Хвойные растения и цветковые. Тема урока: "Цветковые и хвойные растения". Ознакомление с окружающим миром УМК "Перспективная начальная школа"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Ознакомление с окружающим миром УМК «Перспективная начальная школа» «Цветковые и хвойные растения». Хвойные растения и цветковые


Цветковые и хвойные растения - начальные классы, уроки

План – конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения

Л.В. Занкова во 2 классе

«Хвойные и цветковые растения»

Работу выполнила Мартьянова Ольга Николаевна

учитель высшей квалификационной категории

г. Пермь

2015

Пояснительная записка

Автор урока – Мартьянова Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ № 83» г. Перми.

Урок был разработан и проведен 13 марта 2015 года в рамках городского проекта «Урок в подарок».

Предмет – окружающий мир, 2 класс;

Тема – Хвойные и цветковые растения.

Продолжительность урока – 45 минут;

Учебно - методическое обеспечение: учебное пособие «Окружающий мир» 2 класс, автор Дмитриева;

Необходимое оборудование:

  • Компьютеры,

  • Проектор,

  • Раздаточный материал в виде индивидуальных карточек, диаграмм, фотографий и презентаций;

  • Авторские презентации;

На изучение темы «Хвойные и цветковые растения» отводится 1 час. Данный урок разработан в Технологии Развития Критического Мышления (ТРКМ) и проводится с использованием ИКТ.

ТРКМ я стараюсь применять в своей работе хотя бы на одном уроке в день, так как считаю, что критическое мышление – это самостоятельное мышление. На уроках с применением ТРКМ каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных обучающихся. Никто не может думать критически за кого-то, ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Особенности ТРКМ в рамках предмета окружающего мира можно сформулировать следующим образом:

- применяя «готовые» знания, ученики формулируют свои, которые рождаются в процессе урока;

- получая определённую информацию, ученики учатся управлять ею, находить в ней смысл, применять в жизни;

ТРКМ даёт учителю возможность формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности обучающихся, помочь школьникам в осмыслении, обобщении и систематизации приобретённых знаний.

 Целесообразность использования ИКТ на уроке состоит в том, что  подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся начальной школы к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность  экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.    Предполагается, что  урок сможет способствовать формированию следующих УУД:    Предметные умения:

  • научить определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам: по внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;

  • воспитывать любовь к родной природе;

  • развивать устную и письменную речь;

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других;

  • оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать друг друга;

  • оценивать действий одноклассников;

  • уметь сотрудничать с одноклассниками в группах;

Познавательные УУД:

  • определять виды растений и обосновывать свое мнение;

  • формировать логические умения: анализ, синтез, сравнение; обобщение и классификация, доказательства;

  • развивать внимание, мышление, память, устную речь, обогащать словарный запас;

  • находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • делать выводы в результате совместной работы группы;

  • понимать смысл предложенных заданий, в тои числе заданий, развивающих смекалку;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно или при помощи учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

  • самостоятельно формировать выводы на основе наблюдений и сравнений;

  • высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

  • проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности;

Личностные УУД:

  • воспитание положительной мотивации к учению

  • проявление интереса к изучению темы;

  • формирование осознания ответственности ученика за общее дело;

Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся. Также в классе все учащиеся разделены на постоянно действующие группы – «звездочки» и представляют сплоченный мини-коллектив, выполняющий различные задания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В соответствии с ТРКМ, урок состоит из трех фаз.

Первая фаза – вызов. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний у учащихся, формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. В своем уроке я использовала приемы технологии: «Верю – не верю», который настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствуют индивидуальные ответы на вопросы, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации.

Вторая фаза – осмысление. На этой стадии дети получают новую информацию, осмысливают её и соотносят с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На моем уроке этот контакт происходит через заполнение «бортового журнала», чтения текста учебника, выполнения заданий проблемного характера. Главная задача стадии состоит в том, чтобы поддержать активность, интерес учащихся; поддержать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания. Немаловажно, что учащиеся работают группами, где получают поддержку от своих товарищей, учатся высказывать свое мнение и выслушивать чужое.

Третья фаза – рефлексия, при помощи метода «Шесть шляп мышления». На этой стадии идёт обобщение полученной информации, формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу, а также планирование своей работы на следующие уроки.

Между всеми этапами урока четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.

В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка учащихся предупреждается сменой одного вида работы другим.

Выбранные мною формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

 

Технологическая карта урока

  1. Предмет: окружающий мир

  2. Класс: 2, СРО Л.В. Занкова

  3. Ф.И.О. учителя: Мартьянова Ольга Николаевна

  4. Наименование учебного заведения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Перми

  5. Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок в теме. Открытие новых знаний.

Триединая дидактическая цель урока:

Обучающая: практическим путём соотносить рисунки растений с названиями групп, в которые они входят;

научиться определять хвойные и цветковые растения по существенным признакам: внешнему виду, форме, величине и окраске листа, наличию или отсутствию цветка;

Развивающая: развивать критическое мышление учащихся; развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы; обобщать полученные данные и делать выводы; обогащать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная: воспитывать интерес к живой природе, окружающему миру; чувство товарищества и взаимопонимания;

Оборудование: 4 компьютера; проектор; фотографии растений; карточки с вопросами, названиями групп растений для кластера; плоды растений, шишки, гербарий со стеблями и листьями растений, презентации.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель/задача этапа

Плани

руемое время

Деятельность и слова учителя

Планируемые действия и слова учащихся

Запланированный результат этапа

Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на урок

Проверка готовности

учеников, их настроя на работу

1 мин

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и нескучным. Успехов нам и удачи!

Учащиеся приветствуют гостей, проверяют готовность к уроку.

Личностные Интерес и желание учиться

Регулятивные

Волевая саморегуляция

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Проверка домашнего задания

Проверка усвоенных знаний

До 8 мин

Учитель: Итак, начинаем наш урок с проверки наших знаний. Для начала разгадаем кроссворд:

  1. Лесок, который находится около школьного стадиона, за день поглощает около 100л углекислого газа и 140л воды. При каком процессе жизнедеятельности это происходит?

  2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?

  3. Какой газ выделяют растения при дыхании?

  4. Как называется процесс, при котором растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ?

  5. Какой газ необходим растениям для дыхания?

Учитель: О какой части живой природы пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: С какими группами растений мы уже знакомы?

Учитель: По характеристике дайте определение группе растений:

  1. В этих растениях живут в тесной связи два организма: гриб и водоросли. Они бывают разных цветов: серые, зеленые, желтые, оранжевые, а живут они от сотни до тысячи лет.

  2. Эти растения первыми вышли из воды на сушу. И хотя у них нет корней и цветков, но у них есть стебель и листья.

  3. Эти растения до сих пор живут там, где есть хотя бы одна капля воды. Они различны по величине, цвету и форме: одни можно увидеть только под микроскопом, а другие достигают в длину 30 м – это высота 10 этажного дома. Тело этих растений без стебля, листьев, корня и цветов.

  4. Цветок этого растения мечтает найти любой человек, особенно в ночь на Ивана Купалы. Но, увы! Это растение не цветет. Зато из многочисленных залежей именно этого растения образовался каменный уголь.

Учитель: Хорошо! Мы вспомнили группы растений, которые изучали на прошлом уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы. На доске заполняется кроссворд.

Питание.

Свет.

Углекислый.

Дыхание.

Кислород.

О растениях.

(После ответов детей на доске появляется кластер)

Хвойные

Цветковые

Прямая со стрелкой 10Прямая со стрелкой 11

Растения

Прямая со стрелкой 12Прямая со стрелкой 13Прямая со стрелкой 14Прямая со стрелкой 16

мхи

водоросли

лишайники

папоротники

Лишайники.

Мох.

Водоросли.

Папоротники.

Познавательные находят ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке;

Стадия вызова

Мотивация учащихся к учебной деятельности

Актуализация знаний о растениях

«Мозговой штурм»

Постановка задач и цели урока

Включение в работу, создание мотивации

Выявление своего незнания на основе ранее изученного материала

Определение цели и задач урока при помощи учителя или самостоятельно

10 мин

Учитель: А теперь распределите картинки растений по своим группам.

Учитель: Какие растения остались? Почему?

Учитель: Кто вспомнит названия групп, к которым принадлежат эти растения?

Учитель: Поднимите руку, кто встречал эти растения в жизни. Значит, вы много знаете о них?

Учитель: Тогда, ответьте на вопросы:

  1. Верите ли вы, что хвойные растения не сбрасывают иголочки?

  2. Верите ли вы, что цветковые растения сбрасывают листву?

  3. Верите ли вы, что у хвойных растений нет листьев?

  4. Верите ли вы, что шишка – цветок хвойных растений?

  5. Верите ли вы, что шишка – плод хвойных растений?

  6. Верите ли вы, что цветковых растений больше видов, чем хвойных?

  7. Верите ли вы, что хвойные растения занимают большую часть России, чем цветковые растения?

Учитель: Какие незнания мы выявили?

Учитель: Значит, какую цель мы перед собой поставим?

Учащиеся распределяют картинки по группам.

Рябина, ель.

Цветковые и хвойные.

Да.

Дети заполняют табличку:

1

2

3

4

5

6

7

да

нет

Затем проверяют вместе с учителем и выявляют разногласия.

Узнать:

  1. Какие части есть у этих растений?

  2. Что такое шишка?

  3. Какие растения преобладают в России?

Личностные Интерес и желание учиться

Регулятивные

Волевая саморегуляция

Познавательные

Овладение

логическими действиями анализа и синтеза.

Личностные

Интерес к изучению родной природы

Коммуникативные

выражение своих мыслей

Регулятивные

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и что

неизвестно

Коммуникативные

доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме;

слушать и понимать друг друга;

Стадия осмысления

Планирование работы по изучению темы

Выступления детей

Определение вопросов для изучения и распределение работы между учащимися

10 - 15 мин

5 мин

Учитель: Конечно, такой объем работы невозможно выполнить за короткое время, поэтому мы будем выполнять работу по звездочкам.

1 звездочка

1 звездочка сравнивает корни и стебли хвойных и цветковых растений по презентации

2 звездочка изучает листья хвойных и цветковых растений по гербарию и презентации

3 звездочка изучает шишки и цветки по предметам.

4 звездочка изучает шишки и плоды по предметам

5 звездочка сравнивает количество цветковых и хвойных растений по диаграммам (презентация)

1 звездочка

Мы сравнивали корни и стебли цветковых и хвойных растений. Мы выяснили, что у цветковых бывают деревья, кустарники и травы. Корни у деревьев толстые и мощные. Они глубоко уходят в землю, у кустарников корни тоньше, но тоже глубоко уходят в землю. А у травянистых растений корни тонкие. У дерева один толстый ствол , который сложно сломать. У кустарников несколько стволиков, которые тоже сложно сломать. У травянистых цветковых корни тонкие, а ствол хрупкий.

У хвойных растений бывают только деревья и кустарники, а травянистых хвойных растений не бывает. Стволы хвойных деревьев еще толще, крепче, выше, а корни уходят в землю еще глубже.

Звездочка 2

Мы искали ответ на вопрос: «Есть ли у хвойных растениях листья? Чем они отличаются от листьев цветковых растений?». Для этого мы сравнивали листья цветковых растений и иголочки хвойных растений. Мы узнали, что листья цветковых растений бывают округлой, овальной, сердцевидной и игольчатой формы. На листовой пластине видны центральная жилка и вторичные жилки. К черешку лист крепится при помощи основания.

У хвойных растений хвоинки – это листья. У ели иголочки крепятся к веточке по одной иголочке, у сосны – по 2 иголочки, а у лиственницы – пучком. Цветковые растения на зиму сбрасывают листья, хвойные растения нет, только лиственница скидывает свои иголочки.

Звездочка 3

Мы узнавали, является ли шишка цветком хвойных растений. Для этого мы рассматривали строение цветка и шишки. Мы узнали, что цветок состоит из лепестков, тычинок, пестика, чашелистика, а шишка состоит из стержня, чешуек и семян с крылышками, которые образовались из видоизмененных листиков. Еще, мы знаем, что цветок окрашен в яркие цвета и имеет запах, чтоб привлекать насекомых. Шишки, наоборот, не имеют яркий цвет и сильный запах. Поэтому шишки нельзя считать цветами хвойных растений.

Звездочка 4

Мы должны были узнать, являются ли шишки плодами. Для этого мы сравнивали плоды цветковых растений, шишки и читали статью. Мы узнали, что плоды образуются на месте цветка и являются защитной оболочкой для семян. Когда созревают плоды, тогда созревают и семена. Обычно это происходит в августе, сентябре.

У хвойных растений нет цветков, поэтому у них нет плодов. Семена созревают в шишке, в зимние месяцы. Поэтому мы сделали вывод, что шишки это не плоды растений.

Звездочка 5

Наша звездочка искала ответ на вопрос: каких растений больше: хвойных или цветковых? Мы изучили диаграммы, и пришли к выводу: цветковых растений на планете Земля гораздо больше, чем хвойных, но, несмотря на это, хвойные растения занимают 73 процента площади России, а цветковые растения - 27 процентов. Также необходимо отметить, что в России растет 22 процента всех лесов мира, остальные 78 процентов делят между собой 260 стран мира.

Регулятивные

Самостоятельное (или при помощи учителя) определение вопросов для изучения; распределение вопросов для изучения между собой;

Выполнение задания в соответствии с поставленной задачи;

Самостоятельные выводы на основе наблюдений;

Личностные

Осознание ответственности ученика за общее дело;

Коммуникативные

Сотрудничество с одноклассниками;

Познавательные Понимание смысла предложенных заданий, в том числе заданий развивающих смекалку;

Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

Выводы в результате совместной работы;

Стадия рефлексии

Рефлексия

Анализ своей работы.

6 мин

  • Оценим наш урок при помощи метода «6 шляп» Начинаем с синей шляпы (цели урока)

  • Белая шляпа (факты и цифры урока)

  • Желтая шляпа (плюсы урока)

  • Черная шляпа (минусы урока)

  • Зеленая шляпа (моменты творчества на уроке)

  • Красная шляпа (ваши чувства по уроку)

Регулятивные

Самостоятельное оценивание своей деятельности;

Высказывание своих предположений на основе работы с предложенным материалом

Коммуникативные

Оформление своей мысли в устной форме;

Слушание и понимание друг друга

Личностные

Положительная мотивация к учению

Регулятивные 

проведение самооценки и самоконтроля своей деятельности;

kopilkaurokov.ru

Хвойные и цветковые растения страница 5

У хвойных растений бывают только ___________ и ____________, а травянистых хвойных растений _____________. Стволы хвойных деревьев еще толще, _________, _______, а корни уходят в землю еще глубже.

Группа 2

Задание: Изучить гербарий, таблицу. Ответить на вопрос: «Есть ли у хвойных растениях листья? Чем они отличаются от листьев цветковых растений?»

Ответ: Мы узнали, что листья цветковых растений бывают _________, _______, _________ и __________ формы.

У хвойных растений хвоинки – это ___________. У ели иголочки крепятся к веточке по _______________ иголочке, у сосны – по _________ иголочки, а у лиственницы – пучком. Цветковые растения на зиму сбрасывают _______________, хвойные растения _____, только ________________ скидывает свои иголочки.

Группа 2

Листья хвойных растений сильно уменьшились, сжались, превратились в тонкие иголочки – хвоинки. Хвоя – видоизмененные листья у хвойных растений. Вся масса хвоинок на дереве – это хвоя.

Хвоинки ели крепятся к веточкам по одной иголочке, хвоинки сосны – по две иголочки, а лиственницы – пучками.

Лиственница сбрасывает иголочки на зиму, а остальные хвойные – нет.

По форме листья цветковых растений бывают округлые, овальные, сердцевидные, игольчатые.

hello_html_m6dc06c00.jpg

Строение листьев цветковых растений

hello_html_m7ae05cf6.jpg

Группа 3

Вопрос: Является ли шишка цветком хвойных растений?
  1. Рассмотрите цветок и шишку внимательно.

  2. Из чего состоит цветок? Если затрудняетесь ответить, рассмотрите рисунок:

hello_html_86d72c4.png

  1. Как устроена шишка?

Устроена она довольно сложно. Шишка имеет ось, на которой по спирали располагаются чешуйки.

hello_html_m47ba8c9.jpg

  1. – стержень шишки

  2. – чешуйки

  3. – семена с крылышками

Долгое время ботаники не могли определить, как образовались шишки. Оказалось, что шишки — это бывшие ветки, чешуйки — бывшие видоизмененные листья. У всех цветковых растений цветки образуются из листьев, а у шишек из веточек и видоизмененных листьев.

  1. Одинаковое ли строение у цветка и шишки?

А раз так, то шишки никак нельзя считать цветами.

Группа 3

Ответ: Мы узнали, что цветок состоит из ________________, _________________, ______________, чашелистика, а шишка состоит из _________, ___________ и семян с крылышками, которые образовались из видоизмененных листиков. Еще, мы знаем, что цветок окрашен в _____________ цвета и имеет ________, чтоб привлекать _____________. Шишки, наоборот, не имеют яркий ____________ и сильный ________. Поэтому __________________ нельзя считать цветами хвойных растений.

Группа 4

Задание: Рассмотреть и сравнить плоды цветковых растений, шишки и читали статью учебник С 75. Ответить на вопрос: Являются ли шишки плодами?

Для этого мы узнали, что плоды образуются на месте _________ и являются защитной оболочкой для __________. Когда созревают ____________, тогда созревают и семена. Обычно это происходит в августе, сентябре.

У хвойных растений нет ________, поэтому у них нет ____________. Семена созревают в шишке, в зимние месяцы. Поэтому мы сделали вывод, что шишки это _____________________растений.

Группа 5

Задание: Изучить диаграммы. Ответить на вопрос, каких растений больше: хвойных или цветковых?

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Хвойные и цветковые растения"

Конспект урока окружающего мира во 2 классепо теме: «Цветковые и хвойные растения»

Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний о хвойных и цветковых растениях; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Предметные: научатся называть группы растений по их характерным признакам (цветковые и хвойные растения), использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), работать с оглавлением в учебнике.

Метапредметные УУД:Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке. Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

I. Организационный момент.

- Добрый день, гости.

- Добрый день, ребята. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.

Дом со всех сторон открыт, НАКЛЕИВАЮ КАРТИНКИ – ДЕРЕВЬЯ НА ПЛАНЕТУОн резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом,Чудеса увидишь в нём.

- Словно сказочной книги страницаЛес открылся, листвою звеня.

II. Введение в урок.

- Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений! Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении. Одни имеют роскошную окраску, другие - бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.

В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.

В царстве растений учёные насчитывают около пятисот тысяч видов. Все виды растений в зависимости от их строения объединены в классы или группы.

- А вот о каких представителях царства растений пойдёт, отгадайте. НА ОТГАДКУ ВЫХОДЯТ ДЕТИ

Зеленеет круглый год.

Исполин сибирский – ... (кедр).

Русская красавица,Всем нам очень нравится.Бела она, стройна,Одежда зелена. (Береза)

Ветви над рекой склонила,В реку смотрится уныло. (Ива)

Что за дерево такоеУгощает снегирей?Снег стоит, трещат морозы,Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

Её всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем! (Ель.)

Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки. (Лиственница.)

Инсценирование

КЕДР: "Я, самый главный в лесу. Среди деревьев я – долгожитель, живу до 500 лет! Я много делаю добра - мои орешки едят белки, бурундуки, а шишки собирают люди. А вот Царь Пётр I использовал древесину кедра для внутренней отделки кораблей. Из кедра делали ковши для питья, кадушки, ушаты — считалось, что в посуде, изготовленной из кедра продукты не портились, напитки приобретали живительную силу и удлиняли жизнь»

БЕРЁЗА: «Я тоже главная в лесу. Я красивая, стройная, мною любоваться можно, посмотрите, какие тонкие у меня веточки, а сколько на моих ветвях вьют гнёзда птицы. И в знойный день под моей тенью можно найти прохладу, а ещё я даю полезный берёзовый сок. Почками и листьями люди лечатся. Из древесины изготавливают мебель, да и дрова мои дают много тепла. Выходит, я – самое прекрасное дерево»

ЛИСТВЕННИЦА: «Лучше меня деревца не сыщешь! Посмотрите, какие у меня мягкие хвоинки, не то, что у ели! Вот почему я пушистая и красивая. И для людей я самая ценная, потому что древесина моя твёрдая и в воде не гниёт. Из меня изготавливают сваи для мостов, паркетный пол. Меня занесли в Красную книгу. Вот какая я нужная и красивая!

ЕЛЬ: «Нет, я самая главная! Да разве лучше вы меня, ели. Ты, Лиственница, свои иголки зимой сбрасываешь, а я зимой и летом стою одним зелёным цветом. В Новогодний праздник радую людей! Мою древесину используют для изготовления бумаги, музыкальных инструментов. Вот поэтому я намного нужнее и полезнее вас!»

ИВА: «Я не всегда расту деревом, расту и кустиком. Но польза от меня не малая. Из моих гибких ветвей плетут корзины, мебель. Из моей коры люди научились готовить лекарства. Да и по красоте я вам не уступлю! Что может быть красивее моих серёжек ранней весной? Куда пчёлы летят нектар собирать? Ко мне! Я самое главное дерево.»

РЯБИНА: «Сколько бы вы не хвастались, я вот вам что скажу – стройнее и изящнее дерева вы не найдёте. Я – родня яблоне. Мои гроздья ягоды видны издалека. В ягодах – уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю от голода! Значит, я самая полезная.»

УЧИТЕЛЬ: "Что же вы спорите, без вас и леса бы не было, не где было бы лесным зверям жить и нам птицам. Вы всем даёте приют и пищу, оздоравливаете воздух, не обойтись без вас ни кому, вы все главные в лесу".

III. Формирование новых знаний.– У нас получилось скопление деревьев – лес.

- На какие группы можно разделить деревья? (хвойные и лиственные)

- Лиственный. Почему он так назван? (Потому что состоит из деревьев только лиственных пород.)

- Какой лес справа? (Хвойный. Здесь собраны деревья, у которых вместо листьев хвоинки.)

- Ваше мнение правильно.

- Обратите внимание на то, как выглядит рябина? (она цветёт)

- Что образуется у рябины на месте цветов? (ягоды)

- Берёза тоже цветёт! Летом появляются зелёные серёжки – сложные соцветия, которые через некоторое время буреют.

- Ива тоже, ребята, цветёт! Ранней весной на иве появляются пушистые барашки – это и есть соцветия.

- Как же назвать эту группу деревьев? (цветковые)

- КТО ПОМОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ УРОКА? (познакомиться с цветковыми, хвойными растениями и знать отличительные признаки).

- У каждого на столе лежит карточка с изображением дерева, птицы или цветка. На карточке таблица для оценивания своей работы на уроке.

IV. Изучение нового материала.

1.1. Работаем в парах.

1.2. Рассмотрите иллюстрации. ПОКАЗЫВАЮ КАРТОЧКУ.

hello_html_m41a39be.jpg

1.3. Назовите растение, укажите цветковое ли оно и какие плоды созревают у этого растения. Время 3 минуты.

1.4. Проверяем. Если согласны, поставьте «+». Если выполнили неверно, поставьте «-«. Грушевое дерево  груша – плод, семена внутри плода.

 Шиповник (кустарник)  ягода шиповника – плод, семена внутри плода.

 Горох (травянистое растение)  боб – плод, семена внутри плода.

1.5. Оцениваем.

Если за работу в паре все +, то в своей карточке поставьте 5.

Если 1-3 минуса, то поставьте себе 4.

Если 4 и более ошибок, то поставьте себе 3.

1.6. Обсудим.– Почему цветы такие красивые и приятно пахнут? (Они своей яркой окраской, приятным запахом, сладким нектаром привлекают насекомых, которые помогают опылиться растению.)

– Что происходит с цветками после опыления? (На этом месте появляется плод.)

1.7. Подводим итог: деревья бывают … (цветковые), у которых есть … (цветок), на месте которого … (созревает плод).

2. – Деревья бывают и … (хвойные).

2.1. Вы – исследователи. Работаем в группе. Каждая группа получает 2 веточки, 1 иллюстрацию и задание на карточке.

Правила работы в группе напомнит … (Алёша).

2.2. Обсудите, веточки каких деревьев перед вами. Заполните карточку. Время 3 минуты.

2.3. Проверяем.

- Веточки каких деревьев вы исследовали?

- Что заметили общего? Если есть близкие ответы и в вашей карточке, отметь +.

ОБЩЕЕ: хвоинки, образуются шишки

- В чём различие? Если есть близкие ответы и в вашей карточке, отметь +.

РАЗЛИЧИЕ: хвоинки по-разному (лиственница – группой, ель – вдоль веточки, сосна – попарно), длина хвоинок.

2.4. Оцениваем.

Если за работу в группе все +, то в своей карточке поставьте 5.

Если 1 минус, то поставьте себе 4.

Если 2 ошибки, то поставьте себе 3.

2.5. Обсудим.

– Чем отличаются хвойные растения от цветковых? (Вместо листьев – хвоинки, вместо плодов у них образуются шишки.)

– Почему хвоинки в течение всего года одного цвета? (Хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. На дереве постоянно появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зелёным.)

– Что вы знаете о лиственнице? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголочки, но они неколючие. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.)

– Каким образом семена хвойных деревьев могут «выбраться» из шишки? (Им помогают животные и птицы.)

2.6. Подводим итог: деревья бывают … (хвойные), у которых вместо листьев … (хвоинки), а вместо плодов образуются … (шишки).

V. Физминутка

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

Их расставим шире,(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони

чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол.(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела

сверху вниз.)

Он чуть - чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки - ветви (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют. (Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно, (Качают головой.)Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)

VI. Итог урока.

– Итак, что узнали о хвойных растениях? (Вместо листьев – хвоинки, которые опадают не все сразу, а постепенно заменяясь новыми, вместо плодов – шишки, где находятся семена.)

– Что узнали о цветковых растениях? (У цветковых растений после цветения на месте цветка образуется плод с семенами.)

- Отлично. Проверим с нашими гостями, так ли вы всё хорошо усвоили?

- Если услышите название хвойного дерева, покажите пальчиками иголочки-хвоинки. Если это будет цветковое растение, то покажите руками, как образуется бутон и распускается цветок.

- Сосна, яблоня, вишня, пихта, ель, огурец, кедр.

- Оцените себя. Ни разу не ошиблись – поставьте в строке «итог» - 5. Ошиблись 1 раз – 4, ошиблись дважды – 3.

VI. Рефлексия деятельности.

- Вам понравилось в лесном царстве? - Знаете, дети, 22 апреля - Международный день Земли. НАКЛЕИВАЮ КАРТОЧКУ ДЕНЬ ЗЕМЛИ- Берегите Землю, она вернёт вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства Природы.Чтоб радость завтрашнего дняСумел ты ощутить,Должна быть чистою земляИ небо чистым быть.Надолго ль хватит нам воды,Коль растворен в ней яд?Надолго ль хватит тех лесов,Где топоры стучат?Спасти поля, леса, лугаИ чистоту озёр - всю ЗемлюМожешь только ты,Разумный человек!

-Ребята, возьмите фигурку дерева, птицы или цветка. Поселите их на нашу голубую планету. Пусть это будет подарок Земле. (Дети прикрепляют фигурки на плакат с изображением планеты).

infourok.ru

Конспект и презентация урока по окружающему миру

Технологическая карта урока

Дата

20.11.15

Класс

2 в

Предмет

Окружающий мир

УМК

Перспективная начальная школа

Тема урока

Цветковые и хвойные растения

Тип урока

урок открытия новых знаний

Задачи урока

повторить материал о лиственных и хвойных растениях; ввести понятия цветковые и хвойные растения

продолжить формирование универсальных учебных действий: классификации высказывания суждения по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп).

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

Средства обучения

учебники, тетради для самостоятельной работы; хрестоматии

Объектов Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

ОрганизационныйПроверка готовности обучающихся, их настроя на работуЦель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Тихо сели

Все тихонечко вздохнем

Наш урок сейчас начнем.

Проверьте и оцените свою готовность к уроку

 - я готов к уроку, потому что приготовил учебник, тетрадь, ручку, карандаш, на моей парте порядок и я готов к работе.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.

- Сейчас нам придется немного поразмыслить и вспомнить. На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения) А как вы их различаете?

Как вы думаете, вы все знаете про растения?

Давайте определим задачи нашего урока.

Сегодня вы узнаете, что растения можно посмотреть с другой точки зрения: «цветут — не цветут». И что возможно деление этих же растений на новые группы: цветковые растения и хвойные.

участвуют в беседе

Коммуникативные УУД

Умение инициировать учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения. Умение уверенно держаться во время выступления.

Регулятивные УУД

Способность ставить цели и задачи.

 Работа над темой. Цель этапа:

обсудить с повторить материал о лиственных и хвойных растениях; ввести понятия цветковые и хвойные растения

Следует повторить с учащимися классификацию растений на три группы (деревья, кустарники, травы), выполнив задание 41 из тетради.

Текст учебника закрепляет и расширяет знания учащихся о цветковых растениях.

Отличительные признаки цветковых растений: цветение, хотя бы раз в жизни; образование плодов с семенами. На рисунках дети видят лиственное дерево, лиственный кустарник, травянистое растение — каждое с цветками, плодами и семенами.

Рассказ «Чудо-цветки» в хрестоматии расширит представления учащихся о цветковых растениях.

Дальнейшая работа с текстом учебника позволяет учащимся выяснить отличительные признаки хвойных растений и цветковых.

В ходе беседы можно обсудить результаты непосредственных наблюдений: семена находятся или внутри плодов, или в шишках.

В ходе беседы используются знания учащихся о том, что плод появляется на месте цветка. Внутри плода, как правило, находятся семена. Плод защищает семена. Внутри шишки тоже семена. Шишка их защищает. Но хвойные растения не цветут: не было цветка, нет и плода, а семена есть. Поэтому и возможно деление групп растений, которые имеют семена, на группы «цветущих» и «нецветущих», т.е. цветковые и хвойные.

Дополнить знания детей об отличительных признаках хвойных поможет рассказ в хрестоматии «Как узнать хвойные деревья?» и задание 42 в тетради. При обсуждении особое внимание надо обратить на хвойное дерево, которое сбрасывает свою листву, — лиственницу. Можно вспомнить с детьми, почему ее так назвали. Советуем также прочитать на уроке рассказ «Сибирская сосна» из хрестоматии и обсудить с учениками ответы на вопросы в конце текста.

слушают учителя, работают с тетрадью и учебником, участвуют в беседе

читают хрестоматию

работают в тпо

читают хрестоматию

 Итог. Рефлексия Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

– Что нового вы узнали на уроке?

У.с.73-75 пересказ

Самооценка результатов деятельности

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Регулятивные:

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности.

infourok.ru

"Цветковые и хвойные растения". Ознакомление с окружающим миром УМК "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе, научиться отличать деревья, кустарники и травянистые растения,
  • обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных (споровых) растений,
  • продолжить учить детей работать с книгой, словарём, хрестоматией,
  • продолжить формирование обще учебного умения высказывать своё мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп), формирование самостоятельности и активности, привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание любви к родному краю.

Ход урока

1. Психологический настрой, (улыбнитесь друг другу)

2. Проверка домашнего задания.

  • Почему растения с пыльными листьями гибнет?
  • Для чего растениям нужен углекислый газ?
  • О какой чудесной “ фабрике” кислорода вы прочитали в хрестоматии?
  • Почему кислород на земле не иссякает?

3. Повторение (связь с полученными ранее знаниями)

Сейчас нам придется немного поразмыслить и вспомнить. Мы с вами в 1 классе говорили о хвойных и лиственных растениях.

  • Как вы думаете лиственные растения это, какие?
  • А хвойные?
  • Как называются иголки у хвойных растений? (листья – хвоинки)

Общие признаки:

  • Чем сходны и лиственные и хвойные растения? (у них есть семена)

Отличительны признаки:

  • А чем отличаются? (одни цветут, другие нет)
  • Какие цветут хвойные или лиственные? (лиственные)
  • А хвойные? (нет)

4. Новая тема.

постановка целей урока.

Вот сегодня мы с вами будем говорить о растениях, которые цветут и называются цветковыми и о хвойных растениях.

подготовка к восприятию новой темы.

Вы знаете с 1 класса, что растения можно разделить на три группы: прочитайте на доске.

  1. Деревья.
  2. Кустарники,
  3. Травянистые растения.

работа по учебнику, (с. 73)

Сравнение ответов записанных на доске с ответами учебника.

- Какие ошибки вы допустили?

ФИЗМИНУТКА: Выйти и построиться в круг. Цель игры: назвать по кругу деревья, кустарники, травянистые растения, хлопая, при этом друг друга по ладошке.

Практическая работа.

В тетради для самостоятельной работы на печатной основе (с. 29 № 41)

  • Прочитайте в столбиках названия растений?
  • Какие из них вы знаете? (если не знают показать)
  • Используя значки, покажи, какие растения относятся к деревьям, а какие к кустарникам? Проверка, самооценка с помощью линеечки.

Работа по учебнику.

Повторное чтение последней строчки с. 73, выделенной синим цветом.

Работа со словарем.

  • Что такое цветковые растения?
  • Как мы быстро найдем словарь? (содержание)
  • На какую букву будем искать? (ц)

Прочитайте про себя, а затем вслух.

Вывод: (делают дети)

  • Почему их называют цветковыми растениями? (потому что они цветут хотя бы раз в жизни)
  • Что образуется после цветения на месте цветка? (плод с семенами)

Работа с рисунком учебника, (с.74)

- вопрос учебника (дерево-груша, кустарник-шиповник, травянистое растение- горох)

Практическая работа, (с раздаточным материалом половинки груши, яблока, томатов)

Рассмотрите плоды груши, яблони, томатов.

Можно ли назвать их плодами?

Почему?

А что у них внутри?

Зачем семена спрятаны внутри? (плод защищает семена)

ФИЗМИНУТКА.

Учитель: Каких чудес не бывает среди растений…

Найдите эти строки в учебнике и продолжите чтение (с77 внизу)

Как называются такие растения? (хвойные)

Прочитаем в словаре, что значит хвойные растения?

Назовём отличительные признаки, (с.75)

Где развиваются семена у хвойных растений? (в шишках)

Работа с рисунком учебника, с.75

Выскажи своё предположение.

Практическая работа в парах с лупой.

Возьмите шишку расщепите её и найдите семена.

Рассмотрите их с помощью лупы, помогите друг другу.

-Почему семена внутри шишки? (она защищает их)

5. Дополнение знаний детей об отличительных признаках хвойных растений.

Тексты в хрестоматии: “ Как узнать хвойные растения?”

“Сибирская сосна”

6. Закрепление знаний.

Работа в тетради с. 30 № 42

Проверка.

7. Итог урока.

Назовите, отличительные признаки цветковых растений и хвойных растений.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Ознакомление с окружающим миром УМК «Перспективная начальная школа» «Цветковые и хвойные растения».

hello_html_2f127edf.gifТема урока: «Цветковые и хвойные растения». Ознакомление с окружающим миром УМК «Перспективная начальная школа»

«Цветковые и хвойные растения» - это первый урок в разделе «Разнообразие растений». По типу урок является изучение нового, так как включает в себя следующие этапы: проверка домашнего задания, повторение, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний и умений.

Дидактические задачи:

- повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе, научиться отличать деревья, кустарники и травянистые растения;

- обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных растений;

- ввести понятия хвойные и цветковые растения;

- выделить основные признаки хвойных и цветковых растений;

- продолжить учить детей работать с книгой, словарем, картами;

- продолжить формирование обще учебного умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп), формирование самостоятельности и активности, привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание любви к родному краю.

Оборудование к уроку:

учебник, рабочая тетрадь, кроссворд, слайды, лупы, шишки, контурные карты, карта природных зон Челябинской области.

Этапы

урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Повторение пройденного материала

Р.Л.

К. П.

Л.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность и настрой на работу.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

А). - Приготовить карточку (нарисовано цветковое растение без какого-нибудь органа: без цветка, без листьев, без корня).

-Обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга.

Б).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Выполняют задания по карточкам.

Разгадывают кроссворд. Работа в парах. Взаимопроверка. Оценивание работы сначала самостоятельно, затем соседом по парте.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Психологический настрой.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Оценивание результата выполненного задания

3.Формулировка темы урока, постановка цели

4.Изучение нового.

5.Физ.минутка

6.Практическая работа в парах с лупой.

7.Итог

8.Домашнее задание

9.Резерв

Р.

П. К.

Р.К.

Р. П.

К. П.

обсудите свой ответ с товриР.Л.

К. П. Р.

Р.

Л. К.

- Откройте учебники на с. 73.

– Назовите главу и тему сегодняшнего урока. (Глава: «Разнообразие растений». Тема: «Цветковые и хвойные растения».)

- Куда мы можем обратиться за помощью? (оглавление с.3 учебник)

- Кот сможет сформулировать цель урока? (познакомиться с цветковыми, хвойными растениями и знать отличительные признаки).

- Сейчас нам придется немного поразмыслить и вспомнить. На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

- Чем они различаются друг от друга? (ствол, стволики, стебли)

- Откройте учебники на с. 73.

- Сравните ответы, записанные на доске с ответами учебника.

-Что вы можете сказать? (верно)

- На что стоит обратить внимание? (выделено, синим цветом)

- Прочитайте (цветут, дают плоды и семена)

1.– А как предполагаете, как называют растения, которые цветут? (цветковые).

- Что обозначает значок*? (загляни в словарик)

– На какую букву будем искать? (ц)

- Прочитайте.

2.- О каких растениях говорят, что они цветковые? (деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития получаются цветки).

– Что они образуют после цветения? (плод с семенами)

3- Откроем учебник на с.74.

- Что обозначает условный знак в левом углу? (выскажи предположение)

- Назови, какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены на рисунке? (дерево-груша, кустарник-шиповник, травянистое растение- горох)

- Рассмотрите плоды груши.

-Можно ли назвать их плодами? (да)

- Почему?

- Докажите (см.учебник с. 127 словарь)

-А что у них внутри? (семена)

-Зачем семена спрятаны внутри? (плод защищает семена)

4.Игра «А верите ли вы?»

- Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать. Если верите, то показываете знак «+» над головой и встаете на носочки, а если нет, то знак « - » и приседаете.

- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –

- А верите ли вы, что при питании зеленый лист усваивает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород? +

- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +

- А верите ли вы, что родиной груши является Древняя Греция? (за 1000 лет до н. э.) +

-- А верите ли вы, что растения служат пищей для человека? +

- А верите ли вы, что растения не служат пищей для животных? –

- А верите ли вы, что у хвойных растениях есть семена? +

- А верите ли вы, что у лиственных растениях нет семян? -

5. - Найдите последний абзац на с. 74 и продолжите чтение.

- Как называются такие растения? (хвойные)

- Прочитаем в словаре, что значит хвойные растения?

-У хвойных растений есть семена?

- Где они развиваются? (в шишках)

- А сейчас мы представим, что мы ученые – исследователи.

-Возьмите шишку расщепите её и найдите семена.

-Рассмотрите их с помощью лупы, помогите друг другу.

-Почему семена внутри шишки? (она защищает их)

1.- Назовите, отличительные признаки цветковых растений и хвойных растений.

- Как будем отличать цветочные растения от хвойных? (по листьям, стволу, цветкам, плодам).

2.Самооценка. Комментированное выставление оценок.

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

Запись и пояснение домашнего задания. (Учебник с.73-75. Рабочая тетрадь с.30)

Работа по карте.

- Рассмотрите карту природных зон Челябинской области.

- Под цифрой два и четыре расположена лесостепная зона.

- Выделите зеленым карандашом на контурной карте, где расположена лесостепная зона.

Работают с учебником.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Группируют растения по группам, называют отличительные признаки.

Работают с учебником.

Сравнивают ответы учебника с ответами на доске.

Высказывают свое предположение.

Работают со словарем.

Опираясь на слайд и учебник, дают формулировку цветковым растениям.

Работают с учебником.

Высказывают свое предположение и доказывают.

Делают физические упражнения и показывают соответствующие знаки, которые являются ответами на вопрос учителя.

Работают по учебнику. Высказывают свое предположение. Работа со словарем.

Работают с раздаточным материалом. Ведут исследование. Высказывают свои предположения в паре. Формулируют выводы наблюдений.

Проводят простейшую классификацию цветочных и хвойных растений на основе их существенных признаков.

Оценивают свою работу на уроке. Делают самооценку. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Отмечают на контурной карте. Работают с консультантами.

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Формирование умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения.

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией слайда.

Формирование понятия «цветковые растения»

Умение работать с учебником, находить нужную информацию

Умение слушать и понимать смыл других.

Закрепление ранее полученных знаний.

Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя словарь и учебник.

Формирование понятия «хвойные растения».

Умение работать в парах.

Умение анализировать оценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Умение работать с картами по предложенному учителем плану.

Р.- Регулятивные УУД К. -Коммуникативные УУД П. -Познавательные УУД Л. -Личностные УУД.

infourok.ru

Цветковые и хвойные растения

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Повторение пройденного материала

3.Формулировка темы урока, постановка цели

Р.Л.

К. П.

Л.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность и настрой на работу.

Почему растения с пыльными листьями гибнут?

Для чего растениям нужен углекислый газ?

Почему кислород на земле не иссякает?

- Откройте учебник на стр. 73.

- Какой новый раздел мы будем изучать?

- Какие знаете растения?

- Чем все растения похожи?

- Откройте учебники на с. 73.

– Назовите главу и тему сегодняшнего урока. (Глава: «Разнообразие растений». Тема: «Цветковые и хвойные растения».)

- Куда мы можем обратиться за помощью? (оглавление с.3 учебник)

- Кот сможет сформулировать цель урока? (познакомиться с цветковыми, хвойными растениями и знать отличительные признаки).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Работают с учебником.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Психологический настрой.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Оценивание результата выполненного задания

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4.Изучение нового

.

5.Практическая работа в парах с лупой.

6.Проблем-

ный вопрос

7.Физ.минутка

8.Практическая работа с гербарием

9. Работа по карте

10.Работа по хрестоматии

11.Работа в печатной тетради.с.30

12.Итог. Оценивание

.

13.Домашнее задание

14.Резерв

Р.

П. К.

Р.К.

Р. П.

К. П.

обсудите свой ответ с товриР.Л.

К. П. Р.

Р.

Л. К.

- Сейчас нам придется немного поразмыслить и вспомнить. На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

- Чем они различаются друг от друга? (ствол, стволики, стебли)

- Откройте учебники на с. 73.

- Сравните ответы, записанные на доске с ответами учебника.

-Что вы можете сказать? (верно)

- На что стоит обратить внимание? (выделено, синим цветом)

- Прочитайте (цветут, дают плоды и семена)

1.– А как предполагаете, как называют растения, которые цветут? (цветковые).

- Что обозначает значок*? (загляни в словарик)

– На какую букву будем искать? (ц)

- Прочитайте.

2.- О каких растениях говорят, что они цветковые? (деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития получаются цветки).

– Что они образуют после цветения? (плод с семенами)

3- Откроем учебник на с.74.

- Что обозначает условный знак в левом углу? (выскажи предположение)

- Назови, какое дерево, какой кустарник и какая трава здесь изображены на рисунке? (дерево-груша, кустарник-шиповник, травянистое растение- горох)

Приведите свои примеры цветковых растений.

- Рассмотрите плоды груши.

-Можно ли назвать их плодами? (да)

- Почему?

- Докажите (см.учебник с. 127 словарь)

-А что у них внутри? (семена)

-Зачем семена спрятаны внутри? (плод защищает семена)

5. - Найдите последний абзац на с. 74 и продолжите чтение.

- Как называются такие растения? (хвойные)

- Прочитаем в словаре, что значит хвойные растения?

-У хвойных растений есть семена?

- Где они развиваются? (в шишках)

Рассмотреть с помощью лупы, где находятся семена у шишек. - А сейчас мы представим, что мы ученые – исследователи.

-Возьмите шишку расщепите её и найдите семена.

-Рассмотрите их с помощью лупы, помогите друг другу.

-Почему семена внутри шишки? (она защищает их)

Почему так красивы цветы и почему они так пахнут?

Каким образом семена выбираются из шишек?

И г р а «Дерево, кустарник, трава».

– Я произношу название дерева, вы поднимаете руки вверх; называю кустарник – хлопаете в ладоши; называю траву – приседаете.

Липа, дуб, малина, душица, берёза, шиповник, зверобой, мать-и-мачеха, осина, клевер, ель, сосна, ландыш, ива, смородина.

– По правую сторону станьте «цветковые растения», а по левую – «хвойные». У нас получилось скопление деревьев – это лес. Какой лес справа? (Лиственный.) Почему он так назван? (Потому что деревья состоят только из лиственных пород.)

– Какой лес слева? (Хвойный. Здесь собраны деревья, у которых вместо листьев хвоинки.)

– А что получится, если мы объединим эти два леса? (Смешанный лес.)

– Лес, где растут лиственные и хвойные растения, называют смешанным. Есть чисто сосновые, или чисто еловые, или лиственные леса. Отгадайте, какие деревья растут в этих лесах.

Березняк – … (березы); бор – … (сосны);

осинник – … (осины); дубравы – … (дубы);

ельник – … (ели); тайга – … (хвойные деревья).

Какие цветковые и хвойные растения есть в нашем крае?

Прочитайте рассказ в хрестоматии.

- Как узнать хвойные деревья?

- Какое хвойное дерево сбрасывает свою листву?

- Почему её так назвали?

1.- Назовите, отличительные признаки цветковых растений и хвойных растений.

- Как будем отличать цветочные растения от хвойных? (по листьям, стволу, цветкам, плодам). –

Какая была цель урока?

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания? Для чего?

- В чём затрудняетесь?

- Обратитесь к таблице. Какие общие признаки имеют цветковые и хвойные растения? Какие у них отличительные признаки?

2.Самооценка. Комментированное выставление оценок.

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

Запись и пояснение домашнего задания. (Учебник с.73-75. Рабочая тетрадь с.30)

4.Игра «А верите ли вы?»

- Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать. Если верите, то показываете знак «+» над головой и встаете на носочки, а если нет, то знак « - » и приседаете.

- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –

- А верите ли вы, что при питании зеленый лист усваивает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород? +

- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +

- А верите ли вы, что родиной груши является Древняя Греция? (за 1000 лет до н. э.) +

-- А верите ли вы, что растения служат пищей для человека? +

- А верите ли вы, что растения не служат пищей для животных? –

- А верите ли вы, что у хвойных растениях есть семена? +

- А верите ли вы, что у лиственных растениях нет семян? -

Группируют растения по группам, называют отличительные признаки.

Работают с учебником.

Сравнивают ответы учебника с ответами на доске.

Высказывают свое предположение.

Работают со словарем.

Работают по учебнику.

Опираясь на слайд и учебник, дают формулировку цветковым растениям.

Работают с учебником.

Высказывают свое предположение и доказывают.

Работают с раздаточным материалом. Ведут исследование. Высказывают свои предположения в паре. Формулируют выводы наблюдений.

Делают физические упражнения и показывают соответствующие знаки, которые являются ответами на вопрос учителя.

Проводят простейшую классификацию цветочных и хвойных растений на основе их существенных признаков.

Работают с консультантами.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Формирование умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения.

Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией слайда.

Формирование понятия «цветковые растения»

Умение работать с учебником, находить нужную информацию

Умение слушать и понимать смыл других.

.

Закрепление ранее полученных знаний

Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя словарь и учебник.

Формирование понятия «хвойные растения».

Умение работать в парах.

Умение работать с картами по предложенному учителем плану.

Умение анализировать оценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта