ГлавнаяРастенийГлавный экологический фактор вызывающий листопад у растений изменение
Листопад. Факторы, его вызывающие. Главный экологический фактор вызывающий листопад у растений изменение
Архив Галактики
Об одной ошибке разработчиков тестов ЕГЭ по биологии
rat's blog / 27.02.2016
До государственного экзамена осталось всего три месяца. Выпускники готовятся к ЕГЭ по всевозможным опросникам, печатным сборникам, интернет-тестам. Но главным документом, с которым сверяются старшеклассники, остается, конечно, демонстрационный вариант КИМ от ФИПИ.
Удобно учиться по КИМам демо-версии потому, что демонстрационные варианты даны с ответами; с советами, как готовиться к экзамену. А главное, - это официальный документ от разработчиков, подписанный директором Федерального института педагогических измерений (ФГБНУ) и председателем Научно-методического совета ФГБНУ ФИПИ. Подготовлен демонстрационный вариант Федеральным государственным бюджетным научным учреждением: «Федеральным Институтом Педагогических Измерений».
Но, удивительное дело, каждый год составители допускают одни и те же ошибки. Регулярно. Хочу написать об одной такой ошибке подробнее...
В прошлогоднем варианте демо-версии по биологии был вопрос, о котором я уже писала в прошлом году:Вопрос №22 демоверсии 2015 года ЕГЭ по биологии:
№22 Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, – изменение1) состава почвенного покрова2) влажности воздуха3) продолжительности светового дня4) температуры окружающей среды
Правильным указан ответ №3. Но составители вопроса забыли добавить в условие задачи, что речь идёт о климатической зоне с умеренным или субтропическим климатом. Поскольку на экваторе продолжительность светового дня одинакова на протяжении всего года, то листопад бывает по другим причинам: при резких колебаниях температуры (ответ №4), при засухе (ответ №2), появлении вредных газов в воздухе и т. д. (см. энциклопедический словарь).
В этом году составители исправили условие задачи, но снова допустили ошибку. Вопрос размещён в новых КИМах под тем же номером. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. Вопрос №22 демоверсии 2016 года ЕГЭ по биологии:
№22 Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы России, служит1) накопление вредных веществ в листьях2) увеличение количества осадков3) сокращение длины светового дня4) уменьшение питательных веществ в почве
Составители КИМ упорно год за годом наступают на свои же грабли. В этом году составители немного подправили вопрос, уточнив географическое положение растений. Но забыли добавить в вопросе слово «листопадные» растения. В той формулировке, которая написана сейчас, «правильный» ответ всего лишь наполовину верный! Верен он только для листопадных растений, а для вечнозелёных растений ответ №3 - неверный. У вечнозелёных растений в листьях постепенно накапливаются вредные вещества и тогда листья опадают, но не все сразу, а постепенно. Это никак не связано с сокращением длины светового дня. А на просторах средней полосы России растёт множество вечнозелёных растений. Это и хвойные деревья,- сосна, ель, пихта. А также другие вечнозелёные кустарники и травянистые растения: брусника, клюква, вереск, бадан, копытень европейский, барвинок, вербейник монетчатый, молочай вечнозелёный и другие... Для вечнозелёных растений подошёл бы ответ №1. Но в вопросе спрашивают о "внешнем сигнале", - накопление же вредных веществ в листьях (ответ№1) нельзя отнести к внешнему сигналу,- это, скорее, сигнал внутренний. Поэтому для вечнозелёных растений центральной полосы России, верного ответа среди предложенных нет!
Считаю, что даже в таком "подправленном" виде, это задание – некорректное, с не совсем точно сформулированным вопросом. В таком виде для листопадных растений центральной полосы России верным является ответ №3. А для вечнозелёных растений, произрастающих в той же центральной полосе России - ответ неверный.
А теперь, угадайте, почему школьников-стобалльников по биологии очень мало, почти не бывает? Вопрос - риторический...
ЕГЭ
биология
ошибки
archive.novator.team
БИ_ДЕМО 2015
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. | (2015 - 5 / 22) |
5Эмбриональное развитие начинается с
1)дробления зиготы
2)образования зачатков органов
3)формирования гаструлы
4)образования гамет
Ответ:
6К аллельным относят гены, контролирующие проявление у дрозофилы
1)недоразвитых крыльев и серого тела
2)тёмного тела и красной окраски глаз
3)белой и красной окраски глаз
4)серого тела и нормальных крыльев
Ответ:
7Фенотипические различия между однояйцевыми близнецами обусловлены
1)взаимодействием аллельных генов
2)разными генотипами организмов
3)сцеплением генов
4)влиянием условий среды
Ответ:
8Штаммы определённого вида плесневого гриба различаются между собой
1)интенсивностью синтеза белков
2)строением клеток
3)набором органоидов
4)способом бесполого размножения
Ответ:
9Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
1)выполняют функцию питания и дыхания
2)образуются в результате полового размножения
3)необходимы для размножения и расселения на новые места
4)служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий Ответ:
©2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. |
(2015 - 6 / 22) |
10Какую функцию выполняют клетки камбия у древесных растений?
1)проводят воду с минеральными веществами
2)способствуют росту в толщину
3)проводят органические вещества
4)защищают ткани и органы
Ответ:
| Какой буквой на рисунке обозначен орган, в | | | |
11 | | | А |
| |
| котором содержатся зрелые семена сосны? | Б |
|
| 1) | А |
| 2) | Б | | | В |
| 3) | В | | |
| | |
|
| 4) | Г | | | |
| | | | | | |
| Ответ: | | | | | |
| | | | | Г |
| | | | |
12Жидкие продукты жизнедеятельности у инфузории-туфелькивыводятся через
1)порошицу
2)клеточный рот
3)сократительные вакуоли
4)пищеварительные вакуоли
Ответ:
| | | | | | | | | |
| | | Какая | особенность | размножения | и |
развития | сформировалась |
| 13 | |
| | у пресмыкающихся при освоении наземно-воздушнойсреды? |
| | |
| | | 1) | образование гамет путём мейоза | | | |
| | | 2) | внутреннее оплодотворение | | | |
| | | 3) | развитие зародыша в матке | | | |
| | | 4) | забота о потомстве | | | | |
Ответ:
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
studfiles.net
Экологические факторы
Здесь находится описание темы Экологические факторы, изучаемой по предмету Биология. Ниже вы разберете ответы на все ваши разнообразные вопросы. Если представленный текст вам не помог, то вы смело можете задать свои вопросы ниже.
1. Задание 22 Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц
1) понижение температуры окружающей среды
2) сокращение светового дня
3) недостаток пищи
4) повышение влажности и давления
Ответ: 2
2. Задание 22 На численность белки в лесной зоне НЕ влияет
1) смена холодных и теплых зим
2) урожай еловых шишек
3) численность хищников
4) численность паразитов
Ответ: 1
3. Задание 22 К абиотическим факторам относят
1) конкуренцию растений за поглощение света
2) влияние растений на жизнь животных
3) изменение температуры в течение суток
4) загрязнение окружающей среды человеком
Ответ: 3
4. Задание 22 Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток
1) света
2) тепла
3) воды
4) минеральных веществ
Ответ: 1
5. Задание 22 Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины
1) абиотический
2) биотический
3) антропогенный
4) ограничивающий
Ответ: 4
6. Задание 22 Сигналом к наступлению листопада у растений служит
1) увеличение влажности среды
2) сокращение длины светового дня
3) уменьшение влажности среды
4) повышение температуры среды
Ответ: 2
7. Задание 22 Ветер, осадки, пыльные бури — это факторы
1) антропогенные
2) биотические
3) абиотические
4) ограничивающие
Ответ: 3
8. Задание 22 Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
1) микроэволюционными изменениями
2) фотопериодизмом
3) фототропизмом
4) безусловным рефлексом
Ответ: 2
9. Задание 22 К абиотическим факторам среды относят
1) подрывание кабанами корней
2) нашествие саранчи
3) образование колоний птиц
4) обильный снегопад
Ответ: 4
10. Задание 22 Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят
1) миграции морских рыб на нерест
2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений
3) распускание почек у деревьев и кустарников
4) открывание и закрывание раковин у моллюсков
Ответ: 2
11. Задание 22 Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
1) высокая температура
2) недостаток влаги
3) отсутствие перегноя
4) избыток ультрафиолетовых лучей
Ответ: 2
12. Задание 22 Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические
остатки в биогеоценозе леса, являются
1) заморозки
2) пожары
3) ветры
4) дожди
Ответ: 2
13. Задание 22 К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят
1) межвидовую конкуренцию
2) паразитизм
3) понижение плодовитости
4) влажность
Ответ: 4
14. Задание 22 Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток
1) света
2) тепла
3) минеральных солей
4) органических веществ
Ответ: 1
15. Задание 22 Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?
1) глубокий снег
2) сильный ветер
3) недостаток хвойных деревьев
4) короткий день зимой
Ответ: 1
16. Задание 22 .Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: 2
17. Задание 22 . К абиотическим экологическим факторам относится
1) плодородность почвы
2) большое разнообразие растений
3) наличие хищников
4) температура воздуха
Ответ: 4
18. Задание 22 . Сходство в жизненных условиях обитания разных популяций одного вида относят к критерию
1) географическому
2) экологическому
3) физиологическому
4) этологическому
Ответ: 2
19. Задание 22 . Реакция организмов на продолжительность дня называется
1) фототропизмом
2) гелиотропизмом
3) фотопериодизмом
4) фототаксисом
Ответ: 3
20. Задание 22 . Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры
2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища
4) продолжительность дня и ночи
Ответ: 4
21. Задание 22 . Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?
1) свет
2) содержание углекислого газа
3) давление воздуха
4) влажность
Ответ: 4
22. Задание 22 . Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа
Ответ: 1
23. Задание 22 . Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания
4) усиление испарения воды
Ответ: 4
24. Задание 22 . Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
1) мелкие листья
2) крупные листья
3) шипы и колючки
4) восковой налёт на листьях
Ответ: 2
25. Задание 22 . Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
1) наличие корма
2) навоз на полях
3) сорняки
4) состав почвы
Ответ: 4
26. Задание 22 . Ярусность растений в лесу
1) повышает межвидовую конкуренцию организмов
2) снижает внутривидовую конкуренцию
3) угнетает жизнедеятельность растений
4) снижает межвидовую конкуренцию
Ответ: 4
27. Задание 22 . Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?
1) влажность
2) состав солей
3) температура
4) освещённость
Ответ: 3
28. Задание 22 . Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры
2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища
4) продолжительность дня и ночи
Ответ: 4
29. Задание 22 . Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде
1) наземно-воздушной
2) почвенной
3) водной
4) организменной
Ответ: 2
30. Задание 22 . Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?
1) I
2) II
3) III
4) IV
Ответ: 3
31. Задание 22 . Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?
1) I
2) II
3) III
4) IV
Ответ: 1
32. Задание 22 . Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, — изменение
1) состава почвенного покрова
2) влажности воздуха
3) продолжительности светового дня
4) температуры окружающей среды
Ответ: 3
33. Задание 22 . Ограничивающим фактором для жизни крота обыкновенного может служить
1) недостаток света
2) влажность воздуха
3) температура воздуха
4) плотность почвы
Ответ: 4
34. Задание 22 . К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?
1) абиотическим
2) антропогенным
3) физиологическим
4) оптимальным
Ответ: 2
35. Задание 22 . Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них
1) периодически прекращаются все процессы жизнедеятельности
2) устьица расположены на нижней части листа
3) имеются мощные корни, глубоко уходящие в почву
4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду
Ответ: 4
36. Задание 22 . Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?
1) интенсивность освещения
2) перепады атмосферного давления
3) отсутствие насекомых
4) высота снегового покрова
Ответ: 4
37. Задание 22 . Растение Венерина мухоловка «поедает» насекомых из-за
1) неспособности к фотосинтезу
2) нехватки органических веществ
3) нехватки азота
4) перехода к паразитическому образу жизни
Ответ: 3
38. Задание 22 . Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы России, служит
1) накопление вредных веществ в листьях
2) увеличение количества осадков
3) сокращение длины светового дня
4) уменьшение питательных веществ в почве
Ответ: 3
39. Задание 22 . Ограничивающим фактором для арктической Белоклювой гагары скорее может стать
1) сильный ветер
2) замерзание водоёмов
3) повышение температуры воздуха
4) повышение влажности
Ответ: 2
1. Задание 22 Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью
1) растений
2) микроорганизмов
3) человека
4) животных
Ответ: 3
2. Задание 22 Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней
1) значительно увеличивается разнообразие культурных растений
2) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
3) круговорот веществ и энергии становится более полным
4) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность
Ответ: 4
3. Задание 22 Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы
1) антропогенные
2) абиотические
3) биотические
4) климатические
Ответ: 1
4. Задание 22 Укажите пример антропогенного фактора
1) вымерзание всходов при весенних заморозках
2) уплотнение почвы автомобильным транспортом
3) повреждение культурных растений насекомыми
4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
Ответ: 2
5. Задание 22 Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный
1) выпас скота
2) зарастание луга кустарником
3) заболачивание местности
4) выпадение большого количества осадков
Ответ: 1
6. Задание 22 При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так как
1) увеличивается численность хищных птиц
2) ускоряется рост сельскохозяйственных растений
3) уничтожаются их естественные враги
4) уменьшается численность культурных растений
Ответ: 3
7. Задание 22 Укажите антропогенный фактор
1) интенсивное ультрафиолетовое излучение
2) сезонные колебания температуры
3) промышленное загрязнение
4) повышенная влажность воздуха
Ответ: 3
8. Задание 22 Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью
1) заброшенная лесная дорога
2) лесное пожарище
3) заброшенная пашня
4) недействующий угольный карьер
Ответ: 4
9. Задание 22 В целях устойчивого развития и сохранения биосферы человек
1) полностью уничтожает хищников в экосистемах
2) регулирует численность популяций отдельных видов
3) увеличивает численность травоядных животных
4) увеличивает численность насекомых-вредителей
Ответ: 2
10. Задание 22 Наибольшую роль в увеличении концентрации углекислого газа в атмосфере играет
1) дыхание растений
2) жизнедеятельность микроорганизмов
3) работа предприятий промышленности
4) дыхание животных
Ответ: 3
11. Задание 22 Антропогенным изменением в экосистеме степи считают
1) формирование черноземных почв
2) колебания численности грызунов
3) чередование сухих и влажных периодов
4) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
Ответ: 4
12. Задание 22 Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации — причины
1) увеличения числа инфекционных заболеваний
2) увеличения числа наследственных заболеваний
3) приспособленности организмов к среде
4) усложнения цепей питания
Ответ: 2
13. Задание 22 Антропогенными называют факторы
1) связанные с деятельностью человека
2) абиотического характера
3) обусловленные историческими изменениями земной коры
4) определяющие функционирование биогеоценозов
Ответ: 1
14. Задание 22 Укажите пример антропогенного фактора
1) вымерзание всходов при весенних заморозках
2) уплотнение почвы автомобильным транспортом
3) повреждение культурных растений насекомыми
4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
Ответ: 2
15. Задание 22 . Укажите антропогенный экологический фактор.
1) наводнение
2) землетрясение
3) биологическая защита растений
4) сукцессия в биогеоценозе
Ответ: 3
16. Задание 22 . Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора
1) биотического
2) абиотического
3) антропогенного
4) ограничивающего
Ответ: 3
17. Задание 22 . Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев — это воздействие на растения фактора
1) антропогенного
2) биотического
3) ограничивающего
4) лимитирующего
Ответ: 1
18. Задание 22 . Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам
1) антропогенным
2) абиотическим
3) физиологическим
4) эволюционным
Ответ: 1
19. Задание 22 . К антропогенным факторам относят
1) образование карьеров
2) влагоёмкость почвы
3) продолжительность светового дня
4) естественный фон радиации
Ответ: 1
20. Задание 22 . Ограничивающим антропогенным фактором для жизни крота обыкновенного может служить
1) недостаток света
2) влажность воздуха
3) недостаток пищи
4) вспашка почвы
Ответ: 4
21. Задание 22 . Какой экологический фактор оказывает сильное воздействие на изменение луговой экосистемы?
1) преобладание консументов второго порядка
2) видовой состав редуцентов
3) интенсивный выпас скота
4) обильное выпадение снега
Ответ: 3
22. Задание 22 . Какой фактор, влияющий на экосистему водоёма, относят к антропогенным?
1) повышение уровня воды после обильных осадков
2) бесконтрольный лов рыбы с помощью сетей
3) зарастание берегов озера осокой
4) размножение одноклеточных водорослей
Ответ: 2
23. Задание 22 . Примером действия антропогенного фактора служит
1) распространение гриппа
2) ультрафиолетовое излучение
3) разлив нефти в океане
4) заражение острицами
Ответ: 3
1. Задание 22 По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях
1) ослаблена конкуренция с местными видами растений
2) улучшено снабжение растений водой
3) увеличена концентрация минеральных веществ
4) отсутствуют растительноядные животные
Ответ: 1
2. Задание 22 Ярусное расположение растений в сообществе луга — приспособление к
1) использованию тепла
2) сохранению влаги
3) совместному обитанию
4) опылению насекомыми
Ответ: 3
3. Задание 22 Факторы, выходящие за пределы нормы реакции вида, называют
1) оптимальными
2) антропогенными
3) ограничивающими
4) абиотическими
Ответ: 3
4. Задание 22 Какова причина сокращения численности популяции лосей в биогеоценозе леса
1) недостаток корма
2) наступление дождливой погоды
3) понижение температуры
4) наступление осени
Ответ: 1
5. Задание 22 Назовите тип взаимоотношений лисиц и полёвок в биогеоценозе
1) конкуренция
2) хозяин-паразит
3) симбиоз
4) хищник-жертва
Ответ: 4
6. Задание 22 Что необходимо сделать для ограничения роста численности популяции растительноядных рыб в водоеме?
1) заселить водоём хищными рыбами
2) подкармливать водоросли минеральными удобрениями
3) заселить водоём цианобактериями
4) поднять уровень воды
Ответ: 1
7. Задание 22 Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к
1) перекрестному опылению
2) защите от ветра
3) использованию энергии света
4) уменьшению испарения воды
Ответ: 3
8. Задание 22 Конкурентные отношения в биоценозе возникают между
1) хищниками и жертвами
2) паразитами и хозяевами
3) продуцентами и консументами
4) видами со сходными потребностями
Ответ: 4
9. Задание 22 В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблюдалось сокращение численности растительноядных рыб вследствие
1) распространения среди них заболеваний
2) уменьшения численности паразитов
3) ослабления конкуренции между видами
4) сокращения их плодовитости
Ответ: 1
10. Задание 22 Взаимоотношения божьих коровок и тлей — пример
1) паразитизма
2) взаимопомощи
3) симбиоза
4) хищничества
Ответ: 4
11. Задание 22 К биотическим факторам среды относят
1) создание заповедников
2) разлив рек при половодье
3) обгрызание зайцами коры деревьев
4) поднятие грунтовых вод
Ответ: 3
12. Задание 22 При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?
1) если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями
2) если два близкородственных вида долго проживают на одной территории
3) если два близкородственных вида проживают на смежных территориях
4) если один вид выступает для другого в качестве ресурса
Ответ: 1
13. Задание 22 Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между
1) особями разных видов
2) популяциями разных видов
3) личинками и взрослыми формами
4) взрослыми особями вида
Ответ: 3
14. Задание 22 Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются
1) угнетением друг друга
2) ослаблением внутривидовой борьбы
3) созданием среды одними видами для других
4) формированием сходных признаков у разных видов
Ответ: 1
15. Задание 22 Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма
1) зародышевое
2) историческое
3) прямое
4) непрямое
Ответ: 4
16. Задание 22 Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют
1) конкуренцией
2) хищничеством
3) симбиозом
4) паразитизмом
Ответ: 4
17. Задание 22 Неограниченное истребление волков в экосистеме леса может привести к
1) распространению заболеваний среди лосей
2) смене растительного покрова
3) падению численности мышевидных грызунов
4) сокращению численности других хищников
Ответ: 1
18. Задание 22 Численность волков может быть ограничивающим фактором для
1) зайцев-русаков
2) соболей
3) медведей
4) лисиц
Ответ: 1
19. Задание 22 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы
1) создание высокой влажности
2) внесение органических удобрений
3) уничтожение сорняков гербицидами
4) привлечение хищных животных
Ответ: 4
20. Задание 22 Воздействию экологических факторов с относительно постоянными значениями подвергается
1) домашняя лошадь
2) майский жук
3) бычий цепень
4) человек
Ответ: 3
21. Задание 22 . Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные
Ответ: 2
22. Задание 22 . Разложение в экосистеме органических веществ редуцентами относят к факторам
1) абиотическим
2) биотическим
3) антропогенным
4) ограничивающим
Ответ: 2
23. Задание 22 . В симбиозе живут
1) человек и пиявка
2) печеночный сосальщик и корова
3) клубеньковые бактерии и горох
4) муха и венерина мухоловка
Ответ: 3
24. Задание 22 . К биотическим экологическим факторам относится
1) влажность воздуха
2) солёность воды
3) большое разнообразие растений
4) количество солнечных дней в году
Ответ: 3
25. Задание 22 . К паразитам растений относится
1) бледная поганка
2) гриб трутовик
3) мухомор
4) ложный опёнок
Ответ: 2
26. Задание 22 . Межвидовая конкуренция приводит к
1) приспособлению видов к разным условиям в пределах ареала
2) вымиранию одного из видов
3) повышению жизнеспособности особей в популяции
4) смене типа межвидовых отношений
Ответ: 1
27. Задание 22 . Преимущество метаморфоза у насекомых перед прямым развитием проявляется в
1) снижении конкуренции между личинкой и имаго
2) питании более полезной пищей
3) большей плодовитости
4) в большем распространении
Ответ: 1
28. Задание 22 . Какой из указанных факторов является биотическим?
1) залежи каменного угля
2) парниковый эффект
3) насекомые-вредители
4) концентрация кислорода в воздухе
Ответ: 3
29. Задание 22 . Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам
1) климатическим
2) антропогенным
3) биотическим
4) абиотическим
Ответ: 3
30. Задание 22 . Приспособление аскариды к обитанию в организме человека —
1) развитые кровеносная и нервная системы
2) хорошо развитые органы чувств
3) плотные покровы тела
4) наличие трахей
Ответ: 3
31. Задание 22 . В основе строения и жизнедеятельности какого организма лежат симбиотические отношения?
1) лишайника
2) хвоща
3) мха
4) плауна
Ответ: 1
32. Задание 22 . Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме?
1) изменение численности растительноядных рыб
2) отлов рыбы сетями
3) изменение температуры воды
4) заболачивание водоёма
Ответ: 1
33. Задание 22 . К какому типу относят межвидовые отношения между обитающими в одной экосистеме волком и лисицей?
1) комменсализму
2) хищничеству
3) конкуренции
4) симбиозу
Ответ: 3
34. Задание 22 . Примером симбиоза могут служить отношения
1) осины и подосиновика
2) березы и зайца
3) волка и лисы
4) человека и коровы
Ответ: 1
35. Задание 22 . Примером симбиоза могут служить отношения
1) лисы и зайца
2) опенка и оленя
3) человека и кишечной палочки
4) человека и пшеницы
Ответ: 3
36. Задание 22 . Консумент первого порядка обозначен цифрой
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: 4
37. Задание 22 . Пчёлы по отношению к опыляемым ими цветковым растениям — пример фактора
1) биотического
2) ограничивающего
3) абиотического
4) антропогенного
Ответ: 1
38. Задание 22 . Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями?
1) конкурентные
2) паразит – хозяин
3) хищник – жертва
4) симбиотические
Ответ: 1
39. Задание 22 . Самая низкая биомасса продуцентов характерна для
1) лугов и болот
2) смешанных и хвойных лесов
3) тропических дождевых лесов
4) тундры и пустыни
Ответ: 4
40. Задание 22 . Какие отношения устанавливаются между актинией и раком-отшельником?
1) альтруизм
2) хищничество
3) симбиоз
4) паразитизм
Ответ: 3
41. Задание 22 . Какие отношения устанавливаются между кишечной палочкой и человеком?
1) паразитизм
2) альтруизм
3) хищничество
4) симбиоз
Ответ: 4
42. Задание 22 . Редуцентами в биогеоценозе леса являются
1) кроты
2) муравьи
3) грибы
4) личинки жуков
Ответ: 3
43. Задание 22 . К консументам первого порядка относятся
1) скворцы
2) бабочки
3) совы
4) летучие мыши
Ответ: 2
44. Задание 22 . Фактором, сдерживающим неограниченное увеличение численности популяции зайцев, может быть
1) снижение урожая капусты
2) снижение численности волков
3) увеличение числа паразитов
4) увеличение ядовитых грибов
Ответ: 3
45. Задание 22 . Продуцентом в экосистеме НЕ является
1) росянка
2) венерина мухоловка
3) раффлезия
4) кактус
Ответ: 3
46. Задание 22 . Примером нахлебничества (комменсализма) могут служить отношения между
1) кротом и дождевым червём
2) акулой и рыбой-прилипалой
3) грибом и водорослью в лишайнике
4) кукушкой и другими птицами
Ответ: 2
47. Задание 22 . Примером взаимовыгодной кооперации могут служить отношения
1) бычьего цепня и коровы
2) рака-отшельника и актинии
3) человека и мухи це-це
4) трутовика и берёзы
Ответ: 2
Категория: Биология | Добавил: (13.01.2016) Просмотров: 1 | Теги: Факторы | Рейтинг: 0.0/0 |
xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai
Листопад. Факторы, его вызывающие
Листопадом называют явление массового опадания листьев. Растения, которые хотя бы недолго находятся у безлистном состоянии, называют листопадными. Вечнозеленые растения целый год несут зеленые листья, которые по мере старения постепенно заменяются новыми. У большинства растений – у листопадных, и вечнозеленых – листья живут несколько месяцев. У некоторых вечнозеленых растений субтропиков, тайги, тундры и высокогорья продолжительность жизни листьев намного больше. Но листья все равно опадают, поэтому понятие вечнозеленые условно. Вечнозеленость не всегда связана с продолжительностью жизни отдельного листа. Обязательным для всех вечнозеленых растений свойством является распускание новых листьев тогда, когда еще не опали старые.
Листопад как биологическое явление связан с процессом старения листьев, во время которого:
- постепенно уменьшается интенсивность фотосинтеза и дыхания;
- происходит пожелтение или покраснение, обусловленное разрушением хлорофилла и накоплением других пигментов – каротиноидов и антоциана;
- в тканях откладываются некоторые соли и уменьшается содержание углеводов и аминокислот.
В процессе старения листа двудольных древесных растений у его основания формируется отделяющий слой, по которому лист и отделяется от стебля. При этом проводящие элементы закупориваются, а раневая поверхность затягивается коровыми клетками и превращается в листовой рубец. У однодольных и травянистых двудольных отделяющий слой не образуется, а листья отмирают и разрушаются постепенно, вместе со стеблями.
У листопадных деревьев и кустов сбрасывание листьев на зиму имеет важное приспособительное значение, поскольку дает возможность уменьшить потери воды тогда, когда в связи с похолоданием замедляется ее поступление в растение. У растений пустынь и полупустынь наоборот наблюдается летний листопад. Это дает им возможность пережить критический период высоких температур и значительной сухости воздуха с наименьшими потерями воды.
Схематическое изображение строения полного простого листа: 1 — листовая пластинка; 2 — черешок; 3 — влагалище; 4 — прилистники; 5 — основание листа; 6 — верхушка листовой пластинки; 7 — край листовой пластинки; 8 — средняя жилка; 9 — боковые жилки; 10 — основание листовой пластинки.
Схематическое изображение анатомического строения листа: 1 — кутикула, 2 — верхний эпидермис; 3 — палисадная ткань; 4 — хлорофилловые зёрна; 5. 6 — воздухоносные межклетники; 7 — губчатая ткань; 8 — крупный воздухоносный межклетник, или т. н. дыхательная полость устьица; 9 — замыкающая клетка устьица; 10 — нижний эпидермис в разрезе; 11 — нижний эпидермис в плане; 12 — кутикулярный валик.
studopedya.ru
Зависимость строения листа от экологических условий. Листопад — реферат
12. Зависимость строения листа от экологических условий. Листопад
Среди компонентов живого вещества биосферы наиболее существенным фактором нейтрализации газообразных токсикантов является растительность и особенно древесно-кустарниковые насаждения и естественные лесные массивы (Сергейчик, 1984). Поэтому одним из перспективных подходов для биологической характеристики воздушной среды является оценкисостояния древесных растений по степени их газоустойчивости к промышленным выбросам (Соловьева, 2001).На скорость проникновения токсических ионов и молекул через покровные ткани оказывают влияние их размеры. Так, интенсивность поступления их в листья увеличивается при гидратации, что бывает в период осадков, туманов и росы. Поступление токсических веществ в листья через покровные ткани сокращается, хотя и не прекращается совсем в неблагоприятных погодных условиях (Гетко, 1989), например, при длительной летней засухе (Тарабрин, 1974).Большинство токсикантов (соединения углерода, серы, азота) в низких концентрациях могут служить источником необходимых растению макро- и микроэлементов. И в этом случае клетка обладает механизмами активного транспорта ионов через плазмалемму. В общих чертах этот механизм действует согласно с клеточным метаболизмом до тех пор, пока ионы или другие вещества не нарушают внутриклеточных реакций (Гетко, 1989).Поступающие в лист фитотоксиканты неравномерно распределяются в пределах листовой пластинки и всего растения. Большинство из них транспортируется по ксилеме на верхушку или края листовой пластинки. Проникшие в цитоплазму токсические соединения сосредоточиваются в основном в вакуолях (Соловьева, 2003). Распространение и распределение атмосферных токсикантов, в тканях листа при закрытых устьицах, может быть представлено в следующей последовательности: поглощенные кутикулой газы диффундируют в нижерасположенные оболочки эпидермальных клеток, частично проникают в клетки, но в основном распространяются по свободному пространству к соседним клеткам и достигают проводящих сосудов (Илькун, 1982).Если токсические газы проникают через устьица, то они насыщают оболочки клеток, выстилающих дыхательные полости и каналы, растворяются в воде, и одна их часть проникает в клетку, а другая вместе с током воды транспортируется по жилкам до мест потребления (Гетко, 1989).Однако не все элементы распределяются в растении по указанному пути. Распространение и распределение токсических веществ разной химической природы в пределах листовой пластинки и всего растения контролируется не структурой проводящих тканей, а избирательным поглощением каждого из них в отдельности и зависит от концентрации токсического вещества, скорости его поступления в лист и передвижения по сосудам (Косулина, 1993). При медленном поступлении, но быстром оттоке по ксилемным сосудам токсические соединения сосредоточиваются на верхушке и периферии листа, в результате чего появляются глубокие и необратимые нарушения. Так, по краям листа в условиях постоянного загрязнения воздуха газообразными токсикантами содержится в 10-50 раз больше фтора, окислов серы, азота, чем в серединной его части (Илькун, 1978). Илькун Г.М. (1978) наблюдал, что вместе с транспортными метаболитами из сформированных листьев экспортируется часть накопленных токсических веществ. Накопление в молодых листьях высоких доз токсических веществ, поступающих из средневозрастных листьев, может вызвать полную их гибель и опадение. Аккумулирующиеся в побегах путем оттока из листьев и притока из корней токсические соединения передвигаются к меристематическим тканям в период их активного состояния и отрицательно влияют на рост побегов, листьев и формирование генеративных органов (Тутаюк, 1972).Реакция на действие атмосферных газообразных токсикантов в большинстве случаев носит двухфазный характер:
· увеличивается активность функциональных приспособлений;
· происходит угнетение метаболизма.
Соотношение этих двух фаз в значительной мере определяет степень газоустойчивости растений (Тарабрин, 1974). На деревьях в зонах высокой загазованности много недоразвитых деформированных листьев, уже в начале лета проявляется омертвление их тканей, начинающееся с краев, а затем распространяющееся к середине. Листья темнеют, засыхают и опадают, чем сокращается продолжительность жизни растений (Битюкова, 2004). В условиях промышленно-загрязненной среды древесные растения имеют более мелкие листья, большую толщину эпидермиса, меньшие размеры клеток ассимиляционной паренхимы и устьиц, большее количество устьиц на единицу площади листа. Усиление ксероморфности в строении листьев часто способствует повышению их газоустойчивости (Исаченко, 1938; Николаевский, 1967). Под действием загрязняющих веществ, происходит подавление фотосинтеза, нарушение водообмена, многих биохимических процессов, снижение транспирации, общее угнетение роста и развития растений. Это приводит к изменению окраски листьев, некрозу, опадению листьев, изменению формы роста, ветвлению и т.д. (Хвастунов, 1999).Накапливаясь в тканях листа сверх допустимого уровня, токсикант вызывает у растений различные нарушения в структурной организации и функциональной деятельности. Начальными признаками поражения являются снижение транспирации и фотосинтеза, ухудшение поглощающих функций корня. Эти сдвиги вначале обратимы, но по мере накопления отравляющего вещества происходят резкие изменения ультраструктуры клеток (разбухание оболочки, нарушение структуры митохондрий и хлоропластов), а затем и ухудшение углеводного, белкового и фосфорного обм Листопад, опадение листьев у растений, обычно у деревьев и кустарников, изредка — у трав (крапива, недотрога). Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растения на какой-либо срок теряют все листья, их называют листопадными. Листопадные деревья во влажно-тропических лесах стоят без листьев иногда всего несколько дней. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически или постепенно. Л. — нормальный физиологический процесс, связанный со старением листьев. Лист живёт обычно менее 1 года, реже до 2—5 лет, очень редко — 25 и более лет (у ели Шренка). Перед Л. в листьях происходят глубокие биохимические, физиологические и структурные изменения. Зелёный пигмент — хлорофилл обычно разрушается; более стойкие — жёлтые и оранжевые пигменты — каротиноиды сохраняются дольше и обусловливают осеннюю окраску листьев. Питательные вещества, особенно белки, из клеток стареющего листа оттекают в запасающие органы, к точкам роста и к растущим молодым листьям. В старых листьях часто накапливаются некоторые соли и образуются кристаллы щавелевокислого кальция. Механизм Л. связан с появлением у основания листа так называемого отделительного слоя из легко разъединяющихся паренхимных клеток. Проводящие пучки, удерживающие лист на стебле, разрываются под тяжестью листа и порывами ветра. В некоторых случаях (при резких понижениях температуры, засухе, появлении вредных газов в воздухе и т. д.) листья могут быстро отмирать, не успев образовать отделительный слой, и вследствие этого долго держатся на растении в засохшем состоянии. Листопадность характерна главным образом для растений климатических поясов с ярко выраженным неблагоприятным сезоном: в умеренной зоне — зимой, в субтропической и тропической — в период засухи. Л. — выработанное в процессе эволюции приспособление к уменьшению в неблагоприятных условиях поверхности надземных органов, что сокращает потерю влаги, в многоснежные зимы предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега.У древесных растений умеренных широт подготовка к осеннему Л. начинается задолго до наступления морозов в связи с изменением длины светового дня. У многих вечнозелёных растений периодический Л. связан с развёртыванием молодых листьев (весной, летом). Т. И. Серебрякова.енов (Майснер, 1981).
Одно из важнейших осенних явлений — листопад знаменует окончание ассимиляционной деятельности у деревьев и кустарников. Само явление листопада состоит из нескольких фаз, диагностировать которые весьма затруднительно. Трудности связаны, прежде всего, с тем, что наблюдение приходится вести над всей кроной дерева, причем осенние явления у деревьев и кустарников протекают довольно медленно. Даже в пределах одного вида наблюдается значительная разновременность раскраски листьев и начала листопада: сказывается раса, возраст и условия обитания наблюдаемых экземпляров (характер почвы, близость грунтовых вод, экспозиция местности). В целом характер прохождения осенних фаз, в том числе и листопада у растений сопряжен как с режимом погоды осенью, так и с особенностями их развития весной и летом текущего года и даже с условиями перезимовки. Начало листопада. Подфазу отметьте днем, когда листья принимаются падать независимо от ветра. Если слегка потрясти ветки, в воздухе закружится несколько опавших листьев. Под деревьями виднеется свежий отпад. Листопад поначалу малозаметен, особенно в пору начала пожелтения крон. Вынужденный сброс листвы при засухе или из-за поражения болезнями и насекомыми считается явлением ненормальным и к началу естественного листопада отношения не имеет. У некоторых деревьев (например, у клена и дуба) листопад начинается лишь после значительной раскраски крон. Подфазу «начало листопада» легко отметить у осин, осокорей и у части ив. Массовый листопад. Проходит под значительным влиянием снижающейся температуры воздуха и почвы. В теплую осень раскраска листвы бывает весьма яркой, да и начинается это явление раньше. Ненастной осенью отмирание листвы и ее опадение затягиваются, но в период возврата тепла кроны дружно желтеют и осыпаются. Массовый листопад отмечают датой, когда половина экземпляров наблюдаемой породы интенсивно сбрасывает листья. Кроны редеют, сквозят. Ясень, тополь, ольха и осина могут иногда буквально за день сронить листья. Поэтому следить за ними нужно чаще, особенно в ветреную Погоду. После заморозков листопад тем более усиливается.
Окончание листопада. Подфазу регистрируют днем, в который наблюдаемые деревья или кустарники полностью обнажились от листвы. Те немногие листья, что задержались на вершинах крон, во внимание не принимаются. Признаки конца опадения хвои у сосен — освобождение от хвои внутренней части кроны, отчего она снова выглядит зеленой, хотя и более разреженной. У елей опадение хвои начинается в ноябре, и процесс этот растягивается на длительное время. Отпад хорошо заметен на поверхности снежного покрова. Сброс хвои в ветреные дни усиливается. Интересно, что при быстрой раскраске крон листопад протекает скорее, чем при медленном пожелтении листвы или ее внезапном побурении. Впрочем, в березняках бурая листва опадает поспешнее желтой, в осинниках быстрее оголяются карминово-красные кроны. В пору листопада у многих деревьев закладываются почки возобновления. Освободившись от листьев, растения вступают в длительный период относительного покоя
16. Дайте определение побега и его схематический рисунок.
Побе́г (лат. córmus) — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками
ПОБЕГ — стебель с листьями, а также с верхушечной и пазушными почками; состоит из узлов и междоузлий. Благодаря пазушным почкам П. способен к ветвлению и образованию большого количества листьев. Определенным гр. растений присущ тот или иной тип ветвления (см. Ветвление побега). Расположение листьев на П. может быть различное: очередное, супротивное и мутовчатое.
В сезонном климате умеренных широт рост и развитие побегов из почек носит периодический характер. У кустарников и деревьев, а также у большинства многолетних трав это происходит один раз в году — весной или в начале лета, после чего формируются зимующие почки будущего года, а в конце лета — осенью рост побегов заканчивается. Побеги, вырастающие из почек за один вегетационный период раз в год, называют годичными. Однако формирование новых побегов из почек в течение астрономического года может быть и неоднократным. У растений, когда их вегетационный цикл состоит из нескольких периодов роста, разделённых слабо выраженными периодами покоя, нарастающие побеги называются элементарными. Так, два элементарных побега в год нередко образуются у дуба: первый — весной, второй — в середине лета; побеги летнего периода называют ивановыми побегами. У цитрусовых, чайного куста, многих тропических деревьев образуется 3—7 элементарных побегов в год. У многих многолетних трав годичные и элементарные побеги чётко не разграничены. Побеговая система травянистых поликарпиков состоит из побегов, которые после плодоношения не отмирают полностью, а их базальные участки с почками возобновления сохраняются. Это так называемые монокарпические побеги. В зависимости от длительности периода от раскрытия почки до плодоношения их делят на моноциклические (цикл развития побега завершается в течение одного вегетационного периода), дициклические (два года) и полициклические (три и более лет). Побеги, отмирающие, не доходя до цветения и плодоношения, называют побегами с неполным циклом развития.
61. Диаграммы и формулы цветка. Приведите формулы цветков двух видов растений
Формула цветка — условное обозначение строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр.Начиная с XIX века, в учебной работе и научных исследованиях по ботанике для большей наглядности стали использовать формулы и диаграммы цветка.
128. Микроспорогенез (образование микроспор в гнездах пыльника).
Строение мужского гаметофита (пыльцевого зерна
Микроспорогенез – процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры формируются из материнских клеток – микроспороцитов, имеющих диплоидный набор хромосом. В результате мейоза каждая материнская клетка образует четыре гаплоидных микроспоры. Микроспоры быстро обособляются друг от друга.
Все развитие мужского гаметофита, включая образование мужских гамет, сводится лишь к двум митотическим делениям. Первое из этих делений происходит всегда под защитой оболочки микроспоры, которая превращается в новое образование — пыльцевое зерно. Второе деление совершается в одних случаях в пыльцевом зерне, а в других — лишь позднее, в пыльцевой трубке. В результате зрелые пыльцевые зерна бывают двух клеточными или трехклеточными, причем двухклеточные встречаются значительно чаще, чем трехклеточные, и известны приблизительно у 70% цветковых растений. Еще в 1926 г. известный немецкий эмбриолог растений П. Шюргоф пришел к выводу, что в процессе эволюции трех клеточная пыльца возникла из двухклеточной. Он справедливо считал, что прохождение обоих делений внутри пыльцевого зерна, в то время как последнее еще не отделилось от материнского растения, является прогрессивным, так как в этом случае развитие мужского гаметофита происходит под надежной защитой спородермы и более быстро. Действительно, двухклеточная пыльца характерна для многих относительно примитивных групп, в том числе для всех представителей порядков магнолиевых, лавровых, нимфейных, лютиковых, а трехклеточная пыльца встречается чаще у более подвинутых порядков, в том числе у всех сложноцветных и злаков.
Перед началом первого митотического деления ядро микроспоры переходит из центрального положения в периферическое. В результате деления образуются две, как правило, неравные клетки — маленькая, обычно пристенная генеративная клетка и большая сильно вакуолизированная клетка-трубка (широко известная также под неудачным названием вегетативной клетки). Генеративная клетка вначале прилегает к оболочке микроспоры (чаще всего против апертуры), но вскоре становится выпуклой, все более и более вдается в клетку-трубку, наконец, совсем отделяется от оболочки и полностью погружается в цитоплазму клетки-трубки, где лежит свободно. Генеративная клетка окружена топкой, прозрачной и легкопроницаемой оболочкой и принимает эллипсоидальную или веретенообразную форму. Создается совершенно уникальная ситуация, когда одна клетка помещается внутри другой. Дальнейшая судьба этих двух клеток глубоко различна. В результате вторичного деления (происходящего внутри оболочки пыльцевого зерна или позднее в пыльцевой трубке) из генеративной клетки образуются две безжгутиковые мужские гаметы — спермии, а клетка-трубка больше не делится и дает начало пыльцевой трубке.
referat911.ru