Какой газ накапливается в атмосфере благодаря жизнедеятельности растений. А8. Для анаэробных организмов энергетический обмен заканчивается на: 1) первом этапе 2) втором этапе 3) третьем этапе 4) четвертом этапе А9. Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в 1) подготовительную стадию энергетического обмена 2) процессе гликолиза 3) кислородную стадию энергетического обмена 4) ходе пластического обмена А10. Организмы, синтезирующие органические вещества за счет Е химических р-й, называются: 1) Гетеротрофы 2) Хемотрофы 3) Фототрофы 4) Автотрофы А11. Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах: 1) митохондрий 2) лизосом 3) ЭПС 4) хлоропластов А12. Какой газ накапливается в атмосфере благодаря жизнедеятельности растений 1) углекислый газ 2) оксид азота 3) кислород 4) водород А13. Пластический обмен в клетках животных не может происходить без энергетического, так как энергетический обмен обеспечивает клетку 1) ферментами 2) молекулами белка 3) молекулами АТФ 4) кислородом А14. Роль транспортной РНК в клетке эукариот заключается в 1) передаче информации о структуре белков 2) транспорте аминокислот к рибосомам 3) транспорте иРНК из ядра в цитоплазму 4) удвоении информации А15. Рибосомы, участвующие в синтезе одного и того же белка закодированного в и-РНК – это 1) Рибосомы 2) Полисомы 3) Галозои 4) т-РНК А16. Какой триплет в молекуле информационной РНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК 1) УУА 2) ТТА 3) ГГЦ 4) ЦЦА А17. Спирализация хромосом происходит в 1) Анафазе 2) Телофазе 3) Профазе 4) Метафазе А18. Разделение клеток, раскручивание хромосом и формирование ядерной оболочки происходит в 1) Анафазе 2) Телофазе 3) Профазе 4) Метафазе А19. Матрицей для трансляции служит молекула 1) тРНК 2) ДНК 3) рРНК 4) иРНК

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Кислород в атмосфере Земли появился благодаря грибам. Какой газ накапливается в атмосфере благодаря жизнедеятельности растений


Кислород в атмосфере Земли появился благодаря грибам

Грибы, поставлявшие первым растениям необходимый для фотосинтеза фосфор, помогли растениям наполнить кислородом атмосферу Земли

В насыщенной углекислым газом атмосфере палеозоя жили первые одноклеточные растения. Для жизни им нужен был фосфор, который не так просто получить из окружающей среды, если нет корней, всасывающих из почвы растворы солей, в том числе фосфоросодержащих — а у клеточных растений корней не было. По окаменелым отпечаткам девонской флоры палеобиологи установили, что тогдашние растения жили в симбиозе с грибами, у которых и получали фосфор — в обмен на связанный углерод.

Земная атмосфера времени появления первых фотосинтезирующих растений на суше сильно отличалась от современной. В ней было очень много углекислого газа — больше 1100 ppm (сейчас концентрация CO2 составляет всего 400 ppm, и защитники окружающей среды бьют тревогу). Наземные растения постепенно сделали атмосферу кислородной, пригодной для появления и развития животных — в том числе и людей. Но в одиночку растения не справились бы — по крайней мере на первых порах, когда у них не было корней (а первые растения были одноклеточными, и корней у них не было), чтобы всасывать из почвы растворенные в ней соли фосфорсодержащих кислот (а фосфор необходим для фотосинтеза).

По окаменелым отпечаткам девонской флоры палеобиологи установили, что тогдашние растения жили в симбиозе с грибами. Особенно много грибов находили в окаменевших болотах Райниевые черты в Шотландии; эти находки легли в основу гипотезы о том, что грибы играли важную роль в экосистеме палеозоя.

Существует гипотеза о том, что именно этот симбиоз позволил растениям развиваться и эволюционировать, в конце концов обзавестись корнями и наполнить атмосферу Земли кислородом, что позднее сделало возможных эволюцию животных, в том числе человека. Многие современные грибы по‑прежнему живут в симбиозе с растениями, поставляя им минеральные вещества (в том числе фосфорсодержащие) из почвы в обмен на связанный углерод.

Палеобиологи из университета Лидса (Великобритания) замерили колебания концентрации CO2 и кислорода в контейнерах с растениями и разными видами современных грибов-симбионтов. Затем на основе экспериментальных данных ученые смоделировали изменение состава атмосферы древней Земли и пришли к выводу, что симбиоз растений и грибов мог оказать существенное влияние на формирование современной атмосферы Земли. Возможно, что грибы помогли одноклеточным растениям жить и развиваться, отрастить корни, обзавестись листьями и в конце концов создать на Земле условия для появления млекопитающих, в том числе и человека.

Исследование опубликовано в журнале Philosophical Transactions B.

www.popmech.ru

Насаждения и процесс газообмена | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Наиболее важной для жизнедеятельности человека частью воздуха является кислород, имеющий биологическое происхождение и появившийся в атмосфере благодаря растениям. Жизнь на земле возникла и развивалась при участии обычного молекулярного кислорода О2, озона О3 и атомарного кислорода О.

Около 18 млрд. лет назад в атмосфере начал накапливаться свободный кислород. Первые признаки жизни появились в местах, защищенных от разрушительных ультрафиолетовых лучей водой или слоем осадка.

 

Появление многоклеточных организмов было вызвано накоплением в атмосфере уже достаточного для их существования количества кислорода. Растения обладают ценным свойством непрерывно расщеплять укглекислый газ, извлекать из него углерод и обогащать воздух кислородом.

 

До XVII в. было распространено мнение, что растения питаются «соками земли» наподобие питания животных. Вплотную удалось приблизиться к раскрытию тайны процессов, происходящих в растениях, Ван Гельмонту, который провел любопытный эксперимент. В бочку, наполненную высушенной землей массой 80 кг, он посадил иву (2,25 кг), которую в течение 5 лет поливал дождевой водой. Когда дерево было выкопано и взвешено, то оказалось, что за этот срок его масса увеличилась до 66 кг (с учетом опавших за эти годы листьев), а масса почвы практически осталась без изменения (снизилась на 56 г). К сожалению, Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что весь прирост произошел за счет воды.

 

В последующем ученым удалось установить, что в листьях растений из углекислого газа, поступающего из воздуха, и воды, получаемой из почвы, за счет энергии солнечных лучей образуются углеводы (сахар) и в атмосферу выделяется свободный кислород. Процесс этот был назван ассимиляцией углерода, или фотосинтезом, от греческих слов «фотос» — свет и «синезис» — образование сложных химических соединений из простых.

 

При создании каждой молекулы сахара в ней оказываются законсервированными 674 большие калории солнечной энергии, перехваченные листьями растений. Поглощает солнечные лучи зеленый пигмент — хлорофилл. В течение только одного года солнечная энергия, запасенная растениями за счет фотосинтеза, достаточна для обеспечения энергией 100 000 больших городов в течение 100 лет. Сжигая каменный уголь, нефть, торф, горючие сланцы, мы используем не что иное, как продукты фотосинтеза. Клетки животных, человека получают необходимую жизненную энергию за счет пищи, которая представляет собой также законсервированную энергию солнечных лучей.

 

Дыхание человека позволяет насытить его организм кислородом и удалить углекислый газ, углекислоту СО2. Каждый год растения извлекают из атмосферного воздуха 16•10\10 углекислоты, а выделяют около 5•10\11 т свободного кислорода. Состав атмосферы относительно постоянен. Содержание кислорода в воздухе около 20, 95 % (по объему), концентрация СО2 в разных районах Земли тоже практически одинакова за счет турбулентного перемешивания атмосферы и составляет 0,03 %. Кроме того, в составе атмосферного воздуха содержится 78,09 % азота и 0,93 % аргона.

 

Тонкая пластина листа по своему строению и внутренней структуре удивительно приспособлена для фотосинтеза. Углекислый газ проникает в лист через устьиничные щели, размещенные в основном на нижней стороне листа, которая представляет собой мякоть (губку) из рыхло расположенных клеток с большими промежутками, заполненными воздухом.

 

По ткани углекислый газ попадает к каждой клетке и растворяется в, пропитывающей оболочку воде, которая подается разветвленной сетью жилок. В результате получается раствор угольной кислоты, поглощаемый в клетках хлоропластами. Накопившиеся в течение дня углеводы- (сахар) оттекают по жилкам листьев, ветвям и стволам к местам их потребления и, как правило, ночью. Потоки передвигаются навстречу, не мешая друг другу. Передвижение углеводов из листьев вниз по стволу к корням осуществляется по коре дерева. Сахара, образуемые в листьях, используются растущими побегами и корнями для построения тканей; расходуются при дыхании — процессе, за счет которого растение получает энергию; откладываются в нерастворимой форме в ветвях, стволе, корнях на будущее. Эти запасы крахмала весной переходят в сахар, растворяются в воде древесины и с нею по сосудам передвигаются к распускающимся почкам, где служат материалом для построения молодого побега, и способствуют зацветанию растения. Весной из пораженного ствола березы выделяется сладковатая жидкость «березовый сок». Это и есть раствор сахара. В то время когда для растения особенно дорога вода, мы нередко отбираем ее у дерева. Следует категорически возразить против бесконтрольной, бессистемной добычи березового сока в лесах и запретить ее в условиях города.

 

На создание весеннего побега уходит не весь запас веществ. Часть их сохраняется на случай, если листва будет уничтожена сильными морозами или насекомыми. Если же восстановленная листва погибнет вновь, то растение, как правило, гибнет. У лиственных деревьев молодые побеги создаются только за счет прошлогодних запасов, а у хвойных эти запасы очень малы, именно поэтому потеря хвои для них оканчивается гибелью растения.

 

Взрослый здоровый лес на площади 1 га поглощает 220—280 кг углекислого газа, выделяет в атмосферу 180—220 кг кислорода. В среднем 1га зеленых насаждений поглощает за 1 ч около 8 л углекислоты (столько выделяют за это время 200 человек). На выделение кислорода влияют количество листвы дерева и ее состояние. Дерево средней величины может обеспечить дыхание трех человек.

 

Показатели газообмена в течение вегетационного периода у разных деревьев неодинаковы. Если эффективность газообмена у ели обыкновенной принять за 1, то у лиственницы она будет 1,18, у сосны обыкновенной — 1,64, у липы крупнолистной — 2,54, у дуба чешуйчатого — 4,5, у тополя берлинского — 6,91. Зная интенсивность фотосинтеза, а следовательно и эффективность газообмена и количество выделяемого у разных видов растений кислорода, следует подбирать оптимальные сочетания и количество деревьев и кустарников, необходимых для озеленения городских территорий.

 

Источником поступления углекислого газа в атмосферу являются: дыхание людей и животных, брожение микроорганизмов, вулканические газы, горячие ключи, хозяйственная деятельность человека (особенно сжигание горючих ископаемых) и т. д.

 

Развитие промышленности, уничтожение лесов, сокращение площади зеленых насаждений и сельскохозяйственных угодий привели к тому, что с начала XX в. в атмосфере происходит постепенное увеличение содержания углекислого газа. В настоящее время оно возросло на 10—15 % и продолжает расти примерно на 0,4 % ежегодно. По подсчетам ученых, за последние 100 лет человечество использовало 250 млрд. т кислорода и выбросило в атмосферу 360 млрд. т углекислого газа. Около половины всего количества CO2 накапливается в атмосфере, четверть поглощает мировой океан и оставшуюся часть—биомасса. Воздух в городе имеет CO2 на 0,01 — 0,02 % больше, чем вне города. Растения уже не в состоянии полностью использовать в процессе фотосинтеза углекислоту, попадающую в атмосферу.

 

Схема взаимовлияния растений и среды

 

Хорошо известно, что углекислый газ действует в атмосфере, как стекло в оранжерее: он пропускает солнечную радиацию и не пропускает инфракрасное (тепловое) излучение земли, создавая так называемый «парниковый эффект», последствия которого трудно предсказуемы.

 

На процессы в атмосфере оказывает заметное влияние аэрозоль — взвешенные в воздухе частицы размером от десятков нанометров до нескольких десятков микрометров. Возникает он под влиянием «засорений», поступающих от предприятий, при вулканических извержениях и т. п. Каждый кубический сантиметр воздуха, которым мы должны дышать в городе, содержит от 10 до 100 тыс. мельчайших частиц, в горах и сельской местности около 5 тыс., над океаном еще меньше. С высотой его концентрация убывает.

 

Около 10 % СО2 и примерно 15 % аэрозолей, содержащихся в атмосфере, являются результатом хозяйственной деятельности человека, и ежегодные выбросы их составляют соответственно около 15 млрд. и 30 млн. т.

 

Озон — активный газ, всегда присутствующий в воздухе. Он может неблагоприятно воздействовать на живые организмы, но, так как его концентрация у земной поверхности незначительна (в среднем она составляет 10-6 %), он безопасен.

 

По мере накопления кислорода часть его в верхних слоях атмосферы под влиянием солнечной радиации превращалась в озон. Тонкий слой озона (озоновый экран) надежно защищает нас от ультрафиолетовых лучей и поглощает около 20 % излучения Земли, повышая отепляющее действие атмосферы. Если бы этот газ сосредоточить на поверхности земли, то он образовал бы пленку лишь в 2—4 мм толщиной.

 

Огромное влияние на баланс газов в атмосфере оказывает гидросфера. Если в атмосфере соотношение между азотом и кислородом равно 4, то в водоемах относительная доля кислорода примерно в два раза выше, чем в атмосфере. Это позволяет говорить о чрезвычайно важной роли растительности океанов и морей в поддержании постоянного газового состава атмосферы. На фитопланктон мирового океана оказывают неблагоприятные воздействия нефть и пестициды. Убыль кислорода в водоемах, морях и океанах может значительно ускорить процесс нарушения газового баланса в атмосфере.

 

Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Но при все прогрессирующем росте загрязнений становится очевидным, что природные системы самоочищения и прежде всего растения рано или поздно не смогут выдержать этот натиск, что приведет к нарушению газового баланса атмосферы и прежде всего к сокращению кислорода — источника жизни всего живого.

«Городское зеленое строительство». Горохов В.А. 1991

landscape.totalarch.com

Состав атмосферы и её строение

Атмосфера – это газовая оболочка, окружающая Землю. Атмосфера имеет «многоэтажное» строение и делится на такие слои, как тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера. Состав сухого остатка атмосферы по всей ее толще почти одинаков. Но отличается его плотность и температура, а в нижнем слое (тропосфере) повышено содержание воды, твердых частиц, над почвой – углекислого газа. Тропосфера включает около 80% всей массы атмосферы.

Главными компонентами атмосферы являются азот ( более 78%) и кислород (более 20%), а также ряд других газов (до 1%) – аргон, неон, углекислый газ, метан, гелий, водород, криптон, ксенон, оксид азота, озон, двуокись серы. Некоторые газы находятся в атмосферном воздухе в следовых количествах.

Состав газов

Азот в атмосфере содержится в значительно большей концентрации (78%), чем другие газы. Около трех миллионов лет назад в результате появления зеленых растений и, соответственно, фотосинтеза, в атмосферу в больших количествах стал выделяться кислород. При окислении молекулярным кислородом аммиачно-водородной атмосферы появилось огромное количество азота. В настоящее время данный газ выделяется в атмосферу в процессе жизнедеятельности микроорганизмов, так как этот химический элемент является составной частью белков растительного и животного происхождения. Атмосферный воздух обогащается азотом в ходе денитрификации нитратов и некоторых азотсодержащих соединений. В верхних слоях атмосферы азот подвергается окислению озоном до оксида азота. Свободный азот вступает в химические реакции только в особых условиях, к примеру, при разряде молнии. Азот участвует в природном круговороте веществ и в регуляции концентрации молекулярного кислорода в атмосфере, не допуская его чрезмерного накопления.

Кислород после азота занимает второе место в процентном соотношении по объемному содержанию в атмосферном воздухе (20, 85%). Кардинальные изменения в составе атмосферы произошли после появления на Земле живых организмов, в частности, растений, которые в результате фотосинтеза обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. На начальных этапах развития атмосферы Земли выделенный кислород тратился на окисление аммиака, углеводородов, железа. Когда данный период завершился, содержание кислорода в воздухе постепенно возрастало. Атмосфера древней планеты стала приобретать характерные черты современной. Приобретение атмосферой окислительных свойств определило появление изменений в литосфере и биосфере. Кислород, содержащийся в атмосфере, необходим для протекания таких важных для живых организмов процессов, как дыхание, гниение, горение. Таким образом, без этого химического элемента жизнь невозможна. В настоящее время практически весь свободный кислород поступает в атмосферу вследствие фотосинтеза в клетках растений.

Важная составляющая воздуха – углекислый газ, который содержится в атмосфере в небольших количествах (0,03%). Его концентрация зависит от деятельности вулканов, химических процессов в оболочках Земли (минеральные источники, почвы, продукты гниения). Также большое количество углекислого газа выделяется в атмосферу от промышленных предприятий. Но основная масса данного соединения попадает в атмосферу вследствие биосинтеза и разложения органического вещества в биосфере нашей планеты. Углекислый газ считается обогревателем Земли, так как он хорошо пропускает солнечную радиацию к поверхности планеты и удерживает тепло, излучаемое от нее.

Содержание других газов в атмосфере незначительно. Инертные газы, такие как неон, аргон, ксенон, поступают в атмосферу в результате вулканических извержений и распада некоторых радиоактивных элементов. Ученые полагают, что в земной атмосфере содержится такое малое количество благородных газов вследствие их постоянного рассеивания в космическом пространстве.

Пары и частицы

 Кроме газов, в атмосферном воздухе содержатся водяные пары и твердые частицы в форме аэрозоля. Концентрация водяного пара в воздухе увеличивается из-за испарения воды с поверхности Земли. В разных областях его содержание отличается, также оно может изменяться в течение года. Осадки и облака формируются из водяного пара. Именно благодаря содержанию водяных паров, в атмосфере удерживается около 60% тепла от земной поверхности.

Твердые частицы в атмосферном воздухе – это пыль космического и вулканического происхождения, солевые кристаллы, дым, микроорганизмы, пыльца растительных организмов, т.д. Взвеси твердых частиц уменьшают солнечную радиацию, поступающую к поверхности Земли, а также ускоряют сгущение водяного пара и формирование облаков.

Похожие материалы:

geografya.ru

Тест: «Фотосинтез. Хемосинтез»

1. Нит­ри­фи­ци­ру­ю­щие бак­те­рии от­но­сят к

1) хе­мот­ро­фам2) фо­то­тро­фам3) са­про­тро­фам4) ге­те­ро­тро­фам

2. Энер­гия сол­неч­но­го света пре­об­ра­зу­ет­ся в хи­ми­че­скую энер­гию в клет­ках

1) фо­то­тро­фов2) хе­мот­ро­фов3) ге­те­ро­тро­фов4) са­про­тро­фов

3. Хе­мо­син­те­зи­ру­ю­щи­ми бак­те­ри­я­ми яв­ля­ют­ся

1) же­ле­зо­бак­те­рии2) бак­те­рии бро­же­ния3) мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии4) сине-зе­ле­ные (ци­анобак­те­рии)

4. Со­во­куп­ность ре­ак­ций син­те­за ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии света на­зы­ва­ют

1) хе­мо­син­те­зом2) фо­то­син­те­зом3) бро­же­ни­ем4) гли­ко­ли­зом

5. Ор­га­низ­мы, ко­то­рые со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии, осво­бож­да­е­мой при окис­ле­нии не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ, на­зы­ва­ют

1) ге­те­ро­тро­фа­ми2) хе­мот­ро­фа­ми3) эу­ка­ри­о­та­ми4) про­ка­ри­о­та­ми

6. К ав­то­троф­ным ор­га­низ­мам от­но­сят

1) плес­не­вые грибы2) бо­лез­не­твор­ные бак­те­рии3) хе­мо­син­те­зи­ру­ю­щие бак­те­рии4) мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных

7. В про­цес­се хе­мо­син­те­за, в от­ли­чие от фо­то­син­те­за, не участ­ву­ют мо­ле­ку­лы

1) хло­ро­фил­ла2) уг­ле­кис­ло­го газа3) фер­мен­тов4) во­до­ро­да

8.  Из при­ве­ден­ных ниже од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мов к фо­то­син­те­зу спо­соб­на

1) амёба обык­но­вен­ная2) ин­фу­зо­рия ту­фель­ка3) три­па­но­со­ма4) эв­гле­на зе­ле­ная

9. Какое из пе­ре­чис­лен­ных усло­вий не­об­хо­ди­мо для син­те­за АТФ и вос­ста­нов­ле­ния НАДФ в про­цес­се фо­то­син­те­за?

1) при­сут­ствие глю­ко­зы2) сол­неч­ный свет3) от­сут­ствие осве­ще­ния4) кис­ло­род

10. В про­цес­се хе­мо­син­те­за, в от­ли­чие от фо­то­син­те­за,

1) об­ра­зу­ют­ся ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских2) ис­поль­зу­ет­ся энер­гия окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ3) ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства рас­щеп­ля­ют­ся до не­ор­га­ни­че­ских4) ис­точ­ни­ком уг­ле­ро­да слу­жит уг­ле­кис­лый газ

11. К ав­то­троф­ным ор­га­низ­мам от­но­сят

1) мукор2) дрож­жи3) пе­ни­цилл4) хло­рел­лу

12. Све­то­вая фаза фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит на мем­бра­нах

1) эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети2) ком­плек­са Голь­д­жи3) гран хло­ро­пла­стов4) ми­то­хон­дрий

13. Про­цесс фо­то­син­те­за сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как одно из важ­ных зве­ньев кру­го­во­ро­та уг­ле­ро­да в био­сфе­ре, так как в ходе его

1) рас­те­ния во­вле­ка­ют уг­ле­род из не­жи­вой при­ро­ды в живую2) рас­те­ния вы­де­ля­ют в ат­мо­сфе­ру кис­ло­род3) ор­га­низ­мы вы­де­ля­ют уг­ле­кис­лый газ в про­цес­се ды­ха­ния4) про­мыш­лен­ные про­из­вод­ства по­пол­ня­ют ат­мо­сфе­ру уг­ле­кис­лым газом

14. Все живые ор­га­низ­мы в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти ис­поль­зу­ют энер­гию, ко­то­рая за­па­са­ет­ся в ор­га­ни­че­ских ве­ще­ствах, со­здан­ных из не­ор­га­ни­че­ских

1) жи­вот­ны­ми2) гри­ба­ми3) рас­те­ни­я­ми4) ви­ру­са­ми

15. Фо­то­лиз воды про­ис­хо­дит в клет­ке в

1) ми­то­хон­дри­ях2) ли­зо­со­мах3) хло­ро­пла­стах4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

16. В про­цес­се фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит

1) син­тез уг­ле­во­дов и вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да2) ис­па­ре­ние воды и по­гло­ще­ние кис­ло­ро­да3) га­зо­об­мен и ас­си­ми­ля­ция жиров4) вы­де­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа и ас­си­ми­ля­ция бел­ков

17. В ре­ак­ци­ях тем­но­вой фазы фо­то­син­те­за участ­ву­ют

1) уг­ле­кис­лый газ, АТФ и НАДФН22) оксид уг­ле­ро­да, ато­мар­ный кис­ло­род и НАДФ+3) мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род, хло­ро­филл и ДНК4) вода, во­до­род и тРНК

18. Сход­ство хе­мо­син­те­за и фо­то­син­те­за со­сто­ит в том, что в обоих про­цес­сах

1) ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства об­ра­зу­ют­ся из не­ор­га­ни­че­ских2) на об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ ис­поль­зу­ет­ся сол­неч­ная энер­гия3) на об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ ис­поль­зу­ет­ся энер­гия, осво­бож­да­е­мая при окис­ле­нии не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ4) об­ра­зу­ют­ся одни и те же про­дук­ты об­ме­на

19. За счет фо­то­син­те­за, про­ис­хо­дя­ще­го в клет­ках рас­те­ний, все ор­га­низ­мы на Земле обес­пе­чи­ва­ют­ся

1) ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми2) кис­ло­ро­дом3) гор­мо­на­ми4) фер­мен­та­ми

20. При фо­то­син­те­зе кис­ло­род об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те

1) фо­то­ли­за воды2) раз­ло­же­ния уг­ле­кис­ло­го газа3) вос­ста­нов­ле­ния уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы4) син­те­за АТФ

21. Какой газ на­кап­ли­ва­ет­ся в ат­мо­сфе­ре бла­го­да­ря жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний

1) уг­ле­кис­лый газ2) оксид азота3) кис­ло­род4) во­до­род

22. Под воз­дей­стви­ем энер­гии сол­неч­но­го света элек­трон под­ни­ма­ет­ся на более вы­со­кий энер­ге­ти­че­ский уро­вень в мо­ле­ку­ле

1) уг­ле­кис­ло­го газа2) глю­ко­зы3) хло­ро­фил­ла4) азота

23. Фо­то­син­тез может про­ис­хо­дить в рас­ти­тель­ных клет­ках, ко­то­рые со­дер­жат

1) ядро2) хло­ро­пла­сты3) хро­мо­со­мы4) ци­то­плаз­му

24. В про­цес­се фо­то­син­те­за рас­те­ния

1) обес­пе­чи­ва­ют себя ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми2) окис­ля­ют слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства до про­стых3) по­гло­ща­ют ми­не­раль­ные ве­ще­ства кор­ня­ми из почвы4) рас­хо­ду­ют энер­гию ор­га­ни­че­ских ве­ществ

25. Фо­то­син­тез - это про­цесс

1) син­те­за ор­га­ни­че­ских ве­ществ за счет хи­ми­че­ской энер­гии2) син­те­за ор­га­ни­че­ских ве­ществ за счет энер­гии света3) рас­щеп­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ4) син­те­за белка

26.  Ис­точ­ни­ком во­до­ро­да для вос­ста­нов­ле­ния уг­ле­кис­ло­го газа в про­цес­се фо­то­син­те­за яв­ля­ет­ся

1) со­ля­ная кис­ло­та2) уголь­ная кис­ло­та3) вода4) глю­ко­за

27. Глав­ную роль в про­цес­се фо­то­син­те­за иг­ра­ют

1) хро­мо­со­мы2) лей­ко­пла­сты3) хло­ро­пла­сты4) хро­мо­пла­сты

28. В чем со­сто­ит кос­ми­че­ская роль рас­те­ний на Земле

1) в ис­поль­зо­ва­нии сол­неч­ной энер­гии в про­цес­се фо­то­син­те­за2) в по­гло­ще­нии из окру­жа­ю­щей среды ми­не­раль­ных ве­ществ3) в по­гло­ще­нии из окру­жа­ю­щей среды уг­ле­кис­ло­го газа4) в вы­де­ле­нии кис­ло­ро­да в про­цес­се фо­то­син­те­за

29. В жизни каких ор­га­низ­мов боль­шую роль иг­ра­ют хло­ро­пла­сты

1) клу­бень­ко­вых бак­те­рий2) шля­поч­ных гри­бов3) па­по­рот­ни­ков4) бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

30.  По­сред­ни­ка­ми между Солн­цем и жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми на Земле яв­ля­ют­ся рас­те­ния, так как в их клет­ках име­ют­ся

1) обо­лоч­ка и кле­точ­ная мем­бра­на2) ци­то­плаз­ма и ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком3) ми­то­хон­дрии, син­те­зи­ру­ю­щие АТФ4) хло­ро­пла­сты, осу­ществ­ля­ю­щие фо­то­син­тез

xn--j1ahfl.xn--p1ai

А8. Для анаэробных организмов энергетический обмен...

Не нашёл ответ?

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.

Найти другие ответы

nebotan.com

Тестовый контроль знаний по теме «Биосфера»

Тестовый контроль знаний по теме «Биосфера»
  1. Живое вещество биосферы планеты- это совокупность всех
1- всех растений и животных 2- многоклеточных организмов

3- микроорганизмов 4-живых организмов

2.Границы биосферы определяются

1- условиями, непригодными для жизни 2- колебаниями положительных температур

3- количеством выпадающих осадков 4- облачностью атмосферы

3. В соответствии с представлениями В.И . Вернадского к биокосным телам относят

1- почву 2- полезные ископаемые 3- газы атмосферы 4- животных

4.Окислительно-восстановительная функция биосферы планеты связана

1- с эволюцией живых организмов 2- с климатическими условиями

3- с обменом веществ и энергии 4- с освоением организмами новых мест обитания

5.Биосфера охватывает целиком

1- атмосферу 2- литосферу 3- гидросферу 4- атмосферу и гидросферу

6. В биосфере

1- биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

2- биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

3- биомасса растений равна биомассе животных

4- соотношение биомасс растений и животных меняется с течением времени

7. В состав биосферы входят

1- живое вещество и биокосные тела 2- живое и косное вещество

3- биокосное и косное вещество 4- живое и косное вещество, биокосные тела

8. Клубеньковые бактерии, используя молекулярный азот атмосферы для синтеза органических веществ, выполняют в биосфере функцию

1- концентрационную 2- газовую 3- окислительную 4- восстановительную

9. Основную часть биомассы океана составляют

1- растения 2- животные 3- грибы 4- бактерии

10.Биосфера – это система, объединяющая

1- живые организмы 2- геосферы земли

3- живые и неживые природные системы 4- планеты Солнечной системы

11 Какой процесс жизнедеятельности у некоторых простейших животных обеспечивает выполнение ими концентрационной функции в биосфере

1- размножение 2- рост 3- питание 4- движение

12.Отсутствие какого газа в первичной атмосфере ограничило развитие жизни

1- водорода 2- кислорода 3- азота 4- метана

13. Благодаря растениям и некоторым бактериям произошло накопление в атмосфере земли

1- водорода 2- углекислого газа 3- кислорода 4- азота

14. Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы

1- С. Миллер 2- А.И Опарин 3- Ф Реди 4- Л.Пастер

15.Вклад Л.Пастера в развитие представлений о развитии жизни на Земле заключается в том, что он

1- доказал существование самозарождения жизни

2- доказал невозможность самозарождения микроорганизмов

3- экспериментально доказал возможность биохимической эволюции

4- доказал невозможность возникновения жизни в воде

16. Коацерваты, по теории А, И. Опарина , - предшественники клеточных форм жизни, выбеите признак, который отсутствовал.у коацерватов.

1- концентрирование химических элементов

2- воспроизведение молекул, входящих в их состав

3- разделение крупных капель на мелкие 4- обмен веществ с окружающей средой

17.Согласно гипотезе панспермии, жизнь

1- возникла в результате биохимической эволюции 2- создана сверхъестественным образом

3- занесена на планету из космоса 4- возникла многократно в результате самозарождения

18.Установите правильную последовательность возникновения основных этапов жизни на Земле

1- возникновение самовоспроизводящихся молекул

2- концентрирование органических молекул и образование биополимеров

3- возникновение первых клеток

4- абиогенный синтез низкомолекулярных органических молекул из неорганических

19. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы

1- корневое давление 2- фотосинтез 3- саморегуляция 4- круговорот веществ

20.В преобразовании биосферы главную роль играют

1- живые организмы 2- биоритмы 3- круговорот минеральных веществ 4- процессы саморегуляции

21. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

1- растениями в процессе фотосинтеза 2- гнилостными бактерими

3- клубенгьковыми бактерими 4- организмами гетеротрофами

22. Использование кислорода в процессе дыхания и выделение им кислорода в процессе фотосинтеза, свидетельствуют об их участии

1- в создании органических веществ 2- разрушении органических веществ до минеральных

3- в образовании цепей питания 4- в круговороте веществ

23.За счет фотосинтеза, происходящего в клетках растений, все живые организмы обеспечиваются

1- кислородом 2- минеральными солями 3- гормонами 4- ферментами

24. Первичными консументами в биосфере являются

1- растительноядные млекопитающие 2- паразиты растений

3- все растительноядные животные и паразиты растений

4- все растительноядные животные, за исключением паразитов растений и крупных травоядных млекопитающих

25. Производители органических веществ в биосфере- это

1- продуценты 2- редуценты 3- консументы 1 порядка 4- консументы 2 порядка

26. Наибольшей продуктивностью в биосфере

1- обладают участки, занятые сушей 2- обладают участки, занятые океаном

3- не обладают ни суша, ни океаны (равны по продуктивности)

4- обладают различные участки, в зависимости от их месторасположения

27.Биосферу называют открытой системой, потому что она

1- значительно изменяется во времени 2- состоит из структурных элементов- биогеоценозов

3- связана с космическим пространством обменом веществ и энергии

4- способна к саморегуляции и обладает устойчивостью

28. Какой фактор непосредственно определяет устойчивость и целостность биосферы?

1- многообразие живых существ 2- адаптивные способности живых организмов

3- перемещение химических элементов по цепям питания

4- взаимодействие живых организмов с абиотическими факторами среды

29. Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

1- сокращение численности ряда видов 2- вселение новых видов в сообщества

3- уничтожение вредителей с/х культур 4- устранение загрязнения окружающей среды

30. Главную роль в биологическом круговороте веществ играют (-ет)

1- пищевые взаимоотношения организмов 2- распространение живых организмов на планете

3- жизнедеятельность всех организмов планеты 4- борьба организмов с неблагоприятными условиями

31. Биосферу называют динамичной системой, потому что она

1- образована экосистемами 2- не является саморегулирующейся системой

3- изменяется во времени 4- связана с космическим пространством обменом веществ и энергии

32.Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что

1- в биосфере не происходят геохимические процессы, а только идет биологическая эволюция

2- для биосферы характерна только геологическая эволюция

3- геологическая и биологическая эволюция идут одновременно

4- биологическая эволюция оказывает сильное влияние на геологическую эволюцию

^

«Круговорот веществ в природе»

1.В преобразовании биосферы главную роль играют

1-живые организмы 2-химические процессы 3- физические процессы 4- механические явления

2. К невосполнимым энергетическим ресурсам на Земле относятся

1- нефть 2-торф 3-древесина 4-ветер

3.Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1-корневое давление 2-фотосинтез 3-саморегуляция 4- круговорот веществ

4.На круговорот веществ расходуется солнечная энергия, которая вовлекается в этот процесс

1- клубеньковыми бактериями 2- плесневыми грибами 3- растениями 4- животными

5. Углекислый газ поступает в биосферу в результате

1- фотосинтеза 2- восстановления минералов 3- гниения органических остатков

4- грозовых разрядов в атмосфере

6.Клубеньковые бактерии играют важную роль в биосфере, участвуя в круговороте

1- углерода 2- фосфора 3- азота 4- кислорода

7.Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах

1- АТФ 2- солнечный свет 3- живые организмы 4- органические вещества

8.Биогенная миграция в биосфере – это круговорот

1- органических веществ, входящих в состав живых организмов

2- неорганических веществ, входящих в состав живых организмов

3- химических элементов, входящих в состав живых организмов

4- органических и неорганических веществ, входящих в состав живых организмов

9. Круговорот веществ в биосфере обеспечивает

1- обеднение почвы 2- накопление в атмосфере инертных газов

3- загрязнение воды 4- неоднократное использование химических элементов организмами

10.Основная масса азота вовлекается в круговорот благодаря

1- его свободному поступлению в организм животных

2- процессу фотосинтеза 3- деятельности бактерий 4- образованию оксида азота во время гроз

11. В процессе круговорота углерода в биосфере образуются

1- нитраты и нитриты 2- каменный уголь и нефть 3- железные руды 4- кремнезем

12. В круговорот азота включаются

1- залежи известняка и мрамора 2- растительные белки

3- месторождения нефти 4- месторождения природного газа

«Человек как житель биосферы»

  1. Какова причина глобального изменения в биосфере- возникновения парникового эффекта?
1- уменьшение толщины озонового слоя 2- уменьшение содержания азота в атмосфере

3- увеличение содержания окислов серы в атмосфере

4- увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы

2. К глобальным изменениям в атмосфере относят

1- загрязнение воздуха промышленными отходами в отдельных регионах

2- загрязнение почвы в сельских районах смытыми водой удобрениями, ядохимикатами

3- сокращение в мире запасов пресной воды

3. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

1- повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2- увеличить продуктивность биомассы экосистем

3- учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4- изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

4. Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, т.к приводит

1- к увеличению плотности атмосферы 2- к уменьшению прозрачности атмосферы

3- к постоянному накоплению кислорода в атмосфере

4- к постоянному накоплению углекислого газа в атмосфере

5. К числу глобальных экологических проблем не относятся

1- разрушение озонового слоя 2- парниковый эффект

3- загрязнение окружающей среды 4- увеличение численности популяций отдельных видов

6. Причиной кислотных дождей в атмосферу служат выбросы

1- углекислого газа 2- сернистого газа 3- фреона 4- хлорсодержащих газов

7. Как влияет осушение болот в верховьях на состояние лесов, находящихся в низовьях

1- улучшает 2- никак не влияет 3- существенно не влияет 4- влияет незначительно

8. Какое из неблагоприятных воздействий на биосферу увеличивает скорость фотосинтеза

1- загрязнение среды химическими веществами 2- разрушение озонового слоя

3- парниковый эффект 4- кислотные дожди

9. Как В.И.Вернадский назвал состояние биосферы, развитие которой управляется человеком?

1- антропосфера 2- ноосфера 3- космосфера 4- астросфера

10 Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать

1- перевыпас скота на пастбищах 2- вулканическую деятельность

3- сокращение биоразнообразия планеты 4- разливы рек при половодье

11. Парниковый эффект в биосфере- это результат увеличения в атмосфере

1- пыли 2- ядовитых веществ 3- углекислого газа 4- азота

12. Действие антропог. фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции

1- формируются к нему приспособления 2- не могут сформироваться к нему приспособления

3- возникают полезные для особи популяции мутации

4- возникают полезные для особи модификации

13. В зонах отдыха постепенно происходит изменение биогеоценоза под влиянием

1- выветривания 2- вытаптывания 3- потепления 4- изменения влажности

14. Наилучшим из способов участия отдельного человека в сохранении биосферы является

1- отказ от использования транспорта 2- пресечение любого браконьерства

3- выполнение законов по сохранению окружающей среды

4- сокращение количества мусорных отходов

15.К числу глобальных экологических проблем относится

1- эпидемия, вызванная новым вирусом 2- разрушение озонового слоя

3- выведение новых видов домашних животных 4- выветривание горных пород

16.Парниковый эффект вызывается выбросом в атмосферу

1- гелия 2- СО2 3- хлор-фторуглеродов 4- фреонов

17.Как влияет сооружение искусственных водоемов на состояние близлежащих лесов?

1- влияет значительно 2- существенно не влияет 3- никак не влияет 4- улучшает

18.Негативным результатом хозяйственной деятельности человека является превращение сложных экологических систем в простые, которые характеризуются

1- высокой продуктивностью 2- бедным видовым составом 3- устойчивостью

4- разнообразным видовым составом

Шифр ответа по теме «Круговорот веществ в биосфере. Человек как житель биосферы»

Круговорот веществ Человек как житель биосферы
1-1 1-4 16-2
2-1 2-3 17-1
3-4 3-3 18-2
4-3 4-4
5-3 5-4
6-3 6-2
7-2 7-4
8-3 8-3
9-4 9-2
10-3 10-3
11-2 11-3
12-2 12-2
13-2
14-3
15-2

fs.nashaucheba.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта