Методы исследования растений. Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методы геоботанических исследований Введение. Методы исследования растений


Презентация на тему: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА

При изучении растительного покрова проводятся стационарные и

рекогносцировочные или маршрутные

исследования

При стационарных – растительность

изучается в течение ряда лет на одной и той же территории

Рекогносцировочные исследования

проводятся на определенном маршруте или территорииодин раз

МЕТОД ПРОБНЫХ ПЛОЩАДОК

При изучении растительности берется

площадь определенных размеров, на которой подробно изучается и описывается не только растительность, но и физикогеографические условиясреды

Количество и размер площадок различны для разных сообществ

При описании пользуются специальными

бланками, в которых заполняются все приводимые в них графы

МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ

Составляется и описывается генетически связанный

ряд ассоциаций, в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды.

Используется там, где на небольшой территории наблюдается резкое изменение экологических условий (в

поймах крупных рек, от русла реки до коренного берега)

При работе этим методом ведутся маршрутные

исследования

Выбирается полоса в 1 м шириной, на которой

изучается и записывается изменение растительности в связи с изменением экологических факторов

На маршруте закладывается не менее 3 пробных площадок на разных уровнях, на которых подробно описывается растительность

Этот метод всегда сочетается с методом пробных площадок

МЕТОД ПРОФИЛЕЙ

Используется при изучении больших

территорий

Через изучаемую территорию берется

географический профиль и на него наносится растительность, отмечается изменение растительности на всем протяжении. В типичных местах

закладываются пробные площадки

Чтобы пользоваться этим методом необходимо

хорошо знать флористический состав

данного района исследования.

Поэтому фитоценотические исследования

всегда сочетаются с флористическими

ПОЧВЫ

Описанию растительного сообщества должно сопутствовать описание почвенно-грунтовыхусловий территории

В наиболее типичном месте выкапывается почвенный профиль: шириной 1 м, длиной 2 м

Ориентируют профиль так, чтобы его передняя стенка была освещена солнцем, заднюю стенку роют ступенями

Глубина зависит от глубины залегания грунтовых вод

Сведения о горизонтах почвы заносят в бланк описания

Толщину почвенных горизонтов различных по цвету и структуре измеряют сантиметровой линейкой

ПОЧВЫ - ПРИЗНАКИ

Окраска почвы

Механический состав (суглинки, супеси, глинистые пески, пески)

Структура (зернистая,

комковатая, ореховатая, призматическая, столбчатая)

Почвенные горизонты:

А0 - горизонт мертвого покроваА1 - перегнойный (гумусовый)А2 - подзолистыйВ - иллювиальный (вмывания)G - глеевый

С - материнская порода

ФИТОЦЕНОТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

ЛЕСАЛес представляет собой определенный тип растительного сообщества,доминирующая роль

которого, принадлежит деревьям.

В зависимости от породы различают:

1)хвойные (темнохвойные и светлохвойные) леса;

2)лиственные (широколиственные и мелколиственные) леса;

3) смешанныелеса.

Хвойные и широколиственные леса являются коренными, а мелколиственные– временными.

Коренные леса формируются в естественных условияхи само возобновляются.

Временные леса формируются на месте уничтожения коренныхи поддерживаются в таком состоянии постоянным влиянием этих причин.

КОРЕННЫЕ ЛЕСА

Еловые леса

Сосновые

леса

 

ВРЕМЕННЫЕ ЛЕСА

Смена соснового леса еловым, смена березой

Смена березового леса еловым

ПРОБНАЯ ПЛОЩАДКА

При изучении лесных фитоценозов закладывается пробная площадка площадью 400 кв.м (20м х 20м)

Стороны пробной площадки ориентируют по сторонам света

Рулеткой отмеряют нужное расстояние, по углам вбивают колышки и на них натягивают шпагат

studfiles.net

Методы геоботанических исследований Введение

Геоботанические исследования, являясь основной формой работы полевых ботаников, включают в себя комплексное изучение как самих растений, так и среды их обитания, которые оказывают взаимное влияние и, в определенной степени, "формируют друг друга".

Связано это, в первую очередь, с тем, что произрастание как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, напрямую зависит от комплекса физико-географических факторов, в первую очередь — от особенностей рельефа, почв и почвообразующих пород данной территории. Особенно велика, при этом, роль рельефа, который, хотя и косвенно, влияет на растительность и, являясь мощным трансформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое влияние на специфику фитоценозов и их распространение.

В свою очередь растения и сформированные ими фитоценозы изменяют среду своего обитания — макро- и микроклимат, состав, структуру и влажность почвы, подземную и поверхностную гидросеть. Будучи функционально связанными с комплексом физико-географических условий, растения и их сообщества, могут быть использованы как индикаторы (особенно виды и фитоценозы с узкой экологической амплитудой) различных особенностей природных условий — аэрации и увлажнения почвы, ее засоленности, карбонатности и механического состава, глубины залегания почвенно-грунтовых вод и т.п. Наиболее надежными индикаторами являются не отдельные виды, а группы видов или целиком растительные сообщества.

Методам изучения флоры, как комплекса произрастающих видов растений, и растительных сообществ — фитоценозов, посвящено данное методическое пособие.

Основные понятия и термины Флора и флористические исследования

Флора представляет собой совокупность всех произрастающих на территории видов растений. Понятие флоры не является аналогом понятия фитоценоз (сообщество), скорее это формальный список (перечень) видов той или иной местности.

Изучение особенностей флоры составляет предмет флористических исследований.

Без знания и инвентаризации флоры невозможно проводить геоботанические исследования. Таким образом, флористические исследования, флористика, является частью геоботанических, исследований.

Фитоценоз и геоботанические исследования

При геоботанических исследованиях основным объектом изучения является фитоценоз.

В отечественной геоботанической литературе наиболее широко используется определение, данное В.Н.Сукачевым: "Под фитоценозом (растительным сообществом) надлежит понимать всякую совокупность растений на данном участке территории, находящуюся в состоянии взаимозависимости и характеризующуюся как определенным составом и строением, так и определенным взаимоотношением со средой...".

Таким образом, фитоценоз — это не случайное собрание видов растений, а закономерная совокупность видов, приспособившихся, в результате длительного подбора, к совместному существованию в определенных условиях внешней среды.

Часто вместо термина "фитоценоз" употребляется термин "растительное сообщество". Однако, как считает А.Г. Воронов (1973), термин "фитоценоз" целесообразнее сохранить для обозначения конкретных участков растительности, а "растительное сообщество" использовать как термин, не имеющий определённого объёма, как безранговое понятие для обозначения любого таксона в классификации растительного покрова.

Иногда в качестве синонима термина фитоценоз" некоторые исследователи используют термин "участок ассоциации".

Каждый фитоценоз характеризуется определённым набором признаков, из которых наиболее важное значение для разграничения одних фитоценозов от других имеют следующие:

1) видовой (флористический) состав;

2) количественные и качественные отношения между растениями, которые определяются разной степенью участия (обилием) различных видов и неодинаковой их значимостью в фитоценозе;

3) структура — вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза;

4) характер местообитания - среда обитания фитоценоза.

Совокупность всех фитоценозов определенной территории называют растительностью, или растительным покровом данной территории.

studfiles.net

Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями

Лекция 1. Вводная. Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями.

Ботаника – (греч. «ботанэ» – «трава») - наука о растениях. Современная ботаника – наука комплексная. Она изучает все стороны жизни и существования растений. Ее разделами являются:

  1.  морфология растений – наука о разнообразии внешнего строения растений: цветков, плодов, корней. Изучает эволюцию внешнего строения, взаимосвязь строения и среды обитания. Основной метод морфологии – описательный: наблюдение и сравнение.
  2.  Анатомия – наука о внутреннем строении растения: изучает строение клетки, тканей, органов, эволюцию внутреннего строения и взаимосвязь с окружающей средой.
  3.  С анатомией тесно связаны цитология - наука, изучающая особенности строения растительной клетки.
  4.  Гистология – наука о растительных тканях.
  5.  Физиология растений изучает жизненные процессы фотосинтеза, дыхания. К физиологии примыкает
  6.  Биохимия растений – наука о химическом составе, изменении веществ в результате метаболизма и
  7.  География растений -наука о границах их распространения.
  8.  Экология растений – наука, изучающая взаимодействие растений с внешней средой.
  9.  Палеоботаника – наука о вымерших растениях. Вымерших растений во много раз больше ныне существующих.
  10.  Систематика растений изучает многообразие растительных организмов и их место в филогенезе.

Основная задача систематики – классификация огромного многообразия растений. Что подразумевает: 1. Выявление, 2. Описание, 3. Классификацию, 4. Идентификацию, 5. Группировку организмов в системы.

 Методы исследования: всех ботанических специальностей:

  •  Сравнительно – морфологический; сутью которого является сопоставление сходства и различий в строении представителей разных групп растений, что позволяет судить об истории их формирования и развития, проследить родственные связи;
  •  Палеоботанический – основан на изучении ископаемых остатков растений;
  •  Онтогенетический – позволяет на основе индивидуального развития растений представить пути их исторического развития;
  •  Физиолого-биохимический устанавливает родство растений на основе сходства их химического состава;
  •  Цитологический основан на специфичности хромосомного аппарата каждого вида.
  •  Молекулярно – генетический базируется на изучении нуклеотидной последовательности наследственного материала.

В современной систематике в надцарстве эукариоты выделяют 3 царства:

1. – Растения

2. – Животные

3. – Грибы.

Растения – царство эукариотических организмов, способных к фотосинтезу, имеющих плотные, как правило, целлюлозные клеточные стенки. Преобладающее большинство растений по типу питания – автотрофы.

К особенностям растений как живых организмов следует отнести:

  1.  их характер питания (тип ассимиляции – фотоавтотрофный, способ – осмотический),
  2.  прикрепленный образ жизни,
  3.  неограниченный рост,
  4.  сильное расчленение тела с целью увеличения поверхности,
  5.  распространение с помощью спор, плодов и семян,
  6.  запасание углеводов в виде крахмала.

Царство растения делят на три подцарства: багрянки, или красные водоросли, настоящие водоросли и листостебельные растения. Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не расчленено на органы и ткани. Поэтому их нередко называют низшими растениями. Высшие растения, в отличие от низших – сложные, дифференцированные на органы и ткани многоклеточные организмы, приспособленные к обитанию в наземной среде.

Для всех живых организмов характерны определенные признаки живой материи, отличающие их от неживой природы:

  1.  Определенный химический состав. 
  2.  Клеточное строение
  3.  Обмен веществ и энергии. 
  4.  Питание – необходимое условие для получения энергии, роста, развития и других процессов жизнедеятельности. Различают автотрофное и гетеротрофное питание. Автотрофный тип ассимиляции подразумевает синтез органических веществ из неорганических (углекислый газ и вода) под действием энергии Солнца. Гетеротрофный тип ассимиляции характеризуется потреблением готовых органических соединений. Питание растений делится на минеральное (всасывание корнем воды и минеральных веществ) и фотосинтез.
  5.  Дыхание – высвобождение энергии, необходимой для всех процессов жизнедеятельности за счет расщепления (окисления) высокоэнергетических соединений АТФ.
  6.  Выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, которые могут образовываться в результате дыхания.
  7.  Саморегуляция. Живые организмы обладают способностью поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов по типу обратной связи. Недостаток поступления каких – либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает прекращение синтеза этих веществ.
  8.  Размножение. При размножении организмы воспроизводят себе подобных. Выживание вида обеспечивается сохранением главных признаков родителей у потомства, которое возникает путем бесполого или полового размножения. Растения размножаются тремя способами: вегетативным (за счет вегетативных органов), бесполым (спорообразование) и половым (образование гамет и их слияние). В жизненном цикле высших растений обязательно происходит смена  полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. В результате вегетативного размножения возникают особи с неизменным генотипом, а в результате бесполого и полового размножения меняется генотип особей, что приводит к повышению гетерозиготности популяций и в конечном счете повышает приспособленность организмов к меняющимся условиям окружающей среды.
  9.  Наследственность. 
  10.  Изменчивость. Изменчивость создает разнообразие материала для естественного отбора.
  11.  Индивидуальное развитие (онтогенез). 
  12.  Эволюционное развитие (филогенез). Все живые организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Филогенез есть необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
  13.  Целостность
  14.  дискретность живых систем. С одной стороны живая материя целостна, определенным образом организована, подчинена ряду законов. С другой стороны она дискретна, т.к. любая система состоит из обособленных элементов. Именно принцип дискретности лежит в основе представлений  об уровнях организации живой материи.
  15.  Рост – живые существа растут за счет питательных веществ, полученных в результате автотрофного или гетеротрофного питания.
  16.  Раздражимость – все живые организмы реагируют на изменения внешней и внутренней среды.
  17.  Подвижность. Растения неподвижны, т.к. прикреплены к субстрату, но зато способны к ростовым движениям.  Таксисы – это движение организма в ответ на раздражающий фактор. Если перемещение организма осуществляется в направлении к источнику раздражения, то такой таксис называется положительным. Если перемещение осуществляется от источника раздражения – отрицательным.

В зависимости от вида раздражителя разделяют  фототаксис (ответная реакция на действие света), хемотаксис (действие химических соединений), термотаксис (температуры). Примером положительного фототаксиса является целесообразная ориентация хлоропластов в клетках мезофилла листа.

 Тропизмы – двигательная реакция органов и частей растений на одностороннее влияние фактора окружающей среды (света, силы земного притяжения, воды, химических веществ). Тропизмы могут быть положительными, если орган или часть растения изгибается в сторону действующего фактора, и отрицательным, если происходят отклонения органа в противоположную сторону. У растений – выражен геотропизм – реакция отдельных его органов на одностороннее воздействие силы земного притяжения. Различают три типа геотропизма: положительный, – когда орган растет вертикально вниз, отрицательный, – когда направление движения органа противоположное, и поперечный, или диагеотропизм, – когда орган старается занять горизонтальное положение. Главные стержневые корни обладают, как правило, положительным геотропизмом, ветви первого порядка древесных растений, черешки листьев – отрицательным геотропизмом, корневища и боковые корни – поперечным тропизмом. Фототропизм – ростовые движения растений в ответ на одностороннее воздействие света.

 Настии – это двигательные ответные реакции органов или частей растений на действие раздражителей, которые влияют диффузно и равномерно с разных сторон:

Нутации – способность растений к  круговым или маятниковым движениям за счет периодических изменений тургорного давления, и интенсивности роста противоположных сторон определенного органа. У вьющихся растений верхушка во время роста делает нутационные движения и при контакте с опорой начинает обвиваться вокруг нее (хмель, тыква, горох).

 Сезонность. Непрерывный рост растений в течение жизни происходит периодически. Смена периодов роста и покоя связана с факторами внешней среды (свет, температура, влажность). А также внутренними физиологическими процессами, которые наследственно закреплены в процессе эволюции. Для лиственных растений проявлением сезонности является листопад. Листопад –биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растений и их развитием. Листопаду предшествует старение листа, при котором замедляются жизненно важные процессы: дыхание, фотосинтез; преобладают процессы гидролиза, в результате которого образуются балластные вещества. Питательные минеральные и органические вещества оттекают из листа, лист опадает. С наступлением холодов и уменьшением освещенности хлорофилл не синтезируется. Высокое содержание сахара в тканях листа, низкая температура и слабое освещение способствует образованию антоцианов. Листопад – приспособление растений к условиям существования, когда уменьшается световой день, понижается температура воздуха и почвы. Опадение листвы предотвращает у растений физиологическую засуху, т.к. оставшиеся листья испаряли бы воду, которая не может в это время в достаточном количестве поступать в корни. Способность к листопаду определяется цикличностью физиологических процессов.

 Значение растений. В экологических системах растения играют роль продуцентов. С их помощью происходит образование и накопление органики, выделение в атмосферу кислорода, включение в круговорот веществ углекислого газа. При прямом участии растений образуются почва, торф, ископаемые растения образовали залежи бурого и каменного угля.

Растения – основной компонент всех фитоценозов и биогеоценозов. Они участвуют в геохимических круговоротах веществ в природе, круговоротах  углерода, кислорода, азота, серы, фосфора, воды, изменяют химический состав почвы, влажность воздуха, насыщают атмосферу кислородом. Растения укрепляют почву, заселяют ранее безжизненные пространства, т.е. участвуют в почвообразовании, играют существенную климатообразующую роль.  Являются биоиндикаторами состава почвы или загрязнений атмосферы.

Космическая роль растений заключается в создании кислородной атмосферы, снижении парникового эффекта.

Для жизни человека растения имеют большое значение. Пищевое значение имеют хлебные злаки, зернобобовые, овощи, плодовые растения, маслиничные, пряные и другие. В растениях содержится большое количество питательных веществ, витаминов.

Прядильные или волокнистые растения служат сырьем для изготовления одежды. Древесина используется как строительный материал. Многие растения содержат дубильные, красильные, лекарственные и другие ценные вещества.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10977. Лекция Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности 30.42 KB
  Методологические основы психологии как науки. Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины насчитывает менее полтора веков но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор как существует философия. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении.
13364. Доклад Статистика рынка труда: основные категории, задачи статистического изучения, актуальные проблемы, организация статистического наблюдения 9.53 KB
  Анализ функционирования экономики не возможен без характеристики трудового потенциала страны и территории занятости населения эффективности использования живого труда оплаты труда организации условий труда. Традиционно вопрос состояния и развития трудового потенциала и занятости населения в отечественной статистике изучался в рамках статистики трудовых ресурсов а вопрос рабочей силы использования рабочего времени производительности труда оплаты труда организации и условий труда изучался в рамках статистики труда. Переход к рыночной...
2670. Лекция Микробиология, как наука. Предмет её изучения. Задачи медицинской микробиологии 27.84 KB
  Задачи медицинской микробиологии. Основные этапы исторического развития микробиологии. Основные достижения медицинской микробиологии Приложения:. Микроорганизмы изучает наука которая получила название микробиологии.
10629. Лекция Эпидемиология как наука. Предмет, задачи и методы эпидемиологии 13.84 KB
  Структуру медицинской науки в целом и упрощенном виде можно схематически представить в виде горизонтальных плоскостей, пересекаемых вертикальными линиями (слайд 1). Горизонтальные плоскости - это науки, изучающие патологию на различных уровнях организации жизни (молекулярный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционный).
10725. Лекция Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД 47.97 KB
  Вопросы: Предмет цели и задачи курса Психология конфликта. Теоретикометодологические основы психологии конфликта. Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел. Краткое содержание Актуальность данной темы обусловливается не только тем что она вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта но и помогает в нем сориентироваться понять что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.
2398. Лекция Предмет и основные задачи экономики природопользования 17.42 KB
  Как известно, в настоящее время во многих странах мира и на международном уровне большое внимание уделяется попыткам гармонизировать отношения человеческой деятельности, с одной стороны, и комплекса природных ресурсов и окружающей среды – с другой. В условиях реализации национальных стратегий устойчивого развития актуальным является изучение и анализ имеющегося зарубежного опыта
3166. Доклад ВВП. Различия между ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор. Важнейшие статьи ВВП по использованию 7.01 KB
  Производственный метод (метод суммирования добавленной стоимости) – по которому ВВП – это суммарная рыночная оценка текущего производства конечных товаров и услуг, произведенных в границах определенной страны за определенный период времени (обычно за год).
10230. Лекция Введение в социологию как предмет изучения 39 KB
  Таким образом социология это наука о закономерностях становления функционирования и развития общества. Любое общественное явление она рассматривает как элемент социальной системы или общества. Социология как и любая другая наука при изучении общества и происходящих в нем процессов преследует как ближайшие цели так и перспективные. Перспективные цели состоят в создании многосторонней и многоуровневой системы прогнозирования развития общества.
12871. Контрольная Объекты и процессы как предмет научного изучения 18.38 KB
  Понятие соседних состояний к такому процессу неприменимо можно говорить лишь о последовательных состояниях и о близости их друг другу во времени. Различают также апериодические и циклические процессы в последних одни и те же состояния повторяются во времени в одной и той же последовательности конечные с известным или неизвестным временем протекания и бесконечные в некотором абстрактном смысле управляемые и неуправляемые линейные однонаправленные и...
10901. Лекция Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории 32.33 KB
  Основные течения современной этапа развития институциональной экономики как науки. Онтологически институциональная экономика institutionl economy представляет собой особую подсистему экономической системы общества в свою очередь обладающую системными свойствами что позволяет рассматривать ее как институциональную систему хозяйства – целостную совокупность взаимосвязанных и упорядоченных институтов характеризующуюся эмерджентностью и синергическим эффектом. При этом если в качестве точки отсчета выбрать неоклассическую теорию...

refleader.ru

Задачи, методы геоботанических исследований

Цель геоботаники – выяснение причин, обусловливающих закономерности группирования растений в пространстве и во времени, познание свойств и качеств образующихся группировок, закономерности их распределения на земном шаре, поиск путей управления ими (улучшения и увеличения производительности, создания новых группировок), выработка стратегии их охраны и рационального использования.

Для достижения поставленной цели геоботаника как наука должна решить ряд конкретных задач:

1)  определение фитоценотического состава растительного покрова;

2)  изучение флористического состава и строения выделенных фитоценозов;

3)  выяснение зависимости фитоценотического состава растительного покрова, флористического состава фитоценозов и их строения, распределения и пространственных соотношений от климатических и топографических условий, от биотических факторов среды и степени антропогенной нагрузки;

4)  изучение генезиса и эволюции растительности, динамики фитоценозов;

5)  изучение формирования, изменяемости и смен фитоценозов во времени в зависимости от внешних и внутренних факторов;

6)  анализ фитоценотических отношений между растениями в зависимости от условий существования, биологических и экологических особенностей растений и их взаимного размещения;

7)  изучение взаимодействия и взаимообусловленности фитоценоза и окружающей среды;

8)  выяснение состояния растительного покрова в геологическом и историческом прошлом и отражения прошлого в современной растительности;

9)  установление классификационных единиц разного ранга и систематизация типов фитоценозов, то есть классификация и систематика растительности;

10) хозяйственная характеристика форм растительности и выяснение путей их улучшения, более рационального размещения, охраны и использования.

Подытоживая изложенное выше, можно сказать словами А. П. Шенникова, что у геоботаники «задача одна: полноценное фитоценологическое исследование растительного покрова; перечисленные же задачи – лишь разные стороны, с каких должен быть рассмотрен изучаемый предмет» (Шенников, 1964: с. 15).

Для того чтобы решить поставленные задачи, геоботаника использует целую систему методов. Существует несколько различных вариантов классификации методов, используемых при геоботанических исследованиях. Мы придерживаемся схемы Б. М. Миркина (Миркин и др., 1989), в основу которой положен метод биологического познания – описательно-регистрационный (наблюдение) или экспериментальный, а также признак кратности учета. При этом выделяются три группы методов.

·  Маршрутные методы – класс методов, которые реализуются путем однократных учетов по ходу маршрута. Они могут быть разномасштабными и охватывать как небольшие участки растительности, так и целые области, а также разными по степени точности, то есть опираться как на чисто визуальные оценки, так и на точные методы учета.

·  Стационарные методы – класс методов, которые реализуются путем многократного повторного изучения одних и тех же признаков растительности в одних и тех же точках. Стационарные исследования могут быть разными по длительности (от нескольких дней до десятков лет) и выполняться как с использованием визуальных оценок (например, многократное посещение одних и тех же участков растительности для визуальных наблюдений флуктуаций), так и с применением целого арсенала сложных приборов. В большинстве своем подобные стационарные геоботанические исследования перерастают в исследования экологические, так как изменения параметров растительности анализируются параллельно с учетом параметров среды.

·  Экспериментальные методы – класс методов, которые реализуются путем активного вмешательства в наблюдаемую растительность и среду. К числу экспериментальных исследований относятся, например, изучение влияния удобрений на растительность, создание искусственных фитоценозов, включение в состав естественных сообществ новых компонентов (или их исключение), снижение уровня конкуренции обрезкой корней деревьев и так далее. Особым видом экспериментальных исследований являются методические эксперименты, которые проводятся с целью сравнения разных методов получения исходных данных и их обработки; к экспериментальным методам следует отнести и моделирование фитоценотических систем.



biofile.ru

Методы исследований растительности

Методы исследований растительности

В основе геоботанического картирования лежала оригинальная классификация, построенная на интеграции доминантного и эколого-флористического принципов (Оценка и сохранение..., 2000). Группа типов леса определялась по доминантам древостоя. Тип леса (сообщества) определялся по эколого-ценотической группе видов, доминирующей в травяном покрове (или сочетанию доминирующих групп). Выделялись следующие группы видов: неморальная, бореальная, боровая, лугово-опушечная, нитрофильная, водно-болотная.

Основные методы, применявшиеся при исследовании растительности:

1. Маршрутные геоботанические описания на трансектах с картированием визуальных границ различных синтаксонов на картооснове (масштаб 1:25000). Учитывали доминантов ярусов, указывали тип леса (сообщества).

2. Геоботанические описания на временных площадках 10 х 10 м, закладываемых внутри однородных фитохор. Площадки закладывались случайно-групповым методом (от 1 до 4 площадок в пределах однородного участка сообщества). Составляли полный список сосудистых растений с указанием обилия по шкале Браун-Бланке.

В полевых работах принимали участие д.б.н. проф. О.В. Смирнова, д.б.н. Л.Б. Заугольнова, Е.Ю. Бакун, Н.В. Куксина, Н.В. Захарова, студенты магистратуры ПущГУ (авторство описаний указано в базе данных). Выполнено 182 геоботанических описания.

Работы по картированию растительности выполнены в 2001 году в рамках выполнения проекта «Почвенно-геоботаническое картирование территории Березичского лесничества НП “Угра”» (отв. исполнитель М.В. Бобровский) программы МПР РФ 3П-01-27 «Изучение современного состояния и эволюции старовозрастных широколиственных лесов засечной черты».

Классификация описаний и выделение типов сообществ (биотопов) осуществлялись с использованием технологий баз данных, программы PC-ORD4. Приведенная классификация (см. табл.) включает сообщества разного ранга (в зависимости от разнообразия данных сообществ на территории и выборки описаний). Большая часть выделенных типов соответствует группам асоциаций доминантной классификации. Наименее дробно подразделение черноольшаников, наиболее дробно – дубрав (типы выделены с учетом богатства сообществ; индикаторными видами много- и маловидовых дубрав можно считать черемшу (Allium ursinum) и осоку волосистую (Carex pilosa), соответственно).

При составлении картосхем растительности использовались данные последней лесной таксации Березичского лесничества НП «Угра». Данные о составе древесного яруса и о доминантах травяного яруса преобразованы с помощью специальных процедур, а затем уточнены по данным наших геоботанических исследований. Информация о типе сообщества состыкована с повыдельной базой данных, минимальные контуры картосхем соответствуют выделам.

Схема расположения геоботанических описаний и картосхемы растительного покрова Березичского лесничества НП «Угра» представлены в виде цифровых покрытий в формате shape-файлов, увязанных с цифровой топографической основой масштаба 1:100000, используемой в НП «Угра» в качестве базовой. В настоящее время ГИС содержит четыре основных тематических цифровых карты. Поддерживается векторная топологическая форма представления данных. К каждому из слоев привязана одна или несколько реляционных таблиц с характеристиками объектов. Для отображения картосхем в печатном виде рекомендуется использовать масштабы 1:50000 – 1:25000.

Полученные данные (включая карто-схемы) являются предварительными, именно так к ним следует относиться.

Литература

Оценка и сохранение биоразнообразия лесного покрова в заповедниках Европейской России. Под ред. Л.Б.Заугольновой. М.: Научный мир, 2000. 185 с.

kozelskie-zaseki.narod.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта