Фенологические наблюдения за растениями. Экологический проект "Фенологические наблюдения за растениями – осень"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Фенологические наблюдения за растениями. Фенологические наблюдения за растениями


Фенологические наблюдения за растениями - PDF

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для обучающихся 2Б класса на 2016-2017 учебный год

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебным предметам «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» составлена на основе: -требований Федерального государственного образовательного для детей

Подробнее

КОНКУРС «ДЕРЕВЬЯ ЖИВЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ»

КОНКУРС «ДЕРЕВЬЯ ЖИВЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ»

КОНКУРС «ДЕРЕВЬЯ ЖИВЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса «Деревья живые памятники природы» 1. Общие положения Конкурс «Деревья живые памятники природы» проводится конструктивноэкологическим

Подробнее

Фенология цветения растений

Фенология цветения растений Фенология цветения растений А.С.Боголюбов «Экосистема», 2002 В данном методическом пособии приведен план организации исследования пространственной динамики (изменчивости) видового состава цветущих растений

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая дополнительная образовательная программа экологобиологической направленности первого года обучения разработана на основе дополнительной образовательной программы «Зеленый

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой М.; Просвещение,

Подробнее

1.Пояснительная записка

1.Пояснительная записка 1.Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Живой мир» разработана на основе государственной программы по живому миру 0-4 класс, автор Матвеева Н.Б. из сборника «Программы специальных (коррекционных)

Подробнее

Программа по окружающему миру

Программа по окружающему миру Программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" Раздел 1. Пояснительная записка Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа

Подробнее

Календарно тематическое. по биологии

Календарно тематическое. по биологии

«Утверждаю» от 31.08.13 В.В.Карнюхина Класс: 6 Учитель - Порошина Е.Д. Календарно тематическое по биологии Количество часов всего 70 ч, в неделю 2часа. Лабораторных работ - 20. Практических работ - 2.

Подробнее

34 часа (1 раз в неделю)

34 часа (1 раз в неделю) Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник. Автор: Понамарева И.Н. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных)

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 2 СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД (Программы специальных(коррекционных)образовательных

Подробнее

Исследовательская работа

Исследовательская работа МОУ «Янситовская средняя (полная )общеобразовательная школа» Исследовательская работа Выполнил: ученик 2 класса, Смирнов Никита. Руководитель: Михайлова Анелия Георгиевна учитель начальных классов. Д.

docplayer.ru

Экологический проект "Фенологические наблюдения за растениями – осень"

Разделы: Биология, Экология

Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-6 классов.

Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.

Цели проекта:

  • наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

Задачи проекта:

  • проследить за процессами, происходящими в природе осенью;
  • сравнить различные по своим условиям участки наблюдения;
  • научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме;
  • сделать выводы о зависимости сроков наступления различных фенологических фаз у растений осенью;
  • сформировать навыки правильного оформления своих исследований, делая их удобными для дальнейшей обработки и обобщения данных, полученных разными наблюдателями;
  • научиться работать группой по наблюдению сроков наступления осенних явлений в жизни растений.

Задание 1. Выбор участка для наблюдений.

Ход работы:

1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).

2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.

3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.

4. Сделайте фотографии ваших участков.

Задание 2.

Провести наблюдения за растениями.

Ход работы:

Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.

Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.

3. Отметьте явление листопада.

За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.

Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.

4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.

Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:

0 - неурожай; шишек, плодов и семян нет;

1 - урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;

2 - урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;

3 - хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;

4 - очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.

Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.

5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.

Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.

За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.

6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.

7. Наблюдения оформите в виде таблицы.

(Приложение 1).

Отмечаемые моменты Дата
1 Начало наблюдений  
2 Начало изменения окраски листьев  
3 Половина листьев на деревьях изменили цвет  
4 Ветки полностью освободились от листьев  
5 Начало первых заморозков, отрицательная температура по ночам  
6 Цветение осеннецветущих травянистых растений  
7 Созревание плодов на деревьях и кустарниках  
8 Увядание трав  
9 Окончание наблюдений  

8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.

(Приложение 2. Приложение 3).

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проведение фенологических наблюдений

Программа наблюдений

В Германии

В Германии руководство службой фенологии осуществляется Службой погоды. Употребляемые в настоящее время программы наблюдений лишь незначительно отличаются от программы, изданной в 1936 г. Государственной службой фенологии. Эта последняя была разработана на основе положений Гофмана и Ине с последующим существенным расширением списка растений, произведенным бывшим государственным биологическим ведомством для сельского и лесного хозяйства в Берлине. Дальнейшая разработка бланков наблюдений производилась с учетом требований сельского хозяйства, плодоводства и виноградарства.

Наблюдения производятся над дикорастущими растениями, сельскохозяйственными культурными растениями, плодовыми культурами и виноградом.

В других странах

В каждой стране имеется своя программа наблюдений, отвечающая местным запросам и учитывающая произрастающие растения. Между отдельными странами существуют довольно большие различия в определении списка растений, за которыми следует вести наблюдения. Для стран, прилегающих к Германии (Австрии, Югославии, Чехословакии, Польши, Швейцарии, Голландии и Франции), в список растений входят почти те же виды, что и для Германии. За теми же растениями ведутся наблюдения в Швеции и Финляндии. Следует отметить программы фенологических наблюдений в СССР, где особое внимание уделяется наблюдениям за сельскохозяйственными культурами.

По сравнению с другими программами план работ, принятый в Англии, относительно прост. Там ведутся наблюдения лишь за дикорастущей растительностью, причем некоторые виды рекомендуются для международного списка.

В Испании программа наблюдений составлена с учетом запросов Средиземноморья — в список внесен ряд теплолюбивых культур, которые встречаются в средиземноморской флоре, например агдва, мирта, опунция (индийская смоковница,) тамариск, инжир, оливковое дерево, цитрусовые и т. д. Но, кроме них, в списке имеется большое число дикорастущих растений, за которыми ведутся фенологические наблюдения и в других европейских странах.

Трудно составить общую программу международных наблюдений, пригодную как для одной, так и для нескольких стран. В программах, принятых в разных странах, можно выделить некоторые растения и фазы, общие для большей части Европы. Это относится и к списку растений, принятому в Испании. Судя по имеющемуся опыту, можно предполагать, что составление единообразной программы наблюдений для определенных климатических зон земного шара пройдет успешно.

Создание общей межконтинентальной программы фенологических наблюдений для разных климатических зон окажется весьма затруднительным, как это можно видеть на примере составления общей программы наблюдений для разных стран Южной Америки. Региональная комиссия (№ III) Международной метеорологической организации рекомендует для фенологических наблюдений в Южной Америке растения, не встречающиеся в Европе. Но и в этом списке есть растения, за которыми ведутся наблюдения в северном полушарии.

Методика наблюдений

Руководства для наблюдателей

Для того чтобы получать сравнимые материалы по фенологии растений, корреспондентов Фенологической службы необходимо снабжать четко составленными руководствами. При составлении современных пособий используется большой опыт, накопленный в прошлом.

В дальнейшем остановимся лишь на самых существенных указаниях, которые наблюдатель должен точно соблюдать. Только при этом условии можно получить пригодные материалы наблюдений.

Для наблюдения за дикорастущей флорой нужно прежде всего найти типичное место (лучше на равнине) и наметить нормально развитые растения. Целью фенологических наблюдений является изучение поведения растения в зависимости от местного климата, а также от различия в условиях погоды в разные годы. Поэтому нужно избегать нехарактерных для данной местности участков (например, южных склонов) или оговаривать это в примечаниях на бланке. Наблюдать наступление фаз в разные годы нужно, по возможности, на одном месте и на одних растениях. При наблюдении за каким-либо видом растений в определенном месте следует отмечать наступление фазы не на одном экземпляре, а на нескольких, так как при выделении отдельных растений выбор может пасть или на очень ранний, или, наоборот, на слишком поздний экземпляр и это исказит результат. Если наблюдатель всегда будет иметь в виду, что развитие растений определяется общим состоянием окружающей среды, то он не будет вносить в отчеты случайные явления.

В фенологических наблюдениях важно не то, чтобы отмечались первые растения (например, единичные), достигшие определенной фазы, а важно зафиксировать дату начала нормального цветения растений в разных точках района наблюдений. Для того чтобы правильно отмечать у дикорастущих растений наступление основных фаз развития (появление листьев, начало цветения, полное цветение, майский прирост, июньский прирост, созревание плодов, изменение окраски листьев, листопад), разработаны специальные инструкции, которыми необходимо руководствоваться для получения сравнимых материалов по времени наступления одной и той же фазы в разных районах.

Однако часто словесное объяснение не полностью достигает цели, тогда в помощь ему следует добавить иллюстрацию. В Западной Германии каждый наблюдатель Фенологической службы снабжен специальным атласом для фенологических наблюдений. В атласе можно найти изображение каждой фазы развития. Кроме основной фазы развития растений, в атласе приведены изображения некоторых предшествующих моментов развития растений, иногда ошибочно принимаемых наблюдателем за фазу. Полезно, кроме рисунков, использовать фотоснимки, на которых можно ясно различить ту или иную фазу. Брандхорст, Геерлинг и Бос разработали точные указания, как различать действительное наступление фаз. Это руководство обеспечивает получение ценного и сравнимого материала для международных фенологических наблюдений.

Многим наблюдателям иногда трудно распознать и правильно выделить растения, обозначенные в бланках. Для того чтобы облегчить распознавание растений и фаз, необходимо снабжение Фенологической службы цветными фенологическими атласами, особенно для дикорастущих растений. Полезно иметь и хорошие изображений сельскохозяйственных культур. Новое обстоятельное руководство для наблюдателей в ГДР снабжено, кроме подробного описания, большим количеством красочных рисунков.

К материалам по наблюдению за сельскохозяйственными культурами предъявляются еще большие требования. Требуется отметить не только дату, когда на данном поле значительное количество растений вступило в фазу, но и учесть состояние посевов на соседних полях и определить, когда большинство растений в районе достигает этой же фазы. Наблюдения должны дать среднюю дату начала фазы в районе. Само собой понятно, что регистрируется вступление в фазу только нормальных растений. При наблюдениях за сельскохозяйственными культурами особенно важно, чтобы отмечались фазы развития растений, находящихся в одинаковых или сходных условиях, т. е. когда почвы, относительные высоты и ориентировка склона сравнимы. Для получения сравнимых данных следует учитывать и сортовые особенности. Различие сортов очень сказывается в сроках созревания. Поэтому необходимо указывать сорт растения. Если таких указаний нет, то материал не может быть полностью использован при обработке. Рекомендуется вести наблюдения за наиболее распространенными сортами. При наблюдениях за сельскохозяйственными растениями отмечаются основные фазы развития: посев, появление всходов (у зерновых, кроме того, колошение или выметывание метелки), цветение и уборка. Отмечается начало полевых работ весной и окончание их осенью, начало выпаса на пастбищах, начало сенокоса на лугах.

При наблюдениях за плодовыми деревьями необходимо отметить сорт, иначе материалы не будут использованы в исследованиях в области климатологии и при решении ряда хозяйственных вопросов (при определении времени завязывания плодов, начала уборки плодов с наиболее ранних сортов для распределения различных сортов при закладке садов). Наблюдения за плодовыми культурами надо производить только в садах или в поле при штамбовой культуре. Культура плодовых в шпалерах, кордонах или пальметтах с южной стороны дома не пригодна для наблюдений, потому что в условиях искусственного климата развитие растений идет значительно быстрее, чем в нормальных условиях сада.

Материалы наблюдений за ходом цветения плодовых деревьев имеют большое практическое значение, и поэтому желательно иметь сведения о начале цветения, полном цветении и окончании его. Чтобы отметить дату начала уборки плодов, надо зафиксировать не тот день, когда созрели первые плоды, а тот, когда на деревьях появилось большое количество спелых плодов. Если дело идет об особо раннем сорте, то важно указать, с какого дня спелые плоды появились на рынке. Большое значение имеет правильное определение даты начала листопада, по ней определяют время созревания древесины.

Близ северной границы разведения винограда виноградники обычно закладываются в местах, микроклиматические условия которых значительно отличаются от общих климатических условий местности. Такие небольшие участки бывают как бы вкраплены в общий ландшафт с обычными климатическими условиями. Наблюдателю должно быть известно, что последовательность в наступлении фаз при развитии винограда зависит не только от условий погоды данной местности, но определяется и другими факторами. Большое значение, имеет характер и обработка почвы, способ обрезки лозы, уход за растением, сорт, способ подвязки лозы, удобрение. У винограда больше, чем у других растений, влияние агротехники может ослабить действие погоды на ход развития растений. При ведении фенологических наблюдений за виноградниками необходимо сообщать подробные сведения о росте, цветении, сборе плодов и листопаде. Для ведения наблюдений за виноградниками имеются специальные руководства.

Ошибки в записях наблюдателей и их предупреждение

Несмотря на желание наблюдателя вести наблюдения старательно и без промедления заносить на бланк даты наступления фаз, в подаваемых материалах всегда проскальзывает некоторое количество ошибок. Часто ошибка составляет 30 или 31 день, потому что день наблюдения обозначен правильно, а месяц указан следующий или предыдущий. Особенно часто такие ошибки наблюдаются в случае, когда месяц обозначается римской цифрой, потому что тогда особенно легко поставить лишнюю палочку или недописать. Рекомендуется при заполнении бланков фенологических наблюдений пользоваться только, арабскими цифрами, например, 4. 5, а не 4 V или 13. 8, а не 13 VIII. Подобные ошибки чаще всего встречаются в конце или начале месяца.

Другим источником неточности записей является пристрастие к определенным числам. Когда, например, наблюдатель во время обхода сомневается, наступила ли данная фаза вчера или только сегодня утром, он часто заносит одну из этих дат и ставит в бланке четную дату. Реже встречаются записи, когда обозначены нечетные даты. Если наблюдения проводятся с интервалами в 3, 4 или 5 суток, то часто указываются даты, кратные пяти, т. е. 5, 10, 15 и т. д. Существует склонность отмечать даты последним или первым днем месяца. Кроме того, иногда фаза неправильно отмечается, если ее наступление связано с деятельностью человека. Начало уборки иногда переносится, если оно совпадает, например, с воскресеньем. Чтобы избежать подобной ошибки, наблюдатель должен ежедневно посещать свой участок и фиксировать фенологическую фазу независимо от того, когда приступили к уборке.

Точность фенологических наблюдений

При оценке материалов фенологических наблюдений нельзя забывать, что мы имеем дело с биологическим материалом. Требуется собрать данные о растениях на месте их произрастания, постоянно испытывающих действие большого количества изменчивых влияний, часто трудно, а иногда и совершенно неотделимые друг от друга. В этом заключается их существенное отличие от метеорологических наблюдений. Метеоролог старается производить наблюдения, например по температуре, по возможности в одинаковых условиях. Так, термометры из весьма изменчивой среды около почвы перенесены на высоту 2 м и установлены в будке. Путем специального устройства будки и тщательного выбора места для ее установки стремятся предупредить возможность каких-либо местных влияний на показания термометра, чтобы определить температуру воздуха, показательную для климатических условий большого района, пригодную для сравнения с показателями из соседних областей.

Фенологические наблюдения, которые должны служить для углубленного исследования как макроклиматических, так и микроклиматических условий, не полностью соответствуют этому требованию сравнимости. Суть дела в том, что при наблюдениях, например, за зеленением нельзя везде иметь деревья, которые росли бы в совершенно одинаковых условиях. Часто сравниваемые деревья растут на неодинаковых почвах или неодинаково снабжаются водой и питательными веществами. Бывает, что почва вокруг этих деревьев неодинаково обрабатывается и т. д. Особенно большим затруднением является то, что приходится учитывать не только весьма трудно контролируемые условия окружающей среды, но также и то, что объектом наблюдения является живое растение, отличное от себе подобных благодаря внутреннему строению. В большом сообществе одинаковых растений всегда могут встретиться отдельные экземпляры, проходящие цикл развития скорее или медленнее остальных. Среди всех видов растений у отдельных растений наблюдаются индивидуальные отклонения от общего хода развития. У полевых культурных растений при помощи отбора удается, если не полностью устранить такие отклонения, то значительно уменьшить и добиться того, чтобы растения одного сорта созревали рано, в средние сроки или поздно, но одновременно. Поэтому в материалах наблюдений за сельскохозяйственными культурами неточных данных из-за индивидуальных различий растений сравнительно мало, если указан сорт.

При наблюдении за дикорастущими растениями, которые не подвергались селекции, можно встретить значительные неточности; так, если указана дата начала цветения каштана конского, то нельзя определить, был ли это ранний или, наоборот, поздний экземпляр. Подобные неточности еще больше увеличивают затруднения, возникающие при оценке и обработке фенологических наблюдений за дикорастущей флорой. Из-за своих внутренних различий растения могут и в течение одного вегетационного периода неодинаково реагировать на условия погоды. Но и такой материал наблюдений может явиться источником необходимых сведений. При обработке материала нужно правильно оценить полученные сведения, учесть предел возможного использования их. Правильно оценить материал фенологических наблюдений может только специалист, способный биологически мыслить. Для оценки же материала чисто климатологических наблюдений нет необходимости обладать какими-либо познаниями о характере биологических процессов.

Наблюдения метеорологических станций являются репрезентативными для окружающей местности, что не всегда можно сказать о соответствующих фенологических наблюдениях. Надо всегда иметь в виду, что фенологическим материалам свойственна некоторая неточность. При обработке фенологического материала необходимо сравнить данные о времени наступления какой-либо даты с показаниями соседнего пункта и оценить, насколько полученные наблюдения отражают действительные условия района исследований. Для всех работ в области фенологии существует правило: результат наблюдений отдельной станции надо, по возможности, рассматривать в связи с данными, полученными на соседней станции. Если использовать данные наблюдений Фенологической службы с учетом указанного правила, то они во многих случаях могут оказаться очень полезным средством для исследования ряда смежных вопросов, так как используемые для наблюдений растения имеют некоторые преимущества перед приборами, применяемыми на метеорологических станциях. Во-первых, растения встречаются повсюду и, наблюдая за ними, можно познать и исследовать условия окружающей среды на пространствах между метеорологическими станциями. Необходимо лишь отобрать характерные растения, за которыми будут вестись фенологические наблюдения. Растения используются как специальные приборы, отсчеты по которым могут производиться во всех нужных точках опытным наблюдателем. Во-вторых, растения-приборы ничего не стоят, в то время как на метеорологических станциях Службы погоды высокая стоимость приборов ограничивает число создаваемых станций. В-третьих, растения-приборы реагируют на комплекс явлений погоды, в то время как метеорологические приборы регистрируют только один какой-либо элемент погоды (например, давление воздуха, осадки, температуру, влажность, ветер и т. д.). Растения в этом отношении являются идеальными приборами, так как они одновременно реагируют на все явления погоды, только не следует забывать, что, кроме погоды, на развитие растения оказывают влияние и другие местные факторы, в частности почвенные условия.

В зависимости от постановки вопроса могут быть более полезны то растения-приборы, то метеорологические приборы. Если надо определить влияние местных условий на растительный мир, то лучше всего использовать фенологические наблюдения. Если фенологические наблюдения проводятся с целью выяснить только влияние погоды или микроклимата местности на растительность, то использовать материал нужно осторожно, чтобы избежать ошибочных выводов.

Использование материала облегчается тем, что погода и климат в общем влияют на растения сильнее, чем почва. Измерения метеорологическими приборами более точны, но растения-приборы ценны тем, что их гораздо больше по количеству. Неточность, свойственная до известного предела всем фенологическим датам, значительно уменьшается благодаря большому числу наблюдений.

Трудностей, возникающих из-за неодинакового поведения отдельных растений, можно избежать, если на выбранном для наблюдений месте вместо случайно растущих экземпляров посеять или посадить нужные для наблюдений наследственно однородные растения. Подходящий в этом отношении материал для наблюдений предоставляют, например, проведенные в разных частях страны опыты по сортоиспытанию культурных растений. Число подобных пунктов наблюдений, к сожалению, до сих пор остается незначительным. Еще шаг вперед может быть сделан, если при сортоиспытании избегать влияния неоднородности почвенных условий и все посевы делать на делянках с одинаковой почвой. Нидерландский метеорологический институт свои опытные участки сосредоточил в северной части Голландии, чтобы возможно более полно исследовать влияние климатических условий местоположения. Вследствие затруднений, возникающих при доставке одинаковой почвы на место работы, число пунктов таких наблюдений ограниченно. В упрощенном виде подобный опыт можно поставить в горшках или сосудах, наполненных одинаковой почвой, если высевать в них чистосортные семена одинакового качества и выставлять на тот участок, где предполагается вести наблюдения. Подобными фитометрами пользовался Клементс во время экологических исследований в США, а также Эйшель в период фенологических изысканий в районе Баар, для того чтобы как можно точнее определить влияние местных условий на скорость прироста испытываемых растений. Такое исключение побочных влияний, несомненно, повышает качество показаний растений-приборов.

Насколько велико может быть различие между отдельными растениями даже в пределах одного сорта, наглядно показал Цвейгельт на материале своих фенологических исследований виноградной лозы. Чтобы более полно исключить последствия существующих различий между отдельными экземплярами опытных растений, целесообразно вести наблюдения за растениями, размноженными вегетативно, обладающими большим однообразием наследственных свойств. К сожалению, такой метод редко осуществим. При изучении фенологии растений на больших пространствах используют данные отдельных станций.

Большей точности фенологических наблюдений можно ожидать в том случае, если явление протекает быстро, а не продолжается длительное время. Более точны наблюдения за деревьями и менее надежны данные о ходе развития травяных растений. Большая точность достигается, если растения широко распространены и хорошо знакомы наблюдателю. Полное использование фенологических материалов с присущими им достоинствами и недостатками зависит от знаний, опыта и биологической подготовки специалиста, обрабатывающего их.

Фенометрия

Желательно, чтобы при наблюдениях за ходом развития растений отмечались не только наиболее заметные фазы (развертывание листьев, начало цветения и т. д.), даты наступления которых можно легко зафиксировать, но также и ежедневные колебания прироста в промежутках между этими фазами. Различные способы измерений, применяемые для учета изменения размеров частей растения в период его роста, и составляют то, что носит название фенометрии. По определению, предложенному Моргеном, фенометрия охватывает все явления живого растения, которые можно измерить.

Ботаники давно применяли, особенно после работ Юлиуса Сакса, различные способы измерения растений, только тогда не было введено название «фенометрия». Начиная с Гофмана стали придавать особое значение систематическим измерениям растения во время роста. В учебнике ботаники Вальтера методы фенометрии упоминаются как имеющие прямое отношение к новейшим способам исследования роста растения. За последнее десятилетие методика фенометрии была. значительно развита в исследованиях отдела агрометеорологии и биоклиматологии Германской службы погоды в Трире Кэмфертом и Моргеном.

До сих пор главное внимание обращалось на вес растения и его рост в длину. Для измерения роста растения легко пользоваться мерной тесьмой, которая прикладывается к измеряемому органу, что не отражается на его дальнейшем развитии. Очень удобно, например, систематически производить измерения прироста соломины у зерновых; это позволяет в дальнейшем установить зависимость между колебаниями суточного прироста и изменением условий погоды. Подобные исследования проводились Кретчмером над рожью, пшеницей, кукурузой и льном.

Труднее зафиксировать постепенное утолщение плодов или увеличение набухающей почки. Правда, такие измерения можно делать с помощью передвижного калибра, снабженного микрометрическим винтом, но этот метод имеет ряд трудностей. Плоды от ежедневных измерений сильно страдают. Метод измерения усовершенствован после изобретения Кэмфертом оптического прибора, названного фенометром.

Прибор этот представляет нечто среднее между теодолитом и катетометром. К трубе старого теодолита перпендикулярно к ее оптической оси прикрепляется длинное плечо медного рычага, конец которого примыкает к подвижному зажиму для измерения толщины. Рама с трубой и микрометром устанавливается и закрепляется по горизонтальной оси. Размер оптически измеряемого объекта определяется по повороту микрометрического винта и изменению длины плеча рычага. Прибор устанавливается в 2 м от объекта. Измерение начинается с того, что перекрест в окуляре совмещается с одной стороной плода или почки. Затем перекрест переводится на другую сторону его.

Путем вычисления разницы между тем и другим положением находится толщина исследуемого органа.

При измерениях, которые часто проводятся в Течение нескольких недель, важно соблюдать одинаковое расстояние до объекта исследования. При этом существенно обратить внимание и на характерные особенности измеряемого органа, определить рисунок кожицы, пятен на ней, степень опушенности и т. д. Метод Кэмферта оказывает большую помощь при измерениях величины небольших органов растений. Он особенно полезен для работ по плодоводству, потому что дает возможность измерить плод на дереве. Раньше такие измерения не достигали результата, так как от частого прикосновения нормальный прирост плода нарушался. Для определения увеличения поверхности части растения, например пластинки листа, недостаточно использовать мерную тесьму или фенометр. Применимым для этой цели является предложенный Моргеном метод планиметросветокопии (Lichtpaus-Planimeter-Methode). Под лист подводится светочувствительная бумага на целлюлозной пластинке, к которой с одной стороны на петлях прикреплено стекло, слегка прижимающее лист к бумаге. Дневной свет проникает через стекло и освещает светочувствительную бумагу. После проявления на ней ясно обозначена листовая пластинка в натуральную величину, размер которой измеряется планиметром. Несмотря на то что лист зажимают между двумя пластинками, он не повреждается даже при сильном ветре. Этот метод оказался очень подходящим для систематического измерения прироста пластинки листа. С помощью этого метода возможно дальнейшее изучение хода роста растений и определение влияния отдельных факторов роста. Так, например, Морген отметил влияние искусственного орошения на прирост листьев молодых яблонь. Точность подобных измерений настолько велика, что удается отметить прирост за сутки. Эти измерения могут оказаться полезными и в практике при разведении растений и уходе за ними.

Желательно было бы, кроме известных в настоящее время способов измерения, изобрести способ точного измерения объема растущих органов растения. Для этого, например, можно было бы растущие плоды систематически погружать в жидкость. По материалам измерений, особенно производимых по методам Кэмферта и Моргена, можно получить средний суточный прирост растений, характеризующий развитие всего растительного сообщества данной местности. Исследования Моргена показали, что это возможно. Судя по наблюдениям в Трире, для измерения прироста листьев особенно пригодны яблони, четко реагирующие на изменение условий погоды. На яблонях новые листья появляются до конца лета, что дает возможность долго продолжать наблюдения.

По данным Унру, развитие листа происходит по-разному в зависимости от положения его на дереве. На осторожность, необходимую при обработке и использовании данных фенометрических измерений, указывают последние исследования Бергер-Ландефельда и Буша, а также Зимана и Унру. Нужно быть особенно внимательным, если данные фенометрических измерений предполагается использовать при изучении влияния условий погоды на факторы роста. Чтобы избежать неверных выводов, необходимо учитывать биологические особенности растений, за которыми ведется наблюдение.

В последние годы были разработаны фенологические методы, позволяющие определить и количественно зафиксировать размер суточного прироста растения или прироста за короткий отрезок времени. Для этого используются визуальные наблюдения за быстро развивающимися растениями/ у которых можно заметить суточные изменения. Хиггинс считает, что наиболее подходящим растением для таких исследований является английский скороспелый садовый горох. Было издано подробное руководство для ведения подобных наблюдений. В нем указывалось, что основными этапами развития этого растения может считаться образование узлов на стебле (ступени от 1 до 10). Для более детального изучения хода развития гороха отрезок времени между появлением двух узлов делится еще на десять частей (от 0,1 до 1), которые могут быть относительно легко определены. При наличии подобных материалов развитие гороха на заданный момент обозначается двузначным числом (например, 4,6 или 8,8).

Флекингер на Центральной станции сельскохозяйственной биоклиматологии в Версале разработал сходный способ определения отдельных фаз развития цветочных почек фруктовых деревьев. Период от начала роста совсем маленьких почек в конце зимы до опадения лепестков в конце цветения делится им на девять главных этапов, которые обозначаются заглавными буквами А, В, С и т. д. Время между двумя основными этапами делится еще на четыре отрезка, так что для точного обозначения состояния хода развития можно отмечать еще три отдельных периода, например С, С1, С2, С3, Д, Д1 и т. д. Применение таких визуальных фенометрических методов позволяет еще более детально, чем это принято в Голландии, отмечать этапы цветения плодовых деревьев.

Еще один метод был предложен работником агрометеорологического отдела Аргентинской метеорологической службы Ледесма. Он предложил фиксировать одновременно активность роста нескольких органов растения в течение короткого промежутка времени и отмеченные фенологические явления обозначать специальными значками (точка, черточка, волнистая линия), записывая их условно в форме квадрата. По числу подобных значков можно определить интенсивность роста и степень развития опытного растения. Такой способ наблюдения и фиксирования получаемых данных хорошо подходит для многолетних растений. Необходимо провести еще ряд обстоятельных исследований в этом направлении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Пособие по теме: "Фенонаблюдения ".

Тема: Фенологические наблюдения за деревьями.

Целью наблюдений является ознакомление учащихся с содержанием, методикой и организацией фенологических наблюдений за деревьями и кустарниками. Фенологические наблюдения позволяют познакомиться с сезонными изменениями растений, таким образом углубить свои знания по морфологии растений. Самостоятельная работа учащихся по ведению наблюдений за сезонными изменениями растений позволяет углубить знания, навыки и умения при изучении курса ботаники, а также весьма значительную помощь в написании исследовательских работ.

Изучение динамической по сезонам морфологии развивает навыки эколого-морфологического анализа, что необходимо понимания экологических особенностей видов и их «поведения» в различных условиях.

Сезонные явления у растений.

Одним из свойств географической оболочки Земли являются закономерно чередующиеся ежегодные изменения, воспринимаемые как смена времен года. В умеренном климатическом поясе сезонные изменения принимают форму смены холодной зимы и теплого лета. Наибольшего разнообразия сезонные изменения достигают в биосфере – мире растений и животных, вся жизнедеятельность которых определяется приспособлениями к сезонной ритмике абиотических и биотических компонентов оболочки Земли.

Система знаний о сезонных явлениях природы, о сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, называется фенологией. Этот термин был предложен в 1653 году бельгийским ботаником Ш.Мораном.

Широкое развитие фенологии как отдельной отрасли знаний стало возможным благодаря практике. Фенология приобретает новые функции благодаря созданию экологического мониторинга – комплексного решения проблем охраны и улучшения природной среды обитания человека в конкретном районе.

Всем организмам свойственна периодичность жизненных процессов. Она проявляется в погодичном, сезонном, и суточном ритмах. Периодическая смена времен года в умеренном климате наложила глубокий отпечаток на жизнь растений, которые в неблагоприятное время года резко снижают жизнедеятельность, впадая в относительный покой. Чередование активной жизни и покоя вызывает изменения облика растений по сезонам. Цикл сезонного развития растений состоит из закономерно сменяющихся друг друга морфологически различных этапов. Рост побегов и его прекращение, появление и опадание листьев, цветение, плодоношение, рассеивание плодов – все это хорошо заметные в природе явления обуславливают изменения картины окружающего нас мира. Кроме этих хорошо видимых явлений, происходят трудно уловимые глазом процессы внутрипочечного роста, формообразования, накопления надземной и подземной массы и ее отмирания, которые тоже идут ритмично и составляют собственно жизнь растений и их сообществ.

Количество ритмически меняющихся явлений в жизни растений огромно. Фенология отбирает такие из них, которые можно достаточно регистрировать и использовать в качестве сигналов годичного круга природы. Такие объекты наблюдений называют феноиндикаторами. Целями феноиндикации служит, например, регистрация цветения некоторых растений.

Фенологические сезоны и фенофазы растений

Каждому сезону свойственны свои сезонные явления. Качественно отличные этапы годичного круга природы с взаимосвязями между ее компонентами и со специфическими сезонными явлениями называются фенологическими сезонами.

Для растений характерен период активной жизнедеятельности, который иначе называется вегетационным периодом. Для многолетних растений используют понятие период активной вегетации, так как у них начало и конец вегетационного периода трудно установить. Период активной вегетации определяется началом и концом видимых ростовых процессов, массовым отмиранием зеленых частей и других легко регистрируемых процессов. Сезонные изменения растения на протяжении активной жизнедеятельности рассматривают как смену визуально различимых фенологических фаз.

Задачи и организация фенологических наблюдений и исследований

Принципы организации фенологических наблюдений определяются поставленными задачами. Проведение систематических многолетних фенологических наблюдений выходит за рамки задач организации работы учащихся на уроках биологии и экологии. Основной задачей при проведении фенологических наблюдений за растениями является изучение сезонной динамики растений, детальное ознакомление с ритмом их сезонной вегетации.

Помимо этой основной задачи в ходе проводимых наблюдений учащиеся решают целый ряд дополнительных задач, направленных на приобретение дополнительных знаний, расширение и их детализацию по биоморфологии растения. Так, наблюдения за выбранным растением осенью предполагает полное ознакомление с морфологическими и анатомическими особенностями листа, что позволяет как расширить знания учащихся об этом вегетативном органе растения, так и закрепить полученные знания в курсе ботаники.

Задачи фенологических наблюдений

  1. Ознакомление с ритмом сезонной вегетации растения.

  2. Определение и анализ жизненной формы растения.

  3. Подробное изучение морфологии листа, почки, годичного побега, цветка и соцветия, плода у наблюдаемого объекта.

Список растений для наблюдения

Для наблюдения предлагается список следующих растений.

  1. Береза повислая, бородавчатая – Betula pendula Roth.

  2. Клен остролистный или платановидный – Acer platanoides.

  3. Клен ясенелистный или американский – Acer nequndo L.

  4. Клен татарский - Acer tataricum L.

  5. Дуб черешчатый – Quercus robur L.

  6. Ясень обыкновенный – Fraximus excelsior.

  7. Вяз шершавый или горный – Ulmus qlarbanus.

  8. Осина или тополь дрожащий – populus tremolo.

  9. Липа сердцевидная – Tilia cordata.

  10. Боярышник кроваво-красный – Crataequs sanquinea pall.

  11. Яблоня домашняя – malus domestica borkh.

  12. Рябина обыкновенная – Sorbus aucuparia.

  13. Груша обыкновенная – Pyrus communis.

  14. Шиповник или роза – Rosa.

  15. Вишня обыкновенная или садовая – Cerasus vulqaris.

  16. Черемуха птичья или обыкновенная- Padus arium Mill.

(Prunus padus).

  1. Каштан конский – Aesculus hippocasta.

  2. Орешник или лещина обыкновенная – Corylus avellana.

  3. Тополь - |Polulus.

  4. Лиственница сибирская – Larix sibirica ledeb.

  5. Ель европейская – Picea abies.

  6. Сосна обыкновенная – Pinus sylvestris.

Кроме предложенного списка можно остановить свой выбор на другом растении.

На мой взгляд, фенологические наблюдения за деревьями и кустарниками проводить для школьника несколько легче, чем за травянистыми растениями.

Рассмотрим признаки осенних фенологических фаз и методы их регистрации у древесных растений.

Листопад как фенологическая фаза регистрируется тогда, когда у наблюдаемых деревьев опадает около половины листьев. В позднеосеннем состоянии деревьев следует обращать внимание и на изменение окраски молодых побегов.

Фаза созревания плодов охватывает период от окончания цветения до того, как начнут опадать первые плоды или семена. Фаза рассеивания плодов (семян или других зачатков) начинается с момента полного созревания плодов до их опадания с дерева или поедания животными. Нередко эта фаза бывает очень растянутой и захватывает у дерева и кустарников всю зиму и часть весны.

После того, как учащийся выбрал вид растения, за которым будет проводиться наблюдение, необходимо определить и выбрать место наблюдения. Место произрастания растения должно быть типичным для изучаемого вида (лес, сад, парк и т.д.), а экземпляр растения должен находиться в условиях типичных для этого вида в данной местности. Следует выбирать растение не поврежденное и вступившее в пору половой зрелости.

Регистрация наблюдений

Для записей всех наблюдаемых явлений и данных о сроках их протекания, а также о строении растения необходимо завести дневник фенологических наблюдений. Для коррекции своих наблюдений необходимо сравнивать получаемые данные с данными, содержащимися в различных фенологических справочниках, календарях природы и пособиях по ботанике и фенологии, список которых приводится.

Кроме словесного описания наблюдаемых явлений и хода изменения фенофаз у растения, желательно давать рисунки – схемы и подробные рисунки, а также фотографии. Ведение дневника следует начать с указания вида наблюдаемого растения и полной его систематики. Затем указывается ареал изучаемого вида, долгота и широта местности, где проводится наблюдение.

Наблюдение за растениями осенью

Работу по наблюдению за растением необходимо предварить изучением литературы по данному виду растения. Начиная с сентября необходимо фиксировать сроки наиболее характерных изменений, происходящих с растением. В течение осени (сентябрь – ноябрь) необходимо отметить следующие, визуально легко наблюдаемые изменения или фазы вегетации у растения:

  1. Появление первых признаков осеннего расцвечивания листвы в кронах.

  2. Полное осеннее расцвечивание листьев.

  3. Начало листопада и поредение крон.

  4. Массовый листопад.

  5. Окончание листопада.

  6. Изменение окраски молодых побегов.

  7. Созревание плодов.

  8. Рассеивание плодов (или семян у голосеменных).

Осенняя окраска листьев.

По первым двум пунктам необходимо указать не только время начала и конца расцвечивания листьев, но и указать основной доминирующий цвет и всю имеющуюся цветовую гамму, характерную для данного вида. Уместно будет описание дополнить рисунками или цветными фотографиями как отдельных листьев, так и всей осенней кроны растения. Кроме этого следует объяснить причины изменения окраски листьев от зеленой до осенней происходящими в них процессами на уровне клеток.

Осенняя окраска листьев обычно предшествует листопаду: листья, расположенные внутри кроны, желтеют раньше, чем листья на внешней стороне деревьев, куда полностью доходит свет. Листья, которые друг друга затеняют, также часто желтеют раньше, чем незатененные. На ветке пожелтение листьев обычно происходит в такой последовательности: сначала желтеют нижние листья. Затем следуют средние и, наконец, самые молодые, расположенные на верхушке.

Осенью, кроме пожелтения листьев, наблюдается появление желто – красных, красно – лиловых и других оттенков листвы. Изменение цвета вызвано разрушением зеленого пигмента – хлорофилла и выявлением желто – красных пигментов – ксантофилла и каротина. Красно – лиловые тона обусловлены образованием антоциана и увеличением его количества в клеточном соке. Количество антоциана резко увеличивается с понижением температуры. Следовательно, в зависимости от осенних температур оттенки осенней листвы у одного и того же вида могут варьировать по годам.

Листопад.

После того, как листья достигнут предельных размеров, начинаются процессы их изнашивания, ведущие к старению и, в конце концов, к отмиранию. Видимый признак старения листа – это его пожелтение или покраснение. В тканях старых листьев накапливаются некоторые соли, откладываются во множестве кристаллы оксалата кальция. Из старого листа оттекают пластические вещества – углеводы, аминокислоты; лист «опустошается» перед опадением. Отток веществ, их перераспределение к центрам новой мобилизации можно считать одной из причин старения и опадения листьев.

У листопадных деревьев и кустарников опадение листьев на зиму имеет важное приспособительное значение. Сбрасывая листья, растения сильно уменьшают испаряющую поверхность. Листопад, или сбрасывание листьев, а иногда и целых листоносных побегов, большей частью укороченных (у тополя и ивы), представляет собой нормальный физиологический процесс, которому предшествует образование отделительного слоя. Отделительный слой формируется близ основания листа и состоит из легко расслаивающихся клеток паренхимы. По этому слою лист и отделяется от стебля, причем на поверхности будущего листового рубца заранее образуется защитный слой пробковой ткани. Лист временно держится на жилках – листовых следах, но они в конце концов разрываются под действием тяжести листа и порывов ветра, и тогда лист падает на землю.

Не всегда деревья сбрасывают все листья, в особенности часто удерживаются на зиму засохшие листья молодых дубков у которых эти листья опадают лишь весной. Из хвойных деревьев только лишь одна лиственница ежегодно теряет осенью свою хвою; у ели она остается на ветках в течение 5 – 7 лет, у сосны- 2 – 3 года.

Подготовка к листопаду идет уже с лета. Причины образования при листопаде отделительного слоя до конца не выяснены, но известно, что биологическими часами, сигнализирующими о приближении осени, оказывается изменение длины дня.

Как показали исследования русского ученого Б.С.Машкова, не только листопад, но и все процессы так называемого осеннего созревания побегов, как остановка роста и переход верхушечной почки в состояние покоя, развитие на поверхности ветвей слоя пробки, накопление запасных веществ и т.п., в очень большой степени регулируются соотношением продолжительности дня и ночи.

Осенью можно изучить лист и составить полное морфологическое описание, указав тип листорасположения, форму листовой пластинки 9цельная она или расчлененная), форму ее края, жилкование, опушение и т.п. Для морфологического описания листа можно использовать пособие по ботанике авторов: Васильева А.В.. Воронина Н.С., Еленевского А.Г. и др. [1] – cтр. 204-208. Кроме изучения морфологических особенностей листа наблюдаемого растения, можно исследовать особенности анатомического строения эпидермы листа и определить тип устьичного аппарата. Для изучения строения эпидермы и определения типа устьичного аппарата необходимо приготовить временный микропрепарат эпидермы. Эпидерма в виде бесцветной однослойной пленки снимается препаровальной иглой или срезается лезвием и помещается в каплю воды под покровное стекло. Под микроскопом изучается форма и размеры основных эпидермальных клеток и определяется тип устьичного аппарата. Рисунки и возможные типы устьичных аппаратов и их описание содержатся в 4 томе книги «Жизнь растений» [2]-cтр. 14-15.

Изменение окраски молодых побегов

Очень важным является наблюдение за изменением окраски молодых побегов осенью, что связано с образованием перидермы на поверхности побега взамен первичной эпидермы. Побег темнеет, приобретая оттенки характерные для перидермы конкретного вида растения. «Вызревшие» побеги, защищенные пробкой, подготовлены к зиме. На поверхности побега становятся четко видны чечевички. Форма, размеры и распределение чечевичек по поверхности стебля являются очень характерными для определенных видов растения. При визуальном осмотре годичного побега осенью необходимо отметить в фенологическом дневнике цвет и форму побега, размеры и число чечевичек. Путем исследования приготовленных временных препаратов поперечного среза стебля годичного побега можно изучить строение перидермы и замыкающего слоя клеток в области чечевички. При этом следует отметить число рядов клеток в феллеме и их форму, а также мощность (число слоев) замыкающего слоя клеток в чечевичке. Описание строения перидермы необходимо дополнить рисунком.

Созревание плодов. Рассеивание плодов.

Как было отмечено ранее, фаза созревания плодов охватывает период от окончания цветения до момента начала опадения первых плодов или семян. Время наступления этой фазы и ее продолжительность необходимо зафиксировать в дневнике наблюдений. Далее фиксируется время поступления и продолжительность фазы рассеивания плодов или семян. Начало этой фазы совпадает с моментом полного созревания плодов, а конец – с опадением или поеданием животными. Кроме этого плод исследуемого растения следует охарактеризовать, дав его полное морфологическое описание [1].

Литература

  1. Воронин А.Г. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М., 1988.

  2. Жизнь растений. – Собр.соч. М.. Просвещение.

infourok.ru

Организация фенологических наблюдений

ФЕНОЛОГИЯ Фенология – наука о сезонных явлениях природы – изучает календарь сезонного развития отдельных объектов природы и природных комплексов в целом. Фенология занимается изучением взаимодействия сезонных смен растительного и животного мира с окружающей средой, выявлением закономерностей этих взаимодействий с целью их практического использования в народном хозяйстве и интересах человека.

Используя многолетние систематические наблюдения, можно установить и заранее прогнозировать лучшие сроки сева, ухода за растениями, определять лучшие сроки пахоты, уборки урожая и др. Фенологические наблюдения помогают установить время борьбы с вредителями и болезнями растений, время сбора семян, сроки посева семян древесно-кустарниковых растений в питомниках, сроки посадки и т.д. Результаты фенонаблюдений используют при прогнозировании некоторых болезней, при работах по интродукции и акклиматизации растений. Результаты изучения фенологии, особенно цветения и плодоношения, используются в практике гибридизации и селекции древесных и травянистых растений.

Организация фенологических наблюдений

Организацию фенологических наблюдений за ритмикой развития растений необходимо начинать с выбора постоянных участков, на которых нужно определить объекты, за которыми будут проводиться систематические наблюдения. Это может быть пришкольный участок, участок леса, плодовый сад, луга, сквер, парк, аллея и др. Участок должен быть удобным для посещения. Участок необходимо выбирать типичные для местных природных условий.

Необходимо составить схематический план участка и окружающей местности. Все наблюдаемые деревья и кустарники желательно пронумеровать (пометить на коре, не повреждая ее) и внести в журнал под эти порядковым номером. Травянистые и кустарниковые растения подбираются в тех местах, где они встречаются в значительном количестве.

Для установления связи сезонной ритмики с погодными условиями рекомендуется использовать данные метеонаблюдений. Для этого желательно вести календари погоды. В фенологический журнал заносятся наблюдения за явлениями неживой природы (появление первых проталин, разрушение снежного покрова в лесу, на открытом месте, первый снег и т.д.) Указываются даты перехода среднесуточной температуры воздуха через 0°, +5°, +10°С и дату, когда почва оттаяла на поверхности и на глубине 10 см.

Деревья и кусарники для наблюдения следует выбирать здоровые, средневозрастные, вступившие в пору плодоношения. Одновременно необходимо наблюдать не за одним деревом или кустом данного вида, а за четырьмя-пятью. У намеченных растений нежелательно проводить мероприятия ухода (спиливать вершины, обрезать ветви), т.к. это нарушает их нормальное развитие.

Наблюдения лучше проводить во второй половине дня (многие растения начинают зацветать во вторую половину дня и т.д.).

Наблюдатель должен записывать все, не надеясь на память!

Весной с переходом температуры воздуха +5ºС наблюдения проводятся ежедневно, летом и осенью через день, зимой – один раз в месяц, в предвесенний период – один раз в неделю.

Главное, что требуется от фенологов, состоит в точном определении даты наступления того или иного явления. Если весной нет возможности проводить наблюдения каждый день, то необходимо отмечать дату , когда явление еще не наблюдалось. Это поможет более точно определить дату наступления того или иного явления.

Например, чтобы установить точную дату начала сокоджвижения у клена остролистного, березы бородавчатой, на наблюдаемых объектах в первые же дни наступления положительных температур делают шилом прокол в коре с захватом древесины с южной стороны ствола на уровне груди (1 м). Затем ежедневно следят за появлением первых капель сока из проколов. День появления отмечают в журнале как день наступления фазы сокодвижения. Рекомендуется на второй день проверить и замазать место прокола садовой замазкой или глиной, чтобы дерево не теряло сок.

Чтобы не перегружать учащихся наблюдениями, задание разделить на два человека и выбрать растения, доступные для частого посещения. Руководитель должен вести наблюдения, чтобы можно было убедиться в правильности проводимых учащимися наблюдений. Полезно один раз в 2-3 недели прослушивать сводки наблюдений. Свои наблюдения учащиеся могут иллюстрировать гербариями веточек наблюдаемого вида разных фаз развития от набухания почек и до полного опадения листьев, осенью и зимой можно оформить гербарий с указанием даты сбора каждой фазы.

Наблюдения за насекомыми помогут выяснить распространение главнейших вредителей по Республике, сроки их развития в отдельных местах и периодичность появления в массовом количестве. Наблюдения за насекомыми записывать по форме:

1. Место наблюденияй;

2. Какие деревья и кустарнки растут на участке наблюдений?

3. Пронаблюдать, какие насекомые обитают на участке наблюдения, чем кормятся?

4. Составить список насекомых данного участка, описать их по внешнему виду. Выяснить какой вред или пользу они приносят.

Фенологические наблюдения за древесными растениями (2 вида лиственных деревьев, один вид хвойных, три вида кустарников) проводить обязательно, за насекомыми по мере возможностей (2-3 вида насекомых).

Журнал сравнительные фенологические наблюдения

за дикорастущими и культурными древесными растениями

(наблюдения проводят с 1 марта по октябрь)

1. Ф.И.О. _____________________________________________________

2. Учреждение образования, класс ______________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Адрес______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Место наблюдения (район, населенный пункт, участок населенного пункта) ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Общий характер местности, где проводится фенологические наблюдения (равнина, возвышенность, холмистая местность и т.д.) ______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Какая почва преобладает в месте наблюдений (песчаная, супесчаная, суглинистая, глинистая, торфяно-болотная и т.д.) ______________________________________________________________

______________________________________________________________

7. Какие реки или другие водоемы имеются вблизи места наблюдения?

______________________________________________________________

8. Имеются ли вблизи места наблюдения леса (сосновые, еловые, смешанные и др.), луга (заливные, суходольные и др.), болота (моховые, травянистые и др.) ____________________________________

______________________________________________________________ Для фенологических наблюдений выбрать два вида лиственных деревьев, один вид хвойных, три вида кустарников.

Метеорологический дневник фенологических наблюдений

Дата Гидрометеорологические наблюдения Растения Животные (насекомые)

Фенологические наблюде6ния за растениями

Число, месяц Наблюдаемое растение Дата наступления Примечание
Начало Массовое
Карточка наблюдений за насекомыми
Название насекомого Первое появление весной Массовое появление Откладывание яиц Появление гусениц Исчезно

вение

shikardos.ru

Фенологические наблюдения - путеводитель

Удивительный мир растений

Фенологические наблюдения

Очень старым и до настоящего времени главным методом накопления информации о сезонной жизни организмов являются фенологические наблюдения, т. е. визуальная регистрация сроков наступления отдельных этапов роста и развития. . Наблюдением за сроками развития растительных организмов занимается наука фитофенология (от греч. фитон - растение). Можно проводить наблюдения за развитием отдельных органов или за циклом развития целого растения. Можно также проводить наблюдения за сезонными изменениями у растений, сроками наступления их в связи с другими явлениями природы. В этом случае создается полное впечатление о сезонной динамике природы в целом, яснее становится степень взаимосвязи всех сезонных явлений в природе. При таких наблюдениях явления располагают в календарном порядке, составляя календарь природы. Результаты наблюдений обычно выражают в виде таблиц, графиков, карт, которые очень наглядны и легко читаются (рис.1). В пределах одной природной зоны каждый этап годичного цикла характеризуется определенным, только ему свойственным набором сезонных явлений. Особенно наглядно проявляются сезонные изменения в растительном мире, поэтому среди растений выделен ряд небольших групп, которые служат индикатором каждого сезона. По ним судят о состоянии природы в данный момент, прогнозируют сроки проведения сезонных работ (сроки посева семян, подкормки растений, борьбы с вредителями и болезнями растений и пр.), мероприятий по охране природы. Наблюдения ведут за следующими сезонными фазами развития растений: набухание и раскрывание почек, облиствение, цветение (начало и конец), созревание плодов и семян (молочная, восковая и полная зрелость), осеннее расцвечивание листвы, листопад (начало и конец).

Рис.1. Фенологическая карта начала зацветания лещины и сирени обыкновенной.

На территории Русской равнины начало цветения ольхи, орешника (лещины) и мать-и-мачехи является сигналом конца снеготаяния. С этими явлениями связано начало весенней посадки деревьев. Зеленение березы указывает на разгар весны - наступление периода основных посевных работ. Разгар весны сменяется предлетьем. Фенологическими сигналами (индикаторами) начала предлетья служат начало цветения рябины обыкновенной, сирени обыкновенной, пыления сосны (высыпание пыльцы сосны из пыльников). Предлетье - период посева и посадки теплолюбивых полевых, огородных и декоративных культур, боящихся заморозков. В это время выколашивается озимая рожь. Лето наступает с началом цветения местных видов шиповника, малины, липы, татарского клена. Липа зацветает недели за две до начала уборки озимых хлебов. Начало созревания брусники знаменует спад лета. Это время уборки хлебов, грибной сезон. С началом пожелтения листьев у березы, липы наступает осень. Начинается массовая уборочная кампания на полях. Массовое пожелтение листьев у березы и липы (осень в разгаре, золотая осень) - пора первых заморозков. Завершается уборка поздних культур. Пора глубокой осени наступает с завершением листопада. Это короткий период, всего 8-10 суток. Предзимье характеризуется первым, но быстро тающим снегом.

В разные годы сроки наступления того или другого явления у растений неодинаковы. В результате многолетних наблюдений установлены средние сроки каждого явления. Сопоставление средних сроков с соответствующими данными для каждого отдельного года дает представление об особенностях хода сезонных явлений в данном году.

Наблюдения за явлениями природы используют различные отрасли народного хозяйства, так как они служат научной основой их развития. Результаты фенологических наблюдений используют при освоении новых территорий страны, при планировании размещения санаториев и домов отдыха, при прогнозировании вспышек некоторых заболеваний (например, сенная лихорадка), при работах по интродукции и акклиматизации растений и во многих других отраслях.

Рекомендуем ознакомится: http://www.valleyflora.ru

worldunique.ru

Фенологические наблюдения

Фенологические наблюденияОсень — это закат года после яркого лета, поэтому фенологические наблюдения осенью обычно заканчивают летом. Однако в школе — учебный год начинается осенью, поэтому наблюдения за природой были организованы с тем, чтобы через зиму и весну прийти к выявлению закономерностей.

Осень — весьма сложный период в природе, как в живой, так и в неживой. Обращает на себя внимание тот факт, что календарная осень ( с 1-го сентября по 30 ноября) никогда не совпадает с осенью в природе. Это происходит потому, что существует бесконечное множество сменных сезонов — для каждого вида, для каждого организма он свой. Например для однолетнего растения осень начинается с созревания плодов и распространением семян, заканчивается полным отмиранием растения. До зимы однолетнее растение не доживает..

В русском календаре осень занимала всегда особое место. Об этом говорит тот факт, что до петровской реформы календаря 700 года, новый год начинался на Руси с 1-го сентября. Кроме того в православной церкви новолетие отмечается с 14 сентября, т.е. Первого сентября по старому стилю. Согласно гражданскому календарю осень включает 3 месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия этих месяцев в русском языке появились после принятия христианства на Руси. У русских крестьян сентябрь назывался рюинь, т.е. Ревущий из- за рева зверей (оленей), сильных осенних ветров, Октябрь -листопад, ноябрь — грудень. За осень принимают продолжительность времени со средней датой температур воздуха через 15 градусов в сторону понижения и до 0. В условиях нашей области первыми признаками осени является сбор стрижей в стаи, которые носятся в воздухе с пронзительным криком ( уже в этом году это произошло позже обычного ( с 20 августа вместо 5-9). Признаками начинающей осени являются первые отдельные, а потому хорошо заметные пожелтевшие листья березы.

Начало фенологических наблюдений пришлось на окончание подсезона «начало осени» и начало подсезона «золотая осень». Объектом наблюдений в результате исследований явились листопадные деревья: клен остролистный, клен ясеневидный, ива козья, ольха черная, ольха серая,, береза повислая,липа мелколистная, тополь, РЯБИНА, из кустарников — орешник, шиповник. Прочие виды древесных пород проявляют активные, хорошо заметные неподготовленному наблюдателю изменения лишь в отдельные промежутки времени. Опыты показали, что у древесных растений, одиноко произрастающих на открытых пространствах, площадь расположения поверхностной корневой системы совпадает с площадью опадания листьев во время листопада. Феномен листопада состоит в том, что он создает благоприятные условия для продолжения жизнедеятельности дерева в будущем сезоне, поскольку именно приповерхностная корневая система поставляет основную часть минеральных солей, необходимых растению для жизнедеятельности. Есть сведения о зависимости между средним размером листьев на основных листопадных деревьях и продолжительностью «Бабьего лета». Размер листьев напрямую зависит от количества воды, которое было доступно растению в период вегетации. Интересно, что многие народные приметы связывают между собой метеорологические и биологические эффекты разных сезонов: например, в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая основывается на многовековой практике наблюдения за наиболее заметными природными объектами. Передается из поколения в поколение и верна из четырех случаев — три. Это можно объяснить тем, что рябина цветет в мае, происходит опыление насекомыми растения. Если погода была благоприятная, то опылилось много цветов и как следствие большой урожай плодов. Таким образом не рябина определяет состояние осени, а погода в середине мая.

Таким образом, листопад, «бабье лето» и другие метеорологические и биологические объекты могут сообщить много информации о климатических особенностях своей местности, если за ними вести регулярные наблюдения. Методика фенологических наблюдений за растениями имеет своей целью обеспечить максимально возможную сопоставимость фенологических наблюдений. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает затруднительно, поскольку у разных экземпляров одного и того же вида, даже произрастающих недалеко друг от друга, он начинается и заканчивается одновременно. Осенняя раскраска листьев, которая считается основным признаком листопада, наблюдается не у всех деревьев и кустарников. У ольхи листья во время листопада зеленые и чернеют лишь только после заморозков. И точно так же не изменяют свой цвет листья сирени, они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что они уже давно уже погибли. У осины листопад начинается, кргда листья еще зеленые, осенняя раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась.

Наблюдение процесса листопада приводит нас к выводам о приспособительном характере этого процесса. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы, как не столько холодного, как более сухого времени года. Как известно, что вода, температура которой ниже +7 градусов, не доступна для всасывания корневыми волосками растения. Поэтому растение сталкивается с проблемой водоснабжения. Избавляясь от листвы, деревья прекращают непрерывный процесс испарения с листа, другой - защита деревьев от обламывания во время зимних снегопадов. примером этого может быть нынешняя зима (обвал деревьев в Подмосковье из-за сильных снегопадов)

В результате работы с литературой было установлено, что запахи некоторых растений влияют на определенные функции организмаВлияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности

Функции Стимулирующие действия Угнетающие действия
Сердечно-сосудистая система (частота пульса, артериальное давление) Боярышник, тополь, сосна, ель (летом) Дуб,береза (гниющая листва)

сосна, ель (зимой)

Дыхательная система (жизненная емкость легких, проходимость бронхов) Береза, липа Тополь, сирень (осень)

В результате исследований было выявлено, что осень явилась продолжением очень жаркого аномального лета.

Средняя температура сентября составила + 15,5 градуса,

октября - +14,

ноября - + 2,5Дневник фенологических наблюдений (осень)

Сезон года Период сезона дата Наблюдения за растениями Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями
осень 1. Начало осени

(сен-

тябрь)

С 15-

20 сентября

Начало раскраски листвы на:

-черемухе

-рябине

-тополе

-осине

начало созревания плодов рябины

количество листьев примерно равное : желтых и зеленых

Среднесуточных температур ниже +15 градусов установлено не было2 сентября — последняя гроза,

радуга

2. золотая осень 20-

25

сентября

10 октября -

25 октября

День опадения первых листьев (начало листопада)

желтые листья на черемухе, рябине день опадания первых листьев

(листья сильно пожелтели, начали опадать)

Полная раскраска листьев:

-рябина

липа

черемуха

тополь

береза

осина

Первые заморозки на почве , на лужах ледяная корка отсутствует

3. Глубокая осень (голая осень) 1 ноября Окончание листопада-

рябина

липа

черемуха

тополь

береза

(закончился листопад у осины, березы)

Последние кучевые облака , средняя температура ноября2.5 градуса
4. Пред

зимье

15-

30 ноября

Окончание листопада у сирени

Наблюдается большой урожай рябины

Установление среднесуточной температуры ниже 0

Список использованной литературы

  1. Куприянова М.к. Шенникова З.Г. «сезонные наблюдения в природе» Учебное пособие, Свердловск, Уральский рабочий 1985
  2. Скворцова М.П. «Народный календарь природы, как отражение сезонных климатических изменений Вестник, МГОУ, 2009
  3. Стрижев А.К. «Календарь русской природы, М. Московский рабочий, 1972

Фенологические наблюдения в природе в осенний период.

Работу выполнила:

Свиридова Лилия

МОУ СОШ № 43 5-А класс

Руководитель:

Колесникова Татьяна Николаевна

г. Белгород

100-bal.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта