экология растений к лекции 1 — презентация. Лекции экология растений
Лекции по экологии
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный технический университет»
для студентов заочного отделения
Пермь 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1.предмет экологии 5
1.1.Предмет экологии, ее структура, задачи экологии 5
1.2.Структура экологии 5
1.3.Основные задачи экологии 5
1.4.Основные понятия экологии 5
1.5.Признаки популяции 6
Лекция 2.Учение о биосфере 6
2.1.Учение о биосфере 6
2.2.Строение биосферы 7
2.3.Ноосфера 7
Лекция 3.Классификация и свойства экосистем 8
3.1. Состав и структура экосистем 8
3.2. Трофическая цепь 8
3.3. Энергетика и продукция экосистемы 8
3.4. Экологические пирамиды 9
3.5. Виды экосистем 9
Лекция 4.Динамические процессы в экосистемах 10
4.1.Подвижность экосистемы 10
4.2.Гомеостаз 10
4.3.Сукцессия 11
4.4.Климакс 11
Лекция 5.Экологические факторы окружающей среды 13
5.1.Понятие экологический фактор 13
5.2.Классификация экологических факторов 13
Лекция 6.Абиотические факторы окружающей среды 13
6.1.Общие закономерности распределения уровней и региональных режимов экологических факторов 13
6.2.Космические факторы 14
6.3.Лучистая энергия Солнца и её значение для организмов 14
6.4.Абиотические факторы наземной среды 14
6.5.Абиотические факторы водной среды 15
6.6.Абиотические факторы почвенного покрова 15
6.7.Биогеные вещества как экологические факторы 15
Лекция 7.Биотические факторы окружающей среды 16
7.1.Биотические факторы 16
7.2.Взаимодействия между живыми организмами 16
7.3.Биотические факторы почвы 16
7.4.Биологически активные вещества живых организмов 16
7.5.Антропогенные экологические факторы 17
Лекция 8.Общие закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов 17
8.1.Закон лимитирующего фактора (закон Либиха) 17
8.2.Закон толерантности (закон Шелфорда) 17
8.3.Толерантность 18
8.4.Адаптация 20
Лекция 9.Природные ресурсы 20
9.1.Классификация природных ресурсов 20
9.2.Основные виды природных ресурсов 21
Лекция 10.АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 22
10.1.Основные виды антропогенных воздействий на биосферу 22
10.2.Загрязнения 22
10.3.Приоритетные загрязняющие вещества 22
10.4.Виды и характер загрязнения окружающей среды 23
Лекция 11.АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ 23
11.1.Охрана атмосферного воздуха 23
11.2.Загрязнение атмосферного воздуха 23
11.3.Основные источники загрязнения атмосферы 24
11.4.Экологические последствия загрязнения атмосферы 24
11.5.Смог 25
Лекция 12.АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИДРОСФЕРУ 25
12.1.Загрязнение гидросферы 25
12.2.Основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод 27
12.3.Экологические последствия загрязнения пресноводных экосистем. Эвтрофикация 27
12.4.Экологические последствия загрязнения морских экосистем 28
12.5.Истощение подземных вод 29
12.6.Истощение поверхностных вод 29
12.7.Создание водохранилищ 29
Лекция 13.АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТОСФЕРУ 30
13.1.Воздействия на литосферу 30
13.2.Воздействия на почвы 30
13.3.Эрозия почв 30
13.4.Загрязнение почв 31
13.5.Вторичное засоление почв 31
13.6.Заболачивание почв 32
13.7.Опустынивание 32
13.8.Отчуждение земель 32
13.9.Воздействия на недра 32
Лекция 14.УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ 33
14.1.Проблема отходов 33
14.2.Классификация отходов 33
14.3.Основные принципы обращения с отходами 33
14.4.Санитарная очистка 34
Лекция 15.Глобальные экологические проблемы 34
15.1.Причины экологического кризиса 34
15.2.Глобальные экологические проблемы 35
15.3.Загрязнение атмосферы 35
15.4.Загрязнение почвы 35
15.5.Загрязнение воды 35
15.6.Проблема озонового слоя 36
15.7.Проблема кислотных осадков 36
15.8.Проблема парникового эффекта 36
15.9.Проблема перенаселения планеты 36
15.10.Энергетическая проблема 37
15.11.Сырьевая проблема 37
15.12.Пути решения экологических проблем 37
Лекция 16.Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения 37
16.1.Действия загрязняющих веществ 37
16.2.Последствия загрязнения атмосферы 38
16.3.Последствия загрязнения гидросферы 38
16.4.Действие шума и вибрации 38
Лекция 17.Санитарно- гигиеническое нормирование 39
17.1.Санитарно- гигиеническое нормирование 39
17.2.Нормирование загрязняющих веществ в воздухе 39
17.3.Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах 39
17.4.Нормирование загрязняющих веществ в почве 40
17.5.Нормирование физических воздействий 40
17.6.Регламентация выбросов загрязнений в окружающую среду 40
18.1.Санитарно-защитные зоны 40
Лекция 18.Экологический мониторинг 41
18.2.Понятие экологического мониторинга 41
18.3.Задачи экологического мониторинга 41
18.4.Классификация мониторинга 41
18.5.Оценка фактического состояния окружающей среды 42
18.6.Единая государственная система экологического мониторинга 42
Лекция 19.Экономика природопользования 42
19.1.Экономические механизмы природопользования 42
19.2.Платы за пользование природными ресурсами 43
19.3.Платы за загрязнение окружающей среды 43
19.4.Оценка экологических ущербов 44
19.5.Оценка экономических ущербов 44
Лекция 20.Основы экологического права 44
20.1.Понятие экологического права 44
20.2.Право собственности на природные объекты 44
20.3.Экологическое нормирование 45
20.4.Экологическая паспортизация 45
20.5.Экологический контроль 45
20.6.Юридическая ответственность за экологические правонарушения 45
Лекция 21.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды 46
21.1.Объекты международного сотрудничества 46
21.2.Принципы международного сотрудничества 46
21.3.Международные организации 47
21.4.Конференции и соглашения 47
21.5.Концепция устойчивого развития 48
studfiles.net
Лекции по курсу экология
N п/п | Раздел дисциплины | Лекции |
1 | Структура биосферы, закономерности организации и развития биосферы. | 4 |
2 | Экосистемы: строение и функционирование. | 4 |
3 | Взаимоотношения организма и среды. | 4 |
4 | Экология и здоровье человека. | 4 |
5 | Глобальные проблемы окружающей среды. | 6 |
6 | Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. | 2 |
7 | Основы экономики природопользования. Основы экологического права. Профессиональная ответственность | 2 |
8 | Экозащитная техника и технология. Экологическая экспертиза технических объектов. Экологическая характеристика пищевых предприятий. | 6 |
9 | Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. | 2 |
Лекции 1, 2: «Структура биосферы, закономерности организации и развития биосферы. Предмет, структура и задачи экологии».
Слово "экология" происходит от греческих слов : ойкос - дом, жилище, местопребывание и логос - наука. С древних времен люди накапливали знания о «доме», об окружающей их среде. Известны природоохранные акты древнего Вавилона (5 в до н.э.), экологический аспект древнеиндийских законов (2 в до н.э.), систематические знания об окружающем мире античных ученых. Основы экологии уже прослеживаются в работах. Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) ("История животных"), Его ученика Теофраста (370-285 г.г. до н.э.) (более 200 трудов, в точм числе по ботанике, медицинскому применению растений).
Эпоха Возрождения дала толчок к дальнейшему изучению окружающего мира. В 17 веке становятся известными научные труды нидерладского микроскописта Антони ван Левенгука (1632-1723 гг.) о пищевых цепях, французсого естествоиспытателя Рене Реомюр (1683-1757 г.г.) о взаимоотношениях растений и насекомых, всемирно известного химика Р.Бойля (1627-1691 гг.) о влиянии низкого атмосферного давления на различных животных.
Основатель научной систематики К. Линней (1707-1778 гг.) был также первым фенологом. Он начал записывать данные о сезонном развитии природы и по его почину в 1750 г. была организована первая в мире фенологическая сеть..
Немалое значение для развития экологических представлений XYШ в. имела 13-томная "Естественная история" Ж. Бюффона (1709-1788 гг.), выходившая с 1749 по 1769 г. В ней обосновано влияние среды на жизнь растений и животных, а также сочинения К. Линнея "Экономия природы" и " Общественное устройство природы".
В 1798 г. вышла книга английского священника Т.Р. Мальтуса "Опыт о законе народонаселения", в которой автор выдвинул гипотезу, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. Только во второй половине ХХ в. ученые осознали, что планета уже достаточно перенаселена, и формула Мальтуса верна.
В России в 1755 г. вышла книга С.П.Крашенинникова "Описание земли Камчатки". Российский естествоиспытатель П.С.Паллас (1741-1811 гг.) собрал огромный материал, опубликованный в монографии "Путешествие по различным провинциям Российского государства".
С 1761 г. к регулярным записям явлений природы приступили российский академик И.П.Фальк.
В начале Х1Х в. В Европе появляются первые труды, заложившие основу для создания современной биоэкологии. Французский ученый Ж.Б.Ламарк в 1809 г. опубликовал "Философию зоологии". В труде "Космос" немец А.Гумбольт показал значение климата для жизни растений, ввел понятие изотерм. В 1824 г. французский врач В.Эдварде опубликовал книгу "Влияние физических агентов на жизнь". В ней рассматривалось влияние температуры, влажности, света и других факторов на дыхание, кровообращение различных видов животного мира, включая человека.
В России первой половины Х1Х в. также интенсивно развивалась биоэкология. Э.А. Эверсман (1794-1860 гг.) создал трехтомную "Естественную историю Оренбургского края". В те же годы трудился и выдающийся биолог К.М. Бэр (1792-1876 гг.). Он заложил основы современной теории динамики рыбных популяций. Непосредственной предтечей экологии в России стали лекции московского профессора К.Р. Рулье (1814-1858 гг.). В них он сформировал биоэкологические обобщения и указал на важность глубоких исследований. Дело своего учителя продолжил Н.А. Северцев (1827-1885 гг.), который опубликовал магисторскую диссертацию "Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадюк Воронежской губернии". Это было первое специально экологическое исследование в России.
В 19 веке , 1864 г. американец Д. Марш выпустил книгу "Человек и природа, или о влиянии человека на изменения физико-географических условий природы". Это произведение положило начало глобальному природоохранному движению.
Этой же проблеме были посвящены многочисленные труды француза Ш. Реклю. В 1878-1894 гг. была опубликована 19-ти томная монография "Земля и люди", "Всеобщая география".
Последняя треть Х1Х в. дала понятие о биоценозах, оно было сформулировано профессором Кельнского университета К. Мебиусом в 1877 г. Через полвека аглийский ученый А. Тенсли (1939 г.) ввел понятие экосистемы, почти одновременно с отечественным ученым В.И. Сукачевым, который в 1942 г. дал определение биогеоценоза.
В начале ХХ века геологи А.П. Павлов в России и Ч. Шукерт в США почти одновременно и независимо друг от друга отделили начальную историю Земли от того времени, когда человек стал ведущей геологической силой, и назвали это время антропогенным периодом. Эту роль человека подчеркивал и выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1864-1945гг.), который в двадцатые годы интенсивно развивал учение о биосфере Земли. Его работы оказали огромное влияние на целую научную эпоху ХХ столетия.
В 1956 г. вышла в свет монография У. Томаса "Роль человека в изменении облика Земли". В 1962 г. американка Р. Карсон потрясла мир полной тревоги за живую природу книгой "Безмолвная весна". Среди российских ученых - экологов плодотворно работали над проблемами экологической науки академик Шварц С.С (1919-1976), а также ученики крупнейшего биолога нашей страны Д.И. Кашкарова (1878-1941), создателя целой экологической школы.
Когда немецкий биолог Э. Геккель предложил назвать экологией "общую науку об отношениях организмов к окружающей среде", эта наука была строго биологической, и в настоящее время она получила название биоэкологии. Классическая биоэкология имеет четкое деление. В нее входят:
экология особей - физиологическая экология;
экология видов - аутоэкология;
экология популяций - популяционная экология;
экология сообществ - синекология;
экология экосистем - биоценология.
Учение о биосфере Земли составляет часть биоценологии.
Поскольку Земля как планета связана с биосферой, то со временем в самостоятельное направление выделилась глобальная экология.
Почти одновременно с классической биоэкологией возникла экология человека, и со временем она сформировалась в два направления экологического знания - собственно экологию человека как организма и социальную экологию. Экология человека зародилась в трудах французского философа А.Канта и получила развитие в книгах И.Мечникова. Создание и развитие социальной экологии связано с именами А.Конта, английских ученых Д.Милля и Г.Спенсера, американских социологов Р.Парка и Е.Берджеса. В настоящее время экология человека и социальная экология представляют собой две самостоятельные экологические научные дисциплины.
К экологии причисляются наука об охране природы и наука об охране окружающей человека среды. Эти науки базируются на обширной совокупности дисциплин. По мере нарастания влияния хозяйственной деятельности человека на природу сформировались промышленная и прикладная экология. Политизация экологических проблем выдвинула понятия экополитики и экологической безопасности, а связь их с экономикой определила появление и развитие эколого-экономических дисциплин, например, экологии природопользования.
Вещественно-культурные и воззренческие ценности, воздействующие на человека, архитектурная, ландшафтная среда, литературные богатства стали предметом такой науки, как экология культуры. Экология вторгается и в сферу мировоззрения человека, исследуя и среду морали (экология духа).
Таким образом, экология, возникшая в начале как биологическая дисциплина, по мере своего развития разделилась на множество дисциплин и на данном этапе включает в себя не менее 100 структур, которые базируются на естественных, общественных и технических науках.
Э к о л о г и я - это наука об отношениях организмов или групп организмов между собой и окружающей их средой; или наука, изучающая условия существования живых организмов, включая человека, их взаимосвязь между собой и средой, в которой они обитают.
Многообразны задачи экологии как науки. Основные из них:
исследование закономерностей организации жизни, в том числе и в связи с антропогенными воздействиями на природные системы и биосферу в целом;
создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека, сохранение среды обитания человека;
экологическая индикация загрязнения природных сред, а также прогнозирование последствий воздействия человека на природную среду.
Задачи экологии применительно к деятельности инженера могут быть сформулированы следующим образом:
оптимизация технологических, инженерных и проектно-конструкторских решений, исходящих из минимального ущерба окружающей среде и здоровью человека;
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий действующих, реконструируемых и проектируемых предприятий (технологических процессов) для окружающей среды.
. Термин “биосфера” для обозначения земной оболочки впервые был введен австрийским биологом Зюссом в 1875 г. Современное определение биосферы таково: биосфера (от греч. биос - жизнь, сфера - шар) - область сууществования ныне живущих организмов.
В настоящее вpемя имеется обшиpная область знания о функциониpовании и pазвитии биосфеpы, котоpая называется учением о биосфеpе Земли. Существенный вклад в его pазвитие внесли Ж.Ламаpк, Ж.Бюффон, А.Гумбольт, Ф.Шеллинг, Э.Зюсс, В.Докучаев, К.Тимиpязев, К.Циолковский, С.Вавилов, В.Сукачев, В.Веpнадский, А.Виногpадов, В.Вильямс, Б.Полынов, А. Чижевский , H.Реймеpс и дpугие ученые. Особая pоль пpинадлежит В.И. Веpнадскому (1863-1945г.г.), котоpый является создателем целостного учения о биосфеpе и ее эволюции.
Биосфеpа пpедставляет собой оболочку Земли, населенную живыми оpганизмами. Жизнь на Земле сосpедоточена в тpех тpадиционно выделяемых геосфеpах: атмосфеpе, гидpосфеpе и литосфеpе. Соответственно биосфеpу подpазделяют на аэpобиосфеpу, гидpобиосфеpу и литобиосфеpу.
В биосфеpе pасположена фитосфеpа, обpазованная толщей наземной pастительности. Фитосфеpа опpеделяет фактически все тpи сpеды жизни: воздушную, водную и твеpдую. Вместе с освещенными слоями гидpосфеpы фитосфеpа опpеделяет активную пленку жизни на Земле. Хотя жизнь имеется и в зоне высокогоpий, и в глубинах литосфеpы, особенно в подземных водах, но она здесь не столь активна, как в фитосфеpе.
В литосфеpе на глубине пpимеpно 1 км пpоходит кислоpодная гpаница, ниже котоpой, в том числе и в подземных водоемах, не содеpжится кислоpода. Живые оpганизмы, для существования котоpых необходим кислоpод, называемые аэpобами, уже здесь не встpечаются, а имеются дpугие жизненные фоpмы.
Крайние пределы жизни в биосфере определяются существованием в ней условий, непреодолимых для всех организмов. Это может быть температура, химическая среда, ионизация среды.
Верхний предел обусловливается интенсивностью лучистой энергии Солнца, исключающей жизнь. На высоте около 20 км от поверхности Земли расположен озоновый экран, препятствующий проникновению коротковолнового ультрафиолета в нижние слои атмосферы.
Нижняя граница распространения жизни определяется наличием высоких температур. Температура 100 0С может достигаться в литосфере на глубине 3-3,5 км. В среднем нижняя граница биосферы в литосфере пролегает на глубине около 2,5 км.
В слое атмосфеpы, пpилегающем к повеpхности Земли, до высоты пpимеpно 5-6 км жизнь пpедставлена, в основном, микpооpганизмами и виpусами, живущими в каплях атмосфеpной влаги. Этот слой атмосфеpы ощущает мощное влияние наземной жизни, напpимеp, пеpелеты птиц, насекомых, пpоникновение летающих семян, пыльцы, споp.
Гидpосфеpа, подpазделяемая на океан и континентальные водоемы, имеет наиболее активную жизнь в своей освещенной части, котоpая носит название фотосфеpы. Жизнь в слабоосвещенных слоях гидpосфеpы и лишенных света, pазpежена.
Таким обpазом, собственно биосфеpа - слой активной жизни - занимает на суше толщину максимум в 12 км по веpтикали, а в пpеделах океана 17 км. Сфеpа случайного попадания жизни охватывает толщу около 50 км.
B.И. Веpнадский pассматpивал повеp-хность Земли как своеобpазную оболочку, pазвитие котоpой в значительной меpе опpеделяется деятельностью живых оpганизмов. Центpальная идея учения заключается в том, что высшая фоpма pазвития матеpии на Земле - жизнь - опpеделяет дpугие планетаpные пpоцессы. Химическое состояние наpужной коpы нашей планеты всецело опpеделяется живыми оpганизмами.
Живые оpганизмы (совокупность жизни) пpевpащают энеpгию солнца в химическую и создают бесконечное pазнообpазие миpа.
Важнейшее свойство биосферы выражает открытый Вернадским закон биогенной миграции атомов: « миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества или же она протекает в среде, особенности которой обусловлены живым веществом.
Между ее косной безжизненной частью планеты и живым веществом, идет непpеpывный матеpиальный и энеpгетический обмен.
Этот обмен в ходе вpемени выpажается закономеpно меняющимся, непpеpывно стpемящимся к устойчивости pавновесием. Факторами устойчивости биосферы являются:
Круговорот веществ
Видовое разнообразие
Передача энергии
Эволюция видов
Стабильная численность популяций
По В.И.Вернадскому, основой динами-ческого pавновесия и устойчивости биосфеpы является кpуговоpот веществ и пpевpащение энеpгии.
В совpеменной экологии сфоpмулиpованное В.И.Веpнадским утвеpждение о тесном взаимодействии, диалектическом единстве оpганизмов и их сpеды обитания получило название Закона единства оpганизм - сpеда: жизнь pазвивается в pезультате постоянного обмена веществом и инфоpмацией на базе потока энеpгии в совокупном единстве сpеды и населяющих ее оpганизмов.
Биосфеpа pазвивается под действием pазличных экологических факторов. До появления жизни на Земле действовали фактоpы неживой пpоpоды, котоpые названы абиотическими. С момента появления жизни к ним пpибавились фактоpы живой пpиpоды, биотические, а с pазвитием человеческого общества - еще и антpопогенные, связанные с вмешательством человека в пpиpодные пpоцессы, пpотекающие в биосфеpе. Таким обpазом, в настоящее вpемя pазвитие биосфеpы пpотекает под действием абиотических, биотических и антpопогенных фактоpов.
Решающее значение в истоpии обpазования биосфеpы имело появление на Земле зеленых pастений, способных синтезиpовать оpганическое веество из минеpального. Хлоpофиллсодеpжащие pастения улавливают энеpгию солнечных лучей и используют ее на осуществление pеакций фотосинтеза. Фотосинтез пpедставляет собой окислительно-восстановительную pеакцию синтеза оpганического вещества с помощью световой энеpгии. Для постpоения оpганического вещества pастения используют углекислый газ, воду, минеpальные вещества из почвы. В pезультате создаются богатые энеpгией оpганические вещества, названные В.И. Веpнадским пеpвоосновой существования и pазвития живого миpа. В учении о биосфеpе показано, что благодаpя фотосинтезу изменился весь облик Земли.
Совокупность всех живых оpганизмов, населяющих нашу планету, Веpнадский назвал "живым веществом". Оно пpедставлено pастениями, животными и бактеpиями. На Земле 2млн видов живых организмов: 500 тысяч видов ратений и 1,5 млн. видов животных, причем на суше 99 % массы живых организмов состаляют растения, а в океане 93 % - животные. Состав живого вещества отличается от состава дpугих компонентов биосфеpы высоким содеpжанием углеpода (18%), пpи этом концентpация отдельных элементов в оpганизмах может быть значительной. Последователями В.И.Веpнадского А.П.Виногpадовым и Д.В. Самойловым был установлен сpедний химический состав живого вещества, в котоpый вошли следующие химические элементы: водоpод, углеpод, азот, кислоpод, натpий, магний, кpемний, фосфоp, сеpа, хлоp, калий, кальций. Вышепеpечисленные химические элементы относятся к легким, из тяжелых химических элементов в состав живого вещества входит железо.
Живые обитатели нашей планеты неодинаковы с точки зpения потpебления вещества и энеpгии. Учение о биосфеpе содеpжит классификацию живых оpганизмов по способу питания.
последовательной пеpедачи вещества и эквивалентной ему энеpгии - тpофические цепи.
Ход эволюции биосферы , состав и характер наблюдаемых явлений недостаточно ясен. Известны эволюционные катастрофы на земле – 65, 230, 450 и 650 млн. лет назад. Их связывают с падением метеоритов.
Этапы эволюции живого:
4 млрд. лет назад – образование орг. молекул,
3 - появление фотосинтезирующих бактерий
1 – беспозвоночных
500 млн.лет н. – рыб
450 - наземной растительности
250 млекопитающих
150 - вымирание динозавров
25 - появление приматов
1,8 – появление человека
Первым этапом эволюции биосферы было возникновение жизни из неживой материи. Этому предшествовало образование простых органических соединений из метана, аммиака, водорода в условиях высоких температур, повышенной вулканической деятельности, солнечного излучения.
Первые экосистемы, существовавшие 3 млрд. лет тому назад, были населены крошечными анаэробными гетеротрофными организмами, существовавшими за счет органического вещества, синтезированного в абиотических процессах. Затем последовали возникновение и популяционный взрыв автотрофных водорослей, которые, как полагают ученые, сыграли одну из главных ролей в превращении атмосферы в кислородную. С этого момента на протяжении длительного геологического времени эволюция организмов шла по пути создания все более сложных и разнообразных систем, которые контролировали состав атмосферы и содержали в себе все более крупные и высокоорганизованные виды многоклеточных.
Принято считать, что эволюционные изменения происходят путем естественного отбора на видовом или более низких уровнях. Однако и на более высоких уровнях естественный отбор также играет важную роль, особенно коэволюция, т.е. взаимный отбор зависящих друг от друга автотрофов и гетеротрофов, и групповой отбор, или отбор на уровне сообществ, который ведет к сохранению признаков, благоприятных для группы в целом, даже если они неблагоприятны для конкретных носителей этих признаков внутри группы.
Рассмотрим схему эволюции организмов и кислородной атмосферы. Эти два фактора сделали биосферу уникальной среди планет Солнечной системы. Сейчас считается общепринятым, что когда свыше 3 млрд. лет назад на Земле зародилась жизнь, атмосфера содержала азот, аммиак, водород, оксид углерода, метан и водяной пар. Свободный кислород в ней отсутствовал. В атмосфере содержались также ядовитые для большинства современных организмов хлор, сероводород. Состав атмосферы в то время в значительной степени определялся вулканическими газами: вулканы были намного активнее. Из-за отсутствия кислорода не существовало и озонового слоя, экранирующего губительное ультрафиолетовое излучение. Это излучение убило бы любые незащищенные от него организмы, но именно оно породило химическую эволюцию, приведшую к возникновению сложных органических молекул, таких как аминокислоты, которые послужили блоками для построения примитивных живых систем. Очень малое количество кислорода, образуемого за счет абиотических процессов, например, при диссоциации водяного пара под действием ультрафиолета, могло обеспечить достаточное количество озона, чтобы создать некоторую защиту от самого ультрафиолетового излучения. Все же пока атмосферного кислорода было мало, жизнь могла развиваться только под защитой слоя воды.
Первыми живыми организмами были дрожжеподобные анаэробы, которые получали необходимую энергию путем брожения. Так как брожение гораздо менее эффективно, чем кислородное дыхание, примитивная жизнь не могла эволюционировать дальше одноклеточной стадии. Снабжение примитивных организмов пищей также было ограничено: их питание по-видимому, зависело от медленно опускавшихся на дно органических веществ, синтезированных под действием радиации в верхних влоях воды, куда не рисковали подниматься эти микробы. Так на протяжении миллионов лет жизнь вынуждена была существовать в очень неподходящих условиях.
Постепенное увеличение в воде количества кислорода за счет жизнедеятельности организмов и его диффузия в атмосферу около 2 млрд. лет назад вызвали громадные изменения в химии Земли и сделали возможным быстрое распространение жизни и развитие клеток с оформленным ядром, что привело в свою очередь к эволюции более крупных и более сложных систем. Многие минералы, такие как железо, выпали из воды в осадок и образовали характерные геологические формации. По мере увеличения содержания кислорода в атмосфере слой озона в ее верхней части становился все более мощным и мог экранировать разрушающее ДНК коротковолновое ультрафиолетовое излучение. Жизнь могла свободно распространяться к поверхности моря. Затем последовало так называемое "позеленение суши". Аэробное дыхание сделало возможным развитие сложных многоклеточных организмов. Считается, что первые ядерные клетки появились после того, как содержание кислорода в атмосфере достигло 3-4 мас. д.,% от современного уровня. Полагают, что это произошло примерно 1 млрд. лет назад.
Когда содержание кислорода около 700 млн. лет назад достигло примерно 8-10 мас.д., % , появились первые многоклеточне организмы. Термин "докембрий" используется для обозначения того периода времени, когда существовали мелкие, одноклеточные формы жизни. В “кембрии” произошел эволюционный взрыв новых форм жизни, таких, как губки, кораллы, черви, моллюски, морские водоросли и предки семенных растений и позвоночных.
Так, благодаря способности мельчайших зеленых растений моря продуцировать такое количество кислорода, которое превышало потребности в нем всех организмов, оказалось возможным заселение живыми существами за сравнительно короткое время всей Земли. В течение последующих периодов палеозойской эры жизнь не только заполнила все моря, но и вышла на сушу. Развитие зеленой наземной растительности обеспечило большие количества кислорода и пищи, которые были необходимы для последующей эволюции таких крупных животных, как динозавры, млекопитающие и, наконец, человек.
Примерно в середине палеозоя, около 400 млн. лет назад продукция кислорода сравнялась с его потреблением, содержание кислорода в атсомфере достигло современного уровня. В конце палеозоя произошло снижение содержания кислорода и повышение содержания диоксида углерода, попровождавшееся изменением климата и, по-видимому, послужившее толчком к обширному "автотрофному цветению", создавшему запасы ископаемого топлива, на которых основана современная промышленная цивилизация. Затем последовало постепенное возвращение к атмосфере с высоким уровнем кислорода и низким уровнем диоксида углерода, после чего соотношение этих двух компонентов атмосферы остается в состоянии, которое можно назвать стационарным.
Вся история развития атмосферы показывает абсолютную зависимость человека от других организмов, населяющих среду, где обитает он сам.
studfiles.net
экология растений к лекции 1 — презентация
freedocs.xyz
Ольга Смирнова • Ключевые виды растений • Экология для всех. Лекция 2 • Календарь событий на «Элементах»
Четверг, 1 марта 2018 года, 19:30, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».
Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс доктора биологических наук Ольги Смирновой «Экология для всех».
Тема второй лекции: «Ключевые виды растений».
- Ключевые виды — деревья — организаторы структурного и функционального разнообразия экосистем современных (спонтанно развивающихся) лесов.
- Концепция gap–mosaic — модель пространственной структуры и динамики экосистем, организованных популяционной жизнью деревьев. — Особенности организации природных (спонтанно развивающихся) лесов: состав, строение, использование ресурсов (солнечная радиация и влага), поддержание максимально возможного биологического разнообразия и продуктивности спонтанно развивающихся экосистем лесов.
- Сравнение жизни деревьев в природе и в производственных лесах.
- Системы методов неистощительного лесопользования, основанных на концепции gap-mosaic.
О лекторе:Ольга Всеволодовна Смирнова — доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории структурно-функциональной организации и устойчивости лесных экосистем ЦЭПЛ РАН.
О курсе «Экология для всех»
Все более полное осознание зависимости существования человечества от состояния биосферы — живой пленки, окутывающей планету — заставляет обозначить проблемы, которые необходимо решать «всем миром» и показать возможные пути их решения.Современный живой покров Земли не может поддерживать условия, необходимые для устойчивого существования человечества: оптимальный климат, гидрологический и температурный режим, почвенное плодородие и биологическое разнообразие.
Современные заповедные территории не могут решить эти проблемы даже на локальном уровне по следующим причинам: их доли в нашей стране и в Мире невероятно малы и они не оказывают заметного влияния на остальной живой покров; они испытали настолько мощное антропогенное воздействие на ранних этапах развития человечества, что нуждаются не только в сохранении уцелевшего живого покрова, но и в восстановлении его полноценного состава и структуры.Восстановление оптимального для человечества состояние биосферы возможно только при принципиальном пересмотре способов природопользования на основе общедоступных законов современной экологии.
План курса:
- Особи и популяции.
- Ключевые виды растений.
- Ключевые виды животных.
- Концепция комплементарности.
- Антропобиотическая концепция в современной экологии.
- История деградации современного живого покрова Северной Евразии с плейстоцена — до современности. Основные этапы.
- История формирования и современное состояние пустынь Северной Евразии.
- Потенциальный живой покров заповедных территорий и возможности его восстановления в условиях современного климата.
Лекции проводятся с 22 февраля по четвергам в 19:30.
Стоимость одной лекции : 500 руб.Для студентов и школьников — БЕСПЛАТНО!Абонемент на 5 лекций — 2200 руб (позволяет посетить любые пять лекций курса).Абонемент на курс (8 лекций) — 3500 руб.
По всем вопросам относительно лекции обращайтесь: по телефону (495) 088-92-81, по электронной почте или заполните форму.
Будет организована интернет-трансляция. Стоимость трансляции одной лекции 200 р. Оплатить можно через TimePad или написав на почту.
Адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, дом 29.E-mail: [email protected].Проезд: до станции метро «Спортивная».Центр располагается в здании Физического факультета МПГУ (бывш. МПГИ им. Ленина), напротив Новодевичьего монастыря.Схема проезда
Подробнее о лекции «Ключевые виды растений»Подробнее о цикле лекций «Экология для всех»
0
Написать комментарий
Вход в систему
elementy.ru
Конспект урока экологии "Экологические группы растений по отношению к воде"
Конспект урока экологии в 6 классе по теме:
«Экологические группы растений по отношению к воде»
Пояснительная записка
Урок изучения нового материала проводится в 6 классе по курсу «Экология растений», в I четверти.
Продолжительность изучения темы – 1 урок.
Учебно-методический комплект: А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Урок изучения нового материала
Цель: изучить классификацию экологических групп растений по отношению к воде и их приспособительные признаки
Основное содержание:
взаимодействие растений с водой;
экологические группы растений по отношению к воде;
приспособления растений к условиям окружающей среды.
Термины и понятия: экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты (склерофиты, суккуленты).
Достигаемые образовательные результаты:
Личностные:
Доброжелательное отношение к окружающим в рамках деятельностного компонента.
Становление смыслообразуещей функции учебно-познавательного мотива и интереса к учению.
Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Метапредметные:
Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Предметные:
Понимать смысл понятий «гидатофиты», «гидрофиты», «гигрофиты», «ксерофиты» («склерофиты», «суккуленты»).
Приводить примеры растений экологических групп по отношению к воде.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы обучения, используемые на уроке:
Словесный: рассказ, беседа;
Наглядно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Игровой.
Организация образовательного пространства
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Мезофиты», карточки с изображениями растений и их кратким описанием, словари биологических терминов.
Технология изучения темы
Организационный этап.
Самоопределение учащихся к деятельности (1 мин.)
Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
Учитель приветствует учащихся, предлагает проверить готовность рабочего места.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний. (3-4 минуты)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, мотивировать учащихся к изучению новой темы.
«То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно»
П. Лаплас
- Отгадайте загадку, о каком растении идет речь?
Есть растение одно,У воды найдешь его,Но болото – дом родной,Тишина там и покой.Стебли полые, шуршат,Ветер погулять в них рад,А цветок, как эскимо,Знают все его давно.Что растёт в болоте том?Как растенье назовём? (Камыш)
- В каких условиях среды произрастает это растение? Что для него является жизненно важным?
Другая загадка.
Вырос он под солнцем жгучим Толстым, сочным и колючим. (Кактус)
- Без чего длительное время может обходиться это растение и почему?
Что объединяет обе эти загадки? (Отношение растений к воде)Сколько воды содержится в растениях?
Чем является вода в клетках растений? Какова её главная функция?
Учитель комментирует ответы учащихся, подводя их к формулированию темы урока.
Учащиеся формулируют тему урока.
Организация деятельности по изучению нового материала (30 мин.)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для изучения новой темы.
Перенесемся на берег водоема, где произрастает бурная растительность.
- Какое растение на экране вы узнали?
- Что объединяет эти растения?
Растения, целиком или полностью погруженные в воду, называют «Гидатофиты»
- Посмотрите в словаре биологических терминов, от каких греческих слов произошло это название?
(от греч. hydor, родительный падеж hydatos — вода и phyton — растение), т.е.
Гидатофиты – это водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду.
К водным растениям относятся… Водные растения очень разнообразны. Одни из них растут полностью погруженными в воду, другие плавают на поверхности воды (ряска), третьи прикрепляются к дну водоема корнями и имеют плавающие листья.
Приспособительные признаки гидатофитов:
Поверхность тела увеличена по сравнению с массой.
Листья теневые, рассечены на узкие сегменты.
В кожице листьев нет устьиц, на поверхности их нет кутикулы.
- Что такое кутикула?
Плавающие листья имеют световое строение, на верхней стороне есть устьица и кутикула.
В тканях листьев, корней черешков есть воздушные полости.
Механическая ткань развита слабо.
Воду поглощают всей поверхностью тела и легко теряют.
Задание № 1 по работе с маршрутным листом.
Написать 2 примера растений-гидатофитов (один – из презентации, другой найти среди раздаточного материала - карточек)
В конвертах - карточки с изображениями растений разных групп и их описаниями.
2. Ежеголовник простой, стрелолист обыкновенный, рогоз - жизнь этих растений связана с водой - земноводные растения или Гидрофиты.
С помощью словаря биологических терминов сформулируйте понятие «гидрофит»
Гидрофиты (от греч. гидро - вода и phýton (фитон) - растение) - земноводные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, обитают по берегам рек, озёр, прудов и морей.
Яркий пример – Стрелолист обыкновенный.
Найдите в своих маршрутных листах особенности строения и жизнедеятельности гидрофитов.
Приспособительные признаки:
Крупные листья;
Неглубокая корневая система;
Имеют воздушные межклеточные полости;
Срезанные побеги быстро вянут.
Задание № 2 по работе с маршрутным листом.
Написать 2 примера растений-гидрофитов.
Динамическая пауза – ФИЗМИНУТКА (видео «Цветущие водные растения»)
Седмичник европейский и калужница болотная произрастают на влажной почве и в условиях влажного воздуха. Называют эти растения влаголюбивыми или гигрофитами.
Что значит «Гигрофиты»? Воспользовались словарем.
3. Гигрофи́ты (от греч. hygrós (гидрос) — влажный и phyton (фитон) — растение) — растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и почвы. Это многие прибрежные растения, растения болот, сырых лугов, тенистых сырых лесов.
- Примеры
Приспособительные признаки гигрофитов:
Называем, пользуясь маршрутным листом
Не имеют приспособлений для защиты от испарения;
Листья крупные, голые, кутикула тонкая;
Устьица расположены на обеих сторонах листа, не закрываются;
Имеются устьица-гидатоды, через которые происходит выделение воды из листьев в виде капель;
Стебли длинные с неразвитыми опорными тканями;
Корневая система поверхностная и малоразветвлённая.
Задание № 3 по работе с маршрутным листом.
Написать 2 примера растений-гигрофитов.
Наземные растения самой многочисленной группы, произрастающие в условиях умеренной влажности, называются «мезофиты». Название произошло от греч. слова «мезос» - средний, т.е. живут они в условиях достаточной, но не избыточной влажности. К ним относятся… Большинство культурных растений являются мезофитами. Речь о них мы будем вести на протяжении изучения всего курса экологии растений.
Задание № 4 по работе с маршрутным листом. Написать 2 примера растений-мезофитов.
Я хотела бы вас познакомить с группой удивительных растений, называемых ксерофитами. Посмотрите на картинки на слайде и скажите, где, в каких условиях произрастают эти растения?
5. Ксерофиты (от греч. xērós (ксерос)— сухой и phytón — растение) - растения сухих местообитаний, способные переносить продолжительную засуху («засухоустойчивые»).
У ксерофитов можно выделить две подгруппы склерофиты и суккуленты - растения, имеющие специальные ткани для запаса воды.
Приспособительные признаки ксерофитов:
Малая испаряющая поверхность;
Листья узкие, мелкие, с толстой кутикулой, восковым налётом или густо опушённые у склерофитов; сочные у суккулентов;
Мощная корневая система.
Первичное закрепление нового материала (8 мин).
Лабораторная работа «Определение гидротипа комнатных растений»
Цель: Определить принадлежность комнатных растений к группе суккулентов.
Растения: кактус, монстера, алоэ, филодендрон, китайская роза, толстянка древовидная, щучий язык.
Экологическая группа (гидротип) | Примеры комнатных растений | Вид суккулента |
Ксерофиты | ||
2. Тестирование
1. Гидатофиты - это
растущие по берегам водоемов;
целиком погруженные в воду;
произрастающие на влажных почвах и в условиях влажного воздуха;
произрастающие в степях.
2. Наземные растения, произрастающие в условиях умеренной влажности
Мезофиты;
Ксерофиты;
Гигрофиты;
Гидатофиты.
3. Значение густого опушения и воскового налета на листьях растений заключается в
уменьшении испарения воды;
усиления фотосинтеза;
привлечении насекомых;
защите от поедания животными.
4. К гидрофитам относятся
1.
2.
3.
4.
5. К группе ксерофитов относятся
клевер красный;
костяника;
очиток едкий;
вороний глаз
Самопроверка тестов. Выставление оценок.
Рефлексия (2 мин.)
Учитель. Подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли?
Продолжите предложения, которые вы видите на экране:
Сегодня я узнал…
Меня поразило то, что…
Хотелось бы еще узнать…
Что понравилось более всего на уроке?
VI. Домашнее задание: §§16-19, читать, отвечать на вопросы.
Литература и ЭОР.
А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ecology-portal.ru/
kopilkaurokov.ru
Наша планета - это бело-голубой шар. Такой красавицы больше нет во всей Солнечной системе. И этим Земля обязана биосфере. Марс по красоте уступает Земле. Там нет такой густой атмосферы, обогащенной кислородом и азотом. Вода есть, но она в замерзшем состоянии. Атмосфера на 98% состоит из углекислого газа. Если и есть на Марсе биосфера, то она находится в малоактивном состоянии. А это Венера - наша вторая соседка. Под ее мощнейшей углекислой атмосферой (около 98%) находится раскаленная до +400 градусов Цельсия поверхность. При такой температуре белковая жизнь невозможна. На Венере нет биосферы. Это земной ландшафт. Он находится почти в центре Евразии. Огромное сводовое поднятие на заднем плане - гора Сохондо - на 2500м выше уровня мирового океана. Голубое земное небо, зеленая тайга и бурая тундра. Всюду живые организмы и их сообщества, всюду экосистемы. Это юг Приморского края - Дальний Восток. Потрясающее буйство жизни. Сравните с ландшафтом Марса на нижнем фото. Здесь на участке в 1 га обитают сотни, а иногда и тысячи ыидов живых организмов, участвующих в биологическом круговороте вещества. Марсианская пустыня выглядит почти как земная с той лишь разницей, что здесь в воздухе почти нет кислорода, а температура в течение суток изменяется от +10 до - 100 градусов по Цельсию. Если здесь и есть живые организмы, то они обитают в толще грунта, или под мощными ледяными покровами. На Марсе выпадает снег, но это совсем другой снег. При низких температурах, какие царят на Марсе зимой, углекислый газ превращается в углекислый снег. Водяной снег там тоже есть, но он мощными ветрами перемешивается с углекислым снегом, песком и пылью. А на Венере много серы. Она здесь, видимо, и в твердом состоянии, и в жидком. В атмосфере сера находится в виде сернистого газа и сернистой кислоты. Вообще здесь жарко как в топке, где сжилают каменный уголь. А ведь это наша ближайшая соседка. Если мы уничтожим на Земле биосферу, то у нас станет почти также жарко, как на Венере, что-то около +200 градусов по Цельсию. Один из марсианских ледников. Он движется, вероятно, даже плавится, и из его толщи на поверхность периодически поступает вода, которая тут же замерзает, образуя эти натеки. Может быть в таких местах живут марсианские микроорганизмы? Ведь живут же микробы в толще антарктического ледника на Земле. Соотношение между большим и малым круговоротом химических веществ. Стрелками указаны потоки вещества и энергии. Биологический круговорот - это только часть большого планетарного круговорота вещества. Он тесно с ним связан и от него зависит. Кстати, геологический круговорот от биологического тоже зависит. Именно это в своих работах доказал В.И. Вернадский. Круговорот ыещества (жирными линиями) и потоки энергии (тонкие линии) в биосфере (по Ф. Рамаду, 1981). S - энтропия. Вот эти потоки вещества и энергии и должны изучать глобальная и ландшафтная экология. Биосфера - это биологический круговорот вещества. На страничке помещены фото Земли, Марса и Венеры, позаимствованные на сайтах NASA . | Экология изначально возникла как наука о среде обитания живых организмов: растений, животных (в том числе и человека), грибов, бактерий и вирусов, о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания и о взаимоотношениях организмов друг с другом. Так появились всевозможные частные экологические дисциплины: экология растений, экология животных, экология грибов и т.д. Эти частные экологические дисциплины формировались в рамках соответствующих разделов биологии - ботаники, зоологии, микологии и др. как подразделения этих наук. Общей экологии тогда просто еще не существовало, так как объект ее изучения не был определен вплоть до 30-х годов ХХ столетия. Что же это за объект? По мере накопления знаний о взаимодействии живых организмов со средой обитания исследователи поняли, что на Земле существуют своеобразные системы, состоящие из живых организмов и неживого вещества. Для этих систем характерен высокий уровень организации, наличие прямых и обратных связей между компонентами (частями этих систем), способность систем к поддержанию своего состояния при всевозможных возмущениях. Эти системы были названы экологическими, или экосистемами. Так общая экология обрела свой специфический объект изучения - экосистему. Таким образом, общая экология - это наука об экосистемах, которые включают в себя живые организмы и неживое вещество, с которым эти организмы постоянно взаимодействуют. Живое и неживое вещество в экосистемах структурировано и охвачено бесчисленными превращениями или процессами, в ходе которых автотрофными и хемотрофными организмами захватываются из внешней среды атомы многих химических элементов (углерод, водород, кислород, сера, фосфор, калий, кальций, магний, железо, медь и др.) и энергия, которые затем используются организмами консументами и грибами, а потом, по мере гибели организмов продуцентов, грибов и консументов, переходят к организмам редуцентам, разлагающим мертвое органическое вещество и возвращающим составляющие это вещество атомы во внешнюю среду. При этом энергия химических связей организмов продуцентов и организмов хемосинтетиков частично используется консументами, грибами и редуцентами, а частично высвобождается во внешнюю среду в виде тепла, в виде образующихся при выделении в атмосферу растениями кислорода окислов, и в виде химических связей сложных органических веществ, накапливающихся в почве (гумус) и литосфере (торф, бурые и каменные угли). Экосистемы всюду вокруг нас. Там, где есть жизнь, там есть и экосистемы. А жизнь на Земле повсюду: и в толще океана на дне самых глубоких морских желобов, и в атмосфере на высоте нескольких десятков километров, и в глубоких пещерах, куда никогда не проникает луч света, и на поверхности ледников в Антарктиде и в высокой Арктике. Следы жизни обнаружены в самых древних горных породах, которые сформировались около 3 миллиардов лет назад, - именно тогда жили на нашей Планете организмы, чьи следы запечатлены в этих породах. Эти организмы были чрезвычайно примитивными, они были одноклеточными или колониальными, в клетках их не было сформированного ядра, и размножались они простым делением клеток надвое. Эти организмы не имели скелета, даже наружный скелет - твердый панцирь клеток - у них отсутствовал. Именно поэтому в геологической летописи планеты сохранилось так мало следов той древнейшей жизни. Эволюция живых организмов привела к появлению живых существ с обособленным клеточным ядром и внутриклеточными органоидами - рибосомами, митохондриями и др. Для них уже было характерно бесполое и половое размножение. Доказано, что миллиард лет назад такие организмы на нашей планете уже существовали, они населяли океан. Примерно 600-700 миллионов лет назад появились первые позвоночные животные. Это были рыбы, обитавшие в мировом океане и морях. Царство растений тогда было представлено многочисленными водорослями, как одноклеточными, так и многоклеточными, образовывавшими, как и теперь, настоящие подводные леса на мелководьях. Примерно 500 миллионов лет назад живые организмы появились и на суше. До этого жизнь была только в морях и океанах. На суше эволюция живых существ проходила более быстрыми темпами. Из животных сушу сначала завоевали членистоногие. Из позвоночных животных первыми на сушу выбрались двоякодышащие рыбы, от которых произошли земноводные. Земноводные в свою очередь дали начало пресмыкающимся, от которых произошли птицы и в меловом периоде - около 70 миллионов лет назад - млекопитающие. Человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид (человекообразных). Первые люди, согласно последним научным данным, обитали в Африке около 3 миллионов лет назад. Они ходили прямо на двух ногах и имели ступню, не отличающуюся от ступни современного человека, имели довольно развитые руки с отстоящим, как у современного человека, большим пальцем, могли издавать членораздельные звуки, пользовались огнем и изготавливали примитивные орудия, разбивая камни и кости. По мере эволюции живых организмов интенсифицировался обмен веществ, совершенствовались механизмы размножения, усложнялось поведение животных, удлинялись пищевые цепи, благодаря которым, однажды захваченные живыми существами из внешней среды атомы химических элементов и энергия, все дольше не возвращались во внешнюю среду. Разумеется, при этом по мере эволюции изменялась и среда обитания живых организмов. В гидросфере и атмосфере накапливался свободный кислород, его содержание за последний миллиард лет в атмосфере выросло с 1% до 21%. При этом резко снизилось содержание в атмосфере Земли углекислого газа - до 0,3%. Ученые выяснили, что современный состав атмосферы Земли за миллиарды лет создан и поддерживается живыми организмами. Если на Земле не будет жизни, то состояние ее атмосферы довольно скоро, буквально за несколько сотен или тысяч лет вернется к своему бескислородному состоянию. Ведь ни на Венере, ни на Марсе свободного кислорода в атмосферах практически нет. Зато очень много углекислого газа. Вероятно, такой когда-то была и атмосфера нашей планеты. Таким образом, эволюция жизни на Земле - проблема не только биологическая, но и экологическая. Сегодня это понимают многие ученые, в том числе и палеонтологи, изучающие жизнь в отдаленные геологические эпохи. Например, выход живых существ на сушу сдерживался тем, что в атмосфере Земли, вплоть до кембрийского периода, было очень мало кислорода. Из-за этого у планеты отсутствовал озоновый слой (верхний слой атмосферы, состоящий из трехатомных молекул кислорода и отдельных атомов кислорода), который поглощает жесткое космическое излучение. Дело в том, что кванты жесткого (коротковолнового) электромагнитного излучения обладают очень высокой энергией и, ударяя в органические молекулы, легко их разрушают, поглощаясь при этом и не достигая поверхности планеты. Слой воды толщиной 2-3м может поглощать кванты жесткого излучения не хуже озонового слоя. Именно поэтому на первых этапах эволюции жизнь так цепко держалась за мировой океан, не спеша выходить на сушу. Как всякие материальные системы, экологические системы согласно принципу Ле-Шателье способны поддерживать свое состояние при резких неблагоприятных для них воздействиях внешних факторов или возмущениях. При всяком возмущении экосистема изменяется таким образом, что снижает эффект этого возмущения и, таким образом, сохраняет свой status quo. Поскольку компоненты экосистемы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии - связаны друг с другом потоками вещества и энергии, - говоря о равновесии экосистемы, следует иметь в виду не статическое, а динамическое равновесие - равновесие в первую очередь, потоков вещества и энергии . Если экосистему вывести из состояния динамического равновесия, то она стремится вернуться к нему, используя при этом часть своей внутренней энергии и упорядоченности (структурной негэнтропии). Если резерва внутренней энергии и негэнтропии хватает, то система возвращается в состояние близкое к исходному, если нет, то она либо разрушается, либо переходит в новое состояние динамического равновесия, но на значительно более низком энергетическом и негэнтропийном уровне. При этом говорят, что экосистема деградировала. Примером такой деградации является, например, распашка и уничтожение естественной растительности на значительных пространствах в зоне сухой степи. Это воздействие резко снижает запасы влаги в почве, способствует ветровой эрозии плодородного слоя и экосистема переходит в новое состояние с очень низкой биологической продуктивностью. Степные экосистемы сменяются при этом экосистемами пустынь. Некоторые ученые экологи считают, что именно так на месте саванны в Северной Африке примерно 10 тыс. лет назад образовалась пустыня Сахара. Для всякой экосистемы существуют пределы толерантности (устойчивости). Одни экосистемы более толерантны к воздействию внешних возмущающих факторов, другие менее. Пока что мы ничего не можем сказать о пределах толерантности естественных экосистем. Одни говорят, например, что экосистемы тундры очень неустойчивы и легко уязвимы. Другие, напротив, считают, что экосистемы тундры не менее устойчивы, чем экосистемы тайги и степи, что самыми неустойчивыми являются экосистемы влажных тропических лесов. Ясно одно. Проблема толерантности экологических систем должна быть решена в ближайшее время, иначе под мощным антропогенным воздействием окажутся как раз наиболее уязвимые экосистемы. Проблема эта очень сложна тем, что разные экосистемы оказываются в разной степени устойчивыми по отношению к разным воздействиям. Например, колея от трактора на склоне в зоне тайги через 50 лет зарастет и исчезнет, а вот такая же колея в зоне тундры через 50 лет превратится в овраг глубиной до 20-30 м и шириной до 10-20м. Как я уже сказал выше, сначала появились частные экологические дисциплины, общая же экология формируется только сегодня. Разумеется, общая экология тесно связана с частными экологиями: экологией растений (геоботаникой), лесоведением, почвоведением, экологией животных, гидробиологией, экологией человека, биоценологией, ландшафтоведением и др. Однако, она не есть простая сумма этих частных наук. У экологии есть свой предмет исследования - экосистемы. Эта простая мысль сегодня, к сожалению, еще не получила общего признания, многие исследователи продолжают считать, что экология - это наука биологического цикла, то есть часть биологии. Несмотря на нерешенность своих самых фундаментальных проблем, экология сегодня переживает самый настоящий бум популярности. Причина этого в том, что человечество начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле технократической цивилизации. Сегодня об экологии говорят даже те, кто в ней совершенно не разбирается. Происходит демагогизация и девальвация экологических идей - примерно то, что произошло в свое время в Советском Союзе с экономическим учением К.Маркса. Став догмой, это в общем-то верное для конца XIX века учение превратилось в тормоз экономического развития в нашей стране во второй половине XX.Буквально на глазах у нас возникает своеобразная экологическая «попса», которая по степени «попсовости» заткнет за пояс тот марксизм-ленинизм, который забивали в головы в вузах моему поколению. Экология сегодня сильно политизирована, уже возникло несколько экологических партий в разных странах мира. А, как известно, в партиях науку не развивают, а превращают в догму. Я глубоко уверен в том, что с помощью экологических идей не следует решать политические проблемы, это может быть очень опасно - не менее опасно, чем само разрушение экосистем. Например, экологические идеи, учение о биосфере подталкивают политиков к глобализации. Глобализация экономики им кажется путем к управлению экологическими системами, биосферой, природными ресурсами. Это может быть и так, но в условиях разделенности человечества на множество стран, этносов, религий и культур глобализация ускорит центробежные процессы и приведет к новой мировой войне. Баланс углекислого газа между атмосферой, океаном, почвой и живыми организмами поддерживается миллионами видов живых организмов. Если он нарушится, то содержание углекислоты в атмосфере резко возрастет, усилится так называемый парниковый эффект, и атмосфера Земли начнет разогреваться. Экосистемы Земли - это фабрики, которые поддерживают этот баланс. (Схема заимствована у Н.Ф.Реймерса) Ко всем вопросам, затронутым выше, мы еще вернемся в следующих лекциях и рассмотрим их более подробно, а пока обратимся к истории экологии и экологических идей, ибо ничто так не учит, как учит история. Хотя мудрецы и говорят, что история учит одному, что она ничему не учит, но я не согласен с этим. История-то нас учит многому, но вот мы не хотим это воспринимать, упорно не хотим учиться у истории. |
botsad.ru