Урок 16 общая характеристика подцарства высшие растения задачи урока. Общая характеристика подцарства высшие растения
Урок 16. Общая характеристика подцарства высшие растения
Задачи урока:
- познакомиться с особенностями организации высших растений;
- рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
- показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;
- продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Основные положения урока.
- Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей, строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).
- Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.
* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.
* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.
* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у высших растений, подчеркивающее сложность их строения и являющееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.
* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рассмотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.
* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетативных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и настоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.
* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у высших растений также чередования поколений: диплоидного спорофита и гаплоидного гаметофита.
* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схемами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).
Вопросы для обсуждения.
1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.
2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, покровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?
3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших растений. В чем отличия?
4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродуктивными?
5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?
6. Перечислите основные отличительные черты споровых растений.
7. Докажите, что специализация тканей семенных растений зашла особенно далеко, по сравнению со споровыми.
Закрепление материала.
• Перечислите отличительные признаки высших растений.
• Перечислите отделы семенных и споровых растений.
Царство __________________
Подцарство Высшие растения_______________
____________Споровые_______________________Семенные______
Отделы:___________________ Отделы:___________________ • Составьте цепь питания с высшими растениями. Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, запасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, спорангии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые растения, семенные растения.
Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших растениях, повторить общую характеристику низших растений. Творческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».ч. 1
izumzum.ru
Урок 16. Общая характеристика подцарства высшие растения
Задачи урока:
- познакомиться с особенностями организации высших растений;
- рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
- показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;
- продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Основные положения урока.
- Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей, строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).
- Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.
* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.
* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.
* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у высших растений, подчеркивающее сложность их строения и являющееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.
* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рассмотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.
* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетативных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и настоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.
* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у высших растений также чередования поколений: диплоидного спорофита и гаплоидного гаметофита.
* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схемами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).
Вопросы для обсуждения.
1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.
2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, покровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?
3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших растений. В чем отличия?
4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродуктивными?
6. Перечислите основные отличительные черты споровых растений.
7. Докажите, что специализация тканей семенных растений зашла особенно далеко, по сравнению со споровыми.
Закрепление материала.
• Перечислите отличительные признаки высших растений.
• Перечислите отделы семенных и споровых растений.
Царство __________________
Подцарство Высшие растения_______________
____________Споровые_______________________Семенные______
Отделы:___________________ Отделы:___________________ • Составьте цепь питания с высшими растениями. Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, запасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, спорангии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые растения, семенные растения.
Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших растениях, повторить общую характеристику низших растений. Творческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».
скачатьУрок 16 общая характеристика подцарства высшие растения задачи урока
Урок 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ
Задачи урока:
познакомиться с особенностями организации высших растений;
рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;
продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оснащенность урока: живые растения; гербарные экземпляры высших растений; таблицы; рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений; микропрепараты растительных тканей и микроскопы.
Основные положения урока.
Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей,строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).
Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый).
* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.
* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.
* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.
* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у высших растений, подчеркивающее сложность их строения и являющееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.
* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рассмотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.
* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетативных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и настоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.
* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у высших растений также чередования поколений: диплоидного спорофита и гаплоидного гаметофита.
* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схемами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).
Вопросы для обсуждения.
1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.
2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, покровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?
3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших растений. В чем отличия?
4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродуктивными?
5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?
6. Перечислите основные отличительные черты споровых растений.
7. Докажите, что специализация тканей семенных растений зашла особенно далеко, по сравнению со споровыми.
Закрепление материала.
• Перечислите отличительные признаки высших растений.
• Перечислите отделы семенных и споровых растений.
Царство __________________
Подцарство Высшие растения_______________
____________Споровые_______________________Семенные______
Отделы:___________________ Отделы:___________________
• Составьте цепь питания с высшими растениями.
Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, запасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, спорангии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые растения, семенные растения.
Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших растениях, повторить общую характеристику низших растений. Творческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».
textarchive.ru
Общая характеристика подцарства высшие растения
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Решив кроссворд, получите оценку.1 о 2 т 3 л 4 и 5 ч 6 н 7 о 1 о 2 т 3 л 4 и 5 ч 6 н 7 о
Слайд 2
Ключ к кроссворду1З И Г О Т А 2Г А М Е Т А 3В О Д О Р О С Л И 4С П И Р О Г И Р А 5О Д Н О К Л Е Т О Ч Н Ы Е 6Л А М И Н А Р И Я 7А В Т О Т Р О Ф Ы
Слайд 3
Тема урока:ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ
Слайд 4
Цель урока:Изучить особенности организации высших растений.
Слайд 5
Изучение нового материала:У высших растений хорошо выражены ткани, строение которых соответствует выполняемым функциям. Назовите эти ткани.1234
Слайд 6
Изучение нового материала:Органы цветкового растения
Слайд 7
Изучение нового материала:Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода:Эмбриональный (зародышевый)Постэмбриональный (послезародышевый)
Слайд 8
Изучение нового материала:Подцарство Высшие растенияСпоровыеСеменные
Слайд 9
Закрепление: (тест)Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями:Рост организма. Запасание питательных веществ. Выделение веществ. Защита. Опора. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтезаА. Покровная Б. Образовательная В. Проводящая Г. Механическая Д. Секреторная Е. Основная
Слайд 10
Ключ к тесту:А- 4 Б- 1 В- 6 Г- 5 Д- 3 Е- 2
Слайд 11
Критерии оценки:0 ошибок- 5 1-2 ошибки- 4 >2 ошибок- 3
Слайд 12
Дополните схему:Органы высших растенийВегетативные (корень, стебель, лист)Репродуктивные (спорангии, цветки, плоды)
Слайд 13
Критерии оценки схемы:-указаны все элементы схемы- «5»; -не указаны 1-2 названия органов- «4»; -совсем не указаны названия органов- «3»
lusana.ru
Конспект ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ
Предмет: биологияКласс: 7Тема урока: общая характеристика подцарства Высшие Растения.Тип урока: комбинированный.Задачи урока:познакомиться с особенностями организации высших растений;рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.
Планируемые результаты:Предметные результаты: – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов; - формировать умение характеризовать подцарство Высшие Растения; – формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.
Метапредметные и личностные результаты:Регулятивные УУДСформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Сформировать умение работать по плану. Познавательные УУДСформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( видео в текст).Коммуникативные УУДСформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.
Ход урока.Организационный момент.
Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».По звонку начинается урок.- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.
Актуализация знаний.
- А почему, наш мир прекрасен, как вы считаете? Ответы детей.- Верно, наш мир прекрасен, а осенью особенно. А почему? Мир красок расцветает. Мы видим повсюду цвета радуги. А где эти цвета? Ответы детей.- Согласна. На растениях, кустарниках, деревьях.- Итак, ребята, какое царство мы изучаем? ( растения) Слайд 2.- На подцарства оно делится? (низшие, высшие) Слайд 3.- Тема сегодняшнего урока А может кто-то сможет сформулиров
weburok.com
Общая характеристика подцарства высшие растения
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Общая характеристика высших растений - Документ
Общая характеристика высших растений
Высшие растения составляют подцарство растительного мира. Существует предположение, что они произошли от каких-то древних групп зеленых водорослей. Для такой гипотезы имеются веские основания: 1) у водорослей и высших растений главный фото-синтезирующий пигмент — хлорофилл а и каротиноиды; 2) основной запасной углевод — крахмал, который откладывается в хлоропластах, а не в цитоплазме, как у других фотосинтезирующих эукариот; 3) целлюлоза является важнейшим компонентом их клеточной стенки; 4) у водорослей и некоторых высших растений (мхи) в матриксе хлоропласта имеются особые включения — пиреноиды; 5) при клеточном делении у растений и некоторых водорослей образуются фрагмопласт — внутриклеточная пластинка, зачаток клеточной стенки.
Высшие растения появились на суше примерно 430 млн. лет назад в виде небольших по размеру и примитивных по строению риниофитов, или псилофитов. В дальнейшем их эволюция неразрывно связана с постепенным завоеванием суши. Оказавшись в совершенно иной наземновоздушной среде, они постепенно адаптировались к необычной обстановке и на протяжении многих миллионов лет дали громадное разнообразие наземных растений различной величины и сложности строения.
Одним из ключевых событий раннего этапа выхода растений на сушу было появление слор с прочными оболочками, позволяющими переносить засушливые условия и распространяться ветром. В процессе дальнейшего приспособления к наземным условиям существования у высших растений сформировались вегетативные органы — корень, стебель и лист, как результат разделения функций между различными участками тела. Корни обеспечивают закрепление растений в субстрате и водно-минеральное питание, листья — фотосинтез, стебли — транспорт веществ (восходящий и нисходящий токи).
Развитие эффективной проводящей системы тканей, состоящей из ксилемы и флоэмы, решило проблему передвижения воды и органических веществ у сосудистых растений при выходе их на сушу. От высыхания эти растения обрели защиту в виде покровной ткани — эпидермы или перидермы. Развитие эпидермы привело к возникновению устьиц — высокоспециализированных образований, регулирующих газообмен и испарение воды растением.
Далее у высших растений произошло усиление механической прочности путем утолщения клеточной стенки и пропитывания ее лигнином, придающим жесткость ее целлюлозному остову.
Параллельно шла эволюция и органов полового (антеридии и архегонии) и бесполого (спорангии) размножения. Из одноклеточных, характерных для подавляющего большинства водорослей, эти органы становятся многоклеточными, и стенки их надежно защищают развивающиеся гаметы и споры от высыхания.
В жизненном цикле высших наземных растений наблюдается закономерное чередование полового и бесполого поколений.
Гаплоидное поколение называется гаметофитом, поскольку оно способно к половому размножению и образует гаметы. Гаметы формируются в антеридиях и архегониях. В результате оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает диплоидный спорофит. Он способен к бесполому размножению с образованием гаплоидных спор. Последние дают начало гаметофит-ному поколению. Одно из этих двух поколений всегда преобладает над другим, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла высших растений.
В отличие от других высших растений, в жизненном цикле моховидных преобладает гаметофит —небольшое, преимущественно листостебельное растение, которое осуществляет функцию фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Спорофит у них развивается из оплодотворенной яйцеклетки внутри архегония и постоянно связан с гаметофитом не только морфологически, но и физиологически (в смысле питания), т. е. низведен до степени органа растения, выполняющего только функцию спорообразования. Для размножения мхов необходима вода, иначе сперматозоиды не смогут подплыть к архегони-ям. Кроме того, только в достаточно влажной среде у них лопаются антеридии и высвобождаются сперматозоиды. Поэтому не случайно большинство моховидных обитает в сырых и затененных местах.
Развитие жизненного цикла моховидных по пути возрастания самостоятельности гаметофита и морфологического упрощения (с потерей самостоятельности) спорофита привело к эволюционному тупику.
В эволюции высших сосудистых растений происходит постепенная редукция (уменьшение и упрощение) гаметофита и преобладание в жизненном цикле спорофита. Так, у плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных гаметофит представлен маленьким (от нескольких миллиметров до 3 см) заростком, не расчлененным на органы, живущим несколько недель (у плаунов — несколько лет) независимо от спорофита. На заростках в антеридиях развиваются сперматозоиды, которые, плавая в каплях воды, достигают архегония и сливаются с яйцеклеткой. Благодаря крошечным размерам гаметофитов оплодотворение у хвощей, плаунов и папоротников может происходить даже при ничтожно малых количествах воды в виде капелек росы, тумана и Др.
У голо- и покрытосеменных растений гаметофит полностью утратил способность к самостоятельному образу жизни, и все его развитие протекает на спорофите внутри макроспорангия (или семязачатка).
У голосеменных женский гаметофит — многоклеточный гаплоидный эндосперм с двумя (у сосны) или несколькими (у других голосеменных) архегониями; у покрытосеменных он редуцирован обычно до семи клеток, архегониев не имеет и называется зародышевым мешком. В последнем образуются яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух клеток-синергид, вторичного диплоидного ядра и клеток-антипод.
Мужской гаметофит семенных растений развивается из микроспоры и представляет собой пыльцевое зерно (пыльцу), прорастающее в пыльцевую трубку с образованием двух спермиев. При этом впервые в эволюции растений процесс оплодотворения становится независимым от наличия капельно-жидкой среды: спермин доставляются к яйцеклеткам пыльцевой трубкой, что является важнейшим приспособлением к наземному образу жизни.
refdb.ru