Как растения приспособились к жизни в почве. Тема урока. Окружающая среда растений. Как растения приспособились к разным условиям жизни

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как растения приспосабливаются к жизни в гилеях? Как растения приспособились к жизни в почве


Луг. Растения луга и их приспособления. Влияние человека



Стр.57

Наблюдения • Во время экскурсии определи условия жизни на лугу (освещённость, температуру, влажность воздуха и почвы).

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Поэтому это открытый участок с хорошим освещением. На лугу хорошее увлажнение почвы. Колебания температур сглажены.

• Выбери 3 — 4 растения и понаблюдай за ними: как выглядят их органы, как опыляются цветки, как распространяются плоды и семена, как приспособлены растения к условиям жизни на лугу.

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов, на лесных опушках, по краям болот. Верхний слой луговой почвы богат перегноем, он быстро впитывает и хорошо удерживает влагу. В нем густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь довольно редко.

Среди растений на лугу встречается тимофеевка. Это многолетняя трава с хорошо развитыми корнями, которые широко и глубоко проникают в почву. Корни растут пучком, образуя плотный дёрн, предохраняющий почву от высыхания. Стебель – похож на трубку. Листья длинные и узкие, без черешков. Такие листья испаряют мало воды, а это очень важно для жизни на сухих лугах. Цветки растений мелкие, невзрачные. Они собраны на верхушках стеблей в большие группы — соцветия. Из цветков образуются мелкие сухие плоды – зерновки.

Клевер луговой имеет красивые ярко-красные цветки. Его цветки устроены так, что опылить их может только шмель. Листья клевера состоят из трёх маленьких пластинок. С наступлением вечера они складываются верхними концами и поднимаются вверх.

К середине лета зацветает нивяник. То, что люди часто называют цветком нивяника, на самом деле соцветие — корзинка. В одном соцветии нивяника находятся цветки двух видов. Одни — маленькие и жёлтые, имеют форму трубочек. Они расположены в центре корзинки. Другие цветки — белые, похожи на узкие лепестки. Они находятся по краям корзинки.

• Проведи наблюдения за 3 — 4 животными. Обрати внимание на особенности их внешнего вида: размер, форму, окраску; как они передвигаются, чем питаются, как добывают пищу; как защищаются от врагов. Определи, как приспособлены животные к условиям жизни на лугу.

На открытой местности луга с травяным покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугу они не живут. Зато мелких животных – множество: птицы, пресмыкающиеся, насекомые. На лугу они находят пищу и убежище.

Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травы кузнечика. Только раздающееся со всех сторон стрекотание выдаёт присутствие кузнечиков на лугу. Усики у кузнечика длиннее тела. Этим он отличается от похожей на него саранчи, у которой усики короткие. Кузнечик передвигается прыжками, так как задние ноги очень длинные. Питается он растительной пищей.

Обилие растительной пищи и насекомых привлекает птиц. Перепел находит на лугу корм и убежище от врагов. Из травинок он строит гнездо, в них откладывает яйца и выращивает птенцов. Перепел почти никогда не поднимается в воздух. От врагов быстро убегает или затаивается среди густой и высокой растительности. Питается перепел в основном семенами и побегами растений.

На лугу можно увидеть трясогузку. Это небольшая, скромно окрашенная птица. Бегая по земле, она беспрестанно потряхивает хвостом, за что и получила своё название. Трясогузка — насекомоядная птица. Она склёвывает насекомых с растений и в погоне за добычей часто поднимается в воздух.

• Определи, как человек влияет на луг.

Луг является незаменимым источником корма для скота. Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. Много цветов гибнет при сборе их на букеты. А так как большинство цветов – прекрасные медоносы, то это влияет на численность бабочек, шмелей, пчел. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки, насекомые, почвы от этого теряют свое плодородие.

Стр.59

1. Расскажи об условиях жизни на лугу.

На лугу растут в основном травянистые растения. Деревьев и кустарников там почти нет. Луговые растения хорошо освещаются солнцем, получают много света и тепла. Но в то же время со всех сторон их обдувают сильные ветры. Для животных на лугу много растительной пищи и насекомых. Они находят здесь и корм, и убежище от врагов.

2. Как растения луга приспособлены к условиям жизни?

На лугу очень много злаковых растений, которые имеют хорошо развитые и глубоко проникающие корни в почву. Корни образуют плотный дерн, предохраняющий почву от высыхания. На лугу много красивоцветущих растений, которые привлекают многих насекомых – опылителей. Однолетние растения размножаются семенами. Многолетние растения имеют специальные органы вегетативного размножения – корневища, луковички, корневые отпрыски, ползучие побеги.

3. Подумай, какие растения луга опыляются ветром, а какие насекомыми.

Насекомыми опыляются те растения, которые имеют яркие цветы и ароматный запах. Это клевер, нивяник, колокольчик. Ветром опыляются растения с невзрачными цветами и отсутствием запаха. Это тимофеевка, мятлик, ежа.

Стр.61

1. Какие животные обитают на лугу? Как они приспособились к условиям жизни? Приведи примеры.

На лугу обитают насекомые: кузнечики, бабочки, шмели. Кузнечики имеют покровительственную окраску под цвет зеленой травы. На лугу много птиц: перепел, трясогузка, коростель. Здесь они находят много пищи и убежище от врагов. Богатый растительный корм луга привлекает и мелких растительноядных млекопитающих. Чаще всего среди них встречаются мыши. Обычно они укрываются в норах. Крупные млекопитающие на лугах не живут, так как это открытая местность.

2. С помощью рисунка приведи примеры связей, которые сложились между обитателями луга.

3. Составь цепи питания, которые сложились на лугу:

а) из трёх звеньев

ромашка > бабочка > трясогузка

б) из четырёх звеньев

клевер > бабочка>лягушка>змея

Стр.63

1. Какая окраска называется покровительственной, а какая подражающей?

Окраска многих животных соответствует их окружению. Благодаря этому животные мало заметны. Такую окраску называют покровительственной. Так, животные, которые обитают среди зелёных растений, окрашены в зелёный цвет. Подражающая окраска характерна для безобидных животных или растений, которые похожи на своих ядовитых собратьев.

2. Чем предупреждающая окраска отличается от отпугивающей?

Предупреждающая окраска – это яркая окраска, сигнализирующая хищникам, что животное имеет средства защиты. А отпугивающая окраска – это какой-то элемент защиты у безобидных животных, направленный на то, чтобы отпугнуть хищника хоть на какое-то время.

3. Вместе с другом приведите свои примеры покровительственной, подражающей, предупреждающей и отпугивающей окраски.

Покровительственная окраска у кузнечиков, у гусениц бабочек, у зайца-беляка (зимой). Подражающая окраска у осовидной мухи. Предупреждающая окраска у пчелы, клопа – солдатика. Отпугивающая окраска – бабочка махаон.

4. Придумай и нарисуй необычное животное с отпугивающей окраской.

resheba.me

КАК РАСТЕНИЯ ПРИСПОСОБИЛИСЬ К РАЗЛИЧНЫМ ПРИРОДНЫМ УСЛОВИЯМ - РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс - по учебнику И. В. Грущинської - 2014 год

РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ И СРЕДА ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Встреча 35. КАК РАСТЕНИЯ ПРИСПОСОБИЛИСЬ К РАЗЛИЧНЫМ ПРИРОДНЫМ УСЛОВИЯМ?

Цель: формировать у учащихся элементарные понятия об отдельных признаках приспособления растений к жаре, недостатку влаги, света, избытка влаги; умение различать признаки приспособления отдельных растений к различным условиям жизни; воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Фронтальное опрос

— Что называют средой обитания организмов?

— Какие условия необходимы для существования растений?

— Подумайте: почему подснежники и подснежники цветут в лесу до распускания листьев на деревьях?

— Какие растения в местности, где вы живете, любят свет, а которые могут расти в тени?

— Какие теплолюбивые растения вы знаете? Или их выращивают в той местности, где вы живете? Приведите примеры.

2. Игра «Верю—не верю»

• Цветок является органом размножения цветковых растений.

• Плоды не способствуют распространению семян в природе.

• Плоды рябины, облепихи, калины вкусные и имеют яркий цвет, чем привлекают птиц.

• Вырастить новое растение можно только из семян.

• Если срезанную ветку традесканции поставить в воду, то через некоторое время образуются корешки.

• Комнатная фиалка не размножается листьями.

3. Как выращивают растения?

Игра «Найди соответствие»

Виноград, черная смородина, красная смородина, крыжовник

клубнями

Картофель и земляная груша

корневищами

Лук, тюльпаны, нарциссы, пролески, подснежники

черенками

Ирисы, ландыши, сон-трава, папоротник, хвощ, осот

луковицами

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете о приспособление растений к недостатку воды, различных грунтов и жизнь в водоемах.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 95-96)

— Вспомните! Какие условия необходимы для существования растений?

Работа в парах

— Подумайте, могут ли растения жить без воды?

— Что рассказал Мудрый Лесовичок о значении воды в жизни растений?

Работа в парах

— Рассмотрите рисунки на стр. 95 и расскажите, как растения засушливых степей экономят воду. Используйте такие словосочетания: длинные корни, стебель соломина, накопление воды в сочных листьях и корнях.

— Рассмотрите рисунки на стр. 96. Подумайте! Какие растения называются водолюбними?

— О чем напомнил Мудрый Лесовичок?

Выводы

• Цветковые растения приспосабливаются к жизни в разных природных условиях — за недостаточного или избыточного количества влаги, различного количества освещения.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Практическая работа. Работа с образцами гербариев цветковых растений

Оборудование: гербарии; изображения (фотографии, рисунки) растений, атласы - определители растений.

Ход работы

1) Рассмотрите рисунки или гербарные образцы растений. У каждого растения обратите внимание на корни; рассмотрите наземную часть растения — побег и его составляющие: стебель, лист, почки. Рассмотрите цветок растения, плод, семена.

2) Вместе с учителем с помощью атласа-определителя определите их названия. Запишите названия цветочных растений в тетради.

2. Викторина (см. приложение на с. 52)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Прочитайте страницы Книги важных знаний о природе на сек. 96.

— По каким признакам можно узнать влаголюбивые растения? Приведите примеры влаголюбивых растений.

— Как растения приспособились к жизни в засушливых местах. Приведите примеры растений засушливых мест.

— Приведите примеры светолюбивых растений своей местности. Как эти растения приспособлены к тому, чтобы лучше впитывать свет?

— Приведите примеры теневыносливых растений своей местности. Как их можно узнать?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 94-96.

— Составьте сказку о дружбе ветра и растений.

— Составьте план рассказа о значении почвы в жизни растений.

schooled.ru

Тема урока. Окружающая среда растений. Как растения приспособились к разным условиям жизни

2) Раздать каждому по одной карточке.

3) Предложить ученикам:

• на протяжении нескольких минут ознакомиться с информацией, которая содержится на карточке;

• ознакомить со своей информацией одноклассников из другой группы. Ученик должен одновременно говорить с одним человеком;

• внимательно слушать информацию других, запомнить как можно больше; если необходимо, сделать записи;

• когда все поделились тем, что им известно, и получили информацию, пусть они расскажут в классе, о чем узнали от других. Размещение групп

Свет Тепло Влага Почва

- Получим информацию для всего класса:

Светолюбивые

Тенелюбивые

А) растения теневыносливые

теплолюбивые

холодолюбивые

Влаголюбивые

Б) растения которые нуждаются в малом количестве влаги

которые нуждаются в достаточном количестве влаги

В) Почва

Плодородная (с перегноем, с минеральными солями) неплодородная (бедна на питательные вещества)

VI. Итог урока. Оценивание учеников

VII. Домашняя задача

1) Обработать статьи учебника (C. 126-128).

2) Выполнить задачу в тетради (C. 31, задача 3).

Свет

Хлорофилл (зеленый)

В хлорофилле - сила для растений (энергия)

Светолюбивые (степные и луговые травы, пшеница, сосна)

- Тенелюбивые (копытняк, квасеница, анемона, папоротник, лесные растения)

Теневыносливые (земляника, липа, ель)

Без света не

Будет цветов

И плодов

Тепло

Теплолюбивые растения Холодолюбивые

Плодородная

Неплодородная

Кактус

Влаг а

Достаточно - ель

Много

Камыш рогоза

Корни в почве в поисках влаги, питательных веществ

www.testsoch.com

Элетронная энциклопедия для школьников

Встает вопрос: почему растения смогли сами так широко распространиться по земной поверхности, даже несмотря на весьма суровые природные условия многих ее областей? Объясняется это необыкновенной приспособляемостью растений к разнообразнейшим условиям существования. Эта способность, или, как говорят, пластичность, поистине беспредельна. Как установлено (см. ст. «Как развивалась жизнь на Земле»), впервые зародившись в океане, растения вышли на сушу и в процессе эволюции, постепенно изменяясь и приспосабливаясь к среде, в ходе естественного отбора, за миллионы лет достигли удивительного разнообразия. Проследим результаты этой изменчивости у некоторых высших растений (имеющих стебель и листья).

Вечнозеленые влажные («дождевые») тропические леса (Южная Америка). Растительная масса (в т на 1 га): надземная — 400; подземная — 100. Виды растений: 1. Мора (с досковидными корнями). 2. Эперуа. 3. Гевея (каучуковое дерево). 4. Протиум. 5. Пальма ассаи. 6. Пальма бакава. 7. Эпифиты. 8. Сократея (с ходульными корнями). 9. Лианы и др.

У растений тропиков появились приспособления, предохраняющие их от сильного перегрева: блестящая, отражающая солнечные лучи поверхность листьев, у некоторых листья расположены ребром к источнику света. В условиях постоянного холода на севере или высоко в горах растения прижимаются к земле, принимают вид стелющихся кустов или «подушек», сохраняющих тепло. К резкой смене тепла и холода приспособились лиственные деревья, сбрасывающие листву в холодное время года с иссушающими морозными ветрами. У некоторых растений надземные части в этот период совсем отмирают, и они переживают неблагоприятное время в виде клубней или корневищ, залегающих глубоко в почве. Там, где лето очень короткое, растения имеют карликовую форму, они очень рано и быстро зацветают и приносят плоды, начиная свое развитие еще под снегом. Еще разнообразнее приспособление к жизни в воде. Водяные лилии, кубышки, рдесты всю жизнь проводят в водной среде — в их стеблях и листьях образовались необходимые им воздухоносные ткани, и лишь цветок свой они раскрывают для опыления насекомыми на поверхности воды. В жарких засушливых условиях пустынь развились своеобразные растения, которые называют ксерофитами — сухолюбами. Одни из них способны запасать воду в своих утолщенных стеблях и листьях (суккуленты, как, например, кактусы), других от иссушения спасает сокращенная листовая пластинка, жесткие, не вянущие даже в сильную жару листья и ветки.

Почвы — латериты. Перегноя мало; подстилка быстро разлагается. Почва окрашена окислами железа в красный цвет, мощная, но малоплодородная; вся пронизана пустотами, через которые проникают вода и воздух. Грунтовые воды часто залегают близко от поверхности.

Они испаряют очень мало влаги, но мощно высасывают из почвы ее ничтожные запасы. Наконец, не менее интересно приспособились растения к химическому и физическому составу почвы. Есть целые группы «специализированных» растений, свойственных только известковым почвам и породам, другие растут лишь на кислых почвах, лишенных извести, или на почвах с избытком азота (при естественном или искусственном удобрении). Только на неплодородных засоленных почвах хорошо растут солянки, кермеки и другие растения-галофиты. На сыпучих песках тоже есть свои формы растений, способные отрастать и глубоко запускать корни и тем самым выживать, если ветер выдувает грунт из-под их корней или же засыпает их движущимися песками. А на голых отвесных скалах высокогорий растения приютились в трещинах, запустив в них мощный корень и выставив наружу лишь небольшую розетку листьев и яркий цветок. Словом, форма и многие свойства растений — результат воздействия внешней среды, с которой они представляют единое целое.

Календарь климата по месяцам года.

edukids.narod.ru

Луг. Растения луга и их приспособления. Влияние человека



Стр.57

Наблюдения • Во время экскурсии определи условия жизни на лугу (освещённость, температуру, влажность воздуха и почвы).

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Поэтому это открытый участок с хорошим освещением. На лугу хорошее увлажнение почвы. Колебания температур сглажены.

• Выбери 3 — 4 растения и понаблюдай за ними: как выглядят их органы, как опыляются цветки, как распространяются плоды и семена, как приспособлены растения к условиям жизни на лугу.

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов, на лесных опушках, по краям болот. Верхний слой луговой почвы богат перегноем, он быстро впитывает и хорошо удерживает влагу. В нем густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь довольно редко.

Среди растений на лугу встречается тимофеевка. Это многолетняя трава с хорошо развитыми корнями, которые широко и глубоко проникают в почву. Корни растут пучком, образуя плотный дёрн, предохраняющий почву от высыхания. Стебель – похож на трубку. Листья длинные и узкие, без черешков. Такие листья испаряют мало воды, а это очень важно для жизни на сухих лугах. Цветки растений мелкие, невзрачные. Они собраны на верхушках стеблей в большие группы — соцветия. Из цветков образуются мелкие сухие плоды – зерновки.

Клевер луговой имеет красивые ярко-красные цветки. Его цветки устроены так, что опылить их может только шмель. Листья клевера состоят из трёх маленьких пластинок. С наступлением вечера они складываются верхними концами и поднимаются вверх.

К середине лета зацветает нивяник. То, что люди часто называют цветком нивяника, на самом деле соцветие — корзинка. В одном соцветии нивяника находятся цветки двух видов. Одни — маленькие и жёлтые, имеют форму трубочек. Они расположены в центре корзинки. Другие цветки — белые, похожи на узкие лепестки. Они находятся по краям корзинки.

• Проведи наблюдения за 3 — 4 животными. Обрати внимание на особенности их внешнего вида: размер, форму, окраску; как они передвигаются, чем питаются, как добывают пищу; как защищаются от врагов. Определи, как приспособлены животные к условиям жизни на лугу.

На открытой местности луга с травяным покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугу они не живут. Зато мелких животных – множество: птицы, пресмыкающиеся, насекомые. На лугу они находят пищу и убежище.

Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травы кузнечика. Только раздающееся со всех сторон стрекотание выдаёт присутствие кузнечиков на лугу. Усики у кузнечика длиннее тела. Этим он отличается от похожей на него саранчи, у которой усики короткие. Кузнечик передвигается прыжками, так как задние ноги очень длинные. Питается он растительной пищей.

Обилие растительной пищи и насекомых привлекает птиц. Перепел находит на лугу корм и убежище от врагов. Из травинок он строит гнездо, в них откладывает яйца и выращивает птенцов. Перепел почти никогда не поднимается в воздух. От врагов быстро убегает или затаивается среди густой и высокой растительности. Питается перепел в основном семенами и побегами растений.

На лугу можно увидеть трясогузку. Это небольшая, скромно окрашенная птица. Бегая по земле, она беспрестанно потряхивает хвостом, за что и получила своё название. Трясогузка — насекомоядная птица. Она склёвывает насекомых с растений и в погоне за добычей часто поднимается в воздух.

• Определи, как человек влияет на луг.

Луг является незаменимым источником корма для скота. Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. Много цветов гибнет при сборе их на букеты. А так как большинство цветов – прекрасные медоносы, то это влияет на численность бабочек, шмелей, пчел. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки, насекомые, почвы от этого теряют свое плодородие.

Стр.59

1. Расскажи об условиях жизни на лугу.

На лугу растут в основном травянистые растения. Деревьев и кустарников там почти нет. Луговые растения хорошо освещаются солнцем, получают много света и тепла. Но в то же время со всех сторон их обдувают сильные ветры. Для животных на лугу много растительной пищи и насекомых. Они находят здесь и корм, и убежище от врагов.

2. Как растения луга приспособлены к условиям жизни?

На лугу очень много злаковых растений, которые имеют хорошо развитые и глубоко проникающие корни в почву. Корни образуют плотный дерн, предохраняющий почву от высыхания. На лугу много красивоцветущих растений, которые привлекают многих насекомых – опылителей. Однолетние растения размножаются семенами. Многолетние растения имеют специальные органы вегетативного размножения – корневища, луковички, корневые отпрыски, ползучие побеги.

3. Подумай, какие растения луга опыляются ветром, а какие насекомыми.

Насекомыми опыляются те растения, которые имеют яркие цветы и ароматный запах. Это клевер, нивяник, колокольчик. Ветром опыляются растения с невзрачными цветами и отсутствием запаха. Это тимофеевка, мятлик, ежа.

Стр.61

1. Какие животные обитают на лугу? Как они приспособились к условиям жизни? Приведи примеры.

На лугу обитают насекомые: кузнечики, бабочки, шмели. Кузнечики имеют покровительственную окраску под цвет зеленой травы. На лугу много птиц: перепел, трясогузка, коростель. Здесь они находят много пищи и убежище от врагов. Богатый растительный корм луга привлекает и мелких растительноядных млекопитающих. Чаще всего среди них встречаются мыши. Обычно они укрываются в норах. Крупные млекопитающие на лугах не живут, так как это открытая местность.

2. С помощью рисунка приведи примеры связей, которые сложились между обитателями луга.

3. Составь цепи питания, которые сложились на лугу:

а) из трёх звеньев

ромашка > бабочка > трясогузка

б) из четырёх звеньев

клевер > бабочка>лягушка>змея

Стр.63

1. Какая окраска называется покровительственной, а какая подражающей?

Окраска многих животных соответствует их окружению. Благодаря этому животные мало заметны. Такую окраску называют покровительственной. Так, животные, которые обитают среди зелёных растений, окрашены в зелёный цвет. Подражающая окраска характерна для безобидных животных или растений, которые похожи на своих ядовитых собратьев.

2. Чем предупреждающая окраска отличается от отпугивающей?

Предупреждающая окраска – это яркая окраска, сигнализирующая хищникам, что животное имеет средства защиты. А отпугивающая окраска – это какой-то элемент защиты у безобидных животных, направленный на то, чтобы отпугнуть хищника хоть на какое-то время.

3. Вместе с другом приведите свои примеры покровительственной, подражающей, предупреждающей и отпугивающей окраски.

Покровительственная окраска у кузнечиков, у гусениц бабочек, у зайца-беляка (зимой). Подражающая окраска у осовидной мухи. Предупреждающая окраска у пчелы, клопа – солдатика. Отпугивающая окраска – бабочка махаон.

4. Придумай и нарисуй необычное животное с отпугивающей окраской.

resheba.com

Как растения приспосабливаются к жизни в гилеях?

Типичный лист растений экваториального леса обычно имеет темно-зеленый цвет и продолговатую форму (от ланцетовидной до эллиптической) , с вытянутым "носиком" на конце. Это капельница, помогающая освобождать поверхность листа от слоя воды после дождя или росы. Поверхность эта часто глянцевитая, а сам лист довольно жесткий (это можно видеть у фикуса, растущего у нас дома) . Размер листа чаще всего колеблется от 20 до 200 см2. Таким образом, уже упомянутый фикус дает пример максимальных размеров из обычно встречающихся в дождевом лесу. Очень крупные листья, как, например, у банана, встречаются редко. Также мало характерны пальмы с перистыми листьями, составляющими совсем небольшую примесь в первичном влажном тропическом лесу. Отметим, что несколько видов вечнозеленых кленов (род Acer) дождевого леса имеют небольшие фикусообразные цельнокрайние листья, совершенно непохожие на привычный нам кленовый лист. Самые крупные листья с хорошо выраженными капельницами приурочены к ярусу С, а самые мелкие и кожистые - к верхнему ярусу А. Наиболее мягкие и нежные листья имеют наземные и эпифитные травы и папоротники нижних ярусов. Одна из примечательных особенностей деревьев влажного экваториального леса - частое образование досковидных корней. Наиболее характерны такие выросты в нижней части ствола для высоких деревьев ярусов А и В. Среди низкорослых представителей они редки. В то же время для яруса С нередки виды с ходульными корнями, которые часто встречаются также у болотных и мангровых деревьев.

Досковидные корни встречаются у разнообразных видов многих семейств. Совершенно ясно, что это явление имеет какое-то приспособительное значение. Однако до сих пор точно не ясно, какое именно. Чаще всего это объясняют тем, что досковидные корни - приспособления, дающие дополнительную опору. Однако тогда не совсем понятно отсутствие таковых у деревьев других широт, в частности у очень высоких секвой и некоторых эвкалиптов.

Кроме того, замечено, что досковидные корни реже встречаются в лесах на рыхлой песчаной почве, хотя именно там они принесли бы наибольшую пользу в смысле устойчивости. Для объяснения функции досковидных корней обращалось также внимание на малое содержание кислорода в почвах дождевого леса и небольшую мощность верхнего горизонта почвы, в связи с чем деревья с досковидными корнями имеют очень поверхностную корневую систему. Так, взрослая сейба с хорошо развитыми досковидными выростами может иметь корни с максимальным проникновением в почву на полметра. Видимо, повышенная устойчивость необходима высоким деревьям гилей именно из-за неглубокого проникновения корневой системы в грунт. А это, в свою очередь, связано с плохой аэрацией и бедностью минеральным питанием глубоких почвенных горизонтов.

Одно из примечательных явлений, свойственных многим группам деревьев и лиан влажного тропического леса, - каулифлория - образование цветков, а затем и плодов непосредственно на деревянистых ветвях или стволах. Каулифлория встречается у представителей многих семейств. Это явление наиболее характерно для пространства нижних ярусов С и В и очень редко у деревьев яруса А. Не менее выразительной чертой экваториального леса является обилие лиан - лазающих и вьющихся растений. Стволы лиан нередко достигают толщины более 20 см и длины до 250 м. Впрочем, чаще всего длина их не достигает и 100 м. Большинство имеет деревянистый стебель. Травянистые лазающие растения просто теряются в массе более крупных лиан. Отметим, что среди таких мелких вьющихся растений заметное место принадлежит папоротникам. Листья лиан обыкновенно очень похожи на окружающие их листья деревьев по размеру и строению, но по форме чаще всего отличаются большей шириной. У одного и того же растения листья могут весьма сильно отличаться в разных частях: ведь стебель лианы под пологом яруса С и выше его находится в совершенно различных условиях влажности и особенно освещения. Среди лиан нередка каулифлория.

otvet.mail.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта