Как поэтапно нарисовать карандашом натюрморт с фруктами? Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне рисунок
Как правильно составить натюрморт
Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни рисовал натюрморт.
Почему именно натюрморт? Потому что это самый простой жанр, доступный для начинающих. На примере натюрмортов легче учиться передавать объем, пространство, фактуру.
Если вы учитесь самостоятельно, то вопрос грамотной постановки натюрморта будет для вас актуален.
В данной статье мы разберём теорию композиции натюрморта и поговорим о том, как правильно его составить.
Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life "застывшая жизнь") - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.
Этот жанр достаточно молодой и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.
Прежде всего, запомните,
Хороший натюрморт рождается задолго до того,
как вы возьмете в руки краски и кисть.
Вы должны максимально грамотно продумать детали и композицию натюрморта уже на стадии его постановки, чтобы в последствии не мучиться с рисунком и не исправлять ошибки композиции непосредственно на листе или холсте.
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.
Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.
Примеры тематики натюрморта:
- предметы искусства- охотничий натюрморт- цветы и фрукты- о смысле жизни- завтрак- национальный- дачный- учебный
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:- "вещи человека" (личные, характеризующие человека, например "суета сует")- "вещи для человека" (например "цветы и фрукты", "битая дичь")
Посмотрите на пример ниже.
Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.
Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.
Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:- Предметы подходят по смыслу- Предметы имеют разные формы и пропорции- Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету. - Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
Помните о самом важном правиле:
предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,
натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.
Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.
Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.
Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.
Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.
В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.
Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.
1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом - создать равновесие композиции.
Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.
Свободное расположение предметов - бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Плотное расположение предметов - стабильность, благородство, наполненность - близкое расположение предметов друг к другу.
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Композиционный центр - место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
Например, посмотрите на натюрморт слева.
Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.
Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.
Именно такой повтор делает картину цельной.
Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта -
движение глаза по картине.
- одинаковых по форме объектов
- несоразмерных объектов (очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой, средний, маленький)
- выстраивания предметов на одной линии
- отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
- совмещения осей у симметричных предметов
- соприкосновения силуэтов
- "лесенки"
- неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
- дробности
- слияния силуэтов
Верхний ряд:
1) все линии силуэтов прямые - выглядит скучно2) все линии силуэтов со сгибами3) все предметы горизонтальные - не хватает вертикалей
Нижний ряд:3) одинаковая форма оснований у всех объектов4) все объекты имеют ручки и сложные элементы5) все основания равны по площади
Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:
Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками.
Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.
Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:
Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны - повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.
В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.
Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.
Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.
Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).
Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой.
Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:
Придумайте тему натюрморта.
Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.
Рассортируйте все составные части по форме.
Желательно, чтобы она была разнообразна - найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.
Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.
Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.
Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.
Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.
Подберите подходящий фон.
Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.
Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.
Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.
Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.
Выставьте свет над натюрмортом.
Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными".
Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.
Успехов вам в составлении натюрмортов!
Буду рада вашим комментариям и репостам!
НАБОР В 15-й ПОТОК ШКОЛЫ
СОСТОИТСЯ осенью 2018 ГОДА
Предварительный список
Чтобы гарантированно попасть в группу студентов Школы, внесите себя в лист ожидания. Вы узнаете о наборе первым.
Данная подписка является информационной и не обязывает Вас покупать абонемент.
Вы внесены в лист ожиданияizo-life.ru
Проект -методическая разработка урока "Натюрморт на контрастные цвета"
Презентация проекта
Методическая работа по изобразительному искусству «Натюрморт на контрастные цвета» в начальной школе.
Актуальность творческой работы : Выбрав тему «Натюрморт на контрастные цвета» обуславливается тем , что младший школьник прикоснулся к удивительному миру «мертвой природы» изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. Тем самым развивая у младшего школьника чувство прекрасного, гармонии цвета ,любви к обычным предметам с которыми он сталкивается каждый день , творческое воображение через контрастные цвета , воспитать интерес окружающему миру .
Цель: На основе теоретического анализа литературы и творческо- практической работы разработать методическое обеспечение кружковых занятий наглядным материалом при работе над « Натюрмортом на контрастные цвета»
Задачи :
- проанализировать искусствоведческую, учебно –методическую литературу
по теме исследования;
- разработать конспект кружкового занятия;
- выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме;
- разработать и внедрить этапы цветового решения «Натюрморта на контрастные цвета»
Практическая значимость:
- разработан конспект кружкового занятия
- выполнена работа натюрморт на контрастные цвета которая может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, и студентами педагогических Вузов в процессе их профессиональной подготовки.
Основная часть.
Теоретическая часть.
Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта, в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Применительно к классическому восточному, в частности китайскому и японскому, искусству трудно говорить о собственно натюрморте: форма художественного видения и система жанров существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром натюрморта сопоставимы произведения так называемого жанра "цветы и птицы", а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. - в Китае; Огата Корин, 2-я половина 17 - начало 18 вв. в Японии).
Рождение натюрморта как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompel'oeil" ("обманка"), открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра натюрморта приходится на 2-ю половину 16 - начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинахнидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. - эпоха расцвета натюрморта. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) - цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте.
Натюрморт, жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,- рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с др. жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных
задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии натюрморта, в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом.
“Контрастный натюрморт по цвету” – это натюрморт в котором цвета , взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
Последовательность ознакомления младших школьников с жанром живописи «Натюрморт»
Предварительный этап :
а) При изучении теоретического материала: были рассмотрены работы натюрмортов на контрастные цвета выдающихся художников (А. Матисс « Красные рыбки», Пьер-Огюст Ренуар «Натюрморт с южными плодами» Густав Олоф Олле «Маки» )
б) Оборудования для кружковых занятий :
Простой карандаш , стерка ,краски, кисточки, палитра, бумага и баночка с водой.
в)Методика ознакомления младших школьников о цветовом контрасте на кружковом занятии (использовать план-конспект кружкового занятия )
(раскрыть методы , приемы, формы организации данного занятия, раскрыть единую цель занятия)
г)Основные этапы выполнения работы
Основной этап:
а ) линейно –конструктивный рисунок карандашом на бумаге;
б) поэтапная заливка фона ;
в) одновременная заливка кистью всех предметов в натюрморте ;
г) передача контрастных цветов в натюрморте ;
д) прорисовка рефлексов на кувшине , свето- теней на фруктах ;
е) детализация ;
ж) завершение работы.
Заключительный этап:
Выполняя эту работу мы не только учились писать контрастный натюрморт ,но и поэтапному ведению работы, правильным акварельным приемам заливки цвета .
Рекомендую использовать данный «Натюрморт на контрастные цвета» полученные знания в работе развивают у младших школьников творческое воображение , расширяют знания о «цветовом контрасте , мыслительные способности, воспитывает интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”
Рекомендации: Обучение учащихся выполнению работ в «цветовом контрасте» в системе дополнительного образования, в процессе обучения у младших школьников развиваются творческие способности, внимание ,аккуратность, эстетические качества , творческое мышление. Тема «Натюрморт на контрастные цвета» представляется перспективным в обучении младших школьников, познавая новое в жанре живописи как «натюрморт» где новые задачи и решения могут дать огромный скачек в творчестве и развитии младших школьников.
Аннотация:
В этом проекте описана методика изучения «Натюрморта на контрастные цвета»
Материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков и студентами педагогических Вузов.
Список использованных источников:
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон; 4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.6. “Уроки живописи для школьников ”, ав. М. Михейшина.
kopilkaurokov.ru
Как нарисовать натюрморт с фруктами?
Чувство прекрасного есть в каждом человеке. И одно из его проявлений – изобразительное искусство. Рисование умиротворяет, расслабляет и дает возможность реализовать творческий потенциал. Если вы делаете только первые шаги в живописи, то некоторые рекомендации о том, как нарисовать натюрморт с фруктами, наверняка будут интересны и полезны.
Такая живая «мертвая природа»…
Натюрморт – слово французского происхождения, которое переводится как «мертвая природа». В этом и заключается суть подобных картин: они представляют собой комбинации различных неживых объектов. Чаще всего художники рисуют овощи, фрукты, то есть то, что требует сочных красок. Еще одной особенностью такой композиции является изображение ткани. На ней могут лежать предметы или ею может быть застелен стол, но все художники стараются дотошно прорисовывать фактуру и цвет куска материала.
Натюрморты прекрасно вписываются в любой интерьер – это еще один повод научиться их рисовать: готовой картиной можно украсить прихожую или кухню. И каждый раз, проходя мимо, вы не сможете удержаться от адресованной самим себе похвалы за рвение и настойчивость.
Необходимые материалы
Чтобы работа спорилась и ничто не отвлекало от рисования, нужно заранее приготовить все, что понадобится наверняка:
- холст или лист бумаги. Размер может быть любым, но вот качество должно быть отменным. Иначе линии лягут плохо, и из-за этого можно совсем охладеть к изобразительному искусству;
- простые карандаши разной твердости-мягкости. С ними можно без труда создавать различные эффекты, в том числе тени и объемы;
- натура, то есть предметы, ткань – все, что вы хотите видеть на картине;
- хорошее освещение. Для прорисовывания мелких деталей, выстраивания проекции теней лампа должна быть рассеивающей и с мощной лампочкой.
Теперь можно приступать к изучению мастер-классов для начинающих, описывающих, как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно.
3 простых мастер-класса
Начинать рисование следует с наброска, эскиза. Именно он определяет, насколько легко или трудно вам будет работать. Делается этот набросок твердым карандашом, причем штрихами, а не законченными линиями. Иначе после того, как вспомогательные контуры нужно будет стереть, останутся следы. Все предметы, которые предоставлены натурой, в эскизе изображаются с помощью простых геометрических фигур. Основное предназначение наброска – определить пространственное расположение объектов на листе.
«Дружная компания»
Профессионалы советуют начинать рисовать натюрморты с изображения крупных объектов: в мелких деталях можно сделать серьезную ошибку. Поэтому на нашей картине изображены киви, виноград, груши и бананы – объекты с вполне явными деталями строения.
Инструкция:
- Начинаем с эскиза. Для этого на отдельном листе рисуем местоположение каждой детали, используя треугольник.
- Хаотичными штрихами, без сильного нажима на карандаш зарисовываем предметы в виде кружочков, овалов. Виноградинки – кружочки, груши – овалы, лимон – кружок побольше.
- Более четкими линиями обводим контуры, вспомогательные линии вытираем.
- Делаем тени, используя твердый или твердо-мягкий карандаш.
- Прорисовываем линии строения груш, бананов и винограда, используя ТМ карандаш.
- Детализируем киви в разрезе. Твердо-мягким карандашом делаем сердцевину ягоды, изображая ее многослойной, с семечками.
- Слегка растушевываем линии в центре ластиком для придания естественности.
- Проводим основные линии, вытираем вспомогательные.
- Раскрашиваем все изображенные объекты - картина готова.
Красота требует… чтобы ее съели
Несмотря на дословный перевод названия жанра, основная задача художника – показать совершенство и натуральность изображенных «вкусностей», если речь идет о натюрморте с ягодами и фруктами.
Инструкция:
- Ограничиваем область рисунка несколькими штрихами.
- Делаем набросок кружки с веточкой земляники.
- Добавляем очертания яблок и груши.
- Обводим линией потолще контур фруктов.
- Раскрашиваем яблоки и грушу подходящими цветами, учитывая то, что на каждом фрукте есть незакрашенная область – блик. На широкой части цвет должен быть самым интенсивным.
- Красными штрихами детализируем землянику.
- Дорисовываем кружку, делая ее в цвете.
- Раскрашиваем ткань, затеняя места, которые частично находятся под фруктами. Картина готова.
Рисуем вазу с фруктами
Фрукты и ягоды очень красиво смотрятся в вазе. При этом можно обойтись без ткани, а значит, нам не придется прорисовывать лишние тени.
Инструкция:
- Начинаем с вазы. Проводим ровную линию среза.
- Добавляем полукруг, делая его чуть плоским для устойчивости.
- Прорисовываем слегка изогнутый ободок вазы.
- Делаем штриховые наброски фруктов (апельсины, бананы, виноград – самая простая натура).
- Убираем ластиком лишние линии, в том числе те, что пересекаются с ободком вазы.
- Определяем контуры ягод, которые будут на переднем плане, «затемнив» те, что окажутся на заднем.
- Рисуем поверхность, на которой стоит ваза.
- Добавляем кувшину бликов и изображаем дополнительные декоративные элементы на свой вкус.
- Раскрашиваем картину – вот нам и удалось нарисовать натюрморт «ваза с экзотическими фруктами».
Хитрости для новичков
- Если вы рисуете в черно-белых оттенках, не забудьте о тенях: к ним будет приковано особое внимание.
- Не пренебрегайте задним фоном. Стена, оконная рама, старое дерево – эти элементы вносят неповторимую атмосферность.
- Цветные изображения избавляйте от монотонности, добавляя оранжевые, зеленые, кремовые, голубые краски.
- Не пытайтесь соединить много элементов в одном натюрморте.
Читайте также:
Если вы обладаете базовыми навыками рисования, вопрос, как нарисовать натюрморт с фруктами, для вас не станет проблемным. Натура, карандаш, подробный эскиз и правильные тени – вот те элементы, от которых зависит ваша картина. Но и без хорошего настроения, пары часов свободного времени и спокойной обстановки тоже не обойтись. Зато, если все эти факторы сойдутся воедино, рисунок получится очень достойным.
ladyspecial.ru
Натюрморт и теория света. Основы фотографии. 2 ступень: Урок 3
Начиная с этого урока, мы будем изучать жанры фотографии и их особенности. Первым будет натюрморт — интереснейший жанр, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Плюс натюрморта в том, что фотографировать его можно везде, даже дома. Да вы, наверное, не раз это делали, снимая цветы, книги или шашлыки на природе. Просто теперь мы разберёмся, как сделать такие снимки художественными.
Но сначала будет небольшое вступление про тему, которая важна для любого жанра — свет и его влияние на выразительность фотографии. Изучать его можно на примере любого жанра, просто в сочетании с натюрмортом это получится наиболее понятно и эффективно.
Свет. Светотеневой рисунок.
Фраза про то, что фотография — это светопись, уже порядком набила оскомину. Однако свет действительно имеет важнейшее значение! Только он интересует фотографов не как физическое явление, а как создатель светотеневого рисунка — сочетание освещённых и затенённых областей на объектах, если просто. Он важен для фотографии тем, что создает эффект трёхмерности, при том, что сама фотография является, по сути, двумерной. Убедиться в этом можно, если вспомнить, как учат детей рисованию. Сначала они рисуют простую фигуру, например квадрат: Плоский объектЭта фигура, как видите, получается плоской. Чтобы она смотрелась объёмнее, дорисовываются грани.
Объемный объектОбъёмнее смотрится? Безусловно. Но всё равно остаётся ощущение неестественности. А теперь добавляем тени, как будто на фигуру под углом падает свет.
Объемный объект с освещениемТеперь объект смотрится действительно объёмно и максимально полно. Вот и в фотографии то же самое, просто светотеневой рисунок не наносится на холст или бумагу, а формируется с помощью расположения объекта съёмки относительно источника света.
Ещё один момент, который нужно понимать, это составляющие светотеневого рисунка. Их хорошо видно на этой иллюстрации:
светотеневой рисунокНе обязательно, чтобы все они присутствовали на фотографии: например, теней может и не быть, но тогда обязательно должны присутствовать полутени. Так же могут отсутствовать рефлекс и падающая тень. Но большая часть составляющих светотени должны присутствовать, иначе снимок будет смотреться неестественно, не объёмно.
Как вы можете видеть сами, тут есть блики на вазе, светлые тона на цветах, полутени на всех объектах и тени на фоне.
Автор: Елена, студент fotoshkola.netНаличие тех или иных составляющих светотеневого рисунка, его характер зависит от того, под каким углом падает свет. Самый простой и очевидный вариант — расположить объекты так, чтобы получилось 45 градусов к оси съёмки. Это первый вариант, который стоит пробовать, подойдёт в большинстве случаев.
Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.netВпрочем, единого рецепта тут нет, всё зависит от сюжета, объекта съёмки, его формы, особенностей рельефа. Если менять угол падения света, то и объект будет восприниматься по-другому, поэтому с расположением источника света можно и нужно экспериментировать. Например, стоит попробовать расположить источник света, чтобы тот падал под углом 90 градусов к оси съёмки.
Автор: Ирина Голованова, студент fotoshkola.netИли вообще за объектом: в этом случае теряется объёмность, но это оправдывается получением силуэта.
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.netСвет, идущий сверху, это тоже один из вариантов.
Автор: Оксана Саранова, студент fotoshkola.netНаверняка у вас появился вопрос, а как же выбрать угол падения света? Единого алгоритма тут нет, принимать решение предстоит каждый раз и оценить удачность или неудачность придётся визуально, то есть просто смотреть — хорошо получилось или плохо, сравнивать разные варианты, выбирать сначала на уровне «нравится или не нравится». А со временем вы уже начнёте при взгляде на объект понимать, как его лучше осветить, чтобы добиться того или иного сюжета.
Свет как настроение
В предыдущем уроке вы узнали, что цвет может влиять на настроение фотографии. Однако это может делать и свет. Для начала немного теории о видах светотеневого рисунка. По количеству полутонов (то есть области перехода из света в тень) он бывает мягкий и жёсткий.
При жёстком свете полутеней практически нет, граница между светом и тенью резкая
Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.netПри мягком — свет плавно переходит в тень, полутени занимают достаточно большую площадь.
Автор: Laima Gri, студент fotoshkola.netЖёсткость света зависит от нескольких факторов:
- Чем больше источник света относительно объекта съёмки, тем мягче получится свет.
- Чем дальше объект находится от источника, тем свет жёстче.
Кроме того, свет можно разделить по разнице экспозиции между светом и тенью: чем она больше, тем свет считается контрастнее.
Контрастный свет
Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.netНеконтрастный свет
Автор: Ирина Сиротова, студент fotoshkola.netКонтрастным свет будет, если он напрямую воздействует на объект. При отражении, рассеивании (облачным небом или даже листом бумаги перед источником света) контрастность будет падать.
А теперь попытаемся понять, можно ли типом света влиять на настроение на фотографии. Безусловно! Например, если вы хотите создать лёгкий, романтичный снимок, то вам понадобится мягкий неконтрастный свет.
Если в кадре преобладают светлые тона, то получается так называемый «высокий ключ»
Автор: Анна Краукле, студент fotoshkola.netЕсли же вам нужен драматизм, даже депрессивность, то тут пригодится жёсткий контрастный свет в сочетании с преобладанием тёмных тонов.
Такая техника съёмки называется «низкий ключ»
Автор: Екатерина Молчанова, студентка fotoshkola.netКонтрастные тени можно использовать и для создания достаточно позитивных кадров, но тогда уже есть требования к цветам, которые должны быть яркими.
Автор: Кирилл Сибирихин, студент fotoshkola.netПринципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Поэтому эти знания пригодятся вам и дальше, причём не раз. Ну а теперь, когда мы разобрались с этой важной темой, переходим к особенностям съёмки натюрморта.
Выбор сюжета и подбор объектов
Как вы уже знаете из предыдущего урока, фотография рождается из образа, который возник в голове. То есть сначала вы должны придумать, что хотите снять, что показать, какую историю рассказать зрителю. Отправной точкой может стать какой-то сюжетный образ, например, «завтрак», религиозная тематика, фруктовый натюрморт. И уже под эту тему подбираются объекты.
Автор: Владимир Тобольский, студент fotoshkola.netКроме того, можно отталкиваться от какого-то конкретного объекта, который захотелось сфотографировать. И под него подбираются другие элементы, фон, свет и так далее.
Автор: Елена, студент fotoshkola.netСюжетом может стать и абстракция, сочетание форм и цветов.
При этом объекты всё равно должны быть гармоничны.
Автор: Тарас Квакуш, студент fotoshkola.netЕщё одним способом сделать натюрморт интересным является одушевление неодушевлённых предметов. Причём выбор их может быть весьма неожиданным.
Автор: Елена Артюшина, студент fotoshkola.netЭто крайне сложно придумать и воплотить, но зато результат будет впечатляющим!
Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.netГлавный объект в натюрморте играет важную роль, создавая стержень, вокруг которого располагаются остальные элементы. Принципы выделения главного объекта и построения снимка в целом в этом жанре ничем не отличаются от описанных во втором уроке. Тут стоит только упомянуть, что основной элемент не обязательно должен быть вычурным, броским. Простые и лаконичные вещи смотрятся, чаще всего, намного лучше.
Автор: Елена Пельтек, студент fotoshkola.netГлавный объект может быть как единственным на фотографии…
Автор: Елена Гришина, студент fotoshkola.net…так и окружённым второстепенными элементами. Важно тут не перегрузить снимок деталями, пусть их будет не очень много.
Автор: Ирина Туманова, студент fotoshkola.netИ важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр совершенно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.
Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.netВыбор фона
Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.
Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.netВыбор фона, опять-таки, зависит от того, что именно вы снимаете, какой сюжет. Например, дерево даёт тёплые, домашние нотки.
Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.netМешковина позволит зрителю предположить, что сюжет связан с деревенской жизнью. Или ею можно подчеркнуть винтажный сюжет со старинными объектами.
Автор: Владимир Баранцев, студент fotoshkola.netА изысканная ткань добавит аристократизма.
Автор: Любовь Воронова, студент fotoshkola.netИнтересно смотрится использование стеклянных поверхностей, которые позволят получить на фотографии симметрию.
Автор: Малия Голубицкая, студент fotoshkola.netЧасто используют в качестве фона экраны ноутбуков и компьютеров с какой-то заставкой — это подойдёт для современных и технологичных объектов съёмки.
Автор: Андрей Петровский, студент fotoshkola.netКак видите, совершенно необязательно покупать студийные бумажные фоны. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Тут ведь важно, чтобы снимок получился живым, естественным. Выхолощенность, «стерильность» фона тоже должна быть уместной.
Автор: Екатерина Молчанова, студент fotoshkola.netНу и в завершении этой части урока хочется сказать, что фоном может стать и интерьер.
Автор: Елена Кружкова, студент fotoshkola.netБолее того, не обязательно снимать натюрморт только дома, можно выйти на улицу, чтобы найти место съёмки там — тут всё зависит только от вашей фантазии.
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.netИсточники света
Можно подумать, что продвинутые фотографы снимают исключительно со вспышками, но это на самом деле не так. Да, импульсный свет удобен, так как фотограф не зависит от условий, может создать нужные эффекты в любое время, но при этом покупка вспышек и различных аксессуаров достаточно затратна.
Вспышка находилась справа и использовалась не только, чтобы осветить объекты, но и заморозить всплеск молока.
Автор: Фарах Гасымзаде, студент fotoshkola.netВ качестве источника света можно использовать окно, располагая место для съёмки рядом с ним. Регулировать интенсивность и контрастность света можно с помощью штор или просто перекрывая свет из него рукодельной ширмой (элементарно — лист фанеры).
Автор: Валерий Кондратенко, студент fotoshkola.netКроме того, для съёмки натюрморта подойдут фонарики, лампы, торшеры и прочие светильники. Причём они могут как просто освещать сцену, так и быть включены в сюжет.
Автор: Людмила Желонина, студент fotoshkola.netОтдельно можно упомянуть свечи, которые часто используют в натюрморте. Только тут важно учитывать, что они дают достаточно контрастный свет, поэтому стоит следить, чтобы неосвещённые стороны объектов не сливались с фоном — это не всегда уместно и из-за этого теряется объём. Лучше сбоку ещё чем-то подсветить, чтобы этого избежать.
Автор: Неля, студент fotoshkola.netТут стоит помнить, что разные источники света могут иметь разную температуру, то есть давать разный оттенок, и это может быть не просто заметно, но и разрушит атмосферу снимка.
Отдельно хочется упомянуть тут технику «световая кисть», которая часто используется в натюрморте. Суть её в съёмке на длинной выдержке и освещении объектов каким-то источником, например, фонариком, с разных сторон. Изюминка техники в непредсказуемости и стабильно разном результате, который получается в итоге. Подробнее об этой технике вы можете прочитать в статье преподавательницы Фотошколы Ольги Браги.
Технические особенности натюрморта
Настройки и штатив
Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). К тому же, если не использовать вспышки, источники света достаточно слабые. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет.
Минимальная дистанция фокусировки
Каждый объектив обладает этой характеристикой, которая означает, что минимальное расстояние от камеры до объекта съёмки, на котором фотоаппарат сможет навести резкость. У обычных объективов она составляет от 20 см и становится больше при увеличении фокусного расстояния. Точное значение нужно смотреть в спецификациях. Отличаются только макрообъективы, которые могут фокусироваться в считанных сантиметрах. Если у вас нет такого объектива и вы снимаете на обычные «стёкла», то этот момент нужно учитывать.
photostocks.info
Мастер класс "Декоративный натюрморт. Гуашь"
Материал сайта "Учебно-методический кабинет"
Мастер класс "Декоративный натюрморт. Гуашь"
Основы изобразительной грамоты: Равновесие в композиции.
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.Цель: создание декоративного панно в соответствии с законами построения композиции.Задачи:- продолжать знакомство детей с миром изобразительного искусства, познакомить с понятием основы изобразительной грамоты;- расширять кругозор детей на основе понятия композиция, познакомить с основами построения и законом равновесия в композиции;- совершенствовать навыки работы в технике гуашь;- упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;- воспитывать интерес к основам изобразительной грамоты. Здравствуйте, уважаемые гости! Тема которую мы сегодня будем рассматривать-это изобразительное искусство, а вернее его основы-основы изобразительной грамоты. Для начала давайте определимся , что такое искусство. Искусство-это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Существует множество видов искусства - это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и опыта людей. К искусству относится художественное слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве-глина, пластилин, гипс, различные краски и многое другое.Изобразительное искусство-это искусство запечатления образов, раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство(лепка, рисование)окружающего мира. Мы живём в мире , где существует ряд правил, которые нужно соблюдать: правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, правила правописания и многие , многие другие. В изобразительном искусстве тоже существуют свои правила, это целая наука и называется она-основа изобразительной грамоты. Знания основ художественных приемов позволяет художникам грамотно использовать пространство, материалы и окружающие условия, чтобы добиться желаемого эффекта. Приемы композиции позволяют строить пространство динамично и гармонично. Графические приемы могут придать остроту или мягкость композиции. Правильное использование цветов дает нужное психологическое(радость, грусть) восприятие окружения. А знания перспектив необходимо при выполнении любых художественных задач. Все вместе дает широкие возможности художнику профессионально использовать свет, в частности, в любых его проявлениях и с любыми задачами. Основопогающим инструментом любого произведения изобразительного искусства является композиция. Композиция присутствует во всём: в начертательных искусствах, сочинение художником его произведения, то есть перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание. Любая работа, будь то набросок, рисунок, живописное полотно, иллюстрация должна быть целостной. И в этом нам поможет знание законов композиции. Одним из главных законов композиции является равновесие. Но что с чем должно быть уравновешено? Главное – это равновесие изображения и изобразительной плоскости, то есть нашей плоскости листа или холста. Здесь не может быть единственно верного рецепта на все случаи. Каждый раз это равновесие приходится выстраивать заново.В композиционном равновесии участвуют такие факторы, как формы объектов, их цвет, устойчивость и неустойчивость объектов. При этом темные цвета, большие предметы и объекты необычной формы выглядят тяжелее, чем светлые цвета, мелкие предметы и объекты регулярной, обычной формы. Итак композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого нужно изучить расположение сторон листа.Чтобы рисунок не получился слишком большим или слишком маленьким по сравнению с листом, на котором его изображают, нужно найти его правильное расположение, то есть установить соотношение размеров листа с изображаемым предметом.Рисовать нужно стараться посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места. Лучший способ овладения азбукой композиции-переход от форм, взятых с натуры, к переработке их в простые геометрические силуэты, то есть в условный графический язык, вырежьте их из картона или бумаги и расположите в формате.С этой минуты мы превращаемся в волшебников, начинаем создавать мир в пространстве листа. Передвигаем силуэты, меняем их положение относительно друг к другу и получаем различные варианты композиций. Данный способ позволяет подобрать наиболее лучший композиционный вариант, и правильно скомпоновать предметы на листе бумаги. Чтобы добиться равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения элементов. Также можно составить композицию из элементов природы, растений, трав, цветов, листьев. Фон желательно брать однотонным, темным или светлым. Темы могут быть самые разные, главное здесь правильное расположению элементов композиции. Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка поставленная в определенном месте картины. Работа с цветом в левой и правой части должны быть равными по количеству. Если в одной части больше контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить в правой. Можно также изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.Данный пример, цветового равновесия и целостного построения композиции, мы рассмотрим сегодня при создании декоративного натюрморта. Натюрморт (фр. nature morte-«мёртвая природа» )-изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве(вазы, фрукты, цветы, грибы, геомерические фигуры и многое другое). В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.Предметы на живописном натюрморте-реалистичные, а на декоративном-форма различных предметов самая разнообразная.В декоративном натюрморте предметы стилизованные, то есть их форма упрощенная.Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация).В понятие "декоративный натюрморт" сегодня принято включать все произведения, выполненные в соответствующем стиле и предназначенные для украшения интерьера. Это вполне закономерно-ведь натюрморт по самому своему определению предполагает возможность декоративной стилизации. Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции. Материалы и инструменты:-лист бумаги А3-лист писчий( 3 на одного ребёнка-для трафаретов + палитра)-гуашь( сметанообразная, сухую необходимо залить тёплой водой и дать настояться)-кисти, карандаш простой-баночка для воды-тряпочка для кистей-ножницыПравила пользования ножницами.1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.Ход мастер-класса:
Начинаем работу с изготовления трафаретов. Лист сгибаем пополам, отглаживаем линию сгиба и рисуем любой формы ёмкости, затем вырезаем их ножницами. Рисует от линии сгиба. Располагаем трафареты на листе, ищем лучший вариант композиции, причём у каждого он будет свой, также как и составные части натюрморта. Детям предлагается полная свобода выбора, общей остаётся лишь задача. Обводим трафареты карандашом. Затем начинаем работу с цветом( полная свобода выбора-основой выбора должны послужить ранее накопленный опыт и навыки работы). Я же выбрала охру, цвет удивительный по своему содержанию. Фон выполняется большой кистью. Сначала обводим предметы композиции по контуру, затем закрашиваем фон. Начинаем с самого верха, мазки широкие, горизонтальные в одном направление. Условно определяем линию стола. Для стола берём коричневый цвет и работаем по такому же принципу. Дальше продумываем цветовое решение предметов композиции. Разукрашивая вазу мазки кистью делаем в соответствии формы вазы(вертикальное направление). Желтый цвет используем для маленькой вазы и тарелки, кисть используем среднего размера. Дополняем композицию фруктами. Уравновешиваем рисунок отдельными ягодами винограда. Затем приступаем к украшению натюрморта декоративными элементами. Тонкой кистью рисуем белую окантовку предметов композиции. Белым добавляем лёгкие оттенки цвета на грушу и тарелку, рисуем дуги на виноградинках-показываем их объём. Украшаем вазу. Сначала накладываем на основной цвет белые тени, затем мазками рисуем цветы. Украшаем маленькую вазу. В общий фон работы местами вводим оттенки белого цвета, и работа над натюрмортом окончена. Я люблю работать вместе с детьми, когда весь процесс рисования происходит на глазах воспитанников. Этот процесс включает в себя показ, обсуждение, выбор лучшего решения, применение полученного ранее опыта в изобразительной деятельности. Вот что у нас получилось. Спасибо за внимание!Рекомендуем посмотреть:
Натюрморт с цветами гуашью поэтапноКак нарисовать орхидею поэтапно акварельюРисование натюрморта поэтапно для детей 5-8 летРисование натюрморта в начальной школе поэтапноermake.ru