Рабочая программа по дисциплине «Основы иммунологии» для специальности 011600 «Биология» и013500«Биоэкология». Иммунитет растений рабочая программа
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Иммунитет растений»
Транскрипт
1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ИНСТИТУТ филиал ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.А. ЕЖЕВСКОГО» Факультет Технологический Кафедра Агрономии Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Иммунитет растений» Направление подготовки «Агрономия» Форма обучения: заочная Квалификация (степень) Бакалавр Курс 5 курс Чита 2016
2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины: предмет курса «Иммунитет растений» совместно с другими дисциплинами направлен на высококвалифицированную подготовку студентов в области защиты растений. Вместе с тем он способствует более глубокому усвоению профилирующих дисциплин. Цель: формирование знаний, умений и навыков по особенностям формирования иммунитета растений к болезням и повреждениям насекомыми. Основные задачи освоения дисциплины: Ознакомление студентов с классификацией явлений иммунитета, с особенностью патогенов, обуславливающих их способность вызывать инфекцию, с механизмами защиты растений, с различными способами повышения устойчивости растений, с генетикой устойчивости растений к инфекционным болезням, с методами создания устойчивых сортов, а также с методами диагностики устойчивости растений. Результатом освоения дисциплины «Иммунитет растений» является овладение бакалаврами по направлению подготовки Агрономия следующих видов профессиональной деятельности: - производственно-технологическая; - организационно-управленческая; - научно-исследовательская. в том числе компетенциями заданными ФГОС ВО. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина «Иммунитет растений» находится в Вариативной части блока Б1 учебного плана. Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен иметь базовые знания по дисциплинам: энтомология, ботаника, системы защиты растений, основы карантина, растениеводство, агрохимия. Знания и умения, полученные в результате освоения дисциплины, являются необходимыми для успешного прохождения дисциплин: карантинные вредители и болезни растений, биология карантинных организмов/досмотр и экспертиза подкарантинной продукции, а также преддипломной и производственной практик и для написания выпускной квалификационной работы (для профиля защита растений). Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками в целях приобретения следующих компетенций:
3 Трудовое действие 1 Наименование компетенции, необходимой для выполнения трудового действия (планируемые результаты освоения ОП) Общепрофессиональные компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенции ОПК 4 - способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции В области знания и понимания (А) Знать: морфологические признаки наиболее распространенных в регионе дикорастущих растений и сельскохозяйственных культур, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции В области интеллектуальных навыков (В) Уметь: распознавать по морфологическим при-знакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции В области практических умений (С) Владеть: способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции Профессиональные компетенции Трудовая функция Организация производства продукции растениеводства 1 1 Указывается в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии) или квалификационными требованиями. Трудовые действия указываются, как правило, для профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности. Для общекультурных и общепрофессиональных компетенций трудовые действия указываются в случае соответствия.
4 Трудовая функция Проведение мероприятий по выращиванию и первичной обработке продукции растениеводства 2 - Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий 1 ; - Прием и регистрация проб сельскохозяйственных растений 2 ; - Определение качества продукции растениеводства 2 Обобщение статистическая результатов 1 и обработка ПК 3 - способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства ПК 4 - способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов В области знания и понимания (А) Знать: методику лабораторного анализа образцов почв, растений и продукции растениеводства В области интеллектуальных навыков (В) Уметь: применять методы лабораторного анализа образцов почв, растений и продукции растениеводства В области практических умений (С) Владеть: способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства В области знания и понимания (А) Знать: методы обобщения и статистической об-работки результатов опытов, формулирования выводов В области интеллектуальных навыков (В) Уметь: применять методы обобщения и статистической обработки результатов опытов, формулирования выводов В области практических умений (С) Владеть: способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов 4 з.е Объем дисциплины и виды учебной работы: Заочная форма обучения: курс 5, семестр 2, вид отчетности экзамен Вид учебной работы Объем часов / зачетных единиц Объем часов / зачетных единиц Объем часов / зачетных единиц
5 всего 1 семестр 2 семестр Общая трудоемкость дисциплины 144/4-144/4 Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) в том числе: Лекции (Л) Семинарские занятия (СЗ) Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа: Курсовой проект (КП) Курсовая работа (КР) Расчетно-графическая работа (РГР) Реферат (Р) Эссе (Э) Контрольная работа/опрос Самостоятельное изучение разделов Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) Подготовка и сдача экзамена 9-9 Подготовка и сдача зачета /4
6 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества часов и видов учебных занятий: Заочная форма обучения п/п Раздел дисциплины (тема) Семест р Неделя семест ра Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Лекц ии (Л) Практ. (семинар ские) занятия Лабор ат. работ ы (ЛР) Самост. работа (СРС) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Предмет, значение и задачи фитоиммунологии. Краткий очерк истории возникновения и развития учения об иммунитете растений опрос 2 Эволюция и типы паразитизма у микроорганизмов. Механизмы нападения патогенов 3 Категории растительного иммунитета. Механизмы защиты растений. Факторы пассивного иммунитета опрос опрос 4 Активный иммунитет растений опрос 5 Генетические основы иммунитета растений и опрос методы создания устойчивых сортов 6 Оценка устойчивости сортов к болезням Опрос, реферат 7 итого экзамен
7 5.2. Тематическое содержание дисциплины Раздел Тема и краткое содержание темы п/п дисциплины I II III 1 Предмет, значение и задачи фитоиммунологии. Краткий очерк истории возникновения и развития учения об иммунитете растений 2 Эволюция и типы паразитизма у микроорганизмов. Механизмы нападения патогенов 3 Категории растительного иммунитета. Механизмы защиты растений. Факторы пассивного иммунитета 4 Активный иммунитет растений Использование устойчивых сортов как наиболее совершенный метод борьбы с болезнями растений. И.И. Мечников как основоположник фагоцитарной теории иммунитета. Механическая теория иммунитета Кобба. Хемотропическая теория Масси. Кислотная теория Комеса. Общебиологическая генетическая теория иммунитета Н.И. Вавилова. Источники возникновения новых патогенных форм микроорганизмов. Природные процессы и антропогенная деятельность, влияющие на эволюцию микроорганизмов. Основные типы микроорганизмов по характеру их патогенных свойств: облигатные сапрофиты, факультативные паразиты, факультативные сапрофиты, облигатные паразиты. Примеры эволюции у грибов на конкретных родах. Основные свойства микроорганизмов, обуславливающие их патогенность: вирулентность, агрессивность, инвазионность. Роль ферментов в физиологии заражения растений. Конститутивные и адаптивные ферменты. Роль токсинов в заражении растений факультативными паразитами и сапрофитами. Механизмы защиты растений. Понятие о неспецифическом и специфическом иммунитете. Иммунитет естественный (врожденный) и искусственный (приобретенный). Комплексный иммунитет. Пассивный и активный иммунитет. Анатомо-морфологические особенности растений как факторы пассивного иммунитета. Функциональные физиологические свойства растений, обуславливающие их устойчивость: поведение устьиц, образование перидермы, характер прорастания семян, характер цветения. Физиологобиохимические факторы пассивного иммунитета: роль в иммунитете отдельных химических компонентов содержащихся в клетке углеводов, белков и продуктов его распада, органических кислот, ФАВ. Присутствие в растениях специфических веществ, обуславливающих их устойчивость. Фитонциды и их роль в иммунитете растений. Основные типы защитных реакций растений: антитоксическая реакция, реакция сверхчувствительности. Окислительные процессы в пораженных тканях. Участие фенолов и их производных в защитных реакциях растений. Фитоалексины и их роль в активном иммунитете. Явление фагоцитоза у растений.
8 5 Генетические основы иммунитета растений и методы создания устойчивых сортов 6 Оценка устойчивости сортов к болезням Типы специализации возбудителей болезней: онтогенетическая, органотропная, гистотропная. Монофаги, алигофаги, полифаги. Специализированные формы и расы. Теория Флора «ген на ген». Комплементарные генетические системы как результат сопряженной эволюции патогенов и растений-хозяев. Типы устойчивости растений: моногенная и полигенная устойчивость. Их достоинства и недостатки. Конвергентные сорта. Принципы оценки устойчивости к болезням. Оценка по распространенности, интенсивности и типу поражения. Стандартные шкалы для оценки устойчивости. Роль инфекционных фонов для оценки устойчивости к болезням. Использование естественного зараженного субстрата и культуры возбудителя. Моноспоровые культуры. Провокационные фоны.
9 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Литература: а) основная литература: 1. Чураков Б. П. Лесная фитопатология [Электронный ресурс] : учебник / Чураков Б. П., Чураков Д. Б. Электрон. дан. СПб. : Лань, с. Режим доступа: 2. Минкевич И. И. Фитопатология. Болезни древесных и кустарниковых пород [Электронный ресурс] : учебное пособие / Минкевич И. И., Дорофеева Т. Б., Ковязин В. Ф. Электрон. дан. СПб. : Лань, с. Режим доступа: 3. Гордеева, Е.И. Иммунитет растений Учебное пособие / ЕИ Гордеева, А В Крюкова, З И Курбатова.- Великие Луки: ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА», с. Режим доступа: б) дополнительная литература: Кузнецов, А.И. Изучение некоторых вопросов иммунитета декоративных растений : Автореферат дис.... кандидата биологических наук / А.И. Кузнецов. Краснодар : Ставропольский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Вопросы для подготовки к экзамену Использование устойчивых сортов как наиболее совершенный метод борьбы с болезнями растений. И.И. Мечников как основоположник фагоцитарной теории иммунитета. Общебиологическая генетическая теория иммунитета Н.И. Вавилова. Источники возникновения новых патогенных форм микроорганизмов. Природные процессы и антропогенная деятельность, влияющие на эволюцию микроорганизмов. Основные типы микроорганизмов по характеру их патогенных свойств: облигатные сапрофиты, факультативные паразиты, факультативные сапрофиты, облигатные паразиты. Основные свойства микроорганизмов, обуславливающие их патогенность: вирулентность, агрессивность, инвазионность. Роль ферментов в физиологии заражения растений. Конститутивные и адаптивные ферменты. Роль токсинов в заражении растений факультативными паразитами и сапрофитами. Механизмы защиты растений. Понятие о неспецифическом и специфическом иммунитете. Иммунитет естественный (врожденный) и искусственный (приобретенный).
10 Комплексный иммунитет. Пассивный и активный иммунитет. Анатомо-морфологические особенности растений как факторы пассивного иммунитета. Физиолого-биохимические факторы пассивного иммунитета. Фитонциды и их роль в иммунитете растений. Основные типы защитных реакций растений: антитоксическая реакция, реакция сверхчувствительности. Участие фенолов и их производных в защитных реакциях растений. Явление фагоцитоза у растений. Типы специализации возбудителей болезней: онтогенетическая, органотропная, гистотропная. Монофаги, алигофаги, полифаги. Типы устойчивости растений: моногенная и полигенная устойчивость. Их достоинства и недостатки. Принципы оценки устойчивости к болезням. Оценка по распространенности, интенсивности и типу поражения. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Студент выполняет контрольную работу в виде реферата. К написанию контрольной работы предъявляются следующие требования: грамотность написания, четкость и разборчивость подчерка, иллюстрированность, логичность изложения. Общий объем контрольной работы составляет объем ученической тетради 12 листов. Использованную литературу следует приводить в порядке изложения в тексте. Вопросы для написания реферата Использование устойчивых сортов как наиболее совершенный метод борьбы с болезнями растений. Механическая теория иммунитета Кобба. Хемотропическая теория Масси. Кислотная теория Комеса. Общебиологическая генетическая теория иммунитета Н.И. Вавилова. Источники возникновения новых патогенных форм микроорганизмов. Природные процессы и антропогенная деятельность, влияющие на эволюцию микроорганизмов. Примеры эволюции у грибов на конкретных родах. Роль ферментов в физиологии заражения растений. Конститутивные и адаптивные ферменты.
11 Роль токсинов в заражении растений факультативными паразитами и сапрофитами. Этапы патологи Механизмы защиты растений. Понятие о неспецифическом и специфическом иммунитете. Анатомо-морфологические особенности растений как факторы пассивного иммунитета. Функциональные физиологические свойства растений, обуславливающие их устойчивость: поведение устьиц, образование перидермы, характер прорастания семян, характер цветения. Физиолого-биохимические факторы пассивного иммунитета: роль в иммунитете отдельных химических компонентов содержащихся в клетке углеводов, белков и продуктов его распада, органических кислот, ФАВ. Присутствие в растениях специфических веществ, обуславливающих их устойчивость. Фитонциды и их роль в иммунитете растений. Основные типы защитных реакций растений: антитоксическая реакция, реакция сверхчувствительности. Окислительные процессы в пораженных тканях. Участие фенолов и их производных в защитных реакциях растений. Фитоалексины и их роль в активном иммунитете. Специализированные формы и расы. Теория Флора «ген на ген». Комплементарные генетические системы как результат сопряженной эволюции патогенов и растений-хозяев. Типы устойчивости растений: моногенная и полигенная устойчивость. Их достоинства и недостатки. Конвергентные сорта. Принципы оценки устойчивости к болезням. Оценка по распространенности, интенсивности и типу поражения. Стандартные шкалы для оценки устойчивости. Роль инфекционных фонов для оценки устойчивости к болезням. Моноспоровые культуры. Провокационные фоны. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей. Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам: 1) Подготовки к лекциям (написания конспектов). 2) Устного опроса на лекциях и практических занятиях. 3) Выполнения и защиты практических работ, индивидуальных контрольных работ. 4) Сдаче экзамена. Материально-техническое обеспечение дисциплины
12 Для лекционного курса необходима компьютерная техника с мультимедийным обеспечением.
13
docplayer.ru
Рабочая программа по дисциплине Иммунитет растений к вредным видам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
на заседании Ученого Совета
факультета МФ и Т
Протокол № ____от «___»_____2009 г.
Председатель _______________________
от «___»____________2009г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине __Иммунитет растений к вредным видам____
наименование дисциплины
для специальности _____050113 «Биология»_____________
(шифр, наименование специальности)
форма обучения ___________дневная_____________________
(дневная, заочная)
Всего __2__ кредитов
Курс ___3___
Семестр __5___
Лекций ____15__ часов
Семинарских ___15__ часов
Лабораторных ____ часов
Количество рейтинга __2_СРСП (аудиторных) ____30__ часов
СРС __15__ часов,
Экзамен_5__семестр
Всего аудиторных часов ___60__
Всего внеаудиторных часов __15___
Общая трудоемкость __75_____ часовУсть-Каменогорск, 2009
Рабочая программа составлена на основании_________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ /документ кем и когда выдан/
Рабочую программу разработал (а) ___Сапронова Е.А. – преподаватель __________________________________/ФИО, должность, звание/____________________
кафедры_______биологии____________ ________________
/подпись/
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры ________________________
«____»______________200_ г. Протокол №____
Зав. кафедрой ___________________ (Ф.И.О.)
Одобрено на заседании Методического Совета факультета _________________«____»____________200_ г Протокол № ____ Председатель МСФ ___________________ (Ф.И.О.)
- Предисловие
- Изучение структуры и функции иммунной системы у растений;
- Изучение сравнительного аспекта в изучении иммунитета и его особенностей у растений и животных;
- Изучение свойств растений, возникающих как следствие непосредственного взаимодействия растения с инфекцией;
- Изучение физиологических процессов, приобретенного иммунитета у растений;
- Изучение генетики иммунитета.
^
Курс «Иммунитет растений к вредным видам» является важным в биологическом образовании, так как для исследования, оценки состояния и охраны растений необходимы знания о иммунных реакциях растительного организма на воздействие болезней и вредителей.
В соответствии с требованиями к подготовке специалистов, установленными в квалификационной характеристике, в результате изучения дисциплины «Иммунитет растений к вредным видам» студенты должны:
знать:
- основные положения теории об иммунитете; методы исследования иммунных реакций у растений; основные типы защитных реакций растений, участие различных химических веществ в развитии иммунных реакций, Понятие о приобретенном иммунитете, основы генетики иммунитета, зависимость между устойчивостью растений к болезням и паразитам и условия развития растений.
уметь:
- работать с растительными объектами с использованием методов иммунологии растений;
- применять полученные теоретические знания и практические навыки в практике собственных исследований. Пререквизиты: Курс «Иммунитет растений к вредным видам» строится с учетом знаний, полученных студентами в школе по биологии, химии и физике с целью дальнейшего их углубления и приобретения специальных знаний, умений и навыков.
Постреквизиты: Знания по дисциплине «Иммунитет растений к вредным видам» в будущем будут применяться при изучении ряда дисциплин: физиология растений, генетика растений, и др.
- ^
№ недели | шифр | ^ и тем | Количество часов всего по модулю | Примечание | |||||
модуля | Темы | ||||||||
Лекции | Прак.(сем.) раб. | Лаб. раб. | СРСП | СРС | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | 1 | 1.1 | Модуль 1. История развития науки об иммунитете. Этапы развития. Эволюция паразитизма. Симбиоз, комменсализм, мутуализм, как формы взаимоотношений между организмами. | 1 | 1 | 2 | 1 | Лекционные демонстрации, использование ТСО, ЭВМ, ИКТ, новых инноваций и т.д. | |
2 | 1 | 1.2 | Методы иммунологии. Методы собственно иммунологии и методы заимствованные из других наук. | ||||||
3 | 1 | 1.3 | Особенности питания растений. Дыхательные и окислительные ферменты. Образование физиологически активных веществ у растений | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
4 | 1 | 1.4 | Токсины. Химическая природа токсинов. Механизм действия токсинов. Ферменты растений. Ростовые вещества растений. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
5 | 1 | 1.5 | Физиология и биохимия фитопатогенных микроорганизмов. Пластичность. Антибиотики. Почвенная микрофлора и растения. Физиология и биохимия фитопатогенных микроорганизмов. Пластичность. Антибиотики. Почвенная микрофлора и растения. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
6 | 1 | 1.6 | Влияние условий среды на развитие и обмен веществ растений и микроорганизмов. Пластичность живых организмов | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
7 | 1 | 1.7 | Биохимия и биология больного растения. Заражение. Заболевание. Нарушение обмена веществ в инфицированной клетке. Влияние инфекции на ультраструктуру и функции протопласта. Влияние растения-хозяина на физиологические свойства патогенных агентов. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
8 | 1 | 2.1 | ^ Свойства растения, не обусловленные непосредственным взаимодействием с возбудителем. Анатомо-морфологические особенности. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
9 | 1 | 2.2 | Свойства растения, не обусловленные непосредственным взаимодействием с возбудителем. Химический состав. Роль белков клетки в иммунитете. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
10 | 1 | 2.3 | Основные типы защитных реакций растения. Роль окислительных процессов в иммунитете. Роль синтетических процессов в иммунитете. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
11 | 1 | 2.4 | Приобретенный и врожденный иммунитет. Искусственная иммунизация. Повышение устойчивости. Оздоравливающее действие на растение некоторых веществ. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
12 | 1 | 2.5 | Генетика иммунитета. Преодоление биологической совместимости растений и микроорганизма. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
13 | 1 | 2.6 | Влияние условий развития растения на его иммунитет. Корневое питание | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
14 | 1 | 2.7 | Влияние обводнености тканей и среды тканей на иммунитет растения. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
15 | 1 | 2.8 | Влияние освещения и других видов радиации на иммунитет растения. Изменения устойчивости растения в процессе онтогенеза. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
Итого: | 15 | 30 | 15 |
referatdb.ru
Рабочая программа "Защита растений" страница 2
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Защита растений»
3
Тема 1.2. Главнейшие вредители древесных, кустарниковых и цветочных растений.
Вредители плодов и семян. Вредители корней. Сосущие вредители.
4
1
Минирующие насекомые. Насекомые дефолианты. Стволовые насекомые. Вредители млекопитающие.
1
Вредители цветочных культур. Вредители растений закрытого грунта.
1
Практическое занятие.
-
-
-
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, оформление таблиц и схем, проработка конспекта лекции, учебной литературы и Интернет источников.
6
3
Раздел 2. Фитопатология.
18
Тема 2.1. Общие сведения о болезнях растений.
Понятия о болезнях растений и их причинах. Типы болезней декоративных растений, патологические изменения в тканях и органах.
4
3
Инфекционный процесс и свойства патогенов. Иммунитет растений к инфекционным болезням.
3
Понятие об эпифитотиях.
3
Практическое занятие.
-
-
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий.
2
3
Тема 2.2. Грибы как возбудители болезней растений.
Биология и экология грибов (влажность, температура, кислород, реакция среды, свет).
4
Практическое занятие.
-
-
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий.
2
3
Тема 2.3. Бактерии, вирусы, микоплазмы и другие возбудители болезней декоративных растений.
Фитопатогенные бактерии. Фитобактериальные заболевания растений. Фитопатогенные вирусы. Типы вирусных заболеваний. Меры борьбы с вирусами.
4
3
Фитопатогенные микоплазы. Болезни, вызываемые микоплазами - микоплазмозы. Меры борьбы с микоплазмозами.
2
Фитопатогенные нематоды - микроскопические черви: строение, размножение, распространение.
1
Паразитические цветковые растения.
1
Практическое занятие.
-
-
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий.
2
3
Тема 2.4. Основные группы болезней древесных растений.
Болезни плодов и семян. Болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода. Болезни, развивающиеся при хранении.
4
2
Болезни растений в питомниках и в молодых посадках.
2
Некрозно-раковые и сосудистые болезни. Некрозные болезни.
3
Раковые болезни. Сосудистые болезни. Гнилевые болезни. Характеристика процесса гниения. Корневые гнили, стволовые гнили.
3
Практическое занятие.
-
-
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий.
2
3
Тема 2.5. Болезни цветочных культур.
Грибные болезни. Бактериальные болезни.
2
1
Вирусные болезни. Болезни, вызываемые микоплазмами.
1
Болезни, вызываемые нематодами.
3
Практическое занятие.
-
-
Самостоятельная работа: подготовка сообщений.
2
3
Раздел 3. Методы, техника и организация защиты растений в садово-парковом хозяйстве.
32
Тема 3.1. Система защитных мероприятий.
Надзор и прогноз появления вредителей и болезней. Внешний и внутренний карантин растений. Создание устойчивых насаждений.
6
2
Механический и биофизический методы борьбы с насекомыми и болезнями. Химический метод борьбы с вредителями и болезнями.
3
Основы токсикологии. Классификация пестицидов. Способы применения пестицидов. Технология и техника наземных обработок.
infourok.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА «Утвержден» на заседании Ученого Совета факультета МФ и Т Протокол № ____от «___»_____2009 г. Председатель _______________________ от «___»____________2009г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине __Иммунитет растений к вредным видам____ наименование дисциплины для специальности _____050113 «Биология»_____________ (шифр, наименование специальности) форма обучения ___________дневная_____________________ (дневная, заочная) Всего __2__ кредитов Курс ___3___ Семестр __5___ Лекций ____15__ часовСеминарских ___15__ часовЛабораторных ____ часовКоличество рейтинга __2_СРСП (аудиторных) ____30__ часов СРС __15__ часов, Экзамен_5__семестр Всего аудиторных часов ___60__ Всего внеаудиторных часов __15___ Общая трудоемкость __75_____ часов Усть-Каменогорск, 2009 Рабочая программа составлена на основании_________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ /документ кем и когда выдан/ Рабочую программу разработал (а) ___Сапронова Е.А. – преподаватель __________________________________/ФИО, должность, звание/____________________ кафедры_______биологии____________ ________________ /подпись/ Обсужден и рекомендован на заседании кафедры ________________________ «____»______________200_ г. Протокол №____ Зав. кафедрой ___________________ (Ф.И.О.) Одобрено на заседании Методического Совета факультета _________________ «____»____________200_ г Протокол № ____ Председатель МСФ ___________________ (Ф.И.О.)
^ - Изучение структуры и функции иммунной системы у растений; - Изучение сравнительного аспекта в изучении иммунитета и его особенностей у растений и животных; - Изучение свойств растений, возникающих как следствие непосредственного взаимодействия растения с инфекцией; - Изучение физиологических процессов, приобретенного иммунитета у растений; - Изучение генетики иммунитета. ^ Курс «Иммунитет растений к вредным видам» является важным в биологическом образовании, так как для исследования, оценки состояния и охраны растений необходимы знания о иммунных реакциях растительного организма на воздействие болезней и вредителей. В соответствии с требованиями к подготовке специалистов, установленными в квалификационной характеристике, в результате изучения дисциплины «Иммунитет растений к вредным видам» студенты должны: знать: - основные положения теории об иммунитете; методы исследования иммунных реакций у растений; основные типы защитных реакций растений, участие различных химических веществ в развитии иммунных реакций, Понятие о приобретенном иммунитете, основы генетики иммунитета, зависимость между устойчивостью растений к болезням и паразитам и условия развития растений. уметь: - работать с растительными объектами с использованием методов иммунологии растений; - применять полученные теоретические знания и практические навыки в практике собственных исследований. Пререквизиты: Курс «Иммунитет растений к вредным видам» строится с учетом знаний, полученных студентами в школе по биологии, химии и физике с целью дальнейшего их углубления и приобретения специальных знаний, умений и навыков. Постреквизиты: Знания по дисциплине «Иммунитет растений к вредным видам» в будущем будут применяться при изучении ряда дисциплин: физиология растений, генетика растений, и др.
^
Рубежный контроль № 1
^
Вопросы для подготовки к экзамену:
^ , разработанные специально для закрепления пройденного материала и проверки степени усвоения учебного материала обязательны для выполнения и должны сдаваться в конце каждой темы строго по графику. За пропуск по неуважительной причине, опоздание и уход с занятия, несвоевременную сдачу контрольных заданий или списывания снимается по 1 баллу. ^ Вы должны активно участвовать в учебном процессе, проявлять творческий подход при выполнении заданий, активно применять ИКТ в изучении курса (использование ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ, ЭОР, IP – HELPING, POWER – POINT и т. д.), конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях, содействовать коллективной работе.
б) Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется: где: Р1 – процентное содержание оценки первого рейтинга; Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга; Э – процентное содержание экзаменационной оценки. в) Многобалльная буквенная система оценки знаний
Дополнительная литература:
Дополнения и изменения в рабочей программе по дисциплине_________________ на 200 ____ /____ учебный год В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:
Рабочая учебная программа пересмотрена и внесенные изменения утверждены на заседании кафедры _____________________________________ «______» _________________200_ г. Протокол №_____ Преподаватель ________________________ ФИО подпись Заведующий кафедрой ________________________ ФИО Подпись Внесенные изменения согласованы: Декан факультета _________________ _____________________________ Подпись ФИО «______» _________________200_ г. Председатель Методического Совета факультета _____________________________ Подпись ФИО «______» _________________200_ г. |
rud.exdat.com
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Иммунитет растений»
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ИНСТИТУТ филиал ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.А. ЕЖЕВСКОГО» Факультет Технологический Кафедра Агрономии Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Иммунитет растений» Направление подготовки 35.03.04 «Агрономия» Форма обучения: заочная Квалификация (степень) Бакалавр Курс 5 курс Чита 2016
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины: предмет курса «Иммунитет растений» совместно с другими дисциплинами направлен на высококвалифицированную подготовку студентов в области защиты растений. Вместе с тем он способствует более глубокому усвоению профилирующих дисциплин. Цель: формирование знаний, умений и навыков по особенностям формирования иммунитета растений к болезням и повреждениям насекомыми. Основные задачи освоения дисциплины: Ознакомление студентов с классификацией явлений иммунитета, с особенностью патогенов, обуславливающих их способность вызывать инфекцию, с механизмами защиты растений, с различными способами повышения устойчивости растений, с генетикой устойчивости растений к инфекционным болезням, с методами создания устойчивых сортов, а также с методами диагностики устойчивости растений. Результатом освоения дисциплины «Иммунитет растений» является овладение бакалаврами по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия следующих видов профессиональной деятельности: - производственно-технологическая; - организационно-управленческая; - научно-исследовательская. в том числе компетенциями заданными ФГОС ВО. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина «Иммунитет растений» находится в Вариативной части блока Б1 учебного плана. Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен иметь базовые знания по дисциплинам: энтомология, ботаника, системы защиты растений, основы карантина, растениеводство, агрохимия. Знания и умения, полученные в результате освоения дисциплины, являются необходимыми для успешного прохождения дисциплин: карантинные вредители и болезни растений, биология карантинных организмов/досмотр и экспертиза подкарантинной продукции, а также преддипломной и производственной практик и для написания выпускной квалификационной работы (для профиля защита растений). Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками в целях приобретения следующих компетенций:
Трудовое действие 1 Наименование компетенции, необходимой для выполнения трудового действия (планируемые результаты освоения ОП) Общепрофессиональные компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенции ОПК 4 - способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции В области знания и понимания (А) Знать: морфологические признаки наиболее распространенных в регионе дикорастущих растений и сельскохозяйственных культур, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции В области интеллектуальных навыков (В) Уметь: распознавать по морфологическим при-знакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции В области практических умений (С) Владеть: способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции Профессиональные компетенции Трудовая функция Организация производства продукции растениеводства 1 1 Указывается в соответствии с профессиональным стандартом (при наличии) или квалификационными требованиями. Трудовые действия указываются, как правило, для профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности. Для общекультурных и общепрофессиональных компетенций трудовые действия указываются в случае соответствия.
Трудовая функция Проведение мероприятий по выращиванию и первичной обработке продукции растениеводства 2 - Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий 1 ; - Прием и регистрация проб сельскохозяйственных растений 2 ; - Определение качества продукции растениеводства 2 Обобщение статистическая результатов 1 и обработка ПК 3 - способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства ПК 4 - способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов В области знания и понимания (А) Знать: методику лабораторного анализа образцов почв, растений и продукции растениеводства В области интеллектуальных навыков (В) Уметь: применять методы лабораторного анализа образцов почв, растений и продукции растениеводства В области практических умений (С) Владеть: способностью к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства В области знания и понимания (А) Знать: методы обобщения и статистической об-работки результатов опытов, формулирования выводов В области интеллектуальных навыков (В) Уметь: применять методы обобщения и статистической обработки результатов опытов, формулирования выводов В области практических умений (С) Владеть: способностью к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов 4 з.е. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы: 4.1.1. Заочная форма обучения: курс 5, семестр 2, вид отчетности экзамен Вид учебной работы Объем часов / зачетных единиц Объем часов / зачетных единиц Объем часов / зачетных единиц
всего 1 семестр 2 семестр Общая трудоемкость дисциплины 144/4-144/4 Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) 26-26 в том числе: - - - Лекции (Л) 12-10 Семинарские занятия (СЗ) 14-16 Лабораторные работы (ЛР) - - - Самостоятельная работа: 109-109 Курсовой проект (КП) - - - Курсовая работа (КР) - - - Расчетно-графическая работа (РГР) - - - Реферат (Р) - - - Эссе (Э) - - - Контрольная работа/опрос 20-20 Самостоятельное изучение разделов 20-20 Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и 69-69 практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) Подготовка и сдача экзамена 9-9 Подготовка и сдача зачета - - 144/4
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества часов и видов учебных занятий: 5.1.1 Заочная форма обучения п/п Раздел дисциплины (тема) Семест р Неделя семест ра Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Лекц ии (Л) Практ. (семинар ские) занятия Лабор ат. работ ы (ЛР) Самост. работа (СРС) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Предмет, значение и задачи фитоиммунологии. Краткий очерк истории возникновения и развития учения об иммунитете растений 2 1 2 2 18 опрос 2 Эволюция и типы паразитизма у микроорганизмов. Механизмы нападения патогенов 3 Категории растительного иммунитета. Механизмы защиты растений. Факторы пассивного иммунитета 2 1 2 4 18 опрос 2 2 2 2 19 опрос 4 Активный иммунитет растений 2 3 2 2 18 опрос 5 Генетические основы иммунитета растений и 2 3 2 2 18 опрос методы создания устойчивых сортов 6 Оценка устойчивости сортов к болезням 2 4 2 2 18 Опрос, реферат 7 итого 2 12 14 109 экзамен
5.2. Тематическое содержание дисциплины Раздел Тема и краткое содержание темы п/п дисциплины I II III 1 Предмет, значение и задачи фитоиммунологии. Краткий очерк истории возникновения и развития учения об иммунитете растений 2 Эволюция и типы паразитизма у микроорганизмов. Механизмы нападения патогенов 3 Категории растительного иммунитета. Механизмы защиты растений. Факторы пассивного иммунитета 4 Активный иммунитет растений Использование устойчивых сортов как наиболее совершенный метод борьбы с болезнями растений. И.И. Мечников как основоположник фагоцитарной теории иммунитета. Механическая теория иммунитета Кобба. Хемотропическая теория Масси. Кислотная теория Комеса. Общебиологическая генетическая теория иммунитета Н.И. Вавилова. Источники возникновения новых патогенных форм микроорганизмов. Природные процессы и антропогенная деятельность, влияющие на эволюцию микроорганизмов. Основные типы микроорганизмов по характеру их патогенных свойств: облигатные сапрофиты, факультативные паразиты, факультативные сапрофиты, облигатные паразиты. Примеры эволюции у грибов на конкретных родах. Основные свойства микроорганизмов, обуславливающие их патогенность: вирулентность, агрессивность, инвазионность. Роль ферментов в физиологии заражения растений.
docplayer.ru
Рабочая программа по дисциплине «Основы иммунологии» для специальности 011600 «Биология» и013500«Биоэкология»
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тюменский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе(декан факультета)
_________________________
«_____» __________ год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Основы иммунологии»
для специальности
011600 «Биология» и 013500«Биоэкология»
г.Тюмень
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии и генетики.
Одобрена учебно-методическим советом (комиссией) факультета.
Автор программы: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н., профессор Цой Рольф Максимович
- ^
Дисциплина «Основы иммунологии» входит в типовой учебный план по специальностям: 011600 «Биология» и 013500 «Биоэкология» и является обязательной для студентов – биологов и биоэкологов, независимо от последующей их специализации.
Программа имеет целью познакомить студентов с основными положениями и проблемами современной иммунологии, показать связь иммунологии с молекулярной биологией, генетикой, биохимией и другими научными дисциплинами.
- ^
П/п | Наименование темы | Лекции(кол-во час) | Практичес- кие и сем. занятия (кол-во час) | Лаборатор. Работы (кол-во часов) | Индивид.и самост. работа ст. (кол-во часов) | Форма контро- ля | |||||
одо | озо | одо | озо | одо | озо | одо | озо | одо | озо | ||
1. | Введение | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
2. | Врожденный и приобретенный иммунитет | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
3. | Антигены | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
4. | Антитела | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
5. | Лимфоидная (иммунная система) | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
6. | Антигенраспознаю-щие рецепторы, ан-тигены, маркеры | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
7. | Иммуногенетика | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
8. | Иммуногенетика групп крови челове- ка | 2 | 2 | 2 | |||||||
9. | Цитокины и медиаторы | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
10. | Реакции клеточного иммунитета | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
11. | Гуморальный иммунный ответ | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
12. | Иммунологическая толерантность | 1 | 1 | 1 | |||||||
13. | Трансплантацион-ный иммунитет | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
14. | Защита организма от инфекции | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
15. | Вакцинация | 1 | 1 | 1 | |||||||
16. | Противоопухолевый иммунитет | 1 | 1 | 1 | |||||||
17. | Гиперчувствитель-ность | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||
18. | Иммунодефициты | 2 | 2 | 2 | |||||||
19. | Аутоиммунные про- цессы и заболевания | 2 | 1 | 1 | 1 |
- ^
Введение.
Определение иммунологии. Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине и сельском хозяйстве.
Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э.Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии Л.Пастер, Р.Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии. И.И.Мечников, Эмиль фон Беринг, П. Эрлих, Н.Н. Чистович, К. Ландштайнер и др.
Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии.
Врожденный и приобретенный иммунитет.
Понятия о неспецифических и специфических (иммунологических) факторах защиты организма. Неспецифические факторы защиты и резистентности организма: физические барьеры (кожа, слизистые покровы, секреты слизи, слезных и слюнных желез), физиологические барьеры (температура, рН. Напряженность кислорода, кислотность желудка), растворимые факторы (лизоцим, интерферон, комплемент), клетки (макрофаги, нейтрофилы, натуральные киллеры).
Специфические факторы защиты организма. Виды иммунитета: врожденный (конституционный) и приобретенный (активный и пассивный). Клеточный и гуморальный специфический иммунитет.
Антигены.
Определение антигенов. Факторы, определяющие свойства антигенов. Основные характеристики антигенов: чужеродность, антигенность, иммуногенность, специфичность. Типы антигенной специфичности: видовая специфичность, групповая специфичность, гетероспецифичность и гетероантигены.
^
Эпитопы. В-клеточные эпитопы. Т-клеточные эпитопы.
Антитела.
Природа антител. Общее строение иммуноглобулинов. Функциональные особенности разных классов иммуноглобулинов. Иммуноглобулин М (Ig M), иммуноглобулин G (Ig G), иммуноглобулин А (Ig A), иммуноглобулин D (Ig D), иммуноглобулин Е (Ig E). Основные формы взаимодействий антиген-антитело: реакция агглютинации, реакция преципитации, феномен лизиса, феномен цитотоксичности реакция связывания комплемента (РСК), феномен специфической задержки, реакция нейтрализации токсинов, феномен организации. Динамика выработки антител.
Лимфоидная (иммунная) система.
Центральные лимфоидные органы. Тимус – место размножения и созревания Т-клеток. Костный мозг. Сумка Фабрициуса у птиц.
Периферические (вторичные) лимфоидные органы и образования. Селезенка. Лимфатические узлы. Лимфоидная ткань слизистых оболочек. Функциональные отличия вторичных лимфоидных органов. Клетки, осуществляющие иммунный ответ: лимфоциты (В-клетки, Т-клетки), НК-клетки, фагоциты, вспомогательные клетки (А-клетки). Циркуляция стволовых клеток и лимфоцитов в организме.
Антигенраспознающие рецепторы, антигены, маркеры.
Т-клеточные рецепторы. Супрессорные Т-клетки. Рецепторы В-клеток. Фенотипические маркеры НК-клеток.
Иммуногенетика.
Главный комплекс гистосовместимости (МНС). Локусы гистосовместимости и понятие гаплотип-фенотип. Генетические источники многообразия антител. Генетика иммуноглобулинов. Системы генов иммуноглобулинов. Рекомбинация генов, кодирующих легкие и тяжелые цепи иммуноглобулинов. Переключение изотипов иммуноглобулинов. Образование мембраносвязанной и секретируемой форм иммуноглобулинов. Гены антигенраспознающего Т-клеточного рецептора. Генетический контроль иммунного ответа. Межлинейные различия антителогенеза. Анализ генетических факторов, участвующих в антителогенезе. Конкретность иммунного ответа и фенотипическая коррекция.
Иммуногенетика групп крови человека.
Система АВО. Аномалии системы АВО (фенотип «Бомбей», приобретенный В-антиген). Система резус. Система антигенов Льюис. Группы крови М, N и S,s. Система групповых антигенов Лютеран. Система групповых антигенов Xg. Система групповых антигенов Kell. Клиническое значение групповых антигенов крови.
Цитокины и медиторы.
Цитокины и их клеточные рецепторы. Интерлейкин-1. Интерлейкин-2. Интерлейкин-3. Интерлейкин-4. Интердейкин-5. Интерлейкин-6. Интерлейкин-7. Интерлейкин-8. Фактор некроза опухолей. Интерфероны. Колониестимулирующие факторы (КСФ). Система комплемента.
Реакции клеточного иммунитета.
Генерация эффекторных Т-клеток. Дифференцировка Т-хелперов (Тх-клеток) на субпопуляции. Дифференцировка цитотоксических Т-клеток. Т-зависимый клеточный иммунный ответ. Цитотоксичность Т- и НК-клеток. Роль макрофагов в иммуннои ответе. Образование гранулем. Иммунопатия.
Гуморальный иммунный ответ.
Презентация антигена Т-клеткам. Характеристики гуморального иммунного ответа. Переключение изотипа Ig. Созревание аффинности. Иммунологическая память.
Иммунологическая толерантность.
История открытия иммунологической толерантности. Факторы, обуславливающие толерантность. Клеточные основы толерантности. Толерантность к «своему». Отмена толерантности. Индукция толерантности как возможное средство терапии.
Трансплантационный иммунитет.
Виды трансплантации (по степени родства донора и реципиента). Трансплантационный барьер. Антигены гистосовместимости. Иммунные механизмы отторжения. Клинические проблемы трансплантации. Реакция трансплантат против хозяина.
Защита организма от инфекции.
Три эшелона защиты: 1) факторы естественной резистентности. Ранний индуцибельный ответ. Адоптивный иммунитет.
Вакцинация.
Антигенные препараты, используемые как вакцины. Эффективность вакцин. Безвредность вакцин.
Противоопухолевый иммунитет.
Опухолевые антигены. Механизмы противоопухолевого иммунитета. Т-клетки. В-клетки. Натуральные киллеры (НК). Макрофаги. Причины неэффективности противоопухолевого иммунитета. Иммунотерапия.
Гиперчувствительность.
Гиперчувствительность немедленного типа. Феномен десенсибилизации. Аллергия. Гиперчувствительность, обусловленная антителами Ig G. Гиперчувствительность замедленного типа.
Иммунодефициты.
Первичные иммунодефициты. Т-клеточная недостаточность. Нарушения в системе комплемента. Дефекты фагоцитарных клеток. Вторичные (приобретенные) иммунодефициты. Иммунодефициты, вызываемые лекарственными препаратами. Стероиды. Циклофосфамид. Циклоспорин. Питание. Вирусы способны инфицировать клетки иммунной системы.
Аутоиммунные процессы и заболевания.
Связь аутоиммунитета с патологией. Аутоиммунные заболевания могут быть наследственными. Механизмы аутоиммунных поражений. Диагностическое значение аутоантител. Лечение.
^
- Предмет и задачи иммунологии; ее место и роль в современной биологии, медицине, народном хозяйстве.
- Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера, Л. Пастера.
- Возникновение неинфекционной иммунологии. И.И. Мечников, Ф. Чистович, П. Эрлих, К. Ландштейнер и др.
- Традиционное определение иммунитета; становление и определение современной иммунологии.
- Иммунитет, главная задача иммунитета.
- Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии.
- Иммунная система и иммунологическая реактивность.
- Неспецифические факторы защиты организма.
- Основные формы специфических реакций при иммунологическом ответе.
- Антигены, особенности, характеризующие вещество как антиген.
- Структурные основы антигенной специфичности; представление об антигенных детерминантах.
- Типы антигенной специфичности.
- Антитела и иммунные сыворотки.
- Реакции специфического взаимодействия антител с антигенами.
- Специфичность и гетерогенность антител.
- Структура иммуноглобулинов.
- Гиперчувствительность немедленного типа (анафилаксия и аллергия).
- Феномен десенсибилизации и его значение в медицине.
- Механизм и условия проявления анафилаксии.
- Гиперчувствительность замедленного типа.
- Центральные органы иммунной системы (строение и основные функции).
- Вторичные (периферические) органы иммунной системы; строение лимфатического узла.
- Происхождение и взаимодействие Т- и В-лимфоцитов.
- Субпопуляции лимфоцитов; антигены и рецепторы.
- Взаимодействие клеток в иммунном ответе.
- Иммунологическая память.
- Главный комплекс гистосовместимости.
- Основные реакции клеточного иммунитета.
- Цитокины и медиаторы иммунной системы (краткая характеристика).
- Иммунологическая толерантность (работы М. Гашека, П. Медавара).
- Факторы, обуславливающие толерантность.
- Трансплантационный иммунитет (основной феномен и его открытие).
- Генетические законы совместимости тканей.
- Локусы гистосовместимости и понятия гаплотип-фенотип.
- Реакция трансплантат против хозяина.
- Первичные иммунодефициты.
- Вторичные иммунодефициты.
- Аутоиммунные расстройства.
- Иммунные механизмы отторжения тканей.
- Селекционно-клональная теория иммунитета.
- Основные отличительные особенности реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.
- Основные достижения иммунологии, нашедшие практическое применение.
- Система комплемента и ее активация.
- Условия и формы проявления реакции трансплантата против хозяина.
- Противоопухолевый иммунитет.
- Конкретность иммунного ответа и фенотипическая коррекция.
- Значение Т- и В- лимфоцитов в развитии толерантности.
- Молекулярная биология вируса СПИДа.
- Принципы генной терапии.
- Генетика иммуноглобулинов
- Системы генов иммуноглобулинов.
- Рекомбинации генов, кодирующих легкие и тяжелые цепи иммуноглобулинов.
- Переключение изотипов иммуноглобулинов.
- Генетический контроль иммунного ответа.
- Генетика групп крови системы АВО.
- Генетика системы Резус.
- Клиническое значение групповых антигенов крови.
- Роль макрофагов в иммунном ответе.
- Причины неэффективности противоопухолевого иммунитета.
- Адоптивный иммунитет.
Рекомендуемая литература
- Абелев Г.И. Альфа-фетопротеин – взгляд в биологию и природу опухолей//Соросовский образовательный журнал. 1998. № 9. С.8-13
- Абелев Г.И. Иммунология опухолей человека//Природа. 2000. № 2. С. 20-25
- Галактионов В.Г. Иммунология. М. 1998
- Ломакин М.С. Иммунобиологический надзор. М. 1990
- Петров Р.В. Иммунология. М. 1987.
- Петров Р.В. Вклад иммунологии в развитие медико-биологических дисциплин//Иммунология. 1999. № 1. С.4-9
- Плейфер Дж. Наглядная иммунология. М. 1998.
- Пол У.(ред). Иммунология. М. 1998. Т.1-3.
- Ройт А., Бростофф Дж., Мейл Д. Иммунология. М. 2000.
- Фьюденберг Х., Пинк Дж., Стайтс Д., Ан-Чуан Ванг Введение в иммуногенетику. М. 1975.
- Хаитов Р.М., Пинегин Б.В. Современные представления о защите организма от инфекции//Иммунология. 2000. № 1. С.61-64
- Цой Р.М., Пак И.В. Основы иммунологии. Тюмень. 2001.
medznate.ru
Рабочая программа по элективному курсу "Микробиология"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Шебекино Белгородской области»
«Рассмотрено»
Руководитель УМО
_________Арнаутова Н.З.
Протокол № __от
«_____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «СОШ № 4 г. Шебекино»
_____________Коровянская О.И.
«____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 4 г.Шебекино»
_________Касьянова Е.И.
Приказ № _____
от «____»_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«МИКРОБИОЛОГИЯ»
НА УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
( ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Микробиология» предназначена для химико-биологического профиля и составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программы элективного курса Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: М.: Вентана – Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов). Вид элективного курса: предметно - ориентированный.
Цели курса:
1.Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.
2.Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
3.Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.
4.Расширить представление учащихся о вирусах:
- вызывающих заболевания растений;
- бактериофагах;
- вызывающих заболевания у животных и человека;
5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.
6.Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.
Задачи курса:
1.Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.
2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
Рабочая программа элективного курса реализуется в течение одного года в профильном химико - биологическом классе, 1 час в неделю, в 10 или в 11 классе 34 часа. Планирование соответствует авторской программе, уменьшено количество уроков с 35 до 34часов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.
Учебно – методический комплекс:
1. Панина Г.Н., Шапиро Я.С. .Микробиология: 10-11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана – Граф, 2012 .-64 с.- (Библиотека элективных курсов).
2. Шапиро Я.С. Микробиология : 10-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений \ Я.С. Шапиро .-М. : Вентана- Граф, 2008 . -272 с. : ил.-
( Библиотека элективных курсов).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из них на изучении теоретических основ микробиологии- 22 часа, 12- уроков практических работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
-Владеть определениями основных понятий и терминологией;
-Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.
-Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.
-Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты
для микроскопических исследований;
-Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Кол - во
В том числе
п/п
час
теоретич.
практич.
1
Вводное занятие
1
1
Вирусы (9 ч)
2
Вирусы
9
8
1
3
Бактерии
10
5
5
3
Грибы
12
6
6
4
Роль микроорганизмов в генетической инженерии
2
2
-
5
Микроскопические растения и животные
Дополнительный материал
6
Итого
34
22
12
Содержание программы элективного курса «Микробиология»
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их использование в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма человека, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — продуценты аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.
Примерные темы практических занятий:
Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилактики и лечения микозов растений.
Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
Морфология и размножение грибов.
Важнейшие классы грибов и их представители.
Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов).
Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
Обнаружение и количественный учет грибов.
4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.
Учебно- методические средства обучения
1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.
2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.
3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.
4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.
5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни растений. - М.: Изд-во МСХА, 1990.
6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Практикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.
7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.
8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.
9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.
10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов вузов. — М: Дрофа, 2006.
11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.
13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.
15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995.
16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997.
17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984.
18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994.
19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вредителям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986.
20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов вузов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 1994.
Оборудование и приборы
№
Наименование объектов и средств
Материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
необходимое
В наличии
1.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы
1
Анатомия, физиология и гигиена человека
1
1
2
Биотехнология
1
1
3
Генетика
1
1
5
Основы экологии
1
1
6
Портреты ученых биологов
1
1
7
Правила поведения в учебном кабинете
1
1
8
Правила поведения на экскурсии
1
1
9
Правила работы с цифровым микроскопом
1
1
10
Систематика животных
1
1
12
Систематика растений
1
1
13
Строение, размножение и разнообразие животных
1
1
14
Строение, размножение и разнообразие растений
1
1
15
Схема строения клеток живых организмов
1
1
16
Уровни организации живой природы
1
1
Карты
1.
Биосферные заповедники и национальные парки мира
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5г.Шебекино»
2
Население и урбанизация мира
1
1
3
Природные зоны России
1
1
4
Центры происхождения культурных растений и домашних животных
1
1
Атласы
1
Анатомия человека
1
1
2
Беспозвоночные животные
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
3
Позвоночные животные
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
4
Растения. Грибы. Лишайники
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
1
Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии
1
1
Для учителя,, учащихся и домашнего пользования
2
Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии
1
1
Для учителя ,учащихся и домашнего пользования
3.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом и компьютерном виде)
Видеофильмы
1
Фраг Фрагментарный видеофильм о сельск-ых жив-х
Живо
1
1
2.
Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
1
1
3
Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных
1
1
4
Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных
1
1
5
Фрагментарный видеофильм по генетике
1
1
6
Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов
1
1
7
Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)
1
1
8
Фрагментарный видеофильм об охране природы в России
1
1
9
Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека
1
1
10
Фрагментарный видеофильм по гигиене человека
1
1
11
Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи
1
1
12
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
1
1
13
Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов
1
1
14
Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле
1
1
Транспаранты
1
Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.)
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Набор по основам экологии
1
1
То же
3
Рефлекторные дуги рефлексов
1
1
То же
4
Систематика беспозвоночных животных
1
1
То же
5
Систематика покрытосеменных
1
1
То же
6
Систематика бактерий
1
1
То же
7
Систематика водорослей
1
1
То же
8
Систематика грибов
1
1
То же
9
Систематика позвоночных животных
1
1
То же
10
Строение беспозвоночных животных
1
1
То же
11
Строение и размножение вирусов
1
1
То же
12.
Строение позвоночных животных
1
1
То же
13
Строение цветков различных семейств растений
1
1
То же
14
Структура органоидов клетки
1
1
То же
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1
Видеокамера на штативе
1
Планируется в приобретении школы в течении 5 лет
2
Компьютер мультимедийный
1
1
3
Копировальный аппарат
1
1
4
Мультимедийный проектор
1
1
5
Набор датчиков к компьютеру
1
6
Цифровая фотокамера
1
Планируется в приобретении школы в течении 5 лет
7
Экран проекционный
1
1
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Приборы, приспособления
1
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
13
13
5 штук. По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Микроскоп лабораторный
13
13
3
Термометр наружный
1
1
4
Термометр почвенный
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
5
Цифровой микроскоп или микрофотонасадка
1
1
Реактивы и материалы
1
Комплект реактивов для базового уровня
1
1
6.МОДЕЛИ
Модели объемные
1
Модели цветков различных семейств
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Набор «Происхождение человека»
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
3
Набор моделей органов человека
1
1
4
Торс человека
1
1
5
Тренажер для оказания первой помощи
1
Планируется в приобретении школы в течении 5 лет
Модели остеологические
1
Скелет человека разборный
1
1
2
Скелеты позвоночных животных
1
1
3
Череп человека расчлененный
1
1
1
Коллекции
1
Вредители сельскохозяйственных культур
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
2
Ископаемые растения и животные
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
3.
Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)
1
1
По договору с опорной МБОУ «СОШ №5 г.Шебекино»
infourok.ru