Окружающая среда растения. Как растения приспособились к разным условиям жизни. Как растения приспосабливаются к условиям обитания
Как приспосабливаются растения? | Ответ здесь
Растения отлично приспосабливаются к порой чрезвычайно тяжелым условиям жизни. Ярким примером в этом отношении являются растения пустыни.» Если бы в процессе эволюции у растений не появилось ряда приспособлений, позволяющих уменьшить площадь испарения, пустыня давно бы уже была безжизненным пространством. Наиболее часто наблюдаемое приспособление растений пустынь — уменьшение или сведение почти на нет листовой поверхности. Как говорится, нет листа — нет испарения. Показателен в этом плане пустынный кустарник джузгун. Что-то среднее между листьями и хвоей появляется на этом кустарнике в начале весны, но вскоре все опадает, стебель дервенеет, как будто засыхает, и только пару побегов, на которых распустятся цветки, сохраняют еще некоторое время живой вид. Но ненадолго: большую часть засушливого сезона растения остается безлистным. У многих других растений пустыни листья видоизменились в колючки, а еще у них глубокие и разветвленные корни, позволяющие добывать влагу из нижних, более влажных слоев песка.
Самое известное приспособление растений к жизни в условиях холода — это сбрасывание листьев. Только расставшись со своим зеленым нарядом, растение спообно выжить: испарение прекращается, сокодвижение замирает, все процессы приостанавливаются, «дерево как будто засыпает. Хвойные растения испаряют приблизительно в девять раз меньше влаги, чем лиственные, и поэтому им нет нужды расставаться со своей хвоей, но зато в поцессе эволюции они приспособились переносить тяжесть снежного покрова, благодаря тому, что их ветки более крепкие, чем у лиственных деревьев, а крона у многих приобрела конусовидное строение, способствующее соскальзыванию сугробов.
Способность растений замирать, приостанавливать свою жизнедеятельность при неблагоприятных условиях, будь то жара или холод — наиболее важное приобретение ими в процессе эволюции.
questione.ru
Приспособляемость животных и растений к условиям жизни в пустынях
Все живые организмы, стремясь выжить, приспосабливаются к условиям окружающей среды. Адаптация, или приспособляемость, — результат долговременного взаимодействия всего живого с внешней средой. Она помогла жизни распространиться по всему миру. Приспосабливаясь, живой организм изменяет свои повадки и даже строение.
Пустыни
В пустынях можно найти яркие примеры адаптации организмов к очень суровым условиям жизни. В пустынях растения и животные, каждое по-своему, приспосабливались к жаркому и сухому климату, научились долго хранить в своем организме запасы воды и пищи и интенсивнее охлаждать тело. Австралийская пустыня — самая крупная в мире песчаная пустыня после Сахары. Там много разнообразнейших пустынных ландшафтов, зависящих от особенностей климата и местных пород. Коренные жители Австралии, аборигены, за тысячелетия приспособились к условиям обитания в степи и пустыне. Вплоть до недавнего времени группы аборигенов вели традиционный кочевой образ жизни, добывая пищу охотой и собирательством. У дерева малга вместо листьев — увеличенные черенки, благодаря которым его крона испаряет меньше влаги. Сумчатые мыши прячутся от дневного зноя в глубоких норках, а ночью выходят поискать пищу. На случай голода в их хвостах есть за пас жира. Существует немало других примеров приспособлений к жизни в жарких пустынях. Так, у кактусов вместо листьев развились колючки, позволяющие уменьшить потерю влаги. А у североамериканского зайца появились очень длинные уши. Длинные уши североамериканского зайца, покрытые кровеносными сосудами, как бы «выпускают» лишнее тепло и охлаждают тело.
Наступление пустынь
Пустыни нередко возникают в результате деятельности человека — например, при вырубке лесов или интенсивном скотоводстве; тогда засушливые земли могут стать настоящими пустынями. В наши дни угроза превратиться в пустыни нависла над многими территориями. Затраты на защитные меры и восстановление засушливых земель, по сравнению с доходами от сельского хозяйства на этих землях, очень невелики. Но тем не менее почвозащитные меры почти не применяются, и многие сельскохозяйственные страны жестоко страдают от наступления пустынь.
Как устроить кактусовый садНаполните плоский глиняный горшок песчаной землей и украсьте камешками. Это все, что вам потребуется для кактусового сада. Кактусы вы можете купить или вырастить из черенков. Для этого срежьте один из отростков у большого кактуса. Дайте ему несколько дней подсохнуть, а затем высаживайте его в землю. Пустив корни, кактусы почти не требуют поливки или ухода. Им нужно лишь как можно больше солнца.
Ледяные пустыни
Условия окружающей среды в ледяных заснеженных пустынях полярных областей столь же суровы, как и в жарких песчаных пустынях. Зимой льды и снега полностью покрывают громадный материк Антарктиду и поверхность его прибрежных морей, а также Арктику. Но и там можно встретить животных, приспособившихся к жизни в этих суровых условиях. Полярные медведи зимой укрываются в берлогах под толстым слоем снега и впадают в спячку. Густая шерсть на лапах не дает им проваливаться в снег. Выжить в условиях сильного холода могут только теплокровные животные, температура тела которых постоянна. Толстые слои жира и шерсть позволяют им сохранять тепло. Жители Севера эскимосы в зимнюю стужу смазывают лицо жиром и носят теплую меховую одежду.
Полярное лето
Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая (многие из них содержат свой «антифриз»). Они быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. В жарких сухих пустынях также бывают короткие периоды буйного расцвета растительности. Это происходит после дождя, когда вода возвращает к жизни давно ожидающие ее семена. Растения в пустынях — в основном эфемеры, успевающие прорасти и дать семена за очень короткий срок.
Защитная окраска и мимикрия
Защитная окраска — умение животных или растений маскироваться в окружающей среде, чтобы стать почти незаметными. Это спасает их от хищников. Но иногда и хищники пользуются мимикрией, чтобы незаметно подкрасться к своим жертвам. Мимикрия — полезный для животных способ маскировки, когда они становятся очень похожими на каких-либо других существ или на предметы окружающей природы. Цвет шерсти арктической лисицы меняется в зависимости от времени года; зимой он белоснежный, летом красно-бурый. Это — один из примеров мимикрии. Камбала, изменяя свою окраску, становится почти незаметной для хищников. Цветки орхидеи-пчелы очень похожи на пчел, это привлекает к цветкам настоящих пчел, которые ищут подругу. Они приносят на лапках пыльцу и опыляют цветки.
Исследование семян
К условиям среды обитания приспосабливаются не только сами растения, но и их семена, что дает им гораздо больше шансов выжить. Чаще всего семена приспосабливаются к полету по ветру, Наберите как можно больше семян разных видов и рассмотрите, как разнообразны их формы и размеры. Затем подбросьте их в воздух на улице и проследите, сколько времени и как пролетит каждое семечко, прежде чем упасть.
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: Поиск по сайту:geography-ege.ru
Как растения приспосабливаются к необычным условиям | Supersadovod
Учёные создали модель, которая учитывает то, как различные этапы жизненного цикла растения взаимодействуют друг с другом. В то время как предыдущие исследования изучили семена, вегетативную и репродуктивную фазы по отдельности, ученые из рабочей группы, финансируемой Национальным центром эволюционного синтеза (NESCent), стремились понять взаимосвязь между различными этапами, проявляющуюся в ответ на экологические и генетические факторы.
– Большинство исследований сосредоточено на изучении каждой из этих процессов по отдельности, – отмечает ведущий автор и магистрант Университета Дьюка Лиана Бёргхард. – Мы же создаем базу для понимания того, как они соотносятся друг с другом.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что когда экологические факторы изменяют продолжительность одной стадии жизненного цикла растения, продолжительность последующих этапов также меняется. Изменение климата повлияло на продолжительность вегетационного сезона во всём мире, и более глубокое понимание факторов, влияющих на этапы жизни в целом, может оказаться особенно ценным. Статья с результатами исследования появится в журнале «The American Naturalist» и уже доступна в Интернете.
– Множество организмов очень гибко реагируют на окружающую среду, – поясняет Бёргхард. – То как эти черты связаны друг с другом в сезонных условиях может быть очень общим, но точные данные будут зависеть от систем синхронизации, которые развились в каждом конкретном организме.
Для рассмотрения как экологических, так и генетических факторов Бёргхард и ее соавторы смоделировали жизненные циклы в четырех разных местах сорного растения, арабидопсиса. Арабидопсис часто следует классическому зимнему ежегодному жизненному циклу, в ходе которого семена прорастают осенью и цветут весной, но он также может прорастать и цвести в другие сезоны, продлевая различные этапы жизни. Эта способность делает его идеальным видом для изучения взаимодействия между этапами жизненного цикла.
Исследователи также манипулировали генетическими факторами, а именно состоянием покоя семян и цветочной репрессией, и обнаружили, что более высокие уровни этих признаков задерживают прорастание и цветение, соответственно.
– Признаки прорастания в действительности оказывали большее влияние, чем признаки цветения на наблюдаемый жизненный цикл и то, можно ли было получить несколько поколений в год, – рассказывает Бёргхард. – В некоторых условиях получение нескольких поколений может оказаться очень выгодными, поскольку вы могли бы получить больше репродуктивных фаз.
Хотя цветочная репрессия и меньше влияла на количество завершенных поколений, этот признак может использоваться для того, чтобы цветение происходило в определенное время в течение вегетационного периода. Предыдущие исследования показали, что прорастание меняется во всем диапазоне арабидопсиса, с более замедленным прорастанием в южных областях и более быстрым прорастанием на севере. Исследователи обнаружили, что эти генетические структуры привели к появлению годичного цикла соответствующего всему ареалу обитания арабидопсиса.
Бёргхард сравнивает подстройку растением своего жизненный цикл с тем, как работник распределяет своё время в течение рабочего дня: каждая отдельная задача должны быть завершена до начала следующей, и время, затрачиваемое на каждый этап, будет влиять на все последующие задачи. Так же, как работник стремится разобраться со всеми своими обязанностями в течение восьмичасового рабочего дня на фоне изменения приоритетов и неожиданных проблем, арабидопсис развивался, чтобы поддерживать годичный жизненный цикл, несмотря на изменения в окружающей среде.
– Следующим большим шагом станет включение в нашу модель выживания и производство потомства, – признаётся Бёргхард. – Сейчас мы просто моделируем то, когда растения будут делать то-то и то-то, но главный вопрос заключается в том, как эти предопределённые жизненные циклы относятся к приспособляемости. Если семена прорастают не в то время года, и окружающая среда становится действительно сухой, то растение так и погибнет не размножившись.
Дополнительная информация позволит этой системе получить значимое применение за пределами одного этого вида. Лучшее понимание жизненных циклов растений потенциально повышает урожайность сельскохозяйственных культур и способствует их сохранению в условиях изменяющегося климата.
Твитнуть Нравитсяsupersadovod.ru
Как растения приспосабливаются к совместной жизни — Бизнес и футбол
Свободно уживаться различным растениям друг с другом позволяет не только ярусное размещение. Им помогает в этом и другие приспособления. Одно из них — развитие в разные сроки.Например, орешник в лесу цветёт, когда высокие деревья ещё не покрылись листвой, и ветер свободно переносит пыльцу с тычинок на пестики. В раннем цветении орешника и заключается его приспособленность к жизни в лесу с другими растениями.Свободно уживаться различным растениям друг с другом позволяет не только ярусное размещение. Им помогает в этом и другие приспособления. Одно из них — развитие в разные сроки.Например, орешник в лесу цветёт, когда высокие деревья ещё не покрылись листвой, и ветер свободно переносит пыльцу с тычинок на пестики. В раннем цветении орешника и заключается его приспособленность к жизни в лесу с другими растениями.Высокие деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, чаще всего опыляются ветром. Они цветут до распускания листьев. А большинство кустарников опыляется насекомыми, так как под подогом леса почти не бывает ветра. Кроны высоких деревьев не пропускают ветер к растениям нижних ярусов. Поэтому плоды, созревшие на кустарниках, распространяются не ветром, как у большинства деревьев, а птицами, которые живут в лесу. Ягоды малины и шиповника становятся осенью любимой пищей для многих птиц.В том, что подснежники самыми первыми из цветов в лесу распускаются, тоже проявляется их приспособленность к жизни в растительном сообществе леса. Светолюбивые подснежники цветут, когда безлистные ветви деревьев свободно пропускают солнечные лучи. Их раннее цветение возможно прежде всего потому, что почва леса зимой промерзает меньше, чем на открытых местах. От промерзания почву предохраняют глубокий рыхлый снег и подстилка из опавшей листвы. За счёт запасённых питательных веществ подснежник развивается под снегом.Недостаток света в хвойном лесу травянистые растения компенсируют яркой белой окраской своих цветков. Этот цвет хорошо привлекает насекомых-опылителей. Ярко окрашенные лепестки имеют медуницы и лютики, которые растут на лесных полянах и опушках.Приспособленность растений сказывается и в том, что одни растительные сообщества постепенно сменяются другими.Например, условия жизни в лесу благоприятны для теневыносливых трав и папоротников. И если случается так, что человек вырубает деревья, которые составляют верхние ярусы леса, то многие тенелюбивые растения нижних ярусов погибают. Их место займут светолюбивые растения. Постепенно сложится на прежнем месте другое растительное сообщество. Изменение освещённости растений солнцем является одной из причин смены растительного сообщества.Растительное сообщество леса может измениться и в том случае, когда в лесу разовьётся моховой покров. Распространение мхов приводит к заболачиванию почвы. Тогда погибнут прежние растения. Лес постепенно превратится в болото. На его месте будет расти уже растительное сообщество болота.Эти смены растительных сообществ могут быть вызваны и колебаниями климата и изменением почвы. Из-за этих причин появляются новые виды растений, отмирают ранее жившие. Так, в стареющих берёзовых лесах можно наблюдать вытеснение светолюбивой берёзы елью. В результате этого на месте берёзового леса через несколько лет возникнет тенистый еловый лес.Значительное влияние на смену одного растительного сообщества другим оказывает и хозяйственная деятельность человека. Современный человек вырубает леса и заменяет их пашнями, осушает болота, распахивает степи, закрепляет движущиеся пески в пустыне. Своевременное вмешательство может продлить жизнь растительного сообщества. Например, старый луг с уплотнённой Почвой может быть омоложен. Для омолаживания таких лугов применяются специальные меры — луг боронуют, засевают злаковыми и бобовыми травами.
biznes-service.com.ua
Как приспосабливаются растения к различным климатическим условиям? Приведите примеры.
Этим летом собираюсь с друзьями поехать в Казахстан посмотреть на Поющий бархан в природном парке Алтын-Имель. Прямо жду не дождусь. Ведь настоящая пустыня! Согласитесь, природа очень изобретательна. Самые неподходящие для проживания районы Земли оказываются покоренными зелёными "первопроходцами". Но климатические условия везде отличаются, а значит, и приспосабливаться к ним нужно по-разному.
Как приспосабливаются растения к пустыням
Днём жарко, как в аду, ночью холодно, а дождь не идёт порою несколько лет подряд. Да уж, в пустыне есть к чему приспосабливаться. Поэтому растения были вынуждены "отказаться" от листьев, с большой поверхностью испарения и заменили их колючками, чтобы не терять драгоценную влагу. Как, например, эти:
- Верблюжья колючка. "Иголок" у неё много, они занимают большую площадь, и на них утром может конденсироваться скудная влага. Но в пустыне и эти капли очень важны!
- Опунция (кактус) - запасает в своём мясистом теле воду на долгие месяцы.
Растения тундры
Даже сложно сказать, что хуже для растений - пустыня или тундра, в которой стоит дикий холод и практически постоянно дуют ветры. Деревья тут не вырастают, как правило, выше полутора метров, чтобы справляться с ветрами, а большая часть растительности – это вообще лишайники и редкие низкорослые травы. Вот некоторые из них:
- Карликовая берёза – она больше похожа на кустарник, высотой не более метра, с маленькими листиками.
- Ягель – знаменитый лишайник, которым питаются северные олени. Он похож на тонкие кораллы, около 20 см высотой.
Растения тропических лесов
Казалось бы, к чему тут приспосабливаться? Ан нет, не всё так просто. Высокая влажность и частые дожди привели бы к гибели любое неподготовленное растение – оно бы просто сгнило. Поэтому для местной фауны характерны глянцевые листья, с которых хорошо скатывается вода. Типичные представители "дождевого леса":
- Мангры – это деревья, живучие как тараканы. Они бывают затоплены по несколько месяцев. Растут в местах, где солёная морская вода смешивается с пресной, выводя избыток соли через листья.
- Орхидеи (эпифитные) – чтобы их не затопило, приспособились жить на деревьях. Тоесть и корень, и цветы, и листья - всё это сидит на ветке, получая необходимую влагу из тумана, или собирая дождевую воду.
travelask.ru
Окружающая среда растения. Как растения приспособились к разным условиям жизни.
Коваленко Т.В.,
учитель начальных классов
высшей категории, старший учитель,
ДОШ №97, г. Донецк
3 класс
Тема. Окружающая среда растения.
Как растения приспособились к разным условиям жизни.
Цель. Продолжить формировать понятие «растение – живой организм»,
сформировать представления об окружающей среде растений,
о разнообразии условий существования растений на Земле,
о признаках приспособленности растений к разным условиям жизни;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать логическое мышление, наблюдательность, познавательный
интерес.
Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Оборудование. Карточки с изображением цветов, тест «Проверяйка»,
конверт, картинка с изображением Почемучки, карта
«путешествия», фишки, картинки с изображением
растений засушливых и влажных мест, дипломы.
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Алла Николаевна. Я учу таких же ребят, как и вы. Учу их любить природу, защищать слабые и беззащитные существа. Ведь все живое на планете имеет право на жизнь.
ІІ. Положительная мотивация учебной деятельности.
- Ребята, а что украшает нашу жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, что люди дарят друг другу в торжественные моменты, а то и просто в минуты радости? (Цветы.)
- Сегодня я пришла к вам в гости. Какой цветок вы преподнесли бы мне, чтобы порадовать? Перед вами целый букет из цветов. Выберите один из цветков и покажите мне. А теперь положите выбранный цветок возле себя. И пусть его красота вдохновит вас на активную, познавательную работу и поможет решить главную задачу сегодняшнего урока.
ІІІ. Сообщение темы и задач урока.
Открывается доска, на ней записана тема урока.
- Мы станем сегодня исследователями природы. Узнаем об окружающей среде растений, о том, как растения приспосабливаются к разным условиям жизни. А поведет нас по неизведанным тропкам Почемучка. Мысленно наденьте рюкзачки и в путь! Но что это? У нас на пути лежит конверт. Давайте посмотрим, что там. Да это же Мудрая Сова оставила нам свои вопросы. И только тот сможет ступить на лесную тропинку, кто правильно ответит на все ее вопросы.
(Тест «Проверяйка». Проверка домашнего задания.)
IY. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа с иллюстрацией учебника (с. 126).
- Мы с вами попали в лесную чащу и подошли к могучему дереву
(его можно увидеть на иллюстрации учебника). Тут нас поджидает мудрая сова в своем дупле.
- Что это за дерево?
- А что еще вы видите на заднем плане?
- Кого вы видите на самом дереве?
(Ответы детей записываются на доске, создается «ассоциативный куст»).
- Все, что окружает живой организм, в данном случае дуб, - это окружающая среда.
- А что помогло дубу стать таким могучим, какие условия? (Свет, тепло, воздух, вода и питательные вещества).
Метод «Пометки».
Чтение статьи учебника «Окружающая среда растения» и выполнение карандашом пометок (+ знаю, ? узнал новое).
- Что нового вы узнали из данного текста? (Вывесить на доску табличку «Приспособились»).
- Найдите в тексте и прочитайте, что означает слово «приспособились»?
Физкультминутка.
Я задал себе вопрос:
Отчего цветок подрос?
Долго думал и гадал
И гипотезу создал.
Может, этак, может, так,
Все проверить не пустяк!
Не получится в момент –
Нужен мне эксперимент.
А затем понаблюдать
И ответ надежный дать.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Работа в группах.
Каждой группе дается картинка (одним растения засушливых мест, другим – растения влажных мест.)
Задание: рассмотрите растения и скажите, как эти растения приспособились. Что помогает выдержать недостаток влаги одним и хорошо расти при избытке влаги другим?
Закрепление полученных знаний.
Составление таблицы.
Засушливые места | Влажные места |
1. Длинный корень | 1. Короткий корень |
2. Узкие листья | 2. Широкие листья |
2. Завершение путешествия. «Озеро надежды».
- Посмотрите, какая красивая на озере кувшинка. Глядя на нее, очень хочется подержать ее в руках. Давайте сядем на лодочку и подплывем к кувшинке. Что вы сделаете?
- Рвать кувшинку нельзя, растение занесено в Красную Книгу.
3. Минутка рисования.
- У нас ведь есть цветок. Давайте возьмем карандаши и нарисуем его окружающую среду. (Время 1 минута).
VI. Итог урока.
- Мы на уроке получили новые знания. Какие?
- Я надеюсь, что вы станете лучшими друзьями природы. А поможет вам в этом диплом, который я хочу вам вручить.
VII. Домашнее задание.
Дома вы продолжите свою исследовательскую работу. Выберите одну из станций и отправляйтесь в путешествие. А чтобы вам в пути не было скучно, выучите Гимн юных экологов.
kopilkaurokov.ru