Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе. Ни растения ни животные
Признаки растения и животного
Грибы - совершенно особая форма земной жизни, они сочетают в себе признаки как растений, так и животных. По оценкам ученых, на Земле их существует около 150 тысяч видов, но открыты и описаны всего около 10 тысяч. Причем речь не только о всем известных съедобных боровиках, подосиновиках, лисичках и сыроежках. Грибы отличаются поразительным биологическим разнообразием - от крохотных, видимых только под микроскопом, до гигантов в несколько десятков килограммов. Они заселили все среды на планете - воздух, воду, почву, без них не обойтись в медицине, в пищевой промышленности, в виноделии и пивоварении, но они же вызывают тяжелые и трудноизлечимые заболевания у людей, губят урожаи картофеля и винограда.
А есть и совершенно удивительные грибы - например, грибы-хищники, грибы-химики, грибы-фармацевты.
Грибы не умеют вырабатывать питательные вещества с помощью солнечного света, как зеленые растения. Но зато они научились использовать те органические вещества, которые уже произвели другие живые организмы. Плесневые грибы могут «поедать» даже изделия из кожи и дерева, моторное топливо, тормозные жидкости, и даже пластмассы. Споры грибов способны проникать в изоляцию электропроводов и прорастать в ней, что приводит к коротким замыканиям, а порой и к пожарам.
Крохотные круглые черви - нематоды - одни из самых злостных вредителей сельскохозяйственных растений. Они поедают в растениях почти все: от цветков и плодов до кончиков корней. Нематоды поражают картофель, сахарную свеклу, различные злаки, лук, чеснок и множество других культур. Ядохимикатов они не боятся, поэтому избавиться от нематод необычайно трудно. И сделать это удается только с помощью грибов. Грибы эти необычные: они совсем невелики, живут в почве - потому и называются почвенными, а пищей им служат органические вещества, образующиеся при разложении растений и животных. Тут следует вспомнить одну из главных особенностей грибов - они способны самостоятельно добывать минеральные вещества, но, в отличие от растений, так и «не научились» создавать сложные органические соединения и должны получать их уже «готовыми». Вот почему некоторые виды почвенных грибов стали «хищниками», специализирующимися на вездесущих нематодах. За миллионы лет эволюции они изобрели несколько способов ловли «аппетитных» червячков.
Грибница почвенных грибов образует особые клейкие кольца, сплетающиеся в целую ловчую сеть. Угодив в нее, нематода обречена стать пищей гриба. Другие виды образу-
ют под землей своего рода «силки» - как только нематода оказывается в петле силка, та мгновенно разбухает и сжимается, захватывая жертву. Все эти грибы называют гельмин-тофагами - пожирателями червей.
Микроскопические черви досаждают не только растениям, но и людям, вызывая тяжелые заболевания. На одной из угольных шахт Кыргызстана среди шахтеров была распространена болезнь, которую вызывают родственницы нематод - анкилостомы. В просторечии эту болезнь называют «сыпь рудокопов», а ее медицинское название - анкилостомоз. Ученые решили использовать для борьбы с червями хищные грибы. В шахтном штреке, где было особенно много анкилостом, был распылен порошок со спорами почвенного гриба. Условия для его развития оказались отличными: тепла и влаги хоть отбавляй. Споры проросли, и грибы принялись уничтожать червей-паразитов. Вскоре об анкилостомозе никто и не вспоминал.
Поразительную «расчетливость», изобретательность и упорство проявляют грибы в борьбе за существование!
При заполнении металлических емкостей керосином на их холодных внутренних стенках образуются капельки воды. Этой влаги вполне достаточно, чтобы на границе воды и топлива начали развиваться грибы, добывающие из керосина углерод. Даже на поверхности тормозной жидкости иногда образуются колонии плесневых грибов. Вместе с жидкостью они разносятся по трубопроводам и могут заблокировать работу тормозной системы автомобиля в самый критический момент.
Оказывается, изготавливать лимонную кислоту из лимонов не имеет никакого смысла! Гораздо дешевле производить ее из... сахара. А справляется с этой задачей гриб аспергиллус нигер, иначе называемый черная плесень. За считанные дни гриб превращает водный раствор сахара в раствор лимонной кислоты. Такой способ обходится в десятки раз дешевле.
В средневековой Европе сотни тысяч человек погибали от «Анто-ниева огня» - тяжелейшей болезни неизвестного происхождения. Только в XIX в. ученым удалось установить, что причина «Антониева огня» - гриб спорынья, развивающийся на колосьях пшеницы и ржи. Этот гриб содержит сильнодействующие отравляющие вещества - алкалоиды. Гифы гриба смешивались с зерном и попадали в муку. Люди, употреблявшие хлеб из такой муки, получали хронические отравления, расстройства психики и в конце концов погибали.
В наши дни спорынья на полях полностью ликвидирована. Однако теперь приходится ее выращивать специально в лабораторных условиях. Из алкалоидов спорыньи производят лекарства от нервных расстройств, мигрени, сосудосуживающие и кровоостанавливающие средства.
«Золотое сечение» - в этом в эпоху Возрождения убедились многие ученые и люди искусства - оказалось математическим выражением гармонии окружающего нас мира. Причем это касалось как форм живой природы, так и произведений искусства и архитектуры. Природные и рукотворные творения, в основе которых лежат симметрия и «золотое сечение» человек воспринимает как наиболее красивые и совершенные.
Сам термин «золотое сечение» ввел в обиход великий Леонардо да Винчи, который немало времени посвятил его изучению. Выдающийся математик Иоганн Кеплер называл «золотое сечение» одним из сокровищ геометрии. Он первым обратил внимание на роль этой последовательности чисел в развитии растений от семени до взрослого растения.
inokhbeh.org
Интересное о грибах - Отраженье ясных звезд в темной воде...(БГ)
Что значит - гриб?
По одной из версий слово «грибы» произошло от слова «губы». До сих пор в некоторых русских говорах грибы называют губами. В своем словаре Владимир Даль писал, что фраза «губы ломать» означала «идти по грибы». Автор «Сравнительно-этимологического словаря русского языка» Н. В. Гордеев придерживался другой точки зрения, он считал, что «гриб», произошло от древнерусского «гърб». Линвист также отмечал, что в Древней Руси «горбами» называли холмы. Вот ещё одна версия - слово «гриб» восходит к праславянскому «глибъ». Это слово родственно литовскому «глейма», обозначающему слизь.
Ни растения, ни животные
Грибы - одна из древнейших форм жизни. И невероятно жизнеспособная. Микроскопические грибы были обнаружены даже на обшивке космической станции. Всего существует от 150 тысяч до 1,5 миллиона видов грибов. Такой колоссальный разброс в подсчете вызван тем, что микология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась только в последние 50 лет. До 70-х годов ХХ века все грибы относились к растительному царству, растениями грибы являются и в классификации Карла Линнея, хотя уже в XVIII веке он высказывал сомнения, что грибы можно относить к растительному царству. В настоящее время микология - одна из самых интересных и перспективных биологических дисциплин. Знания о грибах помогают человеку во всех сферах - от гастрономии до медицины.
Столица грибов
В России к грибам всегда было особое отношение. В то время как в Западной Европе грибы называли «пищей бедняков» и «мясом для бедных», у нас ходили по грибы целыми деревнями. Со своей «охоты» грибники возвращались с полными обозами разных грибов, которые успешно сбывали на многочисленных ярмарках. Была у грибников и своя «столица» - город Судиславль в Костромской губернии. В славянской традиции грибы считались собственностью лешего, поэтому походы в лес сопровождались определенными обрядами. У каждого леса был пароль, «заветное слово», которое открывало лучшие грибные места. Многие и сегодня верят, что грибы «прячутся» от грибников, которые в лесу свистят, или поют, или громко разговаривают.
Приезжих иностранцев восхищало русское грибное изобилие. Грибы жарили, парили, мариновали, сушили. Представление о том, какое место грибы занимали в России ещё в XVII веке можно получить, изучив меню званого обеда, который давал 17 марта 1699 года патриарх Андриан: «три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два «наряда грибов в тесте».
Культурная парадигма
Русскую культуру можно назвать микофильской. Как, например, культуры Индии, Греции, Азии и Мезоамерики. Есть и культуры микофобные - английская и ирландская.
Эта классификация была введена американским ученым Робертом Уоссоном, который вместе со своей женой - русской эмигранткой Валентиной Павловной много лет посвятил этномикологии - изучению отношения к грибам у разных народов. Уоссон объездил со своими экспедициями почти все страны мира, в Мексике принимал участие в масатекской тайной грибной церемонии. Ученый собрал и классифицировал многочисленные мифы и поверья о грибах. Результаты его работы крайне любопытны. У некоторых народов Африки считается, что небо и земля произошли от ножки и шляпки гриба, в Таджикистане считали, что грибы - это небесные вши, которые «Великая мать» вытряхнула из халата. Сохранилось также кетский миф о том, что бог Есей посадил мужчин и женщин в землю и те росли одно время, как грибы.
Грибы-грехи
Интересно, что в Заволжской Руси от стариков до сих пор можно услышать старое поверье, что съедобные грибы – это грехи. Только воплотившиеся в эукариотические, так говорят в биологии, организмы. Боровики – это самые большие наши грехи, а лисички, опята – незначительные, рутинные, шалости. Поганки, мухоморы и прочие – это грехи других людей. Съесть такой гриб – значит лишить возможности другого человека исповедовать свой грех. Расплата за это беспощадная.
Из этого следует, что «тихая охота» — это бессознательное (так бы сказали психоаналитики) воспоминание о собственной грешности. Ну а поглощение приготовленных, а главное – найденных лично тобой – грибов, является аллегорией исповеди. Неизвестно откуда пошло это поверье. Точно можно сказать, что у него языческие корни. И все же… Старики говорили, что обилие грибов в лесу – примета близкой беды. В смысле, что неисповеданные грехи могут обернуться общим горем. Именно поэтому заволжские крестьяне никогда не заканчивали сезон «тихой охоты» до того момента, пока не возвращались домой с пустой корзинкой.
Грибные страны
Отношение к грибам в разных районах России различается. В некоторых российских областях, например, до сих пор не собирают волнушки, на Кавказе не очень любят подосиновики, подберезовики и белые грибы. Не все народы, населяющие Россию, ели грибы. Ненцы, якуты и татары вовсе их не ели, а евреи ели только лисички. В этих грибах никогда не бывает червей (треф), а потому они, согласно представлениям иудаизма, относятся к нетрефным продуктам, которые можно употреблять в пищу. Англичане не любят дикие грибы, едят только шампиньоны, сморчки и трюфели. В Италии вредными грибами считаются маслята, а во Франции - опята. Дальше всех пошли швейцарцы - у них даже белый гриб считается ядовитым.
alionushka1.livejournal.com
Урок игра - Экологический суд
Государственное учреждение «Средняя школа № 26»
Занятие по программе «Наш дом»
Экологический суд над человеком
Вахрушева Л.Н, учитель начальных классов.
Цели:
1) сформировать представление о состоянии экологии на Земле;
2) познакомить с мерами по охране природы;
3) развитить эмоциональную сферу, наблюдательность, мышление, воображение, чувство эмпатии;
4) способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.
Оборудование: таблица по экологии, рисунки учащихся, костюмы для участников суда, выставка литературы по теме, магнитофон, диапроектор, слайды, Красная книга.
В е д у щ и й:
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!
Здравствуйте, птицы: соловьи: совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.
Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цве-ты, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б мог-ли? Давайте пофантазируем.
Итак, суд. Суд над человеком.
Судьей у нас будет Зубр. Может быть, вы не слышали о нем, но не могу не поделиться восхищением и уважением, которое вызывает у меня этот заме-чательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.
Гласный обвинитель – Тур. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно тура. Дело в том, что последний тур был убит в ХVII веке.
Адвокат-защитник человека – Собака. Присяжные заседатели – все, кто находится здесь за столом.
С у д ь я . Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – главному обвинителю.
Т у р . Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.
Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга. Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр древние люди.
Да разве только зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев. А бизоны? К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.
Еще один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса.
Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских «коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.
Крупная нелетающая птица дронт уже ни когда не будет жить на земле: люди уничтожили их всех.
Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.
Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.
(Обращается к человеку.) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки... Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
3 у б р . Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?
Т у р . Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.
3 у б р . Теперь слово защите.
С о б а к а . Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.
О б в и н и т е л ь. Уважения?
Собака. Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?
О б в и н и т е л ь. Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто даст вам пищу, питье.
С о б а к а. А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, т.е. там, где природе нанесен такой сокрушительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк – Иеллоустонский – в 1872 году!
С у д ь я . Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух.
Воздух. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, времена ми расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. Территория в 10 000 га – это. усохший лес, где изменились климат, почвы, водообмен, погибли животные. А усохшие леса – плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?
Судья. Свидетель – Вода.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.
Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.
В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. В Приморье три тяжелых экологических района: Северо-Горные лесные районы – Дальнегорск, Кавалерово – сбрасывают отходы в реки Рудная и Кавалерово.
Ханкайская низменность: вода загрязнена пестицидами на глубину 20 м; в почве 2 – 3% гумуса, что сильно изменяет состав воды; более 100 тысяч человек живет на привозной воде. Юг Приморья: в мае сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.
Завод Дальполиметалл был построен в 1920 г. без очистных сооружений: идет сброс в воду свинца, избыток которого ведет к белокровию. Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение из-за загрязненности. В результате медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.
Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. На дне ее полуметровый слой мазута. Нужны миллионы рублей для ее очистки.
С у д ь я . Свидетель – Почва.
П о ч в а . Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1/4 часть всех плодородных почв! Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи, часть его даже оставалась на полях. Но суховеи поднимали миллиарды тонн гумуса – плодородного слоя – и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов, ДДТ. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов, но травила почву и влияла на здоровье человека. Люди испортили почву Приханкайской низменности, где выращивали рис.
С у д ь я . Слово защите.
Собака. Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 т воды.
И человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют и снова используют, затем опять очищают и снова используют, затем опять очищают и опять ис-пользуют. Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, а Япония нашла им заменители.
Сокращает человек и выброс двуокиси кислорода машинами. Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные (на Камчатке), приливно-отливную (на Белом море), солнечную (в Казахстане), ветра – там, где ветры дуют в одном направлении.
С у д ь я . Продолжим слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.
А п о л л о н . И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!
М а х а о н . Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.
С у д ь я . Все ловят? И птицы?
Аполлон. О нет, я имела в виду людей – взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я не съедобная, а в минуту опасности могу испугать птицу шипением.
М а х а о н . Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете! С каждым годом нас становится все меньше и меньше!
С у д ь я . Послушаем следующих свидетелей: Цветы.
Мать-и-мачеха. И нас тоже все меньше и меньше!
Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвет, помнет помнет пальцами, а потом выбросит! А ведь мы могли бы ему помочь, если б нас сорвали по всем правилам и в определенное время, в определенных местах.
В е д у щ и й (ко всем). О какой помощи человеку говорит Мать-и-мачеха? (Ответ: Мать-и-мачеха – целебная трава, из ее листьев готовят лекарство от кашля.)
Мать-и-мачеха. А кроме этого, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом разыскивают себе пропитание – ведь цветов еще очень мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.
Л а н д ы ш . А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!
С уд ья. Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.
Л а н д ы ш . Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А мой друг Ягель! Если по нему пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все 100.
С у д ь я . Следующий свидетель – Колокольчик.
Колокольчик. У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. Ветреница алтайская! В Приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает лишь на 18-м году жизни. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
С у д ь я . Следующий свидетель – Лягушка.
Л я г у ш к а . Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.
Судья. Следующий свидетель – Сова.
С о в а. Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и поль-зу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых со-братьев люди уже никогда не увидят!
Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Хочу дополнить. Уже нет ни одного - эту птицу, достигавшую 3,5 м в высоту, уничтожили в Х1Х в. На острове Мадагаскар в ХVII в. исчезли последние эпинорисы.
За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепи попадающих в наш организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупок или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания.
С у д ь я . Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?
Адвокат. На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем Человека.
Ч е л о в е к . Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.
С о б а к а . А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?
С у д ь я . Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.
Тур. Но благодаря людям же вы чуть совсем не исчезли с лица планеты.
А п о л л о н . Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?
С у д ь я . К сожалению, зависим.
Ц в е т ы . Ужасно! Ужасно! Мы погибли!
К о ш к а . Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна: ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, где попало, желая избавиться...
Т у р . Видите? Уже и защитники стали обвинителями.
С у д ь я . Какое решение нам принять? (Решают, совещаются.) – Прошу внимания!
Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...
В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся крупнейшие городские агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье, западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала, Кузбасс. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.
Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс 40% всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 12 градусов С и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на 20 кв. км, возросла мутность воды, изменяется ее гидрохимический режим, а с этим утрачивается уникальное свойство байкальской экосистемы – возможность естественного формирования вод высокого питьевого качества.
Решение – пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.
Л я г у ш к а . Получается так, что человек сам подписывает себе смертный приговор.
С у д ь я . Получается так.
В с е . Какой ужас!
infourok.ru
Урок окружающего мира. Тема: "Экологическое равновесие"
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,8 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек
Цель урока: сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
Задачи:
- совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
- развивать познавательную активность и речь учащихся.
- воспитывать у учащихся любовь к природе.
Оборудование: экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, толковые словари, учебник.
Подготовительная работа: подбор картин, стихов, примеров; создание слайдов, теста
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь. (Слайд 1)
2. Проверка знаний
– Но сначала отправимся туда, где солнце, воздух, в море тёплая вода. – О какой природной зоне говорится в этих строчках? (О Черноморском побережье Кавказа.) (Слайд 2) – Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. Как же субтропики оказались в России? (Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам сложились такие природные условия) – Подробнее проверить ваши знания нам помогут тесты (индивидуально карточки)
Тест «Черноморское побережье Кавказа»
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ...
а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны; в) в субтропической зоне страны
2. Субтропики России – это ...
а) небольшая зона на побережье Черного моря б) обширная зона на востоке страны; в) обширная зона в центре страны
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья (подчеркни):
сосна, бук, ель, магнолии, липа, каштан; ольха, кипарис.
4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки; б) цикады, богомолы, олеандровые бражники; в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.
5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени; б) крокодилы, анаконды, котики; в) медузы, крабы, морские коньки..
6. Подчеркни. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают: кипарисы, липы, клёны, пальмы, ели, полынь, магнолии;
7. Черное море относится к морям __________________________ океана.
8. Самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей – это _______________________.
9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан; в) тис
10. Соедини стрелочками. Занесены в Красную книгу:
Растения Животные
Дельфин, тис ягодный, жужелица кавказская, иглица, самшит
Карточка № 1
В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
Ива – белая куропатка – кречет ________________________________ Дуб – сойка – сова ___________________________________________ Растения – тушканчик – змея __________________________________ Сайка – тюлень – белый медведь _______________________________ Растения – косуля – барс ______________________________________ Растения – суслик – орёл-беркут __________________________
Карточка № 2
Исправь ошибки в тексте:
Черноморское побережье Кавказа – это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан. Большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.
3. Работа над новой темой
Серьёзные проблемы будем мы решать: Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам нужен ответ: Экологическое равновесие – это важно или нет? (Слайд 3)
– Давайте сначала вспомним, что же такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.) Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями. – Что обозначает слово « равновесие»? («Равное по весу».) – Найдите толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова. (Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь.) – Рассмотрим это на примерах. (Слайд 4) По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)– Как деревья давали реке воду ? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)– То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И всё было бы хорошо, но пришли люди … Послушайте, о какой экологической проблеме идёт речь в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Саша».
Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал.
(Речь идёт о вырубке леса)
– Что произойдёт с рекой? (Не получая питания, она обмелеет.) – Т.е. нарушается связь или экологическое равновесие.
4. Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
– Такую же взаимосвязь можно проследить и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. (Слайд 5) Назовите «цепи питания». – Давайте рассмотрим экологическую пирамиду. (Слайд 6) – Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова – это кто? (Хищник.) – Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных – меньше, чем растений, которыми они питаются. – Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.) – А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратится в деревья, и им будет мало места для роста.)
5. Работа с учебником
– Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Прочитайте в учебнике на стр. 98 о нарушении природного равновесия в Австралии. – Что произошло в Австралии? (Когда туда завезли кроликов, они быстро размножились и стали опустошать поля и пастбища. Это произошло потому, что там нет хищников, и никто на них не охотится. Когда их стало очень много, им стало не хватать пищи, и они стали есть все, что было на полях и пастбищах.) – Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)
6. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
7. Закрепление
В современную эпоху влияние человека на окружающую среду все более усиливается. Наряду с прежними формами воздействия – вырубка лесов, осушение болот и т.д., появились новые – загрязнение атмосферы, воды, почвы. Большой вред окружающей среде наносят лесные пожары и экологические катастрофы, в результате которых страдают растения и животные – нарушается природное равновесие. Недалеко от нас расположено озеро Байкал. Что вы знаете об этом озере? Давайте посмотрим фотографии, и вспомним как замечательно вам отдыхалось.
Озеро Байкал (Слайды 7-13)
Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1637 м! В нём содержится 1/5 часть сей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы ля всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше! (Слайд 14) К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило, чтобы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке? (От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильтровывать, очищать воду. Рыбы в Байкале стали медленнее расти, уменьшилась их плодовитость. Погибают не встречающиеся больше нигде в мире живые организмы...) – Какие меры необходимо принять для сохранения озера Байкал?
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок
– Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об экологическом равновесии – это очень важно или нет? (Слайд 15) (Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.) – Экологическое равновесие – это очень важно или нет? – Закончить наш урок мне хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете» (слайд 16):
Все – все на свете – на свете все нужны! И мошки не меньше нужны , чем слоны… Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд, и кто делает яд. Плохие дела у кошки и мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. Да, если мы с кем-то не очень дружны – Мы всё-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется.
9. Домашнее задание
– О других примерах экологического равновесия вы прочитаете нас.96-98. (Слайд) 17
Используемая литература:
1. Энциклопедия «Живой мир» – М.: «Росмэн», 2001. 2. Бояркин В.М. «География Иркутской области», Иркутск «Восточно-Сибирское издательство», 2000. 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю «Толковый словарь русского языка», М.:ООО ИТИ Технологии», 2003. 4. Петров В.В. «Лес и его жизнь», М.:»Просвещение»,1986. 5. Плешаков А.А. Окружающий мир, Учебник для 4 класса, М.: «Просвещение», 2008. 6. Фотоальбом «Байкал», М.: «Мысль», 1971. 7. Диск «Восьмое чудо света».
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Нет ни растения ни животного а есть
«Нет ни растения, ни животного, а есть один нераздельный органический мир. Растение и животное – только средние величины, только типические представления, которые мы слагаем, отвлекаясь от известных признаков организмов, придавая исключительное значение одним, пренебрегая другими» (К. А. Тимирязев)
Ботаника 1. Высшие растения 2. Низшие растения: - Водоросли Грибы Лишайники Миксомицеты Актиномицеты Бактерии Зоология 1. Зоология позвоночных 2. Зоология беспозвоночных - протисты
http: //commons. wikimedia. org/wiki/File: 3_domains_of_life. GIF? uselang=ru
Бактерии Археи Эукариоты Оболочка ядра - - + Мембранные органеллы - - + Пептидогликан в клеточной стенке + - - РНК полимераза один тип несколько типов формил-метионин редко присутствуют в некоторых генах присутствуют подавляется рост не подавляется Гистоны, связанные с ДНК - + + Кольцевая хромосома + + - Способность расти при температуре выше 100 С - Некоторые виды - Аминокислотный инициатор синтеза белков Интроны Ответ на антибиотики стрептомицин и хлорамфеникол
SARH
Трудности морфологической системы низших эукариот • Бедность морфологических признаков низших организмов по сравнению с высшими «в одном цветке скрытосемянного растения нам известно больше признаков, чем во всем теле низшей водоросли» . Н. А. Гайдуков
т и п ы д и ф ф е р е н ц и а ц и и т а л л о м
Монадный тип дифференциации таллома
Монадный тип
Амебоидный (ризоподиальный) тип дифференциации таллома
Пальмеллоидный тип дифференциации таллома
Коккоидный тип дифференциации таллома
Нитчатый (трихальный) тип дифференциации таллома
Разнонитчатый (гетеротрихальный) тип дифференциации таллома
Ложнотканевый (псевдопаренхиматозный) тип дифференциации таллома
Тканевый (паренхиматозный) тип дифференциации таллома
Сифональный тип диференциации таллома
Сифонокладальный тип дифференциации таллома © Peter v. Sengbusch - [email protected] uni-hamburg. de Fluorescence microscopic photo. The nuclei were stained with DAPI
Размножение водорослей • Вегетативное • Бесполое • Половое
Вегетативное размножение водорослей делением клетки • Go Gomphonema Euglena Micrasterias
Вегетативное размножение водорослей делением колоний Synura
Вегетативное размножение водорослей фрагментами нитей
Вегетативное размножение водорослей специализированными структурами Fucus Chara Sphacelaria
Бесполое размножение водорослей зооспорами Chlamydomonas Формирование зооспор Cladophora
Бесполое размножение водорослей неподвижными спорами Красные водоросли
Бесполое размножение ценобиальных водорослей дочерними колониями М
• Переход к половому размножению связан с появлением специализированных половых клеток мужских и женских гамет, в результате слияния которых (оплодотворения) образуется зигота - клетка, из которой развивается новый организм, обладающий новой комбинацией исходных генетических признаков.
Хологамия
Конъюгация
Гаплобионтный жизненный цикл с зиготической редукцией
Гапло-диплобионтный жизненный цикл со спорической редукцией
С гетероморфной сменой форм развития
С изоморфной сменой форм развития
Диплобионтный жизненный цикл с гаметической редукцией (a) Asexual reproduction in diatoms Meiosis Haploid gametes The gametes fuse to form a diploid zygote that is larger and rounder than a typical diatom cell. Fertilization Haploid Diploid The 2 n zygote undergoes mitotic divisions to produce diploid cells that have the normal shape and maximum size for that species. (b) Sexual reproduction in diatoms
present5.com
Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
- рационально относиться к компонентам неживой природы.
- Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- Красная книга,
- плакаты с предупредительными знаками,
- картинки с изображением животных,
- карточки с заданиями,
- чай из лекарственных трав,
- сообщения уч-ся,
- плакат "Правила гигиены".
Ход мероприятия
Ребята, что такое глобус?
Вступление
Держа в руке глобус, ученик рассказывает
Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны, Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы ни жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья, Мы, Земля, с тобой одна семья.
Звучит голос Земли:
- Мне радостно слышать вас и обидно .
Учитель:
- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?
Голос Земли:
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время!
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Учитель
- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?
(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).
Презентация.
СЛАЙД № 1
Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".
Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах
- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?
И что угрожает нашей планете Земля?
На все эти вопросы ответите вы сами.
- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?
Задания для групп.
1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.
2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.
3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.
(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)
Выступают ботаники
- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.
Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
Выступают зоологи
Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.
Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"
Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?
Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.
Выступают географы
Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.
Пресных вод приходится очень мало. Поэтому воду нужно беречь. Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле - вода! Экономь её и береги - Мы ведь на планете не одни!
СЛАЙД № 2
Признаки грозной беды.
1. Вырубка лесов. Ботаники
2. Гибель животных. Зоологи
3. Загрязнение воды. Географы
4. Загрязнение воздуха.
5. Накопление мусора.
6. Отравление почвы.
Учитель
Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек )
- Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.
- Что имел в виду автор этих строк ? (Ответы детей )
- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?
- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."
- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.
Интересно, а как вы приводите себя в порядок ?
- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
- Вспомним правила гигиены здоровья.
- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?
(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)
Итак, отправляемся в путешествие.
СЛАЙД №3
1. Станция "Лесная почта"
Каждой группе дается задание.
На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Письмо №2
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные
СЛАЙД № 4
2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.
Добрый врач, бывалый врач Чуть услышит стон и плач В ранний час и полночь Поспешит на помощь.
- Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)
Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
СЛАЙД № 5
Физминутка
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый, Верность правилам храня, Бережет нашу природу От коварного огня?
Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, А сгорел гараж знакомых И строительный забор?
Кто из вас в реке купался И на пляже загорал? А когда домой собрался Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу Жег засохшую сосну? А потом так поспешил Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу, Зря не топчет там траву, Насекомых кто не лови И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит? Кто кормушки мастерит Кто природу охраняет? За порядком кто следит?
СЛАЙД № 6
3. Станция "Маленькие тайны природы"
Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).
Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).
Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).
Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).
Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).
Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)
Чтение примет на плакате!
СЛАЙД № 7
4. Станция " Музыкальный калейдоскоп".
Наши ученые вспомнят песню: зоологи - песни, в которых поётся о животных
- Ботаники - о цветах, растениях,
- Географы - о погоде, воде, воздухе
Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.
("У природы нет плохой погоды"; "Что мне снег, что мне зной"; "Снег кружится, летает, летает"; "Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай"; "От улыбки в небе радуга проснётся"
СЛАЙД № 8 *
5. Станция "Природные синоптики".
На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла.
- В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
- В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
- В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.
Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой
Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".
Ять-ять-ять - Природу нужно охранять. Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля. Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь. Я-я-я - Наука экология.
Итог занятия
- Что угрожает нашей планете?
- Как решить проблему с болезнью нашей планеты?
- Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке - мусор, битые стекла)
- Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (асф. завод)
- Как их можно устранить?
Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.
СЛАЙД № 9
Земля - наш дом
(3 ученика рассказывают стихотворения)
Я речь свою веду о том, Что вся Земля - наш общий дом, - Наш добрый дом, просторный дом, - Мы все с рожденья в нем живем. Земля не спит и каждый день Глядит в глаза своих детей. Тебе и мне глядит в глаза, И нам с тобой молчать нельзя. Ещё о том веду я речь, Что мы наш дом должны сберечь. И мы докажем, что не зря На нас надеется Земля. Ребята понравилось вам мероприятие? Давайте украсим нашу планету цветами! Вы хорошо работали, Спасибо вам!
Мы Вас чаем угощаем, и здоровья всем желаем! (Чай из лекарственных трав)
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Интернет-урок по окружающему миру «Природа. Живая и неживая природа»
Именно о ней мы и поговорим на нашем интернет-уроке по окружающему миру.
Что ты знаешь о природе? И что такое природа?
Природа — это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
Посмотри на рисунки и найди объекты природы…
Что скажешь об этих картинках?
Верно, это всё природа. На какие две группы можно разделить объекты природы?
Природа бывает ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ
Как ты думаешь, как отличить живую природу от неживой природы?….
Итак, живая природа ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЁТ, РАЗМНОЖАЕТСЯ.
Как дышат рыбы? животные? растения? Как и чем питаются растения? животные? птицы? рыбы? Как размножаются растения (яблоня, пихта), животные (кролик, рыба, птица, бабочка)?
Играем в игру «Живая природа-неживая природа».
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то ты показываешь, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоишь на месте.
Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек,гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ.
Деньги – давай подумаем, это природа или нет?….
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Деньги называют богатством. Если у человека много денег, как его называют? …..Богатым.
Значит, деньги — это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!
Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
У меня в руках стакан воды…
А вода это богатство? ….
Без колец, без золота прожить мы сможем? А без ВОДЫ мы сможем?…Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живое существо не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.
Наша природа очень богата. Природа — наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: живые природные богатства и неживые природные богатства. Приведи пример каждой группы.
Подумай, может ли живая природа существовать с неживой природой?
Проведи опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотри, куда тянутся их веточки. Поверни растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотри, куда будут направлены веточки растения.
Интересно, но некоторые растения открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.
Игра «Живое- неживое»
— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
А теперь — подумай,
— что ты знал ……,
— что узнал….,
— что хочешь узнать…
www.klass39.ru