Викторина Лекарственные растения с ответами для детей. Лекарственные растения викторина
Викторина «Зеленая аптека». - внеурочная работа, мероприятия
Викторина «Зеленая аптека»
Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход занятия.
Слово педагога: ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»
Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.
В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.
Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.
Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.
Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.
Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья ;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?
- Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Выступление ученика 1:
Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.
Выступление ученика 2:
Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
Выступление ученика 3:
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
2. Основная часть.
- Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
- Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
- просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», -
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
Черника.
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья
Ландыш: Учитель: Ландыш:
Учитель:
Шалфей:
-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
- проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
- Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
- совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.
Задания для викторины:
- Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ: Подорожник
- Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее
средство от кашля. 1
- Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ: Шиповник.
- Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.
- Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
- О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
- Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.
- Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.
- Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.
- (Слайд 12) Ответ: Алоэ.
- Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.
- Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ: Петрушка.
- Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ: Герань.
- Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.
- С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.
(Слайд 17) Ответ: Мята.
- Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ: Лиственница.
- Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.
Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем.
Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа «Викторина «Зеленая аптека».»
Викторина «Зеленая аптека»
Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход занятия.
Слово педагога: ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»
Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.
В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.
Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.
Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.
Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.
Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья ;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?
Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Выступление ученика 1:
Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.
Выступление ученика 2:
Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
Выступление ученика 3:
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
2. Основная часть.
Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», -
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
Черника.
Ландыш: Учитель: Ландыш:
Учитель:
Шалфей:
-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.
Задания для викторины:
Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ: Подорожник
Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее
средство от кашля. 1
Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ: Шиповник.
Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.
Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.
Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.
Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.
(Слайд 12) Ответ: Алоэ.
Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.
Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ: Петрушка.
Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ: Герань.
Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..
С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.
(Слайд 17) Ответ: Мята.
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ: Лиственница.
Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.
Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...
Конкурс: «Сортировка»
Выбрать 2 команды;
В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.
Подведение итогов, отметить лучшую команду.
Кроссворд (Презентация)
Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)
Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)
Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)
Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)
Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)
Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)
Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)
Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)
Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)
Две команды воспитателей;
Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;
Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет ...
Яодведение итогов, отметить лучшую команду.
Слово педагога:
- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мыло,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
подведение итогов.
Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, ной к тем, которые повсюду окружают нас -ив природе, и в саду, и дома...
Выступление ученика 4:
... Давай про йдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун
Просмотр мультфильма: «с Юсем на природе часть восьмая «Юсь рассказывает о лечебных растениях»»
Итог мероприятия. Рефлексия.
Дорогие ребята вот и подошло к концу наше мероприятие, за это время мы с вами познакомились с лечебными растениями, научились отличать их от сорняков. Узнали какие растения для чего предназначены.
Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!
kopilkaurokov.ru
Викторина "Лекарственные растения" по биологии
Викторина «Лекарственные растения». 6 – 7 классы.
Табункова Е.В., учитель биологии и химии.
Текст отнесен к разделу: учебная работа.
__________________________________________________________________
Цели:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности;
3) познакомиться с охраной лекарственных растений;
4) развивать бережное отношение к природе, формировать основу рационального природопользования.
– Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд, да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встретят и шипами кусты боярышника.
«Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства».
Дети делятся на две команды. Проводится конкурсная программа.
Конкурс 1 «Загадки о лекарственных растениях».
Был рыжий Ванёк,
Кудрявый паренёк,
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул - глядь, лысый.
(Одуванчик)
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива)
Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю.
(Тмин)
Вышли в поле пастушки,
За спиной у них - мешки,
А мешочки-котомочки
На тугой тесёмочке.
(Пастушья сумка)
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.(Пастушья сумка)
Конкурс 2 «Своя игра» (см. презентация)
Календула лекарственная.
Настойки календулы обладают антисептическими и противовоспалительными свойствами, лечат ангину.
Полынь горькая.
Настойки полыни повышают аппетит, улучшают пищеварение.
Ландыш майский.
Обладает успокаивающим действием на нервную систему, настойки помогают при сердечных заболеваниях.
Береза повислая.
Настой березовых почек – антисептик, обладает мочегонным действием, применяют как отхаркивающее средство.
Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.
Валериана лекарственная.
Препараты валериана уменьшают возбудимость нервной системы, применяют при бессоннице.
Череда трехраздельная.
На Руси издревле чередой лечили разнообразные кожные заболевания, отит, детские диатезы.
Издавна известно благотворное влияние компрессов, настоев, ванн из травы череды на кожу человека. Золотушной травой череду назвали потому, что ею лечили в основном золотуху. В научной медицине череда применяется как потогонное средство при простудных заболеваниях, как мочегонное при заболевании мочеполовых органов, в детской практике для ванн при диатезах (антиаллергическое действие).
Облепиха крушиновая.
Масло облепихи обладает заживляющим действием, применяют при ожогах, при язвенной болезни, в качестве ингаляций при простуде, плоды содержат много витаминов.
Мать – и – мачеха обыкновенная.
Применяют как отхаркивающее средство, противовоспалительное при простудных заболеваниях.
Малина обыкновенная.
Применяется как потогонное средство при простудных заболеваниях.
Шиповник коричный.
Содержит большое количество витамина С.
Пастушья сумка обыкновенная.
Применяют как кровоостанавливающее средство.
Василек синий.
Обладает противомикробным действием, применяют при отеках.
Зверобой продырявленный.
Применяют как дезинфицирующее средство, противовоспалительное при простудных заболеваниях, как вяжущее средство.
Одуванчик лекарственный.
Как средство повышающее аппетит, желчегонное средство.
Подорожник большой.
Обладает противовоспалительным, заживляющим действием, как отхаркивающее средство при простуде.
Конкурс 3 «Шуточная викторина о растениях».
Назовите овощ для закидывания плохих актеров? (Помидор)
Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту? (Горох)
Какой злак может расти на человеке? (Ячмень)
Какие ягоды с буквой «М» сладкие, а с «К» - горькие? (Малина, Калина)
Назовите цветочную позу йога? (Лотос)
Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки)
Назовите хвойный образец стройности человека? (Кипарис)
Не только черная бархатная ленточка, которую женщины носят на шее, но и газонный цветок? (Бархотка)
Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных? (Череда)
Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение? (Кабачок)
У кого есть кисти, но нет рук? (Виноград, рябина)
У кого есть косточки, но нет скелета? (Абрикос, вишня, слива)
У кого есть усы, но нет лица? (Клубника, огурец)
Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Календула – ноготки)
– Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли, если человек будет варварски уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что может сказать вам об этом, например, ландыш майский:
– У меня к ребятам просьба убедительная есть.
Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря.
Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!
Должен всем я вам сказать, что нельзя нас собирать!
- Поэтому лекарственные растения необходимо охранять и беречь!
Подведение итогов, награждение.
infourok.ru
Викторина "Путешествие в страну лечебных растений"
Викторина
"Путешествие в страну лечебных растений"
Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края (республика Хакасия), способствовать экологическому воспитанию
Задачи:
1. дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.
2. развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.
3. воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.
Лес не только для нашей забавы,Он – богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды, травыНам на пользу, друзья, взращены.Луга июльские – чудо простое,Синее, белое и золотое.Травы лечебные, травы целебные!Нет на земле бесполезной травы!Все растения надо знать, Их беречь и охранять.Ведь из трав лесного царстваЛюди делают лекарства.
Педагог : Итак,
наше путешествие по Стране лечебных трав сегодня заканчивается. Для подведения итогов я приглашаю последнюю группу ребят. Чтобы узнать название этой группы, нужно разгадать кроссворд
1. Его называют сердечной травой,Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник)
2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3. На зелёном шнурочкеБелые звоночки. (Ландыш)
4. Золотой и молодой за неделю стал седой,А денечка через два облысела голова.Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)
5. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти, Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
7. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)
8. У забора живет, никого не признает,Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)
Физминутка.
Мы приходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
На опушке посидели,
Всё вокруг мы посмотрели.
Отправляемся вперёд –
Нас дорога в даль зовёт.
Посмотрели вправо, влево,
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
1. Беседа о ядовитых растениях.
Когда известный писатель Н. Сладков гулял по лесу, он случайно услышал такой разговор.
Ребята, почему нельзя трогать эти красивые красные ягоды?
Вы уже знаете, что не всё, что красиво в природе, безопасно для человека. Вспомним красавца мухомора. Вот и ландыш. Им лучше любоваться, но ни в коем случае не трогать его руками.
Действительно, существуют в природе опасные растения, ягоды таких растений не только нельзя есть, но даже трогать нельзя. Ядовитых растений много, но есть такие растения-убийцы, чья дурная слава распространилась по всему свету. Например, существует дерево анчар. В соке этого дерева находится такое вещество, которое сильно действует на сердце и вызывает быструю смерть. Но стоять под этим деревом можно совершенно спокойно.
найдите стихотворение ещё про одно ядовитое растение, прочитайте и назовите, как называется это растение. (Вороний глаз). Да, оно часто встречается в лесу. Рассмотрите его: его четыре заострённых листочка сидят напротив друг друга, а между ними – круглая чёрная ягода. Но трогать её нельзя – растение ядовито!
Наше мероприятие хотелось бы закончить словами:
Когда ты входишь в лесГде все нам с детства мило.Где чистым воздухом приятно так дышать,Есть в травах и цветах целительная силаДля всех, умеющих их тайну разгадать.
Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать!
infourok.ru
Презентация на тему "Викторина "Лекарственные растения""
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Викторина "Лекарственные растения"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ викторина
2 слайдСвоя игра Отгадай-ка Как мое имя? Мой плод 5 10 15 20 5 10 15 20 5 10 15 20
3 слайдОтгадай-ка - «5» Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает.
4 слайдОтгадай-ка - «10» Горькая травка, К животу поправка, И сама душиста, И метёт чисто.
5 слайдОтгадай-ка - «15» Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной.
6 слайдОтгадай-ка - «20» Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье. Что это за дерево?
7 слайдКак мое имя? - «5» «Кошачья» травка
8 слайдКак мое имя? - «10» «Золотушная трава»
9 слайдКак мое имя? - «15» «Дерево здоровья»
10 слайдКак мое имя? - «20» Носит имя «красивая женщина», а само смертельно ядовито!
11 слайдМой плод - «5» яблони домашней
12 слайдМой плод - «10» малины лесной
13 слайдМой плод - «15» шиповника коричного
14 слайдМой плод - «20» Пастушьей сумки
15 слайд1. Какие бывают растения? А) вежливые; Б) воспитанные; В) деликатные; Г) культурные
16 слайд2. Какой сок собирают ранней весной в наших лесах? А) липовый Б) осиновый В) березовый Г) сосновый
17 слайд3.Что из этого не является луком? А) Черемша Б) Порей В) Батун Г) Череда
18 слайд4. Какое растение существует? А) Сын-и-пасынок Б) Мать-и-мачеха В) Сын-и-отчим Г) Дочь-и-падчерица
19 слайд5. Какое второе название прочно закрепилось за растением алоэ? А) Тысячелистник Б) Столетник В) Бессмертник Г) Золототысячник
20 слайд6. Как называется лекарственное растение из семейства крестоцветных? А) Школьный ранец Б) Пастушья сумка В) Министерский портфель Г) Ядерный чемоданчик
21 слайд7. Как называют картину с изображением овощей и фруктов? А) Пейзаж Б) Натюрморт В) Портрет Г) Шарж Натюрморт. Сальвадор Дали
22 слайд8. Какой гениальный ученый прославился благодаря яблоку? А) Архимед Б) Авиценна В) Галилей Г) Ньютон
23 слайд9. Как называется съедобная и очень полезная водоросль? А) Морская репа В) Морская морковь Б) Морская петрушка Г) Морская капуста
24 слайд10. Какое садовое дерево в средней полосе России начинает плодоносить раньше? А) Вишня Б) Груша В) Слива Г) Яблоня
25 слайд11. Какой из этих лекарственных кустарников дал название конфетам? А) Шиповник В) Барбарис Б) Крыжовник Г) Боярышник
26 слайд12. С какого из этих растений пчелы собирают красный мед? А) Гречиха В) Клевер Б) Липа Г) Подсолнечник
27 слайд13. Какая часть растения валерианы идет на приготовление успокаивающего лекарства? А) Стебель В) Корень Б) Лист Г) Цветок
28 слайд14. Что из перечисленного не является фруктом? А) Кукиш В) Фига Б) Дуля Г) Шиш
29 слайд15. Какое из этих растений родственник табака? А) Капуста Б) Редис В) Лук Г) Картофель
30 слайд16. Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги А) Мухомор Б) Зверобой В) Душица Г) Чертополох
31 слайд17. Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». А) Яблоня Б) Груша В) Айва Г) Дуб
32 слайд18. Какой мох во время Великой Отечественной войны партизаны использовали в качестве перевязочного средства?
33 слайд19. Из этой родственницы редьки и капусты, которую мы используем только как приправу, парижский врач Риголло в середине XIX века изготовил лечебное средство. Как оно называется?
34 слайд20. Растение, которое является неотъемлемой частью валидола. А) Эвкалипт Б) Мята В) Анис Г) Ландыш
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
75177659774477857842790782658366
339823402234041340633407234073340743407534076340773413134144
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Викторина по лекарственным растениям
1. Назовите всем известное растение, ягоды которого в XIX веке были чуть ли не единственным средством для лечения туберкулеза. Что вы о нем знаете?Крыжовник обыкновенныйМноголетний кустарник высотой до 1,5 м семейства крыжовниковых. Впервые культура крыжовника зароди¬лась в XI в. в Древней Руси в монастырских садах, где он был известен под названиями «берсень» и «агрыз». В Мо¬скве при Иване III в XVв. были заложены плодовые сады с крыжовником; широкая культура растения начата с XVI в.Плод—шаровидная или широкоэллиптическая ягода, зеленая, желтая или пурпуровая, голая или усаженная же¬лезистыми щетинками. Крыжовник — одна из ценных ско¬роспелых ягодных культур; нередко его называют север¬ным виноградом. Плоды содержат до 14 % Сахаров (боль¬шая часть их представлена легкоусвояемыми моносахара-ми глюкозой и фруктозой), более 1 % пектиновых веществ, до 2 % органических кислот (в основном лимонной и яб¬лочной), до 60 мг% аскорбиновой кислоты, каротин, вита¬мины Bi, PP, минеральные вещества (соли железа, меди, калия, натрия, кальция, магния, много фосфора).Спелые ягоды едят свежими, сушат и консервируют с сахаром впрок, из недозрелых плодов делают варенье, ки¬сели, компоты, мармелад, вина, наливки. Крыжовник— диетический продукт, рекомендуемый детям и пожилым людям при нарушении обмена веществ и ожирении, хоро¬шее освежающее, тонизирующее, желчегонное и мочегон¬ное средство. В народной медицине отвар ягод применяли и как легкое слабительное при хронических запорах, и как вяжущее при поносах, как кроветворное, болеутоляющее при желудочных коликах, витаминное, противотуберкулез¬ное средства, а также для нормализации функций желудочно-кишечного тракта. 2. Древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств этого кустарника, вследствие чего его назвали "панацея Диоскорида". Как называется этот кустарник и что вы можете о нем рассказать?Боярышник кроваво-красныйДревовидный кустарник семейства розовых. Плоды боярышника кроваво-красного содержат сахара (до 10 %), органические кислоты (яблочную, кратегусовую, лимонную, виннокаменную и др.), дубильные вещества, фитостерины, флавоноиды, сапонины, гликозиды, каротин (по 0,5 мг°/о), холин, витамин С (до 30 мг%), жирные масла. Плоды засахаривают, используют для приготовле¬ния варенья, киселей, суррогатов кофе и чая. Муку из су¬шеных плодов иногда добавляют в тесто — получается хлеб с фруктовым привкусом. Цветки содержат флавоноиды (гиперозид, кверцетин, витексин), эфирное масло, органи¬ческие кислоты. С лекарственной целью используют настойку цветков, жидкий экстракт плодов (входит в состав комплексного сердечного препарата кардиовален и других) для усиления сокращения сердечной мышцы, нормализации ритма сер¬дечной деятельности, усиления кровообращения.Препараты рас¬тения применяют при функциональных расстройствах сер¬дечной деятельности, сердечной слабости, ангионеврозах, в начальной форме гипертонической болезни, при бессон¬нице, при повышенной функции щитовидной железы.В народной медицине преимущественно использовали боярышник колючий. О его употреблении с лекарственными целями известно со времен Диоскорида. В прошлом цветки и плоды боярышника колючего применяли при бессоннице, головокружении, одышке, болезнях сердца, ревматизме, отеках, атеросклерозе, мигрени, психических расстройствах в климактерическом периоде, эпилепсии; кору молодых веток — как противолихорадочное и вяжущее средства. 3. Раньше считали, что это растение "вооружено" острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине. Что же это за растение и как его можно использовать?ЧертополохЭто растение из рода колючих растений семейства сложноцветных. Существует около 120 видов. Встречается в Евразии, Северной Африке. Многие виды чертополоха - сорные растения, растут в полях, по обочинам дорог. Но некоторые виды чертополоха - медоносы.Чертополохом называют также и другие виды колючих растений этого семейства. Виды рода чертополох часто называют репейником. Используют это растение как мочегонное, потогонное средство, а также для роста и лечения волос. Используют чертополох и в пищу. 4. В Болгарии, Белоруссии и на Украине это растение именуется здравницей. Известны его сорта с запахом лимона, мяты и даже перца. Оно является не только украшением окон, балконов и газонов, но служит прекрасным лекарственным средством. Что вы знаете об этом растении и его использовании в народной медицине?Фиалка трехцветнаяВсе народы считают ее символом пробуждения жизни в природе. Она очень рано зацветает, задолго до вездесущего одуванчика появляются ее круглые со шпорцем цветки, а ухо¬дят лишь с летом. Пожалуй, трудно найти так умело подобранную гамму цветов, как у этой фиал¬ки: два верхних лепестка темно-фиолетовые, боко¬вые два — голубые, пятый — светло-голубой с по¬лосками, а сам зев венчика — желтый. У нас фиал¬ка трехцветная известна как анютины глазки. И дикие, и выведенные утонченные ее виды прекрасно чувствуют себя в квартире, радуя глаз своими необыкновенными красками.Трехцветная фиалка, где бы она ни росла — то ли на лугу, то ли в помещении,— везде сохраняет свои целебные свойства. В ней содержатся рутин, сапонины, гликозид виоланин, алкалоид виолазметин, аскорбиновая, виннокаменная, салициловая кислоты, каротин. При катарах верхних дыхатель¬ных путей, хронических пневмониях, бронхитах на¬стой фиалки усиливает секрецию бронхиальных желез, разжижает мокроту, облегчает ее выделе¬ние. Такой настой пьют как моче¬гонное средство при заболеваниях почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, как «кровоочиститель¬ное» средство при различных заболеваниях кожи. Трава фиалки трехцветной входит в состав аптеч¬ных отхаркивающих и мочегонных сборов, противо-золотушного сбора и Аверина чая.Фиалка трехцветная украшает городские парки и скверы, жилые ква-ртиры и заводские цехи. 5. Это растение индейцы Бразилии издавна используют в случае укуса ядовитой змеи, а у нас из него приготавливают большое количество блюд и кулинарных изделий. Что это за растение?Фасоль обыкновеннаяРодина фасоли Южная Америка, где она с древних времен возделывалась индейцами. По своей форме фасоль делится на вьющиеся и кустовые виды, а по строе¬нию боба — на лущильную, которая выращивает¬ся для получения семян, и сахарную (спаржевую), дающую зеленые бобы. Семена фасоли содержат до 20 процентов бел¬ка, 50 процентов углеводов, 2 процента жира, в два раза больше, чем в других овощах, солей калия (0,54 процента) и фосфора (0,53 процента), витамины А, В;, С. В них больше усвояемого бел¬ка, чем в говядине, баранине или свинине, по кало¬рийности они превышают их почта в 3 раза, по качеству белка приравниваются к диетическим ку¬риным яйцам.Лучшими считаются сахарные сорта фасоли. Свежие недозревшие бобы употребляют в пищу в вареном и жареном виде, замораживают и консер¬вируют, готовят из них разнообразные блюда. Установлено, что фасоль усиливает секрецию желудочного сока и эвакуацию желчи. Пюре из нее можно давать как диетическое блюдо при гастритах с пониженной кислотностью желудочно¬го сока, заболевании печени и желчного пузыря. При камнях в почках рекомендуется 5-процентный отвар сухих цветков фасоли (по четверти стака¬на 3—4 раза в день). Отвар из створок сухих бо¬бов обладает мочегонным, антибактериальным и снижающим сахар крови действием. В народной медицине отвар створок используют при легкой форме диабета, по¬чечнокаменной болезни, заболеваниях мочевого пузыря, подагре, ревматизме, гипертонической болезни, ишиасе. Мукой из семян присыпают свежие раны и ожоги, лепешки из нее с медом при¬кладывают к нарывам и фурункулам, чтобы уско¬рить их созревание. Фасоль содержит особые вещества, которые повышают устойчивость челове¬ческого организма к некоторым инфекционным за¬болеваниям. 6. Это лекарственное растение цветет ранней весной. Листья появляются лишь после цветения. А латинское название его происходит от слова "кашель" - "туссис". О каком растении идет речь?Мать-и-мачеха обыкновеннаяTussilago farfara L.Мать-и-мачеха — многолетнее травянистое рас¬тение семейства сложноцветных. Корневище длинное, ползучее. Цве¬тоносные стебли высотой 10—25 см покрыты чешуевидными при¬жатыми, яйцевидно-ланцетовидными, часто красноватыми листьями. Прикорневые листья появляются после цветения. Они длинночерешковые, округло-сердцевидные, 10—25 см в поперечнике, угловатые, неравнозубчатые, кожистые, сначала с обеих сторон покрытые войлочком, затем сверху голые, снизу с белым мягким войлочным опушением. Корзинки одиночные, 2—2,5 см в поперечнике, после цветения поникающие. Цветки золотисто-желтые. Семянки длиной 3,5—4 мм с летучкой из белых волосков.Цветет мать-и-мачеха в апреле — мае; плодоносит в мае — июне. В качестве лекарственного сырья используют листья. Применение в медицине. Листья мать-и-мачехи применяют как отхаркивающее и мягчительное средство. Употребляют внутрь в виде отваров, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктазах. Применяют также при абсцессах и гангрене легких. Наружно употребляют в виде припарок как мягчительное, дезинфицирующее и противовоспалительное сред¬ство. 7. Какой цветок за свои лекарственные свойства назван в честь греческого врача? Что это за растение и как его используют в народных целях?ВасилекКоль заходит речь о полевых цветах, сразу вспоминают синий василек, и никто даже мысли не допускает, что он может иметь другой цвет. Но, скажем, у шероховатого, или лугового, василька цветки красно-лиловые, а среди извест¬ных в мире более 500 видов их есть самые различ¬ные цвета, вплоть до черного.Свое научное название «кентавр» василек полу¬чил благодаря древнегреческой легенде. Как она гласит, с его помощью мудрый кентавр Хирон из¬лечил раненного отравленной стрелой Геракла.Зная эту легенду, великий шведский ботаник Карл Линней дал название васильку «кентавр».В народной медицине известен более других ва¬силек шероховатый, или луговой, он обладает мо¬чегонным, желчегонным, вяжущим, противовоспа¬лительным, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используют всю его надземную часть при желтухе, расстройствах пи¬щеварения, зудящих сыпях, как обезболивающее при болях в пояснице. Свежую измельченную тра¬ву прикладывают к ранам, воспаленным местам, зудящим сыпям. 8. Весной среди больших остроконечных листьев появляются гирлянды белых ароматных маленьких колокольчиков. Летом на месте цветов - красная ягода, но не бери ее в рот, она содержит яд. Это растение ядовито для кроликов, хотя для пятнистого оленя - любимый корм. Человек применяет это растение для лечения многих болезней. О каком растении идет речь и где его применяют?Ландыш майскийМноголетнее травянистое растение семейства лилейных. Цветет в мае—июне, плоды созревают в июне—июле. Плод—дву-шестисемянная оранжево-красная ягода, не¬съедобная.Все части растения содержат гликозиды, активно действу¬ющие на сердце. Кроме того, есть алкалоид маялин, крах¬мал, в небольшом количестве эфирное масло, лимонная и яблочная кислоты. Растение ядовито.Препараты растения прочно вошли в меди¬цинскую практику как ценнейшее сердечное средство.Препараты ландыша майского применяют при невро¬зах, пороках сердца, кардиосклерозе. В отечественной народной медицине растение применя¬ли внутрь как успокаивающее и диуретическое средства, при болезнях сердца, особенно при тахикардии, для регуля¬ции сердечного ритма, при отеках, болезнях щитовидной железы, эпилепсии, лихорадке, болезнях горла; наружно— при глазных болезнях, ревматизме. 9. Это очень популярное лекарственное растение. Его в народе называют "Иванове зелье", "Кровник", считают средством от 99 болезней. Назовите это растение.Зверобой проды¬рявленныйЗверобой— многолетнее травя¬нистое растение. Достигает в высоту 30— 100 см, стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый, цилиндри¬ческий, с двумя продольными выдающимися ребрами. Листья супро¬тивные, эллиптические или продолговато-яйцевидные, цельнокрайные, сидячие, тупые, с многочисленными просвечивающимися светлыми и черными железками. Цветки многочисленные, собраны в широко-метельчатое или щитковидное соцветие. Венчик золотисто-желтый; лепестки продолговато-эллиптические, большей частью неравнобокие, наверху кососрезанные, по краям покрытые желёзками, у вер¬хушки зубчатые. Плод — продолговато-яйцевидная коробочка. Семе¬на мелкие, продолговатые, коричневые, мелкоячеистые.Цветет с июня до августа, плоды созревают с июля.В медицине используют надземную часть (траву) зверобоя проды¬рявленного. Настой травы зверобоя применяют в ви¬де полоскании для лечения и профилактики гингивитов и стоматитов, а в виде компрессов — при кровоточащих и инфицированных ранах. Настойкой травы полощут полость рта для устранения дурного запа¬ха, смазывают десны для их укрепления. Препараты зве¬робоя применяют при дискинезиях желчных путей и желчного пузы¬ря, гепатитах, холециститах, при начальных симптомах желчнокамен-ной болезни, гастритах с секреторной недостаточностью, метеоризме, при болезнях почек, сопровождающихся задержкой жидкости и эле¬ктролитов в организме, а также как вспомогательное средство при мочекаменной болезни, при нарушениях периферического кровообращения. 10. Какое растение является близким родственником женьшеня и имеет подобные лечебные свойства?Элеутерококк колючийДекоративный высокий кустарник семейства аралиевых, густо усаженный тонкими ломкими шипами. Цветки двуполые в простых зонтиках на концах ветвей, тычи¬ночные — фиолетовые, а пестичные — бледно-желтые. Плоды — шаровидные, блестящие, черные костянки с 5 косточками. Цветет в июле — августе, плодоносит в сентябре.Растет в изобилии в лесах Приморского края. Собира¬ют корневища и корни осенью. Жидкий экстракт корневища предложен как замени¬тель женьшеня. Препарат стимулирует работоспособность, функцию половых желез, понижает уровень сахара в крови. Его применяют при общей слабости, переутомлении, после изнуряющих тяжелых заболеваний. Препараты элеутерококка повышают остроту зрения, улучшают слух, нормали¬зуют сон, улучшают общее состояние организма, повышают сопротивляемость его отрицательным факторам внешней среды (перегрев, переохлаждение, простудные заболева¬ния, кислородное голодание и т. д.). Американцы называют элеутерококк сибирским женьшенем. 11. Препаратами из него лечат туберкулез, ревматизм. Им лечатся лоси. Ядовит. В лесу его ни с чем нельзя спутать даже издалека. О каком растении идет речь? Опишите его лекарственные свойства.МухоморВ народной медицине достаточно широко используют мухомор. На первый взгляд это может показаться удивительным (ведь мухоморы —очень ядовитые грибы), но медици¬на уже давно использует много ядовитых растений в очень малых дозах. Исследования показали, что красный мухомор содержит ядовитые вещества мускарин и мускаридин и антибиотик мускаруфин. В небольшом количестве мускаруфин усиливает деятельность желез внутренней секреции и поднимает общий тонус организма. Красный мухомор и сейчас используют в гомеопатии.Водные и спиртовые настои мухомора также являются лечебним способом народной медицины. Их используют как внешний способ для лечения ревматиз¬ма.
kitaphana.kz
Викторина Лекарственные растения с ответами для детей
10-12 лет
Викторина Лекарственные растения с ответами для детей расчитана на возрастную категорию 10-12 лет.
Все вопросы направлены на расширение и закрепление знаний детей о лекарственных растениях.
Цель: Проверить и расширить знания детей об окружающем мире и природе.
Задачи: • расширить кругозор; • дать новые знания о лекарственных растениях; • развить сообразительность и логическое мышление; • воспитать любовь к окружающей природе.
1. Зеленый листик у дороги, помогающий при небольших ранах и ссадинах?
А) одуванчик;
Б) подорожник;
В) лопух;
Г) репейник.
(подорожник)
2. Хоть это растение и жжется, но оно отличное средство, останавливающее кровотечение:
А) роза;
Б) полынь;
В) крапива;
Г) клевер.
(крапива)
3. Отвар из цветов какого растения рекомендуют народные целители при кашле?
А) ромашка;
Б) василек;
В) тюльпан;
Г) Иван-да-Марья.
(ромашка)
4. Это лекарственное растение может служить отличной заваркой для получения вкусного и полезного чая:
А) мята;
Б) вьюнок;
В) осока;
Г) крапива.
(мята)
5. Горькая лекарственное трава – героиня многих легенд и сказок, из которой делают ценное эфирное масло.
А) роза;
Б) мимоза;
В) полынь;
Г) лаванда.
(полынь)
6. Сок алоэ помогает от:
А) ушиба;
Б) кашля;
В) тошноты;
Г) насморка.
(насморка)
7. При простуде помогает варенье с ягодами:
А) малины;
Б) калины;
В) боярки;
Г) земляники.
(малины)
8. Какое растение является заменителем ваты и йода?
А) мох;
Б) лопух;
В) пырей;
Г) репей.
(мох)
9. Сок какого дерева дети любят пить весной в качестве витаминов?
А) дуб;
Б) ель;
В) береза;
Г) сосна.
(береза)
10. Из цветов какого растения получается вкусный и лечебный мед?
А) липы;
Б) одуванчика;
В) кактуса;
Г) лишайника.
(липы)
Поделиться ссылкой на эту страницу
veselokloun.ru
Урок-викторина для 7 класса. Викторина "Лекарственные растения".
Викторина "Лекарственные растения".
Описание материала: Представленная викторина предназначена для воспитанников 7 класса коррекционной школы VIII вида. Она так же может быть использована во внеклассной работе по предмету. Викторина направлена на обобщение, расширение, систематизацию и закрепление знаний о лекарственных растениях. Цель: Закрепление полученных знаний о лекарственных растениях.Задачи:повторить и закрепить полученные знания о лекарственных растениях;развивать мотивацию к учению; воспитывать любознательность.
Лекарственные растения — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются алоэ, брусника, зверобой, клюква, малина, мать-и мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник и многие другие.Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней. Литературные источники свидетельствуют об употреблении лекарственных растений примерно за 3000 лет до н. э.
Назовите лекарственные растения:1. Многолетнее травянистое растение семейства розоцветные, до 30 см высотой. Цветки белые, собранные в небольшие соцветия. Цветет в мае - июле. Плоды розово-красного цвета, ароматные и вкусные, созревают в июне - июле. Растет на лесных опушках, на полянах, на вырубках, по всей европейской части России, в Сибири и Средней Азии. Ягоды содержат микроэлементы и витамины, пектиновые вещества, эфирные масла и клетчатку. Это растение наряду со зверобоем, ромашкой и подорожником - одно из самых применяемых лекарственных растений народной медицины. Трава и ягоды при длительном употреблении нормализуют обмен веществ. Успокаивает нервную систему и, в смеси с другими травами, применяется при неврозах и бессоннице, а также при малокровии, цинге и авитаминозах. Настой плодов и листьев используют как средство, улучшающее пищеварение и аппетит, при гастритах. Лист зимой заваривают и пьют вместо чая.
Растет в траве Аленка В красивой рубашонке. Кто ни пройдет,Всяк поклон отдает,И в рот ее кладет.(Земляника)
2. Комнатное растение. Используются листья, из которых получают сок. Сок содержит смолы, эфирные масла, ферменты и витамины. Применяется в народной медицине при неврозах, головных болях. В смеси с медом сок применяют при хронических бронхитах, пневмонии, при туберкулезе легких. Широко используется для лечения желудочно-кишечных заболеваний: хронических гастритов, колитов, при язвенном колите и при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Для улучшения аппетита. Наружно сок применяют при ожогах, гнойных ранах, воспалительных заболеваниях кожи.
Залечит все раны,Сочные листья,Но только с шипами!(Алоэ)
3.Многолетнее травянистое сорное растение, 15-20 см. Листья прикорневые, собраны розеткой. В нашей стране распространен повсеместно, кроме Крайнего Севера. Растет рядом с жильем, по дорогам, на полянах и лугах. Используются листья, в них содержатся дубильные, препараты из листьев обладают противовоспалительным, бактериостатическим, ранозаживляющим, отхаркивающим, кровоостанавливающим, мочегонным действием. В народной медицине широко используются как наружное средство при ранах, ссадинах, фурункулах и язвах. Прикладывают целые или смятые листья к участкам тела, поверх листьев делают теплый компресс.
Нам он - как хороший друг, Лечит ранки ног и рук.(Подорожник)
Продолжение в прикрепленном файле.
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1444545988.docx (Викторина)
xn--j1ahfl.xn--p1ai