Комнатные растения рассказ. Классный час на тему Комнатные растения - путешественники"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Классный час "Путешествие с комнатными растениями". Комнатные растения рассказ


Читать книгу Сказки комнатных растений Ольги Яралек : онлайн чтение

Ольга ЯралекСказки комнатных растений

Глава 1Бабушкина плакса

Мои родители уехали в командировку на целый год. Так я оказалась у бабушки с дедушкой в Питере. Тогда я даже представить не могла, как мне у них понравится! А началось всё так…

– Кушай, Алина, – сказала бабушка, поставив передо мной тарелку горохового супа, – а я пойду цветы полью.

Я ела суп и смотрела, как бабушка поливает цветы. Вообще – то я к комнатным растениям равнодушна. С ними много возни, а это мне не нравится. У бабушки столько растений! Горшки с цветами стоят на подоконниках, на полках, на шкафах и на полу. Ну, как в теплице! Бабушка их очень любит: протирает им листья, сбрызгивает водой, пересаживает и даже разговаривает с ними. Вот только одно мне непонятно: если она их так любит, то почему не кормит?

– Баб! Бабуля!

– Что тебе?

– А ты почему растениям пить даёшь, а есть – нет?

– Что за глупость? – ответила бабушка и ушла с лейкой в другую комнату.

«Почему глупость?» – подумала я, булькая ложкой в супе. – «Ну, допустим, котлеты с лапшой им давать не нужно. Не смогут они их пережевать. Нечем. А вот суп… Суп должен им понравиться!»

Я вышла из-за стола и подбежала к самому большому бабушкиному растению – нашей монстре! Её почти так и зовут – монстера! Чудное название! Хотя, конечно, не чуднее, чем аспарагус Спренгери или какая– нибудь аспидистра Элациор (у бабушки все горшки с растениями подписаны). Монстеру я люблю, это мой друг. Она удивительная! Во– первых, занимает половину бабушкиной кухни. Во-вторых, у неё листья дырявые. Да-да! Мало того, что огромные, и под одним из них могут поместиться сразу две моих головы (если бы их у меня было две), так ещё и дырявые! Когда я её увидела, всё удивлялась, кто же мог вырезать в листьях ровные овальные дырочки? Меня осенила идея: я побежала за ножницами и, пока никто не видел, попыталась вырезать такие же отверстия в листьях кордилины. Получилось плохо, лист рвался, к тому же вошла бабушка… А ещё у монстеры множество усов! Они висят в воздухе. Вроде бы, монстера – это она, а усы есть! Короче, монстра! А подружились мы с ней вот как. Я выскочила раздетой во двор, а бабушка сказала, что больше не хочет меня видеть, потому что я её не слушаюсь и не одеваюсь, а должен быть дождь. Если я промокну и заболею, лечить меня она не будет! Я заплакала и уселась под широкими листьями монстеры. Я плакала, плакала и тут…

– Кап! Кап! Кап! Кап!

Монстера стала плакать вместе со мной! Я так удивилась, что перестала реветь и побежала рассказывать обо всём бабушке.

– Ну, что тебе сказать! Наверное, она тебя пожалела так сильно, что сама расстроилась. Она твой друг.

С тех пор я дружу с монстерой и правильно выговариваю её название.

– Вот тебе супчик, поешь! – сказала я, забираясь под широкие листья и пробираясь к кадке. Только я собралась опрокинуть тарелку, как …

– Не выливай супчик, Алиночка! – послышался приглушённый голос.

Я быстро повернулась назад! Нет, не бабушка. Тогда кто? От страха я онемела.

– Кто это говорит? – пропищал другой голосок совсем рядом.

– Я, Монстера.

Тарелка в моих руках дрогнула.

– Эй ты! Не урони меня!

На самом краю тарелки сидела, как мне показалось, очень знакомая девочка.

– Чего смотришь? Давно не виделись!

– Ты кто?

– Твоя Глупость, разумеется! – ответила девочка, взлохмачивая волосы на голове. – Выливай суп и посмотрим, что будет!

– Не выливай, Алиночка. Мне ничего, кроме водички не нужно! – взмолилась Монстера. – Всё питание я беру из земли, а бабушка хорошо её удобряет минеральными веществами.

– Это как пищевые добавки? – уточнила я.

– Считай пищевыми, только для растений они минеральными веществами называются.

– То-то ты вся дырявая от своих добавок! – зазвенел голосок Глупости. Она зацепилась руками за ус Монстеры и раскачивалась на нём. – А эти верёвки мне нравятся!

– Ой! Не оторви! – спохватилась я и, поставив тарелку на пол, начала ловить свою Глупость.

Оказалось, это не так-то просто! Глупость словно перелетала с одного уса на другой, показывала мне язык и строила рожи.

– Не надо делать мне замечаний! Я сама знаю, что ой, а что не ой!

– Не переживай, Алиночка, такая крошечная девочка не сможет мне навредить.

«Ты её не знаешь», – подумала я.

Только теперь я поняла, на кого похожа Глупость. Я её каждый день в зеркале вижу…

– Думаю, тебе понравится в моём лесу. Там можно прыгать с лианы на лиану и раскачиваться на них, как на качелях, – сказала Монстера Глупости.

– В каком это лесу? Ты же из горшка! – Глупость захохотала, опрокинув голову назад так, что чуть не свалилась с листа, на который уже успела перебраться.

– Ну, не всегда же я сидела в горшке! Алиночка, я приглашаю тебя в небольшое путешествие. Мне давно хотелось рассказать тебе о себе.

– Ничего я слушать не желаю! – ответила Глупость. – Мне и знать ничего не нужно, я и так всё знаю.

– А тебя, по-моему, никто не приглашал, – возразила я.

– Меня не нужно никуда приглашать, я везде сама хожу! – Глупость выгнула живот, сложив руки на груди.

– Я покажу, где живу! – сказала Монстера. – Для этого нужно нырнуть в любое отверстие моего листа.

– Ерунда какая! – сказала Глупость, а сама быстро юркнула в отверстие.

Как же я удивилась, когда упрямица не выскочила с обратной стороны листа!

– Куда она делась…

– Она уже лесу.

– Да как же мне от неё отвязаться? – рассердилась я.

– А что бабушка говорит?

– Бабушка говорит, что от своей глупости не уйти. Так и буду с ней жить, пока не поумнею.

– Твою бабушку мы все уважаем. Раз так говорит, значит, знает. Ну, что ж, идём?

– Идём, только как же я пролезу в такую маленькую дырочку?

– А ты пальчик опусти. Только не бойся ничего!

Я выбрала самый большой лист и самое большое на нём отверстие, опустила палец и…

Меня закрутило, завертело и куда-то потянуло, как в пылесос!

Когда мелькание прекратилось, я не поверила своим глазам!

Кругом стоял огромный лес – но не тот светлый сосновый, в который мы ходим с дедушкой по грибы. В полумраке, прорезанном нитями света, стояли гигантские деревья без сучков и веток. Их кроны смыкались где– то наверху да так, что неба не было видно! В кронах стоял туман. Между деревьями висели канаты и зелёные гирлянды, их было очень много! Так много, что они сплели все деревья между собой! Растения были везде – на земле и в небе! Листья, стебли, плоды, цветы – всё перемешалось.

«Как же тут ходят?», – подумала я.

– Задыхаюсь! – закричал знакомый мне голосок. – Где вы есть! Тут совершенно нечем дышать!

«Действительно, как в бане», – подумала я.

– Это тропический лес! – ответил громкий и раскатистый голос.

Глупость присела от страха, а я во все глаза смотрела, как огромная сказочная «змея», обвивающая высоченное дерево, начала разматываться и спускаться вниз. Это была наша Монстера!

– Какая ты огромная! Ты не кустик, а целое дерево! – воскликнула я.

– Нет, Алиночка! Я не куст и не дерево, я лиана.

– Это что разн… – Глупость замерла и закатила глаза, что-то вспоминая, – разновидность змей?

– Так называются те из растений, которые ищут для себя опору, потому что не могут самостоятельно вертикально держать свой стебель.

– Подумаешь, лиана какая-то! Даже стоять-то не может!

Мне стало стыдно за свою Глупость! Ведь то, что она сейчас говорила, были мои слова! Только я не всегда успеваю их вслух произнести. И очень хорошо, что не успеваю, а то как бы это выглядело глупо со стороны. На меня иногда как найдёт! Сама себе не рада.

– И сколько же ты метров? – поинтересовалась я, смутившись.

– Метров 20, наверное. Нравится тебе мой лес, Алина?

– Нравится! – воскликнула я. – Только как же по нему ходить?

– Непролазная чаща! – возмутилась Глупость.

– В нашем лесу без топора человек не пройдёт, – ответила Монстера. – И тот путь, который вы бы прошли в сосновом лесу за 15 минут, здесь можно преодолеть, с помощью топора, часов за семь.

– Вот это да! – воскликнула я.

«Бах! Бах-бах-бах-бах!» – неожиданно забарабанило всё кругом.

– Убивают! – завопила Глупость.

Гул, грохот, молнии! Я смотрела во все глаза и не могла понять, что случилось.

– Это тропический ливень. Прячьтесь под мои листья, – скомандовала Монстера, накрывая нас собой.

– Ты вся дырявая! – старалась перекричать шум дождя Глупость, но её почти не было слышно.

Мы встали между двумя отверстиями в листе и смотрели, как вода льёт стеной. Ничего подобно я не видела! Бабушка иногда говорила про дождь, который льёт как из ведра. Я всё понять не могла, как это. Теперь поняла! На небе кто-то взял огромное бездонное ведро и перевернул его нам на голову! Всё прекратилось также быстро, как началось. Ни одной лужи! И листья почти сухие!

– Что за волшебство такое? – изумилась я. – Вылилось столько воды! Где она?

– Никакое не волшебство – хорошо работают сливы, – брякнула Глупость.

– Какие сливы, мы же в лесу! – отмахнулась я. Глупость начала меня раздражать. Лезет и лезет со своими глупостями!

– Чудес и правда никаких нет, – ответила Монстера. – Вода уже впиталась в почву и всасывается корнями, а затем будет испаряться листьями. Мы, растения, как гигантские насосы, выкачиваем воду, превращая её в пар. Видишь туман в кронах? Это и есть испарившаяся вода.

– Твои листья почти сухие, словно и не было ливня!

– Мой лист глянцевый, кожистый. Он скользкий и прочный. Вода скатывается с меня, даже не смачивая. К тому же, лист весь изрезан по краям и пронизан отверстиями, в которые стекает вода, падающая с громадной силой. Если мой лист станет цельным, то под тяжестью воды он сломается или ещё хуже…

– И зачем такие лопухи отращивать! – ляпнула Глупость.

– Если лист будет цельным, то после дождя в нём наверняка скопится вода, а в застоявшейся воде заведутся грибы и лишайники, которые сначала разрушат лист, а потом погубят весь мой организм.

Я покраснела после такого грубого вопроса Глупости, но всё-таки тоже спросила:

– Так зачем же тебе большой лист? С маленькими листьями не было бы столько проблем.

– Всё правильно, но только как мне добыть свет! Посмотри, ты видишь солнце?

– Нет, не вижу, – с сожалением ответила я.

– И я не вижу, – вздохнула лиана. – Но чтобы жить, мне нужен свет! А света мы получаем ровно столько, сколько его попадает на лист. Чем его площадь больше, тем больше световых лучиков мы поймаем. Нам, лианам, ещё хорошо: мы можем забраться по дереву на самый верх, а там, конечно, больше света! А те, кто живут на земле, посмотри, какие у них листья!

Лиана подняла меня высоко над землёй, только тут я обратила внимание, какие гигантские тёмно-зелёные листья меня окружали!

Оказавшись в воздухе, Глупость подпрыгнула и повисла на одной из верёвок, свисающей откуда-то сверху.

– Не нравится мне здесь! Верёвок понавесили!

– Это мои корни, – сказала Монстера.

Я чуть было не закрыла себе рот руками, так как только что собиралась узнать про свисающие корни. Только я ещё хуже Глупости, потому что называла их «усами».

– Корни? – удивилась я. – А разве корни не в земле должны сидеть?

– Я знаю! Это любопытные корни, которые вылезли посмотреть, что наверху делается, – сострила Глупость.

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, зачем растению корни, – ответила Монстера.

– Они держат растение в земле, – предположила я.

– Верно. Ещё корни нужны для того, чтобы всасывать воду и минеральные вещества из почвы. Это наше питание. Есть растения, которые откладывают в корни питательные вещества про запас, тогда их называют корнеплоды.

– Не знаю таких! – отрезала Глупость.

– Морковка, например, – ответила Монстера. – Но корни бывают и необычными, например, воздушными. Они умеют добывать воду из воздуха, такого влажного, как у нас в тропиках. А могут быть дыхательными – эти корни умеют дышать, как листья. Ходульными – тогда они служат подпорками кронам деревьев. Мои – воздушные корни, это дополнительная влага и питание. Тут Монстера заплакала.

– Кап. Кап-кап-кап.

– Что случилось? Ты не обиделась? – забеспокоилась я.

– Мало здесь сырости, что ли? – съязвила Глупость.

– Всё в порядке, Алиночка. Я, не обиделась, а так воду испаряю. Ведь воздух вокруг тёплый и влажный, выделять пар больше некуда, а корни подают воду постоянно. Вот я и придумала собирать лишнюю влагу в капельки да сбрасывать «слёзками». Но так происходит не всегда. В сухом воздухе я не «плачу». А вот перед дождём, в пасмурную погоду лучше рядом со мной не садиться. Под дождь попадёшь даже дома!

Я покачала головой от удивления:

– А я думала, ты из-за меня плакала! Мы с бабушкой тебя плаксой прозвали. Какая ты удивительная!

– А теперь, как радушная хозяйка, я вас угощу.

– Угостишь? Чем?

– Своими плодами, конечно!

– Какими плодами? – удивилась я. – У тебя разве бывают плоды? Мы с бабушкой даже цветков твоих не видели!

– Это в гостях я не цвету, а дома…

С этими словами Монстера опустила передо мной замечательный кожистый цветок нежно-лимонного цвета. Внутри цветка сидел длинный початок, который со всех стон облепили плоды-ягоды.

– Ну, и что за кукурузу ты нам предлагаешь? – скривилась Глупость.

Я положила в рот одну ягоду из початка.

– Как вкусно! Словно сочный и ароматный ананас!

Глупость тут же начала уплетать ягоды за обе щеки.

– Спасибо тебе, Монстера, за угощение и интересный рассказ. Но, боюсь, бабушка меня обыскалась!

– Конечно, возвращаемся, – ответила «плакса». – Опусти пальчик в отверстие моего листа.

Всё снова закрутилось, завертелось, и я вернулась в нашу комнату под широченные листья Монстеры. Глупость стояла рядом. К сожалению, она никуда пропала.

«Неужели мне никогда от неё не отвязаться?»

В руках Глупость держала тонкий длинный лист.

– Батюшки! Ты где это взяла? – закричала я. – Ты что, не знаешь, что рвать ничего нельзя?

– Тебя не спросила! Там же и взяла, где была!

– Это лист Драцены, моей хорошей знакомой, – вздохнула Монстера.

– А она такая же удивительная, как и ты?

– Думаю, ещё удивительнее: ведь в ней течёт кровь дракона…

– Да?

Тут дверь открылась и вошла бабушка.

– Ты почему на полу сидишь? И суп не съела!

Бабушка подняла с пола тарелку и лист драцены.

– Откуда он у тебя? У нас нет такого растения.

– Я знаю, – заговорщически подмигнула я монстере. Монстера мне не ответила. Передо мной стояло обычное домашнее растение в кадке. Глупость тоже куда-то подевалась, но этому-то я была рада.

– Бабуля! Я теперь про монстеру столько знаю! Хочешь, расскажу?

Бабушка смотрела на меня, приподняв очки.

– Зачем ей воздушные корни, и почему у неё такие странные листы, и почему она плачет, и почему ей суп не нужен! – перечисляла я. – Она удивительная!

– Да, она удивительная. Правильно. Так с латыни её название переводится, но откуда ты всё это узнала?

– Мне Монстера рассказала, – ответила я.

– А… Ну, если Монстера, то конечно, – с интересом взглянула на меня бабушка.

– Про Драцену узнать бы… – пробормотала я, крутя в руках узкий лист.

Глава 2Дерево дракона

Сколько дней уже прошло… Я всё вокруг монстеры хожу, но ничего не происходит. То поглажу ей ус-корешок, то в отверстие листа палец просуну. Ну не происходит ничего! И всё!

Сегодня я осталась дома одна, дедушка на работе, а бабушка пошла в магазин. Меня очень редко одну оставляют и то ненадолго. Как бабушка в магазин засобиралась, у меня сердце запрыгало! По всем сказочным правилам с главными героями приключения происходят, когда никого дома нет. Я бабушку провожаю и подпрыгиваю от нетерпения. А бабушка, как на зло, то кошелёк, то платочек, то зонтик ищет.

– Куда это ключи мои подевались?

– Да вот они, бабушка!

– Ага. Спасибо. Спасибо. Так, ну веди себя хорошо…

– Да ладно, бабуля!

– Не ладно! Я буду скоро.

– Хорошо, хорошо.

Только закрылась за бабушкой дверь, как я стремглав бросилась к монстере и села рядом.

– Привет. Почему ты не отвечаешь? – спросила я тихо.

Тик-так. Тик-так. Тикают часы на стене.

– Как мне снова в тропический лес-то попасть? Так интересно было… – я привалилась к кадке.

Монстера молчала. Тогда я начала рассказывать ей, сколько интересного узнала про тропический лес. У бабушки, оказывается, много книг о комнатных растениях есть. Раньше я на них внимания не обращала, а теперь прошу, чтобы мне их читали. Многое мне непонятно: плодоножки, завязи всякие. Мне нравится слушать легенды или просто про интересные факты из жизни растений. Сколько времени прошло, не знаю, только слышу, бабушка пришла.

«Не сработало», – вздохнула я и пошла в коридор.

– Где ты, егоза? Ничего не натворила?

– Не натворила, бабушка.

– Ну и хорошо. А я, смотри, что принесла!

Я вышла из комнаты. Гляжу, на полу в коридоре маленькая пальма стоит.

– Баба, чудо какое! Крохотная пальмочка!

– Нет, – отвечает бабушка. – Это не пальма, это как раз та самая драцена, про которую ты мне все уши прожужжала.

Я удивлённо посмотрела на бабушку:

– Баб… Ну это же пальма…

– Ну что за глупости! – бабушка надела очки на нос. – Умела бы читать, прочитала бы. На горшке этикетка. Там написано: «Драцена окаймлённая».

– А почему окаймлённая? А что такое окаймлённая? А могли горшок перепутать?

– Ой-ёй-ёй! Не приставай ко мне, почемучка! Дай мне дух перевести и чаю попить. Сейчас отдохну, и пересадим её в широкий горшок. Она большая вырастет. Дай-ка я её в комнату отнесу.

Бабушка торжественно понесла растение в комнату, а я поскакала на одной ноге следом. Когда бабушка вышла в кухню, я стала гладить «ствол» драцены.

– Пальма, однозначно! – раздался очень знакомый голосок.

У меня даже дух захватило! Глупость!

– Ну, значит, точно не пальма, – захохотала я, подпрыгивая от радости. Первый раз в жизни так своей глупости обрадовалась!

– Почему это? – обиженно выпятив губу, спросила Глупость, выглядывая из-за пучка листьев. – Вот тебе ствол. Тонковат, правда, – похлопала Глупость по одревесневевшей, похожей на змею палочке, наверху которой в разные стороны торчали длинные листики. – Вон тебе… Ой!

Глупость упала в горшок и вся перемазалась.

– Я не пальма! – вдруг сказал весёлый голосок. – У меня такой ствол ребристый из– за опавших листиков! В углублениях раньше крепились листья.

– Драцена ожила! – засмеялась я. – Какое счастье!

– Откуда ты знаешь Алиночка? – удивилась Драцена.

– Что?

– Что я дерево счастья?

– Да? Я не знала. Просто случайно сказала!

– Счастья… С чего бы это? То дерево дракона, то дерево счастья. Остановитесь на чём– нибудь одном, – скривилась Глупость.

– О! Я расскажу вам удивительную историю, и вы узнаете, почему меня так по– разному называют! Но сначала оторвите мои листочки. По одному, самому нижнему.

– А тебе не будет больно? – спросила я.

– Не будет.

Как только лист оказался в моих руках, всё закрутилось, завертелось и понеслось в огромную воронку! Но теперь я знала, чем закончится мой полёт!

Ещё не открыв глаза, я сразу поняла, что нахожусь в тропическом лесу! Вдыхая вязкий, влажный воздух, наполненный неизвестными мне ароматами, я мысленно представила зелёный сумрак, туман и пронизывающие толщу листвы лучи света. Как замечательно! И открыла глаза.

Ой-ёй-ёй! Как интересно! Где же это я сижу? Похоже, очень высоко, но в зарослях целого моря остроконечных листьев! Им нет конца!

Огромная бабочка с ярко – синими крыльями пролетела мимо меня. От взмаха её крыла меня качнуло!

– Ого-го! – воскликнула я.

– Высоко? – весело спросила Драцена.

– Не высоко! Где это видно, что высоко? – раздался знакомый вредный голосок. – Вон сколько деревьев вокруг, и все выше нас!

– Конечно, высоко! Сколько метров над землёй?

– Ну, я тоже не маленькая! Двадцать метров!

– Да? – задохнулась я. – Это что же, как дом?

– Как пятиэтажный дом! – гордо сказала Драцена.

– Я на крыше пятиэтажного дома! А ведь руками тебя тоже не обхватить! – оглядываясь кругом и не находя конца бескрайнему полю зелёных листьев, сказала я.

– Охота была руки пачкать, – закинув ногу на ногу, произнесла Глупость, покачиваясь на листе.

– Вы на самом верху моей кроны.

– На короне? – переспросила Глупость.

– Считай, на короне! Крона украшает дерево своей пышной листвой, как корона.

– Драцена! Ты обещала рассказать свою историю! – напомнила я.

Листья затрепетали, и Драцена начала свой рассказ:

– Много столетий назад жила на земле прекрасная девушка и смелый юноша. Они любили друг друга тайно! Почему? Потому что девушка была дочерью Верховного Жреца. А по старым традициям их страны дочь Верховного Жреца не могла выйти замуж за простого воина. Но любовь молодых людей была так сильна, что воин решил просить руки у отца любимой. Верховный Жрец разгневался, ведь он был хранителем древних традиций, но не показал вида. Он взял сухую палку, приготовленную для растопки жертвенного костра, и воткнул её в землю.

– Поливай палку пять дней. Если на ней появится хоть один зелёный листок, отдам тебе в жены свою дочь. Но если через пять дней палка не оживет, тебя убьют.

Юноша простился с любимой. Они оба знали, что сухая палка никогда не оживёт. Юноша стал поливать сухую палку. И, о чудо! На четвёртый день она дала росток! А на пятый день полностью покрылась листьями. Отец девушки был мудрым правителем и сдержал своё слово, молодые поженились. И всю свою жизнь, до самой смерти, они приходили к растению, выросшему из сухой палки, чтобы поблагодарить его.

– Это была ты? – восторженно воскликнула я.

Драцена качнулась в знак согласия.

– С тех стародавних времён считается, что я приношу счастье в любви. Для того, чтобы любовь была долгой и счастливой, нужно в полночь срезать часть моего ствола и посадить в землю. А в некоторых странах кусочки моего ствола принято дарить любимым.

– Глупость какая, – фыркнула Глупость.

– Очень красивая история, – задумчиво ответила я.

– Сколько же тебе лет?

– Мы, драцены, можем жить несколько столетий.

– Враньё! Столетий, да ещё несколько никто жить не может! – вдруг опомнилась Глупость.

– Только Глупость, – вздохнула я.

– А что? Верно! – обрадовалась Глупость.

– Вы знаете, ведь я ещё совсем молодая Дразена. Мне всего сто лет. Но я знаю свою родственницу, которая прожила уже четыреста.

– Ничего себе! – снова удивилась я.

Я никак не могла привыкнуть к тому, что вновь оказалась в тропическом лесу, самом сказочном месте, в котором мне удалось побывать. Я старалась внимательно слушать Драцену, но глаза так и ловили происходящее вокруг. Совсем рядом порхали бабочки ярких расцветок: алая, изумрудная, голубая. Они кружились в воздухе, и, казалось, что огромные цветы вдруг оторвались и танцуют над зелёной листвой. Яркая разноцветная птичка с длинным клювиком, размером меньше бабочки, зависла надо мной, обдав горячим воздухом, и быстро скрылась из глаз.

– Тебе нравится здесь, правда? – спросила Драцена.

– Нравится!

– Вечнозелёный тропический лес – мой дом, – с нежностью сказала Драцена. – Вечнозелёные леса – родина очень многих комнатных растений. Поэтому они, а вернее мы, круглый год носим зелёные одежды. У вас за окном снег, а у нас круглый год лето! И мы не меняем свой наряд. Но моя родня живёт не только в дождевых тропических и субтропических лесах. И в редколесьях, и в саваннах, и вблизи морских побережий, даже в горах!

– Там также красиво, как здесь?

– Да. Там незабываемо.

Почему-то уже давно никто не ехидничал. Я посмотрела по сторонам и тут же почувствовала, как под ногами шевелится ветка. Нет, Глупость никуда не девалась, она была рядом и что-то то ли отрывала, то ли топтала, отчего ветка Драцены сильно качалась.

– Эй! Что ты делаешь? – шикнула я на Глупость. – Прекрати сейчас же!

– Как это, прекрати! – зарычала на меня Глупость.

Я даже испугалась и, на всякий случай, перескочила на другой лист подальше.

– Так это! Прекрати! Ты в гостях! Веди себя прилично!

Глупость метнула на меня полный презрения взгляд.

– А что я должна делать, если прилипла?

– К чему ты там прилипла? – разозлилась я.

– Лучше спроси, чем я тут прилипла! – заорала Глупость.

– И чем?

– Туфлёй!

Затем послышалось фырканье, пыхтение и кряхтенье.

– Ты, наверное, наступила на каплю моего сока, – добродушно произнесла Драцена.

– Нет, это не сок, – прошипела, отдираясь от тёмнокрасной жидкости Глупость. – Соки такие не бывают.

– Сок такой не бывает, – поправила я.

– Это кровь! – вдруг завопила Глупость. – А-а-а-а-а! Я поняла! Я ужасно боюсь крови!

Подойдя ближе к красной капле, на которой «плясала» Глупость, я увидела много таких пятен на стволе. Жидкость пурпурного цвета выступала везде и даже стекала с воздушных корней дерева.

– Это моя смола. Но она, действительно, немножко кровь, – ответила Драцена.

– И-и-и-и! – с крика перешла на визг Глупость, продолжая подпрыгивать и метаться на одном месте.

Я схватила её за руку и с силой потянула. Глупость вылетела из своих туфель, одна из которых влипла в каплю смолы, и упала на меня.

– Не визжи! – попросила я Глупость и, уже обращаясь к Драцене, спросила. – Как это немножко похожа?

– Когда-то в древности… – начала Драцена, но Глупость её тут же перебила.

– Что? Ещё раньше, чем женился «поливатель» сухой палки?

– Ещё раньше. Намного раньше, – вежливо ответила Драцена. – На планете жили драконы. Излюбленной их пищей были слоны. Драконы искали стада слонов и нападали на них. Завязывались страшные битвы. Рёв, треск костей и крыльев, сотрясание земли и воздуха!

Я с ужасом представила себе эти сражения.

– Однажды умирающий слон упал на дракона и раздавил его. Их кровь смешалась, а рядом стоящее дерево вобрало её в себя через мощные корни. Как только это случилось, дерево изменилось. Оно быстро выросло, превратившись в большое и мощное, как слон, растение. Его кряжистые ветви разрослись в разные стороны, напоминая могучего дракона, а листья стали острыми и длинными, словно его когти. С той поры дерево стали называть…

– Драконовым! – воскликнула я.

– Правильно.

– Почему не слоновьим? Или нет! Почему не дракослоновым или слонодраковым? – быстро заговорила Глупость.

– Не знаю, – ответила Драцена. – Возможно, потому что слоны ещё есть, а драконов уже нет. А может быть потому, что людям кажется, что я больше похожа на дракона.

– Ничегошеньки не похожа! – тут же отозвалась Глупость.

– Ты-то почём знаешь! – сердито воскликнула я. – Ты что, много драконов видела?

Но Глупость не обратила на меня никакого внимания. Она перестала бояться смолы, успокоилась и теперь пыталась оторвать от смолы свою туфлю.

– А у нас дома я никакой смолы не заметила, – осторожно сказала я.

– Это правда. Смолу выделяют только деревья, растущие в природе.

– Значит ты дерево, не лиана.

– Конечно. Мой ствол стоит прямо.

– Да где же прямо-то! – прошипела увлечённая вырыванием туфли Глупость. – Ты в зеркало когда последний раз смотрелась? Коряга корягой!

Я дёрнула Глупость за юбку.

– Я имела в виду, что ствол моего дерева не нуждается ни в чьей помощи для того, чтобы держаться вертикально, – не обидевшись, ответила Драцена. – Если быть точной, то мои родственники не все деревья, среди них много кустарников.

– Что значит много? – выпалила Глупость, только что вырвавшая свою туфлю из плена. – Сколько вас вообще вместе с родственниками?

– Драцен около 150 видов, – с гордостью ответила Драцена.

– Ничего себе! – снова удивилась я.

Глупость фыркнула.

– Но очень не многие из этих видов могут оказаться в комнатах любителей домашних растений.

– Очень жаль, – вздохнула я.

– А ты-то? Ты-то какая? – пыхтя, спросила Глупость.

– Что какая? – хором спросили мы с Драценой.

– Ну, ты-то какая Драцена?

– А… – поняла Драцена. – Я драцена сказочная.

– Значит, невзаправдашняя, – утвердительно сказала Глупость.

– Ну, почему же? Сказочная, но взаправдашняя. Ведь твоя туфелька действительно прилипла.

Драцена зашелестела листочками.

«Вот интересно, бабушка знает, что бывает столько разных драцен?» – подумала я.

– Думаю, не знает, – ответила Драцена на незаданный вслух вопрос.

Я широко открыла глаза.

– Чего не знает? – насупилась Глупость.

– Я же говорила, что сказочная! Я слышу ваши мысли, – весело произнесла Драцена.

– А эти виды драцен, они сильно отличаются друг от друга?

– О да, – ответила Драцена. – Если все драцены собрать в одном месте, может показаться, что это чудесный лес, где нет повторяющихся растений.

– Ну, понятно, – проговорила Глупость, – если вы кусты и деревья.

– Не только поэтому. У нас очень красиво окрашены листы. И у каждого вида по-своему.

– Да чего там красивого. Листья дугой, ствол кочергой…

– Помолчи, – прошептала я Глупости.

– Листочки у нас действительно дугообразные. Но жилки на них могут быть удивительно красивыми. Ведь я волшебная Драцена. Я сейчас вам их покажу.

Не успела я удивиться, как Драцена затряслась, а что случилось потом, я и не поняла, только все листья вокруг стали пёстрыми! Впереди выгнулись светло-зелёные листья с ярко белыми полосками, рядом точно такие же, но с жёлто-зелёными «лентами». А там что? Чудо какое! Листочки тёмные-тёмные, по центру каждого бежит толстая изумрудно-золотистая полоса! Драцена пошевелила листочками, словно пальцами, и картинка сменилась. Теперь передо мной были нарядные листья тёмно-зелёного цвета, в центре которых лилась молочно-зелёная полоса, а по краям бежали белые тонкие линии. А это тоже листья? Чёрно-зелёные! Я приподняла их и увидела длинные узкие листочки с розово-красной каймой.

– Это всё твои листья?! – восхитилась я.

– Это листья разных видов драцен, – с гордостью ответила Драцена.

– Очень красиво! Нужно будет обязательно бабушке рассказать! Ой! Бабушка! Я опять исчезала, а она-то ничего и не знает!

– Мы сделаем так, чтобы бабушка не волновалась. Она не заметит твоего отсутствия. Ты вернёшься в тот же час, что исчезла. Возьми любой мой лист и проведи по нему ладонью.

Я выбрала тёмно-зелёный лист с белою полосой. Провела по нему рукой, и всё завертелось большой красочной каруселью.

Вот она наша комната. Вот Драцена. Ох… А вот и Глупость. Она появилась на полу рядом со мной совершенно растрёпанная.

– От тебя не отвяжешься, – вздохнула я.

Глупость хотела что-то ответить, но дверь комнаты открылась и вошла бабушка. В руках она держала пустой горшок, совочек и газеты.

– Чай попила, теперь за дело.

– Баб, а ты знаешь, что драцен 150 видов?

– Знаю, что много, – разворачивая газету, ответила бабушка. – Что 150, не знала.

– А что это дерево, в котором течёт кровь дракона?!

– Это тебе кто сказал?

– Драцена.

– Понятно… – как-то странно ответила бабушка. – Пусть она тебе про «журавлиный нос» ещё расскажет.

– Про кого? – удивилась я, широко раскрыв глаза.

– Про «журавлиный нос». У нас с тобой его много растёт.

– Интересно! Он хоть какой? Почему так называется-то?

– Вот и спроси, у кого ты там всё спрашиваешь.

– Баб! Да ты не веришь мне, что ли? Вот, хоть Глупость мою спроси!

Бабушка засмеялась.

– Её спросишь, пожалуй! С три короба наврёт!

iknigi.net

Рассказ «Комнатные растения. » – читать онлайн

Я хочу рассказать вам о комнатных растениях. Я посадила семена яблони, но одна из них засохла, хотя я её поливала. Две других растут. Ещё у меня была ель в горшочке, но ели в комнате не живут. В комнате ели жарко и она начинает осыпаться и погибает. Я её поливала и даже брызгала, но всё тщётно. Сейчас у меня в комнате растёт растение тёщин язык или сансиевиерия. Это не очень капризное растение, которое надо поливать один два раза в неделю, удобрять минеральным удобрением для растений семейства сансиевиеривых. А ещё у меня растут два кактуса, на одном из них приклеены глаза, он как-будто смотрит на всё вокруг и наслаждается жизнью. Поливать кактусы надо один два раза в месяц, а удобрять один раз в неделю удобрением для суккулентных. Ещё у меня были очень красивые орхидеи, но голубая Ванда королева всех орхидей очень капризная и красивая, она цветёт через каждых полтора, два месяца, а её цветы очень ароматные. Но орхидеи нельзя ставить в воду более чем на пять, десять минут и это надо делать раз в десять дней. А удобряют орхидеи раз в две недели специальным удобрением для орхидей. Но орхидеи других видов цветут недолго, но красиво, есть виды фаленопсиса разных расцветок. Голубые, жёлтые, белые есть даже чёрная ванильная орхидея. Есть вид орхидеи, который называется хабенария рёка, её цветы похожи на летящих журавлей, её родина Япония, потому что в Японии делают из бумаги фигурки напоминающие летящих журавлей. Но хабенария рёка очень капризная орхидея, потому что её нельзя удобрять когда она не цветёт. Эта орхидея является клубневой, когда у клубня период покоя то есть у клубня наземная часть листьев и цветов осенью засыхает в это время рёку нельзя поливать, клубень должен быть в сухой земле, а весной появляются первые листочки, её надо полить, а в мае месяце появятся первые цветы и тогда её можно удобрить, разведя удобрение один миллилитр на литр воды и до октября месяца орхидея будет радовать вас своим цветением. У меня ещё был орех, но мы подарили его в хорошие руки. У меня были фиалки, киви, мандариновое дерево. У лианы киви нежные листочки, поэтому нельзя их трогать, ещё у меня росли ростки фейхоа. Ещё у меня выросла яблоня, но к сожалению пропала, я посадила к яблоне ещё укоренять грушу и после этого она пропала. У меня из финиковой косточки выросла небольшая финиковая пальма и я надеюсь, что она вырастит и превратится в красивую финиковую пальму, которая будет цвести и на ней после цветения вырастут вкусные финики. Ещё у меня есть плющ, который надо поливать через три пять дней и удобрять удобрением для лиственных растений, плющ является лиственным растением. У меня из комнатных растений есть 2 комнатные розы в горшке они сбрасывают старые листья, а потом наращивают новые листочки. У меня стали пропадать листики у деревцев ореха, а я высадила их на улицу и они растут на мою радость. У меня есть цветок гиппеаструм самый красивый цветок похожий на лилию он растёт 20-30 сантиметров в высоту после цветения листья обрезают, а когда перед цветением листья появляются их заново обрезают, чтобы гиппеаструм сначала цвёл. У меня есть комнатный ананас цветёт так же как и ананас в тропиках и спеет через 4 месяца после цветения. Ещё у меня цветёт стрептокарпус наподобие фиалки эти цветы очень долго цветут 1 раз в год от 1-го до 7 месяцев. Цветы малиновые, а бывают разных расцветок. Я посадила памелу из семян и они взошли памела – это смесь груши и грейпфрута и её можно вырастить в комнатных условиях. У меня есть сиреневая хризантема тоже очень красиво цветёт. Поливать растения надо 1 раз в неделю если на улице нет жары, а если на улице жарко то растения поливают 2 раза в неделю отстоянной водой. яУ меня ещё растёт гиацинт клубневое растение поливают его 1 раз в неделю иначе клубень загниёт и растение погибнет. У меня есть кампанула, крокус и пролески. Крокус и пролески – это клубневые растения цветут 1 раз в год весной от 2 до 4 месяцев, а затем листва вянет и клубень отдыхает. А кампанула – это корневое растение и цветёт белыми и голубыми цветами цветёт 1 раз в год. После цветения кампанулу обрезают и она отдыхает до следующего года, а на следующий год появляются новые побеги и цветы, кампанула влаголюбивое растение и поливать её надо через день. Ещё я посадила во дворе финиковую пальму, яблоню и орехи. Я посадила на подоконнике в горшочке семена маленьких помидорчиков и они прорасли я их поливаю по мере высыхания земли и надеюсь, что будут плоды. Моей маме подарили спатифиллум или парусник то есть женское счастье его надо поливать по мере высыхания земли, он цветёт от одного до шести месяцев, а удобрять его надо удобрением со слабой концентрацией цветочек. Родина парусника Южная Америка-это тропическое растение из семейства ароидных. Парусник влаголюбивое растение. Я купила в цветочном магазине хвойное растение кипарис- это влаголюбивое растение относится к хвойным. Поливать кипарис весной, летом и осенью надо обильно по мере высыхания земли, а зимой умеренно, пересаживать кипарисы надо через два года, а можно, чтобы они не росли в горшочке большими подрезать боковые корни. Удобрять кипарис не надо, а вот брызгание он любит. Я купила кофейное деревце, но оно было подмёрзшим, но я его выходила в горшке было четыре кофейных деревца, а два из них выжили листочки зелёные, а на месте подмёрзших листиков появились почки и маленькие листики я очень переживала за два кофейных деревца потому, что они погибли, кофейное деревце цветёт с марта месяца по октябрь, а потом цветы вянут и на деревце появляются красные ягоды, в которых семена-это и есть кофейные зёрна. Кофейное деревце растёт в субтропиках поливать его надо по мере высыхания верхнего слоя грунта, брызгать два раза в день утром и вечером, удобрять универсальным удобрениес один раз в неделю.

yapishu.net

Классный час на тему Комнатные растения

Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3»

Важенина Надежда Алексеевна

учитель начальных классов

(1 слайд)

Классный час «Комнатные растения – путешественники»

(2 слайд)

Цель:

Расширить знания детей о комнатных растениях.

Развивать интерес к живой природе, окружающей нас дома.

Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений, карта полушарий, таблички с названиями комнатных растений, презентации.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ

(3 слайд)

Загадка.

Нарядные сестрёнки

Весь год гостей встречают,

Красотой к себе прельщают,

Летом мёдом угощают. (Цветы.)

- Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.

III. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Стоит нам только выйти на улицу, и мы увидим, что со всех сторон нас окружают растения – деревья, кустарники, травы. Даже в центре города среди каменных домов и дорог мы с легкостью найдем какое-нибудь растение. Растения очищают воздух, радуют глаз, дают тень и прохладу. Зелень растений мы с вами видим только в теплое время года – поздней весной, летом и ранней осенью. Однако есть одна группа растений, которая радует нас зеленью и даже цветами круглый год. Эти растения попали к нам из теплых стран, где они круглый год зеленеют, наслаждаются солнцем и теплом. Люди привезли их издалека и поселили в зданиях. Речь идет о комнатных растениях Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.

Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.

Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.

Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.

Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.

IV. РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ О ДОМАШНИХ РАСТЕНИЯХ

(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)

После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:

(4 слайд)

ЕВРОПА – цикламен, плющ;

(5 слайд)

АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;

(6 слайд)

АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;

(7 слайд)

АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амараллис;

(8 слайд)

АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.

(9 слайд)

V. ВИКТОРИНА

  • Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)

  • Как правильно поливать цветы?

  • Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)

  • Как размножается традесканция? (Черенками)

  • Для чего люди разводят домашние растения?

  • На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)

VI. КОНКУРС “УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ”

Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.

1. Чтобы солнце сквозь стекло в окошки сильно не пекло, повешу на распорочку узорчатую шторочку: Не тканую – плетёную – живую и зелёную. (Традесканция)

2. Самое обычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.(Герань)

3. Куст – оконный и балконный, лист – пушистый и душистый, он сборчатый и каёмчатый, а цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)

4. Лист горбочком, с желобочком, шипы имеет, а ранить не умеет. зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

5. Тут и ёж колючий, тут и гад ползучий, тут и башня с резьбой, тут и самовар с трубой, и лепёшка – блин, и угольник – клин, и всё это в колючках, в кривых закорючках. На окне, на полке выросли иголки да цветки атласные – алые и красные. (Кактус)

VII. КОНКУРС-АУКЦИОН “КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ”.

VIII. ПРАВИЛА УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

(10 слайд)

1. Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.

2. Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.

3. Вода, которой вы поливаете растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой-либо сосуд и оставить в помещении на пару часов.

4. Поливать растения нужно под корень.

5. Крупные листья растений нужно протирать влажной тряпочкой, снимая с них пыль, а мелкие листья опрыскивать водой.

6. Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива, чтобы не повредить корни.

Если вы решили поселить у себя дома комнатное растение, но не уверены, как за ним правильно ухаживать, нужную информацию можно найти в специальных книгах о комнатных растениях или в интернете. Если вы будете соблюдать правила ухода за растениями, будете любить свое растение, то оно обязательно будет вас радовать.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”.

2. В. Волина. “Загадки от А до Я”.

3. М. Бесова. “В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет”.

4. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины:Книга для учителя. – М., Просвещение, 1991

ПРИЛОЖЕНИЕ

   Ученик 1. Хлорофитум хохлатый.

 Родина - Южная Америка. Хлорофитум является одним из наиболее распространенных комнатных растений, выращивают во многих странах как комнатное растение более двухсот лет.  Это не удивительно: он быстро растет, у него красивые изогнутые листья, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Польза - в повышенном выделении кислорода и усиленном поглощении углекислоты в помещении. Хлорофитум к тому же чистит воздух. Хлорофитум можно выращивать как в холлах, или на лестничных пролетах, так и даже в ванных комнатах.

Ученик 2.

Кактусы бывают самых различных форм, цветов и оттенков. Бес сомнения, кактусы не смогут оставить не одного человека равнодушным. Кроме великолепных форм, кактусы поражают нас великолепием своих цветов. Древние ацтеки использовали кактусы для различных целей – в пищу, в качестве живой изгороди, для изготовления иголок, зубочисток и так далее.

Как и другие полезные комнатные растения, они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран. Кактусы были излюбленным лекарственным растением индейцев. Они использовались для сращивания костей и для компрессов при простуде.

Ученик 3.

Сансевьера или Щучий хвост.  В народе растение имеет много названий, например: «щучий хвост», «кукушкин хвост», «тещин язык», «индийский меч», «змеиная коса», или «змеиная кожа», «леопардовая лилия», «язык дьявола».

Она произрастает в дикой природе в тропических областях Африки и Азии.  С его помощью можно лечить такие как женские заболевания. При отите подогретый сок листьев закапывают в уши.

Примочки с теплым соком из листьев прикладывают к язвам, чтобы остановить воспаление. Дым от горящего растения считается действенным средством от головной боли. Отваром листьев лечат паразитарные заболевания, в том числе чесотку, снимают зуд. Их соком лечат раны, а также долго незаживающие язвы и кожные болезни.

Подземные части растения считаются стимулирующим и тонизирующим средством, помогающим восстанавливать силы после перенесенных тяжелых заболеваний и при общей слабости организма.

 Ученик 4.  

Герань или пеларгония. В народе еще ее называют костоломкой.

Самым распространенным домашним цветком является герань. Большинство видов пеларгонии родом из саванн Южной Африки. Именно поэтому этот цветок очень любит солнце и легко переносит недостаток влаги в почве. Герань известна нам очень давно, и многие русские классики упоминали о ней в своих произведениях, описывая интерьер старинных домов и квартир. Это растение широко распространено и в наши дни, благодаря своей неприхотливости, красивым цветкам и лечебным свойствам. Герань способна убивать стрептококки и стафилококки, а наиболее предпочтительным местом для неё будет спальня, так как вещества, выделяемые растением в окружающую среду, обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Она выполняет роль своеобразного комнатного доктора при заболеваниях нервной системы, при бессоннице. В ненастные осенне-зимние дни аромат герани, ее яркие красные или розовые цветы и фестончатые листья способны улучшить настроение, помочь снять стресс и усталость. Препараты герани оказывают вяжущее, кровоостанавливающее, обезболивающее, противовоспалительное, антисептическое действие.

Ученик 5.

Алоэ. Всем известен столетник, который многие века используется в качестве домашнего целителя. Столетник (алоэ древовидное) обладает массой свойств, полезных для здоровья: противовоспалительным, желчегонным, антибактериальным, ранозаживляющим, противоожоговым. Он усиливает секрецию пищеварительных желез, улучшает аппетит, нормализует пищеварение, повышает защитные функции организма и его иммунные возможности, усиливает восстановительные процессы в поврежденных тканях.

Алоэ назначают при малокровии, близорукости, воспалении век, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, хронических гастритах, после дизентерии, а также как общеукрепляющее средство и средство для повышения иммунитета. Истощенным больным и детям делают питательную смесь из сока алоэ грецкого ореха, и сока лимонов. При туберкулезе легких в качестве дополнительного лечения больному дают специальную смесь из сока алоэ.

Следует учесть, что при многочисленных показаниях у алоэ есть и противопоказания, на которые надо обращать внимание

infourok.ru

Занятие № 38 Тема: Пересказ по содержанию картины. «Комнатные растения» - 21 Декабря 2014

Цели:

  • формирование умения составлять рассказ по картине;
  • обогащение и систематизирование знания по теме «Комнатные растения»;
  • согласование числительных с существительными;
  • развитие обонятельных ощущений;
  • развитие мимики, пантомимики;
  • закрепление умение выполнять движения в определенном темпе под музыку, согласовывать движения со словами;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • формирование умения сравнивать и делать самостоятельные выводы.

 

Предварительная работа: знакомство детей с памяткой по уходу за комнатными растениями, уход за комнатными растениями (необходимо заранее познакомить детей с комнатными растениями, их названиями, правилами ухода – см. приложение).

 

Оборудование: комнатные растения, «Волшебный цветок» с заданиями, разрезные картинки, мяч, картинки-символы, сюжетные картинки, карточки-пиктограммы, веревка, магнитофон.

 

                                                        Ход занятия.

 

I. Организационный момент.

1.     Релаксационное упражнение «Цветочек».

    - Ребята, сейчас вы превратитесь в цветы, которые растут и радуются солнышку.

    Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек растет и тянется к солнышку”.

    Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”.

 

II. Основная часть

    Формула правильной речи (см. предыдущие занятия).

    - Ребята, послушайте внимательно рассказ, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

1. Чтение рассказа «Комнатные растения».

    Их можно увидеть в квартирах, классах, в цехах фабрик и заводов. Ярко зеленеют красивые листья бегоний. Радуют синие и розовые цветки фиалок. Привлекают взор колючие кактусы. Но комнатные растения не только украшают помещения, они очищают воздух, создают хорошее настроение. Из некоторых растений получают лекарства.

    Аленка очень любит ухаживать за комнатными растениями. Особенно ей нравится фуксия. У этого растения тонкие гибкие стебли красноватого цвета. Много мелких листочков с зубчиками по краям. Цветки крупные, яркие, напоминают разноцветные фонарики – красные, розовые, фиолетовые.

     - О чем мы будем говорить сегодня на занятии?

    - Для чего выращивают комнатные растения в цехах заводов, классах, квартирах?

    

2. Упражнение «Назовите комнатные растения, сосчитайте их».

    Необходимо напомнить детям, о правильном речевом дыхании.

 

    - Назовите, какие комнатные растения есть у нас в классе? (дети называют цветы, отстукивая ритм в ладоши).

    - Сосчитайте комнатные растения (согласование существительных с числительными).

 

3. Дидактическая игра «Волшебный цветок».

    - Ребята, посмотрите, у нас в классе вырос необычный волшебный цветок. У него на лепестках     написаны задания. Дети по очереди отрывают лепестки и выполняют задания.

 

Лепесток 1. «Составь цветок» - составление разрезных картинок со сложной конфигурацией разреза. Дети должны из отдельных частей сложить целое изображение, сказать название цветка.

 

Лепесток 2. «Узнай комнатное растение по запаху».

    Детям предварительно дается понюхать цветы. Затем ребенку завязывают глаза, и он пытается узнать комнатное растение по запаху.

 

Лепесток 3. «Назови части растения» (с мячом).

1. Корни.

2. Стебель.

3. Листья.

4. Лепестки.

5. Бутон.

    Обратить внимание детей, что у некоторых комнатных растений стебли, листья видоизменены.

 

Лепесток 4 . «Что изменилось?»

    Ребенок отворачивается, а дети меняют комнатные растения местами. Ребенок должен назвать, что изменилось, сопровождая свои слова действиями.

    

Лепесток 5. «Сравни комнатные и дикорастущие цветы».

    Дети должны самостоятельно назвать отличия: у комнатных растений листья осенью не опадают, зимой они остаются зелеными; некоторые комнатные растения зимой образуют новые листья, а некоторые даже цветут – примула, бегония.

 

Лепесток 6. «Расшифруй символы».

    Учитель показывает картинки-символы, а дети пытаются догадаться, что они обозначают.

 

    

1. Как         2. Как выглядит?         3. Как пахнет?            4. Какой по       5. Как ухаживать

называется?           величине?       за растением?

 

Лепесток 7. «Мы писатели» (по картинке).

    Составление рассказа по сюжетной картине с использованием картинок-символов.

 

Лепесток 8 Мимический диктант.

    Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

                                                "Оля пошла гулять.

                                                — Как ласково светит солнышко!

                                                Мне тепло и приятно.

                                                Оля увидела цветочек:

                                                — Ах! Какой красивый цветочек!

                                                Как приятно он пахнет!

                                                На цветок села пчела.

                                                — Ой, а вдруг она меня ужалит?!

                                                И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

                                                — Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

 

Физкультминутка (в середине занятия).

 

    Игра «Карусель».

    Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Дети понимают ее с пола и держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку. При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону.

 

III Заключительная часть

    Упражнение «Подуем на цветок»  - формирования речевого дыхания

Медленный вдох (перед вдохом, естественно, следует сделать выдох.) через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами. Во время выполнения упражнения звучит спокойная музыка.

    

 

Приложение № 38

 

                              Памятка по уходу за комнатными растениями.

 

Поливай комнатные растения, когда почва в вазоне сухая. Летом лучше поливать вечером, зимой – утром.

Носик лейки клади на край вазона. Поливай так, чтобы земля в вазоне промокла, а часть воды вылилась на поддон.

Через каждые 7 – 10 дней крупные листья обтирай влажной ватой или тряпочкой. Растения с мелкими листьями обмывай лейкой с ситечком.

Весной и летом подкармливай растения специальными удобрениями.

Удаляй сухие и больные листья.

 

    2. «Расшифруй символы».

 

    

 

    3. Рассказ «Комнатные растения».

 

Фиалка.

 

    Научное название – узамбарская фиалка. Цветет в мае, все лето и в сентябре. Весной, осенью и зимой этот цветок можно поставить на солнечный подоконник. А летом нужно снимать и ставить на тумбочку, потому что от действия солнечных лучей листья этого растения желтеют.

 

Кактус

 

    Кактусы очень разнообразны. Некоторые из них служат живой колючей изгородью и «новогодней елкой» для мексиканских ребятишек – это большие столбовидные кактусы. У всех кактусов нет листьев, они так изменились, что превратились в колючки. Это помогает растениям выдерживать продолжительную засуху. Поэтому кактусы очень любят солнце и умеренно теплые помещения. Зимой этот цветок нужно поливать 1 раз в 10 дней, потому что за лето он накопил запас воды в своем стебле. Очень красивые цветы у кактусов. – большие, похожие на колокольчики, только розовые. Расцветают ночью и цветут только один день.

 

Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.

 

Ещё по данной теме:

logopeddoma.ru

Конкурс рассказов о комнатных растениях

замиокулькас фото, конкурс статей, конкурс рассказов

Красавцы-замиокулькасы

Добрый день, гости сайта для начинающих цветоводов! Сегодня мы хотим объявить очередной конкурс на нашем сайте. Описание предыдущих конкурсов тут. Новый конкурс называется «Рассказ о моем любимце».

Правила конкурса:

— я предлагаю поделиться вам с пользователями интернета и, в частности, с посетителями этого сайта рассказом о своем комнатном любимце. Минимальный объем рассказа – 500 знаков. Как узнать количество знаков? Для этого щелкаем левой кнопкой мыши по надписи «Число слов» в левом углу экрана и смотрим количество символов в выпадающем окне.

— добавляем к рассказу фотографию растения и отправляем на е-майл [email protected] с пометкой «Рассказ»

— поделиться любой статьей этого сайта с друзьями и в комментариях пишем ссылку на профиль соответствующей соц сети. В ответ на этот комментарий вам будет присвоен номер участника конкурса.

Призы:

— каждый участник конкурса «Рассказ о моем любимце» получит промокод на скидку 5% в интернет магазине Орифлейм

— трем победителям, которых выберет генератор случайных чисел random, на электронный кошелек будет перечислено по 80 рублей на электронный кошелек.

— между участниками с Украины будет также разыгран с помощью генератора случайных чисел комнатный цветок — пестролистный фикус. В Россию отправка цветка затруднительна((

Сроки проведения:

Начало конкурса «Рассказ о моем любимце» — 17 сентября

Окончание конкурса -18 октября

Объявление имен трех победителей – 19 октября.

Промокод высылается после приема работы на конкурс.

Спонсоры конкурса:

Сайт про орифлейм http://maridan.ru/

Вот такие простые и незамысловатые правила и призы нашего конкурса! Приглашаю к участию.  Скидку на покупку вы получите гарантировано, а ваш рассказ будет опубликован в соответствующей рубрике с указанием вашего имя или псевдонима! Всем удачи!!!

 

Интересное по теме

komnatnye-tsvety.ru

Классный час "Путешествие с комнатными растениями"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Цели:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях.
  2. Развивать интерес к живой природе, окружающей нас дома.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений (журнал “Юный натуралист”), карта полушарий, таблички с названиями комнатных растений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы

Загадка.

Нарядные сестрёнки Весь год гостей встречают, Красотой к себе прельщают, Летом мёдом угощают. (Цветы.)

- Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.

III. Рассказ учителя.

- Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.

Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.

Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.

Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.

Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.

IV. Рассказы детей о домашних растениях.

(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)

После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:

ЕВРОПА – цикламен, плющ;

АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;

АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;

АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амаралли;

АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.

V. Викторина.

  • Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)
  • Как правильно поливать цветы?
  • Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)
  • Как размножается традесканция? (Черенками)
  • Для чего люди разводят домашние растения?
  • На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)

VI. Конкурс “Узнайте растение”.

Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.

Чтобы солнце сквозь стекло В окошки сильно не пекло, Повешу на распорочку Узорчатую шторочку: Не тканую – плетёную – Живую и зелёную. (Традесканция)

Самое бычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.

Куст – оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, Он сборчатый и каёмчатый, А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)

Лист горбочком, С желобочком, Шипы иеет, А ранить не умеет. Зато лечит нас В любой день и час. (Алоэ)

Тут и ёж колючий, Тут и гад ползучий, Тут и башня с резьбой, Тут и самовар с трубой, И лепёшка – блин, И угольник – клин, И всё это в колючках, в кривых закорючках. На окне, на полке Выросли иголки Да цветки атласные – Алые и красные. (Кактус)

VII. Конкурс-аукцион “Кто больше знает комнатных растений”.

Используемая литература

  1. Н. Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”.
  2. В. Волина. “Загадки от А до Я”.
  3. М. Бесова. “В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта