История применения лекарственных растений и их сбор. История применения лекарственных растений
История применения лекарственных растений и их сбор
Растительный мир невероятно многообразен и широк. С древнейших времён люди искали те растения, которые способны помочь при болезнях. Археологические раскопки не раз подтверждали, что древние народы использовали растения для лечебных целей.
Г. Эберсом был найден древний папирус (1872 г.). После изучения папируса стало известно, что египтяне применяли различные бальзамы, мази и масла. С помощью алоэ, можжевельника и других растений лечили заболевания кожи, пищеварительной системы, дыхания.
В Нивении в древнейшей библиотеке правителя Ассурбанипала на табличках из глины зафиксированы названия лекарственных растений и заболевания, при которых их стоит применять.
Древнеиндийские лекари считали, что почти все болезни происходят от порчи органов. В качестве излечения требовалось применять рвотные средства и кровопускания, они верили, что это поможет болезни найти выход из тела. Такое лечение связывают с религиозно-кастовым характером жизни.
«Изборник Великого князя Святослава Ярославовича» описывал растения, которые в те времена использовались для получения лекарств (1073). Лечение лекарственными травами широко применялось на территорииСкифии (Черноморское побережье). Древние славяне использовали для лечения ревень, аир, полынь, а также ядовитые растения.
Евпраския (внучка Владимира Мономаха), является автором русского лечебника «Мази». Этот лечебник стал одним из самых крупных в Европе обобщением данных, составителем которого стала женщина.
Петр I проявлял большой интерес к сбору лекарственных средств. Во всех крупных городах были созданы аптекарские огороды, казенные аптеки, организовывались фармацевтические лаборатории. После 1917 г. начинает функционировать медицинское направление-фитотерапия. Получает развитие фармацевтическая промышленность, направленная на производство растительного сырья.
Сбор растительного сырья.
Почки тополя, берёзы, сосны используются в качестве растительного сырья. Сбор происходит тогда, когда почки набухают, чаще всего это март или апрель. Сушат почки в прохладном, постоянно проветриваемом помещении.
Листья подлежат сбору в период цветeния. Отбирают средние стеблевые листья и развитые прикорневые. Браку подвергаются поблекшие, почерневшие, увядающие или объеденные листья. Сбор происходит в сухую погоду, листья обрываются руками.
Цветы и соцветия собираются вручную, в начале цветения. Иногда при сборе соцветий используют совки. Время для сбора выбрано неслучайно, в начале цветения они меньше осыпаются, лучше сушатся и содержат больше полезных веществ.
Семена и плоды собираются вручную, отбор проходят только созревшие плоды. Семена и плоды — кладезь полезных веществ, но отбирают их очень аккуратно, чтобы не повредить плод, особенно трудно собирать сочные плоды.
Корни собираю приблизительно в начале осени, когда надземная часть отмирает. Сбор проходит при помощи вил и лопат, немного подкапывая землю, корни вытягивают из почвы.
Сбору не подлежат растения, которые находились вблизи дорог, поврежденные, запыленные. Сбор проводят только после обсыхания росы, наиболее благоприятным временем является с 9 до 17 ч.
Похожие материалы
vegetableshome.ru
Из истории применения лекарственных растений
С незапамятных времен человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. Лекарственные растения неоднократно прославлялись, даже в стихотворной форме. Например, поэма X века “Одо из Мена” описывает лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: “Три оружия есть у врача: слово, растение, нож”.
К сожалению, археологические раскопки не смогли открыть нам лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие до нас скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.
Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры—санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом,— “Книги приготовления лекарств для всех частей тела”. В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений.
В древнейшей библиотеке мира — библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (около 660 г. до н. э.) на глиняных табличках, написанных клинописью, также содержатся обширные сведения о лекарственных растениях. Наряду с их описанием указаны заболевания, при которых лекарственные растения используются, и в каком виде их нужно применять.
В медицине Древнего Китая можно найти упоминания о многих заболеваниях человека. Широко известен сборник лекарственных растений и различных средств Ли Ши-чженя (1522—1596) “Основы фармакогнозии”, в котором дана подробная характеристика многочисленных лечебных средств из лекарственных растений.
Врачи Древней Индии считали, что большинство заболеваний происходит от порчи “соков организма”, поэтому для лечения рекомендовались кровопускания, рвотные и другие средства, в том числе использовалась большая группа лекарств растительного происхождения. Многие индийские растения (особенно пряности) ввозили в Римскую империю. Некоторые из индийских растений давно вошли в европейскую медицинскую практику—чилибуха, раувольфия и др. “Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств...”,—гласит одна из заповедей древне-буддийской медицины.
Выдающийся представитель арабской медицинской школы Авиценна, тысячелетие со дня рождения которого в 1980 г. отметил весь прогрессивный мир, написал “Канон врачебной науки” в пяти томах. Он переведен на многие языки мира и в средние века был настольной книгой для арабских и европейских врачей. В своей книге Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.
Научная медицина начинает свое развитие со времен знаменитого врача Древней Греции Гиппократа (460—377 гг. до н. э.). В своей врачебной деятельности он широко использовал многочисленные растительные препараты. Ряд из них был, по-видимому, заимствован из египетской медицины. Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств.
Первое издание медицинской энциклопедии, или лечебника, принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (конец I века до н. э.—начало Г века н. э.). В восьми книгах “О медицине” он обобщил всю медицинскую литературу своего времени от “Яджурведы” древнеиндийского врача Сушрута до работ Аск-лепиада. В этом труде много места отводится лекарственным растениям. В нем описаны методы, применявшиеся для лечения различных заболеваний; даны рекомендации по использованию некоторых растений. В трудах Цельса можно найти не только ботанические описания подорожника, мака, тмина, винных ягод, камеди растений, но и практические способы их врачебного использования.
В половине первого столетия нашей эры врач римской армии в Азии Диоскорид составил обширнейший травник, включающий в себя большинство известных к тому времени лекарственных растений,— около 500 видов. Эта книга явилась не только травником, но и своеобразным сводом сведений по фармации и фармакологии того времени.
Автором нового учения о лекарственных растениях был знаменитый врач и фармацевт в Древнем Риме Клавдий Гален (129—201 н. э.). Им написано около 200 трудов по медицине. Наибольшее значение имеют два его травника, которые сыграли большую роль в медицине. Они неоднократно переводились на арабский, сирийский, персидский и древнееврейский языки. Автор был одним из инициаторов получения препаратов из растительного сырья — настоек, экстрактов и других лекарственных форм. И теперь они называются галеновыми препаратами и до сих пор не потеряли своего большого практического значения в медицине.
В IV веке появился наиболее известный из латинских травников, составленный Апулеем. Травник был настолько популярен, что, когда изобрели книгопечатание, первым среди медицинских книг был напечатан именно он. В IX и X веках появляются первые переводы травников Диоскорида, Талена и Апулея на европейские языки — итальянский, французский, английский, немецкий. Оригинальные европейские травники появляются позднее — в XV и XVI веках, причем приводимые в них сведения в значительной степени заимствованы из греческих и латинских травников.
Нынешнее Черноморское побережье славилось своими лекарственными травами. Гиппократ, побывав в этих местах, писал о прекрасных лекарствах из скифского корня (ревеня), понтийской абсинтии (полыни), ирного корня (аира) и др. Древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст (372— 287 гг. до н. э.) неоднократно в своих трудах упоминает скифскую траву, которая широко применялась для лечения ран.
В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры “Изборнике Святослава” (1073. г.). В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.
С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника “Мази”, составителем которого была внучка Владимира Мономаха — Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению “наружных” болезней.
Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ с давних времен применял в лечебной практике мед. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и многими другими веществами.
Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые “вертограды” с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов. “Сия книга глаголемая прохладный вертоград или лечебник Николая чудотворца” (“Прохладный Вертоград”) — один из довольно распространенных древнерусских лечебников. Она является переводом весьма популярной западноевропейской медицинской энциклопедии XV — XVI веков. Текст вертоградов с течением времени изменялся. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов.
Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые “аптекарские огороды” (1713 г.). Один из них “Санкт-Петербургский аптекарский огород” превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук.
Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Но о каком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть в то время и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.
Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал: “Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами”. С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Проводится ряд научных экспедиций в различные уголки России, выходят в свет книги с описанием большого количества лекарственных растений, произрастающих в различных регионах страны.
С открытием в Петербурге медико-хирургической академии (1798 г.) она стала центром по изучению лекарственных растений. Хотя конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, растительные лекарственные препараты не утратили своего значения. Тем не менее XIX столетие знаменуется уже некоторым упадком интереса к лекарственным растениям отечественной флоры.
После победы Октябрьской социалистической революции произошли коренные преобразования во всех сторонах жизни нашего народа. Они коснулись и использования лекарственных растений. Было решено создать фармацевтическую промышленность на собственном сырье, укрепить и развить растительную сырьевую базу с учетом потребностей аптечной сети и экспорта.
В 1919 г. была начата работа по объединению заготовок лекарственного сырья и передаче их в ведение государства. В последующие годы были приняты специальные законодательные акты о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений (в Лубнах, Могилеве, Ольгине, Битце, Сухуми и др.). С 1931 г. все они перешли в ведение вновь организованного Всесоюзного научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР, с 1969 г.—ВИЛР), в котором была сконцентрирована вся исследовательская и научно-производственная деятельность в области лекарственного растениеводства. Институт стал также центром ботанико-ресурсных и химических исследований.
Изучению многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придается большое значение. Кроме ВИЛ Ра, этим и поиском новых лечебных препаратов из растений занимается ряд других научно-исследовательских институтов, кафедр медицинских и фармацевтических вузов, университетов и педагогических институтов. Успешное изучение лекарственных растений как источника биологически активных веществ позволило получить и широко внедрить в медицинскую практику целый ряд новых высокоэффективных лечебных препаратов.
zodorov.ru
История применения лекарственных растений
Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен австралийцев, племен Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений.
Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин — хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин. Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт, некоторые наркотические средства. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран.
С изобретением письменности эти сведения — как наиболее важные — были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в своей практике в основном растительные лекарственные средства: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливы, груши, фиги, иву и др. Кроме растительных продуктов в состав лекарств включались минеральные вещества — нефть, поваренная соль, асфальтовая смола, а также части животных: шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей и др. Текст табличек лаконичен. В нем нет ни слова о богах и демонах, он не содержит ни заклинаний, ни заговоров, которые встречаются в медицинских текстах более позднего периода.
С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не зная причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов, а лекарственные растения наделял таинственной силой, способной влиять на течение болезни и даже делать человека бессмертным.
В рабовладельческом обществе появляются профессиональная медицина и врачебные школы со своими приемами воздействия на болезнь и секретными лекарствами. Тайны врачевания охранялись и наследовались по родству, но нередко в такую семейную школу попадали способные молодые люди и со стороны. Параллельно развивается храмовая медицина. Лечение проводится в священных храмах, где после специальной подготовки больного (соблюдение поста, длительных молитв) оракулы толковали их сновидения, которые являлись; якобы, «откровениями богов» о том, как лечить данного больного. Для обучения искусству медицины при храмах открывались школы. Есть сведения о существовании таких школ в городах Вавилонии, Египта, Индии.
Флора Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, отличавшаяся исключительным богатством, многие тысячелетия служила неисчерпаемым источником лекарств для лечения самых разных заболеваний. Китайская медицина насчитывает несколько тысяч лет. Основоположником ее считается легендарный император Шень-нун, живший 1100 лет назад, автор древнейшей медицинской книги, названной Бень-цао (т. е. травник), так как в нем были описаны в основном растительные средства. Уже в то время китайские врачи знали женьшень, эфедру, спаржу, кизил.
В Индии большую известность получает «Аюр-веда», или «Книга жизни», — оригинальное медицинское сочинение, относящееся к I в. до н. э. Книга содержит восемь глав. Наибольший интерес для медицины представляет седьмая глава «Искусство приготовления лекарств от всех болезней и для продления жизни. Лекарства для укрепления болезненного организма и возбуждающие». Индийская медицина использовала около 800 растений. Значительная их часть используется и в настоящее время (чилибуха, раувольфия, многие пряности). В III веке н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.
В тесном взаимодействии развивалась медицина народов Междуречья и Древнего Египта. Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Особенно ценные сведения о применении растений были прочитаны в древних памятниках письменности — египетских папирусах. Самый большой древнеегипетский папирус, относящийся к 1570 г. до н. э., назван по имени исследователя Георга Эберса, открывшего в 1872 г. этот папирус и изучившего его. Папирус, вывезенный из Египта и хранящийся в Лейпцигском университете, представляет собой медицинский трактат, содержащий выдержки из 40 написанных ранее медицинских сочинений. Трактат назван «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом лечебнике приведено около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, курительные средства, припарки. Классифицированы они по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, мочегонные, потогонные и др. Египтяне знали о целебных свойствах алоэ, аниса, белены, мяты, клещевины, подорожника. Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармаци» (защитник, исцелитель), отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, — фармация, фармакопея, фармакогнозия.
Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима. Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах. По преданиям, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию. Согласно греческой мифологии, богом врачей и врачебного искусства стал сын Аполлона исцеляющего — Асклепий. По Гомеру, он был царем Фессалии (около 1250 г. до н.э.). Детство и юность Асклепия прошли в горах Пелиона. Этот край был известен густыми лесами, целебным воздухом, богатыми минеральными источниками и обилием лекарственных трав. Воспитывал Асклепия мудрый кентавр Хирон. До нас дошли изображения Хирона с факелом в руке. Вероятно, этот факел символизировал его стремление нести свет знаний людям. Хирон, хорошо изучивший целебные свойства трав, одновременно был прекрасным воспитателем, музыкантом, гимнастом. Сочетая всеобъемлющие знания с редкой мудростью и доброжелательностью, он воспитал многих героев Эллады (Тесея, Ясона, Ахилла).
Асклепий не только воспринял знания учителя, но даже превзошел его в искусстве врачевания. С самого начала обучения Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Согласно мифам, Асклепий не только исцелял все болезни, но даже возвращал к жизни умерших. Этим он прогневал властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс убил Асклепия, метнув в него молнию. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Помещения для лечения больных при храмах назывались асклепийонами. Дочери Асклепия, Гигиея и Панакея, считались покровительницами отдельных отраслей медицины. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Изображалась она юной девой, держащей в руке чашу со змеей. Панакея была покровительницей лекарственного лечения и умела лечить от всех болезней. Поэтому панацеей стали называть легендарное средство от всех болезней.
Потомками Асклепия считали себя многие врачи Древней Греции, в том числе и Гиппократ (460—377 г. до н.э.). Родина этого выдающегося врача и мыслителя — остров Кос, знаменитый своей медицинской школой. Отец его был врач по имени Гераклит, мать — повитуха Фенарета. Род Гиппократа в течение 18 поколений занимался медициной, передавая свое искусство от отца к сыну. Гиппократ был широко образованным человеком, много путешествовал, изучал жизнь, быт и нравы народов Причерноморья и Средиземноморья. Он создал учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения, сделал попытку собрать и привести в систему разрозненные наблюдения и сведения о лекарственных средствах, описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них — белена, бузина, горчица, ирис, золототысячник, миндаль, мята, чилибуха и др. Он считал, что лекарственные растения своим действием обязаны определенному, оптимальному сочетанию всех составных частей, и поэтому растения следует употреблять в том виде, в котором их создала природа, т. е. в натуральном или в виде соков. «Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы», — писал знаменитый врач древности.
Отправляясь к больному — знаменитому философу Демокриту, Гиппократ послал письмо своему собирателю трав Крашевасу. В письме содержалась просьба прислать травы и растительные соки, могут пригодиться при лечении: «...все соки, выжатые из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы, корни — в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние». При раскопках аптек обнаружено, что именно таким способом хранили лекарственные средства.
www.opland.ru
История применения лекарственных растений с начала веков до XX века
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М.Сеченова
Кафедра истории медицины, истории Отечества и культурологии.
Горбаткина Дарья Викторовна
студентка 19 группы 1 курса фармацевтического факультета
«15» ноября 2010 г.
История применения лекарственных растений с начала веков до XX века.
Научный отчет о курсовой работе
Научный руководитель З.И.Шептунова
Москва – 2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Применение лекарственных растений в Древнем мире 4
Глава 2. Эпоха Средневековья 13
Глава 3. Новое Время 15
Глава 4. Применение лекарственных растений на территории России 16
Заключение 21
Список литературы 22
ВВЕДЕНИЕ
«Три оружия есть у врача: слово, растение, нож». Авиценна
Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен австралийцев, племен Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений.
Фитотерапия в народной медицине континентов и всех времен была основным видом лечения, ибо растительный мир предлагал человеку обширный и доступный набор лечебных средств… Непрекращающиеся археологические исследования обнаруживают все новые данные об использовании растений для лечения шумерийцами и другими древнейшими народами мира.
К сожалению, археологи не смогли открыть нам лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие до нас скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.
Долгое время лекарственные растения были основными средствами лечения многих заболеваний.
ГЛАВА 1.
Применение лекарственных растений в Древнем мире.
Народы междуречья
Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин — хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин. Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт, некоторые наркотические средства. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран.
С изобретением письменности эти сведения — как наиболее важные — были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов — это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в своей практике в основном растительные лекарственные средства: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливы, груши, фиги, иву и др. Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. Они считали, что груши и фиги обладают целебными свойствами, а молодые побеги ивы и сливового дерева, иглы сосны и пихты, высушенные и растертые, применяли в качестве компонента припарок и компрессов. К порошкам из высушенных и измельченных растений иногда примешивались порошки животного и минерального происхождения. В качестве растворителя применялась не только вода, но также вино и пиво. Следовательно, уже не менее 80 веков назад люди применяли для лечения простейшие лечебные препараты из растений. Кроме растительных продуктов в состав лекарств включались минеральные вещества — нефть, поваренная соль, асфальтовая смола, а также части животных: шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей и др. Текст табличек лаконичен.. В нем нет ни слова о богах и демонах, он не содержит ни заклинаний, ни заговоров, которые встречаются в медицинских текстах более позднего периода.
С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не зная причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов, а лекарственные растения наделял таинственной силой, способной влиять на течение болезни и даже делать человека бессмертным.
Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XI веке до н. э., а затем ассирийцы широко использовали растения в лечебных целях. Вавилоняне применяли сотни лекарственных растений, в том числе корень солодки, льняное семя, дурман, белену, молодые почки различных растений. Они вывозили их и в другие страны Вавилоняне уже тогда заметили, что солнечный свет вредно действует на лечебные свойства собранных растений, поэтому высушивали их в тени, что рекомендуется и современными руководствами по сбору и сушке лекарственных растений. Часть глиняных табличек, обнаруженных в древнейшей библиотеке мира – библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала (VII век до н. э.), содержит описание лекарственных средств с указанием заболеваний, при которых они применяются, и способы употребления. В столице Ассирии Ниневии - был сад лекарственных растений.
Египтяне
У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений были заимствованы египтянами. Источниками сведений о фитотерапии в Египте служат изображения лекарственных растений и иероглифы на стенах храмов, саркофагах (каменных гробах) и пирамидах. При раскопках захоронений египтян находят остатки сохранившихся до наших дней растений. Исследования записей, сделанных на папирусах, изготовлявшихся в Египте из одноименного растения, указывают, что египтяне еще за 4000 лет до н. э. составили некоторое подобие фармакологии с описанием применявшихся тогда лекарственных растений. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом, - «Книги приготовления лекарств для всех частей тела многих заболеваний. В этом лечебнике приведено около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, курительные средства, припарки. Классифицированы они по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, мочегонные, потогонные и др. Этот папирус относится к 1570 году до н.э. Всего в нем указано несколько сотен лекарственных растений. Папирус, вывезенный из Египта и хранящийся в Лейпцигском университете. В Египте применялись не только дикорастущие, но и культивируемые лекарственные растения. Так, клещевина, из которой добывается касторовое масло, разводилась за 2600 лет до н. э. Касторовое масло применялось как профилактическое средство. Египтяне, считая причиной возникновения всех болезней избыток пищи, рекомендовали в третий день каждого месяца принимать касторовое масло как слабительное. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, и многих других растений. Египтяне применяли также растения, привозимые из других стран, для чего снаряжали специальные экспедиции. Известна, например, посылка с этой целью пяти кораблей в 1500 г. до н. э. в страну Пунт (нынешнее Сомали). Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармаци» (защитник, исцелитель), отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, — фармация, фармакопея, фармакогнозия.
Древние греки
Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима.
Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах. По преданиям, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию.
Согласно греческой мифологии, богом врачей и врачебного искусства стал сын Аполлона исцеляющего — Асклепий. По Гомеру, он был царем Фессалии (около 1250 г. до н.э.). Детство и юность Асклепия прошли в горах Пелиона. Этот край был известен густыми лесами, целебным воздухом, богатыми минеральными источниками и обилием лекарственных трав. Воспитывал Асклепия мудрый кентавр Хирон. До нас дошли изображения Хирона с факелом в руке. Вероятно, этот факел символизировал его стремление нести свет знаний людям. Хирон, хорошо изучивший целебные свойства трав, одновременно был прекрасным воспитателем, музыкантом, гимнастом. Сочетая всеобъемлющие знания с редкой мудростью и доброжелательностью, он воспитал многих героев Эллады (Тесея, Ясона, Ахилла).
Асклепий не только воспринял знания учителя, но даже превзошел его в искусстве врачевания. С самого начала обучения Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Согласно мифам, Асклепий не только исцелял все болезни, но даже возвращал к жизни умерших. Этим он прогневал властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс убил Асклепия, метнув в него молнию. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Помещения для лечения больных при храмах назывались асклепийонами. Дочери Асклепия, Гигиея и Панакея, считались покровительницами отдельных отраслей медицины. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Изображалась она юной девой, держащей в руке чашу со змеей. Панакея была покровительницей лекарственного лечения и умела лечить от всех болезней. Поэтому панацеей стали называть легендарное средство от всех болезней.
mirznanii.com
Из истории применения лекарственных растений
Из истории применения лекарственных растений
С незапамятных времен человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. Лекарственные растения неоднократно прославлялись, даже в стихотворной форме. Например, поэма X века “Одо из Мена” описывает лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: “Три оружия есть у врача: слово, растение, нож”.
К сожалению, археологические раскопки не смогли открыть нам лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие до нас скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.
Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры—санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом,— “Книги приготовления лекарств для всех частей тела”. В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений.
В древнейшей библиотеке мира — библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (около 660 г. до н. э.) на глиняных табличках, написанных клинописью, также содержатся обширные сведения о лекарственных растениях. Наряду с их описанием указаны заболевания, при которых лекарственные растения используются, и в каком виде их нужно применять.
В медицине Древнего Китая можно найти упоминания о многих заболеваниях человека. Широко известен сборник лекарственных растений и различных средств Ли Ши-чженя (1522—1596) “Основы фармакогнозии”, в котором дана подробная характеристика многочисленных лечебных средств из лекарственных растений.
Врачи Древней Индии считали, что большинство заболеваний происходит от порчи “соков организма”, поэтому для лечения рекомендовались кровопускания, рвотные и другие средства, в том числе использовалась большая группа лекарств растительного происхождения. Многие индийские растения (особенно пряности) ввозили в Римскую империю. Некоторые из индийских растений давно вошли в европейскую медицинскую практику—чилибуха, раувольфия и др. “Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств...”,—гласит одна из заповедей древне-буддийской медицины.
Выдающийся представитель арабской медицинской школы Авиценна, тысячелетие со дня рождения которого в 1980 г. отметил весь прогрессивный мир, написал “Канон врачебной науки” в пяти томах. Он переведен на многие языки мира и в средние века был настольной книгой для арабских и европейских врачей. В своей книге Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.
Научная медицина начинает свое развитие со времен знаменитого врача Древней Греции Гиппократа (460—377 гг. до н. э.). В своей врачебной деятельности он широко использовал многочисленные растительные препараты. Ряд из них был, по-видимому, заимствован из египетской медицины. Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств.
Первое издание медицинской энциклопедии, или лечебника, принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (конец I века до н. э.—начало Г века н. э.). В восьми книгах “О медицине” он обобщил всю медицинскую литературу своего времени от “Яджурведы” древнеиндийского врача Сушрута до работ Аск-лепиада. В этом труде много места отводится лекарственным растениям. В нем описаны методы, применявшиеся для лечения различных заболеваний; даны рекомендации по использованию некоторых растений. В трудах Цельса можно найти не только ботанические описания подорожника, мака, тмина, винных ягод, камеди растений, но и практические способы их врачебного использования.
В половине первого столетия нашей эры врач римской армии в Азии Диоскорид составил обширнейший травник, включающий в себя большинство известных к тому времени лекарственных растений,— около 500 видов. Эта книга явилась не только травником, но и своеобразным сводом сведений по фармации и фармакологии того времени.
Автором нового учения о лекарственных растениях был знаменитый врач и фармацевт в Древнем Риме Клавдий Гален (129—201 н. э.). Им написано около 200 трудов по медицине. Наибольшее значение имеют два его травника, которые сыграли большую роль в медицине. Они неоднократно переводились на арабский, сирийский, персидский и древнееврейский языки. Автор был одним из инициаторов получения препаратов из растительного сырья — настоек, экстрактов и других лекарственных форм. И теперь они называются галеновыми препаратами и до сих пор не потеряли своего большого практического значения в медицине.
В IV веке появился наиболее известный из латинских травников, составленный Апулеем. Травник был настолько популярен, что, когда изобрели книгопечатание, первым среди медицинских книг был напечатан именно он. В IX и X веках появляются первые переводы травников Диоскорида, Талена и Апулея на европейские языки — итальянский, французский, английский, немецкий. Оригинальные европейские травники появляются позднее — в XV и XVI веках, причем приводимые в них сведения в значительной степени заимствованы из греческих и латинских травников.
Нынешнее Черноморское побережье славилось своими лекарственными травами. Гиппократ, побывав в этих местах, писал о прекрасных лекарствах из скифского корня (ревеня), понтийской абсинтии (полыни), ирного корня (аира) и др. Древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст (372— 287 гг. до н. э.) неоднократно в своих трудах упоминает скифскую траву, которая широко применялась для лечения ран.
В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры “Изборнике Святослава” (1073. г.). В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.
С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника “Мази”, составителем которого была внучка Владимира Мономаха — Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению “наружных” болезней.
Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ с давних времен применял в лечебной практике мед. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и многими другими веществами.
Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые “вертограды” с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов. “Сия книга глаголемая прохладный вертоград или лечебник Николая чудотворца” (“Прохладный Вертоград”) — один из довольно распространенных древнерусских лечебников. Она является переводом весьма популярной западноевропейской медицинской энциклопедии XV — XVI веков. Текст вертоградов с течением времени изменялся. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов.
Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые “аптекарские огороды” (1713 г.). Один из них “Санкт-Петербургский аптекарский огород” превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук.
Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Но о каком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть в то время и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.
Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал: “Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами”. С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Проводится ряд научных экспедиций в различные уголки России, выходят в свет книги с описанием большого количества лекарственных растений, произрастающих в различных регионах страны.
С открытием в Петербурге медико-хирургической академии (1798 г.) она стала центром по изучению лекарственных растений. Хотя конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, растительные лекарственные препараты не утратили своего значения. Тем не менее XIX столетие знаменуется уже некоторым упадком интереса к лекарственным растениям отечественной флоры.
После победы Октябрьской социалистической революции произошли коренные преобразования во всех сторонах жизни нашего народа. Они коснулись и использования лекарственных растений. Было решено создать фармацевтическую промышленность на собственном сырье, укрепить и развить растительную сырьевую базу с учетом потребностей аптечной сети и экспорта.
В 1919 г. была начата работа по объединению заготовок лекарственного сырья и передаче их в ведение государства. В последующие годы были приняты специальные законодательные акты о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений (в Лубнах, Могилеве, Ольгине, Битце, Сухуми и др.). С 1931 г. все они перешли в ведение вновь организованного Всесоюзного научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР, с 1969 г.—ВИЛР), в котором была сконцентрирована вся исследовательская и научно-производственная деятельность в области лекарственного растениеводства. Институт стал также центром ботанико-ресурсных и химических исследований.
Изучению многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придается большое значение. Кроме ВИЛ Ра, этим и поиском новых лечебных препаратов из растений занимается ряд других научно-исследовательских институтов, кафедр медицинских и фармацевтических вузов, университетов и педагогических институтов. Успешное изучение лекарственных растений как источника биологически активных веществ позволило получить и широко внедрить в медицинскую практику целый ряд новых высокоэффективных лечебных препаратов.
znakka4estva.ru
1. История применения лекарственных растений С древних времен растения были для людей не только источником питания, исходным материалом при изготовлении одежды, орудий труда и защиты, но также они помогали человеку избавиться от болезней. Уже в первобытном обществе использовались болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт и т.д. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран. С изобретением письменности эти сведения – как наиболее важные – были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов – это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э. В 145 строках даны прописи 15 рецептовi. С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не зная причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов, а лекарственные растения наделял таинственной силой, способной влиять на течение болезни и даже делать человека бессмертным. В рабовладельческом обществе появляются профессиональная медицина и врачебные школы со своими приемами воздействия на болезнь и секретными лекарствами. Тайны врачевания охранялись и наследовались по родству. История китайской медицины насчитывает несколько тысяч лет. Древние китайские врачи знали женьшень, эфедру, спаржу, кизил. Индийская медицина использовала около 800 растений, значительная часть которых применяется и в настоящее время. Широкое распространение фитотерапия получила в Ассирии, Вавилоне и Египте. Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Особенно ценные сведения о применении растений были прочитаны в древних памятниках письменности – египетских папирусах. В них были приведены рецепты на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, припарки. Египтяне знали о целебных свойствах алоэ, аниса, белены, мяты, подорожника. Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармации» (защитник, исцелитель), отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, - фармацевтика, фармация и т.д. Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима. Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах. Одним из выдающихся врачей и мыслителей Древней Греции является Гиппократ. Он создал учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения, сделал попытку собрать и привести в систему разрозненные наблюдения и сведения о лекарственных средствах, описал растения, которые применялись в медицине того времени: белена, бузина, горчица, ирис, золототысячник, миндаль, мята и др. Большая заслуга в истории медицины принадлежит арабским ученым. Они первыми ввели правила для изготовления лекарств, создали учение о ядах и противоядиях, ввели в медицинскую практику новые лекарственные вещества и лекарственные формы, они же первыми ввели испытание лекарств на животных. В 754 году была открыта первая аптекаii. Выдающийся представитель арабской медицины Авиценна. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей и оказало большое влияние на развитие европейской медицины. На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. Издавна в Москве продавалось все необходимое для лечения различных болезней. В 16 веке после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются врачи, открываются первые аптеки (открытие первой аптеки в России состоялось в 1581 году), утверждается Аптекарский приказ , создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Повсеместно организуется заготовка дикорастущих лекарственных трав. Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу. Необходимо особо остановиться на роли лекарственных растений во время Великой Отечественной войны. В эти тяжелейшие времена сбор лекарственных растений стал делом оборонного значения. В ряде научных центров Сибири были созданы комитеты ученых. Проблема была одна – изыскание и использование местного лекарственного сырья для нужд госпиталей и больниц. Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений, большинство из которых относились к «забытым» научной медициной, но активно использовались в народной. В качестве активных антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы фитонциды лука и чеснока, препараты календулы, бальзам из пихты, зверобойное масло. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. И здесь помог решить проблему сфагнум – торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает не только гигроскопическими, но и бактерицидными свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран. В 1941 году впервые в госпиталях стали применять лимонник. Настойку лимонника использовали не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты. Проблемой было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатывается из лекарственных растенийiii. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия. С течением времени отношение к растениям, как к средству лечения различных болезней менялось. Еще недавно беспрекословно доминирующее место занимали синтетические химические препараты, которые быстро устраняют симптомы болезни, болевые ощущения. Однако потом, все чаще стало проявляться их негативное воздействие на другие органы и системы организма, так называемое "побочное действие". Теперь врачи снова и снова обращают свой взор на фитотерапию (лечение растениями). Однако в научной медицине пока разрешено применять лишь малую часть видов лекарственных растений от всех видов, известных народной медицине. Легкая доступность растительного сырья, недостаточное развитие фитотерапии, отсутствие достаточного количества специалистов побуждает людей заниматься самолечением. Но это очень часто приводит к отравлениям, поскольку немало лекарственных растений являются ядовитыми. Поэтому, актуальным вопросом, на сегодня, является выяснение перечня ядовитых лекарственных растений, особенностей их воздействия на организм человека. iКузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высшая школа, 1992. 272 с. iiiКузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высшая школа, 1992. 272 с. |
d.120-bal.ru
История применения лекарственных растений | Народная медицина диагностика и лечение заболеваний
Сбор лекарственных трав. Сбор Брусники листья. Лекарственные травы. Диуретическое средство растительного происхождения. Фото. Сбор лекарственных трав. Сбор лекарственных трав. Сбор Брусники листья. Лекарственные травы. Диуретическое, противомикробное, противовоспалительное средство растительного происхождения. Обратите внимание! Не выдергивайте травы с корнями! Так вы сохраните естественные запасы целебных растений и не будете засорять лекарственное сырье. Сбор Брусники листья. Лекарственные травы. Диуретическое средство растительного происхождения.. . . .
Масляная композиция из семян лекарственных растенийЛунный календарь. Лекарственные травы. Посадка Лекарственных Растений. Фото. Лунный календарь. Лекарственные травы. Пикировка помидор БЕЗ Пересадки! Сурфиния – Королева САДА! Лунный календарь. Лекарственные травы. Посадка Лекарственных Растений. Посева семян Укропа, Петрушки листовой и корневой. Супер способ! Черенкование фиалок сенполий в гидрогель! Посев семян огурцов в яичную скорлупу. Эксперимент! Замачивание и закаливание семян В Мочалках (Губках)! Метод Керимова! Посадка Лекарственных Растений. На специальной странице данного раздела мы создали большую подборку видеоматериалов. . . .
10 самых полезных лекарственных растенийПравила сбора лекарственных трав. Бурые водоросли — лекарственные растения +. Фото. Доктор биологических наук Сафаргали Янтурин. Правила сбора лекарственных трав. Показания к применению. Бурые водоросли — лекарственные растения +. На этом сайте мы попытались собрать достойную коллекцию видеороликов о лечебных травах и растениях, а также полезные рецепты из них. Если вас интересуют лекарственные травы и растения, в данной категории нашего. . . .
Программа кружка Мир лекарственных растенийМагия Лекарственных Растений. ДАР БОГОВ. Рабочая встреча работников Гос. инспекции охраны. Фото. Магия Лекарственных Растений. ДАР БОГОВ. Обучающий РОЛИК в доступном качестве. Магия Лекарственных Растений. ДАР БОГОВ. Журналист С. Бережная. Оператор Д. Хрущ. На днях Брестский край с рабочим визитом посетили представители природоохранных инспекций стран Прибалтики. Рабочая встреча работников Гос. инспекции охраны. В рубрике данного раздела мы собрали большую подборку видеоматериалов о. . . .
Болезни комнатных растенийЯнварь Болезни комнатных растений. Растения которые очищают воздух в спальне. Какие цветы должны быть в спальне. Фото. Спасаем комнатные растения. Признаки поражения мучнистой росой и щитовкой. Январь Болезни комнатных растений. Растения которые очищают воздух в спальне. Какие цветы должны быть в спальне. Полезные цветы в спальне. Комнатные растения для спальни. Благоприятные цветы в спальне. Цветы в доме. Цветы необходимые в доме. Дом- Сад- Огород. Борьба с мучнистой. . . .
www.narodnaya-meditsina.com