Лекарственные растения конспект. Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Лекарственные растения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру на тему "Лекарственные растения". Лекарственные растения конспект


конспект урока «Лекарственные растения в домашней аптечке.»

Тема: «Лекарственные растения в домашней аптечке.»

Цель: знакомство  учащихся с лекарственными растениями нашего региона.

Задачи:

Образовательная: -углубить и расширить знания учащихся о ценности и        

                               лечебных  свойствах   лекарственных растений, о правилах

                             их сбора и хранения;

                            -формировать умение находить и разумно использовать

                             дары природы на благо людей.

Коррекционно-развивающая: развивать познавательную активность,

                                                  расширять кругозор:

Воспитательная: воспитывать  бережное  отношение к природе родного

                                 края, экологическую  культуру.

                               

Словарь:  одуванчик, василёк, мать-и-мачеха, календула, ромашка, дуб,  

                   крапива, липа, подорожник, шиповник, берёза.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?

( для оказания первой медицинской помощи)

-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.

( перевязочный материал, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники.)

-Каково назначение термометра

- Чем  и как вас лечат, когда вы заболеваете?

 (ответы учащихся)

--Чем ещё можно лечиться?

   ( лекарственными растениями)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как и когда растения нужно собирать,  чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке».

Запись темы урока в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося таджикского учёного средневековья:

«Нет растения, чтобы не было лекарственным

Нет болезни, чтобы не вылечили растения».

4.Изложение нового материала.

             Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой.  Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека.  Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

          Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

          На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления  Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии  из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.  

        Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Ростовской области.

    Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Запись определения в тетрадь.                      

                 Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу  и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь. Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

               В. Лукша

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

      Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи.                                                                                          

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать

Мать-трава, трава - ранник, царь-зелье, камчужная трава, двуличник – вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать –говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это- мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют  отвар при кашле.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .

Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.                                                                    

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

  В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольётся едкий сок

На кожу –и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней –

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)                                                                                  

Крапива как лекарственное растение известна очень давно.  В народе крапиву ещё называют  жгучка,  стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Отгадайте ещё одну загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (берёза)                                                                     

Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть

Люблю берёзку русскую,

То  светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую –

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Шумит, как это водится.

Идёт, где не положено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится,

И гнётся, а не ломится!

Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и  дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные  заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).

Физкультурная минутка.

Ярче светит солнце, припекает , пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..

Отгадайте ребус:

пила

3214     (липа)                                                                                                    

Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.

Отгадайте что это за цветок?

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий,

Всё на звёздочку похож.

                      (василёк)                                                                                     

Когда-то очень давно, как гласит греческая легенда, жили на земле кентавры – полулошади-полулюди. Мудрейшим  среди них считался Хирон, прославившийся большими познаниями в медицине.

Однажды разгорелась жестокая битва. Отравленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось отыскать растение, которое помогло залечить рану. Этим растением был василёк.

В Европе издавна василёк считался одним из лучших для плетения венков.  В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный васильками, ставили в красный угол дома.                                                                                                

Венки  из васильков крестьяне развешивали  в избах, чтобы не водились сверчки.                                                                                                                                                                                                    

Синий василёк  - прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились  делать краску.

Василёк помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.

Выполните задание :  о каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит  поверьте,……….срывать.                                                                                      

На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.

 И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

Календулу в народе  называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.  

Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными  противовоспалительными и противомикробными свойствами.

Выполните задание: о каком растении идёт речь?

Путника друг, …………….,

Скромный,  невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, …………….,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке, у ног.

                                                                          Вс. Рождественский.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.  

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника  переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.                                                                                                 

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Дубовые настои применяют  в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.

О каком растении говорится в стихотворении?

На зорьке румяной

………………проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ.

Бутоны окрасила

В розовый цвет.

                   Т.Голуб.

А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.  Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.

Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

  Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.

5.Закрепление изученного.

- О чём мы с вами узнали на уроке?

-Реши кроссворд. «Узнайте лекарственное  растение по фотографии.»

-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)

-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?

Почему растения надо охранять?

- о чём хочет сказать автор:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

            С. Варгун.

6. Домашнее задание.

Для ребят, живущих в семьях.

Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши приёмные родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь

.

Для ребят, живущих в школе-интернате.

Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».                                                                                                      

infourok.ru

Конспект внеклассного урока по теме "Лекарственные растения"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 1-4 классы

Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:

-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.

Оборудование:

-выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации;

-рулетка или диск со стрелкой

-на доске слова с закрытыми буквами.

Ведущий.

Сегодня нашу игру « Поле чудес» (Слайд 1) мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

-Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?

-Как найти в природе нужное растение?

-Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

-Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?

Звучит фонограмма звуков леса. Выходят ученики и рассказывают:

(Денис)

1.Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех , умеющих их тайну разгадать.

(Настя)

2. Здесь белая фиалка высится стройна,

Здесь белая ромашка в зелени видна.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,

Синий колокольчик спит в тени берёз.

Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,

И играют звёзды ночью по волнам…

(Максим)

3.Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведущий.

Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.

Первый тур.

1.У кого одна нога, да и та без башмаков? Слайд 3 (Гриб.)

2.Рос ребенок , не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём. Слайд 4

(Кочан капусты)

3.Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню (Колокольчик) Слайд 5

Представление первой тройки игроков…

….. крути барабан.

Ведущий . Слайд 6

В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. О каком растение идёт речь?

В слове 7 букв.

Р о м а ш к а

Ведущий. (слайд 7)

Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит»

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Рекламная пауза ( концертный номер)

Второй тур. Слайд 8

Ведущий. Выбираем вторую тройку игроков.

1.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина). Слайд 9

2.С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают :

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) Слайд 10

3.Что за травка угощает

На лугах в лесной глуши

Человека – добрым чаем,

Пчёл- нектаром от души. (Иван –чай) Слайд 11

Представление 2 тройки игроков.

…крути барабан.

Ведущий. Слайд 12 Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая уползла принесла раненой листок одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Какое это было растение?

В слове- 10 букв

Подорожник

Ведущий. Слайд 13 Это растение можно встретить в сорных местах, на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам.

Рекламная пауза «А знаете ли Вы что…»

(См. презентацию 2)

1. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.

Вес страусиного яйца может достигать 1,5 кг

Нужно 40 минут, чтобы сварить вкрутую страусиное яйцо.

Из одного яйца страуса можно сделать одиннадцать с половиной порций омлетов.

2. Дельфины спят с одним открытым глазом.

3. Слон - единственное животное с 4 коленями.

4. Муравьеды предпочитают питаться не муравьями, а термитами.

5. Морская звезда может вывернуть свой желудок наизнанку.

6. Черная паучиха может съесть до 20 пауков в день.

7. Европейцы, приехав в Австралию, спрашивали у аборигенов: "А что это тут у вас за странные прыгающие звери?" Аборигены отвечали: "Кенгуру", - что значило: "Не понимаем!"

8. У кошки, падающей с 12-го этажа, больше шансов выжить, чем у кошки, которая падает с 7-го.

9. Крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырнуть.

10. У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

11. Сердце кита бъется только 9 раз в минуту.

14. Самый длинный из зарегестрированных полетов курицы длился 13 секунд.

Третий тур. Слайд 14

Ведущий. Выбираем 3 тройку игроков.

1.Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. Крапива. Слайд 15

2.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.

Одуванчик. Слайд 16

3.У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки-

Жёлтые глазочки Мать-и-мачеха Слайд 17

Представление третьей тройки игроков

Ведущий.

Это многолетнее растение, золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких , воспалительные процессы.

В слове -8 букв.

Слайд 18 Зверобой

Ведущий.

Эту траву называют –травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье , будто черти, колдуны не страшны человеку , который постоянно носит с собой это растение А небольшой пучок этого растения , прикрепленный к двери или спрятанный на пороге , непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.

Игра со зрителями Слайд 19

Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка».В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.

Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно –ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

В слове 8 букв.

Слайд 20 Чистотел

Финал.

Слайд 21

Представление финалистов.

Ведущий.

Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют…

В слове 5 букв

Лопух Слайд 22

Ведущий.

Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова- приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.

Супер игра. Слайд 23

Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей?

Чай. Слайд 24

Алдабергенова Ж.Ш.

7

Прямоугольник 58

infourok.ru

Конспект занятия в старшей группе "Лекарственные растения"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 15 «Сказка»

комбинированного вида второй категории администрации г. Шумерля

Методическая разработка

конспект

непосредственно образовательной области по экологии

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей новыми названиями: лаванда, душица, шалфей, зверобой, чабан. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Оборудование:

Картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, травяной чай в кружках по количеству детей, ноутбук.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего чувашского края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались, о чем написано в «Травнике»?

«Цветнике»? «Зельнике»? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы в таблетках и микстуры из трав.

Часто люди собирают травы. Может быть кто–то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

Кто из вас лечился с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

А сейчас мы рассмотрим растения при помощи ноутбука.

Эти растения вам хорошо известны.

Загадка о ромашке.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.

(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей)

Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Попробуйте догадаться, почему так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей).

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан – чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Посмотрите на эти цветы. Загадка подскажет название.

Листочки с цветами парные

Плоды янтарные

Но как доктор Айболит

Все излечит

Исцелит. (Зверобой)

Зверобой называют лекарством «от девяноста девяти болезней». Лечат раны, ожоги, ушибы, сердце, желудок и много другое.

А это растение в Чувашии не растет, оно растет в горах, но очень красивое. Я хочу вас с ним познакомить. Это растение обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда», значит «мыть», «очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль, если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Взгляните на это растение (показ душицы). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой запах название «душица». Чаем из душицы вылечивается простуда.

А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы детей)

А стихи знаете о лекарственных растениях?

Есть много трав полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, зверобой.

А сейчас встаньте на ножки, мы отправимся в царство цветов. Закройте глаза, полью вас волшебной водой, и вы превратитесь в волшебные цветы.

Ты волшебная водица,

Лейся на головки

Превращай скорее деток

В разные цветочки

(психогимнастика)

Напряженно: Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела бабочка.

Расслаблено: Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, листики повесили. Все расслаблено, листочки как ниточки висят.

Стрекозы по всей площадке:

Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.

Кружение плавно, на месте.

Остановились, закружились медленно, на месте. Просто вальс цветов. Покружились и присели. А сейчас я хлопну в ладоши, и вы снова станете детьми – умными, добрыми.

Раз, два, три, вот и снова дети вы.

Еще много лекарственных растений можно найти на лугах и в лесах Чувашии. Самая лучшая аптека – это природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

  1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых растений.

  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

  3. Нельзя собирать в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнышке.

  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать с корнем и рвать все до последнего. Почему? (ответы детей).

  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собирались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми с покупателями.

После игры воспитатель угощает детей витаминным чаем.

infourok.ru

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Лекарственные растения"

Микстура- жидкое лекарственное средство (раствор, отвар, настой…)

- Расскажите правила хранения домашней аптечки.

- В домашней аптечке должен быть термометр. Для чего его используют?

- Расскажите правила измерения температуры тела.

- Какой считается нормальной температура тела человека?

- Температура тела 37С, о чём это говорит?

- Можно ли определить температуру, положив ладонь на лоб ребёнка?

(свои ощущения могут быть ошибочны)

- Сколько времени нужно измерять температуру?

- Почему с термометром нужно бережно обращаться?

- Чтобы лекарства не принесли вреда человеку, нужно следить за тем, чтобы срок годности их не истёк.

- Определите срок годности лекарств (раздать уч-ся)

Релаксация.

Представьте себе, что вы находитесь на солнечной полянке. Вас окружают цветы, различные лесные растения.

III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

- Сегодня продолжаем изучать тему медицинской помощи и тему урока вы узнаете прослушав стихотворение.

Лес не только для нашей забавы,Он – богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды, травыНам на пользу, друзья, взращены.Луга июльские – чудо простое,Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!Нет на земле бесполезной травы!Все растения надо знать, Их беречь и охранять.Ведь из трав лесного царстваЛюди делают лекарства.

- Как вы думаете, какая тема урока?

Слайд Тема урока «Лекарственные растения»

  1. Освоение нового материала.

-Как вы думаете какие растения называются лекарственными?

Слайд Лекарственные растения – это растения, применяемые в лечебных или профилактических целях.

(профилактические цели – это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния)

Люди давно заметили, что некоторые растения излечивают от недугов. Они стали запоминать, что от чего помогает. Также видели, что звери тоже лечатся травами и кореньями, отыскивая среди великого множества нужные для себя растения. Затем лекарственные растения и их свойства люди стали записывать в специальные книги - «травники». И до сих пор люди пользуются растениями в лекарственных целях. Но очень важно знать, какое растение, какими свойствами обладает и как им пользоваться.

- Какие лекарственные растения вы знаете?

Современная научная медицина насчитывает около 500 видов лекарственных растений.

-Лекарственным сырьём являются различные части растений, содержащие лекарственные вещества.

Слайд -Назовите части растений, вспомните из уроков биологии (цветок, плод, лист, стебель, корень).

- В медицинской практике применяют: листья, почки (у берёзы, сосны), плоды, цветки, корни, кору.

- Бывают в жизни ситуации, когда необходимо оказать первую доврачебную помощь человеку и у вас нет лекарственных препаратов и на помощь приходят лекарственные растения.

- Был ли в вашей жизни случай, когда вам была оказана помощь лекарственными травами.

- Сейчас вы должны внимательно посмотреть, запомнить лекарственные растения и их применения при оказании первой доврачебной помощи.

Слайд ПОДОРОЖНИК – свежеистолчённые листья используют для остановки кровотечения из ран, ожогах, ссадинах. Сок истолчённых листьев оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос, шмелей.

РОМАШКА – снимает воспаление при ангине, лечит желудок.

КРАПИВА – останавливает кровь, заживляет раны, укрепляет организм витаминами.

ОДУВАНЧИК – улучшает пищеварение (при плохом аппетите), успокаивающее средство. В состав растения входят витамины. Молодые листья идут на весенний салат, только нужно сначала подержать их в солёной воде.

ШИПОВНИК – содержит большое количество витамина С, укрепляет организм.

(показ) Из лекарственных растений можно приготовить:

Мази – готовят из мелкоизмельчённого лекарственного сырья, растёртого на жирной основе.

Порошки – приготавливают из измельчённого в ступке сырья, предварительно высушенного.

Соки – готовят из свежего сырья без его кипячения.

Чаи и сборы – состоят из нескольких видов лекарственных растений, измельчённые и взятые в заданных пропорциях.

Настойки – пригодны для длительного хранения, обычно готовят на спирту.

Настои – получают путём настаивания измельчённого лекарственного сырья.

Отвары – получают путём лёгкого кипячения.

Экстракты – полужидкая (густая) лекарственная форма, получаемая выпариванием в закрытой посуде отваров или настоев.

- В аптеках продаются разные сухие лекарственные растения и в зависимости от назначения препараты используют для лечения и профилактики заболеваний.

- Сегодня на уроке вы научитесь правильно готовить настои и отвары.

НАСТОЙ. Когда высушенные части растения просто заливают кипятком и оставляют на некоторое время. От какого слова произошло слово настой? (стоять, настаивать).

ОТВАР. (на доску) Когда высушенные части растения заливают кипятком и варят, получается отвар. От какого слова произошло слово отвар? (варить)

Видео «Приготовление настоя».

ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЯ.

  1. Отмерить (взвесить) сырьё.

  2. Положить в эмалированную посуду.

  3. Залить нужным количеством кипятка, закрыть крышкой и поставить для настаивания.

  4. Процедить настой.

(запись в тетрадь)

- Способ приготовления настоя указан на упаковке (показ)

- Отвары готовят точно также, только ставят на лёгкий огонь и кипятят.

- Настои и отвары лучше приготавливать ежедневно т.к. быстро портятся.

- Покупать лекарственные растения дорого, поэтому вы сами можете собирать их.

- Собирать растения надо только в загородней зоне ни в коем случае в городе и вдоль дорог

- Собирают растения в сухую, солнечную погоду, когда высохнет роса. Нельзя собирать загрязнённые листья и больные растения. Сушить надо в тени, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем, 3 – 4 раза в день растения переворачивают.

Хранить надо в сухом месте, в стеклянной посуде.

- Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять природе, чтобы сохранить эти ценные растения на будущее.

- Многие лекарственные растения содержат ядовитые вещества, которые при передозировке могут вызвать отравления или ухудшение течения здоровья. Поэтому лекарственные растения нужно применять по назначению врача и в соответствии с указанной дозой.

- Много книг о лекарственных растениях, где подробно рассказано о полезных свойствах, заготовке, сборе, сушке, хранении, применении и т.д. В кабинете вы можете ознакомиться с данной литературой.

  1. Практическая работа: заваривание травяного настоя.

  2. Закрепление изученного материала.

  1. Как следует готовить настой?

  2. Можно ли принимать настой из лекарственных растений, если нет рекомендации врача?

  3. Выполните задание.

На карточках записан план приготовления отвара из лекарственных трав.  Учащиеся должны расставить всё по порядку, записать шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово.

«Т» -высуши в прохладном, тёмном месте, вдали от солнечных лучей.

«В» -  положи в стакан 1ст.л. высушенной травы.

«О» - собери нужную траву вдали от города и дорог, лучше всего в лесу.

«А» - вскипяти воду.

«Р» - залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания на 15-20мин.

Ключевое слово: «ОТВАР»

  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2. Заключительное слово учителя.

infourok.ru

Конспект урока "Лекарственные растения"

.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка

(ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка)

Лекарственные растения

(Краснодарский край)

урок СБО в 7 классе

Сафронова Валентина Ивановна

учитель СБО ГБОУ школы-интерната

с. Воронцовка

Учитель: Сафронова В.И.

Цель: ознакомление  учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края и их применении.

Задачи:

Коррекционно образовательобразовательная:

познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края, рассказать о ценности и   лечебных  свойствах   лекарственных растений, правилах     их сбора и хранения;

коррекционно – развивающая:

расширять познавательную активность, словарный запас, формировать знания учащихся о настоях, настойках, отварах, соках из лекарственных растений, мелкую глазомер,моторику.

коррекционно- воспитательная: 

воспитывать  бережное  отношение к природе родного края, экологическую  культуру, бережное отношение к своему здоровью.

здоровьесберегающая:

осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения, технику безопасности при работе электроплитой, кипятком.

Оборудование и используемый материал: аптечка, ноутбук, презентация урока «Лекарственные растения», буклет лекарственных растений, ребус, фотографии, упаковки с лекарственными растениями, перфокарты, термос, стакан, ложка, ситечко.

 Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, дифференцированная работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Словарь:  одуванчик, мать-и-мачеха, календула, ромашка, липа, подорожник, шиповник, рецепт, отвар, настойка, настой.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

               В. Лукша

О чем мы будем свами говорить?

2.Повторение изученного материала.

-О чём говорили на прошлом уроке?

(Мы говорили о домашней аптечке.)

- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?

( для оказания первой медицинской помощи)

-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.

Игра «Убери лишне» Из содержимого аптечки ученик убирает игрушку, бублик.

Упражнение: « Выбери верные утверждения»

А) В аптечку входит… бинт, вата, пластырь

Б) В аптечку должно входить как можно больше разных таблеток и мазей.

В) В аптечку входят дезинфицирующие средства …(перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)

Г) В аптечку должны входить шприцы, системы капельниц. Да?

Д) Лекарственные средства (от кашля, от головной боли, от насморка, жаропонижающие, таблетки по назначению врача)

-Каково назначение термометра? –

Как надо пользоваться термометром?

Почему надо соблюдать осторожность?

Чем опасны пары ртути?

Что делать, если разбился термометр? (версии учащихся)

Практическое упражнение: измерение температуры (2уч-ся)

Техника безопасности при обращении с термометром.

    1. Крепко держать пальцами рук.

    2. При встряхивании держаться за широкую часть термометра.

    3. С термометром не ходить.

- Чем  и как вас лечат, когда вы заболеваете?

 (ответы учащихся: пьем таблетки по назначению врача)

--Чем ещё можно лечиться?

   ( лекарственными растениями)

3.Изучение нового материала

Сообщение темы и задач урока.

Слайд №1 «Лекарственные растения Краснодарского края»

Запись темы урока учащимися в тетради.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как и когда растения нужно собирать,  чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.

4.Изложение нового материала.

Слайд № 2

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Запись определения в тетрадь.                    

  Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека.  Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

          Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

          На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления  Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии  из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сад

Гимнастика для глаз                                                                                             

        Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Краснодарском  крае.

Работа с картинками

Я вам раздам буклет лекарственных растений, рассмотрите иллюстрации, на обратной стороне прочитайте название и скажите какое растение вам известно, где растет?

Для чего использовали это растение?

                 Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу  и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик( показ растения),мать –и- мачеха, зверобой (показ засушенного), ромашка (показ засушенного), ноготки (показ в аптечной упаковке), липа( слайд №3), подорожник (слайд №4), лопух (слайд № 5), полынь слайд № 6). Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш (показ).

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

      Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи ( слайд №7).

Ученик читает стихотворение.

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать

Мать-трава, трава - ранник, вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют  отвар при кашле.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .

Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

                                                                       Слайд №8

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

  В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольётся едкий сок

На кожу –и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней –

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)

                                                                                        Слайд№8.

Крапива как лекарственное растение известна очень давно.  В народе крапиву ещё называют  жгучка,  стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Отгадайте ещё одну загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (берёза

(Слайд №9)

                                                                         

Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:

Слайд № 10

Люблю берёзку русскую,

То  светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую –

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Шумит, как это водится.

Идёт, где не положено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится,

И гнётся, а не ломится!

Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и  дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные  заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).

Физкультурная минутка.

Ярче светит солнце, припекает, пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..

Отгадайте ребус: (Слайд №11)

пила

3214     (липа)

                                                                                                       

Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.

.

Выполните задание :  о каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит  поверьте,……….срывать.

                                                                                       Слайд№12.(ромашка)

На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.

 И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

         Слайд№13(календула).

Календулу в народе  называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.  

                                                                                                               

Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными  противовоспалительными и противомикробными свойствами.

.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название… подорожник

                                                                                                          Слайд№14.          

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника  переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

                                                                                                    Слайд№15.

Ученик читает стихотворение И. Токмаковой  «Дуб» .

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Дубовые настои применяют  в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.

О каком растении говорится в стихотворении?

На зорьке румяной

………………проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ.

Бутоны окрасила

В розовый цвет.

                   Т.Голуб.

                                                                                         Слайд№16.(шиповник)

Показать плоды шиповника

А знаете ли вы, что витамина С, очень много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.  Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.

Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

  Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Показать Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула.

Слайд № 17.(календула)

Показать семена календулы, собранную учениками с клумбы.

5.Закрепление изученного материала.

- О чём мы с вами узнали на уроке?

Дидактическая игра

«Узнайте лекарственное  растение по фотографии».

« Найди упаковку с лекарственным растением»

Цель: найти на упаковке способ приготовления отвара.

Практическая работа

Приготовление отвара ромашки непакитированной

План действий:

1.Найти срок годности на упаковке.

2.Прочитать вслух способ приготовления отвара.

3. Приготовить оборудование.

4.Повторить технику безопасности при включении электроплиты, соблюдение осторожности при работе с кипятком.

-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)

-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?

Если у вас заболел зуб, чем будете полоскать?

Работа с раздаточным материалом

1гр.учащихся. Соотнеси название лекарственного растения с применением.

2 группа Упражнение «Расставь цифровую последовательность»

-__ А Высуши в прохладном, темном месте.

___ Б Положи в стакан 1 столовую ложку высушенной травы.

___ В Собери нужную траву на лугу

___ Г Залей кипятком, накрой салфеткой, дай настоятся 15- 20 минут.

Взаимопроверка.

Почему растения надо охранять?

- о чём хочет сказать автор:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

            С. Варгун.

Показ фотографий прошлого выпуска где ученики демонстрируют лекарственные растения, которые встречаются у нас в селе.

6. Домашнее задание.

Для ребят, живущих в семьях.

Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома.

Узнайте, какие из них применяют ваши родители.

                                                                               

infourok.ru

Конспект экскурсии на тему "Лекарственные растения леса"

Конспект экскурсии «Лекарственные растения леса»

Выполнила: студентка 3 курса Н/О, З/О

Рязанцева В.С.

Класс: 4

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях леса.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть ценность лекарственных растений для здоровья человека.

  2. Учить детей различать растения по внешнему виду.

  3. Познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.

  4. Расширять кругозор школьников.

Развивающие:

1. Развивать речь: обогащать словарный запас, побуждать задавать вопросы.

2. Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать.

3. Развивать игровое творчество.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

2. Прививать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: Атлас определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков, мяч, мешочек для сбора материала, альбом, карандаши, фотоаппарат.

I. Мотивация и актуализация знаний

Здравствуйте ребята! (ребята поздоровались)

Всегда когда вы встречаетесь с друзьями и родными, или просто с незнакомыми людьми, то вы, как воспитанные дети, говорите слова приветствия. Поделитесь с нами вежливыми словами – приветствия. (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, я вас приветствую, я рад встрече с вами)

Одним из слов приветствия было самое первое и часто употребляемое – это слово здравствуйте. Что мы желаем, когда приветствуем друг друга? (здоровья)

Что такое здоровье? Здоровье – это богатство, которое хранится внутри нас. Каждый должен беречь свое здоровье. Что может произойти, если неправильно относиться к своему здоровью? (можно заболеть)

А если вдруг человек заболел, что надо делать? (лечиться)

Чем мы лечимся? (лекарствами)

Ребята, а лекарственные препараты – это полезно или опасно?

Кто может назначать лекарства для больных людей? (врач) Кто может самостоятельно брать лекарства для приема? (взрослые)

Один из препаратов – это растения. Издавна люди заметили, что больные животные ходили в лес, на луг, чтобы съесть нужную траву, и выздоравливали. Люди стали искать помощи у разных растений и заметили, что одна трава помогает заживлять раны, другая - лечит от кашля, третья – придает сил энергии. А раз травы лечат, то люди решили назвать их как? (лекарственными)

  1. Целеполагание

Мы с вами отправились сегодня в лес на экскурсию по изучению лекарственных растений леса. В процессе нашей экскурсии мы свами раскроем ценность лекарственных растений для здоровья человека, поучимся различать растения по внешнему виду, познакомить с правилами сбора и использования лечебных трав.

Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.

Предварительная беседа перед экскурсией

  1. Правила поведения младших школьниковво время проведения экскурсий

  2. Выполняй все требования классного руководителя.

  3. Будь дисциплинированным. Не отставай от группы и не уходи самовольно.

  4. Помни и соблюдай правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в лесу.

  5. Бережно относись к окружающей природе,

  6. Не трогай и не бери в руки подозрительные предметы. Сообщи о них классному руководителю.

  7. Не оставляй после себя мусор в общественных местах, в местах отдыха и привалов.

  8. Не разводи костры.

  9. Если ты заблудился, то не впадай в панику. Оставайся на месте. Зови на помощь.

  10. Помни на память номера телефонов, по которым можно связаться со взрослыми, родителями, одноклассниками.

  11. Соблюдай правила личной гигиены.

  12. В походе не употребляй воду из открытых водоёмов, не ешь плоды неизвестных растений, не трогай руками животных, пресмыкающихся, насекомых, неизвестные растения.

  13. Не создавай опасных ситуаций для окружающих людей, собственной жизни и здоровья.

  14. При получении травмы, ухудшении здоровья ( головная боль, озноб, тошнота, укус и т.д.) своевременно сообщи об этом классному руководителю.

  1. Основная часть экскурсии

Беседа олекарственных растений, совместное нахождение и определение растений с помощью атласа.

Пользуются ли в вашей семье народными рецептами для лечения?

Какие болезни можно вылечить лекарственными растениями?

Какие лекарственные растения наших лесов и рецепты из них вы знаете?

Нужно ли охранять лекарственные растения?

Викторина: «Мяч лови – бросай, на вопросы отвечай».

Дети стоят в кругу. Учитель задает вопросы, бросая мяч отвечающему ребенку:

1. Что такое лекарственное растение? (растения, которые лечат разные болезни)

2. Как называются люди, которые собирают лекарственные растения? (целитель, знахарь, травник)

3. Для чего используют лекарственные растения? (для лечения и профилактики болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)

4. Можно ли собирать травы возле дорог? (нет, они пыльные и грязные)

5. В какую погоду можно собирать травы? (солнечную)

Поиск лекарственных растений с помощью атласа определителя по группам

Ученики разделяются на две группы и занимаются исследованием.

См. Карточки инструкции Приложение I/

Самостоятельная работа групп. Дети наблюдают и все фиксируют;

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Отгадывание загадок о лекарственных растениях

Загадки о лекарственных растениях.

Нам запах свежести леснойПриносит позднею веснойЦветок душистый, нежныйИз кисти белоснежной. (Ландыш)

Листья этого растенья обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.(Крапива)

Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство. (боярышник)

Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти – Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Очень вкусные плоды

И полезные они.

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа – краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей? (орех)

Эти листья и плоды

Содержат фитонциды.

Для кулинара и врача

Они незаменимы.

Источник витамина С –

От кашля избавление.

Те разноцветные плоды –

Леченье с наслаждением.

(смородина)

Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет…

(медуница)

Сидит на палочкеВ красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито.

(шиповник)

На кустах с колючками она,Вроде бы малина, но черна.(Ежевика)

Бусы красные висят,Из кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи.(Малина)

На опушке у пеньковМного красных огоньков.Ах, ты только погляди-ка:Да ведь это …(Земляника)

Растет зеленый кустик,Дотронешься – укусит.(Крапива)

Стоит красавица –Всем нравится.Платье потерялось,А пуговицы остались.(Черемуха)

Беленькие горошкиНа зеленой ножке.(Ландыш)

У какого дерева детки в шапочках?(У дуба)

Тонкий стебель у дорожки.На конце его – сережки.Лечит ранки и ожогиЭтот лекарь у дороги.(Подорожник)

В этот гладкий коробокСпрятан маленький дубок.(Желудь)

Цветочки – как розы,     Листочки – как слезы,     К шипу прикоснешься -     Слезами зальешься.   

(Шиповник) 

Белостволая красавица бьет нас в бане, а нам нравится. 

(Береза)

Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги. (Зверобой)

Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки». (дуб)

  1. Подведение итогов

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

  1. Домашнее задание: группам оформить альбом о лекарственных растениях, изученных на экскурсии, каждому – отыскать лекарственное растение около своего дома, рассказать о нем (рассказа+ картинка)

Как оформить альбом см Приложение II.

Приложение I

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: березу, лесную малину, одуванчик.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: сосну, лесную смородину, зверобой.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: дуб, шиповник, душицу.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Карточки-инструкции

Найдите с помощью атласа определителя: липу, боярышник, подорожник.

Прочитать про них в атласе, рассмотреть, обсудить в группе, зарисуйте, сделайте фото, возьмите листочек, чтоб потом его засушить.

Дома весь материал оформите в альбом «Натуралист»

Приложение II

Оформление альбома «Натуралист» (рекомендации):

  1. Изображение растения (фото или цветная картинка, рисунки учеников)

  2. Характеристика растения: родина растения, научное название, целебные свойства, показания и противопоказания.

  3. Интересная история.

  4. Растение в литературе или искусстве.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Лекарственные растения"

Урок окружающий мир

Тема: Лекарственные растения родного края

Цель: Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способами их применения человеком. Познакомить с рецептами средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний. Выяснить правила сбора лекарственных растений. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья. Развивать экологическую культуру школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Красная книга, Травник, лекарственные растения (видео), «Не рвите цветы» (видеоклип).

Ход урока.

Орг. момент

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне

На сюрпризы гаразд

Молчаливый народ

И за то, что отдаст,

Ничего не берет.

В той стране благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зеленой страной

Навсегда подружись.

Приглашаю вас в путешествие по зеленой стране.

-Сейчас проверим ваше настроение на начало урока.

Если хорошее настроение , то разведите руки в стороны, а если плохое – сожмите кулачки.

Посмотрите, кто пришел к нам на урок. У нас кто-то болен?

Доктор.

-Здравствуйте, дети! Здоровье в порядке? Здоровье

в порядке, спасибо зарядке. Но не только зарядка помогает нам быть здоровыми. А что еще? Закаливание.

Ребята, я вижу на доске ваши рисунки. Расскажите, как нужно закаливать организм, чтобы не болеть?

Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации когда человек заболевает.

-Что делает ваша мама когда вы болеете? (ответы)

-Где берете лекарства? (В аптеке)

-Что такое аптека? ( Аптека- учреждение, где продают-

ся или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены)

Тема нашего урока –«Лекарственные растения. Зеленая аптека»

Как вы думаете, что это такое?

Зеленая аптека- древнейшая аптека на нашей планете,

Ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения- это первые лекарства древнего человека.

Если кто-то простудился, голова болит, живот.

Значит надо подлечиться, мигом в лес, на огород.

Одуванчик, подорожник, василек, шалфей и мята.

Вот «зеленая аптека» помогает вам , ребята

Посмотрите на эту книгу. Как она называется?

(Травник) Почему ее так назвали?

Травник- книга с описанием трав и способов лечения травами.

А еще кого называют травником?

Еще травником называют человека , который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

-Какие лекарственные растения вы знаете?

Где они растут?(в лесу, в саду, на лугу)

-А сейчас сами растения расскажут об этом.

Ромашка

-Я- ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

А если случиться тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я, одно из самых популярных лекарственных растений.

Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим средством. Мои отвары можно применять при ожогах,

Обморожении, при температуре. Для полоскания горла. При простуде. Используют у меня соцветия.

Мята

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла и рта. А также используют как приправу. Используют листья и соцветия.

Календула

В природе меня называют ноготки. Мои отвары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги и ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

Черника- хороший медонос. Из ягод делают варенье, сок. Ягоды черники используют в лечебных целях: это нежное вяжущее средство при расстройствах желудочно- кишечного тракта. Сок черники улучшает зрение, им даже можно промывать глаза.

Подорожник- растет вдоль дорог, на лугах, пустырях.

Подорожник- путешественник, хотя вроде сидит в земле неподвижно. Один экземпляр осенью дает примерно 14 тыс. семян. Растение очень быстро расселяется по всем дорогам. Листья подорожника оказывают ранозаживляющее действие, а отвары используют как эффективное средство при болезни желудка.

Малина почти всегда растет зарослями. Знайте: то, что мы называем ягодой малины, - это вовсе не одна ягода, а много-много маленьких ягодок, может быть 50, а может быть и 100. Эти ягодки сидят на маленькой шишечке да так тесно, что самой шишечки не видно. Красные. Душистые ягоды малины едят в свежем виде и в виде варенья. Чай из сухой малины хорошее потогонное средство. Веточки малины используют для принятия ванн.

Шиповник.

Растет по берегам рек на лугах, по опушкам леса. Цветет шиповник в мае. К концу августа созревают мясистые темно- красные ягоды. В плодах шиповника содержится огромное количество витамина С.

Спасибо юным исследователям за интересные сообщения. Давайте обобщим из каких частей состоит растение. Называют и показывают(корень, стебель, листья, плоды) В лечебных случаях части каждого растения нужно применять по назначению.

Назовите части растений используемых в народной медицине. Малина-плоды, веточки ,листья.

ромашка-цветы, подорожник – листья, черника-ягоды,

мята- листья.

Физминутка.

Выходит Доктор

Есть в травах и цветах целительная сила для всех умеющих их разгадать. Отгадайте ребята мои загадки.

В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?

Рябина. Используют при простуде.

Жгусь, а не огонь, с листочками, а не дерево.

Крапива . При болях в спине.

А вы знаете, что из 1кг высушенной крапивы, можно получить лекарство для 30 больных.

Он шипы свои выставил колко,

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем

Шиповник. Богат витамином С

Молодцы ребята!

Ребята, а все ли растения являются полезными и лечебными для людей?

Сценка « Ромашка и Травяная ведьма»

Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман –ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль. Успокаивает кашель. По назн. Врача.

Ландыш-ядовитое растение, им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при бессоннице, болезни сердца

Применять по назначению врача.

Многие лекарственные растения занесены в краснюю книгу Украины. Чтобы быть настоящим травником нужно

Соблюдать определенные правила. Послушаем их.

Советы сборщика лекарственных трав (Еремин читает)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все- и я и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.

Ребята, а можно ли рвать цветы? Почему?

У растений нет адвокатов: им некуда писать и жаловаться, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними живут на этой Планете.

А что мы можем сделать для того, чтобы наша Земля оставалась красивой, красочной, яркой?

(любоваться цветами, не рвать цветы, дарить людям красоту, поляны цветов) «Не рвите цветы» Клип.

Блиц- опрос.

1.Из ягод какого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Шиповник

2.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти. Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. Подорожник.

3.Чай из этого варенья помогает как жаропонижающее средство. Малина.

4.Ягода черного цвета- улучшает зрение Черника.

5.Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях. Липа.

Доктор. Ребята!

Лекарственные растения помогают людям победить разные болезни, но помните, применять их нужно только по назначению врача.

Итог урока: Понравился ли вам наш урок?

Что вас удивило? Что узнали нового?

Каким стало ваше настроение сейчас?

Нарисуйте свое настроение на Ромашке. Покажите нам.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта