Камерность и единение с природой в стиле Древней Японии. Хвойные растения в садах японского стиля
Японские сады сегодня находят все больше ценителей их лаконичной, до мелочей продуманной, умиротворенной красоты. Растениям, в этом мире гармонии принадлежит особая роль, весьма отличающаяся от европейской. Если европейский сад зачастую напоминает коллекцию разнообразных растений, то сад японский, воплощающий определенные идеи, не только далек от разнообразия растительных форм, но может быть и садом только одного дерева или одного вида растений. И это несмотря на то, что растительный мир японских островов - довольно разнообразная картина. Непременное правило выбора растений для японского сада: чем меньше сад, тем компактнее должны быть подобраны растения. Точную копию японского сада создать при всем желании в нашем непростом климате невозможно. Но некоторые растения высокогорий севера японских островов могут совсем неплохо развиваться и у нас. Прибавим сюда растения нашей страны, которые могут заменить японские, и растения - «пришельцы» из европейских питомников, успешно адаптировавшиеся у нас, и мы получим достаточный ассортимент растений для наполнения сада в японском стиле. В данной статье речь пойдет в основном о хвойниках собственного сада, которые успешно растут и развиваются в нашей климатической зоне. Растения являются самой непостоянной составляющей сада. Они сменяются периодически, символизируя природное непостоянство, изменчивость жизни. И все-таки сад в японском стиле создается, как нечто «вечное», значит, и растения должны подбираться с условием их наименьшей изменчивости. Такими характеристиками в большей степени обладают хвойные растения. Многие, из которых, живут по несколько сотен лет, тем самым наиболее точно соответствуя понятию – «вечный» сад. Поэтому они так любимы в Стране восходящего солнца - царстве хвойных растений. Традиционно любимым и почитаемым деревом в Японии являются сосны. Для японцев сосна – это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Это основное структурное дерево японских садов. Именно сосны в первую очередь подвергаются специальной формовке, с целью создания задуманного образа, соответствующего эстетике японского сада; удержания растения в определенных размерах – три-пять метров. Это не только традиция, но и, зачастую, элементарная необходимость. Сад площадью в одну сотку считается в Японии уже большим. И свободно растущие сосны на маленьком участке будут нарушать гармонию сада. У нас для создания сада в японском стиле хорошо подойдет обыкновенная, всеми любимая наша сосна - Pinus silvestris. Она хорошо поддается формовке. Располагаться сформированное дерево должно на самом интересном месте сада, быть его кульминацией. Для формирования так же хорошо подходят растения медленного роста и мелколистные породы деревьев и кустарников. Методика формовки та же, что и для бонсаи. Главное, чтобы и в процессе формирования, дерево оставалось гармонично сбалансированным. Способ формирования деревьев в Японии отличен от западного. На западе мы увидим растение чаще всего в виде геометрических фигур, спирали, скульптуры. Но поскольку сад в Японии – имитация природного пейзажа, то и дерево будет здесь сформировано как дерево, но выросшее в других климатических условиях. Глядя на сосну, мы поймем, что выросла она в расщелине горной скалы, слива с искривленными ветвями - на продуваемом всеми ветрами морском каменистом берегу.
Сосна кедровая стланиковая - кедровый стланик (Pinus pumila) растет в Восточной Сибири, Корее, Японии. Небольшое дерево, которое ползет и стелется по земле, поэтому её заросли называют «лежащий лес», «северные джунгли». Растет медленно. Ценное декоративное растение особенно для северных районов. Хотя применяется еще весьма редко. К тому же это прекрасное орехоплодное растение.
"Пумила", Низкорослая ("Рumilа"). Карликовая форма, более 1 м высотой. Крона закругленная. Хвоя достигает 10 см, тонкая, серебристо-зеленая, слегка загнутая.
Формы «Gnom», «Mops», «Pumilio», «Mugus» и многие другие - невысоки, компактны, медленно растущие, к почвам нетребовательны. В своем саду я посадила их на «холмы» из смеси песка, земли, вырытой под водоем и огородной земли. Прекрасно прижились. Дали хороший прирост. И сейчас радуют всех своим здоровым видом, насыщенно зеленым цветом хвои.
Три года назад я посадила в своем саду совсем небольшое деревце такой пихты. Она прекрасно себя чувствует, дала хороший прирост. Около неё обязательно остановится каждый, чтобы полюбоваться ею. Дерево обладает какой-то особо притягательной энергией. Наверное, это обусловлено неодинаковым цветом верха и низа хвои, общим видом дерева – крепким, чистым, здоровым. Если в средней полосе России вы захотите посадить это замечательное дерево, нужно будет закрывать на зиму её верхушку – прирост текущего года. Я обычно укрывала только её корневую систему. Но зимой 2008-2009 гг. её «макушка» подмерзла. Я очень расстроилась и решила сделать небольшую обрезку – выравнивание, чтобы помочь пихте определиться с формированием новой «макушки». Но что-то меня сдерживало. И очень хорошо, что я не спешила. Она, моя умница, начала сама отклонять в стороны более слабые верхние веточки, а одну - сильную, ровную и пышную стала потихоньку выдвигать вверх. К августу уже невозможно было и представить, что макушка у нашей пихты новая. И моё излюбленное правило: «не мешать природе, а, наблюдая, помочь только при необходимости» - снова оправдало себя. Это дерево 5-й зоны морозоустойчивости. Корневую систему растений такой зоны морозоустойчивости я всегда хорошо укрываю листовым опадом. А как только выпадает снег, как можно выше окучиваю снегом. Теперь и приросты (макушки) текущего года пихты корейской, лиственницы японской, некоторых можжевельников я укрываю на зиму. Пихта – классическое новогодне-рождественское дерево. Посадить его в саду, значит, подарить своим близким прекрасную зимнюю сказку. В умеренном климате России, по данным ГБС РАН, оказались пригодными к выращиванию 12 видов пихт и около 50 их декоративных форм. Ассортимент вполне достаточен для того, чтобы выбрать подходящую для своего сада пихту.
Я закрываю её всю уже третий год. И совсем не напрасно. Хозяйка сада, расположенного на одной улице с нашим, поленилась закрыть такую же лиственницу в первый год посадки, уповая на то, что это хвойное растение, значит, не подмерзнет. Увы, лиственница подмерзла у неё ровно наполовину. Восстанавливается очень и очень трудно. Наша же красавица отплатила за заботу своей необычной для наших мест красотой. Думаю, что за три года она достаточно акклиматизируется, и на четвертый год я буду укрывать только её верхний прирост и корневую систему. Вообще, узнать выживет или не выживет растение «пришелец» можно только опытным путем в условиях своего сада. Например, некоторые растения моего сада, по литературным данным, не должны расти у нас. Если бы я придерживалась этих рекомендаций, то мы лишились бы возможности любоваться многими интересными растениями. Сад находится в черте города, защищен от ветров всех направлений соседними постройками, половина участка в полутени, снежный покров зимой высок. Всё это определило индивидуальный микроклимат участка, позволяющий хорошо развиваться проблемным растениям, которые за городом вымерзают, обгорают на солнце, иссушаются ветрами. Некоторые растения даже 6-й зоны морозоустойчивости у нас чувствует себя комфортно. Нужно обратить особое внимание на таблицы зон морозоустойчивости. К сожалению, у разных авторов они неодинаковы. Например, специалисты польских питомников тсугу канадскую «Jeddeloh» рекомендуют выращивать только начиная с 6-й зоны, а голландский селекционер Ван дер Неер это же растение рекомендует выращивать уже в 4-й зоне. И так по многим растениям «пришельцам». Истина может быть найдена только опытным путем на своем участке с его индивидуальным микроклиматом (см. Пояснение к зонам. Каталог "Растения японских садов") И еще один важный момент из собственного опыта к вопросу «выживет – не - выживет». Те проблемные растения, которые я выращиваю из маленького укоренившегося черенка, приживаются, зимуют и развиваются лучше, нежели посаженные уже большими. Отсюда для себя вывела правило: «Чтобы выжило и хорошо развивалось проблемное растение, посади маленьким». Конечно, хочется быстрее увидеть сад «взрослым», посадив большие растения. Но это не раз приводило к плачевному результату. И стало ясно – порою, лучше подождать, и получить адаптированное именно к моему участку растение.
Кипарисовик горохоплодный, кипарисовик тупой, туя восточная, туевик японский и сциадопитис мутовчатый (зонтичная сосна) - очень почитаемые и любимые в Японии растения. Эти пять священных деревьев ещё с ХIII века взяты там под охрану. Но они, к сожалению, для южных зон нашей страны. Хотя, как я уже говорила культивары кипарисовика горохоплодного «Filifera nana» и «Boulevard» 6-й зоны морозоустойчивости хорошо растут в нашем саду уже несколько лет, не подмерзая.
В Российских садах не обойтись сейчас без туи западной или туи восточной (Thuia) – выходцев из Северной Америки и Восточной Азии. Садовые центры предлагают огромное разнообразие форм этих растений. Достаточно велика их цветовая гамма. Но, приобретая, обязательно смотрим на зону морозоустойчивости (особенно туи восточной), размер взрослого растения и соотносим эти данные с площадью и микроклиматом своего участка.
Если нужно задать вертикаль в саду при помощи туй, то в этом помогут высокорослые красавицы – «Смарагды» («Smaragd»). Это один из лучших сортов туи западной конической формы. Сорт умеренного роста, достигающий после 10 лет 2,5 м высоты. Этот сорт наименее подвержен весеннему подгоранию и зимнему побурению цвета хвои, чего не скажешь об остальных сортах западных туй. Например, сезонные изменения цвета хвои у нашей туи «Брабант» очень значительны. «Смарагды» же «весной и летом – одним цветом». Даже на открытом солнце они сохраняют свой чудесный насыщенно зеленый цвет. Ветви нежно - ажурные. Я посадила их совсем недавно, но они уже успели снискать общую любовь и внимание. Поэтому, приобретая туи, нужно учитывать, что в конце вегетационного периода многие из них меняют окраску. Это сезонное потемнение (покоричневение) хвои туй - естественное приспособление растения к зиме, своеобразная защитная реакция на холода. Зачастую, приобретая растение, многие не знают об этом свойстве туй, а увидев сезонное изменение цвета, бывают весьма разочарованы. Значит, приобретая, поинтересуемся, насколько выбранный вид туи будет подвержен сезонному изменению цвета. Туи - замечательный материал для создания живых изгородей разного размера. Они прекрасно мирятся с полутенью. Но туи с желтым окрасом хвои должны быть высажены только в солнечных местах, во избежание потери цвета. Для успешного развития туям нужны хорошо дренированные почвы. Ели (Picea) также сейчас представлены в садовых центрах достаточным ассортиментом. Их насчитывается около 50 видов, из которых создано огромное количество форм. Неприхотливы, живут 100-300 лет. Помним, что ели с темным окрасом хвои, вырастая, создают угрюмость, суровость. Для японских садов лучше приобретать ели небольших размеров или же их карликовые формы, в зависимости от площади сада.
Можжевельники: обыкновенный «Repanda», лежачий «Nana», горизонтальный «Andora Compakt», прибрежные (приречные) «Schlager» и «Blue Pazifiс», некоторые виргинские и большое количество горизонтальных и казацких - прекрасные почвопокровники.
– хорош для создания бонсаи. Мне нравится цвет его хвоинок, особенно после стрижки: насыщенный, но теплый и чисто зеленый. Если нужно что-то закрыть или отделить, очень поможет можжевельник китайский «Kuriwao Gold». Сильнорослый, с восходящими побегами, золотисто–зеленой хвоей, неприхотлив и морозостоек. В 10 лет его рост достигает 2 м. высоты и 1,5 м в диаметре. Нужно учесть один интересный момент, приобретая можжевельники. Их виды и сорта, имеющие голубоватую хвою не подгорают на солнце или подгорают по минимуму. Чего не скажешь о можжевельниках обыкновенных. В нашем саду несколько сортов можжевельника обыкновенного. Посаженные даже в полутени, они подгорают постоянно. Успокаивает то, что после удаления подгоревшей хвои, они быстро регенерируются. Одним словом, начиная формировать растительную составляющую сада, обратите внимание на замечательные во всех отношениях можжевельники. Они сделают атмосферу сада здоровой, красивой и гармоничной. Чтобы хвойники хорошо перезимовали, их очень тщательно нужно поливать перед наступлением холодов. Я обязательно делаю это каждый год, даже если осень была дождливой. И результаты их перезимовки в нашем саду всегда успешные. Тисс (Taxus) – очень древняя вечнозеленая хвойная порода. Может расти около двух тысяч лет. Прекрасно стрижется и долго не теряет форму стрижки. Занимает первое место по теневыносливости среди древесных пород, хотя может расти и на солнце. Сохранность древесины тисса выше, чем у металла. Покупая, смотрим зону морозоустойчивости. Так как растение теплолюбиво. Не любит переувлажнения почв. Очень не любит пересадку. Об этом, к сожалению, я узнала слишком поздно. Возникла необходимость пересадить тисс. После пересадки, оживает очень медленно. Поэтому, приобретая тисс, тщательно продумайте его постоянное место в саду, чтобы избежать необходимости пересадки.
Помним и о том, что из хвойников в японских садах особо любимым деревом является сосна. Она же - и структурное дерево сада, воспетое в многочисленных произведениях японского искусства. Японский сад создается на очень длительный временной отрезок, можно сказать на века. Поэтому, наполнив сад всеми запланированными элементами, мы не закончим его формирование, а будем только в начале долгого и прекрасного Пути сада. Далее сад будет взрослеть, покрываться патиной времени, как хорошая бронзовая скульптура и, постоянно улучшаясь, превращаться с нашей помощью в островок Вселенской Гармонии. И в этом благородном деле я желаю всем значимых успехов.
Сад в японском стилеДекоративные деревья и кустарники
|
www.sad.ru
Японский ландшафтный сад - Все о хвойных деревьях
Японский ландшафтный сад — это нечто особенное. Он уникален, необычен и красив. Его принципы были разработаны ещё в VIII—XVIII веках. Основан такой сад на символах и каждая составляющая несет в себе особую смысловую нагрузку. Он особенно придется по душе тем, кто ценит продуманную до деталей, лаконичную и изысканную красоту природы. В японском ландшафтном стиле много интересных пейзажей и все они разные и уникальные.
Почему японский сад настолько чудесен и многогранен? Все дело в отношении японского народа к природе. Они почитают природу, ценят её и преклоняются перед её красотой. Кустарники, горы, цветы, водоемы — все это дарит ощущение комфорта и душевного равновесия.
Японские сады — это совершенный мир земной природы. Они завораживают своей неординарностью и гармонией. Прогулка по японскому саду — это приятное времяпровождение, знакомство с изысканными растениями, чудесными водоемами и различными композициями из камней.
В японских садах можно встретить огромное количество разных растений. Особенно популярны можжевельник, пихта, туя. Красиво смотрится сакура, к ней у японцев особое отношение. Сакура для японцев — это символ чистоты, равновесия и успеха.
Водоемы — это обязательная составляющая японского сада. Также можно заметить скульптурные и функциональные элементы. Замечательные архитектурные сооружения делаю сад завершенным и эстетичным.
Сад японского стиля моментально привлекает к себе внимание и позволяет абстрагироваться от хлопот и житейских неурядиц. В садово-парковом искусстве Японии заметен минимализм, символизм и покой.
Создать точную копию японского ландшафтного сада в нашей местности достаточно трудно, поскольку не все растения смогут прижиться и порадовать длительным и здоровым цветением. Но многие растения можно заменить и тем самым приблизиться к японскому стилю.
Для создания японского сада подбираются самые красивые, роскошные хвойные деревья.
Хвойные растения для японского сада
Среди хвойных растений в японском саду можно встретить сосну. Это вечнозеленое дерево символизирует долголетие и сильный дух. Сосна гармонично смотрится в японском саду и подчеркивает его величественность и оригинальность. У нас для создания японского сада прекрасно подойдет сосна сорта Pinus silvestris. Она неприхотливая, отлично смотрится с другими деревьями и кустарниками. Также можно посадить японскую Pinus parviflora, кедровую сосну Pinus cembra и Pinus pumila, Веймутова и другие.
Микробиота перекрестнопарная тоже встречается в садах японского стиля. Такое привлекательное хвойное растение отличается неприхотливостью, морозоустойчивостью и вырастить его не составит большого труда. Кроме того, за этим растением очень простой уход.
Пихта — замечательное дерево. Особой популярностью в японских садах пользуется корейская пихта. Это дерево относится к числу красивых и неприхотливых. Пышная крона, интересная окраска иголок, эффектные шишки придают растению необычайную красоту.Лиственница японская или тонкочешуйчатая смотрится просто неотразимо. Голубоватая хвоя, красивые шишки и оригинальные веточки — вот чем отличается это хвойное дерево от ряда других.
Японцы очень ценят кипарисовик. В садах японского стиля можно увидеть кипарисовик таких видов, как горохоплодный , тупой и другие.
Кроме вышеперечисленных хвойных растений, в японских ландшафтных садах также можно найти ель, тую и тисс.
hvojnye.com.ua
Японский ландшафт садаХвойные
Этот участок трудно перепутать с каким-то другим. Вместо калитки у него красные «японские» ворота с бамбуковыми «ветерками». В таком же стиле выдержаны и другие малые садовые формы. Сухое русло реки, камень как равноправный элемент растительных композиций, округлые линии клумб и дорожек… Все это сразу раскрывает эстетические предпочтения хозяев: пейзажный сад с дальневосточным «акцентом».
Площадь участка всего четыре с половиной сотки, к тому же около трети его занимают добротный дом, баня, хозблок и небольшая тепличка. И при всем этом этот сад совсем не кажется маленьким или скучным. Скорее, камерным, уютным, располагающим к релаксации. Он разделен на несколько разных зон с помощью самых разных растений, которые образуют кулисы, задерживают на себе внимание.
Деревья и кустарники здесь в основном невысокие, в композициях много карликовых хвойников — шаровидных, гнездовидных, стелющихся. Из больших деревьев — только яблони с высоко поднятыми шаровидными кронами: места на участке все-таки мало и хозяевам пришлось заниматься их обрезкой.
В этом саду минимум мощения: дорожка от калитки до крылечка да площадка в хозяйственной зоне. Да еще округлый изгиб шаговой дорожки на газоне — она ведет от дома к беседке-барбекю, бане и тепличке. Беседка в том же восточном стиле построена хозяйскими руками. Точнее, строил хозяин, красила хозяйка.
Традиционный для японского сада камень — крупный и мелкий, округлый и угловатый — использован здесь очень широко. Он и обрамление растительных композиций, и составная часть их, и отдельная «садовая скульптура», и русло сухой реки.
Камни собираем повсюду, иногда кто-то дарит, бывает, даже сами дарим друг другу. Встречается больше гранит, но есть и бутовый камень. Кстати, он очень быстро обрастает мхом.
Миксбордер из травянистых многолетников обрамляет ухоженный газон, на котором расположились две небольшие группы из хвойников и «цветного» барбариса. По другую сторону — большая спиральная композиция, с хвойниками и засыпанными щебнем дорожками, а в центре — камень, обращенный вершиной к небу. Правда, растения уже так разрослись, что теперь «прочитать« эту спираль можно только из окна второго этажа. Зато остался второй плюс, практический: удобство прополки.
Эту спираль я сначала нарисовала, потом сделала: разметила, начертила на земле, выложила камнем. Все композиции я придумываю сама. По китайским канонам нигде не должно быть острых углов, поскольку в углах скапливается негативная энергия. И я все закруглила, все у меня плавно.
Прямая у нас только центральная дорожка. Она как бы разделяет участок: с одной стороны царство цветов, с другой — пространство газона. Когда-то на его месте был огород, а потом я его ликвидировала. Конечно, мне хотелось бы больше простора, хотелось бы сделать горбатый мостик в китайском стиле.
В самом деле, в отличие от минимализма японских садов здесь настоящее русское буйство красок. В этом саду постоянно что-то цветет: розы, лилии, спиреи, ирисы, клематисы, астильбы, пионы, лилейники, гортензии, флоксы, бузульники, хризантемы… Плюс декоративнолистные самых разных окрасок и оттенков, от дерена, пузыреплодника, барбарисов до почвопокровных живучек, гейхер, очитков.
Покупали все растения маленькими саженцами. Тогда все это стоило совсем недорого. Впрочем, и сейчас покупаю, хотя места для посадки уже маловато. Обычно я беру саженцы в магазинах ранней весной, когда их только завезли. Выбираю хороший саженец, который уже начал прорастать (значит, живой). И дома высаживаю его в горшочек, ставлю на окно до переселения в сад. Ведь в магазинах зачастую условия для растений не самые лучшие.
Не скрою, хосты у меня самые любимые растения, самые лучшие. Хотя никакого специального ухода за собой не требуют. Тень им не помеха, хотя и солнце временами заглядывает. Оно им тоже бывает нужно. Вот эти огромные, «дальневосточных размеров«, куплены уже давно. Сейчас я таких крупнолистных хост уже не встречаю в продаже.
Очень хорошо в этом году цвели клематисы их у меня несколько видов и сортов. А роз было просто изобилие, целое море цветов! Вот эту плетистую розу я еще 25 лет назад привезла из Прибалтики. Черенковала, раздавала… в общем, расползлась она по всем окрестным садам. От чайно-гибридных роз я отказалась, и в основном сажаю кустарниковые, парковые. Сейчас множество красивых сортов. Самая любимая — Скарлет, цветет обильно все лето, до самой осени. А еще хороша она тем, что сама очищается — сбрасывает отцветшие лепестки. В отличие от плетистых роз, на которых после отцветания остаются некрасивые бурые «комки«, которые приходится убирать вручную.
В этом году я обрезала кустарники вдоль забора. Давно читала, что обрезка — это хорошо, но что-то все боялась. А тут обрезала — и они такие сразу вымахали! Некоторые елочки тоже обрезаю, чтобы держать нужную форму и размер.
Газонов у нас два. Первому уже около 20 лет, он занимает площадку, зарезервированную под автомобиль. Это английский партерный газон — травка узколистная, тоненькая, насыщенно-зеленого цвета. Выглядит как настоящий зеленый ковер. Но его надо обязательно еженедельно косить, кормить, поливать и аэрировать. Кстати, для этой цели муж купил специальные сандалии-аэраторы — так проще, чем ходить и прокалывать его вилами.
Одним словом, хлопот хватает, но мне не в тягость работа по саду. Каждое растение за заботу одаривает меня своей красотой.
Карликовые ели для сада Карликовые сосны для сада Кипарис японский
hvoinie.ru
Аура Сада - Хвойники - фавориты японских садов
Японские сады - само воплощение лаконичной, продуманной до мелочей умиротворённой красоты. Красота - это гармония. Растениям в этом мире гармонии - принадлежит особая роль. Японский сад - это воплощение в действительности определённой идеи творца сада, как правило он далёк от разнообразия растительности. Он может быть садом только одного дерева, одного цветка, одного вида растений, несмотря на необыкновенное богатство флоры японских островов. Европейские сады зачастую напоминают коллекцию разнообразных растений, собранных без определённой идеи и концепции. В этом заключается отличие японского сада от европейского.
Копию любого сада, тем более японского - создать невозможно. Многие виды растений высокогорий японских островов - с успехом могут расти в нашем климате. Многие виды растений из местной флоры могут заменить японские. Многие интересные виды, давно адаптировавшиеся у нас, мы можем получить из иностранных питомников. Таким образом можно подобрать ассортимент растений для создания сада в японском стиле.
Растения - это самая изменчивая, непостоянная составляющая любого сада. Они изменяются и сменяются периодически, символизируя природное непостоянство, изменчивость жизни. А сад в японском стиле создаётся всё-таки, как нечто "вечное" неизменное, и растения в этот сад подбираются с условием их наименьшей изменчивости. Такими характеристиками в большей степени обладают хвойные растения. Многи виды хвойных живут по нескольку сотен лет, тем самым наиболее точно соответствуя понятию "вечный сад". Поэтому хвойники - фавориты японских садов и очень любимы и почитаемы в Стране восходящего солнца - царстве хвойных растений.
Самым почитаемым, традиционно любимым, культовым деревом японии является Сосна. Для японцев сосна - символ долголетия, отваги, мужественности, сильного, волевого характера. Это основное структурное дерево японских садов. Именно сосны, в первую очередь , подвергаются специальной формовке, с целью создания и поддержания определённого образа, соответствующего эстетике японского сада и удержания растения в определённых размерах - не выше 3-5 метров. Это элементарная необходимость, обусловленная площадью самой страны. Сад площадью в одну сотку считается в Японии уже большим. Поэтому свободно растущие сосны на маленьком участке будут неизменно нарушать гармонию сада. Соразмерность - основное правило выбора растений в японский сад: чем меньше сад - тем компактнее должны быть подобраны растения.
Сосна обыкновенная (Pinus silvestris) - претендент на главную роль - для создания сада в японском стиле. Она хорошо поддаётся формовке. Такое дерево должно быть расположено в самом интересном месте сада, где пересекаются почти все видовые точки, оно должно быть кульминацией и центром внимания. Из лиственных нужно подбирать мелколистные и ажурные породы деревьев и кустарников (опираясь на принцип соразмерности). Методика формовки та же, что и для бонсаи. Главное, чтобы в процессе (и результате) формирования, дерево оставалось гармонично сбалансированным.
Сад в Японии - имитация природного пейзажа и дерево здесь будет сформированно как дерево, выросшее как-бы под воздействием каких-то определённых условий. Глядя на сфрмированную сосну - мы будем "понимать", что она выросла из расщелины скалы... А глядя на сливу с перевитым стволом и искривлёнными ветвями - мы будем "понимать", что она выросла на продуваемом всеми ветрами морском, каменистом берегу...
Сосна кедровая (Pinus cembra) - также интересный претендент на главную роль в сад японсого стиля, если создать для неё необходимые условия - обильное солнце и плодородные влажные почвы. Это медленнорастущая порода и достигает высоты 3-4 м лишь в тридцатилетнем возрасте. Вам не прийдётся сдерживать её рост, а формовка понадобится в крайней необходимости. Устойчива к сильным ветрам, болезням и вредителям.
Сосна кедровая стланиковая, кедровый стланик (Pinus pumila) - в природе растёт в восточной Сибири, Корее, Японии. Её заросли называют "лежащим лесом" - дерево которое стелется по земле. Высота взрослого деревца не более 5 метров, кроны посадок переплетаются, прижимаются к земле, создавая непроходимые заросли. Побеги обладают способностью образовывать придаточные корни. Лапчатые ветви покрыты пучками хвой и лишь верхушками тянутся вверх. Продолжительность жизни в естественных условиях составляет 200-250 лет. Растёт медленно. Зимостойка и светолюбива. Семена кедрового стланика являются ценным пищевым продуктом. Плодоношение начинается с 20-30 лет. Может применятся в одиночной и групповой посадке. Изумительна смотрится с камнями - "скалами".
Многочисленные формы и культивары сосны Веймутова (Pinus strobus) также прекрасно подойдут для японского сада. Она теневынослива, менее требовательна к свету, чем сосна обыкновенная. Ей даже стоит найти соответствующее место в полутени, чтобы защитить её красивую хвою от ожогов. Хвоя в пучках по 5 штук, мягкая, тонкая, изящная, до 10 см длиной, голубовато-зелёная. Хорошо развивается на разных типах почвы, кроме засолённых. Ветроустойчива. Хорошо противостоит навалу снега. Более устойчива к дыму и газу, чем сосна обыкновенная. Недостатком является низкая устойчивость данного вида к пузырчатой ржавчине. Поэтому рядом с ней не должны расти крыжовник и смородина, которве являются промежуточным хозяином ржавчинного гриба. Удачно сочетается в посадках с тсугой и лжетсугой, лиственницей, елью и пихтами, и з лиственных - с липами, дубом, буком, лещиной, облепихой, лохом, клёнами. Декоративне формы: "Fastigiata" - с длинными, приподнятыми ветвями, колоновидной формы. "Pendula" - деревце до 2 метров с дугообразно изогнутыми ветвями, концы которых касаются земли. "Nana" - кустовидная, пирамидальная форма с более короткой хвоей. "Umbraculifera" - густоветвистый куст с зонтичной кроной. "Prostrata" - стволик изогнут к земле, словно от ветра и непогоды, ветви горизонтально распростёрты во все стороны. "Radiata" - высота и ширина во взрослом состоянии не более 1,5 м, крона шаровидная, длина хвоинок 7-9 см. "Makopin" - с конической или округлой формой кроны и высотой не более2-2,5 м. "Nivea" - невысокое деревце с серебристо-белой хвоей.
Сосна горная (Pinus mugo) - избавит вас от проблем с формовкой. Имеет большое количество декоративных форм, многие из которых не превышают 50 см. Зимостойка. Засухоустойчива. Светолюбива. К почве и влаге малотребовательна. Не повреждается болезнями и вредителями. Переносит уплотнение почвы и задымлённость воздуха. Более теневынослива, чем сосна обыкновенная. От снегопадов не страдает. Может применятся на каменистых склонах, как почвозакрепляющая порода. Хорошо сочетается с сосной румелийской, елями, лиственницами, берёзами. Наиболее интересные формы: "Gnom" - до 2м высотой, с шаровидной, очень густой кроной и тёмно-зелёной хвоей до 4 см длиной; "Mops" - карликовая форма с округлой, шаровидной кроной, одинаковой высоты и ширины, не более 1,5м. Побеги очень короткие, с густым ветвлением, хвоя до 4 см, тёмно-зелёная. Растёт медленно. "Mughus" - расростёртая, стелющаяся форма не более 2м высотой. "Pumilo" - высотой и шириной до 3 м, с направленными вверх ветвями и плотно расположенными побегами с короткой хвоей. Очень зимостойкий.
Сосна чёрная или австрийская (Pinus nigra) - создаёт более тёмные акценты. чем все остальные сосны благодаря густому охвоению и тёмной окраске ствола. К почвам нетребовательна, в молодости растёт довольно медленно. Светолюбива, но переносит боковое оттененте. Ветроустойчива. "Pendula" -привлекательная форма сосвисающими ветвями. "Pygmea" - кустовидная, шаровидная форма. "Bujotii" - плотная, шаровидная форма с короткими густыми ветвями. "Prostrata" - ветви стелятся по поверхности почвы.
Сосна японская (Pinus parviflora) её форма "Negishi" - один из красивейших видов сосны для япноских садов. Характеризуется нерегулярной формой, медленным ростом. В 30 лет - не более 4 м. Одна из особенностей формы - раннеее плодоношение, шишки созревают два года - из маленькой шишечки - раскрываясь и увеличиваяь в 4-5 раз. Цвет хвои - голубовато-серо-зелёный, по 5 хвоинок в пучке.
Микробиота перекрёстно-парная (Microbiota decussata) - в природе растёт на опушках, в лёгкой тени деревьев в сообществах с кедровым стлаником. Покрывает значительные территории горных скал Приморья и Дальнего востока. Не выносит застоя влаги и засоления. Высота распростёртого кустарника до 1 м, ветви ориентированны в одной плоскости, хвоя чешуйчатая тёмно-зелёная, зимой буреет. Внешне напоминает стелящуюся тую. Долговечна, растёт медленно , живёт до 100 лет. Светолюбива, но лучше растёт в лёгкой полутени. Прекрасно зимует под снегом, очень декоративна.
Лиственница японская или тонкочешуйчатая ( Larix leptolepis) - "прима" япронского сада.
В декоративном отношении превосходит все остальные виды лиственниц многоэтажной кроной, длинной хвоей оригинальной окраски и формой шишек (шишки-розочки - особенность этой красавицы). Сине-зелёная хвоя до 5 см окрашивается в ярко-жёлтые тона осенью значительно позже других видов, создавая яркие пятна в течение месяца. Побеги одревевсневают полностью, морозостойка, обладает высокой побегообразовательной способностью. Предпочитает глинистые и суглинистые почвы, что нужно учитывать при посадке. Светолюбива. Требовательна к влажности воздуха. Нуждается в повышенном к себе внимании в течение 2-3 лет после посадки: регулярный полив, дождевание в засуху и укрытие кроны на зиму, после "листопада". Хорошо смотрится с елями, соснами, можжевельниками, липами, дубами, ясенями, клёнами. рододендронами, скумпией и другими декоративными кустарниками. Великолепно исполнит своё соло на любом фоне в любое время года.
Лиственница Гмелина или даурская (Larix gmelinii). Весной окраска кроны нежно-светло-зелёная, летом - ярко-зелёная, осенью - яркая - оранжево-жёлтая. от других видов отличается меньшими размерами шишек (1,5-2,5 см). Самая зимостойкая представительница рода. Прекрасно сочетается с другими видами лиственниц, с различными видами клёнов. Особо интересны её карликовые формы "Pumila" - карликовая и "Prostrata" - низкорослая с распростёртыми и касающимися земли ветвями.
Одно из самых красивых хвойных растений - Пихта корейская (Aies koreana). Важнейшая порода, слагающая темнохвойные леса. Характерным признаком растений этого рода являются вертикально стоящие шишки, созревающие в первый год и рассыпающиеся для освобождения семян,вертикальный стерженёк, к которому прикреплялись чешуи, ещё долго остаётся на побегах. Пышная, конусовидная, стройная крона сильным ветвением и обильным охвоением побегов. Хвоя плоская, линейная, мягкая. Теневынослива, но лучше развивается при полном освещении. В первые годы жизни требует притенки. Первое десятилетие растёт очень медленно. Требовательна к влажности и богатству почвы. Ветроустойчива. Крона пихт формируется естественно, но при выращивании необходимо следить, чтобы саженцы не имели двух вершин. Прекрасно растёт по соседству с клёнами, бархатом амурским и различными декоративными кустарниками.
Пихта равночешуйчатая (Abies homolepis или Abies brachyphylla). Чистокровная японка. Эндемик. Растёт в местах с большим количеством летних осадков с лиственницей, буками и другими видами пихт, встречается на высоте 1800 м. С симметрично-пирамидальной кроной, хвоя жёсткая , зелёная, снизу - серебристо-белая. Шишки цилиндрические, 10 см длиной, зелёно-фиолетовые. В молодости нуждается в тени, потом может быть как светолюбива. К почвам нетребовательна, морозостойка и надёжна. Не повреждается пихтовой тлёй.
Ещё одна "японка" - Тсуга разнолистная (Tsuga diversifolia). Ареал обитания - центральные острова Японии. Крупный кустарник или небольшое дерево с конусовидной кроной, горизонтальными ветвями, свисающими наружу, с возрастом - широкопирамидальной. Медленнорастущая. Достигает во взрослом состоянии 5-7 м высоты и 4.5 м ширины, часто растения одинаковы в высоту и ширину. Хвоя игольчатая, с тупыми кончиками, тёмно-зелёная. Шишки свисающие, длиной 2см, тёмно-коричневые. Теневынослива. Не выносит известковые почвы. Самая морозостойкая и ветроустойчивая, нуждается в холодном и влажном местоположении.
Тсуга Мертенса (Tsuga mertensiana). В природе произрастает на скалистых почвах в горах ( в защищённых равнинах или на очень открытых горных хребтах) северной Америки. Достигает 8-10 м высоты и 4-6-8 м в диаметре. Вечно-зелёное колоновидное дерево, с узко-заострённой формой кроны, позднее - более раскидиста, прослеживаются несимметричные, неправильные ярусы, особенно в нижней части кроны, сильно свисающие до земли, придающие необыкновенно живописный вид растению. Очень медленнорастущая. Хвоя игольчатая, голубовато-зелёная или сероватая, все хвоинки (1-2 см длиной) расположены вокруг побегов. Строение хвои, как у кедра. Теневынослива. Предпочитает свежие, влажные, хорошо дренерованные почвы. Морозостойка, предпочитает холодно-влажные местоположения, хорошо переносит ветра. Прекрасно переносит стрижку и формовку.
Не мыслим японский сад и без кипарисовиков. Из 6 видов, которые обитают в Северной Америке. Японии и Тайване, у нас культивируются лишь 4.
Кипарисовик горохоплодный (Chamaecyparis pisifera). Растёт во влажных средне-высоких горах Японии на влажных, богатых питательными веществами почвах. Кипарисовик горохоплодный "Бульвар" ( Chamaecyparis pisifera "Boulevard") - вечнозелёный компактный и плотный кустарник с типично приподнятыми и слегка наклонёнными серебристо-голубыми кончиками побегов, придающими растению "свежий" вид. В молодости растёт очень медленно, далее - умеренно. Дорастает до 5 м высотой и 1,2-2 м в диаметре. Хвоя густая и мягкая, тонко-заострённая, загнутая внутрь. Летом - серебристо-голубая, зимой - серо-голубая. Теневынослив, нетребователен, в засуху - не лишним будет дождевание. Морозостойкий.
Золотисто-жёлтая хвоя у культиваров: "Filifera Aurea Nana" (1,5 м высотой и 3 м в диаметре), "Filifera Nana" (2 м высотой и 4 м шириной, растёт медленно и очень морозостоек!), "Plumosa" (8-10 м высотой и 3-5м шириной, был завезён в Европу из японии в 1861 году), "Filifera Sungold" (1м высотой и 2 м в диаметре, морозостойкий), "Plumosa Aurea" (до 10 м высотой и 3-5 м шириной, морозостойкий).
Культивары с голубовато-зелёной хвоей: "Squarrosa" (кустарник с голубовато-зелёной хвоей), "Squarrosa Dumosa" (карликовый, кругловатый, густоветвистый кустарник с голубовато-зелёной, а зимой - фиолетовой хвоей).
С зелёной хвоей: "Minima" (кустарник с короткими ветвями и изогнутой зелёной хвоей), "Columnaris" (с колоновидной формой кроны и зелёной хвоей), "Stricta" (с пирамидальной кроной), "Nana" (карликовый плотный куст с зелёной хвоей).
Кипарисовик нутканский (Chamaecyparis nootkatensis). Растёт на прохладных и влажных прибрежных грунтах северной Америки. В горах поднимается на высоту 2500 м. разновидность "Pendula" - наиболее живописна. Это вечнозелёное невысокое дерево средней величины с плакучими ветвями и прямым, идущим до вершины стволом и рыхлыми, ассиметричными, горизонтально раскидистыми. с возрастом более свисающими ветвями. Боковые ветви похожи на свисающие гривы. В молодости растёт медленно. Хвоя чешуйчатая, прилегающая к побегам, не меняет цвет - зимой и лето тёмно-зелёная. Морозостоек, ветроустойчив, выносит снежные завалы.
Кипарисовик притуплённый "Нана грацилис" (Chamaecyparis obtusa "Nana Gracilis"). В природе растёт на богатых питательными веществами, влажных, хорошо дренированных, не известковых почвах - в прохладных горных лесах Японии, где соседствует с Chamaecyparis pisifera. Медленнорастущее карликовое деревце, с возрастом широко-конусовидное. побеги закручены в виде раковины. До 2,5 м высотой и 1-1, 5 м шириной. Годовой прирост в высоту 5 см и в ширину - 3 см. Хвоя чешуйчатая, толстая, сильно-прижатая, тёмно-зелёная. Светолюбив, но выносит полутень. Почвы предпочитает плодородные. в первые несколько лет после посадки требует к себе повышенного внимания.
Кипарисовик притуплённый "Пигмеа" (Chamaecyparis obtusa "Pygmea") - был импортирован в Европу из Японии в 1861 году. Широко0овальный карликовый кустарник, с возрастом более округлый. Растёт медленно, достигает высоты 2 3,5м и 2-2,5 м ширины. В возрасте 45 лет - 3м высотой и 2,5 м в диаметре. Хвоя толстая, чешуйчатая, зелёная. Почвы предпочитает плодородные, влажные. Светолюбив, будет расти и в лёгкой полутени.
Продолжение следует...
aurasada.com
Хвойные в японских садах и бансаи
Через свою уникальность и отличную от европейской культуру садов японцы дали остальному миру по крайней мере две широко копируемые и популярные формы садов, в которых хвойные являются очень важным элементом. Это японский сад и его уменьшенная артистическая разновидность, бонсаи («растение на подносе»). Первая — это отчетливый садовый дизайн. А вторая — создание того, что отражает красоту природы в миниатюре при выращивании растения в горшечной культуре. Это искусство выращивания карликовых деревьев. Многое в философии японского сада основывается на создании чего-то, что не просто дублирует природу, но является частью ее, вписываясь и смешиваясь, насколько возможно, с окружающим ландшафтом. Растения здесь искусственно придумываются и ухищряются так, чтобы они выглядели гораздо старше, чем они на самом деле. Эти сады становятся местом спокойствия, умиротворения и любования природой, местом и объектом поклонения природе. В них предполагается тщательное продуманное размещение не только растений, но и камней, скал, гравия и воды.
Японские сады редко цветистые и яркие. Но они славятся своей окраской весной и осенью и более успокоительны для глаз на пике летней жары. Цвет приходит от молодой появляющейся листвы и ярких весенних цветов, таких как многочисленные рододендроны. В то же время яркие осенние окраски японских сакур и кленов богато и тщательно перемешаны с зеленью хвойных. Хвойные — это, естественно, виды дикорастущей флоры Японии, которая очень богата вообще, и в частности хвойными. Это прежде всего сосны Тунберга, мелкоцветковая и густоцветковая, а также их многочисленные культивары, которые считаются хорошим выбором в качестве ландшафтообразующих деревьев для такого сада. Обрезка и формирование кроны проводятся у еще молодых растений, чтобы они выглядели гораздо старше своего возраста. Такую работу нужно проводить расчетливо, постепенно и аккуратно, чтобы не испортить растение. Процесс требует времени. Применяются тренировочные трости и палки, обвязка проволокой ветвей и корней, оттягивание и фиксирование ветвей в определенных направлениях. Нежелательные побеги удаляются, нижние ветви тоже, чтобы у сосны сформировалась глубоко бороздчатая кора. Фактически процесс такого специфического ухода за деревом продолжается почти всю его жизнь, и еще годы спустя после высадки в сад. Деревья в старых японских садах, если они хорошо посажены, адаптируются и меняются с возрастом, как и в любом другом саду. Такой сад может существовать столетия. Есть сады, которые стараются сохранить в неизменном состоянии. Есть сухие ландшафтные сады, где рассыпанный ручейком гравий и куски скалистых камней используются для имитации озер и островов.
Мы не можем все поехать в Японию, чтобы увидеть знаменитые японские сады. Но некоторые великолепные примеры созданы профессиональными японскими садовниками и дизайнерами во многих частях света, в том числе в лучших ботанических садах мира, включая Королевский ботанический сад Кью в Англии, Гамбургский ботанический сад и Главный ботанический сад России в Москве. Теперь и простой российский садовод, не выезжая в Японию, может у себя в саду создать уголок японского сада, сообразуясь со своим вкусом и возможностями.
Японские сады предполагают любование природой. Но все это создано не природой, а человеком. И тут много работы — растения нужно формировать, чтобы они выглядели естественно, а затем поддерживать в должном состоянии, пока они растут. Не каждый хочет создать абсолютную копию японского сада, а также затратить такую большую работу на достижение этой цели. Необязательно использовать только японские растения. Не всегда можно достать сосну Тунберга, у нас она растет не так хорошо, как местная сосна обыкновенная. Наша сосна с возрастом тоже может сформировать извилистую причудливую неправильную крону и образовать привлекательную бороздчатую кору.
Как для японского сада, так и для бонсаи ключевым является правильная обрезка. При такой культуре подрезаются как верхушка, так и корни. Растения формируются и мимикрируются так, чтобы они выглядели как очень старые. При этом подвергаются воздействию корни и кора, прореживаются и подрезаются ветви до того, как начнется прирост. Корневая подрезка на хорошо развитых экземплярах делается примерно каждые три года. И это позволяет некоторым образцам, таким как деревца сосны мелкоцветковой, прожить, как совершенная копия природы, две или три сотни лет.
Идея выращивать деревья в контейнерах, как полагают, возникла в Индии. Оттуда она была перенята китайцами. Японцы многому научились от китайской культуры, приспособили и развили эту практику как форму искусства, хотя термин «бонсаи» не использовался до начала XVIII в. Сосны (в особенности сосны Тунберга и мелкоцветковая) были первыми выбраны для этой цели. Некоторые из наиболее известных и знаменитых бонсайных растений были первоначально собраны со скалистых, продуваемых ветров склонов, утесов и скал, где их корневая система сформировались естественным путем, а крона — благодаря сильным господствующим ветрам. Они были вырезаны и помещены в контейнеры, где продолжалось формирование их кроны и уход за ними.
Сейчас большинство карликовых деревьев берут свое начало на питомниках, где их выращивает садовник из семян, черенков или путем прививки. Выращивание бонсаи самого высшего качества — очень специализированное ремесло. Образцы бонсайных растений, выращенные дипломированными известными японскими мастерами, стоят больших денег, так же, как и растения, берущие начало из природы Японии. Но искусство бонсаи очень популярно среди любителей и профессионалов во многих странах. Миниатюрные, карликовые и медленно растущие хвойные отлично подходят для этого. Вы можете купить пособие и попробовать начать создавать бонсаи сами. А если вы хотите купить уже готовый — идите к специалистам в респектабельный садовый центр. Многие растения, которые вам могут предложить случайные лица как бонсаи, — поддельные. Это зачастую просто довольно грубо обрезанные растения, засунутые в горшок или поддон.
Удивительно, что может быть выращено в таком маленьком, мелком подносе и с очень малым количеством почвы. Обычно за основу берется плодородная земля. Дается подкормка из медленно растворимого удобрения. Поливка — очень существенная часть ухода, обычно с весны до осени она проводится ежедневно. Но избегайте перелива, особенно у сосен. Быстро растущие растения, такие как лиственницы, могут нуждаться в корневой подрезке каждый год, медленно растущие —реже, через год-два. Пересадка из одного контейнера в другой может быть необходима по мере роста.
В странах Западной Европы бонсайные хвойные, если они не субропические, выращивают как уличные растения открытого грунта. В идеальном виде их располагают на уровне глаз на полках или столиках-платформах. Большинство их нуждается в защите зимой от холодных ветров и низких температур, а летом — от продолжительной экспозиции на полном солнце.
У ступенек парадного входа в здание Гербария Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН можно увидеть каменную вазу, в которой растет дерево лиственницы. Институт имел честь принять у себя делегатов XII Международного ботанического конгресса, проходившего в Ленинграде в 1975 г. Как раз в то время и было посажено маленькое деревце, самосев из парка лиственницы европейской. Оно живо до сих пор, несмотря на то, что неглубокая чаша каждую зиму полностью промерзает, а корням почти некуда расти. Пожалуй, никакое другое хвойное дерево, кроме лиственницы, не могло бы выжить в таких условиях. 32 года спустя оно превратилось в небольшое, чуть выше человеческого роста, искривленное деревце с причудливой кроной и красивой корой. Зимой и летом оно с шишками, весной его украшает мягкая светло-зеленая распускающаяся хвоя, которая осенью становится золотистой. В другую чашу с правой стороны недавно было посажено еще одно молодое дерево лиственницы. Бонсаи иногда считается довольно жестоким способом выращивания растений. Но фактически при этом обрезка и формовка в принципе не отличаются от того, как проводится обрезка и уход за другими, обычными кустарниками и хвойными. Это форма искусства для тех, кто будет озеленять свой маленький садик, внутренний дворик или балкон. Этому искусству можно посвятить все свое свободное время, и увлечение может стать навязчивой идеей на всю жизнь.
КАТАЛОГ хвойных растений в нашем интернет-магазине
Болезни и вредители растений
Блог "О растениях" (подробные описания всех видов растений)
www.5-nt.ru
Камерность и единение с природой в стиле Древней Японии
Содержание материала
С чего начать при обустройстве сада в японском стиле? Прежде всего, с композиции. Для того чтобы определить, какой она будет, необходимо обратить внимание на рельеф. От этого и стоит отталкиваться, размышляя о расстановке декоративных элементов, скульптур, растений, камней и воды. Обязательно примите во внимание и микроклимат. Это нужно для правильного подбора растений.
Особенности создания
Философы древнего Востока говорят о том, что все в мире должно подчиняться действию положительных и отрицательных начал. При этом противоположности должны уравновешивать друг друга. Японский сад – это воплощение умелого сочетания противоположностей: воды и камней, растений и архитектурных форм, света и тьмы.
Создать своими руками восточный сад достаточно сложно. Ввиду этого рекомендовано сделать его проект. В нем до мельчайших подробностей прописывается, где и как будут располагаться отдельные составляющие. Лучше сразу сделать полный проект, иначе переделки в саду влетят в копеечку.
Сад в японском стиле выглядит привлекательно в течение всего года. Часто он занимает небольшое пространство. Из деревьев используются хвойные – они умиротворяют и отличаются простотой в уходе.
Сердце сада – вода. Она символизирует скоротечность жизни. Не последнюю роль играют камни и дерево. Камни – символ стойкости и долговечности, дерево – поэтапного развития и совершенствования. Японцы считают, что два этих материала наделены магической силой.
Садик в японском стиле призван дать вам почувствовать ощущение вечности. Главная цель – воссоздать миниатюрную модель ландшафта природы Японии, с ее растительностью, водопадами, ручьями.
Также рекомендуем прочитать:
Проект выполняется таким образом, чтобы со всех сторон вам открывался чудесный ландшафт в миниатюре. Каждый камень – это гора, прудик – озеро. Важно правильно использовать цветовую гамму и рельеф. Применяются камни различных пород и традиционные для Японии материалы – бамбук, гравий, дерево.
Соблюдение баланса
Еще одно важное условие – соблюдение баланса. Многие садовники отмечают: выполняя японский сад своими руками, необходимо позаботиться о том, чтобы оставалась некоторая пустота. Никакой помпезности либо пышности быть не должно. Пустота – это ключевой момент.
Всем нам хочется уместить как можно больше на своих 6 сотках. Но это неправильно. Если скала гармонично смотрится на фоне бескрайнего моря, это не значит, что она будет выглядеть так же хорошо в окружении сотни различных растений, она просто потеряется и перестанет быть ключевым элементом. Это значит, что подбирать элементы декора предстоит тщательно!
Камерность восточного сада
Еще одна характеристика композиции – камерность, некоторая отстраненность и закрытость от внешнего мира. Это место для достижения покоя и проведения медитации.
Чтобы достичь уединенности, садик предстоит закрыть от любопытных глаз. С этой целью используются калитки и изгороди. Можно использовать и живую изгородь – высаживают спирею острую и блестящий кизильник. Ландшафтный сад представленного типа предназначен для семейного отдыха, созерцания красот природы и уединения.
Важные моменты
Для европейца японский садик предстает как что-то лаконичное, выполненное не для посторонних глаз. Стили, в которых осуществлены подобные сады, могут быть различными. В любом случае выполнить работу будет сложно, если вы не обладаете специальными навыками. В основе композиций лежит следование японской философии и религии. Композиция может быть любой:
- философский сад;
- сад холмов;
- место для прогулок;
- место для проведения чайных церемоний.
Главный принцип, который необходимо учитывать при создании, – это то, что идеалом для каждого человека должна оставаться природа. А все мы должны подражать ей.
Любым доминантам в качестве остроконечных конусов здесь не место. Формы должны быть округлыми. Цветы используются очень редко. Растения должны быть низкими – коричневого, серого или зеленого окраса.
Выбор растений
Для создания восточной атмосферы необходимо высаживать соответствующие растения.
Низкие многолетники и почвопокровные растения
Для того чтобы японский садик получился красивым и гармоничным, придется приложить немало усилий. При этом, даже если вы правильно разместите воду, камни и архитектурные сооружения, пустоты между ними могут испортить весь внешний вид. Заполнить их можно при помощи многолетних растений. Они участвуют в формировании самого нижнего яруса. Как правило, в композиции используются мхи и небольшие декоративные растения с мелкими цветочками.
Деревья и кустарники
Высаживая японский сад своими руками, следует обратить внимание на деревья и кустарники. Они должны быть подобраны в стиле символизма или минимализма, сочетаться с архитектурными формами.
Хвойные растения
Японский садик характеризуется наличием хвойных растений. Именно они отличают его от европейского сада. Более того, в японском саду растений не так много. Зачастую он становится местом, где представлен только один вид дерева или иной растительности. Dachadecor.ru рекомендует в Восточном саду высаживать карликовые хвойные растения, об особенностях выращивания которых рассказывалось в предыдущих публикациях.
Японский сад своими руками (видео)
Высокие многолетники
Сад в японском стиле отличается тем, что многолетники играют в нем второстепенную роль. Но есть ряд растений, которые должны обязательно присутствовать в нем. Речь идет о пионах, ирисах и хризантемах.
Выбор растений для японского садика не так уж мал. При этом не стоит отдавать предпочтение только традиционным видам, так как в средней полосе России они вряд ли приживутся. Даже если они не погибнут, то будут обмерзать, а значит, картинка будет испорчена. Зимостойкие растения не нуждаются в укрытии. Если вы все-таки отдадите предпочтение в пользу незимостойкой растительности, будьте готовы к тому, что, если неправильно положить укрытие, будут образовываться грибковые инфекции.
Зимой сад выигрывает за счет присутствия хвойных. Горная и обыкновенная сосна позволят сформировать садовые ниваки. Важно! На их формирование могут уйти долгие годы. Но, если вы не желаете ждать, можно купить их в специализированном магазине. Конечно, они недешевы, но результат того стоит. Ниваки не должно быть много. Всего одно красиво сформированное дерево может кардинально изменить ландшафт.
Архитектура японского сада
Ландшафтный сад представленного типа часто включает в себя различные архитектурные формы:
- беседки;
- ворота;
- чайные домики;
- пагоды;
- скамьи;
- фонари и мосты.
Представленные формы должны сочетаться с другими элементами композиции, находиться с ними в гармонии. Материал, из которых могут быть выполнены строения, – металл, дерево, камень и бамбук.
Создание японского садика потребует от вас большого количества усилий и терпения. Ключевые элементы – вода, камень и дерево. Все, что находится в саду, должно выглядеть гармонично. При этом местность необходимо скрыть от посторонних взглядов для достижения уединения. Основная роль отводится хвойным растениям. Малые архитектурные формы и пруды отлично дополнят ландшафт.
Японский садик (видео)
Сад с настроением Японии (20 фото)
Отзывы и комментарии
Вы нашли ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Рейтинг:
Загрузка...dachadecor.ru
Создание сада в японском стиле
Создание сада в японском стиле
Создание сада в японском стиле не потребует от Вас больших затрат энергии и денег. Главным правилом является нахождение каждого вида растения на своем собственном месте. Сад должен иметь свободное пространство, тогда только стиль оформления можно будет назвать японским.
Использование гравия и камней – главная составляющая этого стиля. Из данного материала можно выполнить множество различных композиций.
Растения, которые чаще всего используются в создании японского сада – это бамбук, хвойные деревья, клены, вишня, ирисы и т. д.
Но для того, чтобы получить истинный японский сад, нужно почитать и изучить литературу по данному вопросу. Вам очень поможет в этом изучение фен-шуя.
Важно подбирать растения, которые подходят для вашей местности. Отличный вариант для средней полосы России – это сосны. Их можно высадить в специальные контейнеры, так обеспечится ограниченный рост корневой системы и сосны будут не очень большими.
Из хвойных растений можно формировать различные статуи, посвященные японскому стилю. А свойство сосен сохранять свой цвет круглый год, будет радовать владельцев сада и их гостей.
Дизайн сада в японском стиле
Дорожка японского сада по правилу должна отличаться своей кривизной. Ее можно закрутить у ручья или большого камня. Песок и гравий выравнивают граблями.
Участок можно украсить бамбуковыми трубками и кленами так, чтобы осталось место для обзора сада.
Из различных растений и камней необходимо сформировать так называемые обереги. К ним относятся: лягушка и толстые люди. Эти символы будут хранить спокойную и благополучную жизнь своих хозяев.
Если на участке имеется природный водоем, то это замечательно. Вода по-японски означает естественность. Если же таковой отсутствует, можно соорудить его собственными руками. Для этого пригодятся галька и вода. Фонтаны в данном стиле не предусматриваются, поэтому лучше соорудить ручеек, через который будет проложен мост.
В японском саду обязательно должно быть место для раздумий и размышлений. Так сказать, для уединения и упорядочения своих мыслей. Примером может стать скамья из бетона, рядом с которой ничего не должно быть, чтобы не отвлекаться.
Сад в японском стиле должен казаться местом, где царят покой и уединение. Только так можно достичь успехов в его создании и проектировке.
sad6sotok.ru