Характеристика царства растений 5 класс биология. Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений». Характеристика царства растений 5 класс биология


5 класс. Биология. Царство Растения - Разнообразие, распространение, значение растений

Комментарии преподавателя

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Рис. 1.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Рис. 2.

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Рис. 3.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

- Неподвижность

- Постоянный рост

- Неспособность поглощать пищевые частицы

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Рис. 4.

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Рис. 5.

Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).

Рис. 6.

Хищные растения

Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

Рис. 7.

Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.

Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).

Рис. 8.

Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.

Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).

Рис. 9.

Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).

Рис. 10.

Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.

Рис. 11. Древние люди

Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.

Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.

Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.

Покрытосеменные

Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.

Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.

Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.

Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.

Волокнистые растения – лен, конопля, хлопчатник.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/raznoobrazie-rasprostranenie-znachenie-rasteniy?seconds=0&chapter_id=2401

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=3mEelxzrnJU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JJnWFv3W_gI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7ajxx07BrIY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZgK_lveAROE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=z00NVJgN7yE

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/raznoobrazie-rasprostranenie-i-znachenie-rastenijj.html

http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4

www.kursoteka.ru

Конспект урок по биологии 5 класс(ФГОС).«Растения ».

Конспект урок по биологии 5 класс по учебнику И.Н. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС).

Тема урока «Растения ».

Тип урока: исследование, комбинированный, открытие новых знаний.

Форма урока: исследование, критическое мышление.

Цель: сформировать представление о многообразии растений, о делении царства Растения на несколько больших групп (отделы) (принципами систематики) водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные ( цветковые).

Охарактеризовать особенности различных систематических групп растений. Систематизировать знания учащихся о царстве растений.

Выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений.

-определять место представителей царства Растения среди эукариот.

-называть группы растений, их отличительные признаки.

-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.

Решаемые учебные проблемы:

Дать общую характеристику царства растений, найти общие признаки этого царства, научиться определять части растений, объяснять признаки деления по группам растений.

Основные понятия: корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосемянные растения.

Задачи:

Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.

Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

Продолжить формирование УУД:

1). Предметные: комментировать содержание рисунков, гербариев и натуральных объектов, использовать имеющиеся знания в новой ситуации о строении клетки.

2). Метапредметные:

а) Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности(формулировать тему)

б) Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем, способов взаимодействия при обсуждении задач поставленных в самостоятельной работе, умение организовать выполнение заданий, развитие навыков самооценки.

в) познавательные УУД: поиск и выделение информации о признаках царства растений и отделов; выбор критериев для сравнения, классификации растений, построение логической цепи рассуждений (об усложнении строения растений, доказательства сложности строения растений).

3). Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Деятельность учащихся: уметь работать с гербарием, натуральными объектами, микроскопами, делать зарисовки в виде схем. Обобщать, делать выводы, соблюдать правила работы с раздаточным материалом.

Оборудование: ветки сосны и ели, шишки хвойных деревьев. Таблицы, микроскопы. Микропрепараты: одноклеточных водорослей: хламидомонада, хлорелла, нитчатой многоклеточной водоросли спирогира, лист мха сфагнума. Гербарии: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (цветковые). Рисунки « Строение цветкового растения», шляпы, Свитки с заданиями, разноцветные ленты, фишки лото.

Таблички с номерами столов, видеофрагменты, проектор.

ХОД УРОКА.

I.Организация класса на работу. Первые 5 человек заходят во время звонка в кабинет: отвечают на вопрос и из бочонка достают лото с номером стола.

Вопросы для жребия.

- назовите царства живой природы?

-какая наука изучает многообразие живых организмов?

- задача систематики.

-основная и наименьшая единица классификации?

- назовите самую крупную единицу классификации.

II. Остальные заходят по жетонам, которые получают от учителя с номером стола и занимают соответствующий стол.

Кураторы ждут свои команды за столами со свитками.

Учитель: Здравствуйте мои дорогие! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, Искренняя улыбка и доброе слово согревают самые черствые сердца. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и успешно выполним поставленные перед нами цели.

III. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Давайте теперь посмотрим, что находиться перед вами на столах, что это все объединяет

( гербарии, тетради, деревянные предметы). Все это сами растения или вещи, сделанные из растений. Тема урока: Растения.

IV. Изучение нового материала.

а). Посмотрите лежащие перед вами гербарии растений. (Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство?) Учитель показывает гербарии, а уч-ся находят их и показывают учителю представителей отделов растений и подводит учеников к тому что все растения зелёные, следовательно, в них находиться красящий пигмент - (хлорофилл).

б). В природе существует многообразие растений. Совокупность всех растений называют флорой. В древнегреческой мифологии Флора-богиня цветов, весны и юности. Они различаются по продолжительности жизни и внешнему строению (обращается внимание на растения кабинета биологии). Разновидностей растений очень много, поэтому их определили в разные группы. Но как вы думаете, на основание чего, растения будут определенны в ту или иную группу?

в). Возьмите микропрепараты водорослей хлореллы, хламидомонады и спирогиры, лист мха. Посмотрите и скажите, чем они отличаются друг от друга и гербарных растений.

Молодцы. Правильно одноклеточные и многоклеточные растения. Запишите схему.

Царство растений

одноклеточные

многоклеточные

водоросли ОТДЕЛЫ водоросли

мхи

папоротники, хвощи и плауны

голосеменные

покрытосеменные

5. Деление царство Растения на группы. (Работа в группах по заданию №2).

Из предложенных гербариев и натуральных объектов определите группы Царства растений, (учитель называет отдел, уч-ся показывают представителей отдела).

-водоросли

-мхи

-папоротники, хвощи, плауны.

-голосеменные

-цветковые (покрытосеменные). МОЛОДЦЫ!!!

Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в группах:

6. По каким признакам распределяются растения в группы? (задание №3)

ВЫ - исследователи: откройте свитки и выполните работу, составляя рассказ по плану:

1.Представители.

2.особенности строения

3.местообитание

4.значение

На выполнение исследовательской работы 10 минут.

1 группа – Подготовить рассказ про водоросли.

план рассказа:

1.Представители.

2.Особенности строения.

3.Местообитание.

4.Значение.

Хлорелла - это одноклеточная водоросль, в переводе означает зеленушка. Вы видели её под микроскопом. Она живет не только в воде, но и на коре деревьев. Ее используют в качестве добавки к корму скоту. Так как содержит до 88% белка, 85% жира и до 37% углеводов. Именно хлорелла была отправлена в космос вместе с другими растениями. В кабине второго космического корабля.

Спирогира – род нитчатых зеленых водорослей. Спирогира – это наиболее распространенная водоросль пресных водоемов по всему земному шару. Реже встречается в морской воде. В пресных водоемах с медленно текущей либо стоячей водой из спирогиры и некоторых других водорослей образуется тина, представляющая собой объемные скопления, напоминающие покрытую слизью вату. Ярко-зеленая тина может плавать в толще воды или стелиться по дну водоема.

Строение спирогиры. .Таллом (слоевище, состоящее из одинаковых клеток) водоросли выглядит как неветвящаяся нить, что вы видели под микроскопом, состоящая из одного ряда одинаковых клеток цилиндрической формы не образует тканей и органов. Клетки относительно крупные, длина их может достигать у некоторых видов до 0,01 мм. Ширина нити спирогиры составляет от 5 до 200 мкм. Это является характерной чертой всех представителей группы низших растений. Для прикрепления к основе, как и у всех водорослей, у спирогиры есть ризоиды. С помощью этих нитчатых образований таллом прикрепляется к субстрату. Ризоиды также представлены скоплением клеток и не образуют тканей.Оболочкой каждой клетки является целлюлозная клеточная стенка, покрытая снаружи слизью. Большую часть клетки занимает вакуоль с клеточным соком. На цитоплазматических тяжах, проходящих через вакуоль, подвешено одно ядро. В каждой клетке имеется по одному и более спирально закрученных хлоропластов, напоминающих ленты, расположенные в пристеночном слое цитоплазмы. Все спирогиры - автотрофы, синтезирующие органические вещества на свету в хлоропластах в процессе фотосинтеза.

Ответ: А). Рассказ по плану: 1. Хлорелла - это одноклеточная водоросль, она живет не только в воде, но и на коре деревьев.

2. Используют в качестве добавки к корму скоту, хлорелла была отправлена в космос вместе с другими растениями.

Б). 1. Спирогира – нитчатая многоклеточная зеленая водоросль.

2. Таллом (слоевище) водоросли неветвящаяся нить, состоящая из одного ряда одинаковых клеток и не образует тканей и органов.

3. пресные водоемы.

2 группа – Подготовить рассказ о Мохообразных растениях.

план рассказа:

1.Представители.

2.Особенности строения.

3.Местообитание.

4.Значение.

Высшие споровые растения. Мхи, в отличие от водорослей, имеют стебель и листья. Корней у мхов нет, их заменяют ризоиды (от греч. риза — корень и эйдос — вид) — бесцветные нитевидные клетки. С помощью ризоидов мхи укрепляются в почве и всасывают воду. Мхи преимущественно распространены в хорошо увлажнённых местах, и лишь некоторые виды встречаются в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков). Мхи, размножаются спорами, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

Листья представлены линейно-ланцетными зелеными пластинками, состоящими из нескольких слоев клеток. Настоящая корневая система отсутствует. Функцию корней выполняют ризоиды- бесцветные выросты эпидермиса.

Зелёный мох кукушкин лён. Стебли неветвящиеся, буровато-зелёные, длиной 20-30 см., густо покрыты тонкими листьями; В верхней части стебля спороносная коробочка Нижняя часть стебля тёмно коричневая; Корней у кукушкина льна нет. Их заменяют нитевидные выросты – ризоиды, состоящие из одной или немногих клеток.

Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность издревле использовались для лечения ран. Велико экологическое значение мхов, закрепляют почву. Препятствуют ее эрозии. Служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных, без которых невозможно разложение мертвой органики, следовательно, круговорота веществ

Полезные свойства мха сфагнума

С медицинской точки зрения сфагнум обладает тремя очень важными свойствами. Во-первых, это высокая гигроскопичность, то есть способность впитывать влагу. Для сравнения: один и тот же объем сфагнума и хлопковой ваты будет впитывать различное количество влаги. Если измерить эти данные, то окажется, что сфагнум впитывает в 20 - 25 раз влаги больше, чем вата. Второе свойство сфагнума - это его воздухопроницаемость, даже в мокром влажном виде этот мох очень хорошо пропускает воздух, тогда, как хлопковая вата, например, слипается и образует некоторую корочку. И третье свойство - антибактериальное, но обо всем по порядку.

Значение мхов. Автотрофные организмы. Пионеры растительности( первые наземные растения) Принимают участие в образовании почвы. Образование торфа Регулируют водный баланс планеты. Объект научных исследований. Торф- топливо и химическое сырье: этиловый и метиловый спирты, парафин, воск, деготь, фенол и т.д. В медицине: перевязочный материал, обладающий бактерицидными и гигроскопичными свойствами. В экологии: очистка сточных вод горнодобывающей промышленности. В химической промышленности: сорбент для добычи редких металлов.

спороносная коробочка, – ризоиды,

Ответ: А). Рассказ по плану:1. Зелёный мох кукушкин лён. Мох сфагнум.

2. . Мхи, имеют стебель и листья. Листья представлены линейно-ланцетными зелеными пластинками, состоящими из нескольких слоев клеток. Корней у мхов нет, их заменяют ризоиды - бесцветные выросты эпидермиса. Мхи, размножаются спорами.

3. Распространены в хорошо увлажнённых местах, и лишь некоторые виды встречаются в засушливых областях.

4. Гигроскопичность, воздухопроницаемость, антибактериальность. Регулируют водный баланс планеты и т.д.

3 группа – Подготовить рассказ о папоротникообразных растениях: папоротники, плауны и хвощи.

план рассказа:

1.Представители.

2.Особенности строения.

3.Местообитание.

4.Значение.

Папоротники, хвощи, плауны растут в основном во влажных, тенистых местах. Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропических широтах встречаются древовидные папоротники. Все они имеют корни, стебли и листья. У этих растений хорошо развиты отдельные виды тканей, что позволяет им достигать больших размеров. Папоротники, хвощи и плауны имеют общие черты строения и размножения, большинство из них растет в тенистых влажных местах. Все вместе их называют папоротникообразные. Древесные формы среди этих растений встречаются редко, те, что есть, растут в тропических лесах.Папоротники, хвощи и плауны — древние растения. 350 млн. лет назад среди них было много больших деревьев, именно они формировали леса на планете. В то время на Земле был теплый влажный климат, в том числе и там, где сегодня находится Антарктида. Когда деревья падали в воду, они пропитывались там минеральными солями и окаменевали. В последствие из них образовывался каменный уголь. Сегодня он служит нам источником энергии. Таким образом, можно сказать, энергия солнца была преобразована растениями и запасена на Земле.

Те немногочисленные виды папоротников, хвощей и плаунов, которые дошли до наших дней, можно считать живыми ископаемыми.

Папоротники, хвощи и плауны относят к высшим растениям. Они устроены сложнее, чем мхи, но проще, чем семенные растения. Все они образуют споры, поэтому их относят к споровым растениям.

У папоротников, хвощей и плаунов есть не только основная ткань, но и покровная, проводящая и механическая. Развитие специализированных тканей позволило этим растениям иметь большие размеры и более широко расселиться по суше Земли, чем это могли сделать мхи.

Сегодня живущие плауны — это многолетние травянистые растения с маленькими узкими листьями. Спорангии у них собраны в колоски. Представителем плаунов является плаун булавовидный, который можно встретить в хвойных лесах Челябинской области.

Хвощи произрастают в Северном полушарии, сейчас хвощевидные представлены исключительно травами. Листья у хвощей мелки, чешуевидные. Стебли пропитаны кремнеземом, поэтому достаточно жесткие. Хвощи можно встретить на болотах, лугах, в лесах Челябинской области.. Представителем хвощевидных является хвощ полевой. Он обычно растет на кислых почвах, является лекарственным растением и сорняком. В древности это растение даже употребляли в пищу.

Папоротники — это достаточно большая группа растений (около 12 тыс. видов). Среди них есть и травы, и деревья. Растут почти повсеместно. Представителями папоротников являются страусник и орляк обыкновенный. Их молодые побеги даже употребляют в пищу.

Спорангии, споровым растениям.

Ответ: А). Рассказ по плану:1. Плаун булавовидный, хвощ полевой, папоротники: страусник обыкновенный и орляк обыкновенный.

2. Имеют корни, стебли и листья. Устроены сложнее, чем мхи, но проще, чем семенные растения.

Образуют споры, поэтому их относят к споровым растениям. Развита основная ткань, но покровная, проводящая и механическая. Что позволило этим растениям иметь большие размеры и более широко расселиться по суше Земли, чем это могли сделать мхи.

3. Растут в основном во влажных, тенистых местах.

4. Каменный уголь. Источники энергии.

4 группа – Подготовить рассказ о голосеменных растениях.

план рассказа:

1.Представители.

2.Особенности строения.

3.Местообитание.

4.Значение.

Голосеменные — очень большая и древняя группа растений. Они появились на нашей планете около 370 млн лет назад, в период изменения климата: от теплого и влажного — к холодному и сухому. Такие климатические изменения стали неблагоприятными для жизнедеятельности и особенно для размножения папоротниковидных, которые господствовали тогда во флоре Земли. Для распространения голосеменных растений похолодание климата и уменьшение влажности не было препятствием.

Голосеменные — это настоящие сухопутные растения, для размножения которых не нужна водная среда. Они встречаются во всех климатических зонах – от тропиков до лесотундры; предпочитают местообитания с относительно прохладным или холодным климатом и достаточным количеством влаги. Жизненные формы – преимущественно деревья или кустарники

Голосеменные растения - сосна обыкновенная, кедровая сосна, можжевельник не имеют цветков и плодов, их семена располагаются открыто (голо), лишь у некоторых они покрыты чешуйками. Такие особенности строения и расположения семян послужили причиной возникновения их общего названия — «голосеменные». От неблагоприятных факторов среды зародыш семени голосеменных защищен прочными семенными покровами.

У голосеменных, не имеющих цветков, тем не менее семена образуются. Большинство голосеменных растений — это прямостоячие растения (деревья, кустарники). Некоторые представители голосеменных растений имеют шпалерную форму. Однако есть и лианы. Тело голосеменных состоит из корня и побега (стебель с расположенными на нем листьями и почками). Стволы (стебель) древесных голосеменных растений покрыты довольно тонкой корой, под которой располагается древесина и слабо выраженная сердцевина.

У многих видов голосеменных, особенно у хвойных, в коре и древесине располагаются особые смоляные каналы, которые заполняются эфирными маслами и другими биологически активными веществами. Когда в жаркий летний день, эфирные масла испаряются, воздух елового или соснового леса наполняется живительным, бодрящим ароматом. Корень обычно стержневой, от которого отходят боковые; кроме длинных корней имеются короткие, сильно разветвленные корни, они часто содержат микоризу.

У голосеменных растений форма листьев разнообразна. Так, у всех хвойных листья превратились в узколинейные или узколанцетные вечнозеленые, реже опадающие к концу лета хвоинки. Они располагаются на ветках растений спирально, супротивно, мутовчато или собраны в пучки от 2 до 50 в каждом. У большинства видов листья вечнозеленые, жесткие, игольчатые по форме и очень разной длины. Хвоя выделяет особые биологически активные вещества — фитонциды.

У других голосеменных (саговниковые и гинкговые) листья имеют хорошо развитые листовые пластинки, которые похожи на листья пальм и других цветковых растений.

Хвойные являются ландшафтообразователями. Имеют водоохранное и противоэрозионное значение. Хвоя и молодые побеги составляют основу питания лосей и глухарей в зимнее время, семенами кедра сибирского питаются многие животные.

Голосеменные растения, фитонциды.

Ответ: А). Рассказ по плану:1. Сосна обыкновенная, кедровая сосна, можжевельник

2. Нет цветков и плодов, их семена располагаются открыто (голо), лишь у некоторых они покрыты чешуйками. Особенности строения и расположения семян послужили причиной возникновения их общего названия — «голосеменные». Тело голосеменных растений состоит из корня и побега. Листья в основном- хвоинки вечнозеленые, жесткие, игольчатые по форме и очень разной длины.

3. Встречаются во всех климатических зонах.

4. Ландшафтообразователями. Пища.

5 группа – Подготовить рассказ о покрытосеменных растениях.

план рассказа:

1.Представители.

2.Особенности строения.

3.Местообитание.

4.Значение.

Покрытосеменные (Цветковые) растения. Представители: шиповник коричневый, черемуха обыкновенная, земляника лесная.

Покрытосеменные растения — наиболее совершенная и самая многочисленная группа современного растительного мира. Цветковые растения произошли от группы вымерших водорослей, которая дала начало и семенным папоротникам. Таким образом, голосеменные и покрытосеменные растения — параллельные ветви эволюции, имеющие общего предка, но затем эволюционировавшие независимо друг от друга. Остатки первых цветковых растений обнаруживаются в раннемеловых отложениях. Начиная с конца мелового периода мезозойской эры, на Земле начинают господствовать покрытосеменные растения, которые приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными. На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды.

Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками или травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность и распространение на суше во всех природных зонах и в водных бассейнах. Их основные вегетативные органы — корень, стебель и лист, имеющие многочисленные видоизменения, самые специализированные по строению и функциям. Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. А появление цветка — органа семенного размножения, который (в целом) дает новое поколение (репродукцию), ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства. Важнейшей отличительной особенностью является наличие у них пестика и развивающегося из него плода После оплодотворения завязь разрастается и постепенно превращается в плод, а семяпочки развиваются в семена, скрытые внутри плода, почему растения и получили название - покрытосеменные.Морфологическое разнообразие цветковых очень велико. Строение вегетативных и генеративных органов у них достигает наибольшей сложности, ткани характеризуются высокой степенью специализации.Цветковые — единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ. Покрытосеменные смогли произрастать в самых разных условиях обитания. Они оказались способными заселять различные почвы (кислые, соленые, плодородные, неплодородные), жить на камнях, стволах других растений, на стенах домов, произрастать в разных климатических зонах — от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Произрастание в неодинаковых условиях способствовало образованию огромного разнообразия жизненных форм и экологических групп покрытосеменных растений.

Ввиду того, что кислород является необходимым компонентом для жизни людей и животных, жизнь на Земле без зелёных растений была бы невозможна. Чтобы обогатить города и сёла кислородом – проспекты, бульвары, улицы и т.д. озеленяют. Люди высаживают деревья, кустарники, обустраивают парки, бульвары, цветники, газоны. В общем, в любом городе на планете стараются как можно больше насадить растений, которые так необходимы для сохранения здоровья населения. Зелёные растения дают людям пищу, сырьё для промышленности, а также корма для сельскохозяйственных животных.

Цветковые, цветок.

Ответ: А). Рассказ по плану:1. шиповник коричневый, черемуха обыкновенная, земляника лесная.

2. Вегетативные органы — корень, стебель и лист. Цветок — орган семенного размножения.

Семена защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению.

3. Местообитание— от жаркого тропического пояса до холодных тундр.

4. Зелёные растения дают людям пищу, сырьё для промышленности, а также корма для сельскохозяйственных животных.

V. Закрепление знаний: Выполняют задания в группах. На выполнение работы 5 минут.

Подпишите название растений и их отделы. Царство_________________________.

1.Отдел___________________. Растение_________________________________.

2.Отдел__________________. Растение_____________________________.

3. .Отдел________________________. Растение___________________________.

Ф.И. членов команд№1:

№/п

Ф.И.

оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Подпишите название растений и их отделы. Царство_________________________.

1.Отдел___________________. Растение_________________________________.

2.Отдел___________________. Растение_________________________________.

3.Отдел___________________. Растение_________________________________.

Ф.И. членов команд № 2:

№/п

Ф.И.

оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Подпишите название растений и их отделы. Царство_________________________.

1.Отдел___________________. Растение_________________________________.

2. Отдел___________________. Растение_________________________________.

3. Отдел___________________. Растение_________________________________.

Ф.И. членов команд№3:

№/п

Ф.И.

оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Подпишите название растений и их отделы. Царство_________________________.

1. 1.Отдел___________________. Растение_________________________________.

2. 1.Отдел___________________. Растение_________________________________.

3. Отдел___________________. Растение_________________________________.

Ф.И. членов команд№ 4:

№/п

Ф.И.

оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Подпишите название растений и их отделы. Царство_________________________.

1. Отдел___________________. Растение_________________________________.

2. Отдел___________________. Растение_________________________________.

3. Отдел___________________. Растение_________________________________.

Ф.И. членов команд №5:

№/п

Ф.И.

оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

VI. Рефлексия. По результатам урока заполните таблицу, оцените уровень своей работы и листы самооценки сдайте учителю с оценками. (3мин.).

Лист самооценки

Ф.И.___________________класс________

№/п

действия

баллы

1

Создавал схему

3

2

Защищал схему

2

3

Был активным на уроке

3

4

Был не очень активным на уроке

2

5

Не смог ответить ни на один вопрос учителя

0

6

Выполнил задание

3

7

Не выполнил задание

0

8

Сделал все записи в тетрадь

1

9

14-12 баллов оценка – «5»

11-9 баллов оценка – «4»

8-5 баллов оценка – «3»

Менее 5 баллов оценка – «2»

оценка

Выставьте оценку и сдайте учителю.

VII. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. 1.Задание на дом: п.11, в.1-4.,термины выучить,

2.Творческое задание: Приготовить проект о наиболее интересном вам растении по материалам Интернета.

multiurok.ru

Контрольно-обобщающий урок - Общая характеристика царства Растения - Многообразие организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы

5 класс

Многообразие организмов

Подтема 2. Общая характеристика царства Растения

Урок 26. Контрольно-обобщающий урок

Задачи урока:

• обобщить знания о многообразии и строении растений;

• подвести учащихся к выводу об усложнении растений в ходе эволюции и о единстве органического мира;

• оценить результаты работы групп и каждого учащегося при изучении темы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся обобщают знания о многообразии растений, их строении и местах обитания, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развивается представление о единстве органического мира.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе знаний о многообразии растений, ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и её охраны.

Основные понятия урока: царство Растения, низшие и высшие растения, водоросли, споровые высшие растения, семенные, голосеменные, покрытосеменные растения.

Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе и обсуждении ответов на вопросы, поставленные учителем, выступление с сообщениями и их обсуждение, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и учащихся.

Деятельность учителя:

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Обобщающая беседа по вопросам

В ходе фронтальной беседы обсуждаются наиболее важные вопросы темы.

1. Какие признаки присущи представителям царства Растения?

2. Почему растения важны для существования жизни на нашей планете?

3. Чем различаются представители низших и высших растений?

4. Какое строение имеют лишайники? Почему их называют пионерами растительного покрова?

5. Почему папоротники, хвощи и плауны относят к высшим споровым растениям?

6. Что такое ризоиды? Почему их нельзя называть корнями?

7. Почему мхи — низкорослые растения, а папоротники в основном имеют крупные размеры?

8. Почему голосеменные и покрытосеменные растения относят к высшим семенным растениям?

9. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

10. Что позв

www.compendium.su

Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений» - VEKOR.RU

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Озерки

Петровского района Саратовской области»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Характеристика царства Растений»

Учитель экологии и биологии

МБОУ «СОШ с.Озерки»

Орешина Алла Владимировна

Тема: Характеристика царства растений.

Класс: 5

Цель: дать представление о царстве растений.

Задачи: — познакомить учащихся с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания; — ввести понятия о высших и низших растениях.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям, развивается экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний о строении и многообразии бактерий и грибов (фронтальная беседа). Заслушивание сообщений учащихся «Роль грибов в природе и жизни человека».

  3. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

– Сколько царств живой природы?

(Слайд) ЦАРСТВА

Бактерии Грибы Растения Животные

В результате рассуждений, учащиеся называют тему урока. Формулируют цель и задачи урока.

Итак, запишите число, тему урока.

Учитель: В современном мире насчитывается более 350 тысяч видов растений. Они составляют 95% от биомассы планеты- массы всех населяющих ее живых организмов.

(Слайд) Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом представляете? (цветы, деревья, водоросли, мхи …)

Посмотрите на рисунок 30 стр.52 в учебнике (размеры растений)

Вывод: (дети)

Итак, давайте посмотрим, что же мы узнаем сегодня о растениях? (Слайд)

  1. Общие признаки растений (схема различия растений и животных)

  2. Этапы эволюции растений.

  3. Классификация растений.

  4. Почему и зачем мы изучает растения?

  1. — Скажите, что вы знаете о растениях? (ответы детей)

Давайте обратимся к схеме «Различия растений и животных». Дети называют общие признаки растений.

(Слайд) Общие признаки растений:

— Автотрофы

— Неподвижны

— Растут всю жизнь

— Дыхание (поглощают углекислый газ, выделяют кислород- способны к фотосинтезу).

— Преимущественно имеют зеленую окраску.

2. (Слайд) Эволюция растений. Учитель: Эволюция- историческое развитие.

— Жизнь зародилась в воде.

— Самые древние растения-водоросли. Их тело не имеет органов и тканей.

Постоянно находятся в воде.

Одноклеточные и многоклеточные.

ФИЗМИНУТКА.

(Слайд) Эволюция растений: выход на сушу.

— Предками наземных растений были многоклеточные зеленые водоросли.

Но чтобы выйти на сушу, растения должны были решить несколько проблем. Какие же это проблемы???

1 проблема: Как получать необходимые вещества: воду и минеральные соли, которые находятся в почве; углекислый газ и кислород, которые находятся в воздухе?

Решение: Тело растений разделилось на две части: одна находится в почве, другая в воздухе (Слайд)

2 проблема: Как доставлять вещества из одной части растения в другую?

Решение: Развилась сосудистая система: вода движется от корня к листьям, питательные вещества- от листьев к корням.

3 проблема: Как предотвратить высыхание?

Решение: Появился защитный слой-кутикула

4 проблема: Как размножаться без воды?

Решение: Появились специальные структуры- споры и семена, которым не грозило высыхание.

(Слайд) 3. Классификация растений.

ОРГАНЫ ТКАНИ

нет есть

низшие растения высшие растения

  1. Закрепление материала.

Демонстрация фильма о разнообразии низших и высших растений.

— Ребята, давайте откроем рабочие тетради, задание №2.

— Назовите местообитание растений.

-Условия существования.

Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового о растениях. А давайте вспомним, что изучает биология? Как называется наука о растениях?

(Слайд)

  1. Домашнее задание.

  1. Изучить & 13, ответить на вопросы.

  2. Выполнить задания к уроку 19 в рабочей тетради.

  3. Сообщение на тему «Чем полезны растения» или «Как растения появились в воде?».

vekor.ru

Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Озерки

Петровского района Саратовской области»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Характеристика царства Растений»

Учитель экологии и биологии

МБОУ «СОШ с.Озерки»

Орешина Алла Владимировна

Тема: Характеристика царства растений.

Класс: 5

Цель: дать представление о царстве растений.

Задачи: — познакомить учащихся с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания; — ввести понятия о высших и низших растениях.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям, развивается экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний о строении и многообразии бактерий и грибов (фронтальная беседа). Заслушивание сообщений учащихся «Роль грибов в природе и жизни человека».

  3. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

– Сколько царств живой природы?

(Слайд) ЦАРСТВА

Бактерии Грибы Растения Животные

В результате рассуждений, учащиеся называют тему урока. Формулируют цель и задачи урока.

Итак, запишите число, тему урока.

Учитель: В современном мире насчитывается более 350 тысяч видов растений. Они составляют 95% от биомассы планеты- массы всех населяющих ее живых организмов.

(Слайд) Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом представляете? (цветы, деревья, водоросли, мхи …)

Посмотрите на рисунок 30 стр.52 в учебнике (размеры растений)

Вывод: (дети)

Итак, давайте посмотрим, что же мы узнаем сегодня о растениях? (Слайд)

  1. Общие признаки растений (схема различия растений и животных)

  2. Этапы эволюции растений.

  3. Классификация растений.

  4. Почему и зачем мы изучает растения?

  1. — Скажите, что вы знаете о растениях? (ответы детей)

Давайте обратимся к схеме «Различия растений и животных». Дети называют общие признаки растений.

(Слайд) Общие признаки растений:

— Автотрофы

— Неподвижны

— Растут всю жизнь

— Дыхание (поглощают углекислый газ, выделяют кислород- способны к фотосинтезу).

— Преимущественно имеют зеленую окраску.

2. (Слайд) Эволюция растений. Учитель: Эволюция- историческое развитие.

— Жизнь зародилась в воде.

— Самые древние растения-водоросли. Их тело не имеет органов и тканей.

Постоянно находятся в воде.

Одноклеточные и многоклеточные.

ФИЗМИНУТКА.

(Слайд) Эволюция растений: выход на сушу.

— Предками наземных растений были многоклеточные зеленые водоросли.

Но чтобы выйти на сушу, растения должны были решить несколько проблем. Какие же это проблемы???

1 проблема: Как получать необходимые вещества: воду и минеральные соли, которые находятся в почве; углекислый газ и кислород, которые находятся в воздухе?

Решение: Тело растений разделилось на две части: одна находится в почве, другая в воздухе (Слайд)

2 проблема: Как доставлять вещества из одной части растения в другую?

Решение: Развилась сосудистая система: вода движется от корня к листьям, питательные вещества- от листьев к корням.

3 проблема: Как предотвратить высыхание?

Решение: Появился защитный слой-кутикула

4 проблема: Как размножаться без воды?

Решение: Появились специальные структуры- споры и семена, которым не грозило высыхание.

(Слайд) 3. Классификация растений.

ОРГАНЫ ТКАНИ

нет есть

низшие растения высшие растения

  1. Закрепление материала.

Демонстрация фильма о разнообразии низших и высших растений.

— Ребята, давайте откроем рабочие тетради, задание №2.

— Назовите местообитание растений.

-Условия существования.

Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового о растениях. А давайте вспомним, что изучает биология? Как называется наука о растениях?

(Слайд)

  1. Домашнее задание.

  1. Изучить & 13, ответить на вопросы.

  2. Выполнить задания к уроку 19 в рабочей тетради.

  3. Сообщение на тему «Чем полезны растения» или «Как растения появились в воде?».

www.alllessons.ru

Характеристика царства Растения - Многообразие организмов - 5 класс - УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

5 класс

Глава 2. Многообразие организмов

Урок 19. Характеристика царства Растения

Задачи урока:

• познакомить учащихся с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания;

• ввести понятия о высших и низших растениях.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям, развивается экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Основные понятия урока: растения высшие и низшие, слоевище, ткань, орган, фотосинтез.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков представителей царства Растения.

Ход урока

I. Проверка знаний о строении и многообразии бактерий и грибов (фронтальная беседа). Заслушивание сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека».

II. Изучение нового материала

1. Разнообразие растений (рассказ учителя с демонстрацией гербарных материалов, комнатных растений, слайдов и таблиц «Размеры растений» и «Продолжительность жизни растений»).

2. Местообитание растений (фронтальная беседа).

3. Растения низшие и высшие (объяснение учителя с демонстрацией на гербарном материале и с помощью таблиц).

4. Характерные признаки растений (объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией слайдов и таблиц).

5. Охрана растений (объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией слайдов и таблиц).

III. Закрепление материала о разнообразии, характерных признаках, местообитании растений, строении низших и высших растений (фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя).

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 13. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Выполнить задания 2, 3 к уроку 19 в рабочей тетради.

www.compendium.su

Высшие споровые растения - Общая характеристика царства Растения - Многообразие организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы

5 класс

Многообразие организмов

Подтема 2. Общая характеристика царства Растения

Урок 23. Высшие споровые растения

Задача урока: познакомить учащихся с характерными признаками высших споровых растений.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относят мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений их строения, развиваются представления о единстве органического мира.

Основные понятия урока: высшие споровые растения: мхи, папоротники, плауны, хвощи.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими.

Деятельность учителя:

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Актуализация и проверка знаний

Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.

III. Изучение нового материала

Контроль за работой групп (работа учащихся по инструктивной карточке). Во время самостоятельной работы учитель может вызвать 2—3 учащихся для индивидуальной беседы по ранее изученному материалу.

IV. Закрепление знаний

Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя о разнообразии, характерных признаках, местообитании высших споровых растений и их сравнение с водорослями.

V. Подведение итогов

Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.

www.compendium.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта