Графическое изображение растений. Графическая работа №2 «Изображение растительных форм» Цель задания

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Учимся проектировать цветник. Графическое изображение растений


Графическая работа №2 «Изображение растительных форм» Цель задания

Графическая работа №2 «Изображение растительных форм»Цель задания – приобрести навыки изображения ландшафтных форм на плане и фасаде.

Специфика языка архитектурной графики состоит в его условности и лаконизме, своеобразном характере графического языка, так называемом «стиле». Условность подразумевает отображение самого главного, существенного и одновременное вызывает необходимость отбраковки второстепенных, несущественных черт объекта. В то же время изображение любого архитектурного объекта должно быть лаконичным, т. е. отличаться простотой изобразительных приемов. Архитектурная графика неминуемо следует определенным правилам, подчиняется конкретным стандартам. Соблюдение этих правил не должно лишать учащегося возможности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы.

Именно поэтому в практике архитектурной графики приняты некоторые условности при изображении растительных форм на плане и фасаде. На рис. 9, 10 приведены некоторые наиболее распространенные приемы изображения ландшафтных форм, принятые в архитектурной графике.g:\номос\стилизации\0_5de23_ad46d5c8_xxl.jpg

Рис. 9 – Изображение деревьев на планах

Рис. 10 Изображение деревьев при выполнении антуража на фасаде
^

Графическая работа 2 выполняется на листе формата А3. В верхней трети листа выполняется фронтальное изображение деревьев. Хотя эти изображения и должны отвечать основным требованиям – лаконичности и упрощенности, тем не менее, должна четко прослеживаться структура каждого дерева. По данному изображению, конечно, трудно определить точное название дерева. Но все же этот рисунок должен давать представление лиственное это дерево или хвойное, плакучая форма или пирамидальная и т. д.

На нижней трети формата листа выполняются изображения деревьев (не менее пяти видов) газона (пять – шесть приемов изображения), различные виды дорожек в плане, замощенных природным или искусственным камнем. На рис. 11 и 12 показаны наиболее распространенные приемы выполнения газонов и мощений в плане.

Рис. 11 Наиболее распространенные приемы изображения газона

Рис. 12 Некоторые приемы изображения мощения дорожекНа плане также должен быть показан водоем, возможно изображение рокария, беседки и других малых архитектурных форм. Размещение изображений выбирается произвольно, исходя из равномерного заполнения поля чертежа приблизительно на 70 – 80 %. Возможно объединение отдельных рисунков в единую композицию.

При выполнении этой работы студент обязан, используя общепринятые приемы, руководствоваться индивидуальным стилем, полагаться на свой художественный вкус.

skachate.ru

Учимся проектировать цветник: выбор места, размеров, типа цветника, список растений, план, эскиз, посадочная ведомость

          Схемы цветников  

 

Создание проекта цветника – непростое дело, требующее специальных знаний и навыков. При этом необходимо учесть множество факторов: экологию участка, освещенность, сезонную декоративность, цветовую гамму, высоту растений, их количество и размещение в цветнике. Попробуем на примере конкретного цветника научиться этому сложному, но увлекательному занятию.  

Выбор места, размеров и типа цветника

Любой цветник создается на каком-то конкретном участке, имеющем определенные особенности. Он может размещаться в палисаднике, около террасы, на краю газона, вдоль дорожки. Поэтому сначала определяем точное местоположение будущего цветника.

Семена цветов купить>>

 

Затем очень важны его размеры. Глубина цветника (ширина) обычно бывает от 1 до 3 м, а длина может быть любой. На местности или на плане участка определяем точную конфигурацию и размеры цветника в масштабе. Проще всего это сделать, используя в качестве привязки какой-нибудь имеющийся в саду объект: стену дома, изгородь, веранду, но лучше всего подходит дорожка. С помощью рулетки, колышков и шпагата, используя шаг 0,5 м, намечаем контур цветника и расстояние от его границ до дорожки. Если вы все это делаете на плане участка, то потом переносите точно так же размер и форму цветника на местность.

 

Осенний миксбордер

Осенний миксбордер

Затем необходимо оценить экологические особенности вашего конкретного участка и места, отведенного под цветник. Какая там инсоляция: сколько часов в день его освещает солнце. Если участок освещается 5-6 часов в день – это подходит для большинства солнцелюбивых растений, если 1-3 часа – для теневыносливых. Важно оценить качество почвы по механическому составу, кислотности и структуре (песчаная, суглинистая, торфянистая). При необходимости можно внести те или иные компоненты и удобрения, то есть скорректировать состав грунта для будущего цветника. Для однолетних растений достаточно слоя плодородной земли толщиной 25-30 см, а для многолетников – не менее 40 см.

 

Ажурный миксбордер

Ажурный миксбордер  

Следующий этап работы – выбор вида цветника и его предназначение. С учетом экологических особенностей участка (особенно его освещенности) и его местоположения выбираем вид будущего цветника. Это может быть клумба из однолетников, приподнятая клумба, альпийская горка или плоский каменистый сад, рабатка (узкий бордюр, в который обычно входят однолетники или двулетники), теневой цветник, различные виды миксбордеров (смешанных цветников) – решать вам.

 

Угловой миксбордер

Угловой миксбордер

Рассмотрим на примере условного цветника, какие конкретные действия нужно выполнить при создании его проекта. Наиболее сложным по составу растений и их сочетаемости, цветовой гамме и сезонной декоративности считается миксбордер. Поэтому возьмем в качестве примера цветник, расположенный на солнце между дорожкой и ограждением. Его размеры составят приблизительно 2 м в ширину и 4 м в длину. Наш миксбордер будет односторонним, то есть подразумевает только одну точку обзора со стороны дорожки, а дальняя его часть должна примыкать к забору.

 

План схема размещения цветника относительно дорожкиПлан-схема размещения цветника относительно дорожки

 

 

 

Составляем список растений

Для нашего цветника необходимо подобрать растения. Поскольку он является односторонним, то на задний план этого миксбордера можно высадить высокорослые растения, так как мы хотим закрыть непривлекательное ограждение участка. А на передний и средний планы посадим среднерослые и низкорослые растения.

Хотелось бы, чтобы в миксбордер входили разнообразные растения: однолетники, многолетники, луковичные, декоративнолистные травы. Желательно, чтобы они были недороги по цене, преобладали многолетники, которые были бы устойчивы к неблагоприятным условиям средней полосы, удобны в уходе и не требовали выкопки на зиму. А однолетники можно было бы легко вырастить из семян или купить в виде рассады.

Цветовая гамма будущего миксбордера желательна веселая, солнечная, чтобы поднимала настроение. Поэтому за основу берем желтый и оранжевый цвета (гелениумы, бархатцы, рудбекии, лилии). Добавляем немного декоративнолистных растений с желтым окаймлением на листьях (хоста), поддерживающих цветовую гамму. А для контраста вводим некоторое количество лиловых, фиолетовых, синих и голубых цветов, чтобы наш цветник не выглядел монохромным (дельфиниумы, астры, шалфей мучнистый). И, наконец, последнее пожелание – декоративность на протяжении всего сезона. Правильный подбор ассортимента растений для миксбордера позволяет успешно решить эту задачу. В данном цветнике делаем основной акцент на середину и конец лета, первую половину осени – пик наибольшей декоративности миксбордера. Но также подбираем растения для весеннего и раннелетнего цветения, выдержанные в той же желто-фиолетовой гамме.

 

Монохромные цветники: желто-оранжевый, сине-голубой, серебристый>>

С учетом всех этих пожеланий составляем список предполагаемых растений для цветника. Для весны подбираем желтые нарциссы и лиловый лук гигантский, для начала лета – желтые и фиолетовые аквилегии, для середины лета – синий дельфиниум и желтые лилии, а также синий шалфей мучнистый, желтые и оранжевые бархатцы, а для конца лета и начала осени – фиолетовую астру однолетнюю, желтые рудбекию и гелениум, сине-голубую астру новобельгийскую. Хоста желтоокаймленная выступит в роли декоративнолистного растения. Таким образом, список готов: нарциссы желтые, лук гигантский, аквилегия желтая, аквилегия фиолетовая, лилия азиатская желтая, дельфиниум, бархатцы прямостоячие оранжевые, шалфей мучнистый, бархатцы тонколистные желтые, астра однолетняя фиолетовая, гелениум желтый, астра новобельгийская сине-голубая, рудбекия волосистая, хоста желтоокаймленная.

 

Растения для нашего цветника:

 

Нарциссы

 

Лук гигантский

 

Шалфей мучнистый

 

Лилия азиатская 

 

Астра

новобельгийская

 

Бархатцы

прямостоячие

 

Хоста

желтоокаймленная

 

Бархатцы

тонколистные

 

Астра однолетняя

 

Гелениум

 

Дельфиниум

 

Аквилегия

 

 

Рудбекия волосистая

Аквилегия 

 

 

План и эскиз цветника

После того как учтены экологические особенности участка, выбран вид миксбордера, определены размеры, конфигурация и местоположение цветника, подобраны растения и составлен их примерный список с учетом сезонной декоративности и цветовой гаммы, можно приступать к разработке плана. Если вы умеете рисовать, то желательно сделать эскиз будущего цветника, на котором будут изображены выбранные растения так, как будто они цветут все одновременно (вид спереди). Но если это сделать затруднительно, тогда начните с плана (вид сверху). Нарисовав контур цветника в масштабе, разбейте его на квадраты со стороной 1 м (если цветник имеет большие размеры) или со стороной 0,5 м (малый цветник). Затем нанесите контуры (границы) для каждого вида растений в плане, соответствующие примерно площади, которую они будут занимать в цветнике. Подпишите или пронумеруйте каждый вид и закрасьте контур внутри в соответствии с цветом цветущего растения. «Подвигайте» растения на плане, подбирая наилучшие сочетания по цвету.

 

 Графическое изображение цветника:

 

План-схема миксбордера. Графическое изображение цветника

 

 

1. Нарциссы желтые. 2. Лук гигантский. 3. Аквилегия желтая. 4. Аквилегия фиолетовая. 5. Лилия азиатская желтая. 6. Дельфиниум. 7. Бархатцы прямостоячие оранжевые

8. Шалфей мучнистый. 9. Бархатцы тонколистные желтые. 10. Астра однолетняя фиолетовая. 11. Гелениум желтый. 12. Астра новобельгийская сине-голубая. 13. Рудбекия волосистая.

14. Хоста желтоокаймленная.

 

 

Далее очень важно подобрать растения по высоте и грамотно их разместить в миксбордере. Для этого нужно нарисовать либо эскиз цветника (вид спереди), либо изобразить его в виде объемной или плоскостной диаграммы, расположив правильно растения по высоте. Наиболее высокие высаживаются на заднем плане, затем идут среднерослые и низкорослые цветы. Здесь также можно «подвигать» растения, подбирая наилучшие сочетания по размерам, но не нарушая при этом общую цветовую гамму.

Работаем над сезонной декоративностью миксбордера

Поскольку перед нами стояла задача создать цветник, декоративный с весны до осени, то растения в нем нужно подобрать так, чтобы обеспечить весеннее, летнее и осеннее цветение. С другой стороны, хотелось бы добиться наибольшей декоративности миксбордера с середины лета до середины осени, ведь в это время мы часто бываем в саду. Поэтому необходима более детальная проработка плана цветника, а точнее создание нескольких планов, на которых бы отразилось состояние миксбордера в разные сезоны. Иногда такие схемы рисуют для каждого месяца, начиная с апреля, а иногда делают 3-4 плана на весну, лето, осень. Попробуем это сделать для нашего цветника.

Для начала скопируем наш план в четырех экземплярах с контурами предполагаемых растений и подпишем каждый из них («весна», «начало лета», «лето», «лето-осень»). Зная сроки цветения выбранных растений (их можно посмотреть в справочниках по цветоводству), определяем, что для весеннего цветения у нас есть желтые нарциссы и лиловый лук гигантский. Нарциссы размещаем справа и слева по краям цветника (они имеют небольшую высоту), а лук гигантский – по центру на заднем плане (его высота превышает 1 м). Закрашиваем соответствующим цветом в плане («весна») весеннецветущие цветы, а остальные растения – зеленым цветом, ведь они весной еще не цветут, а только начинают вегетировать. Следует учесть, что весенние луковичные относятся к эфемероидам, следовательно, летом их листва пожухнет. Их нужно посадить таким образом, чтобы летние растения впоследствии прикрыли отцветшие луковичные, и цветник не потерял своей декоративности.

 

Графическое изображение сезонной актовности цветника (вид сверху)

План-схема миксбордера. Сезонная декоративность цветника

 

 

Следующий план «начало лета» рисуем так же. Только нарциссы и лук уже отцвели (хотя листья их еще могут быть зелеными), а на сцену выходят многолетники (например, желтые и фиолетовые аквилегии), расположенные на среднем плане на некотором расстоянии друг от друга (высота 60-70 см). Закрашиваем их на плане. Все остальные растения по-прежнему имеют только зеленые листья. Высаживается рассада однолетников. Развернувшиеся листья хосты желтоокаймленной добавят красок в цветник и поддержат его лилово-желтую гамму.

В плане «лето» мы оставляем незакрашенными места, отведенные для лука и нарциссов (их листва отмерла, и мы ее удалили). Свободные места закрыли многолетники. В это время цветник имеет уже больше цветущих растений: зацвели дельфиниумы ультрамариново-синим цветом (из-за большой высоты (1,8 м) их размещают на заднем плане композиции), а контрастом к ним выступают солнечно-желтые лилии азиатские. В это время уже набрали силу некоторые однолетники (такие, как оранжевые бархатцы прямостоячие), которые мы высаживаем на среднем плане из-за их высоты (70-90 см). А вот изящные бархатцы тонколистные с мелкими желтыми цветками очень компактны (25-30 см), поэтому их размещаем двумя группами на переднем плане. Шалфей мучнистый вносит романтическую нотку в миксбордер своими сизыми листьями и пурпурно-синими мелкими цветками. Его высаживаем ближе к переднему плану из-за небольшой высоты (30-40 см). В июле также зацветает хоста бледно-сиреневыми колокольчатыми цветками, поднимающимися над розеткой листьев, но ее цветение значительно проигрывает по сравнению с окраской эффектных листьев. Все это отражаем на плане «лето», оставляя зелеными пока не цветущие многолетники.

Наибольшей декоративности наш цветник достигает во второй половине лета и в начале осени – план «лето-осень». Лилии и дельфиниумы уже отцвели, но если резные листья дельфиниума еще продолжают украшать цветник, то листва лилий со временем полностью исчезает из цветника. Продолжают цвести бархатцы прямостоячие и отклоненные, зацветают фиолетовые астры однолетние, разбавляя желто-оранжевую палитру цветника. На сцену выступают первые вестники осени: золотистые рудбекии с коричневыми бархатными серединками. Следом за ними зацветают желтые гелениумы, напоминающие огромный букет из множества мелких ярких цветков. Это – растения для заднего плана (высота 1,5 м). Завершает сезон цветения высокорослый многолетник (1,5 м) сине-голубая астра новобельгийская, которую тоже размещаем на заднем плане. Все это отражаем в плане «лето-осень», оставляя зелеными те растения, которые уже отцвели, кроме эфемероидов.

Определяем площадь посадок

Площадь посадок для отдельно взятого вида определяется общими размерами цветника и площадью, выделенной для него. Количество растений определяется площадью посадок и размерами растений. Существуют определенные нормы посадки растений. Так, на 1 кв.м можно разместить 2-3 крупных или 5-7 некрупных многолетников; однолетники высаживают в зависимости от их размеров с шагом 15-30 см. Расстояния между луковичными варьируют от 5 до 30 см. При уменьшении расстояний между растениями уменьшится площадь питания, а значит, и декоративность всей композиции. Применим эти правила к нашему цветнику. В нем мы высаживаем две группы нарциссов и бархатцев по 10 штук в каждой (так как это мелкие растения). А вот лук гигантский, образующий большую розетку из листьев, мы сажаем не менее 3 штук. Астру однолетнюю, хотя у нее довольно крупные цветки, высаживаем в количестве 10 штук – она занимает достаточно большую площадь в цветнике. По пять штук приходится на посадки шалфея мучнистого и бархатцев прямостоячих. Такие крупные многолетники, как хоста, дельфиниум, гелениум, астра новобельгийская, сажаем по одной штуке. А вот более мелкие многолетники – аквилегии, рудбекии – лучше взять по 2 штуки.

 

Составляем посадочную ведомость

Заключительный этап работы над проектом цветника – это составление посадочной ведомости. При работе над ней удобно пользоваться материалами из справочников по цветоводству, где указаны подробные характеристики всех растений.

 

Посадочная ведомость

 

Посадочная ведомость для создания проекта цветника (миксбордера)

 

В таблицу посадочной ведомости сначала с левой стороны вносят все выбранные растения (желательно с латинскими названиями и названиями сортов) и их порядковые номера, которые соответствуют им в плане. Затем для каждого растения и для каждого сезона (или по месяцам) отмечают пик декоративности, то есть время цветения или декоративности листьев. Желательно это делать в цвете, соответствующем данному растению. Такая таблица поможет легко подобрать нужные растения по времени цветения и декоративности.

В следующей графе отмечают высоту растений, что тоже очень важно для составления проекта цветника. Иногда дают две высоты (до начала цветения и после), а иногда – размеры (диаметр куста и его высоту) через тире. Количество растений в цветнике, соответствующее площади посадок, отражают еще в одной графе.

Можно ввести дополнительные графы, отражающие глубину залегания корней, принадлежность растений к разным группам (однолетник, многолетник) и др.

 

Готовая посадочная ведомость должна полностью отражать все характеристики используемых растений для данного конкретного цветника и соответствовать составленным ранее планам по размещению растений и их сезонной декоративности. Можно начинать работу по составлению проекта цветника (если определено место, конфигурация, вид цветника с учетом экологических особенностей участка) с составления списка растений и заполнения посадочной ведомости, не проставляя временно количества растений. Это облегчит работу над планом цветника, так как будут видны характеристики растений, затем окончательно корректируется посадочная ведомость и план посадки.

 

Ландшафтный дизайнер Наталья Юртаева Фото автора (Использованы материалы книги И.Ю.Бочкова «Создаем красивый цветник», М. Фитон. 2006 г.)

 

lki-nn.ru

Графический конспект. Часть 2

В первой части этой статьи рассматривается обучение учащихся через составление графического конспекта, включающего знаковые системы, блок-схемы, цветовое решение и пр. Также в ней подробно описана техническая сторона использования данного метода, основанного на активизации внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок.

Эта статья является логическим продолжением предыдущей. Однако здесь я постараюсь показать практическую сторону данной проблемы: на примере раскрытия одной темы учащимся и класса в целом, графическое изображение словосочетаний учащимися одного класса, индивидуальный рост учащегося на протяжении нескольких лет.

В мае 2001 года шестиклассники получают домашнее задание: выполнить графический конспект по теме «Растения и окружающая среда». При этом им предлагается использовать текст учебника В. А. Корчагиной «Биология. 6-7 классы», §56, стр. 136-139.

«Растения и окружающая среда»

Учебник «Биология. 6-7 классы», В.А.Корчагина, 1990, §56, стр. 136-139

Для жизни растений необходимы определённые условия. Условия жизни зависят от влияния различных факторов природы. Важнейшую роль в жизни растений играют факторы неживой природы: свет, вода, температура, минеральные соли. На растения влияют также и факторы живой природы: деятельность различных живых организмов, в том числе и человека.

Свет необходим для жизни растений. Без него не образуется хлорофилл и не идёт фотосинтез. Свет нужен для нормального роста растений: у затенённого растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше.

Но не все растения требуют яркого освещения. Например, кислица, грушанка, мятлик лесной и другие растения растут в тенистых местах. Листья этих растений тёмно-зелёные. Они содержат большое количество хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет.

Тепло также необходимое условие жизни растений. Одни из растений теплолюбивы, а другие холодостойки. Теплолюбивые растения — южане по происхождению. Из культурных растений это кукуруза, фасоль, тыква, огурцы, томаты. Большинство растений средней полосы и северных районов нашей страны холодостойки. Семена их способны прорастать при температуре 1 — 3ºС, а всходы их свободно переносят лёгкие весенние заморозки.

Вода нужна растениям. Она входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой живой клетки. Без воды не могут передвигаться по растению питательные вещества, не происходит фотосинтез; благодаря испарению растения не перегреваются.

Потребность в воде у разных растений различна. Например, кувшинка живёт в воде. Растения, подобные капусте, растут на суше, но им необходимо много воды. Кактусы и некоторые другие растения нуждаются в небольших количествах воды. Это объясняется тем, что эти растения накапливают запасы воды в различных органах: кактусы — в стебле, молодило — в сочных листьях, а хлорофитум — в особых вздутиях на корнях.

Из воздуха растения при дыхании поглощают кислород, а при фотосинтезе — углекислый газ.

Минеральные вещества поступают в растения из почвы, но из них растениям больше всего нужны те, что содержат азот, фосфор и калий. В очень небольших количествах необходимы растениям бор, марганец, железо.

Кроме того, на растения влияют окружающие живые организмы — животные, другие растения и микроорганизмы. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять молодые, мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры. Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, обогащают почву перегноем и минеральными веществами, которые доступны растениям.

В свою очередь растения влияют на окружающую среду. Они изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения изменяют состав почвы. Они поглощают из неё одни вещества и выделяют в неё другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев. Растения, испаряющие много влаги, например эвкалипты, могут быть использованы для осушения заболоченных территорий.

Деятельность человека оказывает многообразное влияние на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек борется с сорняками и способствует распространению ценных растений.

Но деятельность человека может оказывать и отрицательное воздействие на природу. Так, неправильное орошение может вызвать заболачивание и засоление почв и привести к гибели растений. Вырубка лесов часто приводит к разрушению плодородного слоя почвы и даже образованию пустынь. Подобных примеров можно привести много, и все они свидетельствуют о том, что человек оказывает огромное влияние на растительный мир и природу в целом.

Следует отметить, что в современном учебнике «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» под редакцией В.В. Пасечника, 2009 г., учебный материал раскрыт подобным образом. Он содержится в §54, стр. 258-263 («Основные экологические факторы и их влияние на растения»), где в статьях «Влияние живых организмов на растения» и «Влияние деятельности человека» также отражён используемый материал.

Так как сама тема ёмкая, то учащимся было предложено раскрыть один из вопросов этой темы, т.е. задание носит индивидуальный творческий характер. К этому времени шестиклассники уже имели первоначальное представление о составлении графического конспекта (это их не первая работа).

Какую цель преследует учитель, давая задание такого характера?

Прежде всего, узнать чему научился ученик за определённый промежуток времени (выявить его рост)? Вот основные вопросы, на которые должен ответить учитель, анализируя графические работы учащихся (есть ли рост у учеников в целом и в отдельности) по данной теме:

  • Умеет ли ученик выделять главные вопросы в содержании текста?Старается выразить в конспекте новые термины, понятия или фиксирует автоматически ранее усвоенные.
  • Имеет ли место логическая последовательность изложения учебного материала?Учится выражать структурно-логический принцип графического конспекта или в работе присутствует хаотическое изображение материала.
  • Какую новую информацию отразил ученик в своей работе?Работал ли с дополнительной литературой или нет.
  • Выражает ли особые чувства ученик к природе?Эмоциональное отношение к природе в целом или к отдельным её проявлениям.
  • Пытается ли он дать оценку отрицательного (или положительного) воздействия человека на окружающую среду?Дает советы, предложения, поправки для улучшения среды обитания или наблюдается нейтральное отношение к данному вопросу.
  • Какие знания приобретены учащимся при изучении темы?Рост ученика очевиден или отсутствует.

Графические работы учащихся в данной статье перерисованы в программе «MS Paint» из тетрадей учащихся 6 класса (2001 г.). Они максимально приближены не только по содержанию, также сохранена структура, цвет, оформление конспекта.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Павлова Юля, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Александрова Надя, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Ситникова Галя, 6 класс, 2001 г.

Еще 9 работ других учащихся

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Непомнящих Женя, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Павлова Галя, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Шутова Галя, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Емельянова Лена, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Федосеева Рита, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Александров Саша (мл.), 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Черных Рома, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Лазарев Коля, 6 класс, 2001 г.

Графический конспект «Растения и окружающая среда». Александров Саша (ст.), 6 класс, 2001 г.

Общий анализ графических работ сведен в таблицу.

Анализ графических конспектов учащихся 6 класса по теме «Растения и окружающая среда»

Напротив фамилии каждого учащегося в соответствующих графах отмечено сколько раз ребенок уделил внимание конкретному вопросу.

Можно выделить следующие основные вопросы, раскрытые учащимися по теме «Растения и окружающая среда» (в скобках указано общее число упоминаний всеми учащимися данного вопроса):

  • Отрицательная деятельность человека (12).
  • Природные факторы (11).
  • Литературно-художественные и музыкальные образы (8).
  • Что человек берёт от растений (8).
  • Положительная деятельность человека (7).
  • Влияние животных на окружающую природу (6).
  • Процесс «Опыление» (5).
  • Охрана растения и окружающей среды (4).
  • Эмоциональное восприятие (4).
  • Процесс «Газообмен» (4).
  • Процесс «Дыхание» (2).
  • Здоровый образ жизни (2).
  • Процесс «Рост растения» (1).

Сделаем следующие выводы. Почти все учащиеся усвоили учебный материал, разбираются в вопросах отрицательного и положительного воздействия природных факторов и человека на растения. В целом, ребята знакомы с основными процессами, происходящими между растением и окружающей средой. Большинство затронули отражение природы в литературных и музыкальных произведениях. Знают о влиянии животных на окружающую среду.

Тем не менее, не все учащиеся разбираются в вопросе о деятельности человека, помогающего сохранить природу. Мало кем раскрыта проблема об охране растений. Без внимания многие ребята оставили вопрос о болезнях, вызываемые растениями. Некоторыми детьми было отмечено заболевание аллергического характера, но ведь немало важное значение имеют знания о том, что существуют ядовитые растения, растения-паразиты, растения-индикаторы, растения-хищники и т.д. В работах слабо отражены процессы опыления, газообмена, дыхания. Здесь важно отметить, что учащиеся менее серьёзнее отнеслись к их включению в конспект. Многими упущена эмоциональная сторона человеческой деятельности по отношению к природе, отражение здорового образа жизни.

Безусловно, все вопросы многогранной темы невозможно затронуть на одном тетрадном листке. Да и не следует этого делать. Ученик имеет определённый запас знаний (усвоенные им ранее), но при этом не следует его конкретно фиксировать из конспекта в конспект. Ученик должен научиться найти свой особый знак (или сумму знаков), который натолкнёт его на эти знания, и он озвучит их при защите индивидуальной работы. Новые же знания требуют конкретности отображения, конкретной проработки вопросов, включение дополнительного материала. В этом и заключается индивидуальный рост ученика.

Теперь о защите творческой (индивидуальной) работы учащегося. Незначительное количество знаков в конспекте не всегда приводит к неудовлетворительному ответу. И, наоборот, перегруженность, может привести к тому, что ученик «запутается» при ответе. Это тоже надо учитывать.

Что дает использование графического изображения материала в обучении?

Учителям всегда хочется знать: что знает, а чего не знает обучающийся? Ученик не всегда может сказать об этом, а учитель, используя этот метод, наверняка может выявить слабые стороны каждого школьника.

Рассмотрим некоторые работы учащихся в свете их роста.

Графический конспект, выполненный Шутовой Галей (7 кл., 2002 г.) при изучении темы «Сельскохозяйственные растения».

Галя поэтапно излагает учебный материал, что даёт ей возможность его запомнить, так как он записан в книге. Это приводит к механическому запоминанию. Тем не менее, она (на этом этапе обучения) умеет выделять главные и основные моменты изучаемого материала. Материал разбросан по полю, что, безусловно, создаёт определённые трудности при его озвучивании, и он будет подаваться «скачкообразно».

Вторая Галина работа уже имеет более системный характер. Она конкретизирует, выделяет только основные моменты, на которые будет опираться при ответе.

Проследим с правого верхнего угла: представитель, внешнее строение, питание, количество видов, яйценоскость, местообитание, вес птицы, процесс размножения. Безусловно, вторая работа даёт представление учителю, о её росте от бессистемного изложения учебного материала к более системному.

Рассмотрим этот же материал у другого ученика данного класса — Непомнящих Жени.

Учебный материал расположен последовательно, логично, используются термины и раскрываются биологические понятия. Располагается в удобной форме для озвучивания (по часовой стрелке), поэтапно.

Вторая Женина работа («Дрофа») отличается от предыдущей конкретностью, последовательностью, выработкой своего стиля. Для этого он вводит знаки, символы, своеобразное расположение учебного содержания, включает дополнительный материал, поэтому и ответ строится логически завершённым, понятным для слушателей (одноклассников).

Рост учащегося очевиден как для учителя, так и для него самого, т.к. он получает удовлетворение от ответа. На этом этапе (индивидуальная защита графического конспекта), учащиеся начинают понимать значимость этого метода для себя (умение строить правильно и красиво предложения).

Рассмотрим учебный материал внутри одного раздела на примере «Хордовые»: «Внутреннее строение ланцетника» и «Пингвины», выполненные Павловой Юлей (7 кл., 2002 г.). Тему ланцетника Юля раскрывает последовательно, выделяя главное в теме. Она использует больше графическую технику (работает шрифтом), чем рисуночную, что также помогает составить предложения и раскрыть учебный материал.

Конспект «Пингвины» состоит из двух блоков. В первом ученица раскрывает вопросы о самом животном, а во втором — представляет многообразие этого отряда, что очень ценно (работа с дополнительной литературой) как для учителя, так и для самой Юли.

Идёт последовательное изложение материала, пошагово, используются свои выработанные и понятные только ей значки, символы и т.п., что говорит о большом мыслительном процессе во время работы. Рост ученицы очевиден на данном этапе.

Графическое изображение словосочетаний.

Работа проводилась среди учащихся 8 кл. (1998 г.) следующим образом: школьники выполняют работу на листочках ручкой, а не карандашом (чтобы рука не тянулась к резинке!). Один раз четко проговаривается словосочетание. Учащиеся за 1-1,5 мин. набрасывают изображение, исходя из первичной ассоциации (некоторые успевают проработать даже детали). Далее учителем произносится следующее словосочетание и так далее. Ребятам рекомендуется не смотреть на учителя: работают слух, мысли и исполняющий орган (рука).

Так как эта работа требует колоссальной мыслительной деятельности, да ещё и ограничена во времени (всего 1-1,5 мин), напряжение у школьников огромное. Поэтому не нужно давать много словосочетаний (максимум 7-8, не более). После этого следует снять напряжение (дать возможность свободного общения друг с другом: посмотреть «чужие» работы), затем работы собираются, просматриваются учителем, но не оцениваются.

Результаты наглядно показывают деятельность каждого ученика, его уровень знаний, неординарность.

Словосочетание «Размножение весной» (смотрите по горизонтали первые рисунки в таблице) отражено у всех по-разному: одни простые — птицы летят (Ведерникова А., Кирикова С.), а другие — с включением генетических знаков, ребусов (Мясникова О., Павлов А.). Таблицу можно анализировать и по горизонтали, и по вертикали смотря, что учитель хочет выяснить.

Анализ графического конспекта словосочетаний дает возможность учителю выяснить понимание учащимися основ изучаемого материала. Существует множество критериев, которые помогают определить это, наблюдая за рисунками учащихся: глубина и широта знаний — знает только в пределах изучаемого, или имеет опережающее, погружающее значение; оригинальность мышления — использование ЗУН с других областей науки, техники, личного опыта; абстрактность мышления — связь с окружающим миром; и т.п.

Обратите внимание, как учащиеся 10 класса Курикалова Л., Зубакин А., Михайлов С. раскрывают каждый по своему тему «Древние люди». Кто-то фиксирует основные моменты темы, выделяя главное, а кто-то конкретизирует, включает дополнительный материал и т. п.

Работа Курикаловой Лены отличается структурным характером, видно, что она видит последовательность в учебном материале. В двух других работах нет такой чёткости, хотя материал более глубокий по содержанию.

Вот почему графический конспект как таковой не оценивается, он только даёт возможность учащемуся раскрыться при ответе!

Как итог всей работы, предлагается рассмотреть на конкретном примере графических конспектов Иванова Вани.

При просмотре хорошо виден рост освоения учащимся с начального и заключительного обучения. Если в седьмом классе Ваня больше уделяет внимание рисункам, текстовым словам, а порой и целым предложениям, то к одиннадцатому классу он набирает сумму знаков, символов используя только связующие фразы, биологические термины, понятия. Конспект получается менее загруженным, что дает ему широту мыслительной деятельности при изложении материала, и он меньше привязан к конспекту.

Нам очень интересно ваше мнение и опыт работы с данной методикой. Мы будем рады, если вы напишите нам письмо ([email protected]) или оставите свой отзыв на нашей странице в соц. сети ВКонтакте.

biouroki.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта