Биология. Кластер на тему голосеменные растения. Кластер растения
Комнатные растения в интерьере жилого дома
Разделы: Технология
Цель урока: ознакомить учащихся с видами комнатных растений и их роли при создании интерьера, научить составлять кластер.
Задачи:
- Образовательные: - совершить экскурс в историю комнатных растений, научить правилам ухода за растениями и расстановке их в интерьере квартиры.
- Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства гармонии и красоты.
- Развивающие: уметь использовать знания, полученные на уроке.
Наглядность: комнатные цветы, вазы, компьютер.
Ход урока.
1. Организационная часть.
-приветствие;
- проверка готовности к уроку;
2. Повторение.
Вопрос: Что вы знаете об интерьере жилья?
Вопрос : Что используют для оформления интерьера?
Вопрос: Какие комнатные растения вы знаете?
3. Вводный инструктаж.
Сегодня на уроке мы будем изучать новый раздел «Интерьер жилых помещений», тема урока «Комнатные растения». Цель нашего урока – совершить экскурс в историю комнатных растений, ознакомиться с видами растений, их расположением в интерьере, и составить кластер «Комнатные растения».
4. Сообщение нового материала.
История комнатных растений. (Приложение 1) (слайд 2-13)
Составление кластера
Вопрос: Как вы думаете в чём различие комнатных растений?
Ответ: Различают растения по внешним данным, по способу размножения, по расположению в интерьере, по видам ухода.
На основании этих первоначальных знаний мы и начнем составлять кластер.
Кластер ( от англ. cluster - пучок, скопление) – это графическая модель, схема в виде разветвлённого древа, где собраны элементы со схожими параметрами.
На доске выполняется схема 1. Основа схемы это тема урока - Комнатные растения (записана на доске), остальные блоки заполняют учащиеся.
Схема 1.
Чтобы составить кластер полностью вам необходимо расширить свои знания о комнатных растениях. И сейчас мы поговорим о каждом параметре нашей схемы.
Уход за растениями.
Любому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход, который включает в себя выбор почвы, полив, подкормку, пересадку и очистку.
Для каждого растения требуется своя почвенная смесь. Тяжёлая для растений с мощной корневой системой, лёгкая – для слабой корневой системой, средняя – для быстро растущих растений. (слайд 14)
Полив зависит от вида и фазы развития растений. Различают частый, умеренный, редкий, «сухой» полив. (слайд 15)
Улучшить процесс фотосинтеза, предупредить заболевания помогает чистка. (слайд 16)
По мере роста растения увеличивается его корневая система, посуда для него становится мала. В этом случае необходима пересадка – замена почвы без сохранения кома или перевалка - перенос растения в большую посуду с сохранением кома. (слайд 17)
Размножение растений.
Размножать комнатные растения можно различными способами: семенами (бегония), черенками (лимон), прививками (кактусы), делением куста (папоротники), отрезками стебля ( диффенбахия). (слайд 18)
Посуда для цветов
В настоящее время посуда для цветов разнообразна. Это горшок, кашпо, контейнер, из керамики, пластмассы, дерева, фарфора.
Горшок – емкость для одного или нескольких растений, с одним или несколькими дренажными отверстиями. (слайд 19)
Кашпо – емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок. (слайд 20)
Контейнер - емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят несколько горшков или высаживания нескольких растений. (слайд 21)
По требованию к освещённости
Необходимо учитывать какую освещенность дают окна, и соответственно подбирать растения. Комнатные растения можно разделить на три группы: светолюбивые, теневыносливые и растения умеренного освещения - тенелюбивые
К первой группе (светолюбивые) относятся кактусы, эвкалипты, колеусы. (слайд 22)
Ко второй группе (теневыносливые) – папоротники, хвойные аспидистры, самшит, плющ, комнатный виноград (циссус). (слайд 23)
К третьей группе (растения умеренного освещения) можно отнести большинство комнатных растений. Например, цитрусовые, бегонии, гортензии, примулы, традесканции. (слайд 24)
Основные группы растений
- декоративнолиственные; (слайд 25)
- декоративноцветущие комнатные; (слайд 26)
- декоративноцветущие горшечные; (слайд 27)
- кактусы и суккуленты. (слайд 28)
Разновидности растений
- злаковидные; (слайд 29)
- растения с прямостоячими стеблями; (слайд 30)
- лианы и ампельные растения; (слайд 31)
- розеточные растения; (слайд 32)
- шаровидные; (слайд 33)
- кустистые. (слайд 34)
Приёмы размещения в интерьере
- одиночные; (слайд 35)
- композиции из горшечных растений; (слайд 36)
- террариум; (слайд 37)
- комнатный садик. (слайд 38)
- на полу, столе, подставке; (слайд 39- 41)
При размещении растений следует учитывать декоративно – художественную ценность и своеобразие растений.
5. Текущий инструктаж.
Сейчас вы выполните практическую работу по составлению кластера, используя материал полученный сегодня на уроке.
6. Практическая работа .
Учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа выбирает свой блок кластера и разрабатывает его на основе нового материала.
7. Отчёт о проделанной работе.
Учащиеся выходят к доске и заполняют свой блок кластера с пояснениями, остальные внимательно слушают, делая дополнения. Готовая схема кластера предс тавлена на схеме 2.
Схема 2.
8. Подведение итогов.
- объявление оценок
- домашнее задание - рисунок «Дизайн оформления комнатного растения».
Презентация.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Биология. Кластер на тему голосеменные растения
1. Каковы особенности строения голосеменных растений?
Голосеменные представлены либо деревьями либо кустарниками. У большинства голосеменных в ксилеме отсутствуют сосуды, а в флоэме – клетки-спутницы. Однако, ткани голосеменных устроены более сложно, чем ткани папоротникообразных. Листья голосеменных разнообразны как по внешнему виду, так и по строению; у хвойных — игольчатые (хвоинки), у других — похожи на листья папоротников или пальм. Все голосеменные являются разноспоровыми растениями. Микроспоры у семенных растений развиваются в пыльцевом мешке и называются пыльцевыми зёрнами или пылинками. Они переносятся на женский гаметофит, как правило, при помощи ветра, прорастая внутрь после попадания на мегаспорангий. Плоды у голосеменных не образуются, но у семени могут развиваться различные приспособления, облегчающие их распространение. В жизненном цикле господствует спорофит, мужской и женский гаметофиты потеряли самостоятельность и живут на спорофите.
2. Какие растения относятся к хвойным? Приведите примеры.
Класс хвойных представлен большим количеством форм: ель, лиственница, сосна, пихта, секвойя, туя, тис, кедр, кипарис, можжевельник, агатис и др.
3. Назовите особенности строения хвойных.
Особенности строения хвойных:
- стержневая корневая система;
- стебель включает кору, древесину и слабо выраженную сердцевину;
- в коре и древесине имеются смоляные ходы (каналы), заполненные эфирными маслами и смолой;
- в стволе имеются кольца прироста древесины, обусловленные сезонной периодичностью активности камбия;
- листья у большинства хвойных жёсткие, игольчатые (хвоя) и не опадают в неблагоприятное время года, они покрыты толстой кутикулой, устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды; замена игл происходит постепенно в течение всей жизни растения.
4. Как устроена древесина голосеменных растений? Какие химические вещества составляют ее основу?
В стебле на поперечном разрезе различают тонкую кору, внутреннюю часть которой составляет луб, хорошо развитую древесину и плохо выраженную сердцевину, состоящую из рыхлой запасающей паренхимы. В старых стволах сердцевина едва заметна. Древесина голосеменных устроена проще, чем у цветковых растений, она состоит в основном из трахеид — мёртвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками, выполняющих проводящую и опорную функции. Паренхимы в древесине очень мало или она совсем отсутствует. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами. Испарения этих веществ создают характерный аромат хвойного леса.
5. Что такое семя? Чем семя отличается от споры?
Семя – это особая многоклеточная структура, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка. Споры могут быть одноклеточными и многоклеточными. Семена – это исключительно многоклеточные структуры. В споре практически не содержится никаких питательных веществ. В семени запасаются белки, крахмал, жиры, незначительная часть воды, которые повышают шансы растения на выживание. Споры имеют более простое строение. Семена – более сложное образование, которое имеет высокий уровень специализации.
6. Как устроены мужские и женские шишки сосны?
Мужские шишки, расположенные у основания молодых побегов, состоят из более мелких шишечек. Вдоль оси такой шишечки расположены чешуйки. На нижней стороне чешуек находятся по два пыльцевых мешка, в которых образуются микроспоры. Из них формируются мужские гаметофиты — пыльцевые зёрна. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток.
Маленькие красноватые женские шишки, сидящие на верхушках молодых побегов, тоже состоят из оси, на которой расположены чешуйки. Чешуи женских шишек попарно срастают-ся, и между ними развивается семязачаток. В нём образуется гаплоидная мегаспора. В результате её многократного деления возникает женский гаметофит — обычно два половых органа с яйцеклеткой в каждом, и эндосперм, впоследствии питающий зародыш.
7. Опишите процесс размножения сосны. Зарисуйте схему жизненного цикла.
Сосна — обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых стеблях образуются два вида шишек — укороченных побегов: мужские и женские. Поздней весной или в начале лета обильное количество пыльцы, доставляемой ветром, попадает на женскую шишку. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней — происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12—14 месяцев. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с двойным (диплоидным) набором хромосом — зиготу: это первая клетка спорофита. После оплодотворения яйцеклетки из семязачатка развивается семя с запасом питательных веществ, которое одето защитными оболочками. На второй год после образования женской шишки и переноса на неё микроспор семена с «крылышками» высыпаются, разносятся вет-ром и, попадая в почву, прорастают.
2.5. Кластеризация культур
Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров — совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложили Ронен и Шенкар.59 Они выделили:
• скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;
• германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;
• англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия;
• романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;
• латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;
• дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;
• арабский кластер: Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
• ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.
Некоторые из рассмотренных авторами классификаций стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер. Познавательное значение этой классификации безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурной точки зрения помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т. д. Вообще говоря, эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.
Используя выделенные им пять измерений, Ф. Тромпенаарс также разбил страны, в которых проводились исследования, на кластеры (см. табл. 2.12).
В латнноевропейском кластере «выбивается» Испания. По крайней мере в свете данных наблюдений она не должна бы входить в этот кластер.
Германский кластер получился необычайно «рыхлым». Можно говорить о значительной схожести профилей Австрии и Чехословакии, но, например, Швейцария здесь очень похожа на Францию и довольно сильно отличается от Германии.
Таблица 2.12. Кластеры по Ф. Тромпенаарсу
| Индивидуализм(+) / коммунитаризм(-) | Специальные отношения(+) / Диффузные отношения(-) | Универсализм (+) / специализация (-) | Нейтральные культуры(+)/ эмоциональные культуры(-) | Культура достижений(+)/ культура принадлежности(-) |
Английский США Великобритания | |||||
+ | + | + | - | + | |
+ | + | + | + | + | |
Азиатский Япония Китай Индонезия Сингапур | |||||
- | - | - | + | - | |
- | - | - | - | - | |
- | - | - | + | - | |
- | - | - | + | - | |
- | - | - | + | - | |
Латино-американский Аргентина Мексика Венесуэла Бразилия | |||||
+ | - | - | + | + | |
+ | - | - | + | + | |
- | - | - | + | - | |
+ | + | + | - | - | |
Латино- Европейский Франция Бельгия Испания Италия | |||||
- | + | + | - | - | |
- | + | + | - | - | |
+ | - | - | + | + | |
- | - | + | - | - | |
Германский Австрия Германия Швейцария Чехословакия | |||||
+ | + | + | + | + | |
- | - | + | - | + | |
- | + | + | - | - | |
- | + | + | + | + |
В работе Ходжетса и Лютенса60 делается вывод о необходимости пересмотра более ранних классификаций. Нам же представляется, что требуется совершенствование методик сравнительных исследований. В частности, необходимо уделить особое внимание репрезентативности данных. Распространение черт, характерных для той или иной группы (топ-менеджеры, программисты, российские предприниматели «новой волны» и т. п.), на нацию в целом может быть неправомерно.
studfiles.net
Строение и функции цветка
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (7,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.
Задачи:
– Изучить строения цветка, показав биологическое значение его частей. – Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы. – Прививать навыки коммуникативного общения, работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.
Оборудование:
Раздаточный материал:
– карточки с изображением цветов, главных частей цветка, видов околоцветника – цветные карандаши, – листы бумаги, – цветки комнатных растений и дикорастущих – препаровальные наборы. – презентация Microsoft Power Point “ Строение и функции цветка”
Структура урока:
– Организационный этап – Мотивация творческой деятельности (индуктор). – Усвоения новых знаний – Рефлексия
Методы обучения:
– Объяснительно-иллюстративный – Репродуктивный – Проблемно-диалогический – Частично-поисковый – Первично-Исследовательский
Формы работы:
– Индивидуальная-групповая
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
(настрой на работу).Работа на уроке проводится в группах
“Давайте вспомним”. Учитель предлагает группам составить кластер “Органы цветкового растения и их функции” (Приложение 1.)
Затем учащиеся представляют кластеры, сопоставляя с вариантом презентации учителя. (Презентация, слайд 5,6).
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Мотивация творческой деятельности каждого учащегося.
- Учитель предлагает составить “паутинку ассоциаций”, связанных с темой цветок. Группы обмениваются ассоциациями. (Приложение 2.)
- Учитель раздает детям листы бумаги и карандаши и просит нарисовать настроение, которое связанно с темой “ цветок”.
- Слайд №1 презентации с эпиграфом к уроку.
- “Мозговой штурм”. Цветы радуют человека, но цветы возникли задолго до появления человека. Какое значение имеет цветок в жизни растений? ( Обращается внимание учащихся на то, что растения изобрели цветы не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них были другие цели, направленные на выживание)
- Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.
Выдвигается гипотеза, что в ходе эволюции у растений из побегов возникли цветки.
Возникает вопрос: какие части побега стали частями цветка? (слайд№ 9)
Усвоения новых знаний
Для изучения частей цветка выполняется работа с учебником, лабораторная работа, используется презентация
- Работа с учебником. (Найти информацию о строении цветка, прочитать, изучить рисунок.) Чтение с пометками. Применяется стратегия чтения “Инсерт” (Приложение 3) “?” – это мне не понятно, “!” – это мне нравится, “_”– это для меня новое.
- Рассмотреть части цветка на слайдах презентации (Слайды 11, 12)
- Выполнить лаб. работу, найти и зарисовать части цветка, сравнить с изображением на слайдах презентации. (Слайд 11)
- Вопрос: – Как вы думаете, какие части цветка являются главными? (предполагаемый ответ: чтобы ответить на этот вопрос, надо знать о строении каждой части, значении). На этом этапе начинается знакомство со строением пестика, тычинки, околоцветника, типами цветков (Работа со слайдами 13-24). Составляются по группам кластеры “Виды околоцветника”, “Главные части цветка”, “Типы цветков”. После знакомства со строением цветка учащиеся отвечают на поставленные вопросы и представляют по группам кластеры. – Какие части цветка являются главными и почему? – Какие части защищают пестик и тычинки? – Какое значение околоцветника?
- Вспоминаем гипотезу. Так что же такое цветок? И какие у него функции? (Учащиеся дают определение цветка и его функций, затем эти определения сравниваются с определением на слайде 7,8).
- Составление формулы и диаграммы цветка. (Слайды 26-27)
III. РЕФЛЕКСИЯ.
Работа со слайдами “Проверь себя”(28,29)
Выставление оценок за урок.
IV. Домашнее задание. (Слайд 30)
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-конспект по теме: "Мир комнатных растений"
Цели урока:
• Закрепить знание о классификации растений;
• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;
• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;
• Научить правильному уходу за комнатными растениями;
• Развивать практические умения учащихся;
• Стимулировать развитие познавательных способностей;
• Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Планируемые результаты:
• Знать о комнатных растениях, уметь ухаживать за ними;
• Формировать интерес к самостоятельному поиску материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование, цветы в горшках, кластер, рисунки листьев, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
Мы с вами говорили о том, что все объекты природы принято разделять на две большие группы: живая и неживая природа. Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили предметы живой и неживой природы.
Игра "Угадай-ка"
Учитель перечисляет объекты живой и неживой природы. Если называются объекты живой природы, учащиеся должны поднять руки.
Слова: снег, гроза, цветы, дождь, ландыши, ветер, дерево, сугроб, животное, туман, трава, облако, куст.
Вы хорошо разбираетесь в теме. А в чем различия между явлениями живой и неживой природы? Выделите главные функции, которые помогают определить, что перед вами объекты живой природы:
- они дышат, размножаются, питаются, растут, стареют, погибают.
III. Подготовка к восприятию темы
Мы с вами говорили о растениях, о цветах. Вспомните, какие цветы вы уже знаете? (настурция, пионы, розы, хризантемы)
Эти цветы растут на улице, в скверах и парках, на клумбах и в садах. Они цветут весной и осенью, радуют нас ароматом, яркими красками и красивыми формами. Вспомните, как называют такие растения? (цветочно-декоративные)
Одни цветы радуют нас в лесах, на лугу и в поле. Это ландыши, лютики, маки, васильки. Другие человек выращивает сам. Кто не знает о красоте розы, о великолепии георгин или не радуется ярким краскам пионов.
А как называют эти две группы цветов? (дикорастущие и культурные)
Задание на интерактивной доске.
Подчеркните синим цветом дикорастущие цветы, а зеленым – культурные.
Слова на интерактивной доске: роза, пион, хризантема, ландыш, чертополох, ромашка, мак, анютины глазки, подснежник.
IV. Объяснение новой темы
Есть еще группа растений, которые выращивает человек.
Отгадайте загадку:
Очищают воздух, создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут.
Что это?
(Комнатные растения)
Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения?
Составление кластера по ответам учащихся (Растения: украшают комнату, лечат, очищают воздух, создают уют)
Перед учащимися выставлены цветы в горшках с табличками.
Посмотрите на наши комнатные цветы. Прочитайте названия на табличках. Эти названия очень красивые, но есть и очень трудные. Мы должны запомнить их, чтобы знать, как правильно за ними ухаживать и какую пользу приносят эти растения.
Хлорофитум: очищает воздух от бактерий и поглощает токсины. Часто поливать не нужно, но можно добавить в почву несколько таблеток активированного угля, чтобы усилить свойства растения.
Драцена: незаменима, если в комнате пол застелен линолеумом. Драцена поглощает бензол, который выделяется из синтетики, а также неплохо поглощает выхлопные газы, попадающие в помещение.
Диффенбахия: любит свет, но не прямые лучи солнца. Ее нельзя трогать руками, потому что сок листьев может вызвать аллергию. Прекрасно очищает воздух.
Фикус: лучше ставить возле окон, которые выходят на дорогу или на промышленные предприятия. Хорошо очищает воздух, поглощает токсины и вредные вещества. Зимой фикус лучше не поливать, а опрыскивать листья из пульверизатора.
Герань: выделяет вещества, которые обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего ставить в спальне. Герань очень любит солнце и много воды.
Кактус: снижает ионизацию воздуха и защищает от электромагнитного излучения. Любит солнце и воду.
Алоэ: сок алоэ известен лечебными свойствами, он обеззараживает, убивает микробы.
Пеперомия: защищает нас от простуды, потому что уничтожает вирусы, вызывающие ОРВИ. Пеперомию лучше ставить в теневой стороне комнаты.
Некоторые комнатные растения не только радуют нас необычной формой листьев, необычной окраской. Замечено, что они гасят отрицательные эмоции. Это бегония, папоротник и традесканция.
Цветы и растения не бывают похожи друг на друга, они различаются по форме и цвету и каждое растение, каждый цветок по своему уникален.
Видеопрезентация на тему "Вальс цветов":
Скачать видеопрезентацию
Презентация наглядно демонстрирует, как каждому цвету соответствует свой цветок, образуя тем самым букет и радугу цветов (в прямом и переносном смысле).
Физминутка:
Наши алые цветкиРаспускают лепестки,Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.
Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головой качают.
V. Закрепление
1) Игра "Третий лишний"
На доске ряд слов, из которых нужно исключить лишнее:
- алоэ, календула, герань;
- настурция, фикус, кактус;
- каланхоэ, пеперомия, астра.
2) Игра "Найди пару"
бего
тус
как
канция
ге
ния
дра
рань
традес
цена
3) Игра "Найди хозяина"
Учитель показывает рисунки листьев. Учащиеся должны угадать, какому растению они принадлежат.
4) Закончите предложение: Я люблю комнатные растения, потому что….
VI. Обобщение знаний
Комнатные растения радуют нас, делают комнату уютной, очищают воздух в помещении. Растения в доме приносят большую пользу. Но нужно правильно ухаживать за ними. Как вы думаете, что любят растения? (Свет и воду)
Посмотрите внимательно на таблички возле наших растений. Светлый кружок означает, что растение любит свет. Заштрихованный кружок показывает, что это растение предпочитает расти в тени. Буква "Т" означает, что растение теплолюбивое. Его лучше ставить ближе к источникам отопления. Буква "М" значит, что растение морозостойкое. Оно спокойно выдержит низкую температуру.
Задание: расставьте цветы по местам, в соответствии с теми особенностями растений, о которых вы узнали.
Прочитайте внимательно памятку об уходе за комнатными растениями.
1) Большинство цветов нужно ставить ближе к свету, но избегать попадания прямых солнечных лучей.
2) Летом поливать каждый день, зимой – реже.
3) Нельзя поливать растения холодной водой.
4) Лейку при поливе нужно держать низко, чтобы почва не размывалась.
5) крупные гладкие листья протирают влажной тряпочкой.
6) Рыхлить почву нужно после полива, когда почва немного подсохнет. Рыхлят только верхний слой, не задевая корни растения.
7) Прикормку, пересадку проводят весной и в начале осени.
Какие ошибки при уходе за растениями вы допускали?
VII. Рефлексия и оценивание учащихся
Что нового вы узнали на уроке?
О каких еще растениях вы хотели бы поговорить?
Что осталось непонятным?
Какое задание было интересно выполнять?
VIII. Домашнее задание
Нарисуйте любое комнатное растение и подготовьте небольшой рассказ о нем.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Культурные кластеры и развитие индустрии туризма – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Творческий потенциал художника, также как предпринимателя, раскрывается только при наличии особых условий, которые необходимо формировать, опираясь на единую маркетинговую стратегию. Термины «инновационное развитие» и «запросы постиндустриального общества» применимы и к сфере креативных кластеров, отмечается в докладе «Культурные кластеры и развитие туризма в дестинации» профессора кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Валерия Гордина и старшего преподавателя этой же кафедры Марины Матецкой
Творческие кластеры и творческие индустрии
Творческие индустрии в последнее время выступают объектом изучения с точки зрения экономической и культурной политики. Существует достаточно много определений и классификаций творческих отраслей, обобщив которые, можно выделить набор критериев: первое — деятельность таких отраслей тесно связана с культурой или искусством (визуальное искусство, исполнительские виды искусства, литература, музеи, галереи, культурное наследие), второе — деятельность, связанная с медиапроизводством (пресса, издательская деятельность, теле- и радиовещание, цифровые медиа), третье — отрасли, связанные с дизайном (архитектура, промышленный дизайн, мода и т.д.).
Многочисленные исследования подтверждают, что творческие индустрии имеют тенденцию к кластеризации, то есть объединению в межотраслевые комплексы для дальнейшего развития. С точки зрения макроэкономики кластеры представляют собой «точки роста» и дают возможность наиболее полной реализации потенциала территории. Для участников кластеров преимуществом является возможность использования синергетических эффектов с целью получения максимальной отдачи от рыночных преимуществ.
Этой логике подчинена и «индустрия гостеприимства». Культурные кластеры, создавая ареал межотраслевого сотрудничества, формируют условия для профессионального развития творческих работников, повышают уровень интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров. В конечном счете, кластеры способствуют более полному удовлетворению запросов потребителей на рынке культурных услуг.Рост сектора творческих индустрий связан с базисными преобразованиями в экономических системах: с развитием постиндустриального общества и формированием экономики, основанной на знаниях, с ростом сектора услуг, повышением роли креативного класса. Политика в отношении творческих индустрий не может представлять собой расширенную версию существующей культурной политики, построенной на принципах экономики благосостояния, а должна рассматриваться как элемент инновационной политики в экономике в целом.
И теоретики, и практики «творческих индустрий» сходятся в том, что повышение их экономического значения должно изменить и культурную политику стран и регионов в пользу развития кластерного подхода к сфере культуры.
Модели развития творческих индустрий
Существуют разные модели, обусловленные различием культурной политики и местными контекстными факторами. Американская модель предполагает существенное разделение сфер искусства (культуры) и индустрии развлечения, а также ограниченную роль культурной политики в отношении развития творческих индустрий. В рамках такого подхода ставка делается на развитие творческих городов, подчеркивается роль туризма и трудовой мобильности населения как источников роста городов.
Европейская модель подчеркивает культурное значение и миссию творческих индустрий, реализуя более широкую стратегию социальной значимости культуры и доступности культурных благ широкому кругу потребителей.
Совершенно иная модель характерна для азиатских стран, например, для крупнейших городов Китая. Она отличается разнообразными формами и особым значением национальных социокультурных и политических факторов. Основной массив творческих индустрий построен вокруг информационных технологий и направлен не только на внутренний рынок, но и предполагает значительную долю экспортной составляющей. В моделях развивающихся стран, например, стран Южной Америки, Южной Африки, Карибского бассейна первостепенными остаются вопросы сохранения и обслуживания культурного наследия, уменьшения бедности, улучшения инфраструктуры в сфере услуг в целом.
Тем не менее, для всех моделей творческих индустрий характерны тенденции развития по кластерному типу. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений, на основе которых происходит обмен идеями.
Конкретная стратегия развития того или иного кластера требует анализа специфики конкретного рынка и конкретной территории, которые прослеживаются в докладе на примере Санкт-Петербуга.
Особенности рынка туристических услуг Санкт-Петербурга
Значительная часть петербуржцев, как показывают результаты социологических опросов, не посещает никакие учреждения культуры. Отсюда потребность, с одной стороны, в поиске рычагов вовлечения петербуржцев в активное потребление культурных благ, создаваемых городскими учреждениями культуры. С другой стороны, с точки зрения маркетинговых стратегий самих учреждений культуры, необходимо считаться с наличием двух сегментов потребителей с разными запросами: жителей города и туристов.
Эффективность деятельности организаций культуры в значительной мере зависит от их территориального размещения. На протяжении многих десятилетий в районе Невского проспекта располагалась значительная часть ленинградских театров, концертных залов и кинотеатров. В последние годы начала меняться карта размещения в городе кинотеатров и, частично, театров. Частные кинотеатры широко шагнули в районы новостроек, как правило, размещаясь в крупных торгово-развлекательных комплексах, а полупрофессиональные театры активно осваивают бывшие промышленные окраины и опустевшие заводские Дома культуры.
Комитет по культуре Санкт-Петербурга в последние годы осуществляет целый ряд программ, нацеленных на приближение культурных благ к жителям окраинных районов (Постановление от 4 апреля 2006 г. N 350 «О концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы», действие продлено до 2011 года). Однако и сегодня «очаги культуры» располагаются в районах новостроек дисперсно и не создают комплексных «зон культурного притяжения».
Стратегия формирования туристического кластера: единый маркетинг
В основу стратегии территориального размещения учреждений культуры Санкт-Петербурга, согласно предложениям авторов доклада, целесообразно положить преимущества от размещения на ограниченном пространстве учреждений культуры, связанных с ними предприятий торговли и общепита, центров развлечений и досуга, предприятий информационной сферы и ряд других предприятий, создающих необходимый комфорт и безопасность. Системообразующий стержень таких кластеров в центральных районах Петербурга — аутентичные памятники истории и архитектуры. В то же время можно предвидеть тенденцию формирования культурных кластеров в районах новостроек, прежде всего, в крупных торговых зонах и в точках интенсивных пассажиропотоков.
В центральных районах одиночные кластеры должны быть выстроены в определенную сеть, обеспечивающую туристам пешеходную или, в крайнем случае, быструю транспортную доступность. Это особенно актуально в условиях мегаполиса, поскольку уже в ближайшие годы город встанет перед острой необходимостью рассредоточения в высокий сезон основных потоков туристов, концентрирующихся в настоящее время в нескольких зонах: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Пушкин, Петергоф, Павловск.
Культурные кластеры должны носить многосекторальный характер, в них должны быть представлены как находящиеся в государственной собственности памятники, так и частные фирмы сферы услуг, прежде всего, предприятия малого и среднего бизнеса. Именно они способны быстро реагировать на весьма неустойчивую ситуацию на рынке культурного туризма. Однако все эти организации должны функционировать в рамках единой маркетинговой стратегии, не выбиваясь из общей стилистики, работая на коллективный имидж кластера и города в целом. Понятно, что для реализации этого принципа необходимо выстраивание эффективного сотрудничества между территориальными органами управления культурой и туризмом, коммерческими структурами, некоммерческими организациями и благотворительными фондами, поддерживающими культуру, и самими организациями культуры всех организационно-правовых форм.
Классичность и креативность — возможно ли единство?
Авторы доклада полагают, что необходимо расширять сложившееся понятие культурных кластеров в Санкт-Петербурге. Например, можно выделить кластеры, направленные на творческое производство; когда работники творческих индустрий объединяются в одном месте в целях улучшения обмена информацией, создания новых творческих продуктов и совместного использования ресурсов. Немалые возможности, по их мнению, сулит создание нового вида культурных кластеров — арт-инкубаторов. Подобные структуры формируются, отчасти спонтанно, отчасти целенаправленно, на базе крупных творческих вузов или факультетов университетов. В северной столице, где творческие вузы расположены в центре города, было бы целесообразно предусмотреть создание арт-инкубаторов как объектов культурного туризма, создаваемых в рамках планов территориального развития и программ развития сфер культуры и туризма.
Вместе с тем, как полагают Гордин и Мактецкая, необходимо развивать творческие кварталы (или районы), то есть создавать кластеры, направленные на развитие территорий с учетом потребительских предпочтений в сфере культуры. В целом же именно творческие кластеры обладают синергетическим эффектом и рыночной пластичностью, необходимой сфере культуры на современном этапе развития.
Всем петербургским культурным кластерам сегодня, подчеркивается в докладе, остро не хватает инновационности — то есть использования новых технических и коммуникативных подходов в работе с посетителями учреждений культуры, а, следовательно, и той аудитории, которая как правило является активным пользователем достижений новейших технологий.
подготовила Юлия Литвинова
Презентация доклада В. Гордина и М. Матецкой
22 октября, 2010 г.
iq.hse.ru
Технология развития критического мышления по предмету "Окружающий мир". Тема "Разнообразие растений"
Разделы: Начальная школа
Тема: Разнообразие растений.
Место урока в теме: изучение нового материала.
Цель: сформировать знания о разнообразии растений.
Задачи:
- познакомить с различными группами растений, видами растений;
- формировать умение работать с текстом учебника, с атласом-определителем «От земли до неба», рисунками;
- учить детей рассуждать, делать выводы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир». 3-й класс. Автор: А.А. Плешаков; иллюстрации растений, энциклопедии «Всё обо всем»; ноутбук, проектор.
Ход урока
1-й этап. Вызов
Деятельность учителя.
– Прочитайте выражение: «Зеленая одежда Земли».
– О какой такой зеленой одежде говорится? (О траве, о деревьях, о кустарниках, о цветах...)
– Наверное, вы слышали и такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Верно. О растениях.
Тему урока определяют дети.
– Что мы знаем о растениях? Отвечая на этот вопросы, мы будем заполнять таблицу:
Знаем |
Хотим узнать |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
Дети заполняют таблицу.
Предлагается использовать рисунок учебника на с. 71. (Рисунок поможет им в составлении таблицы.)
– Попробуйте рассказать, что вы знаете о растениях.
– Что мы не знаем?
Знаем |
Хотим узнать |
1. Растения – часть живой природы. |
|
2. Растения выделяют в воздух кислород. |
|
3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. |
Почему? |
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы. |
Какие еще есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им ученые? |
Дети работают самостоятельно.
– Это и станет темой нашего урока – «Разнообразие растений».
Обобщаются ответы обучающихся.
2-й этап. Осмысление (реализация)
– Начинаем приобретать знания. Предлагаю заполнить третью строку таблицы. Будем работать в парах. Откроем учебник на с. 72 – 75. Внимательно ознакомимся с текстом. (Дети работают с текстом.)
– Что вы узнали? Давайте запишем, что у вас получилось. Заполняем таблицу.
Систематизируются знания.
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
|
|
Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. |
– Молодцы. Давайте отдохнем.
Минутка отдыха
Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года».
– Положите голову на руки, закройте глаза. Мысленно представьте, что вы совершаете прогулку по лесу.
– Что вы увидели в лесу?
– А какие растения встретили?
– Все ли они одинаковы?
Предлагается быстро составить кластер «Группы растений», используя страницы учебника (с. 72) и рисунки на с. 73.
- Давайте проверим. Что получилось?
Составление кластера. Индивидуальная работа в тетради.
Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
– Что вы не знали? (Существуют и другие группы растений: мхи и водоросли...)
– Что вам помогло это узнать и запомнить? (Чтение текста и заполнение кластера.)
– Посмотрите, пожалуйста, внимательно видеосюжет «Тайна растений». Это нам поможет выполнить следующую интересную работу.
Используется как дополнительный материал и как следующий шаг к переходу на новый прием.
– Выскажите свое мнение.
– Что интересного узнали?
3-й этап. Рефлексия
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. (Используется прием «Шесть шляп мышления».)
1-я группа. Белая шляпа
Раздаются шляпы, определяется направление поиска. Уточняются задание по группам.
– С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2-я группа. Желтая шляпа
– Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3-я группа. Черная шляпа
– Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на с. 76 – 78.
4-я группа. Красная шляпа
– Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5-я группа. Зеленая шляпа
– Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась все краше и краше?
6-я группа. Синяя шляпа
– Обобщите высказывания других групп.
Предлагается походить по группам, послушать, что они говорят, и обобщить собранный материал.
– Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы.
– Что вы узнали нового?
– Какой вывод сделали ребята группы «Синяя шляпа»?
– Внесем данные в таблицу. Что же получилось?
Слушаем представителей всех групп, последним выступает представитель «Синей шляпы».
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
1. Растения – часть живой природы. |
|
Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им ученые. Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними. Охранять растения – значит заботиться обо всем живом. |
2. Растения выделяют в воздух кислород. |
|
|
3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. |
Почему? |
|
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы. |
Какие еще есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия им дают ученые? |
Итог урока
- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.
Помните, что зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
Берегите растения!
Предлагается дальше работать с приемом по таблице «З – Х – У».
Домашнее задание
– Прочитайте текст учебника еще раз на с. 73 – 79.
– Найдите материал о растениях в энциклопедии. Дополните третью строку нашей таблицы самостоятельно.
- Дерзайте! Стремитесь к новому!
Обучающиеся весь урок самостоятельно добывали знания, используя приемы «З – Х – У», кластер, «Шесть шляп». Учитель был в роли координатора. Использование каждого приема было осмысленным, так как ребята выполняли задание, рассуждали, делали выводы.
Литература
1. Атлас-определитель «От земли до неба». 2009. 2. Институт развития образования/Технология развития критического мышления. СПб., 2005. 3. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир». С. 72 – 79.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai