Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Сходство и различие растений и грибов
Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов
Карта сайта
Интегрированный урок по биологии и информатике
Учитель информатики : Похил Наталья ВикторовнаУчитель биологии: Григорян Татьяна ВладиславовнаЦели:
-расширить и углубить знания о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных, и выявления общих структур в их строении. - вспомнить основные принципы работы с электронными таблицами Excel, работа с поисковыми системами в интернете.^ Средства обучения:
компьютер, электронный микроскоп, микропрепараты различных тканей растений и животных, электронный диск «Основы общей биологии», интерактивная доска.^ Ход урока.
1. Вводная беседа.
Приветствие, постановка целей и задач.2. Изучение нового материала.
Учитель биологии: работа с тексом учебника, стр.75, сходства клеток эукариот.Учитель биологии: Черты, характерные и для животной и для растительной клетки:1.Принципиальное единство строения (цитоплазма, ядро, плазматическая мембрана)2. Сходство в протекании многих химических процессов (биосинтез белка, репликация ДНК)3. Единство принципа передачи наследственной информации.4. Сходный химический состав.Учитель биологии - Что подтверждают черты сходства клеток различных организмов? - Одна из основополагающих теорий биологии?^ Учитель биологии: Для того, чтобы выявить различия клеток разных организмов выполним лабораторную работу.Учитель информатики: Принцип работы с электронным микроскопом.Учитель биологии: Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»- Рассмотреть клетки растений. Выявить, каково строение клеток, и какие органоиды характерны для растительных клеток.
- Рассмотреть клетки животных. Выявить отличие от клеток растений.
- Сделать вывод, заполнив таблицу. Используем слайды диска строение растительной и строение животной клетки.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных |
ПластидыТип питанияСинтез АТФКлеточная стенкаВакуолиКлеточный центр | ЕстьАвтотрофноеВ хлоропластах и митохондрияхЕсть, целлюлознаяЕсть, крупные, с клеточным сокомНет (редко, только у низших растений) | НетГетеротрофноеВ митохондрияхНетМало, мелкиеЕсть |
3. Закрепление.
^ Учитель информатики: Работа на интерактивной доске.Учитель биологии: Работа с электронным диском на интерактивной доске по заданию: «Собери клетку».^ Учитель информатики: выполнение теста в программе Excel.^ Вставьте цифру 1 в квадрат напротив верного на ваш взгляд ответа | |||||||||||
Тема: | Строение клетки | ||||||||||
Клетки животных, в отличие от клеток растений , не имеют | |||||||||||
а. | клеточной мембраны и цитоплазмы | ||||||||||
б. | митохондрий и рибосом | ||||||||||
в. | пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки | ||||||||||
г. | оформленного ядра и ядрышка | ||||||||||
Клетки животных относят к группе эукариотных, так как они имеют | |||||||||||
а. | хлоропласты | ||||||||||
б. | плазматическую мембрану | ||||||||||
в. | ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой | ||||||||||
г. | оболочку | ||||||||||
Клетки растений, в отличие от клеток животных, содержат | |||||||||||
а. | ядра | ||||||||||
б. | митохондрии | ||||||||||
в. | эндоплазматическую сеть | ||||||||||
г. | хлоропласты | ||||||||||
Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличие у них | |||||||||||
а. | плазматической мембраны | ||||||||||
б. | хлоропластов | ||||||||||
в. | оболочки из клетчатки | ||||||||||
г. | вакуолей с клеточным соком | ||||||||||
Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о | |||||||||||
а. | единстве живой и неживой природы | ||||||||||
б. | взаимосвязи организмов в природе | ||||||||||
в. | единстве органического мира | ||||||||||
г. | взаимосвязи организмов и среды их обитания | ||||||||||
Клетки прокариот , в отличие от клеток эукариот, | |||||||||||
а. | не имеют плазматической мембраны | ||||||||||
б. | состоят из более простых органических веществ | ||||||||||
в. | содержат цитоплазму | ||||||||||
г. | не имеют оформленного ядра | ||||||||||
Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках | |||||||||||
а. | содержащих хлоропласты | ||||||||||
б. | любого организма | ||||||||||
в. | содержащих лизосомы | ||||||||||
г. | содержащих митохондрии | ||||||||||
Растительная клетка, как и животная, получает энергию в процессе | |||||||||||
а. | биосинтеза белка | ||||||||||
б. | окисления органических веществ | ||||||||||
в. | синтеза липидов | ||||||||||
г. | синтеза нуклеиновых кислот | ||||||||||
Клетки животных, в отличие от клеток растений , не имеют | |||||||||||
а. | цитоплазмы | ||||||||||
б. | пластиды | ||||||||||
в. | ядра и ядрышка | ||||||||||
г. | митохондрий | ||||||||||
Клетки растений, в отличие от клетокживотных, имеют | |||||||||||
а. | клеточная стенка, состоящая из целлюлозы | ||||||||||
б. | митохондрии | ||||||||||
в. | аппарат Гольджи | ||||||||||
г. | ядро и ядрышко |
4. Домашнее задание:
параграф 19, презентация «Самые необычные клетки»kak-pravilno-prodavat.su
В чем сходство и различие питания бактерий и грибов
Сходства и различия между растениями и грибами. Раньше биологи относили грибы вместе с бактериями, водорослями и лишайниками в сборную группу низших растений. В настоящее время бактерии составляют отдельное царство прокариот. Вегетативное тело гриба, называемое грибницей или мицелием (от греч. mykes - гриб) , состоит из тонких ветвящихся нитей, которые у одних грибов многоклеточные, у других - одноклеточные. Клетки грибов чаще всего многоядерные; в клеточном мицелии перегородки между клетками (спеты) закладываются в виде кольцевых диафрагм и развиваются центростремительно, оставляя в середине каждой септы сквозное отверстие - пору. У некоторых грибов гифы, переплетаясь, образуют пленктенхиму (от греч. plektos - сплетенный и enchema - напоминающее, налитое) - ложную ткань, клетки которой, в отличие от клеток настоящих тканей, возникают вследствие деления гиф, как правило, только поперек направления их роста. Из плектенхимы состоят так называемые плодовые тела грибов, на которых развиваются органы, продуцирующие споры. Наряду с этими специфическими особенностями грибы имеют признаки сходства и с животными, и с растениями. С животными их объединяет прежде всего гетеротрофность, грибы играют огромную роль в разложении отмерших органических остатков. Как и у животных, один из продуктов обмена веществ у грибов - мочевина, а основное вещество запаса - гликоген, а не крахмал, как у растений. Сходство с растениями состоит в наличии у грибов углеводной оболочки, однако ее скелетные компоненты чаще всего представлены не целлюлозой, а хитином. Вегетативное тело гриба, как и растение, неподвижно, только специализированные клетки - зооспоры и гаметы - движутся с помощью жгутиков. Грибы способны к неограниченному росту и ветвлению, что приводит к увеличению общей поверхности. Это очень важно, так как питание грибов, как и растений, происходит путем абсорбции веществ.
shpora.org
Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов
Учитель: Шангареева Назифа Загитовна
Дата проведения: 29.11.2012 г. Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов. Задачи урока:
образовательные
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;
развивающие:
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать образное и логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний;
-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;
- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;
воспитательные
-формирование научного мировоззрения;
-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;
-воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;
-раздаточный материал для сбора модели клетки;
-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;
-микроскопы;
-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент. (2мин.)Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
2. Проверка домашнего задания.Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.) Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.Вариант1.
Выбрать один правильный ответ: 1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А.Оформленное ядро.
Б.Цитоплазма.
В.Митохондрии.
Г.Эндоплазматическая сеть. 2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А.Бактерий.
Б.Растений.
В.Животных.
Г.Всех перечисленных. 3)К прокариотам относятся:
А.Грибы.
Б.Животные.В.Бактерии.
Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:А.Оформленное ядро.
Б.Митохондрии.
В.Эндоплазматическая сеть.
Г.Рибосомы. 2)Лизосомы не встречается в клетках:
А.Бактерий.
Б.Растений.
В.Животных.
Г.Всех перечисленных. 3)К эукариотам не относятся:
А.Грибы.
Б.Животные.В.Бактерии.
Г.Растения. 4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
4.Взаимопроверка. ( 2мин.)Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.
(Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.)
Ответы:
В1. В.21)Б 1)Г
2)А 2)А3)В 3)В
4)Да 4)Да5)Ядра 5)Ядра
5.Постановка проблемной задачи: (1мин.)Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются?
Какая же цель урока?
(На доске) Число.Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)
6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?
Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий. Исследовательская работа – моделирование клетки.1группа
Растительная клетка.Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений .2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.2группа
Животная клетка. Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия? Исследовательская работа – моделирование клетки.
3группа
Грибная клетка. Задание:1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия?
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия? Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Способ питания | Автотрофы | Гетеротрофы | Гетеротрофы: сапрофиты, симбионты, паразиты |
Клеточная стенка | Есть. Клетка не меняет своей формы | Нет. Клетка может менять свою форму | Есть. Клетка не меняет своей формы |
Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | Нет. | Нет. |
Вакуоли | Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. | Мелкие пищеварительные, сократительные, выделительные. | Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. |
Синтез АТФ | В пластидах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
Способ хранения питательных веществ | В вакуолях | В клеточных включениях | В вакуолях |
Центриоли | Нет | Есть | Есть |
Деление | Образуются перегородки между дочерними клетками | Образуются перетяжки между дочерними клетками | Образуются перегородки между дочерними клетками |
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?
Выводы: (1мин.)
1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями. 7.Физкульминутка.(1мин.)
8.Решение проблемно - практических задач: ( 6мин.)
Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ).
Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой)
Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания)
Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе.
9. Закрепление знаний(10 мин.)
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.Цель:
рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов. Оборудование:микроскопы,
готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток,
таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы.На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
- подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Дома:
-сравните строение растительной, грибной и животной клеток;-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
10.Гимнастика для глаз. (1мин.)
11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)
Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.)
12.Выставление оценок. (1мин.)13. Домашнее задание: (1мин.)
1)§19.
2) Оформить лабораторную работу.
3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки.
14.Рефлексия. (1мин.)
Продолжите предложения - наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
-для меня было открытием то, что ……….
-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) ………… Урок закончен, до свидания.
Поделитесь с Вашими друзьями:
bio.ekonoom.ru