Лабораторная работа изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений. Изучение искусственного отбора на сортах культурных растений
Лабораторная работа "Изучение результатов искусственного отбора"
Лабораторная работа
«Изучение результатов искусственного отбора»
Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Ход работы:
Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
Заполните таблицу
Сравниваемые признаки
Название сорта яблок
Антоновка
Белый
налив
Пепин шафранный
Дикая яблоня
Окраска плодов
Желтоватая.
Зеленовато-желтая
зеленовато-желтая
зелено-желтая, нередко красная или беловато-желтая
Окраска мякоти
Слегка желтоватая, сочная, средней плотности, зернистая.
белая, рыхлая, нежная, крупнозернистая, достаточно сочная в оптимальной зрелости, кисло-сладкого вкуса с избытком кислоты, со слабым ароматом.
кремовая, плотная, сочная, винносладкого вкуса с пряным тонким ароматом, хорошего вкуса.
белая, ароматная, плотная, зимнего созревания.
Вкус
Вкус хороший, с некоторым избытком кислоты и своеобразным ароматом.
кисло-сладкий
кисло-сладкий
кислый или кисло-сладкий, иногда с горчинкой.
Размер
Размер плодов зависят от клонов и погодных условий года.
Плод округлый, среднего и крупного размера (80-130г).
Плоды среднего размера (около 90 г).
Плоды дикой яблони размером от 2 до 5 см в диаметре.
Сроки созревания
Срок созревания зависит от мета произрастания. Обычно его собирают в конце сентября и в начале октября.
Сорт летнего срока созревания. Созревают плоды в конце июля - начале августа.
Пепин шафранный– типично осенний сорт. Плоды снимают в конце сентября – начале октября.
От середины августа до середины, а иногда и конца октября.
Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.
Вывод: Результатом искусственного отбора является многообразие сортов растений и пород животных. Искусственный отбор — один из основных методов селекции, который может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами. Например, гибридизация близкородственных организмов даёт широкий спектр изменчивости, который служит плодотворным материалом для искусственного отбора. Искусственный отбор был основным фактором появления домашних животных и культурных растений.
Лабораторная работа изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений
Цель работы: изучить результаты искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений.
Оборудование: гербарные экземпляры растений, коллекции сортов капусты, томатов, картофеля, яблок.
Ход работы:
Сравнить между собой несколько сортов растений одного культурного вида с их диким родоначальным видом.
Заполните таблицу
Название культурного растения
Его дикий родоначальный вид
Какие органы и признаки культурного растения отличаются большим разнообразием при сравнении
Какие органы и признаки обладают большим сходством сортов культурных растений и дикого вида
Несколько сортов культурных растений между собой
Этих сортов с диким видом
Сделайте общий вывод. Какой орган и признак подвергался более сильному изменению у культурных растений в процессе искусственного отбора? Почему?
Лабораторная работа изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель работы: выявить приспособления организмов к среде обитания и объяснить механизм их возникновения.
Оборудование: гербарные экземпляры растений, коллекция «Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных», семена и плоды растений, комнатные растения, изображения специализированных растений и животных.
Ход работы:
1. Рассмотрите выданный вам объект и выявите наиболее очевидные приспособления, отметьте те факторы среды, которым они соответствуют.
2. Установите, в чем проявляется относительный характер приспособлений. Сведения о приспособлениях занесите в таблицу.
Приспособления | Факторы среды, которым соответствует приспособление | Относительный характер приспособлений |
Попытайтесь сформулировать гипотетическое объяснение возникновения одного из выявленных вами приспособлений в форме ответов на вопросы:
а) Какому фактору среды соответствует приспособление?
б) Если предположить, что предки вида не обладали указанным приспособлением, жили в других условиях (каких?), то какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?
в) Какими могли быть изменения условий среды от предполагавшихся ранее к современным, какие причины могли вызвать такие изменения?
г) Как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм?
д) Какие мутации могли бы оказаться полезными в измененных условиях? Какой была судьба обладателей этих мутаций?
е) Каким было бы потомство от скрещивания мутантных форм с типичными? Какой форме отбора оно подвергалось бы и с какими результатами?
ж) Какие изменения нормы реакции мутантного признака происходили бы из поколения в поколение?
studfiles.net
«Искусственный отбор и его результаты»
Комплект заданий для лабораторной работы (рубежный контроль)
Тема: Искусственный отбор и его результаты
Оцениваемые знания и умения: У1, У4, У5, З2, З4, З5
Оцениваемые компетенции: ОК2, ОК3
Цель: установить, что в основе возникновения новых сортов (пород) лежат различные виды
изменчивости, культурные сорта (породы) имеют признаки, необходимые человеку,
движущими силами эволюции культурных форм являются наследственная изменчивость
и искусственный отбор.
Оборудование: рисунки дикой формы и культурных сортов капусты, рисунки дикой формы и
культурных пород кур; описание культурных сортов капусты и пород кур.
Инструкции
Максимальное время выполнения работы – 40 минут
Работу выполняйте согласно инструктивной карточке.
Инструктивная карточка.
Рассмотреть рисунок. Найти черты сходства и различия между сортами (породами) одного вида.
Сравнить изучаемые сорта (породы) с исходной формой. По каким признакам культурные растения (животные) отличаются от диких предков.
Установить ради каких качеств человек выращивает данный сорт (породу).
Результаты работы оформить в виде таблицы.
Вид растения или животного | Дикий предок | Культурные сорта (породы) | Органы, подвергшиеся изменениям | Отличия культурных форм от диких форм |
5.Сделть вывод о причинах многообразия сортов (пород).
Критерии оценки результата обучения.
«5» обучающийся правильно выполнил работу с соблюдением заданной последовательности
самостоятельно сформулировал выводы
в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи
«4» обучающийся правильно выполнил работу с соблюдением заданной последовательности, но
допустил 1-2 несущественные ошибки в работе
допустил небольшие неточности в описании результатов работы
самостоятельно сформулировал выводы
в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи
«3» обучающийся правильно выполнил работу с соблюдением заданной последовательности, но
допустил 1-2 существенные ошибки в работе
недостаточная самостоятельность и ошибки в формулировке выводов
отсутствие аккуратности в выполнении записей и графиков
«2» обучающийся не может провести необходимые наблюдения даже с помощью преподавателя
результаты работы не позволяют сделать правильный вывод
-
Приложение к лабораторной работе.
Краткое описание сортов капусты.
Дикая капуста
Небольшое однолетнее растение. Стебель высокий с округлыми листьями, не образующими кочана.
Капуста белокочанная
Двулетнее растение. На укороченном стебле образуется кочан. Форма и плотность кочана могут быть различными в зависимости от сорта. Листья кочана крупные, округлые, гладкие, в центре светлые снаружи зеленые. Корневая система стержневая.
Цветная капуста
Образует белые, плотно прижатые друг к другу соцветия с недоразвитыми цветками, окруженные зелеными листьями.
Капуста кольраби
Образует толстый, сочный надземный стебель, напоминающий брюкву и репу.
Брюссельская капуста
Образует высокий стебель, в пазухах которого развиваются маленькие, ярко-зеленые, крепкие, плотные кочанчики (30-50 штук) величиной до 5 см в диаметре.
Савойская капуста
Двулетнее растение. Имеет гофрированные, кучерявые тонкие листья и образует рыхлый кочан небольщого размера.
Краткое описание пород кур
Дикие банкивские куры
Петухи имеют хорошо развитый красный гребень и такие же сережки по бокам головы, золотистое оперение на шее, темно-красную или огненную окраску задней части спины. Курица имеет небольшой гребень, скромное оперение буроватого тона с неясным рисунком на спине.
Левенская порода кур
Эти куры имеют длинное и глубокое туловище, широкую спину и выпуклую грудь. Голова небольшой величины с листовидным гребнем. Окраска оперения красная с золотистой гривой, грудь и хвост черные с зеленоватым оттенком.
Бойцовая порода кур
Имеют компактную голову с массивным коротким острым клювом. Шея длинная, крепкая и мускулистая. Широкая грудь и крепкие ноги. Плотное, густое и короткое оперение.
Белая московская порода кур
Имеет широкий корпус. Длинную и широкую спину, выпуклую грудь, хорошо развитые мышцы. Ноги крепкие желтого окраса. Оперение чистое и белое. Хвост средней длины.
Японский петух (Иокагамский петух)
Петух японской декоративной породы «Феникс» имеет роскошный пятиметровый хвост. Петух может свободно перемещаться по земле только после того, как хозяин накрутит перья его хвоста на специальные палочки. У куриц данной породы хвостовое оперение обычной длины.
multiurok.ru
Искусственный отбор
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих. Итак, готовы работать?
Проверка домашнего задания.
На предыдущих уроках мы познакомились с научными и социально-экономическими предпосылками возникновения теории Ч. Дарвина. А сейчас мы ещё раз повторим пройденные термины. (Дифференцированная работа: Сильные ученики выполняют тесты на компьютере. Слабые ученики работают по розданным тестам).
Актуализация знаний
Итак, тема сегодняшнего урока «Учение Чарльза Дарвина об искусственном отборе». Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать? Какие цели и задачи перед нами станут?
(проблемный вопрос) Сегодня на уроке мы с вами выясним в чем же значимость знаний об искусственном отборе.
Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека. Если это результат творения, то почему творец многократно повторяется? Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?
Изучение нового материала
Изучать эту тему мы будем по плану:
Раскрытие механизма искусственного отбора.
Происхождение культурных форм. Причины образования сортов и пород.
Формы искусственного отбора.
Лабораторная работа « Анализ результатов искусственного отбора»
Творческая роль искусственного отбора.
1. Раскрытие механизма искусственного отбора.
Благодаря трудам многих ученых, идеи эволюции начинают привлекать внимание не только биологов, но и всего общества. Однако эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией до тех пор, пока непонятными остаются движущие силы процесса эволюции. Поэтому Дарвин сосредоточил свои усилия на раскрытии механизма эволюционного процесса. Для этого он обратился к практике сельского хозяйства Англии.
Исследуем первую версию, обратимся к трудам Линнея, Ламарка, Дарвина.
Карл Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца». Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством. Однако к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды.
Жан Батист Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов. Он утверждал, что образование новых видов происходит в природе очень медленно и потому незаметно. Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции.
Чарльз Дарвин первоначально придерживался метафизического взгляда на природу, но впечатления от наблюдаемого во время кругосветного путешествия полностью поменяли его мировоззрение. В книге «Изменение домашних животных и культурных растений» на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений.
Вывод: Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.
При объяснении учитель пишет схему на доске, которую учащиеся записывают в тетрадь
ПОРОДА
СОРТ
Ч.Дарвин
Предок один (монофилетическое происхождение) предок
Сторонники постоянства видов:
Сорт1-Предок1
Сорт2 – Предок2
2. Переходим к исследованию причин многообразия культурных форм. (доклад учащегося, заданный на дом заранее)
(На основании сказанного докладчиком дети заполняют таблиц, розданную заранее)
Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора
Показатель для сравнения | Эволюция культурных форм (искусственный отбор) | Эволюция природных видов (естественный отбор) |
Материал для отбора | Индивидуальная наследственная изменчивость (в том числе резкие уклонения – спорты) | Индивидуальная наследственная изменчивость (в основном незначительные уклонения) |
Фактор отбора | Человек | Борьба за существование |
Характер действия отбора | Накопление изменений в последовательном ряду поколений | |
Скорость действия отбора | Действует быстро (методический отбор) | Действует медленно, эволюция идет постепенно |
Результаты отбора | Создание форм, полезных человеку; образование пород и сортов | Образование приспособлений к окружающей среде; образование видов и более крупных таксонов |
Какое свойство живых организмов вы наблюдаете? (Наследственную изменчивость)(записывают в тетрадь)
Чем обусловлена наследственная изменчивость? (Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях).
Что такое мутация? (внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных признаков)
Наследственная изменчивость сама по себе не может привести к созданию породы или сорта (если это и происходит, то случается крайне редко) – она лишь является предпосылкой возникновения культурных форм. Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека, которую Ч. Дарвин назвал искусственным отбором.
Итак, что же такое искусственный отбор? (знакомство с понятием искусственного отбора самостоятельная работа с учебником с.23 и запись понятия в тетрадь)
В основе работы по выведению нового сорта (породы) лежит изменчивость признака у организмов и отбор человеком таких изменений, которые наиболее для него желательны
Формы искусственного отбора
Работа по группам Группы получают разные задания... Учащиеся знакомятся с материалом об искусственном отборе у растений и животных, а также смотрят видео. «Спикеры» групп отчитываются перед классом. И каждый учащийся к себе в тетрадь вписывает новые понятия.)
Структурируем материал о формах искусственного отбора
После того как ребята познакомятся с текстами и видео, учитель зарисовывает таблицу на доске, исходя из объяснений учеников по данному вопросу.
Искусственный отбор
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ
Осуществляют для размножения лучших особей, не задумываясь о конечных результатах.
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ (методологический). Человек ставит цель по улучшению определенного признака или свойства.
Более подробно мы разберем данные методы при изучении темы селекция.
Чем сознательный отбор отличается от бессознательного? (Сознательный отбор - это уже целенаправленный отбор для получения особей с определенными признаками.)
В чем суть массового отбора? (Массовый отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях перекрестноопыляемых растений. При посеве человек сохраняет только растения с необходимыми качествами, а при повторном посеве снова отбирает растения с определенными признаками.)
В чем суть индивидуального отбора? (При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство. Применим для самоопыляемых растений.)
- Установите связь мутации и искусственного отбора. (Мутации поставляют материал для искусственного отбора.)
Знакомство с новыми понятиями (проверка записей, которые дети делали при выполнении самостоятельной групповой работы)
Инбридинг – близкородственное скрещивание
Аутбридинг – скрещивание между неродственными формами одного вида
Мутация – возникает как неадекватный ответ организма. Передается по наследству.
Мутационная изменчивость является материалом отбора и определяет основу эволюции при И.О.
(Обратить внимание на то, что не только отбор и изменчивость обуславливают результат, а большое значение имеет среда, в которой обитает организм. Человек создает эту среду и является ее частью)
5.Закрепление изученного материала
Лабораторная работа № 1 Анализ результатов искусственного отбора (после зазработки)
Дифференцированная работа. Работу каждый ученик выполняет самостоятельно, отвечая на вопросы, и внося ответы в розданный лист с лабораторной работой.
6. Рефлексия
Кластер.
7. Подведение итогов занятия
1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
2. Оценить и прокомментировать работу учеников во время занятий.
videouroki.net
Лабораторная работа изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений
Цельработы: изучить результаты искусственногоотбора на примере выведения сортовкультурных растений.
Оборудование:гербарные экземпляры растений,коллекции сортов капусты, томатов,картофеля, яблок.
Ходработы:
Сравнить междусобой несколько сортов растенийодного культурного вида с их дикимродоначальным видом.
Заполните таблицу
Названиекультурного растения
Егодикий родоначальный вид
Какиеорганы и признаки культурногорастения отличаются большимразнообразием при сравнении
Какиеорганы и признаки обладают большимсходством сортов культурных растенийи дикого вида
Чемэто объяснить
Несколькосортов культурных растений междусобой
Этихсортов с диким видом
Сделайте общийвывод. Какой орган и признак подвергалсяболее сильному изменению у культурныхрастений в процессе искусственногоотбора? Почему?
Лабораторная работа изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цельработы: выявить приспособленияорганизмов к среде обитания и объяснитьмеханизм их возникновения.
Оборудование:гербарные экземпляры растений,коллекция «Аналогичные органы защитырастений от травоядных животных», семенаи плоды растений, комнатные растения,изображения специализированных растенийи животных.
Ходработы:
1.Рассмотрите выданный вам объект ивыявите наиболее очевидные приспособления,отметьте те факторы среды, которым онисоответствуют.
2.Установите, в чем проявляется относительныйхарактер приспособлений. Сведения оприспособлениях занесите в таблицу.
Приспособления | Факторысреды, которым соответствуетприспособление | Относительныйхарактер приспособлений |
Попытайтесьсформулировать гипотетическое объяснениевозникновения одного из выявленныхвами приспособлений в форме ответовна вопросы:
а)Какому фактору среды соответствуетприспособление?
б)Если предположить, что предки вида необладали указанным приспособлением,жили в других условиях (каких?), то какимимогли быть их среда обитания иприспособления к ней?
в)Какими могли быть изменения условийсреды от предполагавшихся ранее ксовременным, какие причины могли вызватьтакие изменения?
г)Как новые условия среды могли отразитьсяна выживании и размножении особей впопуляциях предковых форм?
д)Какие мутации могли бы оказатьсяполезными в измененных условиях? Какойбыла судьба обладателей этих мутаций?
е)Каким было бы потомство от скрещиваниямутантных форм с типичными? Какой формеотбора оно подвергалось бы и с какимирезультатами?
ж)Какие изменения нормы реакции мутантногопризнака происходили бы из поколенияв поколение?
referat-4all.ru
Л/Р « Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений». Изучение нового материала. Благодаря трудам многих ученых, идеи эволюции начинают привлекать внимание не только биологов, но и всего общества.
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.Л/Р « Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»
Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах многообразия сортов растений и пород животных, их совершенствование в результате практической деятельности человека. Показать значимость учения об искусственном отборе для понимания процессов, происходящих в природе. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формирование умений использовать знания и личный практический опыт в новой ситуации, работать с раздаточным материалом, моделировать процесс, обосновывать свою точку зрения. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения. Показать значение научного и гражданского подвига Ч. Дарвина.
Тип урока: комбинированный.Методы обучения: частично-поисковый, проблемныйОборудование: портрет Ч. Дарвина, натуральные объекты, коллекции, муляжи, гербарий, наборы открыток.
Проверка знанийОткрытия каких ученых способствовали формированию эволюционных взглядов ученых первой половины 19 века?О чем говорили найденные Ч. Дарвином останки животных в геологических отложениях Южной Америки?Какой вклад сделал Ч. Дарвин, изучая галапагоских вьюрков?Какой фактор по мнению Дарвина, влияет на процессы видообразования?
Изучение нового материала.Благодаря трудам многих ученых, идеи эволюции начинают привлекать внимание не только биологов, но и всего общества. Однако эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами не могут считаться эволюционной теорией до тех пор, пока непонятными остаются движущие силы процесса эволюции.Из кругосветного путешествия Ч. Дарвин вернулся убежденным сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания. Дарвин сосредоточил усилия на раскрытие механизма эволюционного процесса. С этой целью он обратился к практике с/х Англии.ПородаСортСторонники постоянства видовПредок 1 предок 2
Сорт 1 сорт 2
Ч. ДарвинПредок
Сорт 1 Сорт 2 Сорт 3Организуется С\Р с материалом учебника с. 21-22- Человек культивирует постоянно одни и те же виды животных и растений- Домашние животные и сорта растений очень сходны с дикими видами- Почему созданные человеком породы и сорта в чем-то схожи?- Почему все они удовлетворяют потребностям человека?- Значит, человек сам приспосабливал растения и животных. Человек оказывал влияние на направление изменений организмов. Как?
Формы искусственного отбора
БессознательныйОставляют для размножения лучших особей, не задумываясь о конечных результатах
unlimitdocs.net
Лабораторная работа Изучение изменчивости, критериев вида, результатов иск. отбора
Цель работы: сформировать понятие изменчивости организмов; материализовать в ходе практической работы по определению морфологических признаков определенных видов растений понятие о морфологическом критерии; изучить фенотипические особенности сортов культурных растений как результат действия искусственного отбора.
Оборудование: листья рябины, белой акации, розы, каштана или грецкого ореха; гербарий растений разных видов одного рода; муляжи «Дикая форма и сорта культурных растений», гербарий разных сортов растений.
Ход работы:1. Изучение изменчивости 1. Измерьте длину листа, посчитайте число листовых пластинок в сложном листе, данные занесите в таблицу№ п/пКоличество листовых пластинокДлина листа, см
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2. Выявили ли вы изменчивость? Какой вид изменчивости вы выявили? Объясните, как могли возникнуть обнаруженные различия. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изучение морфологического критерия вида.1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, запишите их характеристику в таблицу.
Исследуемые характеристикиРастение № 1____________________________
Растение № 2____________________·_______
Листья- простые, сложные- жилкование- листорасположение
Стебель- травянистый, одревесневший- прямостоячий, вьющийся и т. д.
Цветок (формула цветка)
Соцветие (тип)
Корневая система
Плод (тип)
2. Сравните изученные растения, перечислите сходства и различия. Сделайте вывод о причинах сходства и различий. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.1. Рассмотрите муляжи «Дикая форма и сорта культурных растений», сравните фенотипические особенности дикой формы и 2 – 3 сортов, сделайте вывод о причине отличий. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________15
schoolfiles.net