Находки отпечатков ископаемых растений являются свидетельством. Контрольная работа по биологии за курс 11 класса.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Контрольная работа по биологии за курс 11 класса. Находки отпечатков ископаемых растений являются свидетельством


Контрольная работа по биологии за курс 11 класса.

Промежуточная (итоговая) аттестация по биологии

11 класс

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

1. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возник­новению приспособлений у особей к среде обитания, на­правляющий характер имеет:

1) борьба за существование

2) естественный отбор

3) искусственный отбор

4) изоляция

2. Основа устойчивого развития экосистемы:

1) колебание численности популяции в экосистеме2) биологическое разнообразие

3) переселение видов на новые территории

4) уничтожение видов хищников и насекомых-вреди­телей

3. Появление у некоторых особей признаков, существо­вавших у предков, но затем утраченных в процессе эво­люции, — это:

1) атавизмы 3) рудименты

2) гомологичные органы 4) аналогичные органы

4. Находки отпечатков ископаемых растений являются свидетельством:

1) индивидуального развития

2) исторического развития растений

3) приспособленности к среде обитания

4) успехов селекции

5. Переходная форма между рептилиями и птицами:

1) археоптерикс

2) птеродактиль

3) зверозубые рептилии

4) стегоцефал

6. Ароморфозом, обеспечившим выход растений на сушу, стало появление:

1) полового размножения

2) корневой системы

3) дифференцированных тканей

4) листьев

7. О том, что австралопитеки не владели речью, свиде­тельствует отсутствие у них

1) языка

2) голосовых связок

3) подбородочного выступа

4) ушных раковин

8. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:

1) лазание по деревьям2)копание

3) ловля под водой моллюсков и ракообразных

4) прямохождение

9. Порода собак представляет собой:

1) отдельное семейство

2) вид

3) искусственную популяцию

4) природную популяцию

10. Выберите три правильных ответа. Примерами гомо­логичных органов являются:

  1. рука человека

  2. почечные чешуи

  3. жабры рыбы

  4. лапы крота

  5. крылья бабочки

  6. ласты кита

11. Выберите три правильных ответа. У человека, как и у человекообразных обезьян:

  1. происходит замена молочных зубов на постоянные

  2. одна пара сосков

  3. развито прямохождение

  4. 4 группы крови

  5. S-образный изгиб позвоночника

  6. имеется речь.

12. Установите соответствие между примером доказатель­ства эволюции и его видом.

Пример

Доказательство эволюции

А. Онтогенез рептилии, как и птицы, начинается с зиготы

Б. Ископаемые остатки

1. Палеонтологическое

В. У зародыша млекопитающего имеются жаберные щели

Г. Все позвоночные животные в индивидуальном

развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

2. Эмбриологическое

Д. Филогенетические ряды

Е. Переходные формы

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Промежуточная (итоговая) аттестация по биологии

11 класс

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

1. Полезные признаки у организмов сохраняются под воздействием:

1) естественного отбора

2) наследственной изменчивости

3) мутационной изменчивости

4) межвидовой борьбы

2. Наука, изучающая отпечатки и окаменелости вымер­ших организмов:

1) систематика 3) палеонтология

2) физиология 4) экология

3. Недоразвитые органы и признаки, имевшиеся у эво­люционных предков в развитой форме, но утратившие свое значение в процессе эволюции, — это:

1) атавизмы

2) гомологичные органы

3) рудименты

4) аналогичные органы

4. Взаимоотношения между пыреем ползучим и карто­фелем, растущими на одном поле, являются:

1) паразитизмом

2) конкуренцией

3) симбиозом

4) квартиранством

5. Эволюционные связи человека и современных чело­векообразных обезьян:

1) современные обезьяны произошли от древних людей

2) человек и человекообразные обезьяны не имели общих предков

3) человек является потомком современных человеко­образных обезьян

4) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

6. К древним людям относится:

1) синантроп 3) австралопитек

2) питекантроп 4) неандерталец

7. Биологический фактор эволюции человека:

1) общественный образ жизни

2) мышление

3) борьба за существование

4) трудовая деятельность

8. Совместная трудовая деятельность предков современ­ного человека способствовала:

1) освобождению руки

2) появлению прямохожления

3) появлению речи

4) развитию мышечной силы

9. Показатель процветания популяции в природе:

1)ее высокая численность

2) тесная связь между особями, в популяции

3) колебание численности популяции

4) связи с другими популяциями этого вида

10. Выберите три правильных ответа. Примерами гомо­логичных органов являются:

  1. колючки кактуса и видоизмененные листья лука

  2. крылья птицы и крылья бабочки

  3. почечные чешуи и усики гороха

  4. ловчие листья росянки и колючки барбариса

  5. крылья бабочки и лапы крота

  6. жабры речного рака и жабры рыбы

11. Выберите три правильных ответа. В отличие от искусственного естественный отбор:

1) отбирает и сохраняет только признаки, важные для выживания организма

  1. приводит к появлению новых форм только через исторически длительные промежутки времени

  2. не может приводить к изменению нормы реакции

  3. базируется на модификационной изменчивости

  4. не связан с межвидовой и внутривидовой борьбой

6) приводит к появлению новых видов

12. Установите соответствие между характеристикой и способом видообразования.

Характеристика

Способ видооб­разования

A. Расхождение признаков в популяцияхна границах ареала

Б. Изменение пищевых потребностей по­пуляции

B. Изменения ареала вида путем миграцииГ. Пространственная изоляция популяцийД. Возникновение приспособлений к вод­ному образу жизни

Е. Освоение новой среды обитания

1. Экологиче­ский

2. Географиче­ский

Ответы:

1 вариант

1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-1, 6-3, 7-3, 8-4, 9-3, 10-146, 11 – 124, 12 - 212211

2 вариант

1-1, 2-3, 3-3, 4-2, 5-4, 6-4, 7-3, 8-3, 9-1, 10-124, 11-126, 12 – 112211

multiurok.ru

Тест «Эволюция органического мира», ФГОС

Инструкция по выполнению теста

На выполнение тестового задания на тему «Эволюция органического мира» отводится 20 минут времени. Данный тест состоит из 2 – х частей, включающей 10 заданий различной степени сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1-8) с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть 2 содержит 2 задания (В 1 – В 2), требующих написать последовательность букв или цифр или же выбрать три правильных ответа из шести.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответов, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Советуем выполнять задания в том порядки, в котором они даны. С целью экономии времени, пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и получить максимальный балл. Наибольшее количество баллов, которые Вы можете набрать в данном тесте, 12. Верно выполненное задание части 1 приравнивается к 1 баллу, а части 2 – 2 баллам.

Желаем успеха!

Эволюция органического мира

1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней – это:

    1. Естественный отбор

    2. Эволюция

    3. Борьба за существование

    4. Межвидовая борьба

      2. Цитологическим доказательством эволюции является:

        1. Единство планов строения организмов в пределах вида

        2. Сходство зародышей в пределах вида Хордовые

        3. Сходство строения и химического состава клеток всех организмов

        4. Наличие рудиментов – остатков имевшихся ранее органов

          3. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:

            1. Сравнительно – анатомическим

            2. Палеонтологическим

            3. Эмбриологическим

            4. Биогеографическим

              4. Находки отпечатков ископаемых растений являются доказательством эволюции:

                1. Биохимическим

                2. Из области систематики

                3. Сравнительно – анатомическим

                4. Палеонтологическим

                  5. Эволюционным процессом внутри не родственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:

                    1. Конвергенция

                    2. Рудимент

                    3. Дивергенция

                    4. Атавизм

                      6. Сходство форм тела у акул, ихтиозавров и дельфинов является примеров эволюции:

                        1. Филетической

                        2. Дивергентной

                        3. Параллельной

                        4. Конвергентной

                          7. Органами, развивающимися из разных зародышевых зачатков и приспособленных в результате конвергенции к выполнению одинаковых функций, называются:

                            1. Атавизмы

                            2. Гомологические органы

                            3. Рудименты

                            4. Аналогичные органы

                              8. Появление от одного общего предка нескольких видов галапогосских вьюрков является примером эволюции:

                                1. Филетической

                                2. Дивергентной

                                3. Параллельной

                                4. Конвергентной

                                  В 1. Выберите три правильных ответа. Доказательствами эволюции называются свидетельства:

                                  1. Общности происхождения всех организмов от единых предков

                                  2. Индивидуального развития

                                  3. Изменяемости видов

                                  4. Изменения условий окружающей среды

                                  5. Возникновения одних животных от других

                                  6. Изменения в численности живых организмов

                                    ( в ответ запишите ряд чисел)

                                    В 2. Выберите три правильных ответа. Примером аналогичных органов являются:

                                    1. Рука человека и крыло бабочки

                                    2. Колючки боярышника и колючки барбариса

                                    3. Ловчие листья росянки и колючки барбариса

                                    4. Крыло бабочки и крыло птицы

                                    5. Почечные чешуи и усики гороха

                                    6. Усики гороха и усики винограда

                                      (в ответ запишите ряд чисел)

                                       

                                       

                                      Эталон ответов

                                      1 – 2

                                      2 – 3

                                      3 – 1

                                      4 – 4

                                      5 – 1

                                      6 – 1

                                      7 – 4

                                      8 – 3

                                      В 1 – 135

                                      В 2 - 246

                                      xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                      Тест «Эволюция органического мира», ФГОС

                                      Инструкция по выполнению теста

                                      На выполнение тестового задания на тему «Эволюция органического мира» отводится 20 минут времени. Данный тест состоит из 2 – х частей, включающей 10 заданий различной степени сложности.

                                      Часть 1 содержит 8 заданий (1-8) с выбором одного верного ответа из четырех.

                                      Часть 2 содержит 2 задания (В 1 – В 2), требующих написать последовательность букв или цифр или же выбрать три правильных ответа из шести.

                                      Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответов, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Советуем выполнять задания в том порядки, в котором они даны. С целью экономии времени, пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

                                      За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и получить максимальный балл. Наибольшее количество баллов, которые Вы можете набрать в данном тесте, 12. Верно выполненное задание части 1 приравнивается к 1 баллу, а части 2 – 2 баллам.

                                      Желаем успеха!

                                      Эволюция органического мира

                                      1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней – это:

                                        1. Естественный отбор

                                        2. Эволюция

                                        3. Борьба за существование

                                        4. Межвидовая борьба

                                          2. Цитологическим доказательством эволюции является:

                                            1. Единство планов строения организмов в пределах вида

                                            2. Сходство зародышей в пределах вида Хордовые

                                            3. Сходство строения и химического состава клеток всех организмов

                                            4. Наличие рудиментов – остатков имевшихся ранее органов

                                              3. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:

                                                1. Сравнительно – анатомическим

                                                2. Палеонтологическим

                                                3. Эмбриологическим

                                                4. Биогеографическим

                                                  4. Находки отпечатков ископаемых растений являются доказательством эволюции:

                                                    1. Биохимическим

                                                    2. Из области систематики

                                                    3. Сравнительно – анатомическим

                                                    4. Палеонтологическим

                                                      5. Эволюционным процессом внутри неродственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:

                                                        1. Конвергенция

                                                        2. Рудимент

                                                        3. Дивергенция

                                                        4. Атавизм

                                                          6. Сходство форм тела у акул, ихтиозавров и дельфинов является примеров эволюции:

                                                            1. Филетической

                                                            2. Дивергентной

                                                            3. Параллельной

                                                            4. Конвергентной

                                                              7. Органами, развивающимися из разных зародышевых зачатков и приспособленных в результате конвергенции к выполнению одинаковых функций, называются:

                                                                1. Атавизмы

                                                                2. Гомологические органы

                                                                3. Рудименты

                                                                4. Аналогичные органы

                                                                  8. Появление от одного общего предка нескольких видов галапогосских вьюрков является примером эволюции:

                                                                    1. Филетической

                                                                    2. Дивергентной

                                                                    3. Параллельной

                                                                    4. Конвергентной

                                                                      В 1. Выберите три правильных ответа. Доказательствами эволюции называются свидетельства:

                                                                      1. Общности происхождения всех организмов от единых предков

                                                                      2. Индивидуального развития

                                                                      3. Изменяемости видов

                                                                      4. Изменения условий окружающей среды

                                                                      5. Возникновения одних животных от других

                                                                      6. Изменения в численности живых организмов

                                                                        ( в ответ запишите ряд чисел)

                                                                        В 2. Выберите три правильных ответа. Примером аналогичных органов являются:

                                                                        1. Рука человека и крыло бабочки

                                                                        2. Колючки боярышника и колючки барбариса

                                                                        3. Ловчие листья росянки и колючки барбариса

                                                                        4. Крыло бабочки и крыло птицы

                                                                        5. Почечные чешуи и усики гороха

                                                                        6. Усики гороха и усики винограда

                                                                          (в ответ запишите ряд чисел)

                                                                           

                                                                           

                                                                          Эталон ответов

                                                                          1 – 2

                                                                          2 – 3

                                                                          3 – 1

                                                                          4 – 4

                                                                          5 – 1

                                                                          6 – 1

                                                                          7 – 4

                                                                          8 – 3

                                                                          В 1 – 135

                                                                          В 2 - 246

                                                                          xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                                                          Контрольная работа по биологии за курс 11 класса.

                                                                          Промежуточная (итоговая) аттестация по биологии

                                                                          11 класс

                                                                          Вариант 1

                                                                          Выберите один правильный ответ:

                                                                          1. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возник­новению приспособлений у особей к среде обитания, на­правляющий характер имеет:

                                                                          1) борьба за существование

                                                                          2) естественный отбор

                                                                          3) искусственный отбор

                                                                          4) изоляция

                                                                          2. Основа устойчивого развития экосистемы:

                                                                          1) колебание численности популяции в экосистеме2) биологическое разнообразие

                                                                          3) переселение видов на новые территории

                                                                          4) уничтожение видов хищников и насекомых-вреди­телей

                                                                          3. Появление у некоторых особей признаков, существо­вавших у предков, но затем утраченных в процессе эво­люции, — это:

                                                                          1) атавизмы 3) рудименты

                                                                          2) гомологичные органы 4) аналогичные органы

                                                                          4. Находки отпечатков ископаемых растений являются свидетельством:

                                                                          1) индивидуального развития

                                                                          2) исторического развития растений

                                                                          3) приспособленности к среде обитания

                                                                          4) успехов селекции

                                                                          5. Переходная форма между рептилиями и птицами:

                                                                          1) археоптерикс

                                                                          2) птеродактиль

                                                                          3) зверозубые рептилии

                                                                          4) стегоцефал

                                                                          6. Ароморфозом, обеспечившим выход растений на сушу, стало появление:

                                                                          1) полового размножения

                                                                          2) корневой системы

                                                                          3) дифференцированных тканей

                                                                          4) листьев

                                                                          7. О том, что австралопитеки не владели речью, свиде­тельствует отсутствие у них

                                                                          1) языка

                                                                          2) голосовых связок

                                                                          3) подбородочного выступа

                                                                          4) ушных раковин

                                                                          8. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:

                                                                          1) лазание по деревьям2)копание

                                                                          3) ловля под водой моллюсков и ракообразных

                                                                          4) прямохождение

                                                                          9. Порода собак представляет собой:

                                                                          1) отдельное семейство

                                                                          2) вид

                                                                          3) искусственную популяцию

                                                                          4) природную популяцию

                                                                          10. Выберите три правильных ответа. Примерами гомо­логичных органов являются:

                                                                          1. рука человека

                                                                          2. почечные чешуи

                                                                          3. жабры рыбы

                                                                          4. лапы крота

                                                                          5. крылья бабочки

                                                                          6. ласты кита

                                                                          11. Выберите три правильных ответа. У человека, как и у человекообразных обезьян:

                                                                          1. происходит замена молочных зубов на постоянные

                                                                          2. одна пара сосков

                                                                          3. развито прямохождение

                                                                          4. 4 группы крови

                                                                          5. S-образный изгиб позвоночника

                                                                          6. имеется речь.

                                                                          12. Установите соответствие между примером доказатель­ства эволюции и его видом.

                                                                          Пример

                                                                          Доказательство эволюции

                                                                          А. Онтогенез рептилии, как и птицы, начинается с зиготы

                                                                          Б. Ископаемые остатки

                                                                          1. Палеонтологическое

                                                                          В. У зародыша млекопитающего имеются жаберные щели

                                                                          Г. Все позвоночные животные в индивидуальном

                                                                          развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

                                                                          2. Эмбриологическое

                                                                          Д. Филогенетические ряды

                                                                          Е. Переходные формы

                                                                          Ответ:

                                                                          А

                                                                          Б

                                                                          В

                                                                          Г

                                                                          Д

                                                                          Е

                                                                          Промежуточная (итоговая) аттестация по биологии

                                                                          11 класс

                                                                          Вариант 2

                                                                          Выберите один правильный ответ:

                                                                          1. Полезные признаки у организмов сохраняются под воздействием:

                                                                          1) естественного отбора

                                                                          2) наследственной изменчивости

                                                                          3) мутационной изменчивости

                                                                          4) межвидовой борьбы

                                                                          2. Наука, изучающая отпечатки и окаменелости вымер­ших организмов:

                                                                          1) систематика 3) палеонтология

                                                                          2) физиология 4) экология

                                                                          3. Недоразвитые органы и признаки, имевшиеся у эво­люционных предков в развитой форме, но утратившие свое значение в процессе эволюции, — это:

                                                                          1) атавизмы

                                                                          2) гомологичные органы

                                                                          3) рудименты

                                                                          4) аналогичные органы

                                                                          4. Взаимоотношения между пыреем ползучим и карто­фелем, растущими на одном поле, являются:

                                                                          1) паразитизмом

                                                                          2) конкуренцией

                                                                          3) симбиозом

                                                                          4) квартиранством

                                                                          5. Эволюционные связи человека и современных чело­векообразных обезьян:

                                                                          1) современные обезьяны произошли от древних людей

                                                                          2) человек и человекообразные обезьяны не имели общих предков

                                                                          3) человек является потомком современных человеко­образных обезьян

                                                                          4) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

                                                                          6. К древним людям относится:

                                                                          1) синантроп 3) австралопитек

                                                                          2) питекантроп 4) неандерталец

                                                                          7. Биологический фактор эволюции человека:

                                                                          1) общественный образ жизни

                                                                          2) мышление

                                                                          3) борьба за существование

                                                                          4) трудовая деятельность

                                                                          8. Совместная трудовая деятельность предков современ­ного человека способствовала:

                                                                          1) освобождению руки

                                                                          2) появлению прямохожления

                                                                          3) появлению речи

                                                                          4) развитию мышечной силы

                                                                          9. Показатель процветания популяции в природе:

                                                                          1)ее высокая численность

                                                                          2) тесная связь между особями, в популяции

                                                                          3) колебание численности популяции

                                                                          4) связи с другими популяциями этого вида

                                                                          10. Выберите три правильных ответа. Примерами гомо­логичных органов являются:

                                                                          1. колючки кактуса и видоизмененные листья лука

                                                                          2. крылья птицы и крылья бабочки

                                                                          3. почечные чешуи и усики гороха

                                                                          4. ловчие листья росянки и колючки барбариса

                                                                          5. крылья бабочки и лапы крота

                                                                          6. жабры речного рака и жабры рыбы

                                                                          11. Выберите три правильных ответа. В отличие от искусственного естественный отбор:

                                                                          1) отбирает и сохраняет только признаки, важные для выживания организма

                                                                          1. приводит к появлению новых форм только через исторически длительные промежутки времени

                                                                          2. не может приводить к изменению нормы реакции

                                                                          3. базируется на модификационной изменчивости

                                                                          4. не связан с межвидовой и внутривидовой борьбой

                                                                          6) приводит к появлению новых видов

                                                                          12. Установите соответствие между характеристикой и способом видообразования.

                                                                          Характеристика

                                                                          Способ видооб­разования

                                                                          A. Расхождение признаков в популяцияхна границах ареала

                                                                          Б. Изменение пищевых потребностей по­пуляции

                                                                          B. Изменения ареала вида путем миграцииГ. Пространственная изоляция популяцийД. Возникновение приспособлений к вод­ному образу жизни

                                                                          Е. Освоение новой среды обитания

                                                                          1. Экологиче­ский

                                                                          2. Географиче­ский

                                                                          Ответы:

                                                                          1 вариант

                                                                          1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-1, 6-3, 7-3, 8-4, 9-3, 10-146, 11 – 124, 12 - 212211

                                                                          2 вариант

                                                                          1-1, 2-3, 3-3, 4-2, 5-4, 6-4, 7-3, 8-3, 9-1, 10-124, 11-126, 12 – 112211

                                                                          multiurok.ru

                                                                          Следы ископаемых отпечатков обуви | Разное

                                                                          Само по себе удивительно, что в столь невероятно древних породах обнаруживали ископаемые отпечатки ног, но в столь же древних породах находили и еще более необыкновенные следы прошлого — ископаемые отпечатки обуви.

                                                                          В 1922 году горный инженер и геолог Джон Рейд искал ископаемые в Неваде. К своему изумлению, он нашел ископаемый отпечаток задней половины подошвы человеческой обуви. Подошва была четко очерчена в породе.

                                                                          Доказательством служили зримые отпечатки стежков: по краю подошвы «шла хорошо отпечатавшаяся прошивочная нить, которая крепила рант к подошве». На самой подошве была заметна еще одна строчка стежков, а в центре пятки была вмятина — точно так же, как это бы было при ношении обуви.

                                                                          Ископаемый отпечаток был отвезен Рейдом в Нью‑Йорк и показан геологу из Колумбийского университета и трем профессорам из Американского музея естественной истории. Все они пришли к мнению, что отпечаток относился к триасовому периоду (бывшему на Земле 213–248 миллионов лет назад). Они также единодушно согласились, что это «была совершенно удивительная имитация» обуви. Дальше этого они не решились пойти.

                                                                          Часть окаменелой подошвы туфли, найденной в горной породе, чей возраст свыше 213 миллионов лет. Под увеличительным стеклом можно разглядеть рисунок стежков. Единственная известная фотография была опубликована в нью‑йоркской газете в 1922 году.

                                                                          Микроскопический анализ, проведенный экспертом из Рокфеллеровского института, показал, что вследствие сложных изгибов и завитков нитки, использовавшейся при прошивке, можно говорить о том, что это был ископаемый рукотворный предмет. Но наука отвергла эту находку как «каприз природы». Ее не станут упоминать ни в одной книге по ископаемым. О ней не станет говорить ни один специалист. Сделанная в 1922 году фотография — вот все, что осталось от нее сегодня.

                                                                          В более близкие к нам времена — в июне 1968 года — Уильям Мейстер нашел в штате Юта неподалеку Антилоп‑Спрингс второй отпечаток обуви в породе, являющейся ровесницей кембрийского взрыва. От этой находки тоже весьма нелегко отмахнуться. Во время поисков ископаемых Мейстер расщепил кусок инистого сланца двух дюймов толщиной, возрастом в 505–590 миллионов лет, внутри которого обнаружился отпечаток, напоминавший след сандалии, — чуть больше десяти дюймов в длину и три с половиной дюйма в ширину.

                                                                          Как и следовало ожидать, ученые, осведомленные об этой находке, отказываются принимать ее всерьез, хотя как раз в данном случае имеется удивительная и необычная деталь, которая весьма затрудняет возможность списать эту находку как каприз природы или подделку. Передней частью сандалии, под пришедшимся на нее когда‑то многие миллионы лет назад весом, оказался раздавлен маленький трилобит — моллюск, вот уже как 280 миллионов лет назад вымерший. Ясно видна оставленная им вмятина.

                                                                          На пятке был еще один трилобит, который, очевидно, заполз или свалился на плоский отпечаток сандалии уже после того, как тот был оставлен в породе. Это веское доказательство в пользу того, что эта ископаемая находка не является всего лишь геологическим курьезом, — и, как представляется, это убедительное свидетельство как ее возраста, так и того, что она является ископаемым отпечатком сандалии — или чего‑то близко напоминающего ее по форме, — которая ступила в ил многие миллионы лет назад.

                                                                          Ископаемый отпечаток, оставленный, по‑видимому, туфлей, который был найден в 1968 году в Юте, в слое породы, насчитывающей свыше 500 миллионов лет. Маленький ископаемый трилобит на пятке попал на отпечаток после того, как он был оставлен; еще один, на пальце, был раздавлен под весом тела существа, оставившего этот отпечаток.

                                                                          Ученый и автор книг д‑р Ричард Томпсон, побывавший у Мейстера, чтобы изучить этот ископаемый отпечаток, сообщал, что «тщательное обследование отпечатка не дало никаких оснований усомниться в его подлинности». То есть во всем, кроме датировки.

                                                                          Древнее человечество

                                                                          Хотя некоторые читатели могут не согласиться, но перед лицом таких фактов кажется разумным, даже логичным допустить возможность того, что миллионы лет назад по нашей планете ходили разумные существа.

                                                                          Возможно, человечество возникло очень рано и эволюционировало много раз в прошлом, создавало культуру, цивилизацию, но становилось свидетелем ее уничтожения в результате какого‑то крупного катаклизма. Самые древние дошедшие до нас сказания повествуют о периодическом уничтожении человечества на протяжении длительных промежутков времени.

                                                                          В древнейших индийских книгах, Ведах, излагавших, как полагают, самые древние человеческие предания, говорится о бесчисленных веках существования человека, самой мелкой единицей исчисления которого является Кали‑юга, равняющаяся периоду в 432 000 лет. Один югический период составляет 4 320 000 лет. Тысяча таких юг обр

                                                                          ryb.ru

                                                                          Палеонтологические свидетельства эволюции животного мира, 11 класс

                                                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Гимназия №32» г. Нижнекамск Татарстан

                                                                          Конспект урока по биологии в 11 классе

                                                                          «Палеонтологические свидетельства эволюции животного мира»

                                                                          подготовила учитель биологии

                                                                          Давлетшина Вероника Васильевна

                                                                          Нижнекамск

                                                                          2013

                                                                          Тема урока: Палеонтологические свидетельства эволюции животного мира

                                                                          Цель: формирование интеллектуальных умений: умение анализировать, выделять главное, сравнивать и обобщать.

                                                                          Развивающая задача:

                                                                          1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей.

                                                                          2. Содействовать формированию умения общаться, взаимодействовать друг с другом.

                                                                          Образовательная задача:

                                                                          1. Научить учащихся анализировать последовательность научных фактов.

                                                                          2. Сравнивать передние конечности позвоночных животных и найти сходство и отличие.

                                                                          3. Доказать научность версии опровергать акт божественного творения.

                                                                          Воспитательная задача:

                                                                          1. Формирование научного мировоззрения о происхождении видов путем доказательства несостоятельности религиозных взглядов.

                                                                          2. Развивать самостоятельность, умение работать в группах.

                                                                          Тип урока: изучение нового материала

                                                                          Вид урока: урок с использованием ИКТ

                                                                          Форма работы на уроке: индивидуальная групповая

                                                                          Ход урока

                                                                          1. Орг. момент

                                                                          Добрый день ребята.

                                                                          Давайте улыбнемся себе, друг другу

                                                                          Вы улыбнулись, и произошло чудо

                                                                          Так с доброй улыбки начнем наш урок.

                                                                          1. Изучение нового материала

                                                                          Долгое время люди верили в церковные учения о том, что все на Земле создано богом. Ученые утверждают, что существующий на Земле мир органических веществ возник не сразу, а развивался постепенно, в результате исторического процесса - эволюции.

                                                                          Ребята, вы верите в акт божественного творения? Или же природа развивается по своим определенным законам?

                                                                          Давайте проголосуем (предполагаемая реакция учащихся – часть проголосуют за акт божественного творения, а часть за развитие природы по своим законам).

                                                                          Ребята, кто сможет доказать свой выбор?

                                                                          (выслушиваются 2-3 ответа учащихся для общего представления понимания вопроса).

                                                                          Ребята, как называется процесс исторического развития животных?

                                                                          (предполагаемый ответ - эволюция).

                                                                          Сегодня на уроке мы с вами попытаемся доказать, что эволюция существует и развивается по своим законам.

                                                                          Самыми неопровержимыми доказательствами эволюции служат находки ископаемых остатков вымерших растений и животных, живших в прошлые геологические эпохи. Ископаемые остатки изучает наука палеонтология. (Предлагается 1-2 ученикам работа со словарем по термину палеонтология. Палеонтология – наука которая занимается изучением ископаемых остатков животных и растений сохранившихся в земной коре.).

                                                                          Групповая работа

                                                                          Задание:

                                                                          Определите какие животные вымерли, а какие нет (предлагаются рисунки животных , часть которых живут поныне, а часть вымерли).

                                                                          Ребята, почему одни животные вымерли, а другие нет?

                                                                          (предполагаемые ответы:

                                                                          - изменение климата планеты;

                                                                          - упавший метеорит).

                                                                          По окаменевшим находкам палеонтологи воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение находок показывает, что животный мир прошлого отличался от современного. Путем сравнения животных, живших в различные эпохи, установлено, что животный с течением времени постоянно изменялся.

                                                                          Родство современных животных из различных систематических групп с вымершими устанавливается по находкам промежуточных форм (то есть организмов, сочетающих в себе характерные признаки разных видов (или разных таксонов более высокого ранга - родов, семейств и т.д.).

                                                                          Например, стало известно, что птицы произошли от рептилий.

                                                                          Ребята, назовите черты характерные для рептилий.

                                                                          (предполагаемые ответы:

                                                                          -тяжелый скелет;

                                                                          -мощные зубы;

                                                                          - длинный хвост).

                                                                          Ребята, назовите черты характерные для птиц.

                                                                          (предполагаемый ответ: крылья покрытые перьями, отсутствие зубов).

                                                                          Вывод: ископаемые организмы дают прямые доказательства эволюции и позволяют установить взаимоотношения многих эволюционных линий.

                                                                          1. Закрепление темы:

                                                                          Индивидуальная работа - выполнение тестовых заданий

                                                                          1. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

                                                                          А) отпечаток раковины моллюска

                                                                          Б) видовое разнообразие рыб

                                                                          В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

                                                                          Г) наличие раковины у моллюсков

                                                                          2. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве

                                                                          А) земноводных и пресмыкающихся

                                                                          Б) пресмыкающихся и птиц

                                                                          В) пресмыкающихся и млекопитающих

                                                                          Г) птиц и млекопитающих

                                                                          3. Приведите пример палеонтологических доказательств эволюции

                                                                          А) отпечаток археоптерикса

                                                                          Б) видовое разнообразие организмов

                                                                          В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

                                                                          Г) наличие раковин у моллюсков

                                                                          4. Пресмыкающиеся произошли от

                                                                          А) кистеперых рыб

                                                                          Б) стегоцефалов

                                                                          В) ихтиозавров

                                                                          Г) археоптериксов

                                                                          5. Наиболее известными палеонтологическими доказательствами родства птиц и пресмыкающихся служат находки

                                                                          А) динозавров

                                                                          Б) зверозубых ящеров

                                                                          В) археоптериксов

                                                                          Г) летающих ящеров

                                                                          Критерии оценок

                                                                          5 праввильно-«5»

                                                                          4 праввильно-«4»

                                                                          3 праввильно-«3»

                                                                          2 праввильно-«2»

                                                                          1 праввильно-«1»

                                                                          1. Домашнее задание

                                                                          1. Прочитать п. 43 учебника

                                                                          2. Ископаемое животное – археоптерикс имело признаки птицы и пресмыкающегося. Дайте оценку этому факту с научной точки зрения.

                                                                          Список использованной литературы

                                                                          1. Беляев Д. К. Общая биология. 10-11 класс. .- М.: ООО «Просвящение»», 2006.

                                                                          Использованные материалы и Интернет-ресурсы

                                                                          1. http://yandex.ru/

                                                                          2. http://www.darwin.museum.ru/expos/ floor3/Evol/defrus.htm

                                                                          doc4web.ru

                                                                          Тест по теме "Доказательства эволюции"

                                                                          Самостоятельная работа по теме «Доказательства эволюции»

                                                                          Вариант 1.

                                                                          В заданиях 1-10 выберите один верный ответ.

                                                                          1.Какую группу доказательств эволюции составляют находки скелетов древних кистеперых рыб?

                                                                          1) эмбриологические 2) палеонтологические

                                                                          3)биогеографические 4) сравнительно-анатомические

                                                                          2.Какие из указанных суждений иллюстрируют эмбриологические доказательства эволюции?

                                                                          1) количество детенышей в помете 2)особенности развития органов в онтогенезе

                                                                          3) начало половой зрелости 4)проявление комбинативной изменчивости

                                                                          3.К каким доказательствам эволюции относят наличие у животных рудиментов?

                                                                          1)биохимическим 2)эмбриологическим 3)генетическим 4)сравнительно-анатомическим

                                                                          4.Что следует считать атавизмом у человека?

                                                                          1)третье веко 2)позвоночник 3)молочные железы 4)многососковость

                                                                          5. Передние конечности тюленя и летучей мыши – это:

                                                                          1)аналогичные органы 2)гомологичные органы

                                                                          3)рудиментарные органы 4)атавистические органы

                                                                          6. Сходство зародышей человека и позвоночных животных на разных этапах их развития служит доказательством эволюции:

                                                                          1)биохимическим 2)эмбриологическим 3)генетическим 4)сравнительно-анатомическим

                                                                          7.Какой признак у человека следует считать рудиментом?

                                                                          1)хватательный рефлекс 2)шестипалая конечность

                                                                          3)наличие аппендикса 4)обильный волосяной покров

                                                                          8. О чем свидетельствуют находки окаменелостей и отпечатков растений в древних пластах Земли?

                                                                          1) об индивидуальном развитии растений 2) о сезонных изменениях в в жизни растений

                                                                          3) об эволюции растительного мира 4) об особенностях фотосинтеза растений

                                                                          9. Пятак свиньи и хобот слона – это:

                                                                          1) гомологи 2) аналоги 3.атавизмы 4.рудименты

                                                                          10. Органы, хорошо развитые у ряда позвоночных животных и не функционирующие у человека, -

                                                                          1)адаптивные 2)видоизмененные 3) рудиментарные 4) атавистические

                                                                          11.Установите соответствие между признаком доказательства эволюции и его видом.

                                                                          ПРИЗНАК ВИД

                                                                          А)развитие организма из оплодотворенной яйцеклетки 1)эмбриологические

                                                                          Б)ископаемые остатки вымерших организмов 2)палеонтологические

                                                                          В)сходства зародышей позвоночных животных

                                                                          Г)ископаемые останки переходных форм

                                                                          Д)последовательность закладки органов в онтогенезе

                                                                          Самостоятельная работа по теме «Доказательства эволюции»

                                                                          Вариант 2.

                                                                          В заданиях 1-10 выберите один верный ответ.

                                                                          1.ископаемые останки и отпечатки древних растений и животных – пример доказательств эволюции:

                                                                          1) эмбриологических 2)палеонтологических 3)биогеографических 4)морфологических

                                                                          2. Какой признак у человека считают атавизмом?

                                                                          1)хватательный рефлекс 2)шестипалая конечность

                                                                          3)наличие аппендикса 4)обильный волосяной покров

                                                                          3.Какой из указанных примеров иллюстрирует доказательства эволюции?

                                                                          1)наличие переходных форм в развитии органического мира

                                                                          2)акклиматизация растений и животных

                                                                          3)сезонные изменения в жизни растений

                                                                          4)приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

                                                                          4.Тазовые кости кита – это:

                                                                          1) рудименты 2) аналогичные органы 3) атавизмы 4) гомологичные органы

                                                                          6.Аналогичными органами являются:

                                                                          1) рука человека и крыло летучей мыши 2) ласт моржа и ласт тюленя

                                                                          3) крыло мухи и крыло птицы 4) крыло бабочки и крыло жука

                                                                          7. Какие эмбриологические доказательства эволюции свидетельствуют о родстве человека с древними млекопитающими?

                                                                          1)сходство ископаемых остатков животных и человека 2) наличие сплошного волосяного покрова

                                                                          3) закладка у зародыша жаберных щелей 4) чередование полового и бесполого поколения

                                                                          8.К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят наличие:

                                                                          1)переходных форм 2) рудиментов и атавизмов

                                                                          3)сходных этапов зародышевого развития 4) гомологичных органов

                                                                          9. Усики гороха и колючки кактуса – это пример:

                                                                          1) рудиментов 2)атавизмов 3)гомологов 4)аналогов

                                                                          10. Органы, имеющие одинаковое происхождение, но выполняющие разные функции, называются:

                                                                          1)рудиментарные 2)атавистические 3)гомологичные 4)аналогичные.

                                                                          11.Установите соответствие между признаком доказательства эволюции и его видом.

                                                                          ПРИЗНАК ВИД

                                                                          А) останки динозавров 1) палеонтологические

                                                                          Б) наличие копчика в скелете человека 2) сравнительно-анатомические

                                                                          В) перо птицы и чешуи ящерицы

                                                                          Г) отпечатки археоптерикса

                                                                          Д) многососковость у человека

                                                                          Самостоятельная работа по теме «Доказательства эволюции»

                                                                          Вариант 3.

                                                                          В заданиях 1-10 выберите один верный ответ.

                                                                          1. Сходство зародышей человека и позвоночных животных на разных этапах их развития служит доказательством эволюции:

                                                                          1)биохимическим 2)эмбриологическим 3)генетическим 4)сравнительно-анатомическим

                                                                          2. К каким доказательствам эволюции относят наличие у животных рудиментов?

                                                                          1)биохимическим 2)эмбриологическим 3)генетическим 4)сравнительно-анатомическим

                                                                          3. Передние конечности тюленя и летучей мыши – это:

                                                                          1)аналогичные органы 2)гомологичные органы

                                                                          3)рудиментарные органы 4)атавистические органы

                                                                          4. Тазовые кости кита – это:

                                                                          1) рудименты 2) аналогичные органы 3) атавизмы 4) гомологичные органы

                                                                          5. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят наличие:

                                                                          1)переходных форм 2) рудиментов и атавизмов

                                                                          3)сходных этапов зародышевого развития 4) гомологичных органов

                                                                          6. Органы, имеющие одинаковое происхождение, но выполняющие разные функции, называются:

                                                                          1)рудиментарные 2)атавистические 3)гомологичные 4)аналогичные.

                                                                          7. Какой из указанных примеров иллюстрирует доказательства эволюции?

                                                                          1)наличие переходных форм в развитии органического мира

                                                                          2)акклиматизация растений и животных

                                                                          3)сезонные изменения в жизни растений

                                                                          4)приспособленность рыб к жизни на разных глубинах

                                                                          8. Пятак свиньи и хобот слона – это:

                                                                          1) гомологи 2) аналоги 3) атавизмы 4.рудименты

                                                                          9. Какую группу доказательств эволюции составляют находки скелетов древних кистеперых рыб?

                                                                          1) эмбриологические 2) палеонтологические

                                                                          3)биогеографические 4) сравнительно-анатомические

                                                                          10. О чем свидетельствуют находки окаменелостей и отпечатков животных в древних пластах Земли?

                                                                          1) об индивидуальном развитии животных 2) о сезонных изменениях в жизни животных

                                                                          3) об эволюции животного мира 4) об особенностях жизни животных

                                                                          11.Установите соответствие между примером доказательства эволюции и его видом.

                                                                          ПРИЗНАК ВИД доказательств

                                                                          А) филогенетический ряд лошади 1) палеонтологические

                                                                          Б) наличие тазовых костей у кита 2) сравнительно-анатомические

                                                                          В) перо птицы и чешуя ящерицы

                                                                          Г) отпечатки археоптерикса

                                                                          Д) многососковость у обезьян

                                                                          infourok.ru


                                                                          Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта