Методика определения видов растений и животных. Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции. Методика определения видов растений и животных


Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Разделы: Биология, Экология

Задачи:

  • углубить знания об основах систематики растений и животных;
  • совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей;
  • закрепить умение составлять морфологическое описание растений;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: компьютеры, презентация учителя (Приложение 1), интерактивные определители растений и животных (ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный Центр), гербарные экземпляры и фотографии растений Урала, коллекции и фотографии насекомых Среднего Урала, раздаточный материал (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Презентация

Тема нашего урока-практикума – “Определение различных видов растений и животных” (Слайд 1).

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

III. Введение в тему

В настоящее время на нашей планете существуют не менее 5 млн. видов живых организмов, и, по-видимому, не менее 500 млн. видов вымерло в предыдущие геологические эпохи. Познанием этого бескрайнего многообразия проявлений жизни и занимается систематика.

Сегодня мы с Вами должны углубить знания об основах систематики растений и животных; совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей; закрепить умения составлять морфологическое описание растений. (Слайд 3)

Итак, систематика - это наука, которая занимается описанием и классификацией организмов – как живых, так и вымерших. (Слайд 4).

Создание первой научной классификации принадлежит шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею (1735 г.). (Слайд 5).

Заслуги Карла Линнея:

  1. упростил биологическую терминологию;
  2. создал систему распределения растений и животных по группам;
  3. ввел бинарную номенклатуру;
  4. ввел латинские названия.

Важнейшим понятием систематики является “таксон”.

Согласно правилам ботанической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. (Слайд 6).

Приводится конкретный пример – систематическое положение Чины весенней (Слайд 6) [1].

Согласно правилам зоологической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. (Слайд 7).

Приводится конкретный пример – систематическое положение Махаона алексанора (Слайд 7) [2].

Вопрос классу: В чем отличие ботанической и зоологической номенклатуры? (Ответ – см. Слайд 8)

Для установления научных названий растений и животных используются атласы-определители. Они содержат изображения растений или животных, таблицы-ключи и краткую характеристику изображений (Слайд 9).

Инструкция по определению растений и животных (Слайд 10) [3]

В определительной таблице за каждой цифрой и знаком “0” перечислены различные признаки.

Признаки, перечисленные за цифрой, составляют “ТЕ3У” - положение.

Признаки, перечисленные за знаком “0”, составляют “АНТИТЕЗУ” - противоположение.

Каждая теза и антитеза составляют ступень.

1. ТЕЗА ........................... 1. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА ..........................
2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА.

Порядок определения растения (животного)

(выдается на каждую парту)

Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения (животного), которое Вы определяете.

B конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.

На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения (животного).

На какой-то ступени выбранная Вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения (животного).

Название растения (животного) состоит из двух слов. Первое слово - это родовое название, вместе со вторым оно составляет название данного вида.

IV. Практикум (работа в группах) (Слайд 11)

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении практикума и работе с компьютером, дает комментарии по выполнению практикума.

Каждая группа работает со своими объектами, используя атласы-определители (интерактивные и на печатной основе) по следующему плану (Слайд 12, Приложение 2):

  1. Определить систематическое положение предложенного растения.
  2. Составить морфологическое описание данного растения.

План морфологического описания растения [4]

(выдается на каждую парту)

  1. Название растения.
  2. Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, трава).
  3. Однолетнее или многолетнее растение.
  4. Характеристика надземной и подземной частей
    • Тип побега
    • Листорасположение
    • Лист простой или сложный
    • Строение цветка
    • Тип плода
  5. Местообитание растения.
  6. Распространение вида в регионе и на территории России.

3. Определить систематическое положение предложенного животного. 4. Сделать вывод. 5. Оформить отчет о выполненной работе.

Домашнее задание

§ 7.

Список литературы.

  1. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. – Мн.: Харвест, 2003.
  3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вид. Критерии и структура | Параграф 1.4.1

 "Общая биология. 11 класс". В.Б. Захаров и др. (гдз)

Вопрос 1. Дайте определение вида.Вид — совокупность особей, сходных по структурно-функциональной организации (биохимический, цитологический, гистологический, анатомический и физиологический критерии), имеющих единое происхождение (эволюционный критерий), одинаковый кариотип (цитогенетический критерий), сходное поведение (этологический критерий), свободно скрещивающихся между собой (репродуктивный критерий) и дающих плодовитое потомство, занимающих определенный ареал обитания (географический критерий) и характеризующихся определенными отношениями с другими организмами и факторами окружающей среды (экологический критерий).

Вопрос 2. Расскажите, какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами.Одна из важных характеристик вида — его репродуктивная изоляция, т.е. наличие механизмов, препятствующих скрещиванию с особями других видов и вследствие этого предотвращающих поток генов извне, защищенность генофонда от притока генов из других, в том числе близкородственных видов, достигается разными путями.Можно выделить следующие механизмы, препятствующие обмену генами между видами:1) различие в сроках размножения у представителей разных видов;2) различие в местах, предпочитаемых для размножения;3) несоответствие стандартов видового сексуального поведения;4) несоответствие ферментов акросомы (передней части головки сперматозоида) химическому строению мембраны яйцеклетки;5) несоответствие в строении половых органов у представителей различных видов;6) нежизнеспособность или стерильность межвидовых гибридов.Следовательно, вид — реально существующая, генетически неделимая единица органического мира.

Вопрос 3. В чем причина бесплодности межвидовых гибридов?Сроки размножения у близких видов могут не совпадать. Если сроки одни и те же, то не совпадают предпочитаемые места размножения. Например, самки одного вида лягушек мечут икру по берегам рек, другого вида — в лужи. Случайное осеменение икры самцом другого вида исключается. У многих видов животных существует строгий ритуал поведения при спаривании. Если у одного из потенциальных партнеров для скрещивания ритуал поведения отклоняется от видового, спаривания не происходит. Если все же спаривание произойдет, сперматозоиды самца другого вида не смогут проникнуть в яйцеклетку и яйца не оплодотворятся. Но иногда при межвидовом скрещивании оплодотворение происходит. В этом случае образовавшиеся гибриды либо отличаются пониженной жизнеспособностью, либо оказываются бесплодными и не дают потомства. Известный пример — мул — гибрид лошади и осла. Будучи вполне жизнеспособным, мул бесплоден из-за нарушений в мейозе: не гомологичные хромосомы не коньюгируют, и не формируются биваленты. Хромосомы не расходятся в разные клетки. В результате половые клетки не образуются, и организм не может оставить потомство. Перечисленные механизмы, предотвращающие обмен генами между видами, имеют неодинаковую эффективность, но в комплексе в природных условиях они создают практически непроницаемую генетическую изоляцию между видами.

Вопрос 4. Что такое ареал вида?Ареал — область распространения на суше или в различных водоемах систематической группы живых организмов. Ареал является первичным, если в нем произошло эволюционное становление вида. Сформировавшийся ареал может в дальнейшем расширяться вследствие расселения особей данного вида или сужаться в результате вымирания части организмов. Для эндемичных видов ареалы, как правило, сплошные, и организмы более или менее равномерно расселены по всей местности. В других случаях ареалы становятся прерывистыми в результате наличия на обширных пространствах географических, экологических или биологических преград. Такие же ареалы характерны для широко распространенных видов.

Вопрос 5. Что такое радиус индивидуальной активности организмов? Приведите примеры радиуса индивидуальной активности для растений и животных.Радиус индивидуальной активности — расстояние, на которое может перемещаться организм, исходя из его особенностей жизнедеятельности и физических возможностей. У растений этот радиус определяется расстоянием, на которое распространяется пыльца, семена или вегетативные части, способные дать начало новому растению. Для виноградной улитки радиус активности составляет несколько десятков метров, для северного оленя — более ста километров, для ондатры — несколько сот метров, первобытного человека — 15—25 км, дуба — 100 м, клубники — 1—1,5м. Вследствие ограниченности радиусов активности лесные полевки, обитающие в одном лесу, имеют немного шансов встретиться в период размножения с лесными полевками, населяющими соседний лес. Травяные лягушки, мечущие икру в одном озере, изолированы от лягушек другого озера, расположенного в нескольких километрах от первого озера. В обоих случаях изоляция неполная, поскольку отдельные полевки и лягушки могут мигрировать из одного местообитания в другое.Вопрос 6. Что такое популяция? Дайте определение.Популяция — это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.Реально вид существует в виде популяций. Популяция является элементарной единицей эволюции.

buzani.ru

Работы Учеников

 

I. Введение

            Излюбленным местом горожан является парк, находящийся в центре города Шебекино. Общая площадь сосновых насаждений составляет 41,5 га. В настоящее время парк представляет собой частично благоустроенную территорию с дорожками, вымощенными плитками. Северную границу парка окаймляет ручей Вердунок, который протекает с востока на запад (Приложение №1). Из рассказов старожилов нам стало известно, что в этом ручье в 60-70-х годах прошлого века водилась рыба. Но к концу 80-х годов рыба в нем исчезла, берега ручья заросли прибрежной растительностью, и он сильно обмелел.

Работая над экологическим проектом "Городской парк", мы предложили ряд мер для улучшения его экологического состояния. Многое уже осуществлено. Теперь нам бы хотелось привлечь внимание общественности и администрации парка к проблемам ручья Вердунок.

Цель данной работы – оценка экологического состояния ручья Вердунок в третьей декаде весеннего периода.

Объект исследования – участок ручья Вердунок (прибрежная зона ручья (в том числе и русло водотока) шириной 5 метров и длиной 100 метров), расположенный вдоль северной границы городского парка (непосредственно перед местом, где ручей скрывается в трубе, проложенной до его устья).

Задачи:- определить видовой состав прибрежно-водных и водных растений;

- исследовать животный мир водоема;

 - оценить качество воды ручья Вердунок, пользуясь физико-химическими методами;

- определить качество воды ручья по сапробности гидробионтов;

- разработать рекомендации по охране и улучшению экологического состояния ручья Вердунок.

Актуальность проводимой нами работы состоит в том, что уже длительный период никто не занимался проблемой исследования данного водоема, который протекает через город Шебекино. Вердунок является частью экосистемы городского парка. От экологического состояния ручья зависит состояние всей экосистемы. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что экологическое состояние изучаемого водотока не является критическим, и при применении ряда мер может быть улучшено.

II. Литературный обзор

Литературных источников, касаемых изучения экосистемы ручья Вердунок, мы не нашли. Из рассказов старожилов нам стало известно, что в середине прошлого столетия, во время паводка ручей сильно разливался, и его водами затоплялись улицы, прилегающие к ручью (ул. Богдана Хмельницкого, ул. Ленина, ул. Луговая). Чтобы исключить этот разлив была проделана работа по углублению русла ручья. С этой же целью были проложены трубы, а берега ручья в районе улицы Ленина были забетонированы. Старожилы рассказывают, что вода в ручье была чистой и прозрачной, там было много карасей и вьюнов.

(Кучерявенко В. В. 2009г.Устное сообщение).

Необходимо отметить, что проблема изучения экологического состояния крупных и малых рек, а также ручьев в последнее время поднимается достаточно часто. Так в работе «Методы биоиндикации и биотестирования загрязнения реки Валуй» (Базарова Д., 2009г.) дается оценка экологического состояния р. Валуй в пределах г. Валуйки, выясняются факторы загрязнения, даются рекомендации по оптимизации экологического состояния реки. В работе «Экологические проблемы памятника природы «Река Сулица» на примере притока Клянчейка» (Елымова К., 2009г.) проведена оценка состояния реки Клянчейка, изучен химический состав воды, выявлены причины загрязнения. Изучением изменений экологического состояния реки Оби в окрестностях города Сургут в сравнении с экологическим состоянием рек Большой Юган и Вачем Пеу в заповеднике «Юганский» занимались обучающиеся станции юных натуралистов г. Сургут. В работе отмечается улучшение качества воды Оби в городе в течение 8-летнего мониторинга (Межлумян М., 2009г.). В работе «Сезонная динамика, система связей химических показателей качества воды и их математическое моделирование малого ручья Холодок», авторами была решена задача прогнозирования химических показателей качества воды ручья Холодок в условиях нарастающего антропогенного процесса (Филиппова В., Федорова К. 2009г.). Таким образом, анализ исследовательских работ позволяет сделать вывод о широкой географии проводимых исследований водоемов и об актуальности темы в целом.

III. Методы исследований          

3.1. Методика проведения гидрометрических работ

Ширина небольшого водотока измеряется при помощи рулетки от уреза воды одного берега до другого. Для измерения глубины используется шест, размеченный на дециметры, на нижней части шеста прикрепляется поддон, чтобы шест не погружался в илистое дно. Скорость течения воды измеряют с помощью поплавков и секундомера. Для определения скорости путь поплавка делится на время его движения.

3.2.Методики определения качества воды

3.2.1. Определение основных физических свойств природных вод

Температуру воды можно определить обычным термометром, опустив его в ведро или другой сосуд объемом не менее 1 л. Держать его в воде следует 5-10 минут. Одновременно с измерением температуры воды измеряют температуру воздуха.

Прозрачность воды определяется с помощью диска Секки или, учитывая маленькую глубину водоема, с помощью мерного цилиндра из бесцветного стекла по обычному шрифту любого текста с высотой буквы 3,5 мм. Под мерный цилиндр помещают текст и постепенно заполняют его предварительно взболтанной пробой воды. Когда текст становится плохо различимым, высоту столба воды измеряют линейкой  и полученное значение записывают с точностью до 1 см. Природные воды характеризуются как прозрачные, слегка мутные, мутные и очень мутные. Одновременно с определением прозрачности ведут наблюдения за цветом воды. Воду в мерном цилиндре ставят на лист белой бумаги. Цвет определяют, просматривая воду сверху вниз. Цвет воды сравнивается со шкалой, которая состоит из набора двадцати двух стеклянных пробирок, заполненных цветными растворами разных оттенков, пронумерованных от I до ХI. Для определения запаха в коническую колбу вносят 250 мл пробы воды подогревают до 20°С, колбу закрывают пробкой и содержимое ее несколько раз тщательно взбалтывают, после этого колбу открывают и тотчас же определяют запах. Другую колбу нагревают на водяной бане до 60°С, прикрыв горлышко колбы часовым стеклом, содержимое колбы перемешивают и тотчас определяют запах и его интенсивность. Интенсивность запаха определяется разбавлением пробы дистиллированной водой до исчезновения запаха.

3.2.2.Химические методы определения качества воды

Кислотность или рН воды определяют с помощью индикаторных полосок.

Содержание сульфатов в водоемах может быть повышенным вследствие сброса в них сточных вод с неорганическими и органическими соединениями серы.

Примерно 10 мл пробы подкисляют в пробирке несколькими каплями соляной кислоты и прибавляют около 0,5 мл 10%-го раствора хлорида бария (ВаСI2О). При содержании 5-50 мг/л сульфатов возникает слабое помутнение, при более высокой концентрации выпадает осадок сульфата бария ВаSО4.

Определение железа. В пробирку помещают 10 мл пробы, прибавляют 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель 5%-го раствора перекиси водорода и, примерно, 0,5 мл 20%-го раствора роданида калия. При содержании железа около 1 мг/л появляется розовое окрашивание раствора, а при более высоком содержании – красное.

Определение фенолов. В концентрациях, равных нескольким мг/л , они могут влиять на биологическую жизнь рек.. В коническую колбу вносят 100 мл исследуемой пробы и затем добавляют раствор хлорной извести или хлорную воду в таком объеме, чтобы было внесено 0,05 мг активного хлора. Через 10 минут определяют, появился ли характерный для хлорфенолов "аптечный запах" при 20-и и 60°С.

3.3.Методика определения видового состава растений

Видовой состав растений определяется с помощью определителей и справочников. Обращается внимание на взаимосвязь распределения глубин и поясности водной (и прибрежно-водной растительности). Список видов представляется в форме таблицы (рис. 1)

№п/п

группа

вид

 

 

 

Рис. 1. Список видов растений

3.4. Методика рекогносцировочного описания водоема

Рекогносцировочное описание водоема удобно выполнять, заполняя бланк, предложенный Боголюбовым А. С. (Боголюбов А. С., 1996г.) (рис. 2)

Дата наблюдений _________

  1. Метеоусловия t0С; облачность (баллы), ветер (баллы), осадки.
  2. Тип и название водного объекта ____________________________________.
  3. Местоположение пункта наблюдения ________________________________.
  4. Описание окружающей местности ___________________________________.
  5. Морфометрические особенности участка _____________________________.
  6. Прибрежно-водная растительность (основные виды)__________________.
  7. Высшая водная растительность (основные виды) ______________________.
  8. Описание грунта на дне и берегу водного объекта_______________________
  9. Общая характеристика воды:

а) температура воды: у берега 0 , в удалении  0, на глубине 1 м   0 ;

б) цвет воды  ________;

в) прозрачность воды _______см;  

г) запах ___________.

11.Характеристика обрастания на подводных предметах ___________________.

12.Загрязнение поверхности воды ______________________________________.

13.Фауна водоёма и окрестностей ______________________________________.

14.Основные формы антропогенных воздействий _________________________.

Авторы описания _____________________________________.

Рис 2. Бланк рекогносцировочного обследования водоёма

 

3.5. Методика определения сапробности водоема

По развитию в водоеме тех или иных растений можно судить о его санитарном состоянии. Разработана биологическая система классификации степени загрязнения водоемов (Колчанов А. Ф. Наблюдения за водоемом). Для определения степени сапробности применяется таблица (рис. 3).

Вид

s

x

o

β

α

p

j

S

Маршанция изменчивая

o

1

8

1

-

-

4

1,0

Риччия сизая

o

-

7

3

-

-

4

1,3

Риччия плавающая

o

-

7

3

-

-

4

1,3

Риччиокарпус натанс

o

-

8

2

-

-

4

1,2

Сфагнум

o

-

10

-

-

-

5

1,0

Сальвиния плавающая

o

-

9

1

-

-

5

1,1

Хвощ речной

o

2

8

-

-

-

4

0,8

Уруть колосистая

β

-

2

8

-

-

4

1,8

Роголистник темно-зеленый

β

-

1

9

-

-

5

1,9

Рдест разнолистный

β

-

3

7

-

-

4

1,7

Рдест пронзеннолистный

β

-

3

7

-

-

4

1,7

Рдест блестящий

β- o

-

6

4

-

-

3

1,4

Рдест курчавый

β

-

2

8

-

-

4

1,8

Кубышка желтая

β - o

-

5

5

-

-

3

1,7

Кувшинка белая

β - o

-

7

3

-

-

3

1,4

Пузырчатка обыкновенная

β

-

2

8

-

-

4

1,8

Многокоренник обыкновенный

β

-

1

8

1

-

4

2,0

Элодея канадская

β

-

2

7

1

-

3

1,85

Ряска горбатая

β

-

1

8

1

-

4

2,0

Ряска малая

β

-

1

6

3

-

3

2,25

Ряска тройчатая

β - o

-

5

5

-

-

3

1,8

Горец земноводный

β

-

3

6

1

-

3

1,75

Водокрас обыкновенный

β - o

-

5

5

-

-

3

1,5

Стрелолист обыкновенный

β - o

-

6

4

-

-

3

1,4

 

Рис. 3 Высшие водные растения в системе сапробности (по Sladecek, 1963, с изменениями)

IV. Собственные результаты исследований

4.1. Описание исследуемого участка ручья Вердунок

Ручей берет начало в заболоченной местности, расположенной в восточной части города Шебекино, между улицами Харьковской и Пугачева. Течет по северной границе городского парка, пересекает центральную часть города, далее - по улице Ломоносова и впадает в реку Нежеголь. От истока и до улицы Ленина он имеет естественные берега. От улицы Ленина и до улицы Ломоносова ручей заключен в берега из бетона. Нами проводились исследования ручья в районе городского парка и по его выходу из парка (прибрежная зона ручья (в том числе и русло водотока) шириной 5 метров и длиной 100 метров), расположенный вдоль северной границы городского парка (непосредственно перед местом, где ручей скрывается в трубе, проложенной до его устья) (Приложение №1). Нами было проведено рекогносцировочное описание изучаемого участка ручья (Рис. 4). При описании использовались вышеперечисленные методики (Приложение №2).

Дата наблюдений: 29 мая 2009 года.

1. Метеоусловия: t 24 С; облачность «0» баллов; ветер -  штиль, без осадков.

2. Тип и название водного объекта: ручей Вердунок.

3. Местоположение пункта наблюдения: вдоль северной границы городского парка (непосредственно перед местом, где ручей скрывается в трубе, проложенной до его устья).

4.                  Описание окружающей местности: изучаемый участок расположен в черте города Шебекино. На правом берегу на расстоянии 1-5 метров от русла ручья расположены частные гаражи. На левом берегу в сосновом парке расположена территория информационно-методического центра управления образования администрации Шебекинского района, окруженная металлической изгородью, а так же частные гаражи, здание пиццерии «Чунга-чанга».

5.      Морфометрические особенности участка: ширина русла – 1,2 м, глубина – 0, 43 м, скорость течения – 0, 1 м/с.

6.      Прибрежно-водная растительность (основные виды): тростник обыкновенный, частуха подорожниковая, сусак зонтичный, водокрас лягушачий, телорез обыкновенный, осока заячья, осока острая, рогоз широколиственный.

7.      Высшая водная растительность (основные виды): роголистник тёмно-зелёный, ряска малая.

8.      Описание грунта на дне и берегу водного объекта: илисто-песчаный.

9.      Общая характеристика воды:

а) температура воды: у берега 160 С, в удалении 160 С, на глубине 0,4 м  160 С;

б) цвет воды: зеленоватый;

в) прозрачность воды: 43 см;

г) запах: отсутствует;

10.Характеристика обрастания на подводных предметах: зелено-бурые, крупными хлопьями, 2 балла.

11.Загрязнение поверхности воды: пленка от горюче-смазочных материалов, бытовой мусор

12.Фауна водоёма и окрестностей: медицинская пиявка, стрекоза плоская, тритон обыкновенный, лягушка травяная, водомерка.

13.Основные формы антропогенных воздействий: мытье автомобилей.

Авторы описания: Власюк Анастасия, Малюков Артем, Князев Артем, Кузнецов Максим, Шишкин Иван.

Рис. 4. Результаты рекогносцировочного описания водоема.

4.2. Определение видового состава прибрежно-водных

и водных растений

Вдоль естественных берегов Вердунка были определены следующие растения (рис. 5):

№п/п

группа

виды

1

Мезофиты (деревья и кустарники)

ива белая

2

ива козья

3

ива остролистная

4

ива пятитычинковая

5

клен ясенелистный

6

тополь дрожащий

7

акация белая (робиния)

8

бересклет бородавчатый

9

вишня

10

акация желтая

11

малина обыкновенная

12

рябина

13

снежноягодник

14

шиповник (роза собачья)

15

Гидатофиты (водные растения, целиком погруженные в воду)

рдест гребенчатый

16

рдест курчавый

17

ряска малая

 

 

18

Гидрофиты (растения наземно-водные, частично погруженные в воду, растущие по берегам водоемов)

тростник обыкновенный

19

частуха подорожниковая

20

сусак зонтичный

21

водокрас лягушачий

22

телорез обыкновенный 

23

осока заячья

24

осока острая

25

рогоз широколистный

26

горец змеиный

            Рис.5. Список высших водных растений ручья Вердунок

Высшие водные растения изучались на ручье Вердунок с естественными берегами. В районе ручья с железобетонными берегами из высших растений наблюдались  только ряска малая и осока заячья, да и то их количество было значительно меньше, чем в районе с естественными берегами (Приложение №3).

            4.3. Определение видового состава низших водных растений

            При визуальной оценке поверхности водоема первое, что бросается в глаза – окраска воды, которая обусловлена развитием определенных групп водорослей. Интенсивность окраски зависит от количества фитопланктона. По определителю были опознаны зеленые водоросли: хламидомонада, вольвокс; спирогира, диатомовая водоросль мелозира, сине-зеленый микроцистис. В поле зрения под микроскопом количество зеленых водорослей превышало количество сине-зеленых и диатомовых. (Приложение №4).     

 

            4.4. Изучение животного мира ручья Вердунок

Водоем населен организмами, которые являются высокоуязвимыми на территории нашей области, так как их численность постоянно уменьшается в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды:

- из позвоночных: тритон обыкновенный; лягушка травяная, уж водяной.

- из беспозвоночных: медицинская пиявка, стрекоза плоская.

Кроме того, в ручье обитают: клоп водомерка, прудовик малый

(Приложение №5)

4.5. Изучение качества воды ручья Вердунок физико-химическими

методами

В мае и в августе 2009 г. был проведен физико-химический анализ воды (Рис.6) (Приложение №4).

Наименование показателей

май

август

Естест.

берег

Бетон.

берег

Естест.

берег

Бетон.

берег

Сульфаты,

наличие

+

+

+

+

Железо,

наличие

+

+

+

+

Фенолы,

наличие

_

_

_

_

Кислотность,

рН

5,5

4,5

5,5

4,5

 

            * +      - повышено;

            * -       - норма.

Рис.6. Химические показатели определения качества воды

4.6. Определение сапробности водоема

Внимательно изучив таблицу «Высшие водные растения в системе сапробности (по Sladecek, 1963, с изменениями)», мы пришли к выводу, что Вердунок - β-мезосапробный водоем.

V. Выводы

В процессе проведения исследований флоры и фауны ручья Вердунок нами определено 26 видов высших растений (мезофитов – 14 видов, гидатофитов -3 вида, гидрофитов – 9 видов), 5 видов низших растений, 3 вида позвоночных животных, 4 вида беспозвоночных животных. Несмотря на высокую антропогенную нагрузку на ручей там встречается достаточно разнообразная флора, характерная для местных водоемов. Животный мир ручья крайне беден, хотя фауна представлена не только видами, приспособленными к обитанию в грязной воде, но и видами, требующими чистой воды (тритоны). В химическом составе воды определено повышенное содержание сульфатов и железа, PH воды меняется в зависимости от характера берегов: вода становится более щелочной в ручье с бетонными берегами, что обусловлено попаданием щелочных моющих средств, используемых при мытье автомобилей, которое удобно проводить рядом с забетонированными берегами. Экология водоема усугубляется поступлением в него органических и минеральных веществ, выбрасываемых жителями вместе с бытовым мусором, происходит процесс эвтрофикации, т.е. резкого повышения продуктивности водоема. Вердунок является β-мезосапробным водоемом. Предположение о том, что экологическое состояние изучаемого водотока не является критическим в целом подтверждено, но сравнив полученные нами результаты с результатами проводимых подобных исследований, представленных в обзоре литературы данной работы, мы пришли к выводу, что состояние Вердунка не является также благополучным, а подтверждает всеобщую ситуацию ухудшения состояния водоемов, протекающих по территории городов.

Работа над исследованием ручья Вердунок позволила выявить экологические проблемы водоема, которые оказывают влияние на экологию парка и центра города. Необходимо срочное принятие мер для сохранения экосистемы ручья:

* провести очистку ручья от бытового мусора;

* вывесить памятки о бережном отношении к ручью;

* создать экологическую тропу, которая несла бы учебно-просветительскую информацию о растениях, приспособленных к жизни в водоемах, животном мире, а также об организмах, рекомендуемых к охране в Белгородской области;

* разработать мероприятия по охране водоема от химических загрязнителей.

 

VI. Литература

1.Боголюбов А. С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описаний рек. Методическое пособие. Москва, Экосистема, 1996.

2.Колчанов А. Ф. Наблюдения за водоемом. Методические материалы к практическим работам (модельные методики и ключи для распознавания организмов).

3. Новиков В. С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В. С. Новиков, И. А. Губанов, 4-е издание; стереотип. М.: ДРОФА, 2007 г.

4.Миркин Б.М. Изучение биологического разнообразия в сельской школе. Биология в школе. №3, 2006 год.

5. Методические материалы по итогам областного конкурса юных исследователей окружающей среды. Сост. Боброва О. Ф. // Методы биоиндикации и биотестирования загрязнения реки Валуй. Базарова Дарья, 11 класс, МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов».: ГОУ ДОД «БелОДЭБЦ», 2009г. -57с., с.37-38

6.Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции школьников/ Белгород: «Везелица», 2008. 182с./ Экологические проблемы памятника природы «Река Сулица» на примере притока Клянчейка. Елымова Кристина, Татарстан, МОУ «Клянчинская ООШ», с.34-35

7.Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции школьников/ Белгород: «Везелица», 2008. 182с./ Мониторинг экологического состояния реки Оби и некоторых водотоков заповедника «Юганский». Межлумян Михаил, г. Сургут, МОУ «СОШ №7», с.64-65

8.Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции школьников/ Белгород: «Везелица», 2008. 182с./ «Сезонная динамика, система связей химических показателей качества воды и их математическое моделирование малого ручья Холодок. Филиппова Виктория, Федорова Ксения, г. Казань, ДЭБЦ.с. 113-114.

9.Фролова Г.И. Методические рекомендации по отбору обработке и анализу гидробиологических проб воды и грунта. М.Лесная страна, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

www.anopchenkogv.narod.ru

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

Разделы: Биология

Тема: «Вид. Критерии вида».

Цели урока:

  • обучающие:
    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
    • изучить критерии вида и их содержание;
  • развивающие:
    • продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи учащихся;
    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитательные:
    • воспитывать толерантность учащихся;
    • воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с биологическими объектами.

Методы обучения: проблемный, эвристический

Оборудование: раздаточный материал по критериям вида, коллекции насекомых (разные виды жужелиц), гербарии растений (клевер белый и клевер красный), открытки с изображением медведя белого и медведя бурого, живые объекты: агава американская и агава устрашающая.

ХОД УРОКА

Учитель: Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский «квантированость». Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием?

Ученики предлагают определения понятию «вид», которые искали по дополнительной литературе при подготовке к уроку. Данные определения они вывешивают в напечатанном виде на доску.

Учитель:В каждое из этих определений положен только один биологический аспект: размножение, анатомические и экологические особенности и другие (это зависит от того какие определения подготовят дети к уроку). В ходе изучения основ общей биологии мы этими определениями не будем пользоваться. А за основу возьмем определение из учебника (Биология. Общие закономерности. В.Б. Захаров, стр.380). В конце урока вы, ребята, сами ответите, почему мы отдаем предпочтение определению из учебника. Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса. Выделяют 8 критериев вида:

  1. Морфологический.
  2. Физиологический.
  3. Географический.
  4. Генетический.
  5. Этологический.
  6. Экологический.
  7. Биохимический.
  8. Цитологический.

Эти критерии мы будем сейчас изучать.

Ситуация для решения учащимся класса.

Предложены три растения рода традесканция: традесканция приречная, традесканция пурпурная, традесканция зебрина. Относятся ли данные растения к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте. По итогам решения проблемной ситуации дается определение морфологическому критерию вида.

Сообщение учащихся о морфологическом критерии.

Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. На основе этого критерия К. Линней построил свою Систему Природы. Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного. Несмотря на удобства, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся морфологически. Таких видов много среди малярийных комаров, дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов –двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17. Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлению, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Для закрепления морфологического критерия учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Морфологический критерий вида»

1-я группа: коллекция насекомых – жужелица изумрудная и жужелица черная2-я группа: гербарий растений – клевер красный и клевер люпиновидный3-я группа: живые растения – агава американская и агава устрашающая4-я группа: фотографии – медведь бурый и медведь белый

Инструктивная карточка

1. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты их сходства. 2. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты отличия их друг от друга. 3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Относятся ли данные организмы к одному или разным видам?» Свой ответ аргументируйте.

Далее заслушивается отчет о выполненной работе. От каждой группы выступают по одному представителю.

Далее в ходе групповой работы учащиеся изучают оставшиеся 7 критериев.

1-я группа изучает цитологический критерий2-я группа – экологический и этологический критерии3-я группа – географический и физиологический критерии4-я группа – биохимический и генетический критерии

Физиологический критерий

Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, сто приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Географический критерий

Этот критерий наряду с географическим в большинстве определителей занимает второе место (после морфологического). При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Генетический критерий

Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.

Этологический критерий

Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты. Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания ( по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

Экологический критерий

Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Биохимический критерий

Он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата диагностическими признаками являются два фермента – фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в практической таксономии микробов. Разработанные методы дают возможность сравнить состав у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства – сходными.

Цитологический критерий

Развитие цитологических методов позволило ученым исследовать форму и число хромосом у многих видов животных и растений. В ряде случаев число хромосом служит характерной особенностью вида. Кариологический анализ позволил, например, упорядочить систематику диких горных баранов, у которых разными исследователями выделялось от 1 до 17 видов. Анализ показал наличие трех кариотипов: 54-хромосомный – у муфлонов, 56-хромосомный – у архаров и аргали и 58-хромосомный – у обитателей гор Средней Азии – уриалов. Однако и этот критерий не является универсальным. Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом. Это так называемые хромосомный и геномный полиморфизм. У песчанок из разных мест обитания число хромосом различное: 40 – у песчанок алжирской популяции, 52 – у израильских и 66 – у египетских. Иногда этот критерий неверно трактуется как генетический. Безусловно, число и форма хромосом важный признак, препятствующий скрещиванию особей разных видов. Однако это скорее цитоморфологический критерий, так как речь идет о внутриклеточной цитологии: числе и форме хромосом, а не о наборе и структуре генов.

По окончанию работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида.

Закрепление

Учитель читает отрывок.

1. Обитающая в нескольких районах обыкновенная лисица образует несколько географических форм, постепенно сменяющих друг друга. Самые северные лисицы, обитающие в лесной зоне, самые крупные. Лисы степей и полупустынь мельче. Еще мельче лисы, живущие в среднеазиатских пустынях, и самые мелкие лисы обитают в Афганистане, Пакистане и Индии. Чем южнее обитают лисы, тем длиннее у них хвост и уши.

2. Малярийный комар встречается и в тех районах Европы, где малярии никогда не было. Кроме того, в одних частях он предпочитает кормиться на человеке, а в других – исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других – только в пресной. Внешне эти формы почти неразличимы, известные пока различия касаются особенностей структуры яйца, числа и ветвистости щетинок у личинок.

Вопросы к классу.

1. О каких критериях идет речь в прочитанном отрывке? 2. О разных или об одном виде идет речь в отрывке? 3. Сделайте вывод по прочитанному отрывку.

Далее возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока. «Почему мы пользуемся определением понятию вид из учебника?».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методы определения численности и плотности популяции

2014-06-02

Существует несколько методов определения плотности и численности популяций разных видов организмов. Каждый из них учитывает биологические особенности вида и цели исследований.

1. Метод пробных участков. Суть его в том, что на опытной территории проводят подсчет особей или взвешивания их (в случае мелких существ), отбирая для этого определенное количество пробных участков. Размер пробной участка, на котором осуществляется подсчет, и их количество зависит от размера территории популяции и размеров особей животных или растений, характера их распределения на опытной территории. Для крупных хищников площадь подсчета может достигать 100 км2, для подсчета деревьев, белок, муравейников достаточная площадь 1 га, а для дождевого червя, личинок, майского жука, колорадского жука — 1 м2. В водной среде или в почве такими пробными единицы объема — 1 литр, 1 м3, 1 см 3 и т.д..

2. Метод общего подсчета. Используется для определения численности и плотности больших или хорошо заметных организмов и для существ, живущих колониями (муравейники, осиные гнезда, пчелиные рои).

3. Метод мечения с последующим повторным отловом подвижных животных. По этому методу часть особей популяции отлавливают, делают определенные метки, кольцуют (птиц) и отпускают. При повторном отлове устанавливают часть меченых особей среди отловленных и на основе этого оценивают плотность всей популяции, скорость ее роста.Метод мечения и повторного отлова заключается в том, что с отведенной площади отлавливают некоторое количество животных, метят их (с помощью цветных меток краской) и выпускают снова в популяцию, откуда они были взяты.

Через определенный промежуток времени, когда немеченых особи смешиваются с мечеными, делают вторичную пробу и подсчитывают число меченых особей в ней.

Используют для определения плотности крупных прикрепленных организмов (деревьев и др.)..Для подсчета численности популяций крупных подвижных животных (волков, оленей, сайгаков) используют метод облета территории на самолете или вертолете на низких высотах,поскольку популяции этих животных занимают очень большие территории.Изучение численности и плотности популяции является нелегким делом, поскольку особи ее размещены в пространстве неравномерно. В популяциях животных трудности связаны с их подвижным и кочевым образом.

При изучении популяции важно знать тенденцию ее развития — к уменьшению или к увеличению, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение. По показателям изменения численности и плотности можно прогнозировать убытки от вредителей сельского хозяйства, разрабатывать пути влияния на развитие популяций промысловых животных.В случаях, когда невозможно определить реальный размер популяции, для ее оценки используют показатели относительной численности. их широко используют для характеристики крупных животных и наземных растений, когда необходимо дать оценку численности на больших площадях без большой затраты времени и средств.

Например, такие данные должны иметь специализированные охотничьи и природоохранные организации, которые обязаны ежегодно регулировать охоту на мигрирующих водоплавающих птиц (гусей, уток, крякв), промысловых зверей региона (зайцев, диких кабанов, пушных зверей и др.)., Вылов рыбы с учетом изменений их численности по сравнению с предыдущим (предыдущих) лет.Исследования популяций сложная и кропотливая дело, требует осведомленности с биологическими особенностями видов, закономерностями структуры и развития их популяций, также определенной периодичности и продолжительности. Однако, без таких исследований нельзя разрабатывать пути рационального использования природных ресурсов растительного и животного мира, сохранения их видового богатства.

категория: Биология

moykonspekt.ru

Определение объектов живой природы

Определение объектов живой природы

Я. Я. Харитонов

При работе в полевых условиях и при обработке собранного материала начинающий исследователь сталкивается с большим количеством живых объектов, относящимся к разным систематическим группам. Задачей определения является установление видового названия изучаемого объекта и его принадлежности к определенному роду, семейству и т.д. Установление научного названия растения или животного, или отнесение их к той или иной систематической категории, возможно только с использованием специальных определителей по данным группам. В настоящее время определители существуют практически по всем группам живых организмов, и они постоянно обновляются и дополняются.

Определители устроены практически одинаково, хотя и имеют ключи различного типа. Прежде чем приступать к определению объекта по определителю, необходимо познакомиться с построением включенных в него определительных ключей, с правилами пользования данным определителем, а также с морфологическими и другими признаками определяемого объекта, задействованными в ключах.

Следует принять за правило дочитывать каждую ступень ключа до конца, сопоставляя указанные в них признаки с признаками идентифицируемого объекта. Дойдя при помощи определительных ключей до того или иного названия, необходимо сверить признаки определяемого объекта с признаками, приведенными в характеристике (описании, диагнозе) таксономической единицы. Только при совпадении всех приводимых в описании признаков с признаками идентифицируемого объекта можно быть уверенным в точности определения.

Правильным и точным названием вида является латинское название. Шведский ученый Карл Линней предложил бинарную (двойную) номенклатуру вида, которая принята, в настоящее время, учеными всего мира. Видовое название животного или растения состоит из двух слов — например, Agropyron repens Linnaeus, 1758. Первое слово обозначает название рода, к которому относится данный вид; второе — видовой эпитет. Вместе они показывают латинское видовое название Пырея ползучего, представителя семейства злаковые. После видового эпитета стоит фамилия автора, впервые описавшего этот вид, и год описания. Фамилии авторов, впервые описавших конкретный вид, могут быть сокращены: Linnaeus — Williams — Will. и т.п. В случае если растение после первоописания было переоткрыто или отнесено к другому виду другим автором, то фамилия первооткрывателя ставится в скобки сразу же после видового эпитета, а фамилия ученого, переописавшего вид — за скобкой /Knautia arvensis (L.) Coult.j.

Двойное наименование видов на латинском языке обязательно, а на русском языке названия иногда состоят из одного слова, например "брусника", "осина", "лось" и др.

Иногда, при определении объекта, установить его видовое название не представляется возможным. В этом случае, если определение доведено до рода, то пишут родовое название, а вслед за ним — слово вид по латыни (spesies), сокращая его до двух первых букв — sp. /Например: Agropyron sp.j'. (Нельзя употреблять сокращение sp. с русскими названиями — например, Пырей sp.).

По принципу построения можно выделить следующие типы определителей:

1. Определители с дихотомическими ключами.

2. Определители с политомическими ключами.

3. Определители с ключами в виде последовательно идущих таблиц.

4. Определители с иконографическими ключами.

5. Атласы и гайды с изображением объекта.

Рассмотрим основные различия и принципы построения определителей.

1. Определители с дихотомическими ключами. К этому типу относятся большинство используемых в нашей стране определителей.

Такие ключи были впервые предложены Ж.Б. Ламарком в XIX веке и применяются до сих пор, как самые удобные. Каждая ступень таких ключей делится постоянно только на две части (реже их бывает 3 или 4), описания признаков в которых полностью исключают друг друга. Пользуясь такими ключами, определяющий постоянно имеет перед собой только два набора признаков (утверждение или теза — и отрицание или антитеза), к одному из которых и должен быть отнесен определяемый объект. В тезе и антитезе приводятся наиболее характерные признаки данной ступени, причем антитеза должна всегда содержать признаки, противоположные тем, которые приведены в тезе.

Обычно ключи в определителях устроены таким образом, что сначала определение ведется до более крупной систематической категории (класс, отряд, порядок, семейство), а затем внутри этих категорий имеются специальные ключи, по которым можно определить объект до более мелких категорий (родов, видов).

При общем сходстве имеются некоторые отличия между построением ключей зоологических и ботанических определителей. Так в ботаническом определителе каждый дихотомический ключ состоит из последовательных ступеней, обозначенных порядковым номером с левой стороны. Каждая отдельная ступень в свою очередь делится на две части — тезу и антитезу. Теза обозначается порядковым номером ступени, а антитеза — знаком плюс (+), минус (-) или ноль (0). Каждая теза и антитеза заканчивается цифрой, отсылающей к другой ступени, или названием соответствующего таксона (систематической категории).

Пример построения ключей в ботаническом определителе:

теза:

1. Стебель прямой .................................2

антитеза:

— Стебель согнут крючком.........................3

теза:

2. Лист овальный ............Пастуха подорожниковая

антитеза:

— Лист узколанцетный .............Пастуха ланцетная

и т.д.

Построение ключей зоологических определителей отличается от ключей ботанических определителей. Дихотомические ключи устроены таким образом, что в первой ступени (под №1) имеется лишь одна фраза (теза). Номер антитезы, к которой необходимо перейти, если указанные в тезе признаки не подходят, указан в скобках сразу же после номера тезы. В случае если описание, приведенное в тезе, подходит к изучаемому объекту, переходить нужно на следующий номер тезы. Когда в конце тезы или антитезы (после отточия) стоит номер страницы или название систематической категории, это значит, что определение нужно продолжить на указанном ссылкой месте.

Пример построения ключей зоологического определителя:

теза:

1(4). Хвост есть

2(3). Наибольшая ширина туловища укладывается в длине

менее 3 раз .......................................

............Личинки бесхвостых земноводных (с. 35)

3(2). Наибольшая ширина туловища укладывается в длине более 3 раз .... Отряд Хвостатые земноводные (с. 56) антитеза:

— 4(1) Хвоста нет ..................................

..............Отряд Бесхвостые земноводные (с. 45)

2. Определители с политомическими ключами.

Кроме описанных выше определителей при идентификации флоры и фауны можно использовать очень похожие ключи, но только составленные по ступенчато последовательному принципу. На каждой ступени ключа, объединяющей группу определенных признаков (например: листья, цветки и соцветия, тычинки и др.) определяющий должен решить, какую из нескольких последующих ступеней он должен избрать, анализируя признаки определяемого объекта. Такие ключи называются цифровыми политомическими (многораздельными) ключами. Ступени ключа обозначаются цифрами и буквами. Каждая последующая ступень делиться на несколько других. Определяющий по таким ключам должен в каждом ряду, оценивая совокупность признаков, записать номера цифр каждой ступени, которая подходит по описанию к изучаемому объекту. Составив, таким образом, последовательный набор цифр, он может, по предложенным далее индексам, отнести изучаемый объект к той или иной систематической категории (чаще к семейству или роду).

Открыв определитель на указанной ссылке, можно продолжить определение дальше по линейным ключам, содержащим также набор цифр по характеристике указанных

признаков. Примером такого определителя может служить "Определитель цветущих весной травянистых растений" (Хомякова, 1976).

3. Определители с ключами в виде последовательно идущих таблиц. Представленный тип определителей в последнее время встречается довольно редко, хотя они более доступны и просты, чем определители с дихотомическими ключами. Их простота и удобство состоит в том, что при относительно небольшом количестве видов отдельных групп живых организмов, встречающихся в местной (региональной) флоре или фауне, позволяют более наглядно и доступно определять виды.

Определители состоят из ряда последовательных сопоставительных таблиц.

Определение по каждой, отдельно взятой таблице, начинается сверху. Определяющий знакомится с признаками, описываемыми в нескольких (2 или более) разделах графы, разделенных друг от друга пунктирной линией, сравнивает с ними признаки определяемого объекта и выбирает одну, подходящую часть этой графы. После этого определение переносится ниже под избранную часть графы, где оно таким же образом продолжается от одной таблицы к другой, и далее, вплоть до вида.

Примером такого определителя может служить брошюра В. А. Алексеева "Определитель рыб, земноводных и пресмыкающихся Рязанской области" (1948).

4. Определители с иконографическими ключами.

Иконографический ключ является некоторой модификацией дихотомического ключа, т.к. имеет расходящиеся на два последовательных блока с приведенными изображениями объектов или их частей, имеющих идентификационную важность, так и вставленными в эти последовательные блоки характерными признаками объектов, записанные текстом. Чисто иконографический ключ приведен Г. М. Длусским и А. П. Букиным (1986) в брошюре "Знакомьтесь, муравьи!" для определения некоторых видов муравьев. Очень понятным и легким в использовании представляется "Определитель семейств насекомых" (Негробов, Черненко, 1989), где совмещены и изображения насекомых или их частей, и некоторые табличные описания признаков. Иконографический ключ для идентификации отдельных систематических категорий представлен в Определителе пресноводных беспозвоночных России и сопредельных территорий (1995).

5. Атласы и гайды с изображением объекта. Этот тип литературы нужно отнести к группе справочников, имеющих монотомический ключ для идентификации объектов, включенных в них. Данный ключ предполагает наличие таблицы, содержащей изображение, и почти полное описание объекта (или основных характерных морфологических признаков) и отличий от близких видов; часто с добавленной в описание картой распространения объекта (картой ареала). Это простейшая и наиболее старая форма определения.

В последнее время получили широкое распространение атласы и гайды (особенно иностранные) с рисованными или фото изображениями животных и растений.

Нет слов, они хороши. Их приятно смотреть, а если есть возможность прочитать и перевести иностранный текст описания конкретного объекта, то можно достаточно полно познакомиться с признаками изображенного объекта и попробовать идентифицировать изучаемый Вами объект даже до вида. Однако хочется сразу предупредить начинающих исследователей — идентификация изучаемого объекта по такой литературе не дает никакой гарантии в точном определении. И если можно использовать подобную литературу при идентификации ряда крупных объектов (крупных млекопитающих и птиц, представителей некоторых других

групп), то при работе с мелкими объектами использовать их можно как справочники, чем они на самом деле и являются. Даже опытные ученые и натуралисты во всех сомнительных случаях никогда не сошлются на эту литературу. И точность идентификации объекта проверят по определителям.

Еще интересные статьи по теме:

www.zoofirma.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта