Конспект урока 3 класс размножение и развитие растений. Конспект урока по окружающему миру на тему "Размножение и развитие растений" (3 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Вегетативное размножение растений". Конспект урока 3 класс размножение и развитие растений


Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Вегетативное размножение растений"

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме «Вегетативное размножение растений»

Класс: 3

УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: Окружающий мир

Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 3 класс, 2011, с изменениями

Технологии: сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальных образовательных траекторий, форсайт – технология, технология развития критического мышления

Тип урока: урок обмена знаниями

Формы работы: групповая, фронтальная, опыт

Место урока в образовательном процессе: урок по учебному плану

Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся представления о способах вегетативного размножения растений; организовать исследовательскую деятельность учащихся, самообучение в форме обмена новой информацией, представить результат обучения по индивидуальному образовательному маршруту.

Развивающая цель: Создать условия для социализации (средствами исследовательской деятельности), развития мышления и воображения (с использованием технологии развития критического мышления, форсайт-технологии), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся.

Воспитывающая цель: учить заботиться о растении.

Создать условия для формирования УУД:

Предметные

- Использовать уже имеющуюся информацию для решения поставленных задач

- Находить новую информацию по теме и представлять ее классу

- Формировать навыки ведения опытно-исследовательской деятельности

Метапредметные

-Работать с различными источниками информации (учебник, научный фильм, произведение художественной литературы, сеть Интернет, информация от сверстников), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.

- Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы

- Организовать работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в микрогруппах (исследовательская деятельность, анализ собранной информации)

Регулятивные

- умение организовать собственное рабочее пространство

- Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения;

- Анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;

- Кооперировать свои действия по решению поставленной задачи;

Личностные

- Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания;

- Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр фильма, сообщение ранее неизвестных фактов, проведение опыта)

- Заботиться о растении, наблюдать за его ростом и развитием.

- Видеть мораль в художественном произведении

Ресурсы: компьютер, проектор, ЦОР - презентация к уроку, фрагмент фильма «Размножение растений», мультфильма «Маленький принц», магниты, учебник, наглядное пособие - части растения, компоненты для проведения опыта, раздаточный материал (карточки, таблицы, конспекты).

Ожидаемые результаты: достижение поставленных целей

Регулятивные:

умение организовать свое рабочее пространство

Минутка информации

2 минуты

- Минутку информации сегодня проведет для вас Кристина

Краткое выступление ученицы

(«Минутка информации» - небольшое выступление учащихся на любую интересующую их тему)

Тема: лекарственные растения Тюменской области. Сделать для нее отдельную презентацию)

Коммуникативные, познавательные:

умение найти и представить новую информацию всему классу,

выслушать новую информацию

Постановка учебной задачи, прогнозирование урока

4 минуты

- На прошлом уроке мы изучали строение цветка. Я предлагаю вам отыскать в классе части цветка и собрать из них на доске единый организм.

- Молодцы, вы правильно собрали цветок! Какое слово получилось составить? (Размножение)

- Почему именно на этих органах цветка оказались данные буквы?

- Сформулируйте цель урока, пожалуйста. Слайд 1 Методика «Незаконченное предложение»:

Сегодня на уроке мы узнаем о ….

Мы научимся….

- Сегодня на уроке мы поговорим о вегетативном размножении растений. Понятно ли вам это слово?

- О том, какой способ размножения растений называют вегетативным, вы узнаете из учебника, на с. 78.

В классе спрятаны части цветка. Ученики отыскивают эти части и собирают их на доске в правильной последовательности. На некоторых частях имеются буквы, которые при правильном выполнении задания складываются в слово «РАЗМНОЖЕНИЕ»

- Вероятно, потому, что с помощью именно этих органов растения размножаются.

- о размножении растений

- проводить опыт по размножению растений

Учащиеся знакомятся с понятием «Вегетативное размножение»

Предметные:

активизация мышления, использование имеющихся знаний для решения поставленных задач

Метапредметные, личностные:

прогнозирование, постановка учебной задачи, умение строить монологическое высказывание, выслушивать чужую точку зрения.

Предметные:

умение находить информацию в учебнике

Подготовка к формированию нового знания.

Знакомство с новым материалом

15 минут

- В конце прошлого урока вы были разделены на группы (5 групп по 4 человека). Каждая группа посмотрела фильм и получила вопросы к нему. Дома вы должны были ответить на вопросы и составить небольшой рассказ о том или ином способе вегетативного размножения.

Задание: Один человек из каждой группы должен рассказать всему классу о способе размножения растений, используя опору на слайде (Слайды 3-12). Остальные группы отмечают то, что они узнали в таблице. После каждого ответа сверяем таблицу со слайдом.

ПЕРЕД 11 СЛАЙДОМ:

- Как вы думаете, а может ли дерево вырасти за полгода? (нет, деревья растут десятилетиями). О новом способе ускоренного размножения деревьев нам расскажет представитель 5 группы.

- А теперь предлагаю вам сыграть в игру «Третий лишний» (Слайды 13-15). На каждом слайде вы видите изображения трех растений. Только одно из них размножается вегетативным способом. Необходимо выбрать его. Заполненная таблица поможет вам.

Учащиеся разделены на пять групп. Каждой группе было дано задание – ответив на вопросы в учебнике, подготовить рассказ о том или ином вегетативном способе размножения растений.

1 группа – опираясь на слайд, рассказывает о размножении листьями

2 группа – размножение частями стебля (подземными побегами)

3 группа – размножение клубнями и луковицами

4 группа - размножение усами

5 группа – микроклонирование– новый способ вегетативного размножения растений

По ходу докладов учащиеся отмечают новую информацию в таблице (приложение 2)

учащиеся выбирают растения, размножающегося вегетативным способом.

Предметные:

поиск, анализ информации, обмен информацией, применение новой информации для осуществления классификации объектов

Коммуникативные, личностные: умение работать в группе, договариваться, выслушивать информацию и отмечать ее в таблице.

Физкультминутка

1, 5 минуты

«Веселая зарядка» (файл Fizminutka.swf)

Выполняют движения за героем физкультминутки

Личностные:

развитие координации движений

Практическая работа

12 минут

- На одном из внеклассных занятий мы познакомились с произведением Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Посмотрите отрывок из сказки и вспомните, почему принц так дорожил своей розой.

(просмотр отрывка из мультфильма «Маленький принц»)

- Один из наших учеников, Егор попробовал, как принц, самостоятельно вырастить цветок. И сейчас он вам расскажет о том, что он делал и каких результатов достиг.

- Ребята! С этой минуты, вы тоже маленькие принцы и принцессы. Попробуйте высадить Узамбарскую фиалку по плану, представленному Егором. Рассаживать фиалки вы будете в красивые горшочки, которые специально для этого урока декорировала Карина.

Проговорить, что есть на столе и для чего.

Проговорить инструкцию по выполнению.

Два растения мы поставим туда, где светло, прохладно. Где есть в классе такое место? Ещё одно растение поставим туда, где тепло, но мало солнечного света. Где есть в классе такое место? А оставшиеся два растения поставим туда, где и светло и тепло.

-Я вам предлагаю заботиться о растениях и наблюдать за ними. Один раз в неделю открывать растение, делать зарисовку и описание, того, что с ним произошло в рабочей тетради, заносить результаты наблюдений на карточки. Как вы считаете, одинаково ли будут развиваться растения?

-Но это только догадки, нужно провести наблюдение, как настоящие учёные.

Ответы: Сначала принц жил совсем один, но потом у него появилась роза, о которой он заботился, она была очень капризна. Он её поливал, укрывал, когда холодно. Других растений у него не было.

Доклад Егора о результатах опыта (реализация ИОМ учащегося по направлению «обучение с опережением)

Карина представляет классу горшочки, декорированные в технике «декупаж» (реализация ИОМ учащегося по направлению «прикладное творчество»)

Пользуясь планом Егора, каждая группа высаживает лист фиалки в подготовленный субстрат, подписывает на ярлычке дату посадки. В дальнейшем учащиеся будут наблюдать за ростом и развитием своих цветов, указывая даты изменений на ярлычках.

Прогнозирование результатов работы

Коммуникативные, личностные и предметные: умение сопереживать, умение выявлять мораль в художественном произведении, работать в группе, договариваться, выслушивать чужую точку зрения, высказывать свою, проводить опыт по инструкции. Прогнозирование результатов работы. Представление результатов собственной деятельности (доклад о проделанной работе, продукт творческой деятельности)

Подведение итогов

5 минут

- Чтобы подвести итог урока, я предлагаю вам выполнить задания на карточках и проверить их всем вместе

- Удалось ли нам выполнить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить это знание?

Учащиеся выполняют задание – подчеркивают новую информацию, проводят самооценку деятельности на уроке.

Особое задание для учащегося по коррекционной программе VIII вида (реализация ИОМ учащегося по направлению «социализация личности»)

Регулятивные:

Анализ своего эмоционального состояния, самооценка деятельности, выявление практической значимости полученных знаний

Предметные:

закрепление полученных знаний

Прогнозирование следующего урока

5 минут

Посмотрите фильм. Сделайте предположение, о чем мы узнаем на следующем уроке.

Учащиеся смотрят фильм о размножении растений плодами и семенами, строят предположения о теме следующего урока.

Метапредметные:

прогнозирование, постановка новой учебной задачи

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Размножение и развитие растений" 3 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Размножение и развитие растений

  1. ФИО Мингазова Диля Садертдиновна

  2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староюмралинская средняя школа» Апастовского муниципального района РТ

  3. Должность: учитель начальных классов

  4. Предмет: окружающий мир

  5. Класс: 3

  6. Тема и номер урока: урок №18, тема: «Размножение и развитие растений» в разделе «Эта удивительная природа»

  7. Базовый учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», 3 класс, в 2 ч., Плешаков А.А.,М.; Просвещение, 2009

  8. Цель урока: сформировать представление о размножении и развитии растений из семени .

9. Задачи:

- обучающие:

  • организовать знакомство учащихся с размножением и развитием растений из семени;

  • расширять знания о жизни растений;

  • обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека.

-развивающие:

  • способствовать освоению умений устанавливать связи между размножением и развитием растений,

  • развивать логическое мышление и воображение;

  • развивать связную и диалогическую речь учащихся;

-воспитательные:

  • учить бережно относиться к растениям ;

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;

  • рассмотреть основные экологические правила.

  1. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

  3. Необходимое оборудование: Плешаков А.А. «Окружающий мир»-3 класс: учебник I часть. М.; Просвещение,2009;ПлешаковА.А. «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь I часть, М.; Просвещение 2012;

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран;

Таблица 1.

13.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока «Размножение и развитие растений»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Вре

мя

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организацион-ный момент

Организует эмоциональный настрой учащихся на урок

2

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос по вопросам «Проверь себя»

2.Викторина «Узнайте растение»

Отвечают на вопросы, конкретизируют знания о растениях

10 м

3

Открытие и осмысление новых знаний

1.Путешествие плодов и семян

Демонстрация наглядного материала и объяснение размножения растений из семени

Устанавливают почему плодам необходимо путешествовать (растения расселяются с помощью ветра, животных, человека)

7м-ЭОР

Организует практическую работу. (Показ плодов разных растений.)

Определяют способы распространений плодов растений. Заполняют таблицу в рабочей тетради

3 м

2.Развитие растения из семян

Демонстрация наглядного материала и объяснение развития растений из семени

Объясняют процесс проращивания.

Делают вывод:

для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух)

3 м

ЭОР

4

Физкультминутка

Организация динамической паузы

Выполняют физкультминутку.

Расслабляются, снимают умственное напряжение.

5.

Обобщение и систематизация знаний по теме урока.

Организует деятель-ность учащихся:

1. Работа с текстом учебника (прочитать статью на с.82)

2.Ответы на вопросы раздела «Подумай».

3.Выпонение заданий

в рабочей тетради (с.36,задание 4)

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работа-ют с последующей проверкой.

10м

7

Завершение работы на уроке путём выполнения самостоятельной работы.

Организует работу в группах по подготовке

самостоятельной ра-боты (Составить схему развития данного растения)

1 группа составляет схему развития семени гороха.

2 группа составляет схему развития семени арбуза.

Делают свои выводы.

8

Домашнее задание

Даёт установку на самостоятельное выполнение заданий:

1. Выполнить задания 1-3(учебник, с.83)

2.Нарисовать развитие свеклы из семени

Совершенствуют умения наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Путешествие плодов и семян

Анимация, изображающая плоды и семена растений, распространяющиеся ветром и животными.

видеофрагменты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9480f142-64cb-4bc2-b8c3-69d371d96b71/ResFile.SWF

2

Развитие растения из семян

Анимационный сюжет

презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF

doc4web.ru

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Размножение и развитие растений»

Конспект урока

тема: Размножение и развитие растений

Тема: «Размножение и развитие растений»

Цели образовательные: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений, Цели развивающие: формировать УУД (универсальных учебных действий):

1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.

2. Развитие познавательных УУД в процессе изучения животного мира саванны и тропического леса.

3. Развитие коммуникативных УУД в процессе формулирования понятия «размножение», «опыление», объяснения собственных и чужих ошибок при выполнении тестовых заданий.

4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

5. Развитие интереса к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира. Цели воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями, гербарий.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.)

Ход урока.

I. Организация класса. II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

1) Закончим предложения.

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал)

Растения дышит и … (питается)

Вода в листья поступает из …(корня)

Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

2) Решение теста «Разнообразие и жизнь растений» Инструкция:

  1. Прочитай внимательно вопрос.

  2. Прочитай внимательно все ответы. Помни, что ответов может быть несколько.

  3. Поставь V напротив правильного ответа

1. Докажите, что растения – живые существа.

они двигаются

они разумны

они дышат

2. Что растения получают из почвы?

воду

сахар

крахмал

3. Какая часть растений «готовит» пищу?

корень

листья

цветы

4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?

кислород

крахмал

энергию

5. Какое утверждение верно?

Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

6. Что растения выделяют в воздух на свету?

кислород

углекислый газ

крахмал

7. Почему растения называют лёгкими планеты?

они легче животных

они дышат

они выделяют кислород

8. Почему люди не смогли бы прожить без растений?

Растения дают необходимые питательные вещества.

Растения выделяют в воздух кислород.

Без растений будет некрасиво.

9. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

вода

свет

углекислый газ

III. Сообщение темы и цели урока.

Растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока «Размножение и развитие растений».

IV. Работа по теме урока.

1) Опыление.

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Запишите: Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

Подпишите названия «Насекомые опылители»: пчёлы, шмели, бабочки.

2) Образование плодов.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

3) Распространение семян.

А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.

На зеленой крупой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром.

Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

Рассматривание растений из книги с. 79.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле» (джузгун).

Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков». Давайте посмотрим, как другие растения приспособились распространять свои семена.

Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

4) Развитие растений

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. Опыт

На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение.

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Пророщенное семя я высадила в землю. И вот появился маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.

V. Работа в рабочей тетради Выполнение задания 3 с.46 VI. Итог урока

- Каковы же основные способы распространения семян?

1) по воздуху

2) по воде

3) с помощью животных

4) с помощью человека – Вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами? («Принцесса на горошине» , «Петушок и бобовое зёрнышко», «Золушка», «Приключения Чипполино»). VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: с.78 – 81, п.т. с.45 № 2

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Размножение и развитие растений" (3 класс)

Тема урока: Размножение и развитие растений

Цели: Создать условия для формирования умения объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем.

Регулятивные: постановка учебной задачи, осознание качества уровня усвоения, выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: умение высказывать предположения на основе анализа информации, наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

выявлять роль животных в размножении и развитии растений

Коммуникативные: Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и в группе;

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

- Зазвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Настраиваются на урок, проверка готовности.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1.Повторение изученного.

1) Работа в паре.

- На какие группы делят царство растений учёные – ботаники?(слайд 2)

- Заполните таблицу.(приложение№1)

- А теперь проверьте свою работу и оцените её.

2) Аукцион «Цветковые растения»

- Назовите растения, которые относятся к цветковым. Выигрывает тот, кто назовёт последнее растение. (Разыгрывается оценка «5»)

3) Фронтальный опрос

- Как дышат растения?

- Как они питаются?

- Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

- Оцените свою работу на данном этапе урока

2. Сообщение темы и постановка целей.

- Мы выяснили на предыдущих уроках, что растения имеют огромную роль в жизни людей и животных. Чего же нельзя допустить?

- Как же избежать исчезновения растений?

- Почему не исчезают люди?

- Какова же тема нашего урока?

Размножение и развитие растений

- На какие вопросы мы должны найти ответы?

Учитель выслушивает и корректирует вопросы:

1.Какую роль для растения играет опыление?

2. Как распространяются плоды и семена?

3. Как развивается растение из семени?

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицы с последующей проверкой

По очереди называют цветковые растения.

Чтобы растения исчезли

Мнения

Размножаются

Формулируют тему и цели под руководством учителя

РУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

РУУД

КУУД

3. «Открытие» новых знаний.

1. Какую роль для растения играет опыление?

1) Работа в группе.

- Послушайте, какой опыт поставили учёные.

На грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну ветку накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной!

- Обсудите в группе, почему это произошло.

- А теперь послушаем ваши предположения.

2) Самостоятельная работа

- А теперь узнайте, как авторы учебника объясняют результат опыта.

- Сделаем вывод

Вывод: Только из опылённого цветка развивается плод с семенами. Животные помогают растениям размножаться.

2. Как распространяются плоды и семена?

- Сейчас каждая группа (из 3хчеловек) получит иллюстрацию растения и его семена. Ваша задача:

1 Изучить семена (плоды).

2. Высказать предположение, как они распространяются.

- Расскажите коротко о своих открытиях.

- А теперь познакомьтесь с информацией учебника.

Вывод: Благодаря приспособленности плодов, растения распространяются с помощью ветра, животных и людей.

3. Как развивается растение из семени?

- Изучите самостоятельно данную информацию

- Обсудим вопросы на стр.80

Обсуждение в группе. Высказывание гипотезы

Работают с информацией

Работают с информацией в мини-группе

Самостоятельная работа

фронтально

КУУД

ЛУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

Рефлексия и итог урока

– На какие вопросы нужно было ответить?

- Что оказалось самым сложным? Почему?

- Продолжите предложения:

Я узнал…

Я научился…

КУУД

Дома

Стр.78-81

Ответить на вопросы на стр.81

Подготовить свой вопрос одноклассникам по теме урока

Приложение 1

infourok.ru

Конспект урока на тему "Размножение и развитие растений"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Размножение и развитие растений" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Петровска

Пивкиной Т.А.

Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)

Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1. Использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач.

2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

коммуникативных и познавательных задач.

3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

Предметные:

1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Расширение знаний детей о жизни растений.

3.. Развитие наблюдательности детей.

Оборудование:

-компьютер, проектор;

-электронная презентация «Размножение растений»

- учебники и тетради;

-«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

Ход урока:

1.Адаптационный этап.

Тест «Моё настроение».

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

- Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

- Отгадайте загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. {Растение.)

- О чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

2. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б)зоология;

в) астрономия.

2. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

3. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

4. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

а) азот;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Что несёт солнечный свет для растений?

а) тепло

б) энергию

в) красоту

6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

3. Основной этап.

1. Беседа.

— Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

— Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

— Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семе­нами.)

— А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

— Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабоч­ки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нек­таром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

- В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жел­тые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бу­тонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получи­лось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. (слайд 6)

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птич­ки колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клю­вики в глубь цветка. (слайд 7)

После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

2. Работа по учебнику (с. 80).

— Что такое опыление?

— Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

— Что произойдет, если цветок не будет опылен?

4. Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

5. Работа по теме урока (продолжение)

— А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

— Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)

— А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

А у некоторых растений семена распространяются самораз­брасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напо­минают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые вы­делывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

— Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, пи­тания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

6. Творческий этап.

- Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

— Прочитайте статью на с. 82 учебника.

— Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

Гимнастика для глаз.

Выполнение заданий в рабочей тетради.(С. 34, задание 1.)

— Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого стол­бика пояснение к каждому слову.

— Первое слово —нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар — сладкий цветочный сок.)

— Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

— Второе слово — пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца — мелкие желтые крупинки в цветках.)

— Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

— Остальное выполните самостоятельно.

Ответ: опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители — насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

— Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, вос­пользуйтесь текстом учебника на с. 80.

— Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(С. 36, задание 4.)

— Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необхо­димо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

(Проверка.)

(С. 36, задание 5.)

— Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, навер­ное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как разви­вается растение из семени.

— Что появляется сначала? (Корешок.)

— А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

— Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Со­ставьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выпол­няют пчелки. (Опыление.)

— А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

— Какое значение для растения имеет процесс опыления?

7. Работа в парах.

Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

8. Закрепление изученного.

- Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

- Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

- Как птицы, звери и люди распространяют семена?

9. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было интересно?

- Определите своё настроение в конце урока?

- Оцените нашу работу.

Домашнее задание

1. Прочитать статью «Размножение и развитие растений» (учебник, с. 80-82).

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

3. Выполнить задания 1—3 (учебник, с. 83).

docbase.org

Конспект урока по окружаешему Размножение и развитие растений

Конспект урока в 3 классе на тему: Размножение и развитие растений

Тема: «Размножение и развитие растений»

Цели образовательные: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений,

Цели развивающие: формировать УУД (универсальных учебных действий):

1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.

2. Развитие познавательных УУД в процессе изучения животного мира саванны и тропического леса.

3. Развитие коммуникативных УУД в процессе формулирования понятия «размножение», «опыление», объяснения собственных и чужих ошибок при выполнении тестовых заданий.

4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

5. Развитие интереса к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира.

Цели воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями, гербарий.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.)

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

1) Закончим предложения.

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал)

Растения дышит и … (питается)

Вода в листья поступает из …(корня)

Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

2) Решение теста «Разнообразие и жизнь растений»

Инструкция:

Прочитай внимательно вопрос.

Прочитай внимательно все ответы. Помни, что ответов может быть несколько.

Поставь V напротив правильного ответа

1. Докажите, что растения – живые существа.

они двигаются

они разумны

они дышат

2. Что растения получают из почвы?

воду

сахар

крахмал

3. Какая часть растений «готовит» пищу?

корень

листья

цветы

4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?

кислород

крахмал

энергию

5. Какое утверждение верно?

Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

6. Что растения выделяют в воздух на свету?

кислород

углекислый газ

крахмал

7. Почему растения называют лёгкими планеты?

они легче животных

они дышат

они выделяют кислород

8. Почему люди не смогли бы прожить без растений?

Растения дают необходимые питательные вещества.

Растения выделяют в воздух кислород.

Без растений будет некрасиво.

9. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

вода

свет

углекислый газ

3. Сообщение темы и цели урока.

Растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока «Размножение и развитие растений».

4. Работа по теме урока.

1) Опыление.

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Запишите: Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

Подпишите названия «Насекомые опылители»: пчёлы, шмели, бабочки.

2) Образование плодов.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

3) Распространение семян.

А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.

На зеленой крупой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром.

Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

Рассматривание растений из книги с. 81.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле» (джузгун).

Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков». Давайте посмотрим, как другие растения приспособились распространять свои семена.

Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

4) Развитие растений

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Опыт

На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение.

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Пророщенное семя я высадила в землю. И вот появился маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.

5. Работа в рабочей тетради

Выполнение задания 5 с.36

6. Рефлексия.

Что дал каждому из вас урок?

Была ли от него польза?

Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил?

7. Домашнее задание: с.80 – 83, № 6, 7 с.36

8. Итог урока

- Над какой темой работали сегодня?

- Каковы же основные способы распространения семян?

1) по воздуху

2) по воде

3) с помощью животных

4) с помощью человека

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами. («Принцесса на горошине» - боб, «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб, «Золушка» - тыквина, «Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка).

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений"

Учитель начальных классов: Баталова Юлия Николаевна Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК (программного курса): А.А.Плешаков (Школа России)

Тема урока: «Размножение и развитие растений» из раздела «Эта удивительная природа»

Тип урока: урок «открытия» нового знания в ходе практической работы

Цель: Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, ноутбуки для детей, модель цветка, образцы семян и плодов растений, гербарий растений.

Задачи:

  • Уточнить представление учащихся об опылении растений, роли насекомых в опылении растений;

  • Учить определять взаимосвязь между строением плода и способом его распространения;

  • Систематизировать знания учащихся об этапах развития растения из семени.

Предметные универсальные учебные действия:  

  • Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;

  • Знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений

  • Познакомить с понятиями «семя», «черенок», «усы», «корневище», «клубни»

  • Дать представление о возможности вегетативного размножения растений (частями растения)

Метапредметные универсальные учебные действия:  

  • Регулятивные: определение общей цели    и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

  • Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;  извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала; читать схему (объяснять этапы развития растений из семени)

  • Коммуникативные:  использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать     иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оценивать достижения своих одноклассников в группе на уроке.

-Посмотрели друг на друга. - Почему вы сидите не как обычно?

-Чтобы было хорошее настроение людям находящимся рядом, надо почаще…?

-Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

-От чего зависит успешная работа в группе?

-Ответственность за свою команду мы и проверим сейчас.

Ребята вспоминают правила работы в группе. Настраиваются на работу.

II.Актуализация необходимых знаний

Проблемная ситуация. Работа над определением темы урока, целей урока.

7

Приглашаются по одному представителю от каждой команды.

В ходе работы на всём уроке, каждая группа будет оценивать свою работу в листах оценивания. Они лежат у вас на столах. Сейчас работу ваших представителей необходимо будет вам оценить. (приложение «Оценочный лист» (1.»Повторение пройденного материала»)

-Попробуйте сформулировать задачу данного задания.

(На доске часть опорной схемы «Питание растений» и «Дыхание растений», на столе понятия, стрелки, рисунки) Расскажите о том, как растения дышат, как растения питаются.

«Вопрос на засыпку», дополнительное очко своей команде.

-Для чего растениям листья?

-Какова роль корней у растений?

-Без чего невозможно приготовление крахмала и сахара в растениях на «кухне»?

Вывод: В чём основное отличие в процессах дыхания и питания?

При дыхании растение употребляет кислород, а выделяет углекислый газ. При питании, наоборот.

Сегодня мы понаблюдаем за удивительными путешествиями отдельных объектов природы.

-Если сейчас я вам скажу, что принесла на урок цветок. Поверите ли вы мне?

-Поверите ли вы мне, что я принесла на урок пчелу или бабочку?

-Поверите ли вы мне, что на урок я принесла клён, дуб, ясень?

- А теперь? (показ семян клёна, ясеня, плодов жёлудя)

-Поверите ли вы мне, что на урок я принесла черенок, усы, …

-Попробуйте догадаться по этим предметам и опорным словам на доске, какова тема нашего урока? Вывешивается на доску тема урока.

-Как вы думаете, каковы же основные цели нашего урока, исходя из темы урока? Попробуйте их сформулировать.

(Вывешивается на доску цели урока)

Выбирают по одному представителю от команды для повторения домашнего задания.

Определяют задачу данного задания.

Учащиеся по отрывкам опорных схем на доске формулируют задачу данного задания. (Восстановить опорную схему)

Определяются с выбором рассказчика. Делают сообщение для всего класса.

Зарабатывают дополнительные баллы для своей команды. Если представители команд не справляются с вопросом, помогает команда.

Оценивают работу своих представителей в оценочных листах.

Учащиеся пытаются по опорным словам на доске, предметам, показанным учителем, сформулировать тему урока.

Опираясь на тему урока, делают предположения о целях урока, формулируют их.

III.Организация познавательной деятельности

15

-Для достижения 1 цели урока, выполним первое задание. -Что мы должны будем сделать (смотрим на 1 цель ) в ходе практической работы?

-Каждая группа будет оценивать свою работу в листах оценивания. ( «Оценочный лист» Практическая работа «Способы размножения растений»)

1 часть работы (работа над 1 целью) (всё необходимое для работы лежит у вас на столах: предметы, опорные слова, картинки)

1 группа.

Опорные слова - опыление, запах, цвет; картинки насекомых

2 группа.

Опорные слова – путешествие, животные, приспособления; семена растений; картинки

3 группа.

Опорные слово- саморазбрызгивание; картинка

-Вам необходимо, опираясь на свой жизненный опыт и наблюдения, познакомиться с разными способами размножения растений. Установить связь между словами, предметами, картинками. Сделать свои выводы, выступив перед нами через 5 минут.

Выступления групп.

1 группа.

Тёмная лошадка (Показ картинки)

-Какое отношение к вашему ответу имеет эта птичка? (колибри)

2 группа.

Вопрос на засыпку?

-Почему плоды должны путешествовать?

3 группа.

Вопрос на засыпку?

Почему в цветущих садах выносят ульи?

«Страничка для любознательных» по ходу выступлений команд

Игра «Знаете ли вы?» (презентация)

-Какое это растение? (бальзамин)

-Почему его в народе называют прыгун? (Слайд 1) Рассказ об этом растении.

- А какое это растение? ( Слайд 2)

Рассказ о растении раффлезия.

-Оцените работу вашей группы в оценочных листах.

Учащиеся определяют задачу второго задания.

Опираясь на свой жизненный опыт и наблюдения, на ранее полученные знания, учащиеся готовят выступление от группы о способах размножения растений. Устанавливают связь между словами, предметами, картинками.

Выступают с сообщением от своей группы.

Для получения дополнительных баллов отвечают на дополнительные вопросы «Вопрос на засыпку», «Тёмная лошадка»вопросы.

Знакомятся с дополнительной информацией о новых растениях.

Оценивают работу своей группы в оценочных листах.

IV.Физкульт.минутка

2

Пчёлка раненько проснулась, потянулась, улыбнулась,

Раз- росою умывалась,

Два-

Учащиеся повторяют движения за учителем

V. Работа над новым материалом.

Проблемная ситуация. Решение проблемы. Выход из проблемной ситуации.

15

-Опыление, семя, плод, путешествие – главные понятия, о которых мы с вами сейчас говорили. Теперь мы знаем о них, они нам понятны. Отправляем их в корзину знаний ( на доске (слева) корзина знаний, в которую мы будем убирать теперь уже знакомые понятия с доски).

Ознакомление с новыми способами размножения через проблемную ситуацию.

-Вспомните, какие части есть у растения?

-Мы сейчас рассматривали способ размножения растений, с помощью каких частей? (семена, плод)

-Вам предложили из одного этого растения сделать несколько. Как вы это сделаете? (Показ комнатных растений фиалка, хлорофитум, герань). - Подумайте, каким способом можно размножить это растение? ( Если возникают проблемы, учитель объясняет понятия, записанные на доске, черенок, усы, корневище, луковица, клубни…)Показ и объяснение по презентации( Слайд 3-8)

1 группа

Фиалка (размножение листком)

2 группа

Хлорофитум (усами)

3 группа

Герань (черенкование)

Слова – усы, черенки, лист, корневище, клубни… отправляем в корзину знаний.

Достигли мы 1 цели нашего урока? (Учитель убирает 1 цель нашего урока с доски)

Оцените свою работу в этом задании в оценочных листах.

2 часть работы (работа над 2 целью)

Задание для групп. Выходят по одному представителю от группы. Им выдаются карточки, с этапами развития растения от семени до взрослого растения.

Восстановите последовательность.

-При каких условиях возможно развитие растения из семени? (вода, тепло, свет, воздух)

-Оцените свою работу в оценочных листах.

-Достигли мы 2 цели нашего урока? (Учитель убирает 2 цель нашего урока с доски)

Учитель предлагает просмотреть фильм «Что нужно знать детям» (способы распространения растений, строение цветка, опыление растений)

Учащиеся обсуждают в группах возможные варианты размножения своего растения. Аргументируют свой выбор.

Оценивают работу своей группы в оценочных листах.

Учащиеся обсуждают правильный вариант выполнения задания. Выстраиваются в нужном порядке, восстанавливая последовательность.

Объясняют условия, при которых происходит прорастание растения.

Оценивают работу своей группы в оценочных листах.

Просмотр фильма

VI.Рефлексия

3

Работа на ноутбуках в группах. (задания на диске «Приложение к учебнику», презентация учителя)

  1. Восстанови последовательность «Развитие растений»

  2. Выбери способ размножения растений.

  3. Выбери животных, относящихся к опылителям растений.

Ребята выполняют задания на ноутбуках.

VII.Подведение итогов

2

-Посмотрите на доску. Непонятных, новых слов на доске нет. Цели нами достигнуты. Доска чиста.

- Можно сделать вывод о том, что мы справились с поставленной перед нами задачей на уроке?

-А размножение и развитие происходит только у растений? (размножение и развитие происходит и у животных)

-Это будет тема наших следующих уроков.

Показ оценочных листов.

-Если вам наш урок показался интересным и поучительным, встаньте, пожалуйста. -Поблагодарите пожатием руки своих помощников в группе.

-Спасибо за работу.

VIII.Домашнее задание

1

Понаблюдать за прорастанием семян гороха или фасоли.(Практическая работа)

Приложение 1

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта