Исчерпание запасов фосфатов — серьезная угроза человечеству. Фосфор незаменимый элемент питания растений русский язык
171113 Русский язык Пробный вариант №5
Единый государственный экзамен, 2017 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
Часть 1
Инструкция по выполнению работы
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколькослов), Последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа втексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и другихдополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельнойклеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит 1 задание.На выполнение экзаменационной работы по русскому языкуотводится 3,5 часа (210 минут).Ответами к заданиям 1–25 являются число, слово, словосочетание илипоследовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в текстеработы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанномутексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи вчерновике не учитываются при оценивании работы.Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшееколичество баллов.
Желаем успеха!
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Прочитайтетекстивыполнитезадания 1–3(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, ивсехдругихорганизмов,иподдержаниевысокихурожаевсельскохозяйственныхкультур,необходимоедляобеспеченияпродовольствием растущего населения Земли, возможно только благодарямассированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорныеудобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местахзалежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениямифосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным,человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды,реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морскихосадках, но уже в очень малом количестве; ( .... ) имеющиеся на Землезапасы фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.1
В каких из приведённых ниже предложений верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этихпредложений.1) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны безприменения фосфорных удобрений.2) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора,который добывают из горных пород, богатых фосфатами.3) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого наЗемле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатыхфосфатами, возобновить невозможно.4) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорныеудобрения.5) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить нельзя, так как круговорот фосфора, вещества, которое является незаменимым для всегоживого, крайне незначителен.Ответ:Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1/7
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять наместе пропуска пропуска в третьем (3) предложении текста?Оттого чтоНапримерДля этогоТаким образомИменно
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
5
Ответ: ___________________________3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значенияслова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это словоиспользовано в предложении 1.КУЛЬТУРА, -ы; ж.1) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов,выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.2) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного(спец.). К. льна. К. шелкопряда.3) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К.производства. К. речи4) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.5) Образование, умственое и нравственное. Человек высокой к.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употребленовыделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к слову пароним.ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдалисвою жизнь, защищая Родину.Хроникальное сообщение – образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра.Превращение первоначально возникшего стержневого корня вмощную и сложную КОРНЕВУЮ систему происходит неодинаковымитемпами в период роста дерева.Между одноклассниками быстро установились тёплые иДОВЕРЧИВЫЕ отношения.Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректнымивыражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.Ответ: _____________________.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образованииформы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова изапишите слово правильно.килограмм ЯБЛОКСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентамиПОЕЗЖАЙ в Подмосковьеголос солиста более ЗВУЧНЕЕскоростные ЛИФТЫОтвет: _____________________.
Ответ: ___________________________.4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановкеударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласныйзвук. Выпишите это слово.бантЫотослАлакаталОгэкспЕртцемЕнтОтвет: _____________________.
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
2
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в нихграмматическими ошибками: к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕОШИБКИА) ошибка в построении предложения соднородными членамиБ) нарушение в построении предложения сдеепричастным оборотомВ) неправильноеупотребление падежнойформы существительного спредлогом.Г) нарушение связимежду подлежащим исказуемымД) нарушение в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ1)Будучи заимствованным изфранцузского языка, слово «дама» давноне воспринимается нами как иноязычное.2) В. Астафьев вспоминал, что он нигдене видел таких подснежников, как наиссечённых ветром сопках.3) Все, кто читали рассказы и повестиК. Паустовского, убедились в живоминтересе писателя к слову, к его образнойоснове.4) Согласно данных древнерусскихлетописей суздальский князь ЮрийДолгорукий укрепил Москву в 1156 году.5)На картине Айвазовского мы видим,что как о песчаный берег бьются волны,вдали на рейде стоят корабли субранными парусами, а на тёмномнебосклоне мерцает серебряный дисклуны.6)Книги имеют любопытнуюособенность: читающие их быстровзрослеют и долго сохраняют молодость.7)Познакомившись со статьёй учёного,не всё, что описывает автор, кажетсяверным.8)Докладчик привёл новые данные,которые, кажется, где-то частично былиуже опубликованы.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
8
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.п..рилапост..ратьзаст..люсоб..рательч..мпионатОтвет: ____________________.
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна ита же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.п..дорожник, нен..глядныйпр..вращение, пр..глушитьи..брать, бе..вестныйот..явленный, в..южныйс..митировать, меж..нститутскийОтвет: ____________________.
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.милост..выйотта..вшийвкрадч..выйзапрыг..ваянул..войОтвет: ____________________.
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.покаж..шьувлека..мыйзавис..мыйзадремл..шь,обеспеч..нныйОтвет: _________________.
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
3/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
7
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Определите предложение, вкотором НЕ сословом пишется СЛИТНО.Раскройте скобки и выпишите это слово.Кустарники стоят (НЕ)ШЕВЕЛЯСЬ, цветы тяжелеют, их ароматстановится ушным.На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов.Черты лица Павла Ивановича (НЕ)ЛИШЕНЫ приятности.В этом (НЕ)ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.Рядом шелестел камыш с ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИМИСЯкисточками.
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
15
Ответ: __________________.13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяСЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.(НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действоваластекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса ибисера проектировались самим Ломоносовым.ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своемутвёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работупо дому.Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым,БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химическиеисследования, управление стекольной фабрикой или географическиепроекты, не делалось им против воли или просто равнодушно.В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Вéрди добирался пешкомв родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на оргáне.Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперномужанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием»,посвящённый памяти писателя Мандзони.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьютсяволны, вдали на рейде стоят корабли с убра(2)ыми парусами, а натёмном небосклоне мерцает серебря(3)ый диск луны.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которыхнужно поставить ОДНУ запятую.1) Ни наступившие холода ни пронизывающий ветер ни глубокийснег не смогли остановить продвижение войск на Запад.2) Интеллигентность не всегда определяется образованием илиродом занятий человека.3) Легко находил да хранить не умел.4) Путники набрали веток и сухой коры и стали разжигать костёр.5) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел нанеё с практической точки зрения.Ответ: ___________________________.
16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса(2)пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.Ответ: ___________________________.
17
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), наместе которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Есть (1) как известно (2) два метода творческой работыписателя. Некоторые долго обдумывают будущее произведение,пишут (3) так сказать (4) в голове, другие «творят» на бумаге.Ответ: ___________________________.
18Ответ: _________________.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.Для Нади теряет свой прямой смысл учёба (1) ради (2) которой(3) она собиралась ехать в Петербург.Ответ: _____________________________.
Ответ: ___________________________.
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
4/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
12
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы итерпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашурадость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.(13)Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим, —в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков —самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе иценности своей любви, есть забота о любимой.(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец,беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Онарастёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины,шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Нообщее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегосяребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один издвоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)Влюбви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятсядвумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовьдаёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности.(22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя радидругого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найтисебя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.(По Н. Долининой*)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадьконоводу (3) он чувствовал (4) как со стуком (5) приливаеткровь к сердцу.Ответ: ___________________________.
20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключивлишнее слово. Выпишите это слово.Разведчиком или секретным шпионом обычно называютчеловека, для которого разведка служит основной профессией.Разведчик имеет специальное разведывательное образование иявляется штатным сотрудником одного или несколькихразведывательных органов.Ответ: ___________________________.
Прочитайтетекстивыполнитезадания 20 – 25(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мереиспытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо,если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела былюбовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует.(5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становитсябезмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и нестараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Этопостоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своегоизбранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-тоболее достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно былопредпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём правена любовь.(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь.(10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может статьближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственныйна белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана деСент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
5/7
*Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург,автор книг о произведениях русской литературы.
21
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажитеномера ответов.1) Любви свойствен эгоизм, который необходимо преодолевать.2) Любовь не может помочь человеку справиться с чувством ревности.3) Любовь – это дар свыше, чувство, пережить которое дано немногим.4) Ревность, не свойственное человеку чувство, питает любовь,обостряет отношения, делая влюблённых счастливее.5) От ревности мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.Ответ: __________________.
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
19
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номераответов.1) Содержание предложений 14-15 представляет собой описание.2) Содержание предложений 10 -12 представляют собой рассуждение.3) Предложение 18 следствием предложения 17.4) Содержание предложений 21-23 содержат элементы повествования.5) Предложение 78 является пояснением предложения 6.Ответ: _________________.
23
Из предложений 9-12 выпишите фразеологизмОтвет: _______________.
24
Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) спредыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер(-а)этого(-их) предложения(-ий).Ответ: _________________.
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
25
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, которыйВы анализировали, выполняя задания 21–24.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте наместа пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина изсписка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа отномера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и другихдополнительных символов.Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами
«Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет посвоему. При этом Н. Долинина использует такие синтаксическиесредства выразительности, как А_____ («крепнет, встаёт на ноги,шагает» в предложении 15), Б_____ («как новорождённый младенец»в предложении 14), такой троп, как В_____ («ревность отравляет…радость» в предложении 12), и такой приём, как Г_____ (предложение4)».Список терминов:1) метафора2) риторический вопрос3) анафора4) диалектизм5) сравнительный оборот6) ряд однородных членов7) разговорная лексика8) цитирование9) противопоставлениеОтвет:А
Б
В
Г
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 всоответствии с инструкцией по выполнению работы.© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
6/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
22
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА:26
Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текстаПрокомментируйте сформулированную проблему. Включите вкомментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласныили не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первуюочередь на читательский опыт, а также на знания и жизненныенаблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
ФИО:Предмет:Стаж:Аккаунт ВК:
Хребтищева Елена ЮрьевнаРусский язык28 летhttps://vk.com/id16042224
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный илиполностью переписанный исходный текст без каких бы то ни былокомментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта«ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмезднораспространяется для любых некоммерческих образовательных целей.Нашли ошибку в варианте?Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!Для замечаний и пожеланий:https://vk.com/topic-10175642_35994898(также доступны другие варианты для скачивания)
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
Часть 2
7/7
freedocs.xyz
Вариант №68265. ЕГЭ по русскому языку. Прохождение теста
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1) Дед убеждён, что Мать, Родина, Любимая должны быть единственными.
2) Внук осознает свою «серость», одиночество и страдает от этого.
3) Противоречия между поколениями отцов и детей существовали и будут существовать всегда.
4) Внук завидует мудрому деду, его интересной жизни, радостному восприятию окружающего мира.
5) Дед грустит от того, что жизнь уже прожита и ничего не вернешь назад.
(1)3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...
(4)— Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5)— Осенние листья.
(6)— А грустнее?
(7)— Осенние звезды.
(8)— Грустнее осенних звёзд бывает?
(9)— Осенние птицы.
(10)— Дедушка, есть осенние люди?
(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14)— Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая?
(15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звёздное небо.
(18)— Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?
(20)— Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?
(23)— Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24)— Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26)— Дед, она не любит меня.
(27)— А ты сам как к себе относишься?
(28)— Плохо, дедушка, совсем плохо.
(29)— А летать ты пробовал?
(30)— Дед, средний я, серый, какие там полёты.
(31)— Объясни, такого не понимаю.
(32)— Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.
(37)— Она тебя замечает?
(38)— Никто я для неё. (39)Моя жизнь — ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)— К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)— Шутишь, дед, какие объявления?
(43)— Продаётся собачья шкура.
(44)— А если придут за шкурой?
(45)— На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)— Зачем мне скрипка, дед?
(47)— Станешь играть любимой.
(48)У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.
(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в Луну. (53)Он знал о ней все.
(54)Как-то сказал:
(55)— Одни учёные утверждают: лунные кратеры — остатки потухших вулканов, другие доказывают — следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского; Луна — музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(59)— Не получается у меня, дед.
(60)— Что не получается?
(61)— Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (63)Может, я и есть осенний?
(64)— Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.
(65)— Ой, дед, завидую я тебе.
(66)— Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67)— Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)3асыпая, я вновь услышал его голос:
(69)— Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)— Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
(По А. Попову)
Алексей Дмитриевич Попов — советский актёр, режиссёр, теоретик театра, педагог
academyege.ru
Про исчерпание фосфоритных запасов (и фосфорных удобрений)
Алексей Гиляров
Фосфор — незаменимый элемент питания растений (как, впрочем, и всех других организмов). Поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достается животным, в том числе и человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень рассеянной форме. Таким образом, имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые, исчерпаемые ресурсы. На какое время их хватит человечеству? В редакционной статье, опубликованной недавно в журнале Nature, дан анализ экспертных оценок складывающейся ситуации. Прогноз экспертов не слишком оптимистичен: фосфора нам хватит не более чем на 50–125 лет.
На страницах популярных изданий и научных журналов нередко обсуждается вопрос о том, на сколько хватит растущему населению Земли природных запасов ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Эти ресурсы, хотя и являются невозобновляемыми, могут заменять друг друга. Кроме того, существуют и альтернативные возобновляемые источники энергии (реки, ветер, солнце, биотопливо). Но помимо нехватки источников энергии растущее человечество сталкивается с другой, очень важной, но почему-то не привлекающей столько внимания проблемой — а именно, дефицитом незаменимых элементов питания растений — азота и фосфора. Добавление этих элементов в почву в виде азотных и фосфорных удобрений — обязательное условие поддержания высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
При этом ситуация с азотом и фосфором довольно сильно различается. Азот — хоть и в молекулярной, недоступной для растений и животных, форме — имеется в огромном количестве в воздухе. Связать же его и превратить в форму, пригодную для использования растениями, могут некоторые бактерии (например, живущие в клубеньках на корнях бобовых растений). Кроме того, в начале XX века был разработан процесс промышленной фиксации (связывания) атмосферного азота и превращения его в аммонийную форму (процесс Габера—Боша). В настоящее время количество азота, вносимого в почву с такими искусственно синтезированными удобрениями, уже превышает то количество, которое связывается на суше в ходе естественной азотфиксации бактерий.
С фосфором ситуация принципиально иная. Этот элемент не образует газообразных соединений, а его перемещения по поверхности планеты осуществляются главным образом с потоками воды. По сути, фосфор постепенно стекает с суши в океан. Возвращение же его на сушу определяется долговременными геологическими процессами поднятия океанического дна. Впрочем, в природных, ненарушенных человеком, экосистемах цикл фосфора почти замкнутый. Большая часть его, будучи использована растениями на собственный рост, снова возвращается в среду при разложении органических остатков микроорганизмами, а также в виде продуктов обмена веществ животных.
Проблемы возникают при выращивании сельскохозяйственных культур, так как значительная часть продукции растений изымается человеком, а с этой продукцией выносятся с полей и элементы минерального питания. Кроме того, человек стремится получить максимально высокий урожай, а для этого требуется внесение в почву дополнительных удобрений. Вернуть же использованный на полях фосфор, пустить его снова по кругу не удается.
Фосфорные удобрения получают при разработке некоторых горных пород, содержащих большое количество фосфатов. Таков, к примеру, апатит, залежи которого имеются на Кольском полуострове. Большое количество фосфатов сосредоточено на севере Африки, в Марокко и Западной Сахаре.
Рисунок 1. Размещение мировых запасов фосфатов, все цифры - в гигатоннах, 109 т.
Но в целом распределение запасов пород, содержащих фосфор, по поверхности суши крайне неравномерное. По существующим оценкам более 70% их сосредоточены всего в нескольких странах: в Марокко, Китае, США и России. [Добыча фосфоритов, как и другая горнорудная деятельность – производство исключительной экологической вредности: требует громадных рудников, территорий для размещения отвалов, которые к тому же ядовиты, пылят и т.д. Вот разработки фосфоритов в Западной Сахаре, а вот апатитов в Хибинах, на плато Расвумчорр]
Что касается общего количества фосфатов, которые в принципе могут быть освоены человеком, то по данным Геологической службы США (US Geological Survey) оно составляет 62 миллиарда тонн. Эта цифра включает как те 15 млрд тонн, которые уже разрабатываются, так и те, разрабатывать которые считается пока нерентабельным: они или находятся в море, или содержат значительные примеси токсических элементов, прежде всего кадмия. В 2008 году общее количество добытых фосфатов составило 161 миллион тонн. Согласно оценкам экспертов Геологической службы США, потребности в удобрениях в ближайшие 5 лет будут возрастать ежегодно на 2,5–3%. Если подобный темп использования фосфатов сохранится, то все мировые запасы их могут быть израсходованы за 125 лет. Близкие оценки дают и эксперты Международной ассоциации производителей удобрений (International Fertilizer Industry Association). Они полагают, что спрос на удобрения сначала будет возрастать, а с середины текущего столетия начнет уменьшаться. Хватить существующих запасов фосфатов, согласно их расчетам, должно примерно на 100 лет.
Однако другие прогнозы еще более тревожные. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO — Food and Agricultural Organization) для обеспечения продовольствием растущего населения Земли необходимо, чтобы продукция сельского хозяйства к 2050 году удвоилась. Если при этом допустить сохранение наблюдающегося сейчас ежегодного увеличения потребления удобрений на 3% и учитывать только удобные для разработки месторождения, то запасов фосфатов хватит лишь на 50 лет.
В обсуждаемой статье в Nature подчеркивается в то же время, что компании производителей удобрений не раскрывают полностью имеющихся у них данных. Правительства отдельных стран также делают противоречивые заявления. Например, Китай, когда вступил во Всемирную торговую организацию, указал, что его запасы фосфатов составляют 8 млрд тонн, хотя ранее приводил цифру только 2 млрд тонн. Специалисты из международных объединений призывают к налаживанию системы независимой экспертизы имеющихся запасов, однако признают, что наладить такую экспертизу очень непросто. В самое последнее время некоторые компании стали вкладывать большие средства в разработку отложений, отличающихся сравнительно невысоким содержанием фосфатов, а также находящихся под водой. Неудивительно, что цены на фосфаты при этом сразу резко подскочили. В прошлом году в некоторые моменты цена доходила до 500 долларов США за тонну, хотя годом раньше средняя цена была в 5 раз ниже.
Очевидно, что на повестку дня выходит вопрос о хотя бы частичном возвращении в оборот использованного фосфора, о сокращении его стока в океан и повторном использовании на сельскохозяйственных угодьях. Важным источником фосфатов могут стать, в частности, стоки животноводческих ферм, а также осадки, образующиеся в канализационных трубах. Соответствующие технологии, по-видимому, скоро начнут быстро развиваться. Фосфор — слишком дорого достающийся нам элемент, чтобы допускать и в дальнейшем его безвозвратное использование.
Источник
Natasha Gilbert. The disappearing nutrient // Nature. 2009. V. 461. P. 716–718.
http://elementy.ru/news?newsid=431172
Также в тему:Кругооборот фосфора в биосфере (схема с анимацией для школьников).Tags: охрана окружающей среды, пределы роста, экология, экономика
wolf-kitses.livejournal.com
2015 Вариант 10 Часть 1
- Искусство и гуманитарные
- Письмо
- Грамматика
Related documents
Вариант 3. Часть 1 Ответами к заданиям 1
Вариант С 8 Часть 1
Тест 15 Часть 1 (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв
Тест слова ГЛУБОКОМУ. Определите значение, в котором это слово употреблено в
ЕГЭ-2015 Вариант 13x
11 класс, русский, 24.02x
Вариант 6 Часть 1
Южные области
Тест 6 слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово
ЕГЭ-2015. В-7
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
в-15
Demonstracionnyy_variant_EGE_2015_gx
11 б,в, русский язык
studydoc.ru
Исчерпание запасов фосфатов — серьезная угроза человечеству
Фосфор — незаменимый элемент питания растений (как, впрочем, и всех других организмов). Поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достается животным, в том числе и человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень рассеянной форме. Таким образом, имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые, исчерпаемые ресурсы. На какое время их хватит человечеству? В редакционной статье, опубликованной недавно в журнале Nature, дан анализ экспертных оценок складывающейся ситуации. Прогноз экспертов не слишком оптимистичен: фосфора нам хватит не более чем на 50–125 лет.
На страницах популярных изданий и научных журналов нередко обсуждается вопрос о том, на сколько хватит растущему населению Земли природных запасов ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Эти ресурсы, хотя и являются невозобновляемыми, могут заменять друг друга. Кроме того, существуют и альтернативные возобновляемые источники энергии (реки, ветер, солнце, биотопливо). Но помимо нехватки источников энергии растущее человечество сталкивается с другой, очень важной, но почему-то не привлекающей столько внимания проблемой — а именно, дефицитом незаменимых элементов питания растений — азота и фосфора. Добавление этих элементов в почву в виде азотных и фосфорных удобрений — обязательное условие поддержания высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
При этом ситуация с азотом и фосфором довольно сильно различается. Азот — хоть и в молекулярной, недоступной для растений и животных, форме — имеется в огромном количестве в воздухе. Связать же его и превратить в форму, пригодную для использования растениями, могут некоторые бактерии (например, живущие в клубеньках на корнях бобовых растений). Кроме того, в начале XX века был разработан процесс промышленной фиксации (связывания) атмосферного азота и превращения его в аммонийную форму (процесс Габера—Боша). В настоящее время количество азота, вносимого в почву с такими искусственно синтезированными удобрениями, уже превышает то количество, которое связывается на суше в ходе естественной азотфиксации бактерий.
С фосфором ситуация принципиально иная. Этот элемент не образует газообразных соединений, а его перемещения по поверхности планеты осуществляются главным образом с потоками воды. По сути, фосфор постепенно стекает с суши в океан. Возвращение же его на сушу определяется долговременными геологическими процессами поднятия океанического дна. Впрочем, в природных, ненарушенных человеком, экосистемах цикл фосфора почти замкнутый. Большая часть его, будучи использована растениями на собственный рост, снова возвращается в среду при разложении органических остатков микроорганизмами, а также в виде продуктов обмена веществ животных.
Проблемы возникают при выращивании сельскохозяйственных культур, так как значительная часть продукции растений изымается человеком, а с этой продукцией выносятся с полей и элементы минерального питания. Кроме того, человек стремится получить максимально высокий урожай, а для этого требуется внесение в почву дополнительных удобрений. Вернуть же использованный на полях фосфор, пустить его снова по кругу не удается.
Фосфорные удобрения получают при разработке некоторых горных пород, содержащих большое количество фосфатов. Таков, к примеру, апатит, залежи которого имеются на Кольском полуострове. Большое количество фосфатов сосредоточено на севере Африки, в Марокко и Западной Сахаре. Но в целом распределение запасов пород, содержащих фосфор, по поверхности суши крайне неравномерное. По существующим оценкам более 70% их сосредоточены всего в нескольких странах: в Марокко, Китае, США и России.
Что касается общего количества фосфатов, которые в принципе могут быть освоены человеком, то по данным Геологической службы США (US Geological Survey) оно составляет 62 миллиарда тонн. Эта цифра включает как те 15 млрд тонн, которые уже разрабатываются, так и те, разрабатывать которые считается пока нерентабельным: они или находятся в море, или содержат значительные примеси токсических элементов, прежде всего кадмия. В 2008 году общее количество добытых фосфатов составило 161 миллион тонн. Согласно оценкам экспертов Геологической службы США, потребности в удобрениях в ближайшие 5 лет будут возрастать ежегодно на 2,5–3%. Если подобный темп использования фосфатов сохранится, то все мировые запасы их могут быть израсходованы за 125 лет. Близкие оценки дают и эксперты Международной ассоциации производителей удобрений (International Fertilizer Industry Association). Они полагают, что спрос на удобрения сначала будет возрастать, а с середины текущего столетия начнет уменьшаться. Хватить существующих запасов фосфатов, согласно их расчетам, должно примерно на 100 лет.
Однако другие прогнозы еще более тревожные. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO — Food and Agricultural Organization) для обеспечения продовольствием растущего населения Земли необходимо, чтобы продукция сельского хозяйства к 2050 году удвоилась. Если при этом допустить сохранение наблюдающегося сейчас ежегодного увеличения потребления удобрений на 3% и учитывать только удобные для разработки месторождения, то запасов фосфатов хватит лишь на 50 лет.
В обсуждаемой статье в Nature подчеркивается в то же время, что компании производителей удобрений не раскрывают полностью имеющихся у них данных. Правительства отдельных стран также делают противоречивые заявления. Например, Китай, когда вступил во Всемирную торговую организацию, указал, что его запасы фосфатов составляют 8 млрд тонн, хотя ранее приводил цифру только 2 млрд тонн. Специалисты из международных объединений призывают к налаживанию системы независимой экспертизы имеющихся запасов, однако признают, что наладить такую экспертизу очень непросто. В самое последнее время некоторые компании стали вкладывать большие средства в разработку отложений, отличающихся сравнительно невысоким содержанием фосфатов, а также находящихся под водой. Неудивительно, что цены на фосфаты при этом сразу резко подскочили. В прошлом году в некоторые моменты цена доходила до 500 долларов США за тонну, хотя годом раньше средняя цена была в 5 раз ниже.
Очевидно, что на повестку дня выходит вопрос о хотя бы частичном возвращении в оборот использованного фосфора, о сокращении его стока в океан и повторном использовании на сельскохозяйственных угодьях. Важным источником фосфатов могут стать, в частности, стоки животноводческих ферм, а также осадки, образующиеся в канализационных трубах. Соответствующие технологии, по-видимому, скоро начнут быстро развиваться. Фосфор — слишком дорого достающийся нам элемент, чтобы допускать и в дальнейшем его безвозвратное использование.
Источник: Natasha Gilbert. The disappearing nutrient // Nature. 2009. V. 461. P. 716–718.
См. также:Кругооборот фосфора в биосфере (схема с анимацией для школьников).
Алексей Гиляров
elementy.ru
Задание 1 ЕГЭ-18. Вариант диагностической работы с ответами
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.
2) Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.
3) В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.
4) Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.
5) Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.
26. Задание 1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Лекарства нужно принимать только по назначению врача с учётом всех его рекомендаций во избежание нежелательных реакций организма на их приём.
2) Человеку необходимо принимать лекарства, которые назначает врач.
3) У некоторых людей бывает аллергия на определённые вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, ряд лекарств нельзя принимать одновременно друг с другом или с отдельными продуктами.
4) Чтобы предупредить нежелательные последствия, необходимо принимать лекарства только по назначению врача в соответствии с его рекомендациями.
5) Реакция организма на приём лекарства может быть непредсказуемой, поэтому следует воздерживаться от их приёма.
27. Задание 1
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Неоновая, или флуоресцентная, лампа, которая была изобретена Артуром Комптоном в 1934 году, является более современной по сравнению с электрической лампочкой, а галогенная лампа ещё более яркая.
2) Разнообразные осветительные приборы: уличные фонари, специальное освещение для фабрик, школ и других помещений, автомобильные фары, домашние светильники — благодаря учёным и изобретателям становятся всё более яркими и экономичными.
3) Учёные и изобретатели создают всё более совершенные осветительные приборы: неоновая лампа потребляет энергии меньше, чем электрическая, а галогенная лампа ярче и экономичнее неоновой лампы.
4) Сначала учёные и изобретатели придумали электрическую, потом галогенную и, наконец, неоновую лампу.
5) Результатом работы учёных и изобретателей в области совершенствования осветительных приборов стала сначала электрическая лампа, затем более экономичная неоновая и, наконец, более яркая и наиболее экономичная галогенная лампа.
28. Задание 1
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.
2) В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.
3) Автомобиль как транспортное средство становится всё более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьёзные задачи.
4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.
5) Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные автомобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.
Результаты Задание 1 ЕГЭ
35
45
15
15
25
25
25
35
35
35
14
24
24
13
34
24
35
45
13
45
15
45
25
45
25
14
35
25
25
infourok.ru
Исчерпание запасов фосфатов — серьезная угроза человечеству — AgroXXI
www.agroxxi.ru