Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. Сказки о растениях и о животных
Цветы гуянхуа (сказки о животных и растениях)
При минских императорах служил в Нанкине большим чиновником некий Чжан Янь-дэн. Выйдя в отставку, он вернулся в свое поместье, отнял у крестьян лучшие земли, посадил руками батраков три сада и построил большой дом. Промеж себя крестьяне называли его Чжаном-Мироедом. На пять ли вокруг своего дома он не позволял людям строить крупорушки, мельницы и рыть колодцы. А своей мельницей, своей крупорушкой, своим колодцем он разрешал пользоваться только молодым женщинам. Крестьяне роптали, но открыто протестовать не решались: ведь начальник уезда был хорошим приятелем помещика..Однажды в неурожайный год Чжан-Мироед решил соорудить в своем саду искусственную горку и объявил, что платит за каждую тачку камня один цзинь зерна. А камни были очень далеко, взрослый мужчина мог привезти за день лишь одну тачку. Но голод многих заставил работать у помещика за такую плату. Среди них был юноша Сяо-чэнь. Его большая семья голодала. Он вставал затемно и поздно ложился, лишь бы побольше заработать. Ему удавалось привозить за день по две тачки. Чжан-Мироед узнал об этом и после сооружения искусственной горки оставил Сяо-чэня присматривать за садом.К колодцу Чжана-Мироеда часто приходила девушка из семьи Шао. Семья жила бедно, и девушка носила старенькую одежду, да еще мазала лицо золой. Ее родители думали, что так можно избежать приставаний Чжана-Мироеда. Но ветхая одежда не могла скрыть красивой фигуры девушки. Помещичий слуга обратил внимание на девушку из семьи Шао, и ее силком привели к Чжану-Мироеду.Дали ей красивую одежду, но она отказалась переодеваться, отказалась она и от изысканных кушаний, отказалась слушать обольщающие речи. Помещик разозлился и бросил ее в холодный подвал.Сторожить темницу приказали Сяо-чэню. Днем и ночью пленница горько плакала. Сяо-чэнь слышал ее рыдания и понял, что она не покорится помещику, что она его ненавидит. Юноша решил на свой страх и риск освободить девушку. Глубокой ночью он тихонько постучал в дверь темницы:— Не плачь! Я выпущу тебя из подвала! Потерпи лишь еще один день.Но девушка затаилась в углу темницы и не отвечала — боялась ловушки.— Я сторожу тебя, — продолжал говорить Сяо-чэнь через дверь, — но я такой же, как ты, бедняк.Страх перед голодной смертью держит меня у Чжа-на…Девушка узнала голос Сяо-чэня, а днем, когда он принес ей еду, присмотрелась, почувствовала, что это добрый, хороший человек, и доверилась ему.Двор и сад помещика были обнесены очень высокой стеной. Сяо-чэнь еще заранее натаскал к стенекучу камней. Ночью он привел пленницу к этому месту, встал на камни и помог девушке взобраться на стену. Но она задержалась на стене и сказала Сяо-чэню:— Если я убегу — тебе здесь не жить! Мы должны убежать вместе. Мы должны вместе жить или вместе умереть. Взбирайся на стену!Сяо-чэнь, держась за ее руку, поднялся на стену, спрыгнул на другую сторону и на руках опустил девушку на землю. Куда бежать? Чжан-Мироед обыщет каждый дом, если найдет их — убьет, убьет и тех, кто попытается спрятать их. Юноша вспомнил о Южных горах, где часто пас овец, о горной вершине Юйхуандин Там Чжан-Мироед ни за что их не найдет.Посмотрел Сяо-чэнь на девушку, а она маленькая да хрупкая — до Южных гор сама никак не дойдет. Поднял он ее на руки и побежал к горам — где медленнее бежал, где быстрее, дорога ему была хорошо знакома. Трудно бежать ночью по горным тропам, но Сяо-чэнь уже полюбил девушку, и потому дорога казалась ему ровной и легкой.К утру достигли они отвесных скал горы Юйхуандин. Дальше дороги не было, дальше и Сяо-чэнь никогда не ходил. Стояли они около скалы и не знали, что делать. Вдруг раздался грохот — скала треснула, и Сяо-чэнь рассмотрел в ней узкую тропинку. Обрадовались они и быстро добрались до вершины. Там они нашли пещеру и около нее родник с прозрачной холодной водой. Вокруг было много съедобных трав и кореньев.Так и жили они здесь год за годом. Умерли в один день и после смерти превратились в два цветка. Один из них люди назвали «гунянхуа», другой — «юйхуанцзя».На горную вершину Юйхуандин иногда забираются отважные смельчаки и находят там эти два растения — они всегда растут рядом: гунянхуас ярко-красными цветами и юйхуанцзя с пышными листьями, но не дающее плодов. Девушкам, пасущим в ущелье овец, смельчаки приносят с вершины цветы гунянхуа, и девушки говорят: «Как красивы эти цветы! Но внизу они не растут: боятся людей».
skazkimira.com
Сказки и народные предания о растениях, животных, природных объектах твоего края
Страница 1 из 4
Задание из Окружающий мир, 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь.
Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта твоего края. Используй сведения из дополнительной литературы или интернета.
Народные предания о происхождении растений
РомашкаНа свете жила девушка и был у нее любимый - Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать - и приснился ему простой цветок - желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого - Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке - "Любит - не любит!"
ВасилекСтаринный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы.
domivse.ru
Придумать сказку о животном или о растении
Рассмотрим, как придумать сказку и написать свою.
Как придумать сказку
Наверное все ми либо сами читали сказки, либо нам их читали родители в детстве. Сказкой можно считать рассказ или волшебное произведение с заранее выдуманным сюжетом. Для того, чтобы написать свою сказку нужно нарисовать в фантазии сюжетную линию желаемого сюжета и записать это в увлекательном стиле.
Обычно сказка состоит:
- завязка - чтобы заинтересовать читателя с первых строк;
- кульминация - пиковая ситуация разжигающая интерес и воображение;
- развязка - концовка из которой следует намек или скрытый смысл.
Сказка о ежике и ромашке
Однажды в одном лесу по одной тропинке пробегал ежик. Вот бежит он и видит растет ромашка в траве. Подбежал ежик, сорвал ромашку и принес домой. А ромашка ему человеческим голосом говорит:
- Не еж меня, не пей меня, а лучше посади мои лепестки возле дома
Ежик так и сделал. Взял и посадил все лепестки ромашки у себя во дворе и стал ждать результата. На седьмой день выходит ежик во двор и видит чудесный сад вокруг своего дома, а в этом саду самые разнообразные деревья растут.
Вот обрадовался ежик и говорит в слух:
- Не ужели это из моей ромашки такой чудесный сад появился?
В ответ ежик услышал знакомый голос:
- Да это я ромашка, но я на самом деле не ромашка, а прекрасная царевна которую колдунья превратила в цветок. Чтобы мне найти своего принца, мне понадобилось пройти такой пут.
И голос из сада поведал ежику о истории царевны и о том, как она хотела найти своего принца. Она рассказа, что тот кто посадит ромашку, а потом съест яблоко с чудесного сада станет ее принцем.
Ежик взял и съел яблоко с ближайшего дерева и пошел спать. А на утро проснулся молодой и красивый принц в прекрасном замке, а когда он вышел на крыльцо то увидел прекрасную царевну.
Долго Ежик и Ромашка смотрели друг на друга и не могли налюбоваться, так сильно они полюбили друг друга. А их прекрасное царство начало процветать и радоваться, что наконец все стало хорошо.
Стали жить они поживать и сказки писать. И мы одну из их сказок прочитали.
vashurok.ru
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах — Мегаобучалка
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение………………………………………………………………………..1
2.Основная часть. Сказка………………………………………….…………..3
1.1 Основные понятия…………………………………….
1.2 Функции сказки……………………………………………...…
1.3 Классификация сказок…………………………………………….…..
1.4 Примеры сказок разных типов, включая современную……………..
3.Сравнение оригинальной и современной сказок………………………….
. 2.1 Отличие оригинальной сказки от современной……………………..
4.Заключение. Оригинал сказки – представление людей о мире, а современная – волшебная история для детей………..…………………………
5.Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Большинство читателей воспринимают сказки, как красивые истории со счастливым концом, которые писались специально для детей. Но если прочитать оригинал сказки, не адаптированной для современного читателя, то можно понять, что в сказках ничего детского то и не было, и уж точно их не стоило рассказывать на ночь. Сказки в оригинале отображали представления людей о мире, богах, мистических силах и загробной жизни, а так же о справедливости, о жестокой судьбе.
Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от отца к сыну и от деда внуку, и каждое поколение вносило свои изменения. Но неизменным осталось только противостояние добра и зла, причем во всех без исключения сказках зло имеет большой арсенал средств вредительства, но всегда находятся герои, которые могут уничтожить зло. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с классом по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий. Если говорить об актуальности, то важно заметить, что в наши дни люди не имеют представления об истинной природе жанра сказки.
Цели: Показать, что изначально сказки показывали представление людей о мире, мистических силах, и писались вовсе не для детей.
Задачи:
1) Дать определение.
2) Классифицировать сказки.
3) Привести примеры сказок всех типов.
4) Сопоставить оригинал с современной адаптацией сказки, чтобы вычленить особенности настоящей сказки.
Сказка
Сказка – ложь, да в ней намёк….
Сказка – прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Слово “сказка” засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова “казать”. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово “баснь”.
Сказка была предназначена для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Функции сказки
Развивающе-терапевтическая функция: воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
Аккумулятивная – накопление национального, культурного опыта.
Культурно-этническая функция: приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
Лексико-образная функция: формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Классификация сказок
Фольклорная сказка включает несколько жанров:
1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
2. Волшебные сказки.
3. Легендарные сказки.
4. Новеллистические (бытовые) сказки.
5. Небылицы.
6. Кумулятивные сказки.
7. Докучные сказки.
Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанра «Бытовые сказки» две жанровые разновидности: новеллистические и анекдотические сказки. Анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы «Сказки об одураченном чёрте», многие сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые сюжеты, включённые в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам.
В повествовательном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между жанрами. Так, легендарная сказка может совмещать признаки сказки и легенды, а прозаические переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу «Богатырская сказка». Изменение отношения к действительности носителей фольклора изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному жанру.
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
Совокупность разно жанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо
1) играет второстепенную роль
2) занимает положение, равноценное животному
К примеру, “Лиса и Журавль”
Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!» Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: «Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена; лисица говорит: «Не бессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем». — «Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости».
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит: «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать». Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает-то, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. «Ну, не бессудь, кума! Больше угощать нечем». Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Возможно эта сказка учит нас думать о других, не быть эгоистичными. И самое главное – это ценить дружбу.
Волшебная сказка.
Такая сказка имеет в своей основе сложную композицию (экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку).
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников.
Как принято, герой или героиня в конце сказки «воцаряются» — то есть приобретают более высокий социальный статус, чем у них был в начале.
В пример можно взять небезызвестную сказку “Царевна-лягушка”.
Было у царя три сына. Послал царь своих сыновей искать жен. Младшему Ивану-царевичу попадается в невесты лягушка. Она проходит все три испытания царя, а после пропадает. Иван-царевич отправился на поиски невесты, на пути ему помогали Баба-Яга (как символ предков), а так же различные животные. В итоге царевич с царевной возвратилась домой, и жили долго и счастливо.
Данная сказка является восточно-славянским вариантом сюжета, отражённым во множестве культур (В разных культурах разные животные: в польской – кошка, в эстонской – змея). А восходит сказка к истории о заколдованной царевне из произведения “Тысяча и одна ночь”.
Иван-дурак.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей “взрослыми” именами, чтобы их не похитили “черти”, пока они беспомощные. “Взрослое”, “настоящее” имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть “другой”, следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до “Дурак”. Имя “Дурак” встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
Бытовые сказки.
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
В качестве примера можно взять сказку «Курочка-Ряба»:
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
С детства нам говорили, что сказка Курочка-Ряба, учит нас бережливости, осторожности и аккуратности. Но на самом деле разбитое яйцо – это ничтожное событие для таких эмоциональных последствий, что несёт в себе эффект иронии.
Небылицы.
Прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности
По определению филолога-фольклориста В.Я Проппа, небылица — разновидность , в которой “действительность выворочена наизнанку”.
Пример: А где это виданоИ в какой деревне слыхано,Чтобы курочка бычка родила,Поросеночек яичко снесДа на полочку унес.А полочка обломилась,И яичко разбилось.Овечка расквохталась,Кобылка раскудахталась:— Ой, куда-куда-кудах!Не бывало у нас так,Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,Голопузый за пазуху поклал,А слепой-то подглядывал,А глухой-то подслушивал, А безногий водогон побежал, Безъязыкий «караул» закрича
Докучные сказки.
Это произведение с часто повторяющимися словами, они бесконечны, их можно рассказывать бесконечно.
(Пример: Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец )
megaobuchalka.ru
Почему собака ненавидит кошку (сказки о животных и растениях)
Жил-был в маленькой захолустной деревушке бедный старик крестьянин. Жена у него была слепая. Детей у стариков не было, и лишь собака да кошка скрашивали их одиночество. Собака и кошка были неразлучными друзьями — всегда и всюду вместе. Они очень любили своих хозяев. Когда старик отлучался, они помогали старухе сторожить дом, никого из чужих и близко не подпускали. Старики души в них не чаяли, никогда не ругали и не били.Однажды старик крестьянин возвращался с хворостом домой и увидел на траве у дороги маленькую зеленую змейку. От голода она не могла уж шевельнуться и ждала смерти. Старик пожалел ее, поднял и спрятал за пазуху.Жила змейка некоторое время в их доме, а потом старику нечем стало кормить ее. Вот он и сказал ей:— Змейка, змейка, кормил я тебя, пока мог. Теперь у меня ни одного зернышка не осталось. Мне нечем кормить тебя. Уходи!Зеленая змейка кивнула головкой и человечьим голосом ответила:— Добрый дедушка! Если бы не ты, была бы я сейчас уже мертва. Нечем мне отплатить за доброту. Оставлю-ка я тебе мой хвост. Спрячь его в коробочку, чтобы никто из чужих не видел. Как понадобятся деньги, вынь хвост и потряси его — они из него и посыпятся.Змейка повернулась к старику хвостом. Старик отрезал хвост, и змейка тотчас исчезла. Спрятал он хвост в коробочку, закопал ее за домом, позади кухни. Там редко кто бывает, никто ее не найдет.Всякий раз, когда старики нуждались в деньгах, они выкапывали деревянную коробочку, вытаскивали змеиный хвост и трясли его. Из хвоста сыпались деньги. Было на что купить на базаре масла, соли, риса и дров. Приходил старик домой с базара, готовил вкусный обед и делил его на четыре порции: одну — жене, другую — собаке, третью — кошке, четвертую — оставлял себе. Так и текла их жизнь — спокойно и счастливо.Однажды под вечер пришел к старикам лоточник. Он побоялся идти дальше на ночь глядя и попросился переночевать. Старики оставили его у себя.На утро старик вытащил хвост змейки, потряс его, и на землю со звоном посыпались монеты. А лоточник был в кухне и все из окна видел. Ушел старик на базар, лоточник выкрал коробочку с хвостом, спрятал ее в свой сундучок и ушел восвояси.Вернулся старик домой и видит: старуха плачет.О чем плачешь?Нашу коробочку лоточник украл!Не может быть. Мы так ее прятали. Как же он узнал? Наверное, ты не там ее искала.Но и старик ничего не нашел. Сидели они друг перед другом и тяжело вздыхали. Подошли к ним собака и кошка, попросили поесть. Но, узнав о постигшем их горе, и собака и кошка замолчали.Старик вздохнул:Украл лоточник наш чудо-хвост. Хоть бы вы помогли найти его!Смотри, как опечалился наш хозяин, — сказал пес кошке. — Скорее пойдем на поиски.И отправились они в путь. Везде искали лоточника и наконец узнали, что попасть к нему можно, только переплыв большую реку.Пришли они к большой реке. Вода в ней пенилась и бурлила. Бурный поток напугал кошку, сжалась она в комок. Пес ее подбадривал:— Не бойся, я умею плавать. Я тебя перевезу.Мы обязательно должны найти чудо-хвост. Без него нам лучше и не возвращаться.Села кошка на его спину, и пес переправил ее через реку. Пошли дальше. Добрались до небольшой деревушки, где жил лоточник. Заглянули в каждый дом и наконец увидели в одном дворе много нарядных людей. Это лоточник готовился к своей свадьбе.Пес шепнул кошке:— Войди-ка в дом и погляди, куда лоточник спрятал чудо-хвост. Мне-то туда не войти. Я подожду тебя под большой ивой, что у околицы деревни.Кошка согласилась. Прыгнула она на крышу, оттуда во двор, потом пробралась в спальню. Поискала и ничего не нашла. Села под кроватью и раздумывает. Вдруг из-под сундука выскочил мышонок. Кошка, конечно, тут же поймала его. Мышонок жалобно просил кошку помиловать его.— Если ты сделаешь кое-что — помилую.Дрожащим голосом мышонок пообещал:Я все сделаю для вас, владычица, все, что в моих силах. Приказывайте!Влезь в сундук и поищи, нет ли там деревянной коробочки. Если найдешь, вынеси мне ее.Мышонок шмыгнул в сундук, пошуршал там, вытащил оттуда коробочку и почтительно преподнес ее кошке. Кошка схватила коробочку в зубы — и шмыг за двери. Но лоточник заметил ее и громко закричал:— Кошка украла коробочку! Кошка украла коробочку!Целая толпа погналась за кошкой. Но где там! Она перепрыгнула через стену, перебежала через крышу и всех оставила позади.Нашла она пса под ивой у околицы, и побежали они к реке. На берегу пес сказал кошке:— Будем переплывать реку — не раскрывай рта! Увидишь рыбок или креветок — и не пытайся заговорить, береги коробочку, а то еще уронишь еев воду.Теперь кошка уже не боялась, как в первый раз.Она гордо сидела на спине пса и мечтала о том, как хозяева будут ее хвалить. На середине реки она на самом деле увидела множество рыбешек и креветок. У кошки прямо слюнки потекли! И она воскликнула:— Брат пес! Смотри, сколько рыбок и креветок! Едва она открыла рот, коробочка упала в воду и пошла ко дну. Рассердился пес:— Тебе говорили: молчи! А ты болтаешь! Что теперь будем делать?Перевез он кошку на другой берег, а сам вернулся на середину реки. Пес долго нырял и искал коробочку. В конце концов нашел.Устал пес. Сел на берегу, закрыл глаза и уснул. А кошка воспользовалась этим, схватила коробочку и побежала домой. Обрадовались старики и стали хвалить кошку за ум и за ловкость. Старик открыл коробочку, вынул хвост, потряс им, монеты опять посыпались. Старик приготовил вкусный обед для кошки. Кошка, довольная, принялась за еду. А тут как раз и пес вернулся. Хозяин сердито прикрикнул на него: — Дармоед! Небось, есть пришел просить?Кошка молча ела одна. Пес был голоден, ему и пить хотелось, но старик ничего не дал. Пришлось довольствоваться объедками.С этого дня пес возненавидел кошку. Как увидит ее, сразу хватает за шею. Так собака и кошка стали врагами.
0skazkimira.com
Учитель тигра (сказки о животных и растениях)
Говорят, в старину на высокой горе жил тигр Он был очень силен, но неуклюж, и потому трудно было ему добывать пищу. Однажды увидел тигр небольшого кота и позавидовал: как ловко тот бегает и прыгает! «Как было бы хорошо, — подумал тигр, — если бы я так же умел лазить по горам!»— Уважаемый кот! — обратился к нему тигр. — Не согласитесь ли вы научить меня вашему искусству лазить по горам?Коту давно было известно о том, что тигр коварен. Вот он и подумал про себя: «Если тигр научится лазить по горам, мне придется плохо». Покачал кот головой и ответил:— Я-то согласен, но боюсь, когда ты научишься всему, — мне же будет плохо!Тигр клялся, упрашивал:— Учитель-кот! Лишь бы вы согласились, а я не забуду вашу доброту. Я никогда не причиню вам вреда! Я стану вашим верным защитником. Жизни своей не пощажу, а всех ваших врагов уничтожу!Сумел-таки тигр обмануть кота. Стало коту жаль неуклюжего зверя.— Ладно! Поклянись, что, когда станешь ловким, не забудешь, что это я тебя научил.Тигр завилял хвостом от радости, встал на колени и поклялся:— Когда научусь я лазить по горам и скалам,когда научусь я подстерегать добычу, я не забуду,что этим я обязан моему дорогому учителю. Если я сделаю что-либо наперекор учителю, пусть упаду в пропасть и разобьюсь!Стал кот учить тигра. Добросовестно учил — с утра до ночи. И вскоре кот передал тигру почти все свои знания. Тот уже считал, что научился у кота всему, и был чрезвычайно доволен собой.И вот однажды пришел ученик к учителю. Своими глазищами он уставился на кота и начал облизываться.Кот догадался о коварных мыслях тигра. Решил проверить, правильна ли его догадка, и сказал:
— Ну, больше можешь не приходить — я передал тебе все свои знания!Тигр обрадовался и подумал: «Ну, кот! Теперь тебе не избежать моих зубов». Но все же тигр переспросил:Уважаемый учитель, вы действительно научили меня всему, что сами знаете?Да! Всему тебя научил.Уважаемый учитель! А посмотрите-ка, что это там ползет на дереве?!Только кот повернул голову, как тигр разинул пасть, распустил когти и кинулся на него. Но тут произошло то, чего тигр совсем не ожидал: раздался еле слышный шорох, и кот очутился на дереве.И уже оттуда, с дерева, кот отчитывал тигра:— Вот как? Неблагодарный! Твоя клятва — ложь! К счастью, я давно это предвидел. Я не научил тебя лазить по деревьям. Иначе сейчас я уже был бы твоей закуской!Тигр ужасно рассердился. Он много раз кидался на дерево, пытался свалить его, зубами грыз ствол, но ничего поделать не мог. А тем временем кот перепрыгивал с дерева на дерево. Попрыгает, попрыгает да сядет отдохнуть. Поглаживает усы и глядит на тигра. Тигр чуть не лопнул от злости, но кота не поймал. На его глазах кот убежал за гору и пропал из виду.Остался тигр с носом и вернулся к себе в пещеру.
0skazkimira.com
список и названия. Русские народные сказки про животных
Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка - это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.
За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем героями сказок могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок - животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.
Сказка и ее значение для народа
Сказка - это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии - о лепреконах, гномах, котах и т.д.
Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.
Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как "барин", "мужик". Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.
Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.
Композиция
Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:
1) Зачин. Здесь описывается место, где будут происходить события. Если это народные сказки о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.
2) Завязка. На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.
3) Кульминация. Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.
4) Развязка. На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).
По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.
Русские народные сказки
Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.
Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:
1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе ("Терем-теремок", "Курочка-ряба" и т. п.)
2) Волшебные ("Скатерть-самобранка", "Летучий корабль").
3) Небылицы ("Быль-небылица", "Ехал Ваня на коне...")
4) Докучные сказки ("Про белого бычка", "У попа была собака").
5) Бытовые ("Барин и собака", "Добрый поп", "Хорошо да худо", "Горшок").
Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.
Образы животных
Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц - это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда отрицательный герой. Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.
Медведь - это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.
Лисица - это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц - это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.
Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.
Примеры
Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку "Лиса и Журавль". Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.
Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: "Мяу, мяу...". А волку и медведю кажется: "Мало! Мало!". Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.
Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.
Животные в английских сказках
Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.
Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.
Примеры английских сказок про животных
Интересно произведение "Кошачий король". Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: "Старый Питер умер! Я - кошачий король!". После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.
В пример приведем комичную сказку "Вилли и поросенок". Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.
Животные в других жанрах литературы (басни)
Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки" известны всем.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.
fb.ru