ГлавнаяРастенийМногообразие живых организмов осенние явления в жизни растений
Групповой краткосрочный проект: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах). Многообразие живых организмов осенние явления в жизни растений
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
Главная | стр 1 скачать 6 класс Экскурсия № 1 Тема: | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Цель: | Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края | Задачи: | - Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
- Показать многообразие растений и животных;
- Воспитывать бережное отношение к природе
| Задание - Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
- Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
- Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
- Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
- Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
- Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
- Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Обсуждение представленных творческих работ.
- Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Алтайского края.
6 класс Экскурсия № 2 Тема: | Зимние явления в жизни растений | Цель: | Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. | Задачи: | - Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой;
- определит влияние факторов среды на рост и развитие растений;
- развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
| Задание - Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
- Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
- Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
- Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
- Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
- Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?
Опять погода стужей дышит, Зато на окнах, сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. - Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.
У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.
- Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.
У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами. - Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
- Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
- Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Алтайском крае.
6 класс Экскурсия № 3 Тема: | Мир растений малой Родины | Цель: | Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка | Задачи: | - Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка;
- научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона;
- научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
| Задание - Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
- Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
- Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.
- Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
- Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
- Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
- Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Основную часть территории Алтайского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи. - Этап – Рефлексия
- Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Алтайского края, произрастающие в школьном парке»
- Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.
6 класс Экскурсия № 4 Тема: | Природное сообщество и человек | Цель: | Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. | Задачи: |
- Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
- Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
- Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
- Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.
| Задание - Опишите сообщество школьного парка по плану:
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
- Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
- Изучение сообществ происходит по плану:
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
- Беседа предложенным учителем вопросам:
- Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
- Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
- Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
- Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
- Что растет у самой земли?
- В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах? - Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
- Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.
скачать Смотрите также:Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных 95.15kb. 1 стр. Тематический план Название темы 28.09kb. 1 стр. Тема Основные свойства живых организмов 138.67kb. 1 стр. Конспект урока «Ткани растений» фио варданян Юлия Михайловна 1 Место работы 108.61kb. 1 стр. Подцарство Настоящие бактерии 876.45kb. 3 стр. Программа по биологии. Химический лицей «Введение в биологию» 59.34kb. 1 стр. Проверочная работа по темам «Свойства живых организмов» «Уровни организации живых организмов» 14.03kb. 1 стр. Планирование курса «биология. Многообразие живых организмов» 98.38kb. 1 стр. Элективный курс «Многообразие и эволюция живых организмов» 125.42kb. 1 стр. Элективный курс по экологии Экология живых систем 113.83kb. 1 стр. Урок по биологии 7 класс : Многообразие голосеменных растений 103.41kb. 1 стр. Модульной программы по курсу «Живой организм» в 6 классе, «Многообразие живых организмов» -7 класс 241.57kb. 1 стр. | |
nenuda.ru
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе Экскурсия № 1 Тема: | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Цель: | Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края | Задачи: | - Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
- Показать многообразие растений и животных;
- Воспитывать бережное отношение к природе
| Задание - Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
- Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
- Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
- Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
- Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
- Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
- Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Обсуждение представленных творческих работ.
- Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.
Экскурсия № 2 Тема: | Зимние явления в жизни растений | Цель: | Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. | Задачи: | - Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой;
- определит влияние факторов среды на рост и развитие растений;
- развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
| Задание - Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
- Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
- Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
- Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
- Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
- Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?
^ Зато на окнах, сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. - Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.
У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.- Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.
У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.- Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
- Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
- Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.
Экскурсия № 3 Тема: | Мир растений малой Родины | Цель: | Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка | Задачи: | - Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка;
- научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона;
- научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
| Задание - Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
- Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
- Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.
4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений. - Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
- Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
- Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи. - Этап – Рефлексия
Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки. Экскурсия № 4 Тема: | Природное сообщество и человек | Цель: | Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. | Задачи: | - Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
- Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
- Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
- Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.
| Задание - Опишите сообщество школьного парка по плану:
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
- Этап – Разработка экскурсии
- Постановка цели и задач
- Разработка маршрута экскурсии
- Этап – Проведение экскурсии
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания.
- Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
- Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
- Изучение сообществ происходит по плану:
- Какие деревья произрастают в данном сообществе?
- Перечислить названия кустарников.
- Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
- Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
- Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
- Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
- Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
- Беседа предложенным учителем вопросам:
- Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
- Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
- Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
- Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
- Что растет у самой земли?
- В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?- Этап – Рефлексия
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
- Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.
|
dmee.ru
Экскурсия Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных - Введение. Биология как наука - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы
5 класс
Введение. Биология как наука
Урок 4. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Задачи экскурсии:
• показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;
• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни, убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные: у учащихся формируются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.
Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, ботаническая папка. Дополнительный набор; карта местности, компас, верёвка, лопатка, фонарь, термос с чаем, бумажные полотенца, средства защиты от дождя.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
II. Содержание экскурсии
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различия осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.
III. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся распределяются на группы, и каждая группа выполняет одно из следующих заданий.
Задание 1
1) Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны раньше изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
2) Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
1) Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (берёза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от неё, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.
2) Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.
Задание 4
1) Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2) Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
1) Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.
2) Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.
В ходе экскурсии учитель наблюдает за работой групп и отмечает деятельность каждого ученика в группе. Наблюдения помогут определить состав групп при изучении следующей темы.
IV. Домашнее задание
Оформить отчёт о проведённой экскурсии на с. 14—17 рабочей тетради.
V. Подведение итогов
Учитель характеризует работу учащихся в группе, объясняет, как группа должна подготовить отчёт по экскурсии и как будет оцениваться работа учащихся группы по результатам экскурсии на следующем уроке.
compendium.su
Групповой краткосрочный проект: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах)
Групповой краткосрочный проект: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах) Проект апробирован на учащихся 5 классов 2015/16 и 2016/17 учебных годов Цель: закрепление знаний в разделе «Введение в биологию» Задачи: Показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой Ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных Планируемые результаты обучения Предметные: на основе начальных представлений учащихся о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни формирование умений фенологических наблюдений; учащиеся имеют начальные представления о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; приобретают навыки правильного поведения в природе Метапредметные: Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Личностные: Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры Основные понятия: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов и составлении отчёта по экскурсии Форма продукта проектной деятельности: экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» Вид презентации проекта: деловая игра «Аквариум» (основные игроки собираются в центре круга, другие участники рассаживаются вокруг них и наблюдают за действием) Этапы и задачи работы В зависимости от готовности детей проект может растянуться до двух недель. 1 урок: 1 и 2 этапы Консультирование лидеров по организации и вuniverfiles.com
«Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе», Овсиенко Лариса Николаевна
№6 Дата __________________
Тема: Обобщающий урок
Экскурсия по теме: «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
№1 Лабораторная работа по теме: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
Цели:
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической
культуры.
Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать оформлять их результаты.
Предметные: учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.
Планируемые результаты:
З а д а ч и э к с ку р с и и :
показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;
ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
II. Содержание экскурсии
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.
III. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Задание 1
1. Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги,в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена.Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
www.prodlenka.org
Экскурсия Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни
Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Работу выполнили: Акулова Мария, Баннова Кристина, Веселкова Дарья, Яковлева Соня, Суворов Егор, Шутов Савелий, Старцева Арина, Селиверстова Варвара
1. Принести букет из до сих пор цветущих растений и назвать их. 2. Собрать сухие плоды и семена и назвать растения, на которых они образовались. Какими способами распространяются семена и плоды этих растений? 3. Каких птиц, насекомых, зверей или следы их пребывания вы нашли на пришкольном участке. Отметьте их поведение осенью.
Осень – волшебная пора, когда природа готовится отдохнуть от буйства красок и пышности цветов. Однако даже в этот период в садах расцветают самые разнообразные растения, продолжая нас радовать своим изяществом и красотой. Их еще называют осеннецветущими или растениями короткого дня, потому что именно в это время года солнце уже не такое жаркое, а светлая часть дня значительно сокращается. Конечно, количество осенних цветов не так велико и многообразно как летних, но, тем не менее, их достаточно, чтобы украсить ваш осенний сад и наполнить его приятным ароматом, сделав при этом уникальным и неповторимым. В большинстве осенние цветы относятся к многолетним, хотя среди них встречаются и однолетки.
Астра Занимают высокое положение в рейтинге осеннецветущих, благодаря своему длительному и обильному цветению. Существует множество сортов, зацветающих в первые два месяца осени, за что они получили свое народное название «сентябрины» и «октябрины» Это неприхотливое растение из рода травянистых, которое легко размножается, устойчиво к несильным морозам, а его обильное цветение продолжается до самой зимы, украшая сад яркими звездочками цветов. Часто цветков так много на кусте, что они скрывают под собой листву растения. Существуют как однолетние, так и многолетние виды астр.
Георгины Среди многолетних декоративных растений открытого грунта лидирующие позиции занимают разнообразные по окрасу и форме соцветий георгины. Их легко узнать по перистым листьям, прямостоячим стеблям и шикарным цветам. Они способны радовать своим цветением на протяжении двух – трех месяцев
Физалис Это прекрасное растение, которое не только украсит любой дачный участок, но и подарит вам вкусные плоды, которые можно есть как в свежем виде, так и делать из них варенье. И, конечно, все знают, как очаровательно выглядят яркооранжевые коробочки физалиса в букетах из сухоцветов. В народе физалис называют изумрудной ягодой или земляной клюквой.
Анютины глазки (виола или фиалка Витрокка Замечательная низкорослая (15 -30 см) многолетняя морозоустойчивая садовая культура, по форме своих цветов напоминающая фиалку. Виола относится к тенеустойчивым растениям, но в затененных участках ее цветение менее обильное. Цветовая гамма анютиных глазок широка и разнообразна. Анютины глазки не терпят переизбыток влаги и предпочитают суглинистый грунт. Эти цветы прекрасно украшают балконы, бордюры, уличные вазоны, разнообразные посадки и могут быть высажены вокруг деревьев.
Бархатцы (тагетис) Бархатцы бывают как однолетними, так и многолетками. Известно больше 50 разновидностей этой солнечной культуры, цветки которой разнятся от ярко-желтых до красновато-коричневых, включая всю гамму оттенков и комбинаций, и создают живописный цветочный ковер. Они обладают ни с чем несравнимым запахом и растут кустиками высотой от 0, 2 до 1, 2 м.
Календула Одно- или многолетние травы, пушковато железисто опушенные, с жёлтыми или оранжевыми цветками. Календула обладает сильно выраженными бактерицидными свойствами в отношении многих возбудителей болезней. Препараты из неё применяют для лечения ожогов, незаживающих ран, для полоскания горла при ангине и полости рта при стоматите.
Хризантема С середины лета и до самых морозов многие приусадебные, дачные участки и палисадники украшены яркими кустами садовой хризантемы. Растение цветет даже тогда, когда многие цветы уже повяли после первых заморозков. Даже самые опытные садоводы поражаются разнообразию окрасов цветка, его видам и формам
Флоксы – многолетние цветы, зимующие в саду. Они необычайно разнообразны по расцветке и по высоте куста, могут быть использованы в разных цветочных и растительных композициях. Среди прочих садовых цветов флоксы – чемпионы по зимостойкости и продолжительности цветения.
Львиный зев Цветы львиный зев или антирринум, – русские называют это растение «собачками» , англичане – «снэпдрэгон» (кусающий дракон), французы – «волчьей пастью» , а украинцы – «ротиками» . С греческого языка название «антирринум» переводится, как «носоподобный» , «похожий на нос» . Древнегреческий миф рассказывает о первом подвиге Геракла, когда им был побежден немейский лев, славившийся своей свирепостью и неуязвимостью. Богиня Флора вручила Гераклу созданный ею в честь его победы прекрасный цветок, который назвала «львиным зевом» . С тех пор в Греции стало традицией дарить героям львиный зев.
Петуния Красавица петуния давно стала одним из самых популярных и любимых цветов, с помощью которых украшают цветники в саду, балконы и лоджии, городские парки и клумбы. Она отличается разнообразием видов, пышным цветением, различной окраской, яркостью лепестков, крупными цветками и приятным ароматом
Годеция – один из тех цветков, которые можно часто встретить на клумбах: в общественных местах или на частных участках. Даже если вы не знаете его названия, наверняка этот цветок вам уже встречался. И вы точно должны были заметить его. Ведь красота этого нежного растения, разнообразие его цветов запоминается большинству.
Колхикум ( «безвременник» ) Это загадочное растение является клубнево-луковичным многолетником и приобрело свое название благодаря запоздалому осеннему цветению в отличие от своих собратьев. Несмотря на свою привлекательность, растение является ядовитым и требует осторожного с ним обращения.
Сухие плоды и семена растений. Фасоль-растение со съедобными плодами. Как же фасоль размножается? Я приведу к примеру случай из жизни. У нас в огороде в теплице сушилась фасоль. Некоторые стручки раскрылись и выпали плоды. На следующий год фасоль взошла, причем очень рано. Еще есть виды фасоли. Например снизу на фотографиях показана кустовая. А еще есть въющаяся фасоль.
Гречка-растение со съедобными семенами. Гречка размножается путем самопосева. Колоски раскрываются и выпадают семена
Кабачок-растение дающее съедобные плоды Кабачок размножается таким образом. Когда он сгнивает семена выпадают и прорастают
Бархатцы Семена бархатцев распространяются разбрасыванием, ветром.
Подсолнечник
Крылатки клена n Крылатка клена – сухой плод, представляющий собой модифицированный орех(семянка) с крылом. Служит для способствования переноса плода ветром на большие расстояния.
Орешки липы Плод липы — орешек шаровидный или удлиненный. Орешки созревают осенью и висят на дереве почти всю зиму.
Репейник. Семена репейника имеют «крючки» . Цепляются за одежду, переносятся животными и птицами.
Арахис или земляной орех Плоды арахиса находятся в скорлупках, в земле. Отсюда название – земляной орех.
Рожь Культурное растение распространяется человеком
Шиповник Семена шиповника распространяются птицами , поедающими плоды.
Чертополох размножается ветром.
Яблоки размножаются с помощью животных. И когда яблоко сгнивает выпадают косточки.
3. Особенности в поведении и жизнедеятельности животных осенью
Осенью все животные активно готовятся к зиме
Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами Мыши Кроты Хомяки Белки
Готовят теплое уютное гнездышко, чтобы впасть в спячку
Отрастает густая пушистая, шерсть, откладывают под кожей много жира
Изменяется окрас шерсти
Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают
Насекомые забирается в укромные места и впадают в спячку (в виде личинок, куколок или во взрослом состоянии)
Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир
Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
present5.com
Урок . Экскурсия `Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных`
Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Цель деятельности учителя. показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой; познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных Тип урока Урок-экскурсия. Планируемые образовательные результаты. Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе. Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры. Методы и формы обучения Репродуктивный. Групповая. Образовательные ресурсы Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 5- 6 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2013 г. Оборудование Карточки с заданиями, простые карандаши, блокноты. Наглядно – демонстрационный материал Живые растения и животные. Основные понятия разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Организационная структура (сценарий) урока. Этапы урока. Обучающие и развивающие компоненты, задания. Деятельность учителя. Осуществляемая деятельность учащихся. Формы организации взаимодействия. Формируемые умения (универсальные учебные действия). Промежуточный контроль. 1 2 3 4 5 6 7 1.Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе. Беседа. Совместно с учащимися формулирует задачи экскурсии и правила поведения в природе. Слушают учителя, вступают в диалог с учителем. Определяют задачи экскурсии и правила поведения в природе. Фронтальная. Познавательные: знакомятся с правилами поведения в природе. Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе. Устные ответыschoolfiles.net