Наличие протонемы в цикле развития характерно для растения. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 8 КЛАССА 2014-2015 учебного года

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Задание тренажер по теме отдел Моховидные, подготовка к ЕГЭ биологии. Наличие протонемы в цикле развития характерно для растения


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 8 КЛАССА 2014-2015 учебного года

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
  4. Растения
advertisement advertisement
Related documents
Тесты по биологии в 7 классе
Биология 6А,Б,В
Олимпиада по биологии в 7 классе.
Задания (7 класс)
Тема: «Беспозвоночные» Вариант 2. 1. Для кишечнополостных характерна
182 KB - Городская олимпиада школьников Санкт
Из книги «Великан на поляне» «Уважай жизнь дождевого червя
“Сравнительная характеристика плоских и круглых червей”.
Тестовая проверка знаний по биологии 7 класс
Урок Биологии. Животные. 7 класс. Учитель Солоненкова В.М
Тестовый контроль по теме: «Беспозвоночные».
2007_Bio_5_tur_09

studydoc.ru

тесты ботаника 1 курс - Стр 2

Эталон ответа:4

157. Первичная покровная ткань корня выполняет функцию:

1. всасывания,

2. защиты,

3. газообмена,

4. выделительную.

Эталон ответа:2

158. Феллема входит в состав:

1. перидермы

2. корки

3. первичной коры

4. осевого цилиндра.

Эталон ответа:1

159. Для сидячих листьев характерно отсутствие

1. прилистников

2. черешка

3. листового влагалища

4. листовой пластинки

Эталон ответа:2

160. Спиральное листорасположение иначе называют:

1. двурядным

2. мутовчатым

3. супротивным

4. очередным

Эталон ответа:4

161. Гетерохломидный околоцветник это…

1. простой, недифференцирован на чашечку и венчик

2. двойной, дифференцирован на чашечку и венчик.

3. имеет один круг листочков околоцветника

4. редуцирован или отсутствует

Эталон ответа:2

162. Функции семенной кожуры:

1. дыхание,

2. рост,

3. распространение семян,

4. защита семян.

Эталон ответа:4

163. Двойное оплодотворение характерно для:

1. высших споровых растений

2. голосеменных

3. покрытосеменных

4. только для однодольных

Эталон ответа:3

164. Вторичное строение стебля отсутствует у:

1. бобов

2. фасоли

3. пшеницы

4. сои

Эталон ответа:3

165. Проводящая ткань, раньше других появляющаяся в корне:

1. протоксилема

2. протофлоэма

3. метаксилема

4. метафлоэма

Эталон ответа:2

166. Растения – паразиты:

1. заразиха

2. смородина

3. мятлик

4. крапива

Эталон ответа:1

167. Наиболее примитивным типом стели признается:

  1. гаплостель

  2. диктиостель

  3. эустель

  4. сифоностель

Эталон ответа:1

168. Корнеплоды – видоизменения

1. главного корня

2. придаточных корней

3. стебля

4. листьев

Эталон ответа:1

169. При вторичном строении присутствует:

1. феллоген

2. экзодерма

3. эпидерма

4. пропускные клетки.

Эталон ответа:1

170. Проводящие пучки листа преимущественно:

1. закрытые коллатеральные

2. открытые коллатеральные

3. амфивазальные

4. радиальные

Эталон ответа:1

171. Листья обладают:

1. хемотаксисом

2. гидротаксисом

3. фототаксисом

4. аэротаксисом

Эталон ответа:3

172. Семя образуется из:

1. семязачатка

2. завязи

3. плодолистика

4. разросшегося цветоложе

Эталон ответа:1

173. Ткань, дающая начало в корне первичным проводящим тканям:

1. перицикл

2. прокамбий

3. камбий

4. феллоген

Эталон ответа:1

174. Какова судьба первичной коры в корне при вторичном строении:

1. отмирает и отторгается

2. формирует несколько слоев и превращается во вторичную

3.формирует перидерму

4. трескается и обеспечивает газообмен

Эталон ответа:1

175. Гинецей, состоящий из несросшихся плодолистиков называется:

1. ценокарпный

2. апокарпный.

3. синкарпный

4. паракарпный.

Эталон ответа:2

176. Бактериальные клубеньки образуются на корнях:

1. растений-паразитов

2. растений мангровых зарослей

3. растений засушливых мест обитания

4. сосудистых растений сем. Бобовые.

Эталон ответа:4

177. Функции ядровой древесины:

1. ассимиляционная

2. проводящая

3. покровная

4. запасающая

Эталон ответа:4

178. В эпидермисе листа пластиды сосредоточены в:

1. основных клетках эпидермы

2. замыкающих клетках устьиц

3. клетках-обкладках

4. трихомах.

Эталон ответа:2

179. Основная функция губчатого мезофилла листа:

1. фотосинтез

2. газообмен

3. запас воды

4. механический каркас

Эталон ответа:2

180. Однородный мезофилл характерен для листьев:

1. двудольных

2. солнцелюбивых

3. однодольных

4. древесных растений

Эталон ответа:3

181. Структура клеток, отличающая водоросли от высших растений:

1. оболочка

2. ядро

3. митохондрия

4. пиреноид

Эталон ответа:4

182. Бурые водоросли насчитывают видов:

1. 1,5тыс.

2. 10тыс.

3. 20тыс.

4. 4тыс.

Эталон ответа:1

183. Отличительная черта красных водорослей:

1. симметрия тела

2. морфологическая организация

3. строение карпогона и его развитие

4. строение жгутикового аппарата

Эталон ответа:3

184. Отдел водорослей, представители которого содержат хлорофилл a, в:

1. красные

2. бурые

3. зеленые

4. диатомовые

Эталон ответа:3

185. Основной продукт ассимиляции бурых водорослей:

1. крахмал

2. хризоламинарин

3. масло

4. ламинарин

Эталон ответа:4

186. К какому отделу водорослей относится ульва?

1. красные

2. бурые

3. зеленые

4. диатомовые

Эталон ответа:3

187. Специализированная подвижная клетка со жгутиками для бесполого размножения – зооспора

188. Объединение организмов одного вида, возникающее вследствие нерасхождения дочерних особей после вегетативного размножения - колония

189. Раздел ботаники, изучающий водоросли - альгология

190. Латинское название отдела Бурых водорослей:

1. Chlorophyta

2. Charophyta

3. Phaeophyta

4. Rhodophyta

Эталон ответа:3

191. Жизненный цикл хламидомонады:

1. со сменой ядерных фаз и сменой поколений

2. со сменой я.ф., но без смены поколений

3. без смены я.ф. и без смены поколений

4. без смены я.ф., но со сменой поколений

Эталон ответа:2

192. Половой процесс сцеплянок:

1. изогамия

2. гетерогамия

3. оогамия

4. конъюгация

Эталон ответа:4

193. Пигмент бурых водорослей:

1. фукоксантин

2. фикоэритрин

3. фикоцианин

4. каротин

Эталон ответа:1

194. Из каких водорослей получают агар-агар?

1. зеленых

2. красных

3. бурых

4. диатомовых.

Эталон ответа:2

195. Карпогон – специализированный орган полового размножения:

1. зеленых

2. бурых

3. диатомовых

4. красных

Эталон ответа:4

196. Установите последовательность типов полового процесса согласно эволюции:

1. изогамия

2. хологамия

3. оогамия

4. гетерогамия

Эталон ответа: 2,1,4,3

197. Соответствие между типом полового процесса низших грибов и его участниками:

1. хологамия А. одинаковые подвижные гаметы

2. изогамия Б. одноклеточные особи

3. гетерогамия В. неподвижная и подвижная гаметы

4. оогамия Г. разные подвижные гаметы

Эталон ответа: 1-Б,2-А,3-Г,4-В

198. Выберите признак, объединяющий грибы и растения:

1. адсорбтивное питание

2. необходимость витаминов

3. запасное вещество – гликоген

4. гетеротрофный тип питания

Эталон ответа:1

199. Стадия в ж.ц. грибов для перенесения неблагоприятных условий:

1. плектенхима

2. склероции

3. протопласт

4. ризоморфы

Эталон ответа:2

200. Половой процесс высших грибов, при котором происходит слияние содержимого половых органов называется гаметогамия

201. Половой процесс высших грибов, при котором происходит слияние содержимого вегетативных клеток называется соматогамия/конъюгация

202. Половой процесс низших грибов, при котором происходит слияние самих организмов называется хологамия

203. Половой процесс низших грибов, при котором происходит слияние одинаковых по размеру подвижных половых клеток называется изогамия

204. В ж.ц. мукоровых грибов присутствует зигоспора. Какой набор хромосом она имеет?

1. гаплоидный

2. диплоидный

3. дикариотический

4. триплоидный.

Эталон ответа:2

205. Дрожжи относятся к классу:

1. Аскомицеты

2. Зигомицеты

3. Базидиомицеты

4. Дейтеромицеты

Эталон ответа:1

206. Аспергилл и пеницилл относятся к классу Аскомицеты и образуют плодовые тела. Определить тип плодового тела:

1. клейстотеций

2. перитеций

3. апотеций

Эталон ответа:1

207. При бесполом размножении аспергилловые грибы образуют:

1. зооспоры

2. конидии

3. эндоспоры

4. артроспоры

Эталон ответа:2

208. Спорынья относится к классу Аскомицеты и образует плодовые тела. Определить тип плодового тела:

1. клейстотеций

2. перитеций

3. апотеций

Эталон ответа:2

209. Заражение злаков спорыньей происходит с участием насекомых-опылителей, которые переносят на своих лапках с цветка на цветок:

1. аскоспоры

2. склероции

3. конидии

4. фрагменты мицелия

Эталон ответа:3

210. В фармацевтической промышленности для получения алкалоидов спорыньи используют сырье:

1. мицелий гриба

2. конидиеносцы

3. склероции

4. сладкую жидкость гиф гриба.

Эталон ответа:3

211. Основной способ размножения аспергилловых грибов:

1. половой процесс

2. бесполое размножение конидиями

3. бесполое размножение эндоспорами

4. вегетативное размножение

Эталон ответа:2

212. Гриб, в ж.ц. образующий полузамкнутые плодовые тела (перитеции):

1. мукор

2. дрожжи

3. пеницилл

4. спорынья

Эталон ответа:4

213. Представитель аскомицет, образующий блюдцеобразные плодовые тела (апотеции):

1. аспергилл

2. спорынья

3. сморчок

4. ризопус

Эталон ответа:3

214. Взаимоотношения фотобионта и микобионта в лишайнике:

1. анабиоз

2. симбиоз

3. метабиоз

4. паразитизм

Эталон ответа:2

215. Установить правильную последовательность слоев листоватого лишайника:

1. альгальный

2. коровый

3. сердцевина

4. коровый

Эталон ответа:2,1,3,4 = 4,1,3,2

216. Одна или несколько клеток водоросли, окруженная гифами гриба и служащая для вегетативного размножения называется соредия

217. Функция альгального слоя лишайника:

1. аэрация

2. защитная

3. ассимилирующая

4. прикрепление к субстрату

Эталон ответа:3

218. Лишайники, поселяющиеся на камнях:

1. эпифитные

2. эпигейные

3. эпилитные

Эталон ответа:3

219. Функция сердцевины лишайника:

1. аэрация

2. ассимиляция

3. защитная

4. размножение

Эталон ответа:1

220. Классификация лишайников основана на:

1. систематической принадлежности фотобионта

2. систематической принадлежности микобионта

3. жизненной форме

4. анатомическом строении.

Эталон ответа:2

221. Основной способ размножения лишайников:

1. половой

2. бесполый

3. вегетативный

Эталон ответа:3

222. При половом размножении микобионта на внешней стороне лишайника образуются:

1. плодовые тела

2. спорангии

3. изидии

4. соредии

Эталон ответа:1

223. Отношения, возникающие между клетками водоросли и гифами гриба в лишайнике называются симбиоз

224. Наука, занимающаяся изучением лишайников - лихенология

225. Скорость роста лишайника:

1. 5-10 см в год

2. 5-10 мм в месяц

3. 2-3 мм в год

4. 1 см в год

Эталон ответа:3

226. Показателем сильного атмосферного загрязнения является произрастание лишайников жизненной формы:

1. накипные

2. листоватые

3. кустистые

4. лишайники отсутствуют

Эталон ответа:4

227. Наибольшее количество видов известных лишайников имеют жизненную форму:

1. накипные

2. листоватые

3. кустистые

4. переходные между накипными и листоватыми

Эталон ответа:1

228. Лишайники являются важным компонентом биогеоценозов, так как:

1. фотосинтезируют

2. являются «первопроходцами»

3. участвуют в минерализации органических веществ

4. являются «долгожителями»

Эталон ответа:2

229. Представители какого отдела не имеют клеточной стенки, тело – плазмодий?

1. слизевики

2. оомикоты

3. зигомикоты

4. хитридиомикоты.

Эталон ответа:1

230. Представители этого отдела получили название «водные плесени»:

1. слизевики

2. оомикоты

3. хитридиомикоты

4. зигомикоты

Эталон ответа:2

231.Для всех представителей ц. Protoctista характерно:

1. отсутствие стадии зародыша в ж.ц.

2. отсутствие полового процесса

3. одноклеточность

4. отсутствие клеточной стенки

Эталон ответа:1

232. К царству Protoctista относятся:

1. грибоподобные организмы

2. водоросли и грибоподобные организмы

3. растения, животные, грибы

4. лишайники

Эталон ответа:2

233. К архегониальным растениям относятся:

1. высшие споровые растения

2. низшие споровые растения

3. голосеменные

4. грибоподобные организмы

Эталон ответа:1

234. Преобладающим поколением в цикле развития моховидных является…

235. Плод злаков:

1. семянка

2. крылатый орех

3. яблоко

4. зерновка

Эталон ответа: 4

236. Плод осок:

1. орех

2. боб.

3. коробочка

4. крылатка

Эталон ответа:1

237. Соцветие с сидячими цветками на общей удлиненной оси называют:

1. сережкой

2. кистью

3. метелкой

4. простым колосом

Эталон ответа:4

238. Семейство однодольных растений:

1. Ивовые

2. Осоковые

3. Пасленовые

4. Губоцветные

Эталон ответа:2

239. Семейство с соцветием початок у представителей:

1. злаки

2. маковые

3. гвоздичные

4. маревые

Эталон ответа:1

240. Злаки в Красноярском крае:

1. кустарники

2. деревья

3. травы

4. полукустарники

Эталон ответа:3

241. Виды, занесенные из других областей человеком:

1. апофиты

2. колонофиты

3. эргазиофиты

4. адвенты

Эталон ответа:4

242. Геоботаника – наука о

1. лишайниках

2. растительных сообществах

3. грибах

4. водорослях

Эталон ответа:2

243. Растительное сообщество – это:

1. биогеоценоз

2. биоценоз

3. биом

4. фитоценоз

Эталон ответа:4

244. Растения сильно засоленных почв и горных пород:

1. ксерофиты

2. мезофиты

3. гигрофиты

4. галофиты

Эталон ответа:4

245. Листовые суккуленты:

1. кактус

2. молодило

3. верблюжья колючка

4. мак

Эталон ответа:2

246. Растения – фанерофиты:

1. тополь

2. рогоз

3. лютик

4. тюльпан.

Эталон ответа:1

247. Анемофильная линия эволюции характерна для представителей семейств:

1. Лютиковые

2. Осоковые

3. Орхидные

4. Лилейные

Эталон ответа:2

248. Установить соответствие:

1. Губоцветные А. пушица

2. Осоковые Б. яснотка

3. Лилейные В. кукуруза

4. Злаковые Г. тюльпан

1-Б,2-А,3-Г,4-В

249. Стебель соломина характерен для:

1. осоковых

2. злаковых

3. орхидных

4. лилейных

Эталон ответа:2

250. Склерификация стебля характерна для семейства:

1. осоковые

2. губоцветные

3. мятликовые

4. астровые.

Эталон ответа:3

251. Трехгранные стебли – отличительный признак семейства:

1. мятликовые

2. осоковые

3. губоцветные

4. астровые

Эталон ответа:2

252. Однополые цветки характерны для:

1. мятликовых

2. осоковых

3. астровых

4. орхидных

Эталон ответа:2

253. Листочки второго круга околоцветника Мятликовых редуцированы и называются:

1. брактеи

2. лигулы

3. лодикулы.

4. чешуи

Эталон ответа:3

254. Интеркалярный рост выражен у:

1. мятликовых

2. осоковых.

3. лютиковых

4. маковых

Эталон ответа:1

255. Преобладающим поколением в цикле развития моховидных является гаметофит

256. Наибольшее медицинское значение имеют представители порядка:

1. маршанцевые

2. политриховые

3. сфагновые

4. антоцеротовые

Эталон ответа: 3

257. Последовательность таксонов плауновидных согласно системе иерархии:

1. Lycopodium

2. Lycopodiales

3. Lycopodiophyta

4. Lycopodiaceae

5. Lycopodiopsida

Эталон ответа: 3,5,2,4,1

258. Соответствие между характерной структурой плаунов и ее местоположением:

1. спора А.стробила

2. спорофилл Б.спорангий

3. ризоиды В.яйцеклетка

4. архегоний Г.заросток

Эталон ответа: 1-Б,2-А,3-Г,4-В

259. В ж.ц. хвощовых преобладает:

1. гаметофит

2. спорофит

3. гаметоспорофит

4. заросток

Эталон ответа: 2

260. Соответствие между отделом растений и типом споровости:

1. моховидные А. равно-разноспоровые

2. хвощевидные Б. равноспоровые

3. плауновидные В. в зависимости от условий

Эталон ответа:1-Б,2-В,3-А

261. Структура, характеризующая физиологическую разноспоровость:

1. споры одинаковые

2. спорофиты обоеполые

3. гаметофиты раздельнополые

4. гаметы разные

Эталон ответа: 3

262. спорофит ‑ это бесполое поколение жизненного цикла растений, формирует споры.

263. Классы голосеменных растений:

1. полушниковые

2. гнетовые

3. ужовниковые

4. гинкговые

5. печеночники

Эталон ответа: 2,4

264. спора – это зачаток будущего растения, снабженный покровами и запасными веществами, служит для расселения и переживания неблагоприятных условий.

265. спорофит ‑ это бесполое поколение жизненного цикла растений, формирует споры.

266. Остатки оболочки архегония после развития спорогона называются:

1. крышечка

2. урночка

3. колпачок

4. элатера

Эталон ответа: 3

267. Плауновидные для человека – это источник:

1. удобрения

2. пищи

3. топлива

4. лекарства

Эталон ответа: 4

268. Особенность жизненного цикла плауновидных:

1. преобладание гаметофита

2. равное участие поколений

3. отсутствие одного из поколений

4. преобладание спорофита

Эталон ответа: 4

269. Особенность хвощевидных:

1. гиалодерма

2. парафиза

3. спорангиофор

4. элатера

Эталон ответа: 3

270. Соответствие между примером растения и отделом:

1. полушник А. голосеменные

2. политрихум Б. папоротниковидные

3. эфедра В. плауновидные

4. ужовник Г. моховидные

Эталон ответа: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

271. Расставить таксономические категории по порядку от большей к меньшей:

1. Polypodium

2. Polypodiophyta

3. Polypodiaceae

4. Polypodiopsida

Эталон ответа: 2,4,3,1

272. К водным папоротникам относится:

1. щитовник

2. многоножка

3. сальвиния

4. орляк

Эталон ответа: 3

273. Особенности голосеменных:

1. спорангий

2. рахис

3. микроспорофилл

4. семя

Эталон ответа: 4

274. Полезное ископаемое, в образовании которого принимают участие моховидные:

1. нефть

2. диатомит

3. сапропель

4. торф

Эталон ответа: 4

275. В жизненном цикле Marchantia

1. доминирует спорофит

2. доминирует гаметофит

3. изоморфная смена поколений

4. гаметофит растет на спорофите

Эталон ответа: 2

276. Фрагмент гаметофита плауновидных:

1. взрослое растение

2. эндосперм первичный

3. зародышевый мешок

4. заросток обоеполый

Эталон ответа: 4

277. Подземный орган плауновидных:

1. корневище

2. клубень

3. луковица

4. корень

Эталон ответа: 1

278. равноспоровость ‑ это явление наличия у одного растения одинаковых спор.

279. Тип стели папоротниковидных:

1. сифоностель

2. эустель

3. плектостель

4. диктиостель

Эталон ответа:4

280. гаметофит ‑ это половое поколение жизненного цикла сосудистых растений, которое начинает развитие с прорастания споры и заканчивает образованием гамет.

281. Мужской гаметофит голосеменных:

1. мегаспора

2. спермий

3. микроспора

4. пылинка

Эталон ответа: 4

282. Женский гаметофит голосеменных по набору хромосом:

1. диплоидный

2. гаплоидный

3. дикариотичный

4. триплоидный

Эталон ответа: 2

283. Вегетативное размножение моховидных осуществляется за счет:

1. артроспор

2. выводковых почек

3. ризоидов

4. протонемы

Эталон ответа: 2

284. Местоположения спорангиев у плауновидных:

1. заросток

2. спорогон

3. подставка

4. спорофилл

Эталон ответа: 4

285. Тип питания заростка плауна при подземном прорастании:

1. автотроф

2. сапрофит

3. паразит

4. симбиотроф

Эталон ответа: 4

286. Сообщество, в сложении которого хвощевидные играют роль эдификатора:

1. тундра

2. лес

3. степь

4. болото

Эталон ответа: 4

287. В ж.ц. папоротниковых преобладает:

1. гаметофит

2. спорофит

3. гаметоспорофит

4. заросток

Эталон ответа: 2

288. Соответствие между примером растения и отделом:

1. полушник А. моховидные

2. политрихум Б. плауновидные

3. лиственница В. папоротниковидные

4. щитовник Г. голосеменные

Эталон ответа: 1-Б,2-А,3-Г,4-В

289. Преобладающие жизненные формы голосеменных:

1. травы

2. лианы

3. деревья

4. кустарники

Эталон ответа: 3

290. Вымершие классы голосеменных:

1. беннеттитовые

2. саговниковые

3. гнетовые

4. хвойные

5. семенные папоротники

Эталон ответа: 1,5

291. Отдел высших растений, демонстрирующий гаметофитную линию эволюции:

1. пауновидные

2. риниевидные

3. папоротниковидные

4. моховидные

Эталон ответа: 4

292. Подземные органы моховидных:

1. корни

2. корневища

3. ризофоры

4. ризоиды

Эталон ответа: 4

293. Заросток плауновидных имеет ядерную фазу:

1. гаплоидную

2. диплоидную

3. триплоидную

4. полиплоидную

Эталон ответа: 1

294. Листья, в пазухах которых развиваются спорангии у плаунов называются:

1. лигулы

2. спорофиллы

3. стробилы

4. веточки

Эталон ответа: 2

295. Антеридий – это многоклеточный мужской орган полового размножения.

296. Вид современных хвощевидных:

1. Polytrichum commune

2. Equisetum pratense

3. Salvinia natans

4. Lycopodium annotinum

Эталон ответа: 4

297. Лист папоротников получил название:

1. рахис

2. вайя

3. перо

4. пластинка

Эталон ответа: 2

298. Микропиле ‑ это канал в покровах семязачатка, через который проникает пыльца.

299. Соответствие между характерной вегетативной структурой и отделом растений:

1. семязачаток А. моховидные

2. вайя Б. плауновидные

3. колонка В. папоротниковидные

4. спороносный колосок Г. голосеменные

Эталон ответа: 1-Г,2-В,3-А,4-Б

300. В жизненном цикле Polytrichum

1. доминирует спорофит

2. доминирует гаметофит

3. изоморфная смена поколений

4. гаметофит растет на спорофите

Эталон ответа: 2

301. Расцвет плаунов произошел:

1. девоне

2. юре

3. кембрии

4. меле

Эталон ответа: 1

302. Современные плауновидные насчитывают видов:

1. 1000

2. 2000

3. 2500

4. 3000

Эталон ответа: 1

303. Архегоний – это многоклеточный мужской орган полового размножения.

304. Класс папоротниковых имеет латинское название:

1. Briopsida

2. Pinopsida

3. Polypodiopsida

4. Equsetopsida

studfiles.net

Задание тренажер по теме отдел Моховидные, подготовка к ЕГЭ биологии.

Задания – тренажер по теме «Мхи»

Подготовка к егэ.

1. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как

1. они медленно растут

2. у них ограниченный ареал

3. у них отсутствует механическая ткань

4. у них в онтогенезе преобладает гаметофит

2. Какое растение относят ко мхам

1. плаун булавовидный

2. ламинарию

3. «исландский мох»

4. кукушкин лён

3. Мхи:

1. имеют мочковатую корневую систему

2. имеют стержневую корневую систему

3. не имеют корня

4. лишены корневого чехлика

4. Высшие растения, в отличии от низших:

1. имеют семена, покрытые плодом, который образуется из завязи цветка

2. имеют тело, разделённое на органы

3. способны к фотосинтезу

4. имеют специализированные генеративные органы – цветки

5. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:

1. водорослей

2. папоротников

3. псилофитов

4. Хвощей

6. Спорами размножается:

1. кипарис

2. ольха

3. ромашка

4. Сфагнум

7. Мхи относятся к высшим растениям, потому что:

1. они размножаются спорами

2. у них есть хлорофилл

3. их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев

4. они хорошо приспособлены к жизни на суше

8. После оплодотворения у кукушкиного льна развиваются

1. споры

2. коробочки со спорами

3. зелёные нити

4. листостебельные растения

9. Из споры мха вырастает:

1. коробочка со спорами

2. зелёное растение с листьями и стеблем

3. предросток (зелёная нить)

4. Заросток

10. Выберите три правильных ответа из шести.

Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

А) корни отсутствуют

Б) имеется хорошо развитая корневая система

В) размножаются семенами

Г) размножаются спорами

Д) цветки мелкие, невзрачные

Е) для размножения нужна вода

11. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

А) образование предростка

Б) оплодотворение при наличии воды

В) прорастание споры

Г) развитие на предростке женских и мужских растений мха

Д) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских – яйцеклеток

Е) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

12. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег? А) водорослей Б) моховидных В) хвощевидных Г) голосеменных

13. Половое поколение преобладает в цикле развития А) папоротникообразных Б) цветковых В) голосеменных Г) мохообразных

14. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна? А) коробочка на ножке Б) зеленое листостебельное растение В) зеленая нить – предросток Г) отдельная спора

15. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в А) образовании торфа Б) отложении каменного угля В) обогащении атмосферы кислородом Г) создании органических веществ из неорганических

16. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение? А) мохообразные Б) папоротникообразные В) голосеменные Г) плауновидные

17. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений? А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания Б) они произошли от водорослей В) они не имеют корней и размножаются спорами Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

18. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как А) у них нет корней Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями В) они образуют органические вещества из неорганических Г) у них есть воздухоносные клетки

19. Из высших растений корней нет у А) Цветковых Б) Хвойных В) Мхов Г) Папоротников

20. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются) А) заросток в виде зелёной пластины Б) предросток в виде зелёных нитей В) растения с листьями Г) семена будущего растения

21. По какому признаку такие разные по строению организмы, как мох сфагнум и берёза, относят

к царству Растения?

1) они имеют клеточное строение

2) их клетки содержат наружную мембрану, ядро и цитоплазму

3) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

4) их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

22. По каким признакам моховидных отличают от других растений? А) в процессе их развития происходит чередование поколений Б) размножаются спорами В) имеют листья, стебель и ризоиды Г) способны к фотосинтезу

23. У зелёных мхов, в отличие от водорослей, А) клетки имеют большое и малое ядра Б) оплодотворение происходит при наличии воды В) слоевище разделено на ткани и органы Г) осуществляется половое и бесполое размножение

24. Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов? А) ризоиды – выросты на стебле Б) крупные мёртвые клетки В) коробочки со спорами Г) клетки тонкой покровной ткани

25. Какие растения относятся к отделу Мохообразные? А) обитающие на суше и размножающиеся семенами Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами В) все растения влажных мест обитания Г) все травянистые растения

26. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии А) корневища с придаточными корнями Б) клеток с хлоропластами В) мертвых клеток Г) ризоидов

27. Какой признак характерен для мхов? А) придаточные корни развиваются от стебля Б) споры образуются в коробочке В) у них отсутствует побег Г) опыление предшествует оплодотворению

28. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у А) водорослей Б) моховидных В) хвощевидных Г) папоротниковидных

29. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы? А) плауновидных Б) хвощевидных В) моховидных Г) папортниковидных

30. Половое и бесполое поколения (гаметофит и спорофит) развиваются на одном растении у

1) моховидных

2) хвощевидных

3) плауновидных

4) папоротниковидных

31. Какие из перечисленных растений были предками высших растений?

1) цианобактерии

2) бурые водоросли

3) красные водоросли

4) зелёные водоросли

32. У каких растений в процессе эволюции впервые появились зачатки проводящей ткани и эпидермиса?

1) мхов

2) плаунов

3) риниофитов

4) Папоротников

33. По какому признаку мхи относят к царству растений?

1) В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.

2) Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез.

3) Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.

4) Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.

34. Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения

2) имеют плохо развитые проводящие ткани

3) хорошо выносят тень

4) имеют фотосинтезирующие ткани

35. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?

36. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?

А) Папоротниковидные Б) Голосеменные В) Плауновидные Г) Моховидные

37. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: 1) Гаплоидная , 2) Диплоидная. А) Спора Б) Протонема (зелёная нить) В) Листостебельное растение Г) Коробочка Д) Гаметы Е) Зигота

38. Установите правильную последовательность в смене стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. 1) образование спорофита 2) образование зеленой нити (протонемы) 3) формирование взрослого гаметофита 4) образование спор 5) оплодотворение

39. Установите соответствие между характеристикой и группой растений:

1) зеленые водоросли, 2) моховидные А) не имеют тканей Б) не имеют органов В) имеют коробочки со спорами Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки Д) спорофит развивается на гаметофите Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

40. Выберите три варианта. Мхи, как и покрытосеменные растения 1) имеют клеточное строение 2) содержат в зародыше две семядоли 3) образуют плоды и семена 4) содержат в клетках хлорофилл 5) способны к фотосинтезу 6) имеют мелкие невзрачные цветки

41. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен.

ПРИЗНАК ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Низшие 2) высшие

А) тело представляет собой таллом, или слоевище

Б) имеют вегетативные и генеративные органы

В) имеют светочувствительный глазок

Г) имеют разнообразные ткани

Д) живут главным образом в водной среде

Е) включают одноклеточные организмы

42. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) являются фототрофами

2) не имеют тканей

3) не имеют цветка

4) размножаются спорами

5) имеют ризоиды

6) образуют половые клетки

43. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны:

ПРИЗНАКИ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1) Зелёные водоросли 2) Листостебельные мхи

А) Из зиготы вырастает спорофит.

Б) Отсутствуют ткани и органы.

В) На гаметофите развивается коробочка на ножке.

Г) Органы размножения развиваются на верхушках побегов.

Д) Имеются одноклеточные и многоклеточные формы.

Е) У большинства видов тело представлено слоевищем.

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха кукушкина льна и его спор? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Споры кукушкина льна образуются на спорофите путем мейоза, у них гаплоидный набор хромосом. Из споры путем митоза развивается гаметофит мха – растение со стеблем и листьями. Все клетки гаметофита гаплоидные.

Какие признаки характерны для моховидных растений?

1) Нет корней, вместо них – ризоиды. 2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.  3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке).

Какова роль мхов в природе?

1) Звено в цепи питания. 2) Одними из первых начинают расти на голых скалах, участвуют в образовании почвы.  3) Сфагновые мхи могут привести к заболачиванию.

Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

1) Наличие покровной ткани для защиты от высыхания. 2) Наличие ризоидов для поглощения воды из почвы. 3) Наличие примитивной проводящей системы. 4) Наличие механической ткани

По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые). 1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.) 2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.) 3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами. 4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Первыми из растений сушу освоили мхи. У мхов, по сравнению с водорослями, 1) появились ткани – покровные, проводящие, механические и т.п.; 2) появились органы – листья, стебель, ризоиды; 3) споры распространяются по воздуху.

Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее трёх примеров.

1) Возникли ткани – покровные, проводящие, механические и т.п.

2) Возникли органы – корень, стебель, листья.

3) Процесс размножения стал независим от воды, спермии достигают яйцеклетки в процессе опыления.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.

Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный.

multiurok.ru

тренажер, отдел Голосеменные, подготовка к ЕГЭ по биологии.

Задание тренажер по теме Отдел Голосеменные

Подготовка к ЕГЭ биология.

1. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу

1. моховидных

2. хвощевидных

3. голосеменных

4. Покрытосеменных

2. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. имеют плоды и семена

2. половые клетки созревают в шишке

3. питаются, дышат, растут, размножаются

4. оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды

3. Семена голосеменных растений, в отличие от цветковых,

1. содержат зародыш с запасом питательных веществ

2. образуются в плодах

3. не имеют семенной кожуры

4. развиваются на чешуйках шишек

4. Почему появление семян у растений в процессе эволюции считают крупным ароморфозом

1. они могут долго сохраняться в почве

2. семенами питаются животные

3. улучшается минеральное питание растений

4. они содержат зародыши с запасом питательных веществ

5. Какое растение относят к голосеменным

1. гинкго двулопастный

2. хвощ полевой

3. живокость полевую

4. миндаль обыкновенный

6. В процессе эволюции растений независимость оплодотворения от воды появилась с возникновением:

1. покрытосеменных

2. голосеменных

3. папоротников

4. Мхов

7. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1. размножение семенами

2. автотрофное питание

3. наличие вегетативных органов

4. отсутствие цветка и плода

8. Семенами размножается:

1. хвощ полевой

2. плаун булавовидный

3. папоротник орляк

4. лиственница сибирская

9. Для папоротниковидных растений, в отличие от моховидных, характерно

1) размножение спорами со сменой поколений

2) наличие гаметофита и спорофита в жизненном цикле

3) образование органических веществ в процессе фотосинтеза

4) наличие придаточных корней

10. Шишка хвойных – это :

1. плод

2. орган размножения, видоизменённый побег

3. семязачаток

4. Зародыш

11. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1) имеют плоды и семена

2) семена располагаются на чешуйках шишек

3) в процессе развития образуют зелёную пластину – заросток

4) оплодотворение у них происходит в семязачатке и зависит от воды

12. У хвойных растений отсутствуют

1) плоды

2) семена

3) семязачатки

4) пыльцевые зёрна

13. Голосеменные растения, в отличие от папоротниковидных,

1) выделяют кислород при фотосинтезе

2) по способу питания являются автотрофами

3) имеют вегетативные органы

4) представлены только деревьями и кустарниками

14. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, происходит

1) оплодотворение

2) образование зиготы

3) развитие семязачатков

4) формирование корневища

15. У хвойных, в отличие от папоротниковидных, появляются

1) корни 2) семена 3) плоды 4) гаметы

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1) образуют плод с семенами

2) размножаются семенами

3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5) цветут хотя бы раз в течение жизни

6) опыляются с помощью насекомых

16. Голосеменные растения, в отличие от папоротников,

1) являются автотрофными организмами

2) образуют семязачатки

3) размножаются спорами

4) не нуждаются в наличии воды при оплодотворении

5) в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой

6) в основном имеют форму деревьев, реже кустарников

17. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится.

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

1) Моховидные 2) Голосеменные

А) размножение не связано с водой

Б) размножаются с помощью спор

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и

можжевельник

18. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

1) Голосеменные 2) Моховидные

А) преобладание в цикле развития спорофита

Б) наличие предростка (протонемы) в цикле развития

В) наличие стержневой корневой системы

Г) прикрепляется к почве ризоидами

Д) произрастает в нижнем ярусе леса

Е) образует древесный ярус леса

19. Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Споровые 2) семенные

А) развиваются из зародыша

Б) являются более древними по историческому происхождению

В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему

Г) оплодотворяются при наличии воды

Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

20. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1) Папоротниковидные 2) Голосеменные

А) в большинстве – травянистые растения

Б) преобладают деревья и кустарники

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

21. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

1 ) Папоротниковидные 2) Голосеменные

А) Жизненная форма кустарник или дерево.

Б) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.

Г) Придаточные корни развиваются от корневища.

Д) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.

Е) Из споры развивается пыльцевое зерно.

22. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

1) Голосеменные 2) Моховидные

А) формирование эндосперма

Б) преобладание гаметофита над спорофитом

В) образование предростка (протонемы)

Г) участие воды при оплодотворении

Д) созревание пыльцы на спорофите

23. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные

2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные

3) имеют семязачаток

4) образуют пыльцу

5) для полового размножения необходима вода

24. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в классификации растений, начиная с наименьшей группы

А) род Сосна

Б) отдел Голосеменные

В) порядок Сосновые

Г) класс Хвойные

Д) вид Сосна обыкновенная

Е) царство Растения

Какие признаки характерны для хвойных растений?

1) Листья в виде игл, покрыты мощной кутикулой, устьица погружены вглубь листа, все это уменьшает испарение воды. 

2) В древесине, коре и листьях имеются смоляные каналы. Застывая на поверхности, смола заживляет повреждения, препятствует проникновению грибов, короедов и т.д.

3) Большинство хвойных – крупные вечнозеленые деревья.

Какое преимущество имеют голосеменные  растения  по сравнению с папоротникообразными?

1) Доставка мужских половых клеток до яйцеклеток у голосеменных происходит без участия воды (путем опыления), поэтому голосеменные могут размножаться в засушливых условиях.

2) Голосеменные размножаются семенами, внутри которых есть запас питательных веществ.

Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны?

Здоровые деревья сосны в ответ на повреждение выделяют смолу, содержащую ядовитые для вредителей вещества.

Почему ель чувствительна даже к низовым пожарам, когда горит только мох хвоя, трава?

У ели корневая система расположена на поверхности, а нижние ветки  - близко к земле, поэтому повреждаются корни и  хорошо горят смолистые вещества на ветках.

Почему в августе в хвойном лесу под деревьями можно увидеть много опавшей хвои, а в лиственном лесу прошлогодних опавших листьев почти нет? Как это отражается на плодородии почвы?

Хвоя содержит много смолистых веществ, затрудняющих их разложение микроорганизмами. Из-за медленного разложения опада почва в хвойном лесу содержит мало перегноя.

Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

Промышленные газы повреждают листья, листья сбрасываются во время листопада и заменяются новыми, еще не поврежденными. Лиственные деревья сбрасывают листья, чаще, чем хвойные.

multiurok.ru

Вариант 7

Задание №1.

Какая наука изучает начальные стадии онтогенеза позвоночных животных?

1. Анатомия

2. Морфология

3. Генетика

4. Эмбриология

Объяснение: начальные стадии онтогенеза позвоночных животных, то есть эмбриональное развитие, изучает наука эмбриология. Правильный ответ - 4.

 

Задание №2.

Какой органоид содержит комплекс ферментов, расщепляющих белки, жиры, углеводы?

1. Лизосома

2. Рибосома

3. Аппарат Гольджи

4. Наружная плазматическая мембрана

Объяснение: лизосома - одномембранный органоид клетки, отщепляется от комплекса Гольджи. Содержит большое количество активных ферментов, расщепляющих макромолекулы, освобождаемая при этом энергия уходит в тепло. Данный процесс не является этапом энергетического обмена. Правильный ответ - 1.

 

Задание №3.

В результате транскрипции в ходе биосинтеза белка в клетке образуется(ются)

1. Информационная РНК

2. Аденозинтрифосфорная кислота

3. Полипептидная цепь

4. Субъединицы рибосом

Объяснение: транскрипция является одним из этапов синтеза белка, при этом из аминокислот (мономеров) образуется полипептидная цепь (полимер). В качестве матрицы для помогающих молекул РНК выступает часть молекулы ДНК. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

В процессе митоза спирализация хромосом клетки происходит в

1. Профазу

2. Метафазу

3. Анафазу

4. Телофазу

Объяснение: спирализация хромосом (то есть уплотнение, скручивание, компактизация хромосом) происходит перед началом деления, но у же после удвоения молекул ДНК, то есть в профазе. Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

Как называется период индивидуального развития организма от стадии зиготы до рождения или выхода из зародышевых оболочек?

1. Онтогенезом

2. Эмбриогенезом

3. Овогенезом

4. Филогенезом

Объяснение: такой период называют эмбриогенезом, так как при этом организм называется эмбрионом. Правильный ответ - 2.

 

Задание №6.

Сколько типов гамет образует организм, который имеет гомозиготный генотип по одной аллельной паре хромосом?

1. Один

2. Два

3. Три

4. Четыре

Объяснение: гомозиготный генотип по одной аллельной паре хромосом образует только один тип гамет, причем как доминантный, так и рецессивный. Рассмотрим два примера: аа - образует только гаметы а, АА - образует только гаметы А. Правильный ответ - 1.

 

Задание №7.

Для какого вида изменчивости характерно кратное увеличение числа хромосом?

1. Цитоплазматической

2. Соотносительной

3. Полиплоидии

4. Хромосомной

Объяснение: кратное увеличение хромосом характерно для полиплоидии, при этом вместо двух хромосом образуется четыре, шесть, восемь и т.д. Конечно, это провоцирует серьезные генотипические и фенотипические изменения. Правильный ответ - 3.

 

Задание №8.

Какой метод используют ученые для получения комбинативной изменчивости у культурных растений?

1. Гибридизации

2. Культуры тканей

3. Прививки

4. Отбора

Объяснение: комбинативная изменчивость возможна (выбирая из предложенных вариантов) только в случае гибридизации, так как комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток. Правильный ответ - 1.

 

Задание №9.

Какую группу бактерий считают "санитарами планеты"?

1. Гниения

2. Паразитов

3. Клубеньковых

4. Железобактерий

Объяснение: "санитарами планеты" считают бактерии гниения, так как они перерабатывают органические остатки в минеральные вещества, обеспечивая таким образом замкнутость круговоротов веществ и поставляя материал для автотрофии. Правильный ответ - 1.

 

Задание №10.

Передвижение органических веществ по стеблю цветкового растения осуществляется

1. Волокнами древесины

2. Образовательной тканью камбия

3. Проводящей тканью луба

4. Крупными клетками сердцевины

Объяснение: органические вещество передвигаются из листьев во все части части растения по проводящей ткани луба. Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

Главный признак, характерный для водорослей, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Выделение кислорода на свету

4. Отсутствие клеток и тканей

Объяснение: правильный ответ на вопрос сформулирован не очень корректно (отсутствие клеток и тканей). У водорослей отсутствует дифференция клеток на ткани, то есть все клетки организма одинаковые и образуют таллом (слоевище). Правильный ответ - 4.

 

Задание №12.

У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печеночного сосальщика,

1. Тело имеет двустороннюю симметрию

2. Жизненный цикл происходит со сменой хозяев

3. Имеется выделительная система

4. Хорошо развиты нервная система и органы чувств

Объяснение: так как белая планария является свободноживущим организмам, а не паразитом, у нее должны быть хорошо развиты органы чувств и нервная система в целом. Правильный ответ - 4.

 

Задание №13.

Млечные железы млекопитающих - это видоизмененные железы

1. Потовые

2. Сальные

3. Слюнные

4. Эндокринные

Объяснение: молочные железы - это железы внешней секреции, возникли из потовых желез (то есть это видоизмененные потовые железы). Правильный ответ - 1.

 

Задание №14.

Где заканчивается правый круг кровообращения человека?

1. В левом предсердии

2. В правом предсердии

3. В левом желудочке

4. В правом желудочке

Объяснение: рассмотрим строение сердца и кровеносной системы человека. 

 

Как мы видим, малый круг кровообращения начинается в правом желудочке (здесь выносится венозная кровь которая в легких насыщается кислородом и становится артериальной), а заканчивается в левом предсердии. Правильный ответ - 1.

 

Задание №15.

В процессе пищеварения в толстом кишечнике человека осуществляется расщепление молекул

1. Сложного углевода целлюлозы

2. Моносахарида глюкозы

3. Незаменимой аминокислоты глицина

4. Сложного углевода гликогена

Объяснение: в толстом кишечнике идет очень мало процессов (так как практически все расщепление уже закончилось в желудке и тонком кишечнике), но здесь расщепляется мономер глюкозы - клетчатка (целлюлоза) в результате процессов брожения, осуществляемых молочно-кислыми бактериями. Правильный ответ - 1.

 

Задание №16.

В организме человека гормоны выполняют функцию

1. Защитную и транспортную

2. Регуляции обмена веществ

3. Биологических катализаторов

4. Передачи наследственной информации

Объяснение: гормоны - биологически активные вещества крови, выполняющие гуморальную (гормональную) регуляцию. То есть регулирует обмен веществ (да и вообще все процессы). Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

Человек способен различать цвета благодаря функционированию

1. Колбочек сетчатки

2. Радужной оболочки

3. Белочной оболочки

4. Палочек сетчатки

Объяснение: колбочки сетчатки различают цвета (реагируют на определенные длины волн), а палочки отвечают за сумеречное зрение, то есть за черно-белое. Правильный ответ - 1.

 

Задание №18.

При переломе ребер первая помощь пострадавшему заключается в том, чтобы

1. Помочь принять вертикальное положение тела

2. Прибинтовать верхние конечности к грудной клетке

3. Туго забинтовать грудную клетку

4. Наложить шину на позвоночник

Объяснение: при переломе ребер нужно туго забинтовать грудную клетку, чтобы предотвратить смещение сломанных костей. Правильный ответ - 3.

 

Задание №19.

Что вызывает обострение конкуренции между особями одной популяции?

1. Межвидовая борьба

2. Модификационная изменчивость

3. Ограниченность жизненных ресурсов

4. Стабилизирующая форма отбора

Объяснение: между особями одной популяции итак достаточно суровая конкуренция, а обострится она может при нехватке еды или изменении условий среды не в лучшую сторону, объединить все это можно фразой - ограниченность жизненных ресурсов. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20.

В результате изоляции популяций формируются новые виды, которые

1. Не могут скрещиваться между собой

2. Обладают существенными внешними отличиями

3. Имеют значительные различия во внутреннем строении

4. При скрещивании дают плодовитое потомство

Объяснение: образовавшиеся виды не могут скрещиваться между собой из-за генетических различий (клетки будут распознавать клетки другого вида как чужеродные и отторгать их). Правильный ответ - 1.

 

Задание №21.

Какой из указанных примеров характеризует идиоадаптацию у растений?

1. Возникновение хлорофилла

2. Появление семени у голосеменных

3. Наличие хорошо развитой проводящей системы у цветковых растений

4. Разнообразие окраски цветков покрытосеменных

Объяснение:  идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.). Из приведенных вариантов к идиоадаптациям относится только различная окраска цветков покрытосеменных. Правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1. Микориза корней деревьев и гиф шляпочных грибов

2. Обитание кожного клеща на шерсти собаки

3. Подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4. Образование финны плоского червя в теле быка

Объяснение: симбиоз - отношения организмов, при которых оба организма получают только плюсы. Например, лишайники - симбиоз гриба и водоросли, таким образом осуществляется круговорот: водоросль производит органические вещества, а гриб - гетеротроф их разлагает до неорганических веществ. Еще одним вариантом симбиоза является взаимодействие корней дерева и гиф гриба, при этом дерево поставляет грибу органические вещества, а гриб расщепляет их до неорганических, таким образом осуществляется круговорот веществ. Правильный ответ - 1.

 

Задание №23.

Определите правильно составленную пищевую цепь.

1. Семена растений - еж - лисица - мышь

2. Семена растений - мышь - лисица - еж

3. Семена растений - лисица - еж - мышь

4. Семена растений - мышь - еж - лисица

Объяснение: правильная пищевая цепь - 4, так как семена растений (продуцент) ест мышь (консумент первого порядка), мышь ест еж (консумент второго порядка), ежей едят лисы (консумент третьего порядка). Правильный ответ - 4.

 

Задание №24.

Какую функцию в биосфере выполняют микроорганизмы, участвующие в образовании мела, известняка?

1. Газовую

2. Транспортную

3. Концентрационную

4. Окислительно-восстановительную

Объяснение: микроорганизмы, образующие карбонат кальция (мел, известняк), выполняю концентрационную функцию, так как именно благодаря им образовались известняковые отложения (скалы, горные цепи и т.д.). Правильный ответ - 3.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определенном этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: наличие хвостового отдела тела и жаберных щелей на определенном этапе эмбрионального развития служит эмбриологическим, а не палеонтологическим доказательством. А вот находки являются палеонтологическими доказательствами эволюции. Правильный ответ - 2.

 

Задание №26. 

Примерами полового размножения животных являются 

1. Почкование гидры

2. Нерест рыб

3. Деление обыкновенной амебы

4. Регенерация дождевого червя

5. Партеногенез тли

6. Развитие бабочки из зиготы

Объяснение: половое размножение всегда связано с половыми клетками. С двумя (мужской и женской) как нерест рыб или развитие бабочки из зиготы и с одной - при партеногенезе (развитие только из женской половой клетки). Почкование, деление и регенерация не являются видами полового размножения. Правильный ответ - 2, 5, 6.

 

Задание №27.

В пищевой рациона человека должны входить витамины, так как они

1. Оказывают влияние на обмен веществ

2. Осуществляют проведение нервных импульсов

3. Входят в состав ферментов и ускоряют протекание химических реакций

4. Являются в организме источником энергии

5. Стимулируют процесс отдачи тепла с поверхности кожи

6. Необходимы для нормальной жизнедеятельности

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. Правильный ответ - 1, 3, 6.

 

Задание №28.

Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется

1. Наличием производителей органического вещества - автотрофов

2. Отсутствием разрушителей органики - редуцентов

3. Наличием цветковых растений на мелководье

4. Отсутствием хищных рыб

5. Постоянной численностью населяющих его популяций животных

6. Замкнутым круговоротом веществ

Объяснение: река является естественным биогеоценозом, для которого характерно наличие автотрофов (производителей органики - пищи для животных и грибов), наличие цветковых растений на мелководье (они являются автотрофами и обладают большой биомассой) и замкнутый круговорот веществ (без замкнутости нормальная жизнедеятельность организмов была бы невозможна). Правильный ответ - 1, 3, 6.

 

Задание №29. 

Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которого этот признак характерен.

Признак                                       Тип клеток

А. Гликокаликс                            1. Растительная

Б. Лейкопласты                           2. Бактериальная

В. Кольцевая хромосома             3. Животная

Г. Клеточный центр

Д. Способность к хемосинтезу

Е. Целлюлозная клеточная стенка

Объяснение: для растительной клетки характерно наличие лейкопластов и целлюлозная клеточная стенка, для бактериальной - процесс хемосинтеза и кольцевая молекула ДНК, и для животной - наличие гликокаликса (внешнего белкового комплекса клетки) и клеточный центр (помогает при делении клетки). Правильный ответ - 312321.

 

Задание №30. 

Установите соответствие между характеристикой и классом животных.

Характеристика                                             Класс животных

А. Имеют постоянную температуру тела        1. Пресмыкающиеся

Б. На задних конечностях развита цевка      2. Птицы

В. Сердце трехкамерное с неполной

перегородкой в желудочке

Г. Клетки тела снабжаются смешанной кровью

Д. На грудине хорошо развит киль

Объяснение: птицы - более развитые животные, чем рептилии, и им характерно наличие приспособлений к полету (различных изменений, облегчающих нахождение птиц в воздухе) и различных прогрессивных признаков, поэтому к признакам птиц отнесем: постоянную температуру тела, наличие цевки на задних конечностях и развитый на грудине киль. Признаки пресмыкающихся: наличие смешанной крови, то есть неполная перегородка в желудочке. Правильный ответ - 22112. 

 

Задание №31.

Установите соответствие между функцией клеток крови и их видом.

Функция                                                   Клетки крови

А. Распознают и уничтожают                   1. Эритроциты

чужеродные вещества и клетки              2. Лейкоциты

Б. Переносят кислород от                       3. Тромбоциты

легких к тканям

В. Участвуют в свертывании крови

Г. Переносят углекислый газ от тканей к легким

Д. Участвуют в формировании иммунитета

Объяснение: эритроциты отвечают за транспорт, они переносят кислород (при помощи гемоглобина) ко всем клеткам организма и приносят от клеток в легкие углекислый газ, лейкоциты - клетки иммунитета - распознают и уничтожают чужеродные вещества и клетки, тромбоциты - участвуют в свертывании крови. Правильный ответ - 21312. 

 

Задание №32.

Установите соответствие между примером борьбы за существование  и формой, к которой эта борьба относится.

Пример                                                            Форма борьбы

А. Определение гнездовых участков              1. Внутривидовая

в лесу клестами                                              2. Межвидовая

Б. Использование крупного рогатого

скота как места обитания бычьим цепнем

В. Соперничество между самцами

павианов за доминирование

Г. Вытеснение черной крысы серой крысой

Д. Охота лисицы на мышей-полевок

Объяснение: внутривидовая борьба, как правило, более острая и возникает из-за места особи в популяции или за корм или за территорию. Поэтому к внутривидовой борьбе отнесем определение гнездовых участков в лесу клестами и соперничество между павианами, а межвидовая борьба описывается различными взаимоотношениями, такими, как паразитизм (использование крупного рогатого скота бычьим цепнем), соперничество (взаимновредные отношения - вытеснение черной крысы серой крысой), хищничество (охота лисицы на мышей-полевок). Правильный ответ - 12122.

 

Задание №33.

Установите последовательность процессов в жизненном цикле мха кукушкин лен, начиная со взрослого растения.

1. Развитие половых клеток

2. Образование зиготы

3. Развитие протонемы

4. Формирование споры

5. Развитие взрослого растения

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл кукушкина льна. 

Определяем правильную последовательность - начинаем с образования взрослого растения, на котором образуются половые клетки, при их слиянии образуется зигота, из которой развивается спорофит, на котором образуются споры, и из них развивается протонема. Правильный ответ - 51243.

 

Задание №34.

Один из признаков экосистемы - ее устойчивость. Укажите, от чего она зависит. Приведите примеры экосистем, устойчивость которых связана с деятельностью человека. 

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ. 

 

Задание №35.

Какие части изображенной на рисунке почки человека обозначены цифрами 1 и 3? Укажите их функции.

Объяснение: на рисунке изображена почка человека - орган выделительной системы. Цифрой 3 обозначена почечная лоханка, в которой собирается вторичная моча. Далее она по мочеточнику поступает в мочевой пузырь и выводится из организма. Цифрой 1 обозначен корковый слой почек, где происходит образование мочи, как первичной, так и вторичной.

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид. 

Объяснение: 2 - на подготовительном этапе энергетического обмена энергия рассеивается в виде тепла. 3 - второй этап реакций гликолиза происходит без участия кислорода. 5 - последний этап энергетического обмена протекает на мембранах не пластид, а митохондрий.

 

Задание №37.

Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

 

Задание №38.

От каких древних представителей ныне существующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите доказательства.

Объяснение: считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб. Посмотрим на картинку. 

Форма тела, наличие примитивных конечностей и хвоста говорит о возможном происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. Современным представителем кистеперых рыб является латимерия. 

Она имеет скелет конечностей и легкое (признаки земноводных) (то есть она является промежуточным этапом между рыбами и амфибиями).

 

Задание №39.

Для соматической клетки животного организма характерен диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1.

Объяснение: в интерфазе мейоза происходит удвоение молекул ДНК, то есть диплоидный набор так и остается, а количество молекул ДНК удваивается и становится - 4с. В конце телофазы меойоза 1 уже произошло разделение хромосом (оно произошло еще в анафазе), поэтому диплоидный набор поделился пополам и стал 1n, а количество молекул ДНК стало 2с.

 

Задание №40.

У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот - тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот - в легкой форме.

Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

Объяснение:

Р:   АаХDХd х ааХdУ

Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ

F1:  АаХdУ - мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии

AaXDXd - девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdXd - девочка-дальтоник без талассемии

AaXdXd - девочка-дальтоник с легкой формой талассемии

aaXDХd - девочка с нормальным зрением без талассемии

AaXDY - мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdY - мальчик-дальтоник без талассемии

aaXDY - мальчик с нормальным зрением и без талассемии

То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% - рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии - 0%.

cleverpenguin.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта