Наблюдение за комнатными растениями. Картотека наблюдения за комнатными растениями младший возраст

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Наблюдение за комнатными растениями Сравнение рео с геранью. Наблюдение за комнатными растениями


Картотека наблюдения за комнатными растениями младший возраст

растениями, труд.

Карточка1

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Цель:

Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Карточка 2

НАБЛЮДЕНИЕ 2. ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯГЕРАНЬНа окне в такую рань,Распустилась герань.Круглые листочкиПышные цветочкиИндивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)

Карточка 3

ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т.п. Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения и животные. В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете, тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Карточка 4

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ.ЦЕЛЬ: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений: они красивые, украшают комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т.п.

Карточка 5

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: Уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями.

НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3. С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ.ЦЕЛЬ: Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Результаты опыта «С водой и без воды».

Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того, чтобы они лучше росли.

Карточка 6

Беседа о необходимости растений в групповой комнате.

Цель:

Карточка 7

Наблюдения за комнатными растениями

Цель:

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

Карточка 8

«Уход за комнатными растениями»

Цель:

Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями.

Карточка 9

«Растения, которые живут в нашей группе» (3, 65)

Цель: Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья). Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем: детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Материалы: кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.

Карточка 10

НАБЛЮДЕНИЕ 5. ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА.ЦЕЛЬ: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.

Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» – «маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т.п.)

Поручения под руководством воспитателя: полив влаголюбивых растений, уборка инвентаря.

Карточка 11

МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.

ЦЕЛЬ: Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями, но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ). Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья.

Карточка 12

НАБЛЮДЕНИЕ 6. Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ»ЦЕЛЬ: Упражнять детей в названии растений, учить их несложному описанию внешнего вида растения. (Нади растение похожее на травку, дерево; найди растение похожее на картинку, модель, как на фото; найди два похожих растения и т.п.)

Поручения при поливе растений: налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.

Карточка 13

"Путешествие в страну цветов"

Цель:

Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Вводная часть: приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов._

Дидактическая игра "Раз, два, три — цветок найди"_

Заполнение «Волшебной пустографки».

Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

Словесная игра "Скажи наоборот".

Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть: беседа о путешествии в Страну цветов.

Карточка 14

«Знакомство с геранью»

Цель:

Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

Карточка 15

Рассматривание герани его цветков, листьев.

Цель:

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

Карточка 16

НАБЛЮДЕНИЕ 3. ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ.ЦЕЛЬ: Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года)

Поручения во время ухода за комнатными растениями: полив растений, наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.

Карточка 17

«Знакомство с фикусом»

Цель:

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.

Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.

Карточка 18

Рассматривание фикуса (стебель, листья) .

Цель:

Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

Карточка 19

Наблюдения за комнатными растениями

Цель:

Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).

Карточка 20

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

Карточка 21

«Знакомство с бегонией»

Цель:

Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям.

Карточка 22

«Мои зелёные друзья»

Цель:

Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.

1. Рассматривание паспорта комнатных растений. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями.

Карточка 23

«Знакомство с примулой»

Цель:

Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, примулы.

2. Д/игра: «Загадай, мы отгадаем».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.

Карточка 24

«Комнатные растения, похожие на кустик»

Цель:

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами: деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями.

3. Д/игры: «Продайте то, что назову », «Найди, о чём расскажу», «Найди растение по названию».

Карточка 25

«Знакомство с традесканцией»

Цель:

Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения, традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением. Продолжать формировать бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, традесканции.

2. Д/игра: «Найди, о чём расскажу».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.

Карточка 26

«Описание комнатного растения»

Цель:

Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи, величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 1. Составление рассказа о своём любимом растении, по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/игра: «Опишите, я отгадаю».

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением.

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.

Карточка 27

«Поможем зелёному другу»

Цель:

Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения. 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения.

2. Д/игра: «Цветовод»

3. Опыт: «Кому лучше? »

4. Создание альбомов: «цветы-как травка», «цветы-как дерево», «цветы-как кустик»

Карточка 28

НАБЛЮДЕНИЕ 7. ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ.ЦЕЛЬ: Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)

Д/игра «ОДИН И МНОГО»ЦЕЛЬ: Учить детей несложному описанию внешнего вида растений, развивать наблюдательность. Учить моделировать растения. (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение, у которого много).

Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т.п.)

Карточка 29

«Знакомство с бальзамином»

Цель:

Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений.

Познакомить их с новым растением - бальзамином, дать его бытовое название «огонек».

Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес  детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.

 Ход :

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях. Давайте ему  немного расскажем (дети: «давайте»). Мишка садись удобнее и слушай внимательно.

Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей).

-  Как называются эти комнатные растения? (ответы детей), например (герань, фикус). Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки?

Какие они и сколько их ?  (ответы детей).

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его.

Воспитатель  – Какого он размера? ( ответ детей: «большой, похож на дерево»), отвечая на вопросы воспитателя , дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета.

Воспитатель  – Что можно еще сказать о листе? ( предлагая потрогать листок)

- Какой он на ощупь? ( ответы детей: гладкий, блестящий).

После этого подводят итог: что сказал о растениях каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.

Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.

Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают.

Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях. Чем они отличаются друг  от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые, оказывается это совсем не так.

Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение, хотите с ним познакомиться? ( ответ детей – конечно Н Е Т). А ты Мишка?

Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек».

Мишка смеется над названием «огонек»

Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек». А хотите узнать почему? ( ответы детей). Потому что, у него много маленьких красных цветочков.

Мишка – Ну, теперь понятно.

Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают «огонек», описывают его).

Воспитатель – Нравиться вам, «огонек»? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него? (ответы детей).

Правильно, «огонек»  будет  хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей).

Задавая вопросы,  воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими  даёт возможность уточнить признаки, характерные  для каждого растения. В конце занятия проводиться дидактическая игра.

Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите?  (ответ детей:….)

Один из детей «водит», а другие дети прячут какое - нибудь растение.

Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали. В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места.

Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях. Тебе понравилось?

Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения.

Карточка 30

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку). Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений, учить сравнивать их между собой.

Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии

Карточка 31

НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8. НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ?ЦЕЛЬ: Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов: по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая). Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)

Д/игра «НАЙДИ ТАКО

multiurok.ru

НОД "Наблюдение за комнатными растениями" Старшая группа

Программные задачи: познакомить детей с кактусом (рассмотреть его стебель, колючки вместо листьев, уточнить цвет растения, где оно растёт), используя информационно-коммуникационную технологию. Закрепить способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к растениям, прививать любовь и бережное отношение к ним.

Методы и приёмы: загадка, наблюдение, беседа, рассказ воспитателя, вопросы, поощрение, наглядность (презентация).

Материал: растения уголка природы: традесканция, кактус, сансевьера; кисточка, вода в банке, салфетка, ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, и послушайте, о чём мы сегодня с вами побеседуем. Сейчас я загадаю загадку о растении. Вы послушайте её, посмотрите на растения нашего уголка природы и скажете, о каком из них идёт речь:

«На веранде, где цветочки,

Я сижу в своём горшочке.

Я, конечно, не велик,

Но смотри- ужалю вмиг!

Ты не веришь, мальчик?

Протяни сам пальчик!»

Дети: Это кактус!

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку! Ребята, посмотрите внимательно на кактус. Что можно о нём сказать?

Дети: У кактуса нет листьев, но есть колючки.

Воспитатель: Верно. А что это у кактуса (показываю на стебель)?

Дети: Это стебель.

Воспитатель: Правильно. Настя, что ты можешь сказать о стебле кактуса? Какой он?

Настя: Стебель толстый, а ещё он зелёного цвета.

Воспитатель: Настенька, ты молодец! Да, ребята, стебель у кактуса толстый, сочный, мясистый и зелёный. А чтобы узнать, почему у него стебель толстый и вместо листьев иголки, мы с вами отправимся на родину кактусов и узнаем, в каких условиях они растут.

На мониторе появляется картинка.

Кактусы живут в жарких странах, в пустынях, среди песков. (Слайд 1) Родина кактуса- Южная Америка, Мексика. Там всегда жаркая погода, дожди идут редко.

Кактусы имеют разнообразную форму. (Слайд 2).

Они похожи на ребристые шарики, лежат они среди песков, как дыни или ежи, выставившие свои иглы. (Слайд 3).

Корни кактуса находятся близко от поверхности земли, быстро всасывают воду во время дождя и засасывают её в стебель. Вместо листьев торчат колючки, которые помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку они могут быть единственными зелеными растениями в данной местности. (Слайд 4).

Плоды, сочные стебли и даже корни многих видов кактусов используют в пищу, применяют их в кондитерской промышленности. Из них делают мармелады и конфеты, а с помощью кактусового сока эти сладости окрашивают в красивые цвета. (Слайд 5).

Из стеблей некоторых кактусов делают легкую, прочную мебель, оконные рамы, двери, настилают крыши, из длинных и гибких стеблей делают красивые сувениры. (Слайд 6).

Плоды и стебли многих видов кактусов помогают людям при различных заболеваниях. (Слайд 7).

Кактус очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды.

Воспитатель: Так что у кактуса вместо листьев?

Дети: Колючки, иголки.

Воспитатель: А что вы можете о них сказать? Какие они?

Дети: Длинные, тонкие, острые, гладкие, колкие.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как часто надо поливать кактус?

infourok.ru

Наблюдение за комнатными растениями Сравнение рео с геранью

Конспект наблюдения за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»

Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»

Г.Сургут, Тюменская область

Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л.С.

Тема: «Сравнение рео с геранью»

(старший дошкольный возраст)

Цель: Научить узнавать и называть комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются. Укрепить интерес к уходу и наблюдениями за ними.

Учить детей устанавливать связь между внешним видом растения и уходом за ним, воспитывать, способность сочувствовать растениям, наделять их «настроением» в соответствии с внешним видом, оценивать отношение к ним детей и взрослых.

Закрепить знания об уходе за комнатными растениями.

Материал: 3 знакомых детям комнатных растения, лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом, на котором стоят растения.

Воспитатель (обращает внимание детей на растения, стоящие на столе).

(карточка №1)

Пожалуйста, запомните:

Не лесные, комнатные

Растения найдёте вы,

Если эту карточку

Правильно прочтёте вы.

Они вьются.

Вверх растут.

Иногда они цветут.

Щётки вовсе не нужны,

Чтоб от пыли очищать.

— Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это – герань и рео.

Воспитатель: Давайте рассмотрим наши растения.

- Какие листья у герани?

Посмотрите, какого они цвета, величины, формы? (Светло-зеленого цвета, круглой формы, по величине небольшие, рассечены.)

- Погладьте листья, какие они? (Мягкие, бархатистые).

- А какие же листья у рео? Расскажите все о них. (С одной стороны ярко-зеленые, с другой – фиолетовые листья овальной формы, заостренные на конце, гладкие, мягкие).

- Одинаковые ли листья у наших растений? Что у них разного? (Цвет, величина, форма листка).

- О листьях рассказали. Теперь расскажите, какие стебли у этих растений?

Какой стебель у герани? (Прямой, кустистой формы, зеленый).

- А какой стебель у рео? (Мягкий, лежит, вьется, зеленый, тоненький, хрупкий).

- Одинаковые ли стебли у наших растений? (Нет). Да, стебель есть у всех растений, но они разные.

- Ребята, а герань и рео, цветущие растения? (Герань долго цветет крупными красочными соцветиями. Рео цветет мелкими белыми цветочками в пурпурных «лодочках»).

- Чем похожи эти растения, что у них общего? (У всех есть стебель, листья, корни.)

- Чем они отличаются друг от друга? (Стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски, расположены по-разному.)

- Для чего нужны листочки растениям? (На каждом листочке есть множество маленьких отверстий, через которые растения дышат. Вот почему нужно всегда следить за тем, чтобы листики были чистыми.)

- Для чего нужен стебель? (на стебле растут листья, по стеблю в них поступают питательные вещества из земли.)

- Для чего нужны растению корни? (Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а еще корни удерживают растение над землей.)

- Для чего нужны комнатные растения? (Чтобы в группе и дома было уютно и красиво. Они очищают воздух, которым мы дышим. Растения выделяют кислород. Там, где много растений, людям легче дышится.).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто это там стучится? Ой, ребята, да это Незнайка пришел к нам в гости! Проходите, пожалуйста.

Входит Незнайка с цветком в руках, здоровается со всеми, оглядывает группу.

Незнайка: Как у вас уютно, как много цветов, какие они красивые! Вы сорвали их в цветнике летом на участке?

Воспитатель: Нет, Незнайка, эти растения не из цветника, они растут у нас в группе и называются комнатными растениями.

Незнайка: А я купил вот этот цветок, ой, нет, комнатное растение, в цветочном магазине, но, пока шел, забыл, как оно называется. И еще не знаю, как за ним ухаживать. Может быть, вы мне расскажите?

Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, наши ребята тебе помогут. Они очень хорошо знают это растение, оно есть у нас в группе. Поставь свое растение на стол, а сам присаживайся к детям. (Ставит горшок с цветком на стол.)

Незнайка: Вот спасибо, я буду очень внимательно слушать, и запоминать все, о чем вы будете рассказывать.

Воспитатель: Ребята, как называется это растение? (Фиалка).

Воспитатель: Вспомните, какой формы листья, какого цвета цветочки, есть ли стебелек, как нужно поливать это растение. (Невысокое травянистое растение с сильно укороченным стеблем и прикорневыми черешковыми листьями, собранными в розетку. Листья округлые, мясистые, опушенные, край листа ровный. Фиалка обильно и продолжительно цветет. Растение не выносит прямых солнечных лучей, сквозняков. Опрыскивания не переносит. Пыль на листочка нужно убирать щеточкой, аккуратно. Поливать его нужно очень осторожно теплой водой, так как корни у фиалки слабые, поверхностные, заливка или пересушка земли губительна для растения.)

Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, как за фиалкой ухаживать.

Незнайка: А, как называются эти растения?

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, как называются эти растения. (Герань, рео.)

Воспитатель: Незнайка, а ребята знают еще и стихи про эти цветы.

Герань

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

Фиалка

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодета ты!

Мы любуемся тобой!

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, какое настроение у цветов?

(карточка №2)

У герани, какое настроение? (Дети показывают карточку «плачущее».)

- А как вы узнали, чего ей не хватает? (Дети должны обнаружить, что земля сухая, не хватает влаги.)

Воспитатель: Плохо этому растению живется. Ребята, как же ему помочь? (Полить.) Что надо сделать, прежде чем поливать? (Узнать, какая вода холодная или теплая). А какая вода для растения самая лучшая? (Комнатной температуры, дети поливают растение.)

- А теперь, какое у нее настроение? (Дети показывают карточку «веселое».)

Воспитатель: Давайте определим настроение у рео. (Дети показывают карточку «хмурое».)

- А, что этому растению не хватает? (Дети определяют, что на листьях пыль.)

Незнайка: Ну и что, чем же растению может пыль помешать? Разве растение дышит, ведь у него нет носа и рта. (Ответы детей: оно дышит листьями.)

Воспитатель: Как же помочь растению? (Обтереть пыль с листьев.)

Незнайка: Вот вам таз с горячей водой, мыло, мочалка и полотенце. Мойте. (Дети объясняют Незнайке, что листья у растения нельзя тереть мочалкой, нужно обтирать пыль мягкой тряпочкой или опрыскивать.)

Воспитатель: И это растение вас благодарит. Какое теперь настроение у нее? (Дети показывают карточку «веселое»).

Воспитатель: Незнайка, а что это за палочка торчит из земли рядом с фиалкой?

Незнайка: Разве не понятно? Палочка для того, чтобы растение опиралось на нее. Ребята, а вы как думаете? (Чтобы землю рыхлить.) Вот еще! Зачем же землю рыхлить? (Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням подходила).

Дети осторожно рыхлят почву вокруг растения, но около стенки горшка.

Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, как ухаживать за растением?

Незнайка: Да, я поставлю его на подоконник, где светло, тепло, буду осторожно поливать.

Воспитатель: А чтобы ты хорошо запомнил, как нужно ухаживать за растениями, ребята прочтут тебе стихотворение.

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять

И опрыскивать.

Надо помнить нам всегда:

Ему плохо в холода.

И во тьме не может жить.

Лучик света должен быть.

Много правил и забот

Знает мудрый цветовод!

Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал много нового о комнатных растениях. Ну, а теперь мне пора идти домой. До свидания ребята.

Незнайка уходит.

sundekor.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта