Владимир Солоухин - Камешки на ладони (сборник). Об этом растении знают все многие плели
Познавательная прогулка- наблюдение (на свежем воздухе) на тему: "По дорожкам растений- целителей" для детей старшего дошкольного возраста. - «Дошколенок.ру»
Цель: развивать познавательную активность детей;Задачи:1. формировать представления о произрастании лекарственных растений данной местности, правилах их сбора, хранение и применение простейших профилактических рецептов2. формировать умение и желание защищать и любить природу3. закреплять знания детей о безопасном поведении в природе4. развивать навыки чтения плана, внимание, память.Развивающая среда:-гербарий "Лекарственные растения вокруг нас"-мешочки с засушенными травами "Узнай по запаху"
Материал:-план маршрута экологической тропы-таблички- ориентиры лекарственных растений: подорожник, цикорий, одуванчик, тысячелистник, лопух-сундучок "сюрпризов"
Ход беседы:Сюжет развивается в игровом уголке сюжетно- ролевой игры "Почта".Воспитатель обращает внимание детей на почтовый ящик, в нем письмо - читает содержание письма:" Дорогие дети! Пишут вам жители планеты, которая называется "Зеленые целители". Мы занимаемся выращиванием лечебных трав, затем собираем их семена, сушим и умеем готовить различные целебные отвары от разных болезней- помогаем лечиться людям.Но, однажды, сильный ветер разбросал все собранные семена по разным местам. На территории вашего детского сада обнаружены некоторые лекарственные растения, которые, возможно, вам знакомы. Мы посылаем вам карту- план маршрута, с помощью которой вы найдете их и узнаете целебную силу каждого растения.Если у вас все получится, то вы узнаете целебные свойства растений, которые вас окружают и станете "Юными следопытами".Счастливого пути!".Воспитатель: ребята, а вы хотите узнать какие лекарственные растения растут на территории нашего детского сада?Дети: да!
Воспитатель с детьми знакомится с картой и готовятся отправиться в путь. Педагог с детьми следуют по маршруту.- Вот и первая остановка, вот здесь мы должны остановиться.-К какому растению нас привела дорожка?Нас встречает всем известный- лопух. Вы, наверное и не догадывались, что это лекарственное растение.-Обратите внимание, какие у него листья? Они большие и крупные, ярко- зеленого цвета с темными прожилками, можно дотронуться. А стебель прямой. Серо- розовые шарики похожи на колючих ежиков - это цветки лопуха. На каждом маленьком цветочке видны маленькие капельки - это нектар. Он приманивает пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют лопух - медоносом.
Цветки лопуха очень цепкие: послушайте стихотворение Светланы Пшеничных "Репей":Сказал репей:-Я верный друг.Об этом знаютВсе вокруг!И помнят,Между прочим,Что яПривязчив очень!С этими шариками можно даже поиграть, если бросишь, то они легко приклеются к одежде.-Вы, наверное. хотите узнать где находится целебная сила у лопуха? А она находится в листьях и корне. Для лечения готовят отвары, настои и применяют при простуде. Если температура тела высокая, то лист лопуха, приложив к голове, понизит ее до нормы. Снимет боль в ногах, излечит раны, а репейное масло укрепляет корни волос у людей.Корень лопуха можно варить, жарить и даже есть в сыром виде.-Где растет лопух? Его можно встретить около домов, у дорог.Поставим и здесь табличку - ориентир с картинкой.Следуем дальше, ребята. По карте- маршруту здесь должна быть остановка. Посмотрите, внимательно вокруг, что вы видите?
Вот куда нас привела дорожка, здесь мы должны остановиться. Обратите внимание на это растение. Вам оно знакомо? (ответы детей). Это- тысячелистник обыкновенный. Но на самом деле это не такое уж и обыкновенное растение - это лекарственное растение.-Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)-Конечно же, ребята, у тысячелистника листьев не тысяча, но глядя на него, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно.-Посмотрите, на что похожи его листья? (ответы детей)-Его листочки можно сравнить с перышками. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что каждый лист состоит из множества крохотных листиков и у каждого ажурные края. Прикоснитесь пальчиком к растению, чувствуете, оно покрыто волосками. Стебель грубый. От других трав тысячелистник отличается прежде всего своим видом. Издалека он похож на своеобразное крохотное деревце с необычной кроной. Народ придумал называть тысячелистник- белоголовником. Посмотрите на растение, подумайте, почему? (ответы детей)- Среди разной травы отыщется он по мелким белым цветкам, собранным в корзиночки.-Вспомните, ребята, может вам приходилось видеть тысячелистник? (ответы)-Искать тысячелистник долго не приходится : растет он на огородах, среди кустарников, на обочинах дорог, около заборов наших домов.Тысячелистник- растение очень стойкое к холодам. Даже в зимнюю погоду, когда другие растения исчезнут, мы можем встретить сухой тысячелистник, схваченный морозом и полюбоваться его как бы хрустальным видом.Полезные свойства этого растения используют с давних пор: сухие листья и цветки используют для приготовления кваса, ароматных напитков.Целебная сила находится у тысячелистника в верхушках стеблей, их срезают и готовят настои для уничтожения микробов с мелких ран и царапин, помогает остановить кровотечение из носа, а повышает аппетит у людей.
-Ребята, вот наша следующая остановка. Что это за яркие, солнечные цветы вокруг? Все они , словно высыпались на праздник - так их много!-Вы. конечно, догадались о каком растении дальше пойдет речь?- Правильно, об одуванчиках. Это растение представлять никому не надо. Кто ж его не знает? Многим из вас. наверное. родители плели из его душистых с запахом меда цветков нарядные венки. Одуванчик - это тоже лекарственное растение, об этом вы, наверное и не догадывались.-Вспомните, где вы видели полянки с одуванчиками? (ответы)-Растет одуванчик почти везде:На своей высокой ножке,Поднимаясь в вышине,Он растет и на дорожке,И в ложбинке, ив траве.Яркий золотистый ковер расстилается в нашем парке, также можно встретить его в полях, на лугах, по берегам рек. Мы не раз с вами наблюдали, как пройдет немного времени и вместо золотого покрывала появится белое пушистое. и если потом подуть на пушистые шарики. то тысячи парашютиков закружатся в воздухе, чтобы улететь подальше от родного луга и приземлиться где- нибудь на новом месте. Белые пушинки- это семена. Они падают на землю и прорастают. И на следующий год здесь появится новый солнечный ковер. У одуванчиков есть особенность: когда его срываешь, то белый млечный сок (замечали, да?) на воздухе темнеет, от этого плохо отмываются руки от коричневых пятен.Для лекарственных целей люди давно научились заготавливать корни одуванчиков из которых готовят чай. Этот чай помогает при болях в животе, понижает температуру тела, повышает аппетит хотите посмотреть корень? (показать) .А еще из одуванчиков готовят вкусные блюда, например, салаты, листья добавляют в супы, щи, из золотых цветков варят вкусное варенье. Вот какое чудесное растение, правда. ребята! Поэтому в народе одуванчик так и называют "жизненным эликсиром".
Какое же еще целебное растение растет в нашем детском саду? Посмотрите. сколько разной травы вокруг? А вот и он: тонкий стебель у дорожки,На конце его сережкиНа земле лежат листки-маленькие лопушки.Все вместе: это подорожник!-Почему он так называется. кто знает? (ответы)-Растет подорожник вдоль дорог.Подорожник считается самым древним лекарственным растением. Целебная сила находится в листках, которые имеют полезный сок. Давайте рассмотрим его повнимательней.Обратите внимание в почве прячется густой пучок корней, который надежно держит растение под землей. У подорожника есть главная особенность - у него листья жесткие и упругие с прочными прожилками, (потрогайте руками). Это спасает подорожник от вытаптывания, от которого страдают другие растения. И стебелек с соцветием.- Кто может рассказать, как лист подорожника залечивает раны? (ответы)- Нам всем хорошо знакомо правило: если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране, правда, ребята!- От ушибов и порезов лучше средства не найти, Привяжи его листочки, перестанет кровь идти.- Если пчелка нападет, сделай из листа повязку, сразу боль тогда пройдет.Поэтому подорожник иназывают зеленым бинтом!А еще подорожник считается великим путешественником, потому, что приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.Листья подорожника можно засушить, приготовить отвар и вылечиться от кашля
Все эти растения произрастают не только в нашей местности, но и во многих районах нашего края и помогают лечиться людям.-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? (ответы)- Цветки собирают когда растение цветет, корневища поздней осенью. когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.Ребята, вам понравилась такая необычная прогулка? Дети: да! А давайте вспомним какие же растения- целители растут в нашем детском саду?Один ребенок- одуванчик; второй- подорожник; третий- лопух. Кто запомнил что лечит подорожник? одуванчик? лопух? А кто может назвать новое растение, с которым мы познакомились, путешествуя по дорожкам детского сада?Дети: тысячелистник. Какими целебными свойствами обладает это растение, расскажите, кто запомнил?Воспитатель: ребята, а какое растение вам понравилось больше всего? Почему? А как вы думаете мы уже стали "Юными следопытами?". Ответы детей: да! Почему вы так думаете: потому что мы нашли много лекарственных растений и узнали их целебные свойства.А как вы думаете, как можно порадовать жителей планеты, рассказать им о своем путешествии?Ответы детей: написать письмо, нарисовать растения и послать в конверте по почте, позвонить.Воспитатель: давайте так и поступим. Мы нарисуем растения -целители, растущие на территории нашего детского сада и отправим в письме по почте.
blog.dohcolonoc.ru
Что Вы знаете об этом растении?
Юлия Вдовиченко Высший разум (216286) Да, они у Вас - просто ВОЛШЕБНЫЕ! Восхищаюсь Вашим талантом и умением находить с непростыми растениями общий язык.
otvet.mail.ru
Это растение очень опасно! Знать каждому!!!
Большинство из нас согласны, что в наш дом нужно что-то зеленое. Многие хотели бы иметь свой дом, как тропический лес. Пожалуйста, прочитайте это внимательно. Мой сын умер, потому что он положил кусок листа в рот, он распух и задохнулся. Это растение является очень распространенным во многих домах и офисах.
Это растение смертельно ядовито и опасно, до точки убийства ребенка всего 1 минута, для взрослого — 15 минут. Если прикоснуться к нему и случайно прикоснуться пальцами к глазам, это может привести к необратимой слепоте.
Предупредите своих друзей и семью!
Все началось, когда маленький Эстебан 5 лет играл, мать обратила внимание, что он почувствовал себя плохо, она думала, что это было просто расстройство желудка или усталость. Она начала беспокоиться, когда заметила, что ее сын стал странным цветом и с большим трудом дышал.
Она быстро вызвала скорую, которая перевела его в больницу, где он был принят с отравлением, никто не знал, что происходит на самом деле.
После того, спустя 1/2 часа, врач вышел из комнаты, чтобы сообщить его матери, что ребенок умер от отравления. Она была в шоке и понятия не имела, что он мог бы съесть. По этой причине она заказала анализ крови и результаты показали большую дозу химического вещества, называемого оксалат кальция.
Данные с 2006 года в Соединенных Штатах, зарегистрированы 64,250 случая отравления растениями, из которых 75% были дети в возрасте до 5 лет.
- Если кто-то пострадал от отравления дифенбахии, рекомендуется очистить рот холодной, влажной тканью, промойте глаза. Затем обратитесь в больницу.
Не забудьте поделиться со всеми, чтобы все знали об этом растении и опасности, которую оно может вызвать!
Источник
ekola2015.net.ua
тексты для упражнений по русскому языку
Автор(ы):
Дьякова Елена ВладимировнаМесто работы, должность:
МАОУ "СОШ №37" г. Владимира, учитель русского языка и литературы
Регион:
Владимирская область Характеристики ресурсаУровни образования:
основное общее образованиеКласс(ы):
5 классКласс(ы):
6 классКласс(ы):
7 классКласс(ы):
8 классКласс(ы):
9 классПредмет(ы):
Русский языкЦелевая аудитория:
Учитель (преподаватель)Тип ресурса:
дидактический материалКраткое описание ресурса:
Тексты для упражнений по русскому языку подобраны по темам, отражающим значимые вопросы воспитания.
О пользе занятий спортом.
Диктант. «Крепче мышцы — острее ум». Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. (6 класс)
Диктант. «Королева спорта». Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, в сложном предложении. (8,9 класс)
О лекарственных растениях.
Диктант. «Лекарственные растения». Слитное написание союзов также, тоже, чтобы; две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. (7 класс)
Диктант. «Облепиха». Пунктуация при приложении и обособленных определениях, тире между главными членами. (8 класс)
О форме поведения.
Диктант. «О такте и деликатности». Правописание частиц не-ни. (7 класс)
Диктант.«Не быть смешным». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении. (8,9 класс)
Диктант. «Почему не нужно лгать?» Не-ни в отрицательных местоимениях. (6 класс)
О воспитании нравственности, воспитании человеческихчувств.
Диктант. «Жить по правде». Пунктуация при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи. (6-9 класс)
Диктант. «Спроси у совести своей». Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, цитатах, в сложном предложении. (8 класс)
Диктант. «О доброте». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении. (8 класс)
Диктант. «Молодость – это вся жизнь». Пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении. (8 класс)
Диктант. «Об интеллигентности». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах. (8 класс)
Диктант. «Будь человеком». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении. (8,9 класс)
Диктант. «О дружбе». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении. (8 класс)
О труде.
Диктант. «Не краснею за своих детей». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обращениях, обособленных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении. (8,9 класс)
Диктант. «Подвиг — это вершина храбрости». Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях, в сложном предложении. (8 класс)
Диктант. «Цена хлеба». Не с разными частями речи. -Тся и -ться в глаголах. (6 класс)
Берегите природу.
Диктант. «Человек и природа». Н-нн в суффиксах страдательных причастий. Буквы е-и в безударных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Знаки препинания при однородных членах. (6 класс)
Диктант. «Не трогайте лесных детенышей». Буквы е-и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. –Тся и -ться в глаголах. Не с разными частями речи. Пунктуация при деепричастных оборотах, в сложных предложениях. (6,7 класс)
Диктант. «Берегите природу». Правописание приставок. Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении и для выделения деепричастного оборота. (6,7 класс)
1. О пользе занятий спортом.
Крепче мышцы - острее ум.
Связаны ли между собой интеллектуальная деятельность и двигательная активность? Михайло Ломоносов мог легко завязать в узел железную кочергу. Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе.
Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила. Их близкое соседство кажется странным и непонятным. Но физиологи доказывают, что интеллект работающих, хорошо физически развитых людей гораздо выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняется тем, что поступающие от мышц сигналы - необходимая предпосылка для успешной работы мозга.
Необходимость постоянных тренировок для работы мозга уже вполне оценили руководители ряда американских фирм. Их сотрудники, занимающиеся физподготовкой, поддерживающие себя в надлежащей форме, получают надбавку к зарплате.
(А. Суворов.) (131 сл.)
1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
3. Н-ннв суффиксах прилагательных.
«Королева спорта».
Так принято называть легкую атлетику. Ее разнообразные упражнения в беге и ходьбе- наши жизненно необходимые движения, они так же естественны, как и легкоатлетические прыжки и метания- неизменные спутники детских игр, школьных уроков физкультуры. Без бега и прыжков не обойтись баскетболистам, гимнастам, гандболистам, теннисистам, футболистам и другим спортсменам.
Ни один вид спорта не может соперничать с атлетикой в общедоступности. Например, фигурное катание на коньках- удел девушек и юношей среднего и невысокого роста, а баскетбол - «гулливеров»; штангисты— кряжистые силачи, а гимнасты—легкие, изящные.
Легкой атлетике все возрасты покорны, и заниматься ею можно, не преследуя спортивных целей, а только ради здоровья.
В любое время года занимаются легкой атлетикой не только на стадионах, но и в залах, в лесу и в поле.
(Из календаря.) (124 сл.)
1. Правописание безударных непроверяемых гласных, суффиксов прилагательных, -тся и -ться в глаголах, не с разными частями речи.
2. Употребление тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.
2. О лекарственных растениях.
Лекарственные растения.
Собирать лекарственные растения нужно только в сухую погоду, притом либо утром, либо вечером. Ни в коем случае нельзя делать это в жаркую пору дня. Клубни, корни, кору можно укладывать в мешки, зато листья, цветы и плоды лучше собирать в корзину, чтобы они лежали свободно,«дышали». Плотно уложенные, спрессованные растения легко нагреваются и вследствие этого теряют свои полезные свойства.
Собранное сырье не рекомендуется долго хранить неразобранным. Важно знать также, что несколько видов растений нельзя собирать в одну тару.
Собранные растения перед сушкой следует перебрать, отсортировать, очистить от земли, а также от посторонних примесей, затем разложить их на подстилке и просушить в хорошо проветриваемом месте. На солнце сушить растения нельзя.
(По М. Клюеву.) (110 сл.)
1. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
2. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.
Облепиха.
В народе ее называют чудо-ягодой. Называют так потому, что она обладает чудесными свойствами: способствует заживлению ран, ожогов, помогает при болезнях желудка, туберкулезе, невралгии, излечивает цингу - да всего и не перечислишь!
Из ягод облепихи производят лекарственный препарат— облепиховое масло, так благотворно действующее на человеческий организм. А листья облепихи - хорошее дубильное сырье.
Облепиха— кустарник или дерево с колючими ветвями, растет по берегам рек, озер, в горах.Плоды— костянки с сочной мясистой и ароматной мякотью— как бы облепляют ветки, отсюда и название. Это растение распространено в диком виде в южных районах страны.
Ценность облепихи как лекарственного растения оценили садоводы-любители, жители центральных областей России. Сейчас у многих из них в саду растут разные сорта облепихи, плоды которой они используют как лечебное средство.
(По Казанскому.) (121 сл.)
1. Правописание личных окончаний глагола.
2. Пунктуация при приложении и обособленных определениях, тире между главными членами.
3. Поговорим о форме поведения.
О такте и деликатности.
Если ты сам на школьной скамье не овладеешь главной наукой - быть человеком среди людей, вряд ли тебе удастся это позже.
Вот кто-то из твоих одноклассников, ни на секунду не задумываясь, прочитал адресованную не ему записку. Что это - мелочь? Ничуть не бывало. По меньшей мере - бестактность.
Бесцеремонность неприятна всем. У иного привычка хлопать дверью, выходя из помещения. И звенят стекла в окнах, осыпается штукатурка с потолка, вздрагивают все присутствующие. Это тоже далеко не мелочь.
А не уступить место в трамвае пожилому или нездоровому человеку? Оттолкнув всех, ворваться первым в автобус, кинозал, магазин? Или, придя в гости, причесываться за столом, ковыряться в ушах, носу? Здесь подходит любое определение: невоспитанность, бестактность, неразвитость чувств.
(А. Грибова.) (114 сл.)
1. Правописание частиц не— ни.
2. -Тся и -ться в глаголах.
Не быть смешным.
Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием...
Говорят, надо быть веселым. Но шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим.Вечно сыпящий остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.
Не будьте смешными...
Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если мужчина слишком тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму— он смешон. Чрезмерная забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчины не должна переходить границ. Женщина— это дело другое. У мужчины же в одежде должен быть намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук—этого достаточно. Костюм может быть старый.
В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть «душой общества».
Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность и шумность...
В своем поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.
(По Д. Лихачеву.) (180 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, глаголов, падежных окончаний существительных и прилагательных.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении.
Почему не нужно лгать?
Солгать— это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.
(Д. Родари.) (86 сл.)
1. Не—нив отрицательных местоимениях.
2. Не с глаголами.
3. Непроизносимые согласные в корне.
4. О воспитании нравственности, воспитании человеческих чувств.
Жить по правде.
Если для повышения уровня культуры и ее престижа в стране потребуются многие годы, то, может быть, нравственность можно воспитать быстрее и с меньшими затратами?
Повысить престиж нравственности— это же так важно!.. И вот что мне пришло на ум: а если, не создавая никакого нового общества, не организуя душеспасительных лекций и не собирая митингов, просто предложить: «Товарищи дорогие, давайте скажем каждый себе: я буду жить по правде. Не лгать, не обманывать, не прибегать к хитростям для получения каких-то благ, не интриговать, не склочничать, быть скромным, жить только трудом - хотя бы и тяжело, но зато с легким сердцем и с необремененной совестью».
И самое главное: не скрывать этого желания от других, а объявлять всем об этом, никого не агитируя, не призывая, действуя только личным примером...
Каждый начнет сам и постарается прожить всю жизнь под звездой чести и достоинства. Изберем себя в одиночку: каждый себя и навсегда.
(По Д.Лихачеву.) (148 сл.)
1. Правописание безударных гласных, окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.
2. Пунктуация при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи.
Спроси у совести своей.
Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею: поступился совестью ради маленькой сиюминутной выгоды или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма.
Совестливый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью.
Совестливый— значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и добротой. О совестливом человеке можно сказать словами Н. А. Добролюбова: «Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-нибудь необыкновенного деяния на пользу общества— все-таки его нравственное значение не потеряно».
Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим оно дарит свет и теплоту человечности.
(В. Ткаченко.) (131 сл.)
1. Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.
2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, цитатах, в сложном предложении.
О доброте.
Доброта— вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она— тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга… Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
(В. Ртов.) (62 сл.)
1.Правописание безударных гласных, существительных, прилагательных, глаголов.
2.Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.
Молодость—это вся жизнь.
Когда я учился в школе, мне казалось— вот вырасту, и все будет иначе. Я буду жить среди каких- то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе... А в действительности... вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оно оставалось тем же...
Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца своей долгой жизни оставались ее школьные подруги...
В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями,— не радость.
Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности...
И помните поговорку: «Берегите честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
Наша молодость— это и наша старость.
(По Д. Лихачеву.) (213 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, глаголов, частицы не.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении.
Об интеллигентности.
Человек должен быть интеллигентным...
Многие думают: интеллигентный человек— это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком...
Интеллигентность не только в знаниях, а в особенностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя— не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность— это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать— тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы.
(По Д. Лихачеву.) (183 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, глаголов, наречий.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах.
Будь человеком.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир—радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие— это душевная слепота. Существует в этике такое понятие— хамство. Это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека: он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим невеждой, но и ненавидел невежество, хамство.
(В. Сухомлинский.) (146 сл.)
1. Правописание гласных и согласных, существительных, прилагательных, глаголов, частиц.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.
О дружбе.
Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем- то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него. От этого, по существу, зависит вера в человека, в красоту человечности.
Если этого нет, душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызывать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы.
Пустота души, то, что в человеке нет веры ни во что,— самый страшный порок. Я уже когда-то писал тебе об этом, повторю еще раз. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддается влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе.
(В. Сухомлинский.) (153 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, частицы не.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении.
5. О труде.
Не краснею за детей.
Помню (это было много лет тому назад), наш отец, сельский учитель, уходя на занятия, поручил каждому работу по дому. Вечером он спросил, кто как провел день, как выполнил его задание. Оказалось, что один из братьев, увлекшись игрой, о деле забыл начисто.
- Знаете, дети, мудрую пословицу предков,- обратился к нам отец. - Кто сказал и сделал— человек. Кто не сказал и сделал- лев. Кто сказал и не сделал— осел. Присмотритесь внимательно друг к другу. И сами ответьте, кто у нас сегодня есть кто...
Прошли годы. Я уже сама мать. Но не забывается отцовская наука. Сыновей и дочерей с малолетства приучаю к труду. Нередко слышу вопрос: «Как удается воспитать десятерых детей да еще трудиться в виноградарской бригаде?» Секрет прост: уроки добра, трудолюбия мои дети получают на виноградной плантации, куда нередко приходят. Труд для них так же естествен, как глоток воды в жаркий день. Не подумайте, что они знают одну только работу. Нет. Время остается и для отдыха, и для веселых забав. Но по неписаному семейному правилу отдых и радость лишь тому, кто их заслужил.
(Из журнала.) (175 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, глаголов, частицы не.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обращениях, обособленных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении.
Подвиг- это вершина труда.
Я знаю многих героев войны, и их храбрость, их героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой, со страстным накоплением знаний, мастерством, переходящим в степень искусства, виртуозности. И я много раз убеждался в том, что храбрость без закалки— все равно что холостой выстрел.
Мало одного энтузиазма, одного желания стать героем может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, может быть, на достойную гибель, но не на долгую, упорную борьбу.Потому что борьба—это труд, а во всяком труде нужен навык.
Думаю, что все сказанное относится не только к летчикам, подводникам, геологам, полярникам- к людям так называемых романтических профессий. Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.
На каком бы участке жизни ни были совершены подвиги: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-исследовательской лаборатории или в медицинской клинике,— в подвигах есть общая черта. Подвиг— это вершина огромного труда, напряженного и многогранного.
(По И. Кожедубу.) (157 сл.)
1. Правописание непроизносимых согласных, окончаний существительных, прилагательных, глаголов, частиц не— ни.
2. Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях, в сложном предложении.
Цена хлеба.
Непросто достается хлеб. Сто потов сойдет с земледельца, прежде чем зерно окажется в закромах. К сожалению, не все об этом помнят. Случается, что некоторые, не задумываясь, выбрасывают чуть зачерствевшую буханку хлеба. Бывает, и ребята бездумно бросают оставшийся кусочек. А ведь каждый брошенный ломоть— страшная обида всем хлеборобам. Надо не забывать, что хлеб нам нужен каждый день, значит, и беречь его нужно каждодневно и каждому.
(По Л. Тереховой.) (66 сл.)
1. Не с разными частями речи.
2. -Тся и -ться в глаголах.
6. Берегите природу.
Человек и природа.
Я и мир вокруг— эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.
Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор... Такой мы оставляем на земле след.
Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.
(А. Грибова.) (125 сл.)
1. Н—нн в суффиксах страдательных причастий.
2. Буквы е— и в безударных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.
3. Знаки препинания при однородных членах.
Не трогайте лесных детенышей.
Не все знают, что нельзя уносить из леса лесных детенышей.
Взрослея, зверята стремятся познавать жизнь, но у них еще нет достаточной осторожности; они не научились бояться людей. Поэтому порой в лесу можно встретить одиноких детенышей лесных обитателей. И не только в лесу— вблизи городов и поселков, на обочине шумного шоссе.
Однако это вовсе не значит, что звереныши потерялись и их надо спасать. Абсолютное большинство животных в естественных условиях обитания никогда не теряет и не бросает детенышей. И еще помните, что выходить «спасенного» детеныша дикого животного в домашних условиях крайне сложно. Не обязательно, конечно, он погибнет, однако нормального, здорового животного из него не вырастет. Даже если вы устроите им сносную жизнь в течение лета, к осени все равно придется выпустить их в лес. Выпустить на погибель: птенец или звереныш, проживший стадию возмужания возле человека, не подготовлен к самостоятельной жизни в природе.
Не рассчитывайте всерьез, что, принеся в дом дикого звереныша, вы добьетесь с ним того же взаимопонимания, какое есть у человека с давно одомашненными животными. Не вырастить из рыси Кисы, из медвежонка— добродушного Потапыча. И если доведется вам встретить во время загородной прогулки симпатичного звереныша, пожалуйста, не трогайте его. Оставьте его в лесу.
(Т. Бажутин.) (196 сл.)
1. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
2. -Тся и -ться в глаголах.
3. Не с разными частями речи.
4. Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах, в сложных предложениях.
Берегите природу.
Вся природа и самая малая часть ее: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона— все это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов— всего живого, прекрасного естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке— все это удар по запасам природных богатств, которые— увы!— не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево— это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.
Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.
(В. Ткаченко.) (134 сл.)
1. Правописание приставок.
2. Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении.
www.openclass.ru
Это растение очень опасно! Знать каждому!!!
Большинство из нас согласны, что в наш дом нужно что-то зеленое. Многие хотели бы иметь свой дом, как тропический лес. Пожалуйста, прочитайте это внимательно. Мой сын умер, потому что он положил кусок листа в рот, он распух и задохнулся. Это растение является очень распространенным во многих домах и офисах.
то растение смертельно ядовито и опасно, до точки убийства ребенка всего 1 минута, для взрослого — 15 минут. Если прикоснуться к нему и случайно прикоснуться пальцами к глазам, это может привести к необратимой слепоте.
Предупредите своих друзей и семью!
Все началось, когда маленький Эстебан 5 лет играл, мать обратила внимание, что он почувствовал себя плохо, она думала, что это было просто расстройство желудка или усталость. Она начала беспокоиться, когда заметила, что ее сын стал странным цветом и с большим трудом дышал.
Она быстро вызвала скорую, которая перевела его в больницу, где он был принят с отравлением, никто не знал, что происходит на самом деле.
После того, спустя 1/2 часа, врач вышел из комнаты, чтобы сообщить его матери, что ребенок умер от отравления. Она была в шоке и понятия не имела, что он мог бы съесть. По этой причине она заказала анализ крови и результаты показали большую дозу химического вещества, называемого оксалат кальция.
Данные с 2006 года в Соединенных Штатах, зарегистрированы 64,250 случая отравления растениями, из которых 75% были дети в возрасте до 5 лет.
- Если кто-то пострадал от отравления дифенбахии, рекомендуется очистить рот холодной, влажной тканью, промойте глаза. Затем обратитесь в больницу.
Не забудьте поделиться со всеми, чтобы все знали об этом растении и опасности, которую оно может вызвать!
Источник
roza2017.ru
они приносят только беду и смерть
Плющ. Не стоит выращивать в своем доме данное растение, поскольку оно имеет свойство вытягивать из хозяев дома всю имеющуюся у них энергию. Кроме того, плющ негативно влияет на мужчин, а также подталкивает их к разгульной жизни, что со временем вообще приведет к тому что они уходят из дома.
Герань. Герань обладает очень негативной энергией. Как результат ее присутствия и негативного воздействия, хозяин или хозяйка все время не могут наладить свою личную жизнь, что приведет к постоянному одиночеству.
Фикус. Если рассматривать былые времена, то к фикусу относились с уважением. Считалось, что это растение семейного счастья и благополучия. Но времена меняются и у людей, по каким-то причинам, совершенно изменилось отношение к этому живому цветку. Эти изменения произошли в худшую сторону, что привело к страху людей держать его дома. Многие утверждают, что фикус приносит женщинам несчастье, если они держат его дома, то очень скоро могут потерять любимого мужа. Ввиду этого фикусу даже дали название «цветок вдовы».
Монстера. Монстера относиться к категории лиан, то есть вьющих. Как известно, все цветы данной категории очень сильно высасывают положительную жизненную энергию из людей живущих рядом с ними. Она подобно плющу приносит только несчастье, поскольку мужчина уходит из семьи по причине негативного влияния на него со стороны монстеры.
Папоротники. Они одни из самых сильных энергетических «вампиров». Они лишают человека энергии дающей им радость, а также здоровья. Как правило, люди, имеющие в доме папоротник, со временем замечают, что они становятся менее активными, больше нет сил, выполнять всю нужную работу и радоваться жизни. Кроме того, что они избавляют от жизненной энергии, папоротники приносят несчастье.
Кактус. Кактус, а также другие растения отряда суккулентов не рекомендуется ставить дома, а если быть более точной, то там, где живет девушка или женщина. Это вполне объяснимая рекомендация, поскольку кактус имеет свойство негативно влиять на личную жизнь представительниц прекрасного пола. Таким образом, жизнь складывается, так что они не могут испытать настоящее женское счастье или же если оно есть, то очень скоро разрушится.
Щучий хвост. Щучий хвост – это скорее народное название, а среди опытных цветоводов называют Сансевиерия. Если внимательно присмотреться, то сразу станет понятно, почему именно оно получило такое название, поскольку форма его листьев действительно напоминает хвост рыбы. Сансевиерия пользуется огромной популярностью, ее можно встретить на подоконниках домов. На самом деле она не такая положительная, как может показаться на первый взгляд и приносить ее домой не стоит. Она обладает очень сильной разрушительной энергетикой, которая направлена на то, чтобы разрушить семейное благополучие.
Калла. Каллы очень хрупкие и красивые, но их присутствие в доме приносит печаль. Поэтому лучше отказаться от такой красоты ради спокойствия.
Диффенбахия. Многие наслышаны о том, что листья Диффенбахии имеют сок, который содержит токсические вещества и поэтому при попадании сока в организм может возникнуть отравление. Но это еще не все и помимо ядовитого сока оно способно отобрать все силы и здоровье у людей, живущих там, где находится данное растение.
Тещин язык. Цветок в большей степени имеет негативное влияние на представительниц слабого пола. Он способен лишать их женского счастья. Незамужние красавицы долго остаются одинокими, то есть без пары. Поэтому для того чтобы быть действительно счастливой лучше не приносить домой тещин язык.
Комнатные растения, которые лучше не ставить в детскую
Фикус. Это красивое комнатное растение. Внутри у него содержится млечный сок. В процессе испарения он поднимается в воздух. Если разместить это растение в детской комнате, то ребенок, вдыхая воздух с данными испарениями, будет подвержен риску развития аллергических реакций.
Паслен или декоративный перец. Как на одном, так и на другом растение формируются красивые и привлекательные ягоды, которые чаще всего вызывают интерес со стороны ребенка. Употребление этих ягод запрещено, поэтому во избежание неприятных последствий лучше всего не ставить в детской комнате эти растения.
Гортензия, а также азалия. Это очень красивые растения, обладающие цветами необыкновенной красоты, но они достаточно опасны, поскольку все части растения имеют в своем составе токсичные вещества.
Филодендрон, диффенбахия. Данные растения относятся к категории ядовитых. Их листья содержат ядовитую кислоту.
Рождественская звезда. Само по себе оно неядовитое, если его не трогать, но если сломать листик, то на месте соприкосновения с кожей появится своеобразный ожог. К этому приводит млечный сок, содержащийся в листках.
Растения, приносящие деньги в дом
Толстянка – одно из наиболее распространенных растений для привлечения денег в дом. Не зря его еще называют «денежным деревом». Чтобы оно в полную силу проявило свои магические свойства, нужно правильно его посадить. Для этого используют емкость красного или зеленого цвета. На дно горшка вместе с дренажом надо кинуть монетку. Нельзя обламывать листья растения, они должны опадать самостоятельно. Если дерево еще и зацветет, то жди хорошей прибыли.
Драцена Сандера дарит его обладателю материальное благополучие. Этот комнатный бамбук неприхотлив и требует только обильного полива. За это растение принесет финансовое благополучие и процветание.
Бугенвиллия – еще один цветок, приносящий деньги в дом. Цветок поможет обрести богатство только с условием, что человек и сам приложит немало усилий. Трудолюбивый и целеустремленный владелец будет сказочно богат. Для усиления воздействия цветка рядом с растением повесьте меч, состоящий из бронзовых монеток.
Растения, приносящие удачу в дом
Японская якуба помогает хозяину раскрыть ценные качества, «дремавшие» ранее. Благодаря этому, человек более рационально будет использовать свой потенциал, добиваясь успеха.
Орхидея придает обладателю энергию и вдохновение в достижении желаемого. Однако человеку слабохарактерному и пассивному добиться успеха цветок вряд ли поможет. Держать растение желательно в кабинете или гостиной.
Растения, приносящие счастье и любовь
Фиалка считается символом вечной любви. Цветок, поставленный на подоконник с восточной или западной стороны, принесет в дом благополучие и счастье. Растение снизит конфликтность в семье и подарит доверительные отношения.
Спатифиллум способствует налаживанию семейных отношений и приносит счастье в дом. Людям, состоящим в браке, поможет найти взаимопонимание, обзавестись ребенком. Одинокий владелец цветка обретет вторую половинку.
Калатея – символ «домашнего очага». Считается, что калатея приносит счастье и любовь. Она помогает нерешительным людям обрести желание и энергию для поиска своей второй половины. Владелец цветка обретет способность влиять на окружающих.
Антуриум – растение, приносящее счастье в семейные отношения. Благодаря тому, что цветок помогает обрести мужскую силу, улучшаются отношения между супругами. Главное, не ставьте его на солнце, иначе растение засохнет.
Хризантема помогает сохранить нежные чувства между супругами. Растение способствует сохранению любви и взаимопонимания на долгие годы. Незамужняя обладательница цветка обязательно встретит свою судьбу.
Где разместить цветы для их «работы» в полную силу
Главное условие для проявления магии растений – разместить их в соответствующей зоне.
- Для привлечения богатства поставьте цветок в юго-восточной зоне жилища.
- Желаете любви, разместите растение в юго-западном секторе.
- Необходимо семейное благополучие – ставьте горшок в восточной части дома.
- Для привлечения удачи цветок ставят в северной зоне.
Вчера мы писали на очень важную тему: Вот как выгнать из своего тела 8 кг токсинов!
Также не пропустите важнейший материал! Это действительно может спасти Вашу жизнь: Предупреждающие признаки рака, которые люди слишком часто игнорируют!
Интересно. Ученые объяснили: Вот что чувствует человек прямо перед смертью
elise.com.ua
Владимир Солоухин - Камешки на ладони (сборник)
Висит над водой старая, черная, как уголь, коряга. Отзвенела, отшумела свое. Отдрожала дождевыми каплями на весенних листьях, отсорила в воду ярко-желтыми глянцевыми листочками. Угольное отражение ее четко лежит на воде, перерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. Зелень этих листьев не может не совпадать, не сливаться с отраженной вокруг лесной зеленью. У черемух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жесткие, как все равно вырезаны из зеленой кости и отполированы. Листья ракиты повернуты то своей ярко-зеленой, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего все дерево, вся его крона, все, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. Кажется даже, что дальние травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.
Но всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе не заметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Еще и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
Вообще-то говоря, сидя с удочкой, ни о чем больше не думаешь, как только о клеве, о поплавке, если можно назвать думанием сосредоточенное напряженное ожидание хотя бы легкого шевеления. Страстный рыболов Антон Павлович Чехов не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли. Ничуть не бывало! Последние жалкие обрывки деваются неизвестно куда.
Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения. Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. Одуванчик, ромашка, василек, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас еще хватает. Эти растения мы еще можем называть по именам. Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
– Кто их знает! Полно их растет: и на реке, и в лесных оврагах. А как называются?.. Да тебе на что? Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить, не на госпоставки сдавать. Нюхать и без названия можно.
Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние теплые закаты. Ну и, конечно, собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес еще полон темно-зеленой, черной почти прохлады. Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.
"Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?" – "То есть как это как? Трава. Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик". – "Какой же тут пырей? Тут вовсе нет никакого пырея. Всмотрись повнимательнее. На месте, которое ты занял своим телом, растет десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость. Пусть об этом знают хотя бы специалисты. Но названия, конечно, не мешало бы знать".
Из двухсот пятидесяти видов грибов, что растут повсеместно в наших лесах, начиная с апреля и кончая заморозками (кстати, почти все виды съедобны, исключая лишь несколько видов), мы знаем "в лицо" и по названиям едва ли четвертую часть. Про птиц не говорю. Кто мне подтвердит, которая из этих двух птиц малиновка-пересмешница, которая крапивница, а которая мухоловка-пеструшка? Кто-нибудь, конечно, подтвердит, но каждый ли? Но каждый ли третий, но каждый ли пятый – вот вопрос!
…Встретившись в Москве с моим другом и земляком из соседнего села Сашей Косицыным, мы начинаем вспоминать наш лес Журавлиху, нашу речушку Борщу, наш Долгий омут, затерявшийся в Журавлихе.
– Больше всего я люблю в Журавлихе запахи, – зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын. – Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов! Нельзя сказать в отдельности, что пахнет крапивой, или мятой, или вот этой… как ее?.. Ну, знаешь, такая белая трава… пышная, ну ты знаешь…
– Знаю, о чем ты говоришь, но я сам сто раз собирался спросить у тебя, как называется эта трава. А ты, оказывается, забыл.
– Ну знал, да забыл, – рассмеялся Саша. – Вообще-то не мешало бы выяснить. Ты бы спросил в деревне у местных жителей, скажут.
– Разве я не спрашивал? Много раз!..
– Я придумал: надо будет спросить у моего отца. Он лесником четыре года работал, он все знает. Их, лесников, даже заставляют собирать семена деревьев и растений. Он книги на эту тему читал. И по этой части знает все досконально. А уж эту траву – и говорить нечего. Вокруг сторожки, где мы жили, ее целые плантации.
Как-то так получилось, что летом, когда мы с Сашей встречались в деревне и его отец, знающий все досконально, бывал поблизости, а часто даже и сидел с нами за одним столом, мы забывали про нашу душистую траву. Вспоминали же о ней снова зимой в Москве: начинали сожалеть, что вот была возможность узнать – забыли. На будущий год непременно надо спросить у бывшего лесника. Наше нетерпение обострялось в такой степени, что хотелось скорее написать письмо.
Но вспоминали мы о белой траве обыкновенно поздним вечером, не дома, а в гостях, во время ужина, а то и вовсе в ресторане, когда на нас находили особенно лирические мгновения и мы особенно ярко вспоминали о Журавлихе и Ворще. Только этим и можно объяснить, почему мы в течение трех лет не отправили ни письма, ни телеграммы. Однажды наконец-то совпали все желаемые условия: мы были с Сашей вместе. Павел Иванович сидел рядом, и мы вспомнили про нашу загадочную белую траву.
– Так-так-так, – энергично поддакивал нам Павел Иванович. – Ну как же! Неужели я не знаю эту траву?! У нее еще стебли пустые. Бывало, надо напиться, а родничок в глубокой промоине. Сейчас срежешь стебель метровой длины да через него и напьешься. А листья у нее немножко на малинные похожи. А цветы белые да пышные. А уж пахнут!.. Бывало, сидишь на реке с удочкой, за сто шагов – аромат. Ну как же, неужели не знаю я эту траву?! Да что ты, Саша, неужели не помнишь, сколько ее возле нашей сторожки росло по тому берегу реки, хоть заготовляй!
– Ну так не тяни душу, говори, как она называется.
– Бела трава.
– Мы знаем, что она белая; но вот название?..
– Какое вам еще название? Я, например, так ее постоянно зову: бела трава. Да и все у нас так зовут.
Мы с Сашей рассмеялись, хотя причина нашего смеха, я так думаю, была совсем непонятна для бывалого человека Павла Ивановича. Бела трава – и вдруг смешно! Попробуй догадайся, над чем тут смеются.
1961
Летний паводок
Каждый день перепрыскивали дожди. В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. Вот почему, когда образовалась в небе широкая, темная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему теплая вода, наша тихая, мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в ее разгуле.
Дождь стегал веревками по спинам ручьев и потоков, подхлестывая их. Чем сильнее, звучнее стегал дождь, тем азартнее, тем проворнее мчались бесчисленные потоки.
Над самой землей, так примерно на полметра, стоял седой дым. Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги. Точно такой же седой дым виднелся над каждой кровлей. Повсюду, уверенно наполнив окрестности, устойчиво держался ровный напряженный шум. Время от времени резко и оглушительно ударял гром. Было странно слышать его, потому что все небо было серое и ровное, ненастное, а не грозовое, когда черная синева, ветер и люди знают, что это сейчас пройдет.
Дождь лил в безветрии, из однотонного, студенистого неба. Казалось, не будет теперь ему ни конца ни края. Меньше всего можно было ждать ударов грома, тем не менее удары были, и каждый удар, как бичом, подхлестывал и без того взбесившийся дождь.
Шум стоял всю ночь. К утру стало тихо. Только обильно капало с деревьев, а если очень чутко прислушаться, то и с трав.
Дождь прошел, а у реки начиналось самое гулянье. Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь.
Река немедленно сорвала и унесла с собой все лавы, подняла все, что лежало на ее летних, казавшихся безопасными берегах: дрова так дрова, бревна так бревна, копны сена так копны сена, мусор так мусор. Выйдя из берегов, она залила где луга, а где и поле зеленого овса, золотой уже ржи, белой цветущей гречихи. В деревушках, что стоят пониже, она подобралась к огородам.
profilib.org