Как расселяются растения ветром. Конспект урока по окружающему миру на тему: «Как растения расселяются на новые места»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Без назваокружающий мир `Как растения расселяются на новые места` 1 класс ПНШния. Как расселяются растения ветром


Конспект урока по теме Как расселяются растения

Тема урока: «Как растения расселяются на новые места»

УМК: Перспективная начальная школаТип учебного занятия: Объяснение нового материала.Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.Планируемые результаты:Предметные УУД: уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.

Ход урока:

Организационный момент.Ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Возьмитесь за руки и скажите: я желаю тебе добра.Если будет трудно , я тебе помогу.Повторение.Сегодня в нашей помощи будут нуждаться растения и очень важно, если мы будем работать дружно и постараемся узнать что-то новое и интересное. На какие группы делятся растения? ( Деревья, кустарники, травы)Что общего у деревьев, кустарников и трав? ( корень, стебель, лист, цветок, плод и семена) Почему растения называют частью живой природы? Дышат растут размножаютсяВведение в новый материал.Давайте заглянем сейчас в один сказочный лес и узнаем, кто в нём живёт, отгадав загадки.Слайд 1-2 Весной зеленела, летом загорела,Осень в сад пришла, красный флаг зажгла. ( Рябина) к какой группе относится

Красивый, дикий, вырезной,Стоял он у дорожки,И лист его был красноват,Как детские ладошки. ( Клён)

Кто ни прикасается, За того цепляется.Привязчивый и колкий,Кругом торчат иголки. ( Репейник)

Итак, в сказочном лесу жили – были Рябина, Клён и Репейник. Жили - не тужили, всегда приходили друг другу на помощь. Однажды, проснувшись поутру, заметили они новых жильцов леса.

Оказалось, что у Клёна, Рябины и Репейника и других растений на месте цветов образовались плоды с семенами. (посмотрите) Рады были растения появившемуся потомству. Но вот пришла осень, и наступило время прощаться.- Может, не отпустим наших деток в дальний путь? –всхлипнув, предложила Рябина. - Пусть живут с нами здесь, рядышком.- Действительно, - продолжил Репейник,- мы их и от дождя укроем, и защитим в трудную минуту. Да и как они отправятся в путь, у них же ножек нет? Вот так проблема Клён хотел было уже согласиться со своими друзьями, но тут послышался голос мудрого Пня, что рос неподалёку:- Друзья, вы не правы. Послушайте-ка историю об одном дубе.И старый Пень поведал друзьям вот что Прослушивание сказки« На опушке леса рос дуб –хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит: « Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на даль

weburok.com

Как растения расселяются на новые места

Тема : Как растения расселяются на новые места.

Цель: Обеспечение понимания учащихся зависимости растений от приспособлений семян к распространению.Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян.

2. Выяснить отличительные признаки плодов и семян распространяемых ветром, водой, животными и человеком.

Развивающие:

Развивать наблюдательность умение слушать, рассуждать. Воспитательные:

Формировать (воспитывать) бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».Ход урока.

I. Организационное начало.

Начинаем урок окружающего мира. У нас сегодня на уроке много гостей. Улыбнитесь гостям и друг другу. Я желаю вам удачи на уроке. У вас всё получится.

II. Актуализация опорных знаний.

Назовите предметы живой природы. Докажите что растения являются частью живой природы. Подтвердите свой ответ примерами.

III. Постановка проблемы.

(Слайд № 1).

Что вы видите на картинке? Откуда растения появились в лесу?

Сегодня на уроке вы будете маленькими исследователями, мы с вами исследуем, как растения расселяются на новые места.

(Слайд № 2).

IV. Открытие детьми новых знаний.

1. Совместное открытие нового.

  • Мы знаем что одно и тоже растение можно встретить и в поле , и в огороде, и на лугу . Взрослые растения в прямом смысле привязаны к тому месту , где выросли . А семена ? Что ждет семена?
  • Им придется покинуть родное гнездо.
  • Но возникает вопрос : «Зачем семенам улетать?» -Ответить нам на этот вопрос поможет герой мультфильма «Лунтик». Сейчас вы посмотрите эпизод мультфильма и потом мне скажете кто помогает одуванчику расселяться на новые места (показ эпизода мультфильма).
  • Кто же помогает семенам одуванчика расселиться?

(слайд №3)

  • Посмотрите на экран . Одуванчик отцвел , а на месте соцветия появились пушистый шарик , а в нем 100 семян. Что произойдет . если семена лягут друг с другом в кучу?
  • Чем дальше семена оказываются от растений , тем больше возможностей занять новые территории .
2. Рассказ учителя :

- Осенью поспевают плоды и семена многих растений , наступает пора их расселения . Семена березы , клена снабжены крылышками . Ветер их подхватывает и уносит на большие расстояния . (слайд№4)

Посмотрим на семена клёна, они похожи на винт вертолёта. У них один край крылышка прямой, другой округлый и тонкий точь - в - точь как у лопасти пропеллера. Падая с дерева, крылатка быстро вращается. Ветер уносит семя далеко от дерева.

(слайд №5)

Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие, размером со спичечную головку, а толщиной как папиросная бумага. И всё же это крылышка. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе.

И если будут хорошие условия, то на новом месте будет стоять новое дерево.

(слайд № 6)

Есть много плодов и семян, которые рассеивают птицы.

Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенам, оказывая большую услугу семенам. Неповрежденные семена выбрасываются вместе с пометом. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. Если плод большой , то птица то птица может его уронить . И так же на новом месте вырастет новое растение. (слайд № 7)

Что это за растение? (репейник)

Сегодня на уроке (Ф. И.) подготовил нам сообщение о репейнике (рассказ ученика)

Семена цепляются за шерсть и уносятся в разные направления. Вы когда - нибудь замечали на шерсти собак колючки. Семена некоторых растений расселяются с помощью зверей.

(слайд № 8)

Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли .

(слайд № 9)

  • Посмотрите на экран .
  • Как вы думаете река переносит семена ? Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.
  • По воде семена расселяются на новые места.
Как же расселяются растения в природе?

V.Логическое лото.

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их с тем деревом, к которому этот плод относится. Посмотрите на экран, проверим ответы. Ребята скажите пожалуйста на какие две группы можно разделить эти растения по способу расселения.

VI. Практическая работа.

  • Сейчас поработаем в парах и проведем небольшое исследование .
  • У вас на парте в коробочках семена и плоды различных растений нашего края .
  • Рассмотрите их с помощью лупы и исследуйте их приспособление к расселению .
  • Расскажите как же расселяются семена.

VII. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говориться как расселяются растения.

  • Какие вопросы оказались для вас неожиданными ?
  • Какие задания были трудными , а какие интересными ?
  • Какое настроение было на уроке.? Покажите солнышко.
Дома расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали на уроке.

(слайд № 10).

Спасибо всем за урок!

birmaga.ru

Без назваокружающий мир `Как растения расселяются на новые места` 1 класс ПНШния

Конспект урока окружающий мирТема урока: Как растения расселяются на новые места1 класс, Перспективная начальная школа

Автор: Пышнова А.В.,учитель начальных классовМАОУ «СОШ №99», г. Новокузнецк, Кемеровская область

Новокузнецк 2016Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, воды, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.Планируемые результаты:Предметные УУД: уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с одноклассниками и с учителем. Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях; цветные карандаши, эл. Учебник, презентация Smfrt , интерактивный тест Smart Respons, пульты для голосования.

Ход урока

I.Организационный момент.Прозвенел звонок весёлый.Мы начать урок готовы.Будем слушать, отвечать –И друг другу помогать.II Повторение изученного: Части растений. Работа в тетради для самостоятельных работ, подписать части растений), взаимопроверка. Соотнесение с результатами работы в электронном учебнике Проверка: Работа на интерактивной доске с электронным тестомIII.Актуализация знаний.Послушайте экологическую сказку. На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый, жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит:- Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек. А дуб на нее набросился:- Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей! Пусть со мной остаются! Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены. Почему дуб не оставил потомство?Цель: выяснить, как помочь растениям, чтобы они могли расти в разных местах.Сверить с учебником. Посмотреть, какие вопросы задает учебникIV.Изучение нового материала. 1.Введение.- Мы знаем, животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы детей).- Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются?- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или морковку, что для этого надо сделать? (Ответы детей).- Что т

schoolfiles.net

Урок окружающего мира 1 класс «Как растения расселяются на новые места»

Урок окружающего мира  1 класс Перспективная начальная школа

Учитель Богданова Галина Ивановна

 

Тема урока: «Как растения расселяются на новые места»

Презентация к уроку 

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность

4. Воспитывать бережное отношение к природе

 

 

Оборудование:

  1. Засушенные плоды и семена растений (крылатки клена, плоды репейника, семена гороха, желуди) –на каждой парте.
  2. Рисунки семян растений (семена одуванчика)
  3. Цветные карандаши
  4. Наборы картинок плодов и корнеплодов для работы в группах
  5. Компьютер, мультемедийный проектор

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

 

  1. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы говорили о растениях. Отгадайте загадки про растения:

Из почек появляются

Весною распускаются

Летом шелестят

Осенью -летят    (листья)

 

То фиолетовый, то голубой

Он на опушке встречался с тобой      (цветок)

 

Не рыли, не бурили,

А воду из земли добыли     (корни)

 

Голова на ножке

В голове горошки        (плод с семенами)

 

Листья, цветы, корни, плоды что это? О какой части не было загадки? (слайд 3)

 

Как отличить плод от других частей растений?

Работа в группах. Задание: отберите картинки, на которых есть изображения плодов.

Проверка. Подведение итогов.

 

  1. Работа над новым материалом

Совсем недавно пролетело солнечное лето.

 

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга,

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться лето.

Лето – нет поры чудесней

Лето – время путешествий.

 

- Кто из вас любит путешествовать? А что значит «путешествовать»? На чем можно путешествовать?

Лето- это еще и время, когда зреет урожай. Я тоже посеяла на своем огороде семена овощей. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила еще одно растение. Может вы его узнаете?  (слайд 4 )

Но откуда появилось это растение? Ведь я его не сеяла?

(Выслушиваются ответы детей)

 

Вывод: эти семена – путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие  парашютики  летят и опускаются на землю. Парашютик (или зонтик) – это плод одуванчика. Так дикорастущие  растения приспособились к расселению с помощью ветра )

(слайд 5)

 

Работа в парах. Задание: среди семян на рисунке найдите и обведите парашютик одуванчика.(слайд6)

Это плод с семенами. Посмотрите на плоды других растений(нижняя строчка) Как они приспособились, для того чтобы путешествовать? (слайд 7)

 

Посмотрите на рисунок внизу. Есть ли у этих семян парашютики, волоски, пушинки? Как же они путешествуют, расселяются?

Плоды этих растений называют еще крылатками. Почему их так назвали?

 

Практическая работа

Откройте коробочку на партах, обсудите с соседом и найдите семена, которые расселяются, путешествуют с помощью ветра. С какого дерева они?

 

Физкультминутка

Сдунул ветер нас с цветка

И поднял под облака.

Мы летим, летим, летим,

Приземлиться не хотим.

Вертолетики у клена

Ветерок позвал с собой.

Мы расправим руки крылья

И отправимся в полет

Как настоящий вертолет.

Только ветер стал стихать,

Всех на землю опускать.

Мы за парты сядем тоже

И занятие продолжим.

 

Послушайте сказку. (слайд 8)

На опушке рос дуб- хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разрешите взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек.»

А дуб на неё как наброситься: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!  (слайд 9)  Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик  своей смены.

Почему же дуб так и не дождался себе смены?

(Выслушиваются ответы детей.)

Найдите и рассмотрите в коробочке на парте плод дуба. Как он называется? Есть ли у него крылышки, волоски, парашютики? А как же он тогда расселяется, путешествует? (слайд 10)

(Выслушиваются ответы детей)

Правильно ребята! Плодам помогают животные и птицы. Животные и птицы растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян  и плодов теряется в пути. Так и появляются новые растения. (слайд11)

Работа в тетради.

Откройте тетради на странице 21. Каких животных вы тут видите? Почему поползня так назвали? У поползня очень короткие лапки и когда он передвигается по ветке, кажется, что он ползет. Вот поэтому его так и назвали. (слайд 12)

У каждого животного есть своя кладовка. Какие запасы в них есть? Помоги  животному добраться до своей кладовки.

    

Послушайте загадку.

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их всех найдешь.

 

Правильно! Это – репей. (слайд 13)

Откройте коробочки и найдите плоды репейника.

А как любит путешествовать он?

 

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей.

Спал и видел прекрасные сны.

Как он вцепится в чьи-то штаны,

В волчий хвост или заячью грудь

И в далекий отправится путь.

 

Именно колючки цеплючки помогают репейнику путешествовать на животных и человеке. (слайд 14)

 

Подведение итога урока

Для чего плоды растений путешествуют?

Кто же им помогает путешествовать?

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Мини-исследование"Как расселяются растения ".

Муниципальная бюджетная общеобразовательная средняя общеобразовательная школа №1 х. Маяк

Мини- исследовательская работа

« Как расселяются растения »

АВТОР

ученики 1 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №1 х. Маяк

РУКОВОДИТЕЛЬ

Мишкова Ирина Георгиевна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №1 х. Маяк

2015г.

Учитель: Мишкова Ирина Георгиевна.

Педстаж: 22 год

Предмет: Начальные классы.

Класс: 1

Количество обучающихся -14.

Тема урока

Мини-исследование: « Как расселяются растения».

Цель урока

1. Познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян ветром, животными, человеком. 2. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать навыки сотрудничества при работе в группах. З. Учить видеть красоту осеннего леса.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемые результаты

Метапредметные :

1.Познавательные УУД:

знаково-символические, информационные, поиск, фиксация, извлечение и предоставление информации.

логические умозаключения, установление причинно-следственных связей.

2.Регулятивные УУД:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Принятие цели и постановка задач урока , планирование действий, контроль.

3.Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в парах, в группе

Личностные:

1.Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

2.Мотивация к изучению нового учебного материала

Методы обучения

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированные, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах.

Автор учебника .

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. М. Академкнига/ Учебник. 2013.

Средства обучения

Презентация , ИКТ, мультимедийный проектор, запись пьесы П. И. Чайковского

Оборудование

Картинки с изображением видов растений с плодами и семенами (лопух, жёлуди, семена одуванчика, клёна). Перчаточная кукла мышка. Засушенные шарики одуванчиков.

Ход урока.

Оргмомент. Запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Осень».

Учитель: «Как красива осень в пёстром сарафане. В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя. Над водой - берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке». Т. Шорыгина Игра: На доске картинки: берёза, дуб, рябина. В общей стопке картинки с листочками, семенами, плодами от этих деревьев. Поочерёдно дети берут картинку из стопки, называют её и ставят к соответствующему дереву. Учитель: - Что общего у растений? (Ствол, корень (стебель), листья, цветок, плод, семена). На экране большой раскидистый дуб. Учитель: Я люблю наблюдать за жизнью растений и животных. И вот что я однажды увидела. Рассказываю сказку Н. Осипова: «На опушке леса рос дуб. Хрупкий, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. (Надеваю на руку перчаточную куклу – Мышку. Инсценирую разговор Мышки с дубом). Раз прибежала к нему Мышка - норушка и говорит: - «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один – я съем сам, а другой жёлудь посажу вон на той дальней полянке, чтобы там дубочек вырос». А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала Мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не приближался к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы его многочисленное семейство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившемся их желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел, и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». Учитель: - Все ли слова вам были понятны? (крона, потомство). – Почему дуб не дождался себе смены, потомства? – Почему не выросли дубки под кроной старого дуба? ( Под кроной дуба было мало света и мало места. Дуб был жадным, желудей никому не давал). - Какие условия необходимы для того, чтобы взошедшие семена превратились в крепкие дубки? (Много места и света). - Какой вывод можно сделать? Вывод: Плодам, семенам, надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им поселиться там, где много света, тепла, пищи для молодых растений. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

На экране одуванчики, лопух, яблоня, дуб. Учитель: - Какие семена, плоды у этих растений? После ответов детей на экране появляются рисунки: семена одуванчиков, «колючки» лопуха, жёлуди и яблоки. Работа в группах. У каждой группы серия картинок: птицы, звери (белка, кабан), животные (собака, кошка), ветер (образный рисунок), люди. Задание: Определить, кто может участвовать в расселении семян и плодов.

Сообщения детей: Ветер дует и разносит семена мелких растений, например, одуванчика. На экскурсии наблюдали, что семена клёна вращаясь падают с дерева, как пропеллер у вертолёта, если подует ветер, то летит далеко. Птицы клюют ягоды рябины, калины. Возможно, несут своим птенцам, могут выронить в полёте. Наблюдали, что на шерсти у собак кошек после прогулки колючки от лопуха, репейника и другие цепляющиеся семена.

Учитель: - С какой целью мы ходили на экскурсию? (Учились видеть красоту осеннего леса. Собирали природный материал: шишки, жёлуди, каштаны). Кто-то из вас, возвращаясь в школу, выбросил непонравившийся жёлудь или шишку. И на том месте может вырасти дубок или ёлочка. Я говорю: может вырасти. – Какие условия для этого необходимы? Плодородная почва и много света. Загадка: «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». (Жёлудь.) Физминутка. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь.( Встают друг за другом.) Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый. Он от испуга скачет и скачет (Прыгают на носочках.) И желудиных слёзок не прячет. (Встают в круг) Что же нам делать, дуб исполин? (Разводят руки в стороны) Эй, отвечай-ка, я же твой сын. (Поднимают руки вверх.) Что тебе делать? В землю зарыться, (Приседают. ) Чтобы к весне в дубок превратиться.( Встают, поднимают руки вверх) Предлагаю взять из коробочки жёлудь и рассмотреть его. – Похож он на «коробок бронзового цвета»? Вспомнить загадку «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Повторяем загадку. Загадка: «В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет» Кто это? (Муравейник и хлопотливые муравьи.) Учитель : – Чем заняты муравьи? Могут ли они помогать семенам путешествовать? Дети высказывают свои мнения. Учитель дополняет: - Семена богаты вкусным питательным маслом, некоторые семена муравьи запасают впрок. Из-за твёрдой оболочки не все семена муравьи съедают, часто вместе с мусором выносят подальше от муравейника. И некоторые семена прорастают уже на новом месте. Так расселяются многие травянистые растения.

- Как ещё расселяются растения на новые места?

Ученики узнают, что «Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие – размером со спичечную головку, а толщиной, как папиросная бумага. И всё же это самые настоящие крылья. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе». Загадка: «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». – Что это? (Одуванчик). Опыт: предлагаю положить на ладошку семена одуванчика и подуть. Вывод: семена лёгкие и улетают довольно далеко , ветер помогает расселяться растениям. Учитель: -Гуси-гуси! Летят гуси! .( звучит запись ) – Куда летят гуси? Ответы детей: В тёплые края.  Дикие гуси на воде. Учитель: Гуси решили отдохнуть, они опустились на воду, стали купаться, плескаться. А на воде могут находиться семена-путешественники. К оперенью птиц могут прилипнуть семена. Через некоторое время гуси отправятся в полёт, и унесут с собой семена. Где-то упадёт это семя и прорастёт на новом месте. Рефлексия. Вопрос: Как расселяются растения? На каждый правильный ответ на доску вывешивается осеннее деревце: с красной кроной - клён, с жёлтой – берёза, с оранжевой – кроной - осина, с коричневой - дуб. Стихотворение Бунина: «Лес, точно терем расписной…»

infourok.ru

Как растения расселяются на новые места, окружающий мир, 1 класс, ПНШ

Конспект урока окружающий мир

Тема урока: Как растения расселяются на новые места

1 класс, Перспективная начальная школа

Автор: Пышнова А.В.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №99»,

г. Новокузнецк,

Кемеровская область

Новокузнецк 2016

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, воды, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с одноклассниками и с учителем.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях; цветные карандаши, эл. Учебник, презентация Smfrt , интерактивный тест Smart Respons, пульты для голосования.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать –

И друг другу помогать.

II Повторение изученного: Части растений.

Работа в тетради для самостоятельных работ, подписать части растений), взаимопроверка. Соотнесение с результатами работы в электронном учебнике

Проверка: Работа на интерактивной доске с электронным тестом

III.Актуализация знаний.

Послушайте экологическую сказку.

На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый, жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит:

- Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек.

А дуб на нее набросился:- Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей! Пусть со мной остаются!Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди…. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены.

Почему дуб не оставил потомство?

Цель: выяснить, как помочь растениям, чтобы они могли расти в разных местах.

Сверить с учебником. Посмотреть, какие вопросы задает учебник

IV.Изучение нового материала.

1.Введение.

- Мы знаем, животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы детей).

- Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются?

- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или морковку, что для этого надо сделать? (Ответы детей).

- Что такое семена? (Будущие растения).

- Почему вы так считаете? (Ответы детей).

2.Способы распространения семян. Видео

а) Распространение с помощью ветра. Слайд

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления.

б) Распространение с помощью воды. Слайд

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи.

Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.

в) Распространение с помощью животных и людей. Слайд

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух.

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.

г) Распространяют свои плоды сами. Слайд Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

V.Физкультминутка. Музыкальная

V.Закрепление изученного материала.

1.Работа по учебнику (с. 22–23).

- Расскажите, как расселяются растения в природе. Кто и что им в этом помогает?

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

2.Практическая работа в парах. Игра «Найди пару». ( На столах у детей конверты с картинками. Нужно подобрать семена растений, которые распространяются определенным образом, соответствующим картинке)

Проверка: Интерактивная игра

Вывод: Работа с учебником

VI. Проверка изученного материала. Тест «Распространение семян»

Smart respons

IX. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Отгадывание загадок.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба – животными.)

Список использованных источников информации.

1)http://www.equestrian.ru/my/2260/albums/1181?photoid=103751 – лошадь

2)http://www.anywalls.com/12920-to-dunul-kto-oduvanchik.html – одуванчик

3)http://900igr.net/kartinki/biologija/Griby-jagody/094-Poleznye-jagody.html– смородина

4)http://vipadvert.ru/news-8507.html - капуста

5)http://www.zagsoft.ru/documentary/64468-videokurs-prakticheskie-sovety-po-vyrashhivaniyu-kartofelya-2011-dvdrip.html – картофель

6) http://treesnm.ru/page130.htm - груша

7) http://www.myjulia.ru/post/483592/ – помидор

8) http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post295940594/ – кабачок

9) http://www.liveinternet.ru/users/mkmarisanna/post284177871/ - земляника

10)http://www.liveinternet.ru/users/4184717/post175348781/ - крыжовник

11)http://fedpress.ru/news/society/news_crime/kriminalnyi-ogorodnik-iz-chuvashii-otvetit-pered-sudom-za-sbor-maka - мак

12) http://spoki.tvnet.lv/stilsmode/11-miti-par-edienu/538824 - петрушка

13) http://sadogorod-luna.ucoz.ru/index/reven/0-21 - ревень

14) http://khabmama.ru/articals/?id=170 – щавель

15) http://chembios.ucoz.ru/photo/udivitelnye_zhivotnye_i_rastenija/3 - росянка

16)http://serejki.besaba.com/razdeli/seregki/berezovie-seregki-poleznie-svoystva/11477.html - берёза

17) http://www.naturephoto.ru/T-01-17.htm - грушанка

18) http://vakomi.livejournal.com/1516585.html - иван-чай

19) http://tapety.superhry.cz/flora/kvet-lekninu/ - лотос

20) http://countryside.ucoz.ru/blog/2013-6-29 - кокосовая пальма

21) http://wsezdrav.ru/wp-content/uploads/2013/04/0a88fc896a272.jpg - кубышка жёлтая

22)http://www.vashsad.ua/encyclopedia-of-plants/flower-garden/show/3097/ - калужница болотная

23) http://doctortrav.ru/chereda-trexrazdelnaya.html - череда

24)http://thirdage.ru/novyiy-sredniy-vozrast/nashe-zdorove/domashnie-maski-iz-trav-ot-vyipadeniya-volos.html - лопух

25)http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/746-lekarstvennoe-rastenie-semejstva-rozocvetnyx.html - гравилат

26) http://medcanal.ru/ptopic104041.html - дикая морковь

27) http://trezvenie.org/bible_study/слайды/fauna2/Сойка.html - сойка

28)http://kotomatrisi.ru/dusha/5075-krasivye-izobrazheniya-zhivotnyh.html - белка

29) http://www.zooclub.com.ua/2487/2?p=130 – бурундук

30)http://www.tumentoday.ru/2011/05/26/рецепты-cибирского-травника/91-09-07/ - бешеный огурец

31) http://www.adoma-nch.ru/ozelenenie/karagana.php - акация

32) http://allforchildren.ru/paint/showimages/leaves/leaves014jpg.htm - рисунок жёлудя

33) http://little.com.ua/raskraski/raskraski-derevya-i-listya-derevev.html - рисунок рябины

34)http://ped-kopilka.ru/photos/photo2814.html - рисунок клёна

35)http://www.numama.ru/photos/photo635.html - рисунок гороха

36)http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/raskraski-dlja-detei/raskraski-po-teme-derevja-dlja-detei.html - рисунок сосны, липы

37) http://www.f1-kansk.ru/read/enigma#r – загадка про репейник

38) http://hvatalkin.ru/zagadka/898 - загадка про рябину, подсолнух, одуванчик

39) http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-derevya/ - загадка про жёлудь

40)http://shkola-abv.ru/subfolder1/06/dub_i_oreshnik.html - сказка «Дуб и орешник» Л.Толстой

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Как растения расселяются на новые места»

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока

по окружающему миру

на тему:

«Как растения

расселяются

на новые места»

Учитель: Герасина О.А.

Тема урока: «Как растения расселяются на новые места»

Цели:

познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе;

выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком;

развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;

воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, самостоятельность.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

Возьмитесь за руки и скажите: я желаю тебе добра.

Если будет трудно , я тебе помогу.

  1. Повторение.

Сегодня в нашей помощи будут нуждаться растения и очень важно, если мы будем работать дружно и постараемся узнать что-то новое и интересное.

На какие группы делятся растения? ( Деревья, кустарники, травы)

У каждого на парте лежит карточка с изображением растения. Определите каждое в свою группу.

Что общего у деревьев, кустарников и трав? ( корень, стебель, лист, цветок, плод и семена)

Почему растения называют частью живой природы?

  1. Введение в новый материал.

Давайте заглянем сейчас в один сказочный лес и узнаем, кто в нём живёт, отгадав загадки.

Слайд 1-2

Осень в сад пришла, красный флаг зажгла. ( Рябина)

  • Красивый, дикий, вырезной,

Стоял он у дорожки,

И лист его был красноват,

Как детские ладошки. ( Клён)

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. ( Репейник)

Итак, в сказочном лесу жили – были Рябина, Клён и Репейник. Жили - не тужили, всегда приходили друг другу на помощь. Однажды, проснувшись поутру, заметили они новых жильцов леса.

Презентация « Плоды и семена»

Игра « Найди пару»: надо соотнести семена с растением.

Оказалось, что у Клёна, Рябины и Репейника на месте цветов образовались плоды с семенами. Рады были растения появившемуся потомству. Но вот пришла осень, и наступило время прощаться.

- Может, не отпустим наших деток в дальний путь? –всхлипнув, предложила Рябина. - Пусть живут с нами здесь, рядышком.

- Действительно, - продолжил Репейник,- мы их и от дождя укроем, и защитим в трудную минуту. Да и как они отправятся в путь, у них же ножек нет?

Клён хотел было уже согласиться со своими друзьями, но тут послышался голос мудрого Пня, что рос неподалёку:

- Друзья, вы не правы. Послушайте-ка историю об одном дубе.

И старый Пень поведал друзьям вот что …

Прослушивание сказки

« На опушке леса рос дуб –хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит:

« Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек»

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей, пусть со мной остаются!»

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нём. Но потомству не повезло. Всем росткам, появившимся из желудей не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в молодом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены…»

- Почему же дуб так и не дождался себе смены?

( Семенам нужно прорастать под большими деревьями. Им тесно, они мало получают солнечного света. Поэтому им необходимо путешествовать, переселяться на новые места.)

IV. Сообщение темы урока.

Как же растения переселяются на новые места? Кто и что им в этом помогает? Об этом мы сегодня и узнаем на уроке.

V. Работа над новым материалом.

« Задумались Рябина, Клён и Репейник над словами мудрого Пня. Делать нечего, придётся расставаться со своими детками. Но кто же им в этом сможет помочь?

Мудрый Пень хитро улыбнулся и сказал, что поможет им, если они справятся со всеми его заданиями»

Слайд № 3 Работа с учебником на стр. 22

Слайд № 4

Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит.

Кто к хозяину идёт, она знать даёт. ( Собака)

Какому растению собака сможет помочь переселиться?

( Репейнику. У него колючие плоды с крюками – зацепками, которые цепляются к каждому, кто проходит мимо.

Слайд № 5

Действительно, сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшему бурьяном, - обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, гравилата, череды. Так же как к одежде, плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц, приобретая способность переноситься на новые места.

Слайд № 6

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

- Определите, чем похожи плоды. Кто поможет им переселиться?

( Сочные плоды служат кормом для птиц и животных. Яркие, вкусные плоды черёмухи, малины, калины привлекают многих птиц. В полёте птицы могут уронить плоды с семенами , и те прорастут далеко от материнского растения.)

Оказывается, семена могут путешествовать и в желудках птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищённые плотной кожурой семена, проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь с помётом. Так семена оказываются на новом месте.

Распространению плодов и семян способствуют животные ( белки, бурундуки), заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

VI Физминутка.

Слайд № 7

На поляне возле ёлок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. ( Муравьи и муравейник)

- Чем муравьёв привлекают семена?

( Возможно, используют их для строительства муравейника.

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются семена фиалки, чистотела, медуницы.

Слайд № 8

Прочитав текст из хрестоматии, вы узнаете, как деревья с ветром дружат. У вас на партах находятся крылатки клёна. Обратите внимание на особое строение крылатки.

( У неё один край крылышка прямой и утолщённый, а другой –округлый и тонкий, как лопасти у пропеллера. Дунет ветер и и полетит крылатка далеко –далеко.)

Практическая работа в парах: рассмотреть рисунок в учебнике и пронаблюдать, как путешествуют крылатки клёна.

Слайд № 9

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. ( Река)

- Как река помогает расселению растений?

(Некоторые семена ручей или река переносят на другое место. Водоплавающие птицы также помогают расселению.)

-Оказывается, плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, путешествуют по воде. Да и стоит утке, гусю, лебедю поплескаться в пруду, как к его оперению прилипнут семена. Перелетит птица к другому водоёму, а вместе с ней отправятся в путешествие и семена. Особенно эти « прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелётов птиц.

VII. Закрепление нового материала.

« Поблагодарили Клён, Рябина и Репейник мудрого Пня за него загадки. Теперь они знали точно, кто поможет отправиться в дальний путь их семенам. А Вы, ребята, догадались?»

Слайд № 10

Найди пару.

Дальний путь ждёт семена однако не все семена смогут прорасти на новых местах. Некоторые могут сесть на густую « щетку» сухой травы. Многим семенам придётся выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в т этой борьбе победителями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

  1. Итог урока.

Вот и подошло путешествие к концу.

Какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

С какими же способами переселения растений вы сегодня познакомились на уроке?

Решите кроссворд: животными, ветром, водой, человеком.

« Распространение плодов и семян»

Впиши способы распространения плодов и семян так, чтобы буква «О» у них была общей: животными, ветром, водой, человеком.

Слайд № 11 – проверка

Наш урок подошёл к концу.

Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Встаньте.

На правую ладонь мысленно положите знания, скоторыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке.

Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « Спасибо»

  1. Оценки за урок..

Домашнее задание.

Длительное наблюдение – сходить на огород, принести землю на подошве своей обуви, соскрести эту грязь, положить в полиэтиленовый пакет, закрыть его плотно и оставить на неделю в тёплом месте.

В процессе наблюдения вы должны убедиться в том, что семена переносятся на подошвах обуви человека.

gigabaza.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта