Пальчиковые игры о лекарственных растениях. Комнатные растения пальчиковая гимнастика
Пальцы учат говорить [пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика]
Учителем-логопедом работаю много лет и абсолютно уверена в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности ребёнка.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Эти игры как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Вашему вниманию предлагаются пальчиковые игры, подобранные в соответствии с определённой лексической темой, изучаемой с детьми. Надеюсь, что это значительно облегчит работу логопеда и воспитателей, так как поиски такого рода речевого материала требуют много сил и времени.
Пальчиковые игры
«Пять маленьких братцев»
(Поочерёдно разгибают сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом)
Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумей.Первый палец – боковой –Называется большой.Палец второй – указчик старательный,Не зря называют его указательным.Третий твой палец как раз посредине,Поэтому средний дано ему имя.Палец четвёртый зовут безымянный,Неповоротливый он и упрямый.Совсем как в семье,братец младший – любимец,По счёту он пятый,Зовётся мизинец.
«Овощи»
У девочки Зиночки (Дети делают ладошки «корзиночкой»)Овощи в корзиночке;Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого)Положила на бочок,Перец и морковкуУложила ловко,Помидор и огурец.Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец)
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)Он, конечно, не один,Этот пальчик – слива,Вкусная, красивая.Этот пальчик – абрикос,Высоко на ветке рос.Этот пальчик – груша,Просит: «Ну-ка, скушай!»Этот пальчик – ананас,Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя)
«Ягоды»
Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке)Клюква, черника, брусника,Малина, клубника, шиповник,Смородина и земляника.Запомнил ягоды я наконец. (Поднимают плечи, удивляются)Что это значит?Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперёд)
«Грибы»
Я корзину в лес беру, (Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»)Там грибы я соберу. (Разводят ладошки в стороны и снова соединяют)Удивляется мой друг: (Показывают удивление, поднимая плечи вверх)«Сколько здесь грибов вокруг!» (Разводят руки в стороны)Подосиновик, маслёнок, (Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки)Подберёзовик, опёнок,Боровик, лисичка, груздь –Не играют в прятки пусть!Рыжики, волнушкиНайду я на опушке,Возвращаюсь я домой,Все грибы несу с собой.А мухомор не понесу, (Большой палец левой руки оставляют, грозят им)Пусть останется в лесу!
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)Сдобные ватрушки,Булочки и калачи –Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)Очень вкусно! (Гладят живот)
«Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)Перелётные птицы на юг улетели;Голы деревья, пустынны поля,Первым снежком принакрылась земля.Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)
«Перелётные птицы»
Тили-тили, тили-тили – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)С юга птицы прилетели!Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)Серенькое пёрышко.Жаворонок, соловейТоропились: кто скорей?Цапля, лебедь, утка, стриж,Аист, ласточка и чиж –Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)У гусыни есть гусёнок,У индюшки – индюшонок,А у утки есть утёнок,У каждой мамы малыши (Показывают пальчики, играя ими)Все красивы, хороши!
«Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)Это лисёнок, это волчонок,А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем)Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
«Домашние животные»
Довольна корова своими (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)телятами,Овечка довольна своимиягнятами,Кошка довольна своимикотятами,Кем же довольна свинья?Поросятами!Довольна коза своимикозлятами,А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в стороны)
«Животные жарких стран»
За мамой слонихой шагает слонёнок, (поочерёдно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с большого пальца)За крокодилихой – крокодилёнок,За львицей шагает маленький львёнок,За верблюдицей бежит верблюжонок,За зеброй спешит полосатый зебрёнок.За кем же торопится каждый ребёнок? (показывают обе ладошки и указывают на себя)
«Животные Севера»
Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, (ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу, руки при этом неподвижны)Это ласты, а не лапы.У тюленей ласты этиНосят мамы, папы, дети.Новогодние игрушки
Праздник приближается, (поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят в стороны)Ёлка наряжается.Мы развешали игрушки: (указывают ладонями на себя и разводят их в стороны)Бусы, шарики, хлопушки. (показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши)А здесь фонарики висят, (крутят ладошками в воздухе – «фонарики»)Блеском радуют ребят.
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя)В снежки играть, на лыжах бегать, (сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируютезду на лыжах)На коньках по льду кататься, (ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой)Вниз с горы на санках мчаться. (волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой)
«Какие бывают рыбы?»
Мы в подводном мире, друг, (выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук)Рыбы плавают вокруг: (делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)Рыба-меч, рыба-пила, (поочерёдно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца)Рыба-удильщик и рыба-игла.
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)Здесь прозрачная вода. (разводят ладони в стороны)Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)Вот медуза, вот кальмар. (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)Гостей встречает осьминог.
«Лягушки»
Две весёлые лягушки (дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)Ни минуты не сидят. (резко распрямляют пальцы, рука как бы подпрыгивают над столом)Ловко прыгают подружки. (кладут ладони на стол)Только брызги вверх летят. (затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
«Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)Всю зиму до весны сопит.Спят зимою бурундук,Колючий ёжик и барсук.Только заиньке не спится – (показывают больш. палец, вращая им)Убегает от лисицы.Мелькает он среди кустов, (соединяют б.палец правой руки с ук. пальцем левой и наоборот)Напетлял и был таков!
«Наша армия»
Аты — баты, аты — баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)На парад идут солдаты!Вот идут танкисты,Потом артиллеристы,А потом пехота –Рота за ротой.
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)Всех их очень любят дети!Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)Повар, милиционер,Швея, кондуктор и учитель,Врач, парикмахер и строитель –Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: (поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого)Вот весёлая игрушка.Вот железная машина.Это мяч. Он из резины.Разноцветная матрёшкаИ с хвостом пушистым кошка.
«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)Молоток бери, мой друг!Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)Есть окошко в доме том. (складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей»)Есть ещё одно повыше,Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца)«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой)
«Мебель»
Мебель я начну считать: (показывают ладошки обеих рук)Кресло, стол, диван, кровать, (пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки)Полка, тумбочка, буфет,Шкаф, комод и табурет.Много мебели назвали, (разжимают кулачки и показывают ладошки)Десять пальчиков зажали! (сжимают кулачки и поднимают их вверх)
«Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила. (поочерёдно соединяют большой палец с остальными)Девочка Иринка кукле говорила:«Салфетки должны быть в салфетнице,Масло должно быть в маслёнке,Хлебушек должен быть в хлебнице,А соль? Ну, конечно, в солонке!
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать – (показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами)Будем транспорт называть:Автомобиль и вертолёт, (сгибают пальчики начиная с мизинца)Трамвай, метро и самолёт.Пять пальцев мы в кулак зажали, (поднимают сжатые кулачки вверх)Пять видов транспорта назвали. (разжимают ладошки обеих рук)
«Посчитаем»
Раз, два, три четыре, пять – (сжимают и разжимают пальчики)Буду транспорт я считать.Автобус, лодка и мопед, (поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)Мотоцикл, велосипед,Автомобиль и самолёт,Корабль, поезд, вертолёт.
«Круглый год»
Круглый год, круглый год! (сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем)За зимой весна идёт, (поочерёдно соединяют большой палец с остальными на каждое время года)А за весною следомТоропится к нам лето.И у кого не спросим –Идёт за летом осень.И за осенью самаВновь идёт, спешит зима. (повторяют другой рукой)
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)Насекомых называем.Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)Это жук с зелёным брюхом.Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)Ой, сюда комар летит!Прячьтесь! (прячут руки за спину)
«Комнатные растения»
На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)А здесь красавец бальзамин,Амариллис рядом с ним.Фуксия, бегония –Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)
Съёмщикова Татьяна Алексеевна,учитель-логопед
Loading ...logoportal.ru
Пальчиковая гимнастика для детей старшего возраста по лексическим темам на год
Трудиться надо сколько!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Весна (животные, птицы, погода)»
«ВЕСНА»
Иди, весна, иди, красна, (пальчиками «идут» по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, (загибают по одному пальчику на обеих
Яблоки душистые, руках, начиная с мизинца)
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Пой-ка, подпевайка, (показать пальцы обеих рук)
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, (загибаем поочерёдно пальчики на каждое
Эта птичка – воробей, перечисление)
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко,
Эта птичка – зяблик,
Эта – стриж,
Ну, а это кукушонок –
Кукушкин маленький ребёнок.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Весенние сельскохозяйственные работы»
«САДОВНИК»
Мы вчера в саду гуляли, (пальчики идут по столу)
Мы смородину сажали. («роем» лунку ладошкой)
Яблони белили мы (движение кистями вверх, вниз)
Известью, белилами.
Починили мы забор, (кулачки стучат друг об друга)
Завели мы разговор:
-Ты скажи, (раскрыть ладошки)
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду (на перечислении подарков загибать
Слив лиловых, пальчики начиная с большого)
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам.
«Комнатные растения»
«ЦВЕТОК»
Вырос красивый цветок (соединить руки, изображая «бутон»)
в детском саде
Утром весенним (раскрыть руки, разжать пальцы)
раскрыл лепестки.
Всем лепесткам (в ритм словам раздвигать и вновь
красоту и питание соединять пальцы)
Дружно дают (соединить руки тыльными сторонами
под землёй корешки! пошевелить пальчиками – «корешками»)
«КАКТУС»
На окне цветок колючий (показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу. (изобразить «бинокль»)
Вы его не троньте лучше (погрозить указательным пальчиком)
Очень больно колется! (растопырить пальчики на обеих руках)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Космос»
«ЗВЕЗДОЧЁТ»
На луне жил звездочёт. (рисуют круг руками в воздухе)
Он планетам вёл отсчёт.
Меркурий – раз, Венера – два, (на перечислении планет загибать
Тир – Земля, четыре – Марс, пальчики, начиная с большого)
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон! (закрыть ладонями лицо)
«ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Есть одна планета-сад (рисуют пальчиками круг в воздухе)
В этом космосе холодном. (прижать кулачки к груди)
Только здесь леса шумят, (ритмично перебираем всеми пальчиками)
Птиц скликая перелётных, (скрестить ладони, плавные движения
вверх, вниз)
Лишь на ней одной цветут (ладони сложить вместе, медленно
Ландыши в траве зелёной, раскрывать)
И стрекозы только тут (сделать из пальцев колечки и приставить
В речку смотрят удивленно… их к глазам)
Береги свою планету – (нарисовать в воздухе круг)
Ведь другой, похожей, нету!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Аквариумные рыбки»
«РЫБКА»
Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети
Рыбке весело играть. изображают, как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывёт рыбка)
infourok.ru
Пальчиковая гимнастика в стихах
Пальчиковая гимнастика в стихах – это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствуют развитию речи и творческих способностей, где очень важным аспектом является то, что все действия в пальчиковых играх сопровождаются стихами. Рассмотрим некоторые примеры гимнастики для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика на тему «Овощи»
Цель - расширить знания и представления детей об овощах. Такая пальчиковая гимнастика в стихах может быть весьма занимательной для самых маленьких. Например, попробуйте выучить отрывок из стихотворения "Овощи" Ю. Тувима.
1. С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)
С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)
Капусту,
Картошку,
Морковку
Свеклу,
Петрушку и горох.
Ох!.. (хлопок в ладоши)
2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)
Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)
Капуста?
Картошка?
Морковка?
Свекла?
Петрушка или горох?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)
И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)
Капусту,
Картошку,
Морковку,
Свеклу,
Петрушку и горох.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)
В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)
Капуста,
Картошка,
Морковка,
Свекла,
Петрушка и горох.
Ох!...(хлопаем в ладоши)
Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цель - научить детей различать осенние цветы.
"Цветы"
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Ещё одна пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»
Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)
Пальчиковая гимнастика в стихах на тему «Рыбки»
Пример:
Рыбки, где вы?
Где вы, где вы, рыбки, рыбки?
Рыбки воду полюбили.
Вы живете, рыбки, сами?
Двигаете вы плавниками.
На вашем теле чешуя.
Блестит она, как жар горя.
Вы не спите, рыбки, рыбки
Вы плывите! Вы плывите!
А теперь включив свое воображение, попробуйте придумать совместно со своим чадом движения для пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)
Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)
По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)
И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)
Детская пальчиковая гимнастика с малышами до 1 года
С детками до года сначала делается пальчиковая гимнастика, а затем им читается стих. Вместе с ребенком выполните пальчиковую гимнастику в стихах описанную ниже. Постепенно ваш ребенок выучит текст и будет повторять его самостоятельно.
Пример:
- На счет «раз-два» - пальцы врозь-вместе (с положения ладони на столе).
- На счет «раз, два, три» - ладошка-кулачок-ребро.
- На счет «раз, два, три, четыре, пять» - на обеих руках соединяем пальцы: большой левой руки с большим правой руки, указательный на левой с указательным на правой и т.д. (пальчики здороваются).
- Средний и указательный пальцы левой, а потом правой руки бегают по столу (человечек).
- Движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют одновременно обе руки (дети бегут наперегонки).
«Мальчик-с-пальчик»
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим другом в лес ходил.
С этим другом щи варил.
С этим другом кашу ел.
С этим другом песни пел.
С этим – в дудочку дудел.
Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.
Вот как много интересного вы узнали о детской гимнастики в стихах.
womanadvice.ru
Речевая подзарядка Комнатные растения | Логопедия для всех
Речевая подзарядка Лексическая тема «Комнатные растения»
Подготовила и прислала
учитель-логопед Гандрабура Наталья
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль»из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(Погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок,
(сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка,
(сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте "Логопедия для Всех" Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 484 статей.Предыдущий материал из рубрики - Пальчиковая гимнастика:
www.logolife.ru
Пальчиковые игры о лекарственных растениях
Пальчиковые игры о лекарственных растениях
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)
МАК
На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон)
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,
Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)
ЦВЕТОК
Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)
Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны пальцами)
Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами
Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать)
ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ
Друг от друга деревья росли далеко (показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко, (Шагать указательным и средним пальцами
Только корни деревьев (Приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись. («Деревья»)
ЛЕС
Здравствуй, лес, дремучий лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко
Полный сказок и чудес! расставить пальцы)
(С.Погореловский) Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика»
ЯГОДКИ
Чуть приподнимаем перед собой руку, так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.
С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаем каждый
пальчик от основания до самого кончика, как
будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю. Обе ладошки складываем перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываем
другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,
Я поем еще чуть-чуть, другой рукой достаем воображаемые ягодки и
отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный
пальчики на обеих руках «убегают» как можно
дальше.
НА ПОЛЯНКЕ
Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки по очереди
Здравствуй, трава-мурава! «здороваются» с пальцами левой,
Здравствуй, ягодка лесная! похлопывая друг друга кончиками.
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несем,
Всю тебя мы соберем. Одновременное соединение одноименных
пальцев.
ТРАВКА
Ветерок шуршит травой Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены.
Прячет ягодку от нас, Интенсивное «трепетание» пальцами.
Только мы ее найдем, Поочередное соединение всех пальцев с большим
На варенье соберем. Имитируем сбор ягод.
БРУСНИКА
Я по лесу пойду, Дети ходят по ковру, собирая рассыпанные
Я бруснику найду. горошинки, читая стихотворение и имитируя
Если нет лукошка, движения.
Соберу в ладошку.
Прыгну через лужицу,
Голова закружится,
А в траве брусника –
Тут ее найди-ка!
ЕЛКА
Елка быстро получается, Ладони от себя, пальчики пропускаются между
Если пальчики сцепляются, собой, ладони под углом друг к другу. Пальцы
Локотки ты подними, выставляются вперед. Локти к корпусу не
Пальчики ты разведи. прижимаются.
БЕРЕЗКА
У красы -березки Прижать руки тыльной стороной друг к другу.
Платье серебрится, Пальцы растопырены, подняты вверх.
У красы-березки Шевелить кистями и пальцами.
Зелены косицы.
Со двора к березке Перебирать пальцами по столу (бегут козы)
Выскочили козы.
Стали грызть березку Сжимать и разжимать пальцы рук.
А березка в слезы. Потереть глаза кулачками (плачет)
П.Воронько
КРЫЖОВНИК
Низок да колюч, Опустить ладони вниз, затем растопырить пальцы
Сладок, да пахуч, Сжимать и разжимать пальцы рук
Ягоду сорвешь - «Срываем» ягоды
Всю руку обдерешь. Провести пальцами одной руки по тыльной стороне
загадка кисти другой (царапаем)
СМОРОДИНА
Две сестры летом зелены, Поочередное соединение всех пальцев с большим
К осени одна краснеет, Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук
Другая – чернеет.
Раз , два , три , четыре , пять, В лес идём мы погулять .За черникой , за малиной , За брусникой , за калиной .Землянику мы найдём И братишке отнесём! (Сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку. В конце - ладошки сложить лодочкой и "угостить" ягодками) | |
Мы шли - шли - шли , Землянику нашли . Раз , два , три , четыре , пять , Мы идём искать опять. (Сначала шагаем по столу, затемзагибаем пальчики одновременно на обеих руках, потом снова "шагаем" по столу. | |
С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.Ягод - полное лукошко ! Я попробую немножко.(щипотку поднести ко рту) Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь! Я поем ещё малинки . Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики)Снова буду собирать ! | |
Пальчик, пальчик-непоседа, где ты бегал, где обедал? Я с мизинцем ел малинку, с безымянным ел калинку, Ел со средним землянику, с указательным клубнику! (загибаем пальчики) |
«Ягоды» Ягоды – это крыжовник, (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке) Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Запомнил ягоды я наконец. (Поднимают плечи, удивляются) Что это значит? Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперёд)
multiurok.ru
Комнатные цветы
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!
(Воспитатель выводит Карлсона)
Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?
Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.
Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).
Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.
(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)
Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?
Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.
Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы
Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…
Ребенок: Корень в земле, его не видно.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Солнце поднимается, Цветочек распускается. Солнышко садится, Цветочек спать ложится. Высокие, красивые Цветы у нас растут. А корни под землею Для них водичку пьют | Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы. |
Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?
Ребенок: Растения выращивают из семян.
Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.
Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.
Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.
(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).
Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!
Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.
Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.
Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.
Игра – соревнование «Разбери семена»
(развитие мелких мышц пальцев)
Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?
Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.
Воспитатель: Что для этого было нужно?
Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.
Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.
(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть
Игра на координацию речи и движения
«На окне в горшочках»
Ребенок: Вот растет бегония –
Пышная красавица
Красотой своей она
Во всем мире славится
Ребенок: Меня фиалкою зовут.
Так называй меня и ты.
Пусть на окне твоем растут
Мои веселые цветы.
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки. Развернут бутоны, В солнышке утонут. | Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны. Ладони развернуть вверх. Руки соединить над головой, медленно развести в стороны. |
Ход занятия.
Подойдёт ко мне тот, кто назовёт любые комнатные растение (дети называют). Молодцы! Ребята, все мы любим цветы, но знаете, что растение и цветы. Не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растение нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? Конечно комнатные. Дети на дворе весна, но ещё очень холодно. Все живое пробуждается ото сна. Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня на столе стают комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспоминаем название цветов (кактус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, декабрист).
Ребята, что же общего у всех этих растений? (стебель, лист, цветок, корень) то есть общее строение, можно сказать одним словом.
А что разного? ,(окраска, форма, листьев). Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?» (Сообщаю детям правила игры). Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умники.
Но вы наверное немного устали и я предлагаю вам сесть на стульчики и рассмотреть растения.
Сначала повторим о конусе.
Какого размера это растение? Правильно. Это растение крупное. В народе его называют крапива. На что похож этот цветок? На кустик. Стебли прямые и светло-зелёные, сочные. Листья овальной формы, пестро окрашенные, по краю каемочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветет? Я вам подскажу. Цветёт в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветёт некрасивые, сероватого цвета, липкие, собранные в кисть. Конус быстро и легко размножается черенками. Конус любит свет, а если ему не хватает влаги и света, то он бледнеет и вытягивается.
А теперь рассмотрим герань зональную. Напоминает герань кустик. У этого растения прямой стебель. У этого растения листья округлой формы, ярко-зелёного цвета. Герань обильно цветёт. Цветки разного цвета и розовые и белые и бордовые. Собраны в соцветия зонтик.
А сейчас предлагаю вам игру. «Магазин цветов» Я буду выполнять роль продавца, а вы покупатели. Дети описывают цветок. Я называю, что это за растение и продаю.
Игра с мячом «Назови ласково». Стебель – стебелек, лист – листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка – личка, горшок – горшочек, земля – земелюшка, корень – корешок.
А теперь игра «Один – много». Стебель – стебли, цветок – цветы, лист – листья, лейка – лейки, горшок – горшки, корень – корни.
Много говорим о комнатных растениях. А ведь они будут красивыми, здоровыми, ели за ними будет хороший уход. А для этого нужно растение поливать чтобы оно не засохло. Поливать надо аккуратно. Кто покажет, как нужно это делать (по краю горшка, в корешок нельзя) А какой водой нужно поливать? Только комнатной температуры.
А что ещё нужно для жизни и роста растения? Да, рыхлить. А ещё нужно мыть и брызгать листочки (Дети это делают) А ещё нужно цветы пересаживать или посадить новые. Хотите, чтобы у нас в группе был настоящий ботанический сад? В нашем уголке нет вот такого цветка.
Это бальзамин. В народе его называют «Огонёк», «Ванька-мокрыый». Сажает каждый ребёнок цветок в заранее подготовленную землю.
Итог занятия в форме беседы с детьми.
О чем говорили, что делали, что больше понравилось?
sundekor.ru
Пальчиковая гимнастика в старшей группе
1.Перелетные птицыТили-тели, тили-тели -С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.Жаворонок, соловейТоропились: кто скорей?Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)Все вернулись, прилетели,(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)
- Подводный мирПосмотри скорей вокруг!(Делают ладошку у лба «козырьком».)Что ты видишь, милый друг?(Приставляют пальцы колечками у глаз.)Здесь прозрачная вода.Плывет морской конек сюда.Вот медуза, вот кальмар.А это? Это рыба-шар.А вот, расправив восемь ног,Гостей встречает осьминог.(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)Какие бывают рыбы?Мы в подводном мире, друг,(Выполняют движения руками, как будто плывут.)Рыбы плавают вокруг:(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,Рыба-удильщик и рыба-игла.(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
- Комнатные растенияНа окно скорее глянь:Здесь у нас цветет герань.А здесь красавец бальзамин,Амариллис рядом с ним.Фуксия, бегония -(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)Мы все названья помним!Раскрывают ладошку.Мы взрыхлим цветы, польем,(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)Пусть подрастают день за днем!(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)
4. Апельсин
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один.
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!!
(«бегут» пальцами по столу)
- Помощники
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)
- Игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
(поочерёдно загибают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдно разгибают пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
- Повар
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон.
(загибают пальчики, начиная с большого)
И очень доволен он!
(разводят руками)
- Пчела
(Помахать руками.)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(На каждое название насекомого
загибать один пальчик.)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Помахать ладошками и уронить
ладони на стол.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
- Одежда
(Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Алёнушка шустра,
Алёнушка быстра:
(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого на обеих руках.)
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Постирала платок,
Погладила поясок,
Платье надела
(Развести ладошки в стороны.)
И песню запела.
(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)
Везде поспела,
В охотку ей дело!
- Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным
и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной
стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
11.Гости
(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Мама, мама!
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Что, что, что?
(Постукивают мизинцы.)
- Гости едут!
(Постукивают указательные пальцы.)
- Ну и что?
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами
другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Здрасьте, здрасьте!
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
Чмок, чмок, чмок!
12.Замок
На дверях висит замок.
(Пальцы в замочек, слегка покачивать)
Кто его открыть бы смог?
("замочком" вперед-назад)
Мы замочком повертели,
(Повертеть "замочком")
Мы замочком покрутили
(Пальцы остаются сомкнуты,
а ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали,
(Пальцы сомкнуты, а ладошки
стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли!
(Показать ладошки.)
13.Зайцы
Скачет зайка косой
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
Под высокой сосной.
(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.)
Под другою сосной
(Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Скачет зайка другой.
(Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
14.Ладушки ладошки
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
(Движения выполняются в соответствии
с текстом, как подскажет фантазия.)
- Утята
Раз-два - шли утята.
Три-четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался -
Громко-громко запищал:
- Пи-пи-пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
(Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков 'Пи-пи-пи...' - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
16.Слон
К нам на стол забрался слон
(постукиваем кулачками о стол),Начал громко топать он.И лошадки прибежали
(пальцами имитируем ноги бегущей лошадки),Копытами застучали.Тихо по земле, шурша
(кладем ладони на стол и двигаем ими),Ползет змейка не спеша.Грациозны и легки
(перебираем пальцами, едва касаясь поверхности стола),Приползли к нам паучки!
17.Блины
Ой, лады! Ой, лады!
Мы блинов напекли.
Первый дадим зайке,
Зайке-попрыгайке,
А второй лисичке,
Рыженькой сестричке,
Третий дадим мишке,
Бурому братишке,
Блин четвертый котику,
Котику с усами,
Пятый блин поджарим
И съедим мы сами.
(хлопают то одна рука сверху, то другая. Поочередно массируют пальцы, начиная с большого)
18.Ботинки
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(Средние и указательные пальчики
«шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам
(Дети загибают по одному пальчику,
начиная с большого.)
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,Вдоль по улице шагаем,После лезем под кроватьБудем там тихонько спать.
(Укладывают ладони на стол.)
19.Баба
Жила-была баба,
(руки в боки)
Да жила у речки.
(разводим руки ладонями вниз изображая речку)
Захотелось бабке
(снова руки в боки)
Искупаться в речке.
(изображаем плавание)
И купила бабка
(руки в боки)
Мыло и мочало
(одна рука мочало, другая мыло намыливает)
Эта сказка хороша,
(правая рука в кулаке, большой палец вверх)
Я начну сначала….
Жила-была баба,
(руки в боки)
- Шла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол - бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)Полетело десять (девять, восемь) мух!
21.Дай молочка, Буренушка!
Дай молочка, Буренушка, (Имитировать, как доят корову.)
Хоть капельку на донышке. (Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.)
Ждут меня котятки,
Малые ребятки, (Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.)
Дай им сливок ложечку, (Опять показывают, как доят коров.)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (Показывают поднятые вверх большие пальцы.)
Молоко коровье.
22.У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показать "избушку". )
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,
(Растопыренные ладони поднести к ушам).
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.)
Вот с такими усами,
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели,
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку")
Hа Маланью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так...
(Дети показывают загаданное действие.)
- Соберу грибы
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.
24.Каша
Каша в поле росла,
(дети подняли руки, шевелят пальчиками)
К нам в тарелку пришла.
(«идут пальчиками по столу)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке,
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем дадим по ложке!
(разжимают кулачки)
25.Новый дом
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки -«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
Делают приглашающий жест рукой.
Сколько в доме этажей?
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трехэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
- Пальцы ложатся спать
(поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
gavrilina-lotds1.edumsko.ru