватые женские шишки сидят на верхушках молодых побегов. Чешуи женских шишек попарно срастаются, и между ними развивается семязачаток. Там образуется мегаспора (женская спора).

В результате ее многократного деления образуется женский гаметофит яйцеклетка и эндосперм, впоследствии питающий зародыш.

Общая характеристика голосеменных

Пыльца, приносимая ветром, попадает на чешуи женских шишек. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней – происходит оплодотворение. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с двойным (диплоидным) набором хромосом – зиготу. Это первая клетка спорофита. Из семизачатка развивается семя с запасом питательных веществ, которое одето защитными оболочками.

На второй год после образования женской шишки и переноса на нее микроспор семена высыпаются и разносятся ветром.

 

Голосеменные – основа растительного покрова ряда природных зон. 90 % лесов представлены разными видами голосеменных. Семенами питаются птицы, древесина используется в хозяйстве.

 

Так называемые корабельные сосны, имеющие длинный прямой ствол, в прежние времена использовались в кораблестроении.

Весь парусный флот строился в основном из сосны. Многие хвойные и сейчас прекрасный строительный материал. Кроме того, из сосны получают бумагу, картон, скипидар и много других ценных для человека продуктов.

Сердцевину саговниковых употребляют в пищу.

Лекция добавлена 18.12.2012 в 00:50:29

Голосеменные растения размножаются семенами. Однако семена у них не образуются в таком органе как цветок и, созрев, не находятся в плоде. Такое происходит только у покрытосеменных. У голосеменных семена созревают на чешуях шишек и потом просто выпадают оттуда. Именно поэтому голосеменные так называются, их семена «голые».

Большинство голосеменных составляет такая группа растений, как хвойные (сосна, ель, лиственница и др.). Их размножение с помощью семян похоже. Поэтому, говоря о размножении голосеменных, обычно описывают размножение сосны обыкновенной, т.

к. это наиболее распространенное растение.

У голосеменных существуют мужские и женские шишки. В мужских шишках созревают пыльцевые зерна, которые представляют собой часть мужского гаметофита, в котором, в свою очередь, в дальнейшем созревают спермии. В женских шишках образуется женский гаметофит, в котором образуются яйцеклетки.

Слово «гаметофит» означает, что в клетках такого образования содержится одинарный набор хромосом.

Само растение из группы голосеменных представляет собой спорофит, т. е. в его клетках содержится двойной набор хромосом.

У большинства хвойных на одном растении есть как мужские, так и женские шишки. При этом они располагаются в разных местах веток. У сосны мужские шишки собраны в группы и находятся в основаниях веток, а женские располагаются по одиночке на концах веток. Мужские и женские шишки отличаются также по цвету и размеру.

Женские крупнее.

У сосны пыльцевые зерна созревают в конце весны и высыпают из мужских шишек, разносятся ветром.

Каждое пыльцевое зерно имеет два так называемых воздушных мешка. Это облегчает его вес и дает возможность дольше лететь на ветру. Далеко не всем пыльцевым зернам везет достигнуть женских шишек.

Тот факт, что на одном растении есть мужские и женские шишки еще не означает, что происходит самоопыление (то есть пыльца одного растения опыляет женские шишки своего же растения). Обычно происходит опыление шишек другого растения, то есть происходит перекрестное опыление.

В женской шишке сосны на каждой чешуйки располагается по два семязачатка.

Всего в шишке много семязачатков, так у нее много чешуек. Когда пыльца попадает в шишку, ее внешние чешуйки смыкаются. Таким образом происходит опыление.

Отдел Голосеменные растения Биология 7 класс

Однако оплодотворения, то есть слияния спермия и яйцеклетки у сосны в первый год не происходит.

Через год в мужском гаметофите (пыльцевом зерне), который в прошлом году попал с помощью ветра в женскую шишку, развиваются два спермия. В женском гаметофите созревает яйцеклетка. Яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Второй погибает. Происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота.

Зигота — это уже спорофит, так как содержит двойной набор хромосом. Один набор от мужского растения (от спермия), а другой — от женского (от яйцеклетки). Зигота делится и развивается в зародыш, — это новое растение, оно сочетает в себе признаки материнского и отцовского растения. Однако зародыш развивается внутри женского гаметофита, то есть за счет питательных веществ материнского растения.

Женский гаметофит окружает зародыш клетками с питательными веществами, снаружи находятся защитные оболочки. Зародыш и все эти образования вместе называются семенем.

Зародыш состоит из зародышевых корешка, стебелька, семядолей и почечки.

Семя у сосны созревает долго. Еще где-то год. Только на третий год после опыления женские шишки раскрываются и семена выпадают. У сосны они имеют дополнительные образования в виде крылышек, которые облегчают их перенос на дальние расстояния ветром.

Таким образом, в жизненном цикле голосеменных преобладает спорофит, представляющий собой само фотосинтезирующее растение.

Гаметофит редуцирован и служит только для размножения, а питается за счет спорофита. Образование семени — это эволюционный прогресс. Ведь в нем содержится запас питательных веществ, а значит у зародыша больше шансов прорасти.

Кроме того, голосеменным для оплодотворения не нужна вода, как папоротникам и мхам. Поэтому голосеменные более широко распространены.

Жизненный цикл голосеменных

Особенности жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Сосна — крупное дерево, размножающееся семенами. Как известно, семена сосны и других хвойных образуются в шишках. Эти шишки и есть женские стробилы. Менее известны так называемые мужские шишки (стробилы), в которых созревает пыльца. Они появляются ранним летом и существуют весьма непродолжительное время.

Строение мужского стробила.

Микроспорогенез и микрогаметогенез. На продольном срезе через мужскую шишку хорошо выделяется ось, к которой крепятся микроспорофиллы. В основании каждого из них размещаются гнезда двух крупных спорангиев (пыльцевых мешков). Гнезда микроспорангиев заполнены археспориальной тканью. Процесс микроспорогенеза состоит в том, что клетки археспориальной ткани делятся путем мейоза, в результате образуются тетрады гаплоидных микроспор.

Каждая микроспора (пыльцевое зерно) имеет две оболочки: внутреннюю тонкую — интину и наружную, грубую и прочную — экзину. Характерной особенностью микроспор хвойных являются так называемые воздушные мешки, повышающие аэродинамические качества пыльцы, которая распространяется ветром.

Гаплоидное ядро микроспоры начинает делиться обычным митотическим путем.

В результате двух, следующих друг за другом митотических делений, образуется четыре клетки: две проталлиальные, антеридиальная и сифоногенная.

Общая характеристика отдела голосеменные

Проталлиальные (греч. проталлиум — заросток) клетки являются рудиментом вегетативного тела заростка. Эти клетки существуют очень непродолжительное время и вскоре разрушаются. Из сифоногенной (греч.

сифон — трубка) клетки развивается пыльцевая трубка. Все дальнейшие изменения происходят с антеридиальной клеткой. Она делится еще один раз и, в результате этого деления, появляются клетка-ножка и спермагенная клетка. Назначение клетки ножки не вполне понятно, а вот при делении спермагенной клетки образуется две мужские гаметы — спермии. На этом процесс микрогаметогенеза заканчивается.

Строение женского стробила. Мегаспорогенез и мегагаметогенез.

Более знакомая вам женская шишка (стробил) также имеет ось, к которой крепятся чешуи двух типов: пленчатые кроющие чешуи, в пазухах которых развиваются крупные плодущие или семенные чешуи. В основании семенных чешуй размещается по два семязачатка. Оба процесса: мегаспорогенез и мегагаметогенез происходят в семязачатке.

Процесс мегаспорогенеза организован очень просто: внутри нуцеллуса обособляется клетка археспория, которая и становится материнской клеткой мегаспор.

В результате редукционного деления этой клетки образуется тетрада мегаспор, три из которых быстро погибают и идут на питание единственной оставшейся мегаспоре. Из гаплоидной мегаспоры вырастает женский гаметофит, который со временем занимает практически весь объем семени. По своей функциональной роли женский гаметофит является питательной тканью семени — эндоспермом.

Необходимо подчеркнуть, что эндосперм голосеменных растений является гаплоидной тканью, в отличие от триплоидного эндосперма цветковых растений.

На верхнем микропилярном полюсе гаметофита образуются два типичных архегония. В брюшке каждого из них находится крупная яйцеклетка. После формирования яйцеклетки женский гаметофит готов к оплодотворению.

Оплодотворение совершается внутри семязачатка, при этом спермии по пыльцевой трубке проникают к архегониям и один из них сливается с яйцеклеткой. Вторая пара гамет обычно не дает зиготы.

Такой тип оплодотворения называют сифоногамией. Из зиготы со временем развивается зародыш семени. Развитие зародыша — весьма сложный процесс, на деталях которого мы остановимся весьма поверхностно, поскольку это предмет особой дисциплины — биологии развития, которую вы будете изучать позже.

При делении зиготы образуется две клетки: терминальная и базальная. Из терминальной клетки развивается так называемый подвесок, а из базальной — зародыш.

Цикл размножения голосеменных:

1 – женская шишка; 2 – семенная чешуя с двумя семязачатками; 3 – микропиле; 4 – мегаспоры; 5 – нуцеллус семязачатка; 6 – интегумент, один листочек; 7 – нуцеллус, образующий перисперм; 8 – архегоний; 9 – первичный эндосперм; 10 – мужская шишка; 11 – микроспорофилл с двумя микроспорангиями; 12 – антеридиальная клетка; 13 – сифоногенная клетка, клетка трубки; 14 – ядро спермагенной клетки; 15 – ядро клетки-ножки; 16 – клетка трубки; 17 – зародыш семени; 18 – первичный эндосперм; 19 – семенная кожура; 20 – шишка, возраст которой один год; 21 – шишка, возраст которой – два года.

Дата добавления: 2017-01-26; просмотров: 6061;

Похожие статьи:

Жизненный цикл голосеменных

Особенности жизненного цикла голосеменных на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Сосна — крупное дерево, размножающееся семенами. Как известно, семена сосны и других хвойных образуются в шишках. Эти шишки и есть женские стробилы. Менее известны так называемые мужские шишки (стробилы), в которых созревает пыльца.

Они появляются ранним летом и существуют весьма непродолжительное время.

Строение мужского стробила. Микроспорогенез и микрогаметогенез.

На продольном срезе через мужскую шишку хорошо выделяется ось, к которой крепятся микроспорофиллы.

Голосеменные растения. Общая характеристика

В основании каждого из них размещаются гнезда двух крупных спорангиев (пыльцевых мешков). Гнезда микроспорангиев заполнены археспориальной тканью.

Процесс микроспорогенеза состоит в том, что клетки археспориальной ткани делятся путем мейоза, в результате образуются тетрады гаплоидных микроспор. Каждая микроспора (пыльцевое зерно) имеет две оболочки: внутреннюю тонкую — интину и наружную, грубую и прочную — экзину. Характерной особенностью микроспор хвойных являются так называемые воздушные мешки, повышающие аэродинамические качества пыльцы, которая распространяется ветром.

Гаплоидное ядро микроспоры начинает делиться обычным митотическим путем.

В результате двух, следующих друг за другом митотических делений, образуется четыре клетки: две проталлиальные, антеридиальная и сифоногенная. Проталлиальные (греч. проталлиум — заросток) клетки являются рудиментом вегетативного тела заростка. Эти клетки существуют очень непродолжительное время и вскоре разрушаются. Из сифоногенной (греч. сифон — трубка) клетки развивается пыльцевая трубка. Все дальнейшие изменения происходят с антеридиальной клеткой.

Она делится еще один раз и, в результате этого деления, появляются клетка-ножка и спермагенная клетка. Назначение клетки ножки не вполне понятно, а вот при делении спермагенной клетки образуется две мужские гаметы — спермии. На этом процесс микрогаметогенеза заканчивается.

Строение женского стробила. Мегаспорогенез и мегагаметогенез. Более знакомая вам женская шишка (стробил) также имеет ось, к которой крепятся чешуи двух типов: пленчатые кроющие чешуи, в пазухах которых развиваются крупные плодущие или семенные чешуи.

В основании семенных чешуй размещается по два семязачатка. Оба процесса: мегаспорогенез и мегагаметогенез происходят в семязачатке. Процесс мегаспорогенеза организован очень просто: внутри нуцеллуса обособляется клетка археспория, которая и становится материнской клеткой мегаспор. В результате редукционного деления этой клетки образуется тетрада мегаспор, три из которых быстро погибают и идут на питание единственной оставшейся мегаспоре.

Из гаплоидной мегаспоры вырастает женский гаметофит, который со временем занимает практически весь объем семени. По своей функциональной роли женский гаметофит является питательной тканью семени — эндоспермом.

Необходимо подчеркнуть, что эндосперм голосеменных растений является гаплоидной тканью, в отличие от триплоидного эндосперма цветковых растений.

На верхнем микропилярном полюсе гаметофита образуются два типичных архегония. В брюшке каждого из них находится крупная яйцеклетка. После формирования яйцеклетки женский гаметофит готов к оплодотворению. Оплодотворение совершается внутри семязачатка, при этом спермии по пыльцевой трубке проникают к архегониям и один из них сливается с яйцеклеткой.

Вторая пара гамет обычно не дает зиготы. Такой тип оплодотворения называют сифоногамией. Из зиготы со временем развивается зародыш семени. Развитие зародыша — весьма сложный процесс, на деталях которого мы остановимся весьма поверхностно, поскольку это предмет особой дисциплины — биологии развития, которую вы будете изучать позже. При делении зиготы образуется две клетки: терминальная и базальная. Из терминальной клетки развивается так называемый подвесок, а из базальной — зародыш.

Цикл размножения голосеменных:

1 – женская шишка; 2 – семенная чешуя с двумя семязачатками; 3 – микропиле; 4 – мегаспоры; 5 – нуцеллус семязачатка; 6 – интегумент, один листочек; 7 – нуцеллус, образующий перисперм; 8 – архегоний; 9 – первичный эндосперм; 10 – мужская шишка; 11 – микроспорофилл с двумя микроспорангиями; 12 – антеридиальная клетка; 13 – сифоногенная клетка, клетка трубки; 14 – ядро спермагенной клетки; 15 – ядро клетки-ножки; 16 – клетка трубки; 17 – зародыш семени; 18 – первичный эндосперм; 19 – семенная кожура; 20 – шишка, возраст которой один год; 21 – шишка, возраст которой – два года.

Дата добавления: 2017-01-26; просмотров: 6063;

Похожие статьи:

ekoshka.ru

Растения. Общая характеристика. - Биология

Царство растений

Царство растений

Расте́ния   — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя:  мхи папортинки  хвощи  голосеменные   цветковые растения водоросли

Расте́ния   — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя: 

  • мхи
  • папортинки 
  • хвощи 
  • голосеменные  
  • цветковые растения
  • водоросли
Общие признаки растений Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочки В клетках находятся зелёные пластиды — хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез. Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет В основном ведут прикреплённый образ жизни Запасные вещества в клетках накапливаются в виде крахмала Растут в течение всей жизни Жизнедеятельность регулируется фитогормонами.

Общие признаки растений

  • Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочки
  • В клетках находятся зелёные пластиды — хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез. Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет
  • В основном ведут прикреплённый образ жизни
  • Запасные вещества в клетках накапливаются в виде крахмала
  • Растут в течение всей жизни
  • Жизнедеятельность регулируется фитогормонами.
Мхи Мхи — отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов. Это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Мох не только растет на болотах, но и создает условия для их возникновения. Некоторые мхи достигают полуметра в высоту и могут образовывать подобие травяного покрова. Распространение мха: Мхи встречаются на всех континентах в Антарктиде нередко в экстремальных условиях обитания.

Мхи

Мхи — отдел высших растений,

насчитывающий около 10 000 видов.

Это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра.

У мхов нет цветков, корней и проводящей системы.

Мох не только растет на болотах, но и создает условия для их возникновения.

Некоторые мхи достигают полуметра

в высоту и могут образовывать подобие

травяного покрова.

Распространение мха:

Мхи встречаются на всех континентах

в Антарктиде

нередко в экстремальных условиях обитания.

Где встречаются и как размножаются Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах в непосредственной близости от воды встречаются и на относительно открытых, сухих участках среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мхи размножаются: бесполым вегетативным половым путем. Поэтому эти растения способны к быстрому расселению.

Где встречаются и как размножаются

Обычно мхи образуют плотные скопления

  • в затенённых местах
  • в непосредственной близости от воды
  • встречаются и на относительно открытых, сухих участках
  • среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах.
  • морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.

Мхи размножаются:

  • бесполым
  • вегетативным
  • половым путем.

Поэтому эти растения способны к быстрому расселению.

Папортники Папоротники , — отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений, появившихся около 400 млн лет назад. Это самая большая группа споровых растений: существует около 300 родов и более 10 000 видов папоротников. Распространение папоротника: в лесах — в нижнем и верхнем ярусах на ветвях и стволах крупных деревьев — как эпифиты, в расщелинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, на сельскохозяйственных землях как сорняки, по обочинам дорог Самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

Папортники

Папоротники , — отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений, появившихся около 400 млн лет назад.

Это самая большая группа споровых растений: существует около 300 родов и более 10 000 видов папоротников.

Распространение папоротника:

в лесах — в нижнем и верхнем ярусах

на ветвях и стволах крупных деревьев — как эпифиты,

в расщелинах скал,

на болотах,

в реках и озёрах,

на стенах городских домов,

на сельскохозяйственных землях как сорняки,

по обочинам дорог

Самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

Как размножаются: спорами вегетативно (вайями, корневищами, почками, афлебиями и так далее) половое размножение как часть их жизненного цикла.

Как размножаются:

  • спорами
  • вегетативно (вайями, корневищами, почками, афлебиями и так далее)
  • половое размножение как часть их жизненного цикла.
Хвощи Хвощ   — род сосудистых растений, в силу своей уникальности в современной флоре иногда выделяемый в особый отдел  Хвощеви́дные. Насчитывается от 15 до 32 видов. Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Хвощ — трудноискоренимый сорняк, переживающий благодаря своим подземным корневищам даже лесные пожары . Распространение хвоща: от Южной Америки и южной части Африки до Арктики Евразия Северная Америка

Хвощи

Хвощ   — род сосудистых растений, в силу своей уникальности в современной флоре иногда выделяемый в особый отдел  Хвощеви́дные.

Насчитывается от 15 до 32 видов.

Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Хвощ — трудноискоренимый сорняк, переживающий благодаря своим подземным корневищам даже лесные пожары .

Распространение хвоща:

от Южной Америки и южной части Африки до Арктики

Евразия

Северная Америка

Как размножается: корневищами спорами

Как размножается:

  • корневищами
  • спорами
Плаун Плау́н  - род растений семейства Плауновые. Вечнозелёные многолетние травы, большей частью с дихотомическим ветвлением. Побеги ползучие с приподнимающимися ветвями. Род содержит несколько десятков видов. Распространение плауна: от тундры до тропиков преимущественно в Северном полушарии.

Плаун

Плау́н  - род растений семейства Плауновые. Вечнозелёные многолетние травы, большей частью с дихотомическим ветвлением.

Побеги ползучие с приподнимающимися ветвями.

Род содержит несколько десятков видов.

Распространение плауна:

от тундры до тропиков

преимущественно в Северном полушарии.

Как размножается: спорами вегетативное — укоренением ветвей выводковыми почками клубеньками

Как размножается:

  • спорами
  • вегетативное — укоренением ветвей
  • выводковыми почками
  • клубеньками
Голосеменные Голосеменны́е расте́ния  — древняя группа семенных растений, появившаяся около 370 млн лет назад. Голосеменные включают более 1100 современных видов. Главные признаки отдела: Опыляются ветром, в шишках (стробилах) образуются семена, не имеющие оболочек (отсюда название отдела). Древесина состоит в основном из трахеид (сосуды встречаются редко). Большинство голосеменных – крупные деревья, встречаются кустарники и лианы.

Голосеменные

Голосеменны́е расте́ния  — древняя группа семенных растений, появившаяся около 370 млн лет назад. Голосеменные включают более 1100 современных видов.

Главные признаки отдела:

Опыляются ветром, в шишках (стробилах) образуются семена, не имеющие оболочек (отсюда название отдела).

Древесина состоит в основном из трахеид (сосуды встречаются редко).

Большинство голосеменных – крупные деревья, встречаются кустарники и лианы.

Как размножаются: Семенами В отличие от цветковых растений голосеменные растения плода не образуют.

Как размножаются:

  • В отличие от цветковых растений голосеменные растения плода не образуют.
Цветковые растения Цветко́вые расте́ния ,  —  отдел   высших растений , отличительной особенностью которых является наличие  цветка  в качестве органа размножения и замкнутого вместилища у семяпочки. Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение. По числу видов цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые. общее число современных видов цветковых растений на нашей планете — примерно в 350 тысяч..

Цветковые растения

Цветко́вые расте́ния ,  —  отдел   высших растений , отличительной особенностью которых является наличие  цветка  в качестве органа размножения и замкнутого вместилища у семяпочки. Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение.

По числу видов цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые. общее число современных видов цветковых растений на нашей планете — примерно в 350 тысяч..

Где встречаются и как размножаются Каждое цветковое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цветок и плод. Благодаря корню, стеблю, листья растение питается. Поэтому корень, стебель, лист называют органами питания. Цветковые размножаются: при помощи цветков при помощи плодов

Где встречаются и как размножаются

Каждое цветковое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цветок и плод. Благодаря корню, стеблю, листья растение питается. Поэтому корень, стебель, лист называют органами питания.

Цветковые размножаются:

  • при помощи цветков
  • при помощи плодов
Водоросли Водоросли— гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде. Водоросли — группа организмов различного происхождения, объединённых следующими признаками: наличие хлорофилла фотоавтотрофное питание у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела на органы отсутствие ярко выраженной проводящей системы

Водоросли

  • Водоросли— гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.
  • Водоросли — группа организмов различного происхождения, объединённых следующими признаками:
  • наличие хлорофилла
  • фотоавтотрофное питание
  • у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела на органы
  • отсутствие ярко выраженной проводящей системы
Где встречаются и как размножаются обитают в водной среде или во влажных условиях не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки. Водоросли размножаются: вегетативное бесполое половое размножение.

Где встречаются и как размножаются

  • обитают в водной среде или во влажных условиях
  • не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.

Водоросли размножаются:

  • вегетативное
  • бесполое
  • половое размножение.

multiurok.ru

Презентация "Общая характеристика покрытосеменных и их классификация" 7 класс

Разнообразен и прекрасен мир растений Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные: сосны, туя, пихты, ели Но властелины царства не они.
  • Общая характеристика
  • Покрытосеменных и их классификация
Признаки Голосеменных растений: 1. образуют семена. 2. семя «лежит» открыто на чешуе шишки. 3. опыление происходит с помощью ветра. 4. только древесные формы 1. Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями 2. Семяпочка защищена завязью 3. Образуют плод 4. Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций 5. Быстрый обмен веществ 6. Отличная приспособленность к различным экологическим условиям 7. Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка 8. Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими 9. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
  • Признаки Покрытосеменных
  • растений.
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
  • покрытосеменные
  • семя
  • семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
  • цветок
  • не образуют цветы
  • ткани
  • в древесине сосуды не развиты
  • опыление
  • опыление происходит с помощью ветра.
  • жизненные
  • только древесные формы.
  • семяпочка защищена завязью
  • наличие цветков
  • ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
  • опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающим
  • формы
  • деревья, кустарники и травы.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
  • 1. Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья
  • 2. Образуют семена.
  • 3. Семена не заключены в истинный плод (иногда покрыты мясистыми или твёрдыми структурами (тис ягодный, кедровый орех).
Отдел Покрытосеменные растения
  • Класс Двудольные
  • Класс Однодольные
  • Зародыш семени имеет
  • 2 семядоли
  • Зародыш семени имеет 1
  • семядолю
  • Жилкование листа
  • сетчатое.
  • Жилкование параллельное,
  • дуговое.
  • Корневая
  • система –
  • стержневая.
  • Корневая
  • система –
  • мочковатая.
  • Цветок -четырех-, пятичленный
  • Опыление-большинство
  • опыляются насекомыми
  • Цветок -терхчленный
  • Опыление-большинство
  • Опыляются
  • ветром
Семейство Злаковые (Мятликовые) Семейство Луковые Семейство Лилейные Семейство Сложноцветные (Астровые) Семейство Розовые Семейство Бобовые (Мотыльковые) Семейство Паслёновые Семейство Крестоцветные (Капустные)
  • «Биологичекая разминка»
  • 1. Главный корень хорошо выражен.
  • 2. Мочковатая корневая система.
  • 3. Травянистые, реже деревянистые растения.
  • 4. Растения имеют камбий
  • 5. Листья простые с дуговым или параллельным
  • жилкованием
  • 6. Зародыш с двумя семядолями
  • 7. Листья простые или сложные, большинство с
  • сетчатым жилкованием
  • 8. Растения не имеют камбий
  • 9. Главный корень не развивается
  • 10. Стержневая корневая система
  • 11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
  • 12. Цветы трехчленные
  • Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
  • Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
  • Домашнее задание
  • Выучить параграфы 41-42 учебника.
  • Повторить строение цветка и соцветия
  • (параграфы 18, 19).
  • По желанию: подготовить интересные новинки о
  • растениях семейства Капустные
Автор Загария Ирина Владимировна учитель биологии и географии УВК № 1 г. Енакиева Донецкой области Украина
  • Источники
  • http://go.mail.ru/search_images?fr=mailru
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Цветковые_растения
  • http://medgrasses.ru/syspokr.html

uchitelya.com

«Характеристика класса Однодольные. Изучение растений семейства Лилейные. Лекарственные декоративные растения»

Методическая разработка урока биологии в 7 классе

**********************************

Тема: «Характеристика класса Однодольные. Изучение растений семейства Лилейные. Лекарственные декоративные растения»

Цель:

  • повторить понятие о таксономических категориях; дать характеристику класса Однодольные; познакомить с основными признаками растений семейства Лилейные; рассказать о хозяйственном значении представителей данного семейства;

  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, формировать культуру общения и работы в коллективе.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, раздаточный материал.

Базовые понятия и термины: систематика, таксон, класс, семейство, однодольные, лилейные, луковичные, фитонциды, актиноморфный (правильный), зигоморфный (неправильный).

Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.

Ход урока:

І. Организационный этап

- Добрый день, ребята, добрый день, гости! Поприветствуйте присутствующих, присаживайтесь. А теперь сосредоточьтесь на своих знаниях и настройтесь на работу!

ІІ. Проверка домашнего задания

- Сегодня мы проведем урок-игру и начнем наш урок с проверки домашнего задания. Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Какую группу растений (отдел) мы начали изучать? (Ответы учащихся)

Вопросы:

  1. Какие семейства покрытосеменных относятся к классу Двудольные?

  2. Какое строение имеет растения семейства Пасленовые? Записать формулу цветка (*Ч(5)Л(5)Т5П1)

  3. Какое строение имеет цветок семейства Крестоцветные? Записать формулу цветка (*Ч4Л4Т2+4П1)

  4. Какое строение имеет цветок семейства Розоцветные? Записать формулу цветка (*Ч5Л5Т∞П1) или (Ч5Л∞Т∞П1)

  5. Какое строение имеет цветок семейства Бобовые? Записать формулу цветка (٤Ч(5)Л1+2+(2)Т6+4П1)

  6. Какое строение имеет цветок семейства Астровые? Записать формулу цветка (٤*Л(5)Т(5)П1) (Чашелистики есть у соцветия).

  7. Какие представители семейств Астровые, Бобовые, Розовые, Пасленовые, Крестоцветные являются культурными растениями? Перечислите представителей.

Блиц-опрос (повторение пройденного материала)

  1. Самые характерные признаки отдела Покрытосеменные (цветок, плод)

  2. Ученый, который открыл двойное оплодотворение у растений (Сергей Гавриилович Навашин)

  3. Перечислите генеративные (репродуктивные) органы растений (цветок, семя, плод)

  4. Наивысшая систематическая единица (царство)

  5. Основная наименьшая систематическая единица (вид)

  6. Корневая система у семейства Розоцветных (стержневая)

  7. Жилкование листьев у яблони, вишни, персика (сетчатое)

  8. Из семенного зачатка после оплодотворения формируется плод (семя)

  9. Органелла растительной клетки, которая отвечает за фотосинтез (хлоропласт)

  10. Семейство, у которого больше всего ядовитых растений (семейство Пасленовые)

  11. Люпин, акация, фасоль – это представители семейства (Бобовые)

  12. Вегетативный орган растения, на котором не развиваются листья (корень)

  13. Количество лепестков в цветке растений семейства Розовые (пять)

  14. Большинство растений по способу питания являются (автотрофами)

  15. Подсолнечник – представитель семейства (Астровые или Сложноцветные)

  16. Название видоизмененного корня картофеля (клубни)

  17. Корнеплод – это видоизмененный корень представителей семейства (Крестоцветные или Капустные)

  18. Наука, которая изучает классификацию живых организмов (систематика)

ІІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Игра «Найди ошибку»

- Какие систематические единицы вы знаете? (ответы учащихся)

Перед вами систематическая таблица, которая содержит ошибки. Ваше задание исправить их и записать в тетрадь правильно.

І вариант

ІІ вариант

Царство Растения

Царство Однодольные

Отдел Семя

Отдел Покрытосеменные

Класс Астровые

Класс Двудольные

Семейство Бобовые, Пасленовые

Семейство Бобы, Паслен

Род Клевер, Паслен

Род Клеверные, пасленовые

Вид Клевер, Паслен

Вид Паслен черный, Клевер луговой

(Проверка задания)

- Мы с вами знаем, что цветковые растения делятся на два класса – Двудольные, которые мы уже изучили и Однодольные в зависимости от количества семядолей в зародыше семени. Двудольные включают 5 семейств, давайте еще раз вспомним и перечислим их. (Ответы учеников) Однодольные объединяют тоже несколько классов.

IV. Сообщение темы, изучение нового материала

- И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Общая характеристика класса Однодольные. Семейство Лилейные» (тему записываем в тетрадь).

- Однодольные и двудольные растения имеют много общего, но отличаются они целым рядом отличий. Характеристику класса Двудольных мы уже знаем. А с признаками однодольных познакомимся сегодня. Внимание на экран, перед вами таблица «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные», левую часть, т.е. характеристику класса Двудольные вы заполните сами (3-5 мин.), а правую, т.е. характеристику класса Однодольные вы заполните в процессе моего рассказа.

Признаки класса Двудольные

Признаки класса Однодольные

Зародыш семени имеет… (две) семядоли

Зародыш семени имеет одну семядолю

Корневая система… (стержневая)

Корневая система мочковатая

Жизненная форма… (деревья, кустарники, травянистые растения)

Травянистые растения, очень редко встречаются древесные формы

В стеблях есть… (камбий), за счет которого они растут в толщину

В стеблях, как правило, нет камбия, и они не растут в толщину

Листья… (простые и сложные, черешковые, часто с изрезанным краем листовой пластинки)

Листья простые, чаще сидячие, с цельными краями.

Жилкование… (сетчатое)

Жилкование дуговое или параллельное.

Цветки… (чаще четырехчленные и пятичленные). Околоцветник… (чаще двойной)

Цветки главным образом трехчленные. Околоцветник чаще простой

Опыление… (чаще насекомыми)

Опыление чаще ветром

- Немного позже мы вернемся к этой таблице и проверим ее.

- Чтобы точно определить к какому классу принадлежит растение одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков. Встречаются нетипичные случаи, например, растение Вороний глаз принадлежит по всем признакам к однодольным растениям, но жилкование у него сетчатое.

- Давайте рассмотрим общую характеристику класса Однодольные.

Из названия нам понятно, что семядоля в зародыше всего одна. Корневая система, как правило, мочковатая. Жизненная форма представлена травянистыми видами, крайне редко встречаются древесные формы среди представителей семейств этого отдела. Поэтому стебель не растет в толщину, а только в длину. Этот рост называется вставочный, т.е. удлиняется междоузлие стебля. Это говорит нам о том, что в стебле нет камбия. Листья у однодольных простые, чаще сидячие (нет черешка), а край листовой пластины цельный. Листья длинные, потому что растут некоторое время за счет образовательной ткани, которая расположена у основания листа. Жилкование листьев дуговое или параллельное, за исключением некоторых представителей, таких как Вороний глаз и др. Цветки чаще трехчленные, околоцветник чаще простой, т.е. нет чашелистиков. Опыление в отличие от класса Двудольные в основном с помощью ветра иногда насекомыми. Мы рассмотрели с вами общую характеристику класс Однодольные. Давайте проверим данные таблицы и сравним, что общего и чем отличаются однодольные и двудольные растения (проверочная работа).

- А сейчас приступим к изучению семейства Лилейные. К этому семейству относятся многолетние травянистые растения, которые имеют луковицы или корневища. Цветки лилейных обоеполые, одиночные или собранные в соцветие – кисть, метелку, зонтик, колос. Околоцветник у них простой, венчиковидный, шестилепестковый. Тычинок в цветке шесть, а пестик один. Плод – коробочка или ягода. Зная описание цветка представителей семейства Лилейные, можно составить формулу цветка.

Давайте попробуем: *О(3+3)Т(3+3)П1 (записываем в тетрадь).

Значение представителей лилейных в природе и жизни человека

- Изучая каждое семейство, нужно обязательно знать представителей этих семейств. К семейству Лилейные относятся лилии, тюльпаны, гиацинты, пролески, ландыш, купена, крокусы и многие другие растения. Многие из них имеют очень важное хозяйственное значение. Из некоторых видов лилий получают лекарственные препараты и ароматные вещества. Тюльпаны – прекрасные декоративные цветы, которые украшают и наши клумбы. Такое растение, как купена, растет в смешанных лесах и также используется как лекарственное растение. Среди представителей каждого семейства есть растения, которые подлежат охране. И такие представители, как Гиацинт Палласа, Пролеска сибирская, Шафран сетчатый, Тюльпан дубравный и другие многие лилейные нашего леса занесены в Красную книгу Украины, находятся под охраной регионального и всеукраинского уровня. Особенно весной мы не должны с вами забывать об этом.

Нельзя не сказать несколько слов о луке и чесноке. Люди еще в давние времена заметили, что если разрезать луковицу и положить в комнате, то человек не заражается микроорганизмами и у него не поражаются носоглотка и дыхательные пути. И только в ХХ веке после открытия таких веществ, как фитонциды, ученые смогли раскрыть причину исчезновения микробов в комнате. Фитонциды – это летучие вещества, обладающие антимикробным действием, повышающие иммунитет организма. Например, фитонциды чеснока убивают возбудителей тифа, дизентерии, холеры. А фитонциды лука дезинфицируют помещением. Действительно, лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Чеснок отлично повышает иммунитет, предотвращая инфекционные заболевания и отлично борется с вирусом гриппа и стафилококками. Лук и чеснок – это эффективное средство для лечения многих заболеваний. Поэтому, когда возникает угроза эпидемии гриппа, врачи рекомендуют включать в рацион питания лук и чеснок.

V. Обобщение, систематизация, контроль знаний

Игра «Вставь пропущенное слово»

У растений класса Однодольные корневая система ____________________. У однодольных зародыш имеет _________ семядолю. У представителей этого класса жилкование листьев чаще _________ или __________. Но есть исключение, это растение _________. Листья у однодольных _______, сидячие с цельным краем. Семейство Лилейные относится к классу _______. Растения лилейных имеют плод ______ или __________. Цветок у них, как правило, без __________. Венчик состоит из _________ лепестков, тычинок __________ и один ______. Жизненная форма представлена ____________ растениями, крайне редко встречаются ___________ формы. Летучие вещества растений, которые уничтожают бактерии, называются ____________.

Игра «Что лишнее?»

Лилия, рябчик, георгина, ландыш, пролеска.

Тюльпан, шафран, нарцисс, астра, гиацинт.

Прострел, роза, крокус, купена, ландыш.

Игра «Да» или «нет»

  1. Лилейные имеют в цветке 4 лепестка (нет).

  2. К лилейным относится дурман обыкновенный (нет).

  3. Растения большинства лилейных, являются охраняемыми (да).

  4. У лилейных плод ягода или коробочка (да).

  5. Корневая система представителей лилейных стержневая (нет).

  6. На корнях лилейных находятся клубеньковые азотфиксирующие бактерии (нет).

  7. К лилейным относится шафран (да).

  8. Цветок лилейных имеет двойной околоцветник (нет).

  9. У цветков лилии пять тычинок и пять пестиков (нет).

  10. Тюльпан имеет шесть лепестков венчика (да).

Игра «Узнай по описанию»

  1. Это растение имеет цветки белого цвета, собранные в соцветие кисть. Листья ланцетовидные, имеют дуговое жилкование. Растение любит тенистые места. Находится под охраной международного уровня. Относится оно к семейству Лилейные. Цвете весной, обычно в мае. Говорят, что оно лечит сердце… (Ландыш)

  2. Растение принадлежит к семейству Лилейные. Корень видоизменен в луковицу. Цветет ранней весной, цветки имеют белую или желтую окраску. Используется оно как декоративное растение, украшающее наши клумбы. Об этом растении существует много легенд, а еще его называют влюбленным… (Нарцисс)

  3. Растение культурное, принадлежит к семейству Лилейные, можно встретить в любом огороде. Его употребляют в пищу, а еще оно ценится за уникальные лекарственные свойства. А многие на него обижаются за то, что оно заставляет плакать. (Лук)

  4. Растение имеет цветы самой различной окраски. Считается декоративным растением многих стран. Имеет название семейства, к которому оно принадлежит. У этого растения женское имя. (Лилия)

  5. Это растение ценят за декоративные свойства, его цветы имеют разнообразную форму и окраску лепестков. Они бывают пионовидные, бахромчатые, лилиевидные, попугайчатые, ранние, поздние, многоцветковые, полные и карликовые. Любимый цветок многих женщин. (Тюльпан)

Работа с карточками

VI. Подведение итогов урока Подумаем вместе …

- Что бы произошло, если бы с нашего стола вдруг исчезли все продукты, которые получены из цветковых растений? (ответы учащихся)

- Растения играют в природе и жизни человека огромную роль. Они обеспечивают существование жизни на Земле, выделяя кислород для дыхания всех живых организмов. Высшие цветковые растения укрепляют грунт, склоны оврагов, принимают участие в создании плодородия почвы, обогащая её азотом, а также составляют большую часть нашей пищи (сахар, масло, овощи, фрукты, пряности, напитки и др.) Большое количество цветковых растений используется как лекарственные. А еще они балую нас разнообразием ароматов, и просто вносят в нашу жизнь радость и красоту!

Рефлексия

  • Сегодня я узнал(а)…

  • Было интересно…

  • Затруднения вызвал вопрос о…

  • Я понял(а), что…

  • Теперь я смогу…

  • Дома я попробую…

  • Меня удивило то, что…

  • Урок дал мне знания о …

  • В жизни мне пригодится…

- Прежде чем вы получите домашнее задание, хочу  вам  рассказать вот о чём. В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привёз их в Вену, так они попали в Венский сад. Вскоре эти растения появятся при королевских дворах. Очень прижился этот цветок в Голландии, где за одну луковицу вице-король заплатил 4/4 пшеницы, 48/4 ржи, 4 быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 2 бочки масла, связку платьев и серебряный кубок. Что это за цветок?

VII. Оценивание работы учащихся. Домашнее задание:

  1. Выучить § 41, составить паспорт семейства Лилейные.

На выбор

  1. Подготовить дополнительный материал (сказки, легенды, стихи, загадки) о представителях семейства Лилейные или нарисовать листовку в защиту лилейных, занесенных в Красную книгу Украины.

Использованная литература:

  1. Біологія №3 (411) січень 2014р. Х.: Вид. гр.. «Основа», стор. 31.

  2. Задорожный К.Н. «Биология. Планы-конспекты уроков 6 класс». – Харьков: Веста Изд. «Ранок», 2001.

  3. Задорожний К.М. «Дидактичні картки з біології 7 клас». – Х.: Вид. гр.. «Основа», 2012

  4. Таглина О.В. «Биология. Разработки уроков 7 класс» (Мастер-класс). – Харьков: Веста Изд. «Ранок», 2007.

  5. Тагліна О.В. Біологічні диктанти 7-8 класи». – Харків: Вид. «Ранок», 2009.

  6. Упатова И.П. «Биология. Авторские уроки». – Харьков: Веста Изд. «Ранок», 2005.

docbase.org

Растение - живой организм - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ - Учебник БИОЛОГИЯ 7 класс - Лисов Н. Д.

ГЛАВА 5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ

Вы любите салат? Наверное, каждый из вас может приготовить его по своему рецепту. Составьте список из пяти огородных растений, которые можно использовать в салате. В вашем списке есть морковь? Тогда в салат пойдет корень. Если вы выбрали лук, то для салата будут использованы зеленые листья — перо. Как насчет нескольких веточек петрушки? Это тоже листья. Будут ли в вашем салате помидоры, огурцы, спаржевая фасоль, зеленый горошек? Какие части растений используются в этом случае?

Вам уже многое известно о растениях, например, некоторые их части. Эти части называются органами.

Из этой главы вы узнаете:

• по каким признакам растения отличаются от других организмов;

• почему растения — живые организмы;

• где растения обитают;

• каковы особенности строения растительной клетки;

• что такое ткани и какие ткани образуют органы растений;

• что такое жизненная форма и какие жизненные формы характерны для растений.

§ 16. Растение — живой организм

Основные признаки растений. Какие растения вы знаете? Возможно, вы назовете дуб, березу, ромашку, клевер, колокольчик, ель.

Вам уже известно, что растения состоят из органов. Орган — это часть организма, выполняющая определенную функцию и имеющая приспособленное для этого строение. У большинства растений есть корни, которые удерживают растения в почве. Корни поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Листья выполняют функцию фотосинтеза, испарения воды и газообмена. Стебель связывает корень и листья между собой. Стебель, листья и корень называются вегетативными органами. У большинства растений формируются цветки, из которых образуются плоды и семена (рис. 63). Эти органы выполняют функцию размножения и расселения растений.

Рис. 63. Цветки гороха, его плоды и семена

Все растения многоклеточны. Их органы образованы огромным количеством клеток. Клетки листьев и молодых стеблей содержат зеленый пигмент хлорофилл, способный поглощать солнечный свет. Используя солнечную энергию, растения синтезируют из воды и углекислого газа органические вещества. (Вспомните, как называется такой процесс.) Органические вещества являются строительным материалом для молодых клеток и органов растений, а также источником энергии для различных процессов, протекающих в них. Таким образом, большинство растений являются автотрофами. (Вспомните, какие организмы называются автотрофами.)

Особенности строения клеток растений. В 6-м классе вы уже изучали, как устроены клетки растений и животных. Используя рисунок 64, сравните схемы строения растительной и животной клеток. Какие структуры характерны для обеих клеток? Чем растительная клетка отличается от животной? Теперь подведем итог. Обе клетки имеют общие структуры. Это цитоплазма с органоидами, ядро и цитоплазматическая мембрана, которая окружает цитоплазму. А чем эти клетки различаются? В растительной клетке есть зеленые пластиды — хлоропласты, придающие клеткам зеленую окраску (рис. 65).

Рис. 64. Схема строения клеток

Рис. 65. Хлоропласты в клетках элодеи

Пластиды бывают трех видов. Хлоропласты содержат пигмент хлорофилл — в них осуществляется фотосинтез. Хлорофилл образуется в хлоропластах на свету. Если растению света недостаточно, хлорофилл разрушается.

Лейкопласты — бесцветные пластиды, в которых запасаются углеводы (крахмал), белки или жиры (рис. 66). Хромопласты содержат пигменты желтого, красного или оранжевого цвета (рис. 67). Они обусловливают яркую окраску цветков и плодов многих растений, а также осеннюю окраску листьев.

Рис. 66. Лейкопласты в клетках Рис. 67. Хромопласты в клетках

кожицы листа традесканции плода томата

В растительных клетках есть вакуоли, заполненные раствором различных веществ. Этот раствор называется клеточным соком. Как вы знаете, клеточный сок определяет вкус многих плодов. Вакуоли являются источником запасных питательных веществ и резервуаром воды в клетке. Благодаря давлению, которое создают молекулы воды в вакуоли, живые растительные клетки поддерживают свою упругость.

Снаружи растительную клетку покрывает клеточная оболочка (клеточная стенка). Она достаточно прочная и защищает клетку от повреждений, проникновения в нее бактерий и других организмов. У многих клеток оболочка достигает значительной толщины. В оболочке есть специальные образования — поры, по которым различные вещества могут передвигаться из клетки в клетку. Оболочка некоторых клеток пропитывается специальным веществом. В результате этого она становится прочной, твердой и непроницаемой для различных веществ (говорят, что оболочка одревесневает). При этом поступление веществ в клетку прекращается, и ее живое содержимое отмирает. Прочная оболочка остается существовать в органах растений.

А теперь вспомним, как устроены клетки бактерий. В клетках бактерий ядро отсутствует. А в клетках растений есть оформленное ядро. Следовательно, растения, как протисты и грибы, являются эукариотами.

Растения — многоклеточные эукариотические автотрофные организмы, тело которых разделено на органы — корень, стебель и листья.

Вспомните, по каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы. Живые организмы питаются, дышат, выделяют ненужные вещества, размножаются, растут, развиваются, реагируют на изменения в окружающей среде. Все эти признаки характерны и для растений. Поэтому растения — живые организмы.

Распространение растений. Растения распространены на всем земном шаре — от ледяных пустынь Антарктиды и Арктики до горячих пустынь Африки (рис. 68). Больше всего видов растений обитает во влажных тропических лесах.

Большинство растений живет на суше, но многие обитают в водоемах или около них. Растения хорошо приспособлены к условиям существования в разных местообитаниях.

Рис. 68. Растения, произрастающие в различных природных условиях

Изучением растений занимается ботаника. Она исследует жизнь растений, их строение, распространение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом. Изучение ботаники дает возможность каждому из нас не только узнать жизнь растений, но и принять активное участие в охране природы и рациональном использовании растительных ресурсов.

Выводы.

Растения — многоклеточные автотрофные организмы.

Их тело разделено на вегетативные органы — стебель, листья и корни.

Для растительной клетки характерны пластиды, оболочка и вакуоли.

Растения обитают на всех континентах Земли.

1. По каким признакам растения отличаются от других организмов? 2. Какие функции выполняют вегетативные органы? 3. Чем растительная клетка отличается от животной? 4. Почему листья растений зеленые, а корни нет? 5. Если оставить доску лежать на траве, что будет с травой под доской через несколько дней и почему это произойдет?

Приведите примеры явлений из жизни растений, которые подтверждают, что растения — живые организмы.

www.compendium.su

Понятие о тканях - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ - Учебник БИОЛОГИЯ 7 класс - Лисов Н. Д.

ГЛАВА 5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ

§ 17. Понятие о тканях

Вы, вероятно, неоднократно видели, что во время сильного ветра высокие растения, особенно молодые, сгибаются почти до земли, но не ломаются. Почему это происходит?

Ученые считают, что предками растений были водоросли. В отличие от водорослей, которые в основном живут в воде, растения господствуют на суше. Мы видим их в лесах, на лугах и болотах, по берегам рек и озер. Их выращивают в садах, парках и скверах, на полях и огородах.

Освоение растениями суши сопровождалось формированием у них приспособлений, которые обеспечили их выживание в новых наземных условиях.

Понятие о тканях растений. Вспомните, как устроено тело многоклеточных водорослей. У многих видов оно состоит практически из одинаковых клеток, и каждая клетка способна выполнять все функции, характерные для водоросли. А как у растений? Функции в многоклеточном организме растений выполняют не отдельные клетки, а группы клеток. Одна группа клеток, например, выполняет функцию защиты, другая — функцию транспорта веществ по организму, третья — осуществляет фотосинтез и т. д. Таким образом, для выполнения функций у растений формируются разные виды клеток. При этом клетки каждого вида различаются по строению. Для выполнения определенных функций клетки объединяются в группы, которые называются тканями.

Ткань — это группа сходных по строению клеток, которые выполняют определенные функции.

Таким образом, в результате освоения растениями суши у них сформировались не только органы, но и ткани, из которых состоят органы.

Виды тканей. У растений выделяют несколько видов тканей. Покровные ткани защищают тело растения от потери влаги.

► Водоросли, живя в воде, не нуждаются в подобной защите. Однако, если водоросль изъять из воды, ее тело быстро высыхает, что свидетельствует об отсутствии специальных покровов, защищающих тело от потери влаги. В наземных условиях могли выжить только те растения, у которых появились покровные ткани, поскольку наземные растения растут и развиваются при периодическом, а не постоянном увлажнении, часто в условиях продолжительного сухого периода.

Покровные ткани также надежно защищают тело растения от перепадов температур, механических повреждений, проникновения микроорганизмов.

► Клетки покровных тканей плотно соединены между собой, часто имеют извилистые стенки. Межклетников нет. Клеточные оболочки часто утолщены и пропитаны различными веществами, повышающими их защитные свойства. Для сообщения с внешней средой в покровных тканях образуются специальные образования — устьица, чечевички.

Первые наземные растения имели вид небольших слаборазветвленных веточек. Клетки верхних веточек этих растений осуществляли фотосинтез, а клетки нижней части всасывали из почвы воду. Для нормального существования растений необходимо было постоянное продвижение воды к верхней части растения (подумайте почему) и органических веществ — в обратном направлении. Эта необходимость обусловила развитие проводящих тканей, которые и осуществляют транспорт веществ в теле растений.

► К проводящим тканям относятся луб и древесина. Проводящие элементы луба — ситовидные трубки — это ряды вытянутых живых клеток. Их поперечные стенки (ситовидные пластинки) пронизаны отверстиями (наподобие сита). Через них проходят тяжи цитоплазмы, по которым из клетки в клетку передаются органические вещества. Рядом с ситовидными трубками расположены клетки-спутницы. Они ускоряют проведение веществ по ситовидным трубкам.

◄ Древесина состоит из проводящих элементов: трахеид и сосудов. Трахеиды — это мертвые вытянутые клетки с сильно утолщенными оболочками и заостренными концами. Связь между ними осуществляется через поры. Сосуды — длинные полые трубки, состоящие из цепочек мертвых клеток — членик о г сосуда. В поперечных стенках есть крупные отверстия. По трахеидам и сосудам вода (—►) передвигается от корня в стебель и листья.

Механические ткани составляют внутренний каркас тела растения. Они поддерживают растение в определенном положении, обеспечивающем улавливание солнечного света и противостояние факторам окружающей среды (ветер, ливень).

► Механические ткани образованы как живыми, так и мертвыми клетками. Оболочки живых клеток колленхимы (см. рис.) утолщаются по уголкам или по параллельным оболочкам. Такая ткань встречается в молодых стеблях и листьях.

► Склеренхима образована мертвыми вытянутыми клетками с равномерно утолщенными оболочками. Такие клетки называются волокнами. Волокна часто располагаются рядом с проводящими элементами луба и древесины.

Фотосинтезирующая ткань находится в листьях и молодых стеблях, она осуществляет фотосинтез. Часть органических веществ, синтезированных в листьях, передвигается в стебель и корень и откладывается в запас в клетках запасающей ткани. Клетки некоторых растений для успешного выживания в засушливых условиях запасают воду. Фотосинтезирующие и запасающие ткани объединяются в группу основных тканей.

Образовательные ткани состоят из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения. Клетки, появившиеся в результате деления клеток образовательной ткани, затем преобразуются в клетки других тканей растения. Клетки образовательной ткани мелкие, тонкостенные. Благодаря деятельности образовательной ткани растения растут в длину и толщину. Поэтому клетки образовательной ткани залегают на верхушке растения и кончике корня, а также располагаются продольными тяжами или цилиндрами в теле растения.

В состав растительных тканей входит также межклеточное вещество. Оно скрепляет клетки друг с другом, защищает их, препятствует испарению воды. Более подробно мы познакомимся с тканями при изучении органов растений.

Выводы.

Органы растений состоят из тканей: покровной, проводящей, механической, образовательной, основной.

Ткани — это группы клеток, имеющие сходное строение и выполняющие одинаковые функции.

Появление тканей, как и органов, связано с выходом растений на сушу.

1. По каким признакам различаются ткани? 2. Какие функции выполняют покровные ткани? Механические? 3. Сделайте предположение, какие ткани состоят из мертвых клеток. Ответ обоснуйте. 4. Назовите изменения в строении растений, которые способствовали освоению ими суши. 5. Вам когда-либо приходилось наблюдать, как рубят или распиливают вручную крупные деревья? Как вы считаете, это легко делать? Почему для этого требуется приложить немало усилий?

www.compendium.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта