Биология систематика растений. Что такое систематика в биологии? Биология: систематика растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Что такое систематика в биологии? Биология: систематика растений. Биология систематика растений


Что такое систематика в биологии? Биология: систематика растений

Образование 21 июля 2017

Помните ли вы урок биологии "Систематика и классификация живых организмов"? Если нет, тогда наша статья для вас. Мы познакомимся с предметом изучения данной науки и подробно остановимся на группах растений и признаках, по которым их объединяют.

Что такое систематика в биологии

Многообразие живых организмов на планете просто поражает. Только представьте, в современный период ученым известно 8,7 миллионов видов. Они освоили абсолютно все ореалы обитания: от водоемов и почвы до паразитического существования внутри живых организмов. С течением времени возникла наука, которая смогла упорядочить это разнообразие, что существенно упростило процесс их изучения.

Что такое систематика? Презентации по биологии и различные пособия дают много определений данному понятию. Мы остановимся на самом точном. Систематика - это наука о разнообразии и классификации живых организмов. В переводе с греческого это название переводится как "упорядоченный".

Первые попытки объединения организмов на основе общих признаков предприняли еще Аристотель и Теофраст. Поэтому, что такое систематика в биологии, было известно еще в античном мире.

Основоположником систематики по праву считается шведский ученый Карл Линней. Именно он ввел в науку двойные, или бинарные, названия растений и животных. И по сей день единицей классификации является вид. К примеру, тополь серебристый, мелисса лекарственная, подорожник обыкновенный.

что такое систематика в биологии

Царства живой природы

Систематика - категория в биологии, которая объединяет организмы в группы по сходным признакам. Их называют таксоны. Наименьшим из них является вид, а наивысшим - царство. Между ними расположены промежуточные таксоны. К примеру, у растений это род, семейство, порядок, класс и отдел.

Различают пять царств живой природы:

  • Растения характеризуются автотрофным способом питания, наличием зеленого пигмента хлорофилла в клетках, способностью к фотосинтезу, прикрепленным образом жизни, неограниченным ростом.
  • Животные по способу питания являются гетеротрофами, активно передвигаются, увеличиваются в размерах только в определенный период.
  • Грибы - группа организмов, которая занимает промежуточное положение между растениями и животными. Она объединяет в себе признаки обоих царств. К примеру, подобно растениям грибы ведут прикрепленный образ жизни. При этом они питаются готовыми органическими веществами подобно животным.
  • Бактерии - одноклеточные микроскопические организмы, которые не имеют оформленного ядра.
  • Вирусы - неклеточные формы жизни. Они образованы молекулами нуклеиновых кислот, окруженных белковой оболочкой.

урок биологии систематика

Видео по теме

Биология, 6 класс: систематика растений

А теперь более подробно остановимся на классификации представителей царства растений. Мы уже знаем, что такое систематика в биологии и какими характерными особенностями отличаются представители этого царства. Какие же группы выделяют в его пределах?

Биология и систематика растений высшими из них считает две: низшие и высшие. Растения первой группы не формируют настоящих тканей и органов. К ним относят все водоросли. Это самые примитивные растения, которые первыми возникли на планете.

По мере их выхода на сушу растения начали формировать ткани и органы. Без этого их существование в новых условиях было бы просто невозможным. Так в процессе эволюции возникли высшие растения.

биология систематика растений

Низшие растения

Что такое систематика в биологии? Это еще и наука, позволяющая отличить главные характерные признаки организмов. Для растений в целом - это автотрофный способ питания, для низших - отсутствие специализированных клеток. У водорослей все они имеют одинаковое строение. Объединены они только анатомически, но не функционально.

Тело водорослей называется терминами "слоевище", "слань" или "таллом". А вместо корней они имеют ризоиды. Они могут быть одно- и многоклеточными, а также колониальными. Кроме пигмента хлорофилла, водоросли могут содержать в клетках красящие вещества других цветов. В зависимости от этого различают отделы Зеленых, Красных, Бурых, Золотистых водорослей. А вот представители Диатомовых окружены панцирем из кремнезема. через его отверстия осуществляется процесс обмена веществ.

биология 6 класс систематика растений

Высшие: характерные признаки

Первые выходцы на сушу еще не имели настоящих тканей. У них все еще сохранялись ризоиды, а побег располагался горизонтально и вильчато ветвился. В процессе эволюции выживали те представители растений, тело которых принимало вертикальное положение. Это обеспечивало более эффективные условия для протекания фотосинтеза. Так у высших растений возникли специализированные клетки и ткани - механические, проводящие, покровные и основные.

Наиболее примитивными представителями этой систематической единицы являются споровые. Их современные виды представлены четырьмя отделами: Мохо-, Плауно-, Хвоще- и Папоротниковидными. Их общими характерными чертами являются листостебельное строение побега, размножение при помощи спор, чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений.

систематика категория в биологии

Разнообразие семенных

Более прогрессивные черты строения имеют семенные растения. Уже само название говорит об одном из способах их размножения. Семена, в отличие от спор, обладают значительным запасом питательных веществ. Они способствуют более эффективному прорастанию и развитию молодых растений.

В пределах данной группы систематики выделяют два отдела: Голо- и Покрытосеменные. Представителями первых являются ель, сосна, пихта, можжевельник, кинкго, вельвичия. Их семена развиваются на чешуйках шишек открыто, голо. Эта черта и определяет название таксона. Голосеменные растения не образуют цветков и плодов, большинство из них являются вечнозелеными.

Покрытосеменные, или Цветковые, являются группой растений, которые на современном этапе занимают господствующее положение на планете. Благодаря каким чертам строения это стало возможно? Прежде всего, это наличие цветка, выполняющего функции генеративного органа, в котором происходит двойное оплодотворение. В результате этого процесса формируются плоды, внутри которых развиваются семена. Такое строение обеспечивает защиту от неблагоприятных условий, благоприятное развитие и распространение растений.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, что такое систематика в биологии. Это наука, которая определяет положение организмов в системе органического мира на основе определенных особенностей строения.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что такое споры в биологии (у бактерий, грибов и растений)?Образование Что такое споры в биологии (у бактерий, грибов и растений)?

Так называют особый вид клеток с довольно плотной оболочкой. Что такое споры? Они могут иметься у нескольких категорий организмов: бактерий, грибов, растений. Функции их различны. Если у бактерий формирование данных к...

Что такое морфология в биологии? Связь с другими биологическими наукамиОбразование Что такое морфология в биологии? Связь с другими биологическими науками

Что такое морфология в биологии? Это наука, которая занимается изучением размера, формы и структуры животных, растений и микроорганизмов, а также соотношения и расположения частей, из которых они состоят.Что т...

Что такое эволюция в биологии? Движущие силы, законы, примерыОбразование Что такое эволюция в биологии? Движущие силы, законы, примеры

Сегодня мы поговорим о том, что такое эволюция в биологии, какое значение она имеет. Конечно, говоря об этой теме, мы не можем оставить без внимания эволюционную теорию Чарльза Дарвина, который предложил ее миру, суще...

Что такое пластид в биологии?Образование Что такое пластид в биологии?

Чем отличаются растительные клетки от животных? Ответ кроется в окрасе растений: их расцветка зависит от содержания пигмента в клетках. Эти пигменты накапливаются в специальных органеллах, которые называются пластидам...

Что такое транскрипция в биологии? Это этап синтеза белкаОбразование Что такое транскрипция в биологии? Это этап синтеза белка

Транскрипция в биологии – это многоступенчатый процесс считывания информации с ДНК, который является составляющей биосинтеза белка в клетке. Нуклеиновая кислота является носителем генетической информации в орган...

Что такое ядро в биологии? Строение и функции ядраОбразование Что такое ядро в биологии? Строение и функции ядра

В каждой живой клетке протекает множество биохимических реакций и процессов. Чтобы контролировать их, а также регулировать многие жизненно важные факторы, необходима специальная структура. Что такое ядро в биологии? Б...

Что такое спора в биологии: определение понятия, строение и функцииОбразование Что такое спора в биологии: определение понятия, строение и функции

Споры живых организмов - удивительные клетки. На Земле они могут находиться в условиях очень низких или высоких температур, повышенного давления и радиоактивного излучения. Доказано, что споры находятся даже в космиче...

Что такое симбиоз в биологии? Определение и примеры симбиоза
Образование Что такое симбиоз в биологии? Определение и примеры симбиоза

Что такое симбиоз в биологии? Это своего рода негласная договоренность между двумя или несколькими особями, относящимися к совершенно разным видам. Такое сотрудничество может иметь вид мутуализма, комменсализма и пара...

Что такое микориза в биологии?Образование Что такое микориза в биологии?

В природе существует множество очень интересных приспособлений, которые помогают жить существам. Они есть как у животных, так и у растений, грибов, бактерий и прочих. Просто удивительно, насколько изобретательна и уни...

Что такое транскрипция в биологии, ее значение в жизнедеятельности организмовОбразование Что такое транскрипция в биологии, ее значение в жизнедеятельности организмов

Термином "транскрипция" биологи называют особый этап реализации наследственной информации, сущность которого сводится к считыванию гена и построению комплементарной ему молекулы РНК. Это ферментативный процесс, сопряж...

monateka.com

Что такое систематика в биологии? Биология: систематика растений

Помните ли вы урок биологии "Систематика и классификация живых организмов"? Если нет, тогда наша статья для вас. Мы познакомимся с предметом изучения данной науки и подробно остановимся на группах растений и признаках, по которым их объединяют.

Многообразие живых организмов на планете просто поражает. Только представьте, в современный период ученым известно 8,7 миллионов видов. Они освоили абсолютно все ореалы обитания: от водоемов и почвы до паразитического существования внутри живых организмов. С течением времени возникла наука, которая смогла упорядочить это разнообразие, что существенно упростило процесс их изучения.

Что такое систематика? Презентации по биологии и различные пособия дают много определений данному понятию. Мы остановимся на самом точном. Систематика - это наука о разнообразии и классификации живых организмов. В переводе с греческого это название переводится как "упорядоченный".

Первые попытки объединения организмов на основе общих признаков предприняли еще Аристотель и Теофраст. Поэтому, что такое систематика в биологии, было известно еще в античном мире.

Основоположником систематики по праву считается шведский ученый Карл Линней. Именно он ввел в науку двойные, или бинарные, названия растений и животных. И по сей день единицей классификации является вид. К примеру, тополь серебристый, мелисса лекарственная, подорожник обыкновенный.

что такое систематика в биологии

Царства живой природы

Систематика - категория в биологии, которая объединяет организмы в группы по сходным признакам. Их называют таксоны. Наименьшим из них является вид, а наивысшим - царство. Между ними расположены промежуточные таксоны. К примеру, у растений это род, семейство, порядок, класс и отдел.

Различают пять царств живой природы:

  • Растения характеризуются автотрофным способом питания, наличием зеленого пигмента хлорофилла в клетках, способностью к фотосинтезу, прикрепленным образом жизни, неограниченным ростом.
  • Животные по способу питания являются гетеротрофами, активно передвигаются, увеличиваются в размерах только в определенный период.
  • Грибы - группа организмов, которая занимает промежуточное положение между растениями и животными. Она объединяет в себе признаки обоих царств. К примеру, подобно растениям грибы ведут прикрепленный образ жизни. При этом они питаются готовыми органическими веществами подобно животным.
  • Бактерии - одноклеточные микроскопические организмы, которые не имеют оформленного ядра.
  • Вирусы - неклеточные формы жизни. Они образованы молекулами нуклеиновых кислот, окруженных белковой оболочкой.

урок биологии систематика

Биология, 6 класс: систематика растений

А теперь более подробно остановимся на классификации представителей царства растений. Мы уже знаем, что такое систематика в биологии и какими характерными особенностями отличаются представители этого царства. Какие же группы выделяют в его пределах?

Биология и систематика растений высшими из них считает две: низшие и высшие. Растения первой группы не формируют настоящих тканей и органов. К ним относят все водоросли. Это самые примитивные растения, которые первыми возникли на планете.

По мере их выхода на сушу растения начали формировать ткани и органы. Без этого их существование в новых условиях было бы просто невозможным. Так в процессе эволюции возникли высшие растения.

биология систематика растений

Низшие растения

Что такое систематика в биологии? Это еще и наука, позволяющая отличить главные характерные признаки организмов. Для растений в целом - это автотрофный способ питания, для низших - отсутствие специализированных клеток. У водорослей все они имеют одинаковое строение. Объединены они только анатомически, но не функционально.

Тело водорослей называется терминами "слоевище", "слань" или "таллом". А вместо корней они имеют ризоиды. Они могут быть одно- и многоклеточными, а также колониальными. Кроме пигмента хлорофилла, водоросли могут содержать в клетках красящие вещества других цветов. В зависимости от этого различают отделы Зеленых, Красных, Бурых, Золотистых водорослей. А вот представители Диатомовых окружены панцирем из кремнезема. через его отверстия осуществляется процесс обмена веществ.

биология 6 класс систематика растений

Высшие: характерные признаки

Первые выходцы на сушу еще не имели настоящих тканей. У них все еще сохранялись ризоиды, а побег располагался горизонтально и вильчато ветвился. В процессе эволюции выживали те представители растений, тело которых принимало вертикальное положение. Это обеспечивало более эффективные условия для протекания фотосинтеза. Так у высших растений возникли специализированные клетки и ткани - механические, проводящие, покровные и основные.

Наиболее примитивными представителями этой систематической единицы являются споровые. Их современные виды представлены четырьмя отделами: Мохо-, Плауно-, Хвоще- и Папоротниковидными. Их общими характерными чертами являются листостебельное строение побега, размножение при помощи спор, чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений.

систематика категория в биологии

Разнообразие семенных

Более прогрессивные черты строения имеют семенные растения. Уже само название говорит об одном из способах их размножения. Семена, в отличие от спор, обладают значительным запасом питательных веществ. Они способствуют более эффективному прорастанию и развитию молодых растений.

В пределах данной группы систематики выделяют два отдела: Голо- и Покрытосеменные. Представителями первых являются ель, сосна, пихта, можжевельник, кинкго, вельвичия. Их семена развиваются на чешуйках шишек открыто, голо. Эта черта и определяет название таксона. Голосеменные растения не образуют цветков и плодов, большинство из них являются вечнозелеными.

Покрытосеменные, или Цветковые, являются группой растений, которые на современном этапе занимают господствующее положение на планете. Благодаря каким чертам строения это стало возможно? Прежде всего, это наличие цветка, выполняющего функции генеративного органа, в котором происходит двойное оплодотворение. В результате этого процесса формируются плоды, внутри которых развиваются семена. Такое строение обеспечивает защиту от неблагоприятных условий, благоприятное развитие и распространение растений.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, что такое систематика в биологии. Это наука, которая определяет положение организмов в системе органического мира на основе определенных особенностей строения.

загрузка...

worldfb.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 «Ступени открытого непрерывного образования»

  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  БИОЛОГИИ

 

Тема

«систематика растений»

Разработал:

учитель биологии

Е. Е. Таргаева

Новокузнецкий городской округ, 2013

Пояснительная записка

Систематика является основой при изучении биологии в 6 классе. Учащиеся знакомятся с наукой систематикой, узнают, что такое систематика растений. Учатся определять царства живой природы и давать им характеристику. По ходу урока знакомятся с понятием эволюция и знакомятся с эволюцией классификации живой природы.

Отвечают на вопрос: «Кто является основоположником современной систематики растений?» Рассматривают классификацию царства растений.

 Тип урока: комбинированный.

Вид урока: демонстрация презентации с элементами беседы

Задачи урока:

образовательная:

  • продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

  • дать первоначальное представление о систематике растений;

  • познакомить с основными таксономическими группами растений;

  • сформировать первоначальное понятие о виде растений;

  • раскрыть правила образования названий видов;

развивающая:

  • развитие умений выделять главное и формулировать выводы;

  • развитие связанной речи;

воспитательная:

Оборудование: компьютерная презентация «Систематика растений», мультимедийный проектор, компьютер.

Литература:

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. (О тех, кто растёт, но не бегает) 6 класс. Образовательная система « Школа 2100»,М.: Баласс, 2009г.

  2. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.

  3. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 6 класс.

Разработка урока

Этапы урока/ слайды

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный этап

1-2 мин.

Организация урока:

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих

Организация урока:

готовность учащихся к уроку, наличие тетрадей, учебника

Этап всесторонней проверки знаний

2-3 мин.

1-3 слайд

Актуализация знаний:

Включается презентация сопровождающаяся мелодией «Голос природы»

На Земле существует более 350 тысяч видов растений.

Их отличия: по размеру, по жизненным формам, по месту обитания, по цвету, по продолжительности жизни, по сложности организации.

Назовите причины многообразия видов?

Актуализация знаний:

учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания педагога, отображенные на слайдах:

  • Назовите причины многообразия видов?

  • В каких условиях обитают организмы, изображенные на слайде?

Учащиеся делятся на три микро группы для выполнения следующих заданий, отображенных на слайдах 2-3.

Задание:

  • 1)систематизировать по условиям обитания растения, изображенные на слайде;

  • 2)продолжить фразу: «Причинами разнообразия образов жизни является:….»

  • 3)почему ландыш и костянка со съедобными плодами менее плодовит. Чем одуванчик?

После выполнения заданий, учащиеся разных микро групп обмениваются «листочками» с ответами для самопроверки и выставляют отметки всем участникам проверяемой микро группы.

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

1мин.

4слайд

Подготовка учащихся к усвоению знаний:

«Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум»Карл Линней

Как вы думаете, о чем говорит Карл Линней?

Подготовка учащихся к усвоению знаний:

Учащиеся высказывают свои мысли отвечая на вопрос учителя.

Этап усвоения новых знаний

25-30 мин.

5 слайд

6 слайд

7-8 слайды

9 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

17 слайд

Изучение нового материала:

Тема урока: «Систематика растений»

Цель урока: получить общее представление о систематике растений, познакомиться с основными таксономическими группами растений, сформировать понятие о виде растений.

  1. Есть ли у растений имена?

На примере картофеля учитель рассказывает, что одни и те же растения могут иметь разные названия, так русские называют томат

инки и отстеки-----------томатль

Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмом). Они понятны ботаникам и биологам всего мира.

Значит и томат имеет название на латинском языке?

Solanum lycopersicum

Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.

  1. Что такое систематика растений?

Систематика – особая область биологии позволяющая разобраться во всем многообразии царства растений.

Систематика растений – наука, распределяющая растения по группам.

Ученые-систематики распределя­ют растения по группам, т.е. классифицируют систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. На этом основании объединяют их в разные груп­пы: отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.

  1. Признаки царств.

Признаки царств:

Прямая со стрелкой 1Соединительная линия уступом 21.ядро ядерные – растения и животные

безъядерные - бактерии

Прямая со стрелкой 3Соединительная линия уступом 42.способ питания автотрофы – растения

гетеротрофы–грибы,

животные

  1. Эволюция системы классификации

Карл Линней

Основоположником систематики по праву считается шведский учёный естествоиспытатель Карл Линней(1707-1778).

  1. Основные систематические категории.

Систематические категории – ранги (Класс – отряд – семейство – род – вид) – присваиваются систематическим группам с различным уровнем сходства.

  1. Классификация царств

Все живые организмы делятся на три царства: растения, животные и грибы.

Царство растений включает в себя все растительные организмы — автотрофы (фототрофы). Особенности строения растительной клетки. В растительной клетке есть ядро и все органоиды, свойственные и животной клетке: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. 

Царство животных: определение принадлежности к царству животных не по одному признаку (например, способу питания), а по группе признаков. Например, коралловые полипы внешне похожи на растения и не могут передвигаться, но по роду других признаков они относятся к животным.  Разнообразие животных на Земле: около 2 млн видов. Их широкое расселение, обитание во всех средах: водной, наземно-воздушной, почвенной и в других организмах. Существенные различия в строении и поведении животных. Их общие признаки: активное передвижение большинства животных, питание готовыми органическими веществами, так как они гетеротрофы: не могут сами создавать органические вещества из неорганических. Отсутствие в клетках целлюлозной оболочки, пластид и вакуолей с клеточным соком (как у растений).

Царство грибов – самое многочисленное царство. С растениями их сближает-. 1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки; 2) неподвижность в вегетативном состоянии; 3) размножение спорами; 4) способность к синтезу витаминов; 5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции). Общим с животными является: 1) гетеротрофность; 2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; 3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; 4) накопление гликогена как запасного вещества; 5) образование и выделение продукта метаболизма — мочевины. Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее. 

  1. Классификация царств растений

На схеме представлена классификация групп растений от цар­ства до вида. Основной единицей систематики растений является вид.

К одному виду относят родственные между собой растения по строе­нию и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспо­собное потомство, похожее на родителей. Сходные между собой виды объединяются в роды, а роды — в семей­ства, семейства — в порядки, затем следуют классы и отделы.

  1. Вид – как основная структурная единица в системе растений. Бинарное название вида.

Названия видов имеют двойные (бинарные) названия.

(На помощь к учителю выходят два ученика одетые в коричневые костюмы, с надписями «род», «вид».)

Лопух войлочный (Arctium tomentosum).

Изучение нового материала:

Есть ли у растений имена?

Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Есть ли у растений имена?»

Что такое систематика растений?

Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Что такое систематика растений?»

Признаки царств:

учащиеся, рассматривая схему, отвечают на вопрос: «По каким признакам ученые-биологи группируют живые организмы в царства?»

Задачник практикум страница 5, задание 4.7

Определение царств живой природы

Объяснение учащихся как определить царство, к которому относится организм с опорой на схему (10 слайд).

Задачник практикум страница 5, задание 4.9

Эволюция системы классификации

Учащиеся вспоминают, сколько выделяют царств в живой природе и рассматривают таблицу «Эволюции системы классификации ».

Карл Линней

Выходят два ученика в шапках магистра и широких мантиях.

Учащиеся делают сообщение о жизни и научной деятельности шведского учёного-систематика растений Карла Линнея.

Основные систематические категории

Учащиеся записывают в тетрадь определение систематической категории, значение систематики.

Классификация царств

Учащиеся работают в микро группах и выполняют следующие задания: 1микрогруппа – характеристика царства растений;

2 микро группа – характеристика царства животных;

3микрогруппа – характеристика царства грибов.

Затем все учащиеся схематически зарисовывают классификацию царств в тетрадь.

Классификация царств растений

Учащиеся рассматривают схему показанную на слайде.

Выполняют следующее задание: составить в тетради обратную схему классификации царства растений от меньшего к большему рангу.

Задачник-практикум страница 5, задание 4.5

Учащиеся рассматриваю классификацию царства растений и систематические категории на примерах (16 слайд):

Царство – растения (Planta)

Отдел – покрытосеменные (Mogliophita)

Класс-однодольные (Monocotyledones)

Порядок – лилеецветные (Liliales)

Семейство – лилейные (Liliaceae)

Род – вороний глаз (Paris)

Вид – вороний глаз Четырехлистный (Paris quadrifolia)

Царство – растения (Planta)

Отдел – покрытосеменные(Mogliophita) Класс - двудомные (Magnolia)

Порядок – маковые (Papaverales) Семейство – дымянковые (Fumariaceac) Род – хохлатка (Corydalis)

Вид - хохлатка Маршала (Corydalis marschalliana)

Вид – как основная структурная единица в системе растений. Бинарное название вида.

Учащийся с надписью «род»: название рода указывает существительное.

Учащийся с надписью «вид»: название вида указывает прилагательное.

«род» - лопух;

«вид» - войлочный.

  • Береза повислая (Bétula péndula)

  • Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris)

  • Кандык сибирский (Erythronium sibiricum)

  • Шиповник обыкновенный (Rosa cinnamomea)

  • Ромашка аптечная (Chamomilla recutita)

Этап закрепления новых знаний

10 мин.

20 слайд

Закрепление новых знаний:

(Выходят два ученика в костюмах ученых и по очереди от лица Карла Линнея проговаривают выводы)

Систематика растений — раздел биологии. Она описывает, обо­значает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство.

Самую крупную едини­цу систематики растений представляет отдел, самую мелкую— вид.

Название вида — бинарное (двойное), т.е. обозначает два признака растения: родовой (существительное) и видовой (прила­гательное) .

Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле.

Закрепление новых знаний:

Учащиеся устно отвечают на вопросы, отображенные на слайде (19 слайд):

Что такое вид?

Объясните выражение: «Заслуга Линнея состоит в том, что каждое растение получило на только имя, но и фамилию».

Вспомните, какая систематическая категория является самой крупной в царстве Растения?

Как называется самая мелкая единица классификации растений?

Что такое классификация растений?

Что такое систематика растений?

Кто является основоположником систематики?

В какую группу объединяются сходные виды?

В какую группу объединяются сходные роды?

Информация о домашнем задании

1-2 мин.

Информация о домашнем задании:

параграф 4-5, страница 19 письменно вопросы 7-8

Информация о домашнем задании:

Записывают в дневник: параграф 4-5, страница 19 письменно вопросы 7-8

infourok.ru

Шпаргалка - Систематика растений - Биология и химия

Часть 1. Возникновение и развитие классификации растений

Систематика растений – раздел ботаники, занимающийся естественной классификацией растений. Экземпляры со многими сходными признаками объединяют в группы, называемые видами. Тигровые лилии – один вид, белые лилии – другой и т.п. Похожие друг на друга виды в свою очередь объединяют в один род, например все лилии относятся к одноименному роду – Lilium. Если у вида близких сородичей нет, он образует самостоятельный, т.н. монотипический род, как гинкго двулопастный (род Ginkgo). Определенные черты сходства между лилиями, тюльпанами, гиацинтами и некоторыми другими родами позволяют объединить их в одно семейство – лилейные (Liliaceae). По такому же принципу из семейств составляются порядки, из порядков – классы. Возникает иерархическая система из групп различного ранга. Каждая такая группа, независимо от ранга, например род лилия, семейство амариллисовые или порядок розовые, называется таксоном. Принципами выделения и классификации таксонов занимается особая дисциплина – таксономия.

Систематика – необходимая основа любой отрасли ботаники, так как она характеризует, насколько позволяют накопленные данные, взаимосвязи между разнообразными растениями и дает растениям официальные названия, позволяющие специалистам различных стран обмениваться научной информацией.

Возникновение и развитие классификации растений

Зарождение ботаники. В литературных памятниках, оставшихся от древнейших цивилизаций, содержится очень мало сведений о классификации и названиях растений. Первым ботаником принято считать грека Теофраста – ученика Аристотеля, жившего в 4 в. до н.э. Он разделял все растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы – группы, не являющиеся естественными в современном понимании, но полезные для тех, кто занимался выращиванием растений. Вклад в ботанику древних римлян ограничился известными компилятивными трудами Плиния и несколькими поэмами. Греческий врач Диоскорид в 1 в. составил обзор широко использовавшихся лекарственных трав. После распада Римской империи в науках на несколько веков воцарился застой, после которого ботаника возродилась в Европе в виде «травников» – книг, описывающих целебные свойства широко распространенных растений. Более древние труды были по большей части утрачены европейцами, зато их сохранили арабы.

Эпоха травников. После изобретения в 15 в. книгопечатания стали регулярно публиковаться травники. Например много изданий выдержала книга Сад здоровья (Ortus sanitatis). Эти труды были неточны и полны суеверий, но их распространение стимулировало работу настоящих ученых. В 16 в. в Германии вышло три знаменитых травника – Леонарда Фукса, Отто Брунфельса и Иеронимуса Бока. Авторы были врачами и интересовались лечебными свойствами растений, однако необходимость различать разнообразные растения вынуждала их быть достаточно точными в описаниях и иллюстрациях. Этому примеру последовала вся Европа, и период с 1450 по 1600 можно смело назвать эпохой травников. Наиболее значительные из них составлены Рембертом Додоэном, Матиасом де Лобелем, Шарлем де Л'Эклюзом, Уильямом Тёрнером и Пьером Андреа Маттиоли. Выдержавший не одно издание труд последнего был составлен как комментарий к работам Диоскорида (что свидетельствовало о проснувшемся интересе к классике), однако автор включил в него и собственные данные.

В этот же период стали появляться ботанические сады – в Падуе и Пизе, затем в Лейдене, Гейдельберге, Париже, Оксфорде, Челси и других городах. Сначала ученые разводили в них живые лекарственные травы. Потом появились гербарии, т.е. коллекции сухих растений. Считается, что первый гербарий собрал Лука Гини.

Развитие классификации. Медицинские травники продолжали выходить до конца 16 в. (один из лучших составил английский ботаник Джон Герард), но ученых все больше интересовали сами растения, независимо от их лечебных свойств. Уже в 13 в. Альберт Великий описывал структуру растений в своих трудах по естественной истории. В 1583 Андреа Чезальпино классифицировал растения по строению их цветков, плодов и семян. Близкими методами пользовались в начале 18 в. Пьер Маньоль и его ученик Турнефор. Примерно тогда же, в 17 в., профессор Оксфордского университета Роберт Морисон сумел выделить некоторые «естественные» группы растений, в частности семейства зонтичных (Umbelliferae) и крестоцветных (Cruciferae). Великий английский ботаник Джон Рей пошел еще дальше, объединив семейства в группы более высокого ранга. Он обратил внимание на важность для классификации количества семядолей (зародышевых листьев), предложив различать двудольные (с двумя семядолями) и однодольные (с одной семядолей) растения. Эта «естественная» система исходила из признания стойких сочетаний признаков и предполагала детальное их изучение, выгодно отличаясь от чисто искусственных классификаций, основанных на субъективно выбранных чертах сходства.

В этот период появилось несколько объемистых ботанических компиляций, в частности Конрада фон Геснера и братьев Иоганна и Каспара Баугинов. Последний собрал все известные в то время названия видов и их описания.

Система Линнея. Все эти тенденции нашли свое наиболее полное выражение в работах гениального шведского ботаника 18 в. Карла Линнея, с 1741 по 1778 профессора медицины и естественной истории Упсальского университета. Он классифицировал растения главным образом по числу и расположению тычинок и плодолистиков (репродуктивных структур цветка). Эта «половая» система благодаря своей простоте и легкости включения в нее различных видов получила широкое признание. Кроме того, Линней на основе сложных многословных названий, данных «типам» организмов его предшественниками, создал принципы современной биологической номенклатуры. У немецкого ботаника Бахмана (Ривиниуса) он заимствовал двойные видовые названия: первое слово соответствует роду, второе (видовой эпитет) – собственно виду. У Линнея было множество учеников, и некоторые из них в поисках новых растений путешествовали по Америке, Аравии, Южной Африке и даже Японии.

Слабость системы Линнея в том, что его жесткий подход временами не отражал очевидной близости между организмами или, наоборот, сближал явно далекие друг от друга виды. Известно, например, что три тычинки характерны как для злаков, так и для тыквенных, а, например, у сходных по многим другим признакам губоцветных их может быть и две, и четыре. Впрочем, сам Линней считал целью ботаники именно «естественную» систему и сумел выделить более 60 естественных групп растений.

Современные системы классификации. В 1789 Антуан Лоран де Жюсье объединил все известные тогда роды в 100 «естественных порядков», а те – в несколько классов. С этого момента можно отсчитывать историю современной классификации растений. Системы, предложенные Жюсье и его последователями, постоянно совершенствовались по мере накопления данных и постепенно вытеснили «половую классификацию». При этом двойная номенклатура, разработанная Линнеем, оказалась настолько удобной, что используется и по сей день.

В 1813 Огюстен Пирам Декандоль опубликовал исчерпывающий труд по классификации растений. Выделенные им группы различались особенностями семядолей, лепестков, плодолистиков и других структур. Усовершенствованная Джорджем Бентамом и Джозефом Долтоном Гукером, эта система получила широкое признание. Другая схема, которой следовали главным образом в Америке, была предложена Адольфом Энглером во второй половине 19 в. Эти системы описаны в двух объемистых трудах – Введение в естественную систему царства растений (Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis) Декандоля и Естественные семейства растений (Die natrlichen Pflanzenfamilien) Энглера и Карла Прантля. Они появились в период бурного развития описательной ботаники. Недостатком всех более ранних систем было то, что в них не включались мхи, грибы, водоросли и другие низшие растения. Развитие микроскопии в 19 в. пролило свет на особенности размножения этих организмов и позволило провести их классификацию. Параллельно появилась возможность дополнить описание основных частей растений деталями их анатомического строения, способами образования тканей и другими признаками.

В это же время во всех уголках мира были собраны тысячи новых видов, и появилась обширная литература по систематике. Она включала монографии по отдельным семействам и родам, списки известных родов, региональные флоры, т.е. описания растений определенных географических областей, обычно с ключами для определения, а также множество учебников и справочников. К наиболее известным авторам, кроме уже названных, относятся Штефан Эндлихер, Иоганн Хедвиг, Альфонс Декандоль, Христиан фон Эзенбек, Карл Фридрих фон Мартиус, Дитрих Франц Леонард фон Шлехтендаль, Пьер Эдмон Буасье, Людвиг и Густав Рейхенбахи, Аса Грей, Джон Торри, Джон Линдли, Элиас Магнус Фрис, Уильям Джексон Хукер, Эме Бонплан и Карл Сигизмунд Кунт.

Влияние Дарвина на развитие таксономии. В 1859 публикация труда Происхождение видов путем естественного отбора в корне изменила взгляды на таксономию. Термин «естественная система» приобрел современное звучание и стал означать родственные связи между организмами, сложившиеся в результате их происхождения от общего предка. Близость между видами стала определяться тем, насколько давно существовал такой их предок. Претендующая на «естественность» схема классификации превратилась в своего рода поперечный срез эволюционного процесса, и все прежние схемы были пересмотрены именно с этой точки зрения. Появилось представление о «примитивных» и «продвинутых» признаках. Август Вильгельм Эйхлер построил на этой основе совершенно новую систему растений, принципы которой были использованы и в более поздних работах Энглера и Чарлза Бесси.

Стремление отразить в систематике ход эволюции живого осталось ведущей тенденцией этой области ботаники и в 20 в., чему особенно способствовало развитие микроскопии и генетики. Параллельно продолжают пополняться коллекции растений как хорошо изученных, так и новых для ботаников регионов.

www.ronl.ru

Предмет и задачи систематики растений | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Систематика растений

Растения, окружающие нас, необычай­но разнообразны. В природе невозможно найти два растения, абсолютно схожие друг с другом. Они будут иметь хотя бы незначительные различия в форме, величине листьев, корней, характере опушения и т. д. Деревья, кустарники, травянистые растения—растения, образующие семена и пло­ды, споровые растения — папоротники, мхи, грибы, водоросли и пр. — представлены большим количеством форм, отличных друг от друга.

Перед исследователями растительного мира в первую очередь стояла задача: разобраться в этом хаосе растительных форм, создать класси­фикацию, по которой растительный мир мог быть разбит на группы, легко обозримые и доступные для различения. Создание классификации растений явилось основной задачей систематики растений. Первоначально этой задачей и ограничивалась систематика. В результате такой работы была проведена более или менее полная инвентаризация, учет растительных форм. После этого стало возможным расширение задач систематики. Ощущалась необходимость построить такую классифика­цию, которая не только делала бы обозримым разнообра­зие растительных форм, но и отражала бы родственные отношения между различными группами растений. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Наконец, с расширением научных познаний, с развитием философ­ских воззрений человечества перед систематикой встала задача — отра­зить в классификации также и последовательность разви­тия растений — эволюцию растительного мира, его филогенез. Последняя задача встала перед систематикой во второй половине XIX в., после появления учения Дарвина о происхожде­нии видов.

На этой странице материал по темам:
  • Задачи систематике по биологии

  • Предметы,задачи систематики растений

  • Урок по теме предмет и задачи систематики.

  • Систематика высших растений ее задачи

  • Задачи на растения

worldofschool.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта