Система животных и растений отображение эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Система растений и животных – отображение эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Выполнять компьютерные презентации, позволяющие проводить наглядную

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Реферат: Урок №14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных отображение эволюции». Система животных и растений отображение эволюции


Конспект урока по теме "Система растений и животных

11 класс

Тема урока: « СИСТЕМА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ – ОТОБРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ»

Цели: продолжить знакомство с доказательствами макроэволюции на примере современной системы растений и животных; сформировать представление о принципах современной классификации.

Оборудование: таблицы, схемы, гербарии, коллекции, демонстрирующие представителей разных систематических категорий.

Ход урока:

I. Проверка знаний

1)Тестирование

В нижеприведенных предложениях заполните пробелы.

  1. Макроэволюция – это ____________эволюция (надвидовая)

  2. Макроэволюция, как и микроэволюция, носит _______________ характер (дивергентный).

  3. Палеонтология изучает ___________________ организмов (ископаемые остатки )

  4. _________________ находки позволяют реконструировать внешний облик организмов (палеонтологические)

  5. Археоптерикса с пресмыкающимися сближает длинный __________ (хвост)

  6. Ряды видов, последовательно сменяющих друг друга, называются ___________________________ (филогенетическими)

  7. Ископаемые формы, сочетающие признаки _____________ и более _______________ групп высокого систематического ранга, называются ___________________ (древних, молодых, переходными)

  8. Все многоклеточные животные развиваются из _________________ яйцеклетки (одной оплодотворенной)

  9. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о ______________ происхождения (единство)

  10. Крыло птицы и бабочки являются примером _____________ органов (аналогичных)

  1. Письменный ответ по карточке.

Задание

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса».

Этап

В каких группах

организмов

осуществляется

Материал для

эволюционного

процесса

Главный

эволюционный

фактор

Результаты

Микроэволюция

макроэволюция

3.Письменный ответ у доски.

Задание

  1. Внимательно прочтите текс и рассмотрите рисунок ( череп саблезубого тигра).

Палеонтологу известно, что размеры тела и длина клыков саблезубых тигров постепенно увеличивались к периоду их вымирания. Учитывая это, можно ли предположить, что:

А) в это время происходило потепление климата и саблезубые тигры широко расселились на Земле;

Б) условия существования этих животных ограничивались своеобразными узкими пределами;

В) крупные тигры с длинными клыками уничтожили всех более мелких;

Г) одностороннее развитие некоторых органов указывает на крайнюю специализацию, результатом чего может быть вымирание;

Д) количество наследственных изменений у саблезубых тигров в сторону увеличения длины клыков постоянно росло?

2) Объясните, почему одни предположения правильны, а другие – нет.

  1. Фронтальный опрос

Устные ответы на вопросы в конце параграф 61, №2, 3.

II. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний учащихся

- Кем разработаны основы современной классификации организмов?

- Перечислите систематические группы животных и растений, известных вам из курса зоологии и ботаники.

2) Систематические группы

Данные систематики используют для доказательства эволюции, т.к. они устанавливают родство между таксонами.

В современной систематике организмы распределяются по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд (порядок для растений), класс, тип (отдел для растений) и др.

Каждая высшая систематическая категория, начиная от рода, объединяет группы, стоящие по рангу ниже и имеющие общего предка. Род объединяет виды, произошедшие от одного предка и оказавшиеся в результате борьбы за существование и естественного отбора способными существовать и успешно размножаться в различных географических и экологических условиях.

Признаки (критерии) , на основании которых близкие виды объединяются в роды, хорошо видны на примере дарвиновских вьюрков. На Галапагосских островах вьюрки представлены тремя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся большей частью на открытых местах, древесные гнездятся в засушливой зоне и питаются на деревьях; славковые занимают разные места обитания.

Главный признак, по которому различают виды вьюрков, - строение клюва, тесно связанное с особенностями питания. На цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у которого длинный клюв и расщепленный язык. У большого земляного вьюрка толстый , массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Мангровый, древесный вьюрок получил свое название за прямой клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое выдолбил. Все виды дарвиновских вьюрков не скрещиваются; некоторые виды образуют подвиды – значит, видообразование продолжается. Все виды вьюрков произошли от одного исходного вида.

3)Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIII веке Карл Линней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объединяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, например, такие роды ,как кошки, лошади, дубы, березы и т.д. Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, которыми описывались характерные видовые признаки. Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези, оканчивающимися волосоподобными зубчиками». Позднее, после работ Линнея, укоренилось двойное, или биноминальное ,название видов. Первое слово представляет собой имя рода, второе - название вида. Например, Дуб красный, Собака домашняя.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими , так и с уже вымершими. Каждая таксономическая категории соответствует группе организмов, которые имеют общего предка. Такая система классификации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации позволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от положения в системе.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов , сложившиеся в процессе эволюции , представляют собой подобие ветвей могучего дерева. Родословное древо в целом и его ветвление отчетливо выявляют общий характер макроэволюции: развитие живых существ от менее сложных к более сложным, дивергентный и приспособительный характер эволюции.

III. Закрепление

Фронтальная письменная работа.

Задание.

Заполните таблицу «Развитие кровеносной системы у позвоночных».

Особенности

строения

органов

кровообращения

Рыбы

Земно-

водные

Пресмы-

кающиеся

Птицы

Млекопит-

тающие

Число сердечных

камер

Число кругов

кровообращения

Домашнее задание : п.62

infourok.ru

Урок №14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных отображение эволюции»

Урок № 14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных –

отображение эволюции».

(Тему урока запиши в тетрадь)

1. Познакомься с содержанием параграфа № 61 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Ответь на вопросы:

?Что называют макроэволюцией?

?В чем сходства микроэволюции и макроэволюции?

?В чем их различия?

3. Макроэволюция протекает медленно и можно видеть только конечные результаты на

данный отрезок времени. Сегодня наука располагает доказательствами реальности

макроэволюции. С некоторыми из них познакомься:

доказательства макроэволюции

палеонтологические эмбриологические сравнительно-

анатомические

- палеонтологические доказательства:

?Что изучает палеонтология?

?Что можно узнать с помощью данных палеонтологии?

?О чем могут рассказать переходные формы, например, археоптерикс и зверозубая рептилия? (см рис. 84, 85 на стр. 223-224 учебника)

?О чем могут рассказать филогенетические ряды, например, филогенетический ряд лошадей? (см рис. 87 на стр. 226 учебника)

- эмбриологические доказательства:

?Что изучает эмбриология?

?Что такое онтогенез?

?Что такое филогенез?

Она доказывает, что процесс образования половых клеток сходен у многоклеточных

организмов: все они начинают развитие из зиготы. В начале 19 века ученые обратили

внимание на взаимосвязь онтогенеза и филогенеза. Впервые это обосновал К. М. Бэр в

законе зародышевого сходства позвоночных (найди примеры сходств в параграфе в п. 2

на стр. 225-226): эмбрионы позвоночных животных независимо от их принадлежности к

классу на ранних стадиях настолько похожи по строению и морфологии, что их

невозможно отличить друг от друга. По мнению Ч. Дарвина сходство зародышей

животных доказывает их происхождение от единого предка. Он установил, что

зародыши высших организмов похожи на зародышей низших, а не на их взрослые

особи. Исходя из этого Ф. Мюллер в 1864 году выдвинул идею взаимосвязи онтогенеза

и филогенеза, а спустя 2 года к таким выводам пришел Э Геккель, дав четкую

формулировку биогенетического закона

«онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, обусловленное

физиологическими функциями наследственности и приспособления».

В 1910 году наиболее правильно решили проблему онтогенеза и филогенеза А. Н.

Северцов и И. И. Шмальгаузен: «онтогенез не только результат филогенеза, а и его

основа. Филогенез – исторический ряд отобранных онтогенезов. В процессе онтогенеза

происходит выпадение отдельных этапов филогенеза, повторение зародышевых стадий

предков, а не взрослых форм, возникновение изменений, мутаций, полезные из которых

передаются по наследству и включаются в филогенез».

- сравнительно – анатомические доказательства:

Сравнительная анатомия – наука о сравнении строения живых организмов,

показывает общность строения и происхождения

организмов ныне живущих.

Так позвоночные животные имеют двустороннюю симметрию, общий план строения

скелета, систем внутренних органов; сходно строение цветков, скелеты пятипалых

конечностей и т. д. Основу сравнительной анатомии составляют

органы

аналогичные - гомологичные –

сходные по внешнему виду и функциям, имеют общую схему строения,

но различные по строению и развиваются из сходных

происхождению, например, зачатков, выполняют общие

крылья птиц – видоизмененные передние функции, например,

конечности, крылья насекомых – луковица лука и клубень

разросшийся хитин; картофеля – видоизмененные

усики гороха – видоизмененные листья, подземные побеги и

усики винограда – видоизмененный побег запасают питательные

вещества; корнеплоды свеклы

моркови – видоизмененные

корни и запасают питательные

вещества

К доказательствам эволюции этой группы также относятся:

А) наличие в современном растительном и животном мире переходных форм, например, ехидна, утконос (между пресмыкающимися и млекопитающими; найди их сходства с теми и другими), латимерия (между рыбами и земноводными), ланцетник (между беспозвоночными и позвоночными животными), зеленая эвглена (между растениями и животными; найди ее сходства с теми и другими). Переходные формы свидетельствуют о том, что эволюция идет от низших форм к высшим.

Б) наличие рудиментов – это недоразвитые упрощенные органы, утратившие свое основное значение в организме в ходе эволюции. Они закладываются во время зародышевого развития организма, но полностью не развиваются. Например, тазовые кости кита, мышцы, двигающие ушную раковину у человека, остаточный волосяной покров на теле человека, аппендикс – отросток слепой кишки.

В) наличие атавизмов – это признаки, появляющиеся у отдельных особей вида, которые существовали у предков или это хорошо развитый рудимент. Например, многососковость у человека, рождение детей с хвостиком и т. д.

Отличия рудиментов от атавизмов:

- рудименты носят массовый характер и присущи всем особям популяции, вида;

- рудименты выполняют функции в организме.

4. В ходе эволюции возникало множество разных форм, оставались лишь те, которые

приспособились к своей среде обитания. В итоге эволюции возникло современное

разнообразие форм жизни.

Систематика – отрасль биологии, занимающаяся группировкой организмов по сходству

и родству; наука о распределении организмов по группам на основании

описания видов родственных отношений между ними.

Классификация отображает систему организмов при помощи таксономических единиц.

Познакомься с содержанием параграфа № 62 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Ответь на вопросы:

?Какие систематические категории используются в современной систематике?

?Кто является основоположником систематики?

?Что означает биноминальное название видов?

?Почему современная классификация организмов называется естественной?

?Почему современная система органического мира является отображением эволюции?

?Почему современная классификация является эволюционной?

!Определи систематическое положение лисицы обыкновенной, расположив в правильном порядке: животные, млекопитающие, лисица, позвоночные, хищные, хордовые, волчьи, лисица обыкновенная.

5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответьте на вопросы

после параграфа № 61-62 на стр.227, 229 учебника.

refdb.ru

«Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных отображение эволюции»

Подобный материал:
  • Урок №3 «Систематическое положение человека», 22.81kb.
  • Российская Академия Наук Уральское Отделение Институт экологии растений и животных, 102.2kb.
  • К. А. Москаленко Благова Наталья Дмитриевна, учитель биологии 9 класс Происхождение, 219.77kb.
  • Асширяется воздействие человека на окружающую среду, все большую остроту приобретают, 1604.79kb.
  • Повторение изучаемого, 127.15kb.
  • Методические указания по выполнению зачетных работ 1 полугодия «Общая биология» для, 417.85kb.
  • Эволюция и Генетика, 167.01kb.
  • «Влага, основные приспособительные реакции растений и животных», 140.57kb.
  • Урок «Законы оптики в искусстве». «Урок физики в Третьяковке», 73.49kb.
  • Темы Вашего учебного проекта, 61.28kb.
Урок № 14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных –

отображение эволюции».

(Тему урока запиши в тетрадь)

1. Познакомься с содержанием параграфа № 61 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Ответь на вопросы:

?Что называют макроэволюцией?

?В чем сходства микроэволюции и макроэволюции?

?В чем их различия?

3. Макроэволюция протекает медленно и можно видеть только конечные результаты на

данный отрезок времени. Сегодня наука располагает доказательствами реальности

макроэволюции. С некоторыми из них познакомься:

доказательства макроэволюции

палеонтологические эмбриологические сравнительно-

анатомические

- палеонтологические доказательства:

?Что изучает палеонтология?

?Что можно узнать с помощью данных палеонтологии?

?О чем могут рассказать переходные формы, например, археоптерикс и зверозубая рептилия? (см рис. 84, 85 на стр. 223-224 учебника)

?О чем могут рассказать филогенетические ряды, например, филогенетический ряд лошадей? (см рис. 87 на стр. 226 учебника)

- эмбриологические доказательства:

?Что изучает эмбриология?

?Что такое онтогенез?

?Что такое филогенез?

Она доказывает, что процесс образования половых клеток сходен у многоклеточных

организмов: все они начинают развитие из зиготы. В начале 19 века ученые обратили

внимание на взаимосвязь онтогенеза и филогенеза. Впервые это обосновал К. М. Бэр в

законе зародышевого сходства позвоночных (найди примеры сходств в параграфе в п. 2

на стр. 225-226): эмбрионы позвоночных животных независимо от их принадлежности к

классу на ранних стадиях настолько похожи по строению и морфологии, что их

невозможно отличить друг от друга. По мнению Ч. Дарвина сходство зародышей

животных доказывает их происхождение от единого предка. Он установил, что

зародыши высших организмов похожи на зародышей низших, а не на их взрослые

особи. Исходя из этого Ф. Мюллер в 1864 году выдвинул идею взаимосвязи онтогенеза

и филогенеза, а спустя 2 года к таким выводам пришел Э Геккель, дав четкую

формулировку биогенетического закона

«онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, обусловленное

физиологическими функциями наследственности и приспособления».

В 1910 году наиболее правильно решили проблему онтогенеза и филогенеза А. Н.

Северцов и И. И. Шмальгаузен: «онтогенез не только результат филогенеза, а и его

основа. Филогенез – исторический ряд отобранных онтогенезов. В процессе онтогенеза

происходит выпадение отдельных этапов филогенеза, повторение зародышевых стадий

предков, а не взрослых форм, возникновение изменений, мутаций, полезные из которых

передаются по наследству и включаются в филогенез».

- сравнительно – анатомические доказательства:

Сравнительная анатомия – наука о сравнении строения живых организмов,

показывает общность строения и происхождения

организмов ныне живущих.

Так позвоночные животные имеют двустороннюю симметрию, общий план строения

скелета, систем внутренних органов; сходно строение цветков, скелеты пятипалых

конечностей и т. д. Основу сравнительной анатомии составляют

органы

аналогичные - гомологичные –

сходные по внешнему виду и функциям, имеют общую схему строения,

но различные по строению и развиваются из сходных

происхождению, например, зачатков, выполняют общие

крылья птиц – видоизмененные передние функции, например,

конечности, крылья насекомых – луковица лука и клубень

разросшийся хитин; картофеля – видоизмененные

усики гороха – видоизмененные листья, подземные побеги и

усики винограда – видоизмененный побег запасают питательные

вещества; корнеплоды свеклы

моркови – видоизмененные

корни и запасают питательные

вещества

К доказательствам эволюции этой группы также относятся:

А) наличие в современном растительном и животном мире переходных форм, например, ехидна, утконос (между пресмыкающимися и млекопитающими; найди их сходства с теми и другими), латимерия (между рыбами и земноводными), ланцетник (между беспозвоночными и позвоночными животными), зеленая эвглена (между растениями и животными; найди ее сходства с теми и другими). Переходные формы свидетельствуют о том, что эволюция идет от низших форм к высшим.

Б) наличие рудиментов – это недоразвитые упрощенные органы, утратившие свое основное значение в организме в ходе эволюции. Они закладываются во время зародышевого развития организма, но полностью не развиваются. Например, тазовые кости кита, мышцы, двигающие ушную раковину у человека, остаточный волосяной покров на теле человека, аппендикс – отросток слепой кишки.

В) наличие атавизмов – это признаки, появляющиеся у отдельных особей вида, которые существовали у предков или это хорошо развитый рудимент. Например, многососковость у человека, рождение детей с хвостиком и т. д.

Отличия рудиментов от атавизмов:

- рудименты носят массовый характер и присущи всем особям популяции, вида;

- рудименты выполняют функции в организме.

4. В ходе эволюции возникало множество разных форм, оставались лишь те, которые

приспособились к своей среде обитания. В итоге эволюции возникло современное

разнообразие форм жизни.

Систематика – отрасль биологии, занимающаяся группировкой организмов по сходству

и родству; наука о распределении организмов по группам на основании

описания видов родственных отношений между ними.

Классификация отображает систему организмов при помощи таксономических единиц.

Познакомься с содержанием параграфа № 62 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Ответь на вопросы:

?Какие систематические категории используются в современной систематике?

?Кто является основоположником систематики?

?Что означает биноминальное название видов?

?Почему современная классификация организмов называется естественной?

?Почему современная система органического мира является отображением эволюции?

?Почему современная классификация является эволюционной?

!Определи систематическое положение лисицы обыкновенной, расположив в правильном порядке: животные, млекопитающие, лисица, позвоночные, хищные, хордовые, волчьи, лисица обыкновенная.

5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответьте на вопросы

после параграфа № 61-62 на стр.227, 229 учебника.

geum.ru

Реферат - Урок №14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных отображение эволюции»

Урок № 14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных –

отображение эволюции».

(Тему урока запиши в тетрадь)

1. Познакомься с содержанием параграфа № 61 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Ответь на вопросы:

?Что называют макроэволюцией?

?В чем сходства микроэволюции и макроэволюции?

?В чем их различия?

3. Макроэволюция протекает медленно и можно видеть только конечные результаты на

данный отрезок времени. Сегодня наука располагает доказательствами реальности

макроэволюции. С некоторыми из них познакомься:

доказательства макроэволюции

палеонтологические эмбриологические сравнительно-

анатомические

- палеонтологические доказательства:

?Что изучает палеонтология?

?Что можно узнать с помощью данных палеонтологии?

?О чем могут рассказать переходные формы, например, археоптерикс и зверозубая рептилия? (см рис. 84, 85 на стр. 223-224 учебника)

?О чем могут рассказать филогенетические ряды, например, филогенетический ряд лошадей? (см рис. 87 на стр. 226 учебника)

- эмбриологические доказательства:

?Что изучает эмбриология?

?Что такое онтогенез?

?Что такое филогенез?

Она доказывает, что процесс образования половых клеток сходен у многоклеточных

организмов: все они начинают развитие из зиготы. В начале 19 века ученые обратили

внимание на взаимосвязь онтогенеза и филогенеза. Впервые это обосновал К. М. Бэр в

законе зародышевого сходства позвоночных (найди примеры сходств в параграфе в п. 2

на стр. 225-226): эмбрионы позвоночных животных независимо от их принадлежности к

классу на ранних стадиях настолько похожи по строению и морфологии, что их

невозможно отличить друг от друга. По мнению Ч. Дарвина сходство зародышей

животных доказывает их происхождение от единого предка. Он установил, что

зародыши высших организмов похожи на зародышей низших, а не на их взрослые

особи. Исходя из этого Ф. Мюллер в 1864 году выдвинул идею взаимосвязи онтогенеза

и филогенеза, а спустя 2 года к таким выводам пришел Э Геккель, дав четкую

формулировку биогенетического закона

«онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, обусловленное

физиологическими функциями наследственности и приспособления».

В 1910 году наиболее правильно решили проблему онтогенеза и филогенеза А. Н.

Северцов и И. И. Шмальгаузен: «онтогенез не только результат филогенеза, а и его

основа. Филогенез – исторический ряд отобранных онтогенезов. В процессе онтогенеза

происходит выпадение отдельных этапов филогенеза, повторение зародышевых стадий

предков, а не взрослых форм, возникновение изменений, мутаций, полезные из которых

передаются по наследству и включаются в филогенез».

- сравнительно – анатомические доказательства:

Сравнительная анатомия – наука о сравнении строения живых организмов,

показывает общность строения и происхождения

организмов ныне живущих.

Так позвоночные животные имеют двустороннюю симметрию, общий план строения

скелета, систем внутренних органов; сходно строение цветков, скелеты пятипалых

конечностей и т. д. Основу сравнительной анатомии составляют

органы

аналогичные - гомологичные –

сходные по внешнему виду и функциям, имеют общую схему строения,

но различные по строению и развиваются из сходных

происхождению, например, зачатков, выполняют общие

крылья птиц – видоизмененные передние функции, например,

конечности, крылья насекомых – луковица лука и клубень

разросшийся хитин; картофеля – видоизмененные

усики гороха – видоизмененные листья, подземные побеги и

усики винограда – видоизмененный побег запасают питательные

вещества; корнеплоды свеклы

моркови – видоизмененные

корни и запасают питательные

вещества

К доказательствам эволюции этой группы также относятся:

А) наличие в современном растительном и животном мире переходных форм, например, ехидна, утконос (между пресмыкающимися и млекопитающими; найди их сходства с теми и другими), латимерия (между рыбами и земноводными), ланцетник (между беспозвоночными и позвоночными животными), зеленая эвглена (между растениями и животными; найди ее сходства с теми и другими). Переходные формы свидетельствуют о том, что эволюция идет от низших форм к высшим.

Б) наличие рудиментов – это недоразвитые упрощенные органы, утратившие свое основное значение в организме в ходе эволюции. Они закладываются во время зародышевого развития организма, но полностью не развиваются. Например, тазовые кости кита, мышцы, двигающие ушную раковину у человека, остаточный волосяной покров на теле человека, аппендикс – отросток слепой кишки.

В) наличие атавизмов – это признаки, появляющиеся у отдельных особей вида, которые существовали у предков или это хорошо развитый рудимент. Например, многососковость у человека, рождение детей с хвостиком и т. д.

Отличия рудиментов от атавизмов:

- рудименты носят массовый характер и присущи всем особям популяции, вида;

- рудименты выполняют функции в организме.

4. В ходе эволюции возникало множество разных форм, оставались лишь те, которые

приспособились к своей среде обитания. В итоге эволюции возникло современное

разнообразие форм жизни.

Систематика – отрасль биологии, занимающаяся группировкой организмов по сходству

и родству; наука о распределении организмов по группам на основании

описания видов родственных отношений между ними.

Классификация отображает систему организмов при помощи таксономических единиц.

Познакомься с содержанием параграфа № 62 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Ответь на вопросы:

?Какие систематические категории используются в современной систематике?

?Кто является основоположником систематики?

?Что означает биноминальное название видов?

?Почему современная классификация организмов называется естественной?

?Почему современная система органического мира является отображением эволюции?

?Почему современная классификация является эволюционной?

!Определи систематическое положение лисицы обыкновенной, расположив в правильном порядке: животные, млекопитающие, лисица, позвоночные, хищные, хордовые, волчьи, лисица обыкновенная.

5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответьте на вопросы

после параграфа № 61-62 на стр.227, 229 учебника.

www.ronl.ru

Приспособленность – результат эволюции. Система растений и животных – отображение эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Выполнять компьютерные презентации, позволяющие проводить наглядную

№урока.

Наименование раздела.

Тема урока.(этап проектной или исследовательской деят-тиКоличество часов.

Тип урока.

Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки.

Измерители.

Элементы дополнительного содержания.Домашнее задание.

Дата.

1.

2.

3,4.

5 (1)

6 (2)

7(3)

8 (4)

9 (5)

Основы селекции.(оборудование:таблицы, гербарии, муляжи, CD «Общая биология», CD «Биотехнология»)

Вид.(20 ч.)(оборудование:таблицы, гербарии, муляжи, CD «Общая биология», видеофильмы «Эволюция животных», «Эволюция человека»)

Основные методы селекции.Методы селекцииЖивотных.

Методы селекции растений и микроорганизмов.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

История эволюционных идей.(1ч).

Вид, его критерии.

Популяция – структурная единица вида.

Борьба за существование и её формы.

Естественный отбор.1

1

2

1

1

1

1

1ИНМ

Комб.

Комб.

Комб.

Комб.

Комб.

Наука селекция. Задачи и методы селекции. Сорт. Порода. Штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Понятие о биотехнологии. Значение.

Значение эволюционной теории Дарвина. Роль эволюционных идей в формировании современной естественнонаучной картины мира. Значение работ К, Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка.Понятие о виде как эволюционной единице. Критерии вида. Лабораторная работа№1«Описание вида по морфологическому критерию»

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Взаимоотношения в популяциях.

Борьба за существование. Формы борьбы.

Естественный отбор – главная направляющая движущая сила эволюции.Знать основные области применения биологичес ких знаний в практике разных видов промышленности и сельском хозяйстве

Давать аргументиро ванную оценку новой информации по биологическим воп-росам Знать основные теории биологии (эволюционная, дарвинизм)

Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материали стических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных Основные положения эволюционной теории.

Уметь пользоваться знанием общебиологических законо м

unlimitdocs.net

«Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных отображение эволюции».

Урок № 14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных –

отображение эволюции».

(Тему урока запиши в тетрадь) 1. Познакомься с содержанием параграфа № 61 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Ответь на вопросы:

?Что называют макроэволюцией?

?В чем сходства микроэволюции и макроэволюции?

?В чем их различия?

3. Макроэволюция протекает медленно и можно видеть только конечные результаты на

данный отрезок времени. Сегодня наука располагает доказательствами реальности

макроэволюции. С некоторыми из них познакомься: доказательства макроэволюции

палеонтологические эмбриологические сравнительно-

анатомические - палеонтологические доказательства:

?Что изучает палеонтология?

?Что можно узнать с помощью данных палеонтологии?

?О чем могут рассказать переходные формы, например, археоптерикс и зверозубая рептилия? (см рис. 84, 85 на стр. 223-224 учебника)

?О чем могут рассказать филогенетические ряды, например, филогенетический ряд лошадей? (см рис. 87 на стр. 226 учебника) - эмбриологические доказательства:

?Что изучает эмбриология?

?Что такое онтогенез?

?Что такое филогенез?

Она доказывает, что процесс образования половых клеток сходен у многоклеточных

организмов: все они начинают развитие из зиготы. В начале 19 века ученые обратили

внимание на взаимосвязь онтогенеза и филогенеза. Впервые это обосновал К. М. Бэр в

законе зародышевого сходства позвоночных (найди примеры сходств в параграфе в п. 2

на стр. 225-226): эмбрионы позвоночных животных независимо от их принадлежности к

классу на ранних стадиях настолько похожи по строению и морфологии, что их

невозможно отличить друг от друга. По мнению Ч. Дарвина сходство зародышей

животных доказывает их происхождение от единого предка. Он установил, что

зародыши высших организмов похожи на зародышей низших, а не на их взрослые

особи. Исходя из этого Ф. Мюллер в 1864 году выдвинул идею взаимосвязи онтогенеза

и филогенеза, а спустя 2 года к таким выводам пришел Э Геккель, дав четкую

формулировку биогенетического закона

«онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, обусловленное

физиологическими функциями наследственности и приспособления».

В 1910 году наиболее правильно решили проблему онтогенеза и филогенеза А. Н.

Северцов и И. И. Шмальгаузен: «онтогенез не только результат филогенеза, а и его

основа. Филогенез – исторический ряд отобранных онтогенезов. В процессе онтогенеза

происходит выпадение отдельных этапов филогенеза, повторение зародышевых стадий

предков, а не взрослых форм, возникновение изменений, мутаций, полезные из которых

передаются по наследству и включаются в филогенез». - сравнительно – анатомические доказательства:

Сравнительная анатомия – наука о сравнении строения живых организмов,

показывает общность строения и происхождения

организмов ныне живущих.

Так позвоночные животные имеют двустороннюю симметрию, общий план строения

скелета, систем внутренних органов; сходно строение цветков, скелеты пятипалых

конечностей и т. д. Основу сравнительной анатомии составляют органы

аналогичные - гомологичные –

сходные по внешнему виду и функциям, имеют общую схему строения,

но различные по строению и развиваются из сходных

происхождению, например, зачатков, выполняют общие

крылья птиц – видоизмененные передние функции, например,

конечности, крылья насекомых – луковица лука и клубень

разросшийся хитин; картофеля – видоизмененные

усики гороха – видоизмененные листья, подземные побеги и

усики винограда – видоизмененный побег запасают питательные

вещества; корнеплоды свеклы

моркови – видоизмененные

корни и запасают питательные

вещества К доказательствам эволюции этой группы также относятся:

А) наличие в современном растительном и животном мире переходных форм, например, ехидна, утконос (между пресмыкающимися и млекопитающими; найди их сходства с теми и другими), латимерия (между рыбами и земноводными), ланцетник (между беспозвоночными и позвоночными животными), зеленая эвглена (между растениями и животными; найди ее сходства с теми и другими). Переходные формы свидетельствуют о том, что эволюция идет от низших форм к высшим.

Б) наличие рудиментов – это недоразвитые упрощенные органы, утратившие свое основное значение в организме в ходе эволюции. Они закладываются во время зародышевого развития организма, но полностью не развиваются. Например, тазовые кости кита, мышцы, двигающие ушную раковину у человека, остаточный волосяной покров на теле человека, аппендикс – отросток слепой кишки.

В) наличие атавизмов – это признаки, появляющиеся у отдельных особей вида, которые существовали у предков или это хорошо развитый рудимент. Например, многососковость у человека, рождение детей с хвостиком и т. д. Отличия рудиментов от атавизмов:

- рудименты носят массовый характер и присущи всем особям популяции, вида;

- рудименты выполняют функции в организме. 4. В ходе эволюции возникало множество разных форм, оставались лишь те, которые

приспособились к своей среде обитания. В итоге эволюции возникло современное

разнообразие форм жизни. Систематика – отрасль биологии, занимающаяся группировкой организмов по сходству

и родству; наука о распределении организмов по группам на основании

описания видов родственных отношений между ними. Классификация отображает систему организмов при помощи таксономических единиц.

Познакомься с содержанием параграфа № 62 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Ответь на вопросы:

?Какие систематические категории используются в современной систематике?

?Кто является основоположником систематики?

?Что означает биноминальное название видов?

?Почему современная классификация организмов называется естественной?

?Почему современная система органического мира является отображением эволюции?

?Почему современная классификация является эволюционной? !Определи систематическое положение лисицы обыкновенной, расположив в правильном порядке: животные, млекопитающие, лисица, позвоночные, хищные, хордовые, волчьи, лисица обыкновенная. 5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответьте на вопросы

после параграфа № 61-62 на стр.227, 229 учебника.

gagago.ru

«Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных отображение эволюции»

Урок № 14: «Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных –

отображение эволюции».

(Тему урока запиши в тетрадь) 1. Познакомься с содержанием параграфа № 61 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Ответь на вопросы:

?Что называют макроэволюцией?

?В чем сходства микроэволюции и макроэволюции?

?В чем их различия?

3. Макроэволюция протекает медленно и можно видеть только конечные результаты на

данный отрезок времени. Сегодня наука располагает доказательствами реальности

макроэволюции. С некоторыми из них познакомься: доказательства макроэволюции

палеонтологические эмбриологические сравнительно-

анатомические - палеонтологические доказательства:

?Что изучает палеонтология?

?Что можно узнать с помощью данных палеонтологии?

?О чем могут рассказать переходные формы, например, археоптерикс и зверозубая рептилия? (см рис. 84, 85 на стр. 223-224 учебника)

?О чем могут рассказать филогенетические ряды, например, филогенетический ряд лошадей? (см рис. 87 на стр. 226 учебника) - эмбриологические доказательства:

?Что изучает эмбриология?

?Что такое онтогенез?

?Что такое филогенез?

Она доказывает, что процесс образования половых клеток сходен у многоклеточных

организмов: все они начинают развитие из зиготы. В начале 19 века ученые обратили

внимание на взаимосвязь онтогенеза и филогенеза. Впервые это обосновал К. М. Бэр в

законе зародышевого сходства позвоночных (найди примеры сходств в параграфе в п. 2

на стр. 225-226): эмбрионы позвоночных животных независимо от их принадлежности к

классу на ранних стадиях настолько похожи по строению и морфологии, что их

невозможно отличить друг от друга. По мнению Ч. Дарвина сходство зародышей

животных доказывает их происхождение от единого предка. Он установил, что

зародыши высших организмов похожи на зародышей низших, а не на их взрослые

особи. Исходя из этого Ф. Мюллер в 1864 году выдвинул идею взаимосвязи онтогенеза

и филогенеза, а спустя 2 года к таким выводам пришел Э Геккель, дав четкую

формулировку биогенетического закона

«онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, обусловленное

физиологическими функциями наследственности и приспособления».

В 1910 году наиболее правильно решили проблему онтогенеза и филогенеза А. Н.

Северцов и И. И. Шмальгаузен: «онтогенез не только результат филогенеза, а и его

основа. Филогенез – исторический ряд отобранных онтогенезов. В процессе онтогенеза

происходит выпадение отдельных этапов филогенеза, повторение зародышевых стадий

предков, а не взрослых форм, возникновение изменений, мутаций, полезные из которых

передаются по наследству и включаются в филогенез». - сравнительно – анатомические доказательства:

Сравнительная анатомия – наука о сравнении строения живых организмов,

показывает общность строения и происхождения

организмов ныне живущих.

Так позвоночные животные имеют двустороннюю симметрию, общий план строения

скелета, систем внутренних органов; сходно строение цветков, скелеты пятипалых

конечностей и т. д. Основу сравнительной анатомии составляют органы

аналогичные - гомологичные –

сходные по внешнему виду и функциям, имеют общую схему строения,

но различные по строению и развиваются из сходных

происхождению, например, зачатков, выполняют общие

крылья птиц – видоизмененные передние функции, например,

конечности, крылья насекомых – луковица лука и клубень

разросшийся хитин; картофеля – видоизмененные

усики гороха – видоизмененные листья, подземные побеги и

усики винограда – видоизмененный побег запасают питательные

вещества; корнеплоды свеклы

моркови – видоизмененные

корни и запасают питательные

вещества К доказательствам эволюции этой группы также относятся:

А) наличие в современном растительном и животном мире переходных форм, например, ехидна, утконос (между пресмыкающимися и млекопитающими; найди их сходства с теми и другими), латимерия (между рыбами и земноводными), ланцетник (между беспозвоночными и позвоночными животными), зеленая эвглена (между растениями и животными; найди ее сходства с теми и другими). Переходные формы свидетельствуют о том, что эволюция идет от низших форм к высшим.

Б) наличие рудиментов – это недоразвитые упрощенные органы, утратившие свое основное значение в организме в ходе эволюции. Они закладываются во время зародышевого развития организма, но полностью не развиваются. Например, тазовые кости кита, мышцы, двигающие ушную раковину у человека, остаточный волосяной покров на теле человека, аппендикс – отросток слепой кишки.

В) наличие атавизмов – это признаки, появляющиеся у отдельных особей вида, которые существовали у предков или это хорошо развитый рудимент. Например, многососковость у человека, рождение детей с хвостиком и т. д. Отличия рудиментов от атавизмов:

- рудименты носят массовый характер и присущи всем особям популяции, вида;

- рудименты выполняют функции в организме. 4. В ходе эволюции возникало множество разных форм, оставались лишь те, которые

приспособились к своей среде обитания. В итоге эволюции возникло современное

разнообразие форм жизни. Систематика – отрасль биологии, занимающаяся группировкой организмов по сходству

и родству; наука о распределении организмов по группам на основании

описания видов родственных отношений между ними. Классификация отображает систему организмов при помощи таксономических единиц.

Познакомься с содержанием параграфа № 62 учебника А. А. Каменского,

Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Ответь на вопросы:

?Какие систематические категории используются в современной систематике?

?Кто является основоположником систематики?

?Что означает биноминальное название видов?

?Почему современная классификация организмов называется естественной?

?Почему современная система органического мира является отображением эволюции?

?Почему современная классификация является эволюционной? !Определи систематическое положение лисицы обыкновенной, расположив в правильном порядке: животные, млекопитающие, лисица, позвоночные, хищные, хордовые, волчьи, лисица обыкновенная. 5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответьте на вопросы

после параграфа № 61-62 на стр.227, 229 учебника.

www.takya.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта