Курай из чего делают из какого растения. Башкирский курай

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

курай растение. Курай из чего делают из какого растения


Изготовление башкирского музыкального инструмента курай

Неотъемлемой частью этнической культуры башкир является музыкальный духовой инструмент курай, относящийся к типу продольной открытой флейты, изготавливающийся из растения, растущего на Южном Урале. 

Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента - тихие, меланхолические и задушевные - достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий». Разновидности продольных флейт были распространены у многих народов Евразии и других континентов. Они имеют свое название, изготавливаются из разных материалов по разным технологиям, исполнительские традиции передаются из поколения в поколение. 

Курай попадает в поле зрения уже первых этнографов, изучавших башкир в XVIII веке. Они первые описали те особенности изготовления и игры на курае, которые и современными специалистами признаны как традиционные. С.Рыбаков сделал подробное описание изготовления курая: «Башкиры для курая выбирают гладкий, пустой и чистый внутри, по возможности правильный стебель растения, иногда сушат его, а затем вырезают на нем отверстия, руководясь приблизительно следующим расчетом: 1-е отверстие должно быть от конца дудки на 3 пальца, 2-е от 1-го на 2,5 пальца, 3-е от 2-го – на 2 пальца, 4-е от 3-го – на 1,5; пятое отверстие вырезается сзади выше 4-го»1. «Натуральный строй курая представляет неполную, так называемую китайскую гамму до, ре, ми, фа, соль, ля, - до, без нашего вводного тона. Не каждый курай, конечно звучит в строй натуральной гаммы до – до, а как придется, один выше, другой ниже, смотря по толщине, длине и другим свойствам стебля, из которого выделывается инструмент»2.

Традиционно кураист-музыкант и мастер-изготовитель курая - это одно и то же лицо. 

С древних времен курай изготавливали из стебля одноименного зонтичного растения курай (рус. назв. реброплодник уральский, лат.- рleurospermum uralense). Высокие (60-150 см) двулетние или многолетние растения с толстым стеблем и дважды перисторассеченными листьями. Стебель до 2 см. толщиной, полый, тонкобороздчатый,  с многочисленными листьями и крупным конечным зонтиком. В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона.

Башкирский народный музыкальный инструмент курай традиционно изготавливается следующим образом.

Первый этап

Выбирается гладкий, чистый внутри стебель растения, при этом происходит осмотр на наличие внешних дефектов (на растениях бывают небольшие отверстия, проделанные насекомыми). От растения, его длины, качества стебля зависят акустические характеристики будущего инструмента.

У каждого кураиста существовали свои излюбленные места, где они предпочитали производить забор заготовок, считая, что выросшие именно в той или иной местности растения обладают необходимыми для музыкального инструмента параметрами. Вообще, у народа было особое отношение к этому растению, так, во время сенокоса, старшие просили не косить это растение, объясняя, что у этого растения другое предназначение. 

Считается, что растущий на поляне в горах курай более певуч и прочнее, нежели тот, который вырос вблизи воды. Например, кураист-педагог А.Д.Искужин собирал курай для своих учеников на хребтах Ирандыка.

Следует заметить, что в качестве заготовки в некоторых районах выбирают и другие растения, например, в Архангельском районе делают кураи из Дудника лесного (Angelica sylvestris L.). Башкиры называют это растение «айыу ҡурайы» («медвежий курай»). Для избавления от характерного запаха его продолжительное время сушат. На первый взгляд, кураи почти не отличаются, однако тонкий знаток сразу отличает такие инструменты. Физические свойства стволов этих растений разные, поэтому они имеют различные акустические параметры, что отражаются на дальнейшем звукообразовании.

Второй этап

Срезка и сушка растения. Обычно растение цветет в июле, а в августе-сентябре начинает высыхать, в это время цвет ствола растения становится медно-желтым. Его срезают острым ножом под корень для дальнейшей просушки в сухом, темном месте. 

Кураисты тщательно подходили к ответственной процедуре изготовления курая, старались использовать сухой курай, так как от физических свойств ствола инструмента зависела особенность исполнения мелодий. При равных исполнительских способностях кураистов возрастало значение качественно изготовленного аэрофона. Это очень тонко подметил С.Г. Рыбаков («Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». СПб, 1897): «Лукманов видимо лучше других играл, так как курай был у него лучше других, но и Марзаголов мало уступал ему; не очень отставал бы от них и Ислам, если бы не новый, сырой курай, который он только что сделал, отправляясь на свадьбу».

Третий этап

Определение длины инструмента. Все размеры курая измеряются на основе естественных мер (ширина ладоней и пальцев кураиста). Длина заготовки для курая, начиная с узкого конца, составляет примерно 8-10 ладоней («тотам») и больше, при этом ширина каждой ладони при обхвате стебля растения равна четырем пальцам. Кураи также отличаются по длине, поэтому и заготовки для них делают обычно разной длины. Раньше были известны три условных размера: короткий («ҡыҫҡа»), средний («уртаса») и длинный («оҙон»). 

Длина курая у разных башкирских родов («ырыу») могла быть различной. Бурзяны, тангауры, кипчаки, например, изготовляют наибольшие инструменты, длина которых достигает 10 обхватов, а тамъянцы же предпочитают короткие инструменты, соответствующие 7-8 обхватам.

Четвертый этап

Вырезание игровых отверстий. Нижним краем инструмента считается место верхней срезки заготовки или, если заготовку укорачивают, та часть ствола, диаметр которой меньше. Соответственно верхним краем инструмента, где находится входное отверстие, является место нижнего среза заготовки. На получившейся трубке (стволе растения) острым  ножом вырезаются начиная с нижнего края на определенных расстояниях пять игровых отверстий («уйым»), последнее - с тыльной стороны. Кромки игровых отверстий стараются сделать более гладкими, чтобы пальцы исполнителя плотно прилегали к игровым отверстиям. Это необходимо для того, чтобы не было утечки воздуха во время игры.

В определении расстояния между игровыми отверстиями могут ошибиться и опытные музыканты: инструмент заметно фальшивит, в этом случае на нем не играют. Если же инструмент получился удачный, кураисты им дорожат, хранят как дорогую вещь. 

Для хранения курая раньше использовали, предварительно обработав, внутренности (кишки) домашнего скота: лошадей, овец, коз. Кишки тщательно мыли, сушили, надевали на инструмент, обрезали лишние края. Курай постоянно находится в некой оболочке, оберегающей инструмент от внешнего воздействия.

После игры на курае его необходимо высушить в проветриваемом месте. Инструмент необходимо оберегать от воздействия пыли, влажности, механических повреждений. Для хранения курая необходим отдельный футляр. Футляр должен быть вентилируемым, для чего делают небольшие отверстия в корпусе футляра. Некоторые мастера, изготавливающие кураи, также изготавливают футляры из дерева, часто украшая их резьбой. 

 

bashmusic.net

Курай растение — В Башкирии до сих пор из высохших стеблей этого растения делают … — 22 ответа



Курай растение фото

В разделе Животные, Растения на вопрос В Башкирии до сих пор из высохших стеблей этого растения делают ... заданный автором Valia Ovs лучший ответ это КУРАЙ - духовой инструмент (относится к классу аэрофонов) , башкирская разновидность открытой продольной тростниковой флейты. Этот тип инструментов - один из самых древних на земле, существующих около V тысяч лет.Курай обладает своеобразным сипловатым тембром, хорошо слышимым среди степных просторов. Курай для башкир стал выразителем духовной сущности народа. В настоящее время цветок растения курай является частью государственной символики Башкортостана, его семь лепестков олицетворяют образ народов, проживающих на территории Южного Урала. Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения одноименного названия, произрастающего в южных степных и горных районах республики. Инструмент имеет пять отверстий, длину - около метра.В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема — круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Широко распространенный в республике цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков — семь родов, положивших начало консолидации народов Башкортостана на его территории.Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех - пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два, два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего.Источник:

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В Башкирии до сих пор из высохших стеблей этого растения делают ...

Ответ от ? N@t@lie ?[гуру]КОЛЮКА - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Звуки колюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента. Колюка не мелодический, а скорее ритмический инструмент, с ее помощью музыканты усиливают ритм песни или танца. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений (борщевик, пастушья дудка, гречиха и др.) .КУРАЙ - башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент: продольная открытая флейта из стебля зонтичного растения.Башкиры говорят: "Как себя помним, так и курай помним". О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия "Звенящие журавли", исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю.На алтае, в туве и бурятии этот инструмент называют шоор или сурИмеет 4-5 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Длина 45-100 см. Диапазон в объёме сексты, с помощью передувания достигает 2-2,5 октав.Известные кураисты издавна сопровождали свою игру горловым пением. Если кураист (шоорист) владеет умением горлового пения, то он считался мастером высшего классаИзготавливают подобные инструменты обычно из высушенного борщевика, тростника или гречихи

Ответ от Ирина Шмидгаль (Соловьёва)[эксперт]Курай изготавливается из стебля зонтичного растения с названием Аю курайы.

Ответ от Ольга Николаева[гуру]Курай

Ответ от Елена Казакова[гуру]Кура́й — национальный башкирский духовой музыкальный инструмент, похожий на флейту. Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной.Курай изготавливают путем обхвата стебеля руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия. Средняя длинна курая составляет 570-810 мм. Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. Изготавливается из растения Pleurospermum uralense - Реброплодник уральский .

Ответ от Мария[гуру]классический башкирский курай изготавливают из растения с одноимённым названием -семейство зонтичных.ещё курай изготавливается из растения Реброплодник уральский .

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Курай на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Курай

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Курай — Википедия

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский[1] и татарский[2]духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

У башкир курай является наиболее широко распространённым музыкальным инструментом. 1 марта 2018 года для курая как товара зарегистрировано место происхождения (производства) (г. Уфа и г. Кумертау Республики Башкортостан)[3]. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[4].

Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» соответствует значению «сухой», «высушенный». В алтайском языке каурай означает «сухой камыш», в монгольском языке хуурай — «сухой»[5], в древнем монгольском языке кагурай — «сухой стебель», в сибирскотатарском языке курау — «высушивать», в марийском языке каура — «сухой», «ломкий», в венгерском языке koro — «сухой стебель»[6].

В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[7].

Видео по теме

Происхождение

Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[7] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор[8].

В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии[9]

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Этнографические и музыковедческие исследования

Первые историко-этнографические работы, в которых даётся описание курая, появились в XVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[10][11][9][12].

О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.

В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал у башкир такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».

В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.

Курайсы — башкир-игрок на курае. Иллюстрация из книги С. Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897)

Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.

В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в периферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определённые усилия исследователей[13].

С начала 30-х годов XX века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.

В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[14].

Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирской АССР и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухаметов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.

Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внёс научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирской АССР им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирской АССР. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он даёт описание курая и инструментальных наигрышей на нём.

С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.

Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И. Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.

Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.

В 70-80-е годы XX века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.

В постсоветский период исследования игры на курае были продолжены в работах искусствоведов Башкортостана. Рассматривались особенности двухголосного гортанного пения, сопровождаемого игру на курае (искусствовед Х. С. Ихтисамов), проблемы выделения и изучения стилей, исполнительских школ кураистов (искусстовед Ф. Х. Камаев), процессы влияния народной музыки, включая курай, на композиторское творчество и формирование академической музыки в Башкортостане (искусствовед Е. Р. Скурко). Проводилсь исследования, посвящённые исполнительскому репертуару, стилям игры кураистов, музыкальным жанрам инструментальных мелодий и их музыковедческому анализу (Р. Ф. Зелинский).

Разновидности курая

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8—10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4—5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2—2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14—15 клапанов) с хроматическим строем.[источник не указан 237 дней]

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20—30 мм, у основания — 10—15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3—3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20—25 мм, ширину 2,5—3 мм. Его вырезали на расстоянии 8—10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растёт Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбыҙғы).

Технология изготовления курая

Технология изготовления классического курая

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа:

  1. Подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдаётся тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.
  2. Растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле—августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, тёмном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.
  3. Осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.
  4. Производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Другие технологии

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или берёзы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5—0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Звукоряд

Строй курая по С. Г. Рыбакову состояние отверстий тон
все отверстия открыты ля
все отверстия закрыты до
открыто только 1-е отверстие ре
открыто 2-е отверстие или 1-е и 2-е отверстия ми
открыто 3-е отверстие или 1-е, 2-е и 3-е отверстия фа
открыто 4-е отверстие или 1-е, 2-е, 3-е и 4-е отверстия соль
открыто 5-е отверстие или все отверстия ля

Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:

В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[15].

Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[16].

Игра на курае

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

  • c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
  • h
  • b
  • a — средний курай
  • as
  • g — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приёмов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поётся бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространён в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Творческие конкурсы

Выступление группы «Аргымак» на акции «Спасём Шиханы» у подножия Тратау, 2011 год
  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учреждён в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Кураисты

А. М. Аиткулов, Г. Б. Аргынбаев (Габит-сэсэн), Х. Б. Ахметов, Х. Ш. Ахметшин, М. М. Балапанов (Ишмухамет-сэсэн), Р. Г. Буляканов, Ю. И. Гайнетдинов, Р. М. Гайзуллин, И. И. Дильмухаметов, И. Ш. Дильмухаметов, С. И. Дильмухаметов, К. М. Дияров, И. К. Ильбаков, А. Д. Искужин, Ю. М. Исянбаев, Р. Р. Карабулатов, Р. Р. Рахимов, М. А. Рахматуллин, Г. З. Сулейманов, М. У. Тулебаев, Г. Г. Ушанов, Р. Н. Юлдашев, М. Б. Ямалетдинов[17].

Музыканты других направлений, использующие курай

«Виртуозы Москвы», Владимира Теодоровича Спивакова[18][19], Гарик Сукачев совместно с Пелагеей и Чайфом[20], Николай Носков, Марат Файзуллин (Taturas), ДДТ (на альбоме Метель августа и др.)

Поговорки, связанные с кураем

  • «Не пляши под чужой курай»
  • «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
  • «Всё продай, купи курай»
  • «Где башкир, там курай»

Памятники

  • В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь». Памятник представляет собой обнажённого мальчика с кураем. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова, архитектор Татьяна Милорадович[21].
  • В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.

См. также

Примечания

  1. ↑ Курай // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. ↑ Курай (муз. инструмент) — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. ↑ Роспатент Номер государственной регистрации: 170
  4. ↑ Благодатов, 1976.
  5. ↑ Монгол-рус сүзлеге
  6. ↑ Рифгать Әхмәтьянов. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. Казан: ТКН, 2001. ISBN 5-298-01004-0
  7. ↑ 1 2 Ильясов, 2009, с. 35.
  8. ↑ Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
  9. ↑ 1 2 Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004.
  10. ↑ Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1., СПб, 1773, С.341-342.
  11. ↑ Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967, С.450
  12. ↑ Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
  13. ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.34-36.
  14. ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.97, С.104.
  15. ↑ Беляев В. М. Ладовые системы в музыке народов СССР // В. М. Беляев. [Сб. статей]. М.: Сов. композитор, 1990, с.308.
  16. ↑ Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897, С.113
  17. ↑ Кураисты // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2018. — ISBN 978-5-88185-306-8.
  18. ↑ По Уфе: Курай forever
  19. ↑ Башинформ: Роберт Юлдашев победил на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге
  20. ↑ Белые дороги
  21. ↑ Памятники всего мира - Памятник кураю. Проверено 28 марта 2013.

Литература

  • Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа, 1996. — 105 с.
  • Бадретдинов С. Башкирский курай. // Ватандаш. — 2000. — № 1. — С.130—135.
  • Беляев В. М. Реконструкция башкирского курая //Проблемы музыкального фольклора народов СССР. — М., 1973. — С. 351—355.
  • Благодатов Г. И. Курай // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  • Гайнетдинов Ю. Башкирское чудо. // Ватандаш. — 2009. — № 5. — C. 164—176. (башк.)
  • Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. II //М.: Советский композитор. — 1988. — С. 127—136.
  • Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент — курай: к истории происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — Вып. 34. — № 28 (166). — С. 35—38.
  • Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
  • Камаев Ф. Х. Напевы курая: Фольклорный сборник. — Уфа: Башкнигоиздат, 1991. — 56 с.
  • Кубагушев А. М. Курай : К 100- летию Г. З. Сулейманова : Учебное пособие. — Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-9613-0207-3.
  • Кубагушев А. М. Региональные традиции искусства игры на курае // Ватандаш. — 2011. — № 8. — С. 156—161. — ISSN 1683-3554.
  • Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
  • Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
  • Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. — Уфа: изд-во БГПУ, 2010. — 188 с. ISBN 5-87978-297-2
  • Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие: На баш. языке. — Уфа: Китап, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-295-05401-3. (башк.)
  • Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие. — Уфа: Китап, 2012.
  • Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
  • Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
  • Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
  • Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
  • Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
  • Сөләймәнов Ғ. З. Ҡурай. — Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1985. (башк.)
  • Сулейманов Г. З. Курай : на башкирском языке. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. — 88 с. (башк.)

Ссылки

wiki2.red

Персональный сайт - Башкирский курай,курай в Башкирии,Роберт Юлдашев,Ансамбль Азамат

Перед тем как читать о башкирском курае вы непременно должны послушать его божественное звучание! 

Башкирский курай 

 Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты.

 Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта).

В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны

 Разновидности курая

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.

Технология изготовления курая

Технология изготовления классического курая

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа.

I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.

II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забираю растение когда оно уже высохло целиком.

III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.

IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Другие технологии

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

ЗвукорядСтрой курая по С. Г. Рыбаковусостояние отверстий тонвсе отверстия открыты лявсе отверстия закрыты дооткрыто только 1-е отверстие реоткрыто 2-е отверстие или 1-е и 2-е отверстия миоткрыто 3-е отверстие или 1-е, 2-е и 3-е отверстия фаоткрыто 4-е отверстие или 1-е, 2-е, 3-е и 4-е отверстия сольоткрыто 5-е отверстие или все отверстия ля

Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:

В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[5].

Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[6].

Игра на курае

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

Выступление группы «Аргамак» на акции «Спасем Шиханы», 2011 годc1 (редко выше) — так называемый короткий курайhba — средний курайasg — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

bashkir-kurai.narod.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта