Вегетативные и генеративные органы растений. Определение генеративные органы растений
Вегетативные и генеративные органы растений
Понятие об органах растений
Определение 1
Орган — это часть растительного организма, приспособленная к исполнению одной или нескольких функций.
У растений различают две группы взаимосвязанных в целостную систему органов — вегетативные и генеративные.
К вегетативным относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек, а к генеративным — цветок, плод и семя (у споровых это спорангий, у голосемянных — шишка).
Вегетативные органы растений
Определение 2
Вегетативными органами (от лат. vegetativas - растительный) у растений называются те, которые поддерживают основные жизненные процессы, то есть исполняют основные функции его питания и обмена веществ со средой.
Эти органы образовались в результате расчленения однородного тела низших растений (водорослей) — талома. Причиной этого стал переход от водного к наземному образу жизни.
Одной из общих особенностей вегетативных органов есть их полярность. Каждый орган имеет два полюса: верхний, или верхушечный, и нижний, или основный. Вегетативные органы способны определённым образом ориентироваться в пространстве: корень всегда растёт к центру Земли (позитивный геотропизм), стебель — от центра Земли (отрицательный геотропизм). Осевые органы — стебель и корень — расположены вертикально к поверхности Земли (ортотропные органы) а листья — под углом (плагиотропные органы). Такая специализация обусловлена двумя сферами питания растений (почвенной и атмосферной), а значит, двусторонним потоком воды с растворёнными минеральными и органическими веществами.
Корень имеет неограниченный рост, не имеет листьев. Обеспечивает поглощение и транспортировку воды и растворённых в ней соединений, синтез (а часто и запасание) веществ, дыхание.
Стебель в типичных случаях — осевой полисимметрический орган неограниченного роста. Стебель обеспечивает связь между листьями и корнями, содействует образованию крепкой ассимиляционной поверхности листьев и наилучшему размещению их относительно света, запасает питательные вещества.
Замечание 1
Вегетативные органы не берут участия в половом размножении но все таки могут способствовать так называемому вегетативному способу размножения растений (с помощью корневищ, луковиц клубней, усов и т. п.). При таком способе размножения новый организм вырастает из многоклеточной части материнского организма.
Расчленение тела растений на органы и образование большого количества веток, листьев и корней дали возможность развить огромную фотосинтезирующую поверхность и поглощать достаточное количество воды и минеральных элементов.
Генеративные органы растений
Определение 3
Генеративные (репродуктивные) органы (от лат. genero - рождаю) растений возникли значительно позже, чем вегетативные. Цветок, семя и плод, которые из него образуются, считают высшим достижением процесса размножения в растительном мире. Благодаря генеративным органам обеспечивается процесс полового размножения.
Генеративные органы цветковых растений — цветы, за счет которых и формируются плоды с семенами. Процесс полового размножение цветковых растений происходит, когда растение цветёт (цветки раскрываются).
По форме, размерам, цвету и особенностями строения цветы очень разнообразны. Однако основная схема строения и процессы развития цветка у всех растений идентичны. Цветок имеет тычинки, пестики и околоцветник (лепестки и чашечка). Основная функция тычинок - формирование пыльцевых зёрен с мужскими половыми клетками (спермиями). В пестиках находятся семенные зачатки, а в них - женские половые клетки (яйцеклетки).
Из семенного зачатка в результате оплодотворения образуется семя, внутри которого под кожицей есть зародыш и эндосперм. Окружены семена околоплодником, который образовался из стенок завязи. Вместе семена и околоплодник образуют плод. После периода покоя семена при благоприятных условиях прорастают и из них развивается молодое растение.
Замечание 2
Генеративные органы споровых растений - мхов, хвощей, папоротников - имеют иное строение.
spravochnick.ru
Генеративные органы растений. Строение и разнообразие цветков.
УРОК № 27
Тема. Генеративные органы растений.
Строение и разнообразие цветков.
Цель: ознакомить учащихся с генеративными органами растений, рассмотреть строение и разнообразие цветков.
Оборудование и материалы: таблицы «Строение цветка», «Разнообразие цветков», картинки, открытки и фотографии различных цветков, коллекции или образцы растений с различными типами цветков, фиксированные цветы, лупа, препаровальный набор.
Базовые понятия и термины: Генеративные органы, цветок, цветоложе, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик, плодолистик.
Концепция урока: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции его отдельных элементов. Сформулировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на их тип симметрии. При выполнении лабораторной работы подробнее ознакомить учащихся с особенностями строения й разнообразием цветов.
Структура и содержание урока:
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы к учащимся.
Опишите строение побега.
Какие видоизменения побега вы знаете?
Как размножаются голосеменные растения?
II.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цветок — орган размножения покрытосеменных растений. В цветках происходит гаметогенез, опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плода с семенами.
Строение цветка
Элемент цветка | Описание | Выполняемые функции | |
Цветоложе | Ось цветка, на которой располагаются остальные части цветка. Может быть выпуклым, удлиненным, укороченным, плоским или вогнутым | Объединяет все части цветка в одно целое. У некоторых видов участвует в образовании плодов (ежевика, земляника, лотос) | |
Стерильные части цветка (околоцветник) | |||
Чашечка | Наружная часть двойного околоцветника, состоящая из чашелистиков. Может быть раздельнолистной или сростнолистной | Защита других частей цветка от внешних воздействий | |
Венчик | Внутренняя, обычно ярко окрашенная часть двойного околоцветника, состоящая из лепестков. Может быть раздельнолепестной или сростнолепестной | Привлечение организмов, опыляющих цветок | |
Генеративные части цветка | |||
Тычинки | Мужские генеративные органы цветка, состоящие из тычиночной нити и пыльника | Производство пыльцы | |
Пестики | Центральная часть цветка, состоящая из завязи и рыльца, которое часто расположено на столбике. Образуется в результате срастания краев одного или нескольких плодолистиков | Служит местом развития женского гаметофита, воспринимает пыльцу, участвует в оплодотворении и образовании плода |
Типы цветков.
Обоеполые цветки — содержат нормально функционирующие тычинки и пестики (яблоня, вишня, груша, тюльпан).
Однополые цветки — содержат функционирующие генеративные органы только одного типа: либо пестики (пестичные или женские цветки), либо тычинки (тычиночные или мужские цветки).
Растения, имеющие однополые цветки, делят на две группы.
У однодомных растений и мужские и женские цветки расположены на одном растении (кукуруза, огурец).
У двудомных растений мужские и женские цветки располагаются на разных особях (облепиха, тополь).
Цветки могут иметь различную форму. По этому признаку их делят на актиноморфные (имеют две или более осей симметрии, например яблоня, тюльпан, капуста), зигоморфные (имеют только одну ось симметрии, например горох, фасоль, белая акация) и асимметрические (не имеют осей симметрии, например гладиолус, конский каштан).
III. ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
Лабораторная работа № 12.
Строение и разнообразие цветков.
Цель: ознакомиться с особенностями строения и разнообразием цветов.
Оборудование и материалы: коллекции или образцы растений с различными типами цветков, фиксированные цветы, лупа, препаровальный набор, тетрадь, учебник.
Ход работы:
Рассмотрите предложенные вам цветки и сравните их строение с рисунками в учебнике и таблицами.
Найдите в цветках пестики, тычинки, околоцветник, цветоложе, цветоножку.
Нарисуйте схему строения цветка, и обозначьте цветоножку, цветоложе, чашечку, венчик, тычинки, пестик.
Выберите из предложенных цветков тот, который имеет тычинки и пестик.
Отделите одну тычинку и найдите на ней тычиночную нить и пыльник. Зарисуйте тычинку и обозначьте на рисунке тычиночную нить и пыльник.
Отделите пестик. Используя лупу, найдите рыльце пестика, столбик и завязь. Обратите внимание на то, что если завязь образована несколькими плодолистиками, то на рыльце пестика будут видны следы их срастания.
Зарисуйте пестик и обозначьте на рисунке рыльце пестика, завязь и столбик.
Предложенные вам цветки разделите на две группы. В одну из них соберите цветки с простым околоцветником, а во вторую цветки с двойным околоцветником. Сравните их между собой. 9. Подсчитайте количество членов околоцветника у предложенных вам цветков. Обратите внимание на то, что получившиеся цифры кратны 3, 4 или 5.
Обратите внимание на симметрию цветков. Найдите правильные и неправильные цветки.
Обратите внимание на цветки, в которых имеются только тычинки или только пестики (однополые цветки) и сравните их с двуполыми цветками.
Заполните таблицу и сделайте вывод, в котором укажите, какие функции выполняют различные части цветка. Рекомендуется рассмотреть 5—6 растений.
Сравнительная характеристика цветков различных растений
Растение | Особенности строения цветка | |||
Тип околоцветника (простой, двойной) | Количество членов околоцветника | Наличие тычинок и пестика | Тип симметрии цветка (правильный, неправильный) | |
IV. домашнее задание: § 35 учебника.
multiurok.ru
Генеративные органы растения.
Генеративные органы растения.
Вариант № 1
Выбрать один верный вариант ответа
1. Цветок, у которого имеются и тычинки и пестики, называется:
а) двудомным, б) раздельнополым, в) однодомным, г) обоеполым.
2. Околоцветник называется двойным, если в нём:
а) лепестки располагаются в два ряда,
б) лепестки и чашелистики располагаются по двум кругам,
в) имеются чашечка и венчик,
г) чашечка зелёная, а венчик белый.
3. Соцветие кисть - это совокупность цветков, которые:
а) имеют длинные цветоножки, отходящие от вершины побега,
б) имеют хорошо заметные цветоножки, отходящие от главной оси,
в) не имеют цветоножек, но располагаются на общей главной оси,
г) имеют сидячие цветки на удлинённой главной оси.
4. семя фасоли снаружи покрыто:
а) околоплодником, б) околоцветником,
в) семенной кожурой, г) плодолистиком.
5. Для привлечения насекомых – опылителей растение выделяет особую
сахаристую жидкость:
а) мёд, б) сок, в) нектар, г) пыльцу.
6. Семена пшеницы питательные вещества содержат в:
а) семядолях, б) почечке, в) эндосперме, г) листочке.
Выбрать три верных вариант ответа
7. Какие из перечисленных растений имеют соцветие сложный колос?
а) подорожник, б) рожь, в) клевер, г) овёс,
д) пшеница, е) кукуруза.
Выполнить задания на установление соответствия
8. Установите соответствие между растениями и способами распространения.
плодов и семян.
растение | способ распространения плодов |
А. берёза | 1. ветром |
Б. рябина | 2. животными |
В. подорожник | |
Г. череда | |
Д. ясень | |
Е. клён |
А | Б | В | Г | Д | Е |
9. Зарисовать схему строения соцветия и подписать его части.
Генеративные органы растения.
Вариант № 2
Выбрать один верный вариант ответа
1. Растение, у которого имеются либо тычиночные, либо пестичные
цветки, называется:
а) двудомным, б) раздельнополым, в) однодомным, г) обоеполым.
2. Околоцветник называется простым, если в нём:
а) лепестки располагаются в два ряда,
б) лепестки и чашелистики располагаются по двум кругам,
в) имеются только чашечка или только венчик,
г) чашечка зелёная, а венчик белый.
3. Соцветие, в котором сидячие цветки располагаются на общем утолщенном
расширенном цветоложе, называется:
а) початок, б) корзинка, в) щиток, г) головка,
4. Обязательными частями семени являются:
а) зародыш и эндосперм, б) зародыш и семенная кожура,
в) зародыш и две семядоли, г) эндосперм и семенная кожура.
5. Цветки, собранные на побеге в хорошо заметную группу, называются:
а) околоцветник, б) венчик, в) чашечка, г) соцветие.
6. Семена ржи питательные вещества содержат в:
а) семядолях, б) почечке, в) эндосперме, г) листочке.
Выбрать три верных вариант ответа
7. Какие из перечисленных растений имеют яркие одиночные цветки?
а) тюльпан, б) берёза, в) пшеница, г) астра,
д) тополь, е) роза.
Выполнить задания на установление соответствия
8. Установите соответствие между растениями и способами опыления его
цветков.
растение | способ опыления |
А. пшеница | 1. ветром |
Б. клевер | 2. насекомыми |
В. ромашка | |
Г. дуб | |
Д. ячмень | |
Е. шиповник |
А | Б | В | Г | Д | Е |
9. Зарисовать схему строения околоцветника и подписать его части.
Генеративные органы растения.
Вариант № 3
Выбрать один верный вариант ответа
1. Цветок, у которого имеются либо тычинки, либо пестики, называется:
а) двудомным, б) раздельнополым, в) однодомным, г) обоеполым.
2. Венчик состоит из:
а) чашечки, б) околоцветника, в) лепестков, г) чашечки и
лепестков.
3. Сложные соцветия отличаются от простых тем, что они:
а) образованы простыми соцветиями,
б) имеют много цветков с разной длиной цветоножек,
в) включают как отдельные цветки, так и соцветия,
г) имеют множество цветков, расположенных мозаично.
4. От высыхания и механических повреждений зародыш семени защищён:
а) околоплодником, б) околоцветником,
в) семенной кожурой, г) плодолистиком.
5. Зерновка пшеницы состоит из:
а) зародыша и эндосперма, б) зародыша, кожуры, эндосперма,
в) зародыша и одной семядоли, г) эндосперма, кожуры, двух семядолей.
6. Большинство цветков прикрепляются к стеблю с помощью:
а) цветоножки, б) цветоложа, в) черешка, г) стебелька.
7. Как называется плод, который имеет две створки, а его семена
расположены на внутренней перегородке?
а) орех, б) стручок, в) боб, г) семянка.
Выбрать три верных вариант ответа
8. Какие из перечисленных растений имеют соцветие простой зонтик?
а) примула, б) ромашка, в) вишня, г) лук,
д) клевер, е) груша.
Выполнить задания на установление соответствия
9. Установите соответствие между растениями и способами распространения.
плодов и семян.
растение | способ распространения плодов |
А. недотрога | 1. водой |
Б. ольха | 2. саморазбрасыванием |
В. горох | |
Г. ива | |
Д. фасоль | |
Е. кокосовая пальма |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Генеративные органы растения.
Вариант № 4
Выбрать один верный вариант ответа
1. Растение, у которого имеются как тычиночные, так и пестичные
цветки называется:
а) двудомным, б) раздельнополым, в) однодомным, г) обоеполым.
2. Чашечка состоит из:
а) околоцветника, б) лепестков, в) чашелистиков, г) венчика.
3. Соцветие корзинка снаружи защищено:
а) крупными краевыми цветками,
б) обёрткой - специальными зелёными листочками,
в) околоцветником,
г) ничем не защищено.
4. Эндосперм - это:
а) обязательная часть семени, б) часть зародыша,
в) запас питательных веществ, г) защитный слой семени.
5. Самая заметная часть цветка, опыляемая насекомыми:
а) тычинки, б) венчик, в) чашечка, г) цветоложе.
6. Определить название плода по признакам:
- имеет сочную мякоть с семенами,
- имеет деревянистый околоплодник,
- имеется у арбуза и огурца:
а) костянка, б) яблоко, в) тыквина, г) померанец.
Выбрать три верных вариант ответа
7. Какие из перечисленных растений имеют соцветия?
а) земляника, б) роза, в) яблоня, г) тюльпан,
д) ромашка, е) вишня.
poisk-ru.ru