Взаимосвязь органов растения. Конспект урока : Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по биологии на тему "Взаимосвязь органов растений как живого организма". Взаимосвязь органов растения


Взаимосвязь органов растения как организма.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Овчинникова Екатерина Анатольевна

Предмет: Ботаника Класс: 6

УМК Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. 6 класс. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.

Тема урока: Взаимосвязь органов растения как организма.

Тип урока: Урок развивающего контроля

Вид урока: Урок-игра.

Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм

  1. Способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания при использовании ИКТ, умения аргументировано давать ответы на поставленные вопросы, защищать свою точку зрения

  2. Воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия

Предметные умения:

  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян

  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;

  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;

  • признаки взаимосвязи органов;

  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;

  • Растения и животные – целостный организм

  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Оборудование. 1. Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

2. У каждого игрока таблички с цифрами от 0 до 6.

3. Детали аппликации в конверте.

34. Клей.

5. Альбомный лист.

6. Карточки с названием изученных тем и терминов.

7. Рисунки с изображением растений (для конкурса «Найди лишнее»).

8. Рисунки с подписями, имеющие ошибки (для конкурса «Найди ошибку»).

9. Кроссворд.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации

к контрольно-коррекционной деятельности

Активное слушание спора органов растения.

(Слайд №1)Учитель включает запись спора органов растения, кто из них важнее? (Приложение №1).

Проблема: как померить органы растения.

Какова задача нашего урока?

Дети слушают и отвечают на вопросы учителя, высказывают предположение о теме и цели урока.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализация деятельности

  1. Какой теме посвящён сегодняшний урок? (слайд №2)

Какая задача стоит перед нами?

Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проводим своеобразное путешествие в страну знаний – интеллектуальную игру КВН.

У нас есть три команды – участницы (по 5 человек), строгое жюри, которое будет оценивать мнения команд.

Команда, которая займет первое место, получит самый главный приз – «5».

(Учитель вызывает команды за игровые столы, объявляет жюри из состава учащихся)

Итак, собираемся в путь. Будьте готовы к трудностям. С собой надо взять багаж – знания, которые помогут справиться с трудностями.

  1. Конкурс. Разминка (слайд №3-4)

Учитель: Ребята, что всегда предшествует всем конкурсам КВН? Ну, конечно, разминка.

Задание, которое вам предлагается, будет своеобразной разминкой и поможет настроить на игру.

Это игра «Звездный час».

Каждая команда получила таблички с цифрами. На слайде записаны названия растений. Я буду зачитывать вопросы, касающиеся данных растений. Первый, поднявший правильную табличку, принесет своей команде 1 очко. Если правильного ответа нет, то вы не поднимаете таблички.

1. Подорожник.

2. Рожь.

3. Шиповник.

4. Слива.

5. Арбуз.

6. Мак.

Максимальное количество баллов – 15.

Учитель зачитывает вопросы (Приложение №2).

  1. Конкурс «Найди лишнее» (слайд6-11)

Ребята, в этом конкурсе вам предстоит не только определить, лишний рисунок, но и объяснить, почему вы так считаете.

Команда, давшая правильный ответ, получает балл. Та же команда, которая даст ответ, но не объяснит, очка не получает. Максимальное количество баллов – 5.

(У команд – резиновые игрушки, которыми они будут сигнализировать о готовности к ответу).

  1. Конкурс. Тема – термин (слайд 12).

Учитель приглашает капитанов команд для получения таблички с названием темы.

На столе лежат карточки с терминами. Игроки по очереди подбегают к столу, выбирают карточку с термином, относящимся к данной теме, возвращаются с ней назад.

Темы: Корень.

Лист.

Цветок.

Термины:

К теме «Корень»: главный, боковой, придаточный, зона всасывания, чехлик, зона роста.

К теме «Лист»: простой, сложный, устьица, жилка, кожица, мякоть.

К теме «Цветок»: пестик, тычинка, чашечка, венчик, околоцветник, пыльник.

Лишние таблички: вакуоль, цитоплазма, оболочка, ядро, поры, тубус, штатив, окуляр, зеркало, предметный столик, зажимы.

Максимальное количество баллов - 6

5. Конкурс капитанов (слайд 13).

Капитаны получают кроссворд.

В это время все остальные члены команд участвуют в следующем конкурсе.

Вписать названия различных органов растений.

Конкурс « Аппликация» (слайд 14).

Командам в конверте даны детали аппликации, альбомный лист и клей. Необходимо сделать аппликацию как можно аккуратнее.

– аппликация «Цветок».

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Конкурс «Найди ошибку» (слайды 15-18).

Учитель: Ребята, мы получили научную работу барона Мюнхгаузена. Как вы знаете, он известный выдумщик. Вам сейчас необходимо будет найти ошибки в его рисунках.

Максимальное количество баллов - 3

  1. Конкурс «Своя игра» (слайды 19-44).

Корень

10

20

30

40

Побег

10

20

30

40

Цветок

10

20

30

40

Вопросы (приложение № 3)

Формулирую тему урока, записывают в тетрадь.

Участники рассаживаются за игровые столы, жюри занимает своё место.

Отвечают на вопросы, поднимая таблички с цифрами, жюри фиксирует результаты.

Участники команд рассматривают картинки, обсуждают в команде и подают сигнал при выполнении задания.

Жюри слушает ответы и фиксирует результаты.

Капитаны команды подходят и выбирают тему, возвращаются к команде и объявляют тему.

По сигналу участники команд по очереди подбегают к столу, берут карточку с термином и возвращаются обратно.

По окончанию конкурса капитаны сдают свои карточки жюри.

Жюри подводит предварительные итоги трёх конкурсов.

Капитаны команд разгадывают кроссворд, результаты сдают жюри.

Участники команд делают аппликацию цветка.

Участники команд рассматривают картинки на слайде, находят ошибку и поясняют свой выбор.

Участники команд по очереди выбирают сектор и уровень сложности вопроса, дают ответ.

Жюри оценивает ответы

  1. Этап обобщения

Учитель предлагает участникам команд, пока жюри подводит итоги игры, вернуться к проблеме урока, обсудить в группе и найти пути решения.

Обсуждают проблему, находят пути решения, готовят выступление.

Жюри подводит итоги работы, консультируется с учителем.

  1. Этап рефлексии

Благодарит за проделанную работу.

Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья

(Приложение 4).

Выставляет оценки в журнал

Оценивают свою деятельность.

Оцениваю урок, размещают картинки на дерево творчества.

Приложение № 1.

Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю».

«А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.

Вот так и поссорились все органы растения и даже решили жить по отдельности.

Приложение №2.

Вопросы:

1. Это растение имеет параллельное жилкование листьев. (2)

2. Это растение имеет дуговое жилкование листьев. (1)

3. Плод данного растения – ягода. (5)

4. Плод данного растения костянка. (4)

5. Плод данного растения – зерновка. (2)

6. Плод этого растения сочный, многосемянный. (5)

7. Плод этого растения сочный односемянный. (4)

8. У данного растения сложный лист. (3)

9. Корневая система данных растений мочковатая. (1 и 2)

10. Это растение относится к однодольным. (2)

11. Это растение имеет прикорневую розетку листьев. (1)

12. Это растение не является цветковым. (0)

13. У этого растения есть видоизмененный лист. (3)

14. У этого растения ползучий стебель. (5)

15. Стебель данного растения вьющийся. (0)

Приложение №3

Категория «Корень»

1. Как называются корни, отходящие от стебля? Приведите примеры растений,

имеющие такие корни

2. Перечислите функции , которые выполняет корень .

3 Чем отличается стержневая корневая система от мочковатой.

Приведите примеры.

4. Перечислите зоны корня и назовите ткани, которые их образуют.

Категория «Побег»

1. Как доказать, что луковица – это видоизмененный побег?

2. Что можно узнать по годичным кольцам?

3. Как доказать, что побег растёт своей верхушкой?

4. В одном колхозе скосили сено до цветения трав, а в другом – после цветения.

Где сено будет лучше и почему?

Категория «Цветок»

1. Чем обоеполые цветки отличаются от однополых?

2. Какие растения называются однодомными, а какие двудомными.

Приведите примеры растений.

3. Чем сложные соцветия отличаются от простых. Приведите примеры

4. Оплодотворение – что это такое? Где оно происходит?

Приложение 4. Рефлексия

  • Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.

  • Цветок – урок хороший.

  • Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.

  • Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен.

multiurok.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНОВ В РАСТИТЕЛЬНОМ ОРГАНИЗМЕ

Ботаника 2

1.Какое из перечисленных семейств относится к двудольным?

1) Осоковые 2) Злаки 3) Бобовые 4) Лилейные

2.Какое растение размножается семенами?

1) мох сфагнум 2) водоросль спирогира

3) плаун булавовидный 4) земляника лесная

3.В чём сходство грибов и растений? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) являются гетеротрофными организмами

2)имеют в клетках оформленные ядра

3)получают питательные вещества в процессе фотосинтеза

4)размножаются бесполым и половым путём

5)ведут прикреплённый образ жизни

6)имеют корневые системы

4.Как называют способ размножения растений, изображённый на рисунках 1–4?

1) простое деление 2) почкование

3) вегетативное размножение 4) половое размножение

5.Клетки грибов сходны с клетками растений по таким признакам, как

1) наличие клеточной стенки 2) способность к фотосинтезу

3) размножение семенами 4) наличие корней

6.Какое из перечисленных условий является необязательнымдля прорастания семян?

1) вода 2) кислород 3) почва 4) живой зародыш

7.Корни отсутствуют у растений, которые относятся к отделу

1) Покрытосеменные 2) Голосеменные

3) Папоротникообразные 4) Моховидные

8.Отличительной чертой двудольных растений является

1) одна семядоля 2) дуговое жилкование листьев

3) простой околоцветник 4) стержневая корневая система

9.Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей?

1) водоросли 2) плауны 3) папоротники 4) мхи

Прочитайте текст и выполните задание

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Большинство растений питается за счет фотосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в органах растения, а также используются для роста, размножения, синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов.

Поступление необходимых для фотосинтеза воды и минеральных веществ у большинства наземных растений связано с корнем. В зоне всасывания он имеет корневые волоски – клетки покровной ткани с выростами, значительно увеличивающими площадь, через которую в растение может поступать вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Вместе с водой через мембрану корневых волосков поступают ионы солей, то есть происходит минеральное питание растения. Вода и растворённые в ней минеральные вещества далее поступают через молодые клетки коры корня в сосуды центрального цилиндра. А затем по сосудам древесины стебля вода поднимается к остальным органам растения, где используется для фотосинтеза, транспорта веществ и испарения через устьица листьев, предохраняющего растение от перегрева.

Необходимый для фотосинтеза свет и углекислый газ улавливают листья. Благодаря уплощённой форме, листовой мозаике и особому порядку размещения на стеблях – листорасположению, листья растений приспособлены к эффективному использованию света. Внутреннее строение листа также отражает выполняемую им функцию. Так, кожица образована прозрачными клетками, свободно пропускающими свет к столбчатой ткани мякоти листа, в которой и происходит фотосинтез. Углекислый газ поступает внутрь листа через устьица, а вода и минеральные вещества – по сосудам жилок – проводящих пучков, состоящих из луба, древесины и волокон. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, затем транспортируются по ситовидным трубкам луба к другим органам растения.

10.Используя содержание текста «Питание растений», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие приспособления внешнего строения органов растения способствуют протеканию фотосинтеза?

2) Какие клетки корня и стебля обеспечивают транспорт воды к листьям?

3) Какие вещества необходимы для обеспечения фотосинтеза?

11.Отличительной чертой однодольных растений является(-ются)

1) две семядоли 2) дуговое жилкование листьев

3)двойной околоцветник 4) стержневая корневая система

12.При проращивании семян необходимо

1) завернуть семена во влажную марлю и поместить в теплое место

2) положить семена в сосуд с водой и поставить в темное холодное место

3) насыпать сухие семена в пустой сосуд и оставить на свету при комнатной температуре

4) завернуть семена во влажную марлю и убрать в освещенное холодное место

13.Какие корни называют придаточными?

1) отрастающие от стебля

2) отрастающие от главного корня

3) развивающиеся из корешка зародыша

4) развивающиеся на главном корне

14.Каковы признаки растений, как живых организмов? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны

1)фотосинтез 2) дыхание 3) рефлекторные реакции

4)активное движение 5) выведение непереваренных остатков пищи

6) размножение

15.Сходство грибов и животных проявляется в

1)строении клеточной оболочки

2)гетеротрофном способе питания

3)способности быстро перемещаться в пространстве

4)способности к фотосинтезу

16.К высшим растениям относятся те, которые

1)живут на суше 2) размножаются семенами

3)имеют листья и стебли 4) представлены высокими деревьями

17.Бесполое поколение папоротника – это

1)заросток 2) яйцеклетки и сперматозоиды

3) прорастающая спора 4) многолетнее листостебельное растение

ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Большинство растений питается за счет фотосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в органах растения, а также используются для роста, размножения, синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов.

Поступление необходимых для фотосинтеза воды и минеральных веществ у большинства наземных растений связано с корнем. В зоне всасывания он имеет корневые волоски – клетки покровной ткани с выростами, значительно увеличивающими площадь, через которую в растение может поступать вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Вместе с водой через мембрану корневых волосков поступают ионы солей, то есть происходит минеральное питание растения. Вода и растворённые в ней минеральные вещества далее поступают через молодые клетки коры корня в сосуды центрального цилиндра. А затем по сосудам древесины стебля вода поднимается к остальным органам растения, где используется для фотосинтеза, транспорта веществ и испарения через устьица листьев, предохраняющего растение от перегрева.

Необходимый для фотосинтеза свет и углекислый газ улавливают листья. Благодаря уплощённой форме, листовой мозаике и особому порядку размещения на стеблях – листорасположению, листья растений приспособлены к эффективному использованию света. Внутреннее строение листа также отражает выполняемую им функцию. Так, кожица образована прозрачными клетками, свободно пропускающими свет к столбчатой ткани мякоти листа, в которой и происходит фотосинтез. Углекислый газ поступает внутрь листа через устьица, а вода и минеральные вещества – по сосудам жилок – проводящих пучков, состоящих из луба, древесины и волокон. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, затем транспортируются по ситовидным трубкам луба к другим органам растения.

18.Используя содержание текста «Питание растений» и собственными знаниями ответьте на следующие вопросы.

1) Какие приспособления внутреннего строения органов растения способствуют протеканию фотосинтеза?

2) Какие приспособления внешнего строения органов растения способствуют протеканию почвенного питания?

3) Какие вещества поступают в растения в процессе почвенного питания?

 

СЕМЯ

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

19.Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.

1) Каковы функции семенной кожуры?

2) Чем образована обязательная часть семени?

3) Назовите обязательные условия прорастания семян .

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНОВ В РАСТИТЕЛЬНОМ ОРГАНИЗМЕ

Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса.

В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения.

Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов.

Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяющийся созревающими семенами при дыхании.

20.Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.

1) Что называется органом растения?

2) В чём различие вегетативных и генеративных органов растения?

3) Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?

21.Рассмотрите фотографию листа тропической алоказии. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастная 2) перисто-раздельная
3) перисто-рассечённая 4) цельная

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.
1) яйцевидный 2) овальный 3) обратно-яйцевидный

 

Длина превышает ширину в 3–4 раза.
4) ланцетный 5) продолговатый 6) обратно-ланцетный

Д. Край листа

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

22.Какими жизненными формами представлены цветковые растения?

1) только деревьями

2) только однолетними травами

3) однолетними и многолетними травами

4) деревьями, кустарниками и травами

23.На какой картинке изображена водоросль?

1)1 2) 2 3) 3 4) 4

24.Вставьте в текст «Двудольные и Однодольные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

studopedya.ru

Взаимосвязь органов растений как живого организма.( 6 класс)

Урок № 23 Предмет: биология

Класс: 6 Дата проведения:____________

Тема: Взаимосвязь органов растений как живого организма.

Цель урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой; 2) воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия; 3) способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания при использовании ИКТ

Тип урока: урок обобщения

Методы урока: словесный, наглядный

Оборудование: презентация по теме

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Подготовка к уроку. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.

4.Обобщение по теме. Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.

1 группа – обучающимся предлагается загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

(корни)

Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о корне

2 группа – обучающимся предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о стебле

3 группа – обучающимся предлагается загадка :

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят.

( листья)

Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о листе

2.Группы получают листы- задания.

3.Работают с различными источниками информации.

III. Осуществление деятельности.

Первая группа – лаборатория «Корень»

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Корень

опорная

минеральное питание

вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

Всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Стебель

проводящая

опорная

запасающая

фотосинтезирующая ( для зеленых)

луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещ-ва;

сосуды древесины-минер. вещ-ва;

сердцевина -запас пит.вещ-в

а) проводит питательные вещ-ва ко всем органам.

.

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик – женский орган размножения;

тычинки – мужские органы.

плоды, семенное размножение

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Третья группа – лаборатория «Изучения листа».

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Лист

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьицамежклетники

столбчатая ткань – много хлоропластов

участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе,дыхании, испарении воды

Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.

А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему? все органы растения – важны, они взаимосвязаны.

Общий вывод: В работе  организма  участвуют все  органы  взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех  органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример  взаимосвязи   органов  в  растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое? Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?

Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.

5.Домашнее задание. Повторить корень, лист, стебель, цветок.

www.metod-kopilka.ru

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.

hello_html_170ee65f.gifhello_html_170ee65f.gifhello_html_m2e7b5f1a.gifhello_html_170ee65f.gif

Урок : Взаимосвязь органов растения как живого организма.

Растения и окружающая среда.

Биология, 6 класс

Цели: систематизировать знания учащихся о строении и значении органов растений, их взаимосвязи.

Задачи:

-формировать представление о растении как целостном организме на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Результаты обучения: креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обобщение знаний учащихся, воспитание бережного отношения к растениям.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный

Оборудование: учебник « Биология». Авт: К. Кайым. Р. Сатимбеков, А. Ахметов, Ж. Кожантаева, ватман для постеров, карточки для деления на группы, маркеры. инструктивные карты с заданиями, оценочный лист.

ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

Эмоциональный настрой и деление на группы  “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая, жёлтая, белая. Посмотрите на них и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Учащиеся занимают места в группах согласно цвету полоски)

II. Стадия вызова

1.Целевая установка:

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами растительного организма. Вы уже знаете, из чего состоит организм растения. А чем же мы будем заниматься на этом уроке?

Выскажите свои предположения.

2.Проверка знаний и умений.

По ходу урока заполняется оценочный лист

Задание № 1

Учитель: Чтобы узнать, как вы усвоили материал об органах растения, поиграем в игру “Сортировка» У вас на столах находятся карточки с изображением органов растения, а вы выберите только те, которые относятся к группе органов, написанных на ваших постерах и приклейте их. Работа проводится по группам: 1-я и 3-я и 5-я группы выбирают изображения органов, составляющих вегетативную систему, а 2-я и 4-я – генеративную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться.

Правильные ответы

Вегетативные органы: лист, стебель, корень.

Генеративные органы: цветок, плод, семя.

(Происходит взаимопроверка работ. Заполнение оценочных листов)

Критерии оценок: за каждый правильный ответ-1 балл.

III. Основная часть. Стадия осмысления

  1. Тема урока (записывают в тетрадь: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда).

Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.

  1. Постановка познавательных задач

 (записаны на листах у каждой группы):

1. Какие уровни организации выделяют у растений?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения?

3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

3. Решение познавательных задач:

Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете.

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №2 «Цепочка»

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка).

  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).

  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган).

  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).

  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).

5

4

3

2

1

Ответ

Клетка ---ткань--- орган----система органов ---организм растения.

Учащиеся оценивают вою работу согласно критериям. Выставляют баллы в оценочный лист.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ-1 балл.

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм

4. Актуализация опорных знаний:

Давайте вернёмся к схеме, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения?

Задание № 3:

1 группа – обучающимся предлагается загадка: Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)

Следовательно, ваша группа получит название – «Корень».

И вы будете обобщать информацию о корне.

2 группа – обучающимся предлагается загадка:

Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша группа получит название – «Стебель»

И вы будете обобщать информацию о стебле

3 группа – обучающимся предлагается загадка:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят.

( листья)

Следовательно, ваша группа получит название – «Лист».

И вы будете обобщать информацию о листе.

4 группа – обучающимся предлагается загадка:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте.

(цветок)

Следовательно, ваша группа получит название – «Цветок».

И вы будете обобщать информацию о цветке.

5группа – обучающимся предлагается загадка:

В малой хатке, в спаленке,

Спит ребенок маленький;

В кладовой еда лежит,

Как проснется - будет сыт.

(семя)

Следовательно, ваша группа получит название – «Семя».

И вы будете обобщать информацию о семени.

5. Организовывается работа в пяти группах

Группы получают листы - задания.

Работают с различными источниками информации.

Задание 4: Осуществление деятельности « Заполни таблицу».

1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Первая группа –«Корень», вторая группа-«Стебель», третья-«Лист», четвёртая- «Цветок», пятая-«Семя».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Корень

-опорная

-минеральное питание

-вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

зоны корня

всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Стебель

-проводящая

-опорная

-запасающая

фотосинтезирующая ( для зеленых)

Луб, ситовидные трубки (проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества; сосуды древесины-минер.

вещества;

сердцевина -запас питательных веществ

проводит питательные вещества ко всем органам.

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик – женский орган размножения;

тычинки – мужские органы.

Образование плодов, семенное размножение

Лист

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьицамежклетники

столбчатая ткань – много хлоропластов

участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе.,дыхании, испарении воды

Семя

Развитие проростка

Размножение

расселение

Семядоли. Зародыш, эндосперм,

Семенная кожура

Сохранение вида

размножение

Каждая группа защищает свою работу у доски. Взаимооценка работ по критериям:

Полный ответ-3 баллов;

Неполный ответ- 2 балла;

Неправильный ответ- 0 баллов.

6. Инсценировка «Спор»

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания: между органами растения идет спор.

Учитель: Поспорили однажды корень, стебель, лист, цветок и плод, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Спор органов (выступление учащихся)

Корень: Я —корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Мы, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? Мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю».

Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня, ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

А плод говорит: « А я ……., А я …..».Учитель: Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Кто из органов, для растения самый главный? Почему?

7.Мозговой штурм.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте подумаем, что произойдёт, если работа какого-либо органа будет нарушена?

Каждая группа выдвигает свои версии.

Так что же сказал Человек органам растения?

Вывод: все органы растения – важны, они взаимосвязаны. В работе  организма  участвуют все органы  взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех  органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример  взаимосвязи  органов  в  растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

Гормоны вырабатывают определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют.

Вывод: работа органов и систем органов растения регулируется гормонами.

Физминутка

Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

У нас осталась нерешённой одна познавательная задача:

 Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 5, прочитайте 4-й абзац и назовите мне признаки живых организмов.

Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого.

При каком условии может существовать организм?

Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией.

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке:

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы: (слайд16)

1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?

2.Зачем при высадке рассады (капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень?

Учащиеся высказывают предположения.

V. Рефлексия.

Фронтальная беседа.

 1. Что мы делали сегодня на уроке и с какой целью? 2. Мне было интересно…

  1. Мы сегодня разобрались…

  2. Мне было трудно…

  3. На следующем уроке я хочу…

Итог урока.

Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали органы растения, установили взаимосвязи органов и доказали. Что организм растения — единое целое. Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов.

Оценки детям, выставляются согласно оценочных листов

VI. Организация домашнего задания:

1. Повторить изученный материал о корне, листе, стебле, цветке, семени, плоде.

2. Желающим предлагается творческое задание:

- сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов

-составить кроссворд «Органы растения»

-написать сказку « Путешествие по растению»

Список использованной литературы:

  1. Кайым К., Сатимбеков Р., Ахметов А., Кожантаева Ж. Биология. – «Атамұра», 2015г.

  2. Сонин Н.И.Биология: Разработка уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс.- Москва, 2009г.

  3. Ляшенко Н.В., Попова Е.В., Артёменко В.П., Маслак Е.Н.Биология. 6-1 классы: секреты эффективности современного урока.- Волгоград: Учитель.2011г.

  4. Поддубная Л.Б. Нестандартные уроки биологии. 6 класс.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2007г.

  5. Коновалова С.Н. Сборник развивающих задач по ботанике.- Кокшетау: « Келешек-2030», 2008.

infourok.ru

Урок по биологии на тему "Взаимосвязь органов растений как живого организма"

Урок биологии в 6 классе

Тема: Взаимосвязь органов растений как живого организма.

Цель урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой; 2) воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия; 3) способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания

Тип урока: урок обобщения

Методы урока: словесный, наглядный

Оборудование: презентация по теме, карточки задания.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Подготовка к уроку. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство. Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Вот сегодня на уроке мы это и обсудим.

4.Обобщение по теме. Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.

1 группа – предлагается загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

(корни)

Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о корне

2 группа –предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о стебле

3 группа –предлагается загадка :

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят.

( листья)

Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о листе

2.Группы получают листы- задания.

3.Работают с различными источниками информации.

III. Осуществление деятельности.

Первая группа – лаборатория «Корень»

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Корень

опорная

минеральное питание

вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

Всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Стебель

проводящая

опорная

запасающая

фотосинтезирующая ( для зеленых)

луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества;

сосуды древесины-минер. вещества;

сердцевина - запас питательных веществ

а) проводит питательные вещества ко всем органам.

.

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик – женский орган размножения;

тычинки – мужские органы.

плоды, семенное размножение

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Третья группа – лаборатория «Изучения листа».

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Лист

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьицамежклетники

столбчатая ткань – много хлоропластов

участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе, дыхании, испарении воды

Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.

А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему? все органы растения – важны, они взаимосвязаны.

Общий вывод: В работе   растительного организма  участвуют все  органы  взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех  органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример  взаимосвязи   органов  в  растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

О чем говорили в начале урока? Организм растения – единое целое? Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?

Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.

5.Домашнее задание. Повторить корень, лист, стебель, цветок.

infourok.ru

Конспект урока по биологии на тему "Цветок. Взаимосвязь органов растений"

План – конспект открытого урока

по биологии в 6 классе.

Тема урока:

«Цветок. Взаимосвязь органов растений».

hello_html_5280a3ce.jpg

Учитель: Васильева Л.Д.

Б. Таволожка

2015г.

Тема урока: «Обобщение по теме «Цветок. Взаимосвязь органов растений»

Цель: закрепить знания о строение цветка, соцветиях, видах опыления; показать на конкретных примерах, что органы растения дополняют друг друга и связаны в единое целое – систему органов, то есть организм.

Оборудование: таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии, схемы соцветий, открытки цветущих растений.

На доске стихи В.Солоухина (поэма):

«Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо?

Которое раньше видеть вы нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!»

Ход урока.

  1. Организационный момент;

  2. Сообщение темы и цели урока;

  3. Вступительное слово учителя;

  1. Что такое орган?

  2. На какие две группы делятся органы? Назовите их.

  3. Сегодня мы поговорим о генеративных органах – цветке и плодах.

  4. Чтение поэмы Солоухина.

  5. Работа по карточкам «Строение цветка».

  1. Повторение пройденного.

  1. Сбор модели цветка на доске, значение каждой его части.

Это интересно: «Самый крупный и мелкий цветок»

Самым большим цветком является Раффлезия Арнольда (Rafflesia arnoldii), растущая в джунглях некоторых островов Индонезии. Гигантский цветок достигает в диаметре 1 метра и весит 4-11 кг. Он состоит из пяти огромных красных мясистых лепестков толщиной 2 см., напоминающих по виду куски сырого мяса.

Корней, листьев и стебля у раффлезии нет, так как она является растением-паразитом, живущим на лианах семейства виноградных. Раффлезия издает очень сильный запах гниющего мяса, привлекающий ее опылителей – мух и жуков.

Интересно, что крупнейший в мире цветок вырастает из крошечных семян, не больше маковых зернышек. От момента высевания до цветения проходит больше 5 лет, а цветет раффлезия всего 2-4 суток.

Самое маленькое цветковое растение – Вольфия бескорневая (Wolffia arrhiza) из семейства рясковых. Это крошечное растение – обитатель пресных водоемов. Поперечник отдельного растения бывает меньше миллиметра.

Заросли вольфии похожи на плавающую в воде зеленую крупу. Примерно дважды в сутки от нижней ее части отпочковывается новое растение. Благодаря быстрому размножению вольфию выращивают для получения богатой белками и углеводами зеленой массы, идущей на корм скоту.

Цветет вольфия очень редко, ее цветы располагаются на верхней, выступающей из воды части и представляет собой углубление, в котором помещается пестик и тычинки. Самое маленькое цветковое растение приносит самые мелкие в мире плоды. Поскольку величина всего растения менее 1 мм в длину, зрелый плод составляет значительную его часть. Плод вольфии имеет длину всего 0,25 мм и весит около 70 микрограмм, то есть меньше, чем средняя крупинка столовой соли.

  1. Соцветия (определение).

  • На какие две группы делятся соцветия? (простые и сложные)

  • Покажите их на схемах, дайте им названия.

  1. Загадки о растениях.

Дайте названия соцветиям.

Все из ткани отбеленной,

А поверх пиджак зеленый.

(капуста – кисть)

К пище приправка

Ее пожитки

Душистые нитки.

(укроп – сложный зонтик)

А когда постарел, стал как дым.

(одуванчик – корзинка)

Учитель: «Одуванчик – это лекарственное растение, корни которого используют для повышения аппетита, лечения гастрита, а также как желчегонное средство».

Есть дно, а не бочка

Есть перья, а не птица

Есть горечь, а не горчица.

(лук – простой зонтик)

Желтый глазок, белые реснички.

(ромашка – корзинка)

Весь в пыли торчит

И путнику больному

Ранки заживит.

(подорожник – простой колос)

Учитель: «Что вы о нем знаете? Это лекарственное растение, противовоспалительное и ранозаживляющее средство, настой листьев при простудах – отхаркивающее средство».

(ландыш – кисть)

Это интересно: «Самое крупное соцветие».

Самым крупным соцветием обладает пальма корифа зонтичная(Corypha umbraculifera), произрастающая в юго-восточной Азии и на острове Шри-Ланка. Высота ее соцветия достигает 6 метров, а число цветков в соцветии – полумиллиона.

Рекорд по продолжительности соцветия установила пальма кариота жгучая, или китуль (Caryota urens).

Это дерево, растущее на юго-западной Азии, цветет один раз в жизни, после чего погибает. Однако цветение длится непрерывно в течение нескольких лет.

  1. Переходим к следующему вопросу. А чтобы отгадать к какому, разгадаем кроссворд.

О

Д

С

Н

О

Р

О

Ц

А

Д

В

С

О

Е

Ц

П

С

Т

Н

Т

В

О

П

Ы

Л

Е

Н

И

Е

Д

О

Л

О

Н

Ы

Е

Т

Н

Ч

Ь

Ж

И

Е

Е

О

А

Ц

Н

Я

Н

П

Т

А

Ы

И

О

О

Е

Е

Л

К

Ы

  1. Цветки, содержащие либо пестики, либо тычинки.

  2. Соцветие кукурузы.

  3. Что образуется в пыльниках.

  4. Метелка, сложный зонтик – это соцветия ….

  5. Живые организмы, способные образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

  6. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении.

  7. Группа цветов, расположенных в определенном порядке.

  8. Раскрытие цветка у растения.

Ключевое слово ОПЫЛЕНИЕ.

Учитель: «Что такое опыление? Какие два вида опыления вы знаете? Заполните схему».

ОПЫЛЕНИЕ

hello_html_m2c8fef28.gifhello_html_m1d05531c.gif

hello_html_72d50d51.gifhello_html_45817f96.gifhello_html_m534ed961.gifСАМООПЫЛЕНИЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ

Кhello_html_4641c3ba.gifhello_html_m1146aab6.gifАРТОФЕЛЬ ВЕТРОМ НАСЕКОМЫМИТОМАТЫ

? ?

Учитель: «Назовите признаки самоопыляемых и насекомоопыляемых растений. Что происходит после опыления? (оплодотворение). Для чего необходимы опыление и оплодотворение? (чтобы образовались плоды).

  1. Плоды.

Учитель:

  • Из чего развивается плод?

  • На какие две группы делятся плоды? (таблица)

  • Назовите сочные плоды (ягода, яблоко, костянка, тыквина).

  • Назовите сухие плоды (боб, стручок, желудь, орех, коробочка, зерновка, семянка)

  • Определите название плода – растений, семена которых лежат на столе.

Это интересно: «Самые тяжелые плоды».

Самые тяжелые плоды в мире древесной растительности растут на сейшельской веерной пальме (Lodoicea maldivica). На ней созревают огромные орехи весом от 9 до 16 кг, а в некоторых случаях и до 25 кг.

В окружности более метра, плоды сейшельской пальмы были известны европейцам еще в средние века. Но только в 1947 году из Сейшельских островов в Индийском океане французская экспедиция обнаружила пальму, дающие такие плоды.

Эта пальма – эндемик Сейшельских островов. Вырастает до 30 м в высоту и до 30см в диаметре.

На ее вершине до 30 огромных веерных листьев: длина их 3-5 м, ширина – 2-2,5м, черешок до 6м.

Растет пальма медленно, зацветает в возрасте 20-40 лет. От появления цветов до появления плодов проходит 8-10 лет – именно столько времени развивается огромное колосовидное соцветие длиной до 2м. еще 6 лет будет созревать плод (это тоже рекорд).

Плоды оливково-зеленого цвета с толстой мясистой наружной оболочкой. Под ней в твердой косточке находится самое большое в мире семя. После прорастание молодое растение еще 4-5 лет получает из него питательные вещества – это тоже своеобразный рекорд. Плоды растут на тальме, пока не становятся такими тяжелыми, что падают на землю.

Самые крупные плоды в мире травянистой растительности – у обыкновенной тыквы (Cucurbita pepo). Они могут иметь вес более 300кг.

  1. Проверочная работа.

  1. Определи соцветие по картинкам.

  2. Назовите признаки ветроопыляемых растений.

  3. Вставь пропущенные слова:

    • Плод развивается из _______________.

    • Семена развиваются из __________________.

    • Зародыш развивается из ________________.

  4. Напишите название плода у следующих растений: пшеница, вишня, арбуз капуста, подсолнечник, помидор, горох дуб, мак, лещина, овес, крыжовник, абрикос, груша.

  1. Закрепление

Учитель:

  • Связаны ли органы между собой? Как? Может ли растения существовать без какого-либо органа?

  • Биосистема (чтение определения в учебнике)

  1. Итог

Д/З. Параграф № 26.

infourok.ru

"Взаимосвязь органов растения" ( 6 класс)

Класс 6

Четверть 2 Урок № 23 Предмет биология

Дата:

Тема занятия:

Взаимосвязь органов растения как живого организма.

Растения и окружающая среда.

Общие цели:

систематизировать знания учащихся о строении и значении органов растений, их взаимосвязи.

Задачи. Образо-вательные

-формировать представление о растении как целостном организме на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач;

Воспитательные

-воспитывать бережное отношение к природе.

Ссылки, ресурсы:

учебник « Биология». Авт: К. Кайым. Р. Сатимбеков, А. Ахметов, Ж. Кожантаева, ватман для постеров, карточки для деления на группы, маркеры. инструктивные карты с заданиями, оценочный лист.

Тип урока:

закрепление

Методы:

эвристический, частично-поисковый, проблемный

Результаты обучения:

Ученик: А – Знает строение и значение органов В – Умеет сравнивать вегетативные и генеративные органы С - сможет охарактеризовать их взаимосвязь

Этапы

Время

Действия учителя

Действия учеников

Орг. Момент

3 мин+3 мин

Приветствие

Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

делятся на группы

Актуализация знаний -3 мин

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами растительного организма. Вы уже знаете, из чего состоит организм растения. А чем же мы будем заниматься на этом уроке?

Выскажите свои предположения.

Ученики определяют тему урока

Проверка знаний и умений

Основная часть. Стадия осмысления

Задание № 1

Учитель: Чтобы узнать, как вы усвоили материал об органах растения, поиграем в игру “Сортировка»

Лист, семя, стебель, плод, корень, цветок

Правильные ответы

Вегетативные органы: лист, стебель, корень.

Генеративные органы: цветок, плод, семя.

(Происходит взаимопроверка работ. Заполнение оценочных листов)

Критерии оценок: за каждый правильный ответ-1 балл.

Тема урока Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.

1. Какие уровни организации выделяют у растений?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения?

3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №2 «Цепочка»

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка).

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).

Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган).

Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).

Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).

5

4

3

2

1

Ответ

Клетка ---ткань--- орган----система органов ---организм растения.

Задание № 3:

1 группа – обучающимся предлагается загадка: Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)

Следовательно, ваша группа получит название – «Корень».

И вы будете обобщать информацию о корне.

2 группа – обучающимся предлагается загадка:

Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша группа получит название – «Стебель»

И вы будете обобщать информацию о стебле

3 группа – обучающимся предлагается загадка:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят.

( листья)

Следовательно, ваша группа получит название – «Лист».

И вы будете обобщать информацию о листе.

4 группа – обучающимся предлагается загадка:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте.

(цветок)

Следовательно, ваша группа получит название – «Цветок».

И вы будете обобщать информацию о цветке.

5группа – обучающимся предлагается загадка:

В малой хатке, в спаленке,

Спит ребенок маленький;

В кладовой еда лежит,

Как проснется - будет сыт.

(семя)

Следовательно, ваша группа получит название – «Семя».

И вы будете обобщать информацию о семени.

5. Организовывается работа в пяти группах

Группы получают листы - задания.

Работают с различными источниками информации.

Задание 4: Осуществление деятельности « Заполни таблицу».

1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками. Распределяют роли, органи

-зуют работу группы.

По ходу урока заполняется оценочный лист

записывают в тетрадь

Учащиеся оценивают вою работу согласно критериям. Выставляют баллы в оценочный лист.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ-1 балл.

Первая группа – «Корень», вторая группа-«Стебель», третья-«Лист», четвёртая- «Цветок», пятая-«Семя».

Предлагает подготовить постер от каждой группы по новой теме. Предлагает выбрать спикера от группы для защиты устной презентации.

Группы объясняют свои постеры. От каждой группы выступает спикер.

Заслушивает защиту группами постеров.

Защита и обсуждение

Закрепление

1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?

2.Зачем при высадке рассады (капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень?

Учащиеся высказывают предположения.

Рефлексия

2 мин

 1. Что мы делали сегодня на уроке и с какой целью? 2. Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Мне было трудно…

На следующем уроке я хочу…

Отвечают на вопросы, делают записи на стикерах.

Д/з -1мин

Повторить изученный материал о корне, листе, стебле, цветке, семени, плоде.

2. Желающим предлагается творческое задание:

- сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов

-составить кроссворд «Органы растения»

-написать эссе « Растения живой организм

Записывают Д/з

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта