Начальное звено в цепях питания обычно составляют растения. Пищевая цепь — это а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тематический тест по биологии на тему "Пищевые цепи". Начальное звено в цепях питания обычно составляют растения


Задания №23 с объяснениями

1. К потребителям органических веществ в экосистеме относятся

1. Фотосинтезирующие бактерии

2. Продуценты

3. Хемосинтезирующие бактерии

4. Консументы

Объяснение: потребители органических веществ - второе звено в пищевой цепи, первым звеном являются продуценты - зеленые растения, далее следуют консументы. Правильный ответ - 4

 

2. Растительноядные позвоночные животные в цепи питания являются

1. Симбионтами

2. Продуцентами

3. Консументами

4. Редуцентами

Объяснение: растительноядные позвоночные животные являются вторым звеном в цепи питания, то есть консументами (1-го порядка). Правильный ответ - 3

 

3. Продолжите цепь питания: пшеница → полевая мышь → 

1. Куропатка

2. Заяц

3. Бобр

4. Лисица

Объяснение: третьим звеном в данной цепи должен быть плотоядный организм- консумент 2-го порядка, например, лисица. Правильный ответ - 4

 

4. Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме

1. Разлагают минеральные вещества

2. Разлагают органические вещества до минеральных

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Потребляют готовые органические вещества

Объяснение: у таких бактерий процесс, при помощи которого они получают энергию - хемосинтез, при этом собираются органические вещества из неорганических. Правильный ответ - 3

 

5. Определите правильно составленную пищевую цепь пресноводного водоема

1. Водоросли → дафнии → мальки рыб → окунь

2. Водоросли → мальки рыб → дафнии → окунь

3. Окунь → мальки рыб →  дафнии →  водоросли

4. Окунь → дафнии → мальки рыб →  водоросли

Объяснение: так выглядит любая пищевая цепь: продуцент → консумент (или несколько) → редуцент. Среди перечисленных водоросли - продуценты, а окунь, мальки рыб и дафнии - консументы. Надо только определить их правильную последовательность. Как мы знаем, дафнии питаются водорослями, мальки рыб - дафниями, а окунь - мальками рыб. Правильный ответ - 1

 

6. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль

1. Потребителей органических веществ

2. Потребителей неорганических веществ

3. Конечного звена цепи питания

4. Конечных разрушителей органических веществ

Объяснение: растительноядные позвоночные животные являются консументами 1-го порядка, а, значит, потребителями органических веществ. Правильный ответ - 1

 

7. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Разлагают органические вещества

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Участвуют в круговороте веществ

Объяснение: водоросли являются продуцентами, так как образуют органические вещества из неорганических. Правильный ответ - 3

 

8. Роль организмов-консументов состоит в 

1. Установлении симбиоза с растениями

2. Использовании ими солнечной энергии

3. Использовании неорганических веществ

4. Преобразовании органических веществ

Объяснение: организмы-консументы потребляют органические вещества и преобразуют их. Правильный ответ - 4

 

9. Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют

1. Консументами 1-го порядка

2. Редуцентами

3. Продуцентами

4. Консументами 2-го порядка

Объяснение: преобразование энергии в любой цепи питания начинается с зеленых растений - продуцентов. Правильный ответ - 3

 

10. Начальное звено в цепи питания обычно составляют

1. Грибы

2. Вирусы

3. Бактериофаги

4. Растения

Объяснение: любая пищевая цепь начинается с преобразования солнечной энергии зелеными растениями. Правильный ответ - 4

 

Автор решения: Лунькова Е.Ю.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к 

1. Распространению заболеваний среди травоядных животных

2. Увеличению видового разнообразия растений

3. Уменьшению видового разнообразия растений

4. Расширению кормовой базы насекомоядных птиц

Ответ: 1

 

2. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за

1. Систематического окучивания картофеля

2. Отсутствия врагов и конкурентов

3. Использования в пищу разнообразных кормов

4. Более благоприятного климата

Ответ: 2

 

3. Растения-паразиты заразиху, петров крест относят к 

1. Продуцентам

2. Редуцентам

3. Консументам 1-го порядка

4. Консументам 2-го порядка

Ответ: 3

 

4. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

1. Проявляется постоянно

2. Имеет случайный характер

3. Зависит от климатических условий

4. Имеет ритмичный характер

Ответ: 2

 

5. Какую из экосистем называют агроэкосистемой?

1. Березовую рощу

2. Хвойный лес

3. Плодовый сад

4. Дубраву

Ответ: 3

 

6. Агроценоз, в отличие от биоценоза, характеризуется

1. Большим видовым многообразием

2. Замкнутым круговоротом веществ

3. Преобладанием монокультур

4. Разветвленными цепями питания

Ответ: 3

 

7. Искусственная экосистема характеризуется

1. Высокой численностью продуцентов одного вида

2. Удлиненными пастбищными цепями

3. Удлиненными детритными цепями

4. Многократным использованием энергии продуцентов и консументов

Ответ: 1

 

8. Водоросли - важнейший компонент водной экосистемы, так как они

1. Поглощают частицы ила

2. Выполняют роль редуцентов

3. Поглощают минеральные вещества всей поверхностью тела

4. Обогащают воду кислородом и создают органические вещества

Ответ: 4

 

9. Поле следует считать агроценозом, так как в нем, в отличие от природного биогеоценоза,

1. Преобладают монокультуры

2. Имеются цепи питания

3. Происходит круговорот веществ

4. Обитают различные виды

Ответ: 1

 

10. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

1. Разлагают органические вещества до минеральных

2. Синтезируют органические вещества из минеральных

3. Потребляют готовые органические вещества

4. Осуществляют круговорот веществ

Ответ: 1

 

11. Роль растений в биоценозе - 

1. Потребление и преобразование органических веществ

2. Создание органических веществ из неорганических

3. Разложение органических веществ до неорганических

4. Поглощение азота из атмосферы

Ответ: 2

 

12. К биотическим компонентам экосистемы относят

1. Газовый состав атмосферы

2. Атмосферное давление

3. Особенности климата и погоды

4. Звенья пищевых цепей

Ответ: 4

 

13. Консументы в биогеоценозе

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Осуществляют первичный синтез углеводов

3. Разлагают остатки органических веществ

4. Преобразуют солнечную энергию

Ответ: 1

 

14. В экосистеме озера к консументам относят

1. Рыб и земноводных

2. Бактерии-сапротрофы

3. Водоросли и цветковые растения

4. Микроскопические грибы

Ответ: 1

 

15. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1. Злаки, осоки

2. Бактерии и грибы

3. Мышевидных грызунов

4. Растительноядных насекомых

Ответ: 2

 

16. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

1. Они крупнее хищников

2. В их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

3. Их численность ниже, чем численность хищников

4. Потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%

Ответ: 4

 

17. Непрерывное перемещение углерода, азота и других элементов в биогеоценозах осуществляется в значительной степени благодаря

1. Действию абиотических факторов

2. Жизнедеятельности организмов

3. Действию климатических факторов

4. Вулканической деятельности

Ответ: 2

 

18. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов - 

1. Солнечный свет

2. Деятельность продуцентов в экосистеме

3. Деятельность микроорганизмов

4. Окисление неорганических веществ

Ответ: 1

 

19. Биогеоценоз лиственного леса, в отличие от хвойного, характеризуется

1. Ярусным размещением организмов

2. Наличием организмов-продуцентов

3. Преобладанием биомассы консументов

4. Многообразием обитающих в нем видов

Ответ: 4

 

20. Организм какой функциональной группы завершает пищевую цепь?

1. Консумент второго порядка

2. Продуцент

3. Консумент первого порядка

4. Редуцент

Ответ: 4

 

21. Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря

1. Саморегуляции

2. Круговороту веществ

3. Обмену веществ

4. Равному соотношению полов

Ответ: 1

 

22. Неоднократное использование живыми организмами химических веществ в экосистеме обеспечивает

1. Саморегуляция

2. Превращение энергии в цепях питания

3. Колебание численности популяций

4. Круговорот веществ

Ответ: 4

 

23. Взаимодействие божьих коровок и тлей - пример

1. Паразитизма

2. Взаимопомощи

3. Симбиоза

4. Хищничества

Ответ: 4

 

24. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

1. Конкуренцией

2. Хищничеством

3. Симбиозом

4. Паразитизмом

Ответ: 4

 

25. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности

1. Микроорганизмов

2. Шляпочных грибов

3. Корней растений

4. Наземных животных

Ответ: 1

 

Задания взяты из сборников заданий ЕГЭ за 2016 и 2014 годы авторов: Г.С. Калиновой.

cleverpenguin.ru

Экология

1. Среды обитания организмов.

 Экологические факторы и их значение.

 

Задания с объяснением

 

1. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений

1. Наличие углекислого газа в атмосфере

2. Внесение человеком минеральных удобрений

3. Наличие в экосистеме консументов

4. Конкуренция между соснами за свет

Объяснение: основной процесс, при помощи которого растения получают энергию и создают строительный материал для своего организма – фотосинтез. Для осуществления этого процесса требуется вода, солнечный свет и углекислый газ, без которого не будет основного элемента органических веществ – углерода. Правильный ответ – 1.  

 

2. Разнообразное воздействие человека на природу относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Ограничивающим

4. Антропогенным

Объяснение: различное воздействие человека на природу называют антропогенным фактором. Правильный ответ – 4.  

 

3. Отсутствие какого газа в первичной атмосфере Земли ограничивало развитие жизни?

1. Водорода

2. Кислорода

3. Азота

4. Метана

Объяснение: подавляющее большинство организмов на Земле имеют аэробное дыхание (за исключением некоторых бактерий) и для него нужен кислород. Первыми организмами на Земле, предположительно, были цианобактерии (у которых оксигенный фотосинтез), из них, впоследствии, развились водоросли, а далее высшие растения, они нам и выработали достаточное для жизни количество кислорода, что дало начало аэробным организмам. Правильный ответ – 2.  

 

4. При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?

1. Если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями

2. Если два близкородственных вида долго проживают на одной территории

3. Если два близкородственных вида проживают на смежных территориях

4. Если один вид выступает для другого в качестве ресурса

Объяснение: конкуренция бывает внутривидовая, межвидовая и с условиями внешней среды. В вопросе речь идет о межвидовой конкуренции. Она, как правило, возникает, если у двух видов сходные пищевые предпочтения (питаются одним и тем же).

Правильный ответ – 1.

 

5. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют

1. Конкуренцией

2. Хищничеством

3. Симбиозом

4. Паразитизмом

Объяснение: таёжный клещ для обыкновенной белки является паразитом (эктопаразитом), так как вбуравливается в кожу и сосет кровь. Правильный ответ – 4.  

 

6. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?

1. Хищничество

2. Конкуренция

3. Симбиоз

4. Нейтрализм

Объяснение: взаимоотношения между разными видами копытных в степи являются примером межвидовой конкуренции: организмы проживают на одной территории и имеют сходные пищевые потребности. Правильный ответ – 2.  

 

7. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1. Высокая температура

2. Недостаток влаги

3. Отсутствие перегноя

4. Ультрафиолетовые лучи

Объяснение: в степной зоне высокая температура, достаточное количество солнечного света, перегной тоже есть, так как любая пищевая цепь заканчивается редуцентами, которые разлагают органические остатки, то есть образуют перегной. Поэтому, правильный ответ - 2.

 

8. К абиотическим факторам относят 

1. Подрывание кабанами корней

2. Обильный снегопад

3. Растительный опад

4. Нашествие саранчи

Объяснение: абиотические факторы - факторы неживой природы. Единственный вариант ответа, несвязанный с живыми организмами - обильный снегопад. Правильный ответ - 2.

 

9. Ограничивающий фактор среди светолюбивых растений леса - это

1. Влажность почвы

2. Повышенная температура

3. Концентрация углекислого газа

4. Сомкнутость крон деревьев верхнего яруса

Объяснение: основной источник энергии для растений - это солнечный свет, в лесу, как правило, на каждом ярусе есть растения, каждый ярус забирает нужное ему количество солнечного света и на опушку падает мало света. Обычно растения в лесах решают эту проблему мозаичным расположением веток и листьев, таким образом, каждому растению достается достаточное количество света. Правильный ответ - 4.

 

10. Какой фактор, влияющий на экосистему водоема, относится к антропогенным?

1. Размножение водорослей

2. Повышение уровня воды при половодье

3. Бесконтрольный отлов рыбы

4. Зарастание озера осокой

Объяснение: антропогенные факторы - это такие факторы, которые связаны с деятельностью человека. Из перечисленных вариантов ответа с человеком связан только отлов рыбы. Правильный ответ - 3.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Факторы, значение которых выходит за пределы выносливости организмов, называются

1. Экологическими

2. Абиотическими

3. Антропогенными

4. Ограничивающими

Ответ: 4.

 

2. Неограниченно истребление волков в экосистеме леса может привести к 

1. Сокращению численности других хищников

2. Падению численности мышевидных грызунов

3. Смене древесной растительности на кустарники

4. Распространению заболеваний среди зайцев

Ответ: 4.

 

3. К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоеме, относят

1. Образование ледяного покрова на поверхности водоема

2. Увеличение численности мальков других видов рыб

3. Загрязнение водоема сточными водами

4. Понижение температуры воды

Ответ: 3.

 

4. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Ограничивающим

Ответ: 2.

 

5. Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит

1. Понижение температуры воздуха

2. Сокращение длины светового дня

3. Уменьшение питательных веществ в почве

4. Образование пробкового слоя в черешке

Ответ: 2.

 

6. Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения

1. Гриб и водоросль в лишайнике

2. Культурные и сорные растения

3. Хищник и жертва

4. Плотоядные и растительноядные животные

Ответ: 2.

 

7. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между

1. Хищниками и жертвами

2. Паразитами и хозяевами

3. Продуцентами и консументами

4. Видами со сходными потребностями

Ответ: 4.

 

8. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений - 

1. Паразит - хозяин

2. Хищник - жертва

3. Конкуренция за пищу

4. Симбиотические

Ответ: 4.

 

9. Ограничивающим называют фактор, при котором   Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий представляет собой

1. Микоризу

2. Квартиранство

3. Симбиоз

4. Конкуренцию

Ответ: 3.  

 

10. Все виды деятельности человека относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Периодическим

Ответ: 3.

 

11. У организмов, населяющих природные экосистемы, удаленные от агроценозов, отсутствуют приспособления к факторам

1. Абиотическим

2. Антропогенным

3. Биотическим

4. Периодическим

Ответ: 2.

 

12. Симбиотические отношения в жизнедеятельности лишайника - это пример факторов

1. Антропогенных

2. Ограничивающих

3. Биотических

4. Абиотических

Ответ: 3.

 

13. К антропогенным факторам относят

1. Образование колоний птиц

2. Истребление саранчи скворцами

3. Кормовые миграции хищных животных

4. Запрет охоты на промысловых животных

Ответ: 4.

 

14. Среди экологических факторов укажите биотические,

1. Наводнение

2. Конкуренция между особями вида

3. Понижение температуры

4. Хищничество

5. Недостаток света

6. Образование микоризы

Ответ: 246.

 

15. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания

Моллюск                                             Среда обитания

А. Обыкновенная беззубка                 1. Водная

Б. Большой прудовик                         2. Наземно-воздушная

В. Голый слизень

Г. Осьминог

Д. Виноградная улитка

Е. Мидия

Ответ: 112121.

 

16. Установите соответствие между характеристикой и фактором среды, к которому ее относят

Характеристика                                                      Фактор ср

scienceforchildren.ru

Пищевая цепь — это а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей

1.  а) (последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которого является пищей для следующего)

2. а) (зайцев-русаков)

3.  г) (растения)

4.  г) (звенья пищевых цепей)

5.  а) (цепей питания)

6.  в) (всех живых обитателей Земли)

7.  а) (лесной пожар)

8.  а) (карась и карп в одном водоёме) 

9.  в) (шмель и клевер)

10. в) (оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность) 11.6) (зарастание пруда)

12. г) (интенсивное ультрафиолетовое излучение)

Задание 2.

1

2

5

(цепи питания короткие)

(преобладают растения

(человек изымает из

одного сорта)

круговорота веществ

большую часть биомассы

с урожаем)

Задание 3.

А

Б

В

Г

Д

Е

1 (искусственная)

2 (природная)

2 (природная)

1 (искусственная)

2

(природная)

1 (искусственная)

Задание 4.

1

3

2

4

5

(голые скалы)

(заселение

(зарастание

(образование

(формирование

лишайниками)

мхами)

тонкого слоя

травянистого

почвы)

сообщества)

www.soloby.ru

Тематический тест по биологии на тему "Пищевые цепи"

Цепи питания

Вариант 1.

1. Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря

А. саморегуляции В. обмену веществ

Б. круговороту веществ Г. равному соотношению полов

2. Начальное звено в цепях питания обычно составляют

А. грибы В. бактериофаги

Б. вирусы Г. растения

3. В каком звене цепи питания допущена ошибка в обозначении потока вещества и энергии?

А. растение – насекомое В. лягушка – уж

Б. насекомое – лягушка Г. уж – ёж

4. Биогеоценоз листопадного леса, в отличие от хвойного, характеризуется

А. ярусным размещением организмов

Б. наличием организмов – продуцентов

В. преобладанием биомассы консументов

Г. многообразием обитающих в нем видов

5. Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи агроценоза

1. полёвка 2. пшеница 3. ёж 4. лисица

6. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

Особенности группы Функциональная группа

А. включают растения и некоторые 1. продуценты

бактерии 2. консументы

Б. поглощают готовые органические

вещества

В. используют неорганические вещества для синтеза

Г. включают животных

Д. аккумулируют солнечную энергию

Е. источник энергии – животная и растительная пища.

Цепи питания

Вариант 3.

1. Роль растений в биоценозе

1. потребление и преобразование органических веществ

2. создание органических веществ из неорганических

3. разложение органических веществ до неорганических

4. очищение окружающей среды

2. В биоценозах роль редуцентов выполняют

1. бактерии и грибы 3. хищные животные

2. одноклеточные водоросли 4. организмы – паразиты

3. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов –

1. солнечный свет 2. деятельность продуцентов в экосистеме

3. деятельность микроорганизмов

4. окисление неорганических веществ

4. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

1. они крупнее хищников

2. в их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

3. их численность ниже, чем численность хищников

4. потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%.

5. Установите последовательность организмов в пищевой цепи

1. ящерица 2. растение 3. ястреб 4. насекомое

6. В пищевых цепях экосистем

1. часть содержащейся в пище энергии используется на жизнедеятельность организмов

2. часть энергии превращается в тепло и рассеивается

3. вся энергия пищи преобразуется в химическую

4. значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ

5. происходит колебание численности популяций

6. от звена к звену биомасса уменьшается

Цепи питания

Вариант 2.

1. Организм какой функциональной группы завершает пищевую цепь?

1. консумент второго порядка 2. продуцент

3. консумент первого порядка 4. редуцент

2. Какой из организмов, изображенных на рисунке, является консументом четвертого порядка?

1. ёж 2. змея 3. лягушка 4. насекомое

3. К биотическим компонентам экосистемы относят

1. газовый состав атмосферы

2. атмосферное давление

3. особенности климата и погоды

4. звенья пищевых цепей

4. Консументы в биогеоценозе

1. потребляют готовые органические вещества

2. осуществляют первичный синтез углеводов

3. разлагают остатки органических веществ

4. преобразуют солнечную энергию

5. В экосистеме озера к продуцентам относят

1. рыб и земноводных 3. водоросли и цветковые растения

2. бактерии – сапротрофы 4. микроскопические грибы

6. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой они относятся

Характеристика организмов Функциональная группа

А. поглощают из окружающей среды 1. продуцент

углекислый газ 2. редуцент

Б. синтезируют органические вещества

из неорганических

В. в клетках содержат фотосинтетические пигменты

Г. питаются готовыми органическими веществами

Д. являются сапротрофами

Е. разлагают органические вещества до минеральных

Цепи питания

Вариант 4.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

  2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1). Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. (2). По способу питания растения относят к автотрофным организмам. (3). При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (4). Все растения размножаются семенами. (5). Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни.

3. Составьте пищевую цепь, используя все данные ниже объекты:

перегной, паук – крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумент третьего порядка в этой цепи.

  1. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

1. лоси, зубры 4. клесты, снегири

2. кроты, бурозубки 5. волки, лисицы

3. зайцы, косули 6. синицы, поползни

1. зеленые растения 4. растительноядные животные

2. плесневые грибы 5. красные водоросли

3. цианобактерии 6. болезнетворные прокариоты

5. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы

1. увеличение численности лосей и зубров

2. вытаптывание растений туристами

3. увеличение нор грызунов

4. сбор редких растений для букетов

5. вырубка дуплистых деревьев

6. загрязнение среды обитания растений

infourok.ru

Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания |

Биология - 9 классЭкосистема, ее основные звенья. Цепи питания.1. Экосистема (природное сообщество). Совместное обитание в природе организмов всех царств. Экосистема — совокупность организмов разных видов, обитающих длительное время на определенной территории, приспособленных к совместной жизни и к факторам неживой природы.

2. Виды экосистем: естественные, или природные (лес, луг, болото, водоем и др.), и искусственные (поле, сад и др.).

3. Основные пищевые (трофические) группы организмов — компоненты экосистем. Группа организмов, которые производят на свету из неорганических веществ органические (автотрофы — зеленые растения), — организмы-производители; группа организмов, которые потребляют готовые органические вещества (гетеротрофы — в основном животные, грибы), — организмы-потребители; группа организмов, которые разрушают органические вещества и перерабатывают их в неорганические (гетеротрофы — бактерии, грибы, некоторые животные), — организмы-разрушители. В пищевых (трофических) взаимосвязях эти группы организмов выполняют роль звеньев пищевой цепи. 4. Пищевые связи в экосистеме. Тесная взаимосвязь всех звеньев (пищевых групп) в сообществе — условие его существования. Пищевые связи между организмами в экосистеме, при которых организмы одних видов служат пищей для других. Например, растения служат пищей для растительноядных животных, а они — для хищников. Формирование в каждой экосистеме на основе пищевых связей цепей питания, например: растения —»- полевка —- лисица. Здесь указаны составляющие цепь питания организмы и стрелками обозначен переход вещества и энергии в этой цепи. Начальное звено цепи питания, как правило, растения (автотрофы, создающие органические вещества в процессе фотосинтеза). Использование запасенной растениями в органических веществах солнечной энергии гетеротрофами — всеми остальными звеньями цепи питания

historylib.net

Биосфера в блогосфере.: Подумай и ответь.

Знаете ли вы экологию?   «Экология»       

1. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор,

1) клубеньковые бактерии

2) мицелий грибов

3) дождевые черви,

4) одноклеточные водоросли

2. Какова роль плесневых грибов и большинства бакте­рий в биогеоценозе?

       1) расщепляют органические вещества до минеральных

       2) синтезируют органические вещества из углекислого газа и воды.

 3) в процессе питания обогащают воздух кислородом

 4) составляют первое звено в цепи питания

3. Начальное звено в пищевых цепях, как правило, со­ставляют растения, так как они

1) служат пищей для животных

2) испаряют много воды через устьица

3) широко распространены в природе

4) образуют органические вещества из неорганических

4. Наиболее вероятная причина увеличения содержания СО2  в атмосфере:

        1) отмирание растений

      

       2) добыча каменного угля

         3) увеличение объемов сжигания топлива

         4) строительство АЭС

5. Что такое «демографический взрыв»?

          1) взрывы в густонаселенных районах

           2) быстрое нарастание численности населения

           3) террористический акт

           4) превышение смертности над рождаемостью

6.В какой пищевой цепи правильно указаны пищевые связи?

1) дрозд             ястреб             гусеница           крапива

2) гусеница         крапива            ястреб           дрозд

3) крапива         дрозд            ястреб           гусеница

4) крапива         гусеница           дрозд           ястреб

7.Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

      1) его устойчивого развития

      2) изменения в нем абиотических факторов

      3) влияния на него антропогенных  факторов

      4) ослабления в нем борьбы за существование.

9. Причинами смены одного биогеоценоза другим явля­ются

1) сезонные изменения в природе

2) изменения погодных условий

3) колебания численности популяций одного вида

4) изменения среды обитания в результате жизнедея­тельности организмов

10а. Почему в лесу, где обитает много лосей, происходит вы­теснение лиственных деревьев хвойными?

parukova.blogspot.com

ЕГЭ сдам - Трофические связи 2

Тесты по биологии

Экология

Трофические связи

ЕГЭ

Скачать часть 1-2

 

Часть 2

 

Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль

  

 1) 

продуцентов

  

 2) 

потребителей

  

 3) 

разрушителей веществ

  

 4) 

симбиотических организмов

 

Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.

 

  

ПРИЗНАК

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) 

поглощают из окружающей среды углекислый газ

Б) 

синтезируют органические вещества из неорганических

В) 

в клетках содержат фотосинтетические пигменты

Г) 

питаются готовыми органическими веществами

Д) 

являются сапротрофами

Е) 

разлагают органические вещества до минеральных

 

   

1) 

продуценты

2) 

редуценты

 

 

Растительноядные позвоночные животные в цепи питания играют роль

  

 1) 

конечного звена цепи

  

 2) 

разрушителей органических веществ

  

 3) 

начального звена цепи

  

 4) 

потребителей органических веществ

 

Начальное звено в цепях питания обычно составляют

  

 1) 

грибы

  

 2) 

вирусы

  

 3) 

бактериофаги

  

 4) 

растения

 

Установите соответствие между животным и его ролью в биогеоценозе тайги.

 

  

ЖИВОТНОЕ

 

РОЛЬ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ

А) 

кедровка

Б) 

ястреб-тетеревятник

В) 

обыкновенная лисица

Г) 

благородный олень

Д) 

обыкновенная белка

 

   

1) 

консумент 1 порядка

2) 

консумент 2 порядка

 

 

Водоросли – важный компонент водной экосистемы, так как они

  

 1) 

препятствуют накоплению ила

  

 2) 

выполняют роль редуцентов

  

 3) 

в процессе дыхания поглощают кислород

  

 4) 

обогащают воду кислородом и создают органические вещества

 

Организм какой функциональной группы надо включить в пищевую цепь?

  

 1) 

консумент  второго порядка

  

 2) 

продуцент

  

 3) 

консумент первого порядка

  

 4) 

редуцент

 

Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

  

 1) 

аккумулируют солнечную энергию

  

 2) 

потребляют органические вещества

  

 3) 

синтезируют органические вещества из неорганических

  

 4) 

преобразуют органические вещества

  

 5) 

освобождают заключенную в органических веществах энергию

  

 6) 

разлагают органические остатки

 

Хищники в биоценозе выполняют функцию

  

 1) 

продуцентов

  

 2) 

редуцентов

  

 3) 

консументов 2-го порядка

  

 4) 

консументов 1-го порядка

 

Пищевые связи в экосистеме отражают процессы

  

 1) 

репродукции организмов разных видов

  

 2) 

роста численности популяций

  

 3) 

использования веществ и энергии

  

 4) 

миграции особей в популяции вида

 

Какова роль грибов в круговороте веществ в природе?

  

 1) 

выделяют в атмосферу кислород

  

 2) 

образуют белки из неорганических веществ

  

 3) 

разрушают органические остатки

  

 4) 

синтезируют углеводы из углекислого газа и воды

 

Продолжите цепь питания:  пшеница → мышь → … .

  

 1) 

лисица

  

 2) 

крот

  

 3) 

тритон

  

 4) 

суслик

 

Полевые мыши в агроценозе пшеничного поля составляют группу

  

 1) 

продуцентов

  

 2) 

консументов I порядка

  

 3) 

консументов II порядка

  

 4) 

редуцентов

 

В экосистеме смешанного леса берёзы составляют начальное звено цепи питания, так как они

  

 1) 

аккумулируют солнечную энергию

  

 2) 

являются продуцентами

  

 3) 

окисляют органические вещества

  

 4) 

синтезируют органические вещества из неорганических на свету

  

 5) 

разлагают органические остатки

  

 6) 

потребляют готовые органические вещества

 

 

Как называют закономерное уменьшение биомассы и энергии при переходе от звена к звену в цепях питания?

  

 1) 

правилом экологической пирамиды

  

 2) 

саморегуляцией биоценоза

  

 3) 

биогенной миграцией атомов

  

 4) 

сменой экосистем

 

В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.

 

Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей:

 

  

1) 

полевой слизень

2) 

обыкновенный ёж

3) 

серая жаба

4) 

листья капусты

5) 

обыкновенная лисица

 

 

Продуценты – это организмы в экосистеме,

  

 1) 

потребляющие готовые органические вещества

  

 2) 

создающие органические вещества из неорганических

  

 3) 

разлагающие органические вещества до минеральных

  

 4) 

вступающие в симбиотические взаимоотношения

 

Какая функциональная группа организмов биогеоценоза обеспечивает первичный синтез органического вещества?

  

 1) 

консументы I порядка

  

 2) 

консументы II порядка

  

 3) 

продуценты

  

 4) 

редуценты

 

Чем ограничивается в биоценозе число звеньев в цепи питания?

  

 1) 

отсутствием конкуренции

  

 2) 

высокой плотностью популяций

  

 3) 

потерей энергии в цепи питания

  

 4) 

колебанием численности популяций

 

Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасённой в нём энергии?

 

Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

  

 1) 

разлагают органические вещества до минеральных

  

 2) 

потребляют готовые органические вещества

  

 3) 

синтезируют органические вещества из минеральных

  

 4) 

осуществляют круговорот веществ

 

Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

  

 1) 

превращают органические вещества организмов в минеральные

  

 2) 

обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

  

 3) 

образуют первичную продукцию в экосистеме

  

 4) 

служат первым звеном в цепи питания

  

 5) 

образуют доступные растениям неорганические вещества

  

 6) 

являются консументами II порядка

 

Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

  

 1) 

потребляют готовые органические вещества

  

 2) 

участвуют в круговороте вещества

  

 3) 

разлагают органические вещества

  

 4) 

создают органические вещества из неорганических

 

Роль организмов-консументов в экосистеме состоит в

  

 1) 

использовании ими солнечной энергии

  

 2) 

использовании неорганических веществ

  

 3) 

преобразовании органических веществ

  

 4) 

установлении симбиоза с растениями

 

Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют

  

 1) 

продуцентами

  

 2) 

консументами I порядка

  

 3) 

консументами II порядка

  

 4) 

редуцентами

 

Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют

  

 1) 

цепями питания

  

 2) 

круговоротом веществ

  

 3) 

сетями питания

  

 4) 

правилом экологической пирамиды

 

Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?

  

 1) 

гриб опёнок

  

 2) 

ель

  

 3) 

белку

  

 4) 

землеройку

 

Определите консумента II порядка в пищевой цепи:

водоросли → моллюски → рыбы → микроорганизмы.

  

 1) 

моллюски

  

 2) 

водоросли

  

 3) 

микроорганизмы

  

 4) 

рыбы

 

Длина пищевой цепи ограничивается

  

 1) 

биомассой консументов

  

 2) 

наличием микроорганизмов

  

 3) 

количеством видов продуцентов

  

 4) 

потерей энергии при переходе от звена к звену

 

Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.

 

  

ОРГАНИЗМЫ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) 

почвенные бактерии

Б) 

инфузории

В) 

колониальные коралловые полипы

Г) 

паразитические растения

Д) 

бактерии гниения

Е) 

плесневые грибы

 

   

1) 

консументы

2) 

редуценты

 

 

Установите соответствие между организмом и функциональной группой биогеоценоза смешанного леса, к которой он принадлежит.

 

  

ОРГАНИЗМ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) 

ландыш майский

Б) 

гриб-трутовик

В) 

паук-крестовик

Г) 

кукушкин лён

Д) 

травяная лягушка

 

   

1) 

продуценты

2) 

консументы

 

 

Количество трофических уровней пищевой цепи ограничено вследствие

  

 1) 

большой биомассы редуцентов

  

 2) 

небольшой биомассы консументов

  

 3) 

передачи небольшого количества энергии (10%) с одного трофического уровня на другой

  

 4) 

большой эффективности передачи энергии с одного трофического уровня на другой (90%)

 

Какая функциональная группа организмов обеспечивает поступление энергии в наземный биогеоценоз?

  

 1) 

редуценты

  

 2) 

консументы I порядка

  

 3) 

консументы II порядка

  

 4) 

продуценты

 

egesdam.my1.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта