Разработка урока по Окружающему миру «Как растения расселяются на новые места» 1 класс. Как расселяются растения на новые места
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | ученика | Время | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. | Стадия вызова Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тематические рамки. | Строение цветкового растения №2 | Создаёт эмоциональный настрой на урок. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Прозвенел звонок, Начинается урок Все за парты сядем дружно, Начинать работу нужно. Вводит обучающихся в тему урока, организует работу с ресурсом: - Рассмотрите рисунки на экране. Что изображено? Назовите, к какой группе (деревья, кустарники, травянистые растения) относятся эти растения .( слайды 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12) Что объединяет эти растения? (слайд 13, 14) | Дети рассматривают рисунки, дают свои объяснения. Дети выполняют самостоятельную работу, вспоминают части растения. | 1 мин. 2 мин. 3 мин. |
Целеполагание Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока детьми. Уточняет тематические рамки. – Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. | 1 мин | ||
II | Стадия осмысления. | Читает экологическую сказку Н. Осипова А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос. На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек». А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены. Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений. После чтения учитель выдвигает проблему — Почему же дуб так и не дождался себе смены? ( слайд 15) | Слушают сказку Н.Осипова Дети высказывают своё мнение. | 3 мин. | |
Физминутка | Организует физминутку. Игра «Да»-«Нет»
При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!» : а) Плоды образуются на листьях? (нет) б) Плоды находятся внутри семян? (нет) в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да) г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет) д) У всех растений есть корни? (да) е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет) ( слайд 16) | Дети выполняют физминутку | 2 мин. | ||
Работа с учебником | Организует работу с учебником.(стр. 22-23) Подводит обучающихся к выводу о том как распространяются растения. Побуждает к высказыванию своего мнения. – Как же растения переселяются на новые места? – Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений. – Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает? – Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю. – Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? – А помогают ли птицы расселению растений? – Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают. – Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? – Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника. – Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? ( слайды17- 25) – Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. | Работают с иллюстрациями учебника, анализируют, самостоятельно формулируют выводы. Высказывают свои предположения о том как расселяются растения. (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.) Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.) (Муравей тащит семя.) (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.) | 8 мин. | ||
Практическая работа в паре. | Предлагает выполнить практическую работу в парах. Учитель раздаёт учащимся плоды клёна Контролирует выполнение работы. | Дети выполняют практическую работу в парах. Рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клёна и ясеня. Высказывают свои предположения в паре. | 3 мин. | ||
Проведение эксперимента | Предлагает провести эксперимент. Выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Контролирует выполнение эксперимента. | Дети проволят эксперимент. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток. Формулируют результат эксперимента. | 3 мин | ||
Физминутка | Организует физминутку | 2 | |||
Закрепление изученного | «Путешествие плодов и семян» | 1Организует просмотр ресурса «Путешествие плодов и семян» | Работают с ресурсом, просматривают, отвечают на вопросы. | 6 мин. | |
Диск « Уроки Кирилла и Мефодия» | 1 Работа по диску – урок 6, 7 | Выполняют задания | 5 | ||
3 Отгадывание загадок Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал – И развеял этот шар. (Одуванчик, расселяется с помощью ветра.) В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь дуба – животными.) Кто ни прикасается, – За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат уголки. (Репей – животными.) Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. (Рябина – птицами.) Посреди двора Золотая голова. (Подсолнух – ветром и птицами.) | Отгадывают загадки | 5 мин | |||
III | Стадия рефлексии | Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. - Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке? • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите солнышко. • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, покажите солнышко, которое закрывает тучка. • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите тучку. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось , что не получилось и почему). | 3 мин. | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Жизнь природных сообществ | ИнформационныйТекст/ текст с иллюстрациями | Демонстрационная таблица «Деревья, кустарники, травы» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF | |
2. | Строение цветкового растения | Практический Интерактивное задание | Интерактив | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf | |
3. | Путешествие плодов и семян | ИнформационныйИнтерактивное задание | Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9480f142-64cb-4bc2-b8c3-69d371d96b71/ResFile.SWF |
doc4web.ru
Урок окружающего мира ПНШ " Как растения расселяются на новые места" » Мир учителя
Богданова Г.И.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)
2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.
3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность
4. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
- Засушенные плоды и семена растений (крылатки клена, плоды репейника, семена гороха, желуди) –на каждой парте.
- Рисунки семян растений (семена одуванчика)
- Цветные карандаши
- Наборы картинок плодов и корнеплодов для работы в группах
- Компьютер, мультемедийный проектор
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы говорили о растениях. Отгадайте загадки про растения:
Из почек появляются
Весною распускаются
Летом шелестят
Осенью -летят (листья)
То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой (цветок)
Не рыли, не бурили,
А воду из земли добыли (корни)
Голова на ножке
В голове горошки (плод с семенами)
Листья, цветы, корни, плоды что это? О какой части не было загадки? (слайд 3)
Как отличить плод от других частей растений?
Работа в группах. Задание: отберите картинки, на которых есть изображения плодов.
Проверка. Подведение итогов.
- Работа над новым материалом
Совсем недавно пролетело солнечное лето.
Зеленеют луга,
В небе радуга-дуга,
Солнцем озеро согрето,
Всех зовет купаться лето.
Лето – нет поры чудесней
Лето – время путешествий.
- Кто из вас любит путешествовать? А что значит «путешествовать»? На чем можно путешествовать?
Лето- это еще и время, когда зреет урожай. Я тоже посеяла на своем огороде семена овощей. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила еще одно растение. Может вы его узнаете? (слайд 4 )
Но откуда появилось это растение? Ведь я его не сеяла?
(Выслушиваются ответы детей)
Вывод: эти семена – путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. Парашютик (или зонтик) – это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра )
(слайд 5)
Работа в парах. Задание: среди семян на рисунке найдите и обведите парашютик одуванчика.(слайд6)
Это плод с семенами. Посмотрите на плоды других растений(нижняя строчка) Как они приспособились, для того чтобы путешествовать? (слайд 7)
Посмотрите на рисунок внизу. Есть ли у этих семян парашютики, волоски, пушинки? Как же они путешествуют, расселяются?
Плоды этих растений называют еще крылатками. Почему их так назвали?
Практическая работа
Откройте коробочку на партах, обсудите с соседом и найдите семена, которые расселяются, путешествуют с помощью ветра. С какого дерева они?
Физкультминутка
Сдунул ветер нас с цветка
И поднял под облака.
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим.
Вертолетики у клена
Ветерок позвал с собой.
Мы расправим руки крылья
И отправимся в полет
Как настоящий вертолет.
Только ветер стал стихать,
Всех на землю опускать.
Мы за парты сядем тоже
И занятие продолжим.
Послушайте сказку. (слайд 8)
На опушке рос дуб- хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разрешите взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек.»
А дуб на неё как наброситься: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются! (слайд 9) Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.
Почему же дуб так и не дождался себе смены?
(Выслушиваются ответы детей.)
Найдите и рассмотрите в коробочке на парте плод дуба. Как он называется? Есть ли у него крылышки, волоски, парашютики? А как же он тогда расселяется, путешествует? (слайд 10)
(Выслушиваются ответы детей)
Правильно ребята! Плодам помогают животные и птицы. Животные и птицы растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян и плодов теряется в пути. Так и появляются новые растения. (слайд11)
Работа в тетради.
Откройте тетради на странице 21. Каких животных вы тут видите? Почему поползня так назвали? У поползня очень короткие лапки и когда он передвигается по ветке, кажется, что он ползет. Вот поэтому его так и назвали. (слайд 12)
У каждого животного есть своя кладовка. Какие запасы в них есть? Помоги животному добраться до своей кладовки.
Послушайте загадку.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь –
На себе их всех найдешь.
Правильно! Это – репей. (слайд 13)
Откройте коробочки и найдите плоды репейника.
А как любит путешествовать он?
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны.
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или заячью грудь
И в далекий отправится путь.
Именно колючки цеплючки помогают репейнику путешествовать на животных и человеке. (слайд 14)
Подведение итога урока
Для чего плоды растений путешествуют?
Кто же им помогает путешествовать?
worldofteacher.com
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Как растения расселяются на новые места"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: Как растения расселяются на новые места
Цель: Обеспечение понимания учащихся зависимости растений от приспособлений семян к распространению.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян, выяснить отличительные признаки плодов и семян распространяемых ветром, водой, животными и человеком.
Развивающие:
Развивать наблюдательность умение слушать, рассуждать.
Воспитательные:
Формировать (воспитывать) бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
* Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой
* Пение песни «Какой чудесный день!»
- А что скажете о погоде сегодня? Давайте скажем солнышку «Добрый день!». Смотрите, как стало светло у нас в классе. (Слайд 1)
3. Актуализация знаний
- Посмотрите на доску. (Слайд 2) Что изображено? (Растения) Как вы узнали, что это растения? А какие это растения? (Дерево, кустарник, трава) Что объединяет эти растения? Чем они отличаются? Что представляют собой корни? Что вы скажете о плодах растений? (Слайд 3, 4, 5)
4. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы узнаем какую роль выполняют семена в жизни растений.
- Послушайте экологическую сказку Н.Осипова. (Слайд 6)
На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».
А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.
- Почему же дуб не дождался себе смены? (Ответы детей)
- У вас на партах лежат картинки и росточек дуба, посадите его в то место, где он будет хорошо расти. (Работа в группе) (Приложение 1)
- Сделаем вывод: семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.
* Физкультминутка
- Представьте, что вы цветок, который распускается и любуется солнцу.
- А теперь поиграем. При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх.
1) Плоды образуются на листьях?
2) Плоды находятся внутри семян?
3) Из семян укропа вырастает травянистое растение?
4) Внутри клубня картофеля есть семена?
5) У всех растений есть корни?
6) Из семян картофеля вырастет клубника?
5. Освоение новой темы
- Осенью мы собираем урожай с огорода. А откуда они там появились? (Потому что весной сеяли семена) Там еще были и одуванчики, и репейники, и другие сорняки. Откуда же они появились, если мы их не сеяли? (Ответы детей)
* Работа по учебнику
- Как же появились эти растения на нашем огороде? (с.22-23) Рисунки слева вам помогут.
- Отгадайте загадки: На зеленой, хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал –
И развеял этот шар. (Одуванчик)
- А как семена одуванчика расселяются на новые места? (С помощью ветра)
Так же с помощью ветра распространяются семена клена, тополя, березы, астры, бессмертника и другие. (Слайд 7)
- Кто ни прикасается, -
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат уголки. (Репей – расселяется с помощью животных, людей, также вишня, калина, все плоды с прицепками в виде шипов) (Слайд 8)
- Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь воробьи пируют –
Ягодки клюют. (Рябина – птицами. Также пернатыми распространяются смородина, малина, черника) (Слайд 9)
- Рассмотрите центральный рисунок, какие растения изображены? Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений распространяются по воде)
*Физкультминутка
- Если семена этого растения распространяются с помощью ветра, то поднимаем руки, животными – приседаем, птицами – хлопаем: одуванчик, рябина, клен, репей, смородина, тополь, астра, малина, дуб (желудь)
6. Закрепление темы урока
* Игра «Определи, с какого растения семена» (Групповая работа) (Приложение 2)
7. Применение знаний
* Просмотр м/ф «Лунтик и его друзья. Подсолнух»
- Как же семена сорняка оказались в мешке?
- Пусть каждый возьмет одно семечко и посадит его.
- Что мы будем делать, чтобы семена хорошо проросли?
- Ростки увидим через несколько дней.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Вам понравился урок?
- Что узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Что бы вы еще хотели узнать?
Приложение 1.
Приложение 2.
infourok.ru
Как растения расселяются на новые места
Цель: Обеспечение понимания учащихся зависимости растений от приспособлений семян к распространению.Задачи:
Образовательные:
1. познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян.
2. Выяснить отличительные признаки плодов и семян распространяемых ветром, водой, животными и человеком.
Развивающие:
Развивать наблюдательность умение слушать, рассуждать. Воспитательные:
Формировать (воспитывать) бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».Ход урока.
I. Организационное начало.
Начинаем урок окружающего мира. У нас сегодня на уроке много гостей. Улыбнитесь гостям и друг другу. Я желаю вам удачи на уроке. У вас всё получится.
II. Актуализация опорных знаний.
Назовите предметы живой природы. Докажите что растения являются частью живой природы. Подтвердите свой ответ примерами.
III. Постановка проблемы.
(Слайд № 1).
Что вы видите на картинке? Откуда растения появились в лесу?
Сегодня на уроке вы будете маленькими исследователями, мы с вами исследуем, как растения расселяются на новые места.
(Слайд № 2).
IV. Открытие детьми новых знаний.
1. Совместное открытие нового.
- Мы знаем что одно и тоже растение можно встретить и в поле , и в огороде, и на лугу . Взрослые растения в прямом смысле привязаны к тому месту , где выросли . А семена ? Что ждет семена?
- Им придется покинуть родное гнездо.
- Но возникает вопрос : «Зачем семенам улетать?» -Ответить нам на этот вопрос поможет герой мультфильма «Лунтик». Сейчас вы посмотрите эпизод мультфильма и потом мне скажете кто помогает одуванчику расселяться на новые места (показ эпизода мультфильма).
- Кто же помогает семенам одуванчика расселиться?
(слайд №3)
- Посмотрите на экран . Одуванчик отцвел , а на месте соцветия появились пушистый шарик , а в нем 100 семян. Что произойдет . если семена лягут друг с другом в кучу?
- Чем дальше семена оказываются от растений , тем больше возможностей занять новые территории .
- Осенью поспевают плоды и семена многих растений , наступает пора их расселения . Семена березы , клена снабжены крылышками . Ветер их подхватывает и уносит на большие расстояния . (слайд№4)
Посмотрим на семена клёна, они похожи на винт вертолёта. У них один край крылышка прямой, другой округлый и тонкий точь - в - точь как у лопасти пропеллера. Падая с дерева, крылатка быстро вращается. Ветер уносит семя далеко от дерева.
(слайд №5)
Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие, размером со спичечную головку, а толщиной как папиросная бумага. И всё же это крылышка. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе.
И если будут хорошие условия, то на новом месте будет стоять новое дерево.
(слайд № 6)
Есть много плодов и семян, которые рассеивают птицы.
Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенам, оказывая большую услугу семенам. Неповрежденные семена выбрасываются вместе с пометом. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. Если плод большой , то птица то птица может его уронить . И так же на новом месте вырастет новое растение. (слайд № 7)
Что это за растение? (репейник)
Сегодня на уроке (Ф. И.) подготовил нам сообщение о репейнике (рассказ ученика)
Семена цепляются за шерсть и уносятся в разные направления. Вы когда - нибудь замечали на шерсти собак колючки. Семена некоторых растений расселяются с помощью зверей.
(слайд № 8)Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли .
(слайд № 9)
- Посмотрите на экран .
- Как вы думаете река переносит семена ? Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.
- По воде семена расселяются на новые места.
V.Логическое лото.
А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их с тем деревом, к которому этот плод относится. Посмотрите на экран, проверим ответы. Ребята скажите пожалуйста на какие две группы можно разделить эти растения по способу расселения.
VI. Практическая работа.
- Сейчас поработаем в парах и проведем небольшое исследование .
- У вас на парте в коробочках семена и плоды различных растений нашего края .
- Рассмотрите их с помощью лупы и исследуйте их приспособление к расселению .
- Расскажите как же расселяются семена.
VII. Рефлексия.
Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говориться как расселяются растения.
- Какие вопросы оказались для вас неожиданными ?
- Какие задания были трудными , а какие интересными ?
- Какое настроение было на уроке.? Покажите солнышко.
(слайд № 10).
Спасибо всем за урок!www.birmaga.ru
Разработка урока по Окружающему миру «Как растения расселяются на новые места» 1 класс
Здесь Вы можете скачать Разработка урока по Окружающему миру «Как растения расселяются на новые места» 1 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Беленская основная школа»
Разработка урока
По теме « Как растения расселяются на новые места»
Разработала учитель начальных классов :
Ильясова Хамдия Фаизовна
Тема урока: Как растения расселяются на новые места.
Класс: 1
УМК: Перспективная начальная школа
Продолжительность урока: 35 минут
Тип учебного занятия: объяснение нового материала.
Методы обучения:
• работа с компьютерной моделью
• иллюстративно-словесный
Формы работы:
• индивидуальная
• фронтальная работа
• групповая
2. Цель урока: 1 Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)
2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.
3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.
3. Задачи:
обучающие - выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.
развивающие - развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы; формирование умения аргументировать свою точку зрения;
воспитательные - воспитание экологической культуры; формирование коммуникативных навыков.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: Учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение анализировать и обобщать.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
Презентация к уроку
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы.-М.: Академкнига/учебник, 2010.
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2010.
• Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс. Хрестоматия.-М.: Академкнига/учебник, 2010
• Изображение солнышка и тучки (приложение № 3)
Использованная литература:
• Окружающий мир:1 класс: поурочные планы по учебнику Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010.
• Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: в 2ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- М.:Академкнига/Учебник, 2011.
ЦОР:
• Путешествие плодов и семян http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9480f142-64cb-4bc2-b8c3-69d371d96b71/ResFile.SWF
• диск Уроки Кирилла и Мефодия Окружающий мир
Приложение 1
Структура и ход урока
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. | Стадия вызова Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тематические рамки. | Строение цветкового растения №2 | Создаёт эмоциональный настрой на урок. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Прозвенел звонок, Начинается урок Все за парты сядем дружно, Начинать работу нужно. Вводит обучающихся в тему урока, организует работу с ресурсом: - Рассмотрите рисунки на экране. Что изображено? Назовите, к какой группе (деревья, кустарники, травянистые растения) относятся эти растения .( слайды 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12) Что объединяет эти растения? (слайд 13, 14) | Дети рассматривают рисунки, дают свои объяснения. Дети выполняют самостоятельную работу, вспоминают части растения. | 1 мин. 2 мин. 3 мин. |
Целеполагание Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока детьми. Уточняет тематические рамки. – Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. | 1 мин | ||
II | Стадия осмысления. | Читает экологическую сказку Н. Осипова А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос. На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек». А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены. Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений. После чтения учитель выдвигает проблему — Почему же дуб так и не дождался себе смены? ( слайд 15) | Слушают сказку Н.Осипова Дети высказывают своё мнение. | 3 мин. | |
Физминутка | Организует физминутку. Игра «Да»-«Нет»
При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!» : а) Плоды образуются на листьях? (нет) б) Плоды находятся внутри семян? (нет) в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да) г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет) д) У всех растений есть корни? (да) е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет) ( слайд 16) | Дети выполняют физминутку | 2 мин. | ||
Работа с учебником | Организует работу с учебником.(стр. 22-23) Подводит обучающихся к выводу о том как распространяются растения. Побуждает к высказыванию своего мнения. – Как же растения переселяются на новые места? – Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений. – Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает? – Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю. – Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? – А помогают ли птицы расселению растений? – Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают. – Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? – Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника. – Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? ( слайды17- 25) – Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. | Работают с иллюстрациями учебника, анализируют, самостоятельно формулируют выводы. Высказывают свои предположения о том как расселяются растения. (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.) Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.) (Муравей тащит семя.) (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.) | 8 мин. | ||
Практическая работа в паре. | Предлагает выполнить практическую работу в парах. Учитель раздаёт учащимся плоды клёна Контролирует выполнение работы. | Дети выполняют практическую работу в парах. Рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клёна и ясеня. Высказывают свои предположения в паре. | 3 мин. | ||
Проведение эксперимента | Предлагает провести эксперимент. Выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Контролирует выполнение эксперимента. | Дети проволят эксперимент. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток. Формулируют результат эксперимента. | 3 мин | ||
Физминутка | Организует физминутку | 2 | |||
Закрепление изученного | «Путешествие плодов и семян» | 1Организует просмотр ресурса «Путешествие плодов и семян» | Работают с ресурсом, просматривают, отвечают на вопросы. | 6 мин. | |
Диск « Уроки Кирилла и Мефодия» | 1 Работа по диску – урок 6, 7 | Выполняют задания | 5 | ||
3 Отгадывание загадок Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал – И развеял этот шар. (Одуванчик, расселяется с помощью ветра.) В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь дуба – животными.) Кто ни прикасается, – За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат уголки. (Репей – животными.) Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. (Рябина – птицами.) Посреди двора Золотая голова. (Подсолнух – ветром и птицами.) | Отгадывают загадки | 5 мин | |||
III | Стадия рефлексии | Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. - Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке? • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите солнышко. • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, покажите солнышко, которое закрывает тучка. • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите тучку. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось , что не получилось и почему). | 3 мин. |
Приложение к конспекту урока
Тема урока: Как растения расселяются на новые места.
Таблица 2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
docbase.org
Как растения расселяются на новые места - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Тема: «Как растения расселяются на новые места»
Задачи урока: познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком; обеспечить развитие умений работать с несколькими источниками информации, описывать на основе иллюстраций способы распространения растений в природе.
Урок можно начать с игры, цель которой — закрепление пройденного. В разных концах класса прикреплены таблички с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения». На столе учителя рисунки растений. Ученик должен подойти к столу учителя (к доске), взять карточку с изображением какого-либо растения, показать остальным и подойти к соответствующей табличке. Остальные ученики оценивают аплодисментами правильность ответов одноклассников.
Далее учитель обращает внимание учеников на то, что, несмотря на различия, у растений есть черты сходства. Учитель показывает таблицы, которые он подготовил самостоятельно, и еще раз объясняет, что общего у разных растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) А как отличить плод от других частей растений? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)
Следующий этап урока можно начать с прослушивания учащимися сказки:
«На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!». Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
(Н. Осипов)
После чтения сказки ученики отвечают на вопрос: почему же дуб так и не дождался себе смены? Обобщая ответы первоклассников, учитель заключает: «Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений».
Как же растения переселяются на новые места? Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?». Рисунки-подсказки слева от него отвечают на вопросы: как расселяются растения в природе? Кто (что) им в этом помогает? Слева на переднем плане общего рисунка хорошо виден репейник, а на верхнем рисунке-подсказке нарисована голова собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Учащимся нетрудно сделать вывод, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, лошадь, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.
Обращается внимание на второй рисунок-подсказку: зачем птица несет плоды? Дети говорят, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?
Ученики рассказывают, что птицы в полете могут уронить плоды с семенами и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняет также, что семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.
На общем рисунке хорошо виден муравейник, а на рисунке-подсказке — муравей, который несет семя. Скорее всего, о том, что и муравьи переносят семена, ученики раньше никогда не слышали. Потому учитель сам рассказывает им о расселении плодов и семян с помощью этих насекомых. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.
Далее следует обратить внимание на общий рисунок в учебнике. На нем не зря изображен ручей. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Учитель также отмечает, что некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.
Познакомить учащихся с распространением плодов и семян с помощью ветра поможет рассказ в хрестоматии «Как деревья с ветром дружат». Учитель читает рассказ, а потом школьники отвечают на предложенный в конце вопрос: как путешествует крылатка клена? Желательно раздать учащимся эти плоды, чтобы они внимательно рассмотрели их с помощью лупы. У них один край крылышка прямой и утолщенный, другой — округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.
Далее выполняется практическая работа в парах. Учитель раздает учащимся плоды клена, ясеня. Дети рассматривают рисунок в учебном пособии и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.
Можно предложить еще один опыт: выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.
Закреплению полученных знаний поможет практическая работа, цель которой — описание детьми плодов рябины, шиповника, дуба, вяза, березы, лопуха, череды, подсолнечника, лещины и выдвижение предположений о том, как они расселяются в природе. (Для выполнения работы необходим заранее подготовленный учителем раздаточный материал.)
Можно разобрать и такой вопрос: все ли семена прорастут на новых местах? В ходе беседы делается вывод, что часть семян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щетку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться — застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решетки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все прорастут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победителями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.
Учитель обращает внимание школьников на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: предлагается соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.
Учитель показывает детям заготовленный полиэтиленовый пакет с землей и говорит, что через неделю они проверят, переносятся ли семена на подошвах обуви человека (для того чтобы опыт удался, необходимо принести землю с огорода).
www.compendium.su
Урок окружающего мира в 1 классе Как растения расселяются на новые места»
Оборудование:1.Таблица «Части растений»2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.
Ход урокаОрганизационный момент
Прозвенел звонок,Начинается урокВсе за парты сядем дружно,Начинать работу нужно.Актуализация знаний.Сообщение синоптика (работа в календаре природы)Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)- Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»Чем отличаются эти растения в природе?Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений. Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней? Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.Учитель. Относится ли яблоко к плодам? Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.Учитель. Есть ли у картофеля семена? Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.
.ФизкультминуткаИгра «Да»-«Нет»
При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»Вопросы : а) Плоды образуются на листьях? (нет)б) Плоды находятся внутри семян? (нет)в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)д) У всех растений есть корни? (да)е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)
Сообщение темы и цели урока.Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дож
profhelp.net