Исследовательская работа "Окрашивание цветов исскуственными красителями". Диффузия в тканях растений окрашивание цветов
Окрашивание цветов пищевыми красителями | Современные педагогические технологии
Введение
В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Люди всегда украшают этими удивительными дарами природы праздничные, торжественные дни своей жизни, и будни.
С древних времен цветы считались прекрасным растением и украшением жизни людей. Человек украшал своё жилище разнообразными растениями, стараясь принести, домой кусочек живой природы. Кто-то разводит цветы для создания в городской квартире особого микроклимата, ещё со школьной скамьи усвоив, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, тем самым улучшая состав воздуха. Кроме того, они увлажняют его, испаряя влагу с поверхности листьев, вот почему среди растений так легко дышится. Другие разводят цветы исключительно из-за их красоты. Цветы всегда ассоциировались с любовью, радостью, хорошим настроением и бодростью.
Среди национальных особенностей белорусского народа, которые не могут не привлекать внимания это приверженность к живым цветам, к выращиванию, разведению, уходу, широкому использованию их в виде украшения.
Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, чарующей красотой, будимые ими у человека возвышенные чувства, постоянно были неисчерпаемым источником вдохновения поэтов всех времен. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.
Объект моего исследования: всасывание пищевого красителя.
Предмет исследования: белая гвоздика и роза.
Цель исследования: получить разный окрас розы и гвоздики при взаимодействии с раствором пищевого красителя
Методы исследования: работа с литературными источниками, теоретический анализ, эмпирические методы (эксперимент, сравнение, наблюдение), аналитические (сравнение полученных данных), моделирование ситуации.
Задачи:
1. Изучить строение стебля растения на основе анализа литературы по теме;
2. Провести эксперимент и сравнить искусственное окрашивание с природным видовым разнообразием;
3. Выяснить практическую значимость способности впитывать воду растениями, лишенными корней.
Гипотеза: белые гвоздики окрасятся в цвет пищевых красителей.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Описание объекта исследования
Родовое латинское название Dianthus происходит от греч. δῖος — «божественный»' и ἄνθος — «цветок»: цветок Зевса, Юпитера; дано растению К. Линнеем по красивым цветкам
Цветки одиночные или по 2—3 на концах веточек. Чашечка цилиндрическая или цилиндрически-коническая, с многочисленными продольными жилками и (1)2—4(5) парами чешуевидных, черепитчато налегающих прицветников. Лепестков пять, с длинными ноготками и зубчатым, бахромчато рассечённым, изредка цельным отгибом. Тычинок десять. Столбиков два.
Плод — цилиндрическая коробочка, сидячая или на коротком карпофоре, одногнёздная, раскрывающаяся четырьмя зубцами. Семена многочисленные, уплощённые, овальные, чёрного цвета, мелко-тупобугорчатые.
Около 300—350 видов в Европе, Азии, Африке, а отчасти в Северной Америке. Наиболее богато род представлен в Средиземноморье. Многие виды введены в культуру в качестве декоративных растений и иногда натурализуются.
Некоторые виды гвоздик культивируются как летники и зацветают в год посева, а другие — как двулетники, то есть в год посева развивают только розеточные листья и цветут на второй год. В декоративном садоводстве в настоящее время используются многочисленные гибриды. Это растение было особенно популярно в Советском Союзе, где эти цветы стали символом Октябрьской революции, а впоследствии победы в Великой Отечественной войне.
Некоторые исследователи утверждают, что запах гвоздики «помогает сгладить внутренние противоречия» и «стимулирует положительные эмоции».
1.2 Почему лепестки меняют цвет?
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. срез.gif
Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней…
Глава 2. Практическая часть
2.1 Покрасить живых цветов (описание опыта)
Для проведения опыта нам понадобится:
· любые цветы с белыми лепестками, я использовал белые розы и гвоздику.
· емкости для воды, например стаканы.
· пищевые красители разных цветов
· нож
· вода
План работы:
1. Наполнили емкости водой.
2. Добавили в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.
3. Отложите один цветок, а остальным цветам подрезали стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Перемещение цветов из воды в емкости с красителями осуществляли максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
4. Поместили по одному цветку в каждую емкость с красителем.
5. Брали тот цветок, который отложили. Разрезали (расщепили) его стебель вдоль от центра на две части. Повторяли с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого поместили одну часть стебля в емкость с красителем (зеленого цвета), а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета (красным).
6. Ожидали, пока окращенная вода поднялась по стебелькам растений вверх и окрасила их лепестки в разные цвета. По времени это заняло около 4 дней. В конце эксперимента не забыли обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.
2.2 Объяснение опыта (вывод):
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка
Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
Заключение:
Данная научно – исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
В первой главе изучена и проанализирована литература по теме исследования, изучено строение и история возникновения хризантемы, а так же причины изменения цвета лепестков.
Во второй главе разработана технология окрашивания живых цветов. Даны рекомендации по окрашиванию цветов. Опыт проводился в домашних условиях с родителями.
Задачи, поставленные перед нами, выполнены.
В дальнейшей своей работе я планирую окрасить цветок в большее количество цветов, получить синюю розу.
28. Окрашивание цветков искусственными красителями
Применив ряд искусственных красителей, можно придать лепесткам цветков необычную для данного вида расцветку.
Для опыта нужны белые или окрашенные в светлые тона цветки различных видов рас-
71
тений (например, нарциссы, сирень обыкновенная, жасмин садовый (чубушник), виола трехцветная), красители: эозин, метиленовый синий, малахитовый зеленый, метиловый фиолетовый, либо содержащие данные красители красные, зеленые, синие, фиолетовые, черные чернила «Радуга-2», пробирки, штатив для пробирок.
Приготовленные для окрашивания цветков растения погрузите в пробирки с разбавленными растворами красителя. Начинать работу лучше с красных чернил, которые содержат краситель эозин. Эозин способен быстро (через 15—30 мин) проникать в лепестки, окрашивая их в розовые и красные тона. Первоначально краситель накапливается в сосудах, благодаря чему становится заметной густая сеть жилок, пронизывающих лепестки. Постепенно, по мере того как краситель из сосудов начинает проникать в клетки, лепестки окрашиваются полностью (рис. 12, а).
Используя чернила других цветов, можно белые лепестки превратить в синие, даже зеленые, что для мира растений — редкость.
Если несколько видоизменить опыт, можно получить цветки или соцветия причудливой мозаичной окраски. Для этого расщепите вдоль стебель соцветия или цветоножку. Одну половину стебля погрузите в пробирку с раствором красителя, например эозина, а вто-
72
Рис. 12. Цветки-химеры.
рую — в пробирку с водой. В этом случае в красный цвет окрасится только часть соцветия или цветка. Мозаичное окрашивание хорошо удается на соцветиях белой сирени, жасмина садового, рябины обыкновенной (рис. 12, б).
На окрашенных лепестках видно, что входящие в них проводящие пучки (жилки) различным образом ветвятся, между ними образуются перемычки. Благодаря густой сети проводящих пучков любая клетка лепестка оказывается близко от источника воды. По мере накопления красителя можно рассмотреть окончания отдельных тонких жилок.
Вода из сосудов легко поступает в близлежащие клетки, но проникновение в них растворенных в воде веществ определяется свойствами наружной мембраны клеток. По-
73
этому, помещенные в растворы различных красителей, цветки одного и того же вида растений будут окрашиваться с различной скоростью. Быстро поступает в клетки красный эозин, значительно медленнее — метиловый фиолетовый. В процессе старения клеток проницаемость мембран возрастает, поэтому скорость окрашивания цветков зависит еще и от их возраста. Например, в одном из опытов цветки маргаритки многолетней, находившиеся в растворе зеленых чернил (разбавление 1:2), окрасились в зеленый цвет только на седьмой день.
Передвижение воды вверх по сосудам растений происходит благодаря процессу испарения воды с поверхности листьев, лепестков. Поэтому скорость движения воды может колебаться от 0,1 до 100 м/ч в зависимости от вида растения и условий внешней среды. Используя эозин, можно определить скорость передвижения воды по стеблю или цветоножке. Для этого в раствор красителя нужно опустить только нижнюю часть стебля, измерить расстояние от уровня красителя до цветка и определить время, необходимое для появления красителя в лепестках.
Задание. Определите скорость передвижения различных красителей по стеблю нивяника обыкновенного (составьте букет из розовых, голубых, зеленоватых ромашек), сравните скорость движения воды по сосудам при различных погодных условиях.
РОСТ РАСТЕНИЙ
Ростовые явления у растений проявляются прежде всего в образовании новых органов, тканей, клеток и их компонентов. В отличие от животных, рост растений продолжается в течение всей их жизни. Неограниченность роста обусловлена тем, что, в отличие от других организмов, деление клеток у растений приурочено к определенным зонам, называемым меристемами (от греч. «меристес»—делитель). В меристемах происходит не только деление клеток, но и образование зачатков органов. За счет деления клеток верхушечных меристем происходит рост стебля и корня в длину,образование листьев, цветков. Боковые меристемы обеспечивают рост осевых органов в толщину У злаков рост стебля обусловлен делением клеток вставочных меристем, расположенных в основании междоузлий
Характерной чертой роста растения является его неравномерность, периодичность. Рост клеток растений включает несколько следующих друг за другом процессов: фазы деления, растяжения и дифференциации.
Фаза деления (эмбриональная фаза) проходит в зоне меристем. Образующиеся в ре-
75
зультате деления дочерние клетки первоначально имеют размеры вдвое меньше материнской, но затем быстро растут за счет увеличения объема цитоплазмы.
Часть клеток, образовавшихся в процессе деления, остается меристематическими, а остальные переходят в фазу растяжения. Характерной особенностью фазы растяжения является быстрое увеличение объема клеток, например, за 1 ч клетка может увеличиться в размерах в 2 раза. Увеличение объема клеток связано с поглощением больших количеств воды и формированием вакуолей. К концу фазы растяжения размеры клетки увеличиваются по сравнению с эмбриональной фазой в десятки раз.
Постепенно растяжение замедляется, и клетки переходят к третьему этапу жизнедеятельности — дифференциации, в ходе которого происходит их узкая специализация. Из внешне однородных клеток меристем формируются покровные, проводящие, паренхимные, эмбриональные, механические клетки, совокупность которых образует соответствующие ткани растений.
Таким образом, изменение размеров клеток идет неравномерно: сначала (эмбриональная фаза) медленно, размеры клеток после деления увеличиваются только в 2 раза, затем очень быстро (фаза растяжения) и вновь замедление вплоть до полной остановки роста (фаза дифференциации). Графически рост клетки описывается в виде S-образной кривой, иначе называемой большой кривой роста
(рис. 13).
Рост клеток происходит -под контролем гормонов и регуляторов роста негормональной
76
Рис. 13. Большая кривая роста (фазы):
1 — медленного роста, 2 — быстрого роста, 3 — замедления (переход клеток в фазу дифференцировки), 4— стационарная, свидетельствующая о прекращении роста.
природы. К гормонам растений относят вещества, которые синтезируются и функционируют в растениях в микроколичествах, при этом место синтеза гормонов и место их регуляторного воздействия пространственно разобщены. Например, гормон цитокинин, который синтезируется в клетках корня,
77
перемещается по сосудам в клетки стебля, листьев, цветков. У растений нет определенных органов или желез, аналогичных железам внутренней секреции животных, синтезирующим и продуцирующим гормоны. Гормоны растений образуются преимущественно в местах активного деления клеток: в верхушках корней и стеблей, в молодых листьях, почках, растущих плодах.
В зависимости от влияния, оказываемого гормонами на рост растений, выделяют гормоны — стимуляторы роста (ауксин, цитокинины, гиббереллины) и гормоны — ингибиторы роста (абсцизовая кислота, этилен). В регуляции участвуют и вещества негормональной природы, например входящая в группу фенольных ингибиторов салициловая кислота.
Ауксин синтезируется в верхушечных меристемах побегов и корней, молодых листьях, зародышах семян. В эмбриональной фазе ауксин стимулирует деление клеток, а затем их растяжение, регулирует передвижение питательных веществ в растении. Увеличение количества ауксина в растущих клетках увеличивает приток к ним питательных веществ, что приводит к усилению роста клеток.
Гиббереллины синтезируются в меристематических тканях тех же органов, что и ауксин. Совместно с ауксином гиббереллины регулируют процесс растяжения клеток, активизируют деление и дифференцировку. Им принадлежит главная роль в регуляции прорастания семян.
Основное место синтеза цитокининов — верхушки корней, откуда они перемещаются по растению с током воды. Цитокинины непосредственно регулируют процесс деления
78
клеток. Активизируя синтез белков и нуклеиновых кислот, цитокинины задерживают старение клеток.
Ингибиторы замедляют рост растений, подавляя процессы деления и растяжения клеток.
Этилен подавляет растяжение клеток, блокирует передвижение ауксина. Накопление этилена в значительных количествах ускоряет старение клеток листьев, плодов, цветков. Он играет важную роль в регуляции созревания плодов, опадении листьев.
Действие абсцизовой кислоты так же, как и этилена, проявляется в торможении роста. Она вызывает покой почек, опадение листьев.
Координация ростовых процессов основана на сбалансированном совместном действии стимуляторов и ингибиторов роста растений.
studfiles.net
Урок-исследование "Влияние пищевого красителя на окраску цветка Бальзамина "
Влияние пищевого красителя на окраску цветка Бальзамина
Введение
Из курса биологии мы знаем, что возникновение тканей связано в истории Земли с выходом растений на сушу. Когда часть растения оказалась в воздушной среде, а другая часть (корневая) — в почве, появилась необходимость доставки воды и минеральных солей от корней к листьям, а органических веществ от листьев к корням. Так в ходе эволюции растительного мира возникло два типа проводящих тканей — древесина и луб. По древесине (по трахеидам и сосудам) вода с растворёнными минеральными веществам поднимается от корней к листьям — это водопроводящий, или восходящий, ток. По лубу (по ситовидным трубкам) образовавшиеся в зелёных листьях органические вещества поступают к корням и другим органам растения — это нисходящий ток. Однако термин «восходящий ток» не следует воспринимать однозначно как передвижение снизу – вверх. Ткани восходящего тока обеспечивают поток веществ по направлению от зоны всасывания к апексу побега. При этом транспортируемые вещества используются как самим корнем, так и стеблем, ветвями, листьями, репродуктивными органами, независимо от того, выше или ниже уровня корней они находятся. Именно этим свойством восходящего тока мы решили воспользоваться в нашем исследовании. Что если добавить в воду краситель? Произойдет ли окрашивание листьев растения и, что более интересно, цветов? При обдумывании этого вопроса сформировалась гипотеза.
Гипотеза – вода, окрашенная красителем, будет окрашивать листья и цветы растения в соответствующий красителю цвет.
Цель – экспериментально доказать правильность выдвинутой гипотезы или опровергнуть её.
Задачи:
ü Изучить строение и функцию проводящих сосудов растений;
ü Провести эксперимент с пищевыми красителями;
ü Выполнить микроскопическое исследование полученных в результате эксперимента образцов;
ü Обобщить результаты и сделать выводы.
Объект исследования- растениеБальзамин (лат.Impatiens) семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae). Это растение мы взяли не случайно. Дело в том, что бальзамины способны быстро давать корни при вегетативном размножении, а это свойство нам нужно для проведения эксперимента. Кроме того, бальзамины быстро зацветают и имеют разнообразную окраску цветов.
Предмет исследования– проводящая система растения Бальзамин (лат.Impatiens)
Используемые методы– метод теоритического анализа, практическое исследование, метод практического анализа.
Значимость работызаключается в том, что если подтвердится наша гипотеза, станет возможным влиять на яркость цветения комнатных растений простым добавлением пищевого красителя, причем цвет цветов можно будет изменять по своему вкусу.
Глава 1. Проводящая ткань растений
Поскольку наш краситель поступает в растение по проводящей ткани вместе с водой, то рассмотрим строение этой ткани. В растениях существует два встречных тока жидкостей, значит, проводящие ткани бывают двух родов: сосуды и трахеиды служат для проведения восходящего тока и ситовидные трубки – для проведения нисходящего тока. Сосуды, или трахеи, – это сплошные трубки, стенки которых вначале целлюлозные, а затем целиком или частично одревесневающие. Сосуды возникают из живых клеток, а позднее заполняются водой, омертвевают и в таком состоянии выполняют водопроводящую роль. Формы их разнообразны. Самые тонкие сосуды с внутренней стороны имеют утолщения в виде одревесневших колец или спиральных лент. Такие сосуды называются кольчатыми и спиральными. Более крупные сосуды – сетчатые – имеют внутренние утолщения в виде сетки, и пористые, в стенках которых расположены многочисленные простые или окаймленные поры (рис.1).
Рис.1. Форма сосудов из проводящей ткани растений: 1 и 2 – кольчатые сосуды; 3, 4, 5 – спиральные; 6 – сетчатый; 7 – лестничный; 8 – сосуд с окаймленными порами. [1]
. Сосудисто-волокнистые пучки наиболее типичны для покрытосеменных растений. В таких пучках выделяются функционально разные части – флоэма и ксилема. Флоэма обеспечивает отток ассимилятов из листа и передвижение их в места использования или запасания. По ксилеме вода и растворенные в ней вещества передвигаются из корневой системы в лист и другие органы. Объем ксилемной части в несколько раз превосходит объем флоэмной, поскольку объем поступающей в растение воды превышает объем образуемых ассимилятов, так как значительная часть воды испаряется растением.[2]
Нас интересуют проводящие сосуды травянистых растений, поскольку мы исследуем растениеБальзамин (лат.Impatiens). Проводящие ткани в стеблях двудольных растений расположены кольцом вокруг сердцевины (Приложение. Фото 1). Проведя микроскопическое исследование стебля Бальзамина, мы убедились в этом (Приложение Фото 2). По нашей гипотезе, вода с растворенным в ней красителем должна двигаться по проводящим сосудам, окрашивая ткани вегетативной части растения.
Глава 2. Окраска цветов
От чего зависит цвет цветка? Конечно же, если растения окрашены, значит, в них есть красители – пигменты. Растительные пигменты – это крупные органические молекулы, поглощающие свет определенной длины волны. Цвет определяется способностью пигмента к поглощению света. Электромагнитные волны с длиной волны 400–700 нм составляют видимую часть солнечного излучения. Волны длиной 400–424 нм – это фиолетовый цвет, 424–491 – синий, 491–550 – зеленый, 550–585 – желтый, 585–647 – оранжевый, 647–740 нм – красный. Излучение с длиной волны меньше 400 нм – ультрафиолетовая, а с длиной волны более 740 нм – инфракрасная область спектра. Максимальное цветоразложение солнечного света приходится на 13–15 часов. Именно в это время луг, поле кажутся нам наиболее ярко и пестро расцвеченными.[3] Если свет, падающий на какую-нибудь поверхность, полностью от нее отражается, эта поверхность выглядит белой. Если все лучи поглощаются, поверхность воспринимается как черная. Если же поглощаются только лучи определенной длины, то отражение остальных создает ощущение цвета. Например, кожура апельсина поглощает лучи синей части спектра и мы видим апельсин оранжевым. [3]
Изменится ли окраска цветка при добавлении в воду дополнительного красителя?
Глава 3. Практическая часть
Для эксперимента мы взяли растение Бальзамин(лат.Impatiens) семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae) (Приложение. Фото 3).Выбор растения неслучаен, так как черенки бальзамина способны быстро давать корни. Наша задача – посмотреть, какое действие оказывает на бальзамин, а конкретно на его цветы, пищевой краситель.
Мы взяли краситель, который используется при приготовлении тортов – красного и синего цвета. По нашей гипотезе синий краситель должен изменить окраску цветка бальзамина в голубой цвет, а красный усилить интенсивность природной окраски цветка. Сделали концентрированный раствор красителя и разводили водой в следующих пропорциях – 1/3, 1/5, 1/7, 1/9 (Приложение. Фото 4). Поместили в приготовленный раствор черенки бальзамина (Приложение. Фото 5). Через пять дней появились корни, произошло окрашивание корней, но видимых изменений в окраске листьев не наблюдалось.
Через десять дней провели микроскопическое исследование. Исследовали лист бальзамина под микроскопом (Приложение. Фото 6). В образце № 4 с концентрацией раствора 1/9 хорошо просматривается наличие синего красителя не только в проводящем пучке, но и в клетках листа (Приложение Фото 7). Аналогичное исследование мы провели и с образцами № 4 красный. При микроскопическом исследовании образца № 4 красный с концентрацией раствора 1/9 видно наличие красного красителя в проводящей системе стебля. Образцы № 3 получили легкое окрашивание вдоль проводящего пучка. Образцы №1, №2, как красный, так и синий, видимых изменений в окраске не получили (Приложение. Фото 9). Надо сказать, что внешне листья бальзамина не окрасились в синий цвет, но в образце № 4 синий листья стали несколько темнее, чем у контрольного образца.
Через 3 недели у образца № 4 синий появились цветы. При микроскопическом исследовании цветка определили, что синий краситель проник в клетки лепестков цветка (Приложение.Фото 10).Синий краситель концентрируется по краям лепестка (приложение.Фото 11). Внешне цветок тоже приобрел слегка голубоватый оттенок.
При визуальном исследовании растений видно, что произошло окрашивание корней, стебля и, в некоторой степени, листьев. Причем заметные результаты влияние красителя на цвет растения имеют только образцы № 4. Очевидно, что концентрация красителя для получения желаемого результата должна быть высокой. Красный краситель не оказал внешне заметного влияния на окраску листьев растения.
Результаты наблюдений мы заносили в таблицу
Синий краситель | ||||
Наблюдаемые результаты | Образец № 1 1 часть воды и 3 части раствора красителя 1/3 | Образец № 2 1 часть воды и 5 частей раствора красителя 1/5 | Образец № 3 1 часть воды и 7 частей раствора красителя 1/7 | Образец № 4 1часть воды и 9 частей раствора красителя 1/9 |
Через 5 дней. Наблюдение
| Появились корни, произошло окрашивание корней соответствующей интенсивности. Изменений в окраске листьев нет.
| |||
Через 10 дней. Наблюдение | Изменений в цвете листа нет | Изменений в цвете листа нет | Изменений в цвете листа нет | Листья стали темнее. |
Через 10 дней. Микроскопическое исследование | видимых изменений окраски не произошло | видимых изменений окраски не произошло | Слегка изменилась окраска в проводящих пучках | хорошо просматривается наличие синего красителя не только в проводящем пучке, но и в клетках листа. |
Через 21 день. Визуальное исследование цветка | Заметных изменений в цвете цветка не наблюдается | Заметных изменений в цвете цветка не наблюдается | Заметных изменений в цвете цветка не наблюдается | По краям цветка заметна синяя окраска. |
Через 21 день. Микроскопическое исследование цветка | Заметных изменений в цвете цветка не наблюдается | Заметных изменений в цвете цветка не наблюдается | Небольшая концентрация синего красителя | Синий краситель концентрируется по краям лепестка. |
Красный краситель | ||||
Наблюдаемые результаты | Образец № 1 1 часть воды и 3 части раствора красителя 1/3 | Образец № 2 1 часть воды и 5 частей раствора красителя 1/5 | Образец № 3 1 часть воды и 7 частей раствора красителя 1/7 | Образец № 4 1 часть воды и 9 частей раствора красителя 1/9 |
Через 5 дней. Наблюдение
| Появились корни, произошло окрашивание корней соответствующей интенсивности. Изменений в окраске листьев нет. | |||
Через 10 дней. Наблюдение | Изменений в цвете листа нет | Изменений в цвете листа нет | Изменений в цвете листа нет | Изменений в цвете листа нет |
Через 10 дней. Микроскопическое исследование | видимых изменений окраски не произошло | видимых изменений окраски не произошло | легкое окрашивание вдоль проводящего пучка | Видно наличие красного красителя в проводящей системе стебля. |
Через 21 день. Микроскопическое исследование цветка | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет |
Заключение
Проводящие ткани являются важнейшей составной частью большинства высших растений. Они являются обязательным структурным компонентом вегетативных и репродуктивных органов споровых и семенных растений. Проводящие ткани в совокупности с клеточными стенками и межклетниками, некоторыми клетками основной паренхимы и специализированными передаточными клетками образуют проводящую систему, которая обеспечивает дальний и радиальный транспорт веществ. Благодаря особой конструкции клеток и их расположению в теле растений проводящая система выполняет многочисленные, но взаимосвязанные функции:
1) передвижение воды и минеральных веществ, поглощенных корнями из почвы, а также органических веществ, образуемых в корнях, в стебель, листья, репродуктивные органы;
2) передвижение продуктов фотосинтеза из зелёных частей растения в места их использования и запасания: в корни, стебли, плоды и семена;
3) передвижение фитогормонов по растению, что создает определённый их баланс, который определяет темпы роста и развития вегетативных и репродуктивных органов растений;
4) радиальный транспорт веществ из проводящих тканей в рядом расположенные живые клетки других тканей;
5) проводящие ткани повышают устойчивость органов растений к деформирующим нагрузкам;
6) проводящие ткани образуют непрерывную разветвленную систему, связывающую органы растений в единое целое. [2]
Преследуя совсем другие цели в нашей практической работе, мы невольно доказали последнее свойство проводящей ткани. Благодаря проведенному эксперименту мы подтвердили выдвинутую гипотезу – вода, окрашенная красителем, будет окрашивать листья и цветы растения в соответствующий красителю цвет. Однако, цвет красителя имеет значение. Как мы убедились, эксперимент с красным красителем не дал ожидаемых результатов. Почему? Возникает новый вопрос, требующий изучения. Есть все основания продолжить научное исследование в этом направлении.
Поставленная в работе цель выполнена -экспериментально доказано правильность выдвинутой гипотезы.
Предполагаемая значимость работы в результате проведенного эксперимента почти подтвердилась. Стало очевидно, что не все цвета красителя усиливают или изменяют цвет цветка. Есть предположение, что наличие соответствующего по цвету пигмента перебивает действие красителя. Но это тема уже другого исследования.
www.schoolnano.ru
Исследовательская работа "Окрашивание цветов исскуственными красителями"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханжиновская средняя общеобразовательная школа
Окрашивание цветов искусственными красителями.
Выполнила: Смирнова Екатерина Михайловна
ученица 8 класса МБОУ Ханжиновская СОШ
Руководитель: Смирнова Александра Альбертовна
учитель биологии
Ханжиново 2009 г.
План:
Введение.
Значение воды в жизни растений.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Испарение воды листьями.
Практическая часть:
Окрашивание цветков искусственными красителями.
Виды цветов.
Выводы.
Приложения.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Мир окружающих нас цветов многообразен и удивителен! Они повсюду — в лесу, в поле, на лугах и горах, в парках и садах...
Общение с цветами пробуждает в людях чувство любви к прекрасному, к природе.
Издавна цветы привлекали внимание человека. Во время путешествий и даже военных походах люди не могли пройти равнодушно мимо диковинных растений чужих дальних стран и, возвращаясь на родину, привозили семена, луковицы и сами цветочные растения. Так в Европу из Америки попали георгины, флоксы, из Азии — сирень, многие виды бегонии привезены с берегов Амазонки, азалии — из Китая и Японии.
На протяжении долгого времени люди не только выращивают цветочно-декоративные растения, создают из них прекрасные сады, украшают жилища, но и выводят новые сорта культур.
Зелёные насаждения не только украшают жизнь людей. Помимо эстетической роли, они имеют большое значение в оздоровлении окружающей среды. Сады, парки, аллеи и бульвары по праву называют легкими городов. Растения защищают города и поселки от пыли, дыма, выхлопных газов. Важна роль зелёных насаждений в борьбе с уличными и производственными шумами.
В нашей стране любят цветы. Ими заботливо украшают каждый свободный кусочек родной земли, окна, балконы домов. Но и, конечно же, каждого интересует, когда нужно срезать цветы, чтоб потом они долго стояли и радовали глаза.
Цели и задачи:
Определить скорость передвижения различных красителей по стеблю нивяника обыкновенного.
Составить букет из розовых, голубых, зеленоватых ромашек.
Сравнить скорость движения воды по сосудам при различных погодных условиях.
Выяснить в какое время суток лучше срезать цветы.
Значение воды в жизни растений
Растение может жить, если в его клетки постоянно поступает вода. В воде растворяются питательные вещества, которые только с водой могут перемещаться по всему растению. Вода входит в состав цитоплазмы, ядра, клеточного сока. При достаточном количестве её клетки растения тугие, упругие. От этого всё растение выглядит свежим. При недостатке воды клетки растения теряют упругость, а его листья и стебель от этого становятся вялыми, опускаются. Всем хорошо известно, что стоит только полить немного увядшее растение, как оно снова расправляет листья и стебель.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении
Вода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Что же дальше происходит с этим раствором в растении? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с внутренним строением корня.
Рассмотрим под микроскопом препарат тонкого поперечного среза корня через зону всасывания. Снаружи корень покрыт особым слоем клеток. Некоторые из них имеют длинные выросты, отходящие в стороны от корня. Это и есть корневые волоски.
Корневые волоски могут всасывать из почвы воду и под давлением проталкивать её в клетки только при достаточном количестве тепла. Если поливать растения холодной водой, они погибнут, так как корневые волоски плохо всасывают холодную воду. С наступлением зимы корни многолетних растений перестают получать воду из холодной почвы, так как корневые волоски в холоде прекращают работу.
Под слоем клеток с корневыми волосками расположены клетки коры. Их форма и величина различны. В центральной части среза видны округлые отверстия. Это сосуды — длинные полые клетки с толстыми оболочками. Сосуды тянутся вдоль корня в его центральной части и продолжаются в стебле. По ним продвигается вода с минеральными веществами, поступающая через корневые волоски из почвы. Каждый сосуд состоит не из одной, а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой параллельно оси корня. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Поперечные перегородки между такими клетками разрушаются, а продольно расположенные оболочки древеснеют.
Из клеток с корневыми волосками водный раствор просачивается в клетки коры корня и, перемещаясь далее из клетки в клетку, попадает в сосуды. По сосудам корня вода поднимается сначала в стебель, а по сосудам стебля — к листьям растения.
Сосуды корня некоторых растений удается рассмотреть с помощью лупы. У таких растений просветы сосудов сравнительно большие, Например, сосуды корня ясеня в поперечнике достигают почти 1/3 мм, а в корне тыквы они еще крупнее.
Испарение воды листьями
Вода испаряется с поверхности листа. Внутри листа водяной пар по межклетникам проходит к устьицам и испаряется главным образом через них. Особенно много воды испаряют молодые листья.
Разные растения испаряют разные количества воды. Так, кукуруза за сутки испаряет 800 г воды, то есть немного меньше литра, капуста — 1 л, а береза — больше 60 л воды. Правда, при разных условиях даже одно и то же растение испаряет разные количества воды. Например, в тени воды испаряется меньше, чем при солнечном освещении; при сильном сухом ветре испарение идет сильнее, чем в тихую погоду. Растение испаряет до 80—90% воды, поглощенной корнем. Например, одно растение капусты в день поглощает до 1000 г, а испаряет до 950 г. В течение суток вода испаряется неравномерно. С 17—19 ч вечера до 6—7 ч утра у многих растений испарение сокращается, затем сильно возрастает и достигает максимума к 12—13 ч. Летом в сильную жару от 13 до 15 ч у большинства влаголюбивых растений устьица закрываются, и листья могут завянуть и даже скручиваются. К вечеру (когда жара спадает) они могут принимать нормальный вид. Эти сведения еще раз подчеркивают значение приспособленности растений к условиям внешней среды.
Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. Если растениям достаточно воды, устьица открыты днем и ночью. У некоторых растений устьица открыты только днем, а на ночь закрываются. При недостатке воды устьица таких растений закрываются даже днем и выделение водяного пара из листьев в воздух прекращается. Когда наступают благоприятные условия, устьица снова открываются.
Значение испарения в жизни растений исключительно велико. Без солнечного света в растении не может образоваться сахар. Но ярко освещенные солнцем листья сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются, и растение не перегревается. В тех местах, где много зеленых растений создается благоприятные условия температуры и влажности для человека и животных. Испарение способствует передвижению воды в растении. С токами воды передвигаются и минеральные вещества.
Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется влаги. Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья. Поднимается вода в листья и силой корневого давления. Корневое давление и испарение можно сравнить с насосом и показать, как осуществляется поступление воды в корень, а от него ко всем органам. Листья испаряют воду, чем и создают постоянную потребность растения в снабжении водой, поэтому растение непрерывно получает все новые количества воды с минеральными солями.
Процесс испарения листьями отличается от испарения воды с какой-либо поверхности. У растений испарение регулируется открыванием и закрыванием устьиц.
Окрашивание цветков
искусственными красителями
Применив ряд искусственных красителей, можно придать лепесткам цветков необычную для данного вида расцветку.
Для опыта использовались белые и окрашенные в светлые тона цветки нивяника обыкновенного, георгина, лилейника. Красные, зеленые, черные чернила «Радуга-2», пробирки, штатив для пробирок.
Стебли растений приготовленных для окрашивания цветков погрузили в пробирки с разбавленными растворами красителя. Работу начали с красных чернил, которые содержат краситель эозин. Эозин способен быстро (через 15-30 мин) проникает в лепестки, окрашивая их в розовые и красные тона.
Использовались чернила других цветов и белые лепестки превратили в черные, даже зеленые, что для мира растений - редкость. Поэт Николай Рубцов писал:
Как не найти погаснувшей звезды,
Так никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы.
Первоначально краситель накапливается в сосудах, благодаря чему становится заметной густая сеть жилок, пронизывающих лепестки. Постепенно, по мере того как краситель из сосудов начинает проникать в клетки, лепестки окрашиваются полностью. На окрашенных лепестках видно, что входящие в них проводящие пучки (жилки) различным образом ветвятся, между ними образуются перемычки. Благодаря густой сети проводящих пучков любая клетка лепестка оказывается близко от источника воды. По мере накопления красителя можно рассмотреть окончания отдельных тонких жилок.
Вода из сосудов легко поступает в близлежащие клетки, но проникновение в них растворенных в воде веществ определяется свойствами наружной мембраны клеток. Поэтому помещенные в растворы различных красителей цветки одного и того же вида растений окрашиваются с различной скоростью. Быстро поступает в клетки красный эозин, значительно медленнее – малахитовый зеленый. В процессе старения клеток проницаемость мембран возрастает, поэтому скорость окрашивания цветков зависит еще и от их возраста.
Передвижение воды вверх по сосудам растений происходит благодаря процессу испарения воды с поверхности листьев, лепестков. Поэтому скорость движения воды может колебаться от 0,82 до 2,2 см/мин в зависимости от вида растения и условий внешней среды. Используя разнообразные красители, определяем скорость передвижения воды по стеблю. Для этого в раствор красителя опускаем только нижнюю часть стебля, измеряем, расстояние от уровня красителя до цветка и определяем время, необходимое для появления красителя в лепестках (приложение №1,2).
Виды цветов:
Поповник (НИВЯНИК Ромашка). Семейство сложноцветных. Родина — Европа и Азия. Культивируется ПОПОВНИК обыкновенный и поповник крупный. Растение с наземным корневищем. Листья собраны в розетту. Соцветия у некоторых сортов, созданных селекционерам достигают в Диаметре 15 — 18 см. Соцветия корзинки одиночные, краевые цветки белые, иногда располагаются в несколько рядов. Куст прямостоячий высотой 60—80 см. Цветет продолжительное время. Осенью может зацветать вторично. Встречаются разновидности с очень изящными, красиво заостренными и отогнутыми лепестками.
Георгин. Семейство сложноцветных. Родина — Северная Америка. Корнеклубневой незимующий многолетник. Стебель полый, ветвящийся, высотой более 2 м. Листья перисто-рассеченные. Соцветие—корзинка. Размножается делением корнеклубней, черенками и семенами. Посев в апреле в теплицы или парники. Высадка рассады в грунт в июне, когда минуют заморозка.
В цветоводстве широко применяется как летник. Куст однолетнего растения высотой до 50 см сплошь покрывается цветками. Окраска самых разнообразных тонов, цветки простые, полумахровые.
Георгин — растение теплолюбивое, хорошо растет на солнечных местах. Сильно повреждается даже самыми незначительными заморозками. Может расти на супесчаных и суглинистых почвах, некислых и хорошо заправленных органическими удобрениями.
Лилейник (красоднев) похож на лилию. Каждый его цветок живет один день, но постоянно раскрываются все новые бутоны, и растение стоит цветущим почти месяц. Часто встречается желтые цветы красоднева.
Выводы:
Скорость передвижения различных красителей по стеблю нивяника обыкновенного: красные чернила проникают быстрее, чем, например, черная краска или малахитовая зеленая.
Составлен букет из розовых, голубых, зеленоватых ромашек, который получился очень необычным и красивым.
Скорость передвижения воды по сосудам при различных погодных условиях и выяснили, что в солнечное время скорость в десять раз больше, чем в дождливое время. Еще скорость передвижения воды зависит и от возраста растения. Например, в старое растение вода будет поступать медленнее, чем в молодое.
Цветы лучше всего срезать утром, т. к. в это время суток скорость передвижения воды по сосудам меньше.
Приложение №1.
Передвижение воды по сосудам в разное время суток.
Приложение №2.
Скорость движения воды по сосудам при различных погодных условиях.
Используемая литература:
От земли до неба: атлас – определитель А. А. Плешаков: Просвещение, 2008г.
Растительный мир нашей Родины: В. В. Петров: Просвещение, 1991г.
Приложение к газете «Первое сентября» - Биология: декабрь 46/1999г.
Цветоводство в школе: пособие для учителей В. А. Родина: Просвещение, 1974г.
infourok.ru
Исследовательская работа на тему "Окрашивание цветов в домашних условиях"
Районная учебно – исследовательская конференция
младших школьников «Я – исследователь».
Окрашивание цветов в домашних условиях
Выполнена учащимся
3 «В» класса
МОУ СОШ №1 г. Бодайбо
Ван-Мин-Ден Никитой
Руководитель –
учитель начальных классов
Лискина Юлия Юрьевна
Бодайбо 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….... Теоретическая часть
Завораживающий мир цветов ….………………………………………………
Необычные цветы ..……………………………………………………………...
Почему лепестки меняют цвет?
2.Результаты исследования.
2.1 Опыт №1(описание опыта)
2.3.Опыт №2 (описание опыта)
2.4. Опыт №3(описание опыта)
2.5. Опыт №4(описание опыта)
Применение окрашенных цветов
Результат
Рекомендации
3.Заключение…………………………………………………………………
Библиография
Интернет-ресурсы
Приложение
Введение
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вы, конечно, узнали эти строки из волшебной сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик». Благодаря именно этой сказке и появился мой проект.
После прочтения сказки у меня возник вопрос «А бывает ли такой цветок в природе?» Я прочитал много литературы, вместе с родными искали информацию в интернете, но оказалось, что такого цветка в природе не существует и тогда мы решили создать свой необычный цветок.
В своей работе я узнал о самых загадочных цветах мира, а также выяснил, как можно создать свой необычный цветок.
Как привычны обычные стандартные букетики. Розовые розы, белые ромашки, красные гвоздики – все традиционно и скучно. Неужели только в сказках встречаются цветики – семицветики и волшебные голубые розы…
Актуальность исследования связана с созданием своего необычного букета.
Гипотеза: если мы получим разноцветный цветок, значит выбранная мной, технология окрашивания цветов дает положительный результат.
Объектом исследования выступают белые и бледно желтые цветы только что срезанные, а предметом технология окрашивания срезанных цветов.
Задачи:
1. Изучить информационные источники с целью получить больше информации о необычных цветах.
2. Провести опыт.
Методы исследования: чтобы узнать новое об исследуемом, я и мои родные искали информацию в сети Интернет, ставили опыт в домашних условиях.
Глава 1
Завораживающий мир цветов
В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Люди всегда украшают этими удивительными дарами природы праздничные, торжественные дни своей жизни, и будни.
С древних времен цветы считались прекрасным растением и украшением жизни людей. Человек украшал своё жилище разнообразными растениями, стараясь принести, домой кусочек живой природы. Кто-то разводит цветы для создания в городской квартире особого микроклимата, ещё со школьной скамьи усвоив, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, тем самым улучшая состав воздуха. Кроме того, они увлажняют его, испаряя влагу с поверхности листьев, вот почему среди растений так легко дышится. Другие разводят цветы исключительно из-за их красоты. Цветы всегда ассоциировались с любовью, радостью, хорошим настроением и бодростью.
Среди национальных особенностей российского народа, которые не могут не привлекать внимания это приверженность к живым цветам, к выращиванию, разведению, уходу, широкому использованию их в виде украшения.
Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, чарующей красотой, будимые ими у человека возвышенные чувства, постоянно были неисчерпаемым источником вдохновения поэтов всех времен. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.
1.2. Самые необычные цветы мира
Розы, лилии, ромашки, пионы... Все эти цветы привычны и уже не вызывают удивления. Однако в мире существуют и совсем необычные цветы. Этот необычный цветок в букет не поставишь - он не просто большой, а прямо-таки гигантский. Это аморфофаллус, еще его называют гигантская лилия. Эти необычные цветы были открыты в 1878 году на острове Суматра флорентийским ученым. Сейчас аморфофаллус практически истреблен на родине, поэтому гигантскую лилию преимущественно выращивают в ботанических садах в тепличных условиях.
Высота растения - до 2,5 метров, диаметр цветка - около метра. Кроме своих гигантских размеров эти необычные цветы отличаются крайне неприятных запахом, похожим на запах гнилого мяса. Он неприятен для человека, но помогает растению размножаться, привлекая опыляющих насекомых.
Очень необычные цветы - это цветы раффлезии. Раффлезия - растение-паразит, поэтому ей не нужны корни, стебель и листья. У этого растения только и есть, что один цветок, зато какой! Его диаметр достигает метра, а вес - семи килограмм. Раффлезия считается самым крупным цветком в мире.
С помощью специальных присосок раффлезия прикрепляется к растению-хозяину (чаще всего это лиана) и "крадет" у него питательные вещества, необходимые ей для развития. Семена этих необычных цветов распространяют... слоны! Когда цветок созревает, он начинает гнить и, в конце концов, превращается в клейкую массу. Она прилипает к ногам слонов и других крупных животных, и они разносят семена раффлезии по тропическому лесу, а когда семена прорастают, они находят себе нового "хозяина" - лиану из семейства Виноградовых или другое тропическое растение.
Некоторые необычные цветы... плотоядны! Они питаются насекомыми, потому что болотистая почва, на которой они произрастают, не может обеспечить их всеми необходимыми питательными веществами. Одно из таких насекомоядных растений - саррацения. Она необычна еще и тем, что ее одомашнили. Саррацению можно использовать в качестве комнатного растения и высаживать на берегах декоративных водоемов.
Саррацения опасна (только для насекомых, разумеется), но очень красива. Разные формы, сорта и гибриды саррацении различаются формой листьев, величиной и окраской цветов. Помимо красоты эти необычные цветы хороши своей неприхотливостью.
А какие необычные цветы растут в наших широтах? Наверное, многие видели дицентру- в народе этот цветок называют "разбитое сердце". Это растение попало к нам из Японии, необычные цветы дицентры и впрямь напоминают разбитое сердце. Дицентру часто можно увидеть в садах и на клумбах.
С дицентрой связано много легенд и поверий. Французы рассказывают историю о девушке по имени Жанетта. Она заблудилась в лесу, но прекрасный юноша-охотник помог ей найти дорогу домой. Жанетта влюбилась в своего спасителя, но через несколько дней увидела его с другой девушкой. Ее сердце разбилось и превратилось в цветок - дицентру. А в Германии считают, что дицентра поможет одинокой девушке встретить своего суженого; для этого нужно по дороге домой сорвать цветок и спрятать его за пазухой.
Глава 2
2.1. Почему лепестки меняют цвет?
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.
Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней…
Изучив много литературы, меня заинтересовала эта тема и я решил провести опыты по окрашиванию цветов. Для опыта нам понадобились цветы, поэтому я с мамой сходили в магазин и приобрели цветы белого и желтого цвета.
Опыт №1
Цель опыта:
Как покрасить живые цветы (описание опыта)
Нам понадобятся:
Оборудование:
- любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками
- емкости для воды, например стаканы.
- пищевые красители разных цветов
- нож
- вода
Я захотел, что бы роза стала зеленой, а гвоздика черной.
Описание опыта:
Согласно инструкции я сделал срезы на стеблях и поместил в сосуды с окрашенной водой и поставил в темное место. Периодически я заходил и смотрел, начался ли процесс окрашивания.
ВЫВОД: По истечению 24 часов я разочаровался, потому что у цветов не окрасились даже кончики лепестков.
Я очень расстроился, что цветы не окрасились и мой опыт получился не удачным. Но моя мама посоветовала мне не отчаиваться и попробовать еще раз провести опыт.
В феврале 2013г я с мамой поехал в Тайланд, и там решил провести еще раз свой эксперимент.
Опыт 2
Цель опыта:
Как покрасить живые цветы (описание опыта)
Нам понадобятся:
Оборудование:
- любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками
- емкости для воды, например стаканы.
- пищевые красители разных цветов
- нож
- вода
План работы:
1.Наполнить емкости водой.
2.Добавить в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.
3. Цветам необходимо подрезать стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постараться при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
4.Поместить по одному цветку в каждую емкость с красителем.
Результаты эксперимента занесены в таблицу № 1 и № 2
Вывод: Более заметное окрашивание растений наступило через 6 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений).
На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов.
Мне очень радостно что опыт получился. После полученного результата мне стало интересно, а можно ли окрасить цветок в два цвета.
Опыт №3
Цель опыта:
Как покрасить живые цветы в два цвета (описание опыта)
Нам понадобятся:
Оборудование:
- любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками
- емкости для воды, например стаканы.
- пищевые красители разных цветов
- нож
- вода
План работы:
1.Наполнить емкости водой.
2.Возьмем цветок, разрежем (расщепить) его стебель вдоль от центра на две части. Повторить с ним процедуру, описанную в пункте 3 опыта №2. После этого поместим одну часть стебля в емкость с красителем, например, зеленого цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем красного цвета.
Остается ждать, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета.
Первые признаки окрашивания появились через 2 часа после начала эксперимента.
Я заметил, что окрашивание происходит неравномерно. Первыми окрасились толстые жилки растения. Обратил внимание на то, что происходит окрашивание не только лепестков цветка, но и его стебля и листьев.
Результаты эксперимента занесены в таблицу № 3
Вывод: Более заметное окрашивание растений наступило через 7 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений).
На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов.
После полученного результата мне стало интересно, а можно ли окрасить цветок в три цвета.
Опыт №4
Цель опыта:
Как покрасить живые цветы в три цвета (описание опыта)
Нам понадобятся:
Оборудование:
- любые цветы с белыми или бледно желтыми лепестками
- емкости для воды, например стаканы.
- пищевые красители разных цветов
- нож
- вода
План работы:
1.Наполнить емкости водой.
2.Возьмем цветок, разрежем (расщепить) его стебель вдоль от центра на три части. Повторить с ним процедуру, описанную в пункте 3 опыта №2. После этого поместим одну часть стебля в емкость с красителем, например, зеленого цвета, другую часть стебля в емкость с красителем красного цвета, а третью часть стебля в емкость с красителем желтого цвета.
Остается ждать, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. Первые признаки окрашивания появились через 6 часов после начала эксперимента.
Я заметил, что окрашивание происходит неравномерно. Первыми окрасились толстые жилки растения. Обратил внимание на то, что происходит окрашивание не только лепестков цветка, но и его стебля и листьев.
Результаты эксперимента занесены в таблицу № 4
Вывод: Более заметное окрашивание растений наступило через 6 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений).
На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов.
Применение окрашенных цветов:
Необычного оттенка цветы либо несвойственного им цвета всегда вызывают удивление.
Вы хотите подарить оригинальный подарок?
Если вы не можете найти в магазине срезанный цветок на 8 Марта нужного вам оттенка, вы можете самостоятельно поменять цвет растения. Для этого следует только запастись некоторым терпением и определенными материалами.
Если вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы на 8 Марта. Попробуйте, вам обязательно понравятся такие букеты!
Иногда выбрать для свадьбы один цвет или даже два - довольно сложно. Особенно когда дело касается цветов. Вы можете использовать многоцветные розы для букета невесты и бутоньерки, для украшения церемонии и банкета.
Получившийся экзотический букет может стать отличным подарком к любому торжеству, либо украсить интерьер.
В результате проведенного мною исследования получились следующие выводы:
1) Цветы которые продаются в Бодайбо, обработаны специальным раствором, для транспортировки в дальние города. А так как наш город находится далеко от мест выращивания цветов, соответственно цветы срезаны давно. Фотосинтез уже не проходит, поэтому цветы не окрашиваются.
2) В Тайланде цветы продают свежесрезанные. Поэтому они быстро окрашиваются.
Рекомендации: Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Растения с одеревеневшими стеблями хуже впитывают воду.и красятся хуже. Цветы должны быть способны поглотить достаточное количество воды для хорошего окрашивания. Проще говоря, они должны испытывать жажду. Срезанные цветы которые ранее были помещены в воду, как правило не используются для окрашивания т.к. их поглощение воды минимально и поглощение красителя тоже минимально.
Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы, на крайний случай — кремовые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря этому эксперименту я смог наблюдать движение воды в питании цветов, процесс важный для жизни растений.
Вода поступает в растение из почвы через корневую систему и по сосудам разносится по всей его наземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению, поглощённые корнем полезные вещества.
Цветы, которые я использовал в эксперименте, лишены корней. В результате потери питания у растений возрастает сосущая сила через стебли, так как в них находятся самые крупные сосуды и жилки, которые передают жидкость снизу вверх к листьям и лепесткам.
Проведенный мною опыт подтверждает первоначально поставленную гипотезу. Цветы окрасились, а значит технология окрашивания выбрана мною правильно.
Библиография
1) Э. Смит. Познавательные опыты в школе и дома. Издательство РОСМЕН – Издат, 2001.
2) Том Пит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательство: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
Интернет – ресурсы
http://sdelai-sam.pp.ua/?p=9816
http://ejka.ru/blog/fokus/1749.html
http://dliadetei.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/i466-Opit-s-cvetami/
http://creativeweddings.ru/ru/blog/idei-dlya-vashei-svadby-raduzhnye-rozy/
http://xn--80aaaokh5bjmf3a1m.xn--p1ai/protcess-okrashivaniya-4
ПРИЛОЖЕНИЕ
Роза Таблица № 1
Гвоздика Таблица № 2
Роза Таблица № 3
Роза Таблица № 4
infourok.ru
Эксперимент с окрашиванием цветов в разные цвета / Фокусы для детей - секреты, обучение, видео / Ёжка
Для этого эксперимента нам потребуется:
— белые цветы (розы, гвоздики), — пищевые красители разных цветов, — нож.
Действуем таким образом: 1. Наполните емкости (куда мы будем ставить цветы) водой. 2. Добавьте в каждую из них пищевой краситель одного цвета. 3. Отложите один цветок, а остальным цветам подрежьте стебли. Ножницы для этой цели не годятся — только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю. 4. Поместите по одному цветку в каждую емкость с красителем. 5. Теперь возьмите тот цветок, что вы отложили. Разрежьте (расщепите) его стебель вдоль от центра на две части. Повторите с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого пометите одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета (например, красным). 6. Подлждите пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. Это произойдет примерно через 24 часа. В конце эксперимента не забудьте обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды. Объяснение опыта:
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.
У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка
Фокусы для детей — смотрите больше замечательных идей для детей.
ejka.ru
Процесс окрашивания
1. Окрашивайте только качественные цветы, свежесрезанные или подсушенные из холодильника. Цветы стоящие на воде не окрасятся хорошо т.к. поглощение воды у них минимально
2. Используйте чистую посуду для окрашивания. Рекомендуется стеклянная или пластиковая.
3. Наденьте резиновые перчатки. Красители как правило, безопасны, но могут вызвать раздражение у некоторых людей.
4. Обрежъте 3 см. от нижней части стеблей непосредственно перед размещением цветов в растворе красителей.
5. Удалите цветы из раствора когда цвет равномерно распределится по всем лепесткам стараясь не перекрасить. Промойте стебли в воде после завершения покраски. Время для окрашивания большинства цветов составляет 0.5 - 1 час.
6. Поместите цветы в чистую воду.Остатки красителя в стебле ещё некоторое время будут окрашивать лепестки.
Для достижения наилучших результатов необходимо использовать только высококачественное сырьё. Стебли должны быть здоровыми и сильными. Листва должна быть пышной с хорошим развитием листьев. Это показывает, что стебли собрали со здоровых хорошо выращенных растений в условиях хорошего увлажнения. Растения с одеревеневшими стеблями хуже впитывают воду.и красятся хуже. Цветы должны быть способны поглотить достаточное количество воды для хорошего окрашивания. Проще говоря они должны испытывать жажду. Срезанные цветы которые ранее были помещены в воду как правило не используются для окрашивания т.к. их поглощение воды минимально и поглощение красителя тоже минимално. Многие цветы окрашиваются лучше если они подсыхают в течение некоторого времени, иногда несколько часов бывает достаточно, но следует соблюдать осторожность чтобы не повредить цветы излишним высушиванием. Важно хорошо промыть ёмкости для окрашивания перед работой. Используйте чистую посуду чтобы бактерии и остатки чистящих средств не повлияли на процесс окрашивания. Интенсивность окрашивания зависит от концентрации раствора, скорости поглощения красителя цветами и времени окрашивания. Использование высоких концентраций приводит к сокращению времени окрашивания. Вы можете разводить красители в любой пропорции чистой водой (лучше всего дистиллированной), изкие концентрации красителя дают больший контроль над скоростью окрашивания, что позволяет получать пастельные тона без черезмерного окрашивания
На поглощение красителя цветами влияет температура красителя. Многие цветы могут быть окрашены при комнатной температуре. Некоторые иногда даже окрашивают в холодильнике. Основным преимуществом нагревания раствора красителя является ускорение процесса окрашивания. Теплые растворы красителя содержат меньше растворённого газа (пузырьков воздуха) и имеют меньшую вязкость, что приводит к ускорению поглощения красителя. Не превышайте температуру 43 градуса чтобы не повредить цветы.
Температура и влажность воздуха в помещении также влияет на процесс окрашивания. Тёплый воздух и низкая влажность увеличивают скорость процесса поглощения красителя растениями. Яркий свет тоже ускоряет окрашивание. Сооружение специального помещения которое подогревается и подсушивается может ускорить процесс окрашивания в несколько раз. Не для всех случаев требуется повышение температуры при окрашивании, так например окрашивание гвоздики и гипсофилы в холодильнике даёт более равномерное распределение красителя. Подсолнухи предпочитают более высокую температуру и низкую влажность. Поэкспериментируйте с разными условиями окрашивания чтобы понять, что лучше для ваших цветов.
Необходимо ещё раз подрезать стебли растений перед погружением в раствор красителя. После того как цветы были срезаны воздух постепенно проникает в капилляры стебля. Это воздушное препятствие (эмболия) может помешать продвижению воды (и красителя) вверх по стеблю к цветку. Чтобы удалить воздушное засорение стебля обрежьте как минимум 3 см. от нижней части стебля. Инструмент для обрезания должен быть острым и чистым. Тупым резаком можно сдавить и повредить капилляры в стебле. После того как цветы удаляются из раствора в стебле ещё остаётся некоторое количество красителя который с водой будет перемещаться вверх увеличивая интенсивность окраски. После извлечения цветов из краски надо промыть стебли и поставить цветы в чистую воду., что приведёт к дальнейшему, более равномерному распостранению красителя по лепесткам.
Раствор красителя можно использовать более одного раза, но надо помнить, что соки и масла из цветов, а также всякий мелкий мусор попадают в раствор в процессе окрашивания, что приводит к засорению капилляров при следующем использовании и вызывает рост бактерий в растворе. После каждого использования необходимо фильтровать красящий раствор для удаления примесей. Для фильтрования можно применить например кофейные фильтры. Не используемый раствор надо хранить в закрытой таре для предотвращения испарения и загрязнения. Хранение в холодильнике также помогает сохранению свойств красителя.
Тонированные цветы не имеют существенной разницы в продолжительности жизни по сравнению с неокрашенными. Исключение представляют сильно перекрашенные растения.. Проверить продолжительность жизни окрашенных цветов легко сравнив её с продолжительностью жизни неокрашенных из той же партии.
Окончательный цвет окрашенных цветов зависит от естественного цвета цветка, от цвета красителя и количества поглощённого красителя. Белые цветы принимают тот цвет который имеет краситель. Но например подсолнухи имеющие естественный жёлтый цвет при применении красного красителя станут оранжевыми.
Не существует белого красителя для цветов. Белый цвет должен исходить от самого цветка. По этому для получения пастельных оттенков надо применять цветы имеющие белые или очень светлые естественные оттенки.Интенсивные оттенки красного и чёрного тоже трудно достичь т.к. белый цвет цветка превращает красный в розовый и для получения нужного оттенка требуется краситель высокой концентрации. Красители можно смешивать между собой в любой пропорции для получения разных оттенков.
xn--80aaaokh4bjmf3a1m.xn--p1ai