Изучаем части растения. Детям о строении цветка. Наблюдения с микроскопом

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока для 1 класса "Строение растений". Изучаем части растения


Строение растений. - Начальные классы

Окружающий мир Урок №___ Дата________

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

·        Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

·        Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

·        Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

·        развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

·        в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

·        осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

·        использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

·        учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для  учеников: учебник,  рабочая  тетрадь.

 

 

 

 

 

Сценарий урока:

Самоопределение к деятельности

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

 Актуализация знаний.

1)    К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

·        Это живая природа.

·        Их более 350 000 видов на планете.

·        Это «лёгкие земли».

·        Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

2)    Рассмотрите растения.   Что общего? 

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей) 

  2. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  3. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  4. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  5. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) 

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели?  Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

 

 

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 

 

3.Листья

    - Какая у растений листва?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

 

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

1)    - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  Рефлексия.    Итог.     

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:   

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

 

 

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТЬЯ

ПЛОДЫ

СЕМЕНА

ЦВЕТОК

multiurok.ru

Детям о строении цветка. Наблюдения с микроскопом :: Это интересно!

Летом новые открытия ждут ребенка везде. Не только в путешествиях и дальних странах, но и в собственном дворе. Сегодня, например, мы занялись изучением строения цветов. Тычинки, пестики, лепесточки... Дети задумались о том, где же в цветке прячется будущий плод? Катя предположила. что он еще очень маленький и разглядеть его можно только в микроскоп. И вот, мы нарвали на улице полный кулек самых разных цветов и соцветий, вооружились микроскопом и нашим самодельным устройством для макросъемки - и отправились в путешествие в мир строения цветов.
Строение цветка
Для того, чтобы узнать все о строении цветка, пришлось его "разобрать на части". А потом рассмотреть все эти части под микроскопом.

Кстати, заодно и будущий плод нашли:)

Строение цветка (Щелкните по картинке. чтобы она открылась крупнее)
А потом я придумала для закрепления материала сделать интерактивную мини-книжечку о строении цветка (не знаю, как правильно назвать такое пособие - в зарубежных блогах о них говорят   notebook или flipbook) . Катя у меня уже делала подобные книжечки о яйце полярной крачки или о бабочке-крапивнице. Но то были самодельные, Катя их сама оформляла. А тут Витя помог мне нарисовать версию для распечатки. Так и получилось маленькое наглядное пособие для детей про части цветка. Завтра я подготовлю  рассылку для подписчиков блога, в котором вышлю файлы для скачивания.
Строение цветка - пособие для распечатки
Мини-книжка "Строение цветка"
Строение цветка - пособие для распечатки
Катя составляет диаграмму цветка лилии по образцу из книжечки
После это, мы с Катей внимательно рассмотрели под микроскопом каждый из принесенных нами цветов. И оказалось, что даже в нашей скромной коллекции цветов, которые растут прямо во дворе, огромное разнообразие форм и вариантов строения! Мак, ромашка, лилия, фиалка, жасмин, вьюнок - такие знакомые детям цветы открылись с совершенно новой стороны.
Изучаем строение цветка под микроскопом (он у нас еще советский, школьный)

Например, пестик - ну что там, пестик и пестик. А ведь сколько разных вариантов рыльца! А тычинки чего стоят! А пыльца на них! Это целый особый мир! 

Жалко, фотографии на большом увеличении очень трудно получить - мы такие вселенные через микроскоп видели, но удачно сфотографировали совсем немного.  Вот так мы это делаем - с помощью мобильника и линзочки от лазерной указки (кто тоже хочет сделать такой аппарат для макросъемки - вот тут мой МК: http://www.tavika.ru/2014/04/microscop.html )
Приделываем к мобилке линзочку
Делаем фото комнатной фиалки через мобилку с увеличением в 9 раз

Как пишут в моем любимом журнале "Вокруг света": "Чтобы увидеть новый мир, необязательно уезжать на край света, достаточно просто более пристально посмотреть по сторонам" :)

Итак, дальше много фото  строения разнообразных цветов.

Тычинки
Рыльце пестика вьюнка
Тычинки комнатной фиалки
Тычинки цветка "куриная слепота"
Тычинки мака
Тычинки жасмина
Пыльник тычинки вьюнка с шариками пыльцы
Рыльце пестика
Соцветие ромашки ощетинилось тычинками
Пыльца под микроскопом
Бородка нижнего лепестка орхидеи

Правда, красиво? :)

А еще опыты, эксперименты и занятия для детей по ботанике здесь: 

www.tavika.ru

Конспект урока для 1 класса "Строение растений"

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония» Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

  • Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

  • Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

  • учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Актуализация знаний.

  1. К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Это «лёгкие земли».

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.

  1. Рассмотрите растения. Что общего?

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

- Назовите тему.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

- А вот и сами части растений.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

Изучение нового материала.

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень. – Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  • ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?

- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

3.Листья

- Какая у растений листва?

-Почему вверх тянутся листочки?

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

- Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

- Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

Рефлексия. Итог.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

globuss24.ru

Детям о деревьях

Какие бывают деревья, из чего они состоят и для чего нужны?

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды. Спиленные деревья являются строительным материалом и сырьем: из высушенных стволов делают доски, бумагу.

Сначала и потом  

Деревья бывают дикорастущими: береза, дуб, ель, ива, каштан, клен, липа, осина, осина, ольха, сосна, тополь, ясень. Такие деревья растут в парках, вдоль дорог, в лесу.

Еще деревья бывают плодовыми: яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, слива, рябина. Такие деревья люди выращивают в саду, ведь они дают вкусные съедобные плоды. 

В дереве выделяют три основные части: корень, ствол и крона.

Корень дерева — это, как правило, подземная часть растения. Благодаря корню дерево обеспечивается питательными веществами из почвы.

Ствол дерева служит опорой для кроны, а также осуществляет передачу веществ между корнями и кроной. Снаружи ствол покрыт корой.

Крона дерева — совокупность веток и листьев в верхней части растения. Осенью листья многих деревьев приобретает желтые, оранжевые и красные оттенки и опадают с деревьев. Но есть и вечнозеленые деревья, например, ель и сосна.

Сначала и потом  

У каждого дерева  -  свои отличительные особенности.

Береза  - это дерево с  белым, тонким, стройным стволом. Березовые  соцветия называют березовыми сережками. Весной из березы получают березовый сок.

Дуб – это мощное дерево, лесной долгожитель, имеет листья округлой формы и очень пышную крону. Дуб хорошо узнаваем благодаря его плодам - желудям.

Клен – это дерево с красивыми листьями, осенью его разноцветные листья являются украшением любого парка. Плод клена называется двукрылаткой: после созревания он распадается на две половинки (крылатки), которые летят по воздуху и переносят семена.

Яблоня  – самое распространенное садовое дерево. Она очень неприхотлива и отлично приживается даже там, где не могут расти другие плодовые деревья. Существует очень много сортов яблонь. Плоды яблони -  это яблоки, они очень полезны.

Сначала и потом  

Чтобы ребенок уверенно запомнил не только названия деревьев, но и их внешний вид, распечатывайте из Интернет их изображения, разрезайте на части и предлагайте собирать мозаику. Накануне любой летней прогулки изучите в энциклопедии или в Википедии изображение листьев одного только дерева и найдите на прогулке как минимум пять деревьев с такими же листочками. Повторяйте эти уроки каждый год, изучая внешний вид знакомых деревьев в разное время года. Исследуйте, какими семенами размножается дерево весной, цветут ли на нем цветы, как выглядят его осенние листья и голые ветки зимой. Знания о деревьях обогатят и словарный запас ребенка, и расширят его кругозор.

Рекомендуем использовать для занятий:

iqsha.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта