Альберт великий о растениях. Справочник химика 21

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Альберт Великий[166]. Альберт великий о растениях


АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 548

  • Скопировать библиографическую ссылку:

Авторы: В. П. Гайденко, А. М. Шишков

Святой Альберт Великий. Деталь фрески Томмазо да Модена. 1352.Церковь Сан-Никколо. Тревизо (Италия).

АЛЬБЕ́РТ ВЕЛИ́КИЙ, Аль­берт Кёльн­ский, Аль­берт Тев­тон­ский, Аль­берт фон Боль­штедт [Al­ber­tus Mag­nus, Al­bert Colo­ni­en­sis (de Colo­nia), Al­bert Teutoni­cus, Al­bert von Bollstädt] [1193 (по др. дан­ным, 1206 или 1207), Лау­ин­ген, Шва­бия – 15.11.1280, Кёльн], нем. тео­лог, фи­ло­соф и ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель. За эн­цик­ло­пе­дич­ность сво­их по­зна­ний удо­сто­ен ти­ту­ла «все­объ­ем­лю­щий док­тор» (doc­tor uni­ver­salis). Учил­ся в Па­дуе, где, ве­ро­ят­но, в 1223 всту­пил в ор­ден до­ми­ни­кан­цев, и в Бо­ло­нье. Пре­по­да­вал в до­ми­ни­кан­ских шко­лах Гер­ма­нии (1228–40), в Па­риж­ском ун-те (1245–1248), по­сле 1248 – в до­ми­ни­кан­ской шко­ле в Кёль­не, где его уче­ни­ка­ми бы­ли Фо­ма Ак­вин­ский и Уль­рих Страс­бург­ский. В 1254–57 про­вин­ци­ал ор­де­на в Гер­ма­нии, в 1260–62 епи­скоп Ре­генс­бур­га, в по­сле­дую­щие го­ды вновь за­ни­мал­ся пре­по­да­ва­ни­ем. При­чис­лен Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью к ли­ку бла­жен­ных (1622) и свя­тых (1931). Сре­ди осн. его тру­дов: «Сум­ма о тво­ре­ни­ях» («Summa de crea­turis», 1240–43), «Об ин­тел­лек­те и ин­тел­ли­ги­бель­ном» («De in­tel­lectu et in­tel­li­gi­bili», ок. 1250), «О ду­ше» («De an­ima», 1254–57), «О при­чи­нах и о воз­ник­но­ве­нии все­об­ще­го» («De causis et processu uni­ver­sali­ta­tis», 1254–70), «О един­ст­ве ра­зу­ма про­тив Авер­ро­эса» («De uni­tate in­tel­lec­tus con­tra Aver­roem», 1256), «Ме­та­фи­зи­ка» («Meta­physica», по­сле 1262), «Сум­ма тео­ло­гии» («Summa the­olo­giae», 1270–1280) и др.

А. В. чёт­ко раз­гра­ни­чи­ва­ет сфе­ры фи­ло­со­фии и тео­ло­гии. Пред­ме­том ме­та­фи­зи­ки яв­ля­ет­ся бы­тие как та­ко­вое, по­зна­вае­мое в све­те ес­те­ст­вен­но­го ра­зу­ма; пред­мет тео­ло­гии – бы­тие, рас­смат­ри­вае­мое в его от­но­ше­нии к че­ло­ве­ку. В от­ли­чие от фи­ло­со­фии, стре­мя­щей­ся к зна­нию ра­ди зна­ния, тео­ло­гия яв­ля­ет­ся прак­тич. уче­ни­ем, ука­зы­ваю­щим че­ло­ве­ку путь к спа­се­нию. Ме­ж­ду тео­ло­ги­ей и фи­ло­со­фи­ей не мо­жет быть кон­флик­та, у них не толь­ко раз­ные пред­ме­ты, но и раз­ные спо­со­бы об­ре­те­ния зна­ния. Тео­ло­гия ру­ко­во­дству­ет­ся по­ло­же­ния­ми ве­ры, и ра­зум, ес­ли ему не­дос­туп­ны ис­ти­ны От­кро­ве­ния, дол­жен про­сто при­знать их ав­то­ри­тет. В по­зна­нии же при­род­но­го ми­ра ра­зум дол­жен опи­рать­ся на опыт и ло­гич. до­ка­за­тель­ст­во.

Бла­го­да­ря А. В. в оби­ход ср.-век. фи­ло­со­фии и нау­ки во­шли все ра­бо­ты Ари­сто­те­ля, ко­то­рые он из­ло­жил и про­ком­мен­ти­ро­вал с по­зи­ций, при­ем­ле­мых для хри­сти­ан­ской тео­ло­гии. Ут­вер­жде­ние о со­тво­рён­но­сти ма­те­рии и вре­ме­ни да­ло А. В. воз­мож­ность уза­ко­нить в рам­ках схо­ла­сти­ки ари­сто­те­лев­скую фи­зи­ку с её уче­ни­ем о не­пре­рыв­но­сти ма­терии как ос­но­вы из­ме­не­ния. Со­глас­но А. В., пер­вы­ми в по­ряд­ке тво­ре­ния бы­ли т. н. че­ты­ре со-веч­ных: ма­те­рия, вре­мя, при­ро­да ан­ге­лов и не­бо эм­пи­рея. В кос­мо­ло­гии А. В. не­оп­ла­то­нич. уче­ние о све­те пе­ре­пле­та­ет­ся с ари­сто­те­лев­ской кос­мо­ло­ги­ей и араб. ас­т­ро­ло­ги­ей: не­по­движ­ное не­бо эм­пи­рея – выс­шее в ие­рар­хии не­бес и объ­ем­лет­ся толь­ко не­бом Трои­цы, то­ж­де­ст­вен­ным Бо­гу. Не­бо эм­пи­рея – ана­лог не­по­движ­но­го дви­га­те­ля; имея при­ро­ду све­та, оно – при­чи­на мн. све­тов, ко­то­рые со­став­ля­ют сфе­ру звёзд и свои­ми влия­ния­ми обу­слов­ли­ва­ют дви­же­ние эле­мен­тов и тем са­мым все­го в ми­ре. Ес­ли Ари­сто­тель в уче­нии о ду­ше до­пус­кал су­ще­ст­во­ва­ние толь­ко аб­со­лют­но про­стой не­ма­те­ри­аль­ной суб­стан­ции (в авер­ро­из­ме она един­ст­вен­на и яв­ля­ет­ся об­щей для всех душ, ока­зы­ваю­щих­ся, т. о., смерт­ны­ми), то А. В. при­ни­мал суще­ст­во­ва­ние мно­гих не­ма­те­ри­аль­ных суб­стан­ций (ан­ге­лы и дея­тель­ные ра­зу­мы, со­став­ляю­щие бес­смерт­ную часть ка­ж­дой че­ло­ве­че­ской ду­ши), ка­ж­дая из ко­то­рых яв­ля­ет­ся и про­стой, по­сколь­ку в ней «то, что есть» сов­па­да­ет с её сущ­но­стью, и со­став­ной, по­сколь­ку её бы­тие не то­ж­де­ст­вен­но её сущ­но­сти. В ито­ге А. В. уда­ёт­ся при­ми­рить уче­ние Ав­гу­сти­на о ду­ше как о про­стой, не­ма­те­ри­аль­ной и бес­смерт­ной суб­стан­ции с ари­сто­те­лев­ским пред­став­ле­ни­ем о ду­ше как фор­ме жи­во­го те­ла.

А. В. ут­вер­дил в оби­хо­де схо­ла­сти­ки свод ес­теств.-на­уч. зна­ний, пред­став­лен­ных в со­чи­не­ни­ях Ари­сто­те­ля и араб­ских учё­ных; на­ря­ду с боль­шой сис­те­ма­ти­за­тор­ской ра­бо­той в об­лас­ти ес­те­ст­во­зна­ния он про­во­дил и собств. ис­сле­до­ва­ния, ос­но­ван­ные на на­блю­де­нии и опы­те. Сре­ди его ра­бот есть трак­та­ты, по­свя­щён­ные зоо­ло­гии («О жи­вот­ных» – «De ani­mali­bus» в 26 кни­гах, пер­вые 19 из ко­то­рых опи­ра­ют­ся на ари­сто­те­лев­ские тру­ды, а ос­таль­ные по­строе­ны по са­мо­сто­ят. пла­ну), бо­та­ни­ке («О рас­те­ни­ях» – «De vegetabili­bus»), ми­не­ра­ло­гии («О ми­не­ра­лах» – «De min­er­ali­bus», где А. В. опи­сал 95 их ви­дов), а так­же ас­тро­но­мии, кли­ма­то­ло­гии, гео­гра­фии: «О не­бе и ми­ре» («De caelo et mundo»), «О свой­ст­вах эле­мен­тов» («De pro­prie­ta­ti­bus ele­men­torum»), «О не­бес­ных яв­ле­ни­ях» («De me­te­o­ris»), «О при­ро­де ме­ст­но­стей» («De na­tura lo­corum») и др. Он на­блю­дал ко­ме­ты и лун­ную ра­ду­гу, изу­чал мор­ские те­че­ния, го­ря­чие ис­точ­ни­ки, гор­ные сис­те­мы, вул­ка­ны, зем­ле­тря­се­ния; воз­мож­но, пер­вым по­лу­чил ме­тал­лич. мышь­як. А. В. ин­те­ре­со­вал­ся и, ви­ди­мо, сам за­ни­мал­ся ас­т­ро­ло­ги­ей и ал­хи­ми­ей; при­пи­сы­вае­мая ему «Кни­жи­ца об ал­хи­мии» со­дер­жит опи­са­ние ал­хи­мич. опы­тов и ла­бо­ра­тор­но­го обо­ру­до­ва­ния для них. Ему при­пи­сы­ва­лись так­же ок­культ­ные трак­та­ты, что соз­да­ло ему ре­пу­та­цию ма­га и чер­но­книж­ни­ка.

bigenc.ru

Альберт Великий - Дом Солнца

Альбе́рт Вели́кий (1193?, Лауинген, Швабия - 15 ноября 1280, Кёльн) — (лат. – Albertus Magnus), Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, ученый. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви.

Биография

Альберт Великий (фреска, 1352, Тревизо, Италия)Родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Точная дата рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. С 1228 по 1254 гг. Альберт преподаёт в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы. В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту числа братьев. В 1260 Папа Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет Альберт отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям. До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кельн, где и жил до смерти. Умер в 1280 в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви св. Андрея. Беатифицирован в 1622 г, в 1931 г. папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 г. был провозглашён покровителем учёных. День памяти в Католической Церкви – 15 ноября.

Богословие и философия Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие – его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии. Среди главных сочинений – Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии).

Естественные науки Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях науки, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и френология. Он много занимался химией и алхимией, кроме всего прочего, впервые выделил в чистом виде мышьяк. Альберт Великий ввёл в обиход европейской науки очень большой объём знаний, недоступный для неё ранее, почерпнутый в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор универсальный). Среди главных работ – De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др.

www.sunhome.ru

Альберт Великий — WiKi

Биография

Родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Точная дата рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами.

Около 1212 года поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. В 1223 году вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. С 1228 по 1254 годы Альберт преподаёт в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы. Еще до начала преподавания в Париже (1245) происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям.

В 1254 году назначен провинциалом Доминиканского ордена. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту числа братьев. В 1260 году Папа Римский Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет Альберт отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям.

До 1270 года Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кёльн, где и жил до смерти.

28 апреля 1275 года он освятил базилику Святого Вита в Гладбахе, о чём свидетельствует документ, скреплённый печатью Альберта Великого и хранящийся в ризнице базилики[2].

Умер в 1280 году в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви Св. Андрея.

  Гробница Альберта Великого

Беатифицирован в 1622 году, в 1931 году папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 году был провозглашён покровителем учёных.

День памяти в католической церкви — 15 ноября.

Богословие и философия

Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие — его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии. Среди главных сочинений - Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии).

Естественные науки

Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях знаний, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и френология, химия и алхимия (впервые выделил в чистом виде мышьяк).

Альберт Великий ввёл в европейскую науку знания, почерпнутые в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор всеобъемлющий)[3]. Среди главных работ — De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др.

В честь Альберта Великого немецким ботаником Майером назван род африканских деревьев с красивыми трубчатыми цветками из семейства Мареновые — Альберта (Alberta)[4].

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Альберт Великий - Книга Знаний

Философ Альберт Великий

Альбе́рт Вели́кий (1193?, Лауинген, Швабия - 15 ноября 1280, Кёльн) — (лат. – Albertus Magnus), Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт – философ, теолог, ученый. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви.

Биография

Альберт Великий (фреска, 1352, Тревизо, Италия)Родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Точная дата рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным м. В 1223 г. вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. С 1228 по 1254 гг. Альберт преподаёт в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы. В 1245 г. в Париже происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. В 1254 г. назначен провинциалом Доминиканского ордена. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту братьев. В 1260 Папа Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет Альберт отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям. До 1270 г. Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кельн, где и жил до смерти. Умер в 1280 в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви св. Андрея. Беатифицирован в 1622 г, в 1931 г. папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 г. был провозглашён покровителем учёных. День памяти в Католической Церкви – 15 ноября.

Богословие и

Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие – его наверняка собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена и теологии. Среди главных сочинений – Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии).

Естественные науки

Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях науки, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, и френология. Он много занимался химией и алхимией, кроме всего прочего, впервые выделил в чистом виде мышьяк. Альберт Великий ввёл в обиход европейской науки очень большой объём знаний, недоступный для неё ранее, почерпнутый в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования именно природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор универсальный). Среди главных работ – De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др.

Источник

knowledgebook.ru

Альберт Великий - Справочник химика 21

    Вероятно, впервые выделен Альбертом Великим (1193 - 1280). [c.119]

    М. известен с глубокой древности. Еще Аристотель упоминал его прир. сернистые соединения. Неизвестно, кто первый получил элементарный М., обычно это достижение приписывают Альберту Великому ок. 1250. Хим. элементом М. признан А. Лавуазье в 1789. [c.157]

    Увлечение Альберта Великого алхимией передалось его ученику Фоме Аквинскому (1225—1274), который, по свидетельству современника, утверждал Если золото и серебро, сделанные алхимиками, не имеют настоящего вида золота и серебра, продавать их и торговать ими несправедливо прежде всего существуют некоторые употребления истинного золота и серебра, согласно их природным качествам, которых не имеет золото, сделанное алхимиками. Но если алхимическим путем приготовлено настоящее золото, то торговать им как золотом не запрещается, потому что ничто не запрещает искусству пользоваться какими-либо естественными источниками и получать естественные результаты и истины, как говорит Августин  [c.44]

    Мышьяк - 1250 Альберт Великий Германия [c.230]

    Ок. 1250 Альберт Великий впервые упоминает о мышьяке. [c.632]

    Название амальгама для сплава ртути с металлами, и особенно с золотом и серебром, применялось, кажется, Фомой Аквинским, который хотя не занимался алхимической практикой но под влиянием своего учителя Альберта Великого благосклонно относился к алхимикам и интересовался вопросами алхимии в абстрактном плане, не исключая возможности превращения неблагородных металлов в благородные. [c.51]

    Таким образом, Альберт Великий явился одним из основоположников средневековой схоластической философии. Кроме того, Альберт Великий занимался и некоторыми вопросами физики, алхимии, астрологии. Он, по-видимому, сам проводил опыты трансмутации металлов, посещал алхимические лаборатории и мастерские ремесленников. В его сочинениях приводятся сведения о компасе, описывается порох, который в то время еще не нашел применения в Европе. Альберту приписываются также удивительные изобретения (например, автомата, в виде человеческой головы), что давало повод современникам считать его магом и колдуном. Однако помимо богословия и философии Альберт более всего занимался алхимией .  [c.104]

    Причины преследований Бэкона, по-видимому, двоякого рода. С одной стороны, Бэкон, хорошо знакомый с арабскими философскими и алхимическими произведениями, открыто выступал против церковной схоластики и, в частности, против Альберта Великого и Фомы Аквинского, которые утверждали, что философия (т. е. религиозная схоластика, основанная ими) уже достигла своего совершенства. С другой стороны, руководители [c.106]

    Первым видным европейским алхимиком был Альберт Больш-тедский (около 1193—1280), более известный как Альбертус Магнус (Альберт Великий). Он тщательно изучил работы Аристотеля, и именно благодаря ему философия Аристотеля приобрела особое значение для ученых позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий в описаниях своих алхимических опытов дает настолько точную характеристику мышьяку, что ему иногда приписывают открытие этого вещества, хотя, по крайней мере в примесях, мышьяк был известен алхимикам и до него. [c.23]

    Современником Альберта Великого был английский ученый мо-на) Роджер Бэкон (1214—1292), который известен сегодня прежле всего благодаря своему четко выраженному убеждению, что залогом прогресса науки являются экспериментальная работа и приложение к ней математических методов Он был прав, но мир еще не был готов к этому. Бэкон попытался написать всеобщую энциклопедию чнаний и в своих работах дал первое описание пороха. Иногда его называют изобрегателем пороха, но это не соответствует действительности настоящий изобретатель остался нeи вe тным. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник. [c.23]

    Учение об алхим. началах-принципах противостоит двум осн. направлениям средневекового природознания (13 в.) созерцательному опыту оксфордской школы (Р. Бэкои, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи-лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки нового времени, оперирующей с реальными в-вами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный А. научной химии-науке нового времени. [c.107]

    Предшественниками хим. справочных изданий были нек-рые рукописи 1-4 вв. (напр.. Плиния Старшего). В сочинении араб, алхимика Джабира ибн Хайяна Книга семидесяти изложены хим.-металлургич. знания того времени из др. трудов алхимиков интересны Книга тайн и Книга тайны тайн Абу-ар-Рази, к-рый первым сделал попытку классифицировать все известные к тому периоду в-ва, а также Книга об алхимии Альберта Великого и сочинения Р. Бэкона, Важную роль для создания первых энциклопедий сыграли работы В. Бирингуччо О пиротехнии (1540), Г. Агри-колы О горном деле и металлургии (1556) и А. Либавия Алхимия (1597). [c.249]

    Аз мышьяк Соединения известны с древних времен В свободном виде, по-видимому, получен алхимиком Альбертом Великим (XIII в.) [c.164]

    Альберт Великий Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя же ее произведено от греческого arhumo ar he — начало, принцип). С помощью алхимии включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются, причем несовершенные становятся совершенными . Намек на болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент . [c.47]

    В 1260 г. алхимик и епископ Альберт Великий (Альберт фон Больш-тедт) в поисках эликсира молодости решил попытаться выделить его из железного купороса. Засыпав в реторту порошок купороса, он стал ее нагревать. Вначале из реторты пошел белый дым , а потом в сосуд-приемник начали поступать бесцветные прозрачные капли неизвестной жидкости. Епископ собрал немного этой жидкости и размешал ее оструганной деревянной палочкой палочка вскоре почернела. Капля этой жидкости попала на сутану епископа, и вечером он увидел на этом месте отверстие в ткани... Пить полученную жидкость, употребляя как эликсир , очевидно, было опасно. Альберт Великий назвал полученную жидкость купоросным маслом . Позднее, в 1590 г., немецкий алхимик и врач Андреас Либавий, тоже пытаясь отыскать эликсир , смешал серу и селитру, а потом нагрел смесь в длинногорлой колбе-алембике, отводя выходящий из нее дым в сосуд с водой. Когда в колбе осталась только коричневая сплавленная масса, он закончил опыт и стал испытывать содержимое сосуда с водой, где поглощался дым . Капнул немного этой жидкости на кусок железа, и она зашипела и запузыри-лась нанес ее на свинцовую пластину — осталось белое пятно. Но свинец не поддался кислому спирту , как назвал полученную жидкость Либавий. Как теперь называют купоросное масло и кислый спирт  [c.245]

    XIII в. Появление работ Альберта Великого и его ученика Фомы [c.631]

    Приведем здесь только отдельдае примеры. Знаменитый философ и алхимик немецкий епископ Альберт фон Больштедт, известный в истории как Альберт Великий (1193—1280), считал  [c.20]

    Эмпедокл объяснял сочетание элементов друг с другом любовью и ненавистью . Гераклит считал, что соединяться могут только вещества с противоположными свойствами. Эти представления сохранялись долгое время, вплоть до XIII в., когда Альберт Великий создал учение о том, что соединение веществ происходит благодаря сходным свойствам. Для обозначения этих свойств он употреблял термин химическое сродство , подразумевая под ним причину химического взаимодействия. [c.96]

    Альберт Великий (1193—1280). Родился в Больштедте, учился в Павии, Падуе и Болонье. Доминиканский монах, в 1260 г. стал епископом Регенсбургским умер в Кельне. Один из самых выдающихся представителей схоластики , был учителем Фомы Аквинского. Альберт Великий был убеждеЕшым алхимиком, хотя как экспериментатор не внес никакого оригинального вклада в химию. Его самые важные сочинения Об алхимии , О металлах и минералах , О растениях  [c.43]

    Как уже было сказано, в XII в. в Западной Европе стали известны некоторые сочинения Аристотеля, особенно его трактаты по логике и метафизике. Вскоре философия Аристотеля стала преподаваться в университетах и монастырских школах. Однако в 1209 г. изучение Аристотеля в школах было запрехцено Парижским собором на том основании, что давало поводы к возникновению ересей. По-видимому, это запре-ш,ение не имело успеха, так как несколько лет спустя последовало новое запрещение изучать в университетах естественнонаучные сочинения Аристотеля. В такой обстановке Альберт Великий вместе с Фомой Аквинским занялись комментированием Аристотеля, чтобы устранить противоречия положений, развитых Аристотелем, с догмами церкви. [c.103]

    В своих толкованиях Аристотеля Альберт Великий и Фома Аквинский допускали полный произвол. Они объясняли отдельные положения учения великого философа, стремясь примирить их с религиозными догмами, искажая их смысл. В XVI в. один из видных доминиканских монахов — утопический социалист Кампанелла следующими словами оценил эту деятельность пер- [c.103]

    В ту же эпоху широкой известностью пользовался алхимик и врач Арнольд Вилланованский (около 1235—1313). Он не был монахом в отличие от Альберта Великого [c.112]

    В XIV в. в Европе получили широкое распространение сочинения араба Гебера (Псевдоджабира) Сумма совершенства и др. (см. стр. 86). Эти сочинения не могли принадлежать Джабиру ибн Гайяну уже хотя бы потому, что такие знатоки арабской алхимической литературы, как Альберт Великий и Роджер Бэкон, его совершенно не упоминают в своих сочинениях. По-видимому, они написаны неизвестным автором лишь в XIV в. Этот неизвестный автор-алхимик от имени легендарного арабского ученого систематически излагает сведения по теории и практике ал- [c.117]

    Мышьяк (аг е/ггсн/я) описывается у Альберта Великого (1250 г.). Элементарная природа была установлена Шредером (1694 г.) и Брандтом (1733 г). Латинизированное название элемента arseni um происходит от греческого названия — мышьяк. [c.171]

chem21.info

Альберт Великий Википедия

Альбе́рт Вели́кий или Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт (лат. Albertus Magnus, около 1200, — 15 ноября 1280) — средневековый немецкий философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви, наставник Фомы Аквинского.

Биография

Родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене. Точная дата рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами.

Около 1212 года поступил в Падуанский университет, где изучал труды Аристотеля и Отцов церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. В 1223 году вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. С 1228 по 1254 годы Альберт преподаёт в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы. Еще до начала преподавания в Париже (1245) происходит знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям.

В 1254 году назначен провинциалом Доминиканского ордена. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту числа братьев. В 1260 году Папа Римский Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет Альберт отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям.

До 1270 года Альберт жил в Регенсбурге, потом переехал в Кёльн, где и жил до смерти.

28 апреля 1275 года он освятил базилику Святого Вита в Гладбахе, о чём свидетельствует документ, скреплённый печатью Альберта Великого и хранящийся в ризнице базилики[2].

Умер в 1280 году в Кёльне, где и похоронен в доминиканской церкви Св. Андрея.

Гробница Альберта Великого

Беатифицирован в 1622 году, в 1931 году папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 году был провозглашён покровителем учёных.

День памяти в католической церкви — 15 ноября.

Богословие и философия

Альберт Великий изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие — его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии. Среди главных сочинений - Summa de creatoris (Сумма о творениях), De anima (О душе), De causis et processu universitatis (О причинах и о возникновении всего), Metaphysica (Метафизика), Summa theologiae (Сумма теологии).

Естественные науки

Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях знаний, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и френология, химия и алхимия (впервые выделил в чистом виде мышьяк).

Альберт Великий ввёл в европейскую науку знания, почерпнутые в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны. Альбертом была проведена гигантская систематизаторская работа. За свои разносторонние знания Альберт получил имя Doctor universalis (Доктор всеобъемлющий)[3]. Среди главных работ — De animalibus (О животных), De vegetalibus et plantis (О растениях), De mineralibus (О минералах), De caelo et mundo (О небе и мире) и др.

В честь Альберта Великого немецким ботаником Майером назван род африканских деревьев с красивыми трубчатыми цветками из семейства Мареновые — Альберта (Alberta)[4].

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Альберт Великий[166]. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир

Альберт Великий[166]

Книга о природе и происхождении души[167]

Глава 6. О том, что одна лишь разумная душа есть совершенство, и о том, каким образом она делает завершенными человека и его члены, и каким образом она есть совершенство растительной и чувствующей душ, и каким образом она неотделима от них, а они отделимы от нее.

Нельзя не сказать, что эта душа, хотя она является одной субстанцией человека, тем не менее обладает многими потенциями, в силу того что она сосредоточивает в себе потенции всех предшествующих ей в порядке природы форм, которые все восполняются в мыслительной природе, словно в последнем пределе и завершении, и которые суть бытие субстанциально тем способом, каким форма есть субстанция и живое и чувствующее, после коих следует мыслительное. И когда зарождается человек, как мы сказали, вследствие непрерывности движения, беспрестанно исходящего от потенции к акту, не будут одновременными ни бытие и живое, ни живое и чувствующее, ни чувствующее и разумное. И на живое и чувствующее действуют силы, которые находятся в семени благодаря воздействию души и высшего разума, однако на восполнение, каковым является разумное и мыслительное бытие, действует один лишь разум первопричины, по образу и подобию которого создана разумная субстанция. И потому также и сама субстанция души в целом посредством растительной и чувствующей потенций соединяется с телесными органами и не действует без них, однако посредством последнего разумного и мыслительного восполнения она не соединяется совершенно ни с какой частью тела и не является актом какой-либо части тела. И из этого проистекает, что названные части души по-разному придают форму ими одушевляемому. Ведь растительная душа, в силу того что она наиболее близка к материи, придает форму и целому и части, в которых она является окончательным совершенством; ибо и все растение мы называем растением, и каждая его часть, не отделенная от него, как-то: ветка, ствол и т. п. называется растением. И причина этого в том, что душа сообразно всей своей мощи, которая является совокупностью ее сил, находится в каждой части; ибо в каждой части растения она питается, произрастает и порождает. В тех же существах, в которых чувствующая душа есть окончательное совершенство, она обозначает и делает завершенным целое, в силу того что в целом заключена вся совокупность ее способностей. Но поскольку сообразно частям она распределена между частями, и каждая ее способность не находится в каждой части, то она обозначает части лишь соответственно отдельным частям своей способности; и потому весь лев есть животное и лев, однако его глаз не есть животное или лев, а есть его часть, обретающая совершенство посредством зрения. И так же — с другими частями. Разумная же душа, в силу того что она есть форма человека, делает человека вполне человеком. Но поскольку сообразно отдельным способностям она не распределена между членами, то ни она, ни ее силы не обозначают члены, и потому глаз человека не является человеком, и не мыслит, и не рассуждает. Вследствие этого известно, что сообразно каждой своей способности сама она отделена от частей тела и потому более, чем все другое, близка к подобию первопричине. Тем не менее силы, которые свойственны ей в порядке природ и которые суть потенции в ней и восполняются благодаря ей (каковыми являются чувствующая и растительная сила), распределены ею между частями тела. И потому разумная душа, поскольку она разумна, сообразно природному бытию соединена с целым, а не с какой-либо его частью. Ведь если бы она не была соединена с целым, то она представляла бы собой не человека, а только живое существо, которое образуется благодаря ей; а это нелепо. И если бы она не была восприемлемой при зарождении, она не была бы естественной формой человека, что опять-таки нелепо.

Следовательно, она такова, поскольку она разумна. Сообразно тому способу, каким она является субстанцией, сосредоточивающей в себе, словно в восполняющем и последнем сущностном завершении, бытие, жизнь и чувство, она есть та самая субстанция, из которой проистекают некоторые способности, привязанные к частям тела, и некоторые способности, не привязанные к частям тела. И те способности, которые привязаны к телу, являются как бы орудиями, при посредстве которых разумная душа управляет и движет телом. И поэтому как растительная душа в растениях накладывает отпечаток на природу и по этой причине природа в растительной душе действует на растительную форму, наложившую на нее отпечаток, и как чувствующая душа в живых существах накладывает отпечаток на растительную душу и через посредство растительной души на природу, дабы та действовала на чувствующую форму, так в человеке разумная природа накладывает отпечаток на чувствующую душу, и через посредство чувствующей души накладывает отпечаток на растительную душу, и через посредство последней накладывает отпечаток на природу, дабы всякое действие тела получало завершение вплоть до разумной формы. Вследствие этого плоть и кости человека и прочее в том же роде не совпадают по форме, виду и устроению с плотью и жилами неразумных животных.

Далее, из этого явствует, что сами растительная и чувствующая потенции не одни и те же в человеке, в растениях и в неразумных животных, так как эти потенции наличествуют в человеке сообразно бытию разумной души. Ведь одна лишь последняя форма дает бытие виду и форме, а все предшествующие формы — сущностные потенции, определяемые через посредство последней формы, как уже довольно часто говорилось. Из этого также очевидно, что растительная и чувствующая формы отделены от разумной по положению и субъекту, а разумная форма ни в мысли, ни по положению, ни по субъекту не может быть отделена от растительной и чувствующей форм, как последующая форма никогда не может быть помыслена отделенной от той формы, которая предшествует ей в порядке природы и которую она делает завершенной и располагает по порядку, ибо в отношении субъекта предшествующая форма соотносима с последующей, как мы говорили в предыдущих книгах.[168] Здесь предполагается то, что было доказано в предыдущих книгах.

От одного этого рассеивается все заблуждение Аверроэса[169] и Абубацера,[170] говорящих, что во всех людях есть численно один разум. Ведь если во всех людях есть сообразно бытию численно один разум, то нужно, чтобы во всех людях была численно одна растительная природа и во всех людях была численно одна чувствующая природа, и, следовательно, нужно, чтобы во всех людях были численно одно переваривание и численно одно приращение, и численно одно зрение, и одно воображение, и одна память; а это нелепо и достойно осмеяния. Итак, известно, что во всех людях нет численно одного разума.

Из вышеприведенного также известно, что говорили некоторые древние стоики, следовавшие основоположениям Платона, а именно: что природа через посредство начал, которые заключены в семени, действует на мыслительную душу, но не действует на саму душу, ибо, как было сказано, из движущихся в семени начал, которые, обретая форму под воздействием разума, находятся в движении при зарождении человека, жизнь — прежде, чем чувство, и чувство — прежде, чем разум, восполнение же разумом осуществляется не под воздействием какого-либо из начал, движущихся в материи, а, скорее, самим светом движущего разума, являющегося первопричиной. И на этом основании Аристотель в книге "О причинах свойств элементов и планет"[171] сказал, что разумная душа творится в человеческом зародыше по велению бога и есть некое отражение его света.

Далее, уже ясно, каким образом из всех естественных форм мыслительная душа представляет собой наиболее истинную форму, в силу того что она более, чем другие, обособлена и превосходнее всех других и в силу того что она сосредоточивает в себе все другие формы как потенции, каковыми являются бытие, жизнь, чувство, движение, сообразно месту, и мышление. И коль скоро это — превосходнейшие блага, изливающиеся от первопричины к совершенствам естественных вещей, несомненно, что она есть превосходнейшее бытие, которое все эти блага не порознь, а воедино сводит к мыслительному бытию, как очевидно из предшествующего. И из всех творений, которые получают бытие посредством порождения, только она находится вблизи первопричины и непосредственно связана с нею. Вот какова истинная природа человеческой души.

Atbertus Magnus. Opera omnia. Т. 12. Monasterii Westfalorum, 1955. P. 14–15

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта