Деревья с вертикальными кронами в ландшафтном дизайне сада. Хвойные растения пирамидальные
Деревья с вертикальными кронами в ландшафтном дизайне сада на Supersadovnik.ru
Почти любая статья об использовании в саду растений с вертикальной кроной начинается с фразы: "Это то же самое, что и восклицательные знаки в тексте. Их не может быть много!" Однако есть еще несколько важных моментов.
Вертикаль вертикали рознь. Например, пирамидальные формы (тоже, кстати, заблуждение: истинных пирамид в природе нет – так называют растения с коническими кронами) не так доминируют над окружением, как игловидные вертикали, их нельзя сравнивать с упомянутым восклицательным знаком. Разноразмерные экземпляры с пирамидальными кронами вполне можно использовать, причем в довольно больших количествах.Узкие вертикали-иглы (например, сорта можжевельника виргинского) при прохождении определенного количественного барьера могут присутствовать в саду в достаточно больших количествах. Один экземпляр как доминанта простой композиции, три-пять разноразмерных экземпляров как взаимоподчиненные акценты сложных композиций – приемлемая вещь. Даже роща из множества таких вертикалей, когда они уже воспринимаются не единично, а массой, вполне допустима. Плохо они будут смотреться скорее когда их не много и не мало – ни рыба, ни мясо.
Обычно вертикальные кроны образованы ветвями, близко прижатыми к стволу, отходящими от него под острым углом (пирамидальные тополя, вертикальные формы дубов и пр.). Но есть и такие, ветви которых растут под прямым углом, но боковые приросты невелики по сравнению с приростом в высоту (сорта и формы туи западной и пр.). Последние можно сделать еще более узкими посредством стрижки.Обе группы вертикальных растений из предыдущего пункта могут иметь различную форму кроны: колонновидную (верхняя часть по ширине близка к ширине нижней части), веретеновидную (средняя часть кроны превосходит по ширине нижнюю и верхнюю), пирамидальную (постепенно сужающаяся к верхней части крона). Более стройными и отчетливыми вертикалями выглядят те, что резче сужаются к верхней части. Тупая вершина у колонновидных и заостренная у резко сужающихся конусов дает совершенно разный эффект – последние кажутся стройнее и выше при одной и той же высоте растений и их максимальной ширине.
Формирование штамбовой формы или прививка растений с вертикальными кронами на штамбы визуально значительно увеличивает их стройность и высоту по сравнению с обычным экземпляром тех же размеров. Эффект такой же, как с фигурой девушки в туфлях на высоких каблуках. Кроме того, хвойным растениям это помогает избежать подпревания нижней части кроны.Подбирая растение на замену теплолюбивому кипарису для садика со средиземноморским колоритом, недостаточно учитывать только пропорции кроны. Как ни стриги тую западную, кипарисом ее никто не назовет. Причиной тому груз наших ассоциаций, цвет хвои и текстура поверхности. Истинный кипарис – это "трехдневная щетина", а туя – "каракуль". И даже можжевельник обыкновенный – типичная "однодневная щетина" – не дотягивает. А вот можжевельник скальный, или виргинский, гораздо ближе к кипарису и текстурой, и цветом.
Растения с вертикальными кронами – хороший вариант для аллей на участках небольшого размера, где нет места липовым и вязовым. То же самое касается и фланкирования входов в сад, дом. Однако стоит учесть, что такие аллеи неминуемо создадут южный колорит. Более нейтральный с точки зрения стилистики вариант – вертикальные сорта лиственных деревьев, например, декоративных яблонь.
Жесткая вертикаль-игла вряд ли может быть элементом композиции, подчиненным раскидистому растению – скорее таким же вертикалям, но большего размера. Это законы архитектуры. Однако иногда выбора нет, и растение с вертикальной кроной приходится сажать, например, рядом с раскидистой старой яблоней. В этом случае нужно тщательно проработать видовые точки так, чтобы в поле зрения попадала только вертикаль и подчиненные ей элементы композиции. Пример такой видовой точки – скамейка под этой самой яблоней.
Жесткие вертикали в качестве солитеров смотрятся порой комично и требуют поддержки другими объемами. Это может быть, например, однопородная группа из нескольких экземпляров разноразмерных вертикальных растений, посаженных на небольшом расстоянии друг от друга. В этом случае они смотрятся единым массивом, визуально работающим так же, как и солитер.
Некоторые растения с плакучими формами кроны имеют настолько резко ниспадающие ветви, что также могут восприниматься вертикалями с точки зрения геометрии. Однако кроны, не устремленные вверх, производят на зрителя совершенно иное впечатление.При размножении черенками потомство повторяет вертикальную форму кроны у большинства декоративных форм древесных растений только в том случае, если черенки взяты ближе к верхней части кроны, и не дают вертикальных крон, если черенки взяты у ее основания.
Лучшие деревья – вертикали
Можжевельник скальный ‘Blue Arow’ (Juniperus scopulorum 'Blue Arow'). Высота - 3–4 м.Почти игловидная крона голубоватого оттенка; плотнее и уже, чем у сорта ‘Skyrocket’. Часть кроны может подпревать под снегом, подгорать весной. Альтернатива кипарисам.
Можжевельник обыкновенный ‘Sentinel’ (Juniperus communis ‘Sentinel’). Высота - 3–4 м.Обладает одной из самых узких крон среди сортов можжевельника обыкновенного. Растет медленно. Окраска серебристо-зеленая. К сожалению, подгорая, долго и с трудом восстанавливается.
Туя западная ‘Smaragd’ (Thuja occidentalis ‘Smaragd’). Высота - 3–4 м.Растет довольно медленно. В отличие от других форм и сортов туи западной зимой практически не буреет. Прекрасно переносит формовку с целью уменьшения ширины кроны.
Клен остролистный ‘Columnare’ (Acer platanoides 'Columnare'). Высота - 15 м.Дерево с веретеновидной кроной. В продаже есть экземпляры, привитые как на штамб, так и в корневую шейку. Осенняя окраска слегка желтоватая. Нетребовательно к условиям произрастания.
Дуб черешчатый ‘Fastigiata’ (Quercus robur 'Fastigiata'). Высота - 8–10 м.Приобретает с возрастом веретеновидную форму кроны. Ветви идут под острым углом к стволу. Растет довольно медленно. Указанной высоты достигли в России старые растения послевоенной посадки.
Сосна обыкновенная ‘Fastigiata’ (Pinus sylvestris 'Fastigiata'). Высота - 7–10 м.Представляет собой узкую колонну голубоватого оттенка, так как имеет сизые иголки. Сохраняет плотность и узость кроны только при регулярной прищипке однолетних приростов.
Ель обыкновенная ‘Cupressina’ (Picea abies ‘Cupressina’). Высота - 15 м.Отличается от базовой формы характером роста побегов – они идут от ствола не под прямым, а под очень острым углом и почти параллельны ему. Этои делает крону узкой.
Ель сербская (Picea omorica). Высота - 15–20 м.Среди елей обладает самой узкой кроной. Ветви второго порядка резко вертикально свисают вниз, что придает ей особый облик. Вершина, увы, похожа на длинную (до 1 м) неразветвленную антенну.
www.supersadovnik.ru
Туя пирамидальная - фото сорта компакта, западной пирамидальной, посадка и уход, видео
Содержание статьи:
Ценность туи – не только в ее непритязательности и сохраняющейся весь год хвое, но и в способности растения поддерживать определенную форму. Туя пирамидальная может считаться живым символом вида. Именно такие экземпляры чаще всего встречаются в парках и скверах, в составе живых изгородей, в группах и в качестве солитеров на загородных участках.
Несмотря на общее сходство растения с конусовидной кроной относятся к разным сортам и даже видам. В средней полосе из-за морозостойкости предпочтение отдают туе западной, на юге в посадках преобладают туи восточной или плосковеточника.
Особенности строения и вегетации западной пирамидальной туи
Предки туи западной пирамидальной формы – это выходцы из Северной Америки, в природе за несколько десятков или сотен лет разрастающиеся до 15–30 метров в высоту. У туи конусовидной формы может быть один или несколько плотно прижатых друг к другу стволов.
У туи пирамидальной мелкая чешуйчатая хвоя. В зависимости от сорта она или буреет зимой, или до весны сохраняет свой изначальный цвет.
Поскольку туи – это вечнозеленые растения, видоизмененная листва, даже став коричневой или красновато-медной, не осыпается. Ее жизнь продолжается до трех лет, после чего хвоя отмирает, а побег оголяется.
Все туи медленно растут, отличаются неприхотливым нравом и неплохо переносят пересадку. Благодаря доступным зимостойким сортам пирамидальные туи все чаще поселяются на дачных участках не только средней полосы, но и Севера-запада страны, на Урале и в Сибири.
Размножение сортовых растений проводится вегетативным путем, с помощью отводков или черенкования. Семенной способ также возможен, но молодые сеянцы далеко не всегда сохраняют черты родительских экземпляров.
Посадка пирамидальной туи в грунт проводится, когда саженцы достигают возраста 2–4 лет, при этом юные растения неплохо приживаются и могут до ста лет сохранять декоративность.
Условия для посадки и уход за туей пирамидальной
Хвойники предпочитают солнце или полутень, где растение получает достаточно света и формирует равномерно густую, красивую крону. Если туя попадает в глубокую тень:
- ветви постепенно становятся разреженными;
- хвоя утрачивает насыщенный оттенок, может пожелтеть, а у золотистых сортов, стать зеленоватой;
- пирамидальная форма кроны нарушается.
Пирамидальные туи, на фото, не нуждаются в специальном составе грунта или уходе. Распространению туи в ландшафтном дизайне послужила их устойчивость к негативным воздействиям внешней среды, включая:
- ветер;
- прямые солнечные лучи;
- заморозки;
- загрязненный работающим транспортом и промышленными предприятиями воздух городов и их ближайших окрестностей.
Однако это не означает, что уход за пирамидальной туей – дело ненужное. Для посадки туи всех разновидностей готовят просторные, по размеру корневой системы и земляного кома ямы, которые оборудуют дренажем и заполняют рыхлой смесью на основе садовой земли, торфа и песка.
Чтобы туи не испытывали недостатка в питательных веществах, грунт удобряют комплексными специализированными составами для хвойников.
В дальнейшем подкормку кустарников проводят весной и реже осенью, сочетая с не частыми, но обильными поливами.
Хвойники переносят недостаток органики в почве и засуху, но лучше растут, если земля под ними увлажнена. В сухую жаркую погоду растения, особенно молодые, хорошо отзываются на мелкое дождевание. Не допускать пересыхания корневой системы помогает обильное мульчирование приствольных кругов. В начале вегетационного периода туи подвергают санитарной обрезке и, если необходимо, корректируют пирамидальную форму кроны.
Небольшое осыпание хвои чаще всего связано с естественными процессами обновления, поэтому не должно беспокоить дачника.
Если же пирамидальная туя, на фото, пострадала от солнечных ожогов или подмерзла в бесснежную зиму, ждать, что она позеленеет сама, не приходится. Аккуратная стрижка, подкрепленная внесением удобрений и поливом, помогает вернуть декоративность и за лето восстановить ущерб.
Перед началом зимы коническую крону растения плотно связывают, небольшие туи, а также сорта с невысокой морозостойкостью укрывают. Эта мера позволяет хвойнику сохранить форму и большую часть веток при сильных ветрах, морозах и тяжелом снега, способном разломить скелетные сучья.
Формы и сорта пирамидальной туи
Традиционно для озеленения используется более десятка пирамидальных или конусовидных форм западной туи. Среди них есть растения, крона которых формируется в один или несколько стволов. Большая часть разновидностей – это сорта, зимой меняющие окраску на коричнево-бурую.
Туя западная Смарагд (T. occidentalis Smaragd)
Наиболее известной туей пирамидальной формы с неизменно зеленой хвоей является туя западная Smaragd. Растение с приземистой конусовидной кроной к 10-летнему возрасту достигает 2-метровой высоты. Максимально возможные размеры вдвое больше. своим названием культура обязана изумрудному оттенку хвои, который не меняется ни летом, ни зимой.
Декоративная форма туи западной считается одним из лучших сортов с конической кроной. Растение обладает относительной зимостойкостью, но в северных районах может вымерзать, страдает от весеннего солнца и нуждается в защите.
Туя западная Брабант (T. occidentalis Brabant)
Более высокорослая туя Брабанд хорошо известна российским садоводам благодаря своей морозостойкости и универсальному применению. Чаще всего высокорослые, до 3–4 метров кустарники используются для создания зеленых изгородей, в групповых посадках. Чтобы туя сохраняла пирамидальную форму, ей нужна обязательная обрезка. Сорт отличается теневыносливостью, но плохо переносит периодические весенние оттепели и заморозки, вызывающие повреждение хвои и древесины.
Как и туя Смарагд, эта разновидность имеет золотистую вариегатную форму. Такая пирамидальная туя в посадке и уходе не отличается от своих зеленых сородичей. Однако поддерживать нарядный желтый цвет кроны проще на солнечном участке.
Туя западная Пирамидалис Компакта (T. occidentalis Pyramidalis Compacta)
С 1904 года любители хвойных растений могут высаживать на своих участках сорта туи Пирамидалис Компакта с узкой конической кроной, состоящей из множества сильно разветвленных побегов. Ветви плотно прижаты друг к другу и покрыты мелкой зеленой хвоей. По форме хвоинки напоминают слабо блестящие гладкие чешуи. Максимальная высота растения достигает 8–10 метров.
Эта форма туи невероятно распространена и благодаря морозостойкости, нетребовательности и компактной от природы кроне заслужила уважение не одного поколения садоводов.
Видео о посадке туи
www.glav-dacha.ru
Виды хвойных растений, использующиеся для композиции
Конусы, колонны и шарики, плакучие, подушковидные и стелющиеся виды и сорта хвойных разного размера, фактуры, тона, окраски. Выбор хвойных огромен.
Хвойные в большинстве случаев имеют строго определенную форму. Поэтому они идеальны как фокусные растения. Даже в маленьком саду человеческий глаз должен быть направлен на что-то отдельно стоящее. Хорошо создать меняющиеся по сезонам года точки особой привлекательности путем создания растительных композиций вокруг выбранного главного солитерного экземпляра. Весенние луковичные, летние многолетники, красиволиственные или цветущие кустарники увеличат такую привлекательность в течение долгого времени. Само же хвойное дерево будет привлекательным в разные сезоны года, но особенно зимой. Узкоколонновидные формы будут отличными акцентирующими растениями. Существует их большой выбор в зависимости от области выращивания
Акцентирующие пирамидальные или колонновидные хвойные помогут создать дизайн сада. При этом не следует забывать выделять им достаточно места. Многие деревья можно подрезать и придавать им узкокронные или невысокие размеры. Или же удалять нижние ветви, так, чтобы под верхним ярусом раскидистой кроны можно было бы посадить другие растения. Хорошо выбранное место позволит крупному хвойному экземпляру ярче сочетаться с красочными цветущими растениями летом и выделяться как главная архитектурная особенность зимой. На фоне темной изгороди из тиса или ели лучше выделяются светлые тона коллекционных ботанических редкостей.
Список некоторых наиболее часто используемых видов и сортов хвойных растений.
Можжевельник.
Формы для живых изгородей – используются для ограждения, маскировки отдельных участков, обрамления бордюров и клумб, разделения сада на зоны. Виды и сорта: низкие бордюры – можжевельник казацкий «Tamariscifolia», средний «Pfizeriana Compacta», горизонтальный «Andorra Compacta». Низкие живые изгороди – можжевельник обыкновенный «Gold Cone», казацкий «BlueDanube». Средние живые изгороди - можжевельник обыкновенный «Hibernica», «Meyer», китайский «Obelisk»,»Old Gold», «Plumosa Aurea», «Pfizeriana», «PfitzerianaAurea». Высокие живые изгороди – можжевельник виргинский «BlueArrow», «Skyrocket», чешуйчатый «Meyeri», скальный «Moonglow», «WichitaBlue».
Низкорослые и стелющиеся формы– хорошо смотрятся на альпийских горках и рокариях. Виды и сорта: Горизонтальный «Glauca», «Blue Chip», обыкновенный»Repanda», «Green Caгрet», средний «Old Gold», «Pfitzeriana Compacta», «MintJulep», «Gold Coast», «Gold Star», «Golden Caгрet», казацкий «Tamariscifolia», «Variegatа», «Glauca», чешуйчатый «Blue Star», «BlueCaгрet», «Loderi», «Blue Swede», лежачий»Nana».
Формы с нетипичной окраской хвои – традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Виды и сорта: можжевельник китайский «GoldCoast»– хвоя золотисто-бронзовая, «Aureovariegata» – хвоя золотисто-пестрая, «StrictaVariegata» – хвоя голубовато-зеленная с кремовыми включениями, средний «Old Gold», «Pfitzerianaaurea» – хвоя золотисто-желтая, «Plumosaaurea» – хвоя ярко-золотисто-желтая, «GoldStar», «GoldenCaгрet» – хвоя зеленовато-желтая, обыкновенный «Var.DepressaAurea» – хвоя желтая с восковым налетом, казацкий «Variegata»– хвоя синевато-зеленая с желтовато-белыми концами, чешуйчатый «Holger»– хвоя серебристая с желтоватыми включениями, даурский «ExspansaVariegata» – хвоя светло-голубая с кремовыми вкраплениями.
Ель.
Ели используются для солитерных и групповых посадок. Элементами хвойных композиций с елями могут быть многие листопадные кустарники: Барбарис, айва японская, пузыреплодник, дерен белый (особенно его пестролистные формы), четкие по форме голубые пихты, можжевельники самой различной окраски и формы, лжетсуги, ажурные светлые березы. Тенистые места и кислые почвы под елями идеально подходят для азалий и рододендронов.
Формы для живых изгородей. Чаще всего используются ель обыкновенная, которая хорошо стрижется и отрастает, теневынослива, сохраняет ветви нижней части кроны до самой земли; ель колючая с высокой засухоустойчивостью, совершенной зимостойкостью, пластичным отношением к разным типам почв, устойчивостью к дыму, пыли по сравнению с другими хвойными. Колючая ель хорошо формируется, но растет медленнее, чем обыкновенная; может расти на заболоченных и затапливаемых паводками участках. При избытке азота голубая окраска хвои может тускнеть.
Низкие и карликовые формы - хорошо смотрятся на альпийских горках. Виды и сорта: Ель обыкновенная «LittleGem», «Nidiformis», «Compacta», «Will’sZwerg», ель сизая «Conica», «Echiniformis», «Alberta Globe», «Blue Planet», «AlbertaBlue», «Laurin», ель колючая «FatAlbert», ель черная «Nana».
Формы с нетипичной окраской хвои - традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Виды и сорта: ель обыкновенная «Arneson’sBlueVar» и «Barryi» – хвоя голубовато-зеленая, «Maxwellii» – хвоя желтовато-зеленая, ель сизая «Echiniformis» – хвоя сизая, «Sander’sBlue» – хвоя голубая, «AlbertaBlue» – хвоя сизо-зеленая, «Alberta Globe» – хвоя сизая, «DairsyWhite» – молодой прирост кремово-желтый, ель черная «Nana» – хвоя синевато-зеленая, ель сербская – хвоя голубовато-серебристая, ель восточная “Aurea”, “AureaCompacta” -молодой прирост ярко желтый, ель колючая «Blue Planet» – хвоя серо-зеленая, «Fat Albert» – хвоя голубая, «Glauca» – хвоя сине-стальная с восковым налетом, «Glauca Globosa» – хвоя серебристо-голубая, «Hoopsii» – хвоя светло-серо-голубая, «Koster» – хвоя серебристо-голубая, «Oldenburg» – хвоя сине-стальная, «St.Mary’sBroom» – хвоя голубая.
Сосна.
Сосны давно используют в декоративном садоводстве, где их ценят за красивую форму кроны, неповторимое очарование стройных, ярких стволов, многообразие формы и цвета хвои и шишек. Например, удачны сочетания сосны веймутова с тсугой, псевдотсугой, липами, буком, дубами, лещиной, облепихой, лохом, кленами, лиственницей, елью и пихтой. Сосна горная имея большое разнообразие низкорослых форм, применяется для создан
Для рокариев и альпийских горок чаще всего применяются сорта: «Pumilio», «Gnom», «Humpy», «MiniMops», «Mops», «Wintergold», «Ophir», «Carsten’sWintergold», «Laurin», «Jacobsen».
Формы с нетипичной окраской хвои – традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Среди горных сосен это «Wintergold» – хвоя зимой золотисто-желтая, «Ophir» – хвоя золотисто-желтая. Из сосен обыкновенных это «Glauca» – хвоя серебристо-голубая, «NorskeTyp» – хвоя голубовато-серебристая, «Watereri» – хвоя голубовато-стальная. Из сосен веймутова это «Macopin», «Radiata» - хвоя голубовато-зеленая.
Туя.
Конусовидные, пирамидальные и колоновидные формы - хорошо сочетаются с распростертыми и шаровидными можжевельниками, с микробиотами, ярусными тсугами, яйцевидными и шаровидными соснами, с ажурными лиственницами. Сорта:»Brabant», «Columna», «Fastigiata», «Holmstrup», «Smaragd», «Stolwijk».
Невысокие формы - хорошо смотрятся на альпийских горках и в рокариях. Сорта: «Danica», «Hosery», «Little Gem», «Teddy», «Woodwordii», «Tiny Tim», «Globosa Compacta», «Globosa», «Hovey», «Little Champion», «Recurva nana», «Globosa Aurea», «Golden Globe».
Формы с нетипичной окраской хвои - традиционно используются в качестве солитеров или акцентов в крупных ландшафтных композициях. Сорта: «Aureospicata»– хвоя с золотисто-желтыми концами, «Globosa Aurea»– хвоя от ярко-желтой до золотисто желтой, «GoldenGlobe» – хвоя золотисто-желтая, «Rheingold» – хвоя от золотисто-желтой до оранжево-желтой, «Sunkist» – хвоя золотисто-желтая, «GoldenPerl» – хвоя кремово-желтая, «LuteaNana» – хвоя бронзово-оранжевая, «EuropaGold» – хвоя золотисто-желтая, «Lutescens» – хвоя светло-желтая, частично темно желтая, «YellowRibbon» – хвоя оранжево-золотисто-желтая, «WareanaLutescens» – хвоя золотисто-желтая.
Формы для живых изгородей – используются для ограждения, маскировки отдельных участков, оформления партерных площадей и садово-парковых дорожек. Сорта: «Aureospicata», «Brabant», «Columna», «Europa Gold», «Holmstrup», «Rheingold», «Smaragd», «Fastigiata», «Wareana», «Stolwijk», «Piramidalis Compacta», «Frislandia».
Колорит композиции
Окраска хвойных растений уже давно не ограничивается одним-единственным цветом: зеленые тона от темных до сочно-салатовых, различные оттенки желтого – от лимонного до золотистого, многочисленные нюансы сизо-зеленого и серебристо-голубого.
Монохромные композиции в саду
В последнее время все большую популярность приобретают монохромные цветовые композиции. С одной стороны, они просты по своей структуре, с другой – правильно подобранные, они могут выглядеть эффектнее многих пестрых цветников.
Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Если применить на практике теорию цвета, позаимствованную из живописи, то можно достичь красивых сочетаний, даже не имея большого опыта в создании ландшафтов. В теории цвета выделяются три основных (желтый, красный и синий) и три составных (или производных) цвета, получаемых в результате смешения основных (оранжевый, зеленый и фиолетовый). К теплым цветам относят желтый, оранжевый и красный. В любой композиции они всегда выделяются и служат главным акцентом, визуально приближая цветник к наблюдателю. Зеленый, синий и фиолетовый – холодные цвета, они визуально отдаляют композицию. Растения с голубыми и синими цветами часто высаживаются для углубления перспективы по границе сада, или чтобы подчеркнуть тень под деревьями в саду.
Существует несколько принципов цветовых сочетаний, которые используются в создании садов. При создании в саду монохромных цветовых композиций сочетаются между собой различные оттенки и тона одного цвета. Некоторые оттенки будут светлее основного тона, другие – темнее. Например, это может быть сочетание синего и различных оттенков голубого и фиолетового или (в зависимости от вкуса хозяина сада) красного и оранжевого. Многие классические сады созданы именно на основе монохроматической цветовой схемы. В продаже имеется широкий ассортимент многолетних и однолетних цветов разнообразных окрасок, что позволяет довольно просто создавать такие комбинации.
В монохромном саду сразу же формируется настроение, соответствующее общему тону. Хотя монохромные цветовые композиции кажутся простыми по своей структуре, существует ряд правил их применения в саду.
Красные оттенки цветов повышают настроение, прибавляют бодрости. Создавать такие композиции легко и приятно – очень много растений имеет красный оттенок хотя бы на одной из стадий развития. Красная кора многих декоративных кустарников украшает сад даже зимой.
Желтый цвет вносит в сад ощущение праздника и присутствия солнца в любую погоду. Золотистые и солнечные оттенки в саду поднимают настроение. Сад, где преобладает желто-оранжевая гамма, даже в самый пасмурный день будет напоминать о солнце и тепле.
Сад в сине-голубой гамме успокаивает, покой и открытость – вот настроение синего сада. Романтический сад идеально подходит для экспериментов с синим цветом. Все оттенки синего – холодные цвета, и сад, в котором используется эта цветовая схема, будет иметь прохладный облик даже жарким летним днем.
Розовые оттенки также характерны для садов романтического стиля, в теплых розово-малиновых тонах уютно и спокойно.
Фиолетовый цвет сада навевает фантазии, он мистичен, но изысканно красив.
Сад из белых и серебристых цветов традиционно считается символом чистоты, и хотя такая композиция требует особо тщательного ухода, вечерами светлый и загадочный белый сад очень красив.
Размещение монохромной композиции
При создании монохромной композиции надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета притупляется, а при дневном освещении, но не на солнце, цвета теплых (желто-оранжевых) тонов кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов.
Таким образом, даже идеально составленная, но неудачно расположенная цветовая композиция может выглядеть плохо. Тут имеется ряд тонкостей в зависимости от выбранного основного цвета.
На хорошо освещенном месте бледно окрашенные цветы романтической розовой композиции будут казаться выгоревшими, а слабый контраст светлых оттенков вызовет напряжение зрения. В таком неудачно расположенном светлом саду часто возникает субъективное ощущение «духоты», хотя на самом деле сад может прекрасно проветриваться.
При создании сада в красных тонах на основе оттенков листвы не стоит забывать, что растения с темной листвой любят солнце. В тени их листва теряет окраску, и большинство растений становятся зелеными. Кроме этого, лишенные солнца, они подвержены различным заболеваниям, что значительно снижает их декоративность. Поэтому композиция в красных тонах должна располагаться в хорошо освещенном месте.
Одно из первейших правил, которого следует придерживаться при создании синего сада – это избегать участков со слишком густой тенью. Объясняется это тем, что постоянно затененные части композиции, и так имеющие синий оттенок, станут почти черными, и будут выглядеть мрачновато.
Поэтому местоположение сада зачастую определяет его цветовую композицию. Что касается сочетаний форм и объемов, то дизайн монохромного сада может быть как авангардным, оригинальным, включающим несочетаемые, на первый взгляд, растения, так и гармоничным, классическим.
Малые архитектурные элементы в монохромном саду
Внесение ярких цветных элементов искусственного происхождения в монохромный сад вовсе не поддержит композицию, а уничтожит ее. Любой искусственный предмет в саду (статуя, беседка, скамья и т. п.), выкрашенный в яркий, точно определенный цвет, будет смотреться гораздо насыщеннее естественной палитры сада – и в результате весь эффект потеряется. Получится сад, в котором в первую очередь обращают внимание на цветные перголы или яркий мостик, и лишь затем – на растения. Таким, образом, результат будет противоположным намерениям.
Поэтому подбирать малые архитектурные элементы для монохромного сада нужно очень аккуратно – пусть лучше они будут нейтрального темно-зеленого цвета или бледного оттенка, идущего от основного цвета. Для усиления цвета в саду гораздо лучше использовать природные элементы. Например, небольшой прудик или искусственный водоем, отражающий синее небо – удачнейший вариант поддержки общего тона в синем саду. Этот элемент станет не сплошным пятном (как синяя статуя), а смешает синий цвет с облаками, отражением растений в воде и т. п.
Однако вдаваться в противоположную крайность не следует: для придания саду композиционной законченности желательно все же подбирать декоративные элементы и малые формы с учетом общей цветовой гаммы сада.
Монохромные зеленые композиции
Вершиной мастерства ландшафтного архитектора считается создание монохромного сада, построенного на оттенках зеленого. Такие садовые композиции идеальны для отдыха от городской жизни и снятия напряжения глаз, поэтому наиболее часто их создают, если в сад хозяева выбираются только на выходные. Поскольку очень часто такова жизнь большинства современных горожан, то монохромный зеленый сад заслуживает отдельного упоминания.
Кажется, что может быть проще, ведь большинство растений имеют зеленый цвет. Однако в этом и кроется сложность: каждый оттенок зеленого при ближайшем рассмотрении оказывается то с примесью желтого, то голубого, то красного цвета. Простое совмещение разных растений без учета их цветовой палитры дает эффект ненужной пестроты. При правильной планировке монохромные композиции не будут выглядеть скучными. Кроме того, именно в таких композициях особенно эффектно выглядит соседство растений с разной листвой. Ведь из-за пестроты традиционных цветников, миксбордеров и даже более крупных массивов на листья мы часто просто не обращаем внимание. Здесь же они будут исполнять одну из главных ролей.
Исключительно впечатляющий сад можно создать подбором растений, у которых листья, цветки, плоды, сменяя друг друга по времени, будут придавать посадкам один и тот же цвет. При этом наиболее красиво выглядят сады, в которых используются как древесные, так и травянистые растения, имеющие разные оттенки одного цвета.
Кулисой для таких композиций в нашем климате могут стать хвойные растения, сохраняющие декоративность и зимой. Диапазон их оттенков необычайно велик. Создано множество сортов разной высоты и формы. Например, Conica – самый популярный карликовый сорт конической формы ели с голубовато-зеленой, очень плотной хвоей, высотой 1 м. Также разнообразны можжевельники и пихты. Среди привычных взгляду сосен наиболее неприхотлива и декоративна сосна горная – кустарник, имеющий много форм, подходящих для разнообразных сочетаний.
Необыкновенно хороши для монохромного сада сорта туи западной, они неприхотливы и теневыносливы. Красивые оттенки имеют сорт Brabant (светло-зеленая хвоя), Columna (темно-зеленая хвоя) и Smaragd (необыкновенная туя изумрудного цвета). Яркие эффектные шаровидные сорта – Danica и Globosa также легко впишутся во многие композиции на переднем и среднем плане.
Конечно, вкрапления родственных оттенков не избежать, но это дает некоторое разнообразие в саду, не нарушая общую гармонию. Цветущие растения должны подбираться особенно тщательно.
Контрастные композиции в саду
Цветовая композиция строится по законам контраста либо нюанса.
Контрастная цветовая композиция получится, если расположить рядом два взаимодополняющих цвета: красный с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. При повторении элементов в пределах одной композиции эффект противопоставления усиливается. Для трехцветной контрастной композиции можно выбрать оттенки цветов, образующие в цветовом круге вершины равностороннего треугольника, например оттенки красного, желтого и синего. Наилучший контраст достигается сочетанием сильно- и слабонасыщенных цветов. Контрастные сочетания возбуждают внимание, хорошо видны на расстоянии. Их применяют при оформлении партеров, входов в сад. Для парадных ковровых цветников, партеров, клумб и рабаток используют растения, цветки или соцветия которых перекрывают листья, поэтому при взгляде с большого расстояния видны пятна чистого спектрального цвета. Наиболее выигрышны в этом случае контрастные по цвету сочетания. Цвета, находящиеся рядом в цветовом круге, в ковровых цветниках соединять нежелательно (синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым).
Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета — белый или серый и даже контрастные по цвету акценты.
Виды композиций
В ландшафтном дизайне различают следующие виды композиций из хвойных растений:
- группа кругового обзора;
- угловая композиция;
- акцентная группа одностороннего обзора;
- хвойный миксбордер;
- рокарий из хвойников для одностороннего обзора.
Группа кругового обзора
Данная композиция представляет собой древесную группу кругового обзора, то есть такую, которую можно рассматривать с разных сторон. Соответственно этому требованию внутри нее расставлены основные акценты, продумана сезонная декоративность, и высота растений изменяется от центра к периферии. Её главным акцентом служит туя западная «Колумна» с узкой кроной, удачно сочетающийся с ней «фон» составляют голубовато-зелёный можжевельник китайский «Фитцериана» (распростертая крона), серебристый можжевельник китайский «Хетци»(красивая широкая крона) и подушковидная пихта бальзамическая «Нана» с хвоёй темно-зелёного цвета.
Список растений:
1. Туя западная «Колумна» -1 шт;
2. Можжевельник китайский «Хетци»-1 шт;
3. Можжевельник китайский «Фитцериана»-1 шт;
4. Пихта бальзамическая «Нана» -2 шт;
Экологические особенности и условия произрастания:
- Зимостойкость. Большинство растений в группе абсолютно морозостойки.
- необходимо солнечное место;
- слабокислая почва;
- группа не выносит переувлажнения.
Нетребовательность. Однажды создав данную композицию, можно надолго забыть о каком-то особом уходе за ней, разве что только поначалу, пока растения не сомкнутся, потребуется время от времени удалять сорняки. Конечно же, надо будет поливать, подкармливать, но это минимум ухода, таких специфических вещей, как специальные обрезки, зимние укрытия и прочее не требуется.
Всесезонность. Благодаря хвойным растениям группа сохраняет декоративные качества круглый год.
Долговечность. Высадив данные растения на участке, в ближайшие пару десятков лет, как минимум, не придется ничего пересаживать, делить и прочее. Все растения долговечны.
Рекомендуется подсадка в группу многолетних цветочных растений, таких как: пионы сортовые, гелениум гибридный.
По своей стилистике композиция довольно естественна, природна и в то же время парадна. Это означает, что она вполне может найти себе место, как на фоне бревенчатого дома, так и на фоне гладко оштукатуренной стены с коваными элементами.
Также можно легко поменять конфигурацию и количество используемых растений в данных композициях. Важно лишь сохранить ассортимент (если что-то добавлять, то только вписывающееся стилистически и экологически в заявленные условия) и взаимную субординацию растений относительно друг друга.
Угловая композиция
Практически в любое время в данной композиции что-то да будет приковывать взгляд. Весной на фоне бледно-зеленых тонов распускающихся березы, боярышника и бархата ярким пятном выделяется цветущая форзиция свисающая, контрастируя с пурпурной листвой барбариса оттавского «Суперба», дополнительный декоративный акцент вносят тёмно-зеленый. Почти черный тисс и белая пена цветов черёмухи обыкновенной.
Летом общий колорит группы-зелёные тона различной насыщенности. На фоне зелёной гаммы выделяются крупные белые соцветия боярышника и пурпурный барбарис «Суперба». Осенью листья берёзы, черёмухи и бархата амурского окрашиваются в жёлтые тона, появляются ярко-красные плоды у барбариса и боярышника, оранжево-красной становится листва боярышника и свидины. Всю эту оранжево-красную осеннюю гамму подчеркивает и оживляет зелень тиса.
Список растений:
1. Тисс средний -3 шт;
2. Береза Эрмана-1 шт;
3. Бархат амурский-1 шт;
4. Черёмуха обыкновенная-1 шт;
5. Барбарис оттавский «Суперба»-5 шт;
6. Боярышник петушья шпора-1 шт;
7. Форзиция свисающая «Форчуна»-3 шт;
8. Свидина белая-1 шт;
Экологические особенности и условия произрастания:
- Зимостойкость. Иногда может повреждаться поздними весенними и ранними осенними заморозками.
- допустима посадка в затемненном месте;
- переносит избыточное увлажнение, но не заболачивание.
Многолетники, рекомендуемые для группы: роджерсия конскокаштановая, хоста вздутая, бруннера сибирская и крупнолистная. страусник.
Акцентная группа одностороннего обзора
Важное условие успеха композиции одностороннего обзора - наличие хорошего фона, на котором она смотрится. В этом качестве достойно могут выступать хорошо сделанный и соответственно окрашенный забор, шпалера с лианами, древесно-кустарниковая группа или высокая стриженая живая изгородь.
Весна. Группа подобрана с расчетом на основной декоративный эффект зимнее время, основную роль в ней играют хвойные растения: красиво сочетаются конусовидная пихта одноцветная с голубоватой хвоей и значительно более темные по тону можжевельник. Не менее декоративны и лиственные: с желто-зеленой окраской побегов ивы контрастирует рубиновый цвет побегов дерена. Отличным фоном для всей картины служит белизна снега. Лето. Украшением группы становится ива ломкая, цветущая крупными желтыми сережками, и свидина белая с распускающимися белыми соцветиями. Осень. Доминантой группы становится свидина белая – ее листва приобретает красивый оранжевый цвет. Контрастом служит лох серебристый, имеющий редкую для этого времени года стальную окраску.
Список растений:
1. Пихта одноцветная -1 шт;
2. Ива ломкая-1 шт;
3. Можжевельник китайский «Блаув»-3 шт;
4. Лох серебристый-2 шт;
5. Свидина белая-2 шт;
6. Пахизандра верхушечная-200 шт.
Экологические особенности и условия произрастания:
- группу можно сажать в полутени;
- не переносит кислых почв и застойного увлажнения;
- морозоустойчива.
- Рекомендуется подсадка в группу многолетних цветочных растений, таких как: страусник, хоста, медуница сахарная, зеленчук (сорта).
Хвойный миксбордер
Миксбордер из крупных видов можно разместить на границе участка, вдоль дорожки или дома или на подпорной стенке. Важно соблюдать абрис и баланс композиции, высаживая заполняющие растения крупными пятнами. Контрастная окраска хвои, графика ветвей, различные формы придают хвойному миксбордеру необычность и экстравагантность.
Хвойники подобраны по принципу контраста формы кроны. Это колонновидный можжевельник китайский «Спартан» и подушковидная ель обыкновенная «Прокумбенс» или пихта бальзамическая «Нана», ширококоническая сосна горная и костровидный можжевельник китайский «Плюмоза Ауреа», колонновидный можжевельник обыкновенный и ширококоническая ель обыкновенная «Акрокона». Дополнительный декоративный эффект создается благодаря различной окраске хвои, это насыщенно-зеленый цвет можжевельника обыкновенного «Спартан» и можжевельника китайского «Плюмоза Ауреа», ярко-золотистые и голубовато-серебристые оттенки сосны веймутовой «Радиата» и насыщенно-зеленый сосны горной.
Список растений:
1. Можжевельник китайский «Спартан»-1 шт;
2. Можжевельник китайский «Плюмоза Ауреа»-3 шт;
3. Можжевельник китайский «Фитцериана Ауреа»-5 шт;
4. Можжевельник обыкновенный-1 шт;
5. Сосна горная-1 шт;
6. Сосна горная «Хампи»-6 шт;
7. Сосна горная «Гном»-3 шт;
8. Сосна веймутова «Радиата»-1 шт;
9. Сосна веймутова «Макопин»-1 шт;
10. Ель обыкновенная «Акрокона»-1 шт;
11. Ель обыкновенная «Прокумбенс»-2 шт;
12. Ель «Коника»-1 шт;
13. Пихта бальзамическая «Нана»-2 шт;
Экологические особенности и условия произрастания:
- допустима посадка в полутени;
- не переносит застоя воды;
- некоторые растения страдают от весенних заморозков. Но укрытие на зиму не требуется.
Рекомендуется подсадка в группу многолетних цветочных растений, таких как: астильба гибридная, астра ново-английская, астра ново- бельгийская, барвинок малый, гейхера кроваво-красная, лилейник гибридный, печеночница трехлопастная, прострел раскрытый, флокс шиловидный, нарцисс (сорта), пролеска сибирская.
Многолетники дополняют декоративный эффект своими красочными цветками.
Рокарий из хвойников для одностороннего обзора
Рокарии - это каменистый участок, отведенный для специфических многолетников, луковичных растений и карликовых хвойных.
Группа декоративна в течение всего периода: для нее используется исключительно хвойный ассортимент. Композиция построена как на различии форм крон (от стелящегося можжевельника распростертого «Принц Оф Уэльс» или идеально шаровидной туи западной «Даника» до костровидного можжевельника китайского «Плюмоза Ауреа» или колоновидной туи западной «Смарагд»), так и на различии окраски хвои и ее фактуре (от голубовато-серой хвои кедрового стланика «Глаука» до насыщенной, темно-зеленой хвои ели обыкновенной «Прокумбенс» или золотистой можжевельника китайского «Плюмоза Ауреа»). Картину эффектно дополняют камни и многолетние травянистые растения.
Список растений:
1. Можжевельник распростертый «Принц Оф Уэльс»-1 шт;
2. Можжевельник китайский «Плюмоза Ауреа»-1 шт;
3. Можжевельник казацкий «Тамарисцифолиа»-4 шт;
4. Можжевельник китайский «Голд Кост»-1 шт;
5. Туя западная «Смарагд»-1 шт;
6. Туя западная «Даника»-6 шт;
7. Микробиота-1 шт;
8. Кедровый стланик «Глаука»-1 шт;
9. Ель колючая «Глаука Глобоза»-1 шт;
10. Ель обыкновенная «Прокумбенс»-1шт;
11. Ель обыкновенная «Максвелли»-1 шт;
12. Ель сизая «Эхиниформис»-1 шт;
13. Сосна горная «Мопс»-2 шт;
14. Сосна горная «Пумилио»-1 шт;
Экологические особенности и условия произрастания:
- необходима посадка в освещенном месте, хотя группа переносит временное затенение;
- группа морозостойка и требует укрытия только в год посадки;
- не выносит застоя воды, засоления и чрезмерной сухости почвы.
biofile.ru
Хвойные в ландшафтном дизайне - композиции из хвойных
С давних времен для озеленения парков и усадьб успешно использовали вечнозеленые растения, в любое время года их раскидистые формы радовали красотой и богатством оттенков. И по сей день в оформлении любого сада или загородного коттеджа они играют главную роль, — в летнее время хвойные растения дополняют композицию из лиственных, и зимний сад не выглядит унылым и безжизненным.
Каждый уважающий себя садовод обязательно украсит свой участок хвойными растениями, и не только по причине необычайной красоты и всесезонности. Каждый, кто хотя бы однажды побывал в сосновом лесу, навсегда запомнил особую атмосферу — тишина, свежий воздух, отсутствие пыли и даже какая-то загадка. Именно поэтому хвойные в ландшафтном дизайне так популярны. Выделяющиеся в воздух фитонциды очень полезны для здоровья, они повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, поднимают настроение, да и выполняют роль " садовых санитаров" — препятствуют проникновению пыли с улицы и очищают воздух.
Такие разные "колючки"
Хвойные растения по праву называют ключевыми фигурами в любом саду, ведь они представлены таким разнообразием размеров, форм и цветов, что даже самому требовательному садоводу легко подобрать именно то, что нужно для его участка. Высокорослые пихты, сосны и ели, кустарники можжевельника и кипарисовика любой формы — шаровидные, пирамидальные и раскидистые стелящиеся виды привычных зеленых и пестрых оттенков украсят и большой участок, и маленький сад.
Помимо своих декоративных свойств, хвоя так популярна в дизайне ландшафтов и практически незаменима. Эта группа растений одна из наиболее неприхотливых, особого ухода им не потребуется, подверженность вредителям и болезням близится к нулю, а адаптация к новым условиям происходит в короткие сроки.
Секреты удачного соседства
Несмотря на всю неприхотливость к условиям произрастания, при создании композиции из хвойных и лиственных растений в ландшафтном дизайне следует придерживаться определенных правил, так как соседство с некоторыми видами не совсем благоприятно скажется на состоянии растений. Наличие на участке черемухи и березы не лучшим образом отразится на хвойных, поэтому придется делать выбор, или как минимум располагать их на максимально возможном расстоянии друг от друга.
Среди всех видов хвойных тоже существует некоторая "нелюбовь" — ели и пихты терпеть не могут сосны и кедры, у туи с елью тоже не самые дружелюбные отношения. А лиственницу можно назвать "монополисткой", рядом с ней никакое другое хвойное растение вообще расти не будет, поэтому ее обычно высаживают обособленно.
Помимо соседства разных видов хвойных и лиственных растений, при выборе и посадке необходимо также принимать во внимание климатические условия. Так, популярный в последнее время южный кипарис совершенно не приспособлен к суровым зимам. Поэтому для аналогичных растений потребуется оранжерея.
Правила выбора хвойных растений
Прибрести все виды хвойных для дизайна ландшафта можно в специализированных питомниках или магазинах. По способу выращивания для продажи они бывают либо с обнаженными корнями, либо в контейнере.
Первый вариант можно назвать бюджетным, стоимость таких растений невелика, но так как выращивались они в открытом грунте и затем выкапывались для последующей продажи, существует риск повреждения корневой системы.
При выборе таких растений следует обращать особое внимание на состояние корней, они должны быть с комом земли, хорошо увлажнены и обернуты мешковиной. Реанимировать растение с пересохшими корнями будет сложно.
Растения в контейнерах более дорогостоящие, но так как изначально они выращивались в тех же контейнерах, корневая система у них прекрасно развита и не повреждена при выкапывании.
Законы создания композиции
В любом виде искусства существуют определенные правила, и ландшафтный дизайн просто не может быть исключением. По-настоящему гармоничный образ участка создается при соблюдении ряда правил, и к созданию в ландшафтном дизайне композиций из хвойных это имеет самое непосредственное отношение.
Среди всего свода правил можно выделить несколько принципов создания завершенной картины.
1. Геометрические формы. Все в природе имеет какую-либо геометрическую форму, и, следуя советам специалистов, создавая композицию из разных растений следует придерживаться принципа контрастности. К примеру, располагать рядом хвойные пирамидальной и шаровидной формы, высокорослые и низкорослые. Линейные формы дорожек можно украсить объемными кустарниками.
2. Контрасты. Играя контрастным соотношением формы и цвета растительности можно создавать различные визуальные эффекты. К примеру, высоко дерево среди маленьких кустарников будут казаться гораздо выше. Но чтобы картина не была хаотичной, нужно противопоставлять цвет и форму одного вида растений, а переходы сглаживать немного отличающимися объектами (сходными в объеме и по форме).
3. Асимметрия и симметрия. Два полностью противоположных понятия имеют нечто общее при использовании хвойных растений в ландшафтном дизайне. У симметричной композиции равновесие и четкость достигается при использовании равенства расстояний и форм всех элементов. Асимметричные формы из разных групп растений и архитектурных форм должны быть расположены максимально естественно, то есть очень похожи на природный ландшафт. Одновременно с этим четкое ощущение завершенности и логичности в построении композиции должно явно просматриваться.
Это основные моменты в планировании участка с использованием вечнозеленых растений, которые должны стать отправной точкой в оформлении участка, а богатый ассортимент хвойных позволит подобрать идеальный ансамбль для любого сада и создать живописный уголок даже на небольшой площади.
aquagroup.ru