Ботаника строение растений. Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники (стр. 1 из 2)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Ботаника Строение растения а прямостоячий. Ботаника строение растений


Ботаника Строение растения а прямостоячий

Ботаника Ботаника

Строение растения Строение растения

а – прямостоячий, б – восходящий, в – лазающий, г – вьющийся, д – а – прямостоячий, б – восходящий, в – лазающий, г – вьющийся, д – ползучий

Простые и сложные листья. Простые листья имеют только одну листовую пластинку, а сложные –

Простые и сложные листья. Простые листья имеют только одну листовую пластинку, а сложные – несколько пластинок, которые называют листочками. В зависимости от количества листочков и характера их сочленения с общим черешком различают сложные листья тройчатые (кислица, земляника), пальчатые (каштан, люпин), парноперистые (горох, чина) и непарноперистые (роза, рябина). Не следует путать сложные листья с простыми, которые имеют глубоко рассечённую пластинку (ветренница, лапчатка, картофель).

На листовой пластинке может быть одна крупная жилка, от которой отходят боковые мелкие, постоянно На листовой пластинке может быть одна крупная жилка, от которой отходят боковые мелкие, постоянно ветвящиеся жилки – это перистое жилкование (дуб, одуванчик, крапива). Если несколько крупных жилок отходят от основания веером – жилкование пальчатое (манжетка). У некоторых растений жилкование параллельное (пырей, овёс). У других – дуговидное (ландыш).

Видоизменение стеблей Видоизменение стеблей

Ксиле ма, или древеси на — основная водопроводящая ткань сосудистых растений; один из двух Ксиле ма, или древеси на — основная водопроводящая ткань сосудистых растений; один из двух подтипов проводящей ткани растений Ксилема состоит из мёртвых одеревеневших клеток, имеющих отверстия (перфорацию) — трахеид, а также из сосудов, образованных при слиянии ряда клеток; волокон и паренхимных клеток. У ряда видов сосуды отсутствуют, у остальных видов сосуды развиты по-разному, наибольшего развития достигая у покрытосеменных. Клетки ксилемы объединяются в так называемые проводящие (сосудисто-волокнистые) пучки, которые при рассмотрении стебля в разрезе образуют кольцо. Основная функция — транспорт воды и минеральных солей от корней к листьям, то есть осуществляет восходящий ток.

Флоэ ма (от греч. φλοῦς — кора) — то же, что и луб — Флоэ ма (от греч. φλοῦς — кора) — то же, что и луб — проводящая ткань сосудистых растений, по которой происходит транспорт продуктов фотосинтеза к частям растения, где происходит их использование (подземные части, конусы нарастания) или накопление (зреющие семена, плоды) В стеблях большинства растений флоэма располагается снаружи по отношению к ксилеме, a листьях — обращена к нижней стороне жилок листовой пластинки, в проводящих пучках корней тяжи флоэмы и ксилемы чередуются 1. Ситовидные элементы (ситовидные клетки, ситовидные трубки и клетки-спутницы), обеспечивающие основной транспорт. Ситовидные клетки - основной проводящий элемент флоэмы у всех групп высших растений , исключая покрытосеменные 2. Склеренхимные элементы (склереиды и волокна), выполняющие опорную функцию 3. Паренхимные элементы (паренхимные клетки), обеспечивающие ближний радиальный транспорт

Видоизменения побега Видоизменения побега

Ц в е т о к Ц в е т о к

Строение цветка Строение цветка

present5.com

Ботаника — Энциклопедия по биологии

Ботаника — наука о растениях, их форме, строении, жизнедеятельности и распространении. Роль растений в природе огромна. Они создают органические вещества — основу питания человека и животных, служат источником кислорода в атмосфере Земли, который необходим для дыхания большинству организмов, обеспечивают круговорот веществ в природе и оказывают большое влияние на климат и почвы. Кроме того, растения дают многообразное техническое сырье, а также различные лекарственные средства.Важная роль растений в природе и жизни человека обусловливает значение ботаники. Особенно важно изучение ботаники для специалистов сельского хозяйства. Изучить растение и поставить его на службу человеку — такова задача сегодняшнего дня. Быстрый рост населения земного шара с предельной остротой выдвигает перед наукой проблему максимальной интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения урожайности полей и продуктивности животноводства. Решать эти задачи невозможно без знания ботаники — одной из основ научной агрономии.Классификация растений. Растительный мир крайне разнообразен. В настоящее время насчитывается около 500 тыс. видов растений. Ориентироваться в этом колоссальном количестве невозможно, не подразделив растения на систематические группы. В качестве основной единицы систематики принят вид. Вид — это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими, физиологическими и биологическими признаками, единым происхождением и общим географическим распространением. Иначе говоря, особи одного вида обладают сходным внешним и внутренним строением, сходным обменом веществ и энергии, способностью к скрещиванию и воспроизведению, приспособленностью к определенным условиям существования; при этом они расселены на общей территории.Вид — это не только систематическая единица, но и одна из важнейших форм существования жизни. Вид объединяет множество особей и так же реален, как отдельные особи.Виды, сходные по многим признакам, объединяются в один род (например, пшеница мягкая и пшеница твердая — в род пшеница). Название каждого вида состоит из двух слов, первое из которых — родовое название, а второе — видовое определение.Все растения подразделяются на низшие и высшие. Низшие растения отличаются более примитивным строением: их тело не расчленено на корень, стебель и листья и представляет собой слоевище. Тело высших растений состоит из корня, стебля и листьев. Для них характерна внутренняя дифференциация на различные ткани (покровная, механическая, проводящая и др.).

Голосеменные и покрытосеменные обычно объединяются под названием семенных растений. Поскольку строение семенных растений отличается особой сложностью, целесообразно сначала ознакомиться с их морфологией.

Эта статья также доступна на Білоруська, Český, Deutsche, English, Español, Suomalainen, Français, Italiano, 日本, Norsk, Polski, Portugues, Українська и 中國

Все растения подразделяются на низшие и высшие. Низшие растения отличаются более примитивным строением: их тело не расчленено на корень, стебель и листья и представляет собой слоевище. Тело высших растений состоит из корня, стебля и листьев. Для них характерна внутренняя дифференциация на различные ткани (покровная, механическая, проводящая и др.).

Голосеменные и покрытосеменные обычно объединяются под названием семенных растений. Поскольку строение семенных растений отличается особой сложностью, целесообразно сначала ознакомиться с их морфологией.

Эта статья также доступна на Білоруська, Český, Deutsche, English, Español, Suomalainen, Français, Italiano, 日本, Norsk, Polski, Portugues, Українська и 中國

biologiya.net

Ботаника – наука о растениях.

1. Ботаника – наука о растениях.

Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. (Название этой науки происходит от греческого слова "ботанэ", что значит "зелень, трава, растение").

Важнейшие задачи современной Ботаники изучение строения растений в единстве с условиями их жизни, изучения их последовательности для создания новых сортов, повышение их урожайности, устойчивости к заболеваниям, полеганием и т. п.

2. Клетка. Ее строение. Прокариоты и эукариоты. Строение клеток водорослей и высших растений.

Клетка – сложная система, состоящая из трех структурно-функциональных подсистем поверхностного аппарата, цитоплазмы с органоидами и ядра.

Прокариоты (доядерные) – клетки, не обладающие, в отличие от эукариотов, оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами.

Эукариоты (ядерные) – клетки, обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой.

в отличии от высших растений ВОДОРОСЛИ относят к нисшим растениям, т к

1) у водорослей не имеются столько многофункциональных органов как у высших растений

у водорослей, тело называют талломом или слоевищем. Водоросли не содержат в себе цветка, корня.

2) водоросли подлежат к процессу фотосинтеза. на любой глубине, водоросли способны улавливать солнечный свет.

3)В клетках эукариотов хлорофилл обычно находится в хлоропластах

4) Водоросли в природе играют важную роль- это как и еда для морский обитателей, насыщают толщу воды и воздуха над ней кислородом. Некоторые отмершие водоросли образуют осадочные породы: известняки, диатомит, трепел. Водоросли способствуют почвообразования и повышению плодородия почв. Придонные водоросли являются убежищем для рыб и других животных.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ:1)тело расчленено на вегетативные органы. отсутствуют ткани, а органы полового и бесполого размножения, как правило, одноклеточные. всегда имеют ткани, основные группы: образовательные, основные, проводящие, покровные, механические, выделительные (нет у примитивных одноклеточных водорослей) 2) автотрофы 3)Хлорофилл в клетках у высших растений находится в хлоропластах 4) газообмен образование и удержание почвенного слоя от коррозии корневой системой образование озонового слоя скопление ископаемых растений ведет к образованию торфа, бурого и каменного углей пища для человека и других организмов 3. Пластиды. Типы пластид и пигменты. Биологическая роль пластид. Пластиды это органеллы протопласта, характерные только для растительных клеток. Они выполняют различные функции, связанные, главным образом, с синтезом органических веществ. В зависимости от окраски, обусловленной наличием пигментов, различают три основных типа пластид: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.

Хлоропласты – зеленые пластиды, содержащие зеленый пигмент хлорофилл и небольшое количество каротина и ксантофилла.

Главная функция хлоропластов – фотосинтез, в результате которого происходит образование богатых энергией органических веществ.

Хромопласты представляют собой пластиды, содержащие пигменты из группы каротиноидов, имеют желтую, оранжевую или красную окраску. К каротиноидам относят широко распространенные каротины (оранжевые) и ксантофиллы (желтые). Хромопласты имеют разнообразную форму. Они образуются в осенних листьях, корнеплодах (морковь), зрелых плодах и т.д

Лейкопласты это мелкие бесцветные пластиды шаровидной, яйцевидной или веретеновидной формы. Они обычно встречаются в клетках органов, скрытых от солнечного света: в корневищах, клубнях, корнях, семенах, сердцевине стеблей и очень редко – в клетках освещенных частей растения (в клетках эпидермы. Чаще всего встречаются лейкопласты, в которых откладывается крахмал (он образуется из Сахаров). Есть лейкопласты, запасающие белки. Наименее распространены лейкопласты, заполненные жиром; они образуются при старении хлоропластов.

4.Типы деления ядра и клетки. Митоз.

Митоз — основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала. Митоз представляет собой непрерывный процесс, в котором выделяют четыре фазы. clip_image002

5.Мейоз, его фазы. Место мейоза в ЖЦ ВР.

Мейоз — разновидность митоза, в результате которого из диплоидных (2п) соматических клеток половых желез образуются гаплоидные гаметы

clip_image004

Биологическое значение мейоза:

1) является основным этапом гаметогенеза;

2) обеспечивает передачу генетической информации от организма к организму при половом размножении;

3) дочерние клетки генетически не идентичны материнской и между собой.

6.Ткани. Определение понятия. Принципы классификации. Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, схожих по строению, происхождению и приспособленная к выполнению одной или нескольких функций.

clip_image006

7. Органы растений, их функциональное значение в жизни растения. clip_image008

clip_image010

8.Жизнедеятельность растений ( питание, дыхание, фотосинтез, листопад).

Благодаря питанию организм живет и растет. В процессе питания из окружающей среды поглощаются необходимые вещества. Далее в организме они усваиваются. Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества. Надземные зеленые органы растений из воздуха поглощают углекислый газ. Вода и углекислый газ используются растениями для синтеза органических веществ, которые используются растением для обновления клеток тела, роста и развития.

В процессе дыхания происходит газообмен. Из окружающей среды поглощается кислород, а из организма выделяется углекислый газ и пары воды. Кислород необходим всем живым клеткам для выработки энергии.

В процессе обмена веществ образуются ненужные организму вещества, которые выделяются в окружающую среду.

Когда растение достигает определенных размеров и необходимого для ее вида возраста, если оно находится в достаточно благоприятных условиях среды, то оно приступает к размножению. В результате размножения увеличивается количество особей.

Фотосинтез — это процесс жизнедеятельности растения, в результате которого они поглощают CO2 и выделяют O2.

9.Способы размножения растений.

Семенное размножение применяется для получения новых растений из семян. При семенном размножении гибридных сортов овощей и цветов, а также при семенном размножении плодовых деревьев и кустарников свойства материнских растений не сохраняются. Вегетативное размножение подразумевает размножение частью растения. При этом сохраняются все свойства материнского растения. Для вегетативного размножения можно использовать корневые отпрыски (поросль), усы, верхушки побегов, стеблевые черенки, отводки и корневые черенки. 10. Цветок. Строение цветка и его функции.

Цветок – это орган, а точнее, целая система органов, характерная для отряда цветковых, или покрытосеменных растений (magnoliophyta, или angiospermae). Основные функции цветка – содействие опылению и оплодотворению, образованию и развитию плода, другими словами –размножениюclip_image012

11.Андроцей. Строение тычинки. Развитие и строение пыльцы Андроцей — совокупность тычинок одного цветка. Количество тычинок в цветке — от одной (орхидные) до нескольких сотен (некоторые кактусы).

У большинства растений тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Тычиночная нить — нижняя, как правило, суженная стерильная часть тычинки. Нижний конец тычиночной нити отходит от цветоложа, а верхний конец несет пыльник. Обычно тычиночные нити тонкие, длинные, округлые в сечении. Пыльник — верхняя расширенная фертильная часть тычинки. Пыльник состоит из двух половинок, соединенных связником. Каждая половинка имеет два пыльцевых гнезда (микроспорангия), в которых происходит образование микроспор, а впоследствии пылинок. Связник является продолжением тычиночной нити, через него в пыльник поступают питательные вещества.

kursak.net

Ботаника — морфология и анатомия растений. — 1988 г.

 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ    Абортирование 21 Автогамия 401 Автолиз 71 Автотрофы 5 Автофагия 71  Акротония 269, 270, 270, 271 Актиностела 238, 239 Амилопласт 56, 75  Амфимиксис 406 Анабиоз 30  Анастомозы (перемычки) 118 Анафаза 62, 63, 65  Андроцей 374 Анемофилия 401 Анизотомия 29 Анизофиллия 228 Антеридий 345, 347  Апекс 371  — корня 154, 154, 155, 155, 156, 156  — побега 181, 184, 186, 188, 189, 192  — — вегетативный 184  — — меристематический 194  — флоральный 186, 187  Апертура 381 Апомиксис 406 Апопласт 160  Аппарат Гольджи 45, 47—49, 83  — устьичный 108 Ариллусы 393 Архегоний 345, 347  Ассимиляты 123 Астросклереиды 97, 121 Атактостела 238, 239, 253 Атрихобласты 157, 159  Аттрактант 398  Аэренхима 103—104, 104, 160 Аэрогидатофит 433  Базитония 269, 270, 270  Белки 39, 76, 76  Белковые включения 75—77 Бетулин 110  Большой жизненный цикл 462—466 Брахибласт 275, 276  Брахисклереиды 121 Буравчик 150  Вакуоль 36, 37, 45, 53, 66—71, 159, 172  — белковая 68  —, образование 71, 71, 72  —, функция 69—71  — центральная 70, 71  — цитоплазматическая 38, 67 Веламен 174, 176  Венчик 364—370 —, классификация 366 —, лепестки 187  —, происхождение 360—369 —, симметрия 364 Ветвление 180, 267—271  — акротонное — см. Акротония  — базитонное — см. Базитония  — боковое 27, 29, 29, 253  — верхушечное 27, 29  — дихотомическое (вильчатое) 27, 165  — мезотонное — см. Мезотония  — моноподиальное 281  — симподиальное 285, 285  —, типы 27—29, 29  Веретено митотическое 62, 63, 65 Вещества пластические 123  — эргастические 39 Включения 36, 73—78  Влагалище листа 200, 201, 202, 258  — крахмалоносное 230, 231  — семядоли 139, 149  Вместилище выделений — см. Ткань выделительная  Возобновление базисимподиальное 289  — симподиальное 289, 290 Возрастные состояния 462—466  — —, классификация 463, 464  Волокно 112, 209  — древесинное 121, 127, 127, 245  — замещающее 244, 245  — лубяное 121, 249  — перегородчатое 244, 245  Волоски железистые 209, 439  — корневые 154, 157, 159, 159  — кроющие 209, 439 Воск 82, 110  Галофиты 438—439 Гаметангии 344, 345, 345  Гаметофит 348, 349, 353, 358  — женский 390, 395  — мужской 379, 379, 395 Гаметы 23, 343, 357 Гаплобионт 346  Гаплостела (протостела) 238, 239  Гаплофаза 346  Гемикриптофит 448, 449, 450 Гемицеллюлоза 81 Гетеробатмия 410 Гетерогамия 344, 345  Гетерокарпия 428 Гетероспермия 428, 428  Гетеростилия 396, 397  Гетеротрофы 5  Гетерофиллия (разнолистность) 227—228, 227  Гиалоплазма (матрикс) 36, 37, 38, 43—44, 50, 76, 79, 83, 90  Гигрофит 432, 434 Гидатофит 432—433  Гидропоты 97—98, 104 Гидрофилия 400 Гидрофит 433—434 Гинецей 382  —, классификация 386—387 —, происхождение 383, 386 —, эволюция 384—387, 387  Гиподерма 101, 107, 116, 436  Гипокотиль 131, 133, 135, 138, 150, 255, 291  Гипостаза 392  Гипотеза симбиотическая 58 Гистогенез 155, 157, 162, 181, 189  — трахеальных элементов 127  — члеников сосуда 126  — ситовидных трубок 128—129, 128 Гистогены 189  Гомоксиляры 248 Грана 38, 53, 54 Гуттация 116  Дедифференциация 95  Диктиосомы 38, 45, 47, 48—49, 48, 64, 72, 88, 159 Диктиостела 238, 239  Диплобионт 346 Диплофаза 346 Диссимиляция 5 Дихазий 287, 294  Дихогамия 396 Длительность вегетации 467 Дорсовентральность листа 200 Древесина 242, 244, 245, 247, 248 —, строение 244—249 —, эволюция ~2?77 248  — ядровая 247  Друзы 77, 77, 112, 437  Жизненная форма (биоморфа) 447—467 Железа пищеварительная 116 Жилки листа 212, 213, 214  Жилкование дихотомическое 32  Заболонь 246 Завязь 359, 382, 389, 390 —, классификация 389 —, происхождение 389, 390 Закон биогенетический 23  Зародыш 130, 131, 132, 133, 135—136, 137, 138, 140, 357, 404, 405, 405  — гетеротрофный 132  — редуцированный 141, 142  —, формирование 404, 405 Зародышевый мешок 394, 394, 395  Заросток 348, 349, 352  Зачаток листьев 183, 184  — цветка 183  Зерна алейроновые 76, 76  Зигота 130, 343  Зона возобновления 271, 297  — деления корня 153, 153  — обогащения 297  — периферическая побега 188, 189  — поглощения (всасывания) корня 153, 154, 157  — проведения корня 153, 154  — растяжения корня 153, 153  — роста корня 153, 158  — торможения 297 Зооспора 23  Зоохория 393, 429  Идиобласты 96, 97, 116 Изогамия 344 Инициали 155, 242  Интегумент 354, 390, 391 Интерфаза 62  Каллоза 81  Камбий (феллоген) 99, 110, 111, 124, 158 163, 229, 241—243  — межпучковый 240, 241  — неярусный 242  Камедь 88, 89 Каротин 52 Каротиноиды 39, 56 Катафиллы 226 Каудекс 311, 312, 313 Кладодии 330, 331  Клейстогамия 402 Клетка 36—96, 37  — антеридиальная 356  — апикальная 153  — археспориальная 393  — верхушечная 27, 28, 155, 188  -- ветвистая опорная — см. Астросклереиды  — генеративная 379, 380  — замыкающая 107, 107, 108  — инициальная 99, 154, 155, 156, 186, 189, 241  — каменистая 121  — коры 160  — кроющая 176  — мезофилла 37, 38, 88  — меристемы 100—101  — моторная 436, 437  — обкладочная 103, 212, 213  — паренхимная 37, 97  — побочная 108  — полиплоидная 66  — половая—см. Гаметы  — полости 81  — пробки 110  — прозенхимная 37  — производная 99  — проталлиальная 351  — пузыревидная 436  — сифоногенная 356  — слизеобразующая 88  — сопровождающая 127, 249, 250  — спермагенная 357  — -спутница 214  —, строение 36—38  — терминальная 404  — эпидермы 105, 106  — эпителия 117 Клеточная структура 78 Клон 314, 463  Клубеньки бактериальные 172, 173 Кожура семенная 133—135, 133, 138, 149 Колеоптиль 140, 140, 150  Колеориза 140, 140, 150  Колленхима 119—120, 119, 209, 231, 232  — пластинчатая 119, 120  — рыхлая 119, 120  — уголковая 119, 120 Колумелла 153  Кольцо инициальное 189, 230  — почечное 257, 258, 260  — прироста 260  Колючка 327, 329, 330  Конвергенция 22, 447  Конус нарастания — см. Побег, конус нарастания  Кора 31, 172, 230, 249  — вторичная 112, 243, 243  — первичная 112, 156, 159, 230, 232, 240 Корень 33, 130, 152—163, 455  — боковой 131, 151, 164, 165, 166  —, ветвление 164, 165  — воздушный 174, 176  — главный 131, 140, 149, 150, 151, 164, 167  —, дифференциация 168—169  — дыхательный 174, 176  — запасающий 174 —, зоны роста 153  —, метаморфозы 171  — микотрофный 172  —, эндогенное образование 164 —, обновление 170—171  — придаточный 131, 140, 149, 150, 151, 165, 166, 253  — ходульный 176, 177  Корка (ритидом) 112, 113, 243, 243 Корневище 313, 315, 317  — многолетнее 289, 291 Корневые отпрыски 256, 256  — системы 163—171  — шишки 174, 175  Корнеплод 174, 175  Костянка 418 Кочан 326, 326  Крахмал 73, 74  — ассимиляционный (первичный) 73  — запасной (вторичный) 73 Крахмальные зерна 37, 38, 73—74, 75 Криптофит 448, 450  Крипты 436—  Кристаллический песок 77, 77  Кристаллы белковые 75, 76  — оксалата кальция 77—78, 77  Кристы митохондриальные 50, 50  Крона 456  — пирамидальная 272 —, структура 272  — форма 283  Ксантофил 52 Ксерофит 432, 434, 438  Ксилема 31, 123, 124—127, 124, 158, 161, 163, 209, 229, 236  — вторичная 240  — первичная 232, 235, 240  Куртина 314  Кустарник шпалерный 273 Кутикула 82, 106 Кутин 82, 106  Кущение 270  Лабиринт оболочки 87 Ламелла 46 Латекс 118  Лейкопласт 55—56, 55  Лигнификация 82, 86 Л изосомы 71—72  Липидные капли 37, 38, 74—75, 75, 76  Липиды 39 Липоиды 39  Лист(ья) 32, 183. 202, 203  —, анатомия 208—214  — бифациальный 199  — верховые 224, 226  — воздушные 227  — дефинитивный 151  —, длительность жизни 220—222 —, жилкование 208  — кроющий 255  —.морфологическое расчленение 201—204 —, основание 201  — плавающие 227  —, пластинка 200, 201, 204  — подводные 227, 228  — прицветные 226  — проростка 224, ?24  — простой 204 —, размеры 204  — световой 211  — семядольные 135, 224  — сидячий 202  — сложный 204, 205  — срединный 224, 226 —, строение 222—224  — теневой 210, 211  — унифациальный 200, 200, 201 —, форма 199, 204—208, 207  —, формула 194—195, 195  —, функция 199  — черешковый 201, 202  — чешуевидный 149, 226  — ювенильный 151, 224  — эквифациальные 200 Листовка 416  Листовые лакуны (листовые щели) 233, 233 Листопад 222, 223  Листорасположение (филлотаксис) 190, 191 — 199  — в почке 218—219, 219  — двурядное 190, 191, 192, 192  —, диаграмма 192, 192  —, закономерности 192—197  — мутовчатое 190, 191, 192  — спиральное 190, 191, 192, 194, 195  — супротивное 190, 191, 192, 192  —, теория 197—198, 197  —, формула 194—195, 195  Луб 242, 243  — вторичный 249—251, 249  — мягкий 249, 249  — твердый 249, 249  Луковица 320, 323, 324 Луч 247  — древесинный 247  — лубодревесинный 243  — — первичный (сердцевинный) 243, 249  Матрикс — см. Гиалоплазма Мацерация 89 Мегаспорангий 351, 354 Медианы 191  Междоузлие 151, 179, 297 Межклетники 38, 89, 97, 103, 159 —, функции 103 Мезокарпий 414 Мезотония 269, 270  Мезофилл 56, 58, 208, 209—211  — губчатый 209, 209, 210, 211  — корончатый 211  — палисадный (столбчатый) 209, 209, 210, 210, 211 Мезофит 432  Мейоз 64—66, 65, 345, 346 Мейоспора 343, 346 Мембрана 41, 42, 53  — агранулярная 61  — вакуолярная — см. Тонопласт  — клеточная 39 Мерикарпий 416  Меристема 27, 98—101, 172, 188, 188, 189  — боковая (латеральная) 27, 99, 229  — верхушечная (апикальная) 99, 153, 229, 229, 237, 253  — вставочная (интеркалярная) 99—100, 202, 229  — вторичная — см. Камбий  — колончатая (сердцевинная) 188  — основная 190, 229  — первичная — см. Прокамбий  — периферическая 189  — раневая (травматическая) 100, 254  — стержневая 188, 188, 189 Метаболизм 160  Метаксилема 153, 158, 232, 236, 250 Метамер 35, 180 Метамерия 35 Метафаза 62, 63, 65  Метафлоэма 153, 158, 162, 232, 236, 250  Микориза 171 —177 Микропиле 135, 354, 355, 403 Микроспора 378, 379  Микроспорангий 351 Микроспорогенез 377 Микроспорофилл 356 Микротела 38  Микротрубочки 43, 44, 64, 84 Микрофибриллы 79, 80, 83, 86 Микрофиламенты 43, 44 Митоз 61—63, 62, 346  Митохондрии 38, 44, 47, 49—51, 50, 53, 72, 75, 88  —, происхождение 58 Многокостянка 418 Многоорешек 416, 417, 417, 418 Мозаика листовая 198—199, 198  Монополий 29 Морфология 9  —, направления, методы 19—22 Мутовка 192  Нарастание 254  — апикальное 154  — акросимподиальное 287  — базисимподиальное 288, 289  — мезосимподиальное 288, 289  — моноподиальное 279—283, 284, 292, 293  — симподиальное 285—289, 288, 290, 291, 293  Нуклеиновые кислоты (нуклеопротеиды) 39  Нуклеоплазма 59, 60  Нуцеллус 138, 354, 390—392, 392  —, эволюция 392 Нэкзина 380  Обертка 302, 305 Обмен веществ, типы 4—8 Оболочка 36, 58, 83, 83  — аминопласта 75  — вторичная 85, 87, 92  —, вторичное утолщение 85—89  — клеточная 76, 78—93, 80, 81, 83, 90 —, компоненты образования 83—84, 83  — первичная 80, 81, 85, 87, 88, 92 —, рост 84  —, строение 84  — третичная 87  — эпидермальная 107  — ядерная 59, 60—61, 62  Образовательный центр — см. Строма пластид Обтураторы 393  Околоплодник 133, 138, 414 Околоцветник 359, 363  — двойной 363  —, диаграмма 362  — простой 363 —, формула 362 Окончание ростовое 168, 169  — сосущее 168, 169  Олиготрофы 438 Онтогенез 371  — клетки 93—95  — листа 214—224  — растения цветкового 130  — цветка 371 Оогамия 344 Оогоний 345  Оплодотворение 344, 345, 354, 358, 359  — двойное 131, 404 Опыление 356, 359, 396—402 Органеллы (органоиды) 36 Организмы еифональные 25, 26  Органы 32  — аналогичные 22  — боковые 199  — вегетативные 33, 130 —, возникновение 30—32  — гомологичные 22  — осевые 35  — репродуктивные 178  Палинология 382  Парастихи контактные 196, 197  Паренхима 232, 249, 250  — лучевая 243, 245  — хлорофиллоносная (хлоренхима) 101, 102, 103, 231, 436, 437  Партикуляция 313 Пектиновые вещества 80, 106 Перевершинивание 285, 291, 292  Периблема 156  Перидерма 110—112, 110, 111, 158, 172 Период возрастной 463, 464  Периодичность цветения 466 Перисперм 133, 138, 138  Перицикл 158, 162, 164  Пероксисома 58—59, 58  Перфорация 126, 126  — ситовидная 127 Пестик 359  Питание воздушное 178  — микотрофное 173  Плазмалемма 38, 42, 44, 53, 83, 88, 90 Плазмодесма 38, 64, 89—91, 90  Плазмолиз 70, 70  Пластидом 51  Пластиды 51—58  —, онтогенез 57  —, взаимопревращения 57  —, происхождение 58  Пластинка клеточная 62, 64, 64  — листовая 209, 258  — межклеточная 84  — метафазная 63, 65  — срединная 80, 81, 87, 88, 90, 92 Пластоглобула 38, 53  Пластохрон 184 Плацентация 387—389 Плерома 156 Плод 359  — апокарпный 416—420, 417, 418  —, вскрывание 415, 416  —, классификация 414—415  — лизикарпный 427  — невскрываюхцийся 415  — паракарпный 424—427, 425, 426  — распадающийся 416  — синкарпный 420—424, 421, 423, 424 Плодолистик 187, 359, 373, 373  Побег 33, 130, 178—293, 257  — анизотропный 271  — ассимилирующий 310, 334  — боковой 180  — вегетативный 178  — возобновления 226  — восходящий 271  — главный 179  — годичный 260  — зачаточный 180  —, конус нарастания 131, 135, 184  — обогащения 262, 263  — ортотропный 35  — повторения 297  — ползучий 273, 310  — полурозеточный 278  — придаточный 256  — розеточный 259, 275, 320, 326  — ростовой 275  — спороносный 178  — удлиненный 259, 274  — укороченный 259, 274, 275, 276, 277, 327, 334  — элементарный 260, 261 Побегообразование 277, 278, 279, 290, 291 Покой почек 262  — семян 144—145 Полиплоидия 66 Полирибосома — см. Полисома  Полисома 38, 44, 45, 48, 64, 72, 88  — прикрепительная 45  Половой процесс 358 Полость воздушная 439  — подустьичная 436  Полупроницаемость 41 Полярность 33—34, 34  Порогамия 403, 405  Поры 91—93, 92, 106  — ветвистые 92  — окаймленные 91, 92, 92  — простые 91, 91, 92  — ядерные 38, 61  Последовательность акропетальная 371, 372 Почечка 133, 140  — зародыша 136  — проростка 146  Почка 149, 180—186, 180, 192, 257, 337  — адвентивная — см. Почка придаточная  — боковая (пазушная) 131, 179, 180, 202  — вегетативная 183  — вегетативно-генеративная 180, 183  — верхушечная (терминальная) 131, 179, 254, 255' 259  — возобновления 261—262, 279  — выводковая 257, 337, 338, 339  — генеративная 183  — голая (открытая) 181, 183i-  — добавочная 255  — закрытая 181, 183  — зимующая 261, 338, 339  — коллатеральная 254, 255  — обогащения 262  — покоящаяся 261  — пазушная — см. Почка боковая  — придаточная (адвентивная) 175, 254—257, 256  — сериальная 254, 255  — спящая 264—266, 265  Поясок Каспари 160, 161  Правило эквидистантности 192, 194  — чередования кругов 192 Признаки ксероморфные 435 Прилистники 202, 204, 258  — листа 216, 217  — свободные 202, 202  — пазушные 202  — приросшие 202  Примордии 184 Прицветник 226 Пробка — см. Феллема  Прокамбий 99, 131, 162, 189, 229, 230, 230, 234, 235, 240  Прокариоты 4 Пропластиды 57  Прорастание семян 143, 144, 145, 146, 146, 147, 147  — надземное 146, 147, 148, 149—150, 149  — подземное 146, 147, 148, 149, 150  — однодольных 149  —, стадии 150  Проросток 130, 131, 146, 148  —, развитие 149, 151 Прослойка пектиновая 106  Протеиды 39 Протеины 39  Протодерма 158, 189, 215  Протоксилема 153, 158, 162, 231, 232, 236  Протопласт 36, 39—40, 70  Протостела — см. Гаплостела Протофлоэма 153, 158, 162, 232, 235, 250 Протуберанцы 87, 88  — оболочки 214  Профаза 62, 62, 65  Пузырек Гольджи 45, 47, 48—49, 48, 64, 64, 83, 83  Пучки проводящие 116, 124, 234, 250, 436  — —, типы 124  — прокамбиальные 241 Пыльник 374, 375, 376, 377 Пыльцевая трубка 403 Пыльцевые зерна 378, 380, 381  Пятна Каспари 160, 161  Развитие листа 216, 218, 219  — онтогенетическое 22—24 Размножение 336—352  — бесполое 333  — вегетативное 336, 339, 340, 341  — половое 336  — семенное 336, 352  — споровое 336, 342, 343  Разнолистность — см. Гетерофиллия Растения ветвящиеся 267—269, 268  — вечнозеленые 222  — гомойогидрические 30 —, значение 6—8  — корнеотпрысковые 256  — листопадные 222 —, охрана 8—9  —, систематика 10  — фототрофные 5, 24—25  — этиолированные 52 Раструб 203, 204 Редукция 21  Ретикулум эндоплазматический 38, 45, 46— 47, 55, 64, 90, 214  — — агранулярный (гладкий) 45, 46  — — — трубчатый 47  — — гранулярный (шероховатый) 45, 46  — —, цистерны 45, 46, 47, 47, 48, 72, 83, 88  Рибосомы 44—46, 44, 45, 53  — митохондриальные 50  Ризодерма 97—98, 104, 154, 155, 156, 157, 158, 159 Ризоиды 25, 348 Ритидом — см. Корка Рост акропетальный 28  — апикальный 27, 27, 28, 155  — базипетальный 28  — вставочный 180, 258, 259  — интеркалярный 27, 27  — интрузивный 101  — краевой 215  — объемный 189  — плагиотропный 35, 271  — поверхностный 219—222  — симпластический (согласованный) 100 Рубцы (рубчик) 135, 390  — листовые 257  Рудимент 21 Рыльце 359, 382  Семя 130, 133  — двудольных 133  — — без эндосперма 137—141  — — с периспермом 138, 138  — — с эндоспермом 134, 136—137 —, морфологические типы 142, 142  — однодольных 139  — — без эндосперма 141  — — с эндоспермом 138—141  —, прорастание 143—144, 144, 145, 146 —, строение 130, 131  —, формирование 130 —, хозяйственное значение 143 Семявход 135  Семядоли 131, 133, 138, 139, 145, 146, 146  —, функции при прорастании 145—150 Семязачаток 354, 359, 390 —, строение 390  — типы 390, 390  Сердцевина 231, 232, 240  Серии листовые 224—227, 224  Симметрия 34—35 Симпласт 91, 160 Симподий 29 Синтелом 412 Синфлоресценция 296 Система корневая 163—171, 167  — — аллоризная 166, 167  — — бахромчатая 167  — —, величина 169  — — гоморизная 166, 167  — —, дифференциация 168—169  — — мочковатая 151, 167, 167  — —, обновление 170—171  — —, размещение 169  — — стержневая 167, 167, 170  — — универсальная 167  — осей 29, 29  — побегов 180  — — моноподиальная 279—281, 280, 283, 284  — — симподиальная 285, 285, 286—289 Сифоногамия 357  Сифоностела 239  Скарификация 145 Склереиды 97, 121  Склеренхима 120—121, 160, 240, 250, 436, 437, 439 Склерофиты 437 Слизь 88, 88, 89  Слои годичные 243, 245, 246, 247  Слой алейроновый 135  — субэпидермальный 110  — целлюлозный 106  Смена поколений 349  Смоляные каналы — см. Ткань выделительная внутренняя Сожительство 171 —177 Соплодие 427—428 Сорус 346, 347  Состояние дефинитивное 22 Соцветие 295, 309, 310  — брахтеозное 295  — голое 297  —, классификация 295—309  — моноподиальное 298  — облиственное 295  — простое 296, 302  — сложное 296, 302  — фрондозное 295  Сперма 344 Сперматозоид 344, 351 Спермий 357  Спора 342, 345, 346, 348, 349  Спорангий 30, 343, 346, 347, 348, 358  Спороношение 343  Спорофит 358  Стаминодии 370  Ствол 228, 243, 243  —, нарастание моноподиальное 281 Стволик 228  Стебель 32, 228—253, 232  —, анатомия 229—253  — зародышевый 135  — однодольных растений 251—253, 252 —, строение 230, 231  Стела 156, 162, 230  — корня 239, 240, 241 —, эволюция 238, 239  Стланцы 273 Столбик 382  Столон 279, 318, 319, 321 Стратификация 144—145 Стробил 351  Строение дорсовентральное 35  — метамерное 179  — моносимметрическое 35 Строма 53, 53, 55, 75  — пластид 74  — хлоропластов 54 Суберин 82  Субериновая пленка 82 Субериновый слой 81  Сэкзина 380  Таксоны 10 Таллом 32 Тапетум 348, 378 Текстура 86 Телом 31  Текстура волокнистая (продольная) 86 Тело вегетативное 33 —, дифференциация 25—26, 30—32 Телофаза 62, 63, 65  Тельце белковое 76, 76  — Гольджи 47 Теория клеточная 15  — стелярная 237, 238  — стробилярная 409  — теломная 238 Терофит 448, 449, 450 Тетрада 66  Тила 246, 246  Тилакоид 53, 54, 55  Ткань(и) 96—129  — арматурная 208, 213—214  — ассимиляционная 101 —102  — бактериальная 172  — бактероидная 173  — выделительная 113—119  — — внутренняя 101, 117, 117, 118, 118 наружная 109, 115, 116, 370, 370, 371  — запасающие 102—103 —, классификация 97—98  — механическая — см. Колленхима, Скле-  ренхима, Склереиды  — образовательная — см. Меристема  — побега 181  — покровная 104—113  — — первичная — см. Эпидерма  — — вторичная — см. Перидерма  — — третичная — см. Корка  — проводящая 123—129, 124, 172, 208, 213, 233, 234, 240  — — трахеальных элементов 124, 125, 126, 126  —, функция 102, 103, 105, 123, 124 Тонопласт 38, 42, 53, 66, 72, 88  Торус 92, 92  Тотипотентность клеток 94—95 Точка роста верхушечная (терминальная) 135—136  — — побега 135 Травы ползучие 273 Трахеиды 124, 125, 127, 247  — волокнистые 244, 245  — лучевые 248  — поздние 247  — ранние 247  Трихобласты 157, 159  Трихома 109, 109, 114, 114, 115  Туника 189  Трубки ситовидные 128, 128  Тургор 70  Тычинка 187, 359, 374, 375 —, происхождение 374, 375  —, эволюция 375, 376  Тычиночная нить 374  Углеводы 39, 40 Усики 331, 332  Устьице(а) 101, 107—109, 107, 209, 211, 212  — водяные 116  Утолщение вторичное 241—244, 253  — кортикальное 236  — медуллярное 236  — первичное 236—241, 237  Угол дивергенции 194  Фаза (онтогенеза) дифференциации 94  — зрелости 94  — роста 93  — старения 94  — эмбриональная 93 Фанерофит 448, 449, 450 Феллема (пробка) 110, 110  Феллоген — см. Камбий Феллодерма 110, 110, 111 Фибриллы 59, 62 Филлодий 227, 228 Филлокладии 330, 331  Филлотаксис — см. Листорасположение Фитоценозы 10  Флоэма 31, 123, 127—129, 158, 162, 229 231, 235, 236  — вторичная 240  — первичная 232, 235, 240  Формация листьев 224—227, 224  Фотосинтез 5, 54 Фрагмопласт 64  Фуникулюс (семяножка) 390  Халаза 354, 390 Халазогамия 404, 405  Хамефит 448, 449, 450 Хироптерофилия 400  Хлоренхима — см. Паренхима хлорофиллоносная  Хлоропласт 37, 38, 51—55, 53, 70, 101, 102  —, функция 54 Хлорофилл 51 Хологамия 344  Хондриом 50 Хроматин 38, 59, 60 Хромосомы гомологичные 65, 65  —, набор гаплоидный 65  — — диплоидный 64 Хроматиды 63, 65, 65  Хроматофоры 52  Хромопласт 37, 56—57, 56, 73  Хромосома 60, 62, 62, 63, 65, 65  Цветок 130, 183, 359  — актиноморфный 35 —, диаграмма 370  — зигоморфный 35  —, махровость 373, 374 —, развитие 359, 371, 372, 373 —, расположение частей 361 —, распределение полов 360, 361 —, типы 360 Цветоложе 359 Цветоножка 359 Цветонос 279  Цикл воспроизведения 350  — листовой 194 Цинородий 418 Цитокинез 62, 63—64 Цитоплазма 36, 41—59, 161, 172  Чашелистики 187, 364  Чашечка 363  Черешок 201, 202, 204  Чехлик корневой 135, 153, 153, 158  Чечевички 111 —112, 112  Чешуя 257, 354  — внутренняя 258  — кроющая 354, 355  — почечная 183, 224  — семенная 354, 355  Членики сосудов 124, 125, 126  Шишка женская 354, 355, 358  — мужская 354, 355, 358  Щель устьичная 107, 107  Щиток 140, 150  Эволюция морфологическая 22—25 Экзина 348, 356, 380 Экзодерма 154, 158, 161, 162, 176 Экзокарпий 414 Экологическая группа 431 Экология растений 431 Эктомикориза 173 Элементы ситовидные 127, 214  — трахеальные 214  Эмергенцы 109  Эндодерма 154, 158, 161, 162, 176, 231 Эндокарпий 414 Эндомитоз 66  Эндосперм 131, 132, 133, 135, 136, 138, 140, 149, 150, 404 —, классификация 406  — маслянистый 135  — мучнистый 135  — семени 357  —, формирование 406 Эндотеций 377, 378 Энтомофилия 397 Эпибласт 140, 141, 150  Эпидерма 31, 101, 103, 105—109, 110, 116, 209, 211—213, 232, 436 Эпикотиль (надсемядольное колено) 133, 137, 255  Эпителий 117 Эпитема 116, 116  Эпифит 174 Эустела 238, 239  Эукариоты 4  Явления сезонные 466  Ядро 37. 38, 59—66, 70, 159, 395, 403 Ядрышко 37, 38, 59, 60, 62  Яйцеклетка 344    Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по биологическим и химическим специальностям  2-е издание, переработанное  МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1988

      ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ       В настоящем издании учебник существенно переработан в соответствии с новейшими научными данными. При переработке были учтены пожелания читателей, специальных рецензентов учебника, а также результаты обсуждения первого издания на заседании учебно-методической комиссии Всесоюзного ботанического общества.       Как и в первом издании, авторы стремились изложить основные анатомо-морфологические сведения, необходимые для усвоения систематики, филогении и эволюции растений. Главная задача усматривалась в том, чтобы показать развитие всех структур, используя данные онтогенеза и филогенеза.       Материал распределялся следующим образом. «Введение» написал Н. С. Воронин, главу I «Растительная клетка» — А. Е. Васильев, главу II «Ткани» — Н. С. Воронин. Глава III «Зародыш и проросток — начальные этапы онтогенеза цветкового растения» написана Т. И. Серебряковой, глава IV «Корень и корневые системы» — Н. С. Ворониным. Главу V «Побег и системы побегов» написали Т. И. Серебрякова и Н. С. Воронин, кроме раздела «Соцветия как особый тип побеговых систем», написанного заново Н. И. Шо риной. Глава VI «Воспроизведение и размножение растений» написана А. Г. Еле невским и Т. И. Серебряковой, глава VII «Цветок и плод» — А. Г. Еленевским. Главу VIII «Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения растений» написали Т. И. Серебрякова и Н. С. Воронин.       Общая редакция второго издания осуществлена Т. И. С е р е б р я к о в о й.       Иллюстративный аппарат учебника также претерпел, по сравнению с первым изданием, существенные изменения. Помимо таких капитальных трудов, как книга И. Г. Серебрякова «Морфология вегетативных органов высших растений» (1952), 31-е издание «Lehrbuch der Botanik» Страсбургера (1978), руководств В. Тролля, например «Allgemeine feotanik» (1973), использован целый ряд более частных публикаций, в том числе и журнальных статей.       Авторы признательны проф. В. В. Письяуковой (Ленинград, ЛГПИ им. А. И. Герцена), И. А. Селиванову (Пермь, Государственный педагогический институт), а также всем другим лицам, сделавшим замечания, направленные на совершенствование рукописи.

sheba.spb.ru

Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники

Содержание

Введение

Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники

Заключение

Список использованных источников

Введение

Огромная роль, которую играют растения в жизни человека, доставляя ему основную массу органических веществ, необходимых для питания и удовлетворения других насущных потребностей, общеизвестна.

Но не все растения в этом отношении равнозначны, и с этим фактом, несомненно, приходилось считаться уже первобытному человеку, тем более что наряду с растениями полезными существует и немало вредных.

Отсюда, вероятно, и возникла у человека потребность отличать растения друг от друга, а в связи с этим – и необходимости давать им названия.

Таким образом, как наука ботаника возникла и развивалась в связи с практическими потребностями человека. Все разнообразие современных культурных растений создано упорным трудом человека в результате последовательного накопления сведений о форме и свойствах растительных организмов, об их жизнедеятельности, распространении, изменчивости и т. д.

Итак, ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Ботаника как наука. Предмет и задачи ботаники

Ботаника – это наука о растениях.

Ее задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции.

Глобальная проблема современности – производство пищи. Быстрый рост населения земного шара выдвигает задачу максимальной интенсификации сельскохозяйственного производства: повышения урожайности возделываемых культур и продуктивности животноводства.

Эту задачу решают технологические науки: растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях фундаментальных биологических дисциплин, среди которых первое место занимает ботаника. Не менее важна роль растений в обеспечении человека древесиной, прядильным волокном, лекарственным сырьем и др.

Ботаника исследует растения на разных уровнях их организации. Различают несколько структурно-функциональных уровней.

Нижний – наиболее древний – суборганизменный уровень моле­кулярных структур, где проходит граница между живым и неживым. Следующий уровень – клеточный. Клетка, ее структура и основные биохимические процессы сходны у всех организмов. За ним следует органный, а затем уровень целостного организма.

Неотъемлемые свойства организмов – способность к размножению, наследственность и изменчивость. Более сложный уровень организации жизни – популяционно-видовой. Высший уровень – экосистемный, биосферно-биогеоценотический, на котором сообщества популяций животных и растений вместе с их средой обитания образуют функционально-структурное единство.

Основу экосистемы составляют автотрофные зеленые растения – продуценты (производители), синтезирующие органические вещества из неорганических. Готовое органическое вещество используют консументы (потребители) – гетеротрофные организмы. Органические остатки продуцентов и консументов разрушаются гетеротрофными редуцентами (бактериями, грибами) и превращаются в минеральные соединения, вновь доступные растениям. Так проходит круговорот веществ и энергии в экосистеме при участии автотрофных и гетеротрофных организмов (рис. 1).

Автотрофные организмы способны синтезировать органические вещества из неорганических, используя в процессе фотосинтеза солнечную энергию (зеленые растения) или энергию химических реакций – хемосинтез (некоторые прокариоты). Фотосинтезирующие растения, по словам К.А. Тимирязева, являются источником жизни на Земле. Ежегодно при фотосинтезе аккумулируется колоссальное количество солнечной энергии (3´1021 ккал). Образуется 5,8´1010 т органического вещества. Выделяется в атмосферу 11,5´1010 т кислорода. Гетеротрофные грибы и бактерии традиционно, как и растения, являются объектами ботаники.

Рисунок 1 – Круговорот веществ и энергии в экосистеме

Ботаника, как и другие науки о природе, возникла и развивалась в связи с практическими запросами человека, в жизни которого растения играли и играют огромную роль.

Начало развитию ботаники было положено в глубокой древности при выявлении и использовании пищевых, лекарственных и технических растений.

Ботаника тесно связана с разнообразными сторонами жизни и хозяйственной деятельности человека: сельским хозяйством, медициной и различными отраслями промышленности.

Растения широко используются человеком как пища и корм для животных, как источник сырья для хозяйственной деятельности (прядильные, красильные, дубильные и др.), как ценнейшие лекарственные средства.

Разнообразную роль в нашей жизни играют микроорганизмы, водоросли и грибы. Одни из них – болезнетворные – приносят вред, другие широко используются в ряде отраслей пищевой промышленности, в производстве лекарств и т. д.

Ботаника как наука сформировалась более 2000 лет назад. Основоположниками ее были деятели древнего мира Аристотель (384 – 32 гг. до н.э.) и Феофраст (371 – 286 гг. до н.э.).

Они обобщили накопленные сведения о разнообразии растений и их свойствах, приемах возделывания, размножения и использования, географическом распространении.

Феофрасту было известно около 600 видов полезных растений, в число которых входили не только европейские виды, но и завезенные из восточных стран.

Таким образом, ботаника возникла как единая наука, суммируя отдельные сведения о растениях, но с течением времени, по мере накопления и углубления знаний, она разделилась на ряд самостоятельных дисциплин.

Ранее всего обособилась морфология – наука о внешнем и внутреннем строении растений. Основной метод морфологии – наблюдение и сравнение.

В зависимости от величины объекта наблюдения можно проводить невооруженным глазом – макроскопическая морфология или при помощи микроскопа – микроско­пическая морфология.

К макроскопической морфологии относится органография – учение об органах растений; к микроскопической – цитология (учение о клетке), гистология (учение о тканях), анатомия, изучающая внутреннее строение растений, и эмбриология (учение об образовании и закономерностях развития зародыша растений).

Позже выделились следующие разделы:

- систематика, классифицирующая многообразие растительных организмов;

- география растений, изучающая распределение растений на земном шаре;

- геоботаника – наука о растительных сообществах;

- экология растений, изучающая их взаимоотношения с окружающей средой;

- палеоботаника, воссоздающая прежний облик растительности земли.

Все науки, отделившиеся от ботаники, изучают различные стороны жизни растений, также как и частные курсы: микология (наука о грибах), альгология (наука о водорослях), фитопатология (наука о болезнях растений) и др.

Таким образом, в наши дни ботаника представляет собой большую многоотраслевую науку.

Общая задача ее состоит в изучении отдельно взятых растений и их совокупностей – растительных сообществ, из которых формируются луга, леса, степи.

Вот далеко не полный перечень вопросов, которые рассматриваются ботаническими науками:

- структура и закономерности роста растений, их отношения с окружающей средой, закономерности распространения и распределения отдельных видов и всего растительного покрова на земном шаре;

- происхождение и эволюция царства растений, причины его разнообразия и классификация;

- запасы в природе хозяйственно ценных растений и пути их рационального использования;

- разработка научных основ введения в культуру (интродукции) новых кормовых, лекарственных, плодовых, овощных, технических и других растений.

Одна из первоочередных задач ботаники – разработка научных основ охраны природных и растительных ресурсов.

Особенно большое внимание отводят изучению и охране редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу, так как потеря каждого вида не только уменьшает разнообразие растений, но и нарушает устой­чивость растительного сообщества, сбалансированного в течение многих тысячелетий.

Заключение

Итак, ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Современная ботаника – многоотраслевая наука, подразделяющаяся на частные дисциплины: систематику, которая классифицирует растения на основе общности строения и происхождения; цитологию – науку о строении растительной клетки; морфологию – науку о внешнем строении органов растений и их видоизменениях; анатомию, изучающую строение тканей и органов растений; физиологию – науку о процессах, протекающих в растении, закономерностях роста, развития и жизненных отправлений в зависимости от внешних условий; биохимию, изучающую химические процессы, происходящие в растительном организме; генетику – науку о наследственности и изменчивости растений; фитоценологию, исследующую растительный покров Земли, его видовой состав, структуру, динамику связей со средой, закономерности распределения и развития растительных сообществ; флористическую географию – науку о закономерностях распространения видов растений на Земле.

Важнейшие задачи современной ботаники – изучение строения растений в единстве с условиями их жизни, изучение их наследственности для создания новых сортов, повышение их урожайности, устойчивости к заболеваниям, полеганию и т.п.

Список использованных источников

1. Андреева, И.И., Родман, Л.С. Ботаника: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КолосС, 2002. – 488с.

2. Анцышкина, А.М., Барабанов, Е.И., Мостова, Л.В. Ботаника: Руководство по учебной практике для студентов. – М.: Издательство МИА, 2006. – 104с.

mirznanii.com

Ботаника — наука о растениях

Предмет ботаники. Ботаника (от греч. botane – растение, трава) – наука о растениях, их развитии, строении, географическом распространении и пр. Она изучает особенности жизнедеятельности растительных организмов, связь растений с условиями их обитания, эволюцию растительного мира, закономерности формирования растительного покрова Земли и многие другие вопросы, так или иначе связанные с царством растений.

Краткая история ботаники. Жизнь человека со времени его появления на Земле связана с миром растений. Растения удовлетворяли его потребности в пище, одежде, строительстве жилищ, врачевании. Первые письменные упоминания об используемых человеком растениях были обнаружены в египетских гробницах в III тыс. до н. э.

Основы ботаники как науки зародились в Древней Греции. Аристотель (384 – 322 до н. э.) признавал существование в окружающем мире неодушевленной и живой природы, которую впоследствии он разделил на царство растений и царство животных. Но «отцом» ботаники стал ученик Аристотеля Теофраст (370 – 286 до н. э.). В своих трудах «Естественная история растений» и «О причинах растений», сохранившихся лишь в виде нескольких фрагментов, он осветил вопросы общей и практической ботаники, физиологии растений, составил первую классификацию растений, разделив их на деревья, кустарники, кустарнички и травы. Он обобщил наблюдения практиков сельского хозяйства и медицины.

Впоследствии в связи с началом мрачного периода Средневековья Греция утратила ведущую роль в развитии культуры и науки. Производство, торговля, наука и культура пришли в упадок. Лишь в конце этого периода очень медленно начал возвращаться интерес к работам древнегреческих мыслителей. Однако только в XV в. началось истинное возрождение естественных наук, чему немало способствовало открытие в Европе первых академий наук, создание ботанических садов, коллекции которых пополнялись за счет торговли с другими странами. В России первый ботанический сад был основан в 1714 г. по указу Петра I в Петербурге. В историю науки он вошел под названием «Аптекарский огород».

В XVI в. появились работы о внутреннем строении растений. Честь открытия клетки принадлежит англичанину Роберту Гуку (1635 – 1703). В 1671 г. почти одновременно в Лондонское Королевское общество поступили работы по анатомии растений итальянского ученого Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) и английского исследователя Неемии Грю (1628 – 1671), которых считают основателями этого раздела ботаники.

Большое значение для развития ботаники имели работы шведского ученого Карла Линнея (1707 – 1778), заслуга которого состоит в разработке терминологии, заменившей пространные описания растений, и бинарной номенклатуры, согласно которой название растений состоит из двух слов: названия рода и видового эпитета. Линнею принадлежит и классификация растений, основанная на строении цветка.

В XIX в. успешно развивалась наука о клетке. Русский ученый И. Д. Чистяков (1849 – 1877) впервые описал деление ядра в клетках прорастающих спор плаунов и хвощей.Важнейшим событием в истории ботаники конца XVIII – начала XIX в. было появление работ по физиологии растений. Работами Дж. Пристли (1733 – 1804), Ж. Ингенхаура (1730 – 1799) было показано, что растение может «очищать» воздух в присутствии света, а в темноте оно дышит, выделяя углекислый газ. Вопросам дыхания растений посвящены работы Ж. Сенебье (1742 – 1809) и Н. Т. Соссюра (1767 – 1845). Наибольшее значение в раскрытии механизма фотосинтеза, роли хлорофилла в этом процессе и наличия двух фаз – световой и темновой – имеют работы Х А. Тимирязева (1843 – 1920). Крупнейшим ученым в области физиологии и агрохимии был Д. Н. Прянишников (1865 – 1948). Широко известны работы по минеральному питанию растений Д. А. Сабинина (1889 – 1951).

Величайшим открытием было описание С. Г. Навашиным (1857 – 1930) двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. И. Н. Горожанкин (1848 – 1904) разработал сравнительное онто-, филогенетическое направление в морфологии растений. Яркими представителями созданной им школы были Л. И. Курсанов (1877 – 1954), Л. М. Кречетович (1878 – 1956), К. И. Мейер (1881 – 1965).

Огромный авторитет приобрел академик, человек трагической судьбы Н. И. Вавилов (1887 – 1943), усилиями которого в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) был создан Всероссийский НИИ растениеводства (ВИР), обладающий богатейшей коллекцией семян. Мировую известность как морфолог, систематик, филогенетик растений имеет наш современник, академик А. Л. Тахтаджян (р. 1910).

Разделы ботаники. На протяжении длительной истории ботаники были накоплены знания не только о строении и особенностях жизнедеятельности растений, но и об их взаимоотношениях с другими организмами и их экологической роли, были разработаны новые технологии и методы исследований. В настоящее время ботаническая наука разделилась на ряд самостоятельных, но одновременно взаимосвязанных дисциплин.

Морфология в широком смысле слова – это наука о строении растений, в узком смысле – наука о внешнем их строении. Анатомия исследует внутреннее строение растений. Из анатомии растений выделилась цитология, изучающая строение клетки. С изобретением электронного микроскопа возможности цитологических исследований значительно расширились. Особое значение приобрела эмбриология растений, изучающая ранние стадии развития растительных организмов. Физиология растений исследует процессы, происходящие внутри растительного организма. Основная задача экологии растений – изучение взаимоотношений организма и среды, приспособлений растения к условиям обитания. Палеоботаника изучает ископаемые остатки растений, что позволяет восстановить историю растительного мира. Геоботаника – наука о растительном покрове Земли, распространении и закономерностях размещения растительных сообществ. Часто в состав геоботаники включают географию растений.

Мы перечислили далеко не все ботанические дисциплины, однако и этого достаточно, чтобы понять, насколько разнообразна и широка современная ботаника. Появление отдельных направлений и дисциплин не привело к их полному обособлению. Напротив, все большую значимость приобретают совместные исследования, многие работы выполняются на стыке нескольких дисциплин. С этой точки зрения ботаника остается единой наукой, отдельные направления которой дополняют друг друга. В настоящее время на развитие ботаники влияют успехи генетики и молекулярной биологии, широко применяются математические, физические и химические методы исследований. Одновременно с развитием фундаментальных ботанических дисциплин развиваются ее прикладные отрасли: растениеводство, лесное хозяйство, фармакология и парфюмерная промышленность. Велика роль ботаники в увеличении продуктивности культурных растений, в решении мировой продовольственной проблемы. Возрастает экологизация ботаники: на первый план выходят такие проблемы, как рациональное использование растительного мира и сохранение его генофонда, защита растений от техногенных и других неблагоприятных факторов.

Значение ботаники в современном мире чрезвычайно велико, что в первую очередь определяется значением ее объекта – растений – в природе и жизни человека.

Значение растений в природе и жизни человека. Зеленые растения играют ведущую роль в современной биосфере. Для того чтобы согласиться с этим утверждением, достаточно вспомнить, что на долю зеленых растений приходится около 99% всей живой биомассы земного шара. Будучи автотрофами, растения выполняют роль продуцентов, создавая практически всю первичную продукцию биосферы. Именно их деятельность определяет возможность существования всего остального живого мира. Насыщение атмосферы кислородом, необходимым для дыхания большинству живых организмов, формирование за счет кислорода озонового слоя, защищающего Землю от избыточного ультрафиолетового излучения, – все это возможно благодаря деятельности растительных организмов. При непосредственном участии зеленых растений сформировалась почва, они же и охраняют почву от разрушения.

В процессе жизнедеятельности растения поглощают из почвы и испаряют в атмосферу огромное количество воды. Так, участок поля, который за сезон дает урожай массой в 2 т, потребляет около 200 т воды. При вырубании лесов вода, попадающая в почву, стекает по ее поверхности, смывая плодородный слой и усиливая эрозию. В экваториальных районах земного шара леса, задерживая и испаряя воду, значительно смягчают климат. Сокращение площади этих лесов может привести к изменению климата и засухам в прилегающих районах.

В зависимости от использования человеком растения раздела от на определенные группы. Растительный рацион человечества обеспечивают хлебные злаки, зернобобовые, овощи и плодовые растения. Широко используются человеком растения, дающие пряности, и масличные растения. Сахар получают из сахарной свеклы и сахарного тростника. Огромное значение в жизни человека имеет древесина, не только и качестве строительного материала, но и как сырье для целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Из растений получают дубильные вещества и красители. Широко культивируются эфиромасличные и декоративные растения.

Принципы ботанической классификации. Богатство растительного мира требовало создания строгой классификации, которая должна была помочь разобраться в существующем многообразии растений. Необходимо было создать систему соподчиненных таксонов, отражающую эволюционные взаимоотношения между организмами. Основная систематическая категория, используемая в биологической систематике, – вид. Объединение близких видов составляет род, близких родов – семейство, семейства составляют порядок (в зоологии – отряд), порядки – класс, классы – отдел, которые объединяются в царство. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название растения состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например ландыш майский (Convallaria majalis L.). (Буква после видового эпитета обозначает фамилию ученого впервые описавшего вид. В данном примере L. - это первая буква фамилии Линнея.)

В недавнем прошлом существовало условное деление растений на две группы: высшие и низшие. К низшим относили растительные организмы, чье тело не расчленено на вегетативные органы, а органы размножения, как правило, имеют очень простое строение. Этим условиям отвечают разные группы водорослей. В эволюции водоросли появились раньше высших растений, и в настоящее время они очень широко распространены в природе. В ряде экосистем по численности водоросли даже превосходят высшие растения, например в большинстве водных сообществ именно водоросли являются основными продуцентами. Огромная биомасса и высокая репродуктивная способность обусловливают их экологическую значимость.

На протяжении долгого времени к низшим растениям наряду с водорослями относили и грибы. Однако в дальнейшем, после изучения особенностей их строения и размножения, стало ясно, что объединение водорослей и грибов нецелесообразно. В настоящее время термин «низшие растения» не употребляется, а водоросли и грибы представляют собой две разные морфолого-систематические группы. Водоросли – предмет изучения науки альгологии (от лат. alga – водоросль), а грибы – микологии (от греч. mykes – гриб).

Термин «высшие растения» сохраняет свое значение. К высшим растениям относят организмы, у которых тело дифференцированно на отдельные органы, существуют специализированные многоклеточные органы размножения, в жизненном цикле закономерно чередуются половое и бесполое поколения и происходит смена ядерных фаз. Эти признаки характерны для всех споровых и семенных растений, встречаются они также и у некоторых высокоорганизованных водорослей.

Отличительные признаки растений. Существует целый ряд признаков, отличающих растения от представителей животного царства.

Автотрофность. Основное отличие растений – автотрофный тип питания. Растения способны в процессе фотосинтеза самостоятельно синтезировать необходимые органические соединения, используя в качестве источника углерода неорганическое вещество – углекислый газ (CO2), а в качестве источника энергии – свет. Для осуществления фотосинтеза необходим пигмент – хлорофилл, который содержится у высших растений в хлоропластах, у водорослей – в хроматофорах.

Наличие клеточной оболочки. (Оболочку растительной клетки часто называют клеточной стенкой, однако в современной ботанике термин «клеточная стенка» используют только для обозначения той части оболочки, которая ориентирована в пространстве определенным образом, образуя плоские поверхности – «стенки».) Оболочка растительной клетки является продуктом жизнедеятельности протопласта и состоит преимущественно из целлюлозы. Оболочка сохраняет форму клетки, защищает протопласт от внешних воздействий, участвует в поглощении и выведении веществ. Ее наличие – обязательное условие нормального существования клетки. Если клеточную оболочку искусственно удалить с помощью ферментов, то уже через несколько часов клетка начинает образовывать новую.

Осмотический тип питания. В отличие от животных, которые активно заглатывают пищу, растения получают вещества в виде водных растворов, поступающих через клеточную оболочку. Поэтому растению выгодно иметь большую поверхность. Увеличение площади поглощения достигается за счет сильного расчленения тела растения.

Особенности роста. Растения обладают способностью к неограниченному или очень продолжительному верхушечному росту, в отличие от животных, чей диффузный рост прекращается в определенном возрасте (исключение составляют рыбы и некоторые пресмыкающиеся). (Диффузный рост – рост за счет пропорционального увеличения размера всех частей тела.)

Прикрепленный образ жизни. Питание путем всасывания – это причина еще одного свойства растения – их малой подвижности. Безусловно, растения не обладают абсолютной неподвижностью. Лианы, обвиваясь вокруг опоры, перемещаются с одного дерева на другое; подземное корневище, нарастая под землей, дает возможность новым надземным побегам развиваться вдали от исходного материнского растения; листья поворачиваются пластинкой к свету, а многие цветки закрываются на ночь. Среди водорослей много свободно плавающих форм, есть они и среди высших растений (например, водные растения: уруть, ряска, рдест). Однако все эти перемещения не сравнимы по скорости и эффекту с движениями животных.

Особенности расселения. В связи с прикрепленным образом жизни растения приспособились расселяться при помощи семян, спор или специализированных частей их вегетативного тела (луковицы, клубни, выводковые почки и др.).

Вопросы для повторения и задания
  1. Расскажите об истории становления ботаники как науки.
  2. Какие разделы ботаники вам известны? Что они изучают? Каковы современные тенденции развития ботанической науки?
  3. Каково значение растений в жизни человека?
  4. Какие организмы относят к высшим растениям?
  5. Назовите и охарактеризуйте основные отличительные признаки растений.

blgy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта