Назовите вегетативные и генеративные органы растений. Вегетативные и генеративные органы растения. 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Органы растений. Назовите вегетативные и генеративные органы растений


Органы растений

Системы органов растений

У подавляющего большинства видов существуют соответствующие системы органов. У низших растений организм хоть и не расчленен на вегетативные органы, но у многих групп (типов) является одно- или многоклеточные половые органы - мужские - антеридии (от гр. Antheros - цветущий), женские - оогонии (от гр. Оо - яйцо и gone-рождения). В половых органах развиваются половые клетки. У высших растений произошло расчленение тела на вегетативные органы. Наряду с этим в архегониальных растений развиваются также и половые органы - антеридии и архегонии (от гр. Arche - начало, "gone-рождения), (мохообразные, папоротникообразные и голосеменные). В процессе дальнейшей эволюции половой процесс совершенствовался, половые органы испытывали глубокую редукцию (вплоть до исчезновения), появился цветок как генеративный (репродуктивный) орган. Таким образом, в арсенал органов растений входят:

  1. половые органы-антеридии, оогонии, архегонии;
  2. вегетативные органы - корень и побег;
  3. генеративные, или репродуктивные органы - в низших архегониальных растений - гаметангий, у голосеменных - семена, у покрытосеменных - цветок; плод и семена;
  4. органы вегетативного и бесполого размножения (части вегетативных органов и споры бесполого размножения).

Вегетативные органы и их системы

К вегетативным органам относятся корень и побег. Они служат для поддержания индивидуальной жизни растительного организма. Корень - подземный осевой орган, на нем не образуются (непосредственно) листьев и внешних (экзогенные) почек. У некоторых растений на корню могут формироваться почки, но они закладываются в перицикле эндогенно, например в осота, вишни, малины и других растений. Главная функция корня заключается в поглощении воды, минеральных солей из почвы и передачи их к стеблю и листьев. Корнем растение углубляется в субстрате, он может быть органом вегетативного размножения (вишня, осот, вьюнок, осина) или быть вместилищем запасных питательных веществ, например в свеклы, редиса, цикория. Параллельно с этим корень выполняет и выделительную функцию.

Побег формируется только у высших растений и выполняет функцию воздушного питания. Он состоит из оси (стебля) и листьев. Ни побега без листьев (хотя бы укороченного или редуцированного), ни листьев без побега (хотя бы зачаточных или видоизмененных) образоваться не может, поскольку они одновременно закладываются в апексе и поэтому имеют единое происхождение. Главная функция побега связана с фотосинтезом, которую выполняют листья. Его ось (стебель) - является опорным органом. Однако побег выполняет еще и ведущую, механическую, а иногда фотосинтезирующую и запасающую функцию или является органом для вегетативного размножения растений.

Определение 1

Листок - боковой плагиотропний орган побега с ограниченным ростом. Основной частью листа является его пластинка. Кроме пластинки в значительной части листа развивается еще и черешок, с помощью которого листок прикрепляется к стеблю.

Кроме листьев, обязательными для побега является почки - зачаточные побеги. Почка - это зачаточный, неразвитый побег. Она состоит из меристематической зачаточной оси, которая заканчивается конусом нарастания. Ниже конуса закладываются зачатки листьев, они разные по возрасту и размерам. Листья расположены в почке друг над другом. В пазухах зачаточных листьев образуются бугорки - зачатки боковых (пазушных) почек. Итак, вегетативная почка - это побег со всеми его элементами, каждый из которых находится в зачаточном состоянии.

Генеративные органы

Определение 2

Генеративные (репродуктивные) органы - это органы, которые принимают участие в размножении. У низших растений и мохообразных к ним относятся гаметангии - органы, в которых образуются гаметы (половые клетки). К генеративным органам высших растений относят цветок, семья и плод.

Растения размножаются бесполым и половым способом. При бесполом размножении новый организм развивается из одной или нескольких (иногда многих) клеток материнского организма. При собственно бесполом размножении на материнском растении образуются специальные клетки, или реже - небольшие группы клеток, которые называют спорами. Формируются споры внутри специального органа - спорангия.

У низших растений спорангии одноклеточные. Они имеют вид вегетативной клетки, но чаще большие по размеру и отличаются формой. Количество спор в одном спорангии может быть разной. С созреванием споры выходят наружу, образуя прорывы в оболочке спорангия. Высшие растения имеют многоклеточные спорангии, оболочка одно- или многослойная.

Голосеменные и покрытосеменные называют так потому, что органами воспроизведения, размножения и расселения в них является не спора, а семена. Они образуются на материнском растении и после созревания опадают, прорастая в новое растение, подобные материнскому. Итак, семена выполняет функцию прямого воспроизведения, а чередование ядерных фаз и поколений полностью замаскировано и внешне не наблюдается. Однако оно является обязательным и для семенных растений.

Цветок - flos как репродуктивный (от лат. Re + produco - вос- производить, связанный с функциями размножения) (генеративный) орган является самым совершенным органом размножения в растительном мире. Появление цветка способствовало быстрому распространению цветочных растений во всех климатических зонах планеты, они стали господствующей формой на Земле. Основными функциями цветка являются:

  • образование мужского и женского гаметофита;
  • образование гамет;
  • опыление;
  • оплодотворение;
  • формирование семян и плодов.

Цветки бывают обоеполые, разнополые и стерильные. У двуполых цветков (колоколе, злаковые, лютиковые) развиваются тычинки и пестики. У разнополых цветков или тычинки, или пестики. Тычиночные цветки еще называют мужскими, пестичные - женскими. Если мужские и женские цветки находятся на одном растении, такие растения называют однодомными (кукуруза, береза, орешник, ольха, дуб, бук, тыква). У двудомных растений на одних экземплярах формируются мужские цветки, на других - женские. Представителями этой группы растений является конопля, тополь, ива и др.

После оплодотворения яйцеклетки в пестие происходят значительные изменения, обусловливающие образование семян и плодов. Каждое семя формируется из семенного зачатка, плод - из стенок завязи. В природе часто бывают случаи, когда в формировании плода участвует не только завязь, но и другие части цветка, например цветоложе, чашелистики, лепестки и даже тычинки.

spravochnick.ru

Какие органы растений называют вегетативными?

Вегетативными органами у растений называют органы, служащие для поддержания их индивидуальной жизни. У высших растений основными вегетативными органами будут корни, стебли и листья. Корни служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных солей, листья - для выработки органического вещества в процессе фотосинтеза, а также для транспирации (испарения) и газообмена, стебли - для лучшего размещения листьев и проведения питательных веществ от корней к листьям и обратно. Стебель вместе с расположенными на нем листьями называется побегом. Корни, образующиеся не из корней, а из других членов тела растений (стеблей, листьев) , называют придаточными. Точно так же почки и образующиеся из них побеги, которые находятся не на вершине стебля и не в пазухах листьев (угол между листом и продолжающимся от него вверх стеблем) , а на каких-либо других частях тела растений (на корнях, листьях, междоузлиях) , называют придаточными. Термин "придаточные" указывает лишь на место возникновения этих органов, функции же их и роль в жизни растений бывают обычно те же, что у данных органов вообще. Вегетативное тело низших растений, не расчлененное на стебель и листья, называют талломом или слоевищем.

те, которыми возможно вегетативное размножение. проще говоря, теми, которые в теории можно порезать на куски и из этих кусков что-то вырастет. это стебель, лист, корневище (корень) , и почка (странно, что отвечающие выше люди про неё забыли, а ещё более вероятно, вообще не слышали про это, а тупо скопипастили с википедии) ) а органы генеративного размножения - цветки - ими происходит половое размножение (конкретнее, не цветками, а органами, отвечающими за установление пола у растений и нааходящимися на цветке - пестик (ж) и тычинка (м)) . Хочу уточнить, что у растений нету половых органов, но есть органы, отвечающие за пол растения

К основным вегетативным органам относятся: листостебельные побеги, обеспечивающие фотосинтез; корни, обеспечивающие водоснабжение и минеральное питание. Вегетативные органы второго порядка у побега — лист (боковой орган) , стебель (осевой орган) . Видоизменённые вегетативные органы: побег — корневище, столоны, клубни, клубнелуковицы, луковицы, колючки; корень — клубнекорни, корнеплоды. Вегетативные органы могут выполнять функции вегетативного размножения.

touch.otvet.mail.ru

Вегетативные и генеративные органы растения. 6 класс

Тема урока : Вегетативные и генеративные органы растения.6 класс.

Тип урока: Обобщающего повторения.

Задачи:

1. Повторить, обобщить и закрепить знания о строении органов растения, типах корней ,цветков, плодов, подготовить к изучению темы «Жизнедеятельность растения».

2. Развить внимание, память, умение быстро ориентироваться в системе имеющихся знаний.

3. Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения ( умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия), воспитание самодисциплины.

Оборудование: Для оформления доски красочно исполненный заголовок «Ярмарка знаний», альбом с названием ярмарочных рядов ( страницы открываются последовательно), дидактические карточки – задания на альбомных листах, конверты с карточками трех цветов, письмо « Найди ошибку» на каждой парте, коробки с горохом и фасолью, гербарии, открытки, черный ящик, три банки, ярко раскрашенные и под номерами, бумажные звездочки.

На доске: « Ярмарка знаний».

Эпиграф:

« Мыслящий человек не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты». ( Д.Хевелси).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Задача нашего сегодняшнего урока повторить и обобщить знания о вегетативных и генеративных органах растения. Почему наш урок называется « Ярмарка знаний»? Что такое ярмарка? Давайте обратимся к толковому словарю С.Ожегова. Слово ярмарка означает «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте и в одно и то же время».

Сегодня и у нас будут развлеченья. Но самое главное на ярмарке- это торг и товар.

Я- покупатель, вы- купцы. Ваш товар -знания , и вам хочется , чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания.

Продав свой товар, вы станете состоятельными, у вас появится капитал, который хранят в надежном месте – банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки ( раздаю на каждый ряд банки с номерами 1,2,3,) , и валюта – самая надежная, очень твердая ( горох),а фасоль – это штрафные очки.

На нашей ярмарке каждый из вас имеет возможность проявить себя, показав свои знания . Поэтому, выполняя задания, вы с одной стороны, зарабатываете индивидуальный капитал в виде оценки ( для этого вы будете получать звездочки с баллами). С другой стороны – своей работой на уроке капитал для всей команды. И успех команды будет зависеть от каждого из вас.

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Посмотрите на доску. Вот на каких рядах нам предстоит побывать.

1 Торговый ряд: Аукцион.

Капитаны команд путем жеребьевки выбирают тему для команды.

Корень

Цветок

Побег

От каждой команды выставляются4 человека, двое из которых выполняют задания в дидактических карточках, закрепленных на доске. Двое других выполняют задания на карточках за первыми партами. На выполнение задания 3 минуты ( задания прилагаются).

Пока ученики работают , остальные выполняют задание « Определите тип соцветия» ( работа с гербарным материалом).

Ответы ребята оценивают сами по заранее подготовленным ответам тут же.

Цена правильного ответа 10 баллов, за соцветия – 8 баллов.

2 Торговый ряд: Светофор.

Из архивных данных известно, что ярмарка всегда устраивается на перекрестках торговых путей. Заранее, до начала торгов, все спешили на ярмарку, всем хотелось оказаться в числе первых очевидцев, либо покупателей. Вот и нам на нашем перекрестке подмигивает светофор( открываю следующую страничку альбома).

Ребята раскладывают на столах перед собой 3 сигнальные карточки из конвертов. Я буду задавать вопросы разного цвета. Вы должны поднять карточку того цвета, которая соответствует правильному ответу.

  1. ^ покрытый тонкой кожицей.
Красный- костянка

Желтый – ягода +

Зеленый – тыквина.

  1. ^
Красный- наличие устьиц и межклетников; +

Желтый – прозрачность клеток кожицы.

Зеленый – наличие хлоропластов.

  1. ^
Красный – семянка;

Желтый – желудь;

Зеленый – зерновка. +

  1. ^
Красный – боб;

Желтый – коробочка;

Зеленый –стручок. +

  1. ^
Красный – крыловидные выросты;

Желтый – белые пушистые волоски и «парашютики»; +

Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой пластинки.

  1. ^
Красный – обеспечивает проникновение света к хлоропластам; +

Желтый – обеспечивает проникновение кислорода в лист;

Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой пластинки.

  1. ^
Красный – пучки белых волосков;

Желтый – острые зубчики и крючки; +

Зеленый – крыловидные выросты.

  1. Венчик цветка ,прежде всего:
Красный – привлекает насекомых; +

Желтый – украшает цветок;

Зеленый – защищает главные части цветка.

  1. Каково значение корневых волосков?
Красный – придают опору растению;

Желтый – обеспечивает рост корня в длину;

Зеленый – поглощает из почвы воду с растворенными веществами. +

  1. ^
Красный – наличие проводящих пучков;

Желтый – наличие древесных и лубяных волокон; +

Зеленый – наличие чечевичек.

11.^

Красный – сухой, многосемянный, костянковый;

Желтый – сочный, односемянный, коробочковидный;

Зеленый – сочный, односемянный, костянковидный. +

12. ^

Красный – сухой, многосемянный, коробочковидный; +

Желтый – сухой, односемянный, коробочковидный;

Зеленый – сочный, многосемянный, ореховидный.

3 Торговый ряд Черный ящик ( выносится под музыку)

В черном ящике находятся изображения двух растений

1. Название первого отражено в многочисленных песнях. Зацветает она ранней весной. Время распускания ее листьев считается началом весны; пышное цветение обозначает разгар весны. Время его цветения совпадает с временным похолоданием.

Плодики в начале созревают зеленые; в это время они не съедобны. Но когда нальются сладковато-терпким соком зрелые плоды, они становятся привлекательными не только для людей, но и для рябчиков , тетеревов, дроздов. Все эти животные способствуют распространению семян этого растения.

2Это одно из немногих растений , которое знают все. Его латинское название означает « Лилия долин, цветущая в мае» . Он не любит расти на открытых местах и в природе встречается в лесах. Это многолетнее растение с длинными ползучими корневищами, от верхушек которых отходят побеги с 1 -3 зелеными листьями, крупными, блестящими , имеющими дуговое жилкование. Цветет в мае, июне, что отражено в его названии. Этот цветок раньше был очень популярен во Франции. В первое майское воскресенье юноши и девушки прикалывали к своей одежде букетики этих цветов. Эти цветы очень малы и изящны, кажется, что они сделаны из тончайшего фарфора.

Назовите эти растения. Что их объединяет? ( Многолетние растения с белыми цветами, собранными соцветия – кисть) Что их различает? ( Плод у черемухи – костянка, у ландыша – ягода. Черемуха – кустарник, ландыш – травянистое растение).

4. Торговый ряд : Найди ошибку.

Этот ряд поможет выявить учащегося и команду , которая лучше знают строение цветка.

У вас на столах лежит текст письма , которое пришло от Незнайки. В этом письме он многое перепутал. Ваша задача- в течение 3 минут найти ошибки, которые допустил Незнайка, исправить их. Сколько ошибок допущено назовите их.

1. Цветки развиваются на тонких стеблях – черешках ( цветоножках).

2.Цветоножка расширяется в завязь. ( цветоложе)

3. Чашелистики образуют венчик ( чашечку).

4. Лепестки образуют чашечку ( венчик).

5. Чашечка и венчик образуют околоплодник.

6. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют сложным ( двойным).

7. Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик ,он называется простым.

8. Главные части цветка – лепестки ( пестик и тычинки).

9. Тычинка состоит из пыльцы ( тычиночной нити и пыльника).

10. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.

11. Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются однодомными( обоеполыми).

12.Цветки, имеющие только пестики или тычинки, называются однополыми.

13. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются обоеполыми ( однодомными.

5 Торговый ряд: Растительный Ералаш.

( Заранее за доской вывешиваются гербарии растений, рисунки плодов, соцветий – варианты ответов на вопросы). Задача – выбрать правильный ответ.

1 вопрос: У каких из этих растений наблюдаются видоизменения органов ? Назовите эти видоизменения.

А). Горох, ячмень, укроп ( горох – усики – лист).

Б). Ландыш, рис, хлопчатник ( ландыш – корневище – побег).

В). Рожь, морковь, огурец ( морковь – корнеплод – корень).

Г). Люпин, томат, верблюжья колючка ( колючка – лист ).

Д). Овес, картофель, морковь ( картофель – клубень- побег).

Е). Лук, клен, одуванчик ( луковица – побег ).

2 вопрос: Соцветие корзинку имеет :

Кукуруза, томат, мать и мачеха.

3 вопрос: Соцветие простой зонтик имеет:

^ пшеница, акация.

4 вопрос: Плод коробочка имеет :

Фасоль, кукуруза, мак.

5 вопрос: Плод орех имеет:

Дуб, орешник, рожь.

6 вопрос: Плод ягода имеет:

Яблоня, земляника, смородина.

^ вопрос: Плод померанец имеет:

Подсолнечник, малина, апельсин.

6 Торговый ряд : Почемучка.

Ответьте на вопросы ( по очереди для каждой команды).

1 Почему лист – « зеленая хим .Лаборатория»?

2 Почему лист можно назвать « форточкой листа»?

3.Почему у бегонии крупные листья ,у кактуса – колючки , у гороха – усики , у росянки – лисья , выделяющие клейкую жидкость.

4. Любка двулистная – растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки начинают издавать запах лишь с наступлением вечера. Почему?

5. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками, майник, ландыш?

6. Почему семя кувшинки плавает, а горох тонет? ( семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, заполненное воздухом ,у гороха – нет).

7. Почему клубень картофеля – побег?

7 Торговый ряд: Развлекательный « Перевертыши».

Каждой команде, на каждую парту розданы карточки. Задание : Прочтите зашифрованные слова и исключите лишнее. Кто первый – получает оценку, а команда – очко.

  1. Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб, есьмяопчак ( рыльце, пыльник, завязь, столбик, семяпочка).
  2. Окужра, окршеок, клестебе, капочеч чатликшес ( кожура, корешок, стебелек, почечка, чашелистик).
  3. Иктпест, ычтинак, икчнев, шечачак, капчеокч.( пестик, тычинка, венчик, чашечка, почечка).

8 Торговый ряд : Итоги.

Подведение итогов.

Итак, мы с вами сегодня вспомнили многое из того ,что мы знаем об органах растения. Какой вывод мы можем сделать о строении органов растения? Органы растений имеют сложное строение, что определяется их выполняемыми функциями . Растения очень разнообразные. Но всех их, с одной стороны, объединяет общность строения их органов , а с другой стороны, эти органы у разных растений имеют особенности, что связано с разной средой обитания и с выполнением дополнительных функций.

Подсчитываем число горошин и число фасолин.

Команде, набравшей наибольшее число баллов- 1 место, среднее число баллов – 2 место, Меньшее – 3 место. Подсчитываем количество индивидуальных баллов и выставляются оценки.

Заключение:

Итак, побывав на сегодняшней ярмарке, вы продемонстрировали свои знания. Эти знания – ваш капитал на будущее. Они помогут вам при изучении следующей темы « Жизнедеятельность растения», лучше понять положение о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями, а растение – целостный организм . Поэтому к следующему уроку. Вы , пожалуйста, повторите строение клетки – параграф №2.

fs.nashaucheba.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта