ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ НАУЧНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. Факторы жизни растений и законы земледелия кратко
ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Страница 2 из 23
ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Зелёные растения — непременное условие существования человека и животных на земле. Они активно участвуют в круговороте веществ природы, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород, которым дышат все живые существа. За счёт энергии солнечного луча растения создают нужные человеку и животным белки, жиры, углеводы, витамины и многие другие полезные растительные продукты.
Растения тесно связаны с окружающей средой. Для нормального роста и развития растений необходимый свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества.
Свет. С помощью энергии солнечного луча растение превращает углекислый газ воздуха в продукцию растениеводства. В клетках зелёного растения непрерывно совершает синтез простых элементов в сложные органические химические соединения.
Некоторые сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь) быстрее растут в условиях более продолжительного дневного освещения, другие (просо, хлопчатник) — при коротком дне и длинной ночи. Одни растения предпочитают интенсивное освещение, другие теневыносливы. Всем культурам в посевах должна быть обеспечена определённая световая площадь.Фотосинтетическая активная радиация (ФАР), поступающая на землю в средних широтах, измеряется 1-3 млрд. ккал на 1 га. Из этого количества энергии при обычных урожаях порядка 15 ц зерновых с 1 га в течение 80-90 дней вегетации используется не больше 1% ФАР. Однако при более длительном периоде вегетации, когда получают урожаи порядка 50 ц зерна с 1 га, а также при использовании пожнивных культур и на многолетних травах можно довести использование ФАР до 3-4% и выше.
Таким образом, возможности использования солнечной энергии ещё очень далеки до предела (12-15%).
Тепло необходимо растениям для прорастания семян, синтеза соединений, передвижения пластических веществ по растению и формирования урожая.
Полевые культуры предъявляют неодинаковые требования к теплу. Так, яровой пшенице, ячменю, овсу за период вегетации необходима сумма средних суточных температур от 1500 до 2000 град. С; кукурузе, рису — от 3000 до 4500 град.; хлопчатнику — 5000 град. и больше. Для роста и развития растений губительны как низкие, так и высокие температуры.
Вода. В большинстве зелёных и свежеубранных растений содержится 75-90% воды. Растительная клетка должна быть постоянно насыщена водой. С током воды поступают в растение и передвигаются в нём питательные вещества. Вода участвует в фотосинтезе и других процессах, происходящих в растениях, благодаря ей поддерживается устойчивая температура в растении, предупреждается перегрев его солнцем. Благодаря испарению происходит непрерывный ток воды через растение. Количество воды ( в г ), расходуемой растением на образование 1 г сухого вещества, называется транспирационным коэффициентом. Величина транспирационного коэффициента зависит от вида растений и условий из возделывания. У большинства сельскохозяйственных культур он колеблется от 300 до 500 (зерновые), у некоторых возрастает до 800 и 1000 (овощные, травы).
Источников воды в неполивных условиях являются прежде всего осадки, а также грунтовые воды.
Воздух необходим растениям как источник углекислого газа для фотосинтеза и кислорода для дыхания. В целях лучшей обеспеченности углекислым газом надпочвенного слоя воздуха вносят навоз или искусственно обогащают этот слой СО (2), что возможно в теплицах, оранжереях.
Воздух служит для растений и источником азота. Все растения используют азот, попадающий в почву с осадками. Бобовые растения благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями могут использовать азот воздуха. Значительная группа свободноживущих микроорганизмов (азотфиксаторов) — бактерий, грибов и водорослей непосредственно усваивает азот воздуха, оставляя его в дальнейшем высшим растениям.
Установлены определённые закономерности во взаимоотношениях растений с окружающей их средой, получившие название законов земледелия.
Закон минимума — наиболее важный закон, впервые сформулирован немецким учёным Ю. Либихом (1803 — 1873) по отношению к питательным веществам почвы, но он появляется и по отношению ко всем факторам жизни растений. По этому закону продуктивность поля находится в прямой зависимости от необходимой составной части пищи растений, содержащейся в почве в самом минимальном количестве. Закон минимума может подтверждаться многочисленными примерами: при отсутствии снега (воды, воздуха, тепла) растения не могут нормально развиваться или же урожай их будет обусловлен тем фактором, который находится в минимуме (например, вода, питательные вещества), хотя бы все остальные факторы были в достаточном количестве.
Закон равнозначности и незаменимости факторов жизни растений также имеет весьма существенное значение. Все факторы жизни растений равнозначны, и ни один из них не может быть заменен другим. Свет нельзя заменить теплом, питательные вещества — воздухом, азот — фосфором и т.д.
Знание законов земледелия, умение из использовать в практике дают возможность неограниченного повышения урожаев, но требуют разработки такой агротехники, при которой растения наилучшим образом были бы обеспечены факторами жизни. Создание оптимальных условий для развития сельскохозяйственных культур — задача теории и практики земледелия.
Научные основы земледелия начали формироваться в XVIII в. Выдающаяся роль в истории отечественной агрономии принадлежит М.В. Ломоносову (1711-1765). Он впервые с материалистических позиций объяснил происхождение почв и предвосхитил будущие открытия о воздушном питании растений.
М.В. Ломоносов был одним из инициаторов создания в России Вольного экономического общества, которое объединяло прогрессивных землевладельцев на протяжении более 125 лет издавало свои труды.
В развитии научных взглядов в земледелии много сделали первые русские агрономы А.Т. Болотов (1738-1833), И.М. Комов (1750-1792), а затем М.Г. Павлов (1793-1840) и И.А. Советов (1826-1901).
Выдающаяся роль в развитии агрономии принадлежит Д.И. Менделееву (1834-1907), П.А. Костычёву (1845-1895), А.Н. Энгельгардту (1828-1893), чьи «Письма из деревни» высоко оценивал В.И. Ленин.
Основоположником русского почвоведения был В.В. Докучаев (1846-1903).
Биологическое направление в почвоведении развил В.Р. Вильямс (1863-1939).
Крупнейшая заслуга в создании советской агрохимической науки принадлежит Д.Н. Прянишникову (1865-1948).
selo-delo.ru
Опорный конспект лекций (2) - Лекция факторы жизни растений. Законы земледелия земледелие как наука и отрасль сельского хозяйства
РАЗДЕЛ 1. ЗЕМЛЕДЕЛИЕНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.
СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Лекция 1. ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ. ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ1. Земледелие как наука и отрасль сельского хозяйства.
2. Факторы жизни растений и их значение.
3. Законы земледелия и их сущность.1. Земледелие как наука и отрасль сельского хозяйства.
Земледелие – это наука о наиболее рациональном, экологически и технологически обоснованном использовании земли, непрерывном повышении эффективного плодородия почвы для достижения более высокой урожайности сельскохозяйственных культур при наименьших затратах труда и средств на единицу продукции.
Задача научного земледелия сводится к тому, чтобы путем воздействия соответствующими приемами на почву более полно удовлетворить потребности возделываемых сельскохозяйственных культур в факторах жизни растений, таких например как вода и питательные вещества. Немаловажным является создание необходимых условий для гарантированного устойчивого производства сельскохозяйственной продукции независимо от погодных условий.
Земледелие служит базой для всех растениеводческих дисциплин и специальных отраслей экономических наук.
Главным методом исследований в земледелии является полевой, позволяющий установить реакцию растений на приемы воздействия на почву. Наряду с полевым, для выявления закономерностей взаимоотношения растений с почвой и изучения процессов в нем, применяют лабораторный, лабораторно-полевой и вегетационные методы.
Земледелие, как отрасль народного хозяйства имеет ряд особенностей:
1. Зональность. Возделывание культурных растений зависит от конкретных почвенно-климатических условий, поэтому агротехнические приемы имеют зональный характер и ежегодно уточняются с учетом складывающихся погодных условий.
2. Сезонность. Отдельные периоды (весна, лето и осень) бывают очень напряженными, требуют много рабочих рук и техники.
3. Объект труда в земледелии – поля севооборотов. Здесь преобладают тяговые и подвижные процессы (обработка почвы, вывозка и внесение удобрений и т.д.).
4. Основное средство производства – земля, которая от других средств отличается ограниченностью. Ограниченность земли обязывает земледельца постоянно улучшать ее.
5. Это единственная отрасль, которая существует только за счет солнечной энергии.2. Факторы жизни растений и их значение.
Факторы жизни растений, без которых невозможна их жизнедеятельность подразделяются на земные и космические. Космические практически не регулируются в земледелии. К ним относятся:
1. Свет. Свет обеспечивает необходимую энергию, которую растения используют в процессе фотосинтеза для образования органического вещества. Однако растения используют не все лучи солнечного света, а с длиной волны 380-710 Нм (10-9 м). Этот участок оптического излучения обеспечивает фотосинтез растений и получил название фотосинтетически активная радиация (ФАР). Культурные растения используют лишь незначительную часть ФАР – 0,5-2,5 %. Наивысшим фотосинтетическим потенциалом обладают растения при площади листовой поверхности 40 000 м2/га.
Культурные растения предъявляют различные требования к продолжительности и интенсивности освещения. Одни требуют более длительного освещения – это культуры длинного дня (пшеница, рожь, овес, ячмень). Другие ускоряют плодоношение при менее продолжительном освещении – это культуры короткого дня (просо, кукуруза, гречиха).
Хотя свет не относится к факторам, регулируемым земледелием, однако существуют приемы позволяющие более полно использовать солнечное излучение:
1) направление рядков с севера на юг (увеличивает урожайность на 2-3 ц/га по сравнению с размещением с запада на восток). 2) норма высева. 3) способы посева (узкорядный, широкорядный, гнездовой). 4) своевременное прореживание. 5) борьба с вредителями, болезнями, сорняками. 6) искусственная освещенность.
2. Тепло. Главный источник тепла – солнечная радиация. Из всего количества тепла почва поглощает 43 % и излучает примерно 24 %. Лишь 1 % этой энергии участвует в процессе фотосинтеза. В течение вегетационного периода растений, на территории Республики Беларусь на 1 см2 поверхности почвы приходится за 1 сутки 1 ккал. тепла.
Растения предъявляют различные требования к теплу. По этому показателю они подразделяются на6
а) теплолюбивые (семена прорастают при температуре +8-12 0С и требуют суммы активных температур 3000-40000С)
б) холодостойкие (семена прорастают при температуре +2-5 0С и требуют суммы активных температур 1200-18000С).
Среди холодостойких выделяют морозоустойчивые (способны переносить температуры -18-24 0С) – озимые многолетние травы. Для каждой фазы развития и роста существуют для культур свои минимумы, оптимумы и максимумы температур.
Незначительному регулированию подлежит лишь температурный режим почвы: 1) увеличение влажности (полив) способствует снижению температуры. 2) снегозадержание. 3) использование навоза, компостов. 4) мульчирование. 5) искусственный обогрев. 6) теплицы, парники.
Земные факторы жизни регулируются и благодаря им можно создавать оптимальные условия для роста и развития растений.
1. Вода. В большинстве зеленых и свежеубранных растений содержится 75-90 % воды. Например, в семенах содержится 7-15 %, в стеблях до 50%, листьях, корнях, клубнях до 75-93 %.
Поступающая вместе с питательными веществами вода в растении используется не полностью. Установлено, что из 1000 частей воды прошедшей через растение только 1,5-2,0 части расходуются на питание, остальная испаряется через листья. Растительная клетка должна быть постоянно насыщена водой. С током воды поступают в растения и передвигаются питательные вещества. Вода участвует в фотосинтезе и других процессах, поддерживает температуру в растении (не дает перегреваться растениям).
Количество воды (в г.), расходуемой растением на образование 1 г. сухого вещества называется транспирационным коэффициентом. Величина ТК зависит от вида растений и условий их возделывания. У большинства сельскохозяйственных культур он колеблется от 300 до 500 (зерновые), у некоторых возрастает до 800 и 1000 (овощные, травы). Источником воды в неполивных условиях являются осадки и грунтовые воды.
Регулировать водный режим возможно путем осушительно-осушительных мелиоративных мероприятий:
1. осушением заболоченных земель.
2. воздействие на микроклимат древесных насаждений и искусственных водоемов.
3. накопление, сохранение и рациональное использование влаги в почве.
2. Воздух. Он необходим как источник кислорода для дыхания растений и почвенных м/о, а также как источник углекислого газа, используемого в процессе фотосинтеза. Воздух служит для растений и источником азота.
Оптимальное содержание в пахотном слое воздуха – для зерновых 15-20 %, для пропашных 20-30 %, для многолетних трав 17-21 %. Благоприятное для растений содержание кислорода в почвенном воздухе 7-12 %, углекислого газа, примерно, 1 %.
Количество и состав почвенного воздуха можно регулировать, изменяя содержание влаги в почве путем ее рыхления или уплотнения. Состав почвенного воздуха регулируют внесением органических удобрений, что приводит к повышению концентрации углекислого газа и снижению концентрации кислорода. Наилучший воздушный режим для большинства сельскохозяйственных культур: примерно 25 % воздуха от общего объема почвы.
3. Питательные вещества. В процессе роста и развития растения потребляют из почвы разные элементы питания, которые по количеству их потребления разделяются на макро- и микроэлементы.
К макроэлементам относится углерод, кислород, водород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо, сера. Микроэлементы: бор, марганец, медь, цинк, молибден, кобальт. Макроэлементы требуются в больших количествах, микроэлементы – в меньших. Углерод, кислород и водород растения потребляют из воздуха, остальные элементы – из почвы.
Использование элементов питания растениями зависит от факторов: влажности, температуры почвы, освещенности, доступности, возраста растений. Отличительной особенностью с.-х. растений является то, что максимальное потребление питательных элементов приходится на конкретный период развития. У зерновых – это фаза выхода в трубку – колошение, у зернобобовых – цветение - бобообразование. Поэтому недостаток питания в эти периоды снижает продуктивность растений.
Недостаток элементов питания восполняют внесением органических и минеральных удобрений, возделыванием бобовых культур.3. Законы земледелия.
Воздействие всех факторов на жизнь растений – явление сложное и многообразное, поэтому всегда оно являлось объектом пристального изучения. В результате чего, появилась возможность сформулировать ряд закономерностей действия факторов, как законы земледелия. Законы земледелия – выражение законов природы, проявляющихся в результате деятельности человека по возделыванию с.-х. культур. Они раскрывают существующие связи растений с условиями внешней среды и определяют пути развития земледелия.
- Закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений. Согласно ему, для нормальной жизнедеятельности растений должен быть обеспечен приток всех факторов как земных, так и космических. Проявление этого закона носит абсолютный и относительный характер. Абсолютное значение выражается в том, что в каком бы количестве факторов не нуждалось растение, отсутствие любого приводит к снижению урожайности или гибели. Однако, в конкретных производственных условиях, этот закон приобретает относительное значение. Т.к. затраты на обеспечение растений различными факторами не одинаковы.
- Закон минимума. Сформулирован в 1840 году Юстусом Либихом. Закон гласит «Продуктивность поля находится в прямой зависимости от необходимой составной части пищи растений, содержащейся в почве в самом минимальном количестве». Он считал, что рост урожая прямо пропорционален увеличению количества фактора, находящегося в минимуме.
Наглядно этот закон выражается в виде «Бочки Добенека», клепки которой условно обозначают различные факторы жизни. Пунктирной линией показан максимально возможный урожай при оптимальном наличии всех факторов. Однако фактический урожай определяется высотой самой низкой клепки, или количеством фактора, находящегося в минимуме. Если заменить данную клепку, то уровень фактора будет определять другая клепка, которая окажется минимальной по высоте и т.д.Поэтому, учитывая действие закона минимума, необходимо в первую очередь проводить мероприятия, которые будут воздействовать на фактор, находящийся в данный момент в относительном минимуме (например снабжать растения влагой при ее недостатке). В то же время необходимо учитывать другие факторы, которые могут оказаться в минимуме после удовлетворения потребности растений в первом факторе и предусмотреть мероприятия, направленные на регулирование факторов, которые находятся во втором и последующих минимумах.
Значительно позже, на основании опытов, проведенных Майером, Гильригелем и другими учеными, Сакс сформулировал закон минимума, оптимума и максимума. Он гласит так «Величина урожая определяется фактором, находящимся в минимуме. Наибольший урожай осуществим при оптимальном наличии фактора. При минимальном и максимальном наличии фактора урожай невозможен». Смысл состоит в том, что наибольший урожай может быть получен при оптимальном количестве фактора: уменьшение или увеличение его ведет к снижению урожая. Это хорошо прослеживается на примере любого фактора.
- Закон совокупного действия факторов жизни растений. Все факторы жизни растений действуют не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии. Установлено, что в соответствии с эти законом действие отдельного фактора, находящегося в минимуме тем интенсивнее, чем больше других факторов есть в оптимуме.
В производственных условиях с изменением воздействия на растения одного из факторов неизбежно нарушается возможность в условиях продуктивного использования других. Исходя из этого закона все мероприятия, направленные на повышение эффективности использования земли необходимо осуществлять комплексно. Комплекс условий должен представлять единое целое, т.к. воздействие на один из элементов непрерывно повлечет за собой необходимость воздействия и на все остальные.- Закон плодосмена. Сущность его заключается в том, что более высокие урожаи получаются при чередовании культур в пространстве и во времени, чем при бессменных посевах. В основе этого закона лежит закон единства и взаимосвязи растительных организмов и условий среды. Необходимость чередования культур на полях обуславливается тем, что культуры по разному оказывают влияние на: 1) свойства почвы и окружающую среду; 2) агрофизические свойства почвы, водный, воздушный, тепловой и пищевые режимы; 3) на почвенную микрофлору и интенсивность развития отдельных групп м/о. На основе этого закона разрабатываются принципы построения севооборотов.
- Закон возврата питательных веществ. Сформулирован в 1840 г. Либихом. Суть закона: «Основное начало земледелия состоит в том, чтобы почва получила обратно все у нее взятое. Это неизменный закон природы». Тимирязев назвал этот закон величайшим приобретением науки. При систематическом отчуждении урожая с поля и без возврата использованных урожаев элементов питания и энергии теряется почвенное плодородие. Согласно этого закона при нарушении баланса усвояемых питательных веществ в почве в результате их потерь или вследствие выноса с урожаем его необходимо восстанавливать путем внесения удобрений.
- Закон прогрессивного роста эффективного плодородия почв. Суть его в непрерывности увеличения продуктивности почв при одновременном повышении их плодородия, росте продукции растениеводства с единицы площади с наименьшими затратами. Одним из непременных условий эффективного действия этого закона является строгое соблюдение других законов земледелия, особенно закона возврата питательных веществ.
Таким образом, руководствуясь законами земледелия, необходимо практически применять систему агротехнических мероприятий с учетом требований растений к конкретным условиям среды.Лекция 2. ПОЧВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ1. Понятие о почвенном плодородии. Категории почвенного плодородия.
2. Показатели почвенного плодородия. Пути их регулирования.
3. Почвообразовательный процесс на территории республики.
4. Основные типы почв на территории Беларуси.1. Понятие о почвенном плодородии. Категории почвенного плодородия.
В соответствии с современными представлениями под плодородием следует понимать способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла, благоприятной физико-химической средой, необходимой для роста и развития растений.
В научной литературе различают 3 категории плодородия: естественное или природное; искусственное или эффективное; экономическое.
В настоящее время целесообразно использовать следующие категории:
Естественное. Формируется в процессе развития почв под влиянием факторов почвообразования.
Искусственное. Это то плодородие, которым обладает почва в результате деятельности человека (применение удобрений, обработка почвы и т.д.). Зависит от уровня развития науки и техники.
Потенциальное. Это суммарное плодородие почвы, определяемое ее свойствами, приобретенными в процессе почвообразования и созданными или измененными человеком.
Эффективное. Это та часть потенциального плодородия, которая реализуется в виде урожая растений при конкретных условиях. Оно зависит от степени мобилизации с помощью агротехнических приемов элементов потенциального плодородия и от эффективности дополнительно привнесенных факторов роста и развития.
Относительное плодородие почвы в отношении к определенной группе или виду растений. Т.е. почва может быть плодородной для одних и бесплодной для других растений.
Экономическое. Это оценка земли в связи с ее потенциальным плодородием и экономическими характеристиками участка (расстояние от дорог, центров энергоснабжения, водоемов и т.д.)
Наряду с понятием «плодородие» в литературе используется термин «окультуривание». Окультуривание – это процесс изменения важных природных свойств почвы в благоприятную сторону путем научно обоснованного применения агромелиоративного комплекса (мелиорация, известкование, внесение удобрений и т.д.) В современном земледелии понятие «окультуривание» применимо к вновь осваиваемым почвам с очень низким естественным плодородием. 2. Показатели почвенного плодородия. Пути их регулирования.
Выделяют три группы факторов или показателей плодородия: биологические, агрохимические и агрофизические.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛОДОРОДИЯ:
а) Содержание в почве гумуса. Гумус является важным показателем уровня плодородия почв. Он служит источником пищи и энергии для м/о. С увеличением количества гумуса улучшаются физико-химические свойства почвы.
б) Содержание органического вещества. Органическое вещество обеспечивает более высокий и стабильный уровень азотного питания растений, создает условия для равномерного распределения влаги, питательных веществ. Основной источник органического вещества – растительные остатки (надземные и подземные). В условиях Беларуси в почву с растительными остатками поступает 2,5-3,5 т сухого органического вещества на 1 га. Это обеспечивает 0,5-0,6 т. гумуса на 1 га. По количеству органического вещества, оставляемого после уборки, основные культуры можно разделить на 3 группы: 1. Многолетние травы (оставляют максимальное количество органического вещества). 2. Однолетние зерновые и зернобобовые культуры сплошного сева. 3. Пропашные культуры (оставляют наименьшее количество органического вещества).
в) Деятельность почвенных м/о. Важная функция почвенных м/о – создание прочной комковатой структуры пахотного слоя почвы, и, как следствие, создание благоприятного водно-воздушного режима почвы.
г) Чистота почвы от семян, органов вегетативного размножения, возбудителей болезней, вредителей.
АГРОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛОДОРОДИЯ:
а) Поглотительная способность почвы.Хорошо окультуренные почвы имеют высокую емкость поглощения.
б) Реакция почвенного раствора. Оптимальная реакция почвы обусловлена биологическими особенностями культур, свойствами почвы, водно-воздушным режимом. Наибольший сбор урожая можно получить при рН 5,6-6,5. В условиях РБ в качестве оптимальной для легких дерново-подзолистых почв принят рН 5,7-6,1; для тяжелых 6,5; для торфяных 5,1.
в) Наличие в почве питательных веществ. Содержание азота связано с наличием органического вещества. Средние запасы азота на суглинистых почвах 2,7-4,0; супесчаных 2,2-3,2; песчаных 2,1-2,6 т/га. Оптимальные параметры содержания подвижного фосфора для д.п. суглинистых 26-30 мг/100 г почвы; супесчаных – 21-25; песчаных 16-20. Оптимальные параметры содержания подвижного калия на суглинистых почвах – 20-25; песчаных и супесчаных 18-24; торфяных 80-120 мг/100г почвы.
АГРОФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
а) Гранулометрический состав. Это относительное содержание в почве фракций механических элементов. Среди механических частиц (элементов) почвы выделяют физический песок (частицы более 0,01 мм) и физическую глину (частицы менее 0,01 мм). Выявлено, что урожайность с.-х. культур зависит от гранулометрического состава почвы, в частности от наличия в почве физической глины. Оптимальное содержание ее для различных культур неодинаково, но если рассмотреть этот показатель для севооборота в целом, то оптимальное содержание физической глины составляет 30-35 %. В зависимости от гранулометрического состава различают : песчаные и супесчаные – это легкие почвы и тяжелосуглинистые и глинистые почвы – это тяжелые почвы. Лучшими для с.-х использования являются легкосуглинистые и среднесуглинистые (богаче гумусом, питательными веществами, влагоемкостью, благоприятными режимами).
б) Общие физические свойства (плотность твердой фазы, объемная масса, пористость). Плотность твердой фазы – отношение массы ее твердой фазы к массе воды в том же объеме при температуре +4 0С. Значение ее зависит от содержания в почве гумуса. Оптимальное значение 2,6 г/см3. Плотность почвы – масса единицы объема абсолютно сухой почвы, взятой в естественном сложении. Пахотный слой считается рыхлым, если плотность не превышает 1,15; плотным 1,15-1,35; очень плотным – выше 1,35 г/см3. Пористость (скважность) – суммарный объем всех пор между частицами твердой фазы почвы, выражающийся в % от общего объема почвы. Наиболее благоприятное соотношение между твердой фазой и порами у д.п. почв 1:1. Оптимальные условия: некапиллярная пористость 55-60 % от общей пористости. Если менее 50 %, то резко ухудшается воздухообмен, происходит развитие анаэробных процессов. Если выше 65 %, то снижается водоудерживающая способность, ухудшается обеспечение растений влагой.
в) Физико-механические свойства. (пластичность, липкость, набухание, усадка, связность, твердость, удельное сопротивление).
г) Структура – это совокупность агрегатов различной величины, формы и качественного состава. Структурность – способность почвы распадаться на почвенные агрегаты. С агрономической точки зрения ценной считается мелкокомковатая структура с почвенными агрегатами 0,25-10 мм, а для д.п. почв с размером почвенных агрегатов 0,5-5 мм.
д) Водные свойства. Водоудерживающая способность – это способность почвы удерживать то или иное количество воды, обусловленное действием сорбционных и капиллярных сил. Влагоемкость – наибольшее количество воды, которое способна удержать почва теми или иными силами. Водопроницаемость – это способность почвы впитывать и пропускать воду. Водоподъемная способность – свойство почвы вызывать капиллярный подъем воды.
Выделяют методы биологического, химического и физического воздействия на почву для повышения ее плодородия и окультуривания.
Биологический метод заключается в регулировании процессов синтеза и разложения органического вещества в почве, правильном подборе растений и сортов, правильном чередовании культур в севообороте. Регулировать баланс органического вещества можно: а) используя посевы многолетних трав – это способ обогащения почвы азотом. Выявлено, что на 1 т сена в виде корневых и пожнивных остатков 10-15 кг азота оставляют многолетние травы. Б) разложение органического вещества в почве усиливается при более глубокой и своевременной обработке почвы.
Химический метод предусматривает применение минеральных удобрений, известкование, гипсование почвы, обогащая при этом почву питательными веществами, изменяя реакцию почвенного раствора, интенсивность и характер м/б процессов.
Физический метод направлен на изменение основных агрофизических свойств почвы (строение, плотность, пористость, структурное состояние пахотного слоя почвы). Способы воздействия на почву: обработка почвы, приемы регулирования водного, воздушного и теплового режимов, включая мелиоративные мероприятия.
Наиболее эффективные результаты можно получить лишь тогда, когда умело сочетаются все три метода.
topuch.ru
ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ НАУЧНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
ЛЕКЦИЯ 2. ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ НАУЧНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Растения тесно связаны с окружающей средой, и для нормального роста и развития растений необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества.
К.А. Тимирязев неоднократно подчёркивал, что высшего урожая растение достигает при непрерывном притоке всех необходимых факторов жизни в оптимальном количестве и в соответствии с потребностями каждого вида и сорта. Д.Н. Прянишников также отмечал, что действие каждого из необходимых факторов жизни растений зависит от количества и интенсивности других факторов и от их совокупного действия на растение.
Ни один фактор не может быть заменен другим, и по своему физиологическому действию все они имеют равное значение для жизни растения. Нельзя, например, свет заменить теплом, а влагу – питательными веществами; для растения все факторы жизни одинаково важны.
Урожай растений ограничивается тем фактором, который оказывается в минимуме, он станет возрастать лишь при оптимальном количестве каждого жизненного фактора.
Таблица 3
Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур
Группа культур по характеру использования получаемой продукции | Биологические группировки | Полевые культуры |
1. Зерновые | Зерновые хлеба (озимые и яровые) Зерновые хлеба яровые и растения других семейств Зернобобовые | Пшеница, рожь, ячмень, гречиха Кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха Горох, кормовые, бобы, чечевица, чина, нут, фасоль, соя, люпин |
2. Корнеплоды, клубнеплоды, бахчевые | Корнеплоды Клубнеплоды Бахчевые | Сахарная свекла, кормовая свекла, морковь, брюква, турнепс Картофель. земляная груша (топинамбур) Арбуз, дыня, тыква |
3. Кормовые культуры | Бобовые травы многолетние Злаковые травы многолетние Бобовые травы однолетние Злаковые травы однолетние | Клевер, люцерна, эспарцет и др. Тимофеевка, овсяница, житняк и др. Вика, сараделла и др. Суданская трава, могар, райграс |
4. Масличные и эфиромасличные культуры | Масличные Эфиромасличные | Подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, рыжик, клещевина, кунжут, мак масличный, арахис, перилла, ляллеманция Кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный |
5. Прядильные | Растения с волокном на семенах Лубоволокнистые | Хлопчатник Лен, конопля, кенаф |
6. Наркотические | | Табак, махорка |
Свет. Одна из главных задач растениеводства – рациональное использование энергии солнечных лучей. На свету, используя лучистую энергию солнца, растения при помощи хлорофилла могут создавать из неорганических веществ органические. Процесс усвоения зелеными растениями световой энергии и использование ее для образования органических веществ из углекислого газа и воды называют фотосинтезом: 6СО2 + 6Н2О > С6Н12О6 + 6О2. Этим растения коренным образом отличаются от всех других организмов на Земле, являющихся потребителями органических веществ.
Решающую роль для роста, развития и урожая сельскохозяйственных культур играют интенсивность и спектральный состав света, а также продолжительность светового дня.
Спектральный состав света влияет на рост и развитие растений. Красные и оранжевые лучи – основной вид энергии для фотосинтеза, они задерживают переход к цветению. Синие и фиолетовые участвуют в фотосинтезе, стимулируют образование белков, морфогенез, переход к цветению растений короткого дня, замедляя развитие растений длинного дня. Желтые и зеленые лучи минимально физиологически активны. Длинные ультрафиолетовые лучи задерживают вытягивание стебля, средние – повышают холодостойкость, способствуют их закаливанию и т.д.
Отношение растений к длине дня называют фотопериодизмом. Одни культуры (просо, сорго, рис, огурец и т.д.) нормально развиваются только при коротком дне, их развитие задерживается при увеличении дня свыше 10–12 ч. Длиннодневные (рожь, овес, пшеница) не цветут при коротком дне (менее 16–18 ч). Таким образом, свет – не только источник энергии, необходимой для создания и накопления биологической массы, он одновременно регулятор роста и развития.
Для получения высоких урожаев необходимо создавать посевы оптимальной структуры, наиболее полно поглощающие и использующие солнечную радиацию. Основными органами поглощения солнечной энергии служат листья. Поэтому необходимо создавать посевы с оптимальной площадью листьев. Оптимальной структурой обладают посевы, в которых площадь листьев быстро увеличивается до 40 тыс. м2/га и долго сохраняется на данном уровне, т.е. они имеют высокий фотосинтетический потенциал (ФП), м2/га за день. Для определения возможного урожая необходимо знать чистую продуктивность фотосинтеза (ЧПФ) – количество абсолютно сухого вещества, синтезируемого 1 м2 листьев за сутки. В продуктивно работающих посевах ЧПФ достигает 5–7 г/м2 в сутки.
Для регулирования освещенности посевов применяют соответствующую агротехнику. Большую роль играет направление рядов к сторонам света. При направлении рядов с севера на юг урожай зерновых на 0,2–0,3 т/га выше, чем при расположении с запада на восток, в результате лучшего освещения растений утром и вечером и затенения их друг другом в жаркие полуденные часы.
Норма посева – важный фактор в формировании густоты стояния растений на единице площади. Занижение и завышение нормы посева существенно влияют на формирование площади листьев и в конечном счете – на урожай.
Тепло. Физиологические процессы в растении протекают только при определенном количестве тепла. Потребность в тепле различна не только у растений, относящихся к разным семействам, но у одной и той же культуры в те или иные фазы развития. Для каждой фазы роста и развития существуют свои минимальные, оптимальные и максимальные температуры. Для завершения полного цикла развития растение должно получить определенную сумму активных температур за вегетационный период. Установлено, что для нормального роста к развития большинства культур сумма среднесуточных активных температур (свыше 5˚С) должна составлять не менее 1600 ˚С в год.
Пониженные температуры культуры лучше всего переносят в фазе наклюнувшихся семян, в дальнейшем, по мере роста и развития, резко снижают устойчивость к ним. Наступление заморозков в весенний период может сильно повредить проросткам.
Агротехнические методы регулирования теплового режима для каждой зоны нашей страны могут быть не только различными, но и даже противоположными. В северных районах почти все приемы агротехники направлены на повышение температуры почвы и быстрейшее ее прогревание, а на юге – на ее снижение.
Ранневесеннее боронование и рыхление почвы усиливает её прогревание. Применение посадок и посевов на гребнях и грядах способствуют уменьшению влажности почвы и лучшему ее прогреванию в северных районах. Большое значение при регулировании температурного режима почвы имеет снегозадержание (особенно на посевах озимых культур) и посадка полезащитных лесных полос, снижающих скорость ветра и испарение с поверхности почвы.
Применение навоза, особенно в парниках, теплицах позволяет использовать тепло, выделяемое микроорганизмами при разложении органического вещества и получать раннюю рассаду овощных.
По сочетанию суммы температур (от посева до созревания) выше 10°С выделяют холодный (менее 1200°С), умеренный (1200–4000°С) и теплый (4000–8000°С) агроклиматический пояса.
Вода. Установлено, что из 1000 частей воды, прошедшей через растения, только 1,5–2 части расходуются на питание, а остальная влага испаряется через листья. Вода участвует в фотосинтезе и других процессах, происходящих в растениях, благодаря воде поддерживается устойчивая температура в растении, предупреждается перегрев ее солнцем. Испарение воды листьями называется транспирацией. Этот процесс зависит от освещенности, температуры и влажности воздуха.
Количество воды, затрачиваемое растением на образование единицы сухого вещества, называют транспирационным коэффициентом (ТК). Меньше всего ТК у просовидных хлебов (около 250), несколько выше у зерновых (500–600), самый высокий у многолетних трав (700–800).
В разные периоды роста и развития растений различная потребность во влаге. Периоды наибольшей потребности растений в воде называют критическими. Для озимой ржи, озимой и яровой пшеницы, ячменя и овса – это период выход в трубку–колошение; для сорго и просо – колошение–налив; для кукурузы – цветение–молочная спелость; для зерновых бобовых и гречихи – цветение; для подсолнечника – образование корзинки–цветение; для картофеля – цветение–клубнеобразование.
Особенно сильно отражается на всех растениях недостаток воды в период образования у них репродуктивных органов.
В исследованиях по растениеводству при учете расхода воды на создание урожая часто используют коэффициент водопотребления – расход воды (м2/ т урожая), который включает как производительный (потребление воды растением), так и непроизводительный расход (испарение с поверхности почвы).
Оптимальная влажность почвы для растений составляет 60–75% от полной влагоемкости почвы. Одной из главных задач земледелия является регулирование водного режима почвы для создания наиболее оптимального соотношения воды и воздуха в ней. Рыхлая и структурная почва впитывают значительно больше осадков, чем уплотненная. Уплотнение почвы приводит к быстрому подтягиванию влаги по капиллярам к поверхности и усиленному испарению воды.
В зависимости от влагообеспеченности территория нашей страны делится на следующие зоны:
1) зона недостаточного увлажнения – среднегодовое количество осадков (Зауралье, Юго-Восток) 150–300 мм;
2) зона неустойчивого увлажнения (ЦЧО) – 300–400 мм;
3) зона достаточного увлажнения (Нечерная зона) – 450–700 мм.
Требования к содержанию СО2 и О2 в воздухе. СО2– источник углерода для образования органических соединений при фотосинтезе. Его содержание – 0,03%. При оптимальных условиях света, температуры и водного режима растения могут использовать большее количество СО2– 0,1–0,3%, что значительно увеличивает интенсивность фотосинтеза и, следовательно, урожай. Это обстоятельство используется при выращивании культур в теплицах. В полевых условиях наличие углекислого газа увеличивают, снабжая почву органическими удобрениями.
В процессе дыхания растения потребляют кислород. В приземном слое атмосферы содержание О2 составляет 21%. Надземные части растений сполна получают кислород, но подземные части обеспечены кислородом не полностью.
Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислого газа (до 1%, иногда 2–3% и более) и меньшим – кислорода. Обогащение почвенного воздуха углекислым газом происходит главным образом в результате разложения почвенного органического вещества микроорганизмами и дыхания корней. При содержании кислорода в почвенном воздухе менее 8–12% наблюдается угнетение растений, а при уменьшении его содержания ниже 5% растения погибают. Наиболее требовательными культурами к обеспеченности кислородом почвенного воздуха являются корнеклубнеплоды, бобовые и масличные культуры; менее чувствительными – зерновые, частично снабжающие корни кислородом воздуха через воздухоносные полости.
Газообмен в почве происходит постоянно, но его интенсивность зависит от многих причин.
Все агротехнические приемы, способствующие рыхлению пахотного слоя, улучшают газообмен почвы. Они способствуют более активной микробиологической деятельности и быстрейшей минерализации органического вещества, а, следовательно, большему образованию и накоплению усвояемых питательных веществ.
Минеральное питание растений. Минеральное питание играет исключительно важную роль в жизни растений. Научившись управлять этим процессом, человек стал регулировать рост и развитие растений. Задача регулирования пищевого режима состоит в обеспечении растений в каждой фазе роста и развития элементами питания в количествах, необходимых для получения высокого урожая лучшего качества.
К необходимым для высших растений элементам (кроме углерода, водорода и кислорода) относятся макроэлементы – азот, фосфор, сера, калий, кальций и магний; микроэлементы – железо, марганец, медь, цинк, бор, молибден, кобальт.
В состав растений входят почти все известные элементы, однако, многие из них не относятся к необходимым и незаменимым.
Азот, фосфор и калий – важнейшие химические элементы, которые необходимы в большом количестве, и чаще всего именно в них растения испытывают недостаток.
Азот – входит в состав всех белков и нуклеиновых кислот и является составной частью хлорофилла. При недостатке в почве доступного растению азота листья приобретают светлую окраску. В условиях крайнего недостатка азота у растений, особенно у хлебных злаков, наблюдаются следующие признаки азотного голодания: стебли тонкие, листья мелкие, волокнистые; молодые листья имеют слишком светлую, но по мере старения приобретают желтую окраску, рост и кущение слабое.
При недостатке азота в почву вносят азотные удобрения. Лучше всего их вносить ранней весной, так как азот, прежде всего, стимулирует рост вегетативных органов растений. Излишек азота в почве так же вреден, как и его недостаток. При высоких дозах у зерновых культур запаздывают сроки цветения и созревания зерна, кроме того, стимулируется рост вегетативной массы за счет урожая зерна.
Фосфор – играет главную роль во многих ферментных реакциях, входит в состав нуклеиновых соединений, участвует в процессе фотосинтеза и в метаболизме растений.
Причина недостатка доступного растениям фосфора в почве – его низкая растворимость. Он находится в труднорастворимой форме в минералах, главным образом в апатитах, фосфорите и других соединениях. Растворимость фосфатов увеличивается в нейтральных и щелочных почвах и уменьшается в кислых. При недостатке фосфора растения медленно развиваются, у них недоразвиты корни, стебли, листья. Часто листья имеют бронзовый или пурпурный оттенок, стебли тонкие. Зерновые культуры поглощают много фосфора на ранних стадиях роста и развития, поэтому фосфорные удобрения необходимо вносить в почву в момент посева и высадки растений.
Калий – играет большую роль в синтезе аминокислот, важен для нормального хода фотосинтеза: уменьшение концентрации калия в листьях снижает скорость ассимиляции СО2. При недостатке калия в тканях растений накапливается много азота и образуется мало углеводов, вследствие чего подавляется рост корней, снижается устойчивость к низким температурам. Признаки калийного голодания – укороченные стебли, буреющие и отмирающие ткани (прежде всего края и кончики листьев), узкие морщинистые листья со скрученными краями.
Кальций – необходим для развития меристем. Он входит в состав клеточных стенок. При недостатке кальция в тканях растений в избытке накапливаются другие элементы, что нарушает обмен веществ и снижает рост и темпы развития растений.
Магний – составная часть хлорофилла. Он играет важную роль в перемещении фосфатов в растении.
Натрий – избыток натрия в почве для многих растений вреден, так как, накапливаясь в тканях, он препятствует усвоению других катионов, главным образом, кальция и магния. Однако некоторые растения гораздо лучше растут в присутствии легкодоступного натрия, чем без него. Находясь в виде поваренной соли в тканях растений, натрий способствует накоплению и удержанию воды в клетках, увеличению мясистости и, следовательно, их засухоустойчивости.
Микроэлементы. Кроме азота, фосфора, калия, кальция, магния и других макроэлементов для нормального роста и развития растений необходимы микроэлементы, поглощаемые растениями в очень небольших количествах.
Марганец – необходим для фотосинтеза и дыхания растений, он принимает участие в синтезе аминокислот, протеинов, витаминов, влияет на азотный обмен растений.
Бор – участвует в образовании и поддержании структуры межмолекулярных комплексов биополимеров, прежде всего, белков, нуклеиновых кислот, липидов. Недостаток бора сказывается на меристеме и вообще на активно делящихся клетках. Вследствие этого при борном голодании отмирают кончики корней, конусы нарастания побегов и пр.
Цинк – у растений стимулирует дыхание и входит в состав многих растительных ферментов, активизируя их действие. При недостатке цинка уменьшается активность и скорость биосинтеза нуклеиновых кислот. При цинковом голодании в тканях растений накапливается излишнее количество железа, вследствие чего появляется заболевание «розеточность-мелколистность».
Медь – содержит некоторые ферменты, принимающие участие в окислительно-восстановительных реакциях. Она влияет на азотный и углеводный обмен растений. Медные удобрения необходимы на осушенных торфяниках верховых болот, а также на других бедных медью почвах.
Кобальт – усиливает устойчивость хлорофилла, предохраняет его от разрушения в темноте, способствует активизации фотосинтеза и увеличению листовой поверхности растений. Совместно с молибденом и медью кобальт повышает активность некоторых ферментов, принимает участие в азотном и углеводном обмене растений.
Основные законы земледелия
Установлены определенные закономерности во взаимоотношениях растений с окружающей их средой, получившие название законов земледелия.
1. Закон незаменимости и равнозначности факторов жизни растений.
Вильямс: «Ни один из факторов жизни растений не может быть заменен никаким другим». То есть, к примеру, сколько ни вносить в почву удобрений, они не возместят недостаток почвенной влаги. Нельзя фосфор заменить калием и т.д., т.е. каждый фактор выполняет определенные функции в жизни растений. Независимо от количественной потребности в том или ином факторе они одинаково необходимы растению. Факторы равнозначны – нет главных и второстепенных.
2. Закон минимума, оптимума, максимума. Наивысший урожай можно получить только при оптимальном сочетании факторов. Недостаток и избыток любого (питания, света, влаги) отрицательно влияет на продуктивность растений.
3. Закон совокупного действия факторов жизни растений. Он гласит, что совместное действие факторов жизни оказывает более сильное влияние каждого из них на урожайность растений, чем раздельное применение этих факторов. Таким образом, формировать урожай можно, не только непосредственно воздействуя на тот или иной фактор, но и косвенно. Так, фосфорные и калийные удобрения значительно повышают зимостойкость озимых культур.