БОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ДОКУМЕНТ ЭПОХИ. Художники растений
Живопись цветы|Очаровательные букеты цветов
Gianfranco Salviati
Хочу предложить вашему вниманию натюрморты с букетами цветов.
Цветы в живописи — это просто отдельная прекрасная тема. Разная техника, разные материалы, индивидуальный взгляд каждого автора на цветочный букет. Надеюсь, что эта подборка работ художников вам понравится.
Букеты цветов в живописи
Harold Clayton
Anne Cotterill
Дмитрий Севрюков
Рума Даурова
Mary Rasmussen
Владимир Солоухин
Юрий Прядко
Евгений Корнеев
Дмитрий Севрюков
Виктория Кирьянова
Сергей Тутунов
Сергей Андрияка
Lucia Sarto
Владимир Жданов
Harold Clayton
Елена Петрова
Elizabeth Horning
Bennett Oates
Carolyn Blish
Ренуар Пьер Огюст
Teresa Starkweather
Angelina Drumaux
Carol Andrews
Marie-Claire Houmeau
Barbara Edidin
Игорь Левашов
Heinz Scholnhammer
Людмила Скрипченко
Raul De Longpre
Предлагаю вашему вниманию:
18 Авг 2015 admin49h4d5fR94817 Метки: натюрморты 329 Поделитесь записью
svistanet.com
Художник и цветы - Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина
Закрылся глаз нарцисса утром рано.
Раскрылась роза и бутон тюльпана.
Садовник в это утро встал чуть свет.
Сложил из роз невиданный букет.
X о с р о в Д е х л е в и (1253—1325)
Символ весны, олицетворение самого на земле чистого и светлого — цветы воспевались поэтами еще в седой древности. Слепец тот, вторили они, кто не способен радоваться и удивляться этим волшебным творениям природы.
И радоваться и удивляться цветам всегда умели художники. В Древнем Египте колонны храмов делали в виде пучков лотоса или папируса, а капители — в форме готовых раскрыться бутонов. Старинные китайские и японские свитки донесли до наших дней живые краски давно истлевших пионов, глициний, лилий. Дань красоте цветов всегда отдавали и мастера восточной миниатюры.
Не будь цветов, бесконечно обеднело бы декоративно-прикладное искусство. А такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Жостово, вообще бы не существовали.
Одним из основоположников европейского цветочного натюрморта считается Ян Брейгель «Бархатный» (1568 —1625), живший в Южных Нидерландах. Позднее, особенно со второй половины прошлого столетия, многие живописцы все чаще обращаются к этому виду натюрморта. Ведь цветы дают возможность выразить всю сложность внутреннего состояния — спокойную созерцательность и философские раздумья, светлую грусть и бурную радость.
Художник изображает цветы, а те рассказывают о художнике, его характере, отношении к жизни, людям, себе самому. Способен ли он разглядеть подлинную сущность явлений, увидеть прекрасное в скромном, большое в малом?
Все пробелы в обучении тотчас скажутся, как только график или живописец возьмется за изображение цветов. Тому же, кто мечтает стать стоящим мастером, цветы помогут развить вкус, овладеть профессиональной грамотой, дадут ломание законов формы, светотени, колорита, воспитают способность анализировать и обобщать, Вспомните, как кропотливо изучал их великий немецкий художник Альбрехт Дюрер. И недаром говорил П.П. Кончаловский:
- Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое. Цветы — великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В розах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум насинает заходить — вместо цветов являются уж звуки какие-то...
Цветы можно рисовать и писать круглый год. зимой — комнатные, а уж в марте и апреле подснежники. Потом загораются желтые огни калужниц, купавниц, одуванчиков... Каждый день раскрываются новые бутоны.
Далеко не все отдают предпочтение роскошным розам, пышным пионам и георгинам, изысканным гладиолусам. И. Шишкин, И. Левитан, Е. Поленова чаще всего изображали скромные лесные и полевые цветы — васильки, ромашки, одуванчики, чертополох, зонтики сныть-травы.
Одним нравятся огромные пестрые букеты, другим небольшие, составленные всего из нескольких растений. Многие пишут и рисуют цветы прямо на месте, не срывая, в естественном окружении, то есть на пленэре.
Прежде чем избрать технику и метод работы, настроиться на определенное количество сеансов, не забудьте согласовать свои намерения с теми сроками, какие назначит натура: ведь цветы, кроме бессмертников, живут недолго, а некоторые всего один день, например мак. Быстро вянут крокусы, дикие ирисы, дольше остаются бодрыми розы, ландыши, купавницы, сирень, флоксы, еще дольше могут «позировать» гладиолусы, астры, тюльпаны, пионы, ромашки. Некоторые цветы, например ненюфары и тюльпаны, к вечеру закрываются. То же самое делают, чувствуя
Даже опытному живописцу очень сложно писать внушительный букет. Потому что нужно разобраться не только в строении и форме каждого цветка, но и в общей форме всего букета. Она имеет свои градации светотени, включая рефлексы. Важно, чтобы каждое растение, как бы оно ни отличалось по конструкции, тону и цвету, было точно вписано в ансамбль. Добиться этого можно только при одновременном видении частного и целого, постоянном сопоставлении всех частей букета.
Запечатлеть — это еще не все. Подлинный успех придет, если цветы так заворожили, что нельзя не взяться за карандаш и кисти. А. Дейнека говорил, что настоящие розы даже в картине должны словно излучать запах, иначе они будут фальшивы и в них не поверишь.
Итак, выбор техники и метода работы зависит от сложности формы и фактуры лепестков и листьев, их плотности или прозрачности, количества и долговечности цветов, присутствия других предметов, входящих в натюрморт, наконец, от вкуса мастера, его приверженности к определенным художественным материалам. Известно много прекрасных цветочных натюрмортов, выполненных маслом, акварелью, темперой, гуашью, пастелью.
Часто цветы пишут сразу, на одном дыхании, или в два-три сеанса, реже — частями, как бы добавляя один фрагмент к другому в соответствии с заранее продуманной композицией. Такой метод позволяет работать над картиной долго, тщательно отделывая каждую деталь. Так, например, создавал свое полотно «Цветы и фрукты» В. Садовников.
Иногда пишут по памяти — тут время вовсе не торопит. Зато работа с натуры дарит радость живого общения с цветами. И никакие самые правдоподобные муляжи не заменят трепетности их лепестков, тонкости аромата. Только медлить нельзя: пока не угасла яркость первого впечатления, нужно натюрморт закончить. Для этого самый подходящий прием письма — алла прима.
Им прекрасно владел К. Коровин. Путешествуя на автомобиле ранней весной по Крыму, художник любовался великолепием цветущих кустов и деревьев и заносил в альбом «цветовые заметки». Покупал целые снопы пышных, ярких, пахучих пионов, бережно приносил в гостиницу. Пристально вглядываясь в натуру, клал на палитру нужные краски, набрасывал углем едва заметный рисунок и начинал писать.
Когда Константин Алексеевич работал над эскизами для театральных постановок, то порой цветы подсказывали ему нужные сочетания красок. Он не увлекался подробностями, стремясь прежде всего уловить общее впечатление, написать натюрморт во всем гармоническом богатстве его оттенков. Каждый мазок точно передавал цвет, форму, тон и фактуру, и все полотно постепенно наполнялось воздухом, солнцем, ароматом зелени, фиалок, роз.
Для того чтобы написать цветы в один-два сеанса, необходимо тщательно подготовиться к работе, продумать компоновку, найти наиболее удачную точку зрения, выгодное освещение. Все это предполагает, что букет, который вы изображаете составлен со вкусом, композиционно продуман.
Ничто не должно мешать творчеству, поэтому следует позаботиться о художественных принадлежностях. Слишком грубый, жесткий ворс кисти не позволит передать ласковость красочных переливов, шелковистость поверхности растений. Загустевший разбавитель свяжет движения кисти, лишит исполнение легкости и прозрачности. Очень гладкий лист бумаги, взятый для работы акварелью, вызовет скольжение кисти, потеки, наплавы, неоднородность красочного слоя. Работа красками заранее обречена на неудачу, если сделан плохо, наспех подготовительный рисунок. Пока вы будете исправлять ошибки, либо угаснет ваше вдохновение, либо завянут цветы.
Не забывайте о простом графитном карандаше. Он поможет изучить конструкцию и форму цветов, облегчит работу маслом, акварелью, любыми другими материалами. Рисунки М. Врубеля — свидетельство неограниченных возможностей карандаша. Художник, например, изумительно передал воздушную ткань лепестков азалии, их трепетность, живую игру светотени, тончайшие тоновые отношения. Черно-белый рисунок стал живописным; он рождает ощущение цвета. Азалия будто светится изнутри.
Каждый мастер изображает цветы по-своему Полюбуйтесь веткой жасмина, написанной на шелке безымянным китайским живописцем XII века На оранжевом фоне свежо и звонко переливаются листья всеми оттенками зеленого — от почти голубого до охристого. Они словно драгоценная оправа белоснежных цветов. Особую силу и прелесть придает этому альбомному листу соединение безусловной правдивости с продуманной декоративностью.
На миниатюре, украшающей рукопись «Мухсиновой этики», сочиненной известным поэтом Среднего Востока Хусейном Кашифи, изображение роз приближено к орнаменту. Оно графично, плоскостно, нем использовано всего два цвета. Однако художник точно воспроизвел самое характерное — особенности строения цветов, бутонов, расположение ветвей и листьев.
Чарует полотно Ван Гога «Ваза с ирисами на желтом фоне». Желтый цвет был для этого замечательного мастера символом солнца, жизни, добра. Ван Гог любил воспламенить его соседством холодных, особенно синих, голубых, фиолетовых красок, что отвечало стремлению художника создать своей живописью «сияющую ноту». Над натюрмортом Ван Гог работал, по собственному признанию, с неослабевающим пылом, с огромным подъемом; он стал для живописца настоящим откровением в области цвета. Полотно восхищает мажорностью, динамичностью рисунка. В работе замечательно соединились плоскостность с иллюзией пространства; дело в том, что холодные по окраске ирисы кажутся от нас удаляющимися, тонущими в желтом мареве, а горячий фон вырывается я вперед и как бы их окутывает.
Известный театральный художник А. Головин писал: «У меня особая любовь к цветам, и я изображаю их с ботанической точностью». Цветам он посвящал отдельные натюрморты, а во многих портретах они служат своеобразными символами. Так, в автопортрете 1912 года художник изображен рядом с роскошными пионами; спустя 15 лет он написал себя, постаревшего, на фоне флоксов. В первом случае цветы как бы символизируют расцвет жизни, начало лета; во втором — приближение ее заката, раннюю осень.
Головин был прекрасным рисовальщиком и колористом. Его работы, выполненные главным образом темперой, отличаются композиционной заостренностью, тонким вкусом. Внося в мастерскую или комнату, например, огненную герань, он говорил: «Это мой камертон» — и уверенно строил по этому камертону красочную гамму натюрморта, портрета, эскиза театральной композиции.
Итак, цветы можно изображать во всем богатстве оттенков и рефлексов, свойственном пленэрной живописи, и с той или иной степенью декоративности. Но легко вспомнить сколько угодно цветочных натюрмортов, где мы не увидим ни того, ни другого. Например, произведения голландских мастеров XVII века, картины И. Хруцкого, замечательные гуаши Ф. Толстого никак не назовешь пленэрными или обобщенно-декоративными. Зато в них так зримо выражено восхищение формой, изяществом, многообразием красочного цветочного мира, так любовно, тонко, проникновенно показана неувядаемая прелесть растений. Тщательность и скрупулезность, с которыми работали и старые мастера, отнюдь не мешали достижению яркой образности и выразительности.
О магии цветов говорил В. Фаворский: «...рассмотрим цветок, простой цветок с серединой, с лепестками. Мощь его можно почувствовать, если всю поверхность покрыть цветочными лицами или глазами! Как их назвать — не знаешь, а все-таки они смотрят и имеют глубину, как лицо».
Недаром поэты сравнивают с цветами облик любимого человека.
Запечатленные на полотне, цветы словно излучают аромат нагретых солнцем лепестков, как у К. Коровина, навевают светлое лирическое настроение, как у И. Левитана, гремят подобно мощному аккорду, как у А. Дейнеки («Гладиолусы с рябиной»).
Цветы для художника — строгие экзаменаторы. По тому, как он их видит, как к ним относится, как изображает, можно судить о его отношении к людям, природе, жизни.
А.Д.Алехин
Журнал «Юный художник» № 6, 1983
к содержанию
www.hudkultura.ru
Художник Jose Escofet. Цветы. Живопись маслом
Привет всем входящим на usenkomaxim.ru
Еще одна небольшая галерея художника-натуралиста Jose Escofet. В прошлый раз я выкладывал его работы в жанре натюрморт. Теперь выкладываю цветы. Почему-то, работы не вызывают во мне ни каких особых эмоций, но техника исполнения мне понравилась. Чистые цвета, грамотный контраст и, как следствие, глубина. Есть в работах пространство. Деталировка высочайшего уровня. Можно изучать анатомию растений. Мастер…
Можете взглянуть на работы еще одного автора, на этот раз уже русского – Петра Козлова. Здесь все та же предельная анатомичность, но уже большая оригинальность композиции и мысли.
И традиционное слайд-шоу. В нем картин больше чем в тексте…
Другие материалы из этой категории:
usenkomaxim.ru
БОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ДОКУМЕНТ ЭПОХИ
СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ОБРАЗЦОВ РАСТЕНИЙ БЫЛО ПРОДИКТОВАНО необходимостью материалов для сугубо научных, медицинских и аграрных изысканий. Этой же цели служат гербарии, но они требуют особых условий хранения и недолговечны. Наиболее древними считаются сохранившиеся ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных в камне на стенах храма Тутмоса III в Египте после его победоносного возвращения из Сирии и датируются 1450 г. до н. э.
Сохранилась и старейшая копия альбома ботанических иллюстраций, известная под названием "Венский Диоскорид" - манускрипт VI в., копия работы натуралиста античности Диоскорида De materia medica (О лекарственных веществах), хранящаяся в Венской национальной библиотеке.
В ХV в. появляется профессия ботанического иллюстратора, что было вызвано развитием естественных наук, необходимостью систематизации накопленных сведений и создания монографий. Ранние фармакопеи зачастую включали и изображения растений. Живописцы эпохи Возрождения изучали живые растения и стремились изображать их максимально реалистично. Одним из них - самым известным был Альбрехт Дюрер.
Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию, где в ХVI в. творили такие мастера ботанической иллюстрации, как Отто Брюнфельс и Леонхарт Фукс. Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария. Для книги Брюнфельса "Изображение растений" были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица, с которых позднее были сделаны гравюры. В Италии в конце ХVI в. работает замечательный художник Джакопо Лигоцци, работы которого можно сравнить разве что с произведениями таких известных художников, как Георг Эрет и братья Бауэр, которые появятся лишь спустя два столетия. Автором наиболее совершенных рисунков фрагментов растений считается живший в ХVI в. швейцарец Конрад Геснер. Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги Enchiridion historiae plantarum.
ЗНАМЕНИТАЯ И ПРОСВЕЩЕННАЯ СЕМЬЯ МЕДИЧИ, правившая 200 лет во Флоренции, проявляла особый интерес к искусству. При дворе Медичи работали лучшие художники, среди них был отмеченный выше Лигоцци, а также непревзойденная Джованна Гарцони, занимавшаяся иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось подходящим занятием для женщины.
Другая художница - Мария Сибилла Мериан трудилась в центре книгоиздания в Нюрнберге и Амстердаме, где процветали лучшие традиции живописного изображения растений. Мария Сибилла родилась во Франкфурте, в семье известного издателя и гравера по меди. Эта талантливая художница, хорошо усвоившая все нюансы книгопечатания, брошюрования, гравирования, оставила яркий след в ботанической иллюстрации, издала в типографии отца альбом с собственными иллюстрациями - Флорилегиум ("Книга цветов"). В 1699-1701 гг. она совершила поездку в Суринам, где наблюдала и описала местную флору и фауну. В 1705 г. она издала непревзойденную книгу Metamorphosis insectorum surinamensium, посвященную суринамским насекомым. Ее дочь Мария Доротея Гзель, также знаменитая художница, позже работала в Петербурге. По распоряжению Петра I - приверженца всего голландского, были куплены книги и более 250 оригинальных рисунков Марии Сибиллы. Наследие Мериан хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.
Поскольку в России в то время еще не было своей школы ботанического рисунка, приобретение большой коллекции работ художницы с безупречной техникой способствовало развитию зоологической и ботанической иконографии в России.
Позже, в эпоху правления Екатерины II, была издана многотомная Flora Rossica П.С.Палласа, ставшая достойным памятником ее блестящего царствования. Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине ХVIII в., когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И.Х. Буксбаума Plantarum minus cognitarum, И.Аммана Stirpium rariorum и Иоганна Георга Гмлина Flora Sibirica.
Одним из прославленных мастеров, которого называли Рафаэлем цветов, был Пьер-Жозеф Редуте - французский художник и ботаник бельгийского происхождения, известный своими акварелями роз, лилий и других растений. В 1786 г. Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях. Вскоре Редуте стал придворным художником королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина. В наследии выдающегося художника-ботаника более 6000 флористических рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью.
С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ И ИЗДАНИЕМ систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации в определенной степени потеряли свою актуальность. Однако именно для этого времени характерно появление и конкретизация в среде художников специальности ботанического иллюстратора. Отметим, что ботанические иллюстрации в это время тиражировались в основном в технике ксилографии.
Однако со временем гравюра на металле стала постепенно вытеснять ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. В ХVIII в. улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации в цвете и деталях более точно. При этом каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг типа "Флор" было делом государственной важности - по ним также определялся уровень технических и интеллектуальных возможностей государства. Все возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, состоятельных владельцев поместий, садов и парков привел к неизбежному и вполне естественному увеличению спроса на иллюстрации. Помимо книг для специалистов стали появляться также и издания, рассчитанные на массового, но обеспеченного читателя.
Торцовая гравюра, пришедшая на смену обрезной ксилографии, позволяла художникам и мастерам типографии без обращения к ручному раскрашиванию эстампа передавать тончайшие цветовые градации и соотношения в композициях иллюстраций.
С расцветом садоводства возникла необходимость обеспечения ботаников и садоводов надежными справочниками. Ботаническим художникам узкой специализации приходилось одновременно точно и реалистично передавать форму, детали, цвета и характерные черты необходимых растений. Были созданы выдающиеся по своему научному, художественному и техническому уровню собрания рисунков, многие из которых хранятся в библиотеке Королевского садоводческого общества в Лондоне, Королевском ботаническом саду в Кью, Национальном садоводческом обществе во Франции и Музее Редуте в Бельгии. Именно в этот период расцвета ботанического искусства в Англии работали такие замечательные художники, как братья Бауэр и Георг Дионисиус Эрет, отмеченные выше.
БРАТЬЯ БАУЭР В ИСТОРИИ БОТАНИЧЕСКОГО РИСУНКА считаются феноменальными художниками по количеству созданных иллюстраций и их непревзойденному качеству. Братья Фердинанд и Френсис Бауэр родились в маленьком городке Фельсбург в Австрии. Их отец был придворным художником у принца Лихтенштейна. Удача и успех, сопутствовавшие братьям всю жизнь, позволили им заниматься любимым делом и полностью реализовать свои способности.
История ботанических иллюстраций отражает события в искусстве и науке на протяжении веков. Современные ботанические иллюстраторы продолжают эти традиции и используют инновации. Современная ботаническая иллюстрация включает акварель, перо и чернила, графит (карандаш), гуашь, реже акрил и масло.
На арену вышли новые области применения ботанической иллюстрации. Они стали повсеместно сопровождать такие издания, как полевые определители, описания гербариев, ботанические коллекции, а также периодику. Популярность ботанической иллюстрации, исполненной художником, не смогла поколебать фотография. Ибо ботанический иллюстратор имел неоспоримые преимущества в деле создания точности и образности, требуемых в каждом конкретном случае. Гармония аппликативной подачи фрагментов растения, их совмещение, изменение масштабов во имя создания целостного образа выгодно отличают эти работы.
Значительную заслугу в деле поддержки, стимуляции и расцвета издания ботанических книг провоцировал интерес к растениям, который проявляли просвещенные вельможи и монаршие особы государств.
Притягивающие своей красотой цветы и деревья нередко становились также героями мифологии и истории разных народов. Таинственные обряды друидов, опыты алхимиков, волшебные исцеления – все это связано с растениями как распространенными, так и редкими. Жизнь растений изучает ботаника. Мифами и легендами занимаются история и филология. Но очарование живых растений, увы, мимолетно, а так хочется сохранить их точный образ, чтобы в любое время года любоваться ими и изучать их. Любоваться и изучать – эти две задачи решает ботанический рисунок.
mostga.am
Ботанический рисунок - наука и искусство
"Растения, чей облик ботанику захочется иметь запечатленным, должно принести свежесобранными художнику, и чем скорее, тем лучше, дабы они не успели высохнуть, с тем чтобы художник был в состоянии изобразить их с цветками, корнем, семенами и т.д., как бы живыми. При этой работе художников должно призывать, чтобы они обдумали, как длину и ширину каждого побега обозначить"
(Из инструкции рисовальщикам Великой Северной экспедиции И. Гмелина 1733-1734 гг.).
27 февраля 2016 г. в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в залах сменных экспозиций состоялось торжественное открытие выставки «Ботанический рисунок. Наука и искусство». Прекрасный весенний подарок ценителям этого редкого вида искусства, заключающегося в детальном, ботанически точном изображении растений.
К теме пышных букетов и нежных хрупких цветов художники обращались издавна. Древнейшая рукопись отца ботаники и фармакологии Диоскорида «О лекарственных веществах», датированная началом VI века, содержит 435 изображений растений и животных, выполненных на пергаменте. Как и садоводство в целом, ботанический рисунок начинался именно с лекарственных трав. Он делал важные для человека растения узнаваемыми в те времена, когда еще отсутствовала систематика растений и их подробные словесные описания. Важна была каждая деталь – от «вершка до корешка». Со Средних веков преуспевали в этом деле швейцарские, немецкие, голландские художники.
Позднее, с появлением ботанической номенклатуры и совершенствованием типографского дела (XVIII в.), насущная потребность в ботанических изображениях растений, казалось бы, отпала. Но именно в этот период появилась престижная профессия ботанического иллюстратора. Изображения растений создавались художниками в кропотливых техниках акварели и гравюры, они украшали фундаментальные ботанические труды, составлявшие порой престиж целых государств.
В России интерес к ботаническому рисунку появился во времена правления Анны Иоановны, но его расцвет связан с эпохой Екатерины Великой – всесторонне просвещенной государыни.
История не сохранила имя художника, работавшего в экспедиции первого исследователя Сибири Д.Г. Мессершмидта (1685-1735), оставившего ряд подлинных шедевров - ботанических изображений орхидей. Академик-ботаник И.Х. Буксбаум (1693-1730), исследователь юго-восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, работал исключительно акварелью по карандашному контуру, изображая не только травянистые растения, но и мхи. Его рисунки были широко известны и иногда использовались самим Карлом Линнеем. Иоганн Амман (1707-1741) стал автором изображений и описаний редких дикорастущих растений России, он уделял большое внимание семенам. И.Г. Гмелин потряс научный мир Европы изданным после 10-летнего сибирского путешествия обширным иллюстрированным ботаническим трудом «Flora Sibirica» (1747-1769). Наконец, «Flora Rossica» разностроннего ученого П.С. Палласа (1784-1789), с работами лучших граверов того времени, раскрашенными вручную, была издана на средства самой Екатерины Великой.
"Екатерининых щедрот при нежной влаге, Древа и зелия родятся на бумаге..."
Роскошное издание "Алтайской флоры" К.Ф. Ледебура (1829-1834), изобиловавшее вновь открытыми видами растений, было последним в этой череде блестяще иллюстрированных ботанических трудов.
С конца XVIII - начала XIX веков, одновременно с совершенствованием техники гравюры, когда уже не нужно было раскрашивать изображения вручную, ботанический рисунок проник со страниц научных книг в массовую, пусть и довольно дорогую, литературу.
Сейчас художественные портреты цветов, казалось бы, может полностью вытеснить доступная всем фотография. Однако этого не происходит - наоборот, ботанический рисунок приобретает еще большую ценность как не подвластное времени элитарное искусство. Мгновенный снимок не способен заменить теплоту ручного труда, знания ботаника и скрупулезный талант художника.
Выставка ботанического рисунка, открывшаяся в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, показывает, что в наше время художники работают в самых различных техниках, используя широкую палитру выразительных средств. А стремление к многообразию изобразительных жанров растет и не иссякает. Желая расцвета искусства и привлечения интереса к миру растений, Сергей Николаевич Андрияка торжественно открыл выставку и представил свои живописные произведения «Розы» и «Букет» с ирисами.
На этой выставке впервые выставлены десятки работ, выполненные в жанре ботанического рисунка художницей Софьей Матвеевой (1904-1986). Весь ее жизненный путь освящен любовью к искусству. Уже в студенческие годы, после поступления в Высший художественно-технический институт, она совершенствовала свой талант, обучаясь живописи и рисунку у известных художников - П.В. Кузнецова, С.В. Герасимова, Н.М. Чернышева. Позже работала над оформлением интерьеров и фасадов городских зданий, павильонов ВДНХ (тогда ВСХВ) совместно с немецким архитектором и художником Эрихом Борхетом. Их семейный и творческий союз продолжался до 1942 г., когда главу семьи постигла тяжелая и несправедливая участь - трагически погибнуть в застенках КАРЛАГа и быть реабилитированным только в 1962 г. О судьбе родителей и дальнейшем пути С. Матвеевой мы узнали от ее дочери – Эрики Эриховны, приехавшей на открытие выставки.
В тяжелые военные годы Софья Матвеева продолжала трудиться в Москве, оформляла предметы декоративно-прикладного творчества, разрисовывала шкатулки и копировала картины великих живописцев: Левитана, Шишкина, Нестерова. Ботаническим рисунком она занялась вплотную, когда поступила на работу в Главный ботанический сад АН СССР. За 25 лет работы, с первых лет после открытия сада (с 1946 г.), Софья Матвеева создала более 3 тыс. рисунков – это диковинные фиалки, тюльпаны, лилии, ирисы и орхидеи, привезенные из дальних экспедиций по России и зарубежью. Жизнь неукоснительно диктует нам свои условия, сегодня уже нет в открытом грунте ботанического сада многих экзотических растений, растущих далеко в природе, куда и сегодня не так легко добраться, но их изображения сохранились, и их можно увидеть на выставке. В ГБС РАН старались увековечить память о нашей сотруднице, работавшей в отделе флоры, и поместили ее ботанические рисунки в качестве иллюстраций в научные издания.
Частым гостем в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН является наша современница и талантливая художница Ольга Макрушенко. С ранней весны до глубокой осени она высматривает объекты для своего творчества. Для выставки она отобрала плоды садовых растений, внешний вид которых настолько натурален, что непременно возбуждает аппетит. Ее работы выполнены в уникальной для ботанического рисунка технике аэрографии. Эти рисунки, появившиеся на свет с помощью аэрографа, распыляющего тончайшую струю краски на бумагу, заслужили международное признание и хранятся в музеях Англии, Японии и Америки.
Графические работы Дарьи Фомичевой также по достоинству оценены в России и американском обществе ботанического рисунка.
Художник-флорист Павел Пугачев, проиллюстрировавший «Красную Книгу Волгоградской области» и «Флору Нижней Волги», в день открытия выставки дал мастер-класс, демонстрируя у мольберта все приемы, необходимые для точного и изысканного воспроизведения красивейшего представителя флоры – орхидеи.
Художник-акварелист Александром Вяземский предложил к обзору коллекцию грибов – белые, подосиновики, мухоморы.
Помимо ботанического рисунка, на выставке представлены и другие изобразительные жанры, традиционные для изображения цветов, растений, пейзажей.
Можно долго восхищаться неповторимой прелестью старинных открыток с цветами и ягодами, изображенными немецкой художницей Катариной Кляйн (1861-1929), и изумительные работы художницы Серебряного века Любови Эндауровой (1853-1938), привезенные на выставку из г. Кирова.
Завораживает необыкновенное мастерство художницы Ольги Ионайтис, чудесно оформившей книгу английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад», которая наверняка еще больше привлечет внимание юных читателей. Сказочно-пышная растительность окружает героев этого произведения.
Современный интерьер преобразится с букетами и охапками разноцветных пионов Любови Лесохиной.
Бумага и фарфор преображаются до неузнаваемости, когда к ним прикасается рука Екатерины Лукьяновой.
Как произведения искусства смотрятся тарелки, оформленные по растительным эскизам Дмитрия Астафьева.
Нарядное восточное искусство нашло свое отображение в картине с древовидными пионами, выполненной Алисой Лозайкой в традиционном стиле китайской живописи.
Вторая жизнь начинается у засушенных цветов, веточек деревьев и кустарников, художественно оформленных Людмилой Солод. Ее экспонаты - вейгелы, ивы, клены и березы незаменимы для учебно-просветительских целей.
Выставка будет работать до 10 мая 2016 г. и еще есть время, чтобы окунуться в мир творчества и насладиться красотой природной флоры, которая будет интересна не только взрослым, но и детям.
Фото: Алиса Гальченко, Рита Бриллиантова
www.greeninfo.ru
цветов на картине будет много!
На протяжении столетий человеческие умы и сердца восхищает живопись. Цветов и букетов, изображенных на различных полотнах, можно встретить очень много как в изобразительном искусстве современности, так и в прошлом. В сезоны цветения многие художники черпают свое вдохновение из щедрот природы, и в этот же миг рождаются первые наброски реальных и фантазийных цветов. Многие натюрморты и пейзажи, изображающие цветы, являются достоянием мировой культуры и искусства. Ведь не зря красоту цветка сравнивают с ранимой и невинной душой человека, а также с красотой девушки.
С технической точки зрения рисовать цветы довольно сложно. Поскольку для того, чтобы правильно нарисовать цветок, нужно для себя уяснить, какая же геометрическая фигура лежит в его основе. Поэтому новичку следует потренироваться в рисовании спиралей, кругов, овалов. И помните: в такой работе главное – воображение. Немного терпения и внимательности - и вы освоите цветочную живопись. Цветы-картины будут радовать не только ваше сердце.
С точки зрения теории искусства, наиболее ценны и сложны в исполнении лепестки цветков. Также чаще всего многие художники пишут не один цветок, а целые букеты самых разнообразных соцветий. Главную сложность составляет написание переплетающихся стеблей, лепестков, а также придание натуральной очаровательности цветку, но все это подвластно такому виду искусства, как живопись. Цветов, значит, будет много!
Секреты написания цветов
Для того чтобы попробовать себя в качестве художника, выберите себе натуру – любой цветок, который сердцу мил. Не спешите тянуться за листом и карандашом. Приглядитесь к своей натуре – рассмотрите строение листьев, стебля, самого цветка. Выберите для себя угол зрения, под которым вы хотите изобразить цветок – сбоку, сверху, снизу и т.д. Также обратите внимание на цвета растения, тона и полутона, наличие теней и бликов.
Теперь можно браться и за карандаш. Старайтесь сделать набросок цветка слегка, поскольку линии должны быть еле заметными, чтобы легко исправить ошибки. После того как эскиз закончен, можно приступить к выбору красок и освоить живопись. Цветов и красок для этого дела не жалейте, чтобы картина получилась яркой и живой.
Акварель
Если картине нужно придать воздушность, то лучше использовать акварельные краски. При этом акварель нужно наносить достаточно тонким слоем, чтобы белая бумага придавала рисунку нежность и прозрачность. Здесь нужно соблюдать осторожность, поскольку для нужного эффекта каждый мазок можно делать только один раз, избегая ошибок на холсте. Экспериментируйте с цветами и тонами. Если ваши цветы светлые, то идеальный фон для них будет в более темных тонах, и наоборот. Распределение цвета – к сердцевине цветка он темнее, ближе к концам лепестков оттенок становится светлее. И помните, что чашечка цветка – это лицо вашего рисунка, а стебель – тело. Некрасивое лицо всегда испортит даже самое прекрасное тело.
Масло
После освоения акварельной техники попробуйте другие материалы и краски, которые разнообразят вашу живопись. Цветов, маслом написанных, в современном искусстве можно встретить очень много, поскольку масло дает возможность художнику сделать картину реалистичной.
Начинать писать картину лучше всего с верхнего левого угла мольберта, чтобы не запачкаться. Для начала нарисуйте фон, затем, как краска подсохнет, переходите к изображению самих цветов. При прорисовывании цветка цвет растушевывайте от края лепестка к центру цветка. Масляные краски прекрасно смешиваются друг с другом и вы можете легко придать вашему цветку тот или иной оттенок.
Живопись невероятно расслабляет и снимает стресс. Причем это происходит не только тогда, когда вы пишете картину, но и тогда, когда любуетесь ею. Поэтому не откладывайте занятия живописью в долгий ящик, приобщитесь к искусству и, быть может, в будущем ваши картины будут равноценны произведениям великих мастеров!
fb.ru
Жизнь среди цветов. Художник -ботаник Пьер Жозеф Редуте.
ПЬЕР ЖОЗЕФ РЕДУТЕ 1759-1840 - французский художник и ботаник бельгийского происхождения .Он известен своими картинами роз, лилий и других цветов в садах Мальмезон. Его называли "Рафаель цветов".
Пьер Жозеф Редуте. Портрет выполнен художником Луи Леопольдом Буальи 1800г
Он родился в Сент-Юбере, Люксембург, который сейчас является частью Бельгии. Его дед и отец были художниками, но сам Редуте не получил профессионального художественного образования.
Он покинул родительский дом в возрасте до 13 лет, чтобы заработать себе на жизнь, как странствующий художник. Получая заказы, он оформлял интерьеры, писал портреты и картины на религиозные темы. С энтузиазмом Редуте изучал традиции фламандских и голландских художников рисовавших цветы, в их числе Брейгель, Рюйш,Де Хем ван Хейсум.
В 1782 Редуте приезжает в Париж, где его старший брат Антуан Фердинанд работал декоратором и сценографом. Парижский коллекционер Шевье познакомил Пьера-Жозефа с художником Герардом ван Спайндоком, рисовавшим ботанические растения сада Du Roi, ставшего после Французской революции основой Ботанического сада Музея естественной истории.
В этом саду Редуте познакомился и подружился с ботаником и книголюбом Шарлем Луи Ле Херитье де Брютеллем.
Ле Херитье представил Редуте членам королевской семьи в Версале. В 1786 Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях, например, в египетской экспедиции Бонапарта.
За свою долгую успешную карьеру Редуте стал официальным придворным художником королевы Марии-Антуанетты, поместив на полотна ее сады Пети Трианон (the Petite Trianon).
При этом Редуте удалось пережить и французскую революцию, и период Террора. Во время революции он следил за садами, которые стали позже национальным достоянием, и разбирал документацию.
Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина, и карьера Редуте вновь начала процветать. В годы правления Наполеона он создал и издал свои наиболее роскошные книги, изображающие растения из Японии, Южной Африки и Австралии, а также Европы и Америки.
После смерти императрицы Жозефины в 1814 году, художника стали преследовать неудачи. Только в 1822 году он был назначен дизайнером и оформителем в Музее естественной истории. В 1825 году Редуте стал кавалером ордена Почетного легиона.Редуте пережил бурные политические потрясения, получил международное признание за свои точные «ботанические картины» растений, которые остаются так же свежи в начале 21 века, будто написаны совсем недавно.
В наследии Редуте более 2100 картин, которые были опубликованы, 1800 из них изображают различные виды растений, которые до него никто не изображал в живописи.
Хотя Редуте, в основном, известен своими художественно-ботаническими исследованиями роз и лилий, он еще много рисовал цветы исключительно в эстетических целях, как, например, его знаменитая серия "Choix des plus belles Fleurs".
С какой кропотливостью, тщательностью, любовью и вкусом исполнены его работы! В продаже есть книги издательства ТАSHEN - современные репринтные издания литографий Редуте, так что книгу этого художника можно при желании купить..
Сейчас печатный оригинал альбома акварельных рисунков Редуте Lilie (Лилейные) 1802 года издания является самой дорогой книгой в мире после "Птиц Америки".
Источники.
http://blog.i.ua/community/1952/502012/
http://gallery.ru/watch?a=FZm-gfg
http://www.livemaster.ru/topic/117779-hudozhnik-per-zhozef-redute-zhizn-sredi-tsvetov
http://allday2.com/index.php?newsid=178101
maxpark.com